Старинный трехколесный велосипед

Старинный трехколесный велосипед

Велосипеды СССР

Велосипед из СССР «Школьник» 1978 года выпуска

Детский велосипед, ориентированный на мальчиков и девочек в возрасте до 10-11 лет, который предназначен для прогулочной езды по дорогам с асфальтированным или твёрдым грунтовым покрытиями. Это – один из самых популярных байков для маленьких велосипедистов, из когда-либо выпускаемых в Советские времена. Свою историю «Школьник» начал еще в 1950-х годах, а если быть точнее – в 1956 году: именно тогда стартовало его производство на мощностях Горьковского велосипедного завода. При этом стоит отметить, что ранние модели имели разделение на «мальчишечьи» и «девчачьи» (первые отличались рамой закрытого типа, у вторых же верхняя труба размещалась на более низком уровне), однако впоследствии сделали «универсальный вариант», который успешно выпускался до 1993 года.

Велосипед из СССР «Урал» 1980 года выпуска.

Спортивный Велосипед из СССР «Турист» 1988 года выпуска.

Велосипед из СССР «Спорт» 1972 года выпуска.

Производитель — Харьковский велосипедный завод имени В. И. Петровского.

Велосипед из СССР ПВЗ дамский.

Велосипед трехколесный из СССР ДКВ – 2«Ветерок».

Комбинированный велосипед ДКВ – 2 для детей от 4-х до 6-ти лет выпускался на Тульском велозаводе. Мог быстро переделываться из двухколёсного в трёхколёсный .

Устройство комбинированного велосипеда ДКВ – 2

— вилка – трубчатая, паянная;
— рама – изогнутая, из тонких труб, сварная;
— руль – жёсткофиксированный, сваренный вместе с выносом;
— колёса – стальные обода со сплошной тонкой резиной, в трёхколёсном варианте задний мост крепился в наконечники задней цепной вилки, правое колесо было ведущее с жёстким креплением к оси, левое колесо имело свободный ход;
— ведущая звезда – неразъёмная вместе с правым шатуном на шлицах;
— ведомая звезда – при двухколёсном варианте являлась правым фланцем на корпусе втулки колеса, при трёхколёсном варианте была закреплена неподвижно на ось моста;
— задняя втулка – глухая, без свободного хода, правый фланец являлся одновременно задней звездой;
— седло – детское, кожаное, регулируемое по высоте.

Технические данные велосипеда ДКВ – 2

— высота рамы – 400 мм;
— база – 730 мм;
— ширина велосипеда — 640 мм;
— ширина колеи в трёхколёсном варианте — 550 мм;
— размер колёс – 347 х 24 мм;
— передняя звезда – 28 зубьев;
— задняя звезда – 16 зубьев;
— цепь – ?;
— вес – в двухколёсном варианте 6,8 кг, в трёхколёсном 8,5 кг;
— максимальная нагрузка на велосипед – 50 кг.

Дополнительная комплектация

— колесо;
— задний мост;
— звонок;
— сумка с инструментами под седло.

Велосипед из СССР «Ветерок»

Велосипед из СССР «Левушка»

Велосипед из СССР «Малыш»

Велосипед из СССР «Весна» 1981 года выпуска.

Дорожный велосипед «Весна», модель В 801-03, со складной рамой для подростков выпускался на Атигском машзаводе недалеко от Свердловска. В СССР этот завод был одним из немногих, который выпускал велосипеды для подростков.

«Весна» предназначалась для поездок по любым типам дорог и отличалась довольно массивной рамой с трубой увеличенного диаметра, за счёт чего достигалась жёсткость конструкции велосипеда, особенно необходимая для складного варианта. Замок складывания рамы также отличался надёжностью и нестандартной конструкцией.

В отличии от других складных советских велосипедов, замок на «Весне» был штампованным. Руль также был штампованным с довольно большим выносом. Седло имело наполовину жёсткий каркас, покрытый мягким кожзаменителем.

Велосипед с завода оборудовался багажником и защитой цепи, а также подседельной сумкой с набором инструментов, насосом со шлангом и катафотами на спицах колеса и переднем крыле.

Технические характеристики велосипеда В 801-03 «Весна»

— База велосипеда (расстояние между центрами втулок колёс) — 975 мм;

— Высота рамы (расстояние между центром каретки и верхней частью подседельной трубы) — 460 мм;

— Размер шин — 533 х 37 мм (24? х 1,1/2?);

— Число зубьев передней звезды — 44;

— Число зубьев задней звезды — 19;

— Руль — поворотный с большим выносом.

— Втулка заднего колеса — тормозная со свободным ходом;

— Шаг велосипеда — 4,44 м;

— Габариты велосипеда в сложенном состоянии — 350 х 900 х 850 мм;

— Вес велосипеда (без дополнительного оборудования и принадлежностей) — 12,5 кг.

Велосипеды СССР: популярные модели прошедшей эпохи

10 mins Автор: Михаил Скворцов 2288

  • Особенности велосипедов времен СССР
  • Трехколесный друг для юных велосипедистов
  • Дорожные синглспиды советской эпохи
  • Гоночные модели для дорог и шоссе
  • Комментарии

О разнообразии велосипедов сейчас известно практически каждому. Это и мощные МТБ для туристической езды по бездорожью, трюковые BMX, высокоскоростные шоссейники, гибриды, дорожные синглспиды и скоростные модели…. Однако не всегда велик был так хорошо представлен в стольких лицах. В СССР, например, основная масса населения довольствовалась односкоростными моделями. Реже встречались скоростные модификации, а маунти-байки вообще существовали в единичных количествах.

Советские велосипеды занимают особое место: их нельзя просто взять и забыть. Более того, некоторые продолжают активно катать старого двухколесного коня, всячески совершенствуя его. Увидеть байк советского производства можно на досках объявлений. Это популярный и продаваемый товар в Сети.

Для велика времен 70-х и 80-х абсолютно нормально прокатать на себе несколько поколений, несущая конструкция и колеса сохраняют свой первозданный вид. Разумеется, при соблюдении нормальных условий хранения. Можно смело сказать, что советский байк – это своего рода музейный экспонат, раритет и повод для гордости. Окунемся в прошлое и вспомним, какие велики выпускали в те времена.

Особенности велосипедов времен СССР

Какими-то супер-отличиями советские велосипеды от нынешних не обладали, однако они сразу бросаются в глаза. Есть у них, что ли, своя магия, хранящая воспоминания давно ушедших лет. А если серьезно, то рама обычных великов представлялась в нескольких вариантах:

  • прямая;
  • выпуклая верхняя труба;
  • открытая.

Шоссейный велосипед всегда выпускался только в прямом варианте и был легче обычного синглспида. Правда, почти все байки тех времен имели больший вес по сравнению с нынешними моделями. Этот недостаток компенсировался высокой прочностью как самой рамы, так и всех остальных деталей. Недаром говорят, что велосипеды из СССР практически не убиваемые и смогут выдержать любые дорожные и погодные условия!

Рамы односкоростных велосипедов были тоньше, чем сейчас. Обязательно было наличие крыльев. Они присутствовали и на городских, и на гоночных велосипедах. Размеры колес варьировались от 20 до 28 дюймов. Впрочем, последний размер можно было встретить чаще.

Традиционно велосипед имел ножной барабанный тормоз, даже сейчас можно услышать выражение «советский тормоз». Приводился в работу движением педалей назад. Тормоз удобен, рассчитан на весь срок эксплуатации велика, по эффективности сопоставим с ободным. Тип V-brake ставился только на гоночные скоростные модели. Могли отличаться и размеры задней звезды на синглспидах: она была чуть больше, а цепь на несколько звеньев длиннее.

А вот аксессуар, который на велосипедах советских времен был исключительной редкостью – это подножка. Тем, кто пользуется этим вариантом велотранспорта, не слишком удобно парковаться. Впрочем, исправить этот недостаток и поставить подножку можно самостоятельно.

Трехколесный друг для юных велосипедистов

Учить езде на велосипеде в СССР старались с самого детства. Именно как детский и подростковый этот транспорт позиционировался долгое время, пока не вырвался на свободу и не покорил все возрастные категории.

Учить ребенка на взрослом и даже подростковом байке просто нереально, поэтому производители изначально стали выпускать специальные детские модели на трех колесах. К характерным признакам этих великов относятся:

  • задняя осевая балка рамы;
  • жесткое закрепление колес;
  • «передний привод», педали закреплены к переднему колесу;
  • задние колеса меньше переднего в диаметре;
  • ни седло, ни руль не регулируются.

Трехколесный велосипед был излюбленным транспортом для малышей: его легко освоить, на нем быстро ехать, да и здоровье активные покатушки укрепляют неплохо. Стоит упомянуть и отличное качество сборки «малюток». Они спокойно могли выдерживать не только детей, но и «тяжелых» подростков-хулиганов. Об этих велосипедах узнали и дети 90-х годов, ведь конструкция не только выдерживала любые нагрузки, но и хорошо сохранялась.

Дорожные синглспиды советской эпохи

Итак, переходим к подростковым и взрослым велосипедам. Их названия отражали не производителей, а нарицательные и собственные имена: «Школьник», «Аист», «Орленок», «Салют», «Урал», «Кама». Это еще одно веское отличие от современных велосипедов.

Школьник – это популярный двухколесный транспорт среди подрастающего советского поколения. Его история началась в 1956 году и продолжалась почти 40 лет. В лихие 90-е выпуск этой модели прекратили.

Аудитория велосипеда – дети от 10 до 13 лет. Всем известно, что подростки не слишком бережно относятся к вещам: покупают-то все равно родители. Однако, этот байк исключение. Счастливый обладатель берег его как зеницу ока, ведь велосипеды стоили по тем временам недешево, второй раз взрослые вряд ли сделали бы такой подарок. Школьник – это не совсем индивидуальный велик. Один байк мог запросто прокатить еще двоих пассажиров без поломок.

  • открытая прямая рама;
  • 20-дюймовые колеса;
  • дорожные покрышки;
  • ножные тормоза;
  • высокий регулируемый руль;
  • щиток для цепи, крылья;
  • вес порядка 10 кг.
Читайте также  Велосипед дружок трехколесный

Еще одним ярким представителем подросткового байка является «Орленок» производства Шуляйского веломоторного завода (Литва). Изогнутые трубы рамы придавали велосипеду вид круизера. Вообще, машина смотрелась красиво и аккуратно: ровный лазоревый окрас рамы и крыльев, двухцветное седло, простая форма руля.

Колеса 24 дюйма – в самый раз для подрастающего велосипедиста. «Орленок» – это потрясающая выносливость, прочность деталей и высококачественная сборка.

«Аист» – полноценный взрослый велосипед с рамой открытого типа. Кроме удобства катания, велик дарил возможность сложить себя и хранить в укромном уголке. Предназначение велика – неторопливые прогулки, поездки на работу или в магазин. Простая конструкция была доступна для освоения даже 10-летнему ребенку, что говорить о взрослом человеке.

Аисты начали свой полет еще в пятом столетии ХХ века (1947) и продолжали выпускаться вплоть до начала XXI века. Наибольший пик выпуска – вторая половина советского периода, далее марка стала сбавлять обороты. На данный момент сохранилось лишь название, ито в англоязычном варианте. Под брендом «AIST» производят велики на любой вкус: МТБ, гоночные, дорожные, детские.

«Салют» – дорожный велосипед для активных поездок по городу. Марка и общая конструкция сохранились в наше время. Встретить велик можно в любом магазине, где продаются синглспиды. Во времена СССР эти велосипеды выпускались в нескольких вариантах:

  • складная рама, средние колеса, изогнутый руль;
  • разборная конструкция;
  • ромовидная нескладная рама, прямой руль, большие колеса.

Сейчас в продаже встречается только первый вариант, а вообще старые модели «Салют» еще немало пользуются успехом в селах и райцентрах.
«Урал» – разновидность нескладного «Салюта», классический вариант односкоростного велосипеда.

Он удобен в использовании, хорошо разгоняется на своих 28-дюймовых колесах, неприхотлив на дорогах (как и все другие велосипеды из СССР), а также оснащен специальной сумочкой для хранения инструмента и лекарств. Если сравнивать какой-либо дорожный синглспид, то с «Уралом»!

А вот больше всего признания получила «Кама». Этот небольшой компактный велик был настолько прост в обслуживании и так хорошо ездил, что покупался налету и выстраивал за собой длинные очереди. Кроме поездок, «Кама» позволяла еще и совершать трюки, благодаря небольшим колесам и мобильности рамы.

Компактные колеса – это хорошая проходимость и выносливость. «Кама» больше всего подвергалась тюнингу: именно с нее вошли в моду зеркала заднего вида, свет, украшения. Впрочем, велик и сам был в отличной внешней форме: яркий окрас, узорчатая передняя звезда, плавный руль, компактный багажник. Возможно, сейчас этот велик вызовет лишь улыбку, но в свое время это он был лучший.

Гоночные модели для дорог и шоссе

В среде гоночных велосипедов выпускались следующие марки:

  • «Тахион»;
  • «Москва-80»;
  • «Спутник»;
  • «Турист».

Производство спортивных скоростных байков поглотил ХВЗ – Харьковский велосипедный завод, который существует и по сей день.

«Тахион» – мощный шоссейный велосипед, первоклассная машина для развития максимальной скорости по трассе. Внешне этот велик практически не отличается от современного гоночного аналога. Собирался преимущественно из импортных деталей, стоил очень дорого. Из-за высокой цены, куда, кроме материалов, входила и сборка, тираж этого велосипеда не превысил 400 единиц. Обладатель «Тахиона» считался настолько крутым и богатым, что даже превосходил владельца хорошего автомобиля.

«Спутник» – популярный спортивно-прогулочный велосипед. Трансмиссия включала несколько скоростей, благодаря чему байк можно было разогнать до хороших 30 – 35 км/час. Седло напоминало дорожное, а вот руль – чисто шоссейный, изогнутые бараны. Тормозная система была представлена ободным прижимным механизмом.

«Спутник» – это недешевый велосипед, но не заоблачный, как «Тахион». Его отличительная черта – это расширенный комплект: велосипед, зеркало, насос и набор инструментов.

«Москва-80» – суперлегкий и прочный велосипед, выпущенный к началу олимпиады 1980 года в Москве. Поразительный вес – 8 кг в сочетании с выносливостью – мечта любого профессионала-гонщика. Предназначение байка – спортивные соревнования. Выпуск велосипедов составляет всего 10 штук, так что широкие массы увидели его только на картинках.

«Турист» – 4-скоростной легкий велосипед для продолжительных поездок. Оснащен рулем-бараном, ободными тормозами и крыльями. Имеется багажник и специальная сумочка-органайзер для хранения мелких инструментов. В остальном это обычный шоссейник наших лет.

Пришла пора вернуться в наше время. Конечно, сейчас велосипеды намного превосходят советские по скорости, комплектации и специфике. Однако в те времена, как выяснилось, они тоже пользовались большим спросом. Возможно, именно те ушедшие модели напомнили о себе и дали толчок к развитию велоиндустрии.

Советские велосипеды для детей

Велосипеды в СССР — Советские велосипеды для детей

Советские велосипеды для детей подразделялись на три основные категории:

  1. Трёхколёсные велосипеды для детей возрастом от 3 – 5 лет. Привод на них был на переднее колесо. Шины – резиновые сплошные.
  2. Комбинированные трёхколёсные велосипеды для детей от 4 – 6 лет. Со сплошными шинами и цепным приводом на заднее колесо.
  3. Современные двухколесные велосипеды для детей от 3 – 5 лет с опорными роликами и полыми покрышками и двухколёсные для детей от 5 – 7 лет с полыми пневматическими шинами 205 х 56 мм.

Трехколесный детский велосипед ВД – 2

Выпускался в г. Саратове на на заводе велоколясок. Предназначался для детей возрастом от 3 – 4 лет. Имел лёгкую раму за счёт однотрубной сварной конструкции. Наружный диаметр переднего колеса 350 мм и 240 мм задних колёс. Руль удобной формы, сварной. Седло жёсткое . без пружин. По высоте седло и руль имели регулировки. Шины из литой резины, сплошные.

Трехколесный детский комбинированный велосипед Д – 2 с цепным приводом на заднее колесо

Выпускался опытно – экспериментальным заводом в Москве, параллельно с производством колясок. Предназначался для детей от 4 – 6 лет. Велосипед был простой по конструкции и удобный в эксплуатации. Легко переделывался из двухколёсного в трёхколёсный вариант. Имел изогнутую сварную раму из тонких труб и переднюю трубчатую вилку, изготовленную пайкой. Руль сварной, жёсткофиксированный, крепился на стержень передней вилки при помощи хомута.

При трёхколёсном варианте, задний мост закреплялся в наконечники цепной вилки. Правое колесо – ведущее жёстко присоединялось к оси, а левое имело свободный ход и вращалось свободно на поворотах. Ведущая звезда и правый шатун были неразъёмными на шлицах.

Меньшая ведомая звезда сидела неподвижно на оси моста при трёхколёсном варианте; на двухколёсном варианте она крепилась на корпус втулки заднего колеса и не имела свободного хода. Оси педалей с помощью сварки соединялись с шатунами или запрессовывались в шатун, а потом развальцовывались.

На Д-2, как и на всех детских советских велосипедах в то время не использовались шарикоподшипники. Вместо них применяли подшипники скольжения на всех трущихся узлах: оси втулок, вал каретки и оси педалей, втулки каретки и др. Передняя вилка вращалась на запрессованных с двух сторон в трубу рамы втулках. Чтобы уменьшить трение и срок службы велосипеда, все подшипники скольжения и втулки подвергались термообработке. С завода к велосипеду прилагались: сумка с инструментом, звонок, ось на заднее колесо для трёхколёсного варианта.

Двухколесный детский велосипед “Зайка – Люкс” В-623 с цепным приводом

Велосипед “Зайка – Люкс” В-623 выпускался Львовским мотозаводом и рекомендовался детям от 4 – 7 лет. Имел цепной привод на заднее колесо и опорные ролики для начинающих велосипедистов. Однотрубная открытая рама имела сварную конструкцию, руль был высоким и изогнутым. Сиденье из пластмассы со спинкой.

Руль и седло имели регулировки по высоте. На колёса устанавливались полые резиновые шины. которые не имели камер. Задняя втулка тормозная со свободным ходом. Передняя ведущая звезда имела 30 зубьев, задняя ведомая – 16.

Этот детский велосипед максимально был укомплектован и имел: задний багажник, защиту цепи и колёс, опорные ролики, декоративную фару, катафоты на заднем щитке и сигнальный рожок. Окрашивался велосипед эмалевой краской различных цветов и украшался декоративным орнаментом. Велосипед “Зайка – Люкс” имел государственный знак качества.

Двухколесный детский велосипед КВД с цепным приводом

Двухколёсный детский велосипед КВД выпускался заводом имени Кирова и был предназначен для детей 4 – 7 лет. Имел цепной привод на заднее колесо. Для детей, которые не умели держать равновесие устанавливались опорные ролики. Рама была сварная из прямых труб. Руль и седло имели регулировки по высоте. Шины пневматические, имели размер 205 х 56 мм. Сзади устанавливался небольшой багажник, а также щитки для колёс и цепи. Число зубьев ведущей звезды – 30, ведомой звезды – 16. Цепь втулочно – роликовая, размером 12,7 х 3,3 мм.

Читайте также  Пластиковый трехколесный велосипед

17 советских велосипедов, на которых все мы когда-то катались

Мы катались как могли…

«Кама». Бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ), который позже назывался «Велтой», а ныне – это бренд Forward, прямой наследник «Камы». Завод существовал с 1939 по 2006 год.

Велосипед для взрослых МВЗ В-128 «Дружба выпускался на Минском велосипедном заводе.

«Аист». Бренд Минского мотовелозавода (ММВЗ), основанного в 1947 году. Что интересно, ММВЗ существует по сей день и прекрасно производит современные велосипеды под тем же брендом – Aist, просто находится уже в другой стране, Беларуси.

Велосипед для взрослых дорожный ХВЗ 111–441 “Украина” изготавливался на велозаводе имени В. И. Петровского в г. Харькове.

Складной велосипед для подростков ЛВЗ 172-121 “Эврика-2” выпускался на Львовском мопедном заводе. Особенностью этой модели была рама с шарнирами, складывающаяся в продольной плоскости и амортизатор передней вилки.

«Турист». Бренд Харьковского велосипедного завода. Основан завод в 1923 году и существует по сей день, производя велосипеды «Украина», Tiger, Junior и ряд других.

«Школьник». Бренд Горьковского велосипедного завода, входящего в объединение ГАЗ. Предназначались «Школьники» для детей школьного возраста (как нетрудно догадаться по названию) и производились с 1956 по 1996 год. Сам завод делал велосипеды с 1940-го.

«Урал».
Ещё один бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ). Но если «Кама» была складным велосипедом, то «Урал» представлял собой почти вершину советского велостроения, тяжёлый дорожный велосипед.

«Тахион». Про этот велосипед простой советский человек знал немного. «Тахион» был брендом Харьковского велосипедного завода, под которым производились профессиональные шоссейные и трековые велосипеды для спортсменов (с 1981 по 1992 год).

«Орлёнок». Аналог горьковского «Школьника», только производившийся на Минском мотовелозаводе, а позже – ещё и Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ).

«Спутник». выпускавшийся на Харьковском велозаводе велосипед для взрослых.

«Москва-80». Крутейший и самый легендарный советский трековый велосипед, выпущенный в количестве 52 штук в 1978-1980 годах аккурат к Олимпиаде. Все работы – и конструкторские, и производственные – велись в Центральном конструкторско-технологическом бюро велостроения, а позже в Харькове начали делать «Тахионы», основанные на «Москве-80».

«Ласточка» — параллельная «Орлёнку» модель для девочек с «ломаной» рамой. Производилась на ММВЗ, ШМВЗ, ХВЗ.

Детский велосипед „Бабочка“ выпускался в г. Узловая (Тульская область). Предназначен был для детей от 4 до 7 лет. Был аналогом велосипеда КВД, выпускавшимся на заводе им. Кирова.

Детский трёхколёсный велосипед “Спарите” (“Стрекоза”) с цепным приводом производился на заводе приводных цепей в городе Даугавпилс Латвийской ССР.

Женский велосипед ЗИФ В-21В изготавливался на ПО имени Фрунзе в г. Пенза.

На каких велосипедах ездили взрослые и дети в СССР

Если сейчас от разнообразия марок и видов исполнения велосипедов рябит в глазах, то в советское время все было не так. Основная масса советских велосипедистов пользовались обычными односкоростными моделями дорожных велосипедов. Среди взрослых самыми популярными были: “Урал”, “Минск”, “Украина” и “Десна”. У детей были: “Орленок”, “Школьник”. Среди складных моделей выделялись “Салют” и “Аист”.

  1. Взрослые велосипеды с 28” колесами
  2. Велосипеды для подрастающего поколения
  3. Складные велосипеды
  4. Детские трехколесные велосипеды
  5. Спортивные и туристические модели

Взрослые велосипеды с 28” колесами

Интересно, что, за почти полувековую послевоенную историю конструкция советских дорожных велосипедов практически не изменилась.

Менялась форма руля, манера исполнения сидений, форма колесного обода, но, в общем, это был все тот же советский дорожный велосипед. Даже запчасти были взаимозаменяемыми. Поэтому, часто можно было увидеть старые модели с какими-то новыми “вставками”.

Чаще всего это были новые колеса или крылья. Менялись также педали или седло. Происходило это не так часто, ведь качество исполнения советских двухколесных машин было на очень высоком уровне. Правда, ближе к 80-м, стали изготавливать крылья из более тонкого и непрочного материала, хуже стали педали.

По мнению многих велосипедистов, самым комфортным для езды был велосипед производства Минского мотовелосипедного завода. В плане надежности в эксплуатации лучшим считался “Урал”. А вот велосипеды производства ХВЗ, которые до 70-х годов считались одними из лучших, в последующие годы сильно сдали в плане качества изготовления и стали менее популярными у любителей “крутить педали”. Это было тем более удивительно, ведь по цене они были на 10-15 рублей дороже белорусских.

Из компоновки можно было отметить, что все они были довольно похожими внешне. Тонкая рама, пара полноценных крыльев, обязательный багажник и вес в районе 15 кг. Велосипеды с колесами размером 28” были самыми распространенными, можно сказать, что их количество было гораздо большим, чем дамские и складные (20”, 24” и 26”) вместе взятые. Большой размер колес позволял комфортно чувствовать себя в любых погодных условиях, при разных дорожных покрытиях и при езде на расстояние в несколько километров. Проблемы начинались только при затяжных подъемах. Здесь была бы очень кстати функция переключения передач (что такое редуктор с планетарным переключением передач у дорожных велосипедов в нашей стране никто даже и не знал). В таких случаях велосипедист спешивался и шел, наслаждаясь окружающим пейзажем.

Велосипед «Урал»

При движении по ровной дороге средняя скорость движения, обычно, составляла 20 км/ч. Некоторые разгонялись до 25-30 км/ч, но такую скорость поддерживать долгое время было невозможно (да, и спидометров на велосипедах в то время не было). Другое дело — ехать с горки! Это было мечтой каждого велосипедиста, так же, как и езда по ветру.

Все тормозные системы были ножной барабанной конструкции (движение педалей назад), что было очень удобно и интуитивно понятно. Проблемы начинались в тот момент, когда спадала цепь, на которой и была поставлена вся конструкция. Было много случаев, когда при спуске с горы, спавшая цепь приводила к серьезным травмам велосипедиста и даже смертельным исходам. Также отличались по количеству зубьев задние звездочки (обычно, 17 или 19), что при большем числе давало возможность более легкого хода. А вот в “Минске” устанавливалась передняя звездочка с 46 зубьями вместо привычных 48. Если к этому добавить улучшенную конструкцию каретки, то становится понятным, почему эти велосипеды считались лучшими в ходу.

Такие аксессуары, как спидометры, зеркала и подножки не входили в заводскую комплектацию. Но, то что касается последних, их часто можно было приобрести отдельно и установить. Так “железный конь” приобретал более благородный вид, да и решалась проблема с парковкой в пустынном месте, где было не к чему прислонить свой транспорт.

Велосипеды для подрастающего поколения

Обычно, это были модели с размером колес от 20” до 24”, более низкой рамой, или скошенной, как у “дамки”. Это делалось из соображений безопасности, так как подростки, только постигающие азы вождения, чаще падали или теряли равновесие. Также из-за меньшего роста, непрямая посадка была для них более приемлемой.

Одним из самых популярных был “Школьник”, предназначенный для детей 10-13 лет, который начали выпускать еще в далеком 1956 году и перестали только с развалом Союза. Он имел 20-дюймовые колеса и открытую раму, хороший запас регулировки руля и защитный щиток для цепи. Это было очень актуально для подростка, ведь штанина, попавшая в цепь могла вызвать состояние глубокого шока и привести к травмам. Весил он около 10 кг и считался очень надежным транспортным средством.

Детям постарше, обычно, покупали “Орленок” литовского производства, который имел оригинально изогнутую раму и 24-дюймовые колеса. Двухцветное исполнение седла, простая форма руля и качественная сборка делали его неизменным другом детей во время летних каникул.

Складные велосипеды

Особой категорией велосипедов были складные дорожные. Они компоновались колесами размером 20” (“Аист”) или 24” (“Салют”).

Их универсальность была в том, что на них могли ездить все, от мала до велика. Дети установив минимальный подъем седла и руля, начинали ездить на удобном (без рамы) велосипеде. По мере роста, и то, и другое можно было регулировать почти до бесконечности. Женский пол также любил этот транспорт из-за отсутствия рамы и удобства посадки-высадки. Некоторые мужчины предпочитали такой велосипед по причине его разборной конструкции. Без проблем его можно было сложить и отправить в багажник автомобиля или вагон электрички. Особенно, это относилось к имеющему совсем скромные размеры “Аисту”. Конечно, длительные поездки на таком транспорте были некомфортными и утомительными. Он был скорее предназначен для близкого подъезда.

“Аисты” начали выпускаться почти сразу после войны (в 1947 году), но, и сейчас еще в строю и пользуются заслуженным уважением и спросом.

А вот велосипеды марки “Салют” выпускаются и сейчас. Как и в те времена, кроме привычной складной модели, есть такая же с нескладной рамой и с большими колесами (26 или 28-дюймовыми). Особенностью этой модели был очень удобный, красиво изогнутый руль. Пользовался огромным спросом в селах и поселках.

Читайте также  Как собрать трехколесный велосипед

Если на Украине и в Белоруссии больше любили эти марки складных велосипедов, то в России отдавали предпочтение “Каме”. Велосипед с яркой окраской был мечтой продвинутой молодежи. Не удивительно, что на эту марку одними из первых стали устанавливать зеркала, свет и различные аксессуары. Он был очень выносливым и с хорошей проходимостью на маленьких колесах.

Детские трехколесные велосипеды

Совсем маленьких детей учить езде даже на подростковом велосипеде было невозможно и, даже опасно. Поэтому, трехколесные велосипеды с прямым приводом на колесо были излюбленным транспортом всех детей Советского Союза.

Трехколесный велосипед из СССР

Несмотря на простую конструкцию, они были очень надежными и долговечными и часто передавались в семье от старшего к младшему, или к соседям. Ни руль, не седло здесь не регулировались, переднее, приводное, колесо было немного большего диаметра, была также задняя осевая балка рамы. На таком транспорте выросло не одно поколение советских детей, некоторые продолжали ездить на них даже когда вырастали (становясь на подножку сзади и отталкиваясь второй ногой от земли).

Спортивные и туристические модели

Выпуск был очень ограниченным, особенно, для моделей, предназначенных для профессионального спорта. Основные: “Турист”, “Спутник”, “Тахион” и “Москва-80”, выпущенный специально к московской олимпиаде.

Сразу стоит отметить, что если дорожные велосипеды, выпущенные на Харьковском велозаводе (ХВЗ) вызывали заслуженные нарекания, то спортивные модели украинского производства были всегда на высоте. Все завершилось тем, что выпуск специализированных спортивных велосипедов был полностью доверен этому заводу.

ХВЗ Старт Шоссе Москва 80

Лебединой песней стал, конечно же, “Москва-80”. Предназначенный для спортивных гонок, всего 8-ми килограммового веса в сочетании с неимоверной выносливостью — о таком “велике” любители такого вида транспорта могли только мечтать. Интересно, что и другой ряд моделей, выпущенных заводом к олимпиаде всегда считался наилучшим вариантом спортивного велосипеда. У многих такие марки стоят дома как реликвия, но, не меньшее количество продолжает ездить по нашим дорогам и почти сорок лет спустя, подтверждая качество изготовления.

Совсем другого качества был “Турист”, выпускавшийся на том же заводе. Отличавшийся внешне лишь обычным рулем (в отличии от загнутого “бараньего” у спортивной модели), в эксплуатации 4-скоростная модель вызывала лишь разочарования. Плохо выполненная система переключения передач часто подводила, невысокого качества были и другие комплектующие. Неудивительно, что несмотря на заметно большие объемы производства, таких моделей, в отличии от “олимпийских” уже не встретишь на наших дорогах. Он был гораздо ближе к дорожнику, компоновался обычными крыльями, багажником и подсумком для инструментов.

“Тахион” был специальным шоссейным велосипедом, который можно сравнить с современными гоночными. Из-за своей дороговизны (некоторые детали были импортного производства) он был незнаком большинству велолюбителей Союза. Был доступен только для элитных владельцев.

“Спутник” — был промежуточным вариантом между спортивной и туристической моделями. Имел изогнутый руль и хороший накат, позволяющий “выжать” из него до 35 км/ч. Седло при этом было обычного, дорожного типа. Был также недешевым по цене, но, имел расширенный комплект поставки: зеркало, насос и набор инструментов.

Особенностями таких моделей, в целом, была система переключения передач и отсутствие, по этой причине, барабанных тормозов. Тормозная система была ободного типа, как на переднем, так и на заднем колесе.

«Турист»

Многие из моделей советского периода до сих пор можно встретить на наших дорогах (причем, некоторые — еще в заводской компоновке). Нередко также встречаются объявления о продаже такой техники в интернете. Все это на практике подтверждает качество и популярность советских велосипедов. Для кого-то еще это — ностальгия по времени, “когда мы были молоды”.

Отзыв: Детский трехколесный велосипед Старт «Малыш» — Надежный велосипед из нашего детства

Велосипед оказался на мой взгляд тяжеловатым (наверное из-за металлических колес), точный его вес сказать не могу, не взвешивал. У него цельная сварная рама, с приделанными задними металлическими колесами и седлом (думаю это несъемные детали, и трогать их не буду), с прикрученным рулем на гайку, причем крепление очень надежное. В рекламе велосипеда указано, что он выдерживает вес ребенка да 25 кг, но думаю что производители все-же недооценили прочность своего изделия, наверняка такой велосипед выдержит и вес взрослого человека, но вот только боюсь, что задняя ось может прогнуться. Руль имеет довольно простую конструкцию и вертится во все стороны, правда повернуть его 360 градусов не удастся из-за его простой конструкции — будет мешаться рама, но это и к лучшему. На руле есть пластиковые рукоятки, за которые ребенку очень удобно держаться, и пластиковый фартук с клаксоном и веселой наклейкой. ребенку понравилось бибикать этим клаксоном. Фартук с клаксоном можно очень легко снять. достаточно резко но аккуратно ударить ладонью по низу фартука и он тут же выскочит из своего паза. Еще ниже находится большое металлическое колесо очень надежно закрепленное и приваренными к нему педалями, так что без сварочного аппарата снять колесо не получится. Пластиковая часть педалей очень надежно прикреплена к металлической и снять ее никак не получится, а значит педали никогда не потеряются.

К задней оси крепится небольшой, но вместительный пластиковый кузовок, прикрученный на один винт к раме. При заходах в магазин очень удобно в него складывать небольшие покупки или при простых прогулках в него можно положить игрушки для песочницы и они точно не выпадут. Само седло пластиковое, жесткое и очень простой формы и я думаю что оно во многом выигрывает у китайских больших мягких велосипедных сидений, так как ребенку очень удобно сидеть в таком седле и одновременно ножками отталкиваться от пола, так как ему еще тяжело крутить педали велосипеда. Позади седла установлена жесткая пластиковая спинка с ручкой. Поначалу я думал что спинка вообще не нужна на таком велосипеде (ребенок никогда на нее не опирается), но оказалось, что за ручку очень удобно переносить велосипед, особенно спускать его по лестнице. так что этот аксессуар является далеко не лишним.

К раме у основания седла крепится ручка для родителей. Конструкция крепления ручки очень простая и надежная, бояться что ручка вдруг выскочит не стоит. Правда пластиковая рукоятка на ручке не совсем удобная, хотелось бы побольше, но думаю что вполне можно пристроить и другую рукоятку. Чтобы снять ручку с рамы велосипеда, необходимо открутить винты на рукоятке и снять рукоятку полностью, затем отцепить систему управления рулем велосипеда и вытащить ручку через низ. Система управления рулем состоит из небольшого металлического прутка, который не сразу можно заметить на велосипеде.

Чтобы ребенку во время поездки на велосипеде было куда деть ножки, под седлом есть специальная подножка, которую также можно в любое время легко снять (крепится на двух винтах с гайкой).

Но при управлении велосипедом при помощи системы управления рулем есть один минус — родителям из-за небольшой рукоятки на ручке бывает трудновато справится с ребенком если тот начинает вертеть рулем. Но тут есть один выход — при помощи ручки (она металлическая, выдержит) надо чуть-чуть приподнять переднее колесо велосипеда, и управление снова в ваших руках.

В домашних условиях ручку и подножку с велосипеда лучше снять, что я и сделал, так как они просто мешаются ребенку и занимают лишнее полезное место. Чтобы велосипед казался еще компактнее, можно снять еще и кузовок.

Хочется отметить и безопасность велосипеда Малыш — ребенок по неосторожности несколько раз падал вместе с велосипедом, но отделывался легким испугом — конструкция велосипеда не позволяет придавить своим весом малыша.

Наш малыш, да и мы сами очень довольны эти велосипедом — удобный, надежный, мало места занимает, ребенок постепенно тренирует свои ножки. Такому велосипеду не страшны любые дороги, у нас лихо проезжал и по ямам и по ухабам и по лежачим полицейским и по траве, ну и дома хорошо катается и все выглядит как новый. Скоро второй ребенок подрастет, будем тоже катать его на этом велосипеде. Если загрязняется на улице, то его легко можно промыть в ванной под краном. Всем своим знакомым рекомендую брать такой велосипед в полной комплектации (ну кроме ограждения для ребенка — оно лишнее и не пригодится точно), все что не нужно можно за пять минут при помощи отвертки и гаечного кляча снять и поставить обратно.