Зачем велосипеду широкие колеса

Для чего предназначен фэтбайк и чем он отличается от обычного велосипеда

Фэтбайк — это, проще говоря, велосипед с большими колесами. Когда они впервые появились на рынке, кто-то обращал на них внимание хотя бы из любопытства, а некоторые и вовсе смотрели на них, как на инопланетные формы жизни.

По мере того как шло время и люди понимали их полезность, фэтбайки приобретали все больше и больше последователей. Тем не менее, многие по-прежнему не понимают зачем они нужны, но те, кто пробовал ездить на них, поняли, из-за чего весь этот шум.

История создания Фэт-байков

Они были известны с начала 1900 — х годов, однако только в 1970-х-1980-х годах они стали напоминать современные модели. До этого существовали велики, у которых 2-3 колеса были хитроумно соединены вместе, чтобы попытаться увеличить контакт поверхности с землей.

Это было до тех пор, пока изготовители велосипедных рам на Аляске не начали экспериментировать с различными частями велосипеда, чтобы сделать их эксплуатацию безопасной и удобной в течение зимы. Они начали скреплять вместе несколько ободов, чтобы использовать одновременно несколько шин.

В 2001 году дизайнер рам из Аляски по имени Марк Гроневальд, придумал для своих изобретений название “Fat bike”.

В 2011 году он смог построить полноценное транспортное средство, имеющее полный спектр функций, которые могли бы использовать современные велосипедисты.

Десять лет назад несуразные байки с большими колесами казались новинкой и считались странными, тем не менее, на сегодняшний день, они очень популярны по всему миру. По мнению некоторых велосипедистов появление Fatbike-ов это самая крупная инновация, которая встряхнула индустрию за последнее десятилетие.

Для чего нужен фэтбайк?

Можно использовать круглый год.

Фэт-байки изначально были предназначены для того, чтобы можно было ездить на нем в любое время года. На земном шаре не так много мест, где велосезон растягивается на все 12 месяцев. Подавляющее количество гонщиков живут там, где снег и лед сделали езду на великах круглый год либо не очень удобной, либо просто невозможной. Фэт-байки, возникшие в условиях холодного белого севера Аляски, быстро там прижились.

Если вы когда-нибудь хотели, чтобы велосипедный сезон длился дольше, начинался раньше или просто никогда не заканчивался, покупка велосипеда с толстыми покрышками — это волшебный ключ к тому, чтобы воплотить эти желания в реальность!

Всепогодный монстр

Некоторые люди серьезно увлекаются спортом, и никакая погода не заставит их отказаться от тренировок. Велосипеды с толстыми шинами способны приспосабливаться к любой погоде. Они не будут скользить по мокрому камню или асфальту. Они также не будут тонуть в грязи или снегу. Кроме того, поскольку они весят больше, чем обычный MTB, велосипеды с большими шинами эффективнее будут сопротивляться сильным ветрам, не подвергая опасности велосипедиста.

Покоритель экстремального внедорожья

Велосипеды с толстыми шинами обеспечивают улучшенное сцепление и тягу на самой трудной местности. Независимо от того, идет ли речь о мокром камне, грязных дорожках или снежных холмах, они доставят вас куда угодно. Гонщики используют фэт-байки, чтобы пересечь грязные, песчаные, скалистые береговые линии. Вы даже можете проехать по песчаным дюнам в пустыне. Фэт байки — хоть и разновидность горных байков, но они могут намного больше. Возможно, было бы более уместно называть этих педальных бегемотов «веловнедорожниками», поскольку они позволяют вам, в буквальном смысле, расширить границы велосипедного туризма и ездить где угодно.

Виды фэтбайков

Односкоростные (Сигл-спиды). Самый распространенный тип с неамортизированной вилкой и отсутствием возможности переключения скоростей

Электрические. Отличный вариант для городской среды. Обладает возможностью передвижения как за счет аккумулятора так и за счет встроенного АКБ. При разрядке аккумулятора электровелосипед с широкими покрышками приводится в движение при помощи собственной силы велосипедиста.

Складные. Компактный и мобильный тип, удобен при транспортировке и хранении. Отличается размером колес 20″. Из всех фэт-байков обладает наименьшей брутальностью, поэтому может рассматриваться как женский фэт байк.

Двухподвесы. Модели обладающие двойной модернизированной подвеской. Идеальный вариант для эксплуатации в условиях бездорожья.

Полноприводные. В основном такой тип характерен для электромоделей. Комплектуются двумя моторколесами, что обеспечивает наибольшую проходимость в условия рыхлых и вязких поверхностей

Трехколесные. Обычно оснащены электродвигателем и вместительным багажником и используются в качестве грузовых моделей.

Сколько стоят фэтбайки?

Фэтбайки сильно различаются по цене, в зависимости от того, из каких материалов они сделаны, брендов и других особенностей. В среднем fatbike стоит гораздо дороже, чем обычный байк, и даже дороже, чем многие горные.

Недорогие фэтбайки сейчас стоят от 20 000 рублей. Не покупайте действительно дешевую no-name модель, потому что она точно не будет надежной, а это совсем не то, что вам нужно, когда вам приходится брать байк, например, горы, где от качества транспорта может зависеть даже ваша жизнь!

Как выбрать фэтбайк?

Мы обобщили самые основные аспекты, на которые стоит обратить внимание при выборе правильного фэт байка

Материал рамы

Рамы из углеродного волокна, гораздо легче традиционных но стоят намного больше. Чем легче рама, тем дороже велик!

Размер рамы

При росте взрослого велосипедиста 1,65-1,78м правильным будет выбор рамы размером 18 дюймов. Для более высоких подойдут 20-дюймовые.

От размера колес и материала рамы зависит вес фэт байка. Легкие карбоновые модели с 20-дюймовыми колесами могут весить около 10-12 кг, а самые простые модели в районе 18 кг.

Диаметр колес

Самый распространенный размер составляет 26 дюймов, для складных моделей 20 дюймов. Обычно чем крупнее велосипедист, тем больше колесо.

Ширина и протектор покрышек

Опять же, чем больше ширина, тем дороже может быть байк. Протектор выбирается в зависимости от того, где будет эксплуатироваться двухколесный транспорт. Для города подойдут более гладкие слики или полуслики, а для бездорожья максимально широкие покрышки с агрессивным протектором

Грузоподъемность

Распространенными считаются модели, рассчитанные на вес велосипедиста до 100 кг веса. Даже надев на плечи рюкзак внушительных размеров, пользователь не нанесет вреда своему транспорту. Трехколесные электрические модели, оснащенные багажником, приспособлены для перевозки грузов до 140 кг.

Бренд

Наиболее популярными остаются американские производители, которые отличаются достаточно высокой ценой, а также непревзойденным качеством. Например CUBE или Mongoose.

Цены варьируются в зависимости от марки, универсальности на разных ландшафтах и того из каких материалов они сделаны. Стоимость некоторых моделей легко достигает нескольких сотен тысяч рулей.

Совет:
Пройдитесь по магазинам, «пощупайте» разные модели и почитайте о них отзывы в интернете, чтобы убедиться, что у вас есть хорошее представление о том, для чего вы собираетесь использовать свой байк, прежде чем купить его.

Плюсы и минусы фэтбайка

Плюсы

  • Эксплуатация круглый год, в любую погоду, на любых типах местности.

Fat-bike изначально был разработаны для езды по снегу, но прогресс в конструкции рам и деталей позволил им быть всесезонным транспортным средством. Конструкции каркаса стали больше походить на маунтинбайки, позволяя людям ездить на своем велике по экстремальным тропам и не отставать от своих друзей на обычных маунтинбайках. Большие шины дают фэт байкам возможность ездить по снегу, песку, грязи, гравию, камням, тротуару и т. д.

  • Более интенсивная тренировка
Читайте также  Настройка переднего переключателя скоростей на велосипеде

Конструкция байка тяжелее, поэтому они обеспечивают лучшую тренировку для выносливых велосипедистов, но с более коротким сроком восстановления, потому что на суставы не ложится дополнительная нагрузка (в отличие от бега).

  • Простота эксплуатации.

Зачастую, них нет разных скоростей, у них нет ничего необычного, у них просто есть велосипедная рама и очень толстые шины.

  • Лучший баланс для начинающих.

Поскольку контактная поверхность шире, толстые шины также переводятся в лучший баланс. Именно поэтому fatbike идеально подходит для тех, кто только учится ездить на велосипеде.

  • Новый способ получать удовольствие

Уникальный внешний вид и особенности фэт-байка просто делают езду на них увлекательной. Кроме того, эффективный рисунок протектора шин помогает гонщикам исследовать больше местной территории, которая может быть пригодна для езды только на велике, оснащенном более широкой резиной. С другой стороны, такие байки — это хороший повод для общения. Комичные пропорции жирных шин заставят гонщиков выделиться. Езда на велосипеде с толстыми шинами — это не скорость, а удовольствие от активного отдыха в более медленном и комфортном темпе.

Минусы

  • Фэтбайки тяжелее , чем обычные велики, а это значит, что на них очень трудно развить высокую скорость. Это также делает их менее портативными, хотя если вы имеете возможность загрузить их в автомобиль или прицеп, это не должно иметь значения.
  • К фэт байком нужно привыкать . Из-за массы велосипеда вам требуется больше усилий, чтобы крутить педали. Они полностью питаются мышцами, т.е. вы едете только так быстро, как можете крутить педали, и не быстрее
  • Высокая стоимость . Их покупка не очень целесообразна, если только вы не собираетесь много кататься в любую погоду и на любой местности.

Но они должны хотя бы попытаться это сделать. Езда на толстом велосипеде — это не тренировка на улучшение производительности и выносливости. Иногда байкерам следует забыть о тренировке и высокой скорости, чтобы побаловать себя простым удовольствием.

Фетбайк. Преимущества и недостатки

Велосипеды с толстыми колесами, или просто фэтбайки, были изобретены в 80-ых годах для езды по сложным поверхностям. Фэтбайк отличается от обычного горного велосипеда только наличием толстых резиновых покрышек и особенными вилками.

Толстые шины максимально амортизируются к поверхности и повышают комфортность поездки, поэтому производители в основном оснащают фэтбайки жесткими вилками.

Фэтбайки с мягкой вилкой:

  • Фэтбайк двухподвес.
  • Электробайки и байки из карбона и титана легче алюминиевых поэтому оснащаются мягкими вилками.
  • Односкоростной велосипед не предусмотрен под установку жесткой вилки.
  • Фэтбайки с планетарной системой.

Преимущества и недостатки моделей с широкими шинами

Как и любая конструкция широкие шины имеют свои плюсы и минусы.

  • Красивый дизайн, необычность строения.
  • Универсальная проходимость по бездорожью.
  • Возможность катания по любым поверхностям.
  • Тяжелый вес.
  • Сложность замены колеса (в настоящее время проблематично найти походящую деталь поэтому заказ приходится осуществлять по интернету из других стран).
  • Высокая стоимость продукции.

Особенности широких колес

Колеса – главные элементы конструкции, именно благодаря им велосипед прекрасно двигается и приспосабливается к любым поверхностям и имеет повышенную проходимость по любому бездорожью.

Вследствие воздушного объема и пониженного давления достигается плавность лавирования по каменистым поверхностям, асфальтированным дорогам и лесным тропам.

Средняя расширенность колес фэтбайка варьируется между 3,6 (9 см) и до 4,6 (12 см) дюймов, но бывают эксклюзивные шины, достигающие 5 и более дюймовый рубеж (от 14 см).

Ширина обода фэтбакйков достигает 110 мм, а вес колеблется от 15 до 21 кг. Только колеса велосипеда с широкими шинами весят по 4 кг. Рама весит около двух кг, а вилка за счёт отсутствия амортизации меньше 1 кг.

Ежегодные выставки велотранспорта выводят в показ новые модифицированные модели, которые изготавливаются из инновационной материи и требуют облегченное высокотехнологичное оборудование.

Вес новых моделей до 11 кг, поэтому байки ставят на один уровень с дорогими гоночными велосипедами.

Внешние характеристики фэтов

Внешний вид байка отличается от собратьев модификациями. Такие байки характеризуются сниженной массой, но имеют довольно высокую стоимость поэтому не распространены в массовом режиме.

Фэтбайки подразделяются на модели с симметрией и асимметрией:

  • Смещение до 18 или 28 мм рам и вилок относительно пера в правые или левые стороны.
  • В колесе смещено место для прикрепления спиц.

Эти две разновидности офсета применяются при стандартной МТВ втулке с шириной от 140 до 110 мм. Также модели позволяют использование планетарно системы переключения скоростей.

Характерные особенности смещения

  • Главное достоинства наличия офсета в фэтбайках – возможность использования популярных МТВ втулок в системе.
  • Взаимозаменяемость колес: переднее и заднее колесо собирается на задней трансмиссии поэтому легко меняется местами.
  • Такие колеса со смещением не устойчивы в пути и обладают пониженной степенью жесткости.
  • Асимметрия: офсетные колёса выглядят деформировано и ненадежно.

Симметричные колёса

Симметричное колесо фэтбайка также имеет плюсы и минусы:

  • Популярность изделия: большинство моделей предназначены под втулки с размерами от 170 до 190 мм.
  • Повышенная прочность и устойчивость колес.
  • К минусам относятся отсутствие взаимозаменяемости колес.
  • Различие стандартных втулок на колеса (170, 190, 197 мм), что вызывает определенные сложности в оснащении байка.

Навесное велосипедное оснащение

Дополнительные приспособления фэтбайка в основном не отличаются от оснащения обычного горного велосипеда, но все же имеют свои различия.

Рама и вилка фэта характеризуется особой геометрией строения что и позволяет использовать более толстую резину.

Обод фэта достигает до 110 мм ширины, как и размер каретки. В фэтбайк можно установить трансмиссионную систему с валом до 110 мм размера.

Симметричные байки оснащаются задней втулкой до 175 мм и передней – 140 мм диметра. Некоторые модели переключателя имеют несколько тормозов, поэтому повышается безопасность в прохождении любых маршрутов.

Универсальность велосипеда с толстыми шинами позволяет использовать его в любых дорожных условиях и при любой погоде.

Он одинаково беспрепятственно справится с дальними пробегами по заснеженной местности, горам, песку и гладкому асфальту.

Высокая степень естественной амортизации позволяет себя чувствовать комфортно при любых катаниях и экстремальных ситуациях.

Основные производители фэтбйков

В настоящий момент существует около 20-ти фирм производителей специализирующихся на выпуске велосипедов с толстыми шинами. Некоторые фирмы могут выполнить заказ по индивидуальной разработке и чертежу заказчика.

Самыми популярными производителями фэтов являются:

Surly – это первый производитель велосипедов с толстыми колесами, фирма располагается в США и изготавливает только хромомолибденовые рамы, что выражается в повышенной прочности, антикоррозийной стойкости и других отличительных характеристиках.

В мире не существует хотя бы один велосипед с толстыми шинами, где отсутствуют запчасти производства этой фирмы.

Salsa – еще один крупный завод по производству моделей. Выпускает алюминиевые и титановые рамы к фэтбайку.

В России стали также появляются фирмы, специализирующиеся на выпусках фэтбайков, к ним относятся Nerco, Trek, Eltreco.

Российская фирма Элтреко отличается пониженной стоимостью на велосипеды с широкими шинами по сравнению с другими производителями.

Читайте также  Электрическое колесо для велосипеда

Также фирма начала выпускать электро фэтбайки.

При довольно демократичной стоимости фэтбайк отличается высокими техническими характеристиками и повышенной прочностью изделия, что было доказано на практике при 310 километровом пробеге по Северному Ледовитому Океану двумя питерскими велосипедистами.

Велосипед с толстыми колесами: плюсы и минусы фэтбайка

Фэтбайк (англ. fatbike) — велосипед с толстыми колесами, название дословно переводится как «толстый велосипед». Это горный велосипед с широкими колесами для катания по бездорожью зимой и летом. Идея велосипеда принадлежит Марку Грюнвальду, живущему на Аляске. На фэтбайке можно кататься в любое время года. Он катит и по ровному асфальту, и по бездорожью: снегу, песку, грязи и камням.

Источник: Photo by form PxHere

Велосипед с широкими колесами: конструкция и особенности фэтбайка

Фэтбайк легко отличить от обычного велосипеда по большим широким колесам, похожими на мотоциклетные. Ширина покрышек 3,5-5 дюймов (у стандартного горного велосипеда — до 2,5 дюймов), ширина ободов — 65-100 мм. Давление в камере фэтбайка лежит в пределах 0,5-2 атм. В зависимости от покрытия дороги, давление в камере нужно снизить или повысить. Широкие колеса с низким давлением создают хорошую амортизацию и проходят бездорожье. Если повысить давление — будет удобно кататься по шоссе. С давлением нужно экспериментировать, потому что при очень высоком или очень низком давлении велосипед будет прыгать и ухудшится управляемость.

В зависимости от размеров модели, вес фэтбайка может быть от 10 до 20 кг. Фэтбайки выдерживают нагрузку 80-140 кг. Из-за своих габаритов фэтбайк кажется неповоротливым и опасным.

Рамы на фэтбайках бывают стальные, алюминиевые и карбоновые. Последние значительно облегчают конструкцию, но и стоят в 2-3 раза дороже остальных.

Фэтбайк, как любой внедорожник, разгоняется медленно и скорость развивает невысокую — до 25-30 км/ч. Для более быстрой езды существуют электрофэты с мотором и аккумулятором. Эти модели гораздо тяжелее и дороже обычных фэтов.

Источник: Image by Susanne Jutzeler, suju-foto from Pixabay

Для чего нужен фэтбайк

Фэтбайк предназначен для катания по бездорожью: грязи и мягкому грунту, рыхлому песку, гравию и снегу. Там, где не проедет обычный МТB, фэтбайк не заметит сложностей. Метровые сугробы не осилит, но со снежной кашей справится. За возможность ездить по снегу фэтбайк еще называют snowbike или «снежный велосипед». Фэтбайк можно использовать не только на бездорожье, но и как городской всесезонный транспорт, особенно в городах, где плохо убирают снег.

Фэтбайк: плюсы и минусы

Плюсы фэтбайка:

  • Проходимость: едет по снегу, песку, мягкому грунту, камням и другому бездорожью
  • Идеальный велосипед для зимы
  • Мягкий ход: покрышки проглатывают все неровности дороги
  • Впечатляющий внешний вид

Минусы фэтбайка:

  • Дороже, чем MTB
  • Тяжелее и больше обычного велосипеда
  • Значительно уступает в скорости остальным велосипедам
  • Тяжелее крутить педали
  • Нужно регулировать давление в шинах на разных поверхностях
  • Сложности с поиском некоторых запчастей

Источник: Photo by Tim Foster on Unsplash

Фэтбайк или обычный горный велосипед

Нужно отталкиваться от целей и хорошо взвесить, действительно ли вам нужен фэтбайк. Если нужен велосипед, чтобы летом и зимой ездить по пересеченной местности, фэтбайк — отличный вариант. На них легче ездить по бездорожью — широкие шины не тонут в снеге и песке, проглатывают все неровности дороги.

Если большую часть времени катаетесь по городу и не выезжаете на велосипеде зимой, фэтбайк точно не нужен. На нем труднее крутить педали и набирать скорость, он массивный и тяжелый. Для поездок на работу и покатушек по городу лучше подойдет городской велосипед, туринг или обычный мтб. Он же будет универсальным велосипедом и подойдет для катания в парках и даже выездов зимой по утоптанной дорожке.

Источник: Kaur Martin on Unsplash

Как выбрать фэтбайк и сколько он стоит

Фэтбайки бывают односкоростные и многоскоростные, складные, механические и электрические, полноприводные. Выбор модели зависит от бюджета и целей, но самые распространенные варианты — обычный фэтбайк с переключателями скоростей и электрический фэтбайк.

Электрический фэтбайк — обычный фэтбайк с электродвигателем, который установлен на раме. Электрофэты значительно дороже, их стоит выбирать, только если хотите использовать велосипед как транспорт. Для спортивных целей выбирайте обычный.

Выбор фэтбайка по размеру рамы и уровню обвеса аналогичен обычному горному велосипеду. Поэтому, если у вас уже есть велосипед, выбирайте раму того же размера. Про уровень переключателей, тормозов и материалы рамы читайте в нашей статье о выборе велосипеда.

Сколько стоит фэтбайк

Как и любые другие велосипеды, фэтбайки сильно различаются по цене в зависимости материалов, комплектующих и бренда. В среднем, фэтбайки стоят дороже обычных горных велосипедов при одинаковом уровне трансмиссии и материале рамы.

Фэтбайки стоят от 300 до 5000 долларов. Качественные модели с надежным оборудованием стоят от 1000 долларов. Неплохие модели со скидками можно найти от 500 долларов.

Видео о фэтбайках


Занимайтесь спортом, двигайтесь и путешествуйте! Если нашли ошибку или хотите обсудить статью — пишите в комментариях.

Ты толстый! 5 фактов о фэтбайках, за которые любят и ненавидят эти велосипеды

Еще одна попытка изобрести велосипед заново. Между прочим, изображения прототипов велосипедов на широких колесах встречались еще в тридцатых годах XX века — так хотелось людям придумать что-то свежее для, казалось бы, очень традиционного и простого транспортного средства. Зачем? Ну как же! Что может быть лучше, чем бороздить на велике сугробы где-то вдали от существующих троп или покорить на двух колесах песчаный бархан? Сегодня говорим об одном из самых необычных типов серийных велосипедов — фэтбайке.

За что любят и ненавидят фэтбайки:

  • Они проедут везде
  • Они тяжелые
  • Они выглядят по-особенному
  • Они недешевые
  • На них можно кататься зимой

Вседорожный велосипед

Что такое фэтбайк по своей сути? Это тот же привычный велосипед — ригид, хардтейл, двухподвес, — но на очень широких покрышках. Ширина резины в 4—5 дюймов (10—12 сантиметров) дает просто невероятно большое пятно контакта колеса с поверхностью. Но это не единственная фишка фэтбайков. Эти покрышки можно накачивать совсем небольшим объемом воздуха — в отдельных случаях всего по 0,2 атмосферы. Для сравнения: давление в колесах горного велосипеда обычно составляет 3—4 атмосферы (по крайней мере так рекомендуют производители шин).

Мягкая, широкая резина с хорошим протектором — это то, что позволяет такому велосипеду ехать там, где ни один другой не проедет. Да на таких колесах — только вдумайтесь! — даже покоряли Южный полюс. Фэтбайк — это вездеход в мире велосипедов. И это самое главное его достоинство.

Тяжелый велосипед

А вот один из главных недостатков этого велосипеда — его вес. «Толстячка» создавали на основе «горников», которые также не могут похвастаться легковесностью. Прибавьте к этому увеличенные размеры вилки, рамы и колес. А как вам покрышки, каждая из которых весит где-то по килограмму?

Фэтбайк — велосипед тяжеленький. 15 килограммов — это для него совсем неплохо. В дорогих моделях используются облегченные компоненты, широко применяется карбон, но стоит это чаще всего очень дорого.

Читайте также  Сколько можно проехать на велосипеде

Зато потенциального владельца фэтбайка должно порадовать, что вес не особо сказывается на его ходовых качествах (по крайней мере меньше, чем в случаях с велосипедами других типов, рассчитанными на достижение спортивного результата, например шоссейниками или двухподвесами).

Задача фэтбайка — ехать. Просто ехать во что бы то ни стало — на небольшой скорости, но по любой поверхности, в любых дорожных условиях. Лишний килограмм — это не то, из-за чего нужно переживать толстяку.

Особенный велосипед

На фэтбайках, к слову, тоже соревнуются. Эти велосипеды любят в Канаде и северных районах США. Ну еще бы: погода обязывает. Там проводится немало соревнований в этом классе.

Но даже если вы не намерены никому ничего доказывать, фэтбайк все равно может зацепить. Это велосипед с очень необычным внешним видом, эдакий двухколесный джип. Многим он нравится настолько, что люди готовы мириться с лишним весом и использовать велик не по назначению. В последние пару-тройку лет даже в Минске появилось большое число любителей велосипедов на больших колесах. Шелестят себе сумасшедшим протектором по асфальту велодорожки, и ничего.

Можно было бы упрекнуть их, ведь велосипед должен использоваться по назначению. Но в случае с любителями главное назначение велосипеда — нравиться, доставлять удовольствие, разве не так? И кстати, можете быть уверены, что на своих великах любители фэтбайков очень часто чувствуют себя комфортнее приверженцев городских, шоссейных, а также большинства горных велосипедов. Такие колеса дают отличную амортизацию на бордюрах. Предположим, что качество дорожек и тротуаров волнует этих велосипедистов в последнюю очередь.

Фэтбайк – велосипед на толстых колёсах

Фэтбайк (от англ. Fatbike), в дословном переводе – «толстый велосипед», получил свое название из-за очень широких колес, ширина шин которых от 3,8 до 4,5 дюймов. Несмотря на свою экзотичность и малую распространенность, велосипед достаточно популярен, благодаря своим уникальным ходовым качествам.

Большие колеса позволяют фэтбайку проехать практически по любой поверхности: камни, песок, болотистая местность, высокая трава или снег.

Немного истории

Фэтбайк был создан на Аляске Марком Грюнвальдом. Отсюда и основное назначение этого велосипеда – высокая проходимость по снегу. Марк так же является автором термина «fatbike». Трехдюймовые покрышки растягивались на 80-миллиметровых ободах до ширины примерно 3,5 дюйма.

Фэтбайки

Особенности

По сути, фэтбайк – это тот же самый горный велосипед. Навесное оборудование — переключатели, тормоза, кассеты – абсолютно такие же. Но, давайте разберемся, что же в нем такого особенного, чего нет у других.

Всепроходность и универсальность этого вида транспорта достигается за счет использования различного давления в шинах – от 5 PSI (очень мягкие колеса), до 30 PSI (на ощупь «как камень»).

При низком давлении, колеса «поглощают» все неровности, как бы «растекаясь» по поверхности.

Но, такая езда имеет свои недостатки: крутить педали становится тяжелее, как и входить в поворот. Зато можно легко проехать там, где на других велосипедах этого сделать не получится.

Если же такая «сверхспособность» в данный момент не требуется, можно увеличить давление в шинах, и тогда колеса фэтбайка будут вести себя так же, как колеса обычного велосипеда, стандартной накачки.

Существуют односкоростные модели fatbike. Как правило, на этих велосипедах установлена жесткая вилка. С такими широкими колесами ехать очень мягко, поэтому в дополнительных амортизаторах нет особой необходимости.

Вес фэтбайка колеблется от 14 до 17 кг. Самое тяжелое в фэтбайке – это колеса. Резина весит 1300-1500 г, обода примерно по 1000 г, камера 450 г, ободная лента 140 г. Вместе со спицами, втулкой выходит примерно 3300 г на колесо. Несмотря на большие колеса, ход у фэтбайка почти не отличается от обычного горного велосипеда, а благодаря такой же трансмиссии, легко подобрать подходящее передаточное число для комфортной езды.

Что касается крыльев, именно для фэтвелосипедов, они не делаются. Можно сделать самому, распилив обычное крыло пополам и установив посередине проставку. Или использовать широкие ДХ крылья, как например SKS GRAND D.A.D. и SKS GRAND M.O.M.

Производители

Существует около 20-ти производителей таких велосипедов и комплектующих к ним. Некоторые из этих фирм занимаются индивидуальным изготовлением рам и вилок по размерам или чертежам заказчика.

Вот самые популярные из них:

Surly

Первая компания начавшая серийно производить фэтвелосипеды. Находится в США. Рамы изготавливаются исключительно из хромомолибдена, что обеспечивает высокую прочность и коррозионную стойкость. Не существует практически ни одного фэтбайка от других производителей, где бы ни встретилась хотя бы одна запчасть с логотипом Surly.

Salsa

Второй крупный производитель фэтбайков, имеет в своем арсенале 3 модели рам, две из алюминия — MUKLUK 2 и MUKLUK 3 и одну модель из титана — MUKLUK Ti. Этой маркой и Surly владеет одна компания — производитель покрышек Innova.

Fatback

Американский производитель, изготавливающий велосипеды хорошего качества.

Fatbikes

США, Аляска. Изготавливает сами велосипеды и комплектующие к ним. Рамы делаются из алюминия, легки и прочны.

Sandman

Первый европейский производитель фэтбайков. Продукция со спортивным уклоном.

Фэтбайк в России

На российских просторах фэтбайки появились сравнительно недавно. Основными поставщиками и производителями, являются – Norco, Trek и компания Eltreco .

Eltreco отличается от остальных тем, что цена на фэтбайки у них значительно ниже, по сравнению с другими производителями. Кроме того, в модельном ряде Эльтреко, есть и электрофэтбайки – абсолютно новое веяние среди велосипедов данного типа.

В последние годы, крупные поездки на фэтбайках в России проводятся всё чаще. В апреле 2013 года трое велосипедистов из Санкт-Петербурга с успехом проехали на фэтбайках 310 км по снегу вдоль чукотского побережья Северного Ледовитого океана.

Для спортсменов, выступающих на фэтбайках, проводятся соревнования, например «Pugsley World Championships» в городе Декора, штат Айова. Гонка проводится в феврале, на трассе покрытой снегом.

Итак, как мы видим, fatbike – это самостоятельный тип велосипеда. Его можно рассматривать как подтип горного, со своими специфическими особенностями конструкции и применения. Как было сказано на одном форуме – «всепогодный проводник для единения с природой».

Видео-обзор и тест-драйв фэтбайка

Кто бы что ни говорил, а все-таки фэтбайк не совсем простой велосипед и даже на относительно ровной поверхности он требует усилий для передвижения на нем, не говоря уже об экстремальных ситуациях, когда его надо тащить на себе. Зато, фэтбайк всегда оставляет вам шанс продолжать ехать там, где нужно гарантировано нести на себе пресловутый простой байк. Все, что от вас требуется, чтобы даже в таких условиях получить удовольствие от езды на фэтбайке – переключить на нужную передачу, которая обеспечит такую возможность.