Вес колес велосипеда

Отчеты Кати и Саши

Велопоходы, походы с ребенком

  • Главная
  • Блог
  • Взрослые велопоходы
  • Походы с ребенком
  • Карта
  • О нас

Как компоненты влияют на скорость велосипеда, или как обогнать шоссейник на МТБ

Попробовал собрать в одной статье, сколько можно выиграть в мощности на смене компонентов велосипеда и снаряжения. Измеримо — в ваттах энергии при езде. Насколько на скорость велосипедиста влияют вес, покрышки, втулки, сумки? Написано после того, как я поехал на бревет 300 км не на шоссейном велосипеде, а на МТБ с широкими покрышками для грунта. И в результате проехал эти 300 км по асфальту на полтора часа быстрее своего же лучшего времени на шоссейнике. Это было неожиданно. И захотелось понять — почему?

Как и во всём остальном, в теме мощности при езде на велосипеде присутствуют радикальные группировки. Одна сторона в ответ на вопросы о том, как человеку что-либо улучшить в своем велосипеде, пишет «ноги качай» или «жрать меньше надо». Конечно, послать и попытаться продемонстрировать своё «превосходство» — довольно типично для интернетиков (по крайней, мере русских). Но глупость тут в том, что это заявляется так, будто одно другому противоречит и стоит выбор — тренироваться или цепь смазать.
Другая крайность — это те люди, которые настолько увлечены «железками», их характеристиками и обзорами, что возникают серьезные сомнения в том, что они вообще катаются.

Ну а в этой статье у меня — грубые, но все же обоснованные прикидки где можно заметно выиграть по около-технический части на горном велосипеде, не сильно заморачиваясь. Скорость рассматриваю 30 км/ч — на которой я и ехалю. К каждой цифре дана ссылка на первоисточник. Кто хочет разобраться поподробнее — обращайтесь туда.

Про вес писать не хотел, но надо — именно этот параметр пытаются менять прежде всего. Ведь его очень легко измерить. Но в реальности вес оказывает намного меньшее значение, чем это кажется на интуитивном уровне!
Вот хорошая статья, посвященная влиянию веса на скорость — https://ridefar.info/bike/cycling-speed/weight/. Из нее следует, что для длительного заезда в гористой местности (рассматривается Transcontinental Race) уменьшение общего веса (то есть велосипедист + велосипед + снаряжение) на 5 килограмм дает прирост средней скорости всего в 0.41 км/ч. На плоских участках прирост и вовсе равен всего 0.1 км/ч! Ну а вес самого велосипеда по сравнению с весом ездока и весом снаряжения довольно мал, из него очень мало что можно убрать.
Так что облегчать велосипед на длительные заезды не оправдывает вложений — цифры говорят об этом совершенно однозначно.

Мощность велосипедиста

Для того, чтобы представить, что означают на практике показатели мощности, сначала надо определить, какую вообще мощность выдает велосипедист. А потом уже соизмерить это с тем, что можно выиграть на железках.
Вот статья, посвященная мощности велосипедиста — www.roadbikerider.com/average-wattage-cycling. В ней подсчитано, что самый дохлый, но гонщик, весом 75 кг на интервале в час выдает 200 ватт.
Более подробная таблица мощностей гонщиков разного уровня на дистанциях разной длительности приведена здесь — https://datacranker.com/cycling-power-to-weight-ratio-calculator .
В таблице даны соотношения мощности к весу, и при пересчете из нее следует, что на продолжительной основе (более часа) выхлоп хорошо катающегося любителя — около 160-200 ватт. На более длительном заезде, очевидно, эти цифры будут куда меньше.

Теперь перейду к конкретным компонентам велосипеда.

Покрышки

Есть целый сайт, посвященный экспериментальным измерениям сопротивлению качению у самых разных покрышек — www.bicyclerollingresistance.com/mtb-reviews. Измерения проводятся на ровной поверхности специального аппарата.

Эксперименты показывают, что разница между «худшей» и «лучшей» покрышкой достигает 20 ватт на колесо. То есть 40 ватт на велосипед (четверть того, что вообще может выдать любитель)! При этом все тестируемые покрышки, понятно дело, относятся к хорошему уровню известных производителей. А что там в стоке на дешевых великах стоит?
Но самое интересное тут вот что: резина, которая стоит у меня сейчас на шоссейнике (Durano Plus на давлении в 7 бар) дает сопротивление в 20.7 ватт. А та, что сейчас у меня же на байке (Race King Protection на 3 барах) — 16.8 ватт! Это я на своем конкретном примере. Но для меня это было открытием вот прямо при написании этого текста: неужели какие бы то ни было колёса шоссейника в принципе могут «жрать» на 8 ватт больше байка с жирными зубастыми покрыхами?!

Однако, физика все объясняет: накатистость покрышки при одинаковом давлении зависит от того, сколько материала деформируется, на какую величину, насколько этот материал податлив. Если резина гнется хуже (на более дешевых, а так же на более износостойких и защищенных от прокола) — сопротивление возрастает.
А еще вот что: при одинаковом давлении более широкие покрышки катят лучше, так как материал деформируется на меньшую величину (хотя, конечно, тут речь только про сопротивление качению, так как аэродинамического сопротивления более широкие покрышки дают больше).
Прошу заметить, что это всё только на ровной поверхности, а на неровной результат точно не измерить, и главную роль начинает играть баланс: на что больше уйдет энергии — на деформацию мягкой покрышки, или на подбрасывание всей массы велосипедиста вместе с велосипедом. Точно так же отдельную роль играет устойчивость к проколам — пускай антипрокольная защита ухудшает накат, но время потраченное на прокол может оказаться куда больше, чем выигрыш на накате.

Бескамерка

На том же сайте измерения показывают, что переход с покрышек с камерами на бескамерку дает 5 ватт на высоком давлении и 15 ватт на низком. Серьезные цифры! Источник: www.bicyclerollingresistance.com/specials/tubeless-latex-butyl-tubes А еще бескамерка позволяет поставить покрышки с меньшей защитой от проколов (полагаясь на то, что проколы заделает герметик), т.е. более накатистые.

Размер колес

Данные о разнице в накате у колес диаметром 26″ против 29″ немного варьируются. Т.е. 29″ всегда однозначно лучше катит, но насколько — не очень понятно.
Отталкиваться можно от этой статьи: www.mtbiking.com.au/how-to/bike-tech/29-vs-26-inch-wheels-is-bigger-really-betters. В ней кроме всего прочего указывается, что на подъеме на скорости 20 км/ч у найнера тратится на 7.9 ватта меньше, чем у 26-го размера колес. Поскольку зависимость от скорости должна быть линейная, можно считать 12 ватт разницы на 30кмч. Это на твердом — асфальт или «гравий». На неровном покрытии измерить накат нереально, а основной выигрыш найнера теоретически должен быть за счет более эффективного перекатывания через мелкие неровности, а не от просто качения. Рискну предположить, что в результате выигрыш от увеличения размера колес до 29″ должен быть сильно больше экспериментальных 12 ватт.

Втулки

Разница в сопротивлении между качественными втулками пренебрежимо мала, в пределах ватта (источник: http://blog.fairwheelbikes.com/reviews-and-testing/hub-review). Так что в плане наката большого смысла апгрейдиться на керамику нет. НО! Это если качественные втулки в хорошем состоянии. Если они уже поездили, туда что-то подзатекло, позаржавело, или там конусы перетянуты (очень частая картина на бюджетных байках в стоке!), то втулки могут сожрать огромное количество энергии! Ну и сколько жрут даже нормально настроенные дешманские втулки — никто не замерял.

Динамо втулка без нагрузки дает +0.5 ватта для SON, до +2 для Shimano. Со включенной фарой — 6-7 ватт. Не так уж много, зато светит. Источник: https://www.cyclingabout.com/dynamo-hub-drag-lab-testing/

Разные цепи дают до 2 ватт разброса. Источник: https://cyclingtips.com/2019/12/the-best-bicycle-chain-durability-and-efficiency-tested.
А разница между разными смазками достигает 5 ватт. «Выиграла» цепь, особым образом вываренная в парафине. Есть энтузиасты, которые подобное делают дома в кастрюле на кухне, но далеко не все на такое готовы! К счастью, топовые смазки с «человеческим» способом нанесения не сильно отстают. Источник: https://www.ceramicspeed.com/media/3505/velonews-friction-facts-chain-lube-tests-combined.pdf
Но несмазанная цепь будет жрать намного больше! А если вместо смазки в цепи абразив, или если цепь подржавела в роликах… 15 ватт? 20?

Лежак

Одежда

Просто замена свободной майки на облегающую — и вы выигрываете 6 ватт! Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Zo586Bt795I&t=3m50s
А ведь, бывает, едешь в куртке от дождя, которая болтается, не облегает, а еще и расстегнута, потому что жарко. Сколько она жрет — страшно даже представить!

Сумки

Влиянию более и менее аэродинамичного способа упаковки снаряжения посвящена статья https://www.cyclingabout.com/speed-difference-between-panniers-bikepacking-bags-aerodynamic-testing-results . Автор долго катался кругами с одним и тем же весом и постоянным выходом мощности (по датчику на педалях), но упакованным то в байкпакинг, то в ортлибы в разной комплектации, замеряя время в идентичных условиях и высчитывая среднее.
Получилось, что условные 100 километров с двумя задними ортлибами (что эквивалентно небольшим велоштанам) займут на 12 минут больше, чем то же, но с байкпакингом. По его прикидкам, использование ортлибов вместо байкпакинга аналогично добавлению 20 кг к общему грузу. И если пересчитать в ватты, то на 30 км/ч два отрлиба по сравнению с байкпакингом сжирает 13 ватт мощности. А на канале GCN в аэротрубе намеряли 20 ватт, но при скорости 40 км/ч, что примерно соответствует.

Итоги

Конечно, есть еще множество факторов, о которых я или не подумал, или их невозможно объективно измерить (например, мифическая «накатистая рама»). Кроме того, выбор конкретных компонентов и настройка велосипеда (удобство посадки, седла, руля) на дальних дистанциях серьезно сказывается на утомляемости — а значит, и самым непосредственным образом на выдаваемой ездоком мощности.

Но все же давайте просуммируем примерно то, что измерить можно:
— 40 ватт на выборе покрышек
— 5 ватт на установке бескамерки
— 40 ватт на установке лежака
— 10 ватт на одежде (просто снять куртку и штаны от дождя)

И вот уже получаем выигрыш в мощности на 95 ватт при планомерной пилёжке по шоссе. А ведь это половина той мощности, которую в принципе выдает велосипедист! А можно вытянуть и за сотню. Вот такой разброс!
А итог простой: “катящие” покрышки, лежак, обтягивающая одежда, качественные и хорошо обслуженные компоненты, оптимально выставленная посадка — и всё, МТБ валит по шоссе как шоссейник. Что я и ощутил на своем опыте.

Читайте также  Лучший велосипед коляска

Как выбрать велик и не пожалеть. Часть 1

Почему «горник» в городе — это плохая идея

Как и с автомобилями, для разных условий эксплуатации подходят разные модели велосипедов. Мало кому придет в голову ездить по Минску на квадроцикле или тракторе «Беларус», так же и вам не стоит выбирать для города модель, сделанную для бездорожья. Если мы выбираем велосипед для транспорта, а крутить педали мы будем своими любимыми ногами, в наших интересах подобрать такую модель, которая позволит тратить минимум усилий и времени на преодоление условных 10-15 километров до места назначения. От чего же зависит, устанете вы за поездку или наоборот зарядитесь энергией и хорошим настроением?

Тип колес

Несложно догадаться, что колеса — самые важные компоненты велосипеда. Во время движения значительная часть вашей энергии будет расходоваться на деформацию колес и трение их о дорогу, то есть на сопротивление качению.

Чем меньше это сопротивление, тем большее расстояние вы сможете проехать с одинаковыми усилиями или же потратите меньше сил на поездку на одно и то же расстояние. Вот что сказал бы нам парень, который в школе любил физику:

  • Чем больше диаметр колеса, тем лучше (тем меньше его сопротивление качению). Значит на типовых колесах городского велосипеда диаметром 28 дюймов ехать легче, чем на колесах меньшего диаметра (26-27.5 дюймов), характерных для внедорожных велосипедов.
  • Чем более гладкий рисунок протектора колеса, тем лучше (опять сопротивление качению). То есть покрышки с неглубоким протектором утомят вас меньше, чем «зубастые».
  • На твердой поверхности чем жестче колесо (чем больше воздуха можно в него закачать), тем лучше оно будет катиться. Каждый производитель велосипедных шин рекомендует определенное давление воздуха, при котором будет обеспечена оптимальная эффективность и безопасность езды. Как правило, рекомендованное давление для типовых шин городского велосипеда шириной 32 мм будет в среднем в два раза выше, чем для шин шириной 55 мм горного велосипеда. Поэтому и ехать на более узких колесах будет легче.
  • Чем меньше весит колесо, тем проще его раскрутить. В узких колесах очевидно меньше металла и резины, чем в широких такого же диаметра, поэтому весят они меньше, и вам будет проще набирать скорость. Кроме того, узкие колеса более отзывчивы в поворотах и у них меньше сопротивление воздуха.

Передаточное отношение

Для разных условий эксплуатации на велосипеды устаналивают передние и задние звезды разных размеров.

Чем меньше разница диаметров передней и задней звезды, тем легче крутить педали, но тем меньшую скорость может развить велосипед. Это удобно, если вы едете по бездорожью и вам важно хоть и медленно, но продвигаться вперед.

В городе вам важнее не опоздать на работу и не потратить на поездку половину дня. Поэтому на дороге с ровным асфальтом и тротуарной плиткой на горном велосипеде с небольшими звездами вам придется сильно попотеть, быстро крутя педали, чтобы развить нужную скорость.

Для городских поездок выбирайте модели с большей разницей между размерами передних и задних звезд, так вы сможете проехать больше с меньшими усилиями. Лучше всего подойдут модели с одношением диаметра передней звезды (звезд) к задней (задним) в диапазоне от 1:1 до 4:1. Для относительно ровных белорусских городов будет достаточно 3-8 передач, а если до места вашей работы меньше десяти километров, то скорее всего вам вообще подойдет односкоростной велосипед. Помните — чем проще, тем надежнее.

Жесткость конструкции

Чем жестче ваш велосипед, чем меньше энергии будет рассеиваться во время движения и тем эффективнее вы будете тратить силы.

Модель с двумя амортизаторами , какие ставят на велосипеды, например, для скоростного спуска с гор, в городе будет самой медленной и утомительной, а самым быстрым и эффективным будет велосипед вообще без амортизаторов, с классической жесткой вилкой .

Поверьте, современный городской велосипед с шириной шин 32-42мм обеспечит абсолютно достаточный комфорт для минских велодорожек и тротуаров, чтобы не использовать амортизаторы. Кроме того, хорошая амортизационная вилка, которая действительно будет гасить большинство ударов колеса о дорогу, обычно стоит как среднестатистический городской велосипед. А те вилки, что установлены на велосипедах ценой до 300-400 долларов, ничего, кроме лишнего веса, не добавляют.

Простота эксплуатации

Чем проще механизм, тем меньше вероятность того, что он сломается.

Амортизационная вилка требует регулярного обслуживания, иначе она может быстро выйти из строя, а преимуществ на городских улицах у нее нет.

Дисковые тормоза тоже требуют обслуживания, сложнее по конструкции и весят больше, чем ободные. Такие тормоза лучше подходят для сложных условий бездорожья, когда при съезде с холма вам нужно приложить большое усилие для остановки. Или если ваши колеса покрыты грязью, это помешает ободным тормозам работать эффективно. Но в городе, как правило, не бывает грязи на колесах или ухабистых скоростных спусков, поэтому ободные тромоза будут не хуже, но проще в обслуживании, дешевле и легче.

Если вы спортивный человек в самом расцвете сил, храните велосипед на автостоянке и на вашем пути не встречаются поздемные переходы или лестницы, вес велосипеда для вас не особо важен.

Для большинства же из нас, живущих в многоэтажках, слишком тяжелый велосипед может стать препятствием на пути к здоровому образу жизни. Если вы не хотите, чтобы велосипед превратился в дорогую вешалку — обращайте внимание на вес модели.

Самые тяжелые велосипеды из стали, они могут весить 18-20 кг. Масса велосипедов с рамами из алюминия — от 10 до 15 кг, в зависимости от веса остальных компонентов. Кроме того, велосипеды с такими рамами, как правило, самые жесткие и скоростные. Модели из углепластика самые легкие, в среднем от 8 кг до 12 кг, но и самые дорогие.

Что в итоге?

Если вы ищете велик для поездок по делам, на работу, прогулок по городским улицам и паркам, а за город вы будете выезжать только иногда, выбирайте велосипед с:

  • Диаметром колес 28 дюймов (другой вариант размера — 622 мм или 700С), шириной шин 32-42 миллиметра и низким городским протектором.
  • Планетарной втулкой или несколькими передачами, с большой передней звездой.
  • Без амортизаторов, с ободными тормозами, жесткой вилкой и рамой из алюминия.

Сколько весит велосипед

7 минут Автор: Михаил Скворцов 2262

  • На что влияет вес
  • Материалы
  • Нормы и рамки
  • Как облегчить велосипед
  • Заключение
  • Комментарии

Поначалу не многие задумываются о весе велосипеда. Как в случае с машинами, когда одно появление техники уже полностью меняет картину мира. С накатанными сотнями и тысячами километров точка зрения понемногу меняется – и масса становится одним из самых важных факторов при выборе нового велосипеда или замене компонентов имеющегося двухколёсного коня.

На что влияет вес

Вес велосипеда влияет на три базовых параметра:

  1. Инерция и затрачиваемая для её компенсации сила;
  2. Управляемость велосипеда;
  3. Устойчивость на дороге.

И как ни странно, все три компонента только улучшаются при падении веса. Сомнительным пунктом является устойчивость, ведь, как может показаться, чем больше масса, тем лучше конструкция держит направление, но это не так. Умея кататься, велосипедист на уровне инстинктов удерживает равновесие на двух колёсах небольшими движениями и переносом центра тяжести. Большую массу тяжелее компенсировать, и на это уходит много сил, а может и вовсе в один «прекрасный» момент не получиться.

Материалы

Итак, вес важен. Поймём, из чего он складывается. Основной момент, влияющий на массу байка – то, из каких материалов изготавливаются его детали. Прогресс в развитии материалов и их удешевления являлся первопричиной развития всей велосипедной техники – ведь ещё век назад и подумать не могли о рамах, выдерживающих несколько тонн и весящих несколько килограмм и цепях, которые не изнашиваются за несколько тысяч километров пробега.

Итак, какие материалы используются для рамы – самой массивной части велосипеда?

  • Сталь «обычная», иначе называемая «низкоуглеродистой» — то, из чего (не считая дерева) поначалу изготавливали все велосипедные рамы. Другие материалы пришли на смену низкоуглеродистой стали лишь 30-50 лет назад. До того же все пользовались очень тяжёлыми, сравнительно хрупкими и подверженными коррозии трубами, которые варились по месту и выглядели не особо презентабельно;
  • Хромомолибденовая сталь – второе «рождение» использования стали в велосипедных рамах. Материал надёжнее и весит меньше, но всё равно недотягивает до алюминия. Кроме того, стоит больших денег и используется в основном профессионалами;
  • Алюминий – стандарт для современных байков. Сравнительно лёгкий и крепкий металл, из сплавов которого изготавливается подавляющее большинство байков, не считая низшего ценового сегмента. Сплавов достаточно много, и они маркируются цифровыми последовательностями, подобными 7075 или 6061. Отличить даже хорошо закрашенную раму из алюминиевого сплава можно по оставленным аргоновой сваркой толстым швам;
  • Карбон – технологический «идеал» для велосипедной рамы. Фантастически крепкие рамы весом в пару килограмм, правда, по цене недорогого автомобиля. «Карбон» — простое название сложной структуры из углеродных нитей, склеенных специальными смолами, иначе называемых углепластиком. Особенности структуры придают карбону удивительные свойства, но вместе с тем высокую цену и невозможность ремонта в случае повреждения.

В итоге всегда делается выбор между тремя составляющими: ценой, массой и надёжностью.

Нормы и рамки

Рассмотрим несколько реальных примеров, сколько весит велосипед того или иного типа и на какие цифры ориентироваться при выборе байка.

Читайте также  Лучший велосипед для зимы

Шоссейные велосипеды

Для шоссейного варианта байка, особенно для тех велосипедов, которые разрабатывают команды для шоссейных гонок, характерен очень низкий вес. Применяются передовые материалы, карбоновые рамы и титановые элементы механизмов (кроме огромной стоимости и надёжности, титан отличается низкой массой итоговых деталей).

Существует один из рекордсменов по массе – шоссейник весом 3.5 кг. Успехи инженеров даже намеренно ограничиваются в соревнованиях – Международный союз велосипедистов ограничил цифрой в 6.8 кг минимальный вес спортивного байка, участвующего в официальных соревнованиях.
При покупке в магазине, нормально, если шоссейный байк с алюминиевой рамой весит до 8 кг.

Горные модели

Горный велосипед обычно серьёзно превышает по массе своих дорожных «коллег». В первую очередь причиной тому становится более крепкая рама и амортизаторы, которых на ригидах просто нет. Во всех дополнительных узлах тоже идёт «борьба» за вес велосипеда– титановые сплавы, полы рамки, облегчённые механизмы.

Можно встретить MTB весом 5-8 кг, но средний показатель для взрослого велосипеда равен 11 кг с разбросом в районе 9-14 кг, спортивные варианты для триала и даунхилла превышают 20 кг – эти тяжёлые байки, несмотря на передовые разработки, должны выдерживать слишком большие нагрузки.

Прочие модели

Отдельно стоит упомянуть «крайние» случаи.

Прежде всего это различные дорогие специализированные байки – BMX, трековые велосипеды и фикс-гиры. В них вес важен, но слишком зависит от производителя и ориентира, потому стандартных ориентировать дать нельзя.

На другой стороне находятся всеми любимые «ашанбайки» — максимально дешёвые велосипеды с железной рамой и грубыми, ненадёжными и тяжёлыми механизмами. Данные велосипеды продаются летом буквально на каждом углу и причиняют много разочарований своим владельцам.

Как облегчить велосипед

Отдельно стоит рассказать о том, как лучше облегчить уже имеющийся байк. Разберём пункты по важности.

1. Рама. При выборе велосипеда рама – главный элемент, её мы подбираем по росту и конфигурации, в ней же заключён основной процент массы байка. Материал, размер, способ сварки – с рамы начинается работа с массой велосипеда.

2. Колёса. Колёса в меньше степени влияют на вес, но являются первым элементом, от утяжеления которого увеличивается усталость – чтобы раскручивать тяжёлую окружность требуется большая энергия велосипедиста при каждом ускорении. Особенно это заметно на дорогах, в меньшей степени – на пересечённой местности. Основной вес и инерцию колесу дают покрышки – часто на горный байк ставятся тяжёлые модели и, при катании в городе, следует заменить их на что-то попроще и полегче. Следом идёт материал (и вес) обода. Cпицы и втулки на вес и усталость влияют мало.

3. Амортизационная вилка. Как ни странно, вилка может весить несколько килограмм. Особенно это относится к недорогим пружинным моделям, которые ставятся на MTB и гибриды начального уровня. Замена на профессиональную вилку, воздушную или масляно-воздушную комбинацию, изменит и восприятие катания, и вес байка.

4. Руль и штырь седла – сменные «трубы», закрепляющиеся на раме, часто меняют на изготовленные из карбонового состава варианты – это недорого и даёт небольшую выгоду в массе.

5. Прочие детали – конечно, цепь, переключатели и дополнительный обвес играют свою роль в общем весе велосипеда, но эта роль минимальна, и вместо переборки всех механизмов дешевле и эффективнее будет купить новый байк в сборе.

Заключение

Вес – важный параметр для велосипеда, но он не решающий. В зависимости от стиля использования байка, выбор часто делается в пользу надёжности, выносливости и безопасности. Кроме того, облегчение каждого узла велосипеда стоит серьёзных денег – и всегда следует делать разумный выбор. Каждый райдер может облегчить свой велосипед, но иногда стоит просто купить новый. Оптимальный по цене и доступности вес для MTB — 11-12 кг, шоссейника – 8-9 кг.

Как подобрать колесо для велосипеда

Колесо велосипеда – важнейшая его деталь, которая оказывает огромное влияние на такие характеристики как вес, ускорение, скорость, маневренность, проходимость, сцепление с трассой и т.д. Поэтому, подбору этого важнейшего велосипедного элемента, нужно отнестись со всей серьезностью и внимательностью. Эта статья рассчитана на начинающих велосипедистов, она поможет им правильно подобрать колеса.

При выборе колеса нужно обращать внимание на его размер, вес и прочность. Если с весом и прочностью все понятно, чем легче и прочнее, тем лучше, то с размером не так все просто. Нельзя однозначно сказать, что тот или иной размер лучше, чем другой, для всех случаев. Поэтому при выборе размера, начинающий велосипедист может быть озадачен, но и здесь нет ничего сложного, этот параметр зависит от роста велосипедиста и области применения велосипеда. Также, не нужно забывать про совместимость размера колес с вилкой и рамой велика.

О выборе размеров колес мы подробнее расскажем в третьей главе, а сейчас остановимся на весе и прочности. Понятно, что чем легче и прочнее колесо, тем лучше, но от чего это зависит? Вес и прочность зависят от формы профиля и материала изготовления обода, а также от толщины спиц и качества покрышек.

1. Конструкция, форма профиля ободов.

Все велосипедные обода для бортовых шин обладают стандартной конструкцией коробчатого сечения с несколькими ребрами жесткости и U-образными бортами.

Прочность и надежность коробчатой конструкции во многом зависит от ее многостенности. U-образное сечение обода может быть:

  • без перемычек – одностенный (одинарный) обод;
  • с 1 перемычкой – двустенный (двойной) обод;
  • с 2 перемычками – трехстенный (тройной) обод.

Чем больше перемычек, тем выше прочность конструкции, это большой плюс! Но и вес, а также стоимость увеличивается – это минусы. Поэтому лучший вариант для любителей – двойной обод!

Сегодня большинство нормальных брендовых любительских великов комплектуются именно двойными ободами, они прочнее одинарных, обычно легче их и совместимы с любым типов тормозов. Высокая прочность обеспечивается второй перегородкой, а меньший вес объясняется применением алюминиевых сплавов, в отличии от одинарных, где применяется тяжелая сталь.

Тройные — самые прочные, но и самые тяжелые модификации, которые встречаются редко.

Обода для бескамерных покрышек изготавливаются по технологии UST (Universal System Tubeless) или BST (Bead Socket Technology).

Высота и ширина профиля также влияет на прочность. Чем выше профиль, тем лучше его прочность на складывание и устойчивость к фронтальным ударам, чем он шире, тем выше торсионная жесткость. Высокий профиль меньше страдает от езды по ямам и кочкам, поэтому рекомендуется для тех, кто ездит по плохим дорогам и легкому бездорожью на хардтейлах.

Для любителей трюков и прыжков и тех, кто любит погонять по бездорожью, лучше выбирать профиль большой высоты и ширины, поскольку в этих случаях хватает ударов со всех сторон.

2. Материалы.

При изготовлении ободов применяются следующие материалы:

  • алюминиевые сплавы;
  • сталь;
  • хромомолибденовая сталь;
  • карбон.

Для большинства начинающих любителей можно посоветовать именно алюминиевые модели. Они легче, а иногда даже прочнее обычной стали, за счет специальной формы профиля и термической обработке. При этом они стоят дороже обычных стальных.

Стальные изготавливаются уже десятки лет. Они достаточно прочные и дешевые, на них проще исправить поставленную при ударе в бордюр «восьмерку». Недостатками являются тяжелый вес и подверженность коррозии. Хороший вариант для бюджетных односкоростных байков с барабанными ножными тормозами, но они не совместимы с V-brake тормозами.

Добавка в сталь хрома и молибдена значительно улучшают ее прочностные характеристики, поэтому хромомолибденовые термообработанные модели ценятся среди любителей экстремальных трюков и прыжков, а также тех, кто гоняет по шоссе, бездорожью или спускается на огромной скорости с горного склона. Отличный вариант для БМХ, двухподвесного байка или грэвелбайка.

Карбоновые модификации – идеальный вариант для гонщиков. Очень легкий и прочный материал, который очень дорого стоит, поэтому для многих любителей не по карману.

3. Размеры и маркировка.

Самыми важными геометрическими параметрами колеса являются:

  • внешний диаметр;
  • ширина обода и покрышки.

Единицей измерения чаще всего являются дюймы. Иногда встречается маркировка в миллиметрах, это обычно касается шоссейных, гибридных, а иногда и городских моделей. Самые распространенные диаметры: 20″, 24″, 26″, 27″, 27.5”, 28″ и 29″.

Маркировка указывается на боковой стороне покрышки, надпись 26х1.75 означает, что диаметр колеса 26 дюймов, ширина 1,75 дюймов.

При выборе обода и покрышки, нужно обращать внимание на посадочный диаметр обода и диаметр покрышки. Посадочный диаметр обода быть: 406, 507, 559, 584 и 622 миллиметров. Причем размер 622 мм предназначен одновременно для 27″, 28″ и 29″ покрышек. В этом случае больший диаметр колеса получается за счет большей высоты покрышки.

Для исключения путаницы с размерами, ниже приведем табличку, в которой укажем маркировочные универсальные размеры ISO для различных типов байков.

Часть 4 — Размеры колес

Часть 4 — Размеры колес

Часть 4 — Размеры колес

Размеры колес — это, 4-я часть статьи по выбору велосипеда. Немаловажным параметром при выборе велосипеда является размер его колес. Поскольку, он влияет не только на комфорт при езде, но и на здоровье самого велосипедиста. Прежде всего, существует несколько стандартных размеров, с которыми вы столкнетесь при выборе велосипеда. Вдобавок, каждый из них имеет свои особенности и нюансы. В результате не нужно полагаться на советы продавца или что еще хуже, выбирать тот размер, который больше нравится по внешним признакам.

Итак, начнем с перечисления стандартных размеров, вернее диаметров колес. И более подробно рассмотрим, их особенности, преимущества и недостатки.

Колеса диаметром 26 дюймов (559 мм)

Начнем с 26 дюймовых колес. Во-первых, это один из самых «старых» размеров. Популярность он получил благодаря появлению «горных» велосипедов в 70-е годы прошлого столетия. Поскольку, абсолютное большинство велосипедов в спортивных дисциплинах оснащали именно 26″ (559 мм) колесами. Чуть позже, они стали доступны и для обычных велолюбителей. Колеса с диаметром 26 дюймов имеют множество преимуществ. И несмотря на то, что сегодня их практически вытеснили из велоспорта, они по прежнему остаются популярными.

Читайте также  Подшипники для педалей велосипеда

Преимущества 26″ колес

Кто бы что не говорил вам о данном размере, обратите на него особое внимание. Не нужно списывать его со счетов! Большинству покупателей наиболее оптимальным будет именно этот диаметр.

  1. 26 колеса имеют наибольшую жесткость. Таким образом, они выдерживают большую нагрузку. Восьмёрки и другие искривления колеса появляться будут гораздо реже. Более того, этот диаметр наиболее оптимален для людей с большим весом. Американский веломеханик провел один тест с велосипедным колесом 26″. Он установил его на свой автомобиль. Примерная статическая нагрузка на колесо составила 245 кг. Для сравнения — на заднее колесо, при весе велосипедиста в 100 кг, приходится 60-65 кг статической нагрузки. В результате тензометр (прибор для проверки натяжения спиц) показал, что это не предел возможности данного колеса. Кому будет интересно, вот его видеоролик Ютубе.
  2. Велосипеды с такими колесами более маневренны. Для городских условий это немаловажный фактор. Вам будет проще управлять велосипедом, объезжать «препятствия», уклоняться от внезапных пешеходов (если вы ездите по тротуарам) и т.д.
  3. Лучший разгон велосипеда. Велосипед гораздо проще разогнать, по сравнению с большими размерами. В городском режиме, часто приходится останавливаться, к примеру, на светофорах, пешеходных переходах… В результате, на светофорах стартовать вы будете быстрее, чем рядом стоящие машины.
  4. Проходимость 26 дюймовых колес выше. Для тех, кто собирается кататься и зимой, этот факт станет решающим.
  5. К менее важным преимуществам можно отнести вес, стоимость, распространенность. Вес 26″ хоть и не намного, но меньше, стоимость также чуть ниже. Найти комплектующие, те же спицы, гораздо проще для 26 колес, чем для 27,5 или 29. Последний фактор, будет немаловажным для жителей небольших населенных пунктов. Вдобавок, можно добавить еще один плюс, велосипед на 26 колесах имеет меньшие габариты.

Недостатки 26″ колес.

  1. Основным недостатком является тот факт, что велосипеды с таким размером не подходят для людей ростом свыше 185 см. Поскольку, они попросту малы для них.
  2. Они имеют меньший накат и меньшую максимальную скорость. Таким образом, на больших дистанциях (при езде за городом) крутить педали надо больше и усерднее.
  3. Хуже проезжают препятствия по сравнению с большими размерами. К примеру, трещины или «неровности» в асфальте будут доставлять вам больший дискомфорт. Однако, это хорошо заметно лишь на больших дистанциях и сравнительно большой скорости. В городском режиме при прогулочной езде, это факт мало ощутим.

Колеса 27,5 дюймов (584 мм).

Велосипедные колеса с диаметром 27,5 дюймов можно назвать «золотой серединой». Поскольку, они являются универсальными, и сочетают в себе усредненные характеристики между 26 и 29 дюймовыми колесами. Данный размер сравнительно недавно появился и в значительной мере именно он вытеснил 26″ колеса с велоспорта. Больше подходит для активных велосипедистов, которые часто катаются за пределы города. Вдобавок, это неплохой вариант для тех людей, у которых рост свыше 185 см. Данный размер, прежде всего, имеет улучшенные скоростные характеристики, именно поэтому по многим характеристикам он уступает 26″ колесам.

Преимущества колес с диаметром 27,5″

  1. Лучший накат. Разогнавшись вы дольше проедите большее расстояние, по сравнению с 26 колесами.
  2. Лучше держат скорость.
  3. Лучше переезжают через препятствия. Более комфортная езда по неровным дорогам.
  4. Больше максимальная скорость, по сравнению с 26″ колесами.
  5. Больший рост велосипедиста.
  6. Больший клиренс. Чуть большее расстояние от каретки до земли.

Недостатки 27,5″ колес.

  1. Меньшая жесткость колеса. Спицы 27,5 дюймовых колес имеют большую длину, в результате они уступают 26″ аналогам.
  2. Хуже маневренность. Необходимо ставить руль большей длины. Таким образом, габариты велосипеда увеличиваются не только в длину (за счет колес), но и в ширину (за счет руля).
  3. Чуть хуже разгон велосипеда (если сравнивать с 26″ колесами)
  4. Хуже проходимость.
  5. Больший вес.
  6. Выше стоимость.
  7. Комплектующие не так просто найти, особенно в небольших городах.

В результате данный размер будет предпочтителен для активных велосипедистов. Велосипед с 27,5 дюймовыми колесами, прежде всего, выигрывает при поездке на большие расстояния. Вдобавок, 27,5″ подходит для высоких людей, таким образом превышает 26″ барьер в 185 см. Однако и минимальный рост человека, в таком случае тоже повышается.

Колеса 28 дюймов (622 мм).

Так как, в данной статье мы рассматриваем лишь бюджетный сегмент, то шоссейные, гравийные и другие, более дорогие модели мы пропускаем. Итак, 28″ колеса, пожалуй, самые популярные в наших странах. Поскольку, абсолютное большинство советских городских велосипедов, оснащали колесами с таким размером. Украина, ХВЗ, Минск, Урал, Аист…, на всех этих велосипедах ставились колеса с диаметров 622 мм (28 дюймов). Более того, множество новых городских моделей также изготавливают с 28″ колесами. В результате, они востребованы и на сегодняшний день.

Городские велосипеды имеют наиболее низкую стоимость, по сравнению с другими видами. Соответственно, имеют более простую комплектацию и более дешевые детали. Этот факт не обошел стороной и колеса. Таким образом, на многих моделях до сих пор используют металлические одностенные обода. И лишь на более дорогих городских велосипедах ставят двойные обода из алюминиевого сплава.

Преимущества колес с диаметром 28″

  1. Низкая стоимость (при условии того, что колесо оснащено металлическим ободом).
  2. Накат значительно выше, чем у 26″.
  3. Меньше чувствуется «качество» наших дорог.
  4. Лучше гасят мелкие вибрации (при условии того, что колесо оснащено металлическим ободом).
  5. Наличие комплектующих, даже в самых маленьких поселках. Два размера спиц не меняются на протяжении множества десятилетий.
  6. Узкие покрышки позволяют ставить полноразмерные крылья. Таким образом, дождь и грязь не так страшны для вас и вашей одежде.

Недостатки 28″ колес.

  1. Жесткость колеса гораздо ниже, чем у 26 аналогов.
  2. Хуже маневренность.
  3. Плохой разгон велосипеда, хотя для городских велосипедов это не принципиально. Ведь городской велосипед не создан для скоростей.
  4. Большой вес.
  5. Плохая проходимость.
  6. Сложнее прокрутить колесо, особенно в односкоростных моделях.
  7. Большие габариты, как одного колеса, так и велосипеда в целом.

В результате, колеса имеют больше недостатков, чем преимуществ. И недостатков становится еще больше, если колесо имеет металлический обод. Основным преимущество в данном случае является низкая стоимость. Именно поэтому такие колеса до сих пор устанавливают на новые велосипеды.

Колеса 29 дюймов (622 мм).

Напоследок, расскажем о сравнительно новом размере колес — 29 дюймов. При выборе велосипеда вы сможете столкнуться с названием «найнер». Более того, многие продавцы постараются вам «впихнуть» именно этот размер. Аргументируя это, тем, что это новая модель на рынке и ее несомненно нужно брать. И не важно выбираете вы велосипед для себя или же для подростка. И тут главное — не спешить!

Прежде всего, найнер — это тип горного велосипеда с размером колес 29 дюймов. Более того, посадочный диаметр обода у 29 дюймового колеса, такой же как и 28 дюймовых колесах. То есть, они имеют один размер — 622 мм. Отличием лишь между 28″ и 29″ колесами является разная ширина покрышки. На 28 дюймовых моделях ширина покрышки составляет от 18 до 47 мм. У найнеров же ширина покрышки варьируется — от 50 до 75 мм. Однако, для обычного покупателя это лишь «сухие» числа, поэтому скажем чуть проще. Чем шире покрышка велосипеда, тем больший наружный диаметр она имеет. В результате, 29″ колеса больше, чем 28 дюймовые.

Преимущества колес с диаметром 29″

  1. Накат значительно выше, чем у 26″.
  2. Меньше чувствуется «качество» наших дорог. То есть, трещины и ямы на асфальте, «неровности» на грунте будет не так сильно ощущаться как на 26″ моделях.
  3. Лучше держат скорость.
  4. Выше максимальная скорость.
  5. Больший рост велосипедиста. Оптимальный вариант для высоких людей.
  6. Больший клиренс. Чуть большее расстояние от каретки до земли.

Недостатки 29″ колес.

  1. Меньшая жесткость колеса. Спицы 29 дюймовых колес имеют большую длину, в результате они значительно уступают 26″ аналогам.
  2. Хуже маневренность. Необходимо ставить руль большей длины. Таким образом, габариты велосипеда увеличиваются не только в длину (за счет колес), но и в ширину (за счет руля).
  3. Хуже разгон велосипеда (если сравнивать с 26″ колесами)
  4. Хуже проходимость.
  5. Больший вес, как колес, так и самого велосипеда в целом.
  6. Выше стоимость.
  7. Комплектующие не так просто найти, особенно в небольших городах.

Итог, найнеры были созданы для скоростных спусков в экстремальных спортивных велодисциплинах. Они показали лучшие скоростные характеристики. Однако, не стоит сравнивать бюджетные модели велосипедов, с теми которые используют райдеры в велогонках. Слишком большое отличие во всем, как в конструкции, так и в назначении велосипедов. Поэтому если вы имеете большой рост, и остальные модели для вас малы, то выбора у вас практически нет. Если же других причин нет, то мы бы рекомендовали выбирать меньшие размеры. Китайские комплектующие, в том числе и обода, имеют сравнительно низкое качество. И учитывая качество наших дорог, 29″ колеса имеют наименьший срок службы, среди остальных вариантов.