Велосипеды времен войны

Крутим боевые педали: Чем запомнились велосипедные войска в военной истории

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Начало

Так сложилось, что большинство разработок сперва создаются для военных целей, а после для гражданских. Велосипед же прошел обратный путь. Первым применением велосипедов в военных целях принято считать Франко-прусскую войну в 1870 г. Тогда двухколесный транспорт в основном применялся посыльными для быстрой доставки ценной информации. В отличие от коней, велосипеды обеспечивали мобильность и бесшумность передвижения.

Военные быстро оценили преимущество «двухколесных коней», и уже в 1895 г. в английской армии было основано специальное подразделение, укомплектованное «пауками» (велосипедами с большим передним колесом). В период с 1899 по 1902 гг. во время Англо-бурской войны велосипедные войска играли важную роль в британской армии.

Естественно велосипеды имели целый ряд недостатков. Самый критичный из них — это малая проходимость. Часто велосипеды приходилось носить в руках, что было совсем непрактично и неудобно. Эту проблему смогли решить два француза: некий капитан Жерар и инженер Шарль Морель. В 1895 г. они запатентовали свой первый складной боевой велосипед. Вопрос с мобильностью был решен. Солдат с легкостью мог сложить велосипед пополам и повесить на спину. Причем руки у него оставались свободными, и он мог вести стрельбу как из положения стоя, так и сидя.

Концепция складного велосипеда оказалась настолько удачной, что уже к началу XX века стала трендом и применялась во многих странах мира. Одним их самых известных производителей складных двухколесных военных велосипедов стала компания B.S.A, выпустившая десятки тысяч экземпляров.

Первая мировая

Период Первой мировой войны можно назвать расцветом боевых велосипедов. Большинство стран-участников войны укомплектовывали свои армии велосипедными, или, как их еще называли — самокатными войсками. Только в Российской империи было сформировано более 30-ти велосипедных рот.

У Германии было более 125 тысяч боевых велосипедистов, у Франции и Бельгии — около 150 тысяч, у Англии — свыше 100 тысяч. Считалось, что служить в самокатных войсках было почетно, поэтому в них набирали только лучших бойцов. Также велосипеды активно использовались посыльными, для доставки снабжения и транспортировки раненых.

В Российской империи велосипеды пользовались большой популярностью. В доказательство этому служит то, что вся императорская семья любила велосипедные прогулки, приверженцем велосипедов был и Лев Толстой. Тем не менее долгое время наша страна не занималась производством военных велосипедов, а закупала их за границей. По данным Novate.ru, первыми в России боевые велосипеды стала производить фабрика «Росiя» в период с 1914 по 1917 г., а также завод «Дукс», который в 1916 г. создал легендарную модель «Дукс боевой».

Вторая мировая

К началу Второй мировой войны велосипедные войска были в большинстве армий мира. Первенство по количеству велосипедистов принадлежало Вермахту. Самым популярным военным велосипедом в нацисткой Германии стала модель Truppenfahrrad. В Красной армии не было специализированных велосипедных войск, так как советское руководство посчитало их неэффективными.
Тем не менее история доказывает обратное.

Так, во время осады Сингапура японские боевые велосипедисты совершили успешный захват английской армии. 20 тысяч японских солдат на велосипедах атаковали английский гарнизон, расположенный в джунглях, и поэтому считавшийся труднодоступным. И это не единичный случай эффективного применения велосипедных войск во время Второй мировой войны.

В 1942 г. британские боевые велосипедисты сумели провести успешную диверсию немецкой радиолокационной станции. Как показала военная практика, велосипеды были особенно полезными при десантировании и проведении боевых операций в тылу врага. Скорость двухколесного «коня» была существенно выше, чем у пехоты, а шум велосипеды издавали намного меньший, чем мототехника.

Боевые велосипеды, хоть и в меньшем количестве, выпускались и после Второй мировой войны. Так, во время войны в Ираке американцы использовали надежные и быстрые аппараты фирмы Montague Paratrooper. Они были выполнены из легкого и прочно алюминия и могли перевозить более 200 кг. груза. Сейчас велосипедные подразделения есть в швейцарской и английской армии.

Нравится военная тематика? Прочитай также о лучших пистолетах Второй мировой войны .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Колеса Вермахта: немецкие велосипеды времен Второй мировой войны

Главный немецкий велосипед времен Второй мировой — M42 Truppenfahrrad. Но прежде, чем рассказывать о нем, «копнем» немного истории.

Первая мировая

Первые попытки военного использования велосипедов в Германии начались в 1892 году. Велосипедистов использовали в качестве связных и разведчиков. А уже с 1894 года были созданы первые велосипедные подразделения.

К началу Первой мировой войны каждый немецкий егерский батальон имел в своем составе самокатную роту. А всего существовало 36 велосипедных подразделений. К концу войны в составе немецкой армии насчитывалось уже около 80 самокатных рот.

Германцы настолько уверовали в массовое использование «двухколесных войск», что даже начали создавать особое «противовелосипедное» оружие: они тренировали огромных собак-догов, приучая их по команде набрасываться на людей, едущих верхом на бицикле (так тогда часто называли велосипед), и опрокидывать их на землю.

Самокатчики Первой мировой

Велосипедный патруль 1914 г.

Велосипедный полк на Западном Фронте в 1914 г.

Отряд велосипедистов в Арденнах. 1914 г

Велосипедисты в полном снаряжении. 1915 г.

Самокатчик со складным велосипедом. 1916 г.

Вторая мирровая

В 1936 году в Вермахте были утверждены наставления по использованию велосипедных формирований. Их предписывалось использовать в разведывательных батальонах стрелковых частей, а также в качестве связного транспорта и для снабжения войск. Так, во время польской, французской и норвежской кампаний на велосипедах буксировались тележки с продовольствием и боеприпасами для наступающих войск. Следует отметить, что если в начале Второй мировой войны велосипед служил, как вспомогательная техника немецкой армии, то в конце — являлся острой необходимостью.

Немецкое командование, сделав ставку на Blitzkriegмолниеносную войну»), старалось максимально насытить свои войска всевозможными средствами перемещения, в том числе и велосипедами. В пехотных частях существовали целые роты и батальоны велосипедистов.

Стандартным велосипедом в вермахте считался Truppenfahrrad, в 1942 году на вооружение была принята модель «M42 Truppenfahrrad». Специальные складные велосипеды были у десантников Люфтваффе. Предполагалось, что велосипеды придадут диверсионным группам большую мобильность.

Кроме этих моделей использовались переделанные под военные нужды гражданские модели, захваченные в европейских странах. Больше всего велосипедов у гражданского населения было отобрано в Голландии. По некоторым данным на нужды вермахта было изъято до 2 миллионов велосипедов. Голландские болельщики до сих пор это помнят, и на футбольных матчах с Германией кричат фразы типа «Верните наши велосипеды».

Как выглядел M42 Truppenfahrrad — смотрите в следующем ролике:

Велосипеды в Германии выпускали 9 крупных фирм. Только к началу 1943 года было произведено около 1,2 миллиона байков. А общий выпуск за время войны исчисляется немногим больше 2 миллионов единиц.

В набор специального снаряжения (обвеса) велосипеда Вермахта входили:

  • рулевая перекладина;
  • специальное седло;
  • набор инструментов;
  • багажник для перевозки военной амуниции.

Фара работала с помощью динамо или батареи. Также на рулевой перекладине, располагались два держателя для хранения плащ-палатки или водительского плаща. Спицы и все хромированные части велосипеда окрашивались матовой краской защитного цвета. На фару устанавливался светомаскировочный фильтр.

Укладка десантного велосипеда в чехол

Десантный велосипед в чехле с парашютом

Велосипед десантников перед десантированием складывался пополам, руль и багажник снимались и крепились к раме ремнями. В таком виде байк помещался в специальный чехол из прессованного картона, который имел собственный парашют.

«Панцерфауст» с одним фаустпатроном

«Панцерфауст» с двумя фаустпатронами

Велосипед также использовался как тактическое оружие. Велосипедные подразделения немцев имели на вооружении ручное стрелковое оружие, пулеметы, минометы и фаустпатроны. Испытывая дефицит бронетехники, зимой 1944-1945 гг. немецкое командование принимает решение:

  • для обеспечения максимальной мобильности, оснащать фаустпатронами велосипеды.

У рулевой стойки велосипеда закреплялись один или два снаряда, а на багажнике — дополнительный ящик с патронами. Подобная модель получила название «Панцерфауст». С их помощью немецкие войска сумели нанести существенный ущерб советской бронетехнике, особенно в боях за Берлин.

«Самокатчики» с противотанковым ружьем

Велосипедисты на буксире грузовика

Горный стрелок преодолевает речку. Норвегия. 1940 г.

Переправа через реку

Велосипедисты на привале

Истребители танков. Бреслау. Март 1945 г.

Радиостанция на велосипеде

Велосипедисты на транспортном самолете Ju.52

Использовали велосипеды и союзники немцев, финны. Так, финские велосипедные части участвовали в оккупации Карелии и захвате ее столицы — Петрозаводска.

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!

Сообщества › Это интересно знать. › Блог › Военные велосипеды

Трансваальский адвокат Даниэль Йохансон Стефанус «Дани» Терон, девятый по счету (из пятнадцати) ребенок Анны Хелены Маргареты и Виллема Ваутера Терон прославился в качестве старшего брата прадедушки Шарлиз Терон. И еще по одной причине.

Когда в 1899 году началась англо-бурская война, Дани обратился к властям с неожиданным предложением, вписавшим его в историю, — использовать вместо лошадей… велосипеды.

Совсем революционной эту идею назвать было нельзя: в Европе многие армии еще в 80-е годы XIX века посадили на велосипеды связных и проводили учения с педальными конями (велосипедистов даже причисляли к кавалерийским частям).

Правда, поначалу это были легендарные «пенни-фартинги», или «пауки», те самые, с колесами разного размера и неочевидным удобством.

Армия буров фактически состояла из фермеров («бур» и означает — «фермер» или «крестьянин»), и лошади брались из их хозяйств. Убитую в бою лошадь сложно заменить (буры, в отличие от британцев, не имели отлаженного механизма обеспечения армии), а кроме того, это серьезный ущерб благосостоянию самих фермеров.

Военные обычно консервативны, что уж говорить о военных фермерах. Поэтому Дани предложил организовать 75-километровую гонку кавалериста с велосипедистом. Выиграл велосипедист, и Терону дали возможность доказать эффективность идеи на практике. Он создал велосипедный корпус из ста восьми человек, занимавшийся связью и разведкой.

Позже Терон собрал Разведывательный корпус из восьмидесяти человек для партизанской войны в тылу британцев. Они организовывали диверсии, нападали на поезда, и всё верхом на велосипедах. Фактически они подали пример, и в армии буров многие обзавелись велосипедом. Впрочем, выиграть войну с Британией это не помогло.

Британцы, может, и не любили буров, а за голову Терона вообще назначили награду, но идею использования велосипедов для армии очень даже поддержали и, разумеется, опробовали в Трансваале.

Австралийские части патрулировали на велосипедах железные дороги: у них были специальные насадки на колеса для упрощения передвижения по рельсам.

Обе стороны конфликта применяли и железнодорожные дрезины с велоприводом.

Кстати, слово «дрезина» еще в начале XIX века обозначало двухколесный велосипед, который приводился в движение просто отталкиванием ногами, но к концу века ассоциировалось только со средством передвижения по рельсам.

Англо-бурская война продемонстрировала перспективность велосипедов для военного применения, и изобретатели бросились патентовать и реализовывать самые безумные идеи, поскольку сложно было предположить, что окажется удачным и востребованным.

Велосипед считался заменой лошади, и, разумеется, предлагались аналоги тачанок — повозок с пулеметным расчетом. Ставился туда преимущественно пулемет модели Хайрема Максима.

Это мог быть трехколесный велосипед-тандем с экипажем из двух солдат, обеспечивавший стрельбу при развороте из двух пулеметов Максима (модель Викерса).

Был еще и квадроцикл Симмса с бронированным щитом, позволявший стрелку в одиночку ехать и стрелять. (Кстати, на фото ниже изобретатель лично демонстрирует свое детище.) Проходимость модели и ее практичность были под большим вопросом, и в производство она не пошла.

Были и менее устойчивые модели с другими пулеметами. Например, двухколесный велосипед с пулеметом Кольта.

Однако основной упор заказчики ставили на разработку легкой, надежной и простой в использовании конструкции, которая ускорит пехоту, а не заменит конницу.

Еще в 1892 году французский офицер Анри Жерар разработал складной велосипед, который можно было нести в сложенном состоянии как ранец за спиной. За производство взялась компания «Пежо». К Первой мировой свой вариант складного велосипеда для военных был практически в каждой стране, но преимущественно это были вариации на тему конструкции Жерара. Французы тогда задавали моду в военно-велосипедной промышленности. Численность их велосипедных подразделений к 1914 году, по некоторым данным, превышала 100 тысяч человек.

Британия в прямом и переносном смысле обкатала войска в колониальных конфликтах. К началу 1914 года количество британских военных велосипедистов составляло 14 тысяч, к концу войны — 20 тысяч. И это без Канады, Австралии, Новой Зеландии, то есть без колоний.

Американцы, вступая в войну в 1917 году, ввезли в Европу 26 407 велосипедов.

Немцы тоже не отставали. Численность их велосипедных подразделений была сопоставима с союзниками.

В некоторых случаях велосипеды использовались немцами для производства электроэнергии.

А что же в России?

В книгах про Гражданскую войну периодически упоминаются отряды самокатчиков, и человеку неподготовленному сложно понять, каково ездить на самокате — отталкиваться одной ногой и удерживать равновесие, стараясь при этом не потерять винтовку, папаху и шинель.

Все дело в том, что в Российской империи в обычном разговоре «велосипед», как правило, называли «велосипедом», но в официальной терминологии использовалось слово «самокат» и производные от него.

То есть велосипедисты и были теми загадочными самокатчиками.

В 1891 году был издан приказ о приобретении самокатов для военных нужд и создании особых самокатных команд.

В Русско-японскую войну отряды жандармов и военных самокатчиков патрулировали железные дороги на прилегающих территориях. В том числе и на велодрезинах.

В Первую мировую военные самокатчики хорошо показали себя в Брусиловском прорыве.

Для нужд армии в основном закупались французские велосипеды «Пежо».

В 1913 году российские чиновники предприняли попытку переориентировать снабжение армии на местных производителей — велосипедные фабрики «Дукс» в Москве, «Россия» в Риге и «Матадор» в Ревеле (современный Таллин).

Договориться удалось с фабриками «Дукс» и «Россия». Но даже их общие мощности были невелики. В 1916 году на фабрике «Дукс» было начато производство собственной модели складного велосипеда «Дукс боевой». «Дуксом» произведено их было всего 682 штуки, а на эвакуированной в Харьков «России» — 3600. Капля в море.

В годы революции часть самокатчиков перешла на сторону большевиков. В Москве в октябре 1917 года они захватили и удерживали центр города. Это не то чтобы новость: многие перешли на сторону большевиков. Но троих самокатчиков, погибших в бою с юнкерами, похоронили у Кремлевской стены, а московскую улицу Новоблагослове́нную в 1924 году переименовали в Самокатную. Так что улица Самокатная на самом деле военно-велосипедная.

Военные самокатчики были, может, не многочисленной, но заметной частью советской армии и участвовали в парадах.

Ко Второй мировой войне роль велосипеда в армии поменялась, но он все еще оставался важным элементом. Скажем, в 30-е годы велосипеды полюбили летчики, которым надо было добираться до самолета по взлетному полю.

Во Вторую мировую серьезно о себе заявили воздушные десантники (поначалу немецкие), и они тоже очень ценили складные модели велосипедов. Впрочем, связисты и простые пехотинцы не отказывались от возможности получить такой же.

В 1937 году при оккупации Китая в составе японской армии было порядка 50 тысяч солдат-велосипедистов.

В германской армии, которая с одной стороны позиционировала себя как молниеносную, а с другой — старалась экономить на дефицитном топливе, велосипед оставался важным средством передвижения.

Во время битвы за Берлин Гитлерюгенд использовал велосипеды для перевозки гранатометов.

Для немецких десантников была разработана специальная модель.

Кстати, своих велосипедов (около двух миллионов) немецкой армии не хватало, поэтому их активно экспроприировали у населения захваченных стран (тоже около двух миллионов). Голландские футбольные болельщики в одной из кричалок на матчах с немецкими командами до сих пор требуют вернуть велосипеды.

Финская армия активно пользовалась велосипедами. На фото финский военный патруль на учениях рядом с границей СССР в 1939 году.

А это Густав Маннергейм инспектирует войска в 1944 году.

В польской армии большинство пехотных дивизий имели подразделение велосипедистов.

В швейцарской армии в 40-е годы велосипеды использовались в том числе для буксировки легких противотанковых пушек.

Британские коммандос и американские морские пехотинцы пользовались велосипедами.

В Красной армии к 1939 году самокатные подразделения присутствовали, хотя их официальная роль снизилась.

Тем не менее в советской армии в 30—40-е годы были отдельные самокатные части с собственными знаками отличия.

В «Боевом уставе пехоты Красной армии» 1942 года самокат упоминается только как средство связи наряду с радио, телефоном, мотоциклом и т.д.

Как бы то ни было, летчикам, десантникам, связистам и особенно простым пехотинцам велосипед сильно облегчал жизнь. Заводы и мастерские были завалены заявками о предоставлении велосипедов в части.

С окончанием мировой войны велосипедисты как самостоятельные подразделения постепенно стали исчезать из армий, но сами велосипеды все равно использовались широко.

Шведская армия в 40—70-е годы хорошо укомплектовалась велосипедами, но затем стала распродавать складские запасы. Военная модель стала очень популярной у шведов из-за невысокой цены и надежности. По некоторым данным, пограничные войска Латвии получили эти велосипеды в начале 90-х как гуманитарную помощь.

В наши дни в регулярной армии велоподразделения фактически остались только у Финляндии. Даже верная традициям Швейцария отказалась от велосипедных частей в армии в начале 2000-х.

Но велосипед бесшумен (если не использовать звонок) и легок. Так что в армиях всего мира можно по-прежнему увидеть велосипедистов, просто они не будут носить гордое звание «военных велосипедистов». Преимущественно велосипеды востребованы специальными подразделениями и летчиками.

Так что свою военную ценность велосипеды не потеряли до сих пор.

Велосипеды войны

Война — грязное дело, в котором преуспевает тот, кто быстрее двигается и стреляет. И пока не были изобретены и построены танки с самолётами, военные люди использовали велосипеды. Десятилетиями они экспериментировали с пулемётами на велосипедах, военными квадрициклами и велопехотными полками. Давайте оглянемся и вспомним самые яркие моменты военной истории велосипедов.

Пожалуй, первым военным велосипедом был «Премьер» (Premier) 1888 года:

В 1892 году компания Pope Manufacturing Co. («Старейший и самый крупный производитель велосипедов в США», — гласила рекламная листовка) выпустила модель с незамысловатым названием «Солдатский стандартный велосипед» (Soldier’s Standard Bicycle).

А вот и целое воинское подразделение — 25-й велосипедный корпус пехотной армии США. Фотографии сделаны в 1896 году. Живописный вид за спинами милитари-байкеров — Террасы Минервы (Minerva Terrace) в Йеллоустонском парке:

Трёхколёсный велосипед на двоих, оснащённый двумя пулемётами Максима и большими сумками для боеприпасов. Производство компании Gregory & Co. 1898 года:

Первая боевая веломашина! Квадрицикл всё с тем же максимом, но теперь ещё и со щитом. Создано компанией F. R. Simms в 1899 году:

Бойцы из полка ланкаширских стрелков-велосипедистов (1910 год):

Ещё один военный велосипед производства Pope Manufacturing Co. с автоматом на руле. Год производства неизвестен, начало XX века:

А вот и немецкая велопехота на западном фронте в самом начале Первой мировой (1914 год):

«Железные кони» смертельно устали. И солдаты из итальянского стрелкового батальона дали им немного отдохнуть (1915 год):

И снова полюбившаяся нам Pope Manufacturing Co., на сей раз с велосипедом-тандемом:

А это «продолжение» самого первого военного велосипеда «Премьер». Модель №11 1915 года выпуска:

Немецкая велопехота то ли прячется в лесу, то ли тренируется (1915 год):

Эволюция военных велосипедов по версии журнала The Illustrated War News, номер за 21 февраля 1917 года:

Венгерские войска въезжают в Ипельшаг (Чехословакия; ныне Шаги, Словакия), чтобы оккупировать город 11 октября 1938 года. Это вполне себе символическая оккупация, которой предшествовала встреча чешских и венгерских министров, обговоривших условия венгерской аннексии чешской территории:

20 апреля 1939 года Гитлеру исполнилось 50 лет. Разумеется, без парада не обошлось. Вряд ли велосипедисты были главной его изюминкой, и всё же, всё же:

Финский военный велопатруль транспортирует запасные велосипеды во время учений на границе с СССР (1939 год):

«Военный велосипед» (Truppenfahrrad), Третий рейх, пять модификаций:

Складной велосипед Compax компании Columbia, предназначенный для десантников (1941 год). Была также модель с мотором. И, да, десантники выпрыгивали из самолёта вместе с велосипедами и, благополучно приземлившись, раскладывали «коней» и ехали воевать. В сложенном виде:

Десантник со своим «железным другом»:

Ещё один десантник — и тоже со складным велосипедом, но из Великобритании:

Велопехота Бельгийского Конго в Тевфике (Египет, 1943 год):

5 мая 1964 года. После завершения 40-мильного марш-броска из лагеря на юге Кипра финские военнослужащие миротворческих сил ООН на Кипре выстраиваются для осмотра в Кэмп-Элизабет, что неподалёку от Никосии. Эти войска использовали велосипеды для патрулирования. В ту пору ООН ещё пыталась сохранить мир между киприотскими греками и турками.

© 2010-2021 «Военное обозрение»

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-76970, выдано 11.10.2019 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в политике по защите персональных данных.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России).

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; «Сова»; «Альянс врачей»; «ФБК»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»

Велосипедные войска во Второй Мировой Войне

Viktory

  • Велосипеды
  • История
  • СНГ
  • Украина
  • 10.05.2016 12:35
  • Просмотров: 6673
  • Рейтинг статьи: 51

Вторая Мировая Война – печальное событие, одна из самых темных страниц в истории человечества, навсегда изменившая ход людской истории. Это было самое массовое взаимное убийство людей, парад человеческой глупости и недальновидности, кульминацией которого стали ядерные грибы над Хиросимой, Нагасаки и Чернобылем.

Эпицентром Второй Мировой Войны стало противостояние двух самых значимых, пожалуй, по своему влиянию на массы людей 20-го столетия. Речь идет, разумеется, об Иосифе Виссарионовиче Сталине, лидере советских войск, и Адольфе Гитлере. Не будем оценивать их деятельность в целом. События тех темных времен интересуют нас только с точки зрения велосипедистов. Академики многих стран до сих пор ведут споры о том, какая из сторон первой решилась на дерзкий эксперимент по формированию велосипедных отрядов.

Тема этих споров очень обширна, она охватывает многочисленные области исторической науки. На текущий момент все сводится к ряду фактов. Вот они, в неизменно первозданном виде:

19 августа 1942 года рядовой армии СССР Шувалов К. Р. бежал из немецкого плена. Украв личный велосипед неизвестного офицера СС, он по бездорожью, избегая немецких постов и поисковых отрядов, преодолел 250 км всего за 2 дня и воссоединился с советской армией, встретившей его как героя. Доподлинно известно, что рядовой Шувалов погиб в возрасте 75 лет, окруженный заботой любящих детей и внуков. Трофейный велосипед, переданный ему в личное пользование, все эти годы хранился на балконе его дома, и в сентябре 2004 года был передан в музей Великой Отечественной Войны в поселке Старые Петровцы киевской области.

Первый официальный документ, в котором упомянуто участие велосипедов в военных действиях, принадлежит немецкой стороне. Истинность этого документа долгое время ставилась под сомнение, однако, в конце концов, группой казахских ученых была доказана его подлинность. В отчете о проведении разведывательной операции 18 ноября 1942 года указано, что солдаты Рейха передвигались на велосипедах, что обеспечило им сверхвысокую мобильность, и в результате привело к успеху операции. К сожалению, подробности операции – цель, место проведения, список участников и точные результаты операции – установить невозможно из-за цензуры военного времени.

Начиная с весны 1943 года и до самой победы союзных войск велосипедные подразделения принимали самое активное участие в войне.

Давайте рассмотри преимущества и недостатки велосипедных войск.

Преимущества

Производство велосипедов не составляло особого труда даже для истощенной войной промышленности СССР. Из металлолома, оставшегося после производства одного танка Т-34, советские мастера на все руки производили вплоть до 118 боевых велосипедов марки «Стриж»;

Велосипеды обеспечивали войскам проходимость, сравнимую с проходимостью мотоциклетных войск;

При этом веловойска абсолютно не зависели от горючего;

Ремонт велосипеда средней сложности в полевых условиях можно было произвести: самостоятельно – за 30 минут; с помощником – за 22 минуты (статистика по 1843 отчетах о поломке и ремонте велосипедов в полевых условиях);

Велосипеды обеспечивали скрытность передвижений и бесшумное нападение.

Недостатки

Для сохранения высокой мобильности, вооружение велосипедных отрядов приходилось сильно ограничивать. О вооружении велоотрядов смотрите дальше по тексту;

Транспортировка пленных велосипедными войсками была сильно затруднена. Поэтому велосипедисты пленных почти, никогда не брали. Из-за этого у пехотинцев развивалась ненависть к вражеским велосипедистам, и их почти всегда беспричинно убивали вместо того, чтобы взять в плен.

Рассмотрим обмундирование боевого велосипедиста Советской Армии времен Второй Мировой Войны (к сожалению, об обмундировании немецких велосипедистов сведений раздобыть не удалось):

Велосипед марки «Стриж» — верный боевой товарищ, спасший жизнь многим солдатам. На руле у «Стрижа» была приварена корзина для гранат.

Ремонтный комплект для велосипеда: запасные камеры (следует обязательно отметить, что шины «Стрижей» делались из прочной качественной вулканизированной резины, поэтому они пробивались очень редко), основной и запасной гаечный ключи, насос, молоток, запасные втулки и тормозные механизмы.

Ружье, которое во время марш-бросков прочно крепилось к раме велосипеда.

Личное табельное оружие.

Гранаты – противотанковые, противопехотные и дымовые, — по уставу должны были находиться в корзине, всегда под рукой веловоина.

Заплечный ранец мог крепиться к багажнику, в нем перевозили запасы воды и провианта, а также всё необходимое для жизни в полевых условиях в военное время.

Фляга с водой крепилась к подрамнику.

Эффективность велосипедных войск была воистину впечатляющей. Более мобильные, чем пехота, и максимально ресурсонезависимые, советские велосипедные отряды совершали дерзкие налеты на танковые колонны войск Рейха, нанося значимый ущерб и скрываясь до того, как противник успевал принять превентивные меры. Веловоины были эффективными и против живой силы противника. Одной из любимейших тактик веловойск было нападение на движущуюся колонну из тумана, или из-под прикрытия дымовых гранат.

Настоящим испытанием для веловойск Союза стало противостояние с немецкой велосипедной дивизией под предводительством Вольфганга Шмулькэ, длившееся около 5 месяцев в 1944 году. Эта борьба больше всего напоминала шахматную партию двух гроссмейстеров. Борьба эта была преисполнена ложных ходов, ловушек, отваги, доблести и коварства.

Победу в этом противостоянии одержали наши войска. Неизвестно, чем обернулась бы победа Шмулькэ в далеком августе 1944-го года. Дивизия СС-овцев на велосипедах в тылу Советских фронтов могла подорвать материально-техническое обеспечение фронта, подорвать моральный дух советского солдата.

Веловойска красной армии сломили сопротивление нацистов, и в числе первых въехали в Берлин на своих боевых товарищах – бронированных велосипедах марки «Стриж».

Военные велосипеды – век двадцать первый

Я долго думал, с чего начать эту статью. В интернете есть достаточно много материала о военных велосипедах, но именно о них и их перспективах развития мне бы хотелось написать. Сейчас мы смотрим на велосипед, как на вид развлечений. А когда-то, они были неотъемлемой частью транспорта, в том числе и военного. Конечно, многим покажется, что использовать велосипеды в военных целях смешно, но… как говорится: «Будет смешно, но не все будут улыбаться!»

Война, это не только битва людей, но и способ посчитать деньги. Первыми это оценили предприимчивые американцы. В 1888 году у них появился военный велосипед Premier. Велосипед – это не лошадь. Его не надо кормить, лечить. И уже через 10 лет в Америке появился 25-й велосипедный корпус пехотной армии США.

Несмотря на бурное развитие военной техники велосипеды триумфальным шагом прошли по первой мировой войне и перешагнули во вторую. Именно там они показали свою актуальность и востребованность. Финляндия, Германия, Япония с успехом использовали велосипеды для патрулирования, разведки, переброски войск и грузов.

Десятки компаний наладили выпуск и переделку гражданских моделей велосипедов для военных, но их все равно не хватало. Голландские болельщики до сих пор, кричат на футбольных матчах с участием немецких команд слова: «Верните наши велосипеды». По некоторым данным для нужд вермахта у гражданского населения было изъято около 2 000 000 велосипедов, еще столько же выпущено за годы войны. Вдумайтесь в эти цифры. Практически, каждый 5 боец был на «велоколесах». Скорость не подготовленного велосипедиста в разы превышает скорость хорошо подготовленного бегущего бойца. Именно поэтому, в Вермахте находилось столько велосипедов. Их использовали и по отдельности и целыми подразделениями. На них перевозили легкие минометы, ручные и станковые пулеметы, гранатометы, боеприпасы и всевозможное снаряжение.

Золотыми страницами в истории военных велосипедов можно назвать штурм Сингапура, японцами. Тогда, по считавшимися не проходимым джунглям, в тыл английскому гарнизону въехал японский велодесант численностью около 20 000 человек. Так же следует отметить специальную операцию английский войск по захвату оборудования и документов новейшей немецкой радиолокационной станции. Британские коммандос бесшумно подъехали к ней, осуществили захват и забрав секретные документы и часть оборудования так же быстро и незаметно умчались в сторону моря, где их ожидала британская субмарина. Вторая мировая отгремела, но велосипеды продолжали воевать. Вьетнам – тропа Хо Ши Мина. Кипр – войска ООН по поддержанию мира (финские велоподразделения).

И хотя время, постоянно вносит свои коррективы, велосипед все еще служит в армии. Конечно, уже нет былого размаха, нет велокорпусов, велобригад, велополков. Но военные велосипеды не хотят сдаваться. Они продолжают свой жизненный путь. В чем же его преимущества? Чем он будет полезен в современной войне.

Первое – это мобильность. Велосипед увеличивает ее многократно. Мобильное подразделение способно за день преодолеть расстояние 120 км, с полной боевой. Пехотинец, может позволить сделать до 40км.

Как показал опыт локальных войн на велосипеде можно легко перевозить пулемет, легкий миномет, ПЗРК, гранатомет, снабжать войсковые подразделения боеприпасами, водой, пищей.

Второе – бесшумность, на марше велопехота может чувствовать себя в большей безопасности. Ее не засекают акустические приборы и сейсмические датчики. Она малозаметна для радиолокаторов и инфракрасных приборов. Не имеет пыльных шлейфов. Не оставляет следов.

Легкость – в труднодоступных районах, относительно легкие велосипеды можно перетащить на руках, через препятствия.

Все это заставляет задуматься, а не рано ли мы отказались от велосипедов? Ведь именно сейчас велотранспорт получил новый толчок, перейдя на новую ступень своего развития. От классических велосипедов к велогибридам (велосипедам способным передвигаться на электротяге).

После длительного перерыва, в начале 1990-х армия США решила возродить военные велосипеды. Изучив опыт операции «Буря в Пустыне» Пентагон, заказал разработку и производство военных велосипедов. Сегодня они с успехом применяется как в специальных армейских подразделениях армии США. Министерство обороны Швейцарии, (Швейцария, одна из немногих стран, где были специальные велоподразделения), хочет потратить около 6млн евро, на закупку 2800 новых, современных велосипедов, для замены морально устаревших. Китай, выпускает велогибриды в огромных количествах, в том числе и для военных.

А что же у нас? В настоящее время, на военных выставках были замечены несколько компаний, которые занимаются разработкой подобного транспорта. Нельзя сказать, что мы отстаем, но поскольку заказчик не изъявляет желания и не предъявляет конкретных требований, его развитие идет по самостоятельному пути. К одной из подобных разработок, можно отнести электроцикл «ГРАНЪ». Это некий симбиоз велосипеда и легкого мотоцикла. Бесшумный, быстрый и достаточно легкий. Использование электромотора 12 кВт, позволяет разгонять аппарат до скорости 100 км/ч. Дальность, согласно заявлению производителей, может достигать 220 км, без дополнительных энергетических блоков. При этом вес, составляет не более 60кг, что, при заявленных характеристиках, считается достаточно хорошим результатом.

Спектр его применения широк: от бесшумного патрулирования границ, охраняемых объектов (кстати электромотор, позволяет применять его даже в закрытых помещениях) до применения в подразделениях специального назначения. Помимо классических противотанковых, противозенитных и других мобильных вариантов применения, появилась новая интересная идея использования велогибрида в качестве мобильной зарядной станции.

Полностью заряженный электроцикл, может преодолеть своим ходом несколько десятков км и на месте, в поле, осуществить зарядку стороннего оборудования, радиостанций, тепловизоров, приборов ночного видения, малых БПЛА, постановщиков помех. Возможно это станет новой областью применением подобного транспорта. Проявится ли интерес к подобному аппарату у военных – покажет время.