Велосипед врезался в машину

ДТП с участием автомобиля и велосипеда

Большое количество велосипедистов, людей на самокатах и гироскутерах пугает автомобилистов. Порой человек на электрическом самокате может разгоняться до 80 км/ч и двигаться в плотном потоке транспорта. Естественно, так и до аварии не далеко. О том, какое юридическое качество имеют новые участники движения и применимы ли к ним Правила дорожного движения (ПДД), рассказывает член Ассоциации юристов России, заместитель председателя Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.

Водитель сбил человека

Велосипедисты и другие участники движения подчиняются ПДД, как и автомобилисты. Они обязаны соблюдать правила и стараться не создавать помех для других участников движения.

Самокаты и велосипеды должны иметь световые приборы, а также фару, без которой выезд на дороги общего пользования запрещен. Естественно не все помнят об этом требовании правил, а зря. В этом случае риск попадания в ДТП возрастает и велосипедист даже может быть признан виновным в аварии.

Если велосипедист или водитель самоката окажется в ДТП по вине водителя, то причиненный ему ущерб возмещается страховой компанией по полису ОСАГО. Если, помимо велосипеда, пострадал еще и человек, то ему также положена компенсация вреда здоровью и морального вреда.

Велосипедист виноват в ДТП

Но как быть, если велосипедист сам грубо нарушил правила и врезался в автомобиль или задел его и поцарапал? В этом случае его можно привлечь к ответу через суд. Правда, для этого необходимо его догнать и уговорить дождаться ГИБДД, что не всегда бывает возможно, если, конечно, велосипед не пострадал.

Если же человек на велосипеде получил травмы, то здесь могут последовать серьезные разбирательства. Автомобиль — это источник повышенной опасности, а вот велосипед — нет, из чего следует, что если водитель, соблюдая все правила дорожного движения, совершил наезд на велосипедиста-нарушителя, то даже при отсутствии вины водителя у него возникает обязанность компенсировать велосипедисту любой вред здоровью.

Если грубая неосторожность велосипедиста стала причиной ДТП, то размер компенсации может быть уменьшен. При обоюдной вине размер компенсации будет зависеть от степени вины каждого из участников движения.

Если, допустим, велосипедист, нарушив правила дорожного движения, был сбит автомобилем и при этом пострадал лишь велосипед, то в возмещении морального вреда велосипедисту может быть отказано.

Возьмем пример из практики. Один гражданин на велосипеде решил переехать дорогу в неположенном месте в непосредственной близости от приближающегося автомобиля. Водитель предпринял экстренное торможение, но наезд все равно произошел. В результате столкновения человек получил легкий вред здоровью, а автомобилю были нанесены технические повреждения.

Несмотря на отсутствие вины водителя, с него как с владельца источника повышенной опасности была взыскана компенсация в пользу велосипедиста, а также моральный вред в размере 50 000 рублей.

Однако и велосипедист понес материальную ответственность за свое нарушение, которое послужило причиной неосторожного причинения вреда чужому имуществу (автомобилю). Водитель предъявил иск, где указывалась стоимость восстановительного ремонта автомобиля. Она составила около 100 000 рублей. Данная сумма в полном объеме была взыскана с велосипедиста в пользу водителя.

Велосипедист спровоцировал ДТП, но остался цел

Бывают ситуации, когда велосипедист или стремительно выскочивший на дорогу самокатчик провоцирует аварию, но сам в ДТП не участвует. Чтобы разобрать такие происшествия, юристы пользуются наработанной практикой из опыта ДТП с автомобилями. К примеру, один автомобиль, не уступив дорогу другому, выезжает на нее, создав тем самым опасность для других участников движения. Водитель автомобиля видит препятствие, принимает решение сманеврировать и врезается в придорожное дерево. Контакта автомобилей при этом нет.

Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия. Следовательно, и без факта непосредственного контакта автомобилей в ДТП есть виновные и пострадавшие. Помешавший движению автомобиль должен оставаться на месте и ждать ГИБДД. Данная правовая позиция нашла свое отражение в определении Верховного суда Российской Федерации от 4 марта 2014 г. № 16-КГ13-26.

Так же можно расценивать и аварии, порожденные велосипедистами. Если будет доказано, что велосипедист, выехав на дорогу, создал опасность для движения автомобиля, вынудил его изменить скорость и направление движения, в результате чего был причинен вред чужому имуществу, то, несмотря на отсутствие контакта между автомобилем и велосипедом, с человека, создавшего опасность для движения, будет взыскан причиненный его действиями ущерб. То есть ущерб можно потребовать с велосипедиста, грубо нарушающего правила.

Однако сделать это всегда чрезвычайно трудно. Зачастую очень сложно бывает доказать, что водитель машины действовал в условиях крайней необходимости и отвернул, избегая столкновения. В большинстве случаев, чтобы определить, что было на самом деле, необходимо проведение объемной автотехнической экспертизы. Эксперт может прийти к выводу, что водитель вел свой автомобиль без учета дорожных и метеорологических условий, имел техническую возможность избежать наезда и въехал в столб или повредил другие автомобили исключительно по своей вине.

В общем, велосипедисты по правилам несут материальную ответственность перед водителями при ДТП. Однако автомобиль — это средство повышенной опасности и вред человеку при столкновении будет всегда больше, чем «железу на колесах». Статус средства повышенной опасности ставит водителя автомобиля всегда в очень невыгодное юридическое положение. Он несет гораздо большую ответственность перед пешеходами и велосипедистами, чем они перед ним.

Простое касание велосипедиста бампером на высокой скорости может обернуться его падением и дорогостоящим лечением. После ДТП с велосипедистом судебные иски могут преследовать водителя всю жизнь. Поэтому при приближении к велосипедисту лучше притормозить.

Особенности аварии с велосипедистом

Аварии с велосипедистами случаются также часто, как и с другими участниками дорожного движения. Это мобильное транспортное средство малозаметно в потоке и нередко совершает маневры с нарушением ПДД. Такие действия заканчиваются печально, так как защиты на человеке за рулем двухколесной техники практически нет. Правила поведения при аварии с участием велосипедиста будут идентичны предусмотренным в других случаях, но имеют свои особенности.

Правила участия велосипедистов в движении

Управлять велосипедом может любое лицо, так как специального разрешения для этого не требуется. Не сдавая на права, эти участники движения часто не знают своих прав и обязанностей на дороге, и тем самым провоцируют аварийные ситуации. Поэтому если человек садится за руль двухколесного транспорта, он обязан знать основные положения ПДД относительно безопасного передвижения по дорогам. К ним относят:

  1. Допускается езда только по городским велосипедным дорожкам, правому краю проезжей части или по тротуару, если первые два варианта отсутствуют.
  2. Перед совершением маневра, велосипедист обязан убедиться, что это безопасно для него и других участников дорожного движения.
  3. Не создавать помех для транспорта.
  4. Совершать обгон допускается только с левой стороны.
  5. Пересечение перекрестка осуществляется в качестве обычного пешехода, при этом ехать на велосипеде запрещено, его необходимо держать руками.

Совет! Наличие звонка на велосипеде не является обязательным, однако установить его стоит для сигнала пешеходам о приближении транспорта. С его помощью можно также оповещать других участников движения о запланированных маневрах.

Основные причины ДТП с велосипедистами

Причины ДТП с участием велосипедистов бывают разные, так как каждая ситуация на дороге по-своему уникальна. Часто транспорту мешают вовремя увидеть двигающуюся технику зеленые насаждения, рекламные конструкции. Но бывает виновником и сам пострадавший, который резко выехал из-за угла, не убедившись в безопасности поворота. Чаще всего аварийные ситуации происходят в следующих местах:

  • На переходе для пешеходов. Тут ДТП происходит по вине велосипедиста, старающегося быстро пересечь перекресток, не слезая с транспорта. Столкновения избежать крайне сложно, а это в свою очередь ведет к травмам и материальному ущербу.
  • Во дворе. ДТП с велосипедистом происходят и на территории пешеходной зоны, из-за плохого обзора и быстрого движения двухколесной техники между домами. С юридической точки зрения виновником в таком случае выступает владелец автомобиля, так как он должен принимать все меры для исключения столкновения с пешеходами и велотранспортом.

  • На проезжей части. Такое происходит из-за нарушения ПДД при попытке двигаться по «встречке» или обгонять авто с правой стороны. Провоцируют аварию обычно сами велосипедисты, неправильно пересекая перекрестки, выезжая на середину дороги закрытого поворота и т.д.
  • На остановке. Это место не предназначено для движения любого вида транспорта, кроме автобусов, Авария случается с участием трех сторон, когда авто двигается по своей полосе, велосипедист пытается его объехать по правой части полотна, а городской транспорт возвращается в свой ряд после высадки и посадки пассажиров. Предугадать исход ситуации невозможно, но в большинстве случаев он печальный.
Читайте также  Парковочные места для велосипедов

Самые распространенные причины ДТП по вине велосипедиста, но ответственность при этом несет водитель авто, если он не доказал, что инициатором была другая сторона. Наказание всегда зависит от степени тяжести последствий и обстоятельств конкретного происшествия.

Правила оформления аварии

Все, кто предпочитает передвигаться на двухколесном транспорте, обязаны знать, что должен делать велосипедист, который попал в ДТП. Для начала нужно удостовериться в отсутствии серьезных повреждений у себя и других участников движения. При необходимости вызывать сотрудников медслужбы. Поскольку у владельца велосипеда нет полиса ОСАГО, то оформлять происшествие, как столкновение двух ТС, нет смысла. Если виновник не скрылся с места и согласен компенсировать вред, а полученные повреждения незначительные и нет людей с травмами, то это делается в добровольном порядке. При возникновении спорной ситуации вызывают инспекторов ГИБДД и готовят иск в судебную инстанцию.

Если водитель сбил велосипедиста на пешеходном переходе, то важно остановить транспорт, активировать сигналы, оповещающие о том, что случилось ДТП. Включить камеру на телефоне для видеофиксации. Найти очевидцев и взять у них показания, дождаться инспекторов для оформления.

Ответственность участников ДТП

Ответственность каждой стороны определяется КоАП, но для этого проводится экспертиза, позволяющая выявить виновника. Нередко велосипедисты скрываются с места ДТП, и наказать их за порчу имущества крайне сложно. В остальных случаях обстоятельства дела рассматривает суд. Санкция для каждой стороны обычно выражается в следующем:

  1. Водитель. Если он сбил велосипедиста, и тот погиб или получил серьезные ранения, то ответственность предполагается в рамках УК РФ. Материальный ущерб компенсирует страховая компания на основе полиса ОСАГО, который есть у каждого владельца ТС. Самое суровое наказание предусмотрено за ДТП с летальным исходом.
  2. Велосипедист. За нарушение правил ему грозит штраф в размере до 1500 руб. в зависимости от нанесенного ущерба. За вред полученный автомобилем придется заплатить лично, если вторая сторона докажет вину в судебном порядке. Если лицо скрывается с места преступления, то наказание будет серьезнее, вплоть до уголовного.
  3. Пешеход. Для них в такой ситуации также предусмотрена ответственность в рамках КоАП. Если виноват гражданин, он полностью компенсирует понесенные убытки второй стороной.

Суровое наказание ждет велосипедиста, который решил проучить виновников ДТП, не дожидаясь приезда сотрудников ГИБДД. Поэтому в случае возникновения аварийной ситуации, следует соблюдать установленный порядок и не нарушать закон.

Возмещается ли ущерб по страховке

При аварии с велосипедистом можно получить возмещение, предусмотренное полисом ОСАГО. Обращается за ним пострадавшая сторона с заполненным заявлением и собранным пакетом документов. В него входят следующее:

  • Паспорт, удостоверяющий личность.
  • Извещение.
  • Постановление о ДТП.
  • Справка из органов ГИБДД.
  • Номер банковского счета.
  • Выписка из больничной карты.

Внимание! Если авария была с летальным исходом, то компенсацию за полученный вред получают родственники или законные представители погибшего. При отказе выплаты пострадавший имеет право обратиться в суд для защиты своих прав. К исковому заявлению прикладываются все перечисленные документы, а также письменный отказ страхового оператора.

ДТП с велосипедистом не редкость, так как эти участники движения зачастую нарушают правила по незнанию. Часто это случается на перекрестках, когда водители двухколесной техники забывают, что на этом участке дороги они обычные пешеходы и обязаны передвигаться со всеми по зебре, удерживая велосипед руками. Наказание за правонарушение напрямую зависит от обстоятельств дела и состояния сторон в момент столкновения. За алкогольное опьянение полагается лишение прав.

Можно ли требовать с велосипедиста компенсацию за поврежденный автомобиль?

Большое количество велосипедистов, людей на самокатах и гироскутерах пугает автомобилистов. Порой человек на электрическом самокате может разгоняться до 80 км/ч и двигаться в плотном потоке транспорта. Естественно, так и до аварии не далеко. О том, какое юридическое качество имеют новые участники движения и применимы ли к ним Правила дорожного движения (ПДД), рассказывает член Ассоциации юристов России, заместитель председателя Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.

Водитель сбил человека

Велосипедисты и другие участники движения подчиняются ПДД, как и автомобилисты. Они обязаны соблюдать правила и стараться не создавать помех для других участников движения.

Самокаты и велосипеды должны иметь световые приборы, а также фару, без которой выезд на дороги общего пользования запрещен. Естественно не все помнят об этом требовании правил, а зря. В этом случае риск попадания в ДТП возрастает и велосипедист даже может быть признан виновным в аварии.

Если велосипедист или водитель самоката окажется в ДТП по вине водителя, то причиненный ему ущерб возмещается страховой компанией по полису ОСАГО. Если, помимо велосипеда, пострадал еще и человек, то ему также положена компенсация вреда здоровью и морального вреда.

Велосипедист виноват в ДТП

Но как быть, если велосипедист сам грубо нарушил правила и врезался в автомобиль или задел его и поцарапал? В этом случае его можно привлечь к ответу через суд. Правда, для этого необходимо его догнать и уговорить дождаться ГИБДД, что не всегда бывает возможно, если, конечно, велосипед не пострадал.

Если же человек на велосипеде получил травмы, то здесь могут последовать серьезные разбирательства. Автомобиль — это источник повышенной опасности, а вот велосипед — нет, из чего следует, что если водитель, соблюдая все правила дорожного движения, совершил наезд на велосипедиста-нарушителя, то даже при отсутствии вины водителя у него возникает обязанность компенсировать велосипедисту любой вред здоровью.

Если грубая неосторожность велосипедиста стала причиной ДТП, то размер компенсации может быть уменьшен. При обоюдной вине размер компенсации будет зависеть от степени вины каждого из участников движения.

Возьмем пример из практики. Один гражданин на велосипеде решил переехать дорогу в неположенном месте в непосредственной близости от приближающегося автомобиля. Водитель предпринял экстренное торможение, но наезд все равно произошел. В результате столкновения человек получил легкий вред здоровью, а автомобилю были нанесены технические повреждения.

Несмотря на отсутствие вины водителя, с него как с владельца источника повышенной опасности была взыскана компенсация в пользу велосипедиста, а также моральный вред в размере 50 000 рублей.

Однако и велосипедист понес материальную ответственность за свое нарушение, которое послужило причиной неосторожного причинения вреда чужому имуществу (автомобилю). Водитель предъявил иск, где указывалась стоимость восстановительного ремонта автомобиля. Она составила около 100 000 рублей. Данная сумма в полном объеме была взыскана с велосипедиста в пользу водителя.

Велосипедист спровоцировал ДТП, но остался цел

Бывают ситуации, когда велосипедист или стремительно выскочивший на дорогу самокатчик провоцирует аварию, но сам в ДТП не участвует. Чтобы разобрать такие происшествия, юристы пользуются наработанной практикой из опыта ДТП с автомобилями. К примеру, один автомобиль, не уступив дорогу другому, выезжает на нее, создав тем самым опасность для других участников движения. Водитель автомобиля видит препятствие, принимает решение сманеврировать и врезается в придорожное дерево. Контакта автомобилей при этом нет.

Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия. Следовательно, и без факта непосредственного контакта автомобилей в ДТП есть виновные и пострадавшие. Помешавший движению автомобиль должен оставаться на месте и ждать ГИБДД. Данная правовая позиция нашла свое отражение в определении Верховного суда Российской Федерации от 4 марта 2014 г. № 16-КГ13-26.

Так же можно расценивать и аварии, порожденные велосипедистами. Если будет доказано, что велосипедист, выехав на дорогу, создал опасность для движения автомобиля, вынудил его изменить скорость и направление движения, в результате чего был причинен вред чужому имуществу, то, несмотря на отсутствие контакта между автомобилем и велосипедом, с человека, создавшего опасность для движения, будет взыскан причиненный его действиями ущерб. То есть ущерб можно потребовать с велосипедиста, грубо нарушающего правила.

В общем, велосипедисты по правилам несут материальную ответственность перед водителями при ДТП. Однако автомобиль — это средство повышенной опасности и вред человеку при столкновении будет всегда больше, чем «железу на колесах». Статус средства повышенной опасности ставит водителя автомобиля всегда в очень невыгодное юридическое положение. Он несет гораздо большую ответственность перед пешеходами и велосипедистами, чем они перед ним.

Простое касание велосипедиста бампером на высокой скорости может обернуться его падением и дорогостоящим лечением. После ДТП с велосипедистом судебные иски могут преследовать водителя всю жизнь. Поэтому при приближении к велосипедисту лучше притормозить.

Велосипед врезался в машину

Разбираем типичные летние конфликты в челябинских дворах

Читайте также  Как выбрать велосипед взрослому

Типичный инцидент, ставший основой этого материала, произошел в коттеджном посёлке в Челябинске

Фото: камеры видеонаблюдения, Евгений Емельдинов

Несовершеннолетний сын челябинки протаранил на велосипеде едущий автомобиль, причём так сильно, что у того оказалось разбитым лобовое стекло. Ребёнок, судя по всему, серьёзных травм не получил, и владелец машины предложил родителям компенсировать ущерб. Мама школьника обратилась на 74.ru с вопросом, насколько законно это требование. Вместе с экспертом разбираемся в типичном для лета дорожном конфликте.

Публиковать видео инцидента, произошедшего в челябинском коттеджном посёлке, родители ребёнка не разрешили, но сам ролик мы посмотрели. По нашим оценкам, претензий к автомобилисту быть не может — он двигался по проезду между домами, сбавил скорость перед лежачим полицейским, а затем получил внезапный удар слева — ребёнок выскочил на полном ходу из-за забора, видимо, потеряв контроль на спуске. Кстати, дети до 14 лет в принципе не имеют права выезжать на проезжую часть. Инцидент чем-то напоминает вот эту аварию.

Дворовые столкновения юных велосипедистов с машинами — явление частое. И если ребёнок в самом деле виноват, автомобилист вполне может взыскать сумму ущерба с родителей. Вот что нужно знать о подобных происшествиях.

Наезд велосипеда даже на стоящую машину считается ДТП

Велосипед — транспортное средство, поэтому инциденты такого рода относятся к дорожно-транспортным происшествиям. А значит, если автовладелец хочет взыскать ущерб, необходимо вызывать ГИБДД.

— Даже если всё произошло не на дороге, а во дворе, Верховный суд разъяснял, что такие происшествия тоже относятся к дорожно-транспортным, — объясняет автоюрист Лев Воропаев.

Но если ребёнок повредил автомобиль мячом или поцарапал лопаткой, это уже обычное происшествие, и в случае претензий вызывать нужно полицию.

В чём специфика таких случаев

— Разница в основном касается порядка привлечения к ответственности, — говорит Лев Воропаев. — За ребёнка отвечают родители, если виновник несовершеннолетний — обязательно уведомление прокуратуры, а если он допрашивается, то необходимо присутствие психолога-педагога. Административное дело против родителей может возбудить не только полиция, но и комиссия по делам несовершеннолетних.

Ущерб взыскивается через гражданский суд

Если ребёнок виновен в происшествии, в отношении родителей могут возбудить административное дело, например по статье 5.35 КоАП (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). Штраф, правда, смехотворный — 100–500 рублей. Но важнее другое — это дело ляжет в основу гражданского производства.

— Если стороны не нашли компромисса и имущество не застраховано, единственный способ взыскать ущерб — обратиться в гражданский суд, — добавляет Лев Воропаев.

Эксперт подчёркивает, что для выигрыша понадобиться собрать максимум доказательств в свою пользу.

— Особенно в инцидентах, где ребёнок получил травмы, судьи часто не принимают во внимание его вину, — говорит юрист. — Например, считают, что водитель должен был двигаться с такой скоростью, которая исключала бы наезд на ребёнка во дворе. Поэтому далеко не всегда при очевидной (с точки зрения автомобилиста) вине ребёнка судьи разделяют эту позицию.

А если вина обоюдная?

Нередки ситуации, когда водитель тоже нарушал правила, например, оставил автомобиль на тротуаре или газоне. Будет ли это оправданием для ребёнка, если он повредит такую машину?

Lexus стоит на газоне недалеко от детской площадки: повреждение такой машины оставляет родителям виновника больше шансов отстоять правду, особенно если ребёнок действовал непреднамеренно

Фото: читатели сайта

— В случае спорных происшествий родителям ребёнка нужно добиваться возбуждения административного дела против водителя, — объясняет Лев Воропаев. — Если машина стояла на газоне, например, то за нарушение правил благоустройства. В таких делах обычно важна настойчивость, потому что сотрудники ГИБДД не вникают в детали и пишут всё со слов того, кто их вызывал. В дальнейшем административное дело против водителя будет учтено гражданским судом при распределении вины: по статье 1083 Гражданского кодекса это является поводом смягчить требования к родителям виновника.

Юрист уточняет, что при разборе таких инцидентов исследуется причинно-следственная связь событий, которая привела к происшествию. Иногда нарушения ребёнка, даже если были, не являются причиной аварии.

— Например, дети до 14 лет не имеют права ездить по проезжим частям, но если это не стало непосредственной причиной ДТП и у водителя автомобиля, например, была помеха справа, то родителям ребенка могут выписать штраф по статье 5.35 КоАП, но вину за само происшествие возложить на автомобилиста.

Это тоже считается нарушением: запаркованная машина не должна создавать помех, в том числе пешеходам

Фото: читатели сайта

Не радуйтесь страховке каско

Если автомобиль застрахован по каско и его владелец готов воспользоваться страховкой, родители ребёнка чувствуют облегчение — не нужно платить. Поэтому они не следят за оформлением происшествия, а о главном подвохе такой схемы узнают года через три. В течение этого срока страховая компания может взыскать с них ущерб по процедуре, называемой суброгация. Мы уже писали о подобном инциденте, когда шестилетний мальчик столкнулся в садовом проезде с автомобилем KIA: через два года родители получили иск от страховой на 25 тысяч рублей, хотя изначально речи о виновности мальчика вообще не шло. Ещё два года ушло на то, чтобы доказать абсурдность претензий.

Поэтому если автовладелец намерен получить компенсацию от страховой, убедитесь, что при оформлении документов случай не будет представлен таким образом, словно во всём виновато ваше чадо (то есть вы).

Если ребёнок пострадал

Это меняет дело, потому что водитель обязан компенсировать ущерб здоровью ребёнка вне зависимости от распределения вины — об этом говорит статья 1079 Гражданского кодекса. При лёгких ДТП чаще всего компенсацию платит страховая компания по ОСАГО (если автомобиль застрахован).

Дети во дворах часто ведут себя непредсказуемо, но водителям важно иметь в виду специфику ситуации — появление детей в дворовых проездах и на парковках жилых зон вероятно и ожидаемо, поэтому эти риски прогнозируемы.

Помните также, что во дворах и жилых зонах пешеходы могут находиться на проезжей части и имеют приоритет. Правда, езда велосипедистов в возрасте до 14 лет по проезжей части (в том числе, по дворовым проездам) в любом случае запрещена, но это не даёт автомобилистам права нарушать, например, пункт 10.1 ПДД — а он требует снижения скорости вплоть до остановки, если на дороге появилась опасность. Кстати, именно за нарушение этого пункта водители чаще всего отправляются в колонию.

Подробный разбор спорных пунктов правил — в нашем проекте «ПДД для бывалых».

Если автомобилисты в вашем дворе ставят машины так, что сами нарываются на конфликт, присылайте фотографии в рубрику «Я паркуюсь, как баран».

А вот альтернативная точка зрения на самый громкий конфликт с двухколёсным за последнее время: речь о столкновении мотоцикла и Renault Logan на площади Революции.

Стали участником спорной аварии? Пишите на электронную почту редакции «Авто». Подписывайтесь на наши группы во « ВКонтакте », Facebook и « Одноклассники ». Присылайте сообщения в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.

Царапают машины и уезжают: чем грозит ДТП с велосипедом

В дептрансе назвали велосипед «крайне популярным» транспортом у москвичей, несмотря на пандемию и дождливое лето. Растет и число ДТП с велосипедистами, которые зачастую сами создают аварийные ситуации. Что делать, если двухколесный виновник аварии скрылся с места аварии, разбирались «Известия».

Создают опасные ситуации

Аварии с велосипедистами происходят повсеместно. Недавно на Сахалине местный житель решил привлечь к ремонту машины велобайкера, который повредил его машину. По словам пострадавшего, молодой человек на трюковом велосипеде BMX буквально прыгнул на проезжую часть с тротуара прямо под колеса.

После столкновения велосипедист заявил о том, что машину просто не заметил, а затем, не дожидаясь приезда инспектора ГИБДД, укатил.

«Велосипедисты часто покидают место ДТП. Даже если им причинен вред здоровью. Очень много велосипедистов сейчас катается в качестве развозчиков еды. Большинство из них находятся в России нелегально. Они довольно часто царапают машины и уезжают. Кроме того, нередко велосипедисты выезжают на дорогу и создают опасные ситуации, в результате которых автомобилисты вынуждены останавливаться друг в друга, чтобы спасти нерадивого велосипедиста. А сам виновник аварии уезжает», — рассказал юрист Алексей Гудас.

«Дело просто закроют»

Правила дорожного движения разводят понятия «водитель» и «велосипедист». В судебной практике, по словам юристов, эти понятия также не тождественны. Велосипедист не является водителем, а его двухколесный транспорт не подлежит регистрации. Поэтому велосипедиста невозможно привлечь за оставление места ДТП, рассказал ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала. Разве что личность велосипедиста будет установлена компетентными органами и его движению на велосипеде будет дана правовая оценка.

Читайте также  Водный велосипед сделать

Орест Мацала отметил, что есть другая статья — 12.29, в которой прописана ответственность пешехода, пассажира и иного участника дорожного движения, в том числе — велосипедиста. Например, он не уступил кому-то дорогу или же не спешился перед пешеходным переходом. За это штрафуют на 800 рублей.

Если же велобайкер создал помехи для движения других транспортных средств, то его оштрафуют на 1000 рублей по статье 12.30.

По словам Ореста Мацалы, без установленной личности виновника такое дело развалится через два месяца.

«В течение месяца будет проведено расследование, затем его продлят до двух, и из-за невозможности установить личность дело просто закроют. Есть сроки давности для привлечения к административной ответственности. В этом случае гражданин будет вынужден восстанавливать автомобиль за своей счет. Если, конечно, у него нет полиса каско», — отметил ведущий юрист Европейской юридической службы.

Ищите камеры

Юрист Алексей Гудас рекомендует заручиться показаниями свидетелей и снять окружающую местность на камеру, чтобы потом посмотреть, есть ли на местности какие-то камеры наблюдения, записи с которых можно было использовать в суде, — если велосипедист обратится в правоохранительные органы из-за причиненного вреда здоровью. Так можно будет доказать, что велосипедист сам уехал с места аварии.

«Если же автомобиль пострадал — царапины, сколы, трещины, необходимо вызвать сотрудника ГИБДД, чтобы зафиксировать повреждения. К слову, можно попросить у едущих рядом машин записи с их видеорегистраторов», — советует Гудас.

Если виноват водитель

Если же в аварии с велосипедистом будет виновен водитель, то самое меньшее, что ему грозит, — штраф в 500 рублей за нарушение правил маневрирования.

Если при наезде был причинен легкий или средний вред здоровью велосипедиста, то водителю может грозить штраф от 2500 до 5000 рублей либо лишение прав от одного до полутора лет. В случае вреда средней тяжести штраф может составить от 10 000 до 25 000 рублей, а лишение прав на срок от полутора до двух лет.

Если же был причинен тяжкий вред здоровью, виновнику грозит и вовсе уголовная ответственность: ограничение свободы на срок до трех лет или же принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

«По ОСАГО велосипедист имеет право получить компенсацию за причиненный вред здоровью и велосипеду. А к самому виновнику велосипедист имеет право предъявить компенсацию за моральный вред. Если пострадает только велосипед, о моральном вреде говорить не приходится», — рассказал Орест Мацала.

СИМ повелели

Год назад Министерство транспорта предложило вынести электросамокаты, сегвеи и моноколеса в отдельную группу — средства индивидуальной мобильности. Для их владельцев пропишут ряд обязанностей и указаний, а также введут административную ответственность за нарушения ПДД.

Пока что управляющие такими транспортными средствами приравниваются к обычным пешеходам. Однако именно для пешеходов аппараты на электрической тяге и представляют наибольшую опасность, так как частенько передвигаются по пешеходным зонам на больших скоростях.

Если предложение будет одобрено властями, 14-летние владельцы СИМ смогут перемещаться только по велодорожкам, велополосе и проезжей части. Вместе с пешеходами владельцам мобильных устройств можно ехать только при отсутствии вышеперечисленных участков для велосипедистов и то со скоростью не выше 20 км/ч.

Гроза автомобилей и пешеходов

Правила езды на велосипеде также стоит продумать более тщательно, считает заместитель руководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Александр Евсин.

«Есть очень различные сценарии применения велосипедов. Одни велосипедисты ездят по автомобильным дорогам, другие только по велодорожкам и паркам. Это совершенно различные модели поведения. Причем при движении по автомобильной дороге велосипедист рискует в основном собой, поскольку в случае столкновения с автомобилем понесет более серьезный ущерб, а при езде, например, по паркам сам становится источником опасности для пешеходов. Особую опасность представляют столкновения с детьми. Это необходимо решать на уровне формулирования правильного и общественного неопасного поведения и поддержания порядка» — отметил Евсин.

По его словам, также важно вести постоянную работу по правильному проектированию городского пространства, как в части автомобильных дорог, так и других мест, где люди ездят на велосипеде.

«Чем более продумана среда, тем меньше возникает конфликтных ситуаций и проблем», — отметил Евсин.

Научат ездить безопасно

Велосипедист Павел Низкин считает, что необходима пропаганда соблюдения ПДД, такая же, как при смене шин к зиме и пристегивании ремня безопасности.

«Вот моему сыну три года, с 2,5 лет мы начали ездить на самокате и велосипеде. Мы подъезжаем к дороге, он уже знает, что нужно спешиться, дать мне руку и тогда перейти. Я его приучил», — рассказал Низкин.

Необходимость пропаганды понимают и столичные власти. В дептрансе заявили, что разрабатывают рекомендации по безопасному передвижению на велосипеде для курьеров.

Что делать при ДТП с участием велосипедиста: инструкция, причины дорожного происшествия, определение виновника

Движение на дороге включает различные виды транспорта. Велосипедисты также входят в этот круг, поскольку совершают движение непосредственно рядом с остальными участниками. При этом не редко случаются ДТП с велосипедистом, что может потребовать изучить юридическую сторону вопроса.

Управление велосипедом согласно законодательству РФ выполняется без получения соответствующего разрешения. Нет необходимости сдавать на права, но велосипедист выступает полноправным водителем механического средства, движимого физическими усилиями. Кроме того, он полноправный участник дорожного движения.

В результате ДТП, которые случаются достаточно часто, могут пострадать люди. Урегулировать вопросы можно только на основе законодательства.

Порядок действий при ДТП с участием велосипедиста

Столкновение велосипедиста и автомобиля выступает аварийной ситуацией.

Когда такое происходит, участники обязуются совершить ряд действий, что предусматривается Постановлением Правительства РФ № 1090 «О Правилах дорожного движения» в последней редакции от 26.10.2017.

Существует общеустановленный порядок действий:

  1. Обследовать всех участников на повреждения.
  2. При необходимости вызвать врачей скорой помощи.
  3. В тех случаях, когда водитель (являющийся виновником ДТП) пытается скрыться, следует зафиксировать номер авто.
  4. Вызвать дорожную службу – ГИБДД.
  5. Запрещается производить какие-либо действия по отношению к транспортному средству или другим предметам, попавший в аварию (наказание за это предусмотрены ст. 12.27 КоАП).
  6. Попытаться задействовать свидетелей, которые стали очевидцами происшествия.
  7. Сделать фото места ДТП.
  8. Зафиксировать повреждения.
  9. Дождаться сотрудников ГИБДД.
  10. Сотрудничать в процессе составления протокола.
  11. Подать претензию о возмещении нанесенного виновником ущерба.
  12. При необходимости обратиться в суд.

Возникновение аварийной ситуации далеко не редкость, к тому же виновником может быть каждая сторона ДТП с участием велосипедиста. Именно поэтому для участников дорожного движения так необходимо знание юридической стороны вопроса.

Кто виноват

Первым делом, когда случается ДТП, необходимо определить виновника. Особенно при возникновении споров касательно повреждений и нанесенного ущерба.

Виновником может быть по своей невнимательности или пренебрежительному отношению к другим участникам движения, как водитель автомобиля, так и непосредственно велосипедист.

Для того чтобы установить зачинщика аварийной ситуации, нужно знать возможные причины ее возникновения. Разное восприятие дорожного движения может вызвать непредвиденные обстоятельства.

Распространенными причинами следует назвать:

  1. Неосмотрительный поворот водителя направо.
  2. Езда велосипедистов по тротуарам.
  3. Не используются светоотражатели и фонари.
  4. Переезд велосипедистом пешеходного перехода.
  5. Непредсказуемые маневры водителя велосипедного транспорта.
  6. Водители машины не уступают дорогу при пересечении перекрестков.

Могут быть и другие источники, поскольку все предвидеть невозможно. Кроме того, зачастую отдельно выделяют причины ДТП по вине велосипедиста или водителя автомобиля.

На пешеходном переходе

Правилами дорожного движения предусмотрены условия передвижения по пешеходным переходам или зонам. Что касается “зебры”, то Постановление № 1090 пункт 29.8, запрещает его пересечение, находясь непосредственно в движении на велосипеде. Данный пункт вступил в силу от 14.11.2014 г.

ДТП такого рода избежать практически невозможно. Основной причиной выступает нарушение движения непосредственно самим велосипедистом, который пытается в быстром темпе пересечь участок дороги в недозволенном месте.

Зебру он должен пересекать пешим ходом. Если не учитывать исключений, виновником выступает велосипедист.