Велосипед турист характеристики

Сообщества › Ретро-автомобили СССР › Блог › ХВЗ Турист . Подарок или подачка?

Всем привет, как и обещал рассказываю о самом массовом легкодорожном советском велосипеде — ХВЗ Турист .

Начать хотел бы с цифр с даты начала и конца выпуска ХВЗ Турист с 1950-го(ХВЗ В-32)

до окончания выпуска до 1991 (ХВЗ В-153-611 )

Внушительная цифра(41год!) товарищи, так чем же привлекал Турист ? Чем он завоевывал сердца миллионов советских граждан ?

Разберемся что есть Совесткий Турист 50го года серединный Турист 80го года и перестроечный Турист 89-90 года ?

Благо мне удалось прокатиться и подремонтировать каждый из них .

1. Турист Советский, настоящий 52гв . Отличная, добротная рама, тяжелые, мощные переключатели, тяжелый до ужаса, однако накат отличный, хорошо подобранные передачи . чувствуется, что за халтуру могли и «пожурить» . Качество чувствуется везде, даже в таких мелочах как обод колеса — для того что бы колпачок камеры не пропал -была сделана цепочка .

После такого велосипеда действительно чувствуется «за что» любили Турист — за надежность и неприхотливость .

Теперь перейдем к Туристу из 80-го года, велосипед заметно «полегчал» все стало легким, воздушным, однако обода стали из пластилина, но рама не площает, качество окраски конечно удручает, однако, вц елом- велосипед приемлимый, хотя, из 10 дней проведенным на нем от рассвета до заката, 2 я точно посвятил повторным регулировкам…

Здесь тоже можно понять любовь советских граждан — дефецит, по сравнению с тем что было — турист, считавшийся полуспортивным, был чем то вроде Ракеты по сравнению с ПО-2 .

Ну а теперь перейдем к «кульминации» нашего рассказа — вот такой вот велосипедик

В целом, выглядит интересно- это следствие того, что завод поменял способ нанесения надписей- вместо краски- наклейки на целофане, однако рама- пластилиновая! Крашено без грунта, тормоза гнутся …это, если честно- был один из самых плохих моих велосипедов, хотя я предпринимал попытки к улучшению технических характеристик

Гнущяяся рама, втулки, руль сделали свое дело- я не смог его на нем ездить- вернулся к своим «старичкам».

Здесь уже любви не было — после развала СССР на рынок хлынули американские -китайские-немецкие велосипеды, и родной харьков, за убогость 40летней конструкции, ненадежность, дичайщее качество просто вытеснили с рынка, в результате чего завод, как истинный «наш» прекратил свое сушествование .

Какой же мы можем сделать вывод, товарищи ?

Несомненно, в начале своего выпуска ХВЗ В-32 Турист был подарком завода любимому народу, об этом горит все, качество, красота, надежность, однако в конце же, велосипед был явно «отпиской», своеобразным «плевком», почему нельзя было сделать нормальный велосипед, сделать хорошее качество изделия ? Почему не применить хоть некоторые наработки которые копились в течени всего(!) производства ?

К сожалению эти вопросы остались без ответа, завода уже нет, однако эти велосипеды до сих пор колесят просторы родной страны . Страны, которой подарила им жизнь, но которой уже тоже нет…

Комментарии 54

Есть вариант взять туриста 91 года в целофане, стоит?!

Хвз завод существует

Был ХВЗ Спорт:) Эх хорош

В советское время Турист — это что-то из нереального мира. Все пацаны о нем мечтали. Но такие были у единиц. Мы довольствовались обычными Украинами.
Про мою Украину ты наверное читал? Я когда-то писал.

Еще раз убеждаюсь что все зависит от региона и от удаленности от центра, до Сибири они вообще не доезжали 🙂

Молодцом! Классный пост! : )

Очень понравилось!) Хочу такой!

Взависимости от комплектации, в среднем продаются по 5000 р .

Слава, отличный рассказ!))

спасибо за буквы! ! !

У меня Турист 91г, тоже синий.)))))Всё устраивает, кроме заднего переключателя-раз в неделю приходится залезать…Гоняю в деревне-колёса целые…Правда передний обод французский…vk.com/photo80820615_289102191

Да я помню у тебя, он довольно неплох … я восстанавливал тоже турист, даже где то фотка есть

Долгое время был хозяином крайней описанной модели Туриста. Ездил в основном по грунтовым дорогам, к коим он оказался плохо приспособлен из за узкого обода. долгое время мучился с исправлением восьмерок, пока колесо окончательно не завернуло пропеллером. В идеале на него нужны были обода широкие, типа урала, но они не влезли в раму, так и погиб велосипед только из за того, что не смог найти заднее колесо. К родному сиденью я так и не смог привыкнуть, особенно на кочках, пришлось приколхозить ураловское кожаное на пружинах, чтобы жопа не отстегивалась на кочках. Рычажок переключения скоростей вообще странный, но опятьже спас колхоз — примастырил к бабочке рычаг длинной 20 см с наболдашником и разметил на раме моменты переключения скоростей, кстати стало намного удобнее. Некоторое недоумение у меня вызывали ступицы на шариках без сипараторов, которые наравили выпадать при разборке оси. А так — вполне достойный велосипед — с современными велосипедами не сравнить — стальные педали, ручки тормозов и большие жестяные крылья это то чего не хватает на современных велосипедах.

да уж- обода слабое место, жалко велосипедик …

Спортивно — туристический велосипед «Турист» 153 — 421

Велосипедный завод имени В. И. Петровского в Харькове выпускал спортивно — туристический велосипед «Турист» 153 — 421 для занятий спортом и туристических поездок. Эта модель, в отличии от других поступала в торговую сеть и была доступна широким слоям населения.

Устройство спортивно – туристического велосипеда «Турист» 153 — 421

— Рама – стальная с тонкостенными трубами, головной узел рамы цельноштампованный;
— Вилка передняя – из труб с круглым сечением, легированные сплавы стали;
— Руль – дорожный, стальной;
— Колёса – обод коробчатого сечения, щитки колёс облегчённые;
— Спицы – стальные, редуцированные с резьбой 2,1 х 0,4 мм);
— Тормоза – ободные, кантилеверного типа;
— Втулка заднего колеса – бестормозная, с четырёхступенчатой трещоткой, новым креплением звёзд к втулке;
— Педали – стальные, дорожного типа;
— Седло – полужёсткий каркас и мягкое покрытие из кожзаменителя;

Технические характеристики

— Высота рамы (расстояние между центральной частью каретки и верхом подседельной трубы) – 540, 560, 580 и 600 мм;
— База (расстояние между центрами втулок колёс) – 1060 мм;
— Шины — бортовые, размер – 622 х 32 мм;
— Число зубьев задних звёзд – 16, 20, 22 и 24;
— Число зубьев передних звёзд – 51;
— Количество передач – 4;
— Цепь – втулочно – роликовая 12,7 / 3,3 мм;
— Шаг велосипеда – 3,11 – 7,94 м;
— Масса туристического велосипеда — без дополнительного оборудования и принадлежностей – 14,5 — 14,7 кг.

На велосипед на заводе устанавливался стальной багажник из проволоки, подножка, светоотражатели жёлтого цвета на спицы колёс и красного цвета на задний щиток колеса. В комплектацию входил насос и подрамная сумка с набором инструментов. На отдельные экземпляры устанавливалась фара и генератор электричества.

В настоящее время велосипед «Турист» купить довольно сложно, поскольку данная модель уже не выпускается.Фотография «Туриста» 153 — 421 из коллекции велосипедов Влада Карганова http://vk.com/id70117629

Также читать на эту тему:

Однорычажная задняя подвеска i-Drive была разработана фирмой GT для двухподвесов. I-Drive (independent drive train) — независимый привод. Особенностью механизма является […]

Среди фармакологических средств, которые применяются для восстановления спортсменов велосипедистов и повышения их спортивной работоспособности, а также в качестве профилактики переутомления […]

Верховина — самый высокогорный регион Украины, а также самый большой по площади и меньший плотности населения. Этот край славится зажигательным […]

EuroVelo — сеть велосипедных трасс в Европе. Проект разработан Европейской федерацией велосипедистов. Трассы предназначены для туристов на велосипедах и будут […]

27 thoughts on “ Спортивно — туристический велосипед «Турист» 153 — 421 ”

Все ОК, только руль — алюминиевый «баран» на более ранних и АЛЮМИНИЕВЫЙ дорожного типа — не более поздних.

у меня этот велик уже 33 года на ходу классная машинка оказалась вот бы сейчас где прикупить новый

У меня такой новый в гараже стоит, не катанный) От деда достался.
Еще в заводской бумаге, так что если кому нужен пишите, подумываю продать его!

здраствуйте почем продадите

за сколько 89140563209

Александр, можно увидеть фото вашего велосипеда, который у Вас?

Здравствуйте! Ещё продаете Турист?

9 тысяч! фото могу выслать…

Ребята связаться с хозяином велосипеда можно по адресу tractor_belarus@mail.ru

Александру. Велосипед продан ?

Я помню мой отец в середине 80-х годов купил велосипед турист, отдав за него порядка 100 рублей, да еще это был дефицитный товар, в тот момент когда он зашел в спортивный магазин, который находится рядом со стадионом наука выкатывали несколько велосипедов такого типа, один достался ему, а у меня был сначала велосипед десна, салют, потом катался на отцовском велосипеде, как сейчас помню краска была желтый металлик и такой велосипед был лучшим, пока не начали появляться горные велосипеды, а сейчас думаю, что турист все же лучший велосипед так как велосипед моей юности. Плохо, что ХВЗ перестал его выпускать, а то бы я купил, точно такой же, что был у нас — с краской желтый металлик руль чуть изогнутый не рога, четыре скорости. Даже посоветовал бы ХВЗ возродить выпуск такой модели, потому, что целое поколение людей которым было в 90-х годах по 10-15 лет помнят велосипеды своих родителей и спрос сейчас на такие велосипеды был бы огромен.

Мой первый велосипед старше меня. Уже полгода езжу каждый день. Лёгкий, прочный, выносливый. 4-ю передачу пока не использую — то ли сил не хватает, то ли она только для шоссе.
Передачи переключать не удобно, но это только первое время. Позже понимаешь, что многие подъёмы можно преодолеть и не переключаясь))) И, в зависимости от того, куда собрался ехать, включаешь нужную передачу до старта.
Алюминиевый руль сломался, пришлось поменять на стальной. Прикольно было ехать 15 км по городу, руля одной рукой)))
Стальные обода, которые на нём стояли, за тридцать лет жёсткого пользования так и не обнаружили признаков восьмёрок. Жаль, от времени начали трескаться, пришлось поменять.
В общем, офигенный аппарат. Я уверен, что рама вечная — даже краска до сих пор, как новая (это действительно заводская краска). Никакой ржавчины.
Педали рассыпались. То есть, рассыпаются. Они состоят из стольких элементов, что практически каждую неделю отваливается что-нибудь новое. И всё равно, там ещё много чего держится. С сервисом проблемы — запчасти трудно найти. Но возможно.
Скоро его полностью отремонтирую, и в гробу я видал эти новые велосипеды! Мой Турист 30 лет живёт, и проживёт ещё 20 точно. Куда там этим Гиантам!

Читайте также  Велосипед картинка для детей нарисованные

У меня велосипед Спорт — Турист с 1975 года. Купил сам на студенческую стипендию. Активно использовал его в 70-х и начале 80-х. Потом служба и дальние дали. Ездил на нём племянник, падал, врезался во что-то. Восьмёрка переднего колеса и чуть погнута рама в районе крепления насоса. В 90-х годах я его конфисковал у племянника в плачевном состоянии и занялся модернизацией стального коня. Заменил рогатый алюминиевый руль на стальной дорожный. Поставил простой звуковой сигнал, пищалку. Заменил ручки тормозов и трубки с тросиками. Поставил на переднее колесо механический одометр. Заменил шатуна, поставил пластиковые педали. Вал педалей поставил на промышленные закрытые подшипники качения (теперь при любой нагрузке педали крутить — одно удовольствие). Вторую меньшую переднюю звёздочку заменил на овальную. Поставил защиту от цепи на большую переднюю звездочку (или она уже была там?))) Заменил цепь. Поставил на заднюю ось импортную каретку на пять скоростей с самой большой звёздочкой. Теперь только на вертикальную стенку не могу заехать))) На крылья поставил пластиковые брызговики. Поменял на импортный задний механизм переключения скоростей. На заднее колесо поставил утолщённые спицы. Трижды менял седло (родное было жесткое, второе — развалилось, третье — в самый раз по попе). Поставил багажник на заднее колесо и прямоугольную сетку (с дачи возил урожай до 15-20 кг в ней). Покрасил раму автомобильной краской — «слоновая кость». И родного в моём велике остались только слегка погнутая рама, два крыла и два обода… Но ездит аппарат до сих пор хорошо, доставляя удовольствие после скучного всепогодного велотренажера)))

У меня Турист 1981г.Купил без багажника за 122р.Через неделю продавали такие же с багажником из прута за 124р.Но мне,конечно,не обменяли.Поставил багажник покупной, от дорожного вело,из трубок, и с опорой на две более толстых трубки.Возил на нем картошки по 10кг.Ездил быстро и много.Надо усиливать тормоза и удлиннять раму.Алюминиевый руль обламывался два раза-и слева, и справа.Заменил на стальной от дорожного.Для усиления тормозов предлагаю поставить спереди собранное самостоятельно колесо со втулкой от заднего колёса дорожного вело.Это будет дешёвый аналог дискового тормоза.Дёшево и сердито.

Есть Турист и Украина оба новые не ездили, если кому интересно для коллекции пишите. Фото вышлю.

Есть велосипед турист , какой год не знаю , но и скорости есть , в общем могу показать на фото , продаю ! Пишите на почту Sasha.kleverrr@mail.ru , дам номер МОСКВА

Продам 2 велосипед хвз турист. Г. Москва ЮАО
Голубой полностью на ходу, ровная гиометрия рамы, есть легкая ржавчена связи с временем, все запчасти родные кроме седенья. Сел и поехал. 7000 р.
Зеленый. Ровная рамы. Под востановление.
Фото по требованью. Ylabeled@mail.ru

Продаю спортивный велосипед Турист ХВЗ , ( 1990 г.) на ходу , в родной краске , новые шины и камеры ,4 передачи , есть крылья.
Цена 4 т. р.
Звонить после 12 ч.

Продаю спортивный велосипед Турист ХВЗ , ( 1990 г.) на ходу , в родной краске , новые шины и камеры ,4 передачи , есть крылья.
Звонить после 12 ч.
Пишите на rovillev@yandex.ru

Продаю спортивный велосипед Турист ХВЗ , ( 1990 г.) на ходу , в родной краске , новые шины и камеры ,4 передачи , есть крылья.
Звонить после 12 ч. 79268493538
Находится в г. Серпухов Московская обл.
Пишите на rovillev@yandex.ru

Задние звездочки правильно 16, 18, 20, 24, а не как в характеристиках

Катаю на таком велике с1993г,недавно закракодилил вел на shimano -бежит как новый,отличный накат и ездить одно удовольствие.Для города незаменимая техника.Всё-таки делали хорошие вещи в СССР.

Тоже хочу свой проапгрейдить на электро, поэтому можно по подробней, что и как Вы сделали

Продаю легкий велосипед ХВЗ Турист со спортивным рулем, 8 передач, оборудован для длительных туристических поездок (touring). В системе круглая зубчатка 51 зуб для шоссе и эллиптическая зубчатка 40 зубьев горная. Кассета 28, 24, 20, 16 зубьев. По желанию, могу продать к нему дополнительно круглую переднюю зубчатку 40 зубьев.
Размер рамы 55 см (21,6”). Установлен высокий подседельный штырь, который позволяет широкий диапазон регулировки на рост велосипедиста от 171 до 190 см. Рама и вилка из легированной стали, вес рамы 2,2 кг, вилки 0,8 кг. Руль из алюминиевого сплава. Вес велосипеда 13 кг. Установлен передний багажник.
Велосипед имеет отличный ход и накат, очень устойчивый, большая колесная база 1075 мм. Рама и вилка хорошо гасят вибрации на дороге. Руль «баран» позволяет менять хваты. Длительные поездки не утомительны.
Велосипед на ходу, сел и поехал. Техобслуживание прошел в июне 2018. Краска порошковая заводская, цвет синий.
11 т.руб.
Находится в г. Мытищи Московской области.
Звонить +7(916)1622782

У многих еще с советских времен ржавеют по гаражам и сараям Туристы и Салюты. Но если их чуть модернизировать, они мало в чем уступят современным. Для этого необходимо : 1. Заменить шатуны педалей на более прочные, например ураловские. 2. Поставить дополнительную внешнюю пружину для натяжения цепи. 3. Заменить булыжник-седло на мягкое, например от Камы. 4. Поставить удобный руль, см. например. После качественного ТО у вас будет бодрый, накатистый и надежный вел. Я на таком за 30 лет проехал 2 экватора.

Сегодня прикупил такой за 2т.р. Всё работает, прокатился пару км. Есть небольшие восьмерки, а в остальном норм.

Велосипед турист характеристики

Харьковский велосипедный завод, сокращенно называемый ХВЗ, был основан еще в 1923 году. Он считался тут главным среди производителей столь удобного средства передвижения.

В далеком 1924 году два парня отправились в путешествие вокруг земного шара. Их имена: И.Фрейдберг и А.Князев. На тот момент молодые люди учились в институте физкультуры. Они первыми решились на велосипедные испытания. Их поездка была основана на собственном энтузиазме. Они повидали множество стран: от Китая до Латинской Америки. В Москву вернулись юные энтузиасты через три года.

С тех пор завод начал активное производство различных велосипедов. ХВЗ выпускал модели не только для взрослых. Он был популярным производителем детских велосипедов, которые пользуются спросом и в нынешние времена.

  • Содержание статьи:
  • Знакомство с «Туристом»
  • Спортивно-туристические велосипеды
  • Какими характеристиками обладали первые «Туристы»
  • Новая жизнь старого байка
  • Дополнительный тюнинг
  • Где найти запчасти к советским велосипедам?
  • Я очень хочу приобрести такой велосипед
  • Видео. ХВЗ «Турист» В-33 1956г.

Знакомство с «Туристом»

Особой популярностью пользовались велосипеды «Турист» в советские времена. ХВЗ считается основоположником производства спортивно-туристических и дорожно-туристических велосипедов. Этот продукт был доступен многим среди желающих окунуться в мир велосипедного туризма. Такому развитию событий, помимо технических характеристик, поспособствовала и цена товара.

Если говорить и сравнивать данную модель с дорожными велосипедами, выпускаемыми на том же заводе, «Турист» имел облегченную конструкцию. Внедрили туда и механизм переключения передач. Шины стали уже, присутствовали ручной и задний тормоз. Причем, качество шин отличалось своей надежностью, позволяло ездить на пересеченной местности и по дорогам с неровностями.

Велосипед ХВЗ Турист В-31.

Велосипед ХВЗ Турист В-32.

Велосипед ХВЗ Турист В-33.

Историю производства байка для туристических поездок разделяют условно на два этапа. Первый, когда создавались велосипеды с механизмом свободного хода. Тогда велосипедный завод Харькова выпустил только три модели: В-31, В-32, В-33. Велосипеды появлялись на рынках небольшими партиями. И теперь очень сложно найти самые первые модели. Так, например, В-31 встречался всего лишь в нескольких экземплярах. Производство было заморожено, так как велосипед имел ограниченную функциональность, среди которых нужно выделить одну скорость передачи.

Схожие по геометрии рамы и уже имевшая механизм переключения трех передач скоростей модель В-32. Механизм прозвали тогда «костяной ногой», который со временем заменили на телескопический. К концу выпуска этой линейки велосипедов изменили конструкцию передней вилки и форму коронки.

Следует отметить, что следующая модификация «Туриста» положила основу классической конструкции велосипедам данного типа. Появилась узорная маска, втулки, добавили бонки для удержания тросов. В качестве материала использовалась хромированная сталь. А самое важное изменение постигло шильдик-эмблему.

Велосипед ХВЗ Спутник В-34.

Почитая космические достижения СССР, было принято решение дать другое название следующей модели велосипедов. С тех пор новенький В-34 назывался «Спутник». Здесь последовала череда изменений:

  • Вместо накладного переключателя появился параллелограммный,
  • Руль изготавливался из алюминия,
  • Изменен вынос руля,
  • Убран декоративный гребень,

Это были последние глобальные новшества. Все последующие байки данной линейки менялись, в основном, внешне. Иногда совершенствовалась трансмиссия.

Велосипед ХВЗ 153-411.

Велосипед ХВЗ 153-421.

В 1977 году вновь возвратилось название «Турист». После перерыва решено было создать новую модель велосипедов 153-411, которая практически полностью копировала «Спорт» 542-01. Затем появилась модель 153- 421, которая потерпела неудачу. Это проявлялось в низком качестве материалов. Так, например, рама, втулки, вынос и задний переключатель стали изготавливать из алюминия. В целом, модель признали бракованной. Выпускалась эта серия до 1987 года. Какими характеристиками обладали первые «Туристы» Рассмотрим, чем оснащен типичный дорожно-туристический велосипед. А именно, такие серии, как В-31, В-32, В-33.

  • Рама изготовлялась из надежного материала – стали. Имела закрытый тип, высоту — 560 мм,
  • База — 1090 мм,
  • Руль изготавливался из стали. Мог быть как спортивного, так и дорожного типа,
  • Колеса. Обода коробчатые из алюминиевого сплава. Размер шин –32622 мм,
  • Седла в одних партиях были жесткими. А в других встречались мягкие,
  • Педали были облегчённые. Имели литый корпус,
  • Вилка из стальных труб, закрытая,
  • Втулка заднего колеса трещоткой на 3 звезды, бестормозная,
  • Количество зубьев на задних звездах 6, 20, 24, а на передних 48,
  • Количество передач – 3,
  • Тормоза передние клещевые,
  • Цепь – втулочно–роликовая,
  • Дополнительное снаряжение: звонок, багажник, фара, сумка для хранения инструментов. В некоторых моделях встречался задний фонарь. Приятным дополнением всегда был насос со шлангом, который в нужную минуту под рукой,
  • Вес велосипеда -14,0 кг.
Читайте также  Велосипед капелла трайк

Технические характеристики «Старт-Шоссе». Модель 155-411

  • Рама изготовлялась из надежного материала – стали. Имела улучшенную конструкцию, состоящую из тонких труб. Высота минимум 520 мм, максимум 600 мм, в зависимости от партии,
  • База — 995 – 1025 мм,
  • Руль изготавливался из дюралюминия. Спортивного типа, с удлиненным выносом,
  • Колеса. Материал дюралюминий. Размер шин – 60027 мм,
  • Спицы стальные, редуцированные,
  • Тормоза улучшенные,
  • Седло изготовлено из полужесткого каркаса. В данной модели встречалось исключительно жесткое покрытие. Материал пластик,
  • Педали изготавливались из стали. Тип челночный,
  • Передняя вилка имела новую геометрию. Материал легированная сталь,
  • Втулка заднего колеса с четырехступенчатой трещоткой, бестормозная,
  • 10 передач,
  • Цепь – втулочно–роликовая,
  • Количество зубьев на задних звездах – встречалось три варианта, в зависимости от партии,
  • Втулка задняя – с пятиступенчатой трещоткой, бестормозная,
  • Вес 10,5 кг,

«Турист» 153 — 421

  • Рама состояла из тонких труб. Высота минимум 546 мм, максимум 600 мм, в зависимости от партии,
  • База — 1060 мм,
  • Руль изготавливался из стали или алюминия. Тип дорожный,
  • Колеса не отличались от своих предшествующих моделей. Имели облегченные щитки. Размер шин – 62232 мм. Тип — бортовые,
  • Спицы изготовлены из стали. Резьба на них 2,10,4 мм,
  • Тормоза кантилеверные, ободные,
  • Седло изготавливалось из полужесткого каркаса. Материал мягкого покрытия кожзаменитель,
  • Педали. Материал – сталь. Тип как в предшествующих моделях,
  • Передняя вилка, втулка заднего колеса и цепь остались неизменными,
  • 4 передачи,
  • Количество зубьев на задних звездах 6, 20, 22 и 24, а на передних 51,
  • Дополнительное снаряжение: багажник, подрамная сумка для хранения инструментов, подножка. Желтые и красные катафоты. Всегда в комплект входил насос. Реже встречались фары и генератор электричества,
  • Вес велосипеда 14,5 кг.

Новая жизнь старого байка

Что можно изменить в стареньком велосипеде? Многие опытные райдеры понимают, что в некоторых случаях проще купить модель советского производства и оборудовать ее новыми деталями.

Так, например, легко можно модернизировать систему (шатуны со звездами). После этой замены будет намного проще ехать по подъемам. Но обязательно тогда должна произойти смена цепи. Можно выбрать импортную цепь на 5/6 или 7/8 скоростей различных фирм.

Задние втулки «Туристов» имеют примитивную защиту от воды и грязи. Отсюда следует, что разборка ее неизбежна при интенсивной и частой езде. Велосипедисты советуют выбирать втулки от зарубежных производителей.

Выбирая задние переключатели, можно остановиться на том же ХВЗ. Независимо от того, что их считают весьма примитивными, качество не уступает другим модным фирмам. Если речь пойдет об установке трещотки или кассеты с большой задней звездой, то здесь уже не обойтись без зарубежных переключателей.

Принимаясь за модернизацию ободов, следует помнить, что экономия здесь лишняя. Хорошими могут стать двойные, импортного качества. К «Туристу» прекрасно подойдут обода шириной 18 21 мм.

Очень популярной и доступной является светодиодная подсветка для колес. Только представьте, как в ночное время райдер сможет блистать среди друзей своими огнями. Главное, что это можно внедрить в любой байк, независимо от модели или фирмы производителя.

Еще смело можно купить новое седло или современные тормозные ручки.

Не исключено экспериментирование с сигнальным звонком. Сейчас на велосипедном рынке много их разновидностей. На любой вкус. Некоторые умудряются обвесить байк своего руля со всех сторон нестандартными звонками.

Многие любят, чтобы велосипед отражал в вечернее время. Что можно придумать, если нет времени или возможности встраивать светодиодную подсветку? Для таких случаев придумана отражающая пленка. Чаще всего ее клеят на раму и обода.

Спицы также можно модернизировать различными обмотками, наклейками или вставками.

Некоторые любят вешать «номера» на байк в виде собственного имени. Обычно они крепятся сзади на сидение или впереди на руль. Такие «номера» можно приобрести в специализированных магазинах или же изготовить самим с применением ламинирования.

Вариантов тюнинга множество. Все зависит от желания и фантазии райдера. Как выяснилось, можно изменить цвет рамы, установить современное седло, заменить шины, прикрепить багажник и держатель для воды.

Кто-то меняет только внешние детали, не влияющие на качество езды, а кто-то очень углубляется в процесс. И от старенького «Туриста» остается только прочная основа.

Где найти запчасти к советским велосипедам?

Все необходимые детали и запчасти продаются в специализированных магазинах, некоторые придется заказать через интернет. Конечно, не факт, что сразу подберутся детали к старенькому байку. Но многие новые запчасти подходят к советским велосипедам. Желая получить качественные детали, выбирают зарубежного производителя. А для любителей раритета все еще существует барахолка. Там, возможно, встретятся запчасти от советских велосипедов производства ХВЗ.

Я очень хочу приобрести такой велосипед

Современный «Турист» производства ХВЗ стоит примерно 75–90$. Если хочется приобрести именно советского качества байк, то следует подумать о приобретении с рук. Некоторые люди продают настоящие раритеты, без каких-либо модернизаций. При этом, цена их не особо ниже. Иногда даже выше. Все оттого, что качество сборки велосипедов говорит само за себя.

Особые ценители байков продают усовершенствованные и модернизированные старые модели «Старт-шоссе», «Спорт-шоссе», «Спутника» или «Туриста». Их цена может достигать 115–120$.

Стоимость зависит от того, как велосипед сохранился, какие детали заменены, как часто использовался и, наверное, насколько он дорог своему хозяину. Ведь настоящий ценитель велосипедного искусства никогда не продаст своего стального друга.

Обзор легендарного велосипеда «Турист» и его современных модификаций

Двухколесные байки сегодня используются повсеместно: на них ездят на работу, прогулки, просто катаются. Некоторые модели имеют богатую историю, например, велосипед «Турист», разработанный в Советском Союзе. В настоящее время он тоже выпускается, но в обновленном, усовершенствованном виде. Современные конструкцию имеют высокие технические характеристики, предназначены для преодоления больших расстояний.

  1. История создания
  2. Технические характеристики
  3. Современные модели
  4. Видео

История создания

Деятельность Харьковского велосипедного завода оказала сильное влияние на производство велотранспорта в странах бывшего СССР. «Туристом» называлось самое популярное его творение. Модель привлекала пользователей отличным качеством, высокими характеристиками, доступной стоимостью.

Первые «Туристы» были выпущены в 1949 году, производили эту модель до 1961 г. За этот период было разработано 3 модификации:

  1. В-31. Односкоростной байк, оснащенный механизмом свободного хода. В связи с простотой конструкции модель быстро вышла из производства, сегодня практически не встречается.
  2. В-32. Велосипед очень похож на предыдущий вариант, но имел 3 скорости, которые переключались при езде. Со временем модель претерпела некоторые изменения: конструкция вилки стала иной, оригинальные манетки были заменены телескопическими.
  3. В-33. Рама этого байка состояла из хромированной стали, а не из алюминия. Стандартные втулки были заменены элементами, которые встречаются во всех туристических моделях. Дизайн тоже преобразился, изменилась эмблема.

Главной особенностью В-33 стали детали. Одна из них — специальная цепочка, которая предотвращала потерю колпачка от камеры.

С 1961 года туристические велосипеды получили новое название — «Спутник». Это было связано со значительными достижениями в сфере освоения космоса. Первая модель В-34 имела алюминиевый руль, гребни на крыльях отсутствовали. В последующих вариациях менялись только внешний вид байков, материалы изготовления некоторых деталей.

Со временем «Спутник» стал отдельной линейкой и выпускался до 1983 года. В начале 80-х годов появилась новая модель — 153-424. Назвать успешной ее нельзя, поскольку рама не отличалась прочностью из-за использования некачественного металла. Последними «Туристами», выпущенными в советский период, стали модели 153-452, которые имели обновленную тормозную систему и крепление багажника. Именно эти конструкции считаются основоположниками современных дорожно-туристических байков.

В-31 В-32 В-33 Спутник

Технические характеристики

Первые три модели «Турист», разработанные ХВЗ, были изготовлены из хромированной стали, что делало их долговечными и неприхотливыми в уходе. Кроме того, конструкции имели схожие параметры:

  • наличие трех передач, четвертая появилась у последней модификации;
  • облегченные литые педали;
  • жесткое либо мягкое сиденье, которое устанавливалось выборочно;
  • размер колес — 622 см, 28 дюймов в диаметре, ширина — 25 мм;
  • высота рамы варьируется в пределах 540–600 мм с шагом в 20 мм;
  • вес — около 14 кг.

Характеристики байков призваны снижать физические нагрузки во время поездок за счет уменьшения трения колес. По сравнению с шоссейными моделями, «Туристы» имели увеличенную колесную базу, покрышки стали более качественными, что позволяло ездить по неровным дорожным покрытиями, пересеченной местности, лесам. Харьковский байк комплектовался фонарями на колесах, звонком, насосом. На заводе устанавливали багажник, раму дополняли небольшой сумочкой для хранения инструментов. Некоторые модели оснащали прожектором с электрическим генератором. Задние звездочки имели 16-24 зубчика, передние — 21. Велосипеды оснащали ручным и задним тормозом. Отличительная характеристика «Туриста» — интересная форма руля. Именно такая конфигурация является наиболее эргономичной, позволяет подниматься в гору, затрачивая при этом меньше сил.

На многие модели устанавливали подножки, багажники, выполненные из проволоки, светоотражатели красного цвета для заднего щитка, желтого — для спиц.

Современные модели

В наши дли «Турист» не утратил своей актуальности. На официальной страничке Харьковского завода можно увидеть новые модификации, которые соответствуют современным требованиям. Каждая модель имеет свои особенности:

  1. 48 SH. Диаметр колес составляет 28 дюймов, высота рамы — 54 см. Длина базы достигает 1095 мм. Байк оснащен 7 скоростными передачами. Педали производят из легкого алюминия, сиденье мягкое, удобное для длительных путешествий. В комплектацию входят подножка, классический велосипедный багажник, специальная защита для цепи. Конструкция состоит из прочной стали, которая при необходимости легко поддается ремонту.
  2. 49 BA SH. Главная особенность модели — необычная рама, напоминающая открытую двойную. Это обеспечивает максимальное удобство эксплуатации.
Читайте также  Смазка велосипеда зимой

Завод в Харькове выпускает отличные байки с современным дизайном, однако многие райдеры предпочитают использовать дополнительный тюнинг. Самый популярный способ — установка светодиодной подсветки на колеса. Внедрить это новшество можно абсолютно на любую модель. Наиболее эффектно выглядит такой декор в темное время суток.

Возможны разнообразные эксперименты со звонками. Сегодня эти элементы представлены в огромном количестве, поэтому без труда можно обзавестись оригинальным сигнальным устройством. Спицы часто модернизируют при помощи всевозможных вставок, наклеек, обмоток. Некоторые пользователи вешают на велосипеды «номера» с именами, крепятся они впереди на руль, либо сзади на сиденье. Существует огромное количество вариантов тюнинга, которые позволяют сделать байк неповторимым, достаточно лишь использовать собственную фантазию.

Велосипед «Турист» по праву считается легендой советского велотранспорта XX века. Модель пользовалась огромной популярностью не только у путешественников, но и у любителей активного образа жизни, прогулок по паркам, пересеченной местности. Благодаря универсальным техническим характеристикам, доступной стоимости байк был распространенным, общедоступным средством передвижения.

48 SH 49 BA SH

Видео


Велосипед Турист

В далеком 1924 году два парня отправились в путешествие вокруг земного шара. Их имена: И.Фрейдберг и А.Князев. На тот момент молодые люди учились в институте физкультуры. Они первыми решились на велосипедные испытания. Их поездка была основана на собственном энтузиазме. Они повидали множество стран: от Китая до Латинской Америки. В Москву вернулись юные энтузиасты через три года.

С тех пор завод начал активное производство различных велосипедов. ХВЗ выпускал модели не только для взрослых. Он был популярным производителем детских велосипедов, которые пользуются спросом и в нынешние времена.

Знакомство с «Туристом»

Если говорить и сравнивать данную модель с дорожными велосипедами, выпускаемыми на том же заводе, «Турист» имел облегченную конструкцию. Внедрили туда и механизм переключения передач. Шины стали уже, присутствовали ручной и задний тормоз. Причем, качество шин отличалось своей надежностью, позволяло ездить на пересеченной местности и по дорогам с неровностями.

Велосипед ХВЗ «Турист» В-31 .

Велосипед ХВЗ «Турист» В-32 .

Велосипед ХВЗ «Турист» В-33 .

Схожие по геометрии рамы и уже имевшая механизм переключения трех передач скоростей модель В-32. Механизм прозвали тогда «костяной ногой», который со временем заменили на телескопический. К концу выпуска этой линейки велосипедов изменили конструкцию передней вилки и форму коронки.

Следует отметить, что следующая модификация «Туриста» положила основу классической конструкции велосипедам данного типа. Появилась узорная маска, втулки, добавили бонки для удержания тросов. В качестве материала использовалась хромированная сталь. А самое важное — изменение постигло шильдик-эмблему.

Велосипед ХВЗ «Спутник» В-34 .

  • Вместо накладного переключателя появился параллелограммный;
  • Руль изготавливался из алюминия;
  • Изменен вынос руля;
  • Убран декоративный гребень;

Это были последние глобальные новшества. Все последующие байки данной линейки менялись, в основном, внешне. Иногда совершенствовалась трансмиссия.

Спортивно-туристические велосипеды

Велосипед ХВЗ 153-411 .

Велосипед ХВЗ 153-421 .

Какими характеристиками обладали первые «Туристы»

Рассмотрим, чем оснащен типичный дорожно-туристический велосипед. А именно, такие серии, как В-31, В-32, В-33.

  • Рама изготовлялась из надежного материала – стали. Имела закрытый тип, высоту — 560 мм;
  • База — 1090 мм;
  • Руль изготавливался из стали. Мог быть как спортивного, так и дорожного типа;
  • Колеса. Обода коробчатые из алюминиевого сплава. Размер шин –32×622 мм;
  • Седла в одних партиях были жесткими. А в других встречались мягкие;
  • Педали были облегчённые. Имели литый корпус;
  • Вилка из стальных труб, закрытая;
  • Втулка заднего колеса трещоткой на 3 звезды, бестормозная;
  • Количество зубьев на задних звездах — 6, 20, 24; а на передних — 48;
  • Количество передач – 3;
  • Тормоза — передние клещевые;
  • Цепь – втулочно–роликовая;
  • Дополнительное снаряжение: звонок, багажник, велосипедная фара, сумка для хранения инструментов. В некоторых моделях встречался задний фонарь. Приятным дополнением всегда был насос со шлангом, который в нужную минуту под рукой;
  • Вес велосипеда -14,0 кг.

Технические характеристики «Старт-Шоссе». Модель 155-411

  • Рама изготовлялась из надежного материала – стали. Имела улучшенную конструкцию, состоящую из тонких труб. Высота минимум 520 мм, максимум 600 мм, в зависимости от партии;
  • База — 995 – 1025 мм;
  • Руль изготавливался из дюралюминия. Спортивного типа, с удлиненным выносом;
  • Колеса. Материал — дюралюминий. Размер шин – 600×27 мм;
  • Спицы стальные, редуцированные;
  • Тормоза улучшенные;
  • Седло изготовлено из полужесткого каркаса. В данной модели встречалось исключительно жесткое покрытие. Материал — пластик;
  • Педали изготавливались из стали. Тип — челночный;
  • Передняя вилка имела новую геометрию. Материал — легированная сталь;
  • Втулка заднего колеса с четырехступенчатой трещоткой, бестормозная;
  • 10 передач;
  • Цепь – втулочно–роликовая;
  • Количество зубьев на задних звездах – встречалось три варианта, в зависимости от партии;
  • Втулка задняя – с пятиступенчатой трещоткой, бестормозная;
  • Вес — 10,5 кг;

«Турист» 153 — 421

  • Рама состояла из тонких труб. Высота минимум 546 мм, максимум 600 мм, в зависимости от партии;
  • База — 1060 мм;
  • Руль изготавливался из стали или алюминия. Тип — дорожный;
  • Колеса не отличались от своих предшествующих моделей. Имели облегченные щитки. Размер шин – 622×32 мм. Тип — бортовые;
  • Спицы изготовлены из стали. Резьба на них 2,1×0,4 мм;
  • Тормоза кантилеверные, ободные;
  • Седло изготавливалось из полужесткого каркаса. Материал мягкого покрытия — кожзаменитель;
  • Педали. Материал – сталь. Тип как в предшествующих моделях;
  • Передняя вилка, втулка заднего колеса и цепь остались неизменными;
  • 4 передачи;
  • Количество зубьев на задних звездах 6, 20, 22 и 24, а на передних — 51;
  • Дополнительное снаряжение: багажник, подрамная сумка для хранения инструментов, подножка. Желтые боковые и красные передние катафоты. Всегда в комплект входил насос. Реже встречались фары и генератор электричества;
  • Вес велосипеда 14,5 кг.

Новая жизнь старого байка

Что можно изменить в стареньком велосипеде? Многие опытные райдеры понимают, что в некоторых случаях проще купить модель советского производства и оборудовать ее новыми деталями.

Так, например, легко можно модернизировать систему (шатуны со звездами). После этой замены будет намного проще ехать по подъемам. Но обязательно тогда должна произойти смена цепи. Можно выбрать импортную цепь на 5/6 или 7/8 скоростей различных фирм.

Задние втулки «Туристов» имеют примитивную защиту от воды и грязи. Отсюда следует, что разборка ее неизбежна при интенсивной и частой езде. Велосипедисты советуют выбирать втулки от зарубежных производителей.

Выбирая задние переключатели, можно остановиться на том же ХВЗ. Независимо от того, что их считают весьма примитивными, качество не уступает другим модным фирмам. Если речь пойдет об установке трещотки или кассеты с большой задней звездой, то здесь уже не обойтись без зарубежных переключателей.

Принимаясь за модернизацию ободов, следует помнить, что экономия здесь лишняя. Хорошими могут стать двойные, импортного качества. К «Туристу» прекрасно подойдут обода шириной 18 — 21 мм.

Дополнительный тюнинг

Очень популярной и доступной является светодиодная подсветка колес велосипеда. Только представьте, как в ночное время райдер сможет блистать среди друзей своими огнями. Главное, что это можно внедрить в любой байк, независимо от модели или фирмы производителя.

Еще смело можно купить новое седло или современные тормозные ручки.

Не исключено экспериментирование с сигнальным звонком. Сейчас на велосипедном рынке много их разновидностей. На любой вкус. Некоторые умудряются обвесить байк своего руля со всех сторон нестандартными звонками.

Многие любят, чтобы велосипед отражал в вечернее время. Что можно придумать, если нет времени или возможности встраивать светодиодную подсветку? Для таких случаев придумана отражающая пленка. Чаще всего ее клеят на раму и обода.

Спицы также можно модернизировать различными обмотками, наклейками или вставками.

Некоторые любят вешать «номера» на байк в виде собственного имени. Обычно они крепятся сзади на сидение или впереди на руль. Такие «номера» можно приобрести в специализированных магазинах или же изготовить самим с применением ламинирования.

Вариантов тюнинга множество. Все зависит от желания и фантазии райдера. Как выяснилось, можно изменить цвет рамы, установить современное седло, заменить шины, прикрепить багажник и держатель для воды.

Кто-то меняет только внешние детали, не влияющие на качество езды, а кто-то очень углубляется в процесс. И от старенького «Туриста» остается только прочная основа.

Где найти запчасти к советским велосипедам?

Все необходимые детали и запчасти продаются в специализированных магазинах, некоторые придется заказать через интернет. Конечно, не факт, что сразу подберутся детали к старенькому байку. Но многие новые запчасти подходят к советским велосипедам. Желая получить качественные детали, выбирают зарубежного производителя. А для любителей раритета все еще существует барахолка. Там, возможно, встретятся запчасти от советских велосипедов производства ХВЗ.

Я очень хочу приобрести такой велосипед

Современный «Турист» производства ХВЗ стоит примерно 75–90$. Если хочется приобрести именно советского качества байк, то следует подумать о приобретении с рук. Некоторые люди продают настоящие раритеты, без каких-либо модернизаций. При этом, цена их не особо ниже. Иногда даже выше. Все оттого, что качество сборки велосипедов говорит само за себя.

Особые ценители байков продают усовершенствованные и модернизированные старые модели «Старт-шоссе», «Спорт-шоссе», «Спутника» или «Туриста». Их цена может достигать 115–120$.

Стоимость зависит от того, как велосипед сохранился, какие детали заменены, как часто использовался и, наверное, насколько он дорог своему хозяину. Ведь настоящий ценитель велосипедного искусства никогда не продаст своего стального друга.

  • Узнайте о других моделях выпущенных Харьковским велосипедным заводом: Велосипеды ХВЗ
  • Советский велосипед Cалют и его характеристики.

Видео. ХВЗ «Турист» В-33 1956г.