Велосипед пвз ссср

yz22 › Блог › Экскурс в историю мопедостроения СССР.ЗИФ.ПВЗ.

Введение:www.drive2.ru/b/3086872/
ПВЗ — Пензенский велосипедный завод им. М.В.Фрунзе, ЗИФ.
Пензенский Велосипедный Завод — одно из старейших машиностроительных предприятий Пензенской области по производству велосипедов и оборонной продукции. Изначально это предприятие носило название «Третий трубочный завод» и было предназначено для производства боеприпасов. Завод был назван трубочным по наименованию взрывателей для гранат. Предложение о его строительстве было внесено в Государственную Думу России 13 июля 1913 года, а в мае 1915 года были выделены средства для его строительства. Строительство завода было ускорено необходимостью увеличения поставок боеприпасов на фронты Первой мировой войны, а также переходом Петроградского трубочного завода к изготовлению другого вида боеприпасов. Большое значение в становлении флагмана пензенской промышленности имела эвакуация в 1918-1919 годах в Пензу Петроградского трубочного завода и главной мастерской Сестрорецкого оружейного. Вместе с оборудованием прибыли в Пензу 350 квалифицированных рабочих. В дальнейшем завод приступил к производству велосипедов и в августе 1928 года была изготовлена первая партия. Пензенские велосипеды были менее эстетичны, чем харьковские или рижские, но отличались высокой надёжностью. В октябре 1931 года завод переименован в велосипедный, а 9 апреля 1933 года заводу присвоено название «Пензенский завод имени М. В. Фрунзе» (ЗИФ). Под маркой ЗИФ и выпускались долгие годы пензенские велосипеды. В связи с необходимостью выпуска новых взрывателей в начале 1935 года на заводе было организовано часовое производство, которое через пять лет было передано построенному рядом Пензенскому часовому заводу. В том же году были выпущены первые патефоны. В годы Великой отечественной войны основной продукцией предприятия были боеприпасы. В 1946 году завод выпустил несколько тысяч велосипедов. Было организовано также производство 100-тонных прессов, агрегатных станков различного применения и токарно-револьверных автоматов. С марта 1966 года его стали именовать «Велосипедный завод имени Фрунзе». В 1970-е гг. коллектив предприятия начал реконструкцию производства, совершенствование изготовления новых оборонных изделий. В 1971 завод наградили орденом Октябрьской Революции. В 1970-е годы завод успешно освоил производство многоскоростных мужских и женских велосипедов, а так же мотовелосипедов с моторами «Красного Октября».

Мотовелосипед 16-В

Первенцем завода стал мотовелосипед 16в разработанный в Харькове в 1957.Мопед имел короткорычажную переднюю вилку, передний тормоз.
Позже мотовелосипед модернизировали поставив на него новый двигатель д 5, мопед получил название 16В1.

Мотовелосипед 16-ВМ (1963)
Установлен новый двигатель д5М, передний тормоз стал барабанного типа.

Легкий мопед МВ-18 (1972-1975)
У мопеда по сравнению с 16 вм была полностью переработана рама, появился свой оригинальный бак отличный от бака капли комплектовавшийся вместе с двигателем Д.Вилка стала телескопической, изменился передний тормоз.Мопед комплектовался новым двигателем д6 завода Красный Октябрь у которого появилась световая обмотка в катушке зажигания, в связи с чем на мопеде появился задний габаритный фонарь и фара.

Легкий мопед МВ-18М (1975-1977)

Мопед был модернизирован, изменилось крепление переднего крыла, привод педалей, тормоза.

ЗИФ 77(1977)
Крепление фары стало отдельным от вилки в виде двух хромированных петелек(скорее ухудшение, ибо оно было сделано из тонкого металла и не выдерживало нагрузок), изменился задний тормоз, появилась надпись на баке ЗИФ-77.

Экспериментальные модели.

Мотовелосипед 17-В (1965)
Двигатель д5.

Легкий мопед ЗИФ-20

Двигатель д8.
Был выпущен небольшой партией.Последний легкий мопед велозавода ЗИФ.

Рига стелла.
В 90-е годы на ЗИФе собирались минимокики стелла завода РМЗ.

После СССР, нынешнее время.
В “смутные годы перестройки” выпуск легких мопедов на ЗИФе был прекращен. Однако, завод удалось сохранить. Переименованный в 2008 году в ООО “Пензенский Велосипедный Завод”, выпускал семь моделей мужских и женских дорожных велосипедов и две модели подростковых велосипедов.Выпуск велосипедов был до 2014 года, после чего завод обанкротился.Сейчас на заводе полнейшая разруха и запустение, заводской музей мопедов и велосипедов был обворован, украдены все экспонаты.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Под рамой. Молодые удивятся, а некоторые ухмыльнутся 🙂 …

Даже уже и подзабыл как они выглядели то, велосипеды моего детства. Давайте посмотрим ТОП-10 самых популярных велосипедов СССР.

Я нашел два своих велика. А вы ?

1. Минский мотоциклетно-велосипедный завод

Велосипед Аист ММВЗ

Свою историю он ведет с 1945 года, а первые изделия этого белорусского завода поступили в продажу уже в 1947 году. Его оборудование было вывезено из Германии, поэтому велосипеды, а с 1951 года и мотоциклы (легендарный «Минск», который и поныне составляет производственный арсенал), отличались надежностью и долговечностью.

2. Харьковский велосипедный завод (ХВЗ)

Самый «непотопляемый» завод, сумевший выстоять и в тяжелые военные, и послевоенные, и в лихие 90-е годы. За счет талантливых конструкторов и инженеров, постоянно обновляющегося ассортимента и уже зарекомендовавших себя за долгие годы эксплуатации велосипедов, таких как «Турист», «Украина», сошедших с конвейера еще в 30-е годы, завод смог конкурировать с продукцией Китая, США и Европы.

3. Пензенский велосипедный завод им. М.В.Фрунзе (ПВЗ)

Завод с вековой историей, мощности которого большую часть времени были направлены на оборонную промышленность. Тем не менее долгие годы (пик производства приходится на начало 40-х и середину 50-х годов прошлого века) выпускал мотовелосипеды марки 16-В, модификации 16-В1 и 16-ВМ, на базе которых был разработан легкий мопед МВ-18 (1972-1975).

Велосипед дорожный для взрослых ЗИФ выпускался на Пензенском ПО “Завод имени Фрунзе”

4. Московский велосипедный завод (МВЗ)

Самый прославленный завод, на котором был разработан для спортивных соревнований гоночный велосипед «Москва-80». На нем объезжали свои треки участники олимпиады 1980 года в Москве. Конструкторами были учтены перегрузки, поэтому применялись колеса с ободьями из профилированных труб, сделанные из сверхпрочных сплавов, чтобы выдерживать езду по различным участкам дороги.

5. Авиационный завод имени Чкалова (ЗиЧ), Новосибирск

» src=»https://imgprx.livejournal.net/575d6deae2cfee5af9c740a502133df067e59766/6EcwTqYJ6LPWDHXdWZj2ASc7bnlB9EmWl3DdghvyuVw0m6BVy9jOxTA_jvvBntsQgzJDssm2GC-01v4y50btoLPXDcvTJww22gHu8qdjhJv4H_FQhs0stzeTXS3pH2cM» alt=»» width=»1000″ height=»596″ loading=»lazy» />

Шедевром отечественного «велопрома» бесспорно можно считать велосипед «ЗиЧ-1». Эта марка позиционировалась как самый технически оснащенный велосипед того времени. Этот велосипед мог похвастаться стальной рамой, подкрылками, механизмом переключения скоростей, багажником и спортивным рулем. Такие характеристики обеспечили «ЗиЧ-1» любовь профессионалов.

6. Завод имени Кирова

Выпускал велосипеды КВД, предназначенные для детей от 4-х до 8 лет. Для удобства и безопасности заводом-производителем предусматривались опорные ролики, что гарантировало устойчивость. Эти велосипеды стали прототипом всех современных велосипедов для детей.

7. Шяуляйский велосипедно-моторный завод Литовской ССР

Прославился тем, что долгие годы производил подростковый велосипед «Орленок» (на литовском «Эрелюкас») и велосипед для девочек «Ласточка» («Крегждуте»). По всем показателям эти «байки» были прочными, легко ремонтирующимся и оснащены дополнительно фарами, багажником, звонком, насосом и генератором питания.

8. Жуковский велосипедный завод

Этот велосипедный завод, находящийся в г. Жуковка Брянской области, изготавливал такую популярную марку велосипедов, как «Десна». Первоначально это был велосипед для взрослых с закрытой рамой, позже к модельному ряду добавился велосипед дорожный, складной — «Десна» 113-221. Вместо прямой рамы он имел изогнутую, а также колеса меньшего диаметра.

9.Пермский машиностроительный завод

Прогресс

Производил «рабочих лошадок» для жителей многих отдаленных сел страны, где мужской дорожный велосипед «Прогресс», велосипед для взрослых «Урал», складные велосипеды «Кама» и «Салют» оставались самым доступным видом транспорта.

10. Горьковский автомобильный завод

Горьковский завод, выпускающий велосипед «Школьник» для детей от 10 до 14 лет, на долгие годы сделал его полноправным хозяином многих улиц и дорог. «Школьник» имел специальные бугристые шины для прочной сцепки с любым покрытием – даже со скользким песком или глиной.

ну и пусть будет еще одиннадцатый завод не смотря на название статьи:

Складной велосипед для подростков ЛВЗ 172-121 “Эврика-2” выпускался на Львовском мопедном заводе. Особенностью этой модели была рама с шарнирами, складывающаяся в продольной плоскости и амортизатор передней вилки.

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

У большинства моих читателей в юности наверняка был велосипед «Десна». Или «Школьник». Или «Кама». Или даже – не побоюсь этого слова – «Украина»!

Читайте также  Эксплуатации горного велосипеда

Я решил выяснить, куда они все делись и что стало с предприятиями, которые их производили. Думаю, вам тоже будет любопытно.

Республика: РСФСР
Город: Пермь
Производитель: Пермский машиностроительный завод имени Октябрьской революции, затем ПО «Велта»

Один из самых популярных советских дорожных велосипедов. Некоторые экземпляры ездят до сих пор.

Несмотря на маленькие колёса, на «Каме» катались не только подростки, но и взрослые. Несмотря на складную конструкцию, велосипед оказался невероятно надёжным. Многие «Камы» до сих пор на ходу.

Складной велосипед для тех, кто всё-таки вырос из «Камы». Производился не только в Перми, но и, например, в Йошкар-Оле.

Предприятие ликвидировано в 2006 году. Велосипеды под старыми брендами не производятся. Бывшие сотрудники «Велты» основали компанию Forward, производство которой находится в Перми.

«Форварду» также принадлежит элитный бренд Format и бренд эконом-класса Altair (о нём ниже).

Республика: УССР
Город: Харьков
Производитель: Харьковский велосипедный завод им. Петровского

Живая легенда

Действительно мечта любого советского туриста.

Возможно, первый советский шоссейник.

Специальная модель, выпущенная в честь Олимпиады-80

Производство продолжается. Завод принадлежит украинской компании ЮСИ. Шоссейников в линейке больше нет, но присутствуют модернизированные за счёт иностранного оборудования «Украина» и «Турист».

Республика: БССР
Город: Минск
Производитель: Минский мотоциклетно-велосипедный завод (ММВЗ), затем «Мотовело»

Белорусский аналог «Урала» и «Украины», большой дорожный велосипед.

Под маркой «Аист» производились разные велосипеды, в том числе «Минск» в 80-е. Но чаще всего подразумевают модель, похожую на «Каму» и «Десну».

«Аист» с колёсами 24 дюйма. По сути – белорусский вариант «Салюта».

Весной 2018 года ОАО «Мотовело» было признано банкротом. Производство велосипедов планируется перенести в белорусско-китайскую индустриальную зону «Великий Камень».

«Аисты» в продаже пока есть, в том числе классические складные велосипеды с 20-дюймовыми колёсами.

Республика: РСФСР
Город: Жуковка (Брянская область)
Производитель: Жуковский велосипедный завод, затем «Веломоторс»

Брянский аналог «Камы», который отличался от неё главным образом рамой.

Велосипеды под брендом «Десна» сейчас производит «Веломоторс», то есть это те же «Стелсы».

Что касается самого большого производителя велосипедов в России, то у него сейчас несколько заводов. Производство открыто в Кубинке (Московская область), станице Крыловской (Краснодарский край) и собственно Жуковке (Брянская область). Часть комплектующих для велосипедов ввозится из Азии.

Республика: УССР
Город: Львов
Производитель: Львовский велосипедный завод

Пожалуй, самый странный из советских складных велосипедов – с передним псевдоамортизатором и рулём как у чоппера.

Ещё в советское время завод сделал ставку на мототехнику. С распадом СССР ситуация на предприятии начала ухудшаться, и в нулевые завод окончательно умер. Велосипеды больше не производятся.

Республика: РСФСР
Город: Саранск, Мордовская АССР
Производитель: Саранский механический завод

Самый модный из советских подростковых велосипедов. Был довольно популярен и в 90-е, особенно в соседних с Мордовией регионах.

СМЗ пока ещё существует и работает. Велосипеды под маркой «Кросс» тоже производятся, но широких продаж по России нет.

Республика: РСФСР
Город: Пенза
Производитель: ЗИФ, Пензенский велосипедный завод

Хотя ЗИФ был прежде всего оборонным предприятием, он выпускал широкую линейку велосипедов, в том числе несколько моделей под маркой «Сура».

Велосипеды «Сура» (Sura) до последнего времени можно было встретить в провинципальных спортивных магазинах, но теперь это раритет. В 2014 году прекратилось производство велосипелов, а в 2016-м завод обанкротили и разграбили. Авторы версии о рейдерском захвате предприятия считают, что на месте ПВЗ будет построен очередной ЖК.

Республика: РСФСР
Город: Нижний Новгород
Производитель: ГАЗ

Пожалуй, самый массовый подростковый велосипед в СССР. Правда, в отличие от той же «Камы», он был посредственного качества.

Немногие знают, но ранние версии «Школьника» выпускались с рамой, как у «взрослых» моделей.

Вариант с дамской рамой

Производство «Школьника» прекратилось в середине 90-х. «Группе ГАЗ» велосипеды не интересны.

Республика: Литовская ССР
Город: Шауляй
Производитель: Шяуляйский велосипедно-моторный завод «Вайрас»

Литовский конкурент «Школьника», который выгодно отличался от него качеством и удобством конструкции.

«Орлёнок» для девочек назывался «Ласточкой».

В литовском Шауляе до сих пор успешно работает завод Baltik Vairas, который когда-то выпускал велосипеды «Орлёнок». Теперь он производит современные велосипеды (в частности, под брендом Panther) и продаёт их в странах Западной и Северной Европы.

Республика: РСФСР
Город: Йошкар-Ола, Марийская АССР
Производитель: Йошкар-Олинский велосипедный завод

Интересная модель с нетипичной для советских велосипедов защитой цепи.
3 0

Йошкар-Олинский механический завод и его велосипедную «дочку» обанкротили ещё в начале нулевых.

Бренд Altair теперь принадлежит компании Forward. Насколько я понимаю, велосипеды под этим брендом теперь производятся не в Йошкар-Оле, а в Перми. Да и фирменную защиту цепи они куда-то потеряли.

Помимо гигантов Stels и Forward, которых я уже упомянул, за последние годы в России появилось ещё два заметных производителя.

Это Stark, который базируется в Подмосковье, но велосипеды производит в Тайване.

И калининградский завод «ВелоБалт», который выпускает велосипеды под брендами Stinger и Novatrack. Так что если продавец-консультант в веломагазине будет доказывать вам, что Stark и Stinger – европейские велосипеды, немедленно с ним распрощайтесь. 😉

Покажите пост своим друзьям, пусть они тоже предадутся ностальгии!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Топ 10 велозаводов нашего детства

Даже уже и подзабыл как они выглядели то, велосипеды моего детства. Давайте посмотрим ТОП-10 самых популярных велосипедов СССР.

Я нашел два своих велика. А вы ?

Под рамой. Молодые удивятся, а некоторые ухмыльнутся

1. Минский мотоциклетно-велосипедный завод

Свою историю он ведет с 1945 года, а первые изделия этого белорусского завода поступили в продажу уже в 1947 году. Его оборудование было вывезено из Германии, поэтому велосипеды, а с 1951 года и мотоциклы (легендарный «Минск», который и поныне составляет производственный арсенал), отличались надежностью и долговечностью.

Велосипед Аист ММВЗ

2. Харьковский велосипедный завод (ХВЗ)

Самый «непотопляемый» завод, сумевший выстоять и в тяжелые военные, и послевоенные, и в лихие 90-е годы. За счет талантливых конструкторов и инженеров, постоянно обновляющегося ассортимента и уже зарекомендовавших себя за долгие годы эксплуатации велосипедов, таких как «Турист», «Украина», сошедших с конвейера еще в 30-е годы, завод смог конкурировать с продукцией Китая, США и Европы.

3. Пензенский велосипедный завод им. М.В.Фрунзе (ПВЗ)

Завод с вековой историей, мощности которого большую часть времени были направлены на оборонную промышленность. Тем не менее долгие годы (пик производства приходится на начало 40-х и середину 50-х годов прошлого века) выпускал мотовелосипеды марки 16-В, модификации 16-В1 и 16-ВМ, на базе которых был разработан легкий мопед МВ-18 (1972-1975).

Велосипед дорожный для взрослых ЗИФ выпускался на Пензенском ПО “Завод имени Фрунзе”

4. Московский велосипедный завод (МВЗ)

Самый прославленный завод, на котором был разработан для спортивных соревнований гоночный велосипед «Москва-80». На нем объезжали свои треки участники олимпиады 1980 года в Москве. Конструкторами были учтены перегрузки, поэтому применялись колеса с ободьями из профилированных труб, сделанные из сверхпрочных сплавов, чтобы выдерживать езду по различным участкам дороги.

5. Авиационный завод имени Чкалова (ЗиЧ), Новосибирск

Шедевром отечественного «велопрома» бесспорно можно считать велосипед «ЗиЧ-1». Эта марка позиционировалась как самый технически оснащенный велосипед того времени. Этот велосипед мог похвастаться стальной рамой, подкрылками, механизмом переключения скоростей, багажником и спортивным рулем. Такие характеристики обеспечили «ЗиЧ-1» любовь профессионалов.

6. Завод имени Кирова

Выпускал велосипеды КВД, предназначенные для детей от 4-х до 8 лет. Для удобства и безопасности заводом-производителем предусматривались опорные ролики, что гарантировало устойчивость. Эти велосипеды стали прототипом всех современных велосипедов для детей.

7. Шяуляйский велосипедно-моторный завод Литовской ССР

Прославился тем, что долгие годы производил подростковый велосипед «Орленок» (на литовском «Эрелюкас») и велосипед для девочек «Ласточка» («Крегждуте»). По всем показателям эти «байки» были прочными, легко ремонтирующимся и оснащены дополнительно фарами, багажником, звонком, насосом и генератором питания.

Читайте также  Обучение езды велосипеде для детей

Орленки были 2-х вариянтов старые с рамой которая из под седла шла двойной а к рулю соединялась в одну и со сплошной трубой от седла к рулю.
что откель я тогда не задумывался!
про Каму я потом слышал уде дет после 2000 -го года из инета, у нас была Десна!
у меня был Салют С -складной, не думал что его так далече делали -классный вел!
Ну Украина и Турист да, где это делали я чот никогда не интересовался!
Эврика! да прикольный вел, появился в конце 80-х, страдал тем что задняя резинка -она же амортизатор, она же складной элемент. короче рвалась она вдоль и поперек!, но как все в СССР при помощи ножа из полотна ножовки по металлу и куска старой резины быстро выпиливалась по месту
помню раз даже кто то от грузовика пытался от колеса чот отпилить возле стройки
тогда везде были стройки!
и да! не знал что его во Львове делали!

ТС спрашивал что забыл?
Школьник!
ну ниже не будем Зайка 2 и.

Каталог Советских велосипедов

Харьковский велосипедный завод им. Г. И. Петровского

Жуковский велосипедный завод

Пермский машиностроительный завод

Атигский машиностроительный завод

Горьковский автомобильный завод

Шауляйский велосипедно–моторный завод

Минский мотовелосипедный завод

Рижский мотовелозавод “Саркана Звайзгне”

Пензенское ПО “Завод имени Фрунзе”

Львовский мопедный завод

Йошкар-Олинский велозавод

Московский автомобильный завод имени И. А. Лихачёва

Московский велосипедный завод

Дамский дорожный велосипед ДД-20 — нет данных

Дамский дорожный велосипед ДД-22 — нет данных

Завод имени Кирова

Велозавод г. Узловая

Московский экспериментальный завод

Даугавпилсский завод приводных цепей

Тульский велозавод

Завод имени Чкалова

Саратовский завод колясок

Саранский механический завод

Разное

История фирмы Kenda началась в далёком 1962 году на китайском острове Тайвань. Молодой, но амбициозный Чин Пао Ян открыл небольшую […]

Восхождение на гору Говерла — самую высокую точку в Украинских Карпатах. Продолжительность — 3 дня. Расстояние — 34 км. Степень […]

Эта статья была опубликована в журнале «Моделист-конструктор» №4, 1981 года. Слесарь завода «Кондиционер» из г. Краматорска Донецкой области В. Карпухин […]

В велопоходах или однодневных поездках на велосипеде случается так, что на пути велосипедиста встречается водная преграда в виде ручья, небольшой […]

20 thoughts on “ Каталог Советских велосипедов ”

К каталогу ХВЗ:
Мы в группах сваяли примерно следующее

Группа «ХВЗ» «В контакте».

В-14 «Харьков» (?1930-40е?) *26″

В-22 «Харьков» (1949-54?) *26″ дамский

В-31 «Турист» (?-1950-1953-?)

В-32 «Турист» (?-1950-1958-?)

В-33 «Турист» (?-1958-1961)

В-34 «Спутник» (1961-1964)

В-37 «Спутник» (1964-68)

В-39 «Спутник» (1968-73?)

В-41 «Харьков?» (?-1955?) *3 передачи, дамский

В-42 «?» (?) *3 передачи, дамский ?спецзаказ?

В-53 «Харьков» (1949-1953-?)

В-54 «Харьков» (?-1955-?),

В-55 «без названия» (?-1957)
шоссейно-гоночные на трубках
трековые:
В-62 «Харьков» (1949-50?),

В-63 «Харьков» (?-1956-?),

В-64 «Харьков» (?-1960-?),

В-64 «Рекорд» (?-1978?),

В-67, В-67-и (импортные трубы. ) «Спринт» (?1967-70?),

В-68, В-68-и (импортные трубы. ) «Метеор» (?-1979-?),

В-72 «Орленок» (?-1950-?)

В-94 «Тандем» (?-1955-1956-?)

В-110 «Прогресс» (1951-56)

В-117 «Харьков» (?-1959-?) тяжелый со скоростями

В-120 «Украина» (1961-64?)

В-130 «Украина» (1965?-67?)

В-134 «Украина» (?1970-1973-?)

В-301 «Спутник» (1973-1975?)

153-414 «Спутник» (1976-77?)

153-424 «Спутник» (1978-82?)

В-541 «Спорт» (1959?-70?)

В-542 «Спорт» (1971-77?)

В-542-01 «Спорт» (?-1974-76?) монетки на руле

В-542-01-8 «Спорт» (?-1976-?) *монетки на руле

В-551 «Чемпион» (1957-63)

В-552 «Харьков» (?-1962-1964-?)

В-553 «Харьков» (?-1967) *1967 г. с надписью 50 лет Октябрь

В-553 «Старт-Шоссе» (1967 -1969)

В-555 «Старт-Шоссе» (1970-1976)

155-411 «Старт-шоссе» (1976-1979 и 1981-86),

155-412(. ) «Старт-шоссе Москва-80» (1979-81)

В-552ИМ «Чемпион-шоссе» (1976?-80?)

В-910 «?» (?) *одноколесный цирковой средний

В-911 «?» (?) *одноколесный цирковой низкий

В-912 «Триал» (?) *фигурный

111-431 «Украина» (?-1991-?)

111-441 «Украина» (?-1991-?)

153-452 «Турист» (?-1991-?)

153-462 «Турист» (?-1991-?) * женская рама

197-411 «Тандем» (?-1991-?) * база — турист

У меня был велосипед в детстве Вела или Вело. Не помню точно уже.Не нашел тут такого.Помню самый красивый считался у нас во дворе

По моему это был поздний ПВЗ -ЗИФ 90тых уже годов. Видел такие надписи Велта на фотографиях велосипедов .

У меня тоже был велик»вело» конце 80х-начало 90х… Нигде не могу найти такой..

Поделитесь информацией о детском велосипеде «Лёвушка». Очень интересно!

У меня был и есть велосипед из совдепии «Луч» он похож на Урал но Луч на раме написано, где его изготовили кто знает?

Олег, добрый день. Я тоже счастливый обладатель «луча». Вы нашли информацию по нему? Можно с Вами связаться?

Виталий приветствую Вас! Я тоже нигде не могу найти информацию о велосипеде «Луч», буду рад узнать хоть что-нибудь о мвоем «друге детства».

Олег, у меня тоже был «Луч», экспортный вариант, противоударные колеса, мягкое сидение (желто-коричневое), черный цвет рамы, на раме на синем фоне было написано большими белыми буквами «Луч». Я тоже ничего не знаю о производителе, но велосипед был классный!

Валерий, добрый день. У меня тоже был в детстве велосипед Луч и я не могу найти сейчас где его производили. Я посмотрела другие марки и думаю, что это «велосипед дорожный для взрослых “Минск” 111 — 322 «Люкс». По крайней мере его фото и описание похоже. У других не было клещевых передних тормозов, катафотов, ручки на руле тоже были с выемками под пальцы. И фары. И мягкое сиденье!

«Луч» модель 111-611 выпускали на Пермском машиностроительном заводе имени Октябрьской революции с 1976 года, тоже давно искал информацию, и вот нашёл данные. Был у меня в школьном возрасте после «Урала», стоил 77 рублей. Дюралевые обода колёс, клещевой передний тормоз, мягкое седло, катафоты, высокий руль современной формы, ручки с выемками для пальцев. Был чёрного цвета (рама), белые крылья. Название не краской на раме, а наклейки.

Еще на московском заводе имени Хруничева производили детский велосипед «Дружок»

Вот одним из первых моих велосипедов был комбинированный велик, но названия его я не помню ( и так, как велосипед был украден у своего следующего владельца узнать название теперь уже нельзя), он очень легко с помощью запасного колеса и оси первращался из двухколесного в трехколесный, имел своеобразную конструкцию со смещенным к заднему колесу центром тяжести, седло чем-то отдаленно напоминало мотоциклетное. (и при попытке «сесть на козла» велик просто переворачивался назад). Вообще он очень похож на «Спорт Люкс», но руль и рулевая колонка отличались, помоему, и еще сзади под седлом были металлические пружинки, а на ручках, регулирующих высоту седла были красно-белые катафоты. Возможно это была более поздняя модификация, т. к. велик был уже где-то 88-90 года выпуска и смотрелся намного привлекательнее, чем например «Спорт Люкс».
И, кстати колеса у него были литые, и тяжелыми они совсем не казались. Вообще во дворе этот велик очень выделялся. Было бы интересно узнать, что же это был за велик и как он точно назывался..

»Вела» как я надеюсь правильно определил это Саранские клоны зифовских велосипедов начиная с 80десятых годов . Я нашел немного фото »Вела» в сети , одно было с объявления о продаже и гласило что это велосипед 82 года выпуска . Я нашел раму 86ого , мелкие отличия от зифовских это крайне частое использование кожаного двух-пружинного седла типа »Украина» как на мужских так и на дамских рамах которое на ЗИФ сошло на нет в 80е и ставилось по моему исключительно на одну позднюю модель редкой серии типа »Диана» , еще слабый оттиск овал на передней вилке как будто под объемный шильдик но без отверстий под него (на фото часто с квадратными наклейками в этот ненужный овал) тогда как на ЗИФ шли в это время абсолютно гладкие рулевые колонки . Наклейки Вела и крючки для насоса внизу нижней трубы рамы в основном хотя у меня они на дамке сверху как ни странно… Еще хромированная труба рулевой , чашки и конрагайки которые на Зиф просто полированные . Еще на выброшенной дамке я заметил отличие в геометрии от своей старой пензенской того же года выпуска -под меньшим углом поставленная подседельная труба , немного более короткая передняя вилка и в целом более аккуратная обработка труб и сборка .

Читайте также  Велосипед без спиц в колесах

Не нашёл велосипед «универсал» пермского завода со складной рамой

Велосипед Сура – история и популярные модели

  • История создания велосипедов Sura
  • Особенности
  • Популярные модели
  • Рекомендации по выбору
  • Заключение

Есть особая категория велосипедов, которая со временем превращается в легенду: обрастает интересными историями и превращается в имя нарицательное (например, велосипеды «Урал»). Так случилось и с продукцией Пензенского велосипедного завода. Велосипед Сура известен многим велосипедистам еще со времен Советского Союза – сложно найти семью, в которой не было бы этого байка.

Сегодня мы совершим небольшой экскурс в историю и узнаем, почему же велосипед Sura в определенное время пользовался такой популярностью и в чем заключалась уникальность двухколесного транспорта того времени.

История создания велосипедов Sura

Пензенский велосипедный завод (другое название – Велосипедный завод имени Фрунзе или «ЗИФ») является одним из старейших предприятий России. Первая партия велосипедов Сура сошла с конвейера еще в августе 1928 года. Нужно сказать, что на то время пензенские велосипеды отличались меньшей эстетичностью по сравнению, например, с харьковскими или рижскими экземплярами. Но это была более надежная и выносливая техника.

Разумеется, годы Великой Отечественной войны отразились на специализации завода. В 1935 году было налажено производство часовых механизмов и патефонов. Разумеется, в годы ВОВ основной продукцией Пензенского завода стали боеприпасы. В 1945 году «ЗИФ» был награжден самой высокой правительственной наградой за достижения по производству.

Война прошла, и Пензенский завод снова взял курс на производство надежных великов. Так, в 1946 году было выпущено несколько тысяч единиц двухколесного транспорта, а также 4,5 тысячи тракторных сенокосилок. Более того, предприятие умудрилось даже оказать помощь заводу «Белинсксельмаш» в производстве картофелесажалок.

С 1970-х годов ПВЗ начал динамично развиваться в области производства двухколесного транспорта. Именно в это время был налажен выпуск многоскоростных мужских и женских моделей «Сура-5», «Сура-6», «Сура-9», «Вираж», «Диана», «Прима», «Темп» и т.д. Продукция завода неоднократно становилась обладателем престижных наград того времени.

В настоящее время от Пензенского завода остались только странички в истории. В 2017 году Правительство области выкупило станки бывшего «ЗИФа» дабы восстановить производство. В июне 2020 года на территории предприятия случился пожар. Остается надеяться только на то, что найдутся инициаторы и инвесторы, которые сумеют восстановить производство отечественных байков.

Особенности

В свое время Пензенский велосипедный завод выпускал 7 моделей мужских и женских велосипедов, 2 подростковые модели, детские и складные байки. В модельном ряду был и грузовой велосипед, который при необходимости «легким движением руки» превращался в дорожный.

Рамы и вилки для велосипедов Сура выпускались в России – остальные комплектующие для сборки поступали из Китая. По сути, Пензенский завод изготавливал самые обыкновенные велосипеды без каких-либо уникальных характеристик, рассчитанные на самого обыкновенного гражданина Советского Союза. Средняя стоимость городской модели в пересчете на сегодняшние деньги составляет 2–4 тысячи рублей.

К слову сказано, даже самые последние велосипеды, выпускающиеся заводом, отличались раритетным дизайном в духе СССР. На них не было дисковых или ободных тормозов – механизм был ножной. Практически все модели были оснащены вместительным багажником. Конструкции рамы, седла и руля мало чем отличались от тех моделей, которые выпускались еще в послевоенное время. Диаметр колеса стандартный для всех взрослых велосипедов – только подростковые модели отличались чуть меньшим размером ободьев.

Выходит, что Сура – это самый обычный велосипед и надежный агрегат, который сгодится как для взрослого, так и для подростка. Примечательно, что в 2014 году Почта России закупила у завода более 150 единиц двухколесного транспорта для своих работников. Велосипеды были переданы почтальонам, работающим на периферии, у которых наблюдались проблемы с общественным транспортом.

Популярные модели

Как мы уже говорили, широким ассортиментом моделей Пензенский велосипедный завод похвастать не мог – всего насчитывалось около 11 моделей «Sura» и несколько единиц под другим названием. Отметим несколько моделей, на которых, вполне возможно, катался кто-то из ваших родственников, и обозначим их основные характеристики:

Sura 112-541 Pollada

  • Sura 112-541 Pollada. Это женская городская модель, не отличающаяся какими-либо особенностями. Велик был хорош своей ценой. В принципе, отличительная особенность непосредственно всей продукции ПВЗ – это доступность. Прямо с завода купить такой велик можно было за 3200 рублей. Сейчас, глядя на современные велики из карбона, остается лишь удивляться, как хрупкие советские велосипедистки могли поднимать эту махину – Sura 112-541 Pollada весила больше 17 кг. И это неудивительно, ведь байк комплектовался стальной рамой и массивным ножным тормозом. Тем не менее данная модель пользовалась спросом во многом благодаря своей надежности и долговечности.
  • Sura Vector. Эта модель отличала продукцию ПВЗ от других заводов. Речь идет о трехколесном грузовом велосипеде, грузоподъемность которого составляла более 150 кг. Большим спросом агрегат не пользовался, но стал весьма полезным приобретением для определенной категории граждан и представителей некоторых профессий. Велосипед комплектовался надежным передним тормозом типа V-brake. Сухая масса велосипеда составляла более 20 кг. А купить сей агрегат можно было за 11 тысяч рублей.
  • Sura Classic. Самый обыкновенный велосипед с 28-дюймовыми колесами. Пензенский велосипедный завод выпускал данную модель в двух вариациях: для женщин и для мужчин. Купить такой байк можно за 2500 рублей. Весит такой велосипед больше 17 кг, что кажется странным для современного велосипедиста.

Как видите, какими-либо уникальными технологиями продукция ПВЗ не отличалась. Предприятие выпускало самые обыкновенные велосипеды – впрочем, для промышленности того времени это вполне логично.

Рекомендации по выбору

На сегодняшний день ПВЗ является банкротом. В 2017 году по инициативе губернатора Пензенской области было выкуплено оборудование завода с целью восстановить производство двухколесного транспорта. Однако на этом предприимчивые идеи закончились. Не нужно быть большим экспертом, чтобы понять: если станки ПВЗ по-прежнему будут выпускать 17-килограммовые велосипеды, то толку от этой продукции будет немного.

Тем не менее есть люди, которые и сегодня хотят купить велосипед Сура. Кому-то нужен раритетный байк для того, чтобы разобрать его на составляющие кастомной модели, кому-то просто близка история завода – в любом случае, искать байк следует, скорее всего, на барахолках или по деревням, где какой-нибудь дедуля бережно хранит в гараже старый экземпляр.

Что касается выбора, то здесь определенных критериев нет и быть не может. Главное, чтобы велосипед был в более-менее презентабельном виде и исправном состоянии. Это что касается транспорта для разбора. Если же вам нужен велосипед для определенной цели (ездить на дачу, добираться до работы или кататься вечером по парку), стоит обратить внимание на более надежные, легкие и доступные велики – например, продукцию еще одного отечественного производителя Nordway.

Заключение

Велосипеды Сура – это неприхотливое и вполне надежное творение отечественного производителя. На таком байке не страшно и по полю прокатиться, и в лес за грибами съездить. Жаль, что история такого большого и значимого для страны завода ушла в прошлое. Хотя… вполне возможно, что пензенские велосипеды в будущем снова появятся в семьях, где любят активно проводить время и предпочитают экологически чистый транспорт.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.