Велосипед bmx характеристики

BMX-велосипеды и советы по их выбору

8 минут Автор: Михаил Скворцов 2358

  • Появление и история
  • Состав дисциплины
  • Конструкция BMX велосипеда
  • Как выбрать BMX-байк
  • Производители
  • Заключение
  • Комментарии

Под BMX чаще понимают не BMX велосипеды, а сам спорт – Bicycle Motocross, или Велосипедный мотокросс. Название вполне историческое. Молодые ребята, у которых не хватало денег и возможностей для покупки и содержания кроссовых мотоциклов, пытались проделать трюки и проехать сложные трассы на доступных им велосипедах.

Появление и история

Появление BMX относят к рубежу 60-х – 70-х годов, и в течение 10 лет это было неофициальное развлечение, хотя специализированные велосипеды для трюков уже появлялись. В 1981-м появилась Международная федерация BMX, а в 2003-м BMX стал олимпийским видом спорта. Первыми играми, где выступали BMX’еры, стала летняя олимпиада 2008-го года в Пекине.

Состав дисциплины

Как и многие другие экстримальные виды спорта, BMX разделяется на множество дисциплин и отдельных течений. Формализованы далеко не все:

  • Race – BMX гонки, скоростное прохождение специально подготовленного трека, содержащего несколько прямых и поворотных участков, а так же несколько «профильных» препятствий: двойной и тройной трамплины, плоские «стол» и «ступенька», волнообразные участки.
  • Flatland – трюки на плоской поверхности, иногда называемые «танцами». Далеко не самая простая дисциплина.
  • Vert-BMX (Vertical) – наборы трюков, выполняемые в U-образной рампе, очень опасный и зрелищный из-за высоких скоростей вид BMX.
  • Dirt-BMX – трюки на грунтовой трассе с большим пространством для приземления и разгона.
  • Street-BMX – городская среда, сверхпопулярная дисциплина среди подростков и любителей видеотрансляций, здесь и нужны настоящие трюковые велосипеды.

Конструкция BMX велосипеда

Перейдём к самим велосипедам. Вот основные отличия классического BMX от условно классического байка:

  • Синглспид – никаких переключателей, максимально прозрачная и надёжная система привода.
  • Заниженная рама – для выполнения трюков.
  • Усиленные элементы – и рама, и колёса, и педали с рулём должны выдерживать очень большие нагрузки.
  • Небольшие (стандарт – 20”) колёса.
  • Пеги – трубы, устанавливающиеся на оси велосипеда для опоры на них при выполнении трюков.
  • Гироротор для передачи усилия тормозного троса.

Главный элемент не только BMX, но и любого велосипеда – рама. Из-за своих небольших размеров рама BMX часто становится слабым звеном всего велосипеда. На форумах профессионалов половина тем относится к весу рамы, а вторая – к починке и профилактике трещин, ведь практически любой трюк – это либо удар, либо серьёзная нагрузка на изгиб для рамы.

Итак, важно понимать, на что смотреть при выборе рамы:

  1. Вес. Всё, что весит больше 3 кг – уже не подходит для «настоящих» трюков – слишком тяжело. Тем не менее, для начального уровня и небольших цен можно и больше.
  2. Материал. Связано с весом, но выбирается отдельно. Некоторые очень легки, но хрупки, некоторые тяжелы, но надёжны и ремонтопригодны.
  3. Размеры. Сложный вопрос для любого велосипедиста. Ростовки определяются по верхней трубе, для подростков высотой 150 см подходит размер в 20”, для высоких спортсменов – длина до 21.5”. Как видно, разброс невелик, и всегда необходимо учитывать факторы типа трюков и удобства для конкретного спортсмена.

Достаточно сложный элемент BMX велосипеда, так как на руль часто приходится основная нагрузка. Рули для BMX различаются по своей геометрии:

  • Классика (двухэлементный) – стандартный руль из одной изогнутой трубы и кроссбара (перекладины).
  • Четырёхэлементный – когда в каждую сторону уходит независимая приваренная к центральной перекладине труба, плюс кроссбар.

Существует ещё несколько видов рулей, например, с занижением кроссбара для трюков с небольшой нагрузкой, но высокими требованиями к настройке.

Классический руль рекомендуется всем, а вот четырёхэлементный обычно намного менее крепок и рекомендуется, когда необходимы серьёзные изменения относительно «прямой» геометрии. Например, крутые загибы вперёд или назад (backsweep).

Педали

Педали для BMX мало отличаются от стандартных, разве что чуть крупнее. Обычно выпускаются из прочных сплавов:

  • Алюминий – универсальный, не особо крепкий и достаточно тяжёлый материал. Недорог, чем и подкупает.
  • Магний – легче, но намного дороже алюминия.
  • Пластик – самый лёгкий материал, но педали из него хуже держат и легко разрушаются.

Также в стоимости педалей серьёзно участвуют используемые подшипники. В недорогих используются обычные насыпные подшипники, в дорогих моделях – более надёжные и не требующие обслуживания промышленные.

Втулки и пеги

Во втулках BMX применяются исключительно промышленные подшипники, хотя корпус почти всегда алюминиевый. Иногда используется усиленное крепление на болтах. Самое важное в BMX втулках – это пеги и защита самой втулки на случай серьёзных нагрузок.

Пеги – небольшие трубы, почти всегда стандартного (4 см в диаметре, 11 в длину) размера, закрепляющиеся на осях. На них наступают спортсмены для выполнения сложных трюков, ими скользят по различным поверхностям. Для защиты во время исполнения таких трюков некоторые устанавливают дополнительную защиту втулки перед пегой.

Механически сложна задняя втулка. Здесь много вариантов. Может использоваться и обычная храповая, с движением в одну сторону, и фрикостеры для движения накатом в обе стороны.

Тормоза

В самих тормозах нет ничего необычного. V-brake или U-образные надёжные ободные тормоза, классические ручки. К тому же, на некоторых BMX велосипедах тормоза попросту не устанавливаются. Это требование некоторых дисциплин, да и просто проявление храбрости.

Особая задача – передача нагрузки на тросик в условиях, когда он может перекручиваться (что далеко не редкость в BMX). Для этого применяется механизм гироротора, который передаёт нагрузку через свою систему подшипников и разветвителей, независимо от поворота и закручивания вилки.

Как выбрать BMX-байк

При выборе готового велосипеда стоит пройтись по каждому элементу и понять, подходит он под ваш стиль катания или нет. Что проверяем, покупая BMX велосипед:

  1. Определить стиль катания. Для трюков на плоской поверхности – максимально компактные модели, подходящие по росту и к рукам, для гонок – длинные облегчённые модели, для сложных трюков – максимально прочные варианты.
  2. Опыт. Для начинающих стоит смотреть в сторону более дешёвых и крепких моделей – падений будет много.
  3. Рост. Определяем длину байка и удобство руля, пробуя на нём прокатиться и сделав пару трюков.
  4. Вес. Отталкиваемся то того, как байк будет использоваться (см. п. 1).
  5. Руль. Надёжный, за исключением «танцевальных» трюков – для него можно брать сложные четырёхэлементные рули.
  6. Втулки и система. Насколько позволяют средства, выбираем промышленные подшипники и современные сплавы.
  7. Рама. Конфигурация зависит от стиля катания, а вот сварные швы стоит проверить ещё при покупке. Это зона риска для любых BMX.

Надо понимать, сколько стоит BMX байк. Можно разделить рынок на три сегмента:

  • До 15 000 р. – начальный сегмент, особых BMX-составляющих здесь не найти, лишь форма рамы да базовая устойчивость в трюках. Могут быть проблемы с установкой пег или тормозами. Гироротор обычно заменяют обычными тросиками.
  • 15 000 – 30 000 р. – средний сегмент для начинающих и для экспериментирующих. Базовые байки.
  • От 30 000 р. и выше – профессиональные решения. Следует отметить, что «выше» может быть очень серьёзной суммой. Многие брендовые сборки стоят далеко за 100 тысяч рублей.

Производители

Пожалуй, велосипеды BMX реже всего покупают в сборе от производителей – больше всего времени комьюнити тратит на обсуждение тех или иных составных деталей байка. Тем не менее, можно выделить несколько именитых производителей:

  • BSD – британский бренд, очень широкая линейка велосипедов и запчастей;
  • Federal – этот английский производитель, больше известен своим промоушеном, но производит компоненты приличного качества;
  • Stereo bikes – новая немецкая компания, выпускают лучшие велосипеды с точки зрения дизайна;
  • Duo – очень качественные компоненты и велосипеды из Америки;
  • Verde – ещё один американский производитель.

Вместе с тем, BMX-комплектации выпускают и вполне известные MTB производители – от качественных импортных GT до доступных китайских Giant и русских Stels. Начинающим можно выбрать и их.

Заключение

BMX – отдельное направление велоспорта, мало связанное с шоссе или кросс-кантри. Трюки, своеобразные байки, яркая музыка и высокий риск создали совершенно отдельную культуру, а высокие технологические требования сформировали совершенно новое направление в конструкции велосипедов.

Велосипед беймикс (BMX)

Фристайл

Эти велосипеды появились спустя короткое время после громкого выхода BMX. Менее пригодны для гонок, являются идеальным вариантом для трюков, агрессивных уличных заездов и для обрабатывания навыков в скейтпарках. Отличный велосипед, на котором можно прокатиться до школы, магазина либо же съездить в бассейн.

Одна из моделей данного типа обладает сверхпрочной конструкцией, представляет большую важность, нежели небольшой вес, за что эти велосипеды становятся фаворитами родителей. Колёса используются обычно либо нейлоновые, либо модели тяжёлого типа с сорока восемью проволочными спицами

Размер шин составляет 20 x 2.125 или же шире, шинные проекторы имеют откровенно гладкую поверхность, потому что они преимущественно предназначены для дорожных покрытий. В конструкцию велосипедов данного типа внедрены также осевые колышки (обычно райдеры становятся на них для совершения трюка), однако некоторые производители не оборудуют этими приспособлениями велосипеды, давая детям возможность выбрать и приобрести их отдельно.

Фристайл-велосипеды выпускаются с передними и задними тормозами. Передний тросик проведён через “ротор” или “детанглер”, что делает руль полностью изогнутым без тормозного тросика.

Популярные фирмы-производители и модели

Фирма основана в 1975г. Бобом Харо.

Профессиональный велогонщик Б.Харо был большим поклонником фристайла. Лично принимал участие в разработках и изготовлении байков ВМХ, на которых выступал в соревнованиях. Трюки в исполнении главы компании послужили увеличению продаж и быстро продвинули бренд в лидеры производителей велосипедов ВМХ.

Модель Haro Zippo BMX: подростковый, рама алюминиевый сплав, колеса 20 дюймов, 8 скоростей, ободные тормоза, пружинная вилка, вес 15 кг.

«SUNDAY»

Основное направление ВМХстрит . Высокое качество — на многие комплектующие пожизненная гарантия.

Модель Gary Young AM: под высокую ростовку ( 21″), комплектующие Одиссей и Триумф, покрышки Дюро. Цена 400 дол.США.

Модель Maggelan Crazy 2012: рама, руль и вилка из стали хай-тек, ростовка 20.75«, цена 270 дол.США.

«MONGOOSE»

Компания известна изобретением колеса для трюковых байков. Первая модель ВМХ была выпущена в 1980г.

Производственные мощности размещены в Китае.

Цены находятся в диапазоне 200-500 дол.США.

«Unaited»

Крупнейший производитель велотоваров на Азиатском рынке. Опыт −50 лет.

Бренд популярен у любителей велоэкстрима в Европе.

  • Модель Recruit JR 2017 для райдеров небольшого роста (130-150см), комплектуется колесами от 18 до 20 дюймов под заказ, без пег, вес 11,3кг.
  • Цена 29 000 руб.
  • Модель Supreme 2017: высокий руль, мощные покрышки, хорошо подобраны компоненты, богатая цветовая гамма. Подходит для начинающих.
  • Цена 41 000 руб.
  • Модель Martinez Expert FC2017: топовый байк 2017г. Для продвинутых любителей .
  • Цена 58 000 руб.
Читайте также  Городская аренда велосипедов

Подвиды велосипедов ВМХ

ВМХ, как вид, имеет 2 подвида:

  • Фристайл — трюки, исполняемые на ровных площадках и с препятствиями.
  • Race — ралли на тяжелых трассах (грунт) с препятствиями.

Высочайшее мастерство спортсменов, выполняющих поистине невиданные по сложности трюки, стало востребованным при съемках кинофильмов (здесь то и нашли свою новую статью доходов, упомянутые выше, бизнесмены).

К преимуществам модели можно отнести:

  • маневренность и контроль управления, благодаря малым габаритам;
  • рама и вилка изготавливаются из материалов, обеспечивающих достаточную прочность при специфических нагрузках и падениях;
  • колеса надежнее крепятся с помощью утолщенных дропаутов на вилке и перьях рамы;
  • оси колес оснащены пегами, что дает возможность выполнять трюки;
  • передаточное отношение звезд подобрано для обеспечения максимальной скорости для данных конструкций;
  • педали «шипованы», с широкой основой, что повышает сцепку с обувью;
  • во избежание повреждений колес, применяются 3-х камерные ободки.

Велики бмикс: особенности правильного выбора

Чтобы выбрать наиболее подходящий велосипед BMX, надо учитывать основные параметры, обеспечивающие его надежность и долговечность. Во-первых, рама, руль и другие элементы должны быть усиленные. Желательно, чтобы шатуны, вилка, рама были изготовлены из сплава алюминия или хромированной стали. Чем больше прочных комплектующих, тем лучше.

Во-вторых, нужно выбирать втулки, каретки, рулевой стакан с закрытыми подшипниками, что облегчит уход. Хорошо, когда задние втулки оснащены драйвером для передачи крутящегося момента колесу – он значительно облегчает конструкцию вела. А шатуны должны быть двух- или трехэлементные.

В-третьих, надо отдать предпочтение двойному ободу, ведь нагрузка будет нешуточной. Пеги же, устанавливаемые на втулках, должны быть прочными и с цепкой поверхностью.

В-четвертых, не нужно гоняться за брендами – лучше обратить внимание на средний сегмент. Именно здесь – наиболее оптимальное соотношение цены и качества

Многие известные производители предлагают посредственные велики бмикс по завышенным ценам.

Таблица характеристик разных типов BMX

Тип Описание Особенности Область применения
BMX Для поездок по бездорожью, отлично управляется, подходящий для заездов, манёвренный велосипед Узловатые шины, лёгкая рама и детали, сильный задний тормоз Кататься можно везде, начиная с длительных городских поездок и заканчивая гонками по бездорожью, а также на специальных треках для BMX
ФРИСТАЙЛ Очень прочный велосипед для совершения трюков и пируэтов Сверхпрочная рама и колёса, шины, приспособленные для езды по дорожному покрытию, рулевая колонка с тросиками, осевые втулки Можно кататься в скейтпарках, изучая и демонстрируя различные трюки и пируэты
ПОПРЫГУН Иногда называют Dirt Jumper (с англ. «скачущий по грязи», по сути, этот байк сочетает в себе характеристики BMX и Фристайла. Прочная рама и колёса, задний тормоз, узловатые шины Можно практиковаться в применении велосипедного пандуса на заднем дворе дома своего друга

Обычные велосипеды BMX появились на закате шестидесятых годов прошлого века. Они были подобием мотоциклов для мотокросса и предназначались для преодоления препятствий в виде уступов по рыхлой земле. Спустя какое-то время практически каждый ребёнок обладал таким велосипедом. BMX, по-прежнему, предназначаются для гоночных заездов, однако ваш сын или ваша дочь, большинстве случаев, не может оценить всех технических прелестей этого транспортного средства, используя его для поездки в школу и обратно.

BMX обычно имеет двадцатидюймовые колёса, узловатые шины, прямой руль с перекладиной, небольшое сиденье, длинные шатуны и задний ручной тормоз. Рамы у этих велосипедов лёгкие и прочные. Чем выше цена, тем легче будет транспортное средство.

BMX изготавливаются с использованием хромированной стали либо алюминия. Хромированные рамы немного тяжелее и более экономичны. Алюминиевые рамы легче и чаще всего изготавливаются из тяжёлой и по-особому сформированной трубы рамы. Алюминий также не страдает от коррозии.

Велосипеды BMX также продаются с разными по размеру рамами. В таблице ниже продемонстрированы приблизительные характеристики размера для людей определённых возрастных категорий. Конкретную информацию по данному вопросу лучше всего может предоставить велошоп

Обратите внимание на то, что велосипеды Pro и Expert иногда могут быть доступны в размере XL (Экстра длинные)

Размер Описание Возраст
Mini Пониженная высота, 155-мм шатуны, 20 x 1 1/8 шины От 4 до 6 лет
Junior Размер рамы немного больше, чем у Мини, 165-мм шатуны, 20 x 1 3/8″ шины От 6 до 9 лет
Expert Более удлинённая верхняя труба рамы, 170-мм шатуны, 20 x 1.5-1.75″ шины От 9 до 13 лет
Pro “Полноразмерная” рама, 175-180 мм шатуны, 20 x 1.75-2.2″ шатуны От 12 лет

Примеры трюков на ВМХ

  • Bunny hop — прыжок с последовательным отрывом колес : переднее, заднее и приземление на оба.
  • Manual— езда на заднем колесе с согнутыми ногами, без использования педалей.
  • Barspin — вращение руля на 360 градусов на земле, с опорой на заднее колесо, или в прыжке.
  • Grind — скольжение по препятствиям с опорой на пеги.
  • Air — характеризует прыжковое направление на различных препятствиях.
  • X—up — прыжок с поворотом руля на 180градусов со скрещенными руками.
  • Turndown— прыжок с наклоном байка в вертикальную стойку, при этом руль и взгляд направлены вниз.
  • No hunder — полет с разведенными в сторону руками.
  • Can Can — в полете правая или левая нога перебрасывается через раму, в результате обе находятся по одну сторону.

Отличительные особенности ВМХ

Конек велосипедов ВМХ — трюки, поэтому акцентируется внимание на приспособленных к ним байках. Во главе угла стоит прочность всех элементов конструкции и деталей.

Используется алюминий или хромомолибденовый сплав и изготавливается по технологии многоступенчатого баттинга. Применение этого метода позволяет добиться прочности в точках наибольших нагрузок.

Руль и вынос

В центре руля устанавливается кроссбар ( дополнительная перекладина) для усиления жесткости. Вынос, чаще всего, делают из алюминия.

Седло

При выполнении трюков седло играет не совсем привычную роль. На него могут опираться руками при стойке, захватывать коленями при прыжках и вращениях и т.п.

Тормозная система

Комплектуется тормозами v-brake и u-brake и должна одновременно обеспечивать:

  1. возможность вращения руля вокруг своей оси, что требует техника трюков;
  2. эффективность торможения.

Специальная конструкция труб, закрепленная на оси переднего и заднего колеса. Велосипедист использует их и в качестве опоры для ног при исполнении некоторых трюков.

Dirt Jumper (“Попрыгун”)

По названия велосипеда можно понять, что dirt jumpers (скачущие по грязи) разработаны для того, чтобы райдер мог преодолевать искусственные и естественно созданные препятствия холмики на специальных трассах, где есть зоны приземления. Данный тип велосипедов совмещает в себе особенности типов BMX и Фристайл (прочнее первого и легче, чем второй). Обычно они не имеют передних тормозов и их мощные колёса снабжены тридцатью шестью прочными тринадцатикалиберными спицами, в отличие от сорока восьми у “фристайлов”. Ещё они снабжены двадцатичетырёхдюймовыми колёсами, что является отличным вариантом для взрослых райдеров. Шины этих велосипедов имеют большую часть проекторов, которые присутствуют в конструкциях велосипедов прочих типов.

Если у вас остались ещё какие-то вопросы касательно велосипедов различных типов, и вы по-прежнему не определились с выбором товара для своего ребёнка, то мы рекомендуем вам обратиться за интересующей вас информацией в магазин, где у вас будет возможность рассмотреть различные модели и сравнить их характеристики. Расскажите продавцу про то, какой транспорт ваш ребёнок любит использовать сейчас, сколько лет ему, опишите его рост и дайте информацию о том, куда он предпочитает ездить. Продавец сможет оценить данные, которые вы ему предоставили, и выберет наиболее оптимальный вариант. Ваш ребёнок будет рад отличному подарку.

Советы по выбору велосипеда ВМХ

Выбор велосипеда ВМХ требует тщательного подхода. Лучше всего воспользоваться, по возможности, консультацией знакомых, имеющих опыт эксплуатации байков такой категории.

Следует учесть узкую специализацию — они совершенно не пригодны для прогулочной езды.

  • Понятие комфорт в ВМХ отлично от стандартных велосипедов. Седло используется не по прямому назначению, т.к. трюки «катают» в положении стоя на прямых ногах с опорой на педали.
  • Подшипники лучше подбирать промышленные. Открытые шариковые неудобны и проблемные в ремонте.
  • Подойдут диски со сварным не одинарным ободом.
  • Кассетная втулка предпочтительнее трещотки — прочнее и дает возможность установить звездочку малого диаметра.
  • ВМХ с «кочергой» — уже вчерашний день.
  • При выборе рамы можно остановиться на алюминиевом или стальном варианте.
  • В комплектацию должны входить пеги.

Какой должен быть и какие бывают bmx велосипеды

Если Вы решили купить BMX велосипед, то должны знать его основные особенности, т.е. чем он отличается от других типов байков. Также Вы должны знать, что BMX подразделяется на несколько направлений, основными среди которых считаются стрит, парк, дерт, верт, флэтленд и рэйсинг.

Для каждой из этих дисциплин существуют байки, заточенные под их особенности. Эти велосипеды отличаются, прежде всего, геометрией, прочностью и весом рамы и вилки, а также прочностью ободов, толщиной и протектором покрышек и передаточным отношением трансмиссии. Существует и специальное оборудование, которое используется в том или ином направлении БМХ, например фрикостеры для езды задним ходом, пеги для скольжения по перилам или для ног, хабгарды и т.д.

Для тех, кто предпочитает катать сразу несколько стилей, таких как стрит, парк и дерт, выпускаются универсальные байки, которые учитывают особенности сразу 3-х дисциплин. Эти байки не подходят для флэтлэнда и рэйсинга.

1. Какой должен быть BMX велосипед.

Для начала рассмотрим общие особенности всех БМХ великов. Для выполнения трюков, байк должен легко вращаться, а чтобы он не поломался во время приземления после вращения или прыжка, он должен быть прочным. Поэтому все трюковые велики должны иметь:

  • небольшую раму и колеса, диаметр которых обычно составляет 20 дюймов;
  • прочную раму, вилку, руль и шатуны;
  • односкоростную трансмиссию;
  • небольшое седло, которое не мешает выполнению трюков.

Вилка обычно жесткая, без амортизатора, но бывает и специальная амортизационная вилка для прыжков.

Таким образом, все элементы БМХ заточены под прочность, легкость и маневренность, конечно при этом страдает комфорт и скорость передвижения (кроме рэйсинг моделей, которые заточены под скорость). Поэтому трюковые велики неудобны для повседневной езды, а флэтлэнд модификации вообще не подходят для этого.

2. Материалы, технологии, прочность и вес

Для обеспечения прочности и легкости, основные узлы велика, такие как рама, вилка, руль и шатуны, изготавливают из специальной стали, легированной хромом и молибденом. Эти добавки значительно повышают прочность стали.

Но, из хроммомолибдена Cr-Mo 4130 изготавливаются только высококлассные байки, поскольку это дорогой материал. В целях экономии, основные узлы делаются из комбинации хромомолибдена и обычной стали. Например, в байках среднего любительского уровня, из хромомолибдена часто изготавливается передний треугольник рамы (или одна труба рамы), шток вилки и шатуны. В результате, самые нагруженные части получаются прочными, а цена ниже. Такие байки подходят для большинства не самых сложных трюков и прыжков.

Читайте также  Велосипед scott spark

Байки начального уровня комплектуются менее прочными рамами, вилками и рулями из обычной стали, поэтому они подходят только для несложных трюков и рекомендуются к покупке только в том случае, если новичок не уверен, что трюковое катание ему подойдет. Для первых трюков такой велик подойдет, конечно если не самый дешевый (от 20 тыс. руб.), но со временем придется покупать более прочный байк.

Для еще большего увеличения прочности и уменьшения веса, топовые модификации изготавливаются с применением современных технологий. Термообработка металла позволяет сделать прочность хромолевой рамы просто колоссальной, в результате можно не переживать за то что байк поломается во время умопомрачительных трюков и прыжков в самом лютом стрите или дерте. При этом повышается безопасность и уверенность райдера в собственных силах и мастерстве.

Технология баттинга позволяет делать трубы с различной толщиной стенок, что обеспечивает понижение веса с сохранением прочностных характеристик. На участках с повышенной нагрузкой, толщина стенок больше, где нагрузка меньше и сечение меньше.

Качество сварных швов БМХ велосипедов любого уровня должно быть идеальным, это зависит от оборудования сварки. Все известные бренды, например SUNDAY, REDLINE, SUBROSA, применяют высококачественную сварку, это их преимущество перед неизвестными китайскими производителями. Для повышения прочности соединения рулевого стакана с трубами, соединение усиливается привариванием косынки.

Что касается веса байков, то для одного и того же материала, чем прочнее велик, тем он тяжелее. Чему же отдать предпочтение, прочности или легкому весу? Для дерта и верта прочность предпочтительнее, поэтому эти байки самые тяжелые. Суровый стрит также требует большой прочности, поэтому стритовые велики тяжелее парковых, ведь для парка важен легкий вес, парковые рамы, вилки и колеса облегченные. Универсальные модели средние по весу. Самые легкие – это рэйсинг модели для гонок, у них рама и вилка часто изготавливается из алюминия или карбона.

3. Геометрия рамы

Самый важный параметр бмх рамы – это длина ее верхней трубы (ростовка), которая подбирается в зависимости от роста райдера и его стиля катания. Высоким райдерам обычно подходят большие ростовки, например 21 дюйм или 21,2 дюймов, экстремалам небольшого роста лучше выбрать небольшую ростовку 19 — 20,2 дюймов, для среднего роста подойдут размеры 20,5 – 20,8 дюймов. Для парка выбирают раму чуть короче, для дерта – чуть длинее, а для флэтлэнда – намного короче, не больше 18,5 дюймов.

Угол рулевого стакана (74.5°, 75° и 75.5°) – это угол между линией, проведенной через центр рулевого стакана и поверхностью земли. Большой угол рулевой больше подходит для техничного паркового катания, проще выполнять вращения и трюки на переднем колесе. Но, он делает байк более резким и нестабильным, во время приземления его труднее контролировать. Меньший угол делает велик более подконтрольным и плавными, поэтому больше подходит для новичков и для тех, кто катает треилы и бомбит лютые гэпы и большие пролеты в дерте. Средний угол 75° хорош для универсальных моделей.

Подседельная труба определяет высоту рамы (7.5″ — 9″), она идет от кареточного узла до подседельного хомута. На низкой раме проще делать банихоп, теилвип и трюки, в которых нужно снимать ноги с педалей, а на высокой легче делать барспин и пулять трейлы.

Угол подседельной трубы (69° — 72.5°) — угол между подседельной трубой и поверхностью земли. Большой угол позволяет удобней зажимать седло ногами при барспине и дает больше стабильности. Меньший угол отодвигает назад подседельную и тянет за собой рулевую трубы. Так рама, с углом подседельной трубы в 72° кажется длиннее рамы, в которой этот угол составляет 69°, учитывайте это при выборе.

Нижнее перо (чейнстэй) соединяет кареточный узел и дропаут заднего колеса. Длина пера определяет предрасположенность велика к выдергиваемости и вращениям или же к стабильности. На коротком пере проще выдергивать и закручивать байк, а длинное дает больше стабильности на больших пролетах. Поэтому для парковых фигур лучше ультра короткие перья (12,5 дюймов), для стрита — короткие (13-13,2 дюйма), для универсального байка – средние (13,2-13,5 дюймов), для земляных трамплинов – длинные (14 дюймов). Также на выбор длины пера влияет рост райдера. Высоким райдерам проще катать на длинных и средних перьях. Невысоким райдерам больше подходят короткие и средние перья.

Промодели имеют уникальную геометрию, подходящую под стиль катания определенного всемирно известного экстремала, размеры и углы труб могут отличаться от стандартных значений.

4. Подшипники

Во время выполнения трюков и прыжков, подшипники подвергаются жестким нагрузкам, поэтому важно чтобы они были хорошие. Подшипники могут быть:

  • Промышленные – не разборный, герметичный узел, состоящий из 2-х колец, между которыми находятся шарики. Такие подшипники не контактируют с внешней средой, не забиваются пылью, поэтому не требуют обслуживания и дольше служат, но стоят они дороже. При износе они меняются на новые.
  • Насыпные — узел открытого типа. Такие подшипники требуют периодической чистки и смазки, поскольку забиваются пылью, служат они меньше.

В идеале, все вращающиеся элементы хорошего BMX байка должны быть собраны на промышленных подшипниках, разве что кроме педалей.

5. Обода и покрышки.

Обода могут быть двойными и одинарными, мощными и облегченными. Двойные прочнее и дороже, одинарные дешевле. Практически для всех дисциплин предпочтительнее мощные двойные обода, разве что для парка иногда лучше облегченные.

Самые шипастые покрышки в дерте и рэйсинге, ведь там важно хорошее сцепление с грунтом. В стрите также покрышки довольно зацепистые и толстые, ведь условия в городе не идеальные, а для парковых фигур важнее накат, поэтому парковые покрышки сликовые, накатистые.

6. Шатуны.

BMX байки обычно комплектуют трех элементные трубчатыми шатунами, но встречаются и одноэлементные (так называемая кочерга). Первый вариант предпочтительнее.

Что такое BMX велосипед и его особенности

Экстремальные виды отдыха на маунтинбайках пользуются большой популярностью, к ним относится и езда на ВМХ велосипеде. Особенно нравится молодежи именно этот вид дисциплины, так как он предназначен для выполнения различных трюков, рассчитан на большие нагрузки. Возможность получить драйф, ощутить выброс адреналина – все это подарит данный вид катания. Трассы для соревнований, как правило, состоят из трамплинов, виражей, ритмсекций – зрелище очень эффектное. Рассмотрим далее подробно, что такое BMX велосипед и его особенности.

  • История возникновения дисциплины
  • Отличительные особенности BMX
  • Специфика рамы
  • Особенности руля
  • Колеса и их размеры
  • Вилка, вынос и пеги
  • Характеристика втулок
  • Тормозная система
  • Педали и седло
  • Особенности катания в поддисциплинах
  • Итоги

История возникновения дисциплины

Велосипедный мото экстрим или ВМХ возник в 60-70 годах прошлого века. Эту разновидность велосипеда придумали любители мотокросса в качестве тренировочного варианта. Начинающим спортсменам-подросткам на данной модели БМХ было легче осваивать самые простые элементы, чем на полноразмерном мотоцикле.

Спустя годы ВМХ перерос в самостоятельный вид спорта, включающий в себя сразу несколько разных дисциплин, а три из них считаются олимпийскими видами спорта. Так как этот минибайк стал очень популярен среди подростков, то его используют не только для соревнований, но и для повседневного катания. Довольно часто можно увидеть на улицах, как молодежь с БМХ собирается и самостоятельно тренируется. Но помимо подростков и взрослые тоже активно стремятся освоить этот стиль катания.

Отличительные особенности BMX

Велосипед ВМХ имеет явные отличия от большинства иных маунтинбайков. Например, у него отсутствует переключатель скоростей, есть только одна звезда. Чтобы гонщику было легче «качать» трассу, велобайк должен быть жестким и легким, с длинной и низкой рамой. И отличия на этом не заканчиваются.

Специфика рамы

Раме в модели велосипеда БМХ отводится особое место, так как она должна иметь максимальную прочность для выполнения трюков. Наиболее совершенная геометрия для этого подходит в виде двух треугольников с одним основанием. Материал для рамы выбирается в виде сплавов стали, алюминия, титана с добавками из хрома и молибдена. Простая сталь используется для изготовления бюджетных моделей.

Толщина труб рамы тоже имеет свои нюансы, для повышения прочности используют баттинг:

  • в точках максимальной нагрузки она больше;
  • зоны с наименьшими нагрузками имеют меньшую толщину.

Крепление втулки часто имеет большую толщину и площадь.

Кареточный стакан на раме ВМХ различают в четырех вариантах:

  • евро – с резьбой для особой каретки, состоящей из втулки, двух чашек, в которые запрессованы по два подшипника с каждой стороны;
  • американка – большой стакан для старых или дешевых моделей;
  • мид – меньше размером, подшипники впрессовываются в раму;
  • испанка – аналог МИД, но меньше в размерах.

Специфика рамы велосипеда гарантирует прочность конструкции при прохождении трюков, прыжков и приземлений.

Особенности руля

Кроссбар или дополнительная перекладина в середине руля велосипеда, обеспечивает максимальную прочность. Руль бывает двух- и более элементным. Обязательные грипсы (с заглушками) на концах руля предназначены для лучшего сцепления рук с рулем велобайка.

Колеса и их размеры

Отличительная черта БМХ велосипедов – маленькие колеса, их размер 20 дюймов или даже 16 (детские), колеса больших размеров для этой дисциплины неуместны. Покрышки колес полуслики или слики (гладкие дорожные), а давление в камерах должно быть 3-7 атм. Обода двух- или трехкамерные с высокой прочностью.

Вилка, вынос и пеги

Вилка, как и рама, изготавливается из прочного металла и имеет внушительную толщину и прочность. Вынос, соединяющий вилку с рулем, выпускается из алюминия и бывает в трех разных видах. Обязательные элементы в ВМХ это пеги, они устанавливаются на оси колес, а изготавливаются из металла, карбона или пластика. Их принципиальная задача, это скольжение на перилах, гранях, а также они являются дополнительной опорой при совершении трюков. Размеры этих элементов могут различаться от маленьких до крупных.

Характеристика втулок

При скольжении на пегах велосипеда, спортсмены часто надевают на втулки защиты от износа. Передняя втулка (для 36 спиц) обычно имеет ось в 10 мм, на вилке ее удерживают болты. Задняя втулка (двусторонняя) с осью в 14 мм или 10 мм – крепится на раме при помощи болтов, гаек.

Тормозная система

Система тормозов располагается на ВМХ так, чтобы во время кручения, вращения руля и рамы (во время трюков) тормозные тросики не путались и оставались в рабочем состоянии:

  • передний тормоз проходит внутри вилки;
  • для заднего тормоза используют гироротор.
Читайте также  Плавание велосипед бег вид спорта

Многие райдеры снимают тормоза с велосипеда для его облегчения и минимизации помех во время трюков.

Педали и седло

Седло в моделях ВМХ является второстепенным аксессуаром, так как на нем не сидят, а используют в качестве опоры при выполнении трюков. Педали же напротив, являются важной составляющей конструкции, так как на них идет основная нагрузка. Они имеют более широкую форму, шипы для дополнительного сцепления с обувью ездока. Магниевые и алюминиевые модели считаются лучшими, более прочными и надежными.

Особенности катания в поддисциплинах

Трюки, выполняемые на ВМХ, могут быть очень разными, в зависимости от них, выбираются те или иные требования к велобайку, по соответствующему типу катания.

Выделяют следующие поддисциплины:

  1. Стрит – это трюки и прыжки. Он очень популярен, так как для него не нужны специальные трассы, применяется в городском катании. Используют ландшафт города, парки, холмы, лестницы, бордюры, парапеты, лавочки. Для начинающего райдера это прекрасный выбор. Отличия стрит велосипедов ВМХ это: чаще отсутствие тормозов, иногда даже снимают седло, протекторы резины сликовые. Для трюков устанавливают пеги. Рамы, шатуны велосипеда в основном стальные, для дополнительной прочности при использовании их в скольжении (по перилам). Соответственно и вес конструкции, утяжеленный до 14 кг. Чтобы ВМХ велосипедом было проще управлять, их колеса всегда уменьшенных размеров, покрышки широкие и крепкие, способные выдерживать боковые трения о грани при скольжении. Для езды задом, райдеры ставят назад втулки-фрикостеры. Для соревнований в данной дисциплине сооружают искусственные стрит-секции;
  2. Дерт-джампинг – это дисциплина, включающая в себя прыжки на велосипеде через серию трамплинов с выполнением трюков повышенной сложности. Чем выше райдер оттолкнется от трамплина и сделает в полете как можно больше трюков с плавным приземлением, тем лучше результат и преимущество в баллах. Для этого вида необходимо специальное выстраивание дерт-фигур из грунта, почвы. Они выглядят в виде трамплинов – вылет и приземление выстраиваются друг за другом в несколько фигур подряд. БМХ велосипед похож со Стрит. На велобайках ВМХ чаще стоит только одна передача, задний тормоз, хотя кто-то предпочитает оба тормоза, а кто-то снимает все. Руль, вилка и рама для дерта из сплавов стали (байк утяжелен), а покрышки широкие с зубастыми протекторами, для работы на почве. Широкие и прочные педали. Пеги здесь не нужны. Дерт-катание на велосипедах очень эффектное и зрелищное, оно одно из самых популярных, но и самых травмоопасных видов.
  3. Парк-катание имеет очень интересную историю. Во время засухи на территории Калифорнии в 1976 году высохли частные бассейны и заинтересовали собой любителей скейтборда. Дно искусственных водоемов имело плавные изгибы, и отлично подходило для катания и прыжков. С этого времени стали строить парки для скейтборда в таких конструкциях, куда и начали приходить ВМХ райдеры. В настоящее время парк-катание применяет конструкции с полукруглыми основаниями. Разные фигуры по высоте и размерам используются райдером во время соревнований. И помимо амплитуд и сложных трюков, учитывается и использование как можно большего количества всего парка со всеми фигурами. Велосипед ВМХ для парка схож с дерт-моделью. Принципиальное отличие в том, что велобайк должен быть очень легким и подвижным. Практически все райдеры БМХ парк-катания не используют тормоза на велосипедах, а резину выбирают более тонкую и накатистую.
  4. Флэтленд – зрелищный и одновременно сложный вид катания. Для него требуется ровная поверхность, но сам стиль подразумевает выполнение трюков и акробатических номеров на ВМХ. Для этого необходимы – прочные пеги, легкая и короткая рама и маленький вынос. Для обычного передвижения данная модель не подойдет.

Каждая из дисциплин требует дополнительные нюансы в оснащение байка.

Итоги

ВМХ велосипеды сильно отличаются от всех других видов маунтинбайков, даже между собой поддисциплины имеют особенности. Но так как модели постоянно совершенствуются под свою узкую специализацию (тип катания), возможность наработать хорошую технику в исполнении трюков возрастает. Надо только постоянно тренироваться, соблюдать технику безопасности (использовать защиту) и ставить перед собой все более сложные цели.

Велосипед bmx характеристики

Хотите экстрима – вам нужен особый велосипед. Прежде чем мы расскажем о том, что представляет собой велосипед BMX и в чем заключается его отличие от обычного горного велосипеда, давайте сначала разберемся в самом понятии BMX. Аббревиатура BMX расшифровывается как Bicycle Moto Cross, или, если перевести на русский, велосипедный мотокросс.

BMX нельзя назвать полностью молодежной или уличной субкультурой, так как эта велосипедная дисциплина получила всемирное признание и официально признана Международным Союзом Велосипедистов (UCI). Кроме того, уже 30 лет существует Международная Федерация BMX, которая занимается вопросами организации и проведения соревнований на самом высоком уровне.

Существует два основных направления BMX:

FreeStyle – выполнение различных трюков на велосипеде (как на ровных поверхностях, так и с препятствиями).

Race – гонки на скорость по грунтовым дорогам с препятствиями.

Преодоление и использование естественных или рукотворных препятствий является неотъемлемым атрибутом велосипедной дисциплины BMX, и этим обусловлены основные отличия велосипедов BMX от остальных их разновидностей.

Отличительные особенности велосипедов BMX

Итак, основной принцип конструкции велосипеда BMX – высокая прочность всех деталей и компонентов.

Рама имеет особую геометрию и изготовляется из хромомолибдена или алюминия с применением технологии многоступенчатого баттинга, которая позволяет увеличить прочность в местах, наиболее подверженных перегрузкам. Для более надежного закрепления задних колес, дропауты на перьях рамы и вилке – утолщены.

Колеса 20 дюймовые, со втулкой на двух промышленных подшипниках, усиленной осью и двух или трехкамерными ободами (во избежание разрушения колес).

Руль и вынос. Учитывая, что эта часть BMX велосипеда испытывает очень серьезные нагрузки, в центральной части руля устанавливается дополнительная перекладина, так называемый кроссбар. Вынос руля, обычно, изготовляется из цельного куска алюминия, что делает винос особенно прочным. .

Седло. Удивительно, но седло в дисциплине BMX предназначено не для того, чтобы на нем сидеть, а для того, чтобы с его помощью выполнять трюки. Его зажимают между коленями, за него держатся руками в полете и т.п. (речь идет о седле, а не о чем-то другом).

Тормозная система. В велосипедах BMX применяются тормоза v-brake и u-brake, которые, впрочем, многие велосипедисты сразу снимают. Тормозная система сконструирована таким образом, что велосипедист может сделать несколько оборотов рулем вокруг своей оси (для выполнения какого-нибудь трюка) без снижения эффективности торможения.

Привод — односкоростной. Это и понятно, ведь BMX велосипеды предназначены для выполнения трюков и прыжков, а не для покорения L’Alpe d’Huez (гора во французских Альпах).

Пеги – компоненты велосипеда, которые крепятся на оси заднего и переднего колес. Пеги позволяют разнообразить спектр выполняемых трюков (в частности, они представляют собой дополнительную опору для ног велосипедиста)

Шатуны. Бывают одно, двух и трех компонентными. Самые лучшие – последние, так как при поломке какой-либо детали, вам не придется покупать новую систему шатунов. Достаточно будет заменить лишь поломанный компонент.

Педали для велосипедов BMX имеют более широкое основание, чем педали для MTB и снабжены шипами для обеспечения хорошего сцепления с обувью.

Изначально BMX-велосипеды использовались для скоростного прохождения мотокроссовой трассы, но с развитием экстремальных стилей катания появились другие виды BMX-велосипедов. В настоящее время BMX-велосипеды — это велосипеды для экстремального катания. Их конструкция отличается повышенной прочностью рамы и вилки, а руль некоторых подвидов BMX-велосипедов усилен дополнительной перекладиной.

Гоночные BMX-велосипеды. предназначены для быстрого прохождения мотокроссовой трассы. Их отличительная черта — колёса диаметром от 24 дюймов с протектором для лучшего сцепления, одна передача, усиленный руль и тормозная система V-Brake.

Трюковые BMX-велосипеды. В трюковых стилях катания основные требования — это надёжность и маневренность, поэтому велосипеды данного вида имеют небольшие размеры.
Для катания в стиле Flatland («танцы на велосипеде») используются максимально облегченные BMX-велосипеды с прочной рамой, надёжной тормозной системой и пегами — специальными упорами для ног по торцам осей колёс. Амортизаторы отсутствуют, что значительно улучшает управляемость и чувство велосипеда. Протектор на резине умеренный по причине того, что катание происходит по ровной подготовленной поверхности.

Поскольку BMX, является, всё таки экстремальным видом велоспорта, то наиболее важный критерий выбора – крепкие и надёжные комплектующие, в первую очередь – рама. Рамы для велосипедов BMX, изготавливаются либо из стали либо из алюминия. Стальные рамы надёжны и экономичны, алюминиевые стоят дороже, но они легче.

Размер рамы для BMX определяется в дюймах, например 21” или 20.5” (это длина верхней трубы, ростовка). Райдерам с ростом более 180см имеет смысл выбрать раму 21”, иначе будут болеть суставы спины и коленок. Но бывают и исключения. Если есть возможность, возьмите у друзей BMX с разной ростовкой и покатайте, выберите какой размер рамы вам удобнее. Геометрию рамы выбирайте в зависимости от выбранной для катания BMX дисциплины. Если ещё не определились – берите классическую геометрию.

Длина перьев, также может сильно отличаться в пределах 13-14”. Чем короче перья, тем проще велосипед вытянуть на себя, но при этом база вашего BMX будет меньше и он будет менее устойчив. В моде низкие рамы, может быть это и выглядит стильно, но вы будете чувствовать себя неуверенно в полёте, совершая прыжки. Рулевая колонка может быть интегрированной или не интегрированной, на эту характеристику поначалу не стоит заморачиваться, станете продвинутым райдером, тогда всё и узнаете. Толщина дропаутов от 4мм до 8мм. (это такие пластины с прорезями, в которые крепится ось втулки). По возможности выбирайте потолще, лишний запас прочности на BMX не помешает.

Вилка для BMX
При выборе вилки, рекомендация всё та же – ищите попрочнее. Стоит обратить внимание на оффсет – вынос оси втулки от перьев (труб) вилки, как правило оффсет равен 25-35мм. Чем меньше офсет – тем чувствительнее BMX к поворотам. В изготовлении вилок для BMX велосипедов используется хроммолибденовая сталь. Существуют дорогостоящие титановые вилки. Каретка для BMXИзвестны несколько видов кареток, но наиболее оптимальный наверное Mid BB – имеет большой подшипник и сравнительно малый вес. Каретка типа Spanish легче, но есть опасность раскрошить маленькие шарики.