Устройство руля велосипеда

Рулевая колонка велосипеда – виды и типы, как выбрать

  • Виды рулевых колонок велосипеда
  • Резьбовая
  • Безрезьбовая
  • Рулевая колонка с конусным штоком
  • Размеры и стандарты
  • Сборка и ремонт
  • Рекомендации по выбору рулевого стакана
  • Заключение

Рулевая колонка велосипеда напрямую влияет на качественные характеристики и удобство эксплуатации транспортного средства. Узел не замечаешь при правильной работе. Когда изнашивается сложный механизм, возникают проблемы. Разнообразие и несовместимость стандартов рулевых приводит в замешательство ездока и вызывает сомнения в правильности выбора. Проверенные способы помогут узнать, какой вид рулевых колонок подходит раме велосипеда и как установить новое устройство. Современные конструкции для управления движением в нужном направлении стали универсальными. Они способны подстроиться под модель байка, стиль езды и даже телосложение велосипедиста.

Виды рулевых колонок велосипеда

Выбор главного узла начинается с определения типа рулевых колонок. Механизм состоит из совокупности комплектующих элементов. Каждый вид имеет свои нюансы и характеристики. Представленные на рынке варианты иногда существенно различаются, т.к. «заточены» для конкретных моделей велосипеда.

По форме колонки разделяют на 2 класса:

  1. Полый прямоугольный. Диаметр трубы имеет одинаковые размеры вверху и снизу. Устройство подходит всем стилям катания − от неторопливого городского до суперэкстремального.
  2. Рулевые стаканы конусовидной формы. Узкая труба расширяется до 1,5 дюйма снизу. Конфигурация «Tapered» выдерживает любые нагрузки, обеспечивает велосипеду дополнительную прочность.

Обе разновидности подразделяются на 4 вида колонок. Значение имеет вес устройства, тип подшипников, материал чашек, технические решения производителя.

Резьбовая

Простой и недорогой вид рулевых колонок присутствовал на велосипедах, выпускаемых в бывшем Советском Союзе. Легкая конструкция составлена из следующих частей:

  • две чашки, запрессованные в стакан рамы;
  • закрытые или открытые подшипники;
  • шток вилки с нанесенной резьбой;
  • контргайка, которая стягивает элементы конструкции.

Сложный в настройке узел не выдерживает максимальных нагрузок, т.к. используется в прогулочных двухколесниках. Колонку (threaded) узнают по большим размерам выступающих за раму частей и крепежной гайке, расположенной в верхней части рулевого стакана велосипеда. К достоинствам конструкции относят способность отрегулировать высоту руля, приспособиться к изогнутым формам комфортных дорожных велосипедов.

Безрезьбовая

Современный вид колонки впервые представила компания Aheadset. Самостоятельная часть механизма характеризуется надежностью и долговечностью.

  1. В конструкции нет гаек и резьбы.
  2. Отдельное расположение колонки и выноса.
  3. Появляется новая деталь − якорь с крышкой.
  4. Подшипники закрыты кольцом качения.
  5. Колонку закрепляет рулевая труба.

Для Aheadset существуют следующие стандарты: вилки с диаметром штока 1-1/8″. Среди достоинств механизма, установленного на большинстве байков, отмечают качество составляющих, отсутствие проблем в эксплуатации. Надежная колонка обеспечивает плавное движение, помогает безопасно поворачивать в любую сторону. Главный плюс − нет ничего сложного в монтаже и ремонте.

Традиционная

Самый распространенный вид безрезьбовых механизмов − традиционный или стандартный. Обозначается символами EC (External Cup).

Устройство рулевой колонки велосипеда характеризуется следующими особенностями:

  • внешние чашки с подшипниками находятся за пределами рулевого стакана;
  • якорь и кольцо фиксируют всю конструкцию;
  • вынос руля имеет неснижаемую высоту;
  • подшипники легко заменяются при износе;
  • цена ниже аналогов.

Конструкция без недостатков устанавливается на дорожные и горные байки разных моделей.

Интегрированная

Стандарты Integrated характеризуются особенностями, которые не присутствуют в других видах механизма:

  • слияние рулевой колонки и рамы;
  • отсутствие чашек;
  • промышленные подшипники со скошенной нижней гранью;
  • «промы» запрессованы в раму;
  • отсутствует канавка качения;
  • большой разброс размеров;
  • сложный самостоятельный ремонт.

Достоинства: доступная цена, простая установка, прочность конструкции. Для предотвращения абразива, состояние механизма проверяют один раз в сезон.

Полуинтегрированная

Конструкция этого типа считается самой надежной для профессиональных велосипедов. Дорогой механизм помогает спортсмену подобрать высоту руля для определенного стиля катания, учитывая телосложение наездника. Колонка (закрытый тип) не имеет выступающих частей, за исключением внешних колец и выноса. Для Zerostack существуют следующие стандарты:

  • внутренний диаметр стакана − 44;
  • диаметр штока − 28,6.

Рулевая колонка с конусным штоком

На профессиональных велосипедах вилки со штоком старого образца заменили новые стандарты. Нижний диаметр колонки − 1 ½ дюйма, верхний − 1 1/8. Конусный механизм относится к разряду безрезьбовых рулевых. Производители решили с помощью новой конструкции повысить прочность участков, испытывающих повышенную нагрузку. Труба внешне напоминает грушу и не изменилась в размерах. Конусный стакан называют Tapered.

Обычным велосипедистам нет необходимости устанавливать рулевую колонку с конусным штоком. Нововведение предназначено для экстремальных видов спорта, где требуется надежное управление на скорости, мгновенное торможение, жесткость. Благодаря увеличению рулевого стакана (нижней части) нагрузка распределяется равномерно, продлевая подшипникам время использования.

Размеры и стандарты

Во время выбора велосипедного узла обращают внимание на общепринятые стандарты. Например, на городские велосипеды не рекомендуют ставить сложные в обслуживании интегрированные системы. Для экстремального спорта подходят конические стаканы.

Вид колонки Показатель (в дюймах) Внешний диаметр (мм) Внутренний посадочный диаметр (мм)
Резьбовая 1″ 30-30,8 26,4-27
Threaded 1.1/8″
1.1/4″
34
37
30
33
Безрезьбовая EC32 0.833″ 32,7 26,4
EC30 1″ 30,2 26,4
EC49 1.5″ 49,7 39,8
Полуинтегрированная ZS41 и ZS44 1.1/8″ 41,3 — 44 30
ZS49 1.5″ 49,7 39,8
Интегрированная IS38 1 38 26,4
IS42, 47 1.1/8″ 41,8; 47 30

Сборка и ремонт

Рулевые колонки устанавливаются на раму при совмещении деталей под равномерным давлением. Второе название метода − запрессовка. Именно от него зависит надежность работы велосипедного узла. Для правильной установки не рекомендуют пользоваться молотком и деревянным колышком. Любая ошибка приведет к функциональному нарушению устройства. Собирают узел специальным инструментом. Пресс состоит из специального стержня с двумя насадками. Устройство зажимают и равномерно утапливают внутрь чашки. Соблюдая последовательность сборки, нельзя допускать перекосов.

Рулевые колонки в большинстве случаев размещают в стаканы, совместимые по размеру. Иногда велосипедистам приходится устанавливать колонку нестандартных параметров. Чтобы исключить ошибку, выбирают конструкцию, равную диаметру стакана рамы. В интегрированную деталь устанавливается одноименная колонка. В другие стаканы − резьбовая, безрезьбовая, традиционная.

Рекомендации по выбору рулевого стакана

Из-за различия в параметрах колонок, перед владельцем велосипеда встает вопрос: как выбрать нужный вид конструкции. Несколько советов помогут сделать правильную покупку.

  1. Определить подходящий для велосипеда стандарт.
  2. Замерить диаметр отверстий рулевого стакана.
  3. Глубина чашек должна соответствовать общему стандарту.
  4. Рекомендуется взять в магазин старую раму, чтобы проверить на месте стандарты с посадочными размерами.
  5. Выбирать рулевые стаканы с размещенными внутри фасками.
  6. Отдать предпочтение устройству с запресованными чашками. «Промы» устойчивы к нагрузкам и требуют особого ухода.
  7. Конические стаканы подходят для экстремального стиля езды.
  8. Неподготовленному велосипедисту лучше покупать резьбовые (классические) конструкции, т.к. за интегрированными сложно ухаживать.
  9. Для трюков, спортивного катания нужна повышенная прочность велосипеда. Выбирайте конические Tapered не ниже 1.5 дюйма.
  10. Учитывайте геометрию рамы. Угол наклона напрямую влияет на управляемость байком.
  11. Выбирайте длину рулевого стакана в зависимости от целей катания. Короткие стаканы делают посадку велосипедиста низкой, а езду агрессивной. Длинные подходят для городских моделей, где нужна высокая и прямая посадка.
  12. Не стоит переплачивать за керамические подшипники. Детали стоят дороже стальных, которые не уступают по качеству и не вызывают серьезных проблем в эксплуатации.

Заключение

Правильно подобранная рулевая колонка ля велосипеда избавит от беспокойства за возможные поломки и обеспечит безопасное управление. Надежный механизм совершает невидимую работу. Но от качества устройства зависят все характеристики велосипеда.

Велолюбитель и по совместительству автор статей. Занималась велоспортом.

Рулевой стакан и рулевая колонка велосипеда

В конструкции велосипеда рулевой стакан — главный элемент, обеспечивающий езду на велосипеде. Что это такое, из чего он состоит, каковы типы механизма и правила обслуживания — поговорим в этой статье.

Что такое рулевой стакан велосипеда?

В велосипедной конструкции рулевая труба представлена в виде двух чашек из двух подшипников — верхнего и нижнего. Опциональность заключается в работе нескольких колец, обеспечивающие поворот рулевого механизма. Также присутствует для распора выноса своеобразный якорь.

Элементы рулевого механизма велосипеда

Рулевой механизм велосипедного транспорта состоит из следующих элементов:

  1. Собственно руль — приспособление для хвата рулевого механизма, представленная в виде примитивной трубы или более сложных конструкций. На ней также крепятся грипсы и разнообразные аксессуарные приспособления.
  2. Для крепления руля и рулевой трубы используется так называемый вынос — труба короткого типа с болтовыми креплениями, обычно в виде двух болтов.
  3. Также в конструкции присутствует рулевая труба, предназначенная для короны велосипедной вилки и выноса(в некоторых случаях самого руля).
  4. В качестве рулевого стакана используется часть рамы в виде трубы короткого типа, испоьльзующиеся для вставки подшипников колонки и чашки. Внутри представлены нарезанные по стандартам фласки.

Устройство и типы рулевых колонок

При производстве велосипедов используются два типа рулевых колонок — резьбовые и безрезьбовые колонки.

Резьбовой тип

Данный тип использовался очень долгое время, при этом ещё в советских велосипедах он устанавливался всегда. Но качество работы данной рулевой — всё зависит от процесса изготовки. Если хорошо обжата колонка и, немаловажно, качественными материалами — в работе она ведь надёжная.

При этом есть всё таки один изъян — при экстремальном вождении есть риск расшатывания всей конструкции, т.к. она для подобных вождений не предназначается.

Устройство колонки можно представить следующим планом:

  • Резьба в данной конструкции расположена на штоке вилочной части, а опорный конус расположен на вилочной короне.
  • Вращение нижнего подшипника сосредоточено в нижней части рулевого механизма, а само местоположение его — на ранее оговорённом опорном конусе.
  • Регулирующая сторона, обеспечивающая регулирование плотности затяжки всей конструкции, находится в верхней части рулевой конструкции.
  • Закрепление выноса руля обеспечивается распоркой при вставке во внутрь вилочного штока.
  • В последующем распорка закрепляется об верхную часть выноса длинным сквозным болтом.

Безрезьбовой тип

Несмотря на достаточную надёжность предыдущего типа при разумном использовании — безрезьбовой рулевой механизм более надёжный и более современный вариант.

К тому же способен работать без регулировки длительный период времени, если правильно настраивать при необходимости. К сожалению данный тип устанавливается в дорогих моделях велосипедов.

Конструкцию данной колонки можно представить следующим планом:

  • Фиксирующее действие оказывается не использованием гаек, а непосредственно выносом руля.
  • Рулевой якорь осуществляет прижим выноса руля к себе.
  • Держание непосредственно якоря осуществляется своими упругующими свойствами, т.к. Он вбит в вилочный шток.
  • Вернёмся к выносу руля — вилочный шток служим ему основанием, и не имеет характерно резьбы.
  • По диаметру безрезьбовая конструкция составляет 1 1/8 дюйма, но встречаются вариация от 1 до 1 1/2.

Типы рулевых стаканов велосипеда

Среди рулевых стаканов выделают три их вида.

Стандартный

Это же резьбовые, о которых мы говорили ранее. Данный тип использовался в советском вело-строении и до сих пор многими производителями мира используется в так называемых прогулочных и дорожных моделях в силу отсутствия сильных напряжений на стакан.

Так или иначе, сравнивая надёжность этого типа с другими — она уступает нехило.

Полуинтегрированный безрезьбовой стакан

Данный тип обозначается как (ZS) — Zerostack, в переводе «нулевой подъём». Решение данного вида предполагается: по внутренному диаметру двух чашек запрессоывается во внутрь, при этом из выступающих частей снаружи вылезают либо резиновый пыльник, либо внешние кольца чашек.

Конструкция повторяет идею обычной безрезьбовой колонки, с единственным отличием — размером подшипников и их расположением внутри стакана.

Данное решение для велосипедов часто используется в узком направлении производства профессиональных моделей в силу своей дороговизны.

Можно выделить следующие преимущества:

  • В силу того, что отсутствуют выступающие части в данном элементе, руль возможно максимально низко прижать к раме.
  • Из-за буквального нахождения руля у рамы данные модели велосипедов оптимальны для некоторых велосипедных дисциплин.
  • Также в силу прижатия к раме повышается и прочность данного элемента.
  • Расположение руля максимально низко к раме также благоприятно сказывается на аэродинамическую посадку водителя велосипеда.

Интегрированный безрезьбовой стакан

Обозначение данного типа — (IS), то есть Integrated. Во многом данная разновидность элемента схожа с полуинтегрированным, но выступает уже полностью профессиональным видом. Полное слияние со стаканом велосипеда обеспечивается за счёт вставки рулевой колонки в стакан.

Реализация немного отличается от предыдущего типа — если в нём прессовались чашки, то в интегрированном запрессовываются уже сами подшипники в заранее подготовленные проточные посадочные канавки, при этом используются подшипники исключительно промышленные.

Промышленные (закрытого типа) подшипники применяются в связи с их надёжностью, т.к. иные варианты быстро выводят из строя стакан рамы. И в промах есть интересный момент — используются варианты только со скошенной нижней гранью под градусами 45-45 или 36-36, реже 36-45.

Неоспоримым достоинством данного решение остаётся привлекающая внешне система без выступающих за кромки стакана различных элементов, а также её скрытость от глаз, позволяющая произвольно регулировать высоту выноса.

Также неоспоримость вызывает тот факт, что в силу практической закрытости от пыли и прочей грязи, подшипники дольше сохраняют свои эксплуатационные качества.

Обслуживание и ремонт рулевого механизма

Конструктивно процесс обслуживания прост, он заключается в следующем:

  1. Разборка рулевого блока для оценки состояния подшипников. Необходимо это для возможной очистки канавок от абразивы(при разборе это видно), а также для возможной смазки узлов. Если детали пришли негодность — возможна самостоятельная замена.
  2. Изменение высоты. Если требуется изменение высоты, то для безрезьбовых механизмов потребуются проставочные кольца, но вот для резьбовых уже требуется удлинитель руля. Примечание: при работах необходимо соблюдать строгую последовательность разбор>сбора — собирать строго так, как разбирали. При сборке также не стоит делать перекосов, а в качестве инструмента использовать специализированный для этого инструмент.

В статье были оговорены основные моменты рулевого механизма, а также его обслуживание. Как стало ясно — каждый тип рулевого механизма отличается не только конструктивно, но и по цели.

Виды рулевых колонок велосипеда

В данной статье мы подробно рассмотрим типы рулевых колонок и их разницу.

Основа определения типа рулевой колонки велосипеда начинается конечно же с рамы, а точнее со специальной её фронтальной части под устоявшимся названием «рулевой стакан». Обычно эта часть рамы представляет собой короткую трубу установленного стандартом диаметра, куда впоследствии помещается шток вилки. Разновидностей рулевых стаканов (как и самих велосипедных рам) существует достаточно и важно отметить, что все используемые стандарты не совместимы. Исходя из этого важно нужно узнать тип и диаметр отверстий рулевого стакана конкретной рамы, чтобы правильно подобрать под него совместимую рулевую колонку.

Типы рулевых колонок:

Резьбовые

Классика, встречающаяся сейчас на бюджетных велосипедах. Очень неприхотливая, лёгкая и недорогая, она используется уже несколько десятилетий. К минусам можно отнести меньшую надёжность и сложность настройки.

В данной конструкции на верхней чашке колонки нарезана резьба, а рулевая труба закрепляется в ней с помощью контргайки.

Безрезьбовые

Современный стандарт, называемый ещё Aheadset,благодаря бренду компании, впервые его представившей. Данная конструкция не принимает на себя нагрузку фиксации вилки, и в ней отсутствует резьба.

Колонка состоит из верхней и нижней чашек, каждая из которых запрессовываются в рулевой стакан, а уже в неё устанавливается подшипник, который закрывается кольцом качения. В данной конструкции сначала производится установка простановочных колец и выноса, а затем уже фиксируется рулевая труба.

Виды безрезьбовых колонок

Полуинтегрированные

Полуинтегрированная колонка (Zerostack)содержит подшипники (обычно оба промышленные, в других вариантах бывают комбинации) и чашки, полностью впрессованые внутрь стакана, снаружи можно увидеть только пыльники. Несмотря на чуть большую сложность устройства и стоимость, комбинация считается одной из лучших, так как не выступает за пределы стакана и позволяет выставить произвольную высоту руля.

Интегрированные

Целый ряд стандартов интегрированных (Integrated) безрезбовых колонок отличается от других полным отсутствием чашек. Т.е. подшипники напрямую запрессовываются в раму. Соответственно, нет никаких канавок качения, использовать можно только промышленные подшипники. Наряду с простотой и лёгкостью, модели такого типа отличаются сложностью в ремонте (особенно вне мастерской) и огромным разбросом размеров.

Из-за специфики устройства интегрированной рулевой колонки в ней применяются только подшипники закрытого (промышленного) типа, поскольку иные варианты привели бы стакан рамы в негодность за достаточно короткий срок. Используются «промы» только со скошенной нижней гранью подшипника, в частности встречаются варианты со скосом 45°-45°(Campy spec), или со скосом 36°/36° (Tien Hsin Ind./FSA Standard), или же со скосом 36°/45° (Cane Creek spec, только для стакана 1.1/8″).

Размеры и стандарты рулевых колонок

Для резьбовых (threaded) рулевых колонок существуют следующие стандарты с посадочными размерами:

  • Рулевая колонка 1″ дюйм с диапазоном внешнего диаметра чашек 30-30.8 мм и внутренним посадочным диаметром в пределах 26.4-27 мм
  • Рулевая колонка 1.1/8″ дюйма с внешним диаметром чашек 34 мм и внутренним посадочным диаметром 30 мм
  • Рулевая колонка 1.1/4″ дюйма с внешим диаметром чашек 37 мм и внутренним посадочным диаметром 33 мм

Для безрезьбовых (threadless) стандартных рулевых колонок (EC, aheadset) существуют следующие стандарты с посадочными размерами:

  • Рулевая колонка 0.833″ дюйма (обозначение EC32) с внешним диаметром чашек 32.7 мм и внутренним посадочным диаметром 26.4 мм
  • Рулевая колонка 1″ дюйм (обозначение EC30) с внешним диаметром чашек 30.2 мм и внутренним посадочным диаметром 26.4 мм
  • Рулевая колонка 1.1/8″ дюйма (обозначение EC34) с внешним диаметром чашек 34 мм и внутренним посадочным диаметром 30 мм
  • Рулевая колонка 1.1/4″ дюйма (обозначение EC37) с внешним диаметром чашек 37 мм и внутренним посадочным диаметром 33 мм
  • Рулевая колонка 1.5″ дюйма (обозначение EC49) с внешним диаметром чашек 49.7 мм и внутренним посадочным диаметром 39.8 мм
  • Рулевая колонка 2.21″ дюйма (обозначение EC56) с внешним диаметром чашек 56 мм

Для безрезьбовых (threadless) полуинтегрированных рулевых колонок (ZS, zerostack) существуют следующие стандарты с посадочными размерами:

  • Рулевая колонка 1.1/8″ дюйма (обозначение ZS41 и ZS44) с внешним диаметром чашек 41.3 и 44 мм соответственно, а так же внутренним посадочным диаметром 30 мм
  • Рулевая колонка 1.5″ дюйма (обозначение ZS49) с внешним диаметром чашек 49.7 мм и внутренним посадочным диаметром 39.8 мм
  • Рулевая колонка 2.21″ дюйма (обозначение ZS56) с внешним диаметром чашек 56 мм

Для безрезьбовых (threadless) интегрированных рулевых колонок (IS, integrated) существуют следующие стандарты с посадочными размерами:

  • Рулевая колонка 1″ дюйм (обозначение IS38) с внешним диаметром чашек 38 мм и внутренним посадочным диаметром 26.4 мм
  • Рулевая колонка 1.1/8″ дюйма (обозначения IS41, IS42 и IS47) с внешним диаметром чашек 41.3, 41.8 и 47 мм соответственно, а так же внутренним посадочным диаметром 30 мм
  • Рулевая колонка 2.05″ дюйма (обозначение IS52) с внешним диаметром чашек 52 мм На основе приведённых размеров и обозначений не составит подобрать рулевую колонку под имеющийся стакан при условии правильного определения его типа и главным образом диаметра трубы.

Теперь можно легко подобрать правильную рулевую для своего велосипеда. К примеру, в нашем инернет-магазине достаточный выбор для многих стандартов рам: рулевые колонки

Велосипедная рулевая колонка и ее устройство

В устройстве любого велосипеда есть ряд элементов конструкции, которые входят в состав какого-либо узла или механизма. Например, такие элементы как педали, кривошипы, звезды и каретка – входят в состав кареточного узла. Каждый из этих элементов выполняет свою конкретную функцию для общего дела, но в целом они осуществляют слаженную работу кареточного узла. Так и с рулевым узлом. Руль, вынос, рулевая колонка, шток вилки и стакан – составляющие рулевого узла и вместе они решают то, как будет управляться ваш велосипед и в какой дисциплине он проявит себя лучше. Один из этих элементов скрыт от глаз. Вот о нем и поведает статья, а именно – велосипедная рулевая колонка и ее устройство.

  • Составляющие элементы
  • Принцип действия
  • Разновидности
  • Устройство разновидностей
  • Резьбовые (threaded)
  • Безрезьбовые (threadless)
  • Полуинтегрированные (ZS, zerostack)
  • Интегрированные (IS, integrated)
  • Обслуживание и регулировка
  • Итоги

Составляющие элементы

Для лучшего понимания стоит разъяснить назначение каждой детали рулевого механизма:

  • Нижняя часть узла управления – это рулевой стакан. Часть рамы в виде короткой трубы, внутренняя часть которой имеет нарезанные фаски по стандарту. По сути, стакан на пару с колонкой делят между собой функционал. Так как в стакан, грубо говоря, вкладываются детали колонки – подшипники и чашки;
  • Шток вилки. Стальная, алюминиевая или карбоновая трубка – верхушка вилки. Вставляется через стакан-колонку и крепит на себе вынос;
  • Вынос. Кронштейн, соединяющий шток вилки и руль при помощи болтов;
  • Якорь. Запрессовывается в шток вилки. Несет в себе резьбу, в которую закручивается болт с колпачком, блокирующие вынос и гарантирующие невозможность срыва выноса со штока вилки.
  • Руль. Как можно догадаться из названия, контактирует непосредственно с руками наездника и осуществляет управление велосипедом. Несет на себе различные аксессуары, грипсы, тормозные ручки и переключатели передач.

Принцип действия

Рулевая колонка играет важную роль в нормальном функционировании и изменении направления движения велосипеда. В составе колонки два подшипника (нижний и верхний), две опорные чашки (нижняя и верхняя) и упорные кольца. Отлаженная работа составных частей рулевой колонки позволяет штоку вилки поворачиваться свободно в стакане, за счёт чего велосипедист может контролировать механизм управления велосипедом.

Разновидности

  • Campagnolo – стандарт полуинтегрированного вида, однако, производят чашки и подшипники с формой конуса. Для установки необходима специальная обработка рамы;
  • Perdido – также полуинтегрированный набор, но имеет отличие в 4 мм от такого же полуинтегрированного ZeroStack;
  • Columbus – стандарт, который выпускают под собственный диаметр от бренда Aheadset;
  • Onepointfive Standard – неинтегрированный, устанавливается на широкую трубу вилки. Используется на велосипедах для экстремальных заездов.

Устройство разновидностей

Существует несколько разновидностей конструкции рулевых колонок:

Резьбовые (threaded)

Наиболее часто встречаются на бюджетных моделях велосипедов. Несложная по конструкции и дешёвая, поэтому используется довольно давно, около 10 лет. Однако минусом такой разновидности является недолговечность и сложная настройка. На верхней чашке присутствует резьба, а крепление рулевой трубы осуществляется за счёт контргайки.

Имеет следующие вариации размеров:

  • 1″ – с диапазоном внешнего диаметра чашек 30-30.8 мм.;
  • 1.1/8″ – с внешним диаметром чашек 34 мм.;
  • 1.1/4″ – с внешим диаметром чашек 37 мм.

Безрезьбовые (threadless)

Также имеют и другое название, связанное с брендом компании Aheadset, которая впервые его представила. Конструкция не предусматривает резьбу и не нагружает себя фиксацией вилки. Рулевая колонка включает в себя чашки – нижнюю и верхнюю, которые запрессованы в стакан рамы. После чего устанавливается подшипник, который накрывается кольцом для качения. Конструкция начинается с установки постановочных колец и выноса, после чего фиксируют рулевую трубу. Такое сочетание называют неинтегрированными системами.

Безрезьбовые подразделяются на стандартные, полуинтегрированные и интегрированные.

Стандартные (EC, aheadset)

Имеет следующие вариации размеров:

  • 0.833″ – (EC32) с внешним диаметром чашек 32.7 мм.;
  • 1″ – (EC30) с внешним диаметром чашек 30.2 мм.;
  • 1.1/8″ – (EC34) с внешним диаметром чашек 34 мм.;
  • 1.1/4″ – (EC37) с внешним диаметром чашек 37 мм.;
  • 1.5″ – (EC49) с внешним диаметром чашек 49.7 мм.;
  • 2.21″ – (EC56) с внешним диаметром чашек 56 мм.

Полуинтегрированные (ZS, zerostack)

Этот вид включает в комплект подшипники (различной комбинации, чаще промышленного типа) и чашки, которые целиком погружаются внутрь стакана. Снаружи наблюдаются только пыльники. Конструкция довольно сложная плюс имеет высокую стоимость, но такое сочетание считается наилучшим, так как полностью скрыта в стакане, благодаря чему высоту руля можно регулировать.

Имеет следующие вариации размеров:

  • 1.1/8″ – (ZS41 и ZS44) с внешним диаметром 41.3 и 44 мм. соответственно;
  • 1.5″ – (ZS49) с внешним диаметром 49.7 мм.;
  • 2.21″ – (ZS56) с внешним диаметром 56 мм.

Интегрированные (IS, integrated)

Данный вариант отличается отсутствием чашек. Подшипники (применяют только промышленные) установлены в стакан, поэтому не образуются канавки качения. Кажется, что механизм весьма прост, но в обслуживании и выборе размера зачастую возникает масса вопросов.

Имеет следующие вариации размеров:

  • 1″ – (IS38) с внешним диаметром 38 мм.;
  • 1.1/8″ – (IS41, IS42 и IS47) с внешним диаметром 41.3, 41.8 и 47 мм соответственно;
  • 2.05″ – (IS52) с внешним диаметром 52 мм.

Точно выяснив стандарт и диаметр вашей колонки, вы без труда сможете подобрать подходящую вашим требованиям к качеству и по цене.

Обслуживание и регулировка

Обычно, если нужно поменять высоту руля, то на безрезьбовых типах достаточно добавить проставочные кольца под вынос. Но необходимо учитывать, что в таком случае понадобится и дополнительная длина трубки штока вилки, излишки которого спиливаются при первичной настройке рулевой части. На резьбовых же – потребуется добавить длину трубки выноса.

Первичную установку и настройку рулевого узла на ново собранной раме не стоит пытаться осуществлять самому, разве что вы не веломастер. Даже при наличии понимания принципов установки, нужен ряд специальных инструментов, среди которых, например, запресовщик чашек и подшипников системы в стакан.

В дальнейшем, как и для всех остальных узлов и систем велобайка, желательно проходить ежесезонное ТО. Как и любые другие элементы велобайка, рулевая колонка имеет способность загрязняться. А значит при необходимости нужна чистка и смазка подшипников (если это не промподшипники) или замена таковых.

При обнаружении люфта штока в стакане или скрипа, треска, исходящего от стакана рамы, необходимо проводить внеочередное ТО. Ну или же добить окончательно рулевую и все равно нести к веломастеру

Итоги

Конструкции рулевых колонок не имеют кардинальных отличий в зависимости от разновидности. Но безусловно, относятся к числу сложных элементов велосипеда. А с учетом количества типов и размеров, то и вовсе становятся для большинства райдеров темным лесом, что не удивительно. Выбирая новую рулевую, определитесь точно с типом и диаметром таковой, при необходимости посоветуйтесь с веломастером, а уже после идите на сайты магазинов. Если вы не имеете глубоких знаний в принципах первичной установки и специального инструмента, то не стоит пытаться делать это самому, без помощи веломастера. Проходите ежесезонное ТО. Если же время, бюджет, возможности, не позволяют вам этого делать, то реагируйте по мере появления люфта или посторонних звуков, не свойственных стакану рамы и тогда уже точно несите в мастерскую на осмотр и выявление деффектов.

Все о рулевых колонках велосипеда

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Рулевой механизм
  2. Разновидности рулевых колонок
  3. Стандарты
  4. Особенности выбора и установки

Рулевая колонка велосипеда – функциональный узел, без которого велосипед ехал бы только прямо, не имея возможности свернуть в сторону. На таком велосипеде вы далеко не уехали бы, поехали бы не в ту сторону и не по тем улицам. При повороте вы бы останавливались, а без подруливания велосипед, как бы быстро ни ехал, упал бы на бок вместе с вами.

Рулевой механизм

Рулевая колонка содержит все нужные для работы руля детали. Она включает в себя следующие элементы.

  1. Рулевая труба – за неё велосипедист держится руками при езде. На ней расположены аксессуары и гаджеты.
  2. Вынос руля – укороченная труба, к которой с помощью болтового кронштейна или фиксатора закреплена сама рулевая «палка».
  3. Несущая труба – деталь с внутренними креплениями, жёстко закрепленная с вилкой. Та, в свою очередь, удерживает переднее колесо велосипеда. Повороты руля совпадают с точностью до долей градуса с поворотами вилки и переднего колеса в нужную сторону при езде.
  4. Рулевой стакан – большая по диаметру труба, являющаяся уже частью рамы. Для устойчивой и плавной работы весь механизм «посажен» на чашки с шарикоподшипниками.
  5. Подшипниковые комплекты – верхний и нижний – не дают рулю болтаться. Коническая опора соприкасается с нижним комплектом.

Такая схема проверена многолетним опытом практикой производителей и пользователей велопродукции. Рулевая колонка обладает определёнными стандартами и диаметральными размерами, разнящимися от одной модели велосипеда к другой.

Разновидности рулевых колонок

Существует 4 разновидности рулевых механизмов: резьбовая, безрезьбовая, интегрированная и полуинтегрированная. Каждая из этих разновидностей устроена следующим образом.

Резьбовая

В данной сборке рулевая труба закрепляется посредством контрирующей гайки. Резьба нарезана на верхней чашке. Достоинства – небольшой вес и дешевизна, применяется ещё с тех пор, когда многоскоростных велосипедов не существовало. Недостаток – резьбовая колонка сложна в настройке и обладает сниженной надёжностью. В последнем виновата низкая влагозащищённость: стоит велосипеду попасть под дождь, в рулевую колонку затекает вода.

В целом конструкция напоминает педальную или колёсную втулку. Со временем резьбовая рулевая колонка может самопроизвольно раскручиваться – время от времени проверяйте затяжку всех соединений.

Безрезьбовая

Строение безрезьбовой рулевой колонки подразумевает иной способ крепления. Верхняя и нижняя чашки зажаты в самом рулевом стакане. В каждую из чашек помещён шарикоподшипник с направляющим сепаратором. Сборка механизма включает в себя 2 стадии:

  • вставка специальных колец и выносной трубы руля;
  • закрепление рулевой трубы.

Здесь чашки и шарикоподшипники вынесены за пределы рулевой трубы. Непосредственная нагрузка от вилочного фиксатора минует безрезьбовую конструкцию. Безрезьбовая колонка в целом относится к неинтегрированному типу.

Полуинтегрированная

Полуинтегрированный механизм отличается от неинтегрированного тем, что подшипниковые коронки в нём вместе с чашками целиком вставляются в рулевой стакан. Наружу выходят лишь пыльники. Полуинтегрированный механизм состоит из набора деталей, позволяющих легко и точно подстроить высоту руля.

Вся сборка имеет законченный вид – как в разрезе, так и в общем виде со стороны. Получившееся в итоге расположение руля позволяет велосипедисту эффективнее использовать общую геометрию байка, создавая меньшую парусность при езде против ветра и в гору. Дело в том, что сама безрезьбовая конструкция даёт возможность использовать «лежачий» руль. Наиболее полно данный эффект ощущается байкерами, обладающими шоссейным велосипедом.

Интегрированная

Это устройство таково, что чашек в таком механизме вообще нет. Сепаратор с шариками сразу же вставляется в рулевой стакан. Борозды, по которым прокатываются шарики, отсутствуют – насыпные подшипники (без коронок-сепараторов) быстро сточатся и будут проскальзывать, а не прокатываться по внутренним поверхностям. Для интегрированной рулевой колонки нужна такая же, приспособленная под такой же механизм рама, она не взаимозаменяема с остальными разновидностями.

Такой руль самостоятельно, вне веломастерской, починить сложнее, а диаметры труб обладают внушительным разбросом номиналов.

Стандарты

На все рулевые колонки есть стандарты, введённые ведущими поставщиками. Цель – продвинуть собственные идеи, пока ещё не покорившие рынок, либо защититься от подделки со стороны малоизвестных китайских фирм.

  1. Campagnolo – полуинтегрированная колонка с чашкой и шарикоподшипником в конусном исполнении. Велосипедная рама при этом затачивается особым образом.
  2. Perdido – полуинтегрированный вариант, отличный на 4 мм от более широкораспространённого исполнения ZeroStack.
  3. Columbus – классика от компании Aheadset. Защищён от подделки и неформатной доработки особым значением по диаметру трубы.
  4. Onepointfive Standard – неинтегрированная рулевая колонка под трубу широкого диаметра. Несколько производителей здесь объединились, чтобы выпускать детали для «даунхилльных» и других экстремальных байков.
  5. Складная рулевая колонка – прерогатива велопроизводителей, стремящихся сделать из велосипеда трансформер, предельно лёгкий в транспортировке в поездах и самолётах, максимально удобный в хранении в малометражных комнатах. Таковы, например, конструкции для велосипедов от Langtu. Угол наклона раскладной конструкции – от 25 градусов.

Классификация по параметрам куда более исчерпывающая. У резьбовых колонок по диаметру следующие показатели:

  • 1 дюйм – внешний диаметр чашек на 30-30,8 мм, внутренний – 26,4-27 мм;
  • 1,125 дюйма – 34 и 30 мм соответственно;
  • 1,25 дюйма – 37 и 34 мм.

Простые безрезьбовые имеют следующие посадочные диаметры:

  • 0,833 дюйма (маркер EC-32 по внешнему диаметру) – 32,7 и 26,4 мм для внешнего и внутреннего диаметра чашек соответственно;
  • 1 дюйм (EC-30) – на 30,2 и 26,4 мм;
  • 1,125 дюйма (EC-34) – 34 и 30 мм в диаметрах;
  • 1.25 дюйма (EC-37) – на 37 и 33 мм;
  • 1,5 дюйма (EC-49) – на 49,7 и 39,8 мм;
  • 2,21 дюйма (EC-56) – внешний диаметр на 56 мм, внутренний не регламентирован.

Полуинтегрированные безрезьбовые колонки обладают следующими внешним и внутренним диаметрами для подшипниковых деталей:

  • 1,125 дюйма (ZC-41) – на 41,3 и 44 мм;
  • 1,5 дюйма (ZC-49) – на 49,7 и 39,8 мм;
  • 2,21 дюйма (ZC-56) – 56 мм для внешнего диаметра;

Полностью интегрированные безрезьбовые – обладают следующим разбросом:

  • 1 дюйм (IS-38) – на 38 и 26 мм;
  • 1,125 дюйма – (IS-41/42/47) на 41,3, 41,8, 47 (любое из значений для внешнего диаметра) и 30 мм (для внутреннего);
  • 2,05 дюйма (IS-52) – 52 мм для внешнего диаметра.

Параметры указаны на заводской упаковке с деталями.

Особенности выбора и установки

Чашки и подшипники желательно подобрать стальные. Цветмет (алюминиевые сплавы), композитные материалы и пластик здесь не подойдут – они не обладают достаточной твёрдостью и прочностью, износостойкостью. Так, алюминиевые шарики чаще лопаются, чем изнашиваются – от ударов и вибрации. Пластиковые и композитные кольца быстро изнашиваются как от прокатывания самих шариков и сепараторов по ним, так и в результате скольжения по самой трубе и рулевому стакану.

Если при установке нового комплекта выяснилось, что проточка образовалась не на чашках, шариках, кольцах или сепараторе, а в самом рулевом стакане – замене подлежит рама, а не рулевой комплект. Болтающаяся рулевая колонка попросту разобьёт новые подшипники за несколько десятков километров.

Регулировка рулевой колонки производится сразу же, в процессе сборки. Как только вы основательно затянете конструкцию, неправильно отрегулированный вынос не будет позволять вам комфортно ездить.

О том, какие существуют особенности рулевых колонок велосипеда, смотрите в следующем видео.