Стук в заднем колесе велосипеда

Форум на Бироте

  • Сообщения без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Наша команда

Стук в кассете-трещётке

Стук в кассете-трещётке

Сообщение Sealxo » 24 июл 2009, 10:36

Re: Стук в кассете-трещётке

Сообщение Tilbert » 24 июл 2009, 10:40

Колесно снять, кассету вытереть насухо и больше никогда не смазывать. Поставить колесо, цепь обернуть тряпкой и вращая систему также вытереть насухо (внутри смазка останется). Заодно проверьте, все ли звенья цепи сгибаются как надо. Возможно одно разгибается не до конца или делает это с усилием.

Про стук и не понял. Т.е. в момент начала движения, когда вы становитесь на педали, происходит щелчок или бой происходит постоянно?

Re: Стук в кассете-трещётке

Сообщение Sealxo » 24 июл 2009, 11:08

Re: Стук в кассете-трещётке

Сообщение Tilbert » 24 июл 2009, 11:20

Re: Стук в кассете-трещётке

Сообщение Sealxo » 24 июл 2009, 11:23

Да.
****
Если фантазировать, то у «нового» (после покупки) велосипеда внутри кассеты был «демпфер», который «смягчал» работу трещётки.
Со временем он сработался (или «усох»).

****
Попутный вопрос:
Как я понимаю, у моего велика в «штатном» наборе установлена кассета «Tourney» — «низшая» категория.
Есть ли вариант апгрейда? (втулка+кассета+переклюк+манетки — как вариант на 9-х скоростей?)

Re: Стук в кассете-трещётке

Сообщение Tilbert » 24 июл 2009, 11:52

Не было там никакого демпфера. Думаю, что стоит заглянуть внутрь барабана трещотки. Вы его перебирали или просто снимали?

Вариант апгрейда, хоть оборудование Dura-Ace на 10 скоростей при определенной сноровке. Но стоит ли улучшать навеску на бесперспективной раме? Это заведомо прогулочный велосипед для покатушек.

Re: Стук в кассете-трещётке

Сообщение Sealxo » 24 июл 2009, 12:40

Re: Стук в кассете-трещётке

Сообщение Tilbert » 24 июл 2009, 12:46

Re: Стук в кассете-трещётке

Сообщение Sealxo » 24 июл 2009, 13:03

Re: Стук в кассете-трещётке

Сообщение Tilbert » 24 июл 2009, 13:06

Re: Стук в кассете-трещётке

Сообщение Sealxo » 24 июл 2009, 13:41

Я так делал (написал в первом посте) — момент сцеплениязахвата в трещётке сопровождается громким звуком.
Получается, образно говоря, что движение начинается не с «мягкого» толкания , но с «жёсткого» удара .
Мне представляется это в сравнении с прыжком на цирковом трамплине:
на трамплин прыгают два акробата- трамплин подбрасывает третьего — но при этом трамплин немного «прогибается» (пружинит). В результате, третий акробат целым и невредимым улетает.
А моём случае: трамплин НЕ ПРУЖИНИТ — вся сила удара двоих акробатов моментально бьёт в ноги третьего.
И, как результат, раздробленные кости ног. Вместо полёта.

***************
Проблема решилась- не правильно было установлено натяжение цепи, и цепь надо было укоротить на 2 звена.

Велосипедные втулки и ось заднего колеса

12 минут Автор: Михаил Скворцов 2308

  • Виды велосипедных втулок и их компоненты
  • Разборка и обслуживание задней втулки
  • Наиболее частые проблемы и пути их устранения
  • Комментарии

При выборе байка многие начинающие велосипедисты чаще всего смотрят на задний переключатель, раму, наличие или отсутствие амортизатора. При этом такому важному компоненту, как колёсная втулка, уделяется недостаточное внимание.

Виды велосипедных втулок и их компоненты

Классификация втулок

Существуют два вида втулок – передняя и задняя. Передняя проще устроена и не подвергается таким нагрузкам, как задняя, особенно если на велосипеде установлена вилка с амортизатором. Задняя втулка служит для передачи вращающего момента от педалей к заднему колесу, от неё зависят динамические характеристики байка, поэтому дальше речь пойдёт именно о ней.

Велосипедные втулки различаются по материалу, из которого они изготовлены, а также внутреннему устройству. Обычно они состоят из оси, ступицы с фланцами, к которым крепятся спицы, и подшипников. Различают следующие виды втулок для заднего колеса:

  • Трещоточные, в которых набор звёздочек объединён с храповым механизмом в единое целое. Такие втулки часто ставятся на велосипеды нижнего ценового сегмента.
  • Кассетные, в которых набор задних звёзд устанавливается на специальный барабан с помощью шлицевого соединения.
  • Планетарные с внутренним переключением передач, в которых шестерёнки расположены внутри корпуса самой втулки. Они имеют высокий вес и стоимость, но надёжны и практически не требуют технического обслуживания.

Первые два типа получили наибольшее распространение, а планетарные остаются скорее экзотикой, хотя довольно часто используются в ситибайках.

Втулки с трещоткой дешевле, но менее надёжны и считаются устаревшими, поэтому лучше выбрать вариант с кассетой.

Подшипники

Важным фактором, на который следует обратить внимание при выборе втулки, является тип подшипников, установленных в них. Наиболее распространённым видом остаются насыпные шарикоподшипники, но более надёжны промышленные подшипники в картриджах.

В первом случае на оси велосипеда крепятся конусные гайки, которые прижимают шарики к чашкам, конструктивно являющимся частью корпуса самой втулки. Узлы с такими подшипниками легко обслуживать и ремонтировать, но они быстро засоряются.

В изделиях на промышленных подшипниках шарики в кассете запрессованы прямо в ступицу. Они отлично подходят для спортивного велосипеда, так как имеют больший коэффициент полезного действия и лучшую защиту от грязи. Другим преимуществом втулок на промподшипниках является то, что они не требуют регулировки осевого зазора и частой смазки, но разобрать их довольно трудно.

Корпус втулки

Как правило, корпусом втулки является ступица колеса. Она имеет фланцы, на которых крепятся спицы, причём из-за наличия на заднем колесе набора звёздочек спицы имеют с одной стороны немного меньшую длину. У втулок с насыпными подшипниками внутренняя поверхность имеет дорожки, по которым двигаются шарики.

Задняя ось

Задняя ось велосипеда представляет собой жёстко зафиксированный в дропаутах стержень с резьбой, который не передаёт крутящий момент, но при этом несёт основную нагрузку при движении велосипеда. Она обычно изготавливается из стали, титанового или алюминиевого сплава, и является неотъемлемым конструктивным элементом втулки.

В зависимости от типа крепления оси могут быть полыми или цельными. Полые используются вместе с эксцентриковыми стяжками, облегчающими установку и демонтаж колеса. Такие оси имеют большую жёсткость и меньший вес.

Ещё одним способом крепления колеса является фиксация его оси в перьях рамы специальными гайками. Для рамы с горизонтальными дропаутами больше подойдёт ось на гайках из-за более надёжного и прочного крепления колеса.

В некоторых моделях горного велосипеда, а также байков для циклокросса, используются сквозные оси (thru axle), один из концов которых имеет резьбу. Такие оси являются частью конструкции рамы и обычно поставляются вместе с ней.

Толщина задней оси зависит от типа велосипеда, а её длина определяется расстоянием между дропаутами перьев рамы. В некоторых моделях втулок диаметр может меняться с помощью специальных переходников. Обычно применяются такие оси (первое число – диаметр, а второе – длина):

  • 10×135 мм – используются в большинстве современных велосипедов;
  • 10×130 мм – устанавливаются на шоссейные велосипеды;
  • 12×150 мм – велосипедные оси для даунхилла и фри-райда;
  • 10×170 мм – такие оси ставятся на фэт-байки;
  • 10×120 мм – подходит для скоростного трекового велосипеда.

На велосипедах для экстремального спорта High End уровня могут использоваться специальные оси увеличенной толщины, которые обладают повышенной прочностью.

Разборка и обслуживание задней втулки

Механизм заднего колеса велосипеда нуждается в периодическом техобслуживании и ремонте, и часто у неопытных велосипедистов возникают проблемы при его разборке и сборке. Однако это довольно простая операция, и после небольшой практики она перестаёт вызывать затруднения. Главное – выбрать подходящий инструмент и запастись терпением. Также следует проявить максимум аккуратности, иначе закатившаяся куда-либо маленькая деталь или шарик может доставить серьёзные проблемы, и правильно собрать механизм будет невозможно. Если нет уверенности в своих действиях, то можно даже записать процесс на видео, чтобы при обратной сборке было понятно, куда следует установить тот или иной элемент.

Все обычные втулки рассчитаны на разборку со стороны, противоположной размещению звёздочек, то есть с левой. Рассмотрим последовательность действий при разборке изделия на насыпных подшипниках, так как такая конструкция является наиболее распространённой:

  • Для начала нужно открутить гайки и отсоединить колесо от рамы. В случае с зажимами на эксцентриках даже не понадобятся инструменты. После того, как колесо снято, можно начинать разборку.
  • Теперь следует снять звёздочки, иначе получить полный доступ к внутренней части втулки будет невозможно. Если колесо имеет кассету, то понадобится инструмент под названием хлыст и съёмник. Хлыст накидывается на большую звезду и удерживает её, а съёмник вставляется в кассету и вращается против часовой стрелки. После демонтажа кассеты нужно снять тормозной диск с левой стороны втулки (если установлены дисковые тормоза).
  • Для разборки колеса с трещоткой нужен съёмник и ключ с хорошим рычагом. Придётся приложить довольно большое усилие, потому что трещотка закручивалась всё то время, пока вы ездили на велосипеде. Трещотку тоже нужно откручивать против часовой стрелки.
  • Для дальнейшей работы понадобятся два ключа. Специальный конусный ключ имеет маленькую толщину, им удерживается конус втулки, а вторым ключом нужно расконтрить левую гайку, которая фиксирует этот конус. Расконтренную гайку можно открутить, и теперь задняя ось велосипеда легко достаётся из втулки, давая доступ к подшипникам и внутренней поверхности ступицы колеса.
  • Шарики могут прикрываться металлическими пыльниками. И то, и другое нужно аккуратно извлечь и сложить в какую-нибудь коробочку. Вот и всё, втулка разобрана, теперь можно приступать к техобслуживанию и ремонту.
Читайте также  Велосипед алюминиевого сплава

Схема разборки втулки на промподшипниках даже проще, определённую трудность составляет лишь извлечение кассет с шариками, так как они довольно плотно запрессованы в ступицу. Картридж придётся доставать специальным инструментом или выбивать ударами молотка по оси, но делать это нужно крайне осторожно, чтобы не повредить фланец.

Иногда приходится разбирать сам барабан, на который крепится кассета со звёздами. В этом случае понадобится особый съёмник со шлицами. Но такая необходимость возникает крайне редко, и в этом случае всё же лучше обратиться в мастерскую.

Техобслуживание задних втулок заключается в удалении старой смазки, очистке деталей от грязи, проверки их целостности и нанесении новой смазки. Нужно тщательно промыть не только подшипники и внутреннюю поверхность ступицы, но и резьбу на гайках и оси, так как в неё часто набивается песок. При закручивании он собирается на поверхности конуса, может вызвать хруст и даже повреждение шариков. Для этого обычно используется бензин, растворитель или специальные моющие средства. После очистки нужно нанести смазку на все подвижные детали.

Сборка втулки происходит в обратном порядке. Если детали не утеряны, то всё пройдёт без каких-либо затруднений.

При установке колеса в дропауты следует обратить внимание на один важный момент: ось со втулкой должны входить в них довольно плотно. Если образуется зазор, то следует вставить проставочные шайбы. В противном случае перья будут стягиваться и изгибаться при фиксации колеса, что может привести к возникновению постоянных напряжений в перьях и, в конце концов, к разрушению конструкции.

Наиболее частые проблемы и пути их устранения

Если контргайки втулки недостаточно сильно затянуты, то во время вращения колеса возникают биения задней оси о подшипники. В результате на дорожках конусов появляются каверны, а шарики деформируются. Если люфт не устранить вовремя, то на конусах и внутренней поверхности втулки образуются сколы. В особо запущенных случаях шарики могут даже выскочить с дорожек и начать вращаться внутри втулки, стачивая ось и разрушая ступицу, тогда придётся заменить весь узел и переспицевать колесо.

Чтобы избежать люфта, необходимо правильно настроить конусы. Для этого нужно постепенно затягивать конусную гайку, стараясь найти такое состояние, в котором колесо свободно вращается без возникновения биений. Когда правильная позиция найдена, следует зафиксировать конус контргайкой. При законтривании конуса ось часто начинает вращаться, и верное положение теряется, поэтому можно зажать правый конец оси в тиски.

Перетяжка конуса

Эта ситуация обратна предыдущей: конусные гайки затянуты слишком сильно, что вызывает во втулке чрезмерное трение, и колесо теряет накат. В таком случае также требуется регулировка конусов, и все действия аналогичны вышеописанным.

Поломка или искривление оси

Ещё одной часто возникающей проблемой является искривление оси или нарушение её целостности, вызванные некачественными материалами, применяемыми при их изготовлении, либо конструктивными особенностями самой втулки. Такие поломки свойственны в основном втулкам с трещоткой, так как у них опорные подшипники находятся слишком далеко от точки крепления оси в дропаутах перьев рамы. В результате возникает слишком большой рычаг, и при увеличении нагрузки ось приходит в негодность.

К сожалению, если ось сломалась или погнулась, то придётся поставить новую, так как они не поддаются восстановлению. Хорошая новость заключается в том, что оси стоят недорого, и их легко заменить. Следует учесть, что производители используют различную резьбу, а конусы могут отличаться по размеру и полноте. Поэтому во время похода в магазин лучше захватить их с собой, чтобы не ошибиться при покупке замены и выбрать то изделие, которое подходит именно к вашей втулке.

Хруст или шум внутри втулки

Шумы, скрип и хруст сигнализируют о том, что вашей втулке пора пройти техобслуживание. И сделать это следует как можно скорее, иначе всё может закончиться очень плачевно. Для начала следует разобрать втулку, поменять смазку и проверить детали на наличие дефектов. Испорченные компоненты нужно заменить. Если после всего этого проблема осталась, то стоит проконсультироваться у специалиста. Возможно, что она возникла из-за низкого качества самой втулки, и придётся ставить новую.

Задняя втулка велосипеда является очень важным и часто недооценённым элементом велосипеда, а её ось подвергается увеличенным нагрузкам. Песок, грязь, микроскопические обломки и пыль обладают абразивными свойствами, разрушающими металл. Поломки механической части заднего колеса требуют дорогостоящего ремонта или даже замены всего узла, поэтому своевременное и правильное техническое обслуживание втулки существенно продлит жизнь вашего байка и поможет избежать ненужных трат.

Диманиум

качу куда хочу

Странные щелчки в районе каретки

Фак! Как же меня задолбал этот невесть откуда взявшийся щелкающий звук в момент сильного нажима на педаль!

Сначала я подумал, что это трещит подседельный штырь в месте крепления к подседельной трубе, как это обычно у всех бывает. Туда постоянно набивается всякое гавнище, и потом все это скрипит и пердит под нагрузкой.

Но, в моем случае, если я поднимаю жеппу над седлом, то противный щелкающий звук никуда не исчезает. Так что его источник находится где-то в другом месте.

Потом я подумал, что проблема в том месте, где педали крепятся к шатуну:

Как показало беглое гугление, это наиболее распространенный источник подозрительных звуков. Туда под резьбу попадает грязь и все это начинает трещать под нагрузкой. И хотя мне слабо верилось, что это место могло затрещать сразу с обеих сторон, я все-таки выкрутил педали, тщательно вычистил и как следует закрутил на графитовую смазку. Не помогло.

Оставался еще вариант, что дело в самих педалях. Тем более, что я их недавно ремонтировал.

Опять же, вероятность того, что накрылись одновременно и правая и левая педаль (звук ведь появляется независимо от того, на какую из них давить) была небольшая, но я должен был проверить. Поставил топталки с другого велика и звук, конечно, никуда не исчез.

Кстати, тот факт, что мерзкий звук возникает независимо от того, на какую педаль давить, позволил сразу же отбросить мысль о слабо затянутом левом шатуне. Ведь когда давишь на правую педаль, левый шатун ваще в этом процессе не участвует. А щелчок все равно появляется.

В ходе экспериментов выяснилось, что щелчки появляются даже если давить на сами шатуны. То есть педали (и все, что с ними связано) можно было сразу исключить.

Тогда я начал подозревать бонки, которые держат передние звезды. Но попытка затянуть их еще сильнее ни к чему не привела. Они там и так затянуты до одури. К тому же, как оказалось, средняя и большая звезды крепятся одними болтами, а вот самая маленькая звезда — уже совсем другими. А злополучные щелчки появляются независимо от того, на каких звездах в данный момент находится цепь. Так что звезды (точнее бонки) тоже отпали.

Тогда я подумал, что может быть дело в самой каретке? И это меня совсем расстроило. Так как относительно недавно (а точнее около 7000 км назад) я уже менял каретку на новую. Чтобы убедиться в своем предположении, я решил по очереди вытаскивать чашки и временно втыкать чашки старой каретки. Так и сделал.

В итоге поменял обе чашки и… щелкающий звук все равно остался! Что за мазафака?!

В общем, вернул каретку на место (благо у меня теперь есть чем ее выпрессовывать и запрессовывать).

Тогда я вспомнил, что когда-то давно у меня были подозрительные звуки из-за слабой затяжки заднего эксцентрика. Вот оно. Стопудово проблема в этом! И как я сразу не догадался?

Затянул эксцентрик со страшной силой! И, затаив дыхание, наступил на педаль.

И снова — ЩЕЛК! Ппц какой-то…

К этому моменту у меня оставались все две идеи: либо это рама трещит (и тогда это пи…ц), либо чота щелкает в самой задней втулке, либо каким-то образом трещат спицы заднего колеса.

Равномерно протянул спицы по кругу (буквально на пол-оборотика каждую). В любом случае, хуже не будет. Звук, конечно, остался.

Исследовал все сварные швы на раме, ничего подозрительного не нашел. А что может трещать в задней втулке, я вообще понятия не имею.

Короче, решил все оставить как есть. Ведь не даром говорят, что хороший стук рано или поздно вылезет. В моем случае, либо рама развалится, либо задняя втулка полетит. Тем более, что я честно старался найти источник щелчков, но у меня ничего не вышло.

И что вы думаете было дальше?

У меня полетела задняя втулка!

Да-да! Щелкающий звук, который меня так раздражал, вылился в то, что заднюю втулку начало жестко клинить. И произошло это, естественно, в 30 км от дома. Проявлялось это в том, что кассета на холостом ходу время от времени начинала крутиться вместе с колесом и утягивала всю цепь наверх (при этом натягивая лапку заднего переключателя по-максимуму). Эта цепь просто болталась сверху, долбила по раме и того и гляди норовила слететь со звезд.

Читайте также  Заднее колесо велосипеда с тормозом

Чтобы выбрать излишки цепи, приходилось ПОСТОЯННО крутить педали, не останавливаясь. Так я и ехал до дома))

Ну, думаю, теперь все понятно! Щас разберу втулку (а у меня колеса Mavic CrossRide, если вы знаете, что это такое), заменю подшпнички, посмотрю чо там к чему и все будет в шоколаде.

Разобрал. Оказалось, что развалился один из подшипников 608-2RS/C3:

А еще один, по всей видимости, был уже на грани — внутренняя обойма болталась как гавно в проруби. Вот на фото видно, что у него даже внутренняя кромка пыльника сточилась:

В общем, чтоп два раза не вставать, решил поменять сразу все подшипники: два 608-2RS/C3 и один 6001-2RSH/C3.

Не стал менять только вот этот, синенький (6705-2RS):

Запрессовал все подшпипнички на локтайт 609 (чтоп наверняка), все замазал солидолом, собрал. Колесо стало крутиться как по маслу! Реально как по маслу, это наиболее подходящее описание.

Собрал вел, поставил на ноги, нажимаю на педаль — и снова ЩЕЛК. Ёпа мать. Да что ж такое!?

Ну что тут сказать, остался всего один вариант — микротрещина в раме. И тут уж ничего поделать нельзя. Правда, оставалась еще слабая надежда, что это цепь трещит и щелкает под нагрузкой, но это как-то уж совсем маловероятно. Ведь нагрузка прикладывается одновременно не ко всей цепи, а лишь к той ее части, которая в данный момент находится сверху между системой и кассетой. И вряд ли, когда я жму на педаль, наверху каждый раз оказывается один и тот же фрагмент цепи…

Решил катать до тех пор, пока рама не лопнет. Или этот звук как-то более явственно себя проявит.

На всякий случай оставлю здесь показания одометра, чтобы знать, когда я перебрал заднюю втулку: 12800 км.

П.С. Через несколько дней совершенно случайно нашел источник щелчков! Им оказался задний переключатель. Вот уж никогда бы не подумал))) Побрызгал на него ВД-40, вытер насухо и звуки исчезли!

Кстати, неприятные звуки издавал вот этот сустав, который прямо по середине фотографии:

Так что, народ, если у вас что-то защелкало, не спешите разбирать половину велосипеда! Проблема может не стоить и выеденного яйца. И всегда помните, что источник звуков может быть в самом непредсказуемом месте!

Димонтий

9 thoughts on “ Странные щелчки в районе каретки ”

Да уж… Иногда вообще хрен поймешь откуда треск идет! Запросто можно половину велосипеда перебрать, пока не поймешь в чем дело. Седня, например, я наконец нашел источник звонких пощелкиваний, которые проявлялись только при энергичном педалировании. Им оказалась бонка, которая крепит петух к раме. Разобрал-собрал и звук пропал начисто. Хотя сначала тоже на педали с кареткой грешил.

Такая же ситуация. Уже заменена каретка и шатуны, смазано всё дорогущими маслами Comma и Motul, стоят новые колёса и втулки. Подтянуты и смазаны спицы, педали на промах, новая кассета и цепь, новые камеры и резина, отрегулированы калиперы, заменены тормозные колодки. Всё равно нессиметричный стук появляется абсолютно фантомно, но под нагрузкой (даже минимальной). Владельцы ашанов свистят ТОЛЬКО несмазанными цепями, а я на полностью обслуженном GT чувствую себя идиотом. Зы — причину я так и не нашёл.

Тоже стук непонятно откуда. Исчезает как только губкой с жидкостью для мытья посуды почищу цепь, заднюю перекидку и передние три звезды. Хватает на 2-3 дня. Далее — стук опять по нарастающей.

У меня такая же история была. Велосипед через пару недель с момента покупки начал щелкать под нагрузкой. Почти месяц искал источник этих неприятных звуков. Седло и подседел исключил быстро, так как и без них злополучные щелк-щелк (а щелчки были парные, как нажмешь на тормозе на педаль и как отпустишь) никуда не исчезали. Педали протягивал, потом шатуны, потом все это дело смазывал, не помогло. Затем дошло дело до каретки. Выкрутил, промазал все и снова собрал. Думал что теперь точно поможет.. а нет. Поехал в мастерскую, опыта говорю большого нет, послушайте, может каретка накрывается (после месяца не очень активной эксплуатации. ). Мастер посмотрел, пощупал, послушал, и сказал что нужно сделать то, что я уже сделал. Должно говорит помочь точно. Короче, решил новую каретку покупать, если что, будет запасная. И вот, в день когда выходил уже за покупкой (сегодня) решил еще раз попробовать, вдруг чудо произойдет… но его не произошло, все щелкало как и прежде. Не знаю что мне стукнуло в голову, но я сделал то,что до этого не делал, но это уже был шаг отчаяния скорее, разжал задний эксцентрик и в таком положении дал нагрузку на педали и… тишина… Я не поверил своим ушам, зажал — щелчки, разжал — тишина. Вобщем снял оба эксцентрика, смазал и их на всякий случай, и зажал как мне казалось нормально — щелчки.. Зажал сильнее чем мне казалось нужно зажимать и тишина.. Вот такая история была у меня, может кому поможет )

Фак! Эксцентрик оказался последним в списке борьбы с треском! Зато всё разобрал почистил смазал протянул! )))

Ещё как помогла твоя история, ездил до этого на титановых эксцентриках, бед не знал, решил поставить штатный от колёс Fulcrum , и тут началось, треск , который нарастает по мере роста усилия давления на педали, ужасное чувство , думал карточный узел карбоновой рамы накрылся. Всё проверил, ничего не помогло, и тут твой коммень про эксцентрик иииии БИНГО это он

Купил себе велосипед 25.09.2020 г. Покатавшись несколько дней и услышал при активном педалировании сильные щелчки в задней части велосипеда. Что только не делал, но щелчки не пропали. Все было как и у Вас, зажал задний эксцентрик и все пропало. Стоит только отжать немного эксцентрик и все щелчки опять.

Доброго времени суток всем! Нашел проблему от чего происходили щелчки в задней части рамы, а именно в области дропаутов. Очень долго времени провел в интернете и вот бинго. Снял петух, смазал площадь прилегания петуха к дропауту, затянул шестигранники, поставил колесо и эксцентрик уже так сильно не зажимал. Щелчков нету, катаюсь уже недели две, полет нормальный))).

Кроме надежности эксцентрика, стоит также обратить внимание на плоскости в дропаутах, если рама поездила, то их полезно отторцевать.
Вторая идея в том, что если щелчки пропадают при затяжке эксцентрика, то проблема модет крыться не в самом эксцентрике и дропаутах, а в подшипниках втулки, люфт которых стягивается эксцентриком. В этом случае важно обнаружить это прежде, чем от езды на перетянутой оси развалятся подшипники втулки как это случилось у автора.

Люфт заднего колеса велосипеда – как устранить, нюансы

  • Что это такое?
  • Почему шатается заднее колесо велосипеда
  • Необходимый инструмент
  • Как устранить люфт заднего колеса велосипеда
  • Люфт переднего колеса — как убрать
  • Нюансы
  • Заключение

Велосипед только на первый взгляд кажется примитивным транспортным средством, в устройстве которого нет ничего сложного. На самом деле только слаженная и безупречная работа всех его механизмов может гарантировать удовольствие от процесса езды. Поэтому так важно своевременно производить диагностику в мастерской либо самостоятельно обслуживать велик, чтобы исключить такую распространенную проблему, как люфт заднего колеса.

Что это такое?

Говоря техническим языком, люфт колеса велосипеда – это свободный ход одного элемента, не приводящий в движение другой компонент системы.

Появляется этот момент в результате расшатывания контргаек и конусов на оси втулки. Как правило, сам по себе люфт не возникает. Скорее всего, компоненты были отрегулированы неправильно изначально либо механизм сильно загрязнился песком, водой и другими частичками, в результате чего разбиваются шарики и появляются дорожки на конусах, что в конечном итоге и приводит к образованию люфта втулки заднего колеса велосипеда.

Люфтящее колесо может свободно вращаться и до определенного момента оно не причиняет никаких неудобств. Проблема заключается в том, что в дальнейшем любая, даже самая незначительная неровность на дороге стремительно разрушает поверхность конусов и чаши внутри втулки.

Чтобы определить наличие неисправности, достаточно покачать колесо из стороны в сторону. Свободный ход чувствуется сразу, если есть проблема. Если элемент стоит жестко, то причин для опасений нет. Можно также попробовать качнуть непосредственно саму ось (не эксцентрик). Если вы заметили, что заднее колесо на велосипеде шатается – лучше отдать велосипед в мастерскую. Чем раньше вы обнаружите проблему, тем лучше – возможно, достаточно будет почистить, смазать и отрегулировать втулку. Но если вы катаетесь с таким колесом давно – будьте готовы к замене механизма.

Почему шатается заднее колесо велосипеда

Возникновение люфта может быть обусловлено несколькими причинами:

  • длительный срок эксплуатации (даже самый износостойкий материал не может бесконечно противостоять времени);
  • разрушение радиусных гаек (только замена);
  • стирание насечек (интенсивные нагрузки на велосипед всегда приводят к подобным поломкам);
  • появление пространства между контргайкой и рамой велосипеда.

Проще говоря, возможные причины можно объединить в 4 группы:

  • загрязнение механизма и, как следствие, его стирание;
  • длительный срок эксплуатации;
  • изначально неправильно отрегулированная система либо использование некачественных деталей;
  • интенсивная нагрузка либо агрессивный стиль езды.
Читайте также  Женский велосипед стиле ретро

Все это рано или поздно приводит к возникновению люфта заднего колеса. Как исправить эту проблему? Вопрос решается в соответствии с причиной, по которой появился дефект: заменой механизма, ослаблением поджатия или заполнением зазора. Разберем каждую ситуацию детальней.

Необходимый инструмент

Если вы предпочитаете самостоятельно ремонтировать свой байк, то все необходимое, скорее всего, будет под рукой. Понадобятся гаечные ключи нескольких размеров – это точно. Если причина возникновения люфта кроется в износе деталей, то, соответственно, пригодятся новые запчасти. Если вам кажется, что без разбора колеса здесь не обойтись, то понадобится также специальный съемник трещотки или кассеты (так называемый хлыст).

Как устранить люфт заднего колеса велосипеда

  1. Снять поджимающие гайки и достать колесо.
  2. Снять звездочки. Действуем следующим образом:
    1. Трещотка. Фиксируем и проворачиваем в противоположном направлении движения колеса. Здесь нужно применить силу.
    2. Кассета. Также зафиксировать хлыст, а затем в специальное отверстие кассеты продеть съемник и прокручивать до тех пор, пока не открутится гайка-фиксатор.
    3. Втулка на шариковых подшипниках. Снять промежуточные элементы (следите за последовательностью всех компонентов). После этого поддеть и снять пыльник, вытащить шарики, убрать старую смазку и осмотреть детали на предмет наличия дефектов.
  3. Если обнаружились серьезные повреждения (выбоины, трещины, сколы и т.д.), лучше отдать велосипед в ремонт. Если детали находятся в неплохом состоянии – их нужно смазать, но не густой смазкой и уж тем более не солидолом.
  4. Собираем втулку в обратном порядке. Сначала надеваем пыльник, а потом накручиваем конусные гайки. Затягивать их так, чтобы подшипники во втулке могли свободно прокручиваться, но без «закусываний». Здесь важно допустить незначительный люфт.
  5. Надеваем кассету или трещотку обратно.

Люфт переднего колеса – как убрать

  • снять колесо;
  • разобрать втулку и почистить все детали;
  • проверить состояние запчастей. Если дефектов нет – смазать чистой смазкой и установить подшипники;
  • закрутить с одной стороны оси конус и накрутить контргайку;
  • установить ось на свое место, накрутить конус и контргайку с другой стороны;
  • натянуть подшипники и зафиксировать их контргайками. Следите за тем, чтобы натяжение было одинаковым с обеих сторон;
  • вернуть колесо на место и накрутить гайки. Если есть, убрать зазор;
  • проверяем степень натяжения подшипников.

Остается только проверить качение и результат проделанной работы. Покачайте колесо: если свободного хода нет – вы все сделали верно.

Нюансы

Иногда убрать люфт не представляется возможным. Наиболее распространенные причины:

  1. Потерялся подшипник, шарик или любая другая мелкая деталь.
  2. Сложно подобрать оптимальный зазор при подтягивании конусов или контргаек.
  3. Не получается снять трещотку или кассету.

В этом случае лучше отдать велосипед толковому мастеру, который в кратчайшие сроки устранит проблему и вернет вам абсолютно здоровый велосипед.

Заключение

Теперь вы знаете, что делать, если люфтит заднее колесо. Проблема эта легко устраняется, если вовремя обратить на нее внимание и не допускать прежних ошибок. Следите за состоянием важных узлов и механизмов велосипеда и старайтесь бережно относиться к своему другу. Не пренебрегайте рекомендациями опытных мастеров – регулярное ТО перед началом сезона и после него поможет быстро выявить люфт и другие неисправности.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.

Самые частые неисправности в велосипеде

Если вы регулярно ездите на велосипеде, то рано или поздно столкнетесь с его поломкой или необходимостью регулировки. Давайте разберемся, к чему вам нужно быть готовым. Небольшие неисправности, скорее всего, вы сможете починить самостоятельно. Остальные потребуют визита в сервис .

Колесо спускает воздух

Наверно, самая частая проблема. Возникает в двух случаях: ниппель неисправен либо камера имеет прокол. Для диагностики необходимо снять камеру с велосипеда и накачать ее как следует. Если отверстие большое, то вы на слух поймете, где оно. Мелкие проколы легко обнаружить, погрузив камеру в воду. Вы увидите, как из места прокола или от ниппеля идет тонкая струйка пузырьков. Если проблема в ниппеле, то камеру придется поменять, а если речь идет о проколах, то в большинстве случаев камеру можно просто заклеить при помощи велоаптечки .

Если проколы повторяются регулярно, то самая частая причина – это оставшийся после первого прокола острый предмет в покрышке. Снимите колесо с велосипеда, демонтируйте покрышку и, проводя пальцами по ее внутренней стороне, попробуйте найти осколок стела, кусочек металла или проволоки.

Прокол в виде двух параллельных прорезей вдоль камеры возникает в случае удара на высокой скорости о препятствие: асфальтовую выбоину, рельсы, бордюр. Камера при ударе рассекается ободом. Проблема в определенных пределах решается выбором более широких покрышек и бОльшим давлением в шинах.

Если прокол оказывается со стороны обода, то проблема может заключаться в отсутствии или плохом состоянии ободной ленты, защищающей камеру от головок спиц или острых краев рассверловки обода под спицы. Вылезающие за пределы головок спицы необходимо обкусить и сточить напильником.

Ободные тормоза перестали работать при большом усилии на ручках

Если ручка при торможении просто упирается в руль, то необходимо заменить изношенные тормозные колодки или, если они еще в удовлетворительном состоянии, просто подтянуть трос.

В случае если торможение плохое, но ручка до руля не доходит, причин может быть две: тормозные рычаги упираются, например, в крыло или на колодки и обод попало масло. Последнее актуально и для дисковых тормозов – случается, что масло попадает на ротор. Такая ситуация нередко возникает из-за подтекания масла с самого тормоза.

Тормозные колодки задевают за диск или обод

Если на вашем велосипеде стоят ободные тормоза и при вращении колеса одна колодка постоянно затирает обод, то возможны следующие варианты: криво установлено колесо или неправильно настроен баланс тормозных рычагов. Первое решается отпусканием эксцентрика, ровной установкой колеса и затяжкой эксцентрика. Второе – регулировкой тормоза. Такой дефект на новом велосипеде может говорить о неправильно собранном колесе.

Если же колесо задевает колодку лишь на части оборота, то проблема заключается в кривом ободе – восьмерке. Исправление восьмерки требует некоторого опыта, поэтому лучше обратиться в мастерскую.

Аналогичная ситуация возникает и с дисковыми тормозами . Если при вращении диск задевает колодку по ходу всего оборота колеса, вам нужно ослабить эксцентрик втулки и переустановить колесо. Если это не помогло, то отрегулировать тормоз. Если же вы наблюдаете «биение» ротора о колодку только в определенных местах, то он погнут. В принципе, диск можно выправить деревянной или резиновой киянкой на ровной поверхности или специальным инструментом для правки, не снимая его с колеса. Но будучи однажды согнутым, он станет более подвержен дальнейшей деформации, поэтому вам стоит задуматься о замене диска — они продаются отдельно.

Колесо при свободном вращении быстро останавливается

Возможно, колесо неправильно установлено или не отрегулированы тормоза. Поэтому тормоз постоянно притормаживает. Как это исправить, смотрите выше. Еще одна возможная причина – перетянутые подшипники втулки. Для устранения этой проблемы потребуется регулировка и, возможно, переборка втулки.

Цепь слетает с выбранной передачи

Неправильная настройка переключателей скоростей (при хорошем состоянии цепи и звезд системы и кассеты) способна вызывать такой эффект. Велосипед необходимо правильно настроить, и цепь перестанет слетать.

При сильном износе цепи, кассеты или системы цепь может слетать или дергать. Обычно это сильнее проявляется под нагрузкой. Для решения проблемы потребуется замена изношенных деталей.

Переключение скоростей происходит не сразу или не происходит вообще

Обычно проблема кроется в сбившейся настройке переключателей передач. В этом случае достаточно обычной регулировки. Но нередко заржавевшие тросы или забитые грязью рубашки не позволяют переключателям работать полноценно. В зависимости от их состояния потребуется смазка тросов или замена тросов и рубашек с последующей настройкой.

Если плоскость заднего переключателя не параллельна плоскости колеса, то проблема в погнутом кронштейне – петухе – и, соответственно, сбившихся настройках. Минимальный изгиб поправим в полевых условиях. Иначе требуется замена кронштейна.

Колесные втулки или каретка издают стук или скрежет

Попробуйте подвигать колесо или шатуны в направлении, перпендикулярном плоскости рамы. Если вы наблюдаете даже небольшой люфт, подшипники требуют замены, переборки или, как минимум, регулировки.

Расплетенные тросы, растрескавшиеся рубашки

Если расплелся свободный конец троса, то его достаточно аккуратно подрезать и обжать специальным наконечником или термоусадочной трубкой. Иначе требуется замена.

Руль при проезде кочек стучит

Скорее всего, проблема кроется или в разрегулированной рулевой колонке, или в изношенной амортизационной вилке. Первое несложно поправить дома при наличии ключей и понимания, какие болты отвечают за регулировку. Люфт в ногах вилки можно исправить только в мастерской, и то лишь в ряде случаев.

Воспользуйтесь нашим промокодом (необходимо ввести в поле промокодов при оформлении заказа): access5 — скидка 5% на аксессуары.