Старинный велосипед букв

История развития велосипеда

С самого детства каждый из нас тем или иным образом имел дело с велосипедом. Кто-то вовсю гонял по двору, кто-то лишь мечтал о железном друге, кто-то просил покататься у друзей. В любом случае велосипед уже стал неотъемлемой частью нашей жизни, чем-то само собой разумеющимся. Даже сложно представить, что когда-то двухколесных средств передвижения совсем не было, и кому-то пришлось изобретать велосипед. В этой статье мы погрузимся в историю велосипеда и узнаем, кого же благодарить за столь полезное изобретение.

Зачем было изобретать велосипед

В основе каждого изобретения лежит идея отдельного человека или группы лиц, а в основе идеи – объективная причина необходимости появления нового изобретения. По мнению многих исследователей, одной из главных объективных причин изобретения велосипеда послужил голодный и холодный 1816 год, вошедший в мировую историю под названием «Год без лета».

В апреле 1815 года на индонезийском острове Сумбава (что недалеко от современного популярного курортного острова Бали) произошло мощнейшее извержение вулкана Тамбора, в результате которого погибло более 71 тысячи жителей, населявших многочисленные острова региона. Но неприятности на этом не закончились. Огромное количество вулканического пепла попало в атмосферу и в течение нескольких месяцев распространялось по ней, что в конце концов спровоцировало в 1816 году эффект вулканической зимы в северном полушарии.


Постоянные наводнения, многомесячные аномальные холода, непрестанные холодные ливни и даже снег посреди лета – все это почти полностью погубило урожай. Последствия извержения ощущались еще несколько лет. Особенно пострадали от погодных аномалий Западная Европа и Северная Америка. Как следствие, начался массовый падеж домашнего скота, страдавшего от недоедания. Поголовье лошадей также резко снизилось, что заставило срочно искать альтернативу этому способу передвижения.

Создание велосипеда

В самом начале 1818 года барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Драйс фон Зауерброн из немецкого города Карлсруэ запатентовал созданное годом ранее первое двухколесное самодвижущееся средство, послужившее праобразом современного велосипеда. Изобретатель назвал свое детище «Laufmaschine», что в переводе означало «машина для бега». Это изобретение очень напоминало современный велосипед, только без педалей и с деревянной рамой.

Машина для бега мгновенно стала популярной во всей Европе – многие английские и французские предприятия по производству карет начали выпускать новое модное средство передвижения. Но поскольку англичанам и французам немецкое слово «Laufmaschine» сильно резало слух, то машины для бега стали производить под названием «Дрезина» (если фамилию изобретателя Карла Драйса (Drais) прочитать на французский манер и добавить к нему суффикс -ine, означающий принадлежность, то получится Draisine, то есть, по-русски говоря, дрезина).


Интерес к дрезинам был настолько велик, а прибыли от их продаж были таковы, что уже в конце 1818 года британский коммерсант Денис Джонсон объявил о выпуске новой, усовершенствованной модели. Возникла небольшая заминка – потребовалось новое слово для обозначения усовершенствованной дрезины, дабы отличать старую модель от существенно переработанной новой (иначе это все равно что изобрести дирижабль и продолжать называть его старым словом «аэростат»).

Однако эта неловкая пауза длилась совсем недолго – французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс, больше известный как первооткрыватель фотографии, предложил слово vélocipède «велосипед» практически сразу же после появления новой модели дрезины.

Французское слово «велосипед» образовано сложением двух латинских слов velox «быстрый» и pedis «ноги» (т.е. буквально «быстроног» или «быстроножник»). Обращение к латыни было не случайно – во-первых, латынь всегда была языком ученых мужей, а во-вторых, французы больше других европейских народов любили баловаться латинскими словечками. Однако авторство слова «велосипед» оспаривается другим французом.

По второй распространенной версии усовершенствованная модель Дениса Джонсона была названа dandy-horse (т.е. «лошадка английского денди»). А вот слово «велосипед» появилось немного позже.

Как все стали крутить педали

Когда в 1863 году девятнадцатилетний Пьер Лалман, зарабатывавший до этого на жизнь изготовлением детских колясок, соорудил в своей мастерской в Париже первую «лошадку денди» с крутящимися педалями, произошел поистине революционный прорыв в истории велосипеда.

В следующем году промышленники братья Оливье из Лиона, высоко оценив изобретение Пьера Лалмана, взяли его к себе и начали массовый выпуск «лошадок денди» с педалями в сотрудничестве с каретных дел мастером Пьером Мишо.

Пьер Мишо был первым, кто додумался заменить деревянную раму велосипеда на металлическую, а также (по некоторым данным) решил сменить неблагозвучное для французского уха название «денди-хорс» на латинское «велосипед».

До сих пор доподлинно так и не установлено, кто же первый придумал название «велосипед» – бургундец Жозеф Нисефор Ньепс (1765-1833) или же лотарингиец Пьер Мишо (1813-1883). Зато письменные источники четко зафиксировали первые (пока еще робкие) попытки проникновения слова «велосипед» в русский язык именно в это время – в начале второй половины XIX века.

Пьер Лалман же, проработав пару лет у братьев Оливье, уехал в Америку и запатентовал там свое изобретение в ноябре 1866 года. Именно Пьера Лалмана чаще всего незаслуженно считают изобретателем велосипеда, так как внешне его велосипед больше походит на своего современного потомка, чем изобретение незаслуженно отодвигаемого на второй план Карла Драйса.

Другие старинные велосипеды

В истории велосипеда есть модели, которые не получили большой популярности и практически никак не повлияли на эволюцию транспортного средства. В первую очередь сюда можно отнести изобретенный шотландцем Томасом МакКоллом в 1830 году двухколесный велосипед без педалей. Главное отличие модели от дрезины заключается в том, что у разработки переднее колесо несколько больше заднего.


Не стал популярным велосипед и другого шотландца – Киркпатрика Макмиллана. В 1839-1840 годах кузнец из маленькой деревушки усовершенствовал изобретение МакКолла тем, что добавил к нему седло и педали. Можно сказать, что именно Макмиллан первым сделал велосипед, имеющий максимальное сходство с современным. Педали приводили в движение заднее колесо, которое в свою очередь было соединено шатунами с металлическими стержнями. Повернуть переднее колесо можно было рулем, велосипедист размещался между колесами. Очень напоминает привычный нам велосипед, не так ли? Вот только в те годы изобретение осталось незамеченным, поскольку сильно опережало свое время.

Во второй половине XIX века появились известные всем нам по старым фотографиям и гравюрам велосипеды с огромным передним колесом и непропорционально маленьким задним. Такие велосипеды получили особое наименование – «penny-farthing», данное им по названию соответствующих английских монет – пенни и фартинга (фартинг, стоивший одну четвертую пенни, по размерам был намного меньше, чем пенни).

Однако эти монстры очень быстро вышли из моды, так как сиденье было расположено на очень большой высоте, а центр тяжести в пенни-фартинге был смещен к переднему колесу, что делало такие велосипеды довольно опасными.

Рождение современных скитальцев

В 1884 году англичанин Джон Кемп Старли создал новую модель велосипеда и назвал ее , что в переводе с английского означает «скиталец», «бродяга». Эта модель стала столь популярной, что в некоторых языках слово Rover стало использоваться для обозначения велосипеда вообще – как, например, в польском языке (rower), откуда позднее оно попало в западнобелорусский (ровар) и в западноукраинский (ровéр). А Джон Кемп Старли, вдохновленный успехами новой модели, спустя пару лет основал компанию Rover Company, которая со временем превратилась в гигантский автомобильный концерн и просуществовала до 2005 года, когда внезапно разорилась.


Первые роверы уже обладали цепной передачей на заднее колесо, сами колеса были одинаковыми по размеру, а велосипедист сидел между ними. Такая конструкция казалась настоящим прорывом после сомнительных пенни-фартингом, и получила название «безопасной».

Далее история велосипеда заключается лишь в совершенствовании роверов Старли. В 1888 году транспортное средство снабдили надувными шинами из каучука (изобретение Джона Бойд Данлопа), которые сделали катание максимально комфортным и популярным. Так начался золотой век велосипедов.


В 1898 году решили проблему торможения. В обиход вошли педальные тормоза, а появившиеся ручные не сразу нашли широкое применение. Также был изобретен механизм свободного хода, благодаря чему велосипед смог катиться сам, без вращения педалей.

В 1878 году сделали первый складной велосипед, в 1890-е годы – алюминиевый. К началу ХХ века появились механизмы переключения скоростей. Впрочем, те системы были абсолютно неудобными и непопулярными. Современный же механизм изобрел в 1950 году итальянский велогонщик Туллио Кампаньоло.

В конце ХХ века в США были сконструированы особые гоночные и горные велосипеды, известные нам по сей день.

Каталог Советских велосипедов

Харьковский велосипедный завод им. Г. И. Петровского

Жуковский велосипедный завод

Пермский машиностроительный завод

Атигский машиностроительный завод

Горьковский автомобильный завод

Шауляйский велосипедно–моторный завод

Минский мотовелосипедный завод

Рижский мотовелозавод “Саркана Звайзгне”

Пензенское ПО “Завод имени Фрунзе”

Львовский мопедный завод

Йошкар-Олинский велозавод

Московский автомобильный завод имени И. А. Лихачёва

Московский велосипедный завод

Дамский дорожный велосипед ДД-20 — нет данных

Дамский дорожный велосипед ДД-22 — нет данных

Завод имени Кирова

Велозавод г. Узловая

Московский экспериментальный завод

Даугавпилсский завод приводных цепей

Тульский велозавод

Завод имени Чкалова

Саратовский завод колясок

Саранский механический завод

Разное

Компания Ferrari, известная всем своими спортивными автомобилями уже давно под своей маркой продаёт гаджеты и часы. Правда сами они это […]

Читайте также  Лучший велосипед для похудения

Итак, вы решили заниматься фитнесом. Узнали в какой одежде надо проводить тренировки, нашли интернет магазин и приобрели там все товары […]

Своё название Пенни-фартинг этот велосипед приобрёл от двух мелких британских монет: пенни и фартинга. У них был разный размер и […]

Без света в тёмное время суток на велосипеде далеко не уедешь. Даже при том, что дороги со временем становятся всё […]

20 thoughts on “ Каталог Советских велосипедов ”

К каталогу ХВЗ:
Мы в группах сваяли примерно следующее

Группа «ХВЗ» «В контакте».

В-14 «Харьков» (?1930-40е?) *26″

В-22 «Харьков» (1949-54?) *26″ дамский

В-31 «Турист» (?-1950-1953-?)

В-32 «Турист» (?-1950-1958-?)

В-33 «Турист» (?-1958-1961)

В-34 «Спутник» (1961-1964)

В-37 «Спутник» (1964-68)

В-39 «Спутник» (1968-73?)

В-41 «Харьков?» (?-1955?) *3 передачи, дамский

В-42 «?» (?) *3 передачи, дамский ?спецзаказ?

В-53 «Харьков» (1949-1953-?)

В-54 «Харьков» (?-1955-?),

В-55 «без названия» (?-1957)
шоссейно-гоночные на трубках
трековые:
В-62 «Харьков» (1949-50?),

В-63 «Харьков» (?-1956-?),

В-64 «Харьков» (?-1960-?),

В-64 «Рекорд» (?-1978?),

В-67, В-67-и (импортные трубы. ) «Спринт» (?1967-70?),

В-68, В-68-и (импортные трубы. ) «Метеор» (?-1979-?),

В-72 «Орленок» (?-1950-?)

В-94 «Тандем» (?-1955-1956-?)

В-110 «Прогресс» (1951-56)

В-117 «Харьков» (?-1959-?) тяжелый со скоростями

В-120 «Украина» (1961-64?)

В-130 «Украина» (1965?-67?)

В-134 «Украина» (?1970-1973-?)

В-301 «Спутник» (1973-1975?)

153-414 «Спутник» (1976-77?)

153-424 «Спутник» (1978-82?)

В-541 «Спорт» (1959?-70?)

В-542 «Спорт» (1971-77?)

В-542-01 «Спорт» (?-1974-76?) монетки на руле

В-542-01-8 «Спорт» (?-1976-?) *монетки на руле

В-551 «Чемпион» (1957-63)

В-552 «Харьков» (?-1962-1964-?)

В-553 «Харьков» (?-1967) *1967 г. с надписью 50 лет Октябрь

В-553 «Старт-Шоссе» (1967 -1969)

В-555 «Старт-Шоссе» (1970-1976)

155-411 «Старт-шоссе» (1976-1979 и 1981-86),

155-412(. ) «Старт-шоссе Москва-80» (1979-81)

В-552ИМ «Чемпион-шоссе» (1976?-80?)

В-910 «?» (?) *одноколесный цирковой средний

В-911 «?» (?) *одноколесный цирковой низкий

В-912 «Триал» (?) *фигурный

111-431 «Украина» (?-1991-?)

111-441 «Украина» (?-1991-?)

153-452 «Турист» (?-1991-?)

153-462 «Турист» (?-1991-?) * женская рама

197-411 «Тандем» (?-1991-?) * база — турист

У меня был велосипед в детстве Вела или Вело. Не помню точно уже.Не нашел тут такого.Помню самый красивый считался у нас во дворе

По моему это был поздний ПВЗ -ЗИФ 90тых уже годов. Видел такие надписи Велта на фотографиях велосипедов .

У меня тоже был велик»вело» конце 80х-начало 90х… Нигде не могу найти такой..

Поделитесь информацией о детском велосипеде «Лёвушка». Очень интересно!

У меня был и есть велосипед из совдепии «Луч» он похож на Урал но Луч на раме написано, где его изготовили кто знает?

Олег, добрый день. Я тоже счастливый обладатель «луча». Вы нашли информацию по нему? Можно с Вами связаться?

Виталий приветствую Вас! Я тоже нигде не могу найти информацию о велосипеде «Луч», буду рад узнать хоть что-нибудь о мвоем «друге детства».

Олег, у меня тоже был «Луч», экспортный вариант, противоударные колеса, мягкое сидение (желто-коричневое), черный цвет рамы, на раме на синем фоне было написано большими белыми буквами «Луч». Я тоже ничего не знаю о производителе, но велосипед был классный!

Валерий, добрый день. У меня тоже был в детстве велосипед Луч и я не могу найти сейчас где его производили. Я посмотрела другие марки и думаю, что это «велосипед дорожный для взрослых “Минск” 111 — 322 «Люкс». По крайней мере его фото и описание похоже. У других не было клещевых передних тормозов, катафотов, ручки на руле тоже были с выемками под пальцы. И фары. И мягкое сиденье!

«Луч» модель 111-611 выпускали на Пермском машиностроительном заводе имени Октябрьской революции с 1976 года, тоже давно искал информацию, и вот нашёл данные. Был у меня в школьном возрасте после «Урала», стоил 77 рублей. Дюралевые обода колёс, клещевой передний тормоз, мягкое седло, катафоты, высокий руль современной формы, ручки с выемками для пальцев. Был чёрного цвета (рама), белые крылья. Название не краской на раме, а наклейки.

Еще на московском заводе имени Хруничева производили детский велосипед «Дружок»

Вот одним из первых моих велосипедов был комбинированный велик, но названия его я не помню ( и так, как велосипед был украден у своего следующего владельца узнать название теперь уже нельзя), он очень легко с помощью запасного колеса и оси первращался из двухколесного в трехколесный, имел своеобразную конструкцию со смещенным к заднему колесу центром тяжести, седло чем-то отдаленно напоминало мотоциклетное. (и при попытке «сесть на козла» велик просто переворачивался назад). Вообще он очень похож на «Спорт Люкс», но руль и рулевая колонка отличались, помоему, и еще сзади под седлом были металлические пружинки, а на ручках, регулирующих высоту седла были красно-белые катафоты. Возможно это была более поздняя модификация, т. к. велик был уже где-то 88-90 года выпуска и смотрелся намного привлекательнее, чем например «Спорт Люкс».
И, кстати колеса у него были литые, и тяжелыми они совсем не казались. Вообще во дворе этот велик очень выделялся. Было бы интересно узнать, что же это был за велик и как он точно назывался..

»Вела» как я надеюсь правильно определил это Саранские клоны зифовских велосипедов начиная с 80десятых годов . Я нашел немного фото »Вела» в сети , одно было с объявления о продаже и гласило что это велосипед 82 года выпуска . Я нашел раму 86ого , мелкие отличия от зифовских это крайне частое использование кожаного двух-пружинного седла типа »Украина» как на мужских так и на дамских рамах которое на ЗИФ сошло на нет в 80е и ставилось по моему исключительно на одну позднюю модель редкой серии типа »Диана» , еще слабый оттиск овал на передней вилке как будто под объемный шильдик но без отверстий под него (на фото часто с квадратными наклейками в этот ненужный овал) тогда как на ЗИФ шли в это время абсолютно гладкие рулевые колонки . Наклейки Вела и крючки для насоса внизу нижней трубы рамы в основном хотя у меня они на дамке сверху как ни странно… Еще хромированная труба рулевой , чашки и конрагайки которые на Зиф просто полированные . Еще на выброшенной дамке я заметил отличие в геометрии от своей старой пензенской того же года выпуска -под меньшим углом поставленная подседельная труба , немного более короткая передняя вилка и в целом более аккуратная обработка труб и сборка .

Не нашёл велосипед «универсал» пермского завода со складной рамой

История велосипеда

В изобретении этого популярного транспортного средства принимал участие не один человек. Велосипед вырос, благодаря целому ряду изобретений, проследить которые можно, начиная от нашего времени и заканчивая XVIII веком. Некоторые ученые-исследователи берутся утверждать, что чертежи транспортного средства (имеющего два колеса) и роликовой цепи принадлежат Леонардо да Винчи.

История создания велосипеда имеет долгий путь развития. Причем сначала появились его аналоги. Графом Де Сивраком во Франции была построена двухколесная машина из дерева в 1791 г., названная «Селярифер». Передвигаться на ней возможно, сидя верхом, а от земли отталкиваться ногами.

Немецкий изобретатель Карл Дрейз в 1817 году создал первый самокат под названием «машина для ходьбы». Конструкция была оснащена рулем и седлом, и названа в честь создателя – дрезиной. И по сегодняшний день в русском языке используется это слово. В 1818 году данное изобретение запатентовали. Уже в 1839-40 годах оно подвергается усовершенствованию. Кирк Патрик Макмиллан – кузнец из Шотландии приделывает к нему педали. Таким образом, металлические стержни прикрепляли заднее колесо к педали, которая толкала его. Управление велосипедом осуществлял человек, который располагался между передним и задним колесами. Он управлял устройством при помощи руля, который был прикреплен к переднему колесу.

Спустя несколько лет английский инженер Тампсон получил патент на надувные шины для велосипеда. Но из-за своего технического несовершенства, они тогда не получили распространения. Лишь только в 1867 году велосипеды с педалями стали выпускаться массово.

Название «велосипед» изобретение получило благодаря Пьеру Мишо. В 70-х годах 19-го столетия приобрели популярность велосипеды «пенни-фартинг», названные так из-за соразмерности колес (монета пенни – меньше монеты фартинг). Педали были прикреплены к большому переднему колесу, а сверху от них было седло. Из-за смещения центра тяжести велосипед считался опасным средством передвижения. Альтернативой «пенни-фартинг» стали трехколесные самокаты, которые быстро завоевали популярность.

Следующий этап в истории создания велосипедов – появление металлического колеса, внутри которого были спицы. Предложил это изобретатель Эдуард Каупер в 1867 году. А уже через два года на велосипедах появилась рама. Далее, англичанину Лоусону в конце 70-х годов удается изобрести цепную передачу.

Первым, похожим на современные, был велосипед Rover – «Скиталец». Сделал его в 1884 году англичанин Джон Кемп Старли. Уже через год эти велосипеды были в массовом производстве. У Rover была цепная передача, колеса имели одинаковый размер, место водителя было в центре, между передним колесом и задним. Велосипед завоевал много поклонников в Европе. В отличие от своих предшественников он был безопасен и удобен. Созданный в дальнейшем концерн Rover, наладив производство велосипедов, стал выпускать автомобили. Но просуществовав всего лишь до 2005 года, компания стала банкротом.

Читайте также  Как хранить велосипед в маленькой квартире

Шотландский изобретатель Джон Бойд Данлоп сконструировал каучуковые шины в 1888 году, получившие довольно широкое распространение. Они были более совершенны и надежны, нежели запатентованные – резиновые. Если до этого про велосипеды говорили, что они «костотряски», то теперь езда с колесами из каучука стала более мягкой.

Золотым веком велосипедов называли девяностые годы XIX века. Вскоре появились педальные тормоза, а также механизм свободного хода, благодаря чему не надо было постоянно крутить педали. Чуть позднее изобрели ручной тормоз, однако, применять его стали намного позже.

Год 1878 отмечен появлением первого складного велосипеда. А в 90-х годах сделали первые алюминиевые устройства. В 1895 году изобрели первый рикамбент – это такой велосипед, ехать на котором можно было полулежа или даже лежа. Массовым производством рикамбентов, спустя девять лет, занялся концерн «Пежо».

Велосипеды, имеющие заднюю и переднюю подвеску, стали выпускать в 1915 году, специально для итальянской армии. Следующее десятилетие характеризуется появлением шарикоподшипников, двух – и трехскоростных втулок, конвейерных способов сборки, переключателя передач цепного привода, стальных труб и ножного тормоза.

Механизмы переключения скоростей, изобретенные ранее (начало XX века) оказались не столь совершенны. Заднее колесо велосипеда с обеих сторон оборудовали двумя специальными звездочками, и для переключения скоростей необходимо было остановиться, чтобы снять колесо, а затем перевернуть его. Цепь при этом предстояло натянуть и зафиксировать.

Изобретенный в 1903 году планетарный механизм, служащий для переключения скоростей обрел популярность лишь в 30-е годы XX века. В 1950 году итальянский велогонщик Туллио Кампаньоло, в дальнейшем ставший производителем велосипедов, изобрел механизм, аналогом которого является сегодняшний переключатель скоростей.

В 1974 году появились модели велосипедов из титана, а годом спустя из углепластика. Уже в 1983 году изобрели велокомпьютер, в функции которого входило отслеживание скорости, времени и нагрузки.

Нельзя сказать, что популярность велосипедов в XX веке была постоянно стабильна. В начале столетия стало развиваться автомобилестроение, машины стали более доступны, вследствие чего велосипеды потеряли свою популярность. Вновь мода на велосипеды пришла вместе с пропагандой здорового образа жизни. Сегодня наибольшей популярностью они пользуются у жителей европейских стран. Самой «велосипедной» страной считается Дания. Житель этой страны проезжает на нем 893 км за год. После Дании следуют Нидерланды (853 км). Средний житель Бельгии и Германии проезжает на велосипеде примерно километров 300 за год. Самая низкая популярность в странах Южной Европы. За год среднестатистический испанец проезжает на велосипеде около 20 км.

Надо отдать должное проводимой политике правительства, в результате которой популярность этого вида транспорта способствует улучшению здоровья людей и разгрузке центральных улиц от автомобилей. Во многих азиатских странах велосипед считается практически основным средством передвижения из-за его дешевизны. Однако и там (взять хотя бы Китай и Индию) использование велосипедов стало сокращаться. Жители городов стали переходить на мопеды, мотоциклы, автомобили. Иногда, чтобы велосипедный транспорт не мешал движению машин, власти вынуждены принимать меры против него. Например, в Шанхае, в 2003 году в декабре на время было запрещено движение велосипедистов.

Основным производителем велосипедов считается Китай, так как производства большинства велосипедных фирм находятся в этой стране. Около 95% велосипедов изготовлено в Китае.

Сообщества › Взгляд в Прошлое › Блог › Знаменитые советские велосипеды

1. КАМА
Иметь «Каму» было невероятно круто. Этот велик был настоящим бестселлером. В конце 80-х он стоил сто рублей, что было не так уж мало, но за ним все равно выстраивались очереди. Ещё бы не выстраиваться — советские дети потому так хорошо и учились, что такие вещи как «Кама» покупались родителями в обмен на обещание приносить теперь только пятерки.

У «Камы» был очень современный и стильный профиль, она обладала массой достоинств. Во-первых, длинные втулки руля и сиденья позволяли сделать её настоящим «байком» (кроме того, велик «рос» вместе с хозяином). Во-вторых, у «Камы» не было горизонтальной рамы и колеса были небольшого диаметра, что серьезно увеличивало возможность погарцевать «на дыбах». В-третьих – выпускались складные «Камы».
Особым шиком было сделать на «Каме» хороший «обвес». Дефицит заводских тюнинговых деталей позволял развернуться фантазии. На руль и раму надевали шланги от противогазов, активно использовалась в тюнинге изолента в разных цветовых сочетаниях; велик обвешивался катафотами, на руль крепились зеркала; на колеса ставились «трещотки» из картона, а в колеса (чтобы можно было гонять по свалкам и закоулкам) вставлялись «колбасы», найденные на ближайшей стройке. Кто помнит – тот поймёт, о чём речь.
«Каму» обклеивали наклейками с гоночными машинами, на «сидушку» и ручки руля вешалась бахрома, а на спицы надевались детали из конструктора. И ещё: на крылья крепились брызговики из резины или линолеума.

2. УРАЛ
«Урал» — это нестареющая классика. Среди советских велосипедов – это диплодок. Неубиваемый, тяжелый, он на протяжении десятилетий служил советским людям верой и правдой. Он не боялся ничего: ни бездорожья, ни больших грузов. На нем перевозили канистры и дрова, доски и трубы.

На «Уралах», принайтовав связки удочек, катились на рыбалку рыбаки. На «Уралах» не форсили, их не обклевали наклейками и не обвешивали катафотами – не солидно. Зато на «Урале» была аптечка, ремонтный набор и насос, часто прямо на раму крепилось второе, пассажирское, сиденье.
Ребенку ездить на «Урале» было неудобно, но сноровка позволяла ездить под рамой, что тоже считалось особым шиком.
«Уралы» и сегодня успешно справляются с непростой обязанностью «дачного велика». Некоторые особо верные «ураловцы» уверены, что негоже русскому человеку покупать заграничные «байки», пока остается в живых хоть один «Урал», а он, как уже можно понять, вечен.

3. МОСКВА 80, позже ТАХИОН

«Москва-80» — это самый легендарный советский велосипед, хотя бы по той причине, что он так и остался легендой – прокатиться на нём посчастливилось немногим. История его показательна и даже поучительна. Когда в середине 70-х годов Москва получила право на проведение Олимпиады, сразу встал вопрос: на каких велосипедах будет соревноваться наша сборная? Задать вопрос и постановить, что необходимо создать отечественный спортивный велосипед – это одно, довести решение до дела – совсем другое.

В условиях дефицита времени велосипед всё же был создан. Для своего времени он был уникален: собранный по последнему слову техники, из высокопрочных и легких материалов (с применением титана), он весил всего 8 килограмм. Однако предстартовые испытания на велотрассах в Сочи выявили недостатки «Москвы-80», главным из которых было переоблегчение машины в ущерб надежности.
Катать домашнюю Олимпиаду на нем не рискнули, советские спортсмены выступали на проверенных велосипедах итальянской фирмы Colnago, а на «Москве-80» состязались в шоссейной гонке спортсмены из Камеруна. Всего было выпущено около 52-х велосипедов «М-80» для различных видов гонок на треке и шоссе и еще 20 рам с вилками в качестве запасных. С 81 года начался выпуск «»Тахиона». Причем ранние трековые Тахионы мало чем отличались от «Москва-80» большинство узлов оставались такими же, геометрия также мало изменилась.

По мере выпуска Тахион все дальше отходил от «Москва-80» т.к. совершенствовалась конструкция велосипедов непрерывно. Тахионы 1983 года имели уже все узлы собственной «тахионовской» конструкции и своеобразную геометрию.

4. ТУРИСТ
Шоссейные велосипеды – это «роллс-ройсы» советского велопрома. Самое главное отличие их от «простых смертных» великов заключалось, конечно, в наличии нескольких скоростей. В случае «Туриста» — четырех. Во время долгих поездок («Турист» был велосипедом, созданным именно для велопоходов) этот фактор играл решающую роль.

Владельцы шоссейников были небожителями, для детей возможность прокатиться хотя бы на раме «Туриста» признавалась за высшее благо. У «Туриста» в заводской комплектации был насос, подрамная сумка с инструментами (помните ключ «семейник»?), багажник. Некоторые экземпляры выходили с завода с фарой и чудом техники — динамо-машиной.
Также нужно сказать про спортивный эргономичный руль, в народе прозванный за свою форму «бараном». Благодаря его форме, можно было менять хват и давать спине заслуженный отдых. Кроме того, «Турист» был оборудован ручными тормозами, рычаги которых крепились всё на том же «баране». «Турист» был самым народным из всех спортивно-шоссейных советских велосипедов. Несмотря на отсутствие привычных сегодня амортизаторов – это была очень достойная и надежная машина.

5. ОРЛЁНОК
«Орленок» (по-литовски «Эрелюскас») был подростковым велосипедом, а значит – почти взрослым. Его покупка была своеобразной инициацией для советского ребенка, который прошёл стадию «Львонков» и «Школьников».

Немного изогнутая рама «Орленка» была будто специально создана для того, чтобы его удобно было заносить на плече по лестничным пролетам до своего этажа. Да-да, когда у тебя появлялся «Орлёнок» ты больше мог не рассчитывать на то, что старшие будут тебе помогать в деле доставки велика «в гараж».

Читайте также  Сиденье для куклы на велосипед

Что отличало «Орленок» от детских велосипедов, так это то, что количество спиц, профиль обода, втулки и каретка были такие же, как на больших велосипедах, а потому владелец «Орленка» сразу вставал на более высокую ступеньку в дворовой иерархии. Ещё один момент: «Орленок», как и другие велосипеды, многие умельцы переделывали в мотовелосипеды, но это уже другая история.

6. ЗИЧ — 1
Что будет, если авиационный завод станет выпускать велосипеды? Получится великолепная модель, которую многие будут считать шедевром. Именно таким стал велосипед «ЗиЧ-1», выпускаемый бывшим авиационным заводом имени Чкалова.

та модель стала самой желанной для детишек 40-х годов. «ЗиЧ-1» был самым дорогим и самым технически совершенным велосипедом того времени. Такую дорогостоящую покупку могли позволить себе лишь представители интеллигенции, военные в высоких чинах, обеспеченные представители партноменклатуры. Велосипед, впервые увидевший свет в 1946 году, стал культовым, так как велолюбители считали его лучшим из всех моделей 30-70-х годов. «ЗиЧ-1» обладал своеобразным дизайном, который сразу же приглянулся покупателям. Помимо этого, у него была система переключения 3-х передач и ручные тормоза. Этот велосипед прекрасно подходил для тех людей, которые любили кататься в ночное время, так как у него была фара на переднем крыле и генератор электричества, предназначенный для питания фары.

7. СПУТНИК
Наверное, каждый слышал много раз о велосипеде под названием «Спутник». У многих был такой, а некоторые даже сохранили его на память о днях минувшей молодости. Он выпускался на Харьковском велосипедном заводе, откуда расходился по всей стране в 60-70-х годах прошлого века.

На велосипеде были установлены обода из дюралюминиевого проката. Но могли так же устанавливаться и стальные. Тормоза с симметричной тягой, усиленные педали, улучшенные переключатели скоростей — все это сделало «Спутник» одним из наиболее популярных велосипедов в стране. Кроме того, он считался мужским легкодорожным велосипедом. В комплекте с велосипедом шли разнообразные «бонусы», такие как: насос, звонок и сумка с комплектом инструментов. Установленный на «Спутнике» руль был спортивного типа, благодаря чему велосипед использовался не только для велопрогулок, но и для спортивных тренировок.

8. ШКОЛЬНИК
«Школьник» — самая популярная модель детских велосипедов в советские времена. Они выпускались на Горьковском велосипедном заводе производственного объединения «ГАЗ».

Этот завод начал свою работу еще в 1940 году, изначально являясь цехом Горьковского автозавода по производству «детских автомобилей» и их комплектующих. Во время Второй мировой войны завод был переквалифицирован на выпуск боевых мин. Но уже в 1956 году началось изготовление велосипеда «Школьник». Эта модель предназначалась для детей 10-11 лет, и поэтому пользовалась огромным спросом среди населения страны. Каждый ребенок, родители которого могли позволить себе купить ему такой велосипед, рассекал на нем с особой гордостью, и берег его как самое ценное сокровище в своей жизни. Наверное, благодаря такому отношению сохранилось множество экземпляров данной модели. Также «Школьник» продавался во многих странах социалистического лагеря. Велосипед выпускался по 1993 год. Ранние модели для мальчиков имели закрытую раму, хотя со временем от этой конструкции отказались. Задняя втулка велосипеда имела свободный ход, руль был высокий с увеличенным выносом, седло мягкое с жестким каркасом.

9. АИСТ ДЕСНА
Эта марка в свое время получила огромное распространение и невероятную популярность, что позволило ей продолжить существование и по сей день. Эти велосипеды запомнились любому человеку, чье детство пришлось не только на вторую половину прошлого столетия, но и на начало нынешнего столетия.

Марка «Аист» была создана в 1947 году. Уже в 1950 году был продан стотысячный велосипед. Простота конструкции, легкость в ремонте, удобство в обслуживании сделали велосипеды этой марки наиболее популярными среди веломашин подобного типа. На данный момент велосипеды этой марки производятся белорусским заводом «Аист».

История велосипеда: от древности до наших дней

До создания современного велосипеда было несколько примеров более простых устройств, напоминающих велосипед, так званых «протовелосипедов». Первым кто нарисовал чертежи велосипеда, был гениальный художник и изобретатель Леонардо да Винчи, в его знаменитых рукописях помимо многих других интересных вещей имелись и рисунки велосипеда. Увы, но чертежам велосипеда из эскизов Леонардо да Винчи так и не суждено было воплотится в жизнь (как впрочем, и многим другим изобретениям гениального итальянца), в последующие четыреста лет лошади оставались единственным средством передвижения по дорогам Европы.

В начале XIX века немецкий барон Карл фон Дрейс изобрел первое двухколесное движущееся средство, ставшее подлинным прародителем современных велосипедов. Свое изобретение Карл назвал «Laufmaschine», что в переводе с немецкого означает «машина для бега». Сия «машина» состояла из двух колес, которые были скреплены одной центральной планкой. Водителю этого транспортного средства приходилось сначала бежать, чтобы набрать необходимую скорость, а затем поднимать ноги и продолжать движение, до тех пор, пока первоначальный импульс не иссякал.

Вот так выглядел первый велосипед Карла фон Дрейса, уже с двумя колесами и сиденьем на деревянной раме, но еще без педалей.

Как ни странно первый велосипед приобрел большую популярность в Европе, и по имени изобретателя его стали называть «дрезиной» (Draisine).

(А еще с появлением велосипедов вскоре появились и аксессуары к ним, например, велосипедные покрышки, к слову купить покрышки 27 5 по хорошей цене можно перейдя по ссылке).

Как появилось название «велосипед»

Популярность дрезины привела к тому, что их стали делать во многих европейских странах, а некий английский изобретатель Денис Джонсон создал новую усовершенствованную модель дрезины, более удобную и функциональную, вот так она выглядела.

Но случилась заминка, новую модель надо было как-то назвать, а называть ее по прежнему «дрезиной» было уже как-то не комильфо. В итоге коллега Джонсона, французский изобретатель фотографии, Жозеф Нисефор Ньепс предложил название для новинки – «vélocipède», в переводе с французского «vélo» означает «быстрый», а «cipède» – «ноги». То есть если переводить буквально, то французское слово «велосипед» означает «быстрые ноги» или «быстроног». Название «велосипед» вскоре стало повсеместным.

Появление педальных велосипедов

Безпедальные велосипеды оставались в использовании почти 40 лет, пока два французских производителя карет не пришли к идее, которая произвела революцию в мире велосипедов. Пьер Мишо и Пьер Лальмен первыми додумались приделать к велосипеду педали, они же разработали план крепления педалей к переднему колесу и установки сиденья водителя на опорную балку.

В 1864 году они сделали свою первую модель педального велосипеда, которая оказалась очень эффективной и простой в производстве. Еще одним важным нововведением, которое внесли два француза, было изменение рамы велосипеда, если раньше она была деревянной, то теперь стала металлической.

Другие старинные велосипеды

Тем временем велосипеды, уже педальные, завоевывают еще большую популярность, появляются самые разнообразные модели. Одним из самых популярных дизайнов того времени была модель велосипеда с увеличенным передним колесом.

Созданный в 1869 году французом Юджином Мейером и серийно произведенный англичанином Джеймсом Старли, велосипед с высокими колесами улучшил несколько аспектов его использования, но и добавил несколько недостатков (сложный спуск и горная езда). Первые модели таких высоко-колесных велосипедов стали доступны в 1870-х годах в Англии, где они были весьма популярными.

После тех первых нескольких лет популярности велосипедов с высокими колесами, в 1885 году англичанин Джон Кемп Старли создал свой первый «велосипед безопасности». Сегодня это изобретение считается одним из самых важных моментов в истории велосипедов. Он имел цепь, которая соединяла педали с задним колесом и управляемое переднее колесо. Это устройство (называемое Rover) начало эпоху, известную сегодня как «Золотой век велосипедов».

С тех пор дизайн и оборудование велосипедов стали стандартизированными во всем мире, и они удовлетворяли всем четырем основным аспектам – безопасность, скорость, комфорт и рулевое управление. Все они имели основную ромбовидную форму, изготовленную из металла, пневматических резиновых шин, роликовой цепи, одной передачи, тормозов и многого другого. Золотой век велосипедов длился с 1900-х по 1950-е годы, когда велосипеды стали одним из основных средств общественного транспорта. Ранние велосипедные клубы популяризировали развлекательное вождение по всей Америке и Европе. За эти годы их производственные затраты значительно снизились, что увеличило их использование во всем мире.

И в наше время велосипеды не утратили своей актуальности, во многих европейских городах все больше людей отказываются от автомобилей в пользу велосипедов, полезных как для здоровья, так и для экологии.