Спутник турист велосипеды

Обзор легендарного велосипеда «Турист» и его современных модификаций

Двухколесные байки сегодня используются повсеместно: на них ездят на работу, прогулки, просто катаются. Некоторые модели имеют богатую историю, например, велосипед «Турист», разработанный в Советском Союзе. В настоящее время он тоже выпускается, но в обновленном, усовершенствованном виде. Современные конструкцию имеют высокие технические характеристики, предназначены для преодоления больших расстояний.

  1. История создания
  2. Технические характеристики
  3. Современные модели
  4. Видео

История создания

Деятельность Харьковского велосипедного завода оказала сильное влияние на производство велотранспорта в странах бывшего СССР. «Туристом» называлось самое популярное его творение. Модель привлекала пользователей отличным качеством, высокими характеристиками, доступной стоимостью.

Первые «Туристы» были выпущены в 1949 году, производили эту модель до 1961 г. За этот период было разработано 3 модификации:

  1. В-31. Односкоростной байк, оснащенный механизмом свободного хода. В связи с простотой конструкции модель быстро вышла из производства, сегодня практически не встречается.
  2. В-32. Велосипед очень похож на предыдущий вариант, но имел 3 скорости, которые переключались при езде. Со временем модель претерпела некоторые изменения: конструкция вилки стала иной, оригинальные манетки были заменены телескопическими.
  3. В-33. Рама этого байка состояла из хромированной стали, а не из алюминия. Стандартные втулки были заменены элементами, которые встречаются во всех туристических моделях. Дизайн тоже преобразился, изменилась эмблема.

Главной особенностью В-33 стали детали. Одна из них — специальная цепочка, которая предотвращала потерю колпачка от камеры.

С 1961 года туристические велосипеды получили новое название — «Спутник». Это было связано со значительными достижениями в сфере освоения космоса. Первая модель В-34 имела алюминиевый руль, гребни на крыльях отсутствовали. В последующих вариациях менялись только внешний вид байков, материалы изготовления некоторых деталей.

Со временем «Спутник» стал отдельной линейкой и выпускался до 1983 года. В начале 80-х годов появилась новая модель — 153-424. Назвать успешной ее нельзя, поскольку рама не отличалась прочностью из-за использования некачественного металла. Последними «Туристами», выпущенными в советский период, стали модели 153-452, которые имели обновленную тормозную систему и крепление багажника. Именно эти конструкции считаются основоположниками современных дорожно-туристических байков.

В-31 В-32 В-33 Спутник

Технические характеристики

Первые три модели «Турист», разработанные ХВЗ, были изготовлены из хромированной стали, что делало их долговечными и неприхотливыми в уходе. Кроме того, конструкции имели схожие параметры:

  • наличие трех передач, четвертая появилась у последней модификации;
  • облегченные литые педали;
  • жесткое либо мягкое сиденье, которое устанавливалось выборочно;
  • размер колес — 622 см, 28 дюймов в диаметре, ширина — 25 мм;
  • высота рамы варьируется в пределах 540–600 мм с шагом в 20 мм;
  • вес — около 14 кг.

Характеристики байков призваны снижать физические нагрузки во время поездок за счет уменьшения трения колес. По сравнению с шоссейными моделями, «Туристы» имели увеличенную колесную базу, покрышки стали более качественными, что позволяло ездить по неровным дорожным покрытиями, пересеченной местности, лесам. Харьковский байк комплектовался фонарями на колесах, звонком, насосом. На заводе устанавливали багажник, раму дополняли небольшой сумочкой для хранения инструментов. Некоторые модели оснащали прожектором с электрическим генератором. Задние звездочки имели 16-24 зубчика, передние — 21. Велосипеды оснащали ручным и задним тормозом. Отличительная характеристика «Туриста» — интересная форма руля. Именно такая конфигурация является наиболее эргономичной, позволяет подниматься в гору, затрачивая при этом меньше сил.

На многие модели устанавливали подножки, багажники, выполненные из проволоки, светоотражатели красного цвета для заднего щитка, желтого — для спиц.

Современные модели

В наши дли «Турист» не утратил своей актуальности. На официальной страничке Харьковского завода можно увидеть новые модификации, которые соответствуют современным требованиям. Каждая модель имеет свои особенности:

  1. 48 SH. Диаметр колес составляет 28 дюймов, высота рамы — 54 см. Длина базы достигает 1095 мм. Байк оснащен 7 скоростными передачами. Педали производят из легкого алюминия, сиденье мягкое, удобное для длительных путешествий. В комплектацию входят подножка, классический велосипедный багажник, специальная защита для цепи. Конструкция состоит из прочной стали, которая при необходимости легко поддается ремонту.
  2. 49 BA SH. Главная особенность модели — необычная рама, напоминающая открытую двойную. Это обеспечивает максимальное удобство эксплуатации.

Завод в Харькове выпускает отличные байки с современным дизайном, однако многие райдеры предпочитают использовать дополнительный тюнинг. Самый популярный способ — установка светодиодной подсветки на колеса. Внедрить это новшество можно абсолютно на любую модель. Наиболее эффектно выглядит такой декор в темное время суток.

Возможны разнообразные эксперименты со звонками. Сегодня эти элементы представлены в огромном количестве, поэтому без труда можно обзавестись оригинальным сигнальным устройством. Спицы часто модернизируют при помощи всевозможных вставок, наклеек, обмоток. Некоторые пользователи вешают на велосипеды «номера» с именами, крепятся они впереди на руль, либо сзади на сиденье. Существует огромное количество вариантов тюнинга, которые позволяют сделать байк неповторимым, достаточно лишь использовать собственную фантазию.

Велосипед «Турист» по праву считается легендой советского велотранспорта XX века. Модель пользовалась огромной популярностью не только у путешественников, но и у любителей активного образа жизни, прогулок по паркам, пересеченной местности. Благодаря универсальным техническим характеристикам, доступной стоимости байк был распространенным, общедоступным средством передвижения.

48 SH 49 BA SH

Видео


Сообщества › Ретро-автомобили СССР › Блог › ХВЗ Турист . Подарок или подачка?

Всем привет, как и обещал рассказываю о самом массовом легкодорожном советском велосипеде — ХВЗ Турист .

Начать хотел бы с цифр с даты начала и конца выпуска ХВЗ Турист с 1950-го(ХВЗ В-32)

до окончания выпуска до 1991 (ХВЗ В-153-611 )

Внушительная цифра(41год!) товарищи, так чем же привлекал Турист ? Чем он завоевывал сердца миллионов советских граждан ?

Разберемся что есть Совесткий Турист 50го года серединный Турист 80го года и перестроечный Турист 89-90 года ?

Благо мне удалось прокатиться и подремонтировать каждый из них .

1. Турист Советский, настоящий 52гв . Отличная, добротная рама, тяжелые, мощные переключатели, тяжелый до ужаса, однако накат отличный, хорошо подобранные передачи . чувствуется, что за халтуру могли и «пожурить» . Качество чувствуется везде, даже в таких мелочах как обод колеса — для того что бы колпачок камеры не пропал -была сделана цепочка .

После такого велосипеда действительно чувствуется «за что» любили Турист — за надежность и неприхотливость .

Теперь перейдем к Туристу из 80-го года, велосипед заметно «полегчал» все стало легким, воздушным, однако обода стали из пластилина, но рама не площает, качество окраски конечно удручает, однако, вц елом- велосипед приемлимый, хотя, из 10 дней проведенным на нем от рассвета до заката, 2 я точно посвятил повторным регулировкам…

Здесь тоже можно понять любовь советских граждан — дефецит, по сравнению с тем что было — турист, считавшийся полуспортивным, был чем то вроде Ракеты по сравнению с ПО-2 .

Ну а теперь перейдем к «кульминации» нашего рассказа — вот такой вот велосипедик

В целом, выглядит интересно- это следствие того, что завод поменял способ нанесения надписей- вместо краски- наклейки на целофане, однако рама- пластилиновая! Крашено без грунта, тормоза гнутся …это, если честно- был один из самых плохих моих велосипедов, хотя я предпринимал попытки к улучшению технических характеристик

Гнущяяся рама, втулки, руль сделали свое дело- я не смог его на нем ездить- вернулся к своим «старичкам».

Здесь уже любви не было — после развала СССР на рынок хлынули американские -китайские-немецкие велосипеды, и родной харьков, за убогость 40летней конструкции, ненадежность, дичайщее качество просто вытеснили с рынка, в результате чего завод, как истинный «наш» прекратил свое сушествование .

Какой же мы можем сделать вывод, товарищи ?

Несомненно, в начале своего выпуска ХВЗ В-32 Турист был подарком завода любимому народу, об этом горит все, качество, красота, надежность, однако в конце же, велосипед был явно «отпиской», своеобразным «плевком», почему нельзя было сделать нормальный велосипед, сделать хорошее качество изделия ? Почему не применить хоть некоторые наработки которые копились в течени всего(!) производства ?

Читайте также  Динамометрический ключ для велосипеда

К сожалению эти вопросы остались без ответа, завода уже нет, однако эти велосипеды до сих пор колесят просторы родной страны . Страны, которой подарила им жизнь, но которой уже тоже нет…

Комментарии 54

Есть вариант взять туриста 91 года в целофане, стоит?!

Хвз завод существует

Был ХВЗ Спорт:) Эх хорош

В советское время Турист — это что-то из нереального мира. Все пацаны о нем мечтали. Но такие были у единиц. Мы довольствовались обычными Украинами.
Про мою Украину ты наверное читал? Я когда-то писал.

Еще раз убеждаюсь что все зависит от региона и от удаленности от центра, до Сибири они вообще не доезжали 🙂

Молодцом! Классный пост! : )

Очень понравилось!) Хочу такой!

Взависимости от комплектации, в среднем продаются по 5000 р .

Слава, отличный рассказ!))

спасибо за буквы! ! !

У меня Турист 91г, тоже синий.)))))Всё устраивает, кроме заднего переключателя-раз в неделю приходится залезать…Гоняю в деревне-колёса целые…Правда передний обод французский…vk.com/photo80820615_289102191

Да я помню у тебя, он довольно неплох … я восстанавливал тоже турист, даже где то фотка есть

Долгое время был хозяином крайней описанной модели Туриста. Ездил в основном по грунтовым дорогам, к коим он оказался плохо приспособлен из за узкого обода. долгое время мучился с исправлением восьмерок, пока колесо окончательно не завернуло пропеллером. В идеале на него нужны были обода широкие, типа урала, но они не влезли в раму, так и погиб велосипед только из за того, что не смог найти заднее колесо. К родному сиденью я так и не смог привыкнуть, особенно на кочках, пришлось приколхозить ураловское кожаное на пружинах, чтобы жопа не отстегивалась на кочках. Рычажок переключения скоростей вообще странный, но опятьже спас колхоз — примастырил к бабочке рычаг длинной 20 см с наболдашником и разметил на раме моменты переключения скоростей, кстати стало намного удобнее. Некоторое недоумение у меня вызывали ступицы на шариках без сипараторов, которые наравили выпадать при разборке оси. А так — вполне достойный велосипед — с современными велосипедами не сравнить — стальные педали, ручки тормозов и большие жестяные крылья это то чего не хватает на современных велосипедах.

да уж- обода слабое место, жалко велосипедик …

Велосипед Турист

В далеком 1924 году два парня отправились в путешествие вокруг земного шара. Их имена: И.Фрейдберг и А.Князев. На тот момент молодые люди учились в институте физкультуры. Они первыми решились на велосипедные испытания. Их поездка была основана на собственном энтузиазме. Они повидали множество стран: от Китая до Латинской Америки. В Москву вернулись юные энтузиасты через три года.

С тех пор завод начал активное производство различных велосипедов. ХВЗ выпускал модели не только для взрослых. Он был популярным производителем детских велосипедов, которые пользуются спросом и в нынешние времена.

Знакомство с «Туристом»

Если говорить и сравнивать данную модель с дорожными велосипедами, выпускаемыми на том же заводе, «Турист» имел облегченную конструкцию. Внедрили туда и механизм переключения передач. Шины стали уже, присутствовали ручной и задний тормоз. Причем, качество шин отличалось своей надежностью, позволяло ездить на пересеченной местности и по дорогам с неровностями.

Велосипед ХВЗ «Турист» В-31 .

Велосипед ХВЗ «Турист» В-32 .

Велосипед ХВЗ «Турист» В-33 .

Схожие по геометрии рамы и уже имевшая механизм переключения трех передач скоростей модель В-32. Механизм прозвали тогда «костяной ногой», который со временем заменили на телескопический. К концу выпуска этой линейки велосипедов изменили конструкцию передней вилки и форму коронки.

Следует отметить, что следующая модификация «Туриста» положила основу классической конструкции велосипедам данного типа. Появилась узорная маска, втулки, добавили бонки для удержания тросов. В качестве материала использовалась хромированная сталь. А самое важное — изменение постигло шильдик-эмблему.

Велосипед ХВЗ «Спутник» В-34 .

  • Вместо накладного переключателя появился параллелограммный;
  • Руль изготавливался из алюминия;
  • Изменен вынос руля;
  • Убран декоративный гребень;

Это были последние глобальные новшества. Все последующие байки данной линейки менялись, в основном, внешне. Иногда совершенствовалась трансмиссия.

Спортивно-туристические велосипеды

Велосипед ХВЗ 153-411 .

Велосипед ХВЗ 153-421 .

Какими характеристиками обладали первые «Туристы»

Рассмотрим, чем оснащен типичный дорожно-туристический велосипед. А именно, такие серии, как В-31, В-32, В-33.

  • Рама изготовлялась из надежного материала – стали. Имела закрытый тип, высоту — 560 мм;
  • База — 1090 мм;
  • Руль изготавливался из стали. Мог быть как спортивного, так и дорожного типа;
  • Колеса. Обода коробчатые из алюминиевого сплава. Размер шин –32×622 мм;
  • Седла в одних партиях были жесткими. А в других встречались мягкие;
  • Педали были облегчённые. Имели литый корпус;
  • Вилка из стальных труб, закрытая;
  • Втулка заднего колеса трещоткой на 3 звезды, бестормозная;
  • Количество зубьев на задних звездах — 6, 20, 24; а на передних — 48;
  • Количество передач – 3;
  • Тормоза — передние клещевые;
  • Цепь – втулочно–роликовая;
  • Дополнительное снаряжение: звонок, багажник, велосипедная фара, сумка для хранения инструментов. В некоторых моделях встречался задний фонарь. Приятным дополнением всегда был насос со шлангом, который в нужную минуту под рукой;
  • Вес велосипеда -14,0 кг.

Технические характеристики «Старт-Шоссе». Модель 155-411

  • Рама изготовлялась из надежного материала – стали. Имела улучшенную конструкцию, состоящую из тонких труб. Высота минимум 520 мм, максимум 600 мм, в зависимости от партии;
  • База — 995 – 1025 мм;
  • Руль изготавливался из дюралюминия. Спортивного типа, с удлиненным выносом;
  • Колеса. Материал — дюралюминий. Размер шин – 600×27 мм;
  • Спицы стальные, редуцированные;
  • Тормоза улучшенные;
  • Седло изготовлено из полужесткого каркаса. В данной модели встречалось исключительно жесткое покрытие. Материал — пластик;
  • Педали изготавливались из стали. Тип — челночный;
  • Передняя вилка имела новую геометрию. Материал — легированная сталь;
  • Втулка заднего колеса с четырехступенчатой трещоткой, бестормозная;
  • 10 передач;
  • Цепь – втулочно–роликовая;
  • Количество зубьев на задних звездах – встречалось три варианта, в зависимости от партии;
  • Втулка задняя – с пятиступенчатой трещоткой, бестормозная;
  • Вес — 10,5 кг;

«Турист» 153 — 421

  • Рама состояла из тонких труб. Высота минимум 546 мм, максимум 600 мм, в зависимости от партии;
  • База — 1060 мм;
  • Руль изготавливался из стали или алюминия. Тип — дорожный;
  • Колеса не отличались от своих предшествующих моделей. Имели облегченные щитки. Размер шин – 622×32 мм. Тип — бортовые;
  • Спицы изготовлены из стали. Резьба на них 2,1×0,4 мм;
  • Тормоза кантилеверные, ободные;
  • Седло изготавливалось из полужесткого каркаса. Материал мягкого покрытия — кожзаменитель;
  • Педали. Материал – сталь. Тип как в предшествующих моделях;
  • Передняя вилка, втулка заднего колеса и цепь остались неизменными;
  • 4 передачи;
  • Количество зубьев на задних звездах 6, 20, 22 и 24, а на передних — 51;
  • Дополнительное снаряжение: багажник, подрамная сумка для хранения инструментов, подножка. Желтые боковые и красные передние катафоты. Всегда в комплект входил насос. Реже встречались фары и генератор электричества;
  • Вес велосипеда 14,5 кг.

Новая жизнь старого байка

Что можно изменить в стареньком велосипеде? Многие опытные райдеры понимают, что в некоторых случаях проще купить модель советского производства и оборудовать ее новыми деталями.

Так, например, легко можно модернизировать систему (шатуны со звездами). После этой замены будет намного проще ехать по подъемам. Но обязательно тогда должна произойти смена цепи. Можно выбрать импортную цепь на 5/6 или 7/8 скоростей различных фирм.

Задние втулки «Туристов» имеют примитивную защиту от воды и грязи. Отсюда следует, что разборка ее неизбежна при интенсивной и частой езде. Велосипедисты советуют выбирать втулки от зарубежных производителей.

Выбирая задние переключатели, можно остановиться на том же ХВЗ. Независимо от того, что их считают весьма примитивными, качество не уступает другим модным фирмам. Если речь пойдет об установке трещотки или кассеты с большой задней звездой, то здесь уже не обойтись без зарубежных переключателей.

Читайте также  Как снять ручки с руля велосипеда

Принимаясь за модернизацию ободов, следует помнить, что экономия здесь лишняя. Хорошими могут стать двойные, импортного качества. К «Туристу» прекрасно подойдут обода шириной 18 — 21 мм.

Дополнительный тюнинг

Очень популярной и доступной является светодиодная подсветка колес велосипеда. Только представьте, как в ночное время райдер сможет блистать среди друзей своими огнями. Главное, что это можно внедрить в любой байк, независимо от модели или фирмы производителя.

Еще смело можно купить новое седло или современные тормозные ручки.

Не исключено экспериментирование с сигнальным звонком. Сейчас на велосипедном рынке много их разновидностей. На любой вкус. Некоторые умудряются обвесить байк своего руля со всех сторон нестандартными звонками.

Многие любят, чтобы велосипед отражал в вечернее время. Что можно придумать, если нет времени или возможности встраивать светодиодную подсветку? Для таких случаев придумана отражающая пленка. Чаще всего ее клеят на раму и обода.

Спицы также можно модернизировать различными обмотками, наклейками или вставками.

Некоторые любят вешать «номера» на байк в виде собственного имени. Обычно они крепятся сзади на сидение или впереди на руль. Такие «номера» можно приобрести в специализированных магазинах или же изготовить самим с применением ламинирования.

Вариантов тюнинга множество. Все зависит от желания и фантазии райдера. Как выяснилось, можно изменить цвет рамы, установить современное седло, заменить шины, прикрепить багажник и держатель для воды.

Кто-то меняет только внешние детали, не влияющие на качество езды, а кто-то очень углубляется в процесс. И от старенького «Туриста» остается только прочная основа.

Где найти запчасти к советским велосипедам?

Все необходимые детали и запчасти продаются в специализированных магазинах, некоторые придется заказать через интернет. Конечно, не факт, что сразу подберутся детали к старенькому байку. Но многие новые запчасти подходят к советским велосипедам. Желая получить качественные детали, выбирают зарубежного производителя. А для любителей раритета все еще существует барахолка. Там, возможно, встретятся запчасти от советских велосипедов производства ХВЗ.

Я очень хочу приобрести такой велосипед

Современный «Турист» производства ХВЗ стоит примерно 75–90$. Если хочется приобрести именно советского качества байк, то следует подумать о приобретении с рук. Некоторые люди продают настоящие раритеты, без каких-либо модернизаций. При этом, цена их не особо ниже. Иногда даже выше. Все оттого, что качество сборки велосипедов говорит само за себя.

Особые ценители байков продают усовершенствованные и модернизированные старые модели «Старт-шоссе», «Спорт-шоссе», «Спутника» или «Туриста». Их цена может достигать 115–120$.

Стоимость зависит от того, как велосипед сохранился, какие детали заменены, как часто использовался и, наверное, насколько он дорог своему хозяину. Ведь настоящий ценитель велосипедного искусства никогда не продаст своего стального друга.

  • Узнайте о других моделях выпущенных Харьковским велосипедным заводом: Велосипеды ХВЗ
  • Советский велосипед Cалют и его характеристики.

Видео. ХВЗ «Турист» В-33 1956г.

Велосипеды Спутник – нюансы и характеристики

  • Нюансы велосипедов «Спутник»
  • История модельного ряда
  • Тюнинг велосипедов «Спутник» в наши дни
  • Заключение

Несмотря на то, что сегодня промышленность и технологии развиваются семимильными шагами и большинство современных достижений доступно каждому – в каждой сфере найдутся ценители раритетных вещей из прошлого. Кто-то коллекционирует старые фотоаппараты, кто-то собирает по всему миру виниловые пластинки, а кто-то охотится за ретро-велосипедами.

Удивительно, но в нынешнем многообразии горных хардтейлов и двухподвесов, стильных городских байков и динамичных шоссейников, встречаются раритетные модели из прошлого. Более того, есть люди, которые с огромным удовольствием катаются на советских велосипедах до сих пор. И не потому, что не могут купить новый байк – им старый добрый велосипед «Спутник» дороже, чем брендовые Land Rover или Audi. Поэтому сегодня мы заглянем в прошлое и узнаем, чем же хороши велосипеды времен СССР и почему некоторые велосипедисты не спешат пересаживаться на современные модели.

Нюансы велосипедов «Спутник»

Они привлекательны не только для коллекционеров и поклонников советской эпохи. Велосипеды Спутник по-прежнему на ходу и способны преодолевать значительные расстояния, а это значит, что для ценителей классики они представляют весьма серьезный интерес. Более того, если задаться целью, можно без труда отыскать парочку велосообществ, члены которых с большим почтением относятся к старым велосипедам. Такие велосипедисты плотно общаются друг с другом, делятся советами по ремонту и обслуживанию байков, а также передают ценные запчасти и детали для кастомных моделей.

Велосипед Спутник эпохи СССР – неплохая база для гаражных переделок. Ведь техническая оснастка байка, несмотря на огромное количество прожитых лет, остается в вполне пригодном состоянии. И в этом нет ничего удивительного, поскольку Советский Союз – это особая эпоха, когда вещи создавали на века. Поэтому «спутники» часто становятся основой для создания кастомной модели.

«Спутники» выпускал Харьковский велосипедный завод (ХВЗ). Предприятие было основано в середине 1920-х годов. Буквально за пару лет ХВЗ достиг ведущих позиций в стране, наладив производство:

  • детских 3-хколесных велосипедов;
  • трековых моделей;
  • шоссейных байков;
  • велосипедов для подростков;
  • моделей для профессиональных спортсменов.

Если говорить конкретно о велосипедах «Спутник», то основные их поклонники – это рядовые обыватели, ведущие активный образ жизни. По сути, это туристические модели, отличающиеся мягким седлом и довольно прочной рамой. Разумеется, создатели хорошо поработали над качеством сборки, снабдив все «спутники» качественными компонентами.

Серия великов с типично советским названием «Спутник» выпускалась в 60-е – 80-е годы прошлого века. Линейка была представлена 6 моделями туристических велосипедов. В наши дни ХВЗ продолжает свое существование, но работает под другим именем – «ВОДАН». Несмотря на то, что завод давным-давно благополучно пережил распад СССР и сегодня находится в достаточно неплохом положении, спутники в капитализм не попали, а так и остались отголоском Советской эпохи.

История модельного ряда

Серия советских байков Спутник выпускалась на протяжении 20 лет. Все модификации были ориентированы на взрослых велосипедистов, ведущих активный образ жизни. Хронологически модельный ряд можно представить следующим образом:

  1. «Спутник В-34» – стартовая модель. Велосипед собирали на протяжении 1961–1964 гг. Основные характеристики: ручные тормоза, спортивный руль, 3-скоростная трансмиссия. В базовой комплектации была предусмотрена сумка с инструментами для ремонта и компактный насос.
  2. «Спутник В-37». Модель выпускалась с 1964 по 1987 год. Конструкторы модернизировали байк, улучшив тормоза и эргономичность седла. Изюминка велосипеда – установка трещотки на заднюю втулку. Комплектация предусматривала установку руля спортивного типа и контактных педалей, что помогало увеличить нагрузку и достичь лучшей аэродинамики. В базовую комплектацию входили та же сумка с инструментами и насос для подкачки колес, раритетный звоночек, запчасти для трещотки, электрическое оборудование.
  3. «Спутник В-39». Модель, которую ХВЗ выпускал с 1968 по 1973 год. Велосипед практически не отличался от своей предыдущей версии. Но эксперты в считанные секунды могли распознать отличия. Так, на В-39 ставили ободья из стали или дюралюминия, более усовершенствованные переключатели скоростей и надежные педали, обеспечивающие хорошее сцепление со стопой. Раму, переднюю вилку и колесные щитки украшали разноцветной эмалью и изящными наклейками. Более того, металлические элементы конструкции были покрыты слоем хрома.
  4. «Спутник В-301». Это принципиально новая модель, которая, судя по официальным данным, предназначалась для деловых поездок, путешествий и прогулок. Модель комплектовалась трансмиссией на 4 передачи, мягким седлом и педалями с туклипсами. Велосипед выпускался в двух модификациях: в базовой и расширенной комплектации. В базовом оснащении велосипедист получал все ту же сумку с инструментами, кормовой светоотражатель, звонок, небольшой ящик на багажник. А вот за дополнительную плату ХВЗ снабжал велосипед еще и передним багажником, зеркалом заднего обзора, динамо-машинкой и фарой. В-301 собирался на раме закрытого типа с ручными тормозами клещевого типа. Последняя партия велосипедов вышла в 1975 году.
  5. Версия 153-414. Велосипед выпускался с 1975 по 1977 годы. Многие по-прежнему считают эту модель классическим «туристом». Довольно жесткое седло, педали-«топталки» и задняя втулка, рассчитанная на 3 или 4 звезды – далеко на нем не уедешь, но в турне по близлежащим деревням отправиться можно. Как и предыдущая модель, версия «153-414» имеет две комплектации. Расширенная оснастка отличается лишь наличием емкости для смазки.
  6. Версия 153-424. Модель выпускалась с 1978 по 1982 годы и предназначалась, в основном, для любителей велоспорта. Однако чуть позже, после появления заднего багажника, велосипед стал подходящим снарядом и для путешественников. Раму изготавливали из более тонких стальных труб, седло – из пластика, что в конечном итоге позволило значительно уменьшить вес велосипеда. Модель комплектовалась трансмиссией на 8 передач. Размер колеса велосипеда – 26 дюймов.

Как видите, модельный ряд «спутников» не так уж и мал с учетом той эпохи, на которую пришлось производство легендарных великов. Более того, найдутся энтузиасты, которые и по сей день колесят на тех самых велосипедах. И, надо сказать, сфера использования «спутников» сегодня достаточно обширна.

Тюнинг велосипедов «Спутник» в наши дни

Сегодня «спутники» уже не выпускают, но благодаря тяге постсоветского человека к прошлому и его ностальгическим порывам, достаточно большое количество железных коней получило шанс на вторую жизнь.

Читайте также  Какая резьба на велосипеде

Тюнинг советских велосипедов – весьма распространенное явление в наши дни. Особенно остро это ощущается на специализированных форумах, где общаются энтузиасты, которые занимаются реставрацией и модернизацией советских велосипедов. Нужно отметить, что многие пользователи периодически нахваливают «спутниковые» рамы, которые спустя несколько десятилетий остаются такими же крепкими и прочными – достаточно косметического ремонта, и каркас для нового байка готов.

Экспериментаторы ставят на старенькие спутники современные «рога», на барахолках ищут кожаные седла или заказывают изделия у ручных дел мастера, пытаются укомплектовать байк «шимановским» навесом и увлеченно делятся друг с другом результатами своих переделок. Надо сказать, занятие весьма увлекательное и, что самое главное, эффективное. Если сомневаетесь, попробуйте поискать результаты таких экспериментов – вы очень удивитесь, увидев традиционные «спутники» в новом амплуа. Несмотря на наличие современных компонентов, модели сохраняют неповторимую советскую эпоху и дух того времени.

Восстановление подобных «динозавров» – это шанс доказать самому себе, что нет ничего невозможного. Попробуйте взять и поставить на раму старого велика современные механизмы. Не все так просто, господа. Придется долго и придирчиво перебирать запчасти на блошиных рынках, шариться на форумах и велоразборках, а потом аккуратно подгонять детали друг к другу. В общем, реставрация велосипеда – это еще та развлекуха.

Отреставрированные и переделанные велосипеды «Спутник» нашли свою категорию почитателей. Большим спросом пользуются байки подобного плана у профессиональных фотографов. Наверняка многие из вас видели парочку снимков с красивыми девушками на фоне сельских пейзажей с раритетным велосипедом – так вот именно раритетные модели в почете у фотографов. Более того, многие ездят на этих велосипедах каждый день. Несмотря на то, что сегодня российскому пользователю доступен огромный ассортимент велосипедов из Америки, Европы и даже Австралии, многие продолжают катать на спортивном «недошоссейнике» советских времен.

Заключение

Эпоха СССР оставила после себя богатое наследие, которое, как показывает жизненная практика, и сегодня находит своих почитателей. Велосипеды Спутник – это ценный экземпляр для коллекционеров, который станет ярким свидетельством огромного пласта в истории ретровелосипедов. Велосипеды Спутник – это еще и возможность проявить свой талант, творческие способности и инженерные навыки, ведь нет большего повода для гордости, чем велосипед, собранный своими руками.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.

Тема: ХВЗ «Турист» или «Старт-Шоссе»

Опции темы
  • Версия для печати
  • Отправить по электронной почте…
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме
    Отображение
    • Линейный вид
    • Комбинированный вид
    • Древовидный вид
  • ХВЗ «Турист» или «Старт-Шоссе»

    Привет велосипедистам! Собственно хочу купить вел, и из подходящего по цене (я нищеброд и студент) и по прочим параметрам, типа эстетики и веса остановился на продукции ХВЗ. В данный момент встал выбор между б/y-шными «Турист»-ом и «Старт-Шоссе». Режим езды предполагается — по городу, вызалки за город, с рюкзаком и более — поэтому багажник на Туристе приветствуется. Но, вроде как на Старте рама получше (если верить интернетам то в периоде до 85 рамы были ого-го), да и заменить колеса (там вроде на трубках) не проблема, но отсутствие багажника удручает. Модернизировать если и буду, то по чуть-чуть и не сразу. Ткните в какую-либо информацию, и подскажите, на что обращать внимание при осмотре техники, когда поеду за ней. Если подобные темы на форуме уже создавались, киньте ссылкой
    З.Ы Нигде не нашел инфы о трансмисии обоих велов, ну, кроме самого количества передач. А передаточных чисел, или что там еще надо знать нет. Отсюда вытекает еще один вопрос — имеют ли эти велосипеды одинаковые ходовые характеристики (ну, взберусь ли с тем же усилием на горку на туристе и на старте, или последний больше по прямой? )

    Последний раз редактировалось darth-nerd; 14.07.2012 в 21:36 .

    турист для туризма
    шоссе для шоссе

    а вообще знаю одного Васю, он катает на бирюзовом Туристе, отзывы только положительные.

    Краткость — сестра таланта!

    Если более развернуто, рама СШ из хроммолибдена — более жесткая, спортивная, для хороших дорог; на бездорожье все кочки прочувствуешь.
    Багажник и крылья на СШ поставить можно. Резина влазит 700Х37 мм максимум, на Турист можно шире ставить.

    Буквально 5 копеек. Будучи школьником катал на «Туристе» — впечатления только положительные, особенно нравилась сидушка, — по сравнению с «Уралами» просто фантастика Насчет рамы? Ну. мы с товарищем в дерево впиликались на веле, и она собссно погнулась малех — не знаю, отнести это к ее плюсам или минусам по сравнению с рамами нынешних велов )) На удивление восьмерки на переднем колесе не было после этого столкновения — ну может оооооооччень маленькая.

    Восьмерка на колесе. Казалось бы, при чём тут рама?

    А ты студент гуманитарного ВУЗа или технического? Это так, академический интерес. Просто, невозможность использовать Старт из-за отсутствия багажника должна была автоматически исключить его из перечня.
    На Туристе ездить можно. Его тяжело таскать на четвёртый этаж, но это 0,01% от всего времени поездки, не переломишься. Заодно подкачаешься к армии. В остальное время он будет тебя возить, ему будет гораздо тяжелее, но он не будет жаловаться.

    Модернизация:
    Никакой модернизации. Ты не знаешь, что надо модернизировать, а следовать чужим советам — это вестись на рекламу «накачай губы, стань крутой». Просто привести в порядок и ездить. Привести в порядок, это:

    1. Сменить тросики. Просто для страховки, а то неизвестно, насколько прогнили родные и перед каким перекрёстком они порвутся.
    2. Поменять тормозные резинки.
    3. Разобрать всё, что вращается. Промыть, положить свежую смазку, собрать, отрегулировать, и больше не трогать.
    4. Выправить восьмёрки.

    Всё. Теперь рекомендуется проехать на этом 2000 километров. За это время ты поймёшь, что тебе нравится, что не нравится. И зимой во время скидок ты купишь себе всё что нужно с пониманием, а не по дурацким советам (этот совет тоже дурацкий, а ты как думал?)

    ———- Добавлено в 09:07 ———- Предыдущее сообщение было в 09:03 ———-

    Вот к этому я присоединюсь. По какой-то неведомой причине кожаные сёдла действительно удобны. Почему производители не делают таких же удобных пластмассовых, я не могу объяснить ничем, кроме заговора мировой закулисы.