Советский массовый велосипед

17 советских велосипедов, на которых все мы когда-то катались

«Кама». Бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ), который позже назывался «Велтой», а ныне – это бренд Forward, прямой наследник «Камы». Завод существовал с 1939 по 2006 год.

Велосипед для взрослых МВЗ В-128 «Дружба выпускался на Минском велосипедном заводе.

«Аист». Бренд Минского мотовелозавода (ММВЗ), основанного в 1947 году. Что интересно, ММВЗ существует по сей день и прекрасно производит современные велосипеды под тем же брендом – Aist, просто находится уже в другой стране, Беларуси.

Велосипед для взрослых дорожный ХВЗ 111–441 “Украина” изготавливался на велозаводе имени В. И. Петровского в г. Харькове.

Складной велосипед для подростков ЛВЗ 172-121 “Эврика-2” выпускался на Львовском мопедном заводе. Особенностью этой модели была рама с шарнирами, складывающаяся в продольной плоскости и амортизатор передней вилки.

«Турист». Бренд Харьковского велосипедного завода. Основан завод в 1923 году и существует по сей день, производя велосипеды «Украина», Tiger, Junior и ряд других.

«Школьник». Бренд Горьковского велосипедного завода, входящего в объединение ГАЗ. Предназначались «Школьники» для детей школьного возраста (как нетрудно догадаться по названию) и производились с 1956 по 1996 год. Сам завод делал велосипеды с 1940-го.

«Урал».
Ещё один бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ). Но если «Кама» была складным велосипедом, то «Урал» представлял собой почти вершину советского велостроения, тяжёлый дорожный велосипед.

«Тахион». Про этот велосипед простой советский человек знал немного. «Тахион» был брендом Харьковского велосипедного завода, под которым производились профессиональные шоссейные и трековые велосипеды для спортсменов (с 1981 по 1992 год).

«Орлёнок». Аналог горьковского «Школьника», только производившийся на Минском мотовелозаводе, а позже – ещё и Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ).

«Спутник». выпускавшийся на Харьковском велозаводе велосипед для взрослых.

«Москва-80». Крутейший и самый легендарный советский трековый велосипед, выпущенный в количестве 52 штук в 1978-1980 годах аккурат к Олимпиаде. Все работы – и конструкторские, и производственные – велись в Центральном конструкторско-технологическом бюро велостроения, а позже в Харькове начали делать «Тахионы», основанные на «Москве-80».

«Ласточка» — параллельная «Орлёнку» модель для девочек с «ломаной» рамой. Производилась на ММВЗ, ШМВЗ, ХВЗ.

Детский велосипед „Бабочка“ выпускался в г. Узловая (Тульская область). Предназначен был для детей от 4 до 7 лет. Был аналогом велосипеда КВД, выпускавшимся на заводе им. Кирова.

Детский трёхколёсный велосипед “Спарите” (“Стрекоза”) с цепным приводом производился на заводе приводных цепей в городе Даугавпилс Латвийской ССР.

Женский велосипед ЗИФ В-21В изготавливался на ПО имени Фрунзе в г. Пенза.

Лучшие велосипеды времен СССР: Кама, Урал, Салют, Школьник, Орленок, Десна, Аист, Сура и другие

Двухколесный транспорт завоевал любовь людей еще в 18 веке. Он удобен, безопасен для экологии и позволяет держать себя в хорошей спортивной форме. До сих пор спросом пользуются велосипеды СССР: Кама, Урал, Салют, Школьник, Орленок, Десна, Аист, Сура и другие. Некоторые модели еще можно приобрести на аукционах.

  1. Особенности и преимущества
  2. Основные разновидности
  3. Детские
  4. Дорожные синглспиды
  5. Гоночные для дорог и шоссе
  6. Складные велосипеды
  7. Видео

Особенности и преимущества

Велосипеды СССР: Урал, Салют, Школьник, Орленок, Десна, Аист, Сура, Кама мало чем отличаются от современных:

  1. Рама выполнялась в трех разных видах: верхняя выпуклая или прямая, либо нижняя, расположенная под углом.
  2. Практически все модели оснащались багажником.
  3. Чтобы замедлить ход, нужно было прокрутить педали в обратную сторону.
  4. Подножки были редкостью.

Нижняя рама встречалась только в женских и подростковых моделях. На них было удобнее садиться.

Велосипеды советского производства по сравнению с современными имели некоторые преимущества. Они были надежнее, изготавливались из качественного металла, служили десятки лет. При этом отличались легким ходом и развивали хорошую скорость. Многие из них сегодня стали настоящей легендой.

Основные разновидности

В СССР выпускались велосипеды для детей и взрослых, дорожные и гоночные. Были даже складные модели.

Детские

Среди всех советских велосипедов выделяются детские модели. Они и сегодня популярны, а некоторые даже до сих пор производят:

  1. Самый распространенный в СССР подростковый велосипед — Школьник. Предназначался для детей от 10 до 12 лет. Но ребята катались на нем вплоть до 16 лет. Имел открытую раму, высокий руль (неудобный для низкого ребенка). Колеса 20 дюймов, тормоз ножной, барабанного типа. Вес 9 килограмм. Производили его с 1956 года по 1993 год.
  2. Бабочка — предназначался для детей от 4 до 7 лет. Имел 2 колеса, раму открытого типа, пластмассовое сиденье и руль, которые регулировались по высоте. Комплектация: небольшой багажник, громкий звонок. Главное достоинство — дутые колеса (12 дюймов) из качественной резины, которые обеспечивали плавный и мягкий ход.
  3. Дружок — велосипед с 2 большими и 2 маленькими колесами (их при желании можно было снять). Рассчитан на детей 3–5 лет. Сиденье мягкое, регулируется по высоте. Рама складная. Цепь скрыта за металлической планкой. Тормоза ручные, задние. На левой части руля находится звонок-пищалка. Педали сделаны из пластика, прорезинены. Есть багажник. Колеса (14 дюймов); шины из сплошной резины; тормоз задний, клещевого типа.
  4. Малыш — трехколесная модель для маленьких детей (от года до трех). Выпускается с 1962 года по настоящее время. Рама сварная, руль с рукоятками из пластмассы, сиденье жесткое, диаметр колеса 35 см.
  5. Кросс — спортивно-игровой велосипед, для детей 7–11 лет. Рама и руль сделаны из стали, 2 колеса (20 дюймов) с пневматическими покрышками. Выпускалось 2 модели: одна с задним ножным тормозом, другая — с передним ручным, клещевого типа.
  6. Мишка — двухколесная модель для детей 5–7 лет. Рама трубчатая, с высоким подъемом, сиденье мягкое, регулируется по высоте, колеса (12 дюймов) с пневматическими шинами, тормоз ножной задний, барабанного типа.
  7. Ветерок — велосипед-трансформер. Мог быть как двух, так и трехколесный. Предназначался для детей 3–7 лет. Выпускался с 1950 года. Руль у модели регулировался по высоте, колеса (24 дюйма) с покрышками из качественной резины. Тормоз задний ножной.

Сейчас старый велосипед Ветерок можно приобрести только на аукционах либо досках объявлений в интернете. Стоимость зависит от состояния: от 5 до 30 000 рублей.

Дорожные синглспиды

Дорожные велосипеды пользовались в СССР популярностью. Это были простые конструкции, созданные для катания по ровным поверхностям: грунтовым или асфальтированным.

  1. Велосипеды Орленок и Ласточка. Прогулочные модели, для детей от 7 лет и старше. Создавались по довоенным немецким образцам с 1949 года вплоть до 1993 года. У Ласточки рама открытого типа, у Орленка — закрытая. Колеса 24 дюйма, тормоз задний ножной. В комплекте металлические крылья, звонок, насос и даже инструменты для ремонта.
  2. Велосипеды Урал. Считаются одним из символов эпохи СССР. Предназначались для мужчин. Выпуск начался в 1965 году. Пользователи полюбили Урал за прочность, надежность. Характеристики: рама закрытого типа; колеса 28 дюймов. Изготавливался из стали. Вес 16 килограмм. Только сиденье и наконечники на рукоятках руля были сделаны из пластмассы. На переднем колесе располагался ручной тормоз, клещевого типа; на заднем — ножной. В комплекте были крылья из стали, трубчатый багажник и сумка, крепящаяся под раму, с набором инструментов для ремонта.
  3. Серия велосипедов Украина. Первая модель выпущена в 1926 году. Стандартные характеристики: рама закрытого типа, колеса 28 дюймов, передний тормоз — ручной, задний — ножной.
  4. Велосипеды Минск. Предназначались для прогулок по дорогам с любым покрытием, кроме бездорожья. Производились с 1956 по 1986 год. Характеристики: рама закрытого типа, колеса 28 дюймов, тормоз задний, ножной.
  5. Велосипеды Сура. Предназначались для прогулок по ровному покрытию. Производились с 1978 года и вплоть до развала СССР. Характеристики: стальная рама закрытого типа, тормоз ножной задний, колеса 28 дюймов.
  6. Дорожный велосипед Уралец. Предназначался для детей от 10 лет и старше, преимущественно для мальчиков. Подходил для активных прогулок по грунтовым, асфальтированным дорогам. Характеристики: стальная рама, колеса 24 дюйма, ножной задний тормоз.

Некоторые модели Урал дополнительно комплектовались насосом, подножкой, аптечкой и даже фарой с генератором электричества.

Гоночные для дорог и шоссе

Советский велосипед — это уже часть истории. В те времена, помимо дорожных и детских, выпускались гоночные, спортивные модели, используемые на соревнованиях всех уровней:

  1. Название велосипеда Москва 80 до сих пор известно многим. Эта модель считается одной из лучших в Стране Советов. Сконструирована специально для использования на соревнованиях мирового уровня. Впоследствии производилась по индивидуальным заказам известных гонщиков. Характеристики: рама из лимитированной стали, спортивный руль с удлиненным выносом, многоскоростной механизм, ручные тормоза, диаметр колеса 28 дюймов. При этом небольшой вес — чуть больше 8 килограмм.
  2. Профессионально-спортивный велосипед Тахион, производства Харьковского велозавода, выпускался с 1979 по 1992 год. За это время было изготовлено более 400 экземпляров. Предназначался для участия в гонках, причем как шоссейных, так и трековых. Характеристики: рама из стальных труб, размер колеса 28 дюймов, 6 скоростей, ручные тормоза, вес 9 килограмм.
  3. Велосипед Спутник считается туристическим вариантом. Производитель — Харьковский велозавод. Выпускался с 1961 по 1983 год. Характеристики: рама из стали, колеса 28 дюймов со стальными ободами, ручные тормоза. В зависимости от модели менялось количество скоростей: 3, 4, 8.
  4. Велосипед Турист предназначался для езды по асфальтированным дорогам. Базовые характеристики: стальная рама закрытого типа, ручные тормоза, колеса 28 дюймов. Выпускались модели с 1 скоростью и с 3.

Советскими велосипедами пользовались не только граждане СССР. Они поставлялись более чем в 30 стран.

Складные велосипеды

Складной велосипед в СССР считался самым дорогим, элитным вариантом. Людей привлекало то, что такие модели можно хранить в квартире. Да и подходили они как взрослым, так и детям:

  1. Велосипед Аист предназначался для прогулок по ровным поверхностям (асфальт, грунт). Отличался размеренностью хода. Рама была складная, с механическим фиксатором для сложенного положения. Колеса 20 дюймов, задний ножной тормоз. В комплекте у школьного варианта: багажник, сумка с инструментами, светоотражающие элементы.
  2. Велосипед Кама — самый популярный в истории СССР. Подходил для пользования взрослыми и подростками, для прогулок в городе и на природе, для легких туристических путешествий. Рама стальная, колеса 20 дюймов, задний ножной тормоз. В базовом комплекте были: крылья из металла, багажник, насос.
  3. Велосипед Салют: камера 24 дюйма, рама открытого типа, система складывания с литым замком, комбинированные тормоза. Не пользовался спросом из-за своих габаритов — он был громоздким даже в сложенном виде.
  4. Велосипед Десна: подходил для неспешных прогулок по ровному покрытию. В сложенном виде легко перевозился в общественном транспорте. Рама открытого типа, облегченная; колеса 20 дюймов; сиденье с пружинным каркасом. В комплекте багажник, сумка с инструментами, светоотражающие элементы, насос.
  5. Велосипед Эврика: рама открытого типа, мопедный руль, колеса 20 дюймов, ножной задний тормоз, сиденье с пружинным каркасом.

Отдельно нужно сказать о велосипеде Тиса. Его выпускал Львовский велозавод наряду с мотоциклами. Это отразилось на внешнем виде: мотоциклетная передняя вилка делала устройство внушительным, громоздким. Ездили на нем не только подростки, но и взрослые.

Читайте также  Как собрать разобранный велосипед

Сейчас многие люди с ностальгией вспоминают СССР и все его атрибуты. В частности, велосипеды. Удобные, прочные, простые в ремонте, они не доставляли хозяевам особых хлопот и долго служили.

Аист Кама Салют Десна Эврика Тиса

Видео


Сообщества › Взгляд в Прошлое › Блог › Знаменитые советские велосипеды

1. КАМА
Иметь «Каму» было невероятно круто. Этот велик был настоящим бестселлером. В конце 80-х он стоил сто рублей, что было не так уж мало, но за ним все равно выстраивались очереди. Ещё бы не выстраиваться — советские дети потому так хорошо и учились, что такие вещи как «Кама» покупались родителями в обмен на обещание приносить теперь только пятерки.

У «Камы» был очень современный и стильный профиль, она обладала массой достоинств. Во-первых, длинные втулки руля и сиденья позволяли сделать её настоящим «байком» (кроме того, велик «рос» вместе с хозяином). Во-вторых, у «Камы» не было горизонтальной рамы и колеса были небольшого диаметра, что серьезно увеличивало возможность погарцевать «на дыбах». В-третьих – выпускались складные «Камы».
Особым шиком было сделать на «Каме» хороший «обвес». Дефицит заводских тюнинговых деталей позволял развернуться фантазии. На руль и раму надевали шланги от противогазов, активно использовалась в тюнинге изолента в разных цветовых сочетаниях; велик обвешивался катафотами, на руль крепились зеркала; на колеса ставились «трещотки» из картона, а в колеса (чтобы можно было гонять по свалкам и закоулкам) вставлялись «колбасы», найденные на ближайшей стройке. Кто помнит – тот поймёт, о чём речь.
«Каму» обклеивали наклейками с гоночными машинами, на «сидушку» и ручки руля вешалась бахрома, а на спицы надевались детали из конструктора. И ещё: на крылья крепились брызговики из резины или линолеума.

2. УРАЛ
«Урал» — это нестареющая классика. Среди советских велосипедов – это диплодок. Неубиваемый, тяжелый, он на протяжении десятилетий служил советским людям верой и правдой. Он не боялся ничего: ни бездорожья, ни больших грузов. На нем перевозили канистры и дрова, доски и трубы.

На «Уралах», принайтовав связки удочек, катились на рыбалку рыбаки. На «Уралах» не форсили, их не обклевали наклейками и не обвешивали катафотами – не солидно. Зато на «Урале» была аптечка, ремонтный набор и насос, часто прямо на раму крепилось второе, пассажирское, сиденье.
Ребенку ездить на «Урале» было неудобно, но сноровка позволяла ездить под рамой, что тоже считалось особым шиком.
«Уралы» и сегодня успешно справляются с непростой обязанностью «дачного велика». Некоторые особо верные «ураловцы» уверены, что негоже русскому человеку покупать заграничные «байки», пока остается в живых хоть один «Урал», а он, как уже можно понять, вечен.

3. МОСКВА 80, позже ТАХИОН

«Москва-80» — это самый легендарный советский велосипед, хотя бы по той причине, что он так и остался легендой – прокатиться на нём посчастливилось немногим. История его показательна и даже поучительна. Когда в середине 70-х годов Москва получила право на проведение Олимпиады, сразу встал вопрос: на каких велосипедах будет соревноваться наша сборная? Задать вопрос и постановить, что необходимо создать отечественный спортивный велосипед – это одно, довести решение до дела – совсем другое.

В условиях дефицита времени велосипед всё же был создан. Для своего времени он был уникален: собранный по последнему слову техники, из высокопрочных и легких материалов (с применением титана), он весил всего 8 килограмм. Однако предстартовые испытания на велотрассах в Сочи выявили недостатки «Москвы-80», главным из которых было переоблегчение машины в ущерб надежности.
Катать домашнюю Олимпиаду на нем не рискнули, советские спортсмены выступали на проверенных велосипедах итальянской фирмы Colnago, а на «Москве-80» состязались в шоссейной гонке спортсмены из Камеруна. Всего было выпущено около 52-х велосипедов «М-80» для различных видов гонок на треке и шоссе и еще 20 рам с вилками в качестве запасных. С 81 года начался выпуск «»Тахиона». Причем ранние трековые Тахионы мало чем отличались от «Москва-80» большинство узлов оставались такими же, геометрия также мало изменилась.

По мере выпуска Тахион все дальше отходил от «Москва-80» т.к. совершенствовалась конструкция велосипедов непрерывно. Тахионы 1983 года имели уже все узлы собственной «тахионовской» конструкции и своеобразную геометрию.

4. ТУРИСТ
Шоссейные велосипеды – это «роллс-ройсы» советского велопрома. Самое главное отличие их от «простых смертных» великов заключалось, конечно, в наличии нескольких скоростей. В случае «Туриста» — четырех. Во время долгих поездок («Турист» был велосипедом, созданным именно для велопоходов) этот фактор играл решающую роль.

Владельцы шоссейников были небожителями, для детей возможность прокатиться хотя бы на раме «Туриста» признавалась за высшее благо. У «Туриста» в заводской комплектации был насос, подрамная сумка с инструментами (помните ключ «семейник»?), багажник. Некоторые экземпляры выходили с завода с фарой и чудом техники — динамо-машиной.
Также нужно сказать про спортивный эргономичный руль, в народе прозванный за свою форму «бараном». Благодаря его форме, можно было менять хват и давать спине заслуженный отдых. Кроме того, «Турист» был оборудован ручными тормозами, рычаги которых крепились всё на том же «баране». «Турист» был самым народным из всех спортивно-шоссейных советских велосипедов. Несмотря на отсутствие привычных сегодня амортизаторов – это была очень достойная и надежная машина.

5. ОРЛЁНОК
«Орленок» (по-литовски «Эрелюскас») был подростковым велосипедом, а значит – почти взрослым. Его покупка была своеобразной инициацией для советского ребенка, который прошёл стадию «Львонков» и «Школьников».

Немного изогнутая рама «Орленка» была будто специально создана для того, чтобы его удобно было заносить на плече по лестничным пролетам до своего этажа. Да-да, когда у тебя появлялся «Орлёнок» ты больше мог не рассчитывать на то, что старшие будут тебе помогать в деле доставки велика «в гараж».

Что отличало «Орленок» от детских велосипедов, так это то, что количество спиц, профиль обода, втулки и каретка были такие же, как на больших велосипедах, а потому владелец «Орленка» сразу вставал на более высокую ступеньку в дворовой иерархии. Ещё один момент: «Орленок», как и другие велосипеды, многие умельцы переделывали в мотовелосипеды, но это уже другая история.

6. ЗИЧ — 1
Что будет, если авиационный завод станет выпускать велосипеды? Получится великолепная модель, которую многие будут считать шедевром. Именно таким стал велосипед «ЗиЧ-1», выпускаемый бывшим авиационным заводом имени Чкалова.

та модель стала самой желанной для детишек 40-х годов. «ЗиЧ-1» был самым дорогим и самым технически совершенным велосипедом того времени. Такую дорогостоящую покупку могли позволить себе лишь представители интеллигенции, военные в высоких чинах, обеспеченные представители партноменклатуры. Велосипед, впервые увидевший свет в 1946 году, стал культовым, так как велолюбители считали его лучшим из всех моделей 30-70-х годов. «ЗиЧ-1» обладал своеобразным дизайном, который сразу же приглянулся покупателям. Помимо этого, у него была система переключения 3-х передач и ручные тормоза. Этот велосипед прекрасно подходил для тех людей, которые любили кататься в ночное время, так как у него была фара на переднем крыле и генератор электричества, предназначенный для питания фары.

7. СПУТНИК
Наверное, каждый слышал много раз о велосипеде под названием «Спутник». У многих был такой, а некоторые даже сохранили его на память о днях минувшей молодости. Он выпускался на Харьковском велосипедном заводе, откуда расходился по всей стране в 60-70-х годах прошлого века.

На велосипеде были установлены обода из дюралюминиевого проката. Но могли так же устанавливаться и стальные. Тормоза с симметричной тягой, усиленные педали, улучшенные переключатели скоростей — все это сделало «Спутник» одним из наиболее популярных велосипедов в стране. Кроме того, он считался мужским легкодорожным велосипедом. В комплекте с велосипедом шли разнообразные «бонусы», такие как: насос, звонок и сумка с комплектом инструментов. Установленный на «Спутнике» руль был спортивного типа, благодаря чему велосипед использовался не только для велопрогулок, но и для спортивных тренировок.

8. ШКОЛЬНИК
«Школьник» — самая популярная модель детских велосипедов в советские времена. Они выпускались на Горьковском велосипедном заводе производственного объединения «ГАЗ».

Этот завод начал свою работу еще в 1940 году, изначально являясь цехом Горьковского автозавода по производству «детских автомобилей» и их комплектующих. Во время Второй мировой войны завод был переквалифицирован на выпуск боевых мин. Но уже в 1956 году началось изготовление велосипеда «Школьник». Эта модель предназначалась для детей 10-11 лет, и поэтому пользовалась огромным спросом среди населения страны. Каждый ребенок, родители которого могли позволить себе купить ему такой велосипед, рассекал на нем с особой гордостью, и берег его как самое ценное сокровище в своей жизни. Наверное, благодаря такому отношению сохранилось множество экземпляров данной модели. Также «Школьник» продавался во многих странах социалистического лагеря. Велосипед выпускался по 1993 год. Ранние модели для мальчиков имели закрытую раму, хотя со временем от этой конструкции отказались. Задняя втулка велосипеда имела свободный ход, руль был высокий с увеличенным выносом, седло мягкое с жестким каркасом.

9. АИСТ ДЕСНА
Эта марка в свое время получила огромное распространение и невероятную популярность, что позволило ей продолжить существование и по сей день. Эти велосипеды запомнились любому человеку, чье детство пришлось не только на вторую половину прошлого столетия, но и на начало нынешнего столетия.

Марка «Аист» была создана в 1947 году. Уже в 1950 году был продан стотысячный велосипед. Простота конструкции, легкость в ремонте, удобство в обслуживании сделали велосипеды этой марки наиболее популярными среди веломашин подобного типа. На данный момент велосипеды этой марки производятся белорусским заводом «Аист».

Советский массовый велосипед

Велосипеды в СССР получили огромную популярность и широкое распространение. Не удивительно, что многие советские заводы брались с огромным удовольствием за их изготовление, а масштабы производства поражали воображение.

Велосипеды любили все – от жителей больших городов, до людей далекой глубины. Но никакого феномена в этом нет, ведь ничего удобнее, экологичнее и полезнее велосипеда человечество еще не придумало.

Советский Союз конечно нельзя назвать мощной велосипедной державой, но, тем не менее, читая мемуары или просматривая фильмы того времени, мы можем смело сказать, что велосипед считался культовым предметом, мечтой миллионов советских граждан. Может советские велосипеды и уступали своим зарубежным аналогам, но для жителей СССР это было неважно (хотя, следует отметить, что жители страны советов и не имели с чем сравнивать) и за ними выстраивалась очередь в магазинах, а иметь велосипед популярной марки было так же круто, как достать альбомы группы «The Beatles» (ну кто из подростков не мечтал иметь велосипед «Орленок» или «Школьник»). Зато никто не будет спорить с их прочностью, ведь велосипеды выдерживали на себе несколько поколений ездоков одной семьи и передавались по наследству.

Читайте также  Lorak производитель велосипедов

В этой статье мы не будем с вами вдаваться в технические характеристики велосипедов и сравнивать, какой из них быстрее или маневренней, мы поговорим о самых популярных моделях, на которых ездили школьники и взрослые со всего Союза.

За весь период существования СССР было создано много разных марок велосипедов на нескольких десятках заводах, расположенных в разных советских республиках. До сих пор у нас с вами на слуху такие названия как старая добрая «Украина», стойкий велосипед «Урал», недостижимый «Тахион», детские «Школьник» и «Орленок».

Давайте подробнее познакомимся с популярными советскими велосипедами. А чтоб не получилось каши в голове, разделим все марки велосипедов на 3 большие группы:

— велосипеды для повседневной жизни («Кама», «Украина», «Аист»…);
— спортивные велосипеды («Тахион», «Москва-80»…);
— детские велосипеды («Школьник», «Орленок»…).

Поговорим о них и их создателях.

Велосипеды для повседневной жизни

Эти велики еще можно назвать дорожными велосипедами. Мы с вами конечно не станем упоминать вообще все велосипеды, которые были выпущены в продажу, а будем говорить о самых популярных велосипедах, тех, которые получили широкое употребление в жизни обычного гражданина.

«Украина». Первый советский велосипед. На свет появился в постреволюционном Харькове в 1926. В 1936 этот велосипед был испытан в велопробеге «Вокруг границ СССР» (30900 км). Украина изящно сочетала в себе простоту, удобство и надежность.

«Салют». Считался одним из наиболее доступных и популярных велосипедов СССР. Производство «Салютов» происходило на Пермском машиностроительном заводе. Этот велосипед очень удобен для совершения неспесшных прогулок так как имел очень удобную форму руля, мягкое сидение, легко помещался в багажник в сложенном виде, но был достаточно прихотлив в обслуживании. «Салют» сохранился до сегодня у многих жителей райцентров и удаленных поселков.

«Урал». Велосипед Урал — настоящий мужской транспорт удивительной прочности, способный переносить любые трудности пути абсолютно при этом, не пострадав, да еще и останется в хорошем состоянии для будущих поколений. Но есть и минус – большой вес, хотя, это же двухколесный друг настоящего мужчины так что… Производителем «Урала» был Пермский машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского.

«Спутник». Еще один очень популярный в Союзе велосипед. Выпускался Харьковским велосипедным заводом в 60 – 70 годах как спортивный шоссейный велосипед, но получил широкое распространение в народных массах. До 1961 года эти велосипеды носили название «Турист», но начало космической эры внесло свои изменения. С 1977 года ХВЗ выпускал параллельно и модели велосипедов «Турист» и модели велосипедов «Спутник». По цене эти марки считались достаточно доступными, были легче чем «Украина» а по сравнению со спортивными велосипедами более устойчивыми к бездорожью.

«Кама». Самый популярный велосипед восьмидесятых годов. За этими валиками в советских магазинах выстраивались очереди. И не удивительно, ведь он относительно легкий (а по сравнению с Уралом та и вообще), нет никаких трудностей в обслуживании, и на нем можно было совершать разные трюки, а молодежь могла самостоятельно затюнинговать свой велик дополнительными деталями. «Кама» был выпущен в середине семидесятых годов «Велтой» (бывшим Пермским машиностроительным заводом им. Ф.Э. Дзержинского).
«ЗиЧ-1». Дорогой, но технически совершенный, а следовательно и безумно желанный велосипед сороковых годов. Выпускались авиационным заводом имени Чкалова.

«Аист». Эти велики родились в далеком 1947 году, но выпускаются и поныне в различных вариациях. Производителем является завод «Мотовело» (Минский мотоциклетно-велосипедный завод). Изначально «Аист» создавался для массового потребления, но после распада СССР появились и спортивные модели, получившие большую популярность среди профессионалов.

Детские и подростковые велосипеды

«Школьник». Началом производства этого велосипеда считается 1956 г, родной стал Горьковский на велосипедный завод. «Школьник» был рассчитан на детей 10 – 11 лет. Эти велики были достаточно доступны по цене и хороши по качеству. На этом велосипеде ездили школьники многих республик Советского союза.

«Орленок». Это произведение Шуляйского велосипедно-моторного завода можно было считать культовым велосипедом для подростков. Возрастная категория – советский школьник от семи до четырнадцати лет. После этой модели пересаживались на взрослые велосипеды. Можно отметить, что этот завод выпускал в основном две модели – «Ласточка» для девочек и мальчиковый «Орленок». «Орленок» в Советском Союзе имел свой аналог – «Уралец», правда, второй рассчитан на более старший возраст. Велосипед «Орленок» выпускался и на Харьковском велосипедном заводе, а задуман и разработан «Орленок», так же как и «Ласточка», был Минским велосипедным заводом.

Шауляйский завод, выпустивший в свет велосипеды «Орленок» и «Ласточка», так же создал такие подростковые велики как «Дубиса», «Рамбинас» и «Вента».

«Весна». Велосипед производства Агитского машинозавода, мог легко переносить любой тип дороги, имел складную раму. Советский школьник выбирал этот велик за его надежность и сверхпроходимость (а так же за набор инструментов, идущих в комплекте).

Для самых маленьких выпускались трехколесные велосипеды «Гном», «Дружок», «ВД-2», «Малыш» и другие.

«Тахион». Это детище мастера спорта СССР, велоконструктора Реджинальда Воронцова родилось на Харьковском велосипедном заводе. Выпускать «Тахионы» начали в 1981 году. Стоимость такого велосипеда для тех времен была баснословной (больше 6 тысяч рублей при средней зарплате 120-150 рублей в месяц) и позволить его себе могли только «избранные» и профессиональные спортсмены. Но, не смотря на это о «Тахионе» и взрослые, и школьники со всего Союза.

«Старт-шоссе». Выпускался Харьковским велосипедным заводом и предназначался для гонок по шоссейным дорогам. Была выпущена так же юбилейная модель такого велосипеда.

«Рекорд». Выпускался ХВЗ имени Петровского для трековых соревнований.

«Москва-80». Выпускался Харьковским велосипедным заводом. По праву считается одним из лучших велосипедов Советского Союза. Велосипед был специально разработан для Олимпийских игр в Москве. Правда, что интересно, на трек он так и не выехал. Впоследствии на этом велосипеде выступали сборные Эстонии, Латвии, Литвы и другие.

«Спринт». Трековый велосипед того же Харьковского завода. Создавался под каждого спортсмена индивидуально. Выпускался с 1959 года по заказу Федерации велоспорта СССР.

«Чемпион-шоссе». Создан по спецзаказу от Федерации велоспорта СССР на ХВЗ имени Петровского для шоссейных гонок. Каждый велик делался под определенного лучшего спортсмена, который представлял державу на международных или всесоюзных гонках.
«Метеор». Трековый велосипед для гонок с преследованием. Выпускался с начала шестидесятых и до 1979 года.
«Спорт». Спортивный велосипед, завоевавший огромную популярность среди велосипедистов-любителей. Выпускался в середине 70-х годов на Харьковском велосипедном заводе.

Как видите, все спортивные велосипеды советских времен выпускались Харьковским велосипедным заводом, поэтому считаю своим долгом хоть пару слов упомянуть об этом велосипедном гиганте, тем более что это был единственный завод на весь Союз, который производил спортивные велосипеды.
Датой рождения ХВЗ считается 13 ноября 1923 года, когда вышло постановление об объединении заводов Лейтнера и Блейхерта в одно предприятие, которое после получило имя Г.И. Петровского. С этого момента начинается выпуск велосипедов, которые зарекомендовали себя как надежные, доступные и долговечные спутники советских граждан. Велосипеды ХВЗ были настолько хороши и популярны, что в восьмидесятых годах их можно было приобрести в 36 странах.

Харьковский завод специализировался на производстве самых разнообразных моделей велосипедов и их вариаций, но на мировой арене он стал известен благодаря спортивным великам.

Ничего удивительного в том, что родиной стольких велосипедных разработок стал, именно, завод Петровского нет, ведь как раз на его базе функционировало Центральное конструкторско-технологическое бюро велосипедостроения «ЦКТБ Веко» (единственное во всем Советском Союзе). ЦКТБ было основано в 1954 году и подчинялось непосредственно Министерству автомобильной промышленности, а первым главным конструктором стал К. С. Гладкий. Также в состав велосипедных разработчиков входили такие велосипедные инженеры как Ю. Гирт, Г. Панин, Р. Воронцов. За время работы конструкторского бюро было создано более четырех сотен модели велосипедов, но в серийное производство пошли только самые простые из них, а действительно революционные модели так и не увидели мир, оставшись лишь на чертежах конструкторов.

Велоспорт в СССР

Говоря о велосипедах нельзя не вспомнить о том, как развивался велоспорт на просторах СССР, ведь велосипед это не только «Орленок» или «Кама» на которых рассекали мальчишки по дворам, это не только «Украина» или «Урал» на которых можно было и на рыбалку съездить и мешки с картошкой в соседнее село перевозить. Велосипед это нечто значительно большее…

Не смотря на то, что первые велосипеды в СССР стали производить в середине 20-х годов, а 1932 году была создана Всесоюзная секция велоспорта (ставшая впоследствии Федерацией велоспорта) на международную арену советские спортсмены вышли аж в 1948 году. Через четыре года, велогонщики впервые попадают на Олимпийские игры, но первая победа была добыта знаменитым гонщиком Виктором Капитоновым в 1960-ом году на олимпиаде в Риме. Последующие спортивные соревнования также радовали советских болельщиков. За все время участия в международных олимпиадах и соревнованиях СССР получило 11 золотых медалей, 4 серебряных и 8 бронзовых медалей.

Лучшими велогонщиками времен СССР, которые принесли наибольшее количество побед на Международных и Всесоюзных соревнованиях, а также и поставили наибольшее количество рекордов можно назвать:
— Виктор Капитонов – заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР;
— Владимир Семенец – заслуженный мастер спорта;
— Владимир Осокин – мастер спорта СССР международного класса;
— Виктор Манаков – заслуженный мастер спорта;
— Омар Пхакадзе – заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР;
— Сергей Копылов – заслуженный мастер спорта;
— Галина Ермолаева – заслуженный мастер спорта, судья всесоюзной категории;
— Тамара Гаркушина – заслуженный мастер спорта, рекордсменка мира;
— Галина Царева – заслуженный мастер спорта;
— Эрика Салумяэ – мастер спорта СССР международного класса …

И многие другие спортсмены, которыми гордился весь Советский Союз.

В завершении хочется еще раз отметить, что несмотря на дороговизну (далеко не всякий мог себе позволить купить велосипед), имущественные трудности (попробуйте держать велосипед, особенно типа «Урал», в малогабаритной квартире или вообще в коммуналке!) велосипеды СССР это практически символ той эпохи, некий идол тех времен, которым восхищались, хвастались, на который откладывали последние копейки взрослые или шли специально зарабатывать школьники. Никого советские велики не оставляли равнодушными.

Авторизация

В послевоенное время (в конце 40-х годов) в Советском Союзе кое-как функционировало несколько велозаводов — в Харькове, в Пензе, Риге и Таллине (эти еще с предвоенной эпохи), а также в Минске, Свердловске, Львове и Шяуляе. Время было тяжелое, велопромышленность восстанавливалась после лихих военных лет и стремительно разрасталась, стремясь справиться с потребностью огромной страны в дешевом двухколесном транспорте.

Головным предприятием отрасли был Харьковский велозавод; в его конструкторском бюро разрабатывались модели и технологии для прочих заводов, так же ХВЗ снабжал их отдельными комплектующими, к примеру — задними втулками с автоматическим тормозом типа «Торпедо». КБ завода хронически не справлялось с заданиями Главмотовелопрома по обеспечению документацией и технологиями прочих велозаводов, а потому в 1954 году там же, в Харькове, было создано Центральное конструкторско-технологическое бюро велостроения (ЦКТБ Вело).

Читайте также  Велосипед pony baby

Подобно Ватикану, расположенному в Риме, но административно совершенно автономному от Вечного города, ЦКТБ Вело занимало несколько зданий на территории велозавода, но подчинялось напрямую Министерству. Главным конструктором ХВЗ, начиная с 1945 года, был замечательный человек Кирилл Степанович Гладкий — успешный и заслуженный велогонщик, образованнейший инженер и большой энтузиаст. Собственно, все конструкции велозавода периода 1945-54 годов — результат творчества Гладкого и работы КБ ХВЗ под его руководством.

Именно в это время были заложены основные принципы конструирования, направления развития и стандарты, которыми пользовался велозавод до недавнего времени. Тогда же созданы первые советские серийные шоссейные и трековые гоночные велосипеды, тандем, туристические легко-дорожные машины и множество специальных моделей. Когда было основано ЦКТБ, Кирилл Степанович стал его Главным конструктором. Для Бюро Велостроения вторая половина 1950- х и 60-е годы были «золотым временем» — конструкторский поиск велся во многих перспективных направлениях, неуклонно расширялся ассортимент моделей, разрабатывались комплектующие из пластмасс. В 1970-х Минавтопром все больше нагружал конструкторский коллектив ЦКТБ работами, связанными с разработкой технологии велопроизводства для заводов СССР, отвлекая небольшой коллектив от разработки новых моделей. Однако, во второй половине 70-х была выделена тема «Гоночные велосипеды высокого класса», результатом работ по которой стало рождение семейства «Москва-80» — веломашин, во многом опережающих достижения мирового велостроения.

За 45 лет существования ЦКТБ в его стенах создано более 400 моделей велосипедов, некоторые из которых не имели аналогов нигде в мире! Использовались не только новые материалы и технологии, (например, с титаном и карбоном в ЦКТБ начали экспериментировать еще в 1977 году, в рамках вышеупомянутого проекта «Москва-80»), но и уникальные системы привода велосипеда! Как водится в СССР, в серийное производство на велозаводах страны пошли лишь самые элементарные модели, коих насчитывалось всего-то около полусотни.

По-настоящему революционные конструкции так и остались в чертежах и экспериментальных экземплярах, к тому же по большей части безнадежно утраченных к нашему времени. Кроме К.С. Гладкого, в разное время в ЦКТБ работали конструкторами Юрий Олегович Гирш, занимавшийся детскими веломашинами, Георгий Иванович Панин, создавший семейство гоночных велосипедов «Москва-80», Реджинальд Иванович Воронцов, родитель семейства «Тахионов», за которыми закрепилась слава лучших рекордных велосипедов СССР, и многие другие талантливые инженеры.

Легендарные свердловские бренды: велосипед «Уралец»

«Уралец» (на фото — слева) и «Рябинка» — это как брат и сестра. Первый предназначался для мальчиков и имел горизонтальную (закрытую) раму. «Рябинка» была девчачьим велосипедом с наклонной (открытой) рамой. Неизвестный фотограф

  • Опубликовано в №019 от 04.02.2016
  • Содержание цикла:пиво «Исетское» (29 августа 2015 года) / Стиральная машина «Малютка» (12 сентября 2015 года) / Мотоциклы «Урал» (26 сентября 2015 года) / Кекс «Свердловский» (10 октября)/Гитара «Урал»(21 ноября 2015 года) / пылесос «Урал» (17 декабря 2015 года) / Конфеты «Рыжик» (30 декабря 2015 года)/ Велосипеды «Атиг» (4 февраля 2016 года) / шина «Снежинка», «Диск здоровья» (31 марта 2016) / синтезатор «Поливокс» (25 мая 2016) / игрушки «Радуга» (18 ноября 2016)

В 70–80-е годы прошлого века многим пацанам приходилось гонять на взрослых великах. Делать это нужно было стоя и пропуская одну из ног… под рамой. По-иному достать до педалей у ребят, чей рост был чуть выше самого велосипеда, просто не получалось. Поэтому советские дети мечтали о специальных подростковых велосипедах, которые выпускали всего на двух заводах в СССР. И один из них работал у нас, в Cвердловской области, — в рабочем посёлке Атиг.

Сегодня мало кто знает, что в столице Среднего Урала когда-то был свой велосипедный завод. Располагался он на месте нынешнего завода радиоаппаратуры, что на улице Щорса, 7. С 1946 года предприятие называлось Свердловским велосипедным заводом №20 Министерства местной промышленности РСФСР. Как пояснил председатель совета ветеранов завода радиоаппаратуры Игорь Булыгин, именно на Свердловском велосипедном заводе впервые в Советском Союзе в 1949 году был разработан и запущен в серию велосипед для подростков, причём в двух вариантах: с закрытой рамой для мальчиков и с открытой — для девочек. Разработчиком его, по словам Игоря Булыгина, была конструкторско-технологическая группа, которую возглавлял Иосиф Гершзон.

Но в 1959 году по правительственному постановлению свердловский завод перешёл в ведение министерства радиопромышленности СССР и стал выпускать радио-аппаратуру для военных. А велосипедное производство — заготовки, детали, оборудование — решено было перевести в Атиг.

Вместо гвоздей — велосипеды

Выпуск велосипедов в Атиге развернули на бывшем метизном заводе, чья история берёт начало аж с 1790 года. В середине XX века на этом предприятии делали гвозди, болты, конские подковы, мебельные пружины, проволочные сетки. И вдруг — полное, как бы сказали сегодня, перепрофилирование. Завод был переименован в Атигский машиностроительный (АМЗ).

Эмблемой Атигского машиностроительного завода был Пегас, летящий над Уральскими горами. В 2007 году изображение крылатого коня стало гербом Атига.

— С февраля 1960 года в здании, предназначенном для изготовления болтов и гаек, налаживается сборка подростковых велосипедов из деталей, привозимых со Свердловского завода, — написал в своей книжке «Очерки по истории посёлка Атиг» местный краевед Александр Барабанов.

Но только через два с лишним года — в июле 1962-го — в Атиге смогли запустить полный технологический цикл производства велосипедов: изготовление деталей, их гальваническое и лакокрасочное покрытие, сборку.

На заводе в Атиге производили не все детали велосипеда. Например, втулка переднего колеса поставлялась с Жуковского велосипедного завода, втулка заднего — из Харькова, педали — из Даугавпилса, а сёдла — из Нижнего Тагила (их изготавливали в одном из исправительных учреждений). Неизвестный фотограф

Счёт шёл на миллионы

В Советском Союзе велосипеды для подростков выпускали также на Шауляйском велосипедно-моторном заводе (литовское предприятие собирало их под марками «Эрелюкас» — «Орлёнок» — и «Крегждуте» — «Ласточка»). Но когда был выбор, люди отдавали предпочтение именно атигским велосипедам: дело в том, что уральцы внедрили на своём производстве конденсаторную сварку рамы, что серьёзно увеличило прочность конструкции. Также уральские велосипеды отличались лёгкостью хода и устойчивостью. Поэтому продукция АМЗ пользовалась в СССР огромным спросом — счёт выпущенных двухколёсных машин шёл в буквальном смысле слова на миллионы. При этом уральцы выпускали не две модификации, как шауляйцы, а 16!

Первой уральской моделью, серийный выпуск которой превысил один миллион штук, был «Салют». Юбилейный экземпляр, а точнее, экземпляры (их было два) этой модели, сошли со сборочного конвейера 10 декабря 1969 года. Один велосипед под бурные овации вручили лучшей работнице малярного цеха Екатерине Александровне Циплаковой, а второй направили в заводской музей.

В 1965 году за «Салют» АМЗ получил диплом третьей степени на ВДНХ. Такую же награду атигцы впоследствии получили за модели велосипедов «Чайка» и «Спартак». А с 1973 года завод начал выпуск своих самых популярных моделей — «Уральца» (для мальчиков) и «Рябинки» (для девочек). Чуть позднее появился совершенно невероятный по тем временам велосипед «Весна», который… складывался пополам (и в таком виде спокойно влезал в багажник любой легковушки).

Около 30 лет (с 1965 по 1995 год) отработала на предприятии начальником отдела труда и заработной платы Ольга Матвеевна Морозова. Она рассказывала, что в периоды авралов частенько приходилось работать на сборке даже конторским работникам, причём в выходные.

— Мы трудились на довёртывании спиц, план был — 467 колёс в смену. Сборщица вручную наживуливала спицу и ниппель, подсоединяла их к ободу, а дальше мы довёртывали их на станке-полуавтомате.

В восьмидесятые годы, на пике производства, АМЗ в сутки производил полторы тысячи велосипедов. В год — 370 тысяч. Самым доступным и массовым был велосипед с открытой рамой, его цена в магазине была 39 рублей 60 копеек.

Общее количество выпущенных в Атиге велосипедов установить не удалось. Но известно, что к 1977 году (то есть за первые 17 лет существования) завод изготовил три миллиона двухколёсных машин. Так что, с учётом цифр, озвученных Ольгой Морозовой, можно предположить, что всего было выпущено свыше 7 миллионов велосипедов…

Вместо велосипедов — тапочки

Последнее обновление «Уральца» было в 80-е годы. Кстати, в те годы АМЗ вновь пересёкся со своим «отцом» — Свердловским заводом радиоаппаратуры.

— В 1987–1993 годах по кооперации Атигский машиностроительный завод получал от нас велосипедные звонки, защиту цепи, катафоты-светоотражатели и ряд других элементов, — вспоминает Игорь Булыгин. — Для нашего завода это была отдушина в период конверсии, мы получали загрузку. Правда, Атигский завод не мог с нами рассчитаться, и в качестве взаимозачёта мы получали велосипеды и выдавали их нашим работникам в счёт заработной платы.

В рыночные отношения АМЗ, к сожалению, вписаться не смог: после развала СССР многие поставщики комплектующих (Харьков, Даугавпилс) в одночасье оказались за границей. 13 января 1998 года ГП «Атигский машиностроительный завод» был объявлен банкротом…

По воспоминаниям Ивана Шершнёва, 30 лет отработавшего на заводе начальником инструментального цеха, производство велосипедов окончательно прекратили в начале двухтысячных годов. Теперь на бывшей производственной площадке завода выпускают ёлочные украшения и тапочки…

Мнения об «Уральце» с велосипедных сайтов

  • Отличный был велик, неприхотливый.
  • Я вырос на этом лисапеде. Никаких проблем — разобрал, промыл в соляре, смазал литолом и на два-три (а то и больше) года можно было забыть об обслуге. Только следи за люфтами в подшипниках!
  • Большинство моих знакомых имели «Камы» и «Школьники». У меня был «Уралец», и меня считали счастливчиком…
  • А у меня «Уралец» угоняли. От магазина. Примерно так через месяц пошли с матерью на озеро купаться, а нам навстречу пацан едет на моём велике! Сразу узнали, так как велик в краске был измазан, когда мы дома ремонт делали и на него попали. Пацан сначала отнекивался, а потом люлей получил и сам признался… отпустили. Без велика, конечно.

Сюжет

«Легендарные свердловские бренды»
В Свердловской области производили и великолепные продукты питания, и высококачественный ширпотреб. Вспомнить о них и поверить в себя, в то, что мы многое можем делать сами — цель этой серии публикаций.