Советский культовый двухколесный велосипед

8 легендарных советских велосипедов, на которых катался и стар, и мал

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. «Тахион»

Это был настоящий спортивно-шоссейный велосипед, который выпускали на велосипедном заводе города Харькова. История «Тахиона» насчитывает более 10 лет, поскольку выпускался он с 1981г. по 1992г. Для его создания применялся ряд зарубежных разработок и компонентов, а также алюминиевые сплавы и титан. Такие технологии позволили производителю добиться веса изделия в 9,5 кг.

Было разработано 9 моделей «Тахиона», которые предназначались для шоссейных либо трековых гонок. За все время, пока существовала марка, было выпущено всего 400 велосипедов, которые имели различные технические параметры. К сожалению, обычные люди не могли себе позволить этот дорогой велосипед, поскольку он целенаправленно создавался для участия в гонках и имел стоимость 6500 рублей.

2. «Зич-1»

На авиационном заводе им.Чкалова выпускался велосипед «Зич-1». Он был настолько хорош, что вскоре стал предметам мечтаний почти всех детей 40-х годов, поскольку он являлся наиболее технически совершенным (и, кстати, дорогим) среди аналогов того времени. Столь дорогую покупку могли себе позволить лишь представители партийной номенклатуры, научной интеллигенции, а также крупные военные чины.

Первый «Зич-1» появился в 1946г. и сразу стал культовым. Многие велолюбители оценивают его, как лучший за период 30-х – 70-х годов. Он не только имел оригинальный на то время дизайн, но и был оснащен ручными тормозами и устройством для переключения скоростей. Кроме того на переднем крыле «Зич-1» находилась фара, которая питалась за счет небольшого генератора.

3. «Спутник»

Во многих советских семьях был именно такой велосипед. «Спутник» выпускали в 60-х – 70-х годах на Харьковском велосипедном заводе, а затем он расходился по магазинам всей страны.На «Спутник» устанавливались дюралевые либо стальные обода, усиленные педали, тормоза с симметричной тягой, улучшенные переключатели скоростей, руль спортивного типаЭтот легкодорожный велосипед считался мужским. В комплекте шли: насос, звонок, а также сумка с набором инструментов.

4. «Школьник»

Этот велосипед выпускался с 1956г. на Горьковском велосипедном заводе и являлся самым популярным среди детей. «Школьник» с успехом продавался не только на территории СССР, но и во многих других социалистических странах.

Ранние модели, рассчитанные для мальчиков, имели раму закрытую, а со временем от такой конструкции отказались. Задняя втулка велосипеда обладала свободным ходом, руль имел увеличенный вынос, а мягкое сидение было с жестким каркасом.

5. «Аист»

Эта марка велосипеда оказалась настолько удачной, что и сейчас выпускается и является популярной у пользователей. «Аист» отличает простота конструкции и легкость в ремонте. Сейчас велосипеды этой марки выпускаются белорусским заводом «Аист». Сейчас разработано много модификаций и типов, таких как шоссейные, горные, дорожные, детские и пр.

6. «Москва-80»

Название велосипеда говорит само за себя, поскольку он был создан в канун проведения в СССР олимпиады в 1980г. Предполагалось, что именно на них должна была выступить на соревнованиях советская сборная, однако позднее этого так и не случилось. Знатоки говорят, что «Москва-80» были лучшими моделями 70-х – 80-х годов.

Велосипед был изготовлен с применением отечественных алюминиевых и титановых сплавов. Вес модели едва превышал 8,0 кг, что является оптимальным для велогонок. Именно на велосипедах марки «Москва-80» ездили такие сборные команды таких стран, как Киргизия, Беларусь, Литва, Латвия, Эстония и Украина.

7. «Орленок»

Этот велосипед считался культовым среди подростков 50-х. Он выпускался в Литовской ССР на Шуляйском велосипедно-моторном заводе. Конструкция «Орленка» была очень удачной для перехода от совсем детских велосипедов к взрослым моделям. За счет сверхустойчивого заднего колеса и уникальной конструкции рамы, которая не предусмотрена в других моделях этого класса, «Орленок» зарекомендовал себя, как самый надежный велосипед для детей 7-12 лет.

8. «Урал»

Этот велосипед можно назвать неубиваемой классикой. Он был очень тяжелый и надежный: «Урал» не пугали большие грузы или бездорожье. Он комплектовался аптечкой, насосом и ремонтным набором. Прямо на раму можно было закрепить второе пассажирское сидение. Именно эти велосипеды часто можно видеть на дачах и в селах. Их хозяева утверждают, что такой надежности невозможно найти среди современных велосипедов импортного производства.

Тем, кто ждёт от велосипеда чего-то особенного, стоит обратить внимание на новый уницикл, который сможет освоить каждый .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня

У большинства моих читателей в юности наверняка был велосипед «Десна». Или «Школьник». Или «Кама». Или даже – не побоюсь этого слова – «Украина»!

Я решил выяснить, куда они все делись и что стало с предприятиями, которые их производили. Думаю, вам тоже будет любопытно.

Республика: РСФСР
Город: Пермь
Производитель: Пермский машиностроительный завод имени Октябрьской революции, затем ПО «Велта»

Один из самых популярных советских дорожных велосипедов. Некоторые экземпляры ездят до сих пор.

Несмотря на маленькие колёса, на «Каме» катались не только подростки, но и взрослые. Несмотря на складную конструкцию, велосипед оказался невероятно надёжным. Многие «Камы» до сих пор на ходу.

Складной велосипед для тех, кто всё-таки вырос из «Камы». Производился не только в Перми, но и, например, в Йошкар-Оле.

Предприятие ликвидировано в 2006 году. Велосипеды под старыми брендами не производятся. Бывшие сотрудники «Велты» основали компанию Forward, производство которой находится в Перми.

«Форварду» также принадлежит элитный бренд Format и бренд эконом-класса Altair (о нём ниже).

Республика: УССР
Город: Харьков
Производитель: Харьковский велосипедный завод им. Петровского

Живая легенда

Действительно мечта любого советского туриста.

Возможно, первый советский шоссейник.

Специальная модель, выпущенная в честь Олимпиады-80

Производство продолжается. Завод принадлежит украинской компании ЮСИ. Шоссейников в линейке больше нет, но присутствуют модернизированные за счёт иностранного оборудования «Украина» и «Турист».

Республика: БССР
Город: Минск
Производитель: Минский мотоциклетно-велосипедный завод (ММВЗ), затем «Мотовело»

Белорусский аналог «Урала» и «Украины», большой дорожный велосипед.

Под маркой «Аист» производились разные велосипеды, в том числе «Минск» в 80-е. Но чаще всего подразумевают модель, похожую на «Каму» и «Десну».

«Аист» с колёсами 24 дюйма. По сути – белорусский вариант «Салюта».

Весной 2018 года ОАО «Мотовело» было признано банкротом. Производство велосипедов планируется перенести в белорусско-китайскую индустриальную зону «Великий Камень».

«Аисты» в продаже пока есть, в том числе классические складные велосипеды с 20-дюймовыми колёсами.

Республика: РСФСР
Город: Жуковка (Брянская область)
Производитель: Жуковский велосипедный завод, затем «Веломоторс»

Брянский аналог «Камы», который отличался от неё главным образом рамой.

Велосипеды под брендом «Десна» сейчас производит «Веломоторс», то есть это те же «Стелсы».

Что касается самого большого производителя велосипедов в России, то у него сейчас несколько заводов. Производство открыто в Кубинке (Московская область), станице Крыловской (Краснодарский край) и собственно Жуковке (Брянская область). Часть комплектующих для велосипедов ввозится из Азии.

Республика: УССР
Город: Львов
Производитель: Львовский велосипедный завод

Пожалуй, самый странный из советских складных велосипедов – с передним псевдоамортизатором и рулём как у чоппера.

Ещё в советское время завод сделал ставку на мототехнику. С распадом СССР ситуация на предприятии начала ухудшаться, и в нулевые завод окончательно умер. Велосипеды больше не производятся.

Республика: РСФСР
Город: Саранск, Мордовская АССР
Производитель: Саранский механический завод

Самый модный из советских подростковых велосипедов. Был довольно популярен и в 90-е, особенно в соседних с Мордовией регионах.

СМЗ пока ещё существует и работает. Велосипеды под маркой «Кросс» тоже производятся, но широких продаж по России нет.

Республика: РСФСР
Город: Пенза
Производитель: ЗИФ, Пензенский велосипедный завод

Хотя ЗИФ был прежде всего оборонным предприятием, он выпускал широкую линейку велосипедов, в том числе несколько моделей под маркой «Сура».

Велосипеды «Сура» (Sura) до последнего времени можно было встретить в провинципальных спортивных магазинах, но теперь это раритет. В 2014 году прекратилось производство велосипелов, а в 2016-м завод обанкротили и разграбили. Авторы версии о рейдерском захвате предприятия считают, что на месте ПВЗ будет построен очередной ЖК.

Республика: РСФСР
Город: Нижний Новгород
Производитель: ГАЗ

Пожалуй, самый массовый подростковый велосипед в СССР. Правда, в отличие от той же «Камы», он был посредственного качества.

Немногие знают, но ранние версии «Школьника» выпускались с рамой, как у «взрослых» моделей.

Вариант с дамской рамой

Производство «Школьника» прекратилось в середине 90-х. «Группе ГАЗ» велосипеды не интересны.

Республика: Литовская ССР
Город: Шауляй
Производитель: Шяуляйский велосипедно-моторный завод «Вайрас»

Литовский конкурент «Школьника», который выгодно отличался от него качеством и удобством конструкции.

«Орлёнок» для девочек назывался «Ласточкой».

В литовском Шауляе до сих пор успешно работает завод Baltik Vairas, который когда-то выпускал велосипеды «Орлёнок». Теперь он производит современные велосипеды (в частности, под брендом Panther) и продаёт их в странах Западной и Северной Европы.

Читайте также  Самый лучший замок для велосипеда

Республика: РСФСР
Город: Йошкар-Ола, Марийская АССР
Производитель: Йошкар-Олинский велосипедный завод

Интересная модель с нетипичной для советских велосипедов защитой цепи.
3 0

Йошкар-Олинский механический завод и его велосипедную «дочку» обанкротили ещё в начале нулевых.

Бренд Altair теперь принадлежит компании Forward. Насколько я понимаю, велосипеды под этим брендом теперь производятся не в Йошкар-Оле, а в Перми. Да и фирменную защиту цепи они куда-то потеряли.

Помимо гигантов Stels и Forward, которых я уже упомянул, за последние годы в России появилось ещё два заметных производителя.

Это Stark, который базируется в Подмосковье, но велосипеды производит в Тайване.

И калининградский завод «ВелоБалт», который выпускает велосипеды под брендами Stinger и Novatrack. Так что если продавец-консультант в веломагазине будет доказывать вам, что Stark и Stinger – европейские велосипеды, немедленно с ним распрощайтесь. 😉

Покажите пост своим друзьям, пусть они тоже предадутся ностальгии!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

17 советских велосипедов, на которых все мы когда-то катались

Мы катались как могли…

«Кама». Бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ), который позже назывался «Велтой», а ныне – это бренд Forward, прямой наследник «Камы». Завод существовал с 1939 по 2006 год.

Велосипед для взрослых МВЗ В-128 «Дружба выпускался на Минском велосипедном заводе.

«Аист». Бренд Минского мотовелозавода (ММВЗ), основанного в 1947 году. Что интересно, ММВЗ существует по сей день и прекрасно производит современные велосипеды под тем же брендом – Aist, просто находится уже в другой стране, Беларуси.

Велосипед для взрослых дорожный ХВЗ 111–441 “Украина” изготавливался на велозаводе имени В. И. Петровского в г. Харькове.

Складной велосипед для подростков ЛВЗ 172-121 “Эврика-2” выпускался на Львовском мопедном заводе. Особенностью этой модели была рама с шарнирами, складывающаяся в продольной плоскости и амортизатор передней вилки.

«Турист». Бренд Харьковского велосипедного завода. Основан завод в 1923 году и существует по сей день, производя велосипеды «Украина», Tiger, Junior и ряд других.

«Школьник». Бренд Горьковского велосипедного завода, входящего в объединение ГАЗ. Предназначались «Школьники» для детей школьного возраста (как нетрудно догадаться по названию) и производились с 1956 по 1996 год. Сам завод делал велосипеды с 1940-го.

«Урал».
Ещё один бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ). Но если «Кама» была складным велосипедом, то «Урал» представлял собой почти вершину советского велостроения, тяжёлый дорожный велосипед.

«Тахион». Про этот велосипед простой советский человек знал немного. «Тахион» был брендом Харьковского велосипедного завода, под которым производились профессиональные шоссейные и трековые велосипеды для спортсменов (с 1981 по 1992 год).

«Орлёнок». Аналог горьковского «Школьника», только производившийся на Минском мотовелозаводе, а позже – ещё и Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ).

«Спутник». выпускавшийся на Харьковском велозаводе велосипед для взрослых.

«Москва-80». Крутейший и самый легендарный советский трековый велосипед, выпущенный в количестве 52 штук в 1978-1980 годах аккурат к Олимпиаде. Все работы – и конструкторские, и производственные – велись в Центральном конструкторско-технологическом бюро велостроения, а позже в Харькове начали делать «Тахионы», основанные на «Москве-80».

«Ласточка» — параллельная «Орлёнку» модель для девочек с «ломаной» рамой. Производилась на ММВЗ, ШМВЗ, ХВЗ.

Детский велосипед „Бабочка“ выпускался в г. Узловая (Тульская область). Предназначен был для детей от 4 до 7 лет. Был аналогом велосипеда КВД, выпускавшимся на заводе им. Кирова.

Детский трёхколёсный велосипед “Спарите” (“Стрекоза”) с цепным приводом производился на заводе приводных цепей в городе Даугавпилс Латвийской ССР.

Женский велосипед ЗИФ В-21В изготавливался на ПО имени Фрунзе в г. Пенза.

Сообщества › Взгляд в Прошлое › Блог › Знаменитые советские велосипеды

1. КАМА
Иметь «Каму» было невероятно круто. Этот велик был настоящим бестселлером. В конце 80-х он стоил сто рублей, что было не так уж мало, но за ним все равно выстраивались очереди. Ещё бы не выстраиваться — советские дети потому так хорошо и учились, что такие вещи как «Кама» покупались родителями в обмен на обещание приносить теперь только пятерки.

У «Камы» был очень современный и стильный профиль, она обладала массой достоинств. Во-первых, длинные втулки руля и сиденья позволяли сделать её настоящим «байком» (кроме того, велик «рос» вместе с хозяином). Во-вторых, у «Камы» не было горизонтальной рамы и колеса были небольшого диаметра, что серьезно увеличивало возможность погарцевать «на дыбах». В-третьих – выпускались складные «Камы».
Особым шиком было сделать на «Каме» хороший «обвес». Дефицит заводских тюнинговых деталей позволял развернуться фантазии. На руль и раму надевали шланги от противогазов, активно использовалась в тюнинге изолента в разных цветовых сочетаниях; велик обвешивался катафотами, на руль крепились зеркала; на колеса ставились «трещотки» из картона, а в колеса (чтобы можно было гонять по свалкам и закоулкам) вставлялись «колбасы», найденные на ближайшей стройке. Кто помнит – тот поймёт, о чём речь.
«Каму» обклеивали наклейками с гоночными машинами, на «сидушку» и ручки руля вешалась бахрома, а на спицы надевались детали из конструктора. И ещё: на крылья крепились брызговики из резины или линолеума.

2. УРАЛ
«Урал» — это нестареющая классика. Среди советских велосипедов – это диплодок. Неубиваемый, тяжелый, он на протяжении десятилетий служил советским людям верой и правдой. Он не боялся ничего: ни бездорожья, ни больших грузов. На нем перевозили канистры и дрова, доски и трубы.

На «Уралах», принайтовав связки удочек, катились на рыбалку рыбаки. На «Уралах» не форсили, их не обклевали наклейками и не обвешивали катафотами – не солидно. Зато на «Урале» была аптечка, ремонтный набор и насос, часто прямо на раму крепилось второе, пассажирское, сиденье.
Ребенку ездить на «Урале» было неудобно, но сноровка позволяла ездить под рамой, что тоже считалось особым шиком.
«Уралы» и сегодня успешно справляются с непростой обязанностью «дачного велика». Некоторые особо верные «ураловцы» уверены, что негоже русскому человеку покупать заграничные «байки», пока остается в живых хоть один «Урал», а он, как уже можно понять, вечен.

3. МОСКВА 80, позже ТАХИОН

«Москва-80» — это самый легендарный советский велосипед, хотя бы по той причине, что он так и остался легендой – прокатиться на нём посчастливилось немногим. История его показательна и даже поучительна. Когда в середине 70-х годов Москва получила право на проведение Олимпиады, сразу встал вопрос: на каких велосипедах будет соревноваться наша сборная? Задать вопрос и постановить, что необходимо создать отечественный спортивный велосипед – это одно, довести решение до дела – совсем другое.

В условиях дефицита времени велосипед всё же был создан. Для своего времени он был уникален: собранный по последнему слову техники, из высокопрочных и легких материалов (с применением титана), он весил всего 8 килограмм. Однако предстартовые испытания на велотрассах в Сочи выявили недостатки «Москвы-80», главным из которых было переоблегчение машины в ущерб надежности.
Катать домашнюю Олимпиаду на нем не рискнули, советские спортсмены выступали на проверенных велосипедах итальянской фирмы Colnago, а на «Москве-80» состязались в шоссейной гонке спортсмены из Камеруна. Всего было выпущено около 52-х велосипедов «М-80» для различных видов гонок на треке и шоссе и еще 20 рам с вилками в качестве запасных. С 81 года начался выпуск «»Тахиона». Причем ранние трековые Тахионы мало чем отличались от «Москва-80» большинство узлов оставались такими же, геометрия также мало изменилась.

По мере выпуска Тахион все дальше отходил от «Москва-80» т.к. совершенствовалась конструкция велосипедов непрерывно. Тахионы 1983 года имели уже все узлы собственной «тахионовской» конструкции и своеобразную геометрию.

4. ТУРИСТ
Шоссейные велосипеды – это «роллс-ройсы» советского велопрома. Самое главное отличие их от «простых смертных» великов заключалось, конечно, в наличии нескольких скоростей. В случае «Туриста» — четырех. Во время долгих поездок («Турист» был велосипедом, созданным именно для велопоходов) этот фактор играл решающую роль.

Владельцы шоссейников были небожителями, для детей возможность прокатиться хотя бы на раме «Туриста» признавалась за высшее благо. У «Туриста» в заводской комплектации был насос, подрамная сумка с инструментами (помните ключ «семейник»?), багажник. Некоторые экземпляры выходили с завода с фарой и чудом техники — динамо-машиной.
Также нужно сказать про спортивный эргономичный руль, в народе прозванный за свою форму «бараном». Благодаря его форме, можно было менять хват и давать спине заслуженный отдых. Кроме того, «Турист» был оборудован ручными тормозами, рычаги которых крепились всё на том же «баране». «Турист» был самым народным из всех спортивно-шоссейных советских велосипедов. Несмотря на отсутствие привычных сегодня амортизаторов – это была очень достойная и надежная машина.

5. ОРЛЁНОК
«Орленок» (по-литовски «Эрелюскас») был подростковым велосипедом, а значит – почти взрослым. Его покупка была своеобразной инициацией для советского ребенка, который прошёл стадию «Львонков» и «Школьников».

Читайте также  Как снять педаль с велосипеда без съемника

Немного изогнутая рама «Орленка» была будто специально создана для того, чтобы его удобно было заносить на плече по лестничным пролетам до своего этажа. Да-да, когда у тебя появлялся «Орлёнок» ты больше мог не рассчитывать на то, что старшие будут тебе помогать в деле доставки велика «в гараж».

Что отличало «Орленок» от детских велосипедов, так это то, что количество спиц, профиль обода, втулки и каретка были такие же, как на больших велосипедах, а потому владелец «Орленка» сразу вставал на более высокую ступеньку в дворовой иерархии. Ещё один момент: «Орленок», как и другие велосипеды, многие умельцы переделывали в мотовелосипеды, но это уже другая история.

6. ЗИЧ — 1
Что будет, если авиационный завод станет выпускать велосипеды? Получится великолепная модель, которую многие будут считать шедевром. Именно таким стал велосипед «ЗиЧ-1», выпускаемый бывшим авиационным заводом имени Чкалова.

та модель стала самой желанной для детишек 40-х годов. «ЗиЧ-1» был самым дорогим и самым технически совершенным велосипедом того времени. Такую дорогостоящую покупку могли позволить себе лишь представители интеллигенции, военные в высоких чинах, обеспеченные представители партноменклатуры. Велосипед, впервые увидевший свет в 1946 году, стал культовым, так как велолюбители считали его лучшим из всех моделей 30-70-х годов. «ЗиЧ-1» обладал своеобразным дизайном, который сразу же приглянулся покупателям. Помимо этого, у него была система переключения 3-х передач и ручные тормоза. Этот велосипед прекрасно подходил для тех людей, которые любили кататься в ночное время, так как у него была фара на переднем крыле и генератор электричества, предназначенный для питания фары.

7. СПУТНИК
Наверное, каждый слышал много раз о велосипеде под названием «Спутник». У многих был такой, а некоторые даже сохранили его на память о днях минувшей молодости. Он выпускался на Харьковском велосипедном заводе, откуда расходился по всей стране в 60-70-х годах прошлого века.

На велосипеде были установлены обода из дюралюминиевого проката. Но могли так же устанавливаться и стальные. Тормоза с симметричной тягой, усиленные педали, улучшенные переключатели скоростей — все это сделало «Спутник» одним из наиболее популярных велосипедов в стране. Кроме того, он считался мужским легкодорожным велосипедом. В комплекте с велосипедом шли разнообразные «бонусы», такие как: насос, звонок и сумка с комплектом инструментов. Установленный на «Спутнике» руль был спортивного типа, благодаря чему велосипед использовался не только для велопрогулок, но и для спортивных тренировок.

8. ШКОЛЬНИК
«Школьник» — самая популярная модель детских велосипедов в советские времена. Они выпускались на Горьковском велосипедном заводе производственного объединения «ГАЗ».

Этот завод начал свою работу еще в 1940 году, изначально являясь цехом Горьковского автозавода по производству «детских автомобилей» и их комплектующих. Во время Второй мировой войны завод был переквалифицирован на выпуск боевых мин. Но уже в 1956 году началось изготовление велосипеда «Школьник». Эта модель предназначалась для детей 10-11 лет, и поэтому пользовалась огромным спросом среди населения страны. Каждый ребенок, родители которого могли позволить себе купить ему такой велосипед, рассекал на нем с особой гордостью, и берег его как самое ценное сокровище в своей жизни. Наверное, благодаря такому отношению сохранилось множество экземпляров данной модели. Также «Школьник» продавался во многих странах социалистического лагеря. Велосипед выпускался по 1993 год. Ранние модели для мальчиков имели закрытую раму, хотя со временем от этой конструкции отказались. Задняя втулка велосипеда имела свободный ход, руль был высокий с увеличенным выносом, седло мягкое с жестким каркасом.

9. АИСТ ДЕСНА
Эта марка в свое время получила огромное распространение и невероятную популярность, что позволило ей продолжить существование и по сей день. Эти велосипеды запомнились любому человеку, чье детство пришлось не только на вторую половину прошлого столетия, но и на начало нынешнего столетия.

Марка «Аист» была создана в 1947 году. Уже в 1950 году был продан стотысячный велосипед. Простота конструкции, легкость в ремонте, удобство в обслуживании сделали велосипеды этой марки наиболее популярными среди веломашин подобного типа. На данный момент велосипеды этой марки производятся белорусским заводом «Аист».

Легендарные велики СССР

Советская эпоха оставила после себя серьезное «велонаследство». В годы СССР выпускалось большое количество велосипедов. Некоторые из них еще пылятся в гаражах, другие стали объектами коллекционирования. К сожалению, многие советские велосипеды уже забыты.

«Тахион»

Спортивные велосипеды — предмет вожделения любого мальчишки. Каждый мечтал, чтобы его друзья смотрели с завистью на его велик, чтобы все они просили покататься на нем. И, пожалуй, лучше всего для этих целей мог послужить спортивно-шоссейный велосипед «Тахион», созданный Реджинальдом Воронцовым. Одно название этого велосипеда говорит само за себя: тахион — частица, движущаяся со скоростью, превышающей скорость света в вакууме. Значит, и велосипед должен быть быстрее своих конкурентов и давать преимущество спортсмену на треке. «Тахион» — специальная марка велосипеда, которая производилась на Харьковском велосипедном заводе. История его насчитывает немногим более 10 лет, так как выпускался он в период с 1981 по 1992 год. При создании велосипеда были применены компоненты зарубежных производителей. Так же, широко использовались такие материалы, как титан и алюминиевые сплавы, которые активно применяются и современными производителями, благодаря чему его вес составлял 9,5 кг. Всего существовало около десяти моделей, предназначенных для шоссейных или трековых гонок. За все время существования марки было выпущено порядка 400 велосипедов с различными техническими характеристиками. К сожалению, обычные граждане не могли позволить себе такой велосипед, так как был предназначен для тренировок и соревнований на треке и стоил около 6,5 тысяч рублей.

«ЗиЧ-1»

Что будет, если авиационный завод станет выпускать велосипеды? Получится великолепная модель, которую многие будут считать шедевром. Именно таким стал велосипед «ЗиЧ-1», выпускаемый бывшим авиационным заводом имени Чкалова. Эта модель стала самой желанной для детишек 40-х годов. «ЗиЧ-1» был самым дорогим и самым технически совершенным велосипедом того времени. Такую дорогостоящую покупку могли позволить себе лишь представители интеллигенции, военные в высоких чинах, обеспеченные представители партноменклатуры. Велосипед, впервые увидевший свет в 1946 году, стал культовым, так как велолюбители считали его лучшим из всех моделей 30-70-х годов. «ЗиЧ-1» обладал своеобразным дизайном, который сразу же приглянулся покупателям. Помимо этого, у него была система переключения 3-х передач и ручные тормоза. Этот велосипед прекрасно подходил для тех людей, которые любили кататься в ночное время, так как у него была фара на переднем крыле и генератор электричества, предназначенный для питания фары.

«Спутник»

Наверное, каждый слышал много раз о велосипеде под названием «Спутник». У многих был такой, а некоторые даже сохранили его на память о днях минувшей молодости. Он выпускался на Харьковском велосипедном заводе, откуда расходился по всей стране в 60-70-х годах прошлого века. На велосипеде были установлены обода из дюралюминиевого проката. Но могли так же устанавливаться и стальные. Тормоза с симметричной тягой, усиленные педали, улучшенные переключатели скоростей — все это сделало «Спутник» одним из наиболее популярных велосипедов в стране. Кроме того, он считался мужским легкодорожным велосипедом. В комплекте с велосипедом шли разнообразные «бонусы», такие как: насос, звонок и сумка с комплектом инструментов. Установленный на «Спутнике» руль был спортивного типа, благодаря чему велосипед использовался не только для велопрогулок, но и для спортивных тренировок.

«Школьник»

«Школьник» — самая популярная модель детских велосипедов в советские времена. Они выпускались на Горьковском велосипедном заводе производственного объединения «ГАЗ». Этот завод начал свою работу еще в 1940 году, изначально являясь цехом Горьковского автозавода по производству «детских автомобилей» и их комплектующих. Во время Второй мировой войны завод был переквалифицирован на выпуск боевых мин. Но уже в 1956 году началось изготовление велосипеда «Школьник». Эта модель предназначалась для детей 10-11 лет, и поэтому пользовалась огромным спросом среди населения страны. Каждый ребенок, родители которого могли позволить себе купить ему такой велосипед, рассекал на нем с особой гордостью, и берег его как самое ценное сокровище в своей жизни. Наверное, благодаря такому отношению сохранилось множество экземпляров данной модели. Также «Школьник» продавался во многих странах социалистического лагеря. Велосипед выпускался по 1993 год. Ранние модели для мальчиков имели закрытую раму, хотя со временем от этой конструкции отказались. Задняя втулка велосипеда имела свободный ход, руль был высокий с увеличенным выносом, седло мягкое с жестким каркасом.

«Аист»

Рассказывая о велосипедах советских времен, невозможно обойти стороной велосипеды марки «Аист». Эта марка в свое время получила огромное распространение и невероятную популярность, что позволило ей продолжить существование и по сей день. Эти велосипеды запомнились любому человеку, чье детство пришлось не только на вторую половину прошлого столетия, но и на начало нынешнего столетия. Марка «Аист» была создана в 1947 году. Уже в 1950 году был продан стотысячный велосипед. Простота конструкции, легкость в ремонте, удобство в обслуживании сделали велосипеды этой марки наиболее популярными среди веломашин подобного типа. На данный момент велосипеды этой марки производятся белорусским заводом «Аист». В наши дни здесь выпускаются различные модели и типы велосипедов, таких как горные, дорожные, шоссейные, детские и др. Теперь, правда, велосипеды производятся под торговой маркой «AIST». В 2008 году на велосипеде AIST восьмикратная чемпионка мира Наталья Цилинская выступала на Олимпийских играх в Пекине. Конечно это был не тот советский «Аист».

Читайте также  Велосипеды для детей с ручкой

«Москва-80»

Название велосипеда говорит само за себя — он был создан специально для «Олимпиады-80» и предназначался для советской сборной, которая, стоит заметить, так и не выступила на этих велосипедах. Специально для «Олимпиады-80» было собрано 10 экземпляров этих велосипедов. Изготовлением его занимался Харьковский велосипедный завод. Знатоки совершенно справедливо называют этот велосипед лучшим среди моделей 60-80-х годов. «Москва-80» изготавливалась с применением отечественных титановых и алюминиевых сплавов. Вес модели составляет чуть больше 8 килограмм, что является наиболее оптимальным весом для велогонок. На велосипедах этой модели ездили сборные команды Белоруссии, Киргизии, Эстонии, Латвии, Украины, Литвы. Многие соревнования были выиграны на этих произведениях велоискусства.

«Орлёнок»

«Орленок» — культовый подростковый велосипед 50-х годов XX века. Выпускался он на Шуляйском велосипедно-моторном заводе, в Литовской ССР, в городе Шяуляе. Он являлся переходной стадией от совсем детских моделей к взрослым и считался символом начала взросления. Так как именно с его помощью переходили от двухколесного детского велосипеда на взрослый дорожный велосипед. Мальчишки и девчонки от семи до четырнадцати лет, на которых он и был рассчитан, рассекали на нем по дворам и улицам. «Орлёнок» считается одним из самых надежных велосипедов, изобретенных в Советском Союзе, поскольку имеет уникальную конструкцию рамы, не предусмотренную в моделях того же класса, и сверх устойчивое заднее колесо. Велосипед появился в начале 50-х годов, как детская модель, но вскоре стали выпускать модели для детей переходного возраста, ставшие самыми популярными и приобретшие большую известность. По большому счету, модельный ряд насчитывал всего две модели: для девочек — «Ласточка» (с литовского «Крегждуте») и для мальчиков — «Орлёнок» («Эрелюкас»).

«Урал»

И, наконец, аппарат, который был у меня. Позиционировался как мужской дорожный велосипед. Тяжеловат, конечно, но прочность — исключительная. Где только мы с ним не бывали.
Но это уже совсем другая история.

Советский культовый двухколесный велосипед

Велосипед-мечта. Трековые и шоссейные велосипеды «Тахион» выпускались на Харьковском велосипедном заводе. Эти велосипеды были настоящими супермашинами. При их производстве использовались импортные детали, титан и легчайшие алюминиевые сплавы. Цены на «Тахионы» кусались. В 80-е годы велосипед стоил 6500 рублей, что было сопоставимо со стоимостью автомобиля. Всего за время производства «Тахионов» было около 400 велосипедов с различными техническими характеристиками и комплектацией.

Иметь «Каму» было невероятно круто. Этот велик был настоящим бестселлером. В конце 80-х он стоил сто рублей, что было не так уж мало, но за ним все равно выстраивались очереди. Ещё бы не выстраиваться — советские дети потому так хорошо и учились, что такие вещи как «Кама» покупались родителями в обмен на обещание приносить теперь только пятерки. У «Камы» был очень современный и стильный профиль, она обладала массой достоинств. Во-первых, длинные втулки руля и сиденья позволяли сделать её настоящим «байком» (кроме того, велик «рос» вместе с хозяином). Во-вторых, у «Камы» не было горизонтальной рамы и колеса были небольшого диаметра, что серьезно увеличивало возможность погарцевать «на дыбах». В-третьих – выпускались складные «Камы». Особым шиком было сделать на «Каме» хороший «обвес». Дефицит заводских тюнинговых деталей позволял развернуться фантазии. На руль и раму надевали шланги от противогазов, активно использовалась в тюнинге изолента в разных цветовых сочетаниях; велик обвешивался катафотами, на руль крепились зеркала; на колеса ставились «трещотки» из картона, а в колеса (чтобы можно было гонять по свалкам и закоулкам) вставлялись «колбасы», найденные на ближайшей стройке. Кто помнит – тот поймёт, о чём речь. «Каму» обклеивали наклейками с гоночными машинами, на «сидушку» и ручки руля вешалась бахрома, а на спицы надевались детали из конструктора. И ещё: на крылья крепились брызговики из резины или линолеума. Хотя, у нас на районе считалась, что «Кама» круче без крыльев. А у вас?

«Урал» — это нестареющая классика. Среди советских велосипедов – это диплодок. Неубиваемый, тяжелый, он на протяжении десятилетий служил советским людям верой и правдой. Он не боялся ничего: ни бездорожья, ни больших грузов. На нем перевозили канистры и дрова, доски и трубы. На «Уралах», принайтовав связки удочек, катились на рыбалку рыбаки. На «Уралах» не форсили, их не обклевали наклейками и не обвешивали катафотами – не солидно. Зато на «Урале» была аптечка, ремонтный набор и насос, часто прямо на раму крепилось второе, пассажирское, сиденье. Ребенку ездить на «Урале» было неудобно, но сноровка позволяла ездить под рамой, что тоже считалось особым шиком. «Уралы» и сегодня успешно справляются с непростой обязанностью «дачного велика». Некоторые особо верные «ураловцы» уверены, что негоже русскому человеку покупать заграничные «байки», пока остается в живых хоть один «Урал», а он, как уже можно понять, вечен.

«Москва-80» — это самый легендарный советский велосипед, хотя бы по той причине, что он так и остался легендой – прокатиться на нём посчастливилось немногим. История его показательна и даже поучительна. Когда в середине 70-х годов Москва получила право на проведение Олимпиады, сразу встал вопрос: на каких велосипедах будет соревноваться наша сборная? Задать вопрос и постановить, что необходимо создать отечественный спортивный велосипед – это одно, довести решение до дела – совсем другое. В условиях дефицита времени велосипед всё же был создан. Для своего времени он был уникален: собранный по последнему слову техники, из высокопрочных и легких материалов (с применением титана), он весил всего 8 килограмм. Однако предстартовые испытания на велотрассах в Сочи выявили недостатки «Москвы-80», главным из которых было переоблегчение машины в ущерб надежности. Катать домашнюю Олимпиаду на нем не рискнули, советские спортсмены выступали на проверенных велосипедах итальянской фирмы Colnago, а на «Москве-80» состязались в шоссейной гонке спортсмены из Камеруна. Всего было выпущено около 52-х велосипедов «М-80» для различных видов гонок на треке и шоссе, но в свободной продаже их не было. Выпускались эти советские супервелики по индивидуальным заказам.

Шоссейные велосипеды – это «роллс-ройсы» советского велопрома. Самое главное отличие их от «простых смертных» великов заключалось, конечно, в наличии нескольких скоростей. В случае «Туриста» — четырех. Во время долгих поездок («Турист» был велосипедом, созданным именно для велопоходов) этот фактор играл решающую роль. Владельцы шоссейников были небожителями, для детей возможность прокатиться хотя бы на раме «Туриста» признавалась за высшее благо. У «Туриста» в заводской комплектации был насос, подрамная сумка с инструментами (помните ключ «семейник»?), багажник. Некоторые экземпляры выходили с завода с фарой и чудом техники — динамо-машиной. Также нужно сказать про спортивный эргономичный руль, в народе прозванный за свою форму «бараном». Благодаря его форме, можно было менять хват и давать спине заслуженный отдых. Кроме того, «Турист» был оборудован ручными тормозами, рычаги которых крепились всё на том же «баране». «Турист» был самым народным из всех спортивно-шоссейных советских велосипедов. Несмотря на отсутствие привычных сегодня амортизаторов – это была очень достойная и надежная машина.

«Орленок» (по-литовски «Эрелюскас») был подростковым велосипедом, а значит – почти взрослым. Его покупка была своеобразной инициацией для советского ребенка, который прошёл стадию «Львонков» и «Школьников». Немного изогнутая рама «Орленка» была будто специально создана для того, чтобы его удобно было заносить на плече по лестничным пролетам до своего этажа. Да-да, когда у тебя появлялся «Орлёнок» ты больше мог не рассчитывать на то, что старшие будут тебе помогать в деле доставки велика «в гараж». Что отличало «Орленок» от детских велосипедов, так это то, что количество спиц, профиль обода, втулки и каретка были такие же, как на больших велосипедах, а потому владелец «Орленка» сразу вставал на более высокую ступеньку в дворовой иерархии. Ещё один момент: «Орленок», как и другие велосипеды, многие умельцы переделывали в мотовелосипеды, но это уже другая история.

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! 🙂