Советские рамы велосипеда

Лучшие велосипеды времен СССР: Кама, Урал, Салют, Школьник, Орленок, Десна, Аист, Сура и другие

Двухколесный транспорт завоевал любовь людей еще в 18 веке. Он удобен, безопасен для экологии и позволяет держать себя в хорошей спортивной форме. До сих пор спросом пользуются велосипеды СССР: Кама, Урал, Салют, Школьник, Орленок, Десна, Аист, Сура и другие. Некоторые модели еще можно приобрести на аукционах.

  1. Особенности и преимущества
  2. Основные разновидности
  3. Детские
  4. Дорожные синглспиды
  5. Гоночные для дорог и шоссе
  6. Складные велосипеды
  7. Видео

Особенности и преимущества

Велосипеды СССР: Урал, Салют, Школьник, Орленок, Десна, Аист, Сура, Кама мало чем отличаются от современных:

  1. Рама выполнялась в трех разных видах: верхняя выпуклая или прямая, либо нижняя, расположенная под углом.
  2. Практически все модели оснащались багажником.
  3. Чтобы замедлить ход, нужно было прокрутить педали в обратную сторону.
  4. Подножки были редкостью.

Нижняя рама встречалась только в женских и подростковых моделях. На них было удобнее садиться.

Велосипеды советского производства по сравнению с современными имели некоторые преимущества. Они были надежнее, изготавливались из качественного металла, служили десятки лет. При этом отличались легким ходом и развивали хорошую скорость. Многие из них сегодня стали настоящей легендой.

Основные разновидности

В СССР выпускались велосипеды для детей и взрослых, дорожные и гоночные. Были даже складные модели.

Детские

Среди всех советских велосипедов выделяются детские модели. Они и сегодня популярны, а некоторые даже до сих пор производят:

  1. Самый распространенный в СССР подростковый велосипед — Школьник. Предназначался для детей от 10 до 12 лет. Но ребята катались на нем вплоть до 16 лет. Имел открытую раму, высокий руль (неудобный для низкого ребенка). Колеса 20 дюймов, тормоз ножной, барабанного типа. Вес 9 килограмм. Производили его с 1956 года по 1993 год.
  2. Бабочка — предназначался для детей от 4 до 7 лет. Имел 2 колеса, раму открытого типа, пластмассовое сиденье и руль, которые регулировались по высоте. Комплектация: небольшой багажник, громкий звонок. Главное достоинство — дутые колеса (12 дюймов) из качественной резины, которые обеспечивали плавный и мягкий ход.
  3. Дружок — велосипед с 2 большими и 2 маленькими колесами (их при желании можно было снять). Рассчитан на детей 3–5 лет. Сиденье мягкое, регулируется по высоте. Рама складная. Цепь скрыта за металлической планкой. Тормоза ручные, задние. На левой части руля находится звонок-пищалка. Педали сделаны из пластика, прорезинены. Есть багажник. Колеса (14 дюймов); шины из сплошной резины; тормоз задний, клещевого типа.
  4. Малыш — трехколесная модель для маленьких детей (от года до трех). Выпускается с 1962 года по настоящее время. Рама сварная, руль с рукоятками из пластмассы, сиденье жесткое, диаметр колеса 35 см.
  5. Кросс — спортивно-игровой велосипед, для детей 7–11 лет. Рама и руль сделаны из стали, 2 колеса (20 дюймов) с пневматическими покрышками. Выпускалось 2 модели: одна с задним ножным тормозом, другая — с передним ручным, клещевого типа.
  6. Мишка — двухколесная модель для детей 5–7 лет. Рама трубчатая, с высоким подъемом, сиденье мягкое, регулируется по высоте, колеса (12 дюймов) с пневматическими шинами, тормоз ножной задний, барабанного типа.
  7. Ветерок — велосипед-трансформер. Мог быть как двух, так и трехколесный. Предназначался для детей 3–7 лет. Выпускался с 1950 года. Руль у модели регулировался по высоте, колеса (24 дюйма) с покрышками из качественной резины. Тормоз задний ножной.

Сейчас старый велосипед Ветерок можно приобрести только на аукционах либо досках объявлений в интернете. Стоимость зависит от состояния: от 5 до 30 000 рублей.

Дорожные синглспиды

Дорожные велосипеды пользовались в СССР популярностью. Это были простые конструкции, созданные для катания по ровным поверхностям: грунтовым или асфальтированным.

  1. Велосипеды Орленок и Ласточка. Прогулочные модели, для детей от 7 лет и старше. Создавались по довоенным немецким образцам с 1949 года вплоть до 1993 года. У Ласточки рама открытого типа, у Орленка — закрытая. Колеса 24 дюйма, тормоз задний ножной. В комплекте металлические крылья, звонок, насос и даже инструменты для ремонта.
  2. Велосипеды Урал. Считаются одним из символов эпохи СССР. Предназначались для мужчин. Выпуск начался в 1965 году. Пользователи полюбили Урал за прочность, надежность. Характеристики: рама закрытого типа; колеса 28 дюймов. Изготавливался из стали. Вес 16 килограмм. Только сиденье и наконечники на рукоятках руля были сделаны из пластмассы. На переднем колесе располагался ручной тормоз, клещевого типа; на заднем — ножной. В комплекте были крылья из стали, трубчатый багажник и сумка, крепящаяся под раму, с набором инструментов для ремонта.
  3. Серия велосипедов Украина. Первая модель выпущена в 1926 году. Стандартные характеристики: рама закрытого типа, колеса 28 дюймов, передний тормоз — ручной, задний — ножной.
  4. Велосипеды Минск. Предназначались для прогулок по дорогам с любым покрытием, кроме бездорожья. Производились с 1956 по 1986 год. Характеристики: рама закрытого типа, колеса 28 дюймов, тормоз задний, ножной.
  5. Велосипеды Сура. Предназначались для прогулок по ровному покрытию. Производились с 1978 года и вплоть до развала СССР. Характеристики: стальная рама закрытого типа, тормоз ножной задний, колеса 28 дюймов.
  6. Дорожный велосипед Уралец. Предназначался для детей от 10 лет и старше, преимущественно для мальчиков. Подходил для активных прогулок по грунтовым, асфальтированным дорогам. Характеристики: стальная рама, колеса 24 дюйма, ножной задний тормоз.

Некоторые модели Урал дополнительно комплектовались насосом, подножкой, аптечкой и даже фарой с генератором электричества.

Гоночные для дорог и шоссе

Советский велосипед — это уже часть истории. В те времена, помимо дорожных и детских, выпускались гоночные, спортивные модели, используемые на соревнованиях всех уровней:

  1. Название велосипеда Москва 80 до сих пор известно многим. Эта модель считается одной из лучших в Стране Советов. Сконструирована специально для использования на соревнованиях мирового уровня. Впоследствии производилась по индивидуальным заказам известных гонщиков. Характеристики: рама из лимитированной стали, спортивный руль с удлиненным выносом, многоскоростной механизм, ручные тормоза, диаметр колеса 28 дюймов. При этом небольшой вес — чуть больше 8 килограмм.
  2. Профессионально-спортивный велосипед Тахион, производства Харьковского велозавода, выпускался с 1979 по 1992 год. За это время было изготовлено более 400 экземпляров. Предназначался для участия в гонках, причем как шоссейных, так и трековых. Характеристики: рама из стальных труб, размер колеса 28 дюймов, 6 скоростей, ручные тормоза, вес 9 килограмм.
  3. Велосипед Спутник считается туристическим вариантом. Производитель — Харьковский велозавод. Выпускался с 1961 по 1983 год. Характеристики: рама из стали, колеса 28 дюймов со стальными ободами, ручные тормоза. В зависимости от модели менялось количество скоростей: 3, 4, 8.
  4. Велосипед Турист предназначался для езды по асфальтированным дорогам. Базовые характеристики: стальная рама закрытого типа, ручные тормоза, колеса 28 дюймов. Выпускались модели с 1 скоростью и с 3.

Советскими велосипедами пользовались не только граждане СССР. Они поставлялись более чем в 30 стран.

Складные велосипеды

Складной велосипед в СССР считался самым дорогим, элитным вариантом. Людей привлекало то, что такие модели можно хранить в квартире. Да и подходили они как взрослым, так и детям:

  1. Велосипед Аист предназначался для прогулок по ровным поверхностям (асфальт, грунт). Отличался размеренностью хода. Рама была складная, с механическим фиксатором для сложенного положения. Колеса 20 дюймов, задний ножной тормоз. В комплекте у школьного варианта: багажник, сумка с инструментами, светоотражающие элементы.
  2. Велосипед Кама — самый популярный в истории СССР. Подходил для пользования взрослыми и подростками, для прогулок в городе и на природе, для легких туристических путешествий. Рама стальная, колеса 20 дюймов, задний ножной тормоз. В базовом комплекте были: крылья из металла, багажник, насос.
  3. Велосипед Салют: камера 24 дюйма, рама открытого типа, система складывания с литым замком, комбинированные тормоза. Не пользовался спросом из-за своих габаритов — он был громоздким даже в сложенном виде.
  4. Велосипед Десна: подходил для неспешных прогулок по ровному покрытию. В сложенном виде легко перевозился в общественном транспорте. Рама открытого типа, облегченная; колеса 20 дюймов; сиденье с пружинным каркасом. В комплекте багажник, сумка с инструментами, светоотражающие элементы, насос.
  5. Велосипед Эврика: рама открытого типа, мопедный руль, колеса 20 дюймов, ножной задний тормоз, сиденье с пружинным каркасом.
Читайте также  Чем беговел лучше велосипеда

Отдельно нужно сказать о велосипеде Тиса. Его выпускал Львовский велозавод наряду с мотоциклами. Это отразилось на внешнем виде: мотоциклетная передняя вилка делала устройство внушительным, громоздким. Ездили на нем не только подростки, но и взрослые.

Сейчас многие люди с ностальгией вспоминают СССР и все его атрибуты. В частности, велосипеды. Удобные, прочные, простые в ремонте, они не доставляли хозяевам особых хлопот и долго служили.

Аист Кама Салют Десна Эврика Тиса

Видео


17 советских велосипедов, на которых все мы когда-то катались

Мы катались как могли…

«Кама». Бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ), который позже назывался «Велтой», а ныне – это бренд Forward, прямой наследник «Камы». Завод существовал с 1939 по 2006 год.

Велосипед для взрослых МВЗ В-128 «Дружба выпускался на Минском велосипедном заводе.

«Аист». Бренд Минского мотовелозавода (ММВЗ), основанного в 1947 году. Что интересно, ММВЗ существует по сей день и прекрасно производит современные велосипеды под тем же брендом – Aist, просто находится уже в другой стране, Беларуси.

Велосипед для взрослых дорожный ХВЗ 111–441 “Украина” изготавливался на велозаводе имени В. И. Петровского в г. Харькове.

Складной велосипед для подростков ЛВЗ 172-121 “Эврика-2” выпускался на Львовском мопедном заводе. Особенностью этой модели была рама с шарнирами, складывающаяся в продольной плоскости и амортизатор передней вилки.

«Турист». Бренд Харьковского велосипедного завода. Основан завод в 1923 году и существует по сей день, производя велосипеды «Украина», Tiger, Junior и ряд других.

«Школьник». Бренд Горьковского велосипедного завода, входящего в объединение ГАЗ. Предназначались «Школьники» для детей школьного возраста (как нетрудно догадаться по названию) и производились с 1956 по 1996 год. Сам завод делал велосипеды с 1940-го.

«Урал».
Ещё один бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ). Но если «Кама» была складным велосипедом, то «Урал» представлял собой почти вершину советского велостроения, тяжёлый дорожный велосипед.

«Тахион». Про этот велосипед простой советский человек знал немного. «Тахион» был брендом Харьковского велосипедного завода, под которым производились профессиональные шоссейные и трековые велосипеды для спортсменов (с 1981 по 1992 год).

«Орлёнок». Аналог горьковского «Школьника», только производившийся на Минском мотовелозаводе, а позже – ещё и Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ).

«Спутник». выпускавшийся на Харьковском велозаводе велосипед для взрослых.

«Москва-80». Крутейший и самый легендарный советский трековый велосипед, выпущенный в количестве 52 штук в 1978-1980 годах аккурат к Олимпиаде. Все работы – и конструкторские, и производственные – велись в Центральном конструкторско-технологическом бюро велостроения, а позже в Харькове начали делать «Тахионы», основанные на «Москве-80».

«Ласточка» — параллельная «Орлёнку» модель для девочек с «ломаной» рамой. Производилась на ММВЗ, ШМВЗ, ХВЗ.

Детский велосипед „Бабочка“ выпускался в г. Узловая (Тульская область). Предназначен был для детей от 4 до 7 лет. Был аналогом велосипеда КВД, выпускавшимся на заводе им. Кирова.

Детский трёхколёсный велосипед “Спарите” (“Стрекоза”) с цепным приводом производился на заводе приводных цепей в городе Даугавпилс Латвийской ССР.

Женский велосипед ЗИФ В-21В изготавливался на ПО имени Фрунзе в г. Пенза.

Велосипеды СССР: популярные модели прошедшей эпохи

10 mins Автор: Михаил Скворцов 2289

  • Особенности велосипедов времен СССР
  • Трехколесный друг для юных велосипедистов
  • Дорожные синглспиды советской эпохи
  • Гоночные модели для дорог и шоссе
  • Комментарии

О разнообразии велосипедов сейчас известно практически каждому. Это и мощные МТБ для туристической езды по бездорожью, трюковые BMX, высокоскоростные шоссейники, гибриды, дорожные синглспиды и скоростные модели…. Однако не всегда велик был так хорошо представлен в стольких лицах. В СССР, например, основная масса населения довольствовалась односкоростными моделями. Реже встречались скоростные модификации, а маунти-байки вообще существовали в единичных количествах.

Советские велосипеды занимают особое место: их нельзя просто взять и забыть. Более того, некоторые продолжают активно катать старого двухколесного коня, всячески совершенствуя его. Увидеть байк советского производства можно на досках объявлений. Это популярный и продаваемый товар в Сети.

Для велика времен 70-х и 80-х абсолютно нормально прокатать на себе несколько поколений, несущая конструкция и колеса сохраняют свой первозданный вид. Разумеется, при соблюдении нормальных условий хранения. Можно смело сказать, что советский байк – это своего рода музейный экспонат, раритет и повод для гордости. Окунемся в прошлое и вспомним, какие велики выпускали в те времена.

Особенности велосипедов времен СССР

Какими-то супер-отличиями советские велосипеды от нынешних не обладали, однако они сразу бросаются в глаза. Есть у них, что ли, своя магия, хранящая воспоминания давно ушедших лет. А если серьезно, то рама обычных великов представлялась в нескольких вариантах:

  • прямая;
  • выпуклая верхняя труба;
  • открытая.

Шоссейный велосипед всегда выпускался только в прямом варианте и был легче обычного синглспида. Правда, почти все байки тех времен имели больший вес по сравнению с нынешними моделями. Этот недостаток компенсировался высокой прочностью как самой рамы, так и всех остальных деталей. Недаром говорят, что велосипеды из СССР практически не убиваемые и смогут выдержать любые дорожные и погодные условия!

Рамы односкоростных велосипедов были тоньше, чем сейчас. Обязательно было наличие крыльев. Они присутствовали и на городских, и на гоночных велосипедах. Размеры колес варьировались от 20 до 28 дюймов. Впрочем, последний размер можно было встретить чаще.

Традиционно велосипед имел ножной барабанный тормоз, даже сейчас можно услышать выражение «советский тормоз». Приводился в работу движением педалей назад. Тормоз удобен, рассчитан на весь срок эксплуатации велика, по эффективности сопоставим с ободным. Тип V-brake ставился только на гоночные скоростные модели. Могли отличаться и размеры задней звезды на синглспидах: она была чуть больше, а цепь на несколько звеньев длиннее.

А вот аксессуар, который на велосипедах советских времен был исключительной редкостью – это подножка. Тем, кто пользуется этим вариантом велотранспорта, не слишком удобно парковаться. Впрочем, исправить этот недостаток и поставить подножку можно самостоятельно.

Трехколесный друг для юных велосипедистов

Учить езде на велосипеде в СССР старались с самого детства. Именно как детский и подростковый этот транспорт позиционировался долгое время, пока не вырвался на свободу и не покорил все возрастные категории.

Учить ребенка на взрослом и даже подростковом байке просто нереально, поэтому производители изначально стали выпускать специальные детские модели на трех колесах. К характерным признакам этих великов относятся:

  • задняя осевая балка рамы;
  • жесткое закрепление колес;
  • «передний привод», педали закреплены к переднему колесу;
  • задние колеса меньше переднего в диаметре;
  • ни седло, ни руль не регулируются.

Трехколесный велосипед был излюбленным транспортом для малышей: его легко освоить, на нем быстро ехать, да и здоровье активные покатушки укрепляют неплохо. Стоит упомянуть и отличное качество сборки «малюток». Они спокойно могли выдерживать не только детей, но и «тяжелых» подростков-хулиганов. Об этих велосипедах узнали и дети 90-х годов, ведь конструкция не только выдерживала любые нагрузки, но и хорошо сохранялась.

Дорожные синглспиды советской эпохи

Итак, переходим к подростковым и взрослым велосипедам. Их названия отражали не производителей, а нарицательные и собственные имена: «Школьник», «Аист», «Орленок», «Салют», «Урал», «Кама». Это еще одно веское отличие от современных велосипедов.

Школьник – это популярный двухколесный транспорт среди подрастающего советского поколения. Его история началась в 1956 году и продолжалась почти 40 лет. В лихие 90-е выпуск этой модели прекратили.

Аудитория велосипеда – дети от 10 до 13 лет. Всем известно, что подростки не слишком бережно относятся к вещам: покупают-то все равно родители. Однако, этот байк исключение. Счастливый обладатель берег его как зеницу ока, ведь велосипеды стоили по тем временам недешево, второй раз взрослые вряд ли сделали бы такой подарок. Школьник – это не совсем индивидуальный велик. Один байк мог запросто прокатить еще двоих пассажиров без поломок.

  • открытая прямая рама;
  • 20-дюймовые колеса;
  • дорожные покрышки;
  • ножные тормоза;
  • высокий регулируемый руль;
  • щиток для цепи, крылья;
  • вес порядка 10 кг.

Еще одним ярким представителем подросткового байка является «Орленок» производства Шуляйского веломоторного завода (Литва). Изогнутые трубы рамы придавали велосипеду вид круизера. Вообще, машина смотрелась красиво и аккуратно: ровный лазоревый окрас рамы и крыльев, двухцветное седло, простая форма руля.

Читайте также  Длина вала каретки велосипеда

Колеса 24 дюйма – в самый раз для подрастающего велосипедиста. «Орленок» – это потрясающая выносливость, прочность деталей и высококачественная сборка.

«Аист» – полноценный взрослый велосипед с рамой открытого типа. Кроме удобства катания, велик дарил возможность сложить себя и хранить в укромном уголке. Предназначение велика – неторопливые прогулки, поездки на работу или в магазин. Простая конструкция была доступна для освоения даже 10-летнему ребенку, что говорить о взрослом человеке.

Аисты начали свой полет еще в пятом столетии ХХ века (1947) и продолжали выпускаться вплоть до начала XXI века. Наибольший пик выпуска – вторая половина советского периода, далее марка стала сбавлять обороты. На данный момент сохранилось лишь название, ито в англоязычном варианте. Под брендом «AIST» производят велики на любой вкус: МТБ, гоночные, дорожные, детские.

«Салют» – дорожный велосипед для активных поездок по городу. Марка и общая конструкция сохранились в наше время. Встретить велик можно в любом магазине, где продаются синглспиды. Во времена СССР эти велосипеды выпускались в нескольких вариантах:

  • складная рама, средние колеса, изогнутый руль;
  • разборная конструкция;
  • ромовидная нескладная рама, прямой руль, большие колеса.

Сейчас в продаже встречается только первый вариант, а вообще старые модели «Салют» еще немало пользуются успехом в селах и райцентрах.
«Урал» – разновидность нескладного «Салюта», классический вариант односкоростного велосипеда.

Он удобен в использовании, хорошо разгоняется на своих 28-дюймовых колесах, неприхотлив на дорогах (как и все другие велосипеды из СССР), а также оснащен специальной сумочкой для хранения инструмента и лекарств. Если сравнивать какой-либо дорожный синглспид, то с «Уралом»!

А вот больше всего признания получила «Кама». Этот небольшой компактный велик был настолько прост в обслуживании и так хорошо ездил, что покупался налету и выстраивал за собой длинные очереди. Кроме поездок, «Кама» позволяла еще и совершать трюки, благодаря небольшим колесам и мобильности рамы.

Компактные колеса – это хорошая проходимость и выносливость. «Кама» больше всего подвергалась тюнингу: именно с нее вошли в моду зеркала заднего вида, свет, украшения. Впрочем, велик и сам был в отличной внешней форме: яркий окрас, узорчатая передняя звезда, плавный руль, компактный багажник. Возможно, сейчас этот велик вызовет лишь улыбку, но в свое время это он был лучший.

Гоночные модели для дорог и шоссе

В среде гоночных велосипедов выпускались следующие марки:

  • «Тахион»;
  • «Москва-80»;
  • «Спутник»;
  • «Турист».

Производство спортивных скоростных байков поглотил ХВЗ – Харьковский велосипедный завод, который существует и по сей день.

«Тахион» – мощный шоссейный велосипед, первоклассная машина для развития максимальной скорости по трассе. Внешне этот велик практически не отличается от современного гоночного аналога. Собирался преимущественно из импортных деталей, стоил очень дорого. Из-за высокой цены, куда, кроме материалов, входила и сборка, тираж этого велосипеда не превысил 400 единиц. Обладатель «Тахиона» считался настолько крутым и богатым, что даже превосходил владельца хорошего автомобиля.

«Спутник» – популярный спортивно-прогулочный велосипед. Трансмиссия включала несколько скоростей, благодаря чему байк можно было разогнать до хороших 30 – 35 км/час. Седло напоминало дорожное, а вот руль – чисто шоссейный, изогнутые бараны. Тормозная система была представлена ободным прижимным механизмом.

«Спутник» – это недешевый велосипед, но не заоблачный, как «Тахион». Его отличительная черта – это расширенный комплект: велосипед, зеркало, насос и набор инструментов.

«Москва-80» – суперлегкий и прочный велосипед, выпущенный к началу олимпиады 1980 года в Москве. Поразительный вес – 8 кг в сочетании с выносливостью – мечта любого профессионала-гонщика. Предназначение байка – спортивные соревнования. Выпуск велосипедов составляет всего 10 штук, так что широкие массы увидели его только на картинках.

«Турист» – 4-скоростной легкий велосипед для продолжительных поездок. Оснащен рулем-бараном, ободными тормозами и крыльями. Имеется багажник и специальная сумочка-органайзер для хранения мелких инструментов. В остальном это обычный шоссейник наших лет.

Пришла пора вернуться в наше время. Конечно, сейчас велосипеды намного превосходят советские по скорости, комплектации и специфике. Однако в те времена, как выяснилось, они тоже пользовались большим спросом. Возможно, именно те ушедшие модели напомнили о себе и дали толчок к развитию велоиндустрии.

Геометрия рам советских велосипедов (Страница 1 из 23)

Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

Сообщений с 1 по 15 из 338

#1 Тема от Riverdale 26-09-2018 11:49:44 (23-02-2020 23:27:58 отредактировано Riverdale)

  • Riverdale
  • Старожил
  • Неактивен
  • Откуда: Чехов
  • На форуме с 29-06-2017
  • Сообщений: 5 984

Тема: Геометрия рам советских велосипедов

На форуме часто возникают вопросы и споры о геометрии рам — длине труб, провису каретки, базе. Возникла потребность в теме по рамам, тем более что иногда рамы даже одной модели и одного года выпуска могут отличаться друг от друга сильнее, чем рамы разных моделей.

Измерения рам

«Ростовка» рамы измеряется от оси каретки до верхнего среза подседельного узла и округляется до ближайщего целого значения в сантиметрах!

Все замеры производятся так, как указано на шаблоне — по осям труб в месте их пересечения, оси каретки, осям колес и торцам рулевого стакана. Размеры заднего треугольника и база измеряются с максимально задвинутой назад для «обычных» косых дропов или вперед — для трековых «прямых дропов», осью заднего колеса. Провис каретки измеряется как разница между расстоянием от земли до оси заднего колеса (когда ось максимально сдвинута назад для «косых» дропов и вперёд для «прямых» дропов) и расстоянием от земли до оси каретки. Желательно при измерении провиса каретки применять уровень и производить измерения когда велосипед стоит на ровной твердой поверхности. Округлять все измерения лучше всего до миллиметра, но как правило размеры легко округляются до 5мм.

Прошу на дорожниках обращать внимание на рич переднего тормоза.

Со временем в схемы будут добавлены длина штока вилки, рич переднего и заднего тормозов, OLD передней и задней вилки, «вылет» передней вилки и плечо устойчивости, угол наклона рулевой колонки.

При оформлении поста заполните шаблон с размерами, укажите модель велосипеда, год производства и желательно серийный номер.


Измеряйте свои велосипеды!

Если у Вас есть необычная рама, было бы интересно узнать её размеры, особенно это касается рам ХВЗ В-541, В-542 с «трубчатыми» мостиками, В-551 а также В-555 выпуска середины-конца 1970-х годов. Так же интересны размеры рам «Туристов» и «Спутников» В-37 и В-39 разных годов. Более ранние рамы очень редки и потому представляют интерес прежде всего для реставраторов.

Шаблон:

Передавайте измерения своих рам, присылая размеры в соответствии с шаблоном.
Приняв размеры и посчитав рич, мы опубликуем наглядную схему «с цифрами вместо букв».

Пояснения и расшифровка размеров

A — горизонтальная труба от оси рулевого стакана до оси подседельной трубы
B — подседельная труба от оси горизонтальной трубы до оси каретки
C — диагональная труба от оси рулевого стакана до оси каретки
D — высота рулевого стакана
E — длина стоек от оси подседельной трубы до оси заднего колеса
F — длина нижних перьев от оси заднего колеса до оси каретки
G — база от оси переднего колеса до оси заднего колеса
H — расстояние от оси переднего колеса до оси каретки (для учета оверлапа)
I — провис каретки
J — расстояние от оси переднего тормоза до оси переднего колеса (для рича)
K — расстояние от оси заднего тормоза до оси заднего колеса (для рича)

Все измерения проводятся когда задняя ось до конца задвинута в прорезь дропаута!
Если дропауты горизонтальные — наоборот, в крайнем переднем положении оси.
И, конечно же, раму стоит измерять только с родной вилкой.

Пример сообщения с размерами рамы:

Рама В-553, 1972год, номер 222322
A-560, B-540, C-620, D-125. и далее по списку.

Каталог Велосипеды СССР 1970

Велосипеды

Велосипед мужской дорожный В-140 «Десна»

Жуковский велосипедный завод

Читайте также  Динамо фара для велосипеда

Начало выпуска 1970 г.

Велосипед предназначен для езды по дорогам с различным профилем и покрытием.

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 580

Размер шин, мм. 622×40

Число зубьев ведущей зубчатки 48

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7×3,4

Вес (без принадлежностей), кг. 16,5

Велосипед мужской дорожный В-136

Минский мотоциклетный и велосипедный завод

Начало выпуска 1969 г.

Велосипед предназначен для езды по дорогам с различным профилем и покрытием.

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 560

Размер шин, мм. 622×40

Число зубьев ведущей зубчатки 46

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса бестормозная с трещоткой

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7×3,4

Тормоз ручной стремянный, с жесткой тягой, на оба колеса

Вес (без принадлежностей), кг. 17.3

Велосипед мужской дорожный В-137

Минский мотоциклетный велосипедный завод

Начало выпуска 1969 г.

Велосипед предназначен для езды по дорогам с различным профилем и покрытием.

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 580

Размер шин, мм. 622×40

Число зубьев ведущей зубчатки 46

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса бестормозная с трещоткой

Цепь втулочно-роликовая, мм 12,7×3,4

Тормоз ручной стремянный, с жесткой тягой, на оба обода

Вес (без принадлежностей), кг. 17,5

Велосипед мужской дорожный В-138

Минский мотоциклетный и велосипедный завод

Начало выпуска 1968 г.

Велосипед предназначен для езды по дорогам с различным профилем и покрытием.

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 580

Размер шин, мм. 622×40

Число зубьев ведущей зубчатки 46

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7 хЗ,4

Вес (без принадлежностей), кг. 16,5

Велосипед мужской дорожный В-130К

Харьковский велосипедный завод им. Г.И. Петровского

Начало выпуска 1969 г.

Велосипед предназначен для езды по дорогам с различным профилем и покрытием.

В 1968 г. модели В-130К присвоен Государственный «Знак качества».

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 560-580

Размер шин, мм. 622×40

Число зубьев ведущей зубчатки 48

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7 х 3,4

Вес (без принадлежностей), кг. 19,8

Велосипед мужской дорожный В-134 «Украина»

Харьковский велосипедный завод им. Г.И. Петровского

Начало выпуска 1968 г.

Велосипед предназначен для езды по дорогам с различным профилем и покрытием.

В 1968 г. модели В-134 присвоен Государственный «Знак качества».

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 580-580

Размер шин, мм. 622×40

Число зубьев ведущей зубчатки 48

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом

Цепь втулочно—роликовая, мм. 12,7×3,4

Вес (без принадлежностей), кг. 18,8

Велосипед мужской легкодорожный В-39 «Спутник»

Харьковский велосипедный завод им. Г.И. Петровского

Начало выпуска 1968 г.

Велосипед предназначен для езды по дорогам с улучшенным покрытием.

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 660

Размер шин, мм. 622×32

Число зубьев ведущей зубчатки 48

Число зубьев ведомых зубчаток 16, 20, 24

Втулка заднего колеса бестормозная с трещоткой

Цепь втулочно-роликовая, ММ. 12,7×3,4

Тормоз ручной, клещевой, с центральной тягой, на оба колеса

Переключатель передач параллелограмный

Вес (без принадлежностей), кг. 13,5-14,5

Велосипед подростковый для мальчиков В-710 «Спартак»

Атигский машиностроительный завод

Начало выпуска 1969 г.

Велосипед предназначен для мальчиков до 15 лет и может эксплуатироваться по дорогам с различным профилем и покрытием.

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 480

Размер шин, мм. 533×37

Число зубьев ведущей зубчатки 44

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7×3,4

Вес (без принадлежностей), кг. 12,0

Велосипед подростковый для девочек В-800 «Ромашка»

Атигский машиностроительный завод

Начало выпуска 1989 г.

Велосипед предназначен для девочек до 15 лет и может эксплуатироваться по дорогам с различным профилем и покрытием.

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 480

Размен шин, мм. 533×37

Число зубьев ведущей зубчатки 44

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7 х 3,4

Вес (без принадлежностей), кг. 12,5

Велосипед подростковый складной В-801 «Юность»

Атигский машиностроительный завод

Начало выпуска 1969 г.

Велосипед предназначен для подростков и может эксплуатироваться по дорогам с различным профилем и покрытием.

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 480

Размер шин, мм. 533×37

Число зубьев ведущей зубчатки 44

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7×3,4

Вес (без принадлежностей), кг. 13,0

Велосипед подростковый для мальчиков В-78 «Орленок»

Шяуляйский велосипедно-моторный завод «Вайрас»

Начало выпуска 1969г.

Велосипед предназначен для мальчиков до 15 лет и может эксплуатироваться по дорогам с различным профилем и покрытием.

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 440

Размер шин, мм. 533×37

Число зубьев ведущей зубчатки 44

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7×3,4

Вес(без принадлежностей), кг. 12,5

Велосипед подростковый для мальчиков В-79 «Орленок»

Шяуляйский велосипедно-моторный завод «Вайрас»

Начало выпуска 1969г.

Велосипед предназначен для мальчиков до 15 лет и может эксплуатироваться по дорогам с различным профилем и покрытием.

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 440

Размер шин, мм. 533×37

Число зубьев ведущей зубчатки 44

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса бестормозная с трещоткой

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7×3,4

Тормоз ручной, клещевой на оба колеса

Вес (без принадлежностей), кг. 12,5

Велосипед подростковый для девочек В-88 «Ласточка»

Шяуляйский велосипедно-моторный завод «Вайрас»

Начало выпуска 1969 г.

Велосипед предназначен для девочек до 16 лет и может эксплуатироваться по дорогам с различным профилем и покрытием.

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 440

Размер шин, мм. 533×37

Число зубьев ведущей зубчатки 44

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса тормозная со свободным ходом

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7×3,4

Вес (без принадлежностей), кг. 13,0

Велосипед подростковый для девочек В-89 «Ласточка»

Шяуляйский велосипедно-моторный завод «Вайрас»

Начало выпуска 1969 г.

Велосипед предназначен для девочек до 15 лет и может эксплуатироваться по дорогам с различным профилем и покрытием.

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 440

Ваз мер шин, мм. 533×37

Число зубьев ведущей зубчатки 44

Число зубьев ведомой зубчатки 19

Втулка заднего колеса бестормозная с трещоткой

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7×3,4

Тормоз ручной, клещевой, на оба колеса

Вес (без принадлежностей), кг. 13,0

Велосипед спортивно-шоссейный В-541 «Спорт»

Харьковский велосипедный завод им. Г.И. Петровского

Начало выпуска 1959 г.

Велосипед В-541 предназначен для массового велосипедного спорта.

Техническая характеристика

База, мм. 1040,1050

Высота рамы, мм. 540, 560, 580

Размер шин, мм 622×32

Число зубьев ведущей зубчатки 48

Число зубьев ведомых зубчаток 14, 18, 18 и 20

Втулка заднего колеса бестормозная с трещоткой

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7×2,4

Тормоз ручной клещевой с центральной тягой на оба колеса

Переключатель передач параллелограмный

Вес (без принадлежностей), кг. 14,0

Велосипед спортивно-шоссейный В-553 «Старт»

Харьковский велосипедный завод им. Г.И. Петровского

Начало выпуска 1966 г.

Велосипед предназначен для спортивных соревнований по проселочным и шоссейным дорогам.

Техническая характеристика

База, мм. 1020, 1030, 1040

Высота рамы, мм. 540,560,580,600

Размер однотрубных шин 27″ х 1 1/8″

Число зубьев ведущих зубчаток 47,50 или 48,51

Число зубьев ведомых зубчаток 13, 14, 18, 18, 20

Втулка заднего колеса бестормозная с трещоткой

Цепь втулочно-роликовая, мм. 12,7×2,4

Тормоз ручной клещевой, с центральной тягой, на оба колеса

Вес (без принадлежностей), кг. 10,5-11

Велосипед спортивно-трековый В-64

Харьковский велосипедный завод им. Г.И. Петровского

Начало выпуска 1958 г.

Велосипед предназначен для соревнований на треке.

Техническая характеристика

Высота рамы, мм. 540,860,580

Размер однотрубных шин 27″ х I»

Число зубьев ведущей зубчатки 46 (сменные 48, 50, 52)

Число зубьев ведомой зубчатки 13 (сменные 14, 15, 16)