Скоростная система велосипеда

Переключение скоростей на велосипеде

Для чего нужно переключение скоростей

Катание по ровной дороге, в гору или под горку требуют от велосипедиста различных усилий. На односкоростном велосипеде вариантов никаких нет, так как там только одна передача. И тот, кто имеет опыт заезда на гору на односкоростном велосипеде, знает, насколько это непросто. А вот в случае с многоскоростным велосипедом появляются новые возможности – можно регулировать нагрузку. На велосипеде, оснащенном несколькими передачами, например, намного проще ехать в гору. Разберемся, как происходит переключение скоростей.

Что такое переключение скоростей

Суть переключения скоростей – в перетаскивании цепи с одной звезды на другую. А различные сочетания передних и задних звезд позволяют регулировать нагрузку велосипедиста. Но для начала обратимся к устройству трансмиссии велосипеда.

Трансмиссия – это все детали и узлы велосипеда, которые обеспечивают передачу энергии во вращательное движение заднего колеса. Трансмиссия состоит из каретки, системы шатунов, цепи, звездочек или кассеты (или трещотки), переднего и заднего переключателей скоростей, а также из шифтеров (они же иногда именуются манетками).

Переключение скоростей происходит через шифтеры, которые расположены на руле. Шифтером заднего переключателя, расположенном на руле справа, цепь перекидывается между задними звездами, а с помощью шифтера переднего переключателя (он слева на руле) – между передними звездами.

Большая часть многоскоростных велосипедов имеют три ведущие звезды и шесть-восемь ведомых звезд. Передние звезды считают от малой к большой, а задние наоборот – от большой к малой.

Виды переключателей скоростей

Существует два основных вида переключателей скоростей – внешнего и внутреннего переключения.

Механизм внутреннего переключения

На городских велосипедах часто используется механизм внутреннего переключения скоростей, который спрятан внутри задней планетарной втулки. У велосипедов с планетарной втулкой всего одна передняя звезда и одна задняя. Количество скоростей / передач у планетарных втулок чаще всего от 3 до 7. Планетарная втулка имеет достаточно сложное внутреннее устройство.

Плюсы планетарных втулок:
+ они хорошо выдерживают неблагоприятные погодные и дорожные условия, так как механизм и все его детали заключены в корпус и, как следствие, надежны и долговечны;
+ можно переключать скорости, не вращая педали.

Минусы планетарных втулок:
большой вес;
очень сложный ремонт, невозможный в походных условиях.

Механизм внешнего переключения

Этот тип переключателей скоростей используется на большинстве многоскоростных велосипедов – от городских (к примеру, Forward Dortmund 28 2.0) до горных (к примеру, Forward Apache 27,5 2.0 disc). Переключение передач осуществляется с помощью переднего и заднего переключателей.

Передний переключатель
Передний переключатель перебрасывает цепь между передними звездами. В конструкции переключателя есть перемещающаяся рамка, внутри которой проходит велосипедная цепь. При переключении скоростей шифтером рамка перемещается и становится над нужной звездой, что обеспечивает перемещение цепи на эту звезду.

Задний переключатель
Задний переключатель – это механизм с возвратной пружиной, который перемещает в рамках поперечной оси рамку (или лапку) с закрепленными между ними роликами. В одном направлении переключатель перемещается с помощью тросика, а в противоположном – с помощью возвратной пружины. При перемещении переключателя пропущенная через него цепь перекидывается с одной задней звезды на другую, а с помощью натяжителя цепи автоматически убирается провисание цепи.

Плюсы внешних переключателей:
+ простая конструкция
+ небольшой вес
+ невысокая цена
+ большое количество передач

Минусы внешних переключателей:
сильно подвержены влиянию неблагоприятных внешних факторов
необходимость в регулировке и обслуживании
опасность поломки при падении велосипеда
невозможно переключать передачи, если велосипед стоит на месте

Правильные комбинации звезд

Следует выбирать скорости в зависимости от рельефа местности и ваших физических возможностей, и так, чтобы цепь не перекашивалась. Убедиться в том, что перекосов нет, можно просто взглянув на цепь. Если она двигается параллельно рамкам переднего переключателя, то выбранная скорость является оптимальной. Перекос возникает, когда цепь находится на передней большой звезде и на задней, также большой.

Давайте посмотрим, какие сочетания звезд применимы на примере велосипеда с тремя передними звездами и восемью задними звездами. Главный принцип прост: необходимо, чтобы сочетание передних и задних звезд всегда было примерно в одной вертикальной плоскости.

Большая передняя звезда сочетается с 4-8-й задними звездами. Такое сочетание оптимально при катании по ровной дороге.

Средняя передняя звезда сочетается с 3-6-й ведомыми звездами. Это сочетание подходит, если вы катаетесь по незначительно пересеченной дороге, либо хотите дать себе более высокую физическую нагрузку при катании по ровной дороге.

Малая передняя звезда сочетается с 1-3-й задними звездами, данное сочетание предназначено для подъема в гору. В этом случае от велосипедиста требуется намного меньше усилий при педалировании, но более частое вращение педалей.

Неправильное сочетание передних и задних звезд, приводит к сильному перекосу цепи, сокращению срока службы не только цепи, но и переключателей скоростей.

Как настроить переключатели скоростей

Время от времени переключатели скоростей нуждаются в настройке. Это становится понятно тогда, когда цепь начинает перескакивать через звезды или переключение передач становится невозможным. В этом случае требуется настроить переключение скоростей. Настоятельно рекомендуем, чтобы все настройки и регулировки делал квалифицированный специалист авторизованного сервисного центра или магазина, где был куплен велосипед. Изучить теорию по настройке переключателей вы можете в «Руководстве по эксплуатации и обслуживанию велосипеда Forward».

Как правильно переключать скорости

Правильное переключение скоростей позволяет кататься легче и комфортнее при меньших усилиях, а так же увеличит срок службы всех элементов трансмиссии велосипеда. Мы подготовили несколько правил и рекомендаций, как правильно переключать скорости на велосипеде:

— Переключать скорости можно только в движении, то есть во время вращения педалей.

— Для корректного и плавного переключения при переключении передачи необходимо ослабить нагрузку на педали.

— Переключение скоростей должно происходить последовательно, не нужно перескакивать сразу через несколько скоростей.

— При подъеме в гору не стоит перекидывать цепь между передними звёздами, а между задними звездами вполне допустимо. Если впереди горка, то лучше переключить скорость перед тем, как вы на нее въедете.

— Если после переключения скоростей слышны посторонние звуки, значит переключение не произошло и необходимо дожать рычаг шифтера.

  • Лучшее — семье
  • Велосипеды
  • Электротранспорт
  • Пользователю
  • Где купить
  • Дилерам
  • Вакансии

Авторские права на дизайн и весь контент веб-сайта принадлежат ООО “Форвард”. Копирование и видоизменение дизайна и контента веб-сайта возможно только с разрешения правообладателя. Реальный внешний вид и технические характеристики товара могут отличаться от представленных на сайте. Производитель оставляет за собой право на изменение дизайна, характеристик и комплектации товара.

Как правильно переключать передачи на велосипеде

Очень частый вопрос, который мне задают клиенты — это «как пользоваться переключателями скоростей на велосипеде?» Сегодня разберёмся а этом вопросе.

Основная наша задача при переключении передач это не ездить с большим перекосом цепи. Например, так:

На фото видно ошибочный выбор передач 3 — 1. Когда цепь стоит на самых больших звездах спереди и сзади, тем самым образуя большой угол или наоборот, когда цепь находится на самых маленьких звездах.

Мы должны ездить с прямой цепью — это позволит увеличить ресурс цепи вашего велосипеда и сократит вероятность ее разрыва.

Можно запомнить простое правило, которе позволит никогда не ошибаться при переключении передач на велосипеде:

При использовании крайних передних звезд используйте от 3-до 5 крайних звезд в кассете (в зависимости от количества скоростей на ней). А при и пользовании средней звезды спереди, также используйте средние звезды в кассете. И тогда ваша цепь скажет вам спасибо!

3-х скоростная система звёзд

Данные системы чаще всего встречаются на горных и гибридных велосипедах. Всем 3-м звёздам на системе (звезды, которые находятся спереди) соответствует набор звёзд (кассета), который находится сзади (на колесе).

В этом примере рассматриваем количество задних звёзд 10 на 30 скоростном велосипеде. С другим количеством звёзд (6, 7, 8 и 9 скоростей ситуация аналогична).

1 звезда — самая маленькая на системе

С первой звездой рекомендуется использовать крайние заезды на кассете/трещотке, которые обычно на переключателе обозначаются цифрами: 1, 2, 3, 4. В этом случае линия цепи будет максимально прямой.

Читайте также  Упражнение велосипед какие мышцы

На левом фото цепь стоит на первой скорости, а на правой на 5-й скорости. Это примерный диапазон передач, который можно использовать с маленькой передней звездой, чтобы избежать излишнего изгиба цепи.

2 звезда — средняя звезда на системе

Этой звезде соответствуют средние звезды на кассете/трещотке. Обычно это звезды с цифрами на манетке: 4, 5, 6, 7 и 8 или все центральные звезды на кассете.

На левом фото включена 4 скорость, а на правом 8-я. Это рекомендуемый диапазон звезд для средней ведущей звезды.

3 звезда — самая большая звезда на велосипеде

Так как эта звезда крайняя ей соответствуют крайние звезды на трещотке/кассете. Это звезды с цифрами: 10, 9, 8, 7, 6, 5.

На левом фото включена 5 скорость, а на правом 10-я. Это рекомендуемый диапазон звезд для большой ведущей звезды велосипеда.

2-х скоростная система звёзд

Что же касается велосипедов, у которых 2 звезды спереди, например у большинства шоссейных велосипедов. Тут проще чем с тройной системой. Нам достаточно разделить количество звёзд на нашей кассете/трещотке на 2 и использовать половину скоростей сзади с малой звездой и другую половину с большой.

1-на скоростная система на велосипеде

Когда спереди на велосипеде стоит только одна звезда тут нет правил какие звезды использовать вы можете использовать их все. Но имеете ввиду, что частое использование крайних звёзд может снизить ресурс цепи. Но благо, что данные передачи вряд ли будут использоваться велосипедистами часто.

Чаше всего, когда стоит одна передняя звезда, задняя кассета имеет максимальное количество звёзд — 9, 10, 11 или даже 12 скоростей.

Данный метод переключения передач подойдет для горных, шоссейных, гибридных и гравийных велосипедов, которые имеют 18, 21, 24, 27, 30 и 33 скорости.

Переключая скорости на велосипеде согласно этой схеме мы значительно продлеваем жизнь нашей цепи, а следовательно и кассете с системой и экономим свои деньги!

Как правильно переключать скорости на велосипеде – виды и рекомендации

  • Для чего нужны скорости на велосипеде
  • Принцип работы
  • Виды
  • Внутреннее
  • Внешнее
  • Каденс
  • Переключение скоростей при подъеме
  • Правильное переключение скоростей
  • Подбор сочетаний звезд
  • Рекомендации по уходу
  • Заключение

Современные модели велосипедов предполагают наличие сложного механизма трансмиссии. Тем, кто первый раз садится на многоскоростной агрегат, процесс переключения может показаться технически сложным, а вот опытный велосипедист сможет правильно переключать скорости на велосипеде интуитивно. Попытаемся объяснить простым языком, как правильно переключаться и какие основные правила следует соблюдать, чтобы не угробить трансмиссию в первый же сезон.

Для чего нужны скорости на велосипеде

Выбирая горный велик, покупатель непременно поинтересуется, сколько в нем скоростей. Тут нельзя применять принцип: чем больше, тем лучше. Все зависит непосредственно от велосипедиста, а точнее – от его умения правильно переключать скорости. А вот это уже – целое искусство, которое позволяет максимально использовать ресурсы двухколесного транспорта.

Раньше все было просто: у велика была одна-единственная скорость. И она зависела от физической подготовки велосипедиста на равнинной местности. Если нужно было подняться в гору, приходилось прилагать усилия и ослаблять их, спускаясь с возвышенности. В настоящее время многоскоростные велосипеды заняли лидирующие позиции на рынке, поэтому их потенциальным владельцам в любом случае придется научиться грамотно использовать функции трансмиссии.

Каждая конкретная передача соответствует определенной манере катания. Разработан целый свод правил по поводу того, как правильно переключать скорости на велосипеде (1 или 21 – не имеет значения):

  1. Переключаться на ходу без серьезной нагрузки на цепь (на планетарки данное правило не распространяется).
  2. Управлять скоростью, используя трансмиссию вместо физических усилий.
  3. Придерживаться рекомендованных комбинаций звезд.
  4. Ухаживать за великом, регулярно чистить и смазывать все механизмы (важно: для смазки трансмиссии лучше использовать силиконовые составы).
  5. Менять передачу необходимо при неподвижных педалях.
  6. Если вы только учитесь правильно переключать скорости на горном велосипеде, щелкайте по порядку, не перепрыгивая через передачи.

Возникает вполне логичный вопрос: а зачем такому простому транспорту, как велосипед, несколько скоростных режимов? Все просто: для более комфортного движения, экономии силы и сбалансированного распределения нагрузки.

Исходя из этого, можно сделать краткий вывод: вариации скорости необходимы в той ситуации, когда велосипедисту нужно регулировать нагрузку зависимо от некоторых факторов.

Принцип работы

Суть переключения сводится к последовательному перебрасыванию велосипедной цепи с одной звездочки на другую. Комбинирование передних и задних шестеренок позволяет наилучшим образом распределить нагрузку на основные узлы транспортного средства. Здесь не лишним будет иметь хотя бы малейшее представление об устройстве трансмиссии.

Она состоит из комплекса взаимосвязанных элементов, среди которых можно выделить систему шатунов, каретки, звездочки, велосипедной цепи, переднего и заднего переключателей скоростей и шифтеров (их еще называют манетками).

Их всего два: устройства внешнего и внутреннего переключения.

Внутреннее

Механизм находится внутри задней планетарной втулки. Преимущества:

  • стойко переносят воздействие неблагоприятных погодных условий (механизм вместе со всеми деталями расположен в практически герметичном корпусе);
  • скорости переключаются без вращения педалей.
  • ощутимый вес;
  • технически трудный ремонт, который нереально осуществить вне ремонтной мастерской.

Внешнее

Такой тип используют на многих моделях многоскоростных велосипедов. Преимущества:

  • простой механизм;
  • незначительный вес;
  • относительно невысокая стоимость;
  • значительный диапазон передач.
  • восприимчивость к внешним неблагоприятным воздействиям;
  • необходимость постоянного тех.обслуживания и внимания со стороны велосипедиста;
  • высокая вероятность поломки при падении велосипеда;
  • нельзя переключить передачу, если байк находится на одном месте.

Каденс

Этот момент нельзя оставлять без внимания, когда речь заходит о правильном переключении передач. Для начала не мешало бы дать определение этому красивому термину. Каденс – это количество оборотов педалей за одну минуту. Поскольку все мы разные, и велосипеды у нас отличаются друг от друга – вывести единый параметр каденса невозможно. У каждого велосипедиста он индивидуальный. Но здесь есть один момент: подбирать каденс нужно тщательно, чтобы не получить травму, но при этом скорость вращения была комфортной.

Крутить педали слишком быстро или слишком медленно не имеет смысла. Только ориентируясь на свои ощущения, можно правильно вывести каденс. Соответственно, на этот параметр влияют такие факторы, как физическая подготовка велосипедиста, погодные условия, состояние дорожного покрытия, сила встречного ветра и даже уровень глюкозы в крови. Да, некие формулы все-таки существуют, но равнозначно использовать их в отношении к начинающему велосипедисту и профессиональному спортсмену нецелесообразно. Большое значение имеет каденс для:

  • шоссейников (средняя скорость вращения педалей составляет 90-110 об/мин);
  • кросс-кантри (от 70 до 90 об/мин).

Эти значения применимы к профессиональным спортсменам. Новичкам лучше начинать с малого и постепенно улучшать свои показатели.

Переключение скоростей при подъеме

Многие считают, что переключаться, поднимаясь в гору, нельзя. Это не совсем правильно – нельзя изменять передачу в последнюю секунду, когда приходится прилагать значительные усилия для педалирования.

Внимание! Повышать скорость на передних звездах (переключать с 1 на 2 или со 2 на 3), поднимаясь в гору, действительно нельзя.

Правильное переключение скоростей

Ваша задача – сохранить ритм (скорость вращения педалей). Следить за ним нужно постоянно, придерживаясь усредненного показателя – 80-100 об/мин. Теперь важно разобраться, как правильно подбирать и переключать передачи.

Комбинация самой маленькой передней звезды и самой большой задней дает наибольшую мощность и используется на крутых подъемах.

Сочетание самой большой передней звезды и самой маленькой задней дает наибольшую скорость.

Движение стоит начинать со средней передней звезды, с помощью заднего переключателя подбирать удобную нагрузку на конечности. Если дорога идет под гору, и вы ощущаете, что мощности задних звезд уже недостаточно, – переходите на большую переднюю шестеренку. Как только темп станет привычным, нужно будет вернуться на среднюю звезду.

Та же ситуация и с нижними передачами. Поднимаетесь в гору и ощущаете, что задних звезд не хватает, – переходите на переднюю самую малую звезду, а после возвращайтесь на среднюю при нормализации интенсивности движения.

Читайте также  Велосипед с рулем от машины

Фактически, если спереди есть 3 звезды и 9 сзади, то трансмиссия имеет 27 скоростей. Однако это не значит, что пользоваться ими всеми нужно в обязательном порядке. Плюс к этому, в современной велопромышленности понятие «больше» не значит «лучше» либо «быстрее». Сейчас конструкторы стремятся к аналогичному диапазону передач при меньшем количестве шестерен. Так, к примеру, более усовершенствованная трансмиссия с одной передней звездой и 12-ю задними полностью перекрывает диапазон с тремя передними и девятью задними. Наблюдается тенденция: трансмиссия с меньшим количеством звездочек получается более удобной и практичной в использовании, обслуживании и настройках. Она и весит гораздо меньше.

Подбор сочетаний звезд

Чтобы убедиться в отсутствии перекоса, достаточно кинуть взгляд на цепь. Если она передвигается в рамках переднего переключателя – вы подобрали наилучший вариант передачи.

Главный принцип: любые комбинации шестеренок находятся приблизительно в одной вертикальной плоскости.

А теперь разберем наиболее удобные комбинации звезд, которые пригодятся новичкам:

  1. Большая передняя звезда с четвертой по восьмую ведомыми шестеренками (для перемещения по гладкой дороге).
  2. Средняя передняя с третьей по шестую задними звездочками (для катания по трассе с незначительными неровностями или просто для того, чтобы чуть увеличить нагрузку на ноги).
  3. Малая передняя с первой по третью ведомыми звездами (используется при подъеме в гору, при сильном встречном ветре, при покатушках по грунтовке, песку, высокой траве и т.п.).

Помните о том, что неправильное сочетание звезд может закончиться быстрым износом механизмов и узлов трансмиссии. Плюс, не стоит забывать своевременно обслуживать сложное устройство переключения передач.

Рекомендации по уходу

Главное правило – регулярная чистка и смазывание компонентов. Это касается велосипедной цепи, шестеренок, кассеты и прочих элементов трансмиссии. Не увлекайтесь катанием по лужам – вода еще ни разу не принесла ничего хорошего сложным механизмам. Если попали под дождь – протрите насухо и немного смажьте цепь и звезды.

Всегда прислушивайтесь к своему транспортному средству: как правило, специфический звук, возникающий при переключении скорости, красноречиво свидетельствует о возможной поломке. Контролируйте состояние цепи: периодически производите замер ее длины, чтобы исключить вероятность растяжения.

Заключение

Научиться работать с передачами не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд. Как только вы поймете принцип и будете неукоснительно соблюдать основные запреты, то смена передач будет происходить на уровне интуиции. Безупречная четкость переключения зависит от исправности всех механизмов и технического состояния велосипеда. Регулярно проверяйте состояние зубьев, роликов, элементов привода и других компонентов, чтобы создать максимально подходящие условия для безупречной работы трансмиссии.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.

Как правильно переключать скорости на велосипеде

7 минут Автор: Михаил Скворцов 2325

  • Механика
  • Скорости и звёзды
  • Механика переключения
  • Каденс
  • Тренировка и подготовка
  • Иные принципы
  • Заключение
  • Комментарии

На самом деле, переключение скоростей на велосипеде – это тренируемое искусство, которое зависит и от физического состояния райдера, и от долговременной подготовки, и от устройства конкретного велосипеда. Рассмотрим в этой статье различные факторы.

Механика

В первую очередь, правильное переключение зависит от устройства велосипеда. Ранее проблем с переключением не было, так как и скоростей на большинстве велосипедов не было. Все препятствия преодолевались с помощью силы райдера или пешком. Чтобы понять, как переключать скорости, следует изучить саму конструкцию системы переключения.

Скорости и звёзды

Первыми велосипедами с переключением были такие модели как «Турист», массовые наследники спортивных байков из 70-х. У них не было переднего переключателя, зато кассета позволяла выбирать одну из четырёх скоростей.

Со временем количество доступных скоростей росло, и сейчас уже стандартом де-факто становятся велосипеды с 18, 21, 24 и 27 значениями. Обычно это комбинация 3-х звёзд на переднем переключателе и 6-9 на заднем, в комбинации 3 и 7 звёзд получается 21 скорость. Некоторые скоростные модели обзавелись уже 10-ью звёздами на заднем переключателе, но пока это редкость.

Собственно, «скорость» – это и есть звезда, а суммарное передаточное число получается из комбинации текущих звёзд, выбранных передним и задним переключателями.

Механика переключения

Правильное переключение не требует больших знаний. Практически все модели велосипедов оснащены тросиком, который приводит усилие с манетки – элемента управления переключателем – на сам переключатель.

При натяжении тросика рамка переключателя передвигается и переносит цепь на звезду большего диаметра, при освобождении – спадает или передвигается к меньшим звёздам. Данные действия производятся без вспомогательных механизмов, с использованием гибкости цепи и трения с рамкой переключателя, т.е. цепь и все элементы испытывают нагрузки, в нормальной работе трансмиссии не предусмотрены. Из-за этого и появляется рекомендация не переключать скорости под нагрузкой или без движения.

Корректные комбинации

Несмотря на то, что номинально в трансмиссии может быть 27-30 скоростей, т.е. комбинаций звёздочек, не все из них рекомендуется использовать, так как они опасны для механизмов велосипеда. Почему так происходит? Не все звёзды находятся в одной плоскости, а это значит, что при их комбинации цепь испытывает нагрузку под небольшим углом, что вызывает дополнительное трение и, в итоге, искривление звеньев, затем – растяжение цепи и последующее повреждение как цепи, так и звёзд.

Базовое правило – это примерная параллельность цепи плоскости звёздочек, без перекосов. В цифрах, для классического на данный момент 24-скоростного горного велосипеда, значение на заднем переключателе должно быть между удвоенным и утроенным значением на переднем, за некоторыми исключениями – на краях, например, комбинаций 1-1. Т.е. из 24 вариантов рекомендуется использовать следующую схему переключения скоростей:

  • На 3 – самой большой передней звезде – задние скорости 6, 7, 8.
  • На 2 звезде – задние 6,5,4.
  • На 1 звезде – задние 1,2,3.

Конечно, эти правила могут нарушаться в зависимости от условий, но общепринятым стандартом они уже стали.

Каденс

Рассмотрим физическую подготовку велосипедиста.

Каденс – это частота педалирования, с которой едет велосипедист. Идеальным для длительного передвижения является стабильный каденс, т.е., если на всём протяжении пути педали крутятся равномерно, а неровности ландшафта, встречный ветер компенсируются с помощью комбинаций скоростей.

Но если выносливость важна только на длительных дистанциях, то в любой момент следует иметь в виду здоровье суставов и мышц. Многие начинающие райдеры перегружают колени, выдавая на каждом обороте шатунов максимальное усилие. Это не только утомляет и повреждает мышцы, но и при долгом повторении скажется на здоровье коленного сустава. Профессионалы используют стабильные и частые движения без серьёзной нагрузки на ноги. Этот режим наиболее безопасен и для велосипедиста, и для велосипеда.

Тренировка и подготовка

Для подготовки к езде в начале дня или сезона рекомендуют использовать пониженные передачи. Первые 10-20 минут длительной поездки ногам необходим «разогрев», для которого идеальна частота педалирования в 60 rpm (движений в минуту) и минимальная нагрузка – т.е. скорости с 1 и 2 передними звёздами.

Аналогичная рекомендация и в более глобальном плане – первую сотню километров в сезоне, особенно на горном велосипеде, следует преодолевать на пониженных передачах, чтобы ноги «вспомнили» навыки и не были повреждены слишком серьёзными изменениями дневной нагрузки.

Иные принципы

Когда речь идёт о переключении скоростей, почти всегда это стандартные переключатели, но есть и иные модели, например, планетарная втулка и «привет» из автомобильного мира – трансмиссии-автоматы.

Планетарная втулка

В городских байках и дизайнерских чопперах обычно нет переднего переключателя, но зато есть редкая для велосипедного мира вещь – планетарная втулка, когда система передач и переключения упаковывается в единый закрытый механизм, устанавливаемый внутрь колеса. Такой принцип применяется на автомобилях, а у велосипедистов особого признания не находит, поглощает слишком много энергии (до 10%).

С другой стороны, у планетарной втулки нет никаких ограничивающих переключение механических факторов – можно переключать передачу и под нагрузкой, и в «неподходящий» момент. Механизм отработает исправно.

Читайте также  Велосипед тотем производитель

Автоматическое переключение

Конечно, производителям не живётся спокойно на стабильном рынке, и они ищут новые сферы применения талантов своих инженеров. Так, уже долгое время топовые фирмы Shimano и SRAM выпускают небольшими партиями коробки-автоматы, где с помощью электронных датчиков (Shimano Nexis, Auto и др.) переключают скорости в планетарной втулке.

Существуют и редкие модели с автоматическим переключением скоростей на механической основе – по центробежной силе груза определяется частота вращения, отчего механизм и изменяет передаточное число.

Заключение

В заключение можно составить небольшой список тезисов, в соответствии с которыми, ещё до набора должного опыта, можно вполне аккуратно и правильно переключать, используя следующие правила переключения скоростей:

  • переключаться только во время движения и без серьёзной нагрузки;
  • управлять велосипедом с помощью трансмиссии, а не мышечным усилием;
  • переключаться заранее, а не в последний момент, или когда «стало слишком тяжело»;
  • переключать передачи по одной и по очереди спереди и сзади;
  • не отклоняться от нормальных комбинаций звёздочек;
  • содержать велосипед в чистоте и не допускать сильного износа деталей.

Типы велосипедных систем по способу передачи

Забота об экологии и стремление к здоровому образу жизни заставляют пересаживаться на велосипед все большее число жителей планеты. Однако многообразие стилей езды и типов велобайков превращают выбор транспортного средства в весьма непростое занятие. Начинающий райдер, как правило, имеет весьма поверхностное представление о том, какая система установлена на велосипед, и о том, какая передача должна использоваться в различных дорожных условиях. Эта статья поможет понять, какие типы велосипедных систем по способу передачи могут быть установлены на современный байк и выяснить их достоинства и недостатки.

  • Система скоростей
  • Классическая система
  • Планетарная втулка
  • Синглспид
  • Фиксгир
  • Итоги

Система скоростей

Велосипедная система представляет собой набор звезд, которые вместе с шатунами устанавливаются на каретку. Звезды, предназначенные для монтажа на современный велосипед, изготавливаются из карбона, стали или алюминия.

Различные виды велосипедных трансмиссий позволяют осуществлять передачу различными способами. В зависимости от этого система может относиться к одному из следующих типов:

  • классической;
  • планетарной;
  • синглспид;
  • фиксгир.

Классическая система

Велосипедная трансмиссия классического типа представляет собой сложный механизм, состоящий из звезд, шатунов, переключателей, цепи. Звезды, установленные на переднее колесо, являются ведущими, сзади на велосипед устанавливаются ведомые звезды. Скорость меняется при помощи переключателя, установленного на руле. Он оказывает воздействие на специальный трос, при помощи которого цепь перебрасывается на звезду большего или меньшего диаметра. Возврат на меньшую передачу может также осуществляться посредством пружины.

Сегодня одна скорость встречается на бюджетных или детских моделях. Также постоянная передача предусмотрена на некоторых типах специализированных велосипедов. Почти на 90 % велобайков, встречающихся на дорогах, устанавливается многоскоростная трансмиссия. На передние колеса монтируется система звезд, сзади велосипед оснащается кассетой или трещоткой.

Количество звезд и их габаритные размеры определяют возможности, которыми будет обладать велосипед. При большом размере ведущей звезды велобайк сможет развивать большую скорость. Классическая трансмиссия предусматривает наличие от одной до 3 ведущих звезд и от 7 до 12 ведомых. Высокая передача (3-6, 3-7) применяются для достижения значительных скоростных показателей на ровной трассе, при подъеме на возвышенность или при движении по пересеченной местности обычно применяется низкая передача.

В последнее время велолюбители отказываются от сложных систем, а предпочитают приобретать велосипед, не имеющий слишком сложных конструкций. Чаще всего на переднее колесо устанавливается одна звезда, в то время как число задних может достигать 12. Благодаря переходу на одну звезду трансмиссия стала более простой и легкой, велосипед избавился от двух дополнительных звезд, манетки и переключателя, что привело к снижению общего веса велобайка. Отсутствие опции переключения скоростей позволяет не волноваться о том, что при переключении на большую или меньшую звезду цепь слетит или передача переключится некорректно. Эта система отлично справляется не только с передвижением по ровной дороге, но и с подъемом в гору без переключения скоростей.

Классическая внешняя трансмиссия обладает множеством достоинств:

  • передача может переключаться в большом диапазоне;
  • надежностью конструкции;
  • малым весом;
  • низкой стоимостью.

К недостаткам, которыми обладает такая конструкция, относят:

  • быстрый износ цепи из-за возможного перекоса;
  • скорость не всегда переключается корректно;
  • трансмиссия нуждается в регулярной очистке и смазке;
  • скорость переключается только при вращении педалей.

Планетарная втулка

Система, в которой механизм переключения находится внутри втулки, называется планетарной. Она представляет собой сложный механизм, состоящий из комплекса шестеренок и служащий для изменения передаточного отношения. Также в большинстве планетарных втулок монтируется и задний тормоз. Положение шестеренок и их взаимодействие, благодаря чему выбирается передаточное число, регулируется при помощи расположенной на руле рукоятки. На современный велобайк может быть установлена планетарная система с количеством передач от 5 до 14. Чаще всего она монтируется на велосипед дорожного, городского или прогулочного типа. К достоинствам механизма данного вида относят:

  • устойчивость к повреждениям и низкая подверженность внешним воздействиям, что обеспечивается закрытой конструкцией;
  • вследствие отсутствия перекоса цепи или ремня при движении может быть использована любая передача, ее переключение происходит абсолютно безопасно;
  • скорость может переключаться без вращения педалей.

Среди недостатков, которыми обладает данная система, называют:

  • большой вес;
  • необходимость прилагать значительное усилие при вращении педалей;
  • низкая ремонтопригодность;
  • высокая стоимость.

Синглспид

Велосипед, на котором имеется лишь одна передача, называют синглспидом. На этот специфический байк устанавливается трансмиссия, на которой предусмотрено наличие спереди и сзади по одной звезде. Большинство синглспидов относятся к городскому типу, так как при движении по ровным асфальтированным дорогам не требуется развивать большую скорость, и, соответственно, наличие скоростей, а также возможность их корректного переключения не являются необходимым условием. Велосипед, относящийся к виду синглспид, сконструирован таким образом, что при вращении педалей колеса всегда вращаются, что происходит благодаря специальной втулке. Велосипед замедляется и останавливается при вращении педалей назад. Райдеры, эксплуатирующие велосипед типа синглспид, отмечают ряд достоинств этого транспортного средства:

  • трансмиссия является очень надежной;
  • на байке предусмотрена лишь одна передача, что избавит райдера от всех сложностей, связанных с переключением скоростей;
  • низкий вес благодаря отказу от тросов, манетки и переключателей.

Система также не лишена недостатков. К ним относят:

  • необходимость частого вращения педалей;
  • достаточно низкий эффект торможения;
  • одна передача обуславливает нехватку динамики при разгоне;
  • сложности в преодолении препятствий.

Фиксгир

Велосипед, на который установлена одна фиксированная передача, называют фиксгиром или фиксом. Эта система предусматривает постоянное вращение педалей для осуществления движения. Причем двигаться на таком байке можно как вперед, так и назад. Классический вид фиксгира, на котором предусмотрена единственная передача, не предполагает наличия тормозов, велосипед останавливается посредством создания усилия сопротивления на педали. Городские виды байков, на которых предусмотрена одна скорость, оснащаются ручным тормозом для предотвращения дорожных происшествий. К достоинствам, которыми обладает велосипед данного типа, относят:

  • надежность;
  • плавность хода;
  • хорошую управляемость благодаря прямой связи с педалями;
  • система не требует регулярного обслуживания.

Среди недостатков велобайков этого вида особенно отмечают:

  • сложность педалирования из-за большой скорости вращения педалей;
  • низкий эффект торможения;
  • невозможность справиться с бордюрами и подобными им препятствиями.

Итоги

Эта статья позволяет получить представление о различных системах, предназначенных для установки на велосипед, и отличающихся по способу, которым осуществляется передача. Получив представление о принципе действия каждой из них, можно подходить к выбору вида велобайка более осознанно и не ошибиться с его выбором.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.