Сколько скоростей у велосипеда

Что такое передачи (скорости) у велосипеда и как их переключать.

В этой статье мы поговорим о переключении скоростей (передачах) на велосипеде. Для чего они нужны, как правильно выбрать передачу и как правильно переключать.

В нашем магазине продаются велосипеды с одной, 6-ю (у них одна передняя звезда и 6-ть задних звезд) и 21 передачей (3 передние звезды и 7 задних звезд).

Для чего вообще нужны передачи?

Передачи нужны для комфорта велосипедиста. Они позволяют экономить силы и подобрать наиболее удобный режим езды исходя из:

  • Рельефа дороги (ровная трасса, подъем или спуск, разгон или плавное торможение)
  • Качества дорожного покрытия (одно дело езда по ровному шоссе, а другое по городскому асфальту в буграх и впадинах или по грунтовой дороге)
  • Требуемой скорости движения — необходимо поддерживать заданную скорость движения или разогнаться
  • Погодных условий (например, попутный или встречный ветер)
  • Физического состояния велосипедиста

При правильном использовании передач можно:

  • быстрее, а главное более экономично (с точки зрения физических сил, при тех же прочих условиях), добраться из одной точки в другую, чем при поездке на односкоростном велосипеде.
  • не маловажен и тот факт, что при правильном подборе передач, продлевается срок службы деталей байка.
  • и последнее, при неправильной установке передач коленные суставы будут подвергаться гораздо более серьезной нагрузке.

Что значит «переключить передачу»

Фактически переключение передач – это переброс цепи с одних звезд на другие на передних шестеренках и задней кассете или трещотке. Что это такое и где они располагаются на велосипеде можно посмотреть на схеме. В чем разница между кассетой и трещоткой более подробно описано в статье » В чем разница между трещотками и кассетами «

Если на велосипеде 6-7 скоростей значит, на нем установлена одна передняя звезда (шестеренка) и задняя кассета на 6-7 звезд. Если 18 и больше – стоит 3 передних звезды и задняя кассета на 6-7 звезд. Иногда задние кассеты бывают и на 9-10 звезд, что позволяет довести число скоростей до 27-30.

Как нумеруются звездочки в системе и кассете (трещотке) трансмиссии

Принята следующая нумерация звезд: все звезды имеют нумерацию от рамы. Только передние три звезды (в системе) идут на увеличение – 1-я самая маленькая, 2-я средняя и 3-я самая большая, а в задней кассете звезды расположены наоборот: 1-я самая большая, а последняя самая маленькая.

Здесь важно понять, что при выборе передачи цепь не должна быть сильно перекошена. Иначе она и звезды трансмиссии будут сильно тереться друг об друга и быстро изнашиваться.

На этом рисунке показаны те варианты включения передач, которые не рекомендуется использовать как раз из-за перекоса цепи.

Чем переключают передачи.

Переключают передачи специальными ручками на руле – манетками. Они бывают вращательными – переключение скоростей происходит поворотом ручки или рычажковыми – передачи переключаются специальными рычажками.

У вращательных манеток (revoshift и grip-shift, грипшифт) — при вращении ручки на себя или от себя происходит переключение скорости.

У рычажковых переключателей имеются небольшие рычажки для пальцев. Один переключает на большую скорость, другой на меньшую. Эти манетки для многих велосипедистов более удобны, менее прихотливы в обслуживании, но часто более дорогие.

У нас можно купить велосипеды и с вращательными и с рычажковыми манетками известных японских производителей Shimano и Sypo.

Обычно левая манетка отвечает за переключение трех передних шестеренок, а правая – за переключение звездочек в задней кассете. Таким образом, для подстройки под основной тип местности используется левый переключатель и передние звезды. А правый для частных и недлительных изменений во время поездки.

Теперь важно понять, как подбирать передачи и правила их переключения.

Какие передачи и когда использовать

Самая маленькая передняя звезда (номер 1) используется при крутых подъемах, поездках по вязкому грунту или песку, густой траве, при сильном встречном ветре на грунтовке. То есть когда есть сильное сопротивление движению велосипеда. При этом на задней кассете используются самые большие звезды с номерами от 1 до 3 в зависимости от их количества в кассете.

Комбинация самой маленькой передней звезды и самой большой задней — дает максимальную мощность и используется для крутых подъемов.

Средняя передняя звезда (номер 2) это основная рабочая шестеренка. Используется чаще всего при езде по асфальту, грунтовым дорогам, при сильном встречном ветре, плотному песку и грунту, на небольших горках. При этом используются задние звезды с номерами от 2 до 5-6 в зависимости от звезд в кассетах – главное, чтобы не было сильного перекоса цепи, как показано на рисунке.

Самая большая звезда спереди (номер 3) используется при езде по ровному шоссе, асфальту, укатанной грунтовке, когда нет сильного встречного ветра, при спуске, для поддержания скорости при небольших физических нагрузках. При этом используются маленькие задние звезды на 6-7 звездных кассетах это 5,6,7 звезда. На 8-9 звездных кассетах это 5-8,9.

Комбинация самой большой передней звезды и самой маленькой задней — дает максимальную скорость.

Начинать езду рекомендуется со средней передней шестеренки. Задним переключателем подбирайте себе самую удобную нагрузку на ноги. Если дорога пошла под гору, и Вы чувствуете, что задних звезд уже не хватает, чтобы прибавить – переходите на большую звезду спереди. Как только темп вернется к обычному – вернитесь на среднюю переднюю шестеренку.

Аналогично и с нижними передачами. Поехали в гору и чувствуете, что задних звезд не хватает – переходите на переднюю малую звезду (номер 1), и потом возвращайтесь на среднюю, когда дорога станет ровной.

Считается, что на второй звезде спереди нужно ездить до 20-25 км/ч., а после этого переходить на третью звезду.

На первой звезде ездя до 10 км/ч, на очень крутых подъемах, по песку, грязи и т.п.

Трогаясь с места можно использовать передачи: 2-4, 2-5.

Что нужно еще понимать при выборе передачи. Есть у велосипедистов такое понятие – «каденс». Это частота вращения педалей в минуту. Оптимальная частота должна быть 80-110 оборотов с минуту. Это связано с физиологией коленного сустава. С выделением «смазки» в суставе для уменьшения трения костей. При слишком низком каденсе (менее 80) «смазка» более вязкая, а более 110 идет слишком сильная нагрузка на колено. Поэтому Ваша задача при выборе передачи как раз и заключается в том, чтобы держать этот оптимальный каденс (80-110 оборотов в минуту).

В общем, строгих правил нет – каждый байкер сам выбирает, как ему удобно ехать. Помня эти простые правила, не бойтесь — пробуйте. Тело само Вам подскажет, как и когда переключать передачи, а потом появится опыт и переключение передач будет происходить практически на автомате.

Правила переключения скоростей

  1. Любое переключение скоростей должно происходить в движении, т.е. педали должны крутиться. Причем при переключении на передних шестеренках педали нужно крутить плавно, без усилия, чтобы цепь стала на соседнюю звезду с меньшим усилием. На них разница между зубьями соседних звезд более 10. На задних звездах кассеты перепад количества звезд не такой большой и поэтому там цепь перебрасывается спокойней.
  2. Переключение на новую передачу должно быть бесшумным. Если Вы слышите неприятный металлический скрежет, значит, Вы выбрали неправильное соотношение звезд и, в итоге, цепь перекосилась, или трансмиссия велосипеда настроена неправильно.
  3. Переключаться нужно заранее, не на самом подъеме или спуске, а перед ним.
  4. Если нужно переключиться на несколько передач сразу – то лучше это делать поэтапно, по одной
  5. Нельзя переключать одновременно передние и задние переключатели – может заклинить цепь.
  6. Не переключайте передачи при неподвижном велосипеде – так можно сломать рамку переднего или лапку заднего переключателя. Более подробно, почему этого нельзя делать описано в статье » Почему нельзя переключать передачи на велосипеде стоя на месте «

Придерживайтесь этих простых принципов и правил, держите цепь смазанной, переключатели чистыми и путешествуйте на велосипеде в свое удовольствие.

И в заключении, хочется сказать вот еще что.

Существует всего два типа систем для переключения передач. Систему, основанную на звездах мы рассмотрели в этой статье.

Второй вариант — это использование планетарной втулки на заднем колесе. Она обладает как рядом преимуществ, так и некоторыми недостатками, о которых описано в другой статье и почитать об этом можно в ней.

Видео по переключению скоростей

Какое количество скоростей у велосипеда лучше

5 минут Автор: Михаил Скворцов 2018

  • Всё дело в звёздах
  • Для чего нужны
  • Переключатели
  • Жить на полной скорости

Нашим отцам в годы их юности и не снилось, что велосипед может быть многоскоростным. Такие новинки существовали в то время только на Западе: в середине ХХ века велосипед со звёздочками на переднем и заднем колесе был спроектирован в Италии изобретателем Туллио Компаньоло.

Число шестерёнок возрастало от десятилетия к десятилетию, и сегодня (в отдельных моделях для велогонок) переваливает за 10. Но всегда ли много значит хорошо? Чтобы понять, сколько скоростей у велосипеда лучше, нужно разобраться, в каких случаях они облегчают жизнь велосипедиста, а в каких — только усложняют.

Всё дело в звёздах

Количество звёзд напрямую зависит от типа велосипеда. Обычно на шоссейниках две, а на горных велосипедах три ведущие звёзды, но есть и исключения. При этом есть и дополнительные звёзды: к примеру, на шоссейники устанавливают по 3 и по 7-10 шестерёнок на переднее и заднее колесо соответственно. Чтобы определить общее количество передач, нужно перемножить число звёзд на обоих колёсах. Легко определить, что их количество на современных шоссейных байках варьируется от 21 до 30. Городские велосипеды часто оборудованы пятью шестерёнками сзади и двумя сзади. Десяти скоростей для них будет более чем достаточно. Большинство современных ситибайков оснащены семью стартовыми передачами. Не нуждаются в большом количестве скоростей и детские велосипеды.

Читайте также  Mtb bike велосипед

Для чего нужны

Переключая скорости на велосипеде, мы перебрасываем цепь со звёздочки на звёздочку и меняем каденс, то есть частоту вращения педалей с учётом силы, необходимой для их нажатия. Варьируя передаточное число между педалями и колесом, мы и можем изменять давление на педали. Для того чтобы энергия в процессе вращения распределялась равномерно, мы и включаем разные передачи.

Во время езды по сельской местности, на крутых подъёмах или спусках велосипедист вынужден крутить педали на большой скорости. Один, два, три раза это можно проделать без риска для здоровья, но постоянные эксперименты над организмом могут привести к серьёзным проблемам с сосудами. Что можно сделать? Включить максимально низкую скорость. Велосипед поедет медленнее, зато нагрузка на мышцы и сосуды уменьшится за счёт скорости вращения педалей.

При спуске скорость, наоборот, нужно будет увеличить. Вам придётся приложить чуть больше усилий, но велосипед ускорится и пойдёт ровнее. Для езды по ровным поверхностям в городе обычно выбирают средние скорости, при этом цепь натягивается равномерно, а нагрузка распределяется между группами мышц.

Получается, что многоскоростная система с достоинством проходит следующие испытания:

  • подъём на крутые холмы;
  • резкий спуск с возвышенностей;
  • преодоление высоких барьеров;
  • езда по песку, грязи, бездорожью.

Обобщая сказанное, можно подытожить: передачи необходимы для экономии мышечной энергии на различных участках пути. Именно поэтому вопрос о количестве скоростей напрямую зависит от того, на каком велосипеде и по каким дорогам вы собираетесь ездить.

Переключатели

Для того чтобы переключить скорости, достаточно повернуть или потянуть переключатель на руле. Переключатели (они же манетки) бывают нескольких видов:

  • вращательные (скорости переключаются при повороте ручки);
  • рычажковые (на руле расположены специальные рычажки для переключения скоростей);
  • гриптшифтовые (ручку следует вращать от себя или к себе);
  • рычажки для пальцев (один рычажок меняет скорость на меньшую, другой – на большую).

Стоят все эти устройства примерно одинаково, последние изобретены недавно и обойдутся вам чуть дороже.

Жить на полной скорости

Сколько бы скоростей вы ни выбрали, каждой звёздочке отмерен свой срок службы. Продлить жизнь системе переключения скоростей, в которую входят цепь, кассета, шестерёнки и педали, может каждый велолюбитель. Достаточно запомнить несколько правил.

  • Старайтесь не переключать передачи на подъёмах. Выберите первую скорость для обеих звёзд и держите её до конца подъёма.
  • После подъёма или спуска при выезде на гладкую поверхность трассы не забывайте вернуть переключатель на среднюю скорость.
  • Скорость можно менять, только когда педали крутятся, то есть когда велосипед на ходу. Иначе цепь быстро износится.
  • Разница между шестерёнками цепи не должна быть выше 4. Если ставить максимальную скорость на одну звезду и максимальную – на другую, цепь сильно растянется и сломается вся система.
  • Не забывайте своевременно ухаживать за цепью. Если велосипед используется в относительно комфортных условиях, цепь достаточно просто протирать сухой тряпкой и покрывать смазкой для велоцепей. Если практикуется езда по бездорожью, перед тем, как смазать цепь, её нужно будет промыть специальной смесью или обычным керосином.

Завершая разговор о количестве скоростей, хочется отметить, что комфорт езды – вещь очень и очень индивидуальная. Кому-то недостаточно и 28 скоростей, а кому-то приятно кататься по дорожкам парка, не утруждая себя мыслями о передачах. Прогулки, велопоходы, езда на работу или профессиональный велоспорт – всё зависит от ваших целей.

Сколько скоростей на велосипеде нужно и как их переключать?

Распространенное, но все уменьшающееся заблуждение о том, что чем больше скоростей тем лучше.

Нужно задаться вопросом чем лучше? Или кому лучше?

Сегодня можно встретить решения от 1 до 33 скоростей. В самых различных сочетаниях: 1×7, 1×11, 2×9, 3×10 (первая цифра — количество звезд спереди, вторая цифра количество звезд сзади на кассете). Перемножая эти цифры вы получаете то, максимальное количество скоростей, которое можете «включить» во время катания.

Что значит «переключить передачу»?

Переключение передач – это переброс цепи с одних звезд на другие. Таким образом изменяется передаточное соотношение и усилие «на педалях».

Зачем велосипеду скорости?

В первую очередь для комфорта. Передачи дают возможность экономить силы и выбирать удобный режим педалирования исходя из:

  • Рельефа дороги (плоскость, подъем или спуск, разгон или плавное торможение);
  • Качества дорожного покрытия (шоссе, проселок, горы);
  • Требуемой скорости;
  • Погоды (попутный или встречный ветер);
  • Физического состояния райдера.

При правильно подобранных передачах:

  • Быстрее и экономичнее (с точки зрения физических сил) передвигаться;
  • Получить дольший срок службы работы компонентов велосипеда;
  • Снизить нагрузку на коленные суставы.

А также быстрее ехать с горки, взбираться в подъемы затратив меньше усилий или ехать с удобной постоянной скоростью.

Сколько скоростные трансмиссии бывают?

Сзади на кассете, если велосипед многоскоростной обычно от 5-11 звездочек. Так и трансмиссии бывают 7/8/9/10/11 скоростные.

Если на велосипеде 6-7 скоростей значит, на нем установлена одна передняя звезда (шестеренка) и задняя кассета на 6-7 звезд. Если 18 и больше – стоит 3 передних звезды и задняя кассета на 6-7 звезд. Иногда задние кассеты бывают и на 9-10-11 звезд, что позволяет довести число скоростей до 27-30.

Спереди обычно бывает от 1 до 3 звезд.

Почему раньше все хотели сделать скоростей побольше?

Считалось, небезосновательно, что чем большее передаточное соотношение будет на конкретном велосипеде, тем более точную передачу можно подобрать под конкретный рельеф. Это действительно так.

Однако сегодня все таки пришли к тому, что можно обходиться и меньшим количество звездочек на велосипеде. Тем самым сильно экономя вес, так как убираются лишние звезды спереди и передний переключатель.

Почему цепь не спадает с одной звезды спереди?

Разработка последних лет — специальная звезды Narrow Wide с переменным и более высоким сечением зубов, а также особенный задний переключатель, который гасит все неровности. Все это вкупе позволяет обойтись без необходимости успокоителя цепи на передней звезде.

Сколько все это стоит?

Тенденция такая, что чем выше классом трансмиссия — от 7 до 11 скоростной, тем она дороже.

  • 7-9 скоростные ставят на самые доступные велосипеды;
  • 10 скоростные можно встретить на велосипедах среднего класса;
  • 11 и даже 12 скоростные версии встречаются на профессиональных моделях.

Чем больше звезд в кассете, тем они становятся ближе друг к другу и цепь будет тоньше. От этого цена такого изделия будет выше, а долговечность ниже.

На фото 10 и 11 скоростная кассета.

Что значат цифры в описании трансмисии 48х36х26Т?

Они означают количество зубьев на звездочках. Если вы новичок, то информация для вас почти бесполезна так как не с чем сравнить. А вот если вы уже опытный велолюбитель, то сможете выбрать новую трансмиссию или велосипед согласно своим предпочтениям на опыте предыдущих велосипедов.

Как правильно переключать скорости на велосипеде

Если вы хотитет чтобы ваша цепь и звездочки прослужили максимально долго рекомендуется производить переключение в момент минимальной нагрузки. Поясним — переключение посреди подъема оказывает очень сильную нагрузку на трансмиссию, из-за чего возможны ситуации вплоть до поломки переключателя или разрыва цепи.

Также старайтесь переключаться заранее и не допускать чрезмерного перекоса цепи.

Поломки переключения передач.

Через какое-то время катания, смазываете ли вы цепь или нет, может потребоваться внимание к трансмиссии. Цепь может перестать идеально переключаться как в самом начале. Проблемы могут быть в следующем:

  • Растянулся тросик переключения передач — требуется подтянуть специальным рычажком на манетке или переключателе;
  • Рубашка тросика скопила слишком много грязи — лучше заменить вместе с тросиком;
  • Не настроен задний переключатель — требуется настройка, лучше в мастерской.

Какие виды переключателей на руле бывают?

Переключают передачи специальными ручками на руле – манетками. Они бывают:

  • вращательными – переключение скоростей происходит поворотом ручки;
    • (revoshift и grip-shift, грипшифт) — при вращении ручки на себя или от себя происходит переключение скорости.

    рычажковыми – передачи переключаются специальными рычажками.

    Специальные рычажки для пальцев. Один переключает на большую скорость, другой на меньшую. Эти манетки для многих велосипедистов более удобны, менее прихотливы в обслуживании, но часто более дорогие.

    Обычно левая манетка отвечает за переключение трех передних шестеренок, а правая – за переключение звездочек в задней кассете. Таким образом, для подстройки под основной тип местности используется левый переключатель и передние звезды. А правый для частных и недлительных изменений во время поездки.

    Что такое «каденс»?

    Если говорить более профессионально, то смена скоростей меняет каденс. Каденс — это частота вращения педалей и необходимая сила давления на них, достигаемая за счет изменения передаточного числа между колесом и педалями. Каденс важен с точки зрения сил и пользы для здоровья, чтобы равномерно распределять затрачиваемую на вращение педалей энергию.

    Оптимальным считается каденс в районе 60-100 вращений в минуту.

    Если вы едете в гору или по неровной местности, нужно прилагать массу усилий для кручения педалей, что при большой продолжительности грозит артритом. Включив низкую скорость, вы облегчите себе кручение педалей, уменьшите нагрузку на мышцы и суставы, но велосипед будет ехать медленнее.

    На ровной трассе или при спуске с горы необходимо включать высокую скорость, тогда для кручения педалей потребуется бОльшее усилие (по сравнению с моделями без скоростей или другой передачей), но двухколесный конь станет быстрее, устойчивее, будет двигаться ровнее и стабильнее.

    Так сколько же нужно скоростей для счастья?

    Ответим на этот вопрос так. Как и в статье сколько стоит хороший велосипед мы отметим, что все зависит от применения велосипеда и места катания.

    Если вы катаетесь исключительно по дорожкам в парке или тротуару, скорости на велосипеде вам, действительно, не нужны. А вот поклонники езды по пересеченной местности, долгих путешествий с чередованием подъемов, спусков и ровных участков, настоящие спортсмены оценят этот параметр по достоинству.

    Для городских и складных велосипедов нет необходимости в количестве скоростей более 7-9. Для них тезис «чем больше, тем лучше» не работает.

    Для горных велосипедов среднего и высокого уровня уже сегодня предлагаются решения 1×10, 1×11 (Одна звезда спереди и 10-11 сзади). При этом «всего» 10-11 скоростей хватает даже для гористой местности. На более доступных велосипедах чаще встречаются варианты вроде 2×10, 3×9.

    Для любительского катания, достаточно уже 18 скоростей. Катание в городе, парке или лесных массивах менее требовательно к передаточным соотношениям.

    Автор статьи: Смирнов Денис. Гонщик — даунхилл, слалом. Призер соревнований в России и за рубежом c 2006 года. Призер Кубка Москвы по даунхиллу 2018.

    Какое количество скоростей у велосипеда лучше

    Сегодня велодорожки и обычные улицы городов и поселков пестрят разнообразием велотранспорта. Довольно редко среди них можно встретить велосипед, на котором не предусмотрено переключение скоростей. Чаще всего на них катаются самые маленькие или, напротив, возрастные велосипедисты. А ведь еще несколько десятилетий назад на таких велобайках передвигалось все население планеты, не подозревая о том, что скоро на них появятся скорости и езда станет в разы более комфортной и приятной. Широкая линейка выпускаемых моделей, десятки производителей и их агрессивная реклама мешают расставить приоритеты и разобраться, какое количество скоростей у велосипеда лучше подойдет к определенному стилю катания и образу жизни велосипедиста.

    • Зачем нужны многоскоростные велосипеды
    • Сколько передач может иметь велосипед
    • Зависимость количества скоростей от велодисциплины
    • Правила переключения скоростей
    • Итоги

    Зачем нужны многоскоростные велосипеды

    Еще совсем недавно любовь к велоспорту не была столь массовой, как сегодня. Люди использовали велосипед как бюджетное средство передвижения или как способ непродолжительного проведения досуга. И неудивительно – несмотря на то, что велотранспорт был способен развивать значительные скоростные показатели, он был все еще некомфортен и не приспособлен для передвижения в условиях бездорожья и холмистого рельефа. Постепенное совершенствование велотранспорта привело к установке на велосипед трансмиссии, позволяющей менять усилие, которое райдер прилагает к педалям.

    Чтобы уменьшить нагрузку на педали во время движения и снизить энергетические затраты велосипедиста, на современных велобайках предусматривается возможность переключать передачи. Для снижения утомляемости во время движения следует правильно выбирать скорость и поддерживать постоянный каденс – так велосипедисты называют количество оборотов педалей в минуту. Переключая скоростной режим, райдер может сохранять постоянный каденс при движении по шоссе или песку, подъеме в гору или спуске с холма. При подъемах, трансмиссию следует переключать на более низкие передаточные числа, чтобы уменьшить нагрузку на суставы и мышцы, при спусках рекомендуется выбирать высокие передачи для обеспечения велобайку стабильности и лучшей устойчивости.

    Переключение передач происходит путем переброса цепи с одних звездочек на другие, при этом меняется частота вращения педалей, а также необходимое для этого усилие. На всех современных велобайках переключение скорости осуществляется на руле. Для этого необходимо переключить или повернуть рычаг (манетку) в требуемое положение.

    Если велотранспорт используется для преимущественного катания в прогулочном темпе, по дорогам с асфальтовым покрытием, многоскоростная трансмиссия особого смысла не имеет, так как в большинстве случаев для движения выбирается и постоянно используется один определенный режим.

    Сколько передач может иметь велосипед

    Подавляющее большинство современных велобайков оснащено специальными системами переключения скоростей. Чаще всего выпускается велотранспорт с количеством передач от 6 и до 36. Подсчитать это значение не составит труда – для этого необходимо число передних звездочек умножить на количество задних. Спереди на велосипед обычно устанавливается от 1 до 3 звезд, задняя кассета может комплектоваться гораздо большим количеством – от 6 до 12. Так, если спереди установлена лишь одна звезда, а число задних передач равняется трем, считается, что велобайк обладает только тремя скоростями. Три передних звезды в сочетании с шестью задними позволяют увеличить их общее число до 18, а комплектация задней кассеты одиннадцатью звездами позволяет довести этот показатель до 33.

    При этом следует учитывать, что фактически использовать можно значительно меньшее количество передач, так как из-за неизбежного перекоса цепи и ее различного натяжения, не все звезды удается совмещать для комфортного передвижения на байке.

    Оптимальное сочетание достигается, если комбинировать переднюю и задние скорости следующим образом;

    • 1 и 1; 1 и 2; 1 и 3; 1 и 4;
    • 2 и 4; 2 и 5; 2 и 6; 2 и 7;
    • 3 и 6; 3 и 7; 3 и 8; 3 и 9.

    Эта схема наглядно показывает, что хотя велотрансмиссия комплектуется 3 передними и 9 задними звездами и соответственно считается 27 – скоростной, фактически использоваться будут лишь 12. Однако этого количества вполне достаточно для комфортного и безопасного передвижения по местности с любым рельефом на оптимальной скорости.

    Зависимость количества скоростей от велодисциплины

    Райдеров, катающихся преимущественно в городских условиях по привычным маршрутам, вполне удовлетворит велотранспорт с небольшим количеством передач. Ведь, как правило, наиболее часто используются только 2 – 4 средние скорости. Поэтому городские велосипеды в своем большинстве имеют лишь 6 – 9 передач. Однако в последнее время производители предпочитают оснащать даже городской вариант не менее, чем 18 скоростями. Эти велобайки комплектуются передней амортизационной вилкой и подходят для использования как в городской черте, так и на пересеченном рельефе.

    Велотранспорт для юных райдеров может иметь 3 скоростных режима, или вообще не предусматривать возможность их переключения.

    Редкий горный велосипед сейчас имеет менее 18 передач. Транспортные средства для экстремальных дисциплин, таких как даунхилл, оснащаются 7 – 9 скоростями. При этом новые современные маунтинбайки в последние годы переходят на трансмиссию с 10 – 12 передачами, с одной звездой спереди.

    Шоссейные велосипеды с большим диаметром колес оснащаются большим количеством передач, что позволяет поддерживать оптимальный каденс и сохранять скоростные показатели на протяженных участках.

    Трюковые велосипеды изготавливаются чаще всего односкоростными.

    Правила переключения скоростей

    Движение на велобайке по дорогам с различным покрытием имеет свои особенности. Соответственно, скоостные режимы переключаются также с учетом дорожной ситуации.

    При подъеме в гору, передвижении по грязи или песку оптимальным считается включение первой передней звезды. Низкая передача позволяет быстрее крутить педали, прилагая при этом меньшее усилие, набирать темп езды и сохранять при этом силы.

    Переключать велосипед на более высокую передачу не следует непосредственно во время подъема, так как это приведет к повышенному износу велодеталей и может спровоцировать соскакивание цепи.

    Вторая передняя звезда позволяет комфортно использовать велосипед для передвижения по холмистой местности, лесным дорогам, полям и лугам.

    Третья предназначена для езды по шоссе, а также асфальтированным городским улицам.

    Райдеры, эксплуатирующие многоскоростной велосипед не один год, рекомендуют неукоснительно придерживаться следующих правил:

    • переключать скорости только во время движения и никогда во время остановки;
    • не переключать передачи в крайние противоположные положения, так ка это вызывает перекос цепи, ее повышенное натяжение и, как следствие, изнашивание трансмиссии. Оптимальная разность между звездами не должна превышать 4;
    • переключение следует совершать последовательно. Нельзя сразу переключаться с низшей звезды на самую высшую;
    • регулярно осматривать велосипед и смазывать цепь.

    Итоги

    Возможность переключения передач делает езду на велобайке значительно более легкой и комфортной. И, выбирая сегодня велосипед, стоит подумать о приобретении многоскоростной модели. А модели со сколькими скоростями отдать предпочтение, зависит от стиля езды и потребностей каждого конкретного велосипедиста.

    Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

    Как правильно переключать передачи на велосипеде

    Велосипед появился как быстрое средство передвижения, но был рассчитан на выносливых ездоков и был далек от комфорта. На первых «беговелах» ездок сидел на раме и отталкивался от дороги ногами, даже такие привычные вещи как педали и седло появились не сразу. Современные модели, кроме прочих удобств, имеют трансмиссию, позволяющую при необходимости изменять усилие на педалях. Дальше мы рассмотрим конструкцию и объясним принцип переключения самого распространенного типа трансмиссий — цепной передачи. Она популярна в силу относительной простоты устройства и нетребовательности к уходу.

    Большинство новичков при выборе своего первого велосипеда акцентируют внимание на количестве скоростей, считая, что чем больше передач, тем быстрее едет велосипед. Но скорость байка больше зависит от усилия на педалях, а не от количества передач. Обычный дорожный велосипед с единственной передачей по скорости не сильно уступает скоростному шоссейному. Так зачем же нужно много передач на велосипеде? Мы собираемся ответить этот вопрос, а также выяснить важные сопутствующие моменты.

    Зачем нужны скорости на велосипеде

    В автомобилях переключение передач необходимо для уменьшения нагрузки на двигатель и экономии топлива при изменении условий езды.

    Переключение передач в велосипедной трансмиссии преследует ту же цель: уменьшить усилие на педалях и снизить утомляемость велосипедиста. Если вы неспешно катаетесь несколько раз в неделю по стандартному маршруту, то нагрузка на ваши мышцы более-менее равномерна и особой необходимости переключать передачи нет. Однако если вы ездите по сложной пересеченной местности на высокой скорости или увлекаетесь длительными покатушками, то следить за выбором правильной передачи чрезвычайно важно. Для определения нужной передачи нужно знать о таком понятии как каденс.

    Каденс – количество оборотов педалей, выполняемых велосипедистом за одну минуту. Например, говорят: «каденс 90». Подразумевают езду в темпе 90 оборотов педалей в минуту. Также существуют такие понятия как высокий, низкий и оптимальный каденс:

    Низкий каденс – вы делаете мало оборотов в минуту но при этом усилие на педалях большое. Долго ездить в таком темпе небезопасно из-за огромной нагрузки на сердце и суставы!

    Высокий каденс – вы крутите педали очень быстро. Нагрузка на ноги небольшая, но толку от такой езды мало – двигаться с черепашьей скоростью не очень приятно.

    Оптимальный каденс – удобный лично вам темп педалирования, позволяет не очень уставая ехать далеко и долго. Вы едете в свое удовольствие, но при этом ваши мышцы и суставы не перегружаются и тренируют выносливость. Для любителя считается оптимальным каденс 60-70 в начале сезона и спустя пару месяцев непрерывного катания можно педалировать с каденсом около 90-100. Спортсмены, выполняющие регулярные тренировки, способны поддерживать оптимальный каденс больше 100.

    Переключая передачи, вам легче поддерживать постоянный каденс на всем пути, независимо от того, двигаетесь вы в гору, со встречным ветром или мчитесь по ровному асфальту. Велолюбитель должен постоянно следить за поддержанием каденса. Для этого удобно использовать велокомпьютер с возможностью подсчета каденса.

    Как узнать, сколько скоростей у велосипеда

    В настоящее время практически любой велосипед оснащен системой переключения передач. Обычно их бывает от 6 до 33. Для шоссейного или горного велосипеда разумной нормой являются 18-27 передач. Часто даже городские или дорожные велосипеды также имеют переключатели передач, для данного типа велосипедов достаточно 6-7 скоростей.

    Чтобы определить количество передач, нужно умножить количество передних и задних звезд. Например, на шатунах велосипеда закреплено 3 звезды и на кассете заднего колеса вы видите 7 звездочек, такой велосипед имеет 21 передачу. Большее количество передач, вплоть до 33, необходимо в редких случаях и требует более аккуратного обращения а также значительно усложняет и удорожает велотрансмиссию.

    Рассмотрев понятие оптимального каденса, перейдем к изучению техники переключения передач.

    Как правильно переключать скорости на велосипеде

    Мы уже поняли, почему важно сохранять постоянный каденс. Но двигаться, например, по грунту гораздо тяжелее, чем по асфальту и чтобы каденс на грунте не снижался, на грунте следует понижать передачу. Нужно знать, что переключение на одну передачу на ведущей звезде меняет усилие на педалях в 2-3 раза быстрее, чем если бы вы переключились на одну передачу на ведомых звездах. Переключение передних звезд резко изменяет нагрузку на трансмиссию и ваши мышцы, поэтому их переключают гораздо реже, чем задние.

    Ведущие звезды задают основной темп педалирования, и переключать их нужно при быстром изменении условий движения. Маленькая ведущая звезда предназначена для езды в гору и включается заблаговременно перед началом подъема. Самая большая ведущая звезда предназначена для движения на качественном покрытии с высокой скоростью или для спусков. Обычно спереди есть третья звезда посредине, для стандартных условий движения. Задние ведомые звезды нужны для тонкой подстройки усилия педалирования.

    Если вы видите перед собой участок вязкого грунта или подъем, нужно заблаговременно перейти на меньшую ведущую звезду. Вы можете сделать это перед самым подъемом, а если подъем небольшой, можно включить пониженную передачу заранее и, повысив каденс, разогнаться чтобы пройти подъем по инерции.

    На спуске вы можете переключиться на большую ведущую звезду для лучшего разгона.

    Переключатели передач – достаточно нежные механизмы, при неправильном использовании быстро изнашиваются. Нужно знать простые правила для поддержания работоспособности трансмиссии велосипеда:

    Сильный перекос цепи по диагонали вреден и способствует быстрому износу цепи, а также требует дорогого ремонта с заменой звездочек. Как нужно правильно сочетать комбинации звездочек, показано на рисунке ниже. Чем больше передняя ведущая звезда, тем меньшие ведомые звезды сзади следует с ней использовать. Две самых маленьких задних ведомых звезды следует использовать с самой большой передней ведущей звездой. Две самых больших ведомых звезды предназначены для использования в паре с маленькой ведущей звездой впереди.

    При переключении передач вы продолжаете вращать педали, но при этом нельзя сильно давить на педали. Если вы переключаете переднюю ведущую звезду, то вообще снижайте усилие на педали, для избегания рывков. Запрещается щелкать передачами – это вызывает поломку переключателей. Простое правило: за один оборот педалей можно переключиться на одну передачу. Некоторое оборудование позволяет переключать сразу по несколько передач, но для новичка правильно переключиться таким способом сложно.

    Профессионал переключает передачи бесшумно. Слышите один легкий щелчок при переключении – отлично, вы все сделали правильно. Если передача переключается с множественным хрустом, резким треском то одно из двух: вы переключаетесь неправильно, либо у вас изношенная разрегулированная трансмиссия.

    Чем больше передач у вашего велосипеда, тем более тщательно вы должны следить за чистотой и состоянием звезд и цепи. Ограничение на физические размеры заставляет конструкторов на велосипедах с большим количеством передач применять более тонкие звезды, цепи и некоторые другие детали. Все зазоры у многоступенчатых трансмиссий меньше, а детали компактнее, поэтому чувствительность такой конструкции к загрязнению выше, а износ происходит быстрее.

    В конце хотелось бы сказать, что если вы собираетесь покупать скоростной велосипед, то вам просто необходимо научиться правильно использовать переключатели передач. Ведь при катании вы прикладываете физические усилия, и правильная техника дает не только удовольствие от процесса, но и безопасно укрепляет ваш организм, повышает вашу выносливость. Приобретайте опыт и переключение передач будет происходить у вас на подсознательном уровне, а вы перестанете расходовать силы впустую.

    Данная статья дает базовые знания о механических трансмиссиях. Материал в большинстве случаев неприменим по отношению к системам с планетарной втулкой и другим автоматическим трансмиссиям велосипеда.

    Количество скоростей на велосипеде: важные факты

    Если размеры колёс и рамы велосипеда на глаз точно определит далеко не всякий, то число скоростей можно «пощупать» буквально поштучно. Видимо, это и привлекает к данному свойству велосипеда столько внимания у велолюбителей.

    На самом же деле, количество скоростей на велосипеде – это не самый важный параметр. Прежде всего потому что в повседневном катании вы вряд ли будете использовать больше 3-4 скоростей. Исключение могут составить спортсмены или жители горной или холмистой местности изобилующей крутыми и затяжными подъёмами. Для прогулок этого количества скоростей хватит за глаза.

    Но почему же тогда большинство велосипедов имеют, как минимум, 21 скорость? Во многом это следствие маркетинговой стратегии их производителей. На некоторых велосипедах, что имеют внушительное число скоростей, их качество оставляет желать лучшего. Чтобы понять почему больше, не значит лучше, давайте попробуем разобраться в технической составляющей.

    Трещотка или кассета?

    Трещотка представляет собой составное устройство, которое помимо звёзд включает в себя и храповый механизм, отвечающий за свободный ход велосипеда. Крепится она путём накручивания на втулку велосипеда.

    Кассета же состоит лишь из набора велосипедных звёзд, что одеваются на ступицу (втулку) заднего колеса с барабаном. При этом удерживается он за счёт шлиц. А храповик в данном случае – часть втулки.

    Внешне в собранном состоянии эти два элемента трансмиссии сложно отличить друг от друга, особенно непосвящённому пользователю, но всё же возможно. Как правило, если количество задних звёзд 6-7, скорее всего, это именно трещотка. Количество звёзд в кассете начинается от 8, хотя бывают и исключения, так что данный способ не даёт 100% гарантии.

    Чтобы убедится наверняка, следует поближе рассмотреть заднее колесо. Если вы увидите гайку внутренний диаметр которой состоит из прямоугольных зубцов, то это будет кассета.

    Как уже было сказано выше, кассета может отличаться от трещотки количеством звёзд, но может иметь и равнозначное количество. Но не стоит думать, что в таком случае по качеству первая будет идентична второй.

    Кассета в любом случае будет лучше и надёжней, благодаря более продуманной конструкции.

    Переключатели скоростей

    Куда важнее количества скоростей сами переключатели, отвечающие за их переключение. Два велосипеда, обладающих одинаковым числом скоростей, ездить будут по-разному, если класс трансмиссионного оборудования у них будет разный.

    Если говорить о горных и городских велосипедах, то на них чаще всего можно встретить переключатели от двух производителей: японской фирмы Shimano и гораздо реже американской SRAM. У обеих компаний есть своя ранжировка выпускаемого оборудования от самого простого, до профессионального.

    От чего зависит данная классификация? Прежде всего от надёжности и качества переключения передач, чем выше класс, тем надёжней оборудование.

    Но здесь стоит понимать, что самые топовые модели предназначены прежде всего для спорта, они отличаются уже не только, и не столько надёжностью, сколько низким весом, что для гонок очень важно.

    Количество ведущих звёзд

    Ещё один важный параметр, который к тому же влияет на количество скоростей, – это ведущие звёзды, а точнее, их количество. Классической компоновкой считаются 3 ведущие звезды на «пауке» (основа крепления звёзд), но постепенно от неё начинают отказываться.

    Из-за большой разницы в количестве зубьев соседних ведущих звёзд переключение передач может сопровождаться большими проблемами, например, слётом цепи.

    В профессиональных гоночных велосипедах уже можно чётко выделить данную тенденцию, многие производители либо сокращают количество ведущих звёзд до двух, либо возвращаются к классическому варианту с одной звездой. Это помогает избегать различных неприятностей, уменьшить вес велосипеда, а значит, и повысить спортивный результат.

    Хотя данная тенденция вполне здравая и полезна, но она только набирает обороты, так что в веломагазинах такие модели – пока редкие гости, хотя и встречаются.