Сколько подшипников в велосипеде

Велосипедные подшипники: виды, признаки неисправности, замена

Для обеспечения требующейся работоспособности вращающихся узлов проводится установка подшипников. Область их применения довольно обширна, подшипники различного типа устанавливают на велосипедах.

При изготовлении подобного узла применяется материал, который характеризуется повышенной устойчивостью к износу и воздействию влаги.

Виды велосипедных подшипников

Выделяют довольно большое количество различных видов велосипедных подшипников, по типу конструкции выделяют варианты исполнения качения и скольжения.

Подшипники качения

Устройство качения характеризуется следующими особенностями:

  1. Конструкция представлена сочетанием двух сопряженных элементов, которые имеют канавки.
  2. В созданные канавки вставляются стальные шарики. За счет их равномерного распределения снижается степень трения. Поэтому конструкция служит на протяжении длительного периода.
  3. Фиксация шариков обеспечивается сепараторами. Они представлены специальными перегородками из металла, которые могут выдержать существенную нагрузку.

Подобный вариант исполнения применятся при создании подвижных узлов, которые должны выдерживать высокую нагрузку. Примером можно назвать втулки, каретки и рулевые колонки.

К достоинствам можно отнести следующее:

  • Есть возможность провести регулировку в полевых условиях.
  • Провести монтаж и демонтаж можно самостоятельно, для этого не требуется большой набор инструментов.
  • Некоторые конструкции разборные, элементы можно менять по-отдельности.

Подшипники скольжения

Детали скольжения представлены деталями без шариков, что существенно повышает надежность изделия.

Конструктивные особенности этого варианта исполнения следующие:

  1. Деталь представлена двумя элементами, которые вращаются относительно друг друга по касательной.
  2. В большинстве случаев при изготовлении применяется бронза. В последнее время стали применять различные сплавы с низким коэффициентом трения.

Насыпные подшипники

Насыпные изделия относятся к группе деталей открытого типа.

Особенностями можно назвать следующее:

  1. Основная часть представлена чашкой, которая имеет желоб.
  2. По желобу распределены шарики, фиксация которых проводится при помощи конусной гайки.
  3. Особенностью можно назвать то, что корпус монтируется непосредственно в само изделие.

Промышленные подшипники

Представлены деталями, которые полностью вставляются в деталь. Использование герметичного корпуса снижает вероятность попадания пыли и грязи внутрь конструкции, за счет чего увеличивается эксплуатационный срок.

Керамические и керамико-металлические подшипники

В отдельную группу следует отнести керамические и керамико-металлические изделия:

  • При их изготовлении применяются материалы, которые характеризуются повышенной устойчивостью к коррозии и износу.
  • Кроме этого, деталь выдерживает воздействие высокой температуры.
  • Подобные детали устанавливаются исключительно на дорогих велосипедах, однако они характеризуются повышенной хрупкостью.

Как заменить подшипники на велосипеде?

Признаки неисправности подшипника

Несмотря на применение современных материалов и технологий при изготовлении велосипедов, для обеспечения требуемой функциональности часто приходится проводить замену подшипников.

Признаками неисправного состояния можно назвать следующее:

  1. Появление люфта. Подобная ситуация становится причиной серьезного износа основных узлов велосипеда.
  2. Сильный хруст и посторонние звуки.
  3. Затруднение, которое возникает при вращении.

Подшипники каретки

Часто проводится замена подшипника каретки.

Процесс выглядит следующим образом:

  1. Для начала проводится фиксация велосипеда. При работе на фиксирующие элементы будет оказываться высокая нагрузка, поэтому нужно обеспечить надежную фиксацию рамы.
  2. Фиксация детали проводится при помощи гайки-фиксатора. В некоторых случаях она может заклинить, тогда следует использовать молот и зубило.
  3. Для демонтажа изделия требуется специальный съемник. Стоит учитывать, что подобная деталь устанавливается в натяг, поэтому потребуется большое усилие.
  4. Основные элементы конструкции каретки нужно вытащить, поврежденные заменить.

Подшипники на передней вилке

Передняя вилка является важным конструктивным элементом велосипеда. Износ подвижных элементов передней вилки становится причиной появления люфта, а также тяжелого хода руля. Не рекомендуется ездить с дефектным подшипником, так как в противном случае снижается безопасность движения.

Инструкция по замене детали следующая:

  1. Проводится снятие переднего колеса.
  2. Руль вынимается. Его фиксация может проводится при применении различных элементов.
  3. Стопорная шайба вынимается, выкручивается чашка.
  4. После демонтажа основного элемента подшипник вынимается. Стоит учитывать, что из-за сильного износа сепаратор может деформироваться и шарики попадут внутрь конструкции.
  5. Конструктивные элементы вилки очищаются от грязи, после чего смазываются.

Подшипники колесных втулок

Для фиксации колес и их вращения вокруг оси устанавливается втулка. Разобрать этот элемент заднего колеса достаточно сложно, особенно на горном велосипеде.

Инструкция по выполнению работы следующая:

  1. Колесо снимается с фиксирующих элементов.
  2. Если проводится замена на заднем колесе, то выполняется демонтаж звездочки.
  3. Откручиваются крепежные гайки. Для этого в большинстве случаев подходит ключ на 15.
  4. Проводится демонтаж шайбы и износившихся изделий узла. В большинстве случаев деталь не подлежит ремонту, а меняется целиком.
  5. Перед непосредственной заменой детали следует провести очистку втулки от грязи.

Подшипник является важным конструктивным элементом велосипеда. Несмотря на применение современных материалов при изготовлении они не могут прослужить в течение длительного периода без необходимого обслуживания.

Всё о велосипедных подшипниках

Для читателей нашего блога действует скидка 10%
по промокоду blog-BB30 на все товары , представленные в нашем магазине

Важнейшие элементы велосипеда – подшипники – вдыхают жизнь в велосипед. Вы не сможете крутить педали, катиться, поворачивать без подшипников. В этой статье мы подробно остановимся на разных типах подшипниках, применяемых в конструкции велосипеда, и рассмотрим способы ухода за ними, чтобы продлить срок их службы.

  1. Насыпные подшипники
  2. Сепараторные подшипники
  3. Игольчатые подшипники
  4. Промышленные подшипники
  5. Втулки скольжения
  6. Керамические подшипники
  7. Из чего сделаны?
  8. Уход за подшипниками

Насыпные подшипники

Данный вид подшипников считается традиционным и наиболее распространенным в конструкции велосипеда. Он состоит из трёх частей: специальной чашки, шариков и конуса. Такие подшипники можно и по сей день встретить во втулках колес – чашки находятся на втулке, а конусы накручиваются с двух концов оси, образуя тем самым единую систему, в которой шарики свободно вращаются.

Такие подшипники ценятся в первую очередь за простоту конструкции и лёгкостью ухода. При обслуживании такого подшипника следует уделять внимание аккуратности сборки и затяжки конусов, чтобы с одной стороны не ослабить слишком сильно и не получить люфт, а с другой стороны – не пережать и не увеличить износ конусов с чашками в разы. При правильном уходе и своевременной смазке с заменой шариков такие подшипники могут «проходить» довольно долго.

Сепараторные подшипники

Схожие по функционалу, но отличающиеся по конструкции от насыпных – сепараторные подшипники. Их особенность – шарики в таком подшипнике установлены в специальном сепараторе, который устанавливается в необходимый узел велосипеда.

Большие требования предъявляются к уходу за такими подшипниками. В первую очередь при недостаточной чистке и смазке страдают шарики, которые можно легко и быстро заменить. Если этого не было сделано, начинается износ конусов. Замена конусов стоит дороже, к тому же иногда сложно найти подходящий конус на определенный тип подшипника. Следующий этап, требующий замены подшипника и чаще конструкции целиком – это износ чашки. В таком случае меняется втулка целиком, рулевая или педали.

Игольчатые подшипники

Такие подшипники, к сожалению, не так широко распространены на рынке. В их конструкции применяется не традиционный металлический шарик, а металлический цилиндр. Игольчатые подшипники высокого качества могут показывать очень высокое качество работы и выдерживать большую нагрузку за счет большего распределения веса на внутренние части.

При производстве таких подшипников требуется уделять внимание качеству производства деталей и их обработке, при некачественной сборке такой подшипник выйдет из строя быстрее обычного шарикового подшипника. Одна из главных причин, по которой такие подшипники перестали использовать в рулевой (вращательные нагрузки), это их плохая способность выдерживать прямолинейные нагрузки (вперед и назад).

Промышленные подшипники

Прогресс не стоит на месте и на данный момент самым оптимальным вариантом подшипника считается промышленный подшипник. Он состоит из специального картриджа с шариками, который монтируется в определенное посадочное место велосипеда (втулка, рулевая, каретка и т.д.). Шарики спрятаны в специальную дорожку между внутренним и внешним кольцами, заправлены смазкой и закрыты пыльниками. Это не даёт им 100% защиту от грязи и воды, так что такие подшипники тоже приходится обслуживать.

Главными достоинствами таких подшипников можно назвать относительную дешевизну при производстве, а также простоту замены. Даже если картридж с шариками полностью изношен, он не разобьет посадочное место и узел, где он установлен, но это не значит, что такие подшипники не надо обслуживать. К недостаткам можно отнести сложность обслуживания таких подшипников, так как их нельзя полностью разобрать и промыть.

Втулки скольжения

Еще один тип подшипника, используемый в роликах переключателей и в конструкции подвесок велосипедов, также именуется бушингом. Конструкция такого подшипника представляет собой металлический цилиндр и специальная металлическая втулка, которая в него вставляется. Для уменьшения трения и плавности работы трущиеся части смазываются.

Керамические подшипники

Специальная линейка, созданная для максимальной «скорости» подшипника, имеет в своей конструкции изделия из керамики. Керамические подшипники – по-настоящему прорывное решение, однако у него есть свои недостатки. Так, например, в подшипниках используется смазка более жидкой консистенции в меньшем количестве, что увеличивает скорость вращения, но делает доступ грязи и воды к шарикам более лёгким.

Керамические шарики твёрже и более износоустойчивые, так что стальные дорожки колец изнашиваются быстрее и подшипник требует замены. Полностью керамические подшипники (шарики и дорожки) дороги в производстве и требуют высокой точности обработки, но служат дольше любых других подшипников.

Из чего сделаны?

Современные подшипники производятся из разных материалов, таких как хромированная сталь, нержавеющая сталь, азотистая сталь и нитрид кремния. В зависимости от места применения подшипники изготавливаются из комбинаций разных материалов таким образом, чтобы у покупателя был выбор подшипника под свои нужды (долговечность и надежность или лёгкость и плавность работы).

Уход за подшипниками

Велосипед устроен так, что все вращающиеся части должны работать плавно и без излишнего трения, залог этому – своевременное обслуживание. Если речь заходит об обслуживании подшипников, то следует разделять уход за насыпными подшипниками и промышленными подшипниками.

Читайте также  Обучение езды велосипеде для детей

Насыпные подшипники при обслуживании следует достать из чашки и тщательно промыть. От грязи и остатков смазки вычищается также сама чашка и конус. Перед установкой шариков их следует проверить на предмет выработки и при необходимости заменить. Также следует проверить конус и чашку на предмет наличия образования дорожек – в таком случае они также подлежат замене. После промывки подшипника, шарики или сепаратор смазываются, посадочное место также смазывается и подшипник собирается.

Отличие и удобство промышленного подшипника состоит в том, что при его выходе из строя он попросту меняется и не требует замены других частей механизма. Полностью разобрать промподшипник не получится, как максимум – снять пыльник. После этого сепаратор тщательно промывается от грязи и оставшейся смазки, а затем в него закладывается новая смазка и закрывается пыльником.

Современный велосипед по праву считается произведением искусства, сочетающем в себе красивый внешний вид и отличную производительность. Но без должного ухода за подшипниками и крутящимися деталями он далеко не уедет. Так уделите же больше внимания уходу за велосипедом — если вы чувствуете подозрительное сопротивление при вращении, нет плавности или появились посторонние звуки — обратите внимание на механизм и при необходимости обслужите его или выполните ремонт.

Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30 на все товары , представленные в нашем магазине

Велосипедные втулки и ось заднего колеса

12 минут Автор: Михаил Скворцов 2309

  • Виды велосипедных втулок и их компоненты
  • Разборка и обслуживание задней втулки
  • Наиболее частые проблемы и пути их устранения
  • Комментарии

При выборе байка многие начинающие велосипедисты чаще всего смотрят на задний переключатель, раму, наличие или отсутствие амортизатора. При этом такому важному компоненту, как колёсная втулка, уделяется недостаточное внимание.

Виды велосипедных втулок и их компоненты

Классификация втулок

Существуют два вида втулок – передняя и задняя. Передняя проще устроена и не подвергается таким нагрузкам, как задняя, особенно если на велосипеде установлена вилка с амортизатором. Задняя втулка служит для передачи вращающего момента от педалей к заднему колесу, от неё зависят динамические характеристики байка, поэтому дальше речь пойдёт именно о ней.

Велосипедные втулки различаются по материалу, из которого они изготовлены, а также внутреннему устройству. Обычно они состоят из оси, ступицы с фланцами, к которым крепятся спицы, и подшипников. Различают следующие виды втулок для заднего колеса:

  • Трещоточные, в которых набор звёздочек объединён с храповым механизмом в единое целое. Такие втулки часто ставятся на велосипеды нижнего ценового сегмента.
  • Кассетные, в которых набор задних звёзд устанавливается на специальный барабан с помощью шлицевого соединения.
  • Планетарные с внутренним переключением передач, в которых шестерёнки расположены внутри корпуса самой втулки. Они имеют высокий вес и стоимость, но надёжны и практически не требуют технического обслуживания.

Первые два типа получили наибольшее распространение, а планетарные остаются скорее экзотикой, хотя довольно часто используются в ситибайках.

Втулки с трещоткой дешевле, но менее надёжны и считаются устаревшими, поэтому лучше выбрать вариант с кассетой.

Подшипники

Важным фактором, на который следует обратить внимание при выборе втулки, является тип подшипников, установленных в них. Наиболее распространённым видом остаются насыпные шарикоподшипники, но более надёжны промышленные подшипники в картриджах.

В первом случае на оси велосипеда крепятся конусные гайки, которые прижимают шарики к чашкам, конструктивно являющимся частью корпуса самой втулки. Узлы с такими подшипниками легко обслуживать и ремонтировать, но они быстро засоряются.

В изделиях на промышленных подшипниках шарики в кассете запрессованы прямо в ступицу. Они отлично подходят для спортивного велосипеда, так как имеют больший коэффициент полезного действия и лучшую защиту от грязи. Другим преимуществом втулок на промподшипниках является то, что они не требуют регулировки осевого зазора и частой смазки, но разобрать их довольно трудно.

Корпус втулки

Как правило, корпусом втулки является ступица колеса. Она имеет фланцы, на которых крепятся спицы, причём из-за наличия на заднем колесе набора звёздочек спицы имеют с одной стороны немного меньшую длину. У втулок с насыпными подшипниками внутренняя поверхность имеет дорожки, по которым двигаются шарики.

Задняя ось

Задняя ось велосипеда представляет собой жёстко зафиксированный в дропаутах стержень с резьбой, который не передаёт крутящий момент, но при этом несёт основную нагрузку при движении велосипеда. Она обычно изготавливается из стали, титанового или алюминиевого сплава, и является неотъемлемым конструктивным элементом втулки.

В зависимости от типа крепления оси могут быть полыми или цельными. Полые используются вместе с эксцентриковыми стяжками, облегчающими установку и демонтаж колеса. Такие оси имеют большую жёсткость и меньший вес.

Ещё одним способом крепления колеса является фиксация его оси в перьях рамы специальными гайками. Для рамы с горизонтальными дропаутами больше подойдёт ось на гайках из-за более надёжного и прочного крепления колеса.

В некоторых моделях горного велосипеда, а также байков для циклокросса, используются сквозные оси (thru axle), один из концов которых имеет резьбу. Такие оси являются частью конструкции рамы и обычно поставляются вместе с ней.

Толщина задней оси зависит от типа велосипеда, а её длина определяется расстоянием между дропаутами перьев рамы. В некоторых моделях втулок диаметр может меняться с помощью специальных переходников. Обычно применяются такие оси (первое число – диаметр, а второе – длина):

  • 10×135 мм – используются в большинстве современных велосипедов;
  • 10×130 мм – устанавливаются на шоссейные велосипеды;
  • 12×150 мм – велосипедные оси для даунхилла и фри-райда;
  • 10×170 мм – такие оси ставятся на фэт-байки;
  • 10×120 мм – подходит для скоростного трекового велосипеда.

На велосипедах для экстремального спорта High End уровня могут использоваться специальные оси увеличенной толщины, которые обладают повышенной прочностью.

Разборка и обслуживание задней втулки

Механизм заднего колеса велосипеда нуждается в периодическом техобслуживании и ремонте, и часто у неопытных велосипедистов возникают проблемы при его разборке и сборке. Однако это довольно простая операция, и после небольшой практики она перестаёт вызывать затруднения. Главное – выбрать подходящий инструмент и запастись терпением. Также следует проявить максимум аккуратности, иначе закатившаяся куда-либо маленькая деталь или шарик может доставить серьёзные проблемы, и правильно собрать механизм будет невозможно. Если нет уверенности в своих действиях, то можно даже записать процесс на видео, чтобы при обратной сборке было понятно, куда следует установить тот или иной элемент.

Все обычные втулки рассчитаны на разборку со стороны, противоположной размещению звёздочек, то есть с левой. Рассмотрим последовательность действий при разборке изделия на насыпных подшипниках, так как такая конструкция является наиболее распространённой:

  • Для начала нужно открутить гайки и отсоединить колесо от рамы. В случае с зажимами на эксцентриках даже не понадобятся инструменты. После того, как колесо снято, можно начинать разборку.
  • Теперь следует снять звёздочки, иначе получить полный доступ к внутренней части втулки будет невозможно. Если колесо имеет кассету, то понадобится инструмент под названием хлыст и съёмник. Хлыст накидывается на большую звезду и удерживает её, а съёмник вставляется в кассету и вращается против часовой стрелки. После демонтажа кассеты нужно снять тормозной диск с левой стороны втулки (если установлены дисковые тормоза).
  • Для разборки колеса с трещоткой нужен съёмник и ключ с хорошим рычагом. Придётся приложить довольно большое усилие, потому что трещотка закручивалась всё то время, пока вы ездили на велосипеде. Трещотку тоже нужно откручивать против часовой стрелки.
  • Для дальнейшей работы понадобятся два ключа. Специальный конусный ключ имеет маленькую толщину, им удерживается конус втулки, а вторым ключом нужно расконтрить левую гайку, которая фиксирует этот конус. Расконтренную гайку можно открутить, и теперь задняя ось велосипеда легко достаётся из втулки, давая доступ к подшипникам и внутренней поверхности ступицы колеса.
  • Шарики могут прикрываться металлическими пыльниками. И то, и другое нужно аккуратно извлечь и сложить в какую-нибудь коробочку. Вот и всё, втулка разобрана, теперь можно приступать к техобслуживанию и ремонту.

Схема разборки втулки на промподшипниках даже проще, определённую трудность составляет лишь извлечение кассет с шариками, так как они довольно плотно запрессованы в ступицу. Картридж придётся доставать специальным инструментом или выбивать ударами молотка по оси, но делать это нужно крайне осторожно, чтобы не повредить фланец.

Иногда приходится разбирать сам барабан, на который крепится кассета со звёздами. В этом случае понадобится особый съёмник со шлицами. Но такая необходимость возникает крайне редко, и в этом случае всё же лучше обратиться в мастерскую.

Техобслуживание задних втулок заключается в удалении старой смазки, очистке деталей от грязи, проверки их целостности и нанесении новой смазки. Нужно тщательно промыть не только подшипники и внутреннюю поверхность ступицы, но и резьбу на гайках и оси, так как в неё часто набивается песок. При закручивании он собирается на поверхности конуса, может вызвать хруст и даже повреждение шариков. Для этого обычно используется бензин, растворитель или специальные моющие средства. После очистки нужно нанести смазку на все подвижные детали.

Сборка втулки происходит в обратном порядке. Если детали не утеряны, то всё пройдёт без каких-либо затруднений.

При установке колеса в дропауты следует обратить внимание на один важный момент: ось со втулкой должны входить в них довольно плотно. Если образуется зазор, то следует вставить проставочные шайбы. В противном случае перья будут стягиваться и изгибаться при фиксации колеса, что может привести к возникновению постоянных напряжений в перьях и, в конце концов, к разрушению конструкции.

Наиболее частые проблемы и пути их устранения

Если контргайки втулки недостаточно сильно затянуты, то во время вращения колеса возникают биения задней оси о подшипники. В результате на дорожках конусов появляются каверны, а шарики деформируются. Если люфт не устранить вовремя, то на конусах и внутренней поверхности втулки образуются сколы. В особо запущенных случаях шарики могут даже выскочить с дорожек и начать вращаться внутри втулки, стачивая ось и разрушая ступицу, тогда придётся заменить весь узел и переспицевать колесо.

Читайте также  Как сделать бмх из обычного велосипеда

Чтобы избежать люфта, необходимо правильно настроить конусы. Для этого нужно постепенно затягивать конусную гайку, стараясь найти такое состояние, в котором колесо свободно вращается без возникновения биений. Когда правильная позиция найдена, следует зафиксировать конус контргайкой. При законтривании конуса ось часто начинает вращаться, и верное положение теряется, поэтому можно зажать правый конец оси в тиски.

Перетяжка конуса

Эта ситуация обратна предыдущей: конусные гайки затянуты слишком сильно, что вызывает во втулке чрезмерное трение, и колесо теряет накат. В таком случае также требуется регулировка конусов, и все действия аналогичны вышеописанным.

Поломка или искривление оси

Ещё одной часто возникающей проблемой является искривление оси или нарушение её целостности, вызванные некачественными материалами, применяемыми при их изготовлении, либо конструктивными особенностями самой втулки. Такие поломки свойственны в основном втулкам с трещоткой, так как у них опорные подшипники находятся слишком далеко от точки крепления оси в дропаутах перьев рамы. В результате возникает слишком большой рычаг, и при увеличении нагрузки ось приходит в негодность.

К сожалению, если ось сломалась или погнулась, то придётся поставить новую, так как они не поддаются восстановлению. Хорошая новость заключается в том, что оси стоят недорого, и их легко заменить. Следует учесть, что производители используют различную резьбу, а конусы могут отличаться по размеру и полноте. Поэтому во время похода в магазин лучше захватить их с собой, чтобы не ошибиться при покупке замены и выбрать то изделие, которое подходит именно к вашей втулке.

Хруст или шум внутри втулки

Шумы, скрип и хруст сигнализируют о том, что вашей втулке пора пройти техобслуживание. И сделать это следует как можно скорее, иначе всё может закончиться очень плачевно. Для начала следует разобрать втулку, поменять смазку и проверить детали на наличие дефектов. Испорченные компоненты нужно заменить. Если после всего этого проблема осталась, то стоит проконсультироваться у специалиста. Возможно, что она возникла из-за низкого качества самой втулки, и придётся ставить новую.

Задняя втулка велосипеда является очень важным и часто недооценённым элементом велосипеда, а её ось подвергается увеличенным нагрузкам. Песок, грязь, микроскопические обломки и пыль обладают абразивными свойствами, разрушающими металл. Поломки механической части заднего колеса требуют дорогостоящего ремонта или даже замены всего узла, поэтому своевременное и правильное техническое обслуживание втулки существенно продлит жизнь вашего байка и поможет избежать ненужных трат.

Статья Промы или шары. Вечные споры о втулках.

Промы или шары. Вечные споры о втулках.

Очень часто возникают споры о том, что лучше: промышленные подшипники или насыпные.

Мы же как всегда, сравним достоинства и недостатки и сделаем вывод.

Разберем вариант на промышленных подшипниках.

Пром подшипник — это отдельный элемент, состоящий из: внутренней и внешней обоймы, сепаратора, шариков, пыльников и смазки.

Итак, чем же они хороши:

Отличный накат благодаря низкому трению. Не греются даже на больших дистанциях. К примеру колеса на недорогих втулках, превосходят того же уровня втулки с насыпными подшипниками по этому показателю.

Срок службы. На такой втулке можно проехать от 20-30 тысяч километров на заводской смазке.

Подшипники не требуют никаких регулировок (единственное что можно сделать это поменять смазку, но при условии, что установленные подшипники высокого уровня качества. В остальных случаях проще поменять, например, популярные подшипники SKF можно купить от 500 рублей). Установить подшипник неправильно просто невозможно, он подбирается ко втулкам и осям и садится идеально без зазоров и перекосов. В случае износа, просто меняется на другой, и втулка как новая. Чтобы не произошло с подшипником, это никак не повлияет на другие элементы во втулке.

Защита от грязи и воды. Пыльники надежно защищают подшипник, от попадания песка грязи и воды, пробить такую защиту подвластно только долгому погружению в воду или мытье колес под сильным давлением.

Конечно стоит отметить, что не все втулки на промах такие вот идеальные, как и у всего вело оборудования существует градация уровня компонентов, качества и исполнения. Если говорить о задних втулках, то они могут быть на двух и на четырех подшипниках (т.е. два во втулке, два в барабане) Существуют и более дешёвые (два во втулке, а в барабане насыпные)

Основной и единственный минус — это цена. Хорошие втулки на промах стоят значительно дороже, ну и замена подшипников требует специального инструмента либо обращения в вело мастерскую.

(хотя можно сообразить пресс из оси и двух гаек).

Некоторые отказываются от промов из-за утверждения «что мол их нельзя обслужить в поле»

Честно говоря, это полный бред, что такого может произойти с промами в пути, что потребует их замены. А вот с насыпью еще как может, (грязь, вода или песок попали во внутрь, гайка открутилась, люфт, стала закусывать и еще море проблем) поэтому любители таких втулок вечно берут с собой конусные ключи густые смазки, и бог его знает, что еще в дорогу.

Насыпные подшипники во втулках.

Такой тип подшипников самый распространенный.

Выглядит это так: за частую внутренние чашки впрессованы во втулку и являются ее непосредственной частью, в чашках находится смазка и подшипники, прокручиваясь и перекатываясь, создают опору при качении, прижимаются конусами с разных сторон.

Такие подшипники не подходят для ударных нагрузок, проще говоря их легко разбить.

К плюсам многие относят простоту конструкции, возможность обслуживания в полевых условиях, неприхотливость в эксплуатации.

Но я бы так не сказал.

При обслуживании таких подшипников требуется уделять максимальное внимание, быть чрезвычайно аккуратным при сборке и затяжке конусов. Идеально законтрить, прижать подшипники так, чтобы не было люфта и при этом не перетянуть (в противном случае износ конусов и чашек увеличится в разы) Так же, если повредить чашки, то придется менять втулку целиком.

При идеальных погодных условиях эксплуатации, такие втулки нуждаются в обслуживании каждые 3-4 тысячи км, а круглогодичная эксплуатация требует обслуживания каждую тысячу.

Но стоит отметить, что если установлены втулки уровня Deore , Deore XT и тому подобные, то они тоже имеют отличный накат, защиту от грязи и воды, и при правильном и своевременной уходе, с заменой шариков, такие втулки могут служить довольно долго.

Вывод прост: Несмотря на все преимущества промов над насыпью, использование их еще и дешевле, рассмотрим:

Задняя втулка Novatec D041SB стоит 4500 руб (четыре подшипника)

В мастерской, замена пром подшипников в обеих втулках стоит 1000 рублей, их стоимость начинается от 100 рублей за штуку. Если к примеру, возьмем хорошие подшипники, вместе с работой все выйдет 2000 рублей. 2000 рублей раз в 20- 30 тысяч км.

Задняя втулка велосипеда Shimano Deore FH-M595 Disc стоит 2600 руб.

В той же мастерской, переборка втулок на насыпных подшипниках стоит ту же тысячу и каждые 2-3 тысячи км. придется ее тратить. Или тратить свое время и силы на обслуживание самостоятельно.

Разница очевидна, но решать конечно же вам.

Сколько подшипников в велосипеде

Задняя втулка,число шариков?

У меня на задней втулке (9 и 8 шариков). Думал что при ТО потеряли .
Вопрос: с какой стороны должно быть 9 , а с какой 8?
Визуально чашки на обоих сторонах одинаковы ..Какой куда при разборке не уследил.

В подшипнике сразу видно, хватает шариков или нет, больше не положить никак, а если не хватит будет свободное место. Вообще без одного шарика проблем не будет, как-то потерял один и ездил долго, ничего не случилось, хотя конечно это не хорошо.

Проблема вроде решилась,в сервисе сказали должно быть по 9 шариков с каждой стороны.для моей модели фтулки.

Гы. Иногда, когда сминался сепаратор, приходилось мутить насыпной подшипник. В него, как правило, входит на 1-2-3 а то и 5 шариков больше(смотря какой подшипник: рулевая колонка или передняя втулка)

Но всё это совок и колхоз. Бери фтулку на промах.

можно положить больше. применительно к задней втулке, обычно как раз еще один можно впихнуть. Правда ничего хорошего из этого не выйдет.

Вообще больше как раз и нельзя, и в распор нельзя. Должен обязательно быть зазор при укладке (как-будто пол-шарика не хватает и вполне ещё один вроде поместиться))). Разве что вместо сепаратора как вариант, но опять-таки оставить зазор.

Я использовал слово «можно» не в смысле того, что можно так делать, а что в принципе сделать это возможно. Но естественно делать так нельзя. Иначе просто мигом убьется втулка.

Экие вы все категоричные! «просто мигом убьётся» 9 — это не так много, чтоб нормальный зазор был в целый шарик. Может быть, речь тут — о другом. Вот уж не помню, то ли для задней втулки (и — какой. ), то ли — для каретки, ну, короче, бывали подшипники С СЕПАРАТОРАМИ, причём, они бывали — и на 8, и на 9 шариков. Внешне — очень схожие. И по диаметру, и по размеру шариков Ну, там, наверное, всё же, — под конкретную модель.

Читайте также  Велосипед движется по горизонтальной прямой дороге нарисуйте

Может и не так много, но лишний шарик я в шимановскую втулку засовывал чисто ради интереса. И она даже крутилась. Не думаю правда, что под нагрузкой она хотя бы сотню откатала бы.

Подозреваю, что в таком случае он был не «лишний», а «недостающий».

Нет он был лишний.

То — да. Запихнуть можно, и даже работать будет возможно с меньшим шумом, но шарики будут болтаться на направляющих и основное давление будет приходится на 1-3 шарика, которые будут разбивать дорожку.

Да не в том дело, на сколько шариков приходится давление. Когда лишние шарики, то иногда они не укладываются на дорожку (то есть, — по центру канавки в чашке/конусе, но в принципе могут уложиться где-то рядом с дорожкой (где-то по внешнему краю той канавки), но ограничивающая поверхность (как правило, — это уже цилиндрическая часть внутренней стороны чашки) — ещё худо-бедно позволяет им туда влезть. Но при попытке встать на дорожку (по центру канавки) шарики приходят в соприкосновение друг с другом, начинают тереться и заедать. Иногда такой подшипник позволяет его прокрутить на 1-2 оборота, и внезапно его «хватает» как будто туда попало что-то инородное. Обычно такая фигня имеет место быть в тех подшипниках, где много-много мелких шариков: в рулевой колонке или у трещётки старых ХВЗшных велов.

Ну вот кстати насчёт старых ХВЗ. На них и «тренировался» (даже шарики в банке ещё остались с «собачками» и кусками струны гитарной).
Как раз на мелких и в большом количестве, если на 1 больше, то практически разница незаметна. И мелкий шарик разрушится быстрее дорожки (помнится у меня штук по 5 не хватало))))
Раз клинило, это скорее не ровно поставил — 2 шарика в распор вставали.

только что разобрал заднюю втулку с кассетой подозреваю что СРАМ(и стыд)
со стороны кассеты — 9 шаров а со стороны где нет кассеты — 8 шаров.
Заметил что где было 8 — там неровный износ конуса втулки. моё наблюдение — должно быть по 9 с каждой стороны.

Все о велосипедах

Рассказываем обо всем, что связано с велосипедами

Какие подшипники на велосипеде: советы по выбору

Разновидности подшипников для велосипеда

Велики считаются популярными средствами передвижения, состоящими не только из рамы, но и многочисленного навесного оборудования. Важнейшими элементами любого байка выступают подшипники, которые являются частью опоры или упора. Основная цель их использования заключается в поддержке вала, оси или любой подвижной детали с нужным показателем жесткости. Они обеспечивают легкое вращение различных механизмов, используемых для движения байка. Подшипники гарантируют плавную и качественную работу основных узлов велосипеда, а также надежно фиксируют его детали. Поэтому опытные велосипедисты должны знать, какие подшипники на велосипед ставятся, а также чем они отличаются.

Особенности изделий

Подшипники устанавливаются на разные механизмы велосипеда. Они представлены в трех крупных разновидностях:

  • качения;
  • скольжения;
  • керамические.

Все разновидности обладают своими особенностями, конструкцией и предназначением. Желательно разобраться в характеристиках и размерах подшипников для велосипедов, чтобы при необходимости заменять поломанные детали или улучшать работу оборудования.

Подшипники качения

Они формируются с помощью двух колец, которые называются телами качения и обладают разной формой, а также присоединяются к сепаратору, благодаря которому кольца отделяются друг от друга. Эти элементы находятся на одинаковом расстоянии, а направление их движения определяется сепаратором.

Подшипники качения представлены на рынке в двух разновидностях:

  • Насыпные. По-другому такие изделия называются конус-чашками. Они состоят из нескольких шариков, свободно катающихся по чашке, которая может быть впрессованной в корпус механизма или съемной. К преимуществам таких подшипников относится простота конструкции, а также при необходимости их несложно отрегулировать. Но для многих велосипедистов главным недостатком считается важность периодической регулировки конусной гайкой, без которой оборудование не будет правильно функционировать. Необходимо правильно выбрать прижимное усилие, но действовать придется осторожно, поскольку при слабом воздействии образуется люфт, а если закрутить слишком сильно, то колесо будет прокручиваться затруднительно. Насыпные подшипники считаются идеальным выбором для велосипедистов, предпочитающих длительные поездки. Такие изделия практически никогда не ломаются, но иногда трескается корпус. В полевых условиях их можно промыть или смазать различными материалами, что позволит устранить загрязнения и пыль.
  • Промышленные. Их еще называют неразборными или картриджными. Они представлены неразборным механизмом, состоящим из двух колец. Между ними катаются свободно небольшие шарики. Изделие впрессовывается непосредственно на заранее выбранное посадочное место, но его при необходимости можно заменить. Для промо подшипников не требуется регулировка, что значительно упрощает процесс обслуживания велика для владельцев. Но их основным недостатком считается завышенная стоимость, а также если внутрь попадает грязь, то удалить ее не получится, поэтому придется полностью заменять деталь.

Сказать точно, какие лучше подшипники: насыпные или промышленные, практически невозможно, поскольку каждый вид обладает собственным назначением, преимуществами и недостатками. В каждом виде установлен сепаратор, формирующий оптимальное расстояние между шариками, а также защищает устройство от высыпания элементов.

Подшипники скольжения

Они представлены опорой или направляющей, состоящей из нескольких поверхностей, которые сопряжены друг с другом, за счет чего происходит трение. Для создания изделия применяются трущиеся материалы, обладающие низким коэффициентом трения. С течением времени самый мягкий материал сильно истирается, поэтому его приходится заменять.

Данный вид подшипников предназначен для создания доступных по цене педалей или роликов переключателя, находящегося сзади велосипеда. К недостаткам их использования относится необходимость регулярной переборки и замены изношенных деталей. Поэтому обычно выбираются для тех частей, на которые не воздействуют существенные нагрузки или удары, а также нет специфических условий к люфту. Ниже представлены фото подшипника на велосипеде.

Керамические конструкции

У качественных изделий некоторые изделия выполняются из керамики, например, часто встречаются шарики или кольца, сделанные из этого материала. Традиционным материалом для этих целей считается сталь. Основное отличие керамических подшипников заключается в повышенном показателе прочности и жесткости. Редко встречаются изделия, полностью сделанные из керамики, поскольку они обладают слишком высокой стоимостью. Поэтому обычно выбираются смешанные или гибридные модели, в которых только шарики или кольца создаются из этого материала.

Для формирования сепаратора в этих видах подшипника применяется синтетический материал, обладающий низким показателем трения. К преимуществам таких изделий относится:

  • эффективно функционируют даже при высокой температуре, что положительно влияет на скорость работы;
  • керамика не подвергается коррозии, а также стойка перед разными агрессивными воздействиями кислот или щелочи;
  • материал не магнитится и не пропускает электричество;
  • конструкции отличаются высоким показателем прочности и упругости;
  • размеры велосипедных подшипников могут быть разными, что позволяет приобрести изделие, идеально соответствующее имеющемуся велику.

Внимание! Керамика по всем своим параметрам считается более качественной по сравнению со сталью.

Но даже керамические подшипники регулярно нуждаются в чистке и обслуживании, а иначе не прослужат слишком долго. Их необходимо своевременно смазывать подходящими материалами, а также важно грамотно подобрать средство. Если неправильно или несвоевременно смазывать подшипник, то он может сломаться в любой момент.

Предназначение смазки

Смазка подшипников велосипедов позволяет создать на поверхности изделия специальную маслянистую пленку. Она выполняет сразу несколько важных задач:

  • снижается трение, что положительно влияет на срок службы изделия;
  • уменьшение посторонних звуков, возникающих во время катания на байке;
  • охлаждение важнейших частей оборудования, что предотвращает их нагревание до критического показания;
  • защита от процесса коррозии, поскольку качественные смазки обладают водоотталкивающими характеристиками;
  • предотвращается серьезное загрязнение подшипника;
  • обеспечивается защита от истирания небольших деталей, поэтому увеличивается срок службы конструкции.

Но данными характеристиками обладают только наиболее качественные средства.

Разновидности смазок

Сказать точно, какая лучше смазка для подшипников велосипеда, просто невозможно, поскольку каждый вариант обладает как положительными, так и отрицательными характеристиками. К самым популярным видам смазок относится:

  • Консистентные. Этот материал считается очень густым, а также с его помощью формируется долговечное смазочное покрытие, которое легко выдерживает воздействие низких и высоких температур. Но сложности часто возникают при нанесении средства, а также приходится убирать много излишек. Другим значимым минусом считается оседание большого количества пыли.
  • Жидкие. Велосипедисты, задумывающиеся о том, чем смазать подшипники велосипеда, часто обращают внимание на это средство. Им очень легко пользоваться, поскольку детали байка обрабатываются с помощью масленки или шприца, а излишки легко снимаются тряпкой. Но к минусам относится появление потеков во время работы, а также при изменении температуры состав меняет вязкость.
  • Двухкомпонентные. Они продаются в аэрозольных баллончиках, что упрощает процесс смазывания подшипников. К минусам относится то, что состав при распылении попадает на лишние участки. Поэтому после процесса обслуживания придется убирать остатки.

Любой велосипедист может разобраться в том, чем смазывать подшипники велосипеда, если изучит различные варианты смазочных материалов, представленных на рынке.

Заключение

Подшипники для велосипедов предлагаются изготовителями в нескольких разновидностях, отличающихся конструкцией, внешним видом и другими характеристиками. Важно правильно выбрать изделие, которое будет идеально подходить для байка. Дополнительно требуется качественное и регулярное обслуживание, которое заключается в использовании смазочных материалов.