Рулевой подшипник велосипеда

Рулевая колонка велосипеда

Рулевая колонка – это система деталей велосипеда обеспечивающих свободное вращение штока вилки в головной (рулевой) трубе велосипеда. Головную трубу еще называют рулевым колодцем или стаканом. Шток вилки велосипеда крепиться к выносу руля, который в свою очередь соединяется с рулем. Вся эта система позволяет управлять передним колесом велосипеда с помощью руля.

Было бы все очень просто, если бы существовал только один вид рулевых колонок, но их насчитывается несколько типов. Долгое время самым распространенным типом были резьбовые рулевые колонки, но с развитием спортивным велосипедов, а особенно горных байков, стали чаще использовать безрезьбовые. Последние, в свою очередь, подразделяются еще на несколько видов. Все типы рулевых колонок значительно отличаются друг от друга, поэтому следует разобрать каждый тип более подробно.

Резьбовые рулевые колонки

Резьбовая рулевая колонка велосипеда — устройство и схема

Детали резьбовой рулевой колонки велосипеда

Резьбовые колонки являются классическими и считаются уже устаревшими, но до сих пор используются почти во всех дорожных, прогулочных и детских велосипедах. Конструкция таких колонок считается менее надежной, но этого вполне достаточно для перечисленных велосипедов. Резьбовыми такие колонки называются потому, что на штоке вилки, верхней гайке качения и контргайке имеется резьба. Верхняя и нижняя чашки запрессовываются в рулевую трубу, а нижняя гайка качения на шток вилки. В чашках располагаются подшипники, которые сверху фиксируются резьбовой гайкой качения, а снизу гайкой качения запрессованной на штоке. Вся эта конструкция дополнительно фиксируется шайбой и контргайкой. Когда вся рулевая колонка оказывается собранной и отрегулированной, в шток вилки устанавливается вынос руля и фиксируется с помощью клина-фиксатора.

Безрезьбовые рулевые колонки

Устройство безрезьбовой рулевой колонки велосипеда — вид в сборе.

Детали безрезьбовой рулевой колонки велосипеда

С развитием спортивных велосипедов появились и новые дисциплины в велоспорте, которые подразумевают значительные нагрузки на все элементы велобайка и рулевая колонка не исключение. Резьбовые колонки хоть и надежны, но не способны долго выдерживать большие нагрузки. В виду новых требований, на большинство горных велосипедов стали устанавливать безрезьбовые рулевые колонки. В таких колонках отсутствует резьба на её деталях, которая является слабым местом резьбовых. В общем оба типа колонок схожи по устройству и имеют тех детали.

Чашки безрезьбовых колонок так же запрессованы в головную трубу рамы, а нижнее кольцо качения запрессовано на шток вилки. Шток значительно выступает из головной трубы. Сверху одевается кольцо качения, направляющая гильза, вынос руля и крышка с якорем. Сначала якорем стягивается вся конструкция, затем фиксируется вынос путем затяжки специальных болтов. Именно затяжка выноса руля обеспечивает конечную фиксацию всей рулевой колонки.

В данных колонках могут использоваться несколько типов подшипников. В велосипедах начального уровня используются насыпные подшипники, в дорогих байках применяют картриджи с шариковыми и игольчатыми подшипниками. Последние значительно упрощают сборку всех конструкции.

Безрезьбовые велосипедные рулевые колонки делятся еще на три вида по типу расположения подшипников и чашек для них:

  • Неинтегрированная рулевая колонка – имеет чашки и подшипники, которые располагаются снаружи рулевого колодца.
  • Полуинтегрированная рулевая колонка – подшипники также расположены в чашках, только чашки находятся внутри рулевого колодца. Такой вариант используется на большинстве современных велосипедах.
  • Интегрированная рулевая колонка – в перечне деталей такой колонки отсутствуют чашки, а подшипники прессуются прямо в колодец.

Установка рулевой колонки велосипеда

Велосипед — это одно из первых технических изобретений человечества для самостоятельного передвижения. Устройство велосипеда достаточно простое, но, чтобы аппарат прослужил долго, не представлял угрозу жизни за ним нужно тщательно следить, своевременно производить замену и ремонт важных деталей.

Как собрать рулевую колонку велосипеда?

Чтобы рулевая колонка была собрана правильно, а детали не деформировались, пользоваться нужно только профессиональными инструментами. Для установки безрезьбовой рулевой колонки велосипеда:

  • Для начала нужно подготовить инструменты, которые могут понадобиться вам в процессе работы;
  • Чашки устанавливаются на предварительно смазанные места. Одна сверху другая снизу. Чашки запрессовывают стакан. Если под рукой нет необходимого инструмента, для этой цели подойдет молоток. Только работать с ним нужно аккуратно чтобы не повредить детали;
  • Надеть на вилку коронку и запрессовать коронку по кругу;
  • установить подшипник на коронку;
  • надеть стакан на вилку и установить верхний подшипник;
  • установить компрессионное кольцо;
  • установить вынос руля;
  • установить руль

Рулевой механизм

Одним из важных узлов велосипеда является рулевой аппарат. Рулевой механизм обеспечивает надежность и маневренность велосипеда. Он состоит из рулевого стакана, рулевой колонки, выноса руля и собственно самого руля. Исправность этого узла имеет большое значение для велосипедиста. Так, как даже мелкие неисправности могут привести к аварии. В этой статье мы поговорим о рулевой колонке. Рулевая колонка представляет из себя две опорные чашки, два подшипника, независимо от типа, компрессионные кольца. Рулевая колонка велосипеда дает возможность рулевой трубе совершать повороты и делает велосипед маневренным.

Преимущества безрезьбовых рулевых колонок в сравнении

Самой распространённой разновидностью рулевых колонок является резьбовая колонка. Именно такой тип рулевой колонки используются на бюджетных вариантах велосипедов. Ее стоимость не очень высока, она мало весит и имеет несложную конструкцию. Рулевая труба входит в резьбовую колонку с помощью резьбы на верхней чашке и крепится посредством контргайки. Резьбовая рулевая колонка считается не очень надежной из – за наличия соединений и потенциально опасной.

Стандартная рулевая колонка без резьбы (рис. 1) — разновидность рулевой колонки не имеющей резьбы поэтому и получила такое название. Современные, более усовершенствованные модели рулевой колонки, которые используют известные на рынке производители велосипедов. Обе чашки такой рулевой колонки запрессованы в рулевой стакан. В них установлены подшипники, которые по сути располагаются снаружи. Безрезьбовая рулевая колонка велосипеда считается надежнее резьбовой.

В полуинтегрированной рулевой колонке подшипники и чашки расположены в середине рулевой трубы.

В рулевых колонках с интегрированными системами, подшипники находятся прямо в рулевом стакане. Она вообще не имеет рулевой чашки.

Такой способ фиксации надежно крепит рулевую колонку на своем месте.

Размеры рулевых колонок

Стандарты с посадочными размерами рулевая колонка Рулевые стаканы различаются по параметрам. Подбирать эти детали нужно максимально точно, потому что это чревато возникновением люфта во время езды. По размеру рулевые колонки разделяются на: стандартные интегрированные и полуинтегрированные. Каждая из этих категорий имеет свои параметры. Размер стандартных колонок составляет 30 мм, интегрированные колонки выпускаются в следующих размерах 41,1 мм, 41,95 мм и 41,6 мм интегрированные рулевые колонки выпускаются в разных размерах от 41,35 мм до 55,9 мм.

Стандарты вилок

Велосипедные вилки имеют следующие стандарты с посадочными размерами. Велосипедная амортизационная вилка представляет из себя деталь сложного строения.

Основная функция велосипедной вилки — функция удерживания переднего колеса, благодаря рулевой колонке и вилке осуществляется поворот с помощью руля, что позволяет корректировать направление движения передвигающегося велосипеда.

Основные детали велосипедной вилки: ноги, штаны, дропауты, «горилла» (рис. 2).

Различают следующие виды вилок:

  • пружинные вилки — доступные по цене, устанавливаются на бюджетных моделях велосипедов. В них используется пружина, амортизация таких вилок низкого качества.
  • Эластомерные вилки в основе имеют стальную пружину с эластомером благодаря эластомерной вставке улучшается процесс амортизации, но качество их не высоко.
  • велосипедные вилки на основе пружинно — масляной системы. В них используется картридж, наполненный маслом. Этот вид вилок значительно улучшает качество амортизации велосипеда. Цена на такие модели колеблется в среднем и высоком диапазоне.
  • Также у профессионалов популярностью пользуются масляно — воздушные вилки. Их работа основана взаимодействии воздушной камеры и картриджа с маслом, которые значительно улучшают эффект амортизации.

Чем сложнее устройство велосипедной вилки, тем больше она требует ухода за собой. Более сложные модели такие как эластомерная и пружинно-масляная вилка требуют специального технологического профессионального ухода. Если возникает необходимость ремонта, лучше обратиться в велосипедную мастерскую.

Угол наклона и вынос

Чтобы поездка на велосипеде было комфортной, его нужно отрегулировать под ездока. Руль должен занимать такое положение, чтобы передвигающийся на велосипеде человек чувствовал себя удобно, не возникало лишнего сопротивления при встречном ветре, а при необходимости соблюдался скоростной режим. Для каждого типа велосипеда существует оптимальная высота руля, которая регулируется с помощью рулевой колонки и выноса руля. Вынос руля может быть регулированным или крепиться без регулировки. Для треков, гоночных и горных велосипедов высота руля может быть небольшой, что регулируется с помощью выноса. При низкой посадке руля увеличивается обтекаемость тело и аэродинамика, что чрезвычайно важно во время соревнований для увеличения скорости. Но в таких случаях нужна тренировка так как поездка в согнутом положении вызывает напряжение и боль в мышцах спины. Для неподготовленного человека это тяжело. Для неспешных прогулок по городу или загородных поездок такая функция не нужна. Достаточно будет такой высоты руля, при которой человек будет чувствовать тебя удобно, а его спина не будет болеть.

Читайте также  Как сделать динамо на велосипед

В процессе регулировки различают следующие варианты:

  • Регулирование на одном уровне с седлом велосипеда, такое положение еще называют нулевым. Оно подходит для поездок с умеренной скоростью и для длительных поездок;
  • Регулировка руля в положении, находящимся ниже уровня седла. Такая регулировка подходит для случаев, когда нужно создать обтекаемую форму и повысить аэродинамические свойства велосипеда;
  • Высокое положение — руль находится выше седла.

Руль необходимо обязательно отцентровать, то есть выставить его так, чтобы он располагался перпендикулярно по отношению к переднему колесу. Регулировать положение выноса руля, рулевой колонки и самого руля нужно в тех случаях, когда байк долго не использовался, в начале сезона, после длительных поездок и высоких динамических нагрузок, а также после падений и столкновений.

Рулевой механизм и все его составные части обеспечивают маневренность велосипеда, а их исправность гарантирует безопасность водителя велосипеда. Чтобы не подвергать себя излишней опасности, нужно своевременно проводить техосмотр своего транспортного средства. Особенно важно проверять жизненно важные детали и узлы велосипеда, от которых непосредственно зависит жизнь и здоровье его владельца. К таким узлам относится и рулевой механизм. Если ваш велосипед снабжен регулируемой резьбовой рулевой колонкой, обязательно проверяйте прочность креплений и качество фиксации всех деталей. Вовремя проводите смазку и профилактический осмотр трансмиссионного узла, проверяйте состояние колёс, производитель регулировку рулевого механизма. Для ликвидации неполадок и мелкого ремонта всегда имейте с собой набор необходимых инструментов, ремкомплект для устранения повреждений велосипедных шин и т.п. Ухаживая за своим велосипедом, вы заботитесь о своем здоровье.

Устройство рулевой колонки велосипеда, ее виды, установка и смазка

7 минут Автор: Михаил Скворцов 2309

  • Рулевой механизм
  • Колонки
  • Стандарты производителей
  • Стаканы
  • Сборка и ремонт
  • Заключение
  • Комментарии

Для начала следует конкретизировать велосипеды, ведь в интернете и в веломастерских иной раз происходят недопонимания из-за различий в терминах. Итак, чем управляется велосипед?

Рулевой механизм

Рулевой механизм – это устройство, содержащее весь комплекс деталей, позволяющих управлять направлением движения велосипеда. В него входят следующие элементы:

  • Руль – перекладина или более сложная конструкция, на которой находятся точки хвата. В примитивном варианте представляет собой прямую трубу, на которую крепятся аксессуары и грипсы.
  • Вынос – короткая труба с двумя болтовыми креплениями для руля и рулевой трубы.
  • Велосипедная рулевая труба – труба, соединяющая вынос (или сам руль) с короной велосипедной вилки. Заходит в рулевую колонку и стакан.
  • Рулевая колонка велосипеда – набор из двух чашек, верхнего и нижнего подшипников, опционально – нескольких колец, позволяющий рулевой трубе свободно поворачиваться в рулевом стакане. В верхней части трубы появляется якорь для распора под креплением выноса.
  • Рулевой стакан – часть рамы, представляющая собой короткую трубу с нарезанными внутри фасками по определённому стандарту, в которые вставляются чашки и подшипники колонки.

Итак, структура не так проста, как кажется на первый взгляд. К тому же, существует целый ряд стандартов, которые несовместимы между собой. Следует относиться к ним максимально внимательно.

Колонки

Резьбовая

Немного о том, какие бывают типы колонок.

В первую очередь, следует рассмотреть «классику» -– резьбовую колонку, встречающуюся сейчас на бюджетных велосипедах. Очень неприхотливая, лёгкая и недорогая, она используется уже несколько десятилетий. К минусам можно отнести меньшую надёжность и сложность настройки.

В данной конструкции на верхней чашке колонки нарезана резьба, а рулевая труба закрепляется в ней с помощью контргайки.

Безрезьбовая

Современный стандарт, называемый ещё Aheadset, по бренду компании, впервые его представившей. Данная конструкция не принимает на себя нагрузку фиксации вилки, и в ней отсутствует резьба.

Колонка состоит из верхней и нижней чашек, каждая из которых запрессовываются в рулевой стакан, а уже в неё устанавливается подшипник, который закрывается кольцом качения. В данной конструкции сначала производится установка простановочных колец и выноса, а затем уже фиксируется рулевая труба.

Стандартная компоновка также называется «неинтегрированной». Как же выглядит интегрированная и прочие колонки?

Полуинтегрированная

Полуинтегрированная колонка содержит подшипники (обычно оба промышленные, в других вариантах бывают комбинации) и чашки, полностью уходящие во внутрь стакана, снаружи можно увидеть только пыльники. Несмотря на чуть большую сложность устройства и стоимость, комбинация считается одной из лучших, так как не выступает за пределы стакана и позволяет выставить произвольную высоту руля.

Интегрированная

Целый ряд стандартов интегрированных безрезбовых колонок отличается от других полным отсутствием чашек. Т.е. подшипники напрямую запрессовываются в раму. Соответственно, нет никаких канавок качения, использовать можно только промышленные подшипники. Наряду с простотой и лёгкостью, модели такого типа отличаются сложностью в ремонте (особенно вне мастерской) и огромным разбросом размеров.

Стандарты производителей

Существует множество стандартов от конкретных производителей. Иногда это попытка защитить свои модели от модификаций, иногда – действительно, новаторские нововведения, которые просто пока не стали общепринятыми, и достаточно редко это бывает интегрированная колонка – обычно один из вариантов классики.

  • Campagnolo – полуинтегрированный стандарт, но составляющие ему подшипник и чашка выпускаются конической формы. Требует специальной обработки рамы.
  • Perdido – отличающийся от стандартного полуинтегрированного ZeroStack на 4 миллиметра полуинтегрированный набор.
  • Columbus – классический вариант Aheadset под собственный уникальный диаметр.
  • Onepointfive Standard – созданный консорциумом из производителей велосипедов для экстремальных дисциплин неитегрированный стандарт под широкую рулевую трубу.

Стаканы

Под каждую из перечисленных колонок существует свой рулевой стакан рамы, и ни один из типов не взаимозаменяем. Итак, какие можно встретить виды стаканов:

  • интегрированные – вогнутая внутрь поверхность стакана, усечённые фаски. Встречается четыре размера: 1 дюйм (26.35 мм), 1 и 1/8 дюйма (41.1 мм), 1 и 1/8” Italian (41.95 мм), 1 и 1.8” FSA Standard (41.6 мм);
  • полуинтегрированные – абсолютно прямая труба без выпуклостей и вогнутостей, прямая фаска под 90 градусов с глубиной не менее 15 мм. Разброс размеров чуть меньше, и нет путаницы с производителями по долям дюйма: 1 дюйм (41.35 мм), 1 и 1/8” (43.95 мм), 1.5 дюйма (55.9 мм);
  • стандартная – аналогична полуинтегрированным размерам и форме, но обычно ещё уже и меньше. Стандарты те же, но размеры по ним другие: 1 дюйм (30.05 мм), 1 и 1/8” (33.9 мм), 1.5 дюйма (49.57 мм).

У всех размеров есть допуски от полумиллиметра до миллиметра, но их следует избегать, чтобы не появился люфт вилки, что очень негативно сказывается на качестве езды. Понятное дело, что речь об этих стандартах идёт в том случае, если колонка безрезьбовая.

Сборка и ремонт

Из-за простоты и низкой общей нагрузки на рулевой механизм ему не часто требуется ремонт и какое-либо обслуживание. Тем не менее, некоторые операции можно и нужно производить своими руками:

  1. Регулярное обслуживание – хотя бы один раз в сезон следует разбирать рулевой блок и проверять состояние подшипников, очищать, если он появился, абразив из канавок качения, может пригодиться смазка. Если потребуется, своевременно менять детали.
  2. Изменение высоты – если для безрезьбовых вариантов нужны простановочные кольца, то на резьбовых рулевых колонках используются даже удлинители руля. Об этом подробнее в статье о том, как происходит регулировка руля и как его снять.
Читайте также  Люфт колеса велосипеда

Нет ничего сложного в самостоятельной работе с рулевой колонкой. Главное, чётко следовать последовательности сборки, ведь схема достаточно проста, и не допускать перекосов при запрессовке. Для этого есть специальный инструмент, но он достаточно редок, и почти все используют простые молотки и киянки, хотя несбалансированный удар может не только повредить чашку или подшипник, но и расколоть раму.

В итоге, после каждого сеанса работы с рулевым механизмом следует проверять целостность всех деталей и отсутствие люфтов на колесе, ведь разобрать и исправить их достаточно просто.

Заключение

Рулевая колонка – самый сложный компонент рулевого механизма горного велосипеда, но и с ней можно легко «справиться», если обладать достаточными знаниями и желанием разобраться в устройстве велосипеда. Установка и замена любой детали рулевого устройства достаточно проста, чтобы не беспокоиться о возможных поломках. Иной раз для «ремонта» потребуется просто подтянуть единственный болт. Возможны даже серьёзные изменения, например, подъём руля. В этом помогут аксессуары, такие, как удлинитель.

Подшипники для велосипеда

Двухколесный друг.

В далеких семидесятых очень популярной была песенка, которая начиналась так:

Ее напевали все, особенно те, кто крутил ногами педали велосипеда. Знаменитые изделия ХВЗ, ПВЗ (Харьковского велосипедного завода, Подольского велосипедного завода). Они пользовались спросом, как в городе, так и в сельской местности, да ещё и купить их было непросто. Постепенно, с развитием автомобильной промышленности велосипеды потихоньку ушли в тень. Но человечество, наконец, стало понимать, что машина, хоть и удобное и быстрое средство передвижения, но она не заменить тихой прогулки по дорожкам парка или пригородного леса. Во многих городах выделены специальные дорожки для велосипедов, появилось большое количество велосипедов на прокат. Но лучше, конечно, иметь свой.

Моделей велосипеда изобретено много. Это и спортивные велосипеды, позволяющие профессионально заниматься велоспортом; и внедорожники, на которых можно ездить по пересечённой местности, например, по лесным тропкам; для асфальта, на которых можно ежедневно ездить на работу и в выходные прокатиться семьей в парке. Естественно, как и все механизмы, они иногда ломаются.Наиболее частые поломки случаются по вине выхода из строя подшипника.

Подшипник как один из элементов велосипеда.

Подшипники бывают как подшипники качения, так подшипники скольжения. В велосипедах стоят подшипники качения. Это изделие, которое состоит из двух колец, верхнего и нижнего, самих тел качения, т.е. шариков или роликов, и сепаратора, который разделяет это тела качения и не дает им сбиться в одну сторону. Бывают изделия и без сепараторов, но это специальные и встречаются они гораздо реже. Как разновидность, эти изделия бывают открытыми, тогда их нужно периодически осматривать, очищать от загрязнения и смазывать. У них есть свои преимущества. Но в основном они ставятся на велосипеды недорогих моделей. Есть закрытые с одной стороны и с двух сторон. Причем закрываться могут как металлическими шайбами, которые не касаются боковой поверхности, так и из специальной синтетической металлорезины. Такие подшипники ставятся на более дорогие модели.

Вот эти изделия в велосипеде присутствуют во всех узлах, которые вращаются, поворачиваются или делают другие движения. Они находятся в разных переключателях, в амортизаторах, втулках колес, рулевой колонке, каретке. Если подшипник выходит из строя, это можно понять по тому, что деталь начинает или болтаться или наоборот, ее заклинивает. Тогда нужно делать разборку и смотреть подшипник. Обычно подшипник просто меняют на аналогичный.

Подшипник каретки велосипеда

Каретка это такой узел, который соединяет раму со звездочками и педалями. Это как двигатель в автомобиле. Каретка бывает как открытого, так и закрытого типа.

Обычно вся грязь и вода летит на этот узел и подшипник должен быть защищен от неё и смазан. Если стоит изделие бюджетного варианта, т. е. открытый, за ним нужен уход, периодическая очистка и смазка. Но и замена при необходимости.

Каретка велосипеда с подшипником открытого типа

Для более дорогих велосипедов, например горных, применяются закрытые каретки. Они пользуются большей популярностью, так как закрыты от попадания грязи и влаги, меньше покрываются коррозией.

Каретка велосипеда с подшипником закрытого типа

Но он не ремонтируется, а сразу при выходе из строя подлежит замене.Подшипник открытого типа выглядит так. Сразу видно, что он требует постоянного ухода.

Закрытые же ставят на более дорогие виды велосипедов, они служат дольше, смазки повторной практически не требуют. По типу – радиально-упорные.

По виду каретки подразделяются на:

  • Euro (считается более устаревшим видом);
  • Spanish (более надежный, отличное соотношение цена – качество, посадочный d = 37 мм);
  • Mid (более надежный, посадочный d =41 мм);
  • American (запрессовка подшипника через чашку);
  • Bottom Bracket 30 (BB30) (посадочный d =42 мм, более совершенный вид, используются 2 подшипника в запрессовке);
  • Bottom Bracket Press Fit (PF30),(2 чашки, посадочный d =46 мм);
  • Bottom Bracket 90 (BB90) (современный аналог Spanish, но d =24 мм);
  • Bottom Bracket 86 (BB86) (современный аналог Mid, S стакана – 68 или 70 мм);
  • Bottom Bracket 92 (BB92) (как и предыдущий, но качество всех Bottom Bracket не самое высокое, подшипники для них быстро выходят из строя)

современные подшипники для каретки велосипеда с двумя чашками

Детали для Shimano Hollowtech.

Подшипники для втулок велосипеда

Втулка – это фактически главная часть в велосипеде, без неё невозможна поездка. Ну как автомобиль без валов. И автомобиль и не едет. Чем лучше работает втулка, тем лучше работает двухколесный (в основном) друг. Работа втулки зависит, естественно, от подшипника. Причем по выбору втулок каждый ориентируется по своим пристрастиям. Они изготавливаются из:

  • Сплава алюминия, специально упрочнённого, что дает преимущество в весе и защите от коррозии;
  • Из стали, они дешевле;
  • Из титана, но это для дорогих марок велосипедов, например Shimano XTR.

По назначению бывают передними и задними. Соответственно, передняя втулка находится на переднем колесе, задняя на заднем. Передняя втулка имеет простую конструкцию, отвечает только за вращение переднего колеса.

Передняя втулка для велосипеда

Задняя втулка немного сложнее, так как кроме обеспечения вращения колеса, она служит основанием для кассеты.

Для задней и передней втулки подшипники бывают двух видов, открытые и закрытые. Открытые, как сообщалось выше, более дешёвые, быстро выходят из строя и требуют смазки и ухода.Закрытые устанавливаются по 2 штуки на каждую втулку, не требуют частой смазки и ухода, универсальные. Но везде есть свои плюсы и минусы. Открытые намного дешевле, их проще устанавливать, например, если поломка далеко от дома, закрытые более долговечны, но дороже.

Подшипник рулевой колонки велосипеда

Руль или более конкретно, рулевой механизм, это устройство, которое дает возможность управлять велосипедом. Механизм состоит из таких деталей: руль, рулевая труба, рулевой стакан, рулевая колонка и вынос.

Рулевая колонка и рулевой стакан являются более сложными частями, чем руль и рулевая трубка. Например, рулевая колонка состоит из двух чашек и двух подшипников. Дополнительно бывают кольца, которые дают возможность трубе поворачиваться в стакане. Колонки бывают резьбовые, или классические, которые в основном ставится на недорогих велосипедах. Недорогие, неприхотливые, но мене надёжные. Затем идут безрезьбовые или неинтегрированные, более современные, часто используются. Здесь поочередно чашки напрессовывают в стакан, потом устанавливается подшипник руля велосипеда, который закрывается кольцом качения.

Рулевая колонка с деталями

Подшипники можно применять, как открытые, так и закрытые.

Следующий вид – полуинтегрированные, считаются самые лучшие. Подшипники здесь применяются в основном закрытые, иногда допускаются варианты.

Наконец, интегрированные, где подшипники при помощи устройства запрессовки устанавливаются в раму. При этом они должны быть специальные, для определенных моделей, что является недостатком, и сложны при замене. При срочной необходимости их менять можно при наличии такого устройства, но это при дальней прогулке совсем неудобно.

Как выяснилось, что подшипники для втулок велосипеда действительно являются важным конструктивным элементом и обеспечивают движение байка. Поэтому, если нужно купить подшипник для велосипеда или сразу втулку в сборе, по совету профессионалов, лучше на этом не экономить, а купить втулку или сам подшипник классом получше. Сам подшипник выбирайте по своему велосипеду и тем условиям езды, которые вы используете. Ну и почитать отзывы в интернете. Для байков высокого класса можно приобрести керамические подшипники, они очень долговечные. Иногда оправданы подшипники производства Китай, Тайвань, если на них стоит клеймо страны- производителя и серийный номер. Они среднего качества и не дорогие.

Читайте также  Советский подростковый велосипед кроссворд

Рулевая колонка велосипеда – виды и типы, как выбрать

  • Виды рулевых колонок велосипеда
  • Резьбовая
  • Безрезьбовая
  • Рулевая колонка с конусным штоком
  • Размеры и стандарты
  • Сборка и ремонт
  • Рекомендации по выбору рулевого стакана
  • Заключение

Рулевая колонка велосипеда напрямую влияет на качественные характеристики и удобство эксплуатации транспортного средства. Узел не замечаешь при правильной работе. Когда изнашивается сложный механизм, возникают проблемы. Разнообразие и несовместимость стандартов рулевых приводит в замешательство ездока и вызывает сомнения в правильности выбора. Проверенные способы помогут узнать, какой вид рулевых колонок подходит раме велосипеда и как установить новое устройство. Современные конструкции для управления движением в нужном направлении стали универсальными. Они способны подстроиться под модель байка, стиль езды и даже телосложение велосипедиста.

Виды рулевых колонок велосипеда

Выбор главного узла начинается с определения типа рулевых колонок. Механизм состоит из совокупности комплектующих элементов. Каждый вид имеет свои нюансы и характеристики. Представленные на рынке варианты иногда существенно различаются, т.к. «заточены» для конкретных моделей велосипеда.

По форме колонки разделяют на 2 класса:

  1. Полый прямоугольный. Диаметр трубы имеет одинаковые размеры вверху и снизу. Устройство подходит всем стилям катания − от неторопливого городского до суперэкстремального.
  2. Рулевые стаканы конусовидной формы. Узкая труба расширяется до 1,5 дюйма снизу. Конфигурация «Tapered» выдерживает любые нагрузки, обеспечивает велосипеду дополнительную прочность.

Обе разновидности подразделяются на 4 вида колонок. Значение имеет вес устройства, тип подшипников, материал чашек, технические решения производителя.

Резьбовая

Простой и недорогой вид рулевых колонок присутствовал на велосипедах, выпускаемых в бывшем Советском Союзе. Легкая конструкция составлена из следующих частей:

  • две чашки, запрессованные в стакан рамы;
  • закрытые или открытые подшипники;
  • шток вилки с нанесенной резьбой;
  • контргайка, которая стягивает элементы конструкции.

Сложный в настройке узел не выдерживает максимальных нагрузок, т.к. используется в прогулочных двухколесниках. Колонку (threaded) узнают по большим размерам выступающих за раму частей и крепежной гайке, расположенной в верхней части рулевого стакана велосипеда. К достоинствам конструкции относят способность отрегулировать высоту руля, приспособиться к изогнутым формам комфортных дорожных велосипедов.

Безрезьбовая

Современный вид колонки впервые представила компания Aheadset. Самостоятельная часть механизма характеризуется надежностью и долговечностью.

  1. В конструкции нет гаек и резьбы.
  2. Отдельное расположение колонки и выноса.
  3. Появляется новая деталь − якорь с крышкой.
  4. Подшипники закрыты кольцом качения.
  5. Колонку закрепляет рулевая труба.

Для Aheadset существуют следующие стандарты: вилки с диаметром штока 1-1/8″. Среди достоинств механизма, установленного на большинстве байков, отмечают качество составляющих, отсутствие проблем в эксплуатации. Надежная колонка обеспечивает плавное движение, помогает безопасно поворачивать в любую сторону. Главный плюс − нет ничего сложного в монтаже и ремонте.

Традиционная

Самый распространенный вид безрезьбовых механизмов − традиционный или стандартный. Обозначается символами EC (External Cup).

Устройство рулевой колонки велосипеда характеризуется следующими особенностями:

  • внешние чашки с подшипниками находятся за пределами рулевого стакана;
  • якорь и кольцо фиксируют всю конструкцию;
  • вынос руля имеет неснижаемую высоту;
  • подшипники легко заменяются при износе;
  • цена ниже аналогов.

Конструкция без недостатков устанавливается на дорожные и горные байки разных моделей.

Интегрированная

Стандарты Integrated характеризуются особенностями, которые не присутствуют в других видах механизма:

  • слияние рулевой колонки и рамы;
  • отсутствие чашек;
  • промышленные подшипники со скошенной нижней гранью;
  • «промы» запрессованы в раму;
  • отсутствует канавка качения;
  • большой разброс размеров;
  • сложный самостоятельный ремонт.

Достоинства: доступная цена, простая установка, прочность конструкции. Для предотвращения абразива, состояние механизма проверяют один раз в сезон.

Полуинтегрированная

Конструкция этого типа считается самой надежной для профессиональных велосипедов. Дорогой механизм помогает спортсмену подобрать высоту руля для определенного стиля катания, учитывая телосложение наездника. Колонка (закрытый тип) не имеет выступающих частей, за исключением внешних колец и выноса. Для Zerostack существуют следующие стандарты:

  • внутренний диаметр стакана − 44;
  • диаметр штока − 28,6.

Рулевая колонка с конусным штоком

На профессиональных велосипедах вилки со штоком старого образца заменили новые стандарты. Нижний диаметр колонки − 1 ½ дюйма, верхний − 1 1/8. Конусный механизм относится к разряду безрезьбовых рулевых. Производители решили с помощью новой конструкции повысить прочность участков, испытывающих повышенную нагрузку. Труба внешне напоминает грушу и не изменилась в размерах. Конусный стакан называют Tapered.

Обычным велосипедистам нет необходимости устанавливать рулевую колонку с конусным штоком. Нововведение предназначено для экстремальных видов спорта, где требуется надежное управление на скорости, мгновенное торможение, жесткость. Благодаря увеличению рулевого стакана (нижней части) нагрузка распределяется равномерно, продлевая подшипникам время использования.

Размеры и стандарты

Во время выбора велосипедного узла обращают внимание на общепринятые стандарты. Например, на городские велосипеды не рекомендуют ставить сложные в обслуживании интегрированные системы. Для экстремального спорта подходят конические стаканы.

Вид колонки Показатель (в дюймах) Внешний диаметр (мм) Внутренний посадочный диаметр (мм)
Резьбовая 1″ 30-30,8 26,4-27
Threaded 1.1/8″
1.1/4″
34
37
30
33
Безрезьбовая EC32 0.833″ 32,7 26,4
EC30 1″ 30,2 26,4
EC49 1.5″ 49,7 39,8
Полуинтегрированная ZS41 и ZS44 1.1/8″ 41,3 — 44 30
ZS49 1.5″ 49,7 39,8
Интегрированная IS38 1 38 26,4
IS42, 47 1.1/8″ 41,8; 47 30

Сборка и ремонт

Рулевые колонки устанавливаются на раму при совмещении деталей под равномерным давлением. Второе название метода − запрессовка. Именно от него зависит надежность работы велосипедного узла. Для правильной установки не рекомендуют пользоваться молотком и деревянным колышком. Любая ошибка приведет к функциональному нарушению устройства. Собирают узел специальным инструментом. Пресс состоит из специального стержня с двумя насадками. Устройство зажимают и равномерно утапливают внутрь чашки. Соблюдая последовательность сборки, нельзя допускать перекосов.

Рулевые колонки в большинстве случаев размещают в стаканы, совместимые по размеру. Иногда велосипедистам приходится устанавливать колонку нестандартных параметров. Чтобы исключить ошибку, выбирают конструкцию, равную диаметру стакана рамы. В интегрированную деталь устанавливается одноименная колонка. В другие стаканы − резьбовая, безрезьбовая, традиционная.

Рекомендации по выбору рулевого стакана

Из-за различия в параметрах колонок, перед владельцем велосипеда встает вопрос: как выбрать нужный вид конструкции. Несколько советов помогут сделать правильную покупку.

  1. Определить подходящий для велосипеда стандарт.
  2. Замерить диаметр отверстий рулевого стакана.
  3. Глубина чашек должна соответствовать общему стандарту.
  4. Рекомендуется взять в магазин старую раму, чтобы проверить на месте стандарты с посадочными размерами.
  5. Выбирать рулевые стаканы с размещенными внутри фасками.
  6. Отдать предпочтение устройству с запресованными чашками. «Промы» устойчивы к нагрузкам и требуют особого ухода.
  7. Конические стаканы подходят для экстремального стиля езды.
  8. Неподготовленному велосипедисту лучше покупать резьбовые (классические) конструкции, т.к. за интегрированными сложно ухаживать.
  9. Для трюков, спортивного катания нужна повышенная прочность велосипеда. Выбирайте конические Tapered не ниже 1.5 дюйма.
  10. Учитывайте геометрию рамы. Угол наклона напрямую влияет на управляемость байком.
  11. Выбирайте длину рулевого стакана в зависимости от целей катания. Короткие стаканы делают посадку велосипедиста низкой, а езду агрессивной. Длинные подходят для городских моделей, где нужна высокая и прямая посадка.
  12. Не стоит переплачивать за керамические подшипники. Детали стоят дороже стальных, которые не уступают по качеству и не вызывают серьезных проблем в эксплуатации.

Заключение

Правильно подобранная рулевая колонка ля велосипеда избавит от беспокойства за возможные поломки и обеспечит безопасное управление. Надежный механизм совершает невидимую работу. Но от качества устройства зависят все характеристики велосипеда.

Велолюбитель и по совместительству автор статей. Занималась велоспортом.