Ретро велосипеды ссср

Велосипеды СССР: популярные модели прошедшей эпохи

10 mins Автор: Михаил Скворцов 2289

  • Особенности велосипедов времен СССР
  • Трехколесный друг для юных велосипедистов
  • Дорожные синглспиды советской эпохи
  • Гоночные модели для дорог и шоссе
  • Комментарии

О разнообразии велосипедов сейчас известно практически каждому. Это и мощные МТБ для туристической езды по бездорожью, трюковые BMX, высокоскоростные шоссейники, гибриды, дорожные синглспиды и скоростные модели…. Однако не всегда велик был так хорошо представлен в стольких лицах. В СССР, например, основная масса населения довольствовалась односкоростными моделями. Реже встречались скоростные модификации, а маунти-байки вообще существовали в единичных количествах.

Советские велосипеды занимают особое место: их нельзя просто взять и забыть. Более того, некоторые продолжают активно катать старого двухколесного коня, всячески совершенствуя его. Увидеть байк советского производства можно на досках объявлений. Это популярный и продаваемый товар в Сети.

Для велика времен 70-х и 80-х абсолютно нормально прокатать на себе несколько поколений, несущая конструкция и колеса сохраняют свой первозданный вид. Разумеется, при соблюдении нормальных условий хранения. Можно смело сказать, что советский байк – это своего рода музейный экспонат, раритет и повод для гордости. Окунемся в прошлое и вспомним, какие велики выпускали в те времена.

Особенности велосипедов времен СССР

Какими-то супер-отличиями советские велосипеды от нынешних не обладали, однако они сразу бросаются в глаза. Есть у них, что ли, своя магия, хранящая воспоминания давно ушедших лет. А если серьезно, то рама обычных великов представлялась в нескольких вариантах:

  • прямая;
  • выпуклая верхняя труба;
  • открытая.

Шоссейный велосипед всегда выпускался только в прямом варианте и был легче обычного синглспида. Правда, почти все байки тех времен имели больший вес по сравнению с нынешними моделями. Этот недостаток компенсировался высокой прочностью как самой рамы, так и всех остальных деталей. Недаром говорят, что велосипеды из СССР практически не убиваемые и смогут выдержать любые дорожные и погодные условия!

Рамы односкоростных велосипедов были тоньше, чем сейчас. Обязательно было наличие крыльев. Они присутствовали и на городских, и на гоночных велосипедах. Размеры колес варьировались от 20 до 28 дюймов. Впрочем, последний размер можно было встретить чаще.

Традиционно велосипед имел ножной барабанный тормоз, даже сейчас можно услышать выражение «советский тормоз». Приводился в работу движением педалей назад. Тормоз удобен, рассчитан на весь срок эксплуатации велика, по эффективности сопоставим с ободным. Тип V-brake ставился только на гоночные скоростные модели. Могли отличаться и размеры задней звезды на синглспидах: она была чуть больше, а цепь на несколько звеньев длиннее.

А вот аксессуар, который на велосипедах советских времен был исключительной редкостью – это подножка. Тем, кто пользуется этим вариантом велотранспорта, не слишком удобно парковаться. Впрочем, исправить этот недостаток и поставить подножку можно самостоятельно.

Трехколесный друг для юных велосипедистов

Учить езде на велосипеде в СССР старались с самого детства. Именно как детский и подростковый этот транспорт позиционировался долгое время, пока не вырвался на свободу и не покорил все возрастные категории.

Учить ребенка на взрослом и даже подростковом байке просто нереально, поэтому производители изначально стали выпускать специальные детские модели на трех колесах. К характерным признакам этих великов относятся:

  • задняя осевая балка рамы;
  • жесткое закрепление колес;
  • «передний привод», педали закреплены к переднему колесу;
  • задние колеса меньше переднего в диаметре;
  • ни седло, ни руль не регулируются.

Трехколесный велосипед был излюбленным транспортом для малышей: его легко освоить, на нем быстро ехать, да и здоровье активные покатушки укрепляют неплохо. Стоит упомянуть и отличное качество сборки «малюток». Они спокойно могли выдерживать не только детей, но и «тяжелых» подростков-хулиганов. Об этих велосипедах узнали и дети 90-х годов, ведь конструкция не только выдерживала любые нагрузки, но и хорошо сохранялась.

Дорожные синглспиды советской эпохи

Итак, переходим к подростковым и взрослым велосипедам. Их названия отражали не производителей, а нарицательные и собственные имена: «Школьник», «Аист», «Орленок», «Салют», «Урал», «Кама». Это еще одно веское отличие от современных велосипедов.

Школьник – это популярный двухколесный транспорт среди подрастающего советского поколения. Его история началась в 1956 году и продолжалась почти 40 лет. В лихие 90-е выпуск этой модели прекратили.

Аудитория велосипеда – дети от 10 до 13 лет. Всем известно, что подростки не слишком бережно относятся к вещам: покупают-то все равно родители. Однако, этот байк исключение. Счастливый обладатель берег его как зеницу ока, ведь велосипеды стоили по тем временам недешево, второй раз взрослые вряд ли сделали бы такой подарок. Школьник – это не совсем индивидуальный велик. Один байк мог запросто прокатить еще двоих пассажиров без поломок.

  • открытая прямая рама;
  • 20-дюймовые колеса;
  • дорожные покрышки;
  • ножные тормоза;
  • высокий регулируемый руль;
  • щиток для цепи, крылья;
  • вес порядка 10 кг.

Еще одним ярким представителем подросткового байка является «Орленок» производства Шуляйского веломоторного завода (Литва). Изогнутые трубы рамы придавали велосипеду вид круизера. Вообще, машина смотрелась красиво и аккуратно: ровный лазоревый окрас рамы и крыльев, двухцветное седло, простая форма руля.

Колеса 24 дюйма – в самый раз для подрастающего велосипедиста. «Орленок» – это потрясающая выносливость, прочность деталей и высококачественная сборка.

«Аист» – полноценный взрослый велосипед с рамой открытого типа. Кроме удобства катания, велик дарил возможность сложить себя и хранить в укромном уголке. Предназначение велика – неторопливые прогулки, поездки на работу или в магазин. Простая конструкция была доступна для освоения даже 10-летнему ребенку, что говорить о взрослом человеке.

Аисты начали свой полет еще в пятом столетии ХХ века (1947) и продолжали выпускаться вплоть до начала XXI века. Наибольший пик выпуска – вторая половина советского периода, далее марка стала сбавлять обороты. На данный момент сохранилось лишь название, ито в англоязычном варианте. Под брендом «AIST» производят велики на любой вкус: МТБ, гоночные, дорожные, детские.

«Салют» – дорожный велосипед для активных поездок по городу. Марка и общая конструкция сохранились в наше время. Встретить велик можно в любом магазине, где продаются синглспиды. Во времена СССР эти велосипеды выпускались в нескольких вариантах:

  • складная рама, средние колеса, изогнутый руль;
  • разборная конструкция;
  • ромовидная нескладная рама, прямой руль, большие колеса.

Сейчас в продаже встречается только первый вариант, а вообще старые модели «Салют» еще немало пользуются успехом в селах и райцентрах.
«Урал» – разновидность нескладного «Салюта», классический вариант односкоростного велосипеда.

Он удобен в использовании, хорошо разгоняется на своих 28-дюймовых колесах, неприхотлив на дорогах (как и все другие велосипеды из СССР), а также оснащен специальной сумочкой для хранения инструмента и лекарств. Если сравнивать какой-либо дорожный синглспид, то с «Уралом»!

А вот больше всего признания получила «Кама». Этот небольшой компактный велик был настолько прост в обслуживании и так хорошо ездил, что покупался налету и выстраивал за собой длинные очереди. Кроме поездок, «Кама» позволяла еще и совершать трюки, благодаря небольшим колесам и мобильности рамы.

Компактные колеса – это хорошая проходимость и выносливость. «Кама» больше всего подвергалась тюнингу: именно с нее вошли в моду зеркала заднего вида, свет, украшения. Впрочем, велик и сам был в отличной внешней форме: яркий окрас, узорчатая передняя звезда, плавный руль, компактный багажник. Возможно, сейчас этот велик вызовет лишь улыбку, но в свое время это он был лучший.

Читайте также  Разборка втулок велосипеда

Гоночные модели для дорог и шоссе

В среде гоночных велосипедов выпускались следующие марки:

  • «Тахион»;
  • «Москва-80»;
  • «Спутник»;
  • «Турист».

Производство спортивных скоростных байков поглотил ХВЗ – Харьковский велосипедный завод, который существует и по сей день.

«Тахион» – мощный шоссейный велосипед, первоклассная машина для развития максимальной скорости по трассе. Внешне этот велик практически не отличается от современного гоночного аналога. Собирался преимущественно из импортных деталей, стоил очень дорого. Из-за высокой цены, куда, кроме материалов, входила и сборка, тираж этого велосипеда не превысил 400 единиц. Обладатель «Тахиона» считался настолько крутым и богатым, что даже превосходил владельца хорошего автомобиля.

«Спутник» – популярный спортивно-прогулочный велосипед. Трансмиссия включала несколько скоростей, благодаря чему байк можно было разогнать до хороших 30 – 35 км/час. Седло напоминало дорожное, а вот руль – чисто шоссейный, изогнутые бараны. Тормозная система была представлена ободным прижимным механизмом.

«Спутник» – это недешевый велосипед, но не заоблачный, как «Тахион». Его отличительная черта – это расширенный комплект: велосипед, зеркало, насос и набор инструментов.

«Москва-80» – суперлегкий и прочный велосипед, выпущенный к началу олимпиады 1980 года в Москве. Поразительный вес – 8 кг в сочетании с выносливостью – мечта любого профессионала-гонщика. Предназначение байка – спортивные соревнования. Выпуск велосипедов составляет всего 10 штук, так что широкие массы увидели его только на картинках.

«Турист» – 4-скоростной легкий велосипед для продолжительных поездок. Оснащен рулем-бараном, ободными тормозами и крыльями. Имеется багажник и специальная сумочка-органайзер для хранения мелких инструментов. В остальном это обычный шоссейник наших лет.

Пришла пора вернуться в наше время. Конечно, сейчас велосипеды намного превосходят советские по скорости, комплектации и специфике. Однако в те времена, как выяснилось, они тоже пользовались большим спросом. Возможно, именно те ушедшие модели напомнили о себе и дали толчок к развитию велоиндустрии.

Ретро велосипеды

«Ретро» с латинского значит «обратно». И мода на ретро была, есть и будет всегда. Ведь тоска по старым временам, так или иначе, теплится в душе каждого.

Но приобрести старый велосипед многих подталкивает вовсе не светлая грусть по прошлому, а, скорее, желание выделиться, и превратить ретро в своеобразный винтаж. А кто-то считает, что именно старинные байки прочнее и надежнее всех новомодных моделей. Но есть и настоящие ценители старины, которые видят в ретро моделях особый шарм, способный вернуть их обратно в детство, в далекое и светлое прошлое.

Возвращаясь в прошлое

Старые велосипеды – это не только средства передвижения прошлых поколений, но и законодатели мод, которые создавали вокруг себя самый настоящий ажиотаж, неизменное желание купить их, а после – «слезы счастья» от приобретения.

Стоит вспомнить, как были популярны старые модели в СССР. Одним из самых желанных велосипедов был стальной спортивный «Тахион», который на тот момент времени стоял около семи тысяч рублей! А «Спутники» соответствовали своему называнию и были верными товарищами практически каждого советского гражданина. Не менее популярным был «Аист», который также продавался «на ура».

Впрочем, за границей ретро велосипеды частенько становились символами стран. Так, Англия ассоциировалась со стильным «Родстером», который будто бы являлся ее воплощением. Этот тяжелый велосипед был главным средством передвижения во всей Британии, начиная с начала двадцатого века и заканчивая временем Второй Мировой.

В Америке одними из самых популярных велосипедов были модели от Harley Davidson. Они носили название «Дейтон». Помимо самих байков, компания частенько придумывала полезные и стильные новшества.

Назад в будущее

В настоящее время старые байки ничуть не утратили своей актуальности. Наоборот, с каждым годом они превращаются в бесценный раритет. А значит, стоимость на такой продукт немаленькая.

Многие компании специализируются на выпуске моделей, сделанных под старину. Компания Autum имеет в своем арсенал велосипед Epitaph Cruiser. Этот байк представлен как ретро велосипед, однако, внешний вид его, скорее, оригинален, чем стар. Байк имеет четыре колеса, которые скреплены друг с другом парами. Высокая рама сделана из кожи, как и сидение, и ручки руля. Такое ретро-чудо стоит около $3 тысяч.

Если вы вдруг захотите приобрести не просто байк из прошлого века, а самый что ни на есть старинный велосипед, возьмите да и купите «Ариэль» от изобретателя Джеймса Старли. В истории он более известен как пенни-фартинг или «паук». Диаметр его переднего колеса составляет 36 дюймов, а заднего – всего лишь 12. Кстати, этот первое транспортное средство, которое стали называть велосипедом. Его стоимость на настоящий момент может доходить до $1 тысячи.

  • Элементы пенни-фартинга использовал в своей модели Onebike братиславский дизайнер Петер Варга. Его лигерад, или полулежачий круизер, по форме напоминает уменьшенную копию «паука» с удобным сидением, в котором действительно можно прилечь.

Старинный стиль заложен и в его кожаных вставках, темно-бежевых оттенках корпуса. А еще эту модель можно сложить вдвое.

Ретро-стиль настолько вдохновляет, что в настоящее время производители стараются не только произвести что-то наподобие старых моделей, но, порой, и соединить два символа старины. Так, в концепте Steam-O, американского чоппера, соединены элементы харлеевского велосипеда и паровоза. Примечательно, что у данного концепта отсутствуют спицы на колесах, а сами колеса соединяются механизмом, напоминающим штанговую муфту.

Особенно гармонично ретро велосипед будет смотреться рядом с людьми, которые обожают винтажный стиль. Неброские цвета двухколесного транспорта, волшебный дух старины и сочетание современности в лице яркого владельца произведут на окружающих эффект ничуть не менее сильный, чем самые модные с точки зрения дизайна городские байки.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Под рамой. Молодые удивятся, а некоторые ухмыльнутся 🙂 …

Даже уже и подзабыл как они выглядели то, велосипеды моего детства. Давайте посмотрим ТОП-10 самых популярных велосипедов СССР.

Я нашел два своих велика. А вы ?

1. Минский мотоциклетно-велосипедный завод

Велосипед Аист ММВЗ

Свою историю он ведет с 1945 года, а первые изделия этого белорусского завода поступили в продажу уже в 1947 году. Его оборудование было вывезено из Германии, поэтому велосипеды, а с 1951 года и мотоциклы (легендарный «Минск», который и поныне составляет производственный арсенал), отличались надежностью и долговечностью.

2. Харьковский велосипедный завод (ХВЗ)

Самый «непотопляемый» завод, сумевший выстоять и в тяжелые военные, и послевоенные, и в лихие 90-е годы. За счет талантливых конструкторов и инженеров, постоянно обновляющегося ассортимента и уже зарекомендовавших себя за долгие годы эксплуатации велосипедов, таких как «Турист», «Украина», сошедших с конвейера еще в 30-е годы, завод смог конкурировать с продукцией Китая, США и Европы.

3. Пензенский велосипедный завод им. М.В.Фрунзе (ПВЗ)

Завод с вековой историей, мощности которого большую часть времени были направлены на оборонную промышленность. Тем не менее долгие годы (пик производства приходится на начало 40-х и середину 50-х годов прошлого века) выпускал мотовелосипеды марки 16-В, модификации 16-В1 и 16-ВМ, на базе которых был разработан легкий мопед МВ-18 (1972-1975).

Велосипед дорожный для взрослых ЗИФ выпускался на Пензенском ПО “Завод имени Фрунзе”

Читайте также  Лучшие фары для велосипеда

4. Московский велосипедный завод (МВЗ)

Самый прославленный завод, на котором был разработан для спортивных соревнований гоночный велосипед «Москва-80». На нем объезжали свои треки участники олимпиады 1980 года в Москве. Конструкторами были учтены перегрузки, поэтому применялись колеса с ободьями из профилированных труб, сделанные из сверхпрочных сплавов, чтобы выдерживать езду по различным участкам дороги.

5. Авиационный завод имени Чкалова (ЗиЧ), Новосибирск

» src=»https://imgprx.livejournal.net/5653a0a44d70bd512f2dabff5ed1c5fb7cdefdba/viCoUotx2Ld7NiTvj5V8enCp6BLa5d6akDglX9Eaa04ILUGqoplW8zb2cRFwwEd5jDzKijbBfzZEGF3dyL2QwC5NgSFEVCppmwHI2w6tGmlkC6EU8GHbnVFztd57AafZ» alt=»» width=»1000″ height=»596″ loading=»lazy» />

Шедевром отечественного «велопрома» бесспорно можно считать велосипед «ЗиЧ-1». Эта марка позиционировалась как самый технически оснащенный велосипед того времени. Этот велосипед мог похвастаться стальной рамой, подкрылками, механизмом переключения скоростей, багажником и спортивным рулем. Такие характеристики обеспечили «ЗиЧ-1» любовь профессионалов.

6. Завод имени Кирова

Выпускал велосипеды КВД, предназначенные для детей от 4-х до 8 лет. Для удобства и безопасности заводом-производителем предусматривались опорные ролики, что гарантировало устойчивость. Эти велосипеды стали прототипом всех современных велосипедов для детей.

7. Шяуляйский велосипедно-моторный завод Литовской ССР

Прославился тем, что долгие годы производил подростковый велосипед «Орленок» (на литовском «Эрелюкас») и велосипед для девочек «Ласточка» («Крегждуте»). По всем показателям эти «байки» были прочными, легко ремонтирующимся и оснащены дополнительно фарами, багажником, звонком, насосом и генератором питания.

8. Жуковский велосипедный завод

Этот велосипедный завод, находящийся в г. Жуковка Брянской области, изготавливал такую популярную марку велосипедов, как «Десна». Первоначально это был велосипед для взрослых с закрытой рамой, позже к модельному ряду добавился велосипед дорожный, складной — «Десна» 113-221. Вместо прямой рамы он имел изогнутую, а также колеса меньшего диаметра.

9.Пермский машиностроительный завод

Прогресс

Производил «рабочих лошадок» для жителей многих отдаленных сел страны, где мужской дорожный велосипед «Прогресс», велосипед для взрослых «Урал», складные велосипеды «Кама» и «Салют» оставались самым доступным видом транспорта.

10. Горьковский автомобильный завод

Горьковский завод, выпускающий велосипед «Школьник» для детей от 10 до 14 лет, на долгие годы сделал его полноправным хозяином многих улиц и дорог. «Школьник» имел специальные бугристые шины для прочной сцепки с любым покрытием – даже со скользким песком или глиной.

ну и пусть будет еще одиннадцатый завод не смотря на название статьи:

Складной велосипед для подростков ЛВЗ 172-121 “Эврика-2” выпускался на Львовском мопедном заводе. Особенностью этой модели была рама с шарнирами, складывающаяся в продольной плоскости и амортизатор передней вилки.

Каталог Советских велосипедов

Харьковский велосипедный завод им. Г. И. Петровского

Жуковский велосипедный завод

Пермский машиностроительный завод

Атигский машиностроительный завод

Горьковский автомобильный завод

Шауляйский велосипедно–моторный завод

Минский мотовелосипедный завод

Рижский мотовелозавод “Саркана Звайзгне”

Пензенское ПО “Завод имени Фрунзе”

Львовский мопедный завод

Йошкар-Олинский велозавод

Московский автомобильный завод имени И. А. Лихачёва

Московский велосипедный завод

Дамский дорожный велосипед ДД-20 — нет данных

Дамский дорожный велосипед ДД-22 — нет данных

Завод имени Кирова

Велозавод г. Узловая

Московский экспериментальный завод

Даугавпилсский завод приводных цепей

Тульский велозавод

Завод имени Чкалова

Саратовский завод колясок

Саранский механический завод

Разное

При выборе диаметра колес, которые будут использоваться при езде по грунту всегда возникает вопрос, какой лучше выбрать. При езде по таким поверхностям […]

Модные технологичные электронные устройства прокладывают дорогу мир велоспорта. Раньше их список ограничивался велокомпьютерами и пульсометрами. Сейчас в велосипеды интегрируются планшетники […]

Весна — начало сезона в велоспорте, по крайней мере в Северном полушарии, поэтому внимание к классическим весенним однодневкам вызывает особенно […]

Все мы когда-то в первый раз участвовали в велопоходе перед этим задавались вопросом, смогу ли я справиться, хватит ли сил […]

20 thoughts on “ Каталог Советских велосипедов ”

К каталогу ХВЗ:
Мы в группах сваяли примерно следующее

Группа «ХВЗ» «В контакте».

В-14 «Харьков» (?1930-40е?) *26″

В-22 «Харьков» (1949-54?) *26″ дамский

В-31 «Турист» (?-1950-1953-?)

В-32 «Турист» (?-1950-1958-?)

В-33 «Турист» (?-1958-1961)

В-34 «Спутник» (1961-1964)

В-37 «Спутник» (1964-68)

В-39 «Спутник» (1968-73?)

В-41 «Харьков?» (?-1955?) *3 передачи, дамский

В-42 «?» (?) *3 передачи, дамский ?спецзаказ?

В-53 «Харьков» (1949-1953-?)

В-54 «Харьков» (?-1955-?),

В-55 «без названия» (?-1957)
шоссейно-гоночные на трубках
трековые:
В-62 «Харьков» (1949-50?),

В-63 «Харьков» (?-1956-?),

В-64 «Харьков» (?-1960-?),

В-64 «Рекорд» (?-1978?),

В-67, В-67-и (импортные трубы. ) «Спринт» (?1967-70?),

В-68, В-68-и (импортные трубы. ) «Метеор» (?-1979-?),

В-72 «Орленок» (?-1950-?)

В-94 «Тандем» (?-1955-1956-?)

В-110 «Прогресс» (1951-56)

В-117 «Харьков» (?-1959-?) тяжелый со скоростями

В-120 «Украина» (1961-64?)

В-130 «Украина» (1965?-67?)

В-134 «Украина» (?1970-1973-?)

В-301 «Спутник» (1973-1975?)

153-414 «Спутник» (1976-77?)

153-424 «Спутник» (1978-82?)

В-541 «Спорт» (1959?-70?)

В-542 «Спорт» (1971-77?)

В-542-01 «Спорт» (?-1974-76?) монетки на руле

В-542-01-8 «Спорт» (?-1976-?) *монетки на руле

В-551 «Чемпион» (1957-63)

В-552 «Харьков» (?-1962-1964-?)

В-553 «Харьков» (?-1967) *1967 г. с надписью 50 лет Октябрь

В-553 «Старт-Шоссе» (1967 -1969)

В-555 «Старт-Шоссе» (1970-1976)

155-411 «Старт-шоссе» (1976-1979 и 1981-86),

155-412(. ) «Старт-шоссе Москва-80» (1979-81)

В-552ИМ «Чемпион-шоссе» (1976?-80?)

В-910 «?» (?) *одноколесный цирковой средний

В-911 «?» (?) *одноколесный цирковой низкий

В-912 «Триал» (?) *фигурный

111-431 «Украина» (?-1991-?)

111-441 «Украина» (?-1991-?)

153-452 «Турист» (?-1991-?)

153-462 «Турист» (?-1991-?) * женская рама

197-411 «Тандем» (?-1991-?) * база — турист

У меня был велосипед в детстве Вела или Вело. Не помню точно уже.Не нашел тут такого.Помню самый красивый считался у нас во дворе

По моему это был поздний ПВЗ -ЗИФ 90тых уже годов. Видел такие надписи Велта на фотографиях велосипедов .

У меня тоже был велик»вело» конце 80х-начало 90х… Нигде не могу найти такой.. 🙁

Поделитесь информацией о детском велосипеде «Лёвушка». Очень интересно!

У меня был и есть велосипед из совдепии «Луч» он похож на Урал но Луч на раме написано, где его изготовили кто знает?

Олег, добрый день. Я тоже счастливый обладатель «луча». Вы нашли информацию по нему? Можно с Вами связаться?

Виталий приветствую Вас! Я тоже нигде не могу найти информацию о велосипеде «Луч», буду рад узнать хоть что-нибудь о мвоем «друге детства».

Олег, у меня тоже был «Луч», экспортный вариант, противоударные колеса, мягкое сидение (желто-коричневое), черный цвет рамы, на раме на синем фоне было написано большими белыми буквами «Луч». Я тоже ничего не знаю о производителе, но велосипед был классный!

Валерий, добрый день. У меня тоже был в детстве велосипед Луч и я не могу найти сейчас где его производили. Я посмотрела другие марки и думаю, что это «велосипед дорожный для взрослых “Минск” 111 — 322 «Люкс». По крайней мере его фото и описание похоже. У других не было клещевых передних тормозов, катафотов, ручки на руле тоже были с выемками под пальцы. И фары. И мягкое сиденье!

«Луч» модель 111-611 выпускали на Пермском машиностроительном заводе имени Октябрьской революции с 1976 года, тоже давно искал информацию, и вот нашёл данные. Был у меня в школьном возрасте после «Урала», стоил 77 рублей. Дюралевые обода колёс, клещевой передний тормоз, мягкое седло, катафоты, высокий руль современной формы, ручки с выемками для пальцев. Был чёрного цвета (рама), белые крылья. Название не краской на раме, а наклейки.

Еще на московском заводе имени Хруничева производили детский велосипед «Дружок»

Вот одним из первых моих велосипедов был комбинированный велик, но названия его я не помню ( и так, как велосипед был украден у своего следующего владельца узнать название теперь уже нельзя), он очень легко с помощью запасного колеса и оси первращался из двухколесного в трехколесный, имел своеобразную конструкцию со смещенным к заднему колесу центром тяжести, седло чем-то отдаленно напоминало мотоциклетное. (и при попытке «сесть на козла» велик просто переворачивался назад). Вообще он очень похож на «Спорт Люкс», но руль и рулевая колонка отличались, помоему, и еще сзади под седлом были металлические пружинки, а на ручках, регулирующих высоту седла были красно-белые катафоты. Возможно это была более поздняя модификация, т. к. велик был уже где-то 88-90 года выпуска и смотрелся намного привлекательнее, чем например «Спорт Люкс».
И, кстати колеса у него были литые, и тяжелыми они совсем не казались. Вообще во дворе этот велик очень выделялся. Было бы интересно узнать, что же это был за велик и как он точно назывался..

Читайте также  Регулируемый вынос руля велосипеда

»Вела» как я надеюсь правильно определил это Саранские клоны зифовских велосипедов начиная с 80десятых годов . Я нашел немного фото »Вела» в сети , одно было с объявления о продаже и гласило что это велосипед 82 года выпуска . Я нашел раму 86ого , мелкие отличия от зифовских это крайне частое использование кожаного двух-пружинного седла типа »Украина» как на мужских так и на дамских рамах которое на ЗИФ сошло на нет в 80е и ставилось по моему исключительно на одну позднюю модель редкой серии типа »Диана» , еще слабый оттиск овал на передней вилке как будто под объемный шильдик но без отверстий под него (на фото часто с квадратными наклейками в этот ненужный овал) тогда как на ЗИФ шли в это время абсолютно гладкие рулевые колонки . Наклейки Вела и крючки для насоса внизу нижней трубы рамы в основном хотя у меня они на дамке сверху как ни странно… Еще хромированная труба рулевой , чашки и конрагайки которые на Зиф просто полированные . Еще на выброшенной дамке я заметил отличие в геометрии от своей старой пензенской того же года выпуска -под меньшим углом поставленная подседельная труба , немного более короткая передняя вилка и в целом более аккуратная обработка труб и сборка .

Не нашёл велосипед «универсал» пермского завода со складной рамой

Ретро-велосипеды: от изобретения до наших дней

Рынок велосипедов настолько велик, что можно запутаться среди разнообразия категорий в предложениях магазинов (горный, городской, «турист», «двухподвесный», ВМХ). А еще существует разделение по типам и подвидам в каждой из групп. Если сравнивать конструкцию, то в ней от моделей прошлых веков, по большому счету, осталась только принципиальная схема (наличие двух колес, рамы и седла). Какими же были первые ретро-велосипеды, насколько сильно их изменило время?

История изобретения

Упоминания о прототипе механизма, отдаленно напоминающего велосипед на двух колесах, по неподтвержденным данным, имеются еще в документальных хрониках, датируемых 1791 годом. Те первые ретро-велосипеды (фото размещено чуть ниже) не имели педалей, они приводились в движение человеком при отталкивании ногами от земли. Фактически это были самокаты, но не привычные для нас, а с седлом.

Официальный патент на это изобретение получил Карл фор Дрез в 1818 году. За год или чуть более до этого он сконструировал первую деревянную «машину для ходьбы» и удачно приспособил ее для передвижения. По нашим меркам ее можно классифицировать как «беговел». То устройство в честь изобретателя получило название «дрезина». Оно имело два одинаковых колеса, из которых переднее могло поворачиваться рулем. Седло на раме располагалось на высоте, дающей возможность отталкиваться ногами с обеих сторон шагающими движениями и при возможности сидеть, двигаясь накатом после разгона.

Первый велосипед

Серьезным усовершенствованием можно считать появление педалей. В 1840 году их впервые смонтировал кузнец из Шотландии. Педали работали по рычажному принципу. Усилие передавалось шатунами, как у старых паровозов, на заднее колесо.

Педали на передней оси, работающие по принципу вращения, запатентовал в 1853 году француз Пьер Мишо. В то же время в конструкции появилось седло с пружинными амортизаторами и тормоз. После появились спицы в колесе (1867 г.) и прототип цепной передачи (1868 г.). В это время в Париже первые ретро-велосипеды участвовали в официальных гонках на дистанции 2 км.

Затем пошла мода на велосипеды-пауки. Эта конструкция отличалась большим передним колесом. Педали жестко крепились к оси. Большой диаметр обода делал велосипед опасным видом транспорта. Его высота могла достигать полутора метров и больше. Но и скорость можно было развить до 30 км/час. Правда, неровности на дороге представляли для управления серьезные проблемы.

Важные усовершенствования

На следующем этапе развития ретро-велосипед с большим колесом спереди оснастили цепной передачей. Педали разместили на раме, и ведущим стало заднее колесо. Первый безопасный «байсиклет» (так его назвал изобретатель Г. Лоусон) имел два одинаковых по размеру колеса (1885 г.).

В дальнейшем на ободе появилась резиновая шина (1889 г.) с клапаном и давлением воздуха в ней. Изменилась форма рамы (ромбообразная), она стала больше напоминать современные модели. В следующем десятилетии в конструкцию добавились шарикоподшипники. Раму стали делать из тонкостенных труб. Появился педальный тормоз и переключение скоростей.

С развитием технологий стали внедряться в велосипедную промышленность новые материалы. В 1974 году в моделях появились титановые и углепластиковые рамы. А в 1990-е особую популярность приобрели индексные системы для быстрого переключения скоростей.

Технический прогресс в России

В конце XIX века ретро-велосипеды были не только в частных владениях состоятельных жителей городов, но даже числились на балансе муниципальных служб. Врачи прописывали новомодное увлечение для избавления от хандры, вызванной сменой сезонов года, для укрепления позвоночника и как средство для общего укрепления организма.

В начале XX века велосипед широко применялся мелкими чиновниками для разъездов. Двухколесный «бициклет» был в ходу у почтальонов, приказчиков, рассыльных. Для развозки грузов использовались трехколесные велосипеды (трициклеты), а для транспортировки больных и раненых приспосабливались двухсторонние парные сцепки-тандемы с четырьмя управляющими ездоками.

Ретро-велосипеды СССР

Советская промышленность после революции какое-то время была в застое. Но велосипеды продолжали выпускаться. Комплектующие завозились из Англии. Производство было налажено на Харьковском велосипедном заводе (ХВЗ). Чуть позже конструкторы смогли наладить выпуск собственных деталей. Ретро-велосипеды Советского Союза были простыми и практичными, выпускались без излишеств и повышенного комфорта.

После разрухи Гражданской войны лишь с средины 20-х годов прошлого столетия их производство возобновилось. На том же ХВЗ, после восстановления производственных мощностей выпускалась популярная модель «Украина». Первый детский двухколесный образец был выпущен в 1936 году на «Ленинградском металлисте». Кроме этих двух предприятий велись работы на Московском и Минском велосипедных заводах, на ЗиСе и ГАЗе. В Литовской ССР, на Шауляйском ВМЗ, была выпущена подростковая модель «Орленок».