Размеры кареток велосипеда

Типы и стандарты велосипедных кареток

Часто при той или иной поломке велосипеда приходится обращаться в магазин, чтобы подобрать замену вышедшей из строя детали. Но многим велосипедистам при поломке одной из важных составляющих велоконструкции – каретки, не всегда понятно, что надо купить взамен. Изготовители предлагают разные варианты кареток. Какие существуют типы и стандарты велосипедных кареток и как правильно их подбирать рассмотрим подробнее далее.

  • Что такое велосипедная каретка
  • Из чего состоит каретка
  • Типы
  • Размеры
  • Распространенные стандарты
  • Под клин
  • Под квадрат
  • Octalink
  • ISIS Drive
  • Howitzer
  • Hollowtech II
  • Giga X Pipe
  • Итоги

Что такое велосипедная каретка

Велосипедная каретка является узловым механизмом с подшипниками и связывает шатуны велобайка и звезды, дает им надежную фиксацию на раме. Благодаря этому происходит вращение педалей и трансмиссия начинает работать. Велокаретка размещается внизу рамы. Это расположение на велосипеде требует высокой защиты кареточных подшипников от загрязнений. Для правильного подбора этой детали нужно знать стандарты шатунов, а также типы и стандарты кареточных узлов.

Из чего состоит каретка

По стандарту в небольшой кареточный механизм велосипеда входят следующие элементы:

  • вал – подвижная рабочая, вращающаяся часть внутри узла;
  • система подшипников – находятся внутри кареточного основания;
  • стакан рамы – место, куда ввинчивается сама конструкция;
  • фиксаторы закрепления шатунов.

На корпусе крепятся подшипники, вставляется вал в стакан рамы. Левая и правая чашки нужны для закрепления. Шатуны велосипеда затягиваются на валу.

Каретки для велосипеда по расположению подшипников делятся на несколько типов:

  • Открытый – в этом варианте нет защиты от загрязнений, поэтому составляющие компоненты нуждаются в периодическом техосмотре, чистке (это минус). Стандарт открытого типа велокаретки – это вал, он вращается на подшипниках, поставленных в чашках. Монтируют его в кареточный стакан рамы. Плюсом этого типа можно считать возможный ремонт, который заключается в разборке, чистке или переборке подшипников, смазке или замене отдельных элементов;

  • Закрытый – здесь механизм в виде каретки-картриджа с подшипниками в корпусе, монтируется в раму велобайка. Стандарт этого типа более популярен в бюджетных сборках, так как обладает высокой защитой от загрязнений. Минусом является замена при выходе из строя, его не ремонтируют. Но этот неразборной тип конструкции не требует техобслуживания и настроек. Здесь невозможны искривления подшипников, а в работе картридж прост и надежен – это плюс данного стандарта;

  • Интегрированный – в этом типе шатун со звездами соединены вглухую с осью (валом) в одну сплошную деталь. Она вводится в чашки каретки, с другого конца крепится второй шатун. Этот вариант тоже не для ремонта, но обладает отличными рабочими показателями и прочностью.

Подшипники качения для велокаретки тоже делятся по типам, среди них выделяют следующие стандарты:

  1. Насыпные, шариковые – в них шарики катятся по чашке, а она может быть съемная (с резьбой) или спрессованная в корпусе механизма. Обычно это бюджетный вариант. В случае со втулками, насыпная конструкция регулируется конусной гайкой и это постоянный процесс. Осуществлять регулировку шариков следует внимательно, так как при сильном прижатии гайки колесо велобайка будет хуже прокручиваться, а это ускорит износ втулки. При недостаточном усилии в регулировке гайкой, у подшипника образовывается люфт. Но стандарт насыпных подшипников велокаретки гарантирует (в отличие от промышленных), что при долгой езде на велосипеде, ничего не выйдет из строя;
  2. Промышленные или картриджные – являются неразборным узлом из двух колец, между ними катятся шарики. Такой тип прессуется в посадочное место и по требованию заменяется. Регулировка подшипников этого стандарта каретки не производится, при сильном загрязнении нужна замена. Данный тип используют в современных моделях велосипедов, цены значительно выше насыпных моделей.

Размеры

Изготовители велосипедных деталей и рам соблюдают свои стандарты, которые часто между собой различаются. Возникают ситуации, когда детали не стыкуются, для разных велодисциплин (кроссовый, трюковый, горный) существуют свои стандарты. Чтобы узнать ширину каретки велосипеда, необходимо смерить ширину кареточного узла рамы:

  • ширина каретки 73 или 68 мм применяется почти на всех моделях МТВ (кроме размера не различаются) и велокаретку 73 мм, возможно, поставить на раму с 68 мм с дополнительными тремя проставочными кольцами;
  • размеры в 83 мм предназначены для велобайков по экстримезде, и эта модель не совмещается с рамами 73, 68 мм;
  • для новых моделей фэтбайков (на толстых покрышках) для экстримезды ширина этой детали увеличена до 100 мм или даже до 120 мм.

Размер механизма различается по длине вала каретки и чтобы не ошибиться в выборе, также необходимо измерить ее. Существуют следующие размеры: 128 мм; 122,5 мм; 118,5 мм; 113 мм и 110 мм. Размеры тоже зависят от вида велосипеда.

Распространенные стандарты

Так как существует много разных вариантов соединения шатунов с валом велокаретки велосипеда, разберем самые распространенные из них.

Под клин

Данный вариант состоит из оси с пазами, а через них проходят клинья и вставляются в шатуны. Каждый из клиньев с одной стороны закрепляется на паз, с другой – гайкой. Существуют стандарты, которые не могут заменять друг друга. В них разный угол исполнения клина, хотя внешне размер может выглядеть одинаковым.

Под квадрат

SQR – это известный тип оси, где конусообразные концы вала имеют квадратное сечение. На них надеваются шатуны велосипеда. Каретка одна из самых массовых среди бюджетных велосипедов. Она имеет три стандарта, они взаимозаменяемы не полностью. Различия в длине и углах конуса.

Octalink

Octalink, это картриджная велокаретка с круглым валом. Полая ось имеет на концах 8 шлицов. Такая конструкция позволяет уменьшить вес и повысить прочность. Этот вариант подходит для систем велосипедов производителя Shimano.

ISIS Drive

ISIS Drive – шлицевой вариант для велосипедов от многих брендов – Race Face, Truvativ, Bontrager, FSA. Данная велокаретка дает прочное соединение и высокую надежность.

Howitzer

Конструкция так же шлицевая, от Truvativ. Для продления срока службы подшипников, их увеличили и вынесли за основу самой каретки. Эту конструкцию применяют в изготовлении велосипедов для экстримезды.

Hollowtech II

Hollowtech II разрабатывала Shimano для сборок уровня XTR, Saint и ХТ. Она имеет сплошную систему каретки с шатунами, монтаж их проводят с одной стороны велосипеда. Этот компактный тип с повышенной жесткостью, имеет меньший вес, большой срок службы.

Giga X Pipe

Аналогичен Hollowtech II, система крепления у них одинакова. Но Giga X Pipe производит Truvativ. Поэтому шлицы у этих двух вариантов не совпадают.

Из самых распространенных стандартов по компоновке можно назвать следующие:

  • Испанка – хороший вариант качества и стоимости, модель легкая. Размер на 37 мм, подшипники или чашки запрессовываются внутрь рамы велосипеда;
  • ВВ90 – аналогичен Испанке, но вал имеет 24 мм.;
  • MID имеет различие с Испанкой в размере посадки – 41 мм. Данный вариант более тяжелый, но и надежный;
  • ВВ86 – аналог MID, ширина стакана в двух вариантах 68 и 70 мм. Модели производятся с подшипниками внутренними и выносными;
  • ВВ92 – аналог ВВ86, но для размера стакана на 73 и 68 мм. Этому типу приписывают скорую изнашиваемость;
  • ВВ30 – является стандартом – новинкой велокаретки, где подшипники впрессованы в узел, диаметром – 42 мм. Используют для горных байков;
  • Американка – представляет собой впрессованную в раму велобайка чашку с уложенными шариковыми подшипниками, а промышленные аналоги – запрессовываются. Этот тип считается по качеству ниже, чем MID.
  • Евро – в раму велосипеда монтируются чашки с подшипниками по резьбовому соединению. По виду резьбы каретки различают английские (левая/правая), итальянские (правая). Вал в картриджной каретке Евро вмещает подшипники – это уже устаревший вариант конструкции;
  • PF30 – две чашки без резьбы с подшипниками. Модели выпускаются выносными или внутренними. Размер кареточного стакана по стандарту – 46 мм.

Итоги

Итак, несмотря на то, что велокаретка представляет собой небольшой механизм, она имеет большое значение в работе велосипеда. От ее исправности и рабочего состояния зависит работа шатунов, переключение звезд. Если возникает необходимость в замене каретки на велосипеде, то обязательно надо предварительно определить размеры, а затем в магазине выбрать соответствующий стандарт этой детали, чтобы она идеально состыковалась с рамой.

Стандарты: Типы кареток для велосипеда

Для читателей нашего блога действует скидка 10%
по промокоду blog-BB30 на все товары , представленные в нашем магазине

Благодаря «маркетинговым войнам», за последние несколько лет на рынок вылилось большущее количество различных стандартов кареток. Благо, в основном это касается только дорогих велосипедов, а в бюджетном и среднем ценовом диапазоне всё более-менее ясно.

Алгоритм выбора каретки

Алгоритм выбора любой каретки выглядить прмерно так:

1. Первым делом при выборе каретки вам нужно разобраться с типом крепления шатуна. Совместимость здесь бывает только в рамках одного стандарта.

Cotter Pin – знакомый нам стандарт из советского прошлого. Такая каретка была стандартом для кареток на велосипедах времён СССР. Фиксация шатуна на каретке происходила непосредственно при помощи пина (у нас его называли «пальцем»), который продевался сквозь шатун и проходил через вырез в оси каретки, отсюда и название. Из-за динамических нагрузок пины вечно раскручивались, и шатуны изрядно болтались.

SQR – квадрат (от Англ. square). Наиболее распространенный стандарт для бюджетных решений в данный момент. Раньше во время расцвета МТВ являлся основным стандартом для кареток. Убить шатуны на такой каретке становится слегка труднее, чем предыдущий вариант, однако раскрутившийся кареточный болт может это быстро «исправить».

Octalink – шлицевой стандарт исключительно для шатунов Shimano. Чтобы потребителям не показалось мало существовал в двух версиях Octalink v1 и Octalink v2 с 5мм и 9мм шлицами соответственно.

ISIS Drive – (от Англ. International Spline Interface Standard или Международный Стандарт Интерфейса Шатунов) за счёт больших шлицов и большого диаметра оси каретки увеличивается площадь контакта шатуна с осью, это делает каретку практически не убиваемой. Сама ось полая внутри, что позволяет экономить вес. Стандарт был предложен ещё в 1999 году и был весьма прорывным на тот момент. Его использовали Truvativ, Chris King, Race Face и FSA.

Читайте также  Велосипед с мотором название

Howitzer – шлицевой стандарт от Truvativ (ныне SRAM), последовавший за ISIS. Первый стандарт, у которого ради увеличения размеров подшипников их сделали «выносными». Встречались каретки и привычном варианте с подшипниками внутри каретки.

Hollowtech II – самый свежий стандарт от Shimano для шатунов с встроенной 24-миллиметровой осью. Сама каретка представляет из себя просто чашки с подшипниками. На такую каретку можно установить любые шатуны с осью 24мм. В данный момент это самый распространённый стандарт.

Giga X Pipe (GXP) – аналог Hollowtech II и развитие ISIS Drive теперь уже от SRAM. Отличия лишь в пыльнике ведомой (левой) чашки, который, несмотря на одинаковый диаметр оси в шатунах (24мм), не позволит вам установить эту каретку не любые другие шатуны не от SRAM.

2. С типом крепления каретки в раме дела обстоят чуть проще. Если у вас МТВ, то с большой вероятностью можно сказать, что у вас BSA стандарт. Однако, узнать точно можно будет после демонтажа каретки.

Резьбовые каретки – это каретки, которые вкручиваются непосредственно в раму. Все каретки, приведенные выше являются резьбовыми. Называется стандарт ISO/English/BSC или BSA. Посадочный диаметр 34.6 — 34.9мм. Будьте внимательны! В МТВ используется English версия, где ведущая (правая) чашка имеет левую резьбу. Вариант с одинаковой резьбой называется Italian и используется в ВМХ.

Press-Fit каретки – не имеют резьбы и запрессовываются в раму. Логичным выглядит этот стандарт в карбоновых рамах, где в кареточных узлах нет металлической «вклейки» с резьбой.

Однако, благодаря добрым дядям-маркетологам эти каретки появлялись и на алюминиевых рамах. Например, алюминиевый Specialized Demo 2011 года оснащался данным кареточным узлом. Причём самих кареток на момент выпуска не было, и рама оснащалась пластиковым (!) переходником под каретки BSA. И если владельцев комплитов наличие пластикового переходника между кареткой и рамой волновало чисто теоретически, то покупателям рам такой переходник вручали в довесок. Нужно ли говорить, что переходник требует точной центровки и запрессовывается при помощи специального инструмента и не подлежит перепрессовке?

Самих стандартов кареток для запрессовки целых 8 штук и в них сам черт ногу сломит. BB90/BB95, PF86/92, BB30, BB30A, PF30, BBright, BB386 EVO и T47. Последний стандарт, кстати, использует посадочное место каретки стандарта PF30, но прессуется во время установки сам, благодаря резьбе внутри каретки. Вопрос «Зачем» и Press-Fit идут бок о бок вместе.

Благо, все они в МТВ встречаются достаточно редко, поэтому не будем заострять на них своё внимание.

3. Подходящую ширину каретки определить просто. Измерьте ширину кареточного узла на вашей раме.

Каретки шириной 68/73мм – устанавливаются на большинство МТВ велосипедов. Сами каретки не отличаются абсолютно ничем. Для использования каретки шириной 73мм на раме с кареточным узлом 68мм обычно вам необходимо установить 3 проставочных кольца (если в инструкции каретки не указано другое), 2 на ведущей стороне и 1 на ведомой. 73мм каретка устанавливается с одним проставочным кольцом на ведущей стороне.

Каретки шириной 83мм – обычно устанавливаются в велосипеды для скоростного спуска и фрирайда, то есть там, где нужна большая жесткость конструкции. 83-миллиметровая каретка не совместима с 68/73мм рамами.

4. Самые простые каретки стандарта Cotter Pin и SQR нередко отличаются по длине вала каретки. Они бывают 110 мм, 113 мм, 118,5 мм, 122,5 мм и 128 мм. Чтобы не прогадать с размером – просто измерьте длину кареточного вала на вашем велосипеде.

5. Даже если у вас стояла каретка на насыпных подшипниках, лучше сменить её не на такую же, а на каретку с промподшипниками. Они не прихотливы и позволят вам не заморачиваться по поводу состояния кареточного узла.

Насыпные подшипники – используются в самых бюджетных каретках. По совместительству самые проблемные, так как требуют постоянной проверки и обслуживания. В противном случае быстро начинают люфтить и разваливаться. Обычно это каретки от ноунейм производителей. Делаются для стандартов Cotter Pin и SQR.

Картриджные подшипники – набор из двух и более промподшипников. Живут долго и крайне неприхотливы в использовании. Производятся всеми, кому не лень, начиная от Neco и заканчивая Shimano. Делаются для стандартов SQR, Octalink и ISIS Drive.

Выносные подшипники – промподшипник увеличенного диаметра, спрятанный внутри выносной чашки каретки. Делаются для стандартов Howitzer, Hollowtech II, и Giga X Pipe (GXP). В данный момент это самый распространённый стандарт.

Совместимость

Обратите внимание, что в 99.9% случаев, кроме стандартов Cotter Pin и SQR, даже не смотря на внешнюю схожесть шлицов различные шатуны абсолютно не совместимы между собой. Если хотите заменить один испортившийся шатун, то делайте это в рамках подходящего стандарта, а лучше замените оба.

Итоги

Ввиду засилья патентных войн и битв маркетологов на рынке появилось целая куча стандартов. Старайтесь использовать каретки на промышленных подшипниках, они гораздо живучее и легко устанавливаются. Приобретайте только каретки совместимые с вашим кареточным узлом. Надеюсь наша статья позволит вам разобраться со своей кареткой и не прогадать во время покупки новых железок!

Видео по теме:

Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30 на все товары , представленные в нашем магазине

Размеры кареток велосипеда

Лента

Полная расшифровка всех значков панели приборов на авто

Если говорить о том, что полная расшифровка всех значков панели приборов на авто определенно требует знаний. Все запомнить не слишком легко, поэтому рекомендуем сохранить страницу.

Каждый день тысячи водителей сталкиваются с новыми, незнакомыми сигнальными лампами на приборной панели. Мы можем помочь узнать что они означают, на этой странице! Здесь вы можете узнать, что случилось с вашим автомобилем, прежде чем отправиться в сервисный центр. Небольшие знания сэкономят вам много времени и денег!

Почему проскакивает цепь на велосипеде?

Почему проскакивает цепь на велосипеде? Скольжение — одна из распространенных проблем велосипедной механики, с которой сталкивается каждый велосипедист.

Эта проблема не может оставаться незамеченной так как испортит вам впечатление от езды на велосипеде.

Пропуск цепи может быть вызван множеством вещей, связанных с системой трансмиссии, в большинстве случаев изношенной или несовместимой цепью. Чтобы решить эту проблему, вам потребуется провести тщательный осмотр нескольких частей, чтобы узнать, что именно источник проблемы.

Как правильно выбрать велосипед по росту?

В этой статье мы поговорим о том, как правильно выбрать велосипед по росту.

Выбор размера велосипеда зависит от типа велосипеда, вашего роста, стиля езды и ваших предпочтений. Правильно подобранный велосипед будет более комфортным, более эффективным и более увлекательным. Это руководство по размерам велосипедов дает нашим клиентам общие рекомендации по выбору правильного размера. Это только руководство, и мы всегда рекомендуем посетить один из магазинов для личного тестирования.

С чего начать подбор велосипеда по росту?

Обзор механического дискового тормоза Spyre компании TRP

Главные фишки этой тормозной системы для велосипеда были реализованы в пределах, заявленных на выставке, в марте прошлого года. Главное, что хочется отметить: вес 158 г. Немного легче, чем большинство подобных моделей, представленных на рынке в данном ценовом диапазоне. Важно отметить и больший диаметр алюминиевого суппорта – он позволяет сделать процесс установки проще, а износ тормозных колодок более равномерным.

Обзор инновационной трубчатой покрышки Chicane для шоссейного велосипеда

Грубо говоря, покрышка Chicane наглым образом «склеена» из прочных стенок в центральной части и правильно спроектированной части протектора на плоскости контакта. По крайней мере такой вывод можно сделать если взглянуть на любую из фотографий данного товара.

Новый подседельный штырь PRO KORYAK

В 2017 году PRO представила на рынке популярную модель подседельного штыря Koryak с ходом 120 мм. Осенью 2018 в ассортименте компании представлена вся коллекция Pro Koryak, включающая четыре модели с шагом от 70 до 170 мм и диаметром от 27,2 до 31,6 мм.

Обзор велосипеда VNV FX Team

Сегодня на украинском рынке сложно найти велосипед для кросс-кантри с карбоновой рамой дешевле 2000 долларов. Но иногда встречаются исключения. Одним из таких является велосипед украинской марки VNV FX Team. Цена на велосипед около 36000 грн, что вполне оправдано: марка vnv новая и пока себя не успела зарекомендовать на велосипедном рынке, да и оборудование полупрофессиональное, что не часто встретишь на велосипедах с карбоновой рамой. Тем не менее велосипед получился неплохой.

Обзор шоссейного велосипеда Scott Addict R1

Scott Addict R1 6 Велосипед Scott Addict R1 является топовым велосипедом профессиональной линейки и именно на нём вы могли видеть спортсменов на Тур де Франс или Джиро де Италия.Scott удалось создать по настоящему лёгкий велосипед (всего 6,1 кг) и только после установки педалей и двух подставок под воду велосипед с трудом может вписаться в весовые требования UCI (6,8 кг).Такой, по настоящему низкий вес удалось достичь во многом благодаря карбоновой раме с весом всего 800 грамм, вилка весит 320 грамм, а насадка на интегрированный подседельный штырь, вынос и интегрированная рулевая колонка Ri

Обзор велосипеда Bergamont Sweep 4.0

Обзор велосипеда Bergamont Sweep 4.0 Подобные велосипеды в нашей стране не пользуются особой популярностью так как, по сравнению с горными велосипедами они не так универсальны и не подходят для езды по пересечённой местности. Тем не менее, если вы живёте в городе и собираетесь ездить на велосипеде, к примеру, на работу или же заниматься фитнесом на выходных, такой велосипед обладает рядом преимуществ. Он легче горного и более приспособлен для скоростной езды.

Читайте также  Производство складных велосипедов

Смарт велошлем Livall Bling

Новый смарт велошлем от Livall В Шэнчьжэне разработчики обещают перевернуть представление о велосипедном шлеме. Шлем от Livall не только сделает катание на велосипеде более безопасным, но и обладает множеством полезных функций.Внешне Livall отличается от обычного велошлема своей светодиодной подсветкой.

Каретка для велосипеда – виды и типы, рекомендации

  • Составляющие велосипедной каретки
  • Виды кареток
  • Размеры
  • Распространенные стандарты
  • Рекомендации по выбору каретки
  • Как определить, какая каретка на велосипеде
  • Заключение

Каретка велосипеда является достаточно простым, но скрытным элементом. Жизнь прекрасна, когда железный конь находится в исправном состоянии и позволяет накручивать километр за километром. Но когда появляется непонятное похрустывание, пощелкивание и другие неприятные звуки, приходится искать причину их появления, дабы предотвратить серьезную поломку.

Велосипедная каретка вкручивается или запрессовывается в одноименный стакан рамы велосипеда. Она оснащена подшипниками, которые приводят в движение шатуны. Это весьма критический элемент велосипедной конструкции, поскольку он расположен близко к земле, из-за чего часто подвергается воздействию воды, грязи и мелкого мусора. У кареток есть своя классификация, и сегодня мы расскажем более подробно об этом маленьком, но очень важном элементе велосипедной конструкции.

Составляющие велосипедной каретки

Традиционно она состоит из следующих компонентов:

  • Вал – представляет собой подвижную часть, вращающуюся внутри узла.
  • Подшипники находятся непосредственно внутри кареточного основания.
  • Стакан рамы – то место, где находится вся конструкция.
  • Фиксаторы крепления шатунов.

На корпусе закреплены подшипники, вал вставляется в стакан рамы. Чашки необходимы для крепления. Шатуны, в свою очередь, затянуты на валу.

Виды кареток

Классифицировать обсуждаемый элемент можно по особенностям расположения подшипников. В зависимости от этого параметра выделяют следующие типы:

  • Открытый. Данная разновидность открыта любому мусору, летящему из-под колес, поэтому все составляющие компоненты нуждаются в частом осмотре. А это – существенный минус. Что касается положительных качеств, то здесь можно отметить простоту обслуживания – с чисткой и разборкой справится даже неопытный мастер. Стандартный вид открытой каретки представлен валом, который вращается на подшипниках, установленных в чашках.
  • Закрытый. В этом случае каретка-картридж с подшипниками в корпусе монтируется непосредственно в раму. Чаще всего такой тип встречается в велосипедах среднего ценового сегмента, поскольку обладает наибольшей защитой от попадания грязи. Есть существенный недостаток – деталь при износе или поломке не подлежит ремонту, только замена. В таком механизме искривления подшипников попросту исключены, а работать с картриджем – одно удовольствие.
  • Интегрированный. В данном случае шатун со звездами соединен с валом в один сплошной элемент, который введен в чашку каретки. Такой тип также не подлежит ремонту, но отличается хорошими рабочими показателями и надежностью.

У подшипников качения для каретки есть свои стандарты. Выделяют следующие разновидности:

  • Насыпные или шариковые. Уже из названия понятно, что в конструкции есть шарики, которые катятся по чашке. Она, в свою очередь, может быть съемной или спрессованной в корпусе механизма. Как правило, это бюджетная сборка. Насыпной механизм регулируется конусной гайкой. Регулировать шарики следует с осторожностью, поскольку при сильном зажатии гайки колесо начнет хуже прокручиваться, что заметно ускорит износ втулки. Если зажать недостаточно сильно, образуется люфт.
  • Промышленные. Подшипники представлены неразборным узлом, состоящим из двух колец, между которыми находятся шарики. Механизм впрессовывается в посадочное место и заменяется по мере необходимости. Регулировать такие подшипники нельзя. Если механизм сильно загрязнен – только замена.

Как узнать, какая каретка стоит на велосипеде? Здесь нужно учитывать, что производители придерживаются определенных стандартов, поэтому сложностей с выбором нужной детали возникнуть не должно.

Размеры

Производители рам и деталей для велосипеда соблюдают определенные стандарты. Порой может возникнуть ситуация, когда вроде бы подходящая деталь не состыковывается с другим элементом. Чтобы определить ширину каретки, нужно измерить этот же параметр у кареточного узла рамы. Выделяют несколько распространенных вариантов:

  • 73 или 68 мм. Данное значение встречается практически на всех моделях МТБ. Каретку 73 мм можно поставить на 68-миллиметровую раму, если использовать три дополнительных кольца.
  • 83 мм. Такой размер встречается чаще на велосипедах, предназначенных для экстремального катания. Данный параметр не совмещается с предыдущим размером.
  • 100 и 120 мм. Малораспространенный тип, который применим для новых фэтбайков или велосипедов экстрим-класса.

Размер конструкции различается также и по длине вала. Поэтому для надежности следует измерить и этот параметр. Бывают 128 мм, 122,5 мм, 118,5 мм, 113 мм и 110 мм.

Распространенные стандарты

Ввиду того, что существует несколько вариантов крепления шатунов с валом каретки, есть несколько распространенных стандартов:

  • Под клин. Состоит из оси с пазами, сквозь которые проходят клинья, вставляющиеся в шатуны. Каждый клин с одной стороны крепится на паз, а с другой – гайкой. Здесь также есть свои стандарты, которые не могут заменить друг друга. Причина в разном исполнении угла клина, несмотря на то, что внешне размер может казаться идентичным.
  • Под квадрат. Один из самых известных типов оси – SQR. Его отличает квадратное сечение конусообразных концов вала, на которые надеваются шатуны. Это весьма распространенный вариант среди бюджетных моделей велосипеда. Каретка имеет три стандарта, которые отличаются частичной взаимозаменяемостью – есть отличия в длине и углах конуса.
  • Octalink. Стандарт крепления представлен картриджной кареткой с круглым валом. У полой оси на концах есть 8 шлицов. Данная конструкция способна облегчить вес и увеличить прочность. Такой вариант адаптирован для систем Shimano.
  • Isis Drive. Шлицевой стандарт для большинства известных брендов. Такая каретка обусловливает надежное крепление и надежность.
  • Howitzer. Еще одна шлицевая конструкция, подшипники которой вынесены за основу непосредственно самой каретки – это позволило продлить срок службы механизма. Такая конструкция часто используется в комплектации велосипедов для экстремальных гонок.
  • Hollowtech II. Это продукция известного велосипедного бренда Shimano. Конструкция представлена сплошной системой каретки с шатунами. Ее разборку можно выполнять только с одной стороны байка. Компактный стандарт, который отличается повышенной жесткостью, незначительным весом и длительным сроком эксплуатации.
  • Giga X Pipe. Аналог Hollowtech II, но с одним нюансом – несовпадение шлицов.

Что касается комплектации, то здесь можно выделить весьма приличное количество вариантов:

  • «Испанка». Неплохой вариант в плане сочетания цены и качества. Легковесная модель размером 37 мм. Подшипники впрессованы внутрь рамы.
  • BB90 – аналог предыдущей модели, но с 24-миллиметровым валом.
  • MID – еще один аналог «испанки», но с разницей в размере посадки (41 мм). Более тяжелая конструкция, но в то же время и более надежная.
  • BB86 – аналог MID. Ширина стакана представлена двумя вариациями: 68 мм и 70 мм. Производители выпускают с выносными и внутренними подшипниками.
  • BB92 – аналог предыдущей модели, но с различными размерами стакана (68 мм и 73 мм). Многие жалуются на быстрый износ механизма.
  • BB30 – относительно новая каретка, в которой подшипники впрессованы в узел. Диаметр – 42 мм. Чаще всего комплектуются горные велосипеды.
  • PF30. Вариант представлен двумя чашками без резьбы с подшипниками. Характеризуется стандартным размером стакана – 46 мм.

Понятно, что это далеко не полный перечень распространенных вариантов. Производители постоянно работают над совершенствованием велосипедной конструкции, предлагая все больше «стандартов» для улучшения показателей. Нельзя сказать, что обычному пользователю принципиально важны миллиметры и граммы каждой детали. Но если речь идет об участии в престижных соревнованиях, то именно этот мизер может сыграть решающую роль.

Рекомендации по выбору каретки

Здесь есть только один принцип – правильно определить размер и тип конструкции. Чтобы узнать ширину каретки, нужно измерить этот же параметр кареточного узла на раме. Выбирая новую деталь, следует отдавать предпочтение запчастям известных производителей.

И еще один момент – это подшипники. Насыпные – не самый надежный вариант. Они не самые проблемные, но требуют частого внимания к себе. Картриджные подшипники в этом плане гораздо лучше демонстрируют свои рабочие качества.

Как определить, какая каретка на велосипеде

Мастера настоятельно рекомендуют не затягивать с ремонтом кареточного механизма. О проблемах красноречиво свидетельствует стук в нижней части велосипеда, появление люфта и заклинивание непосредственно самого кареточного узла.

Чтобы понять, какая каретка нужна для замены, нужно обратить внимание на следующие параметры:

  • стандарт шатунов;
  • тип резьбы;
  • ширина кареточного стакана;
  • длина вала.

Придется разобрать кареточный механизм, чтобы сделать правильные замеры. Можно сделать это самостоятельно, но лучше обратиться в веломастерскую, где не только подскажут, какая каретка нужна, но и выполнят все работы по ремонту и обслуживанию байка.

Заключение

Каретка для велосипеда – пусть и маленький, но весьма значимый элемент. Ее исправность и безупречная функциональность – залог комфортного катания и безопасности. Выбрать и заменить каретку можно самостоятельно. Однако, учитывая многообразие распространенных стандартов, лучше обратиться к опытному мастеру.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.

Размеры кареток велосипеда

Как правильно подобрать каретку и шатуны для велосипеда

«Эх, прокачу!», — и полетел велосипедист по трассе или с горки. Ветер, скорость, адреналин… Жаждете этих ощущений? Тогда с умом отнеситесь к выбору велосипедной каретки, ведь именно она непосредственно отвечает за крутящий момент, передающийся от нее к колесам. Но перед этим мы научим вас, как правильно подобрать каретку и шатуны для велосипеда.

Опытный велосипедист знает, что такое каретка и шатуны и для чего они нужны. Новичкам объясняем: каретка – это подшипниковый узел, который обеспечивает вращение относительно рамы велосипеда шатунов с педалями и ведущими звездами. Смысл жизни каретки в том, чтобы передавать крутящий момент с минимальными потерями от педалей к колесу.

Располагается она в нижней части рамы за передним колесом. Такое расположение приводит к тому, что кареточный узел постоянно закидывается грязью и водой, поэтому надежная защита подшипников каретки – это гарантия ее долгой и счастливой жизни.

Читайте также  Польза велосипеда для детей

Чтобы выбрать каретку для велосипеда, для начала надо разобраться, какими они бывают. Все каретки можно разделить на две группы:

Открытые

Такие каретки представляют собой кареточный вал с набором подшипников, прижимающихся чашками и вворачивающимися в кареточную трубу рамы велосипеда.

Их главный недостаток, как бы парадоксально это ни звучало, — это их открытость. Грязь, влага и прочий дорожный мусор быстро засоряют каретку, поэтому ее приходится часто перебирать и чистить. Однако аккуратному хозяину она может служить верой и правдой долгие годы, достаточно только один раз правильно подобрать каретку для велосипеда.

Закрытые

Или, как их еще называют, — картриджные. Они представляют собой неразборный, цельный корпус с подшипниками и кареточным валом, который вворачивается в кареточную трубу рамы велосипеда.

Такая конструкция позволяет избегать попадания влаги, грязи или песка и полностью исключает перекос подшипников. Но есть у закрытых кареток один весомый недостаток – каретка прикажет долго жить сразу же после попадания внутрь картриджа воды или грязи. Причина – невозможность разборки картриджа (вы же не забыли, что это цельная деталь?).

Чтобы выбрать каретку для велосипеда, надо знать ее размер

Диаметр каретки – величина сугубо индивидуальная, ведь каждый производитель придерживается различных стандартов при изготовлении рам и компонентов для своих велосипедов. Поэтому нередко возникает ситуация, когда сталкиваются две несовместимые друг с другом детали. К примеру, в горном велосипеде приняты 2 стандарта – 68 и 73 мм. К ним, к счастью, подходят практически все выпускаемые каретки. Но будьте предельно внимательны при покупке, иначе придется снова возвращаться в магазин и менять деталь.

С длиной оси дела обстоят немного сложнее. Если стандартных диаметра существует только два, то стандартов длины оси в несколько раз больше. Горный велосипед предусматривает следующие стандарты – 110 мм, 113 мм, 118,5 мм, 122,5 мм и 128 мм. Возьмем, к примеру, каретку Truvativ Overdrive DH – она выпускается исключительно с длиной 128 мм.

Из этого всего можно сделать вывод – выбирайте длину оси каретки, ориентируясь на длину кареточной трубы рамы вашего велосипеда, тип системы и количество звезд на ней.

И последнее, с чем осталось разобраться перед тем, как выбрать каретку и систему для велосипеда, — это какие существуют типы соединения кареточного вала с шатунами.

На советских велосипедах и велосипедах российского производства используется соединение вала каретки с шатунами при помощи клинка (шпонки). Но скажем сразу – конструкция эта ненадежна и имеет свойство разбалтываться, если перед первой поездкой шпонку не завинтили, как следует. Но, несмотря на это, есть у нее и преимущество: заключается оно в достаточно легком снятии шатунов без специальных съемников.

Импортные велосипеды по большей части имеют соединение на «квадрат». Концы вала в подобных каретках имеют форму конуса с квадратным сечением, на которые садятся шатуны. Такое соединение довольно жесткое и со временем не разбалтывается, поскольку нагрузка идет не на шпонку, а непосредственно на вал.

Продвинутые горные и шоссейные велосипеды пошли дальше. На них сегодня используется так называемое шлицевое соединение. Существует 2 стандарта:

Shimano OctaLink

Это стандарт фирмы Shimano, представляющий собой закрытую каретку со шлицевым соединением и круглым валом. Не трудно догадаться, что к таким кареткам подойдут только системы, произведенные Shimano. Благодаря шлицевому соединению стал возможным выпуск каретки с полым валом большого диаметра. Это привело к уменьшению веса и повышению жесткости вала, если сравнивать его с соединением на квадрат.

ISIS Drive

Это шлицевой стандарт, который поддерживают такие известные производители, как Race Face, FSA, Truvativ, Chris King, Bontrager, Stronglight. Это стандарт не уступает в надежности стандарту OctaLink, но из-за разного количества шлицов они полностью не совместимы.

Подведем итоги. Какие же шатуны и каретку выбрать для велосипеда?

Советовать что-то конкретное в этом случае довольно сложно. Каретки и системы под квадрат все еще поддерживаются и выпускаются как в дешевых модификациях, так и в очень дорогих.

Важное замечание – ISIS больше, чем другие типы, подходит для агрессивного использования, а квадрат выигрывает в ценовой политике.

Теперь с полным багажом знаний о том, как выбрать каретку и систему для велосипеда, вы можете смело отправляться в магазин.

Типы кареток для MTB

Каретка – это подшипниковый механизм, закрепленный в узле рамы, который служит для крепления и вращения шатунов системы. На текущий момент существует несколько стандартов (посадочных мест и схем крепления шатунов) кареток, разобраться в которых мы поможем в рамках этой статьи. Вы узнаете чем BB30 отличается от Hollowtech II или Octalink, а также многое другое!

Типы кареточных узлов.

Все каретки можно разделить на открытие и закрытые(картриджи) кареточные узлы.

Открытая каретка

Представляет собой кареточный вал и набор подшипников, которые прижимаются чашками и вворачивающимися непосредственно в кареточную трубу велосипедной рамы.

Картриджная каретка

Представляет собой не разборный корпус, картридж, в котором находятся подшипники и кареточный вал, картридж вворачивается в кареточную трубу велосипедной рамы. Подобная конструкция позволяет избежать попадания грязи, песка и влаги, исключает перекос подшипников и необходимость регулировать каретку. Недостаток картриджных кареток в том, что при попадании грязи и воды внутрь картриджа, каретка не подлежит ремонту, поскольку картридж нельзя разобрать. Существуют полуразборные каретки, что иногда позволяет их ремонтировать.

Стандарты соединений каретки и шатунов.

SQR (соединение под квадрат)

Соединение на квадрат. Пожалуй, самое распространенное соединение на сегодняшний день, подобные каретки выпускаются практически всеми производителями велосипедных компонентов. Концы вала на таких каретках выполнены в форме конуса, квадратного сечения. Вал и шатун соединяются с помощью болта под рожковый ключ или шестигранник. Для того чтобы потом снять шатуны с вала каретки, вам придется воспользоваться специальным съемником для шатунов, без которого это просто невозможно.

Octalink

Стандарт Shimano, на сегодняшний день выпускается для линеек велокомпонентов Deore и LX. Представляет собой картриджную каретку с круглым валом со шлицевым типом соединения. Соответственно для таких кареток подходят только системы производства Shimano. Шлицевое соединение позволило выпускать каретки с полым валом большего диаметра, что привело к снижению веса и повышение жесткости вала по сравнению с соединением на квадрат.

HOLLOWTECH II

Для XT,XTR и Saint была разработана еще одна технология под названием HOLLOWTECH II с интегрированной системой каретки и шатунов, которая монтируется со стороны правого шатуна. Система Hollowtech II уменьшает количество составных частей, а тем самым значительно снижает вес и увеличивает жесткость и срок эксплуатации системы.

Считается, что данный стандарт используется только Shimano, однако производитель hi-end компонентов для велосипедов Race Face, в своих компонентах для XC, DH и FR пользуется данным стандартом. И что самое главное эти компоненты полностью совместимы со стандартом Hollowtech II. Надеюсь, что данному примеру обязательно последуют другие производители.

Giga X Pipe — аналог HOLLOWTECH II от Truvativ. В данной каретке используется схожая система крепления шатунов, но шлицы не совместимы с HOLLOWTECH II. В группу GXP входят следующие системы — Noir, Stylo.

ISIS Drive

Шлицевой стандарт, поддерживаемый такими производителями, как Race Face, Truvativ, FSA, Bontrager, Chris King, Stronglight. Является также очень надежным как и стандарт Octalink, но эти стандарты не совместимы из-за разного количества шлицов. Каретки этого стандарта бывают как открытыми, так и картриджными.

Howitzer

Новый стандарт, который преимушественно используется в шатунах для экстремального катания. У него немного не такие, как в ISIS, шлицы и чашки каретки с внешними подшипниками. При этом ось каретки идет вместе с ней, а не запрессована в правый шатун, как у сэйнта, хотя в самой каретке все раздельное: чашки отдельно, ось отдельно, проставка между чашками отдельно.

Абсолютно новый стандарт кореток. В новом стандарте нет ничего принципиально нового. От производителя рам, требуется установить новую кареточную трубу, с внутренним диаметром 41.96мм. В нее впрессовываются два промышленных подшипника, аналогично тому, как мы делаем на современных рулевых колонках. Интегрированная в систему ось диаметром 30мм вставляется сквозь подшипники и затягивается вторым шатуном. Все крайне просто, но абсолютно несовместимо с нынешними рамами и системами.

Размеры кареток

Ширина кареточной трубы может быть одного из трёх размеров: 68, 73 или 83 мм ISO или британского стандарта, или 70 мм итальянского стандарта. Кроме размеров, третий тип отличается и резьбой. Самыми распространёнными являются два первых типоразмера. Ещё существуют так называемые E-type каретки с увеличенным бортиком с правой стороны для крепления переднего переключателя передач.

Длина вала каретки в сочетании с использованием конкретной системы определяют, на каком расстоянии будут находиться звёзды системы относительно плоскости, проходящей вдоль центра рамы (линия цепи). На саму раму это значение не влияет, а скорее определяет, какую систему шатунов нужно будет использовать. На некоторых системах могут быть указаны несколько подходящих значений. Наиболее частые значения для линии цепи — 47,5 и 50 мм. Характерная длина валов под шлицевое соединение — 113 и 118 мм. Под квадратное соединение существуют достаточно много вариантов: 116-127 мм для Shimano Tourney, 116 мм для Shimano Altus и 108-113 мм для более высоких групп.

При подготовке статьи использованы материалы с сайта rideline.ru , а также изображения из разных источников.