Первая скорость на велосипеде

Как правильно переключать передачи на велосипеде?

9 минут Автор: Михаил Скворцов 2292

  • Трансмиссионные звезды скоростного велосипеда: рекомендации по использованию
  • Регулировка переключателя ведущих звезд
  • Настройка задней системы передач

Еще в далеком прошлом сингспид был единственным вариантом велосипеда среди массы населения. Счастливые обладатели байков прекрасно чувствовали себя на ровном асфальте, но вынуждены были подстраиваться под пересеченную местность: с силой подтягивать педали кверху на подъемах, разгоняться со спусков для «взлета» на следующую горку, приспускать шины, чтобы проехать по неровной грунтовке. Порой навыков уже не хватало, и велосипедист покидал седло, чтобы пройти неблагоприятный участок пешком.

Со временем все изменилось: производители стали в большом объеме выпускать «узкоспециальные» байки – шоссейники, горные модели, гибриды, спортивные и т.д. Прежний лидер в лице синглспида заметно отошел на задний план и покупается исключительно для поездок по автодорогам и легким сухим грунтовкам.

Современные велосипеды в большинстве оснащены так называемыми скоростями. Наиболее распространен вариант открытой звездочно-цепной трансмиссии. Он используется на всех типах великов, городских сити-байках в том числе. Переключение передач на велосипеде позволяет велосипедисту подстраивать свой транспорт под конкретные условия движения, а также рационально использовать собственные силы.

Наличие скоростей, конечно, дает преимущество перед односкоростным вариантом, однако польза проявляется при умелом использовании ее в дороге. Существуют простые принципы, которые подскажут, как правильно переключать передачи на велосипеде и при этом не валиться от усталости после каждой поездки. Но даже при правильной эксплуатации система скоростей со временем дает сбои, поэтому нужно уметь настроить ее.

Трансмиссионные звезды скоростного велосипеда: рекомендации по использованию

Велосипеды с открытой системой передач оснащены двумя переключателями, которые отвечают за перескок цепи с одной звезды на другую на ведущей и ведомой кассетах, соответственно. Для справки, ведущие звезды – это передние или «шатунные», ведомые – задние, у ведущего колеса. Выходит небольшой парадокс, как и в нумерации звездочек.

Передние отсчитываются «от мала до велика». Стандартный набор кассеты – три звезды. Первая – самая маленькая, или низшая, передача. Далее идет вторая, средняя передача и завершает систему самая большая, «высшая» звезда.

Задние передачи считаются наоборот: наибольшая звезда соответствует первой, а самая маленькая – наивысшей передаче. Количество звездочек в несколько раз превышает набор передних, поэтому на каждую передачу в передней кассете подбирается по нескольку задних.

Устройства переключения цепи управляются манетками на руле: левая – передним, правая – задним. Первое правило перехода на другую скорость – не путать их друг с другом. Перескок цепи происходит только во время движения велосипеда вперед вращением педалей. Менять передаточное отношение в накате, как на планетарной втулке, недопустимо.

Еще несколько важных рекомендаций по переключению:

  • последовательно, через каждую звездочку;
  • перед въездом на подъем подбирать передачу заранее;
  • избегать чрезмерного давления на педали при перебросе цепи.

И еще: никогда не экспериментируем с трансмиссией, вращая педали в противоположную сторону!

Теперь коснемся непосредственно вопроса, как выбирать передачи под конкретные условия езды. Общее правило звучит так: на ровной дороге повышаем передачу до максимума при котором мы можем держать подходящий каденс и обеспечиваем максимальную скорость передвижения. При движении под гору, навстречу сильному ветру или по бездорожью понижаем передачу, обеспечивая проходимость велосипеда и равномерность нагрузки на ноги.

За высшие передачи спереди отвечает самая большая звезда и несколько самых маленьких. Такое положение цепи обеспечит минимальное время разгона, высокую скорость и накатистость. Для стандартных систем трансмиссии 3*7 (8) это будет положение «3» спереди и от «1» до «5» сзади. В более скоростных и точных системах переключения передач диапазон подбираемых звезд расширяется.

Средняя передняя звезда активируется при появлении на пути небольших препятствий: ветер, слой песка на дороге, пологие холмы, а также неровности на дорогах. В системе 3*8 для второй звезды низший предел задней кассеты смещается на одну, а высший – на две звезды назад. Рекомендуемые положения: 2*3, 2*4, 2*5 и 2*6. Положение цепи «вторая спереди, третья сзади» приближает скоростной велосипед к характеристикам синглспида. Более низкие передачи уменьшают скорость, увеличивая проходимость.

На горном велосипеде активно используются передаточные отношения с положением цепи на первой передней звездочке. Диапазон задних звезд варьируется от 6 до 8. Низшие передачи используются в жестких условиях: извилистые трассы, грязь, песок, ухабистая грунтовка и крутые подъемы. Скорость передвижения минимальна, при этом сохраняется частота педалирования и нагрузки на ноги.

Категорически не рекомендуется пользоваться высшими передними и низшими задними звездами, и наоборот. Злоупотребление такими экспериментами быстро выведет из строя звезды, цепь и весьма дорогие переключатели. Вообще, перекос цепи между передней и задней кассетами присутствует даже при нормальном положении, так что усугублять его – себе дороже.

Если говорить об ощущениях, то велосипедист при неправильном положении цепи будет чувствовать от скоростного байка один дискомфорт. Правильное использование передаточных отношений – залог успешного катания и долгого срока службы трансмиссионного механизма!

Регулировка переключателя ведущих звезд

Cо временем переброс цепи ухудшается, передачи плохо переключаются, а то и отказывают вовсе. Так как спереди звезд устанавливается немного, то не заметить неисправность просто невозможно.

Если проблема тугого перескока цепи или его отсутствия вызвана лишь расстроенным переключателем, то спасти положение вполне реально самостоятельно. Почему переключатель работает неправильно? К основным причинам относятся:

  • несовпадение шестеренки с плоскостями звезд;
  • плохое натяжение приводного троса;
  • переключатель закреплен неплотно.

Как показывает практика, эти проблемы не приходят по одной, поэтому настроить придется сразу все, а не только, допустим, натяжение троса.

На первом этапе протираем корпус устройства, а также звездочки и цепь от налипшей грязи и пыли. Проверяем болты крепления корпуса переключающего устройства, подтягиваем до упора по необходимости. Важно: настраивать разболтанный переключатель не имеет смысла!

Далее находим винты «L» и «H» – регуляторы положения манеточной шестеренки. Ослабляем их, но не выкручиваем полностью. Наша задача – подтянуть их таким образом, чтобы добиться совпадения шестерни с плоскостями крайних звезд.

Регулировка по L:

  1. Переключаем цепь в положение «1» спереди и «максимум» сзади. Если система работает совсем плохо, цепь устанавливается вручную.
  2. Затяжкой регулировочного винта добиться полного совпадения шестеренки манетки с плоскостью первой передней звезды. Отклонение до 1,5 мм некритично.
  3. Ослабить гайку крепления троса, немного подтянуть его.

Настройка переднего переключателя по H:

  1. Задать цепи обратное положение: «максимум» спереди, «1» – сзади. Для системы 3*8 это будет «3» и «1», соответственно.
  2. Подтягивать винт H до совпадения манетки с большой звездой.
  3. Подтянуть трос в этом положении.

Когда выставлены ограничения, переброс цепи должен восстановиться. Если винты выставлены четко, а система работает неважно, пробуем подтянуть или ослабить трос. Как определить? Передачи туго идут от высшей к низшей – натянуть, наоборот – ослабить натяжение.

Настройка задней системы передач

Следующий этап – отрегулировать ход цепи по задним звездам. Чаще всего именно там наблюдаются проблемы, и не случайно: звезд больше, плюс натяжитель. Для начала аккуратно очищаем механизм от грязи.

  1. Проверка петуха и болтовых креплений.
  2. Регулировка ограничений по передачам, подтяжка тросика.
  3. Подбор оптимального натяжения цепи.

Согнутый петух требует обязательной замены. Одновременно проверяется, не разболтан ли переключатель.

Настройка ограничений по L и H:

  1. Ослабить оба винта.
  2. Перекинуть цепь на высшую (самую маленькую) звезду (спереди на максимум).
  3. Затягивать болт «H», пока направляющий ролик переключателя не совпадет со звездой в одной плоскости.
  4. Включить первую передачу (самую большую, а спереди – первую).
  5. Вращением винта «L» добиться совпадения ролика со звездой.
  6. Проверить точность переключения.
  7. Подтянуть или ослабить трос привода. Определяем по тому же принципу, как и с передним дерейлером.

Передачи не переключаются быстро, ограничения выставлены правильно, а трос хорошо затянут? Тогда самое время поработать с натяжителем цепи. Находим специальные винты «A» и «B». Первый настраивает положение рамки относительно самой маленькой, а второй – самой большой звездочки.

Настройка проводится по принципу: переход на соответствующую передачу и затягивание винта. Вращением регулятора «A» увеличивается сила натяга за счет подъема рамки к высшей звездочке. Наоборот, винт «B» опускает ее к большой звездочке. Неправильно выставленное натяжение не дает возможности легко выбирать нужную передачу: слишком ослабленная цепь может повиснуть в пространстве между звездочками, а перетянутая разорваться из-за чрезмерного напряжения.

Периодическая регулировка переключателей скоростного велосипеда считается нормой. Она принесет неоценимую пользу во время, когда цепь и кассеты в исправном состоянии. Настройка системы переключения скоростей в сочетании с правилами использования при движении на велосипеде позволит значительно увеличить ресурс всех составных частей трансмиссии, а также использовать ее ресурсы по максимуму.

Правильное переключение скоростей (для новичков)

Еще в лихие 90-е не было такого понимания как переключение скоростей на велосипеде. Наши железные кони обладали одной скоростью и были похожи друг на друга, тормозили мы при помощи педалей и не задумывались над тем, что вскоре появиться крутая новинка. Велосипеды со скоростями закрепились на рынке, наверное, навсегда. Но умеют ли ими правильно пользоваться их владельцы, обсудим чуть ниже.

Было бы странно иметь байк с различными передачами, но не уметь ими пользоваться. Даже современные дети, когда получают в подарок долгожданного двухколесного друга, первым делом задают вопрос о количестве его скоростей. Их радости нет предела, когда они слышат какую-то большую цифру (якобы, чем больше, тем круче). Профессионалы велосипедного спорта всегда надеяться на свои силы, а не на ту или иную передачу, но грамотное переключение скоростей лишь умножат способности велосипедиста.

Если раньше водитель байка надеялся только на самого себя и подстраивался под проезжаемую местность, то теперь у него есть свой помощник.

Сейчас байки оснащены двумя блоками звезд: передние и задние. Передний блок звезд ведущий, а задний ведомый.

Большое значение имеет правильный подбор передачи для того или иного вида езды. Существует целый блок правил, как нужно переключать скорости на велосипеде:

  1. Запрещается переключение скорости, если байк не движется (планетарки к этому не относятся);
  2. Во время движения нужно переключать скорости в момент, когда педали не крутятся. В этот момент цепь не под нагрузкой, следовательно переключение происходит легко и плавно. В противоположном случае это чревато затруднением в переключении передач, поломкой всего механизма или цепи;
  3. При подъеме на возвышенность не стоит повышать скорость, это нужно делать до подъема;
  4. Если вы новичок в велосипедном спорте, нужно переключать скорость за скоростью, не перепрыгивая через несколько. ;
  5. Негативно скажется на работе байка сильный перекос цепи.

Переключение передач и все нюансы

У самого простого байка в наличии есть до трех звездочек на переднем колесе и до десяти на заднем.

Для наглядности можно рассмотреть стандартный привод 3х8:

  1. Наибольшая звезда, которая находится спереди, предназначена для езды по ровной поверхности с минимальным сопротивлением ветра. При классической езде, как правило, она работает в паре с несколькими звездочками (от восьмой до четвертой);
  2. Вторая по величине звездочка, которая находится спереди, предназначена для поездок по грунтовой или неровной дороге. Идет в сочетании с седьмой по вторую задними звездами. Не исключено сочетание со всеми задними звездами. На такой скорости велосипед маневреннее, хорошо преодолевает сопротивление ветра;
  3. Наименьшая звездочка, находящаяся спереди, комбинируется с четвертой по первую задними звездами. Данную передачу используют при езде по пересеченной местности, на сильных спусках и подъемах, на песчаных и заболоченных местностях.
Читайте также  На велосипед с мотором нужны права

Каденс

Каденс – это количество оборотов педалей, которое велосипедист осуществляет за одну минуту. Для каждого велосипедиста существует свой каденс, который нужно правильно подобрать, чтобы не получить травму, а скорость вращения педалей была комфортной.

Не нужно крутить педали слишком медленно или слишком быстро, в первом случае это трата сил впустую, а во втором вы быстро устанете. Только личные ощущения помогут вам подобрать идеальный каденс. На это влияет физическая подготовка водителя и направление ветра.

Двигаться нужно не меняя ритм при любой передаче. Это сохранит вам силы на длительное время, что в свою очередь поможет проехать больше пути.

Говорят, что заведомо невозможно подобрать скорость к дорожным условиям. Существуют всяческие вычисления и расчеты по этому поводу, но они предназначены для идеальных условий езды, где дорога гладкая как стеклышко, а ветер вовсе не сопротивляется. Как только меняется одно условие, все расчеты превращаются в полный ноль. Перед тем как выбрать скорость, учитывается много влияющих на нее факторов: качество дороги, подъемы и спуски, температура, давление в шинах, спортивная подготовка и самочувствие велосипедиста, уровень адреналина и сахара в крови и т.д.

Большую роль играет каденс:

  • Шоссейные байки

Средняя цифра кручения педалей колеблется от 95 до 115 оборотов в минуту (при условии езды по ровной поверхности);

Средняя цифра прокрутки педалей колеблется от 70 до 90 оборотов в минуту.

Но это цифры только для профессионалов. Новичкам же нужно начинать постепенно улучшать свои показатели, с каждой передачи нужно выжимать максимум и лишь тогда переключать на следующую, спешка ни к чему.

Не стоит так же забывать о своем здоровье, например высокая передача в сочетании с медленным темпом негативно скажется на суставах колен.

В плохую погоду и при плохой дороге нужно понижать передачу для запаса крутящегося момента. То же самое касается и езды против ветра или крутого подъема.

19 сентября 2018 года, Американка, Денис Мюллер-Коренек (Denise Mueller-Korenek), установила мировой рекорд скорости на велосипеде, 295,6 км/ч.

Переключение скоростей во время подъема

Чтобы ваш железный конь прослужил вам долго и счастливо не стоит переключать скорости во время движения (педалирования). Это способствует износу элементов.

Чаще всего допускается такая ошибка: велосипедисты не пользуются передними переключателями, не понимая насколько это удобно и эффективно. Скорость набирается быстрее, а задний переключатель поможет лучше скорректировать передачу.

Первым делом нужно выбрать скорость, и только после этого регулировать ее при помощи заднего переключателя.

Советы по уходу за системой переключения передач

Велосипедисты всегда очень трепетно относятся к своим байкам. Некоторые с ними даже разговаривают и просят не подвести на очередной гонке. Многие относятся к своим любимчикам как к живым, поэтому нужно за ними часто и хорошо ухаживать. Бывают ситуации, когда передача меняется сама собой или не переключается когда вам это нужно. В большинстве случаев это свидетельствует об изношенности деталей, но часто бывают случаи, когда в механизм попадает трава, грязь и мусор или деталь нужно смазать. При периодичном и правильном техосмотре вашего двухколесного друга, он вам прослужит долго и верно.

Всегда прислушивайтесь к своему велосипеду. Если с ним что-то не так он обязательно даст знать. Звуки не присущие нормальной работе байка это уже знак, что нужно присмотреться к деталям.

Всегда проверяйте цепь на загрязнение, достаточное количество смазки и растянутость. Осуществляйте замену каждый сезон.

Профессиональный велосипедист (как было сказано выше) хорошо чувствует свой байк, и на уровне интуиции понимает, когда и как нужно сменить скорость. Все происходит настолько рефлекторно, что когда нужно переключить скорость, то вы об этом не задумываетесь, а просто делаете.

Выводы!

В статье мы разобрали, как правильно переключать передачи на велосипеде, узнали, что такое каденс и как важно определить для себя оптимальный ритм педалирования. Дали советы по уходу за системой переключения скоростей и узнали абсолютного рекордсмена велосипедного спорта.

Что такое передачи (скорости) у велосипеда и как их переключать.

В этой статье мы поговорим о переключении скоростей (передачах) на велосипеде. Для чего они нужны, как правильно выбрать передачу и как правильно переключать.

В нашем магазине продаются велосипеды с одной, 6-ю (у них одна передняя звезда и 6-ть задних звезд) и 21 передачей (3 передние звезды и 7 задних звезд).

Для чего вообще нужны передачи?

Передачи нужны для комфорта велосипедиста. Они позволяют экономить силы и подобрать наиболее удобный режим езды исходя из:

  • Рельефа дороги (ровная трасса, подъем или спуск, разгон или плавное торможение)
  • Качества дорожного покрытия (одно дело езда по ровному шоссе, а другое по городскому асфальту в буграх и впадинах или по грунтовой дороге)
  • Требуемой скорости движения — необходимо поддерживать заданную скорость движения или разогнаться
  • Погодных условий (например, попутный или встречный ветер)
  • Физического состояния велосипедиста

При правильном использовании передач можно:

  • быстрее, а главное более экономично (с точки зрения физических сил, при тех же прочих условиях), добраться из одной точки в другую, чем при поездке на односкоростном велосипеде.
  • не маловажен и тот факт, что при правильном подборе передач, продлевается срок службы деталей байка.
  • и последнее, при неправильной установке передач коленные суставы будут подвергаться гораздо более серьезной нагрузке.

Что значит «переключить передачу»

Фактически переключение передач – это переброс цепи с одних звезд на другие на передних шестеренках и задней кассете или трещотке. Что это такое и где они располагаются на велосипеде можно посмотреть на схеме. В чем разница между кассетой и трещоткой более подробно описано в статье » В чем разница между трещотками и кассетами «

Если на велосипеде 6-7 скоростей значит, на нем установлена одна передняя звезда (шестеренка) и задняя кассета на 6-7 звезд. Если 18 и больше – стоит 3 передних звезды и задняя кассета на 6-7 звезд. Иногда задние кассеты бывают и на 9-10 звезд, что позволяет довести число скоростей до 27-30.

Как нумеруются звездочки в системе и кассете (трещотке) трансмиссии

Принята следующая нумерация звезд: все звезды имеют нумерацию от рамы. Только передние три звезды (в системе) идут на увеличение – 1-я самая маленькая, 2-я средняя и 3-я самая большая, а в задней кассете звезды расположены наоборот: 1-я самая большая, а последняя самая маленькая.

Здесь важно понять, что при выборе передачи цепь не должна быть сильно перекошена. Иначе она и звезды трансмиссии будут сильно тереться друг об друга и быстро изнашиваться.

На этом рисунке показаны те варианты включения передач, которые не рекомендуется использовать как раз из-за перекоса цепи.

Чем переключают передачи.

Переключают передачи специальными ручками на руле – манетками. Они бывают вращательными – переключение скоростей происходит поворотом ручки или рычажковыми – передачи переключаются специальными рычажками.

У вращательных манеток (revoshift и grip-shift, грипшифт) — при вращении ручки на себя или от себя происходит переключение скорости.

У рычажковых переключателей имеются небольшие рычажки для пальцев. Один переключает на большую скорость, другой на меньшую. Эти манетки для многих велосипедистов более удобны, менее прихотливы в обслуживании, но часто более дорогие.

У нас можно купить велосипеды и с вращательными и с рычажковыми манетками известных японских производителей Shimano и Sypo.

Обычно левая манетка отвечает за переключение трех передних шестеренок, а правая – за переключение звездочек в задней кассете. Таким образом, для подстройки под основной тип местности используется левый переключатель и передние звезды. А правый для частных и недлительных изменений во время поездки.

Теперь важно понять, как подбирать передачи и правила их переключения.

Какие передачи и когда использовать

Самая маленькая передняя звезда (номер 1) используется при крутых подъемах, поездках по вязкому грунту или песку, густой траве, при сильном встречном ветре на грунтовке. То есть когда есть сильное сопротивление движению велосипеда. При этом на задней кассете используются самые большие звезды с номерами от 1 до 3 в зависимости от их количества в кассете.

Комбинация самой маленькой передней звезды и самой большой задней — дает максимальную мощность и используется для крутых подъемов.

Средняя передняя звезда (номер 2) это основная рабочая шестеренка. Используется чаще всего при езде по асфальту, грунтовым дорогам, при сильном встречном ветре, плотному песку и грунту, на небольших горках. При этом используются задние звезды с номерами от 2 до 5-6 в зависимости от звезд в кассетах – главное, чтобы не было сильного перекоса цепи, как показано на рисунке.

Самая большая звезда спереди (номер 3) используется при езде по ровному шоссе, асфальту, укатанной грунтовке, когда нет сильного встречного ветра, при спуске, для поддержания скорости при небольших физических нагрузках. При этом используются маленькие задние звезды на 6-7 звездных кассетах это 5,6,7 звезда. На 8-9 звездных кассетах это 5-8,9.

Комбинация самой большой передней звезды и самой маленькой задней — дает максимальную скорость.

Начинать езду рекомендуется со средней передней шестеренки. Задним переключателем подбирайте себе самую удобную нагрузку на ноги. Если дорога пошла под гору, и Вы чувствуете, что задних звезд уже не хватает, чтобы прибавить – переходите на большую звезду спереди. Как только темп вернется к обычному – вернитесь на среднюю переднюю шестеренку.

Аналогично и с нижними передачами. Поехали в гору и чувствуете, что задних звезд не хватает – переходите на переднюю малую звезду (номер 1), и потом возвращайтесь на среднюю, когда дорога станет ровной.

Считается, что на второй звезде спереди нужно ездить до 20-25 км/ч., а после этого переходить на третью звезду.

На первой звезде ездя до 10 км/ч, на очень крутых подъемах, по песку, грязи и т.п.

Трогаясь с места можно использовать передачи: 2-4, 2-5.

Что нужно еще понимать при выборе передачи. Есть у велосипедистов такое понятие – «каденс». Это частота вращения педалей в минуту. Оптимальная частота должна быть 80-110 оборотов с минуту. Это связано с физиологией коленного сустава. С выделением «смазки» в суставе для уменьшения трения костей. При слишком низком каденсе (менее 80) «смазка» более вязкая, а более 110 идет слишком сильная нагрузка на колено. Поэтому Ваша задача при выборе передачи как раз и заключается в том, чтобы держать этот оптимальный каденс (80-110 оборотов в минуту).

В общем, строгих правил нет – каждый байкер сам выбирает, как ему удобно ехать. Помня эти простые правила, не бойтесь — пробуйте. Тело само Вам подскажет, как и когда переключать передачи, а потом появится опыт и переключение передач будет происходить практически на автомате.

Правила переключения скоростей

  1. Любое переключение скоростей должно происходить в движении, т.е. педали должны крутиться. Причем при переключении на передних шестеренках педали нужно крутить плавно, без усилия, чтобы цепь стала на соседнюю звезду с меньшим усилием. На них разница между зубьями соседних звезд более 10. На задних звездах кассеты перепад количества звезд не такой большой и поэтому там цепь перебрасывается спокойней.
  2. Переключение на новую передачу должно быть бесшумным. Если Вы слышите неприятный металлический скрежет, значит, Вы выбрали неправильное соотношение звезд и, в итоге, цепь перекосилась, или трансмиссия велосипеда настроена неправильно.
  3. Переключаться нужно заранее, не на самом подъеме или спуске, а перед ним.
  4. Если нужно переключиться на несколько передач сразу – то лучше это делать поэтапно, по одной
  5. Нельзя переключать одновременно передние и задние переключатели – может заклинить цепь.
  6. Не переключайте передачи при неподвижном велосипеде – так можно сломать рамку переднего или лапку заднего переключателя. Более подробно, почему этого нельзя делать описано в статье » Почему нельзя переключать передачи на велосипеде стоя на месте «
Читайте также  Как из велосипеда сделать велотренажер

Придерживайтесь этих простых принципов и правил, держите цепь смазанной, переключатели чистыми и путешествуйте на велосипеде в свое удовольствие.

И в заключении, хочется сказать вот еще что.

Существует всего два типа систем для переключения передач. Систему, основанную на звездах мы рассмотрели в этой статье.

Второй вариант — это использование планетарной втулки на заднем колесе. Она обладает как рядом преимуществ, так и некоторыми недостатками, о которых описано в другой статье и почитать об этом можно в ней.

Видео по переключению скоростей

Как правильно переключаются скорости на велосипеде, важные нюансы

Скоростной велосипед был специально разработан для горного рельефа, но для него нашлось применение и в обычных поездках по городу. Кататься на такой модели могут как новички, так и профессиональные спортсмены. Многие начинающие не знают, как переключать скорости на велосипеде, имеют расплывчатое понимание механизма работы и не пользуются его преимуществами. Незнание элементарных правил может привести к поломке, поэтому каждый должен ознакомиться с ними.

  1. Назначение и устройство переключателя скоростей
  2. Выбор передачи
  3. Инструкция по регулировке
  4. Видео

Назначение и устройство переключателя скоростей

Два переключателя скоростей на велосипеде находятся на руле — это шифтеры (манетки). Они отвечают за перемещение цепи с одной «звездочки» на другую. Шифтер, находящийся слева, осуществляет переключение на велосипеде скоростей между передними звездами. Их считают от малой к большей. Второй шифтер, который расположен справа, отвечает за перекидывание цепи между задними звездами.

Существует два типа переключения передач на велосипеде — внешний и внутренний. Городские модели чаще всего оборудуют вторым, он находится в планетарной втулке. Такие велосипеды имеют от 3 до 7 передач. Данный механизм выдерживает неблагоприятные условия, правильное переключение происходит без вращения педалей. У планетарных втулок есть пара минусов — большой вес и невозможность ремонта в полевых условиях из-за сложного устройства.

На горном велосипеде производители часто используют механизм внешнего переключения. У левой манетки есть рамка, внутри которой находится цепь. Она сдвигает ее на нужную звезду, и передачи на велосипеде переключаются. Правая манетка оборудована возвратной пружиной. В одном направлении переключение происходит благодаря тросику, а в противоположном — пружиной. Натяжитель цепи автоматически устраняет провисание и препятствует ее слету со звезд. Плюсы такого строения в том, что оно простое, дешевое, мало весит и имеет большее количество передач по сравнению с внутренним механизмом переключения. Существенный минус — ездить под дождем или по грязи на велосипеде нельзя. Время от времени приходится регулировать и обслуживать механизм, опасность поломки у него выше, чем у внутреннего.

Переключатели на руле — шифтеры, или манетки Внешний Планетарная втулка с внутренним переключателем

Выбор передачи

Некоторые владельцы не знают, как определить, сколько скоростей на велосипеде. Правильно считать количество ведущих и ведомых звезд, а затем перемножить цифры. Получится искомое значение, оно зависит от выбранной модели. К примеру, у «Стелса» 3 звезды спереди и 6 сзади. Значение 18 для этой модели максимально. Но надо учитывать, что фактически число используемых передач меньше. Для комфортной езды по всем видам поверхностей количество скоростей на велосипеде не должно превышать 12. Комбинации звезд, которые приводят к перекосу цепи, использовать не стоит, ведь элемент может слететь или деформироваться.

Варианты переключения передач не обязательно заучивать, достаточно следить за положением цепи и избегать ее перекрещивания.

Главное, на что стоит обратить внимание при выборе скорости, это особенности модели, рельеф местности и личные предпочтения велосипедиста. Чтобы было проще, стоит ознакомиться с таблицей. В ней приведены рекомендованные значения на примере модели «Стелс» с 18, 21, 24 скоростями соответственно.

Рекомендации для велосипеда с 18 скоростями

Действие Левый шифтер Правый шифтер
Подниматься в гору на велосипеде 1 1-3
Ехать по ровной дороге 1-2 2-4
Спускаться с горы 2-3 3-6

Рекомендации для велосипеда с 21 скоростью

Действие Левый шифтер Правый шифтер
Подниматься в гору 1 1-3
Ехать по ровной дороге 1-2 3-5
Спускаться с горы 2-3 6-7

Рекомендации для велосипеда с 28 скоростями

Действие Левый шифтер Правый шифтер
Подниматься в гору 1 1-4
Ехать по ровной дороге 1-2 3-6
Спускаться с горы 2-3 7-8

Инструкция по регулировке

В процессе активной эксплуатации велосипеда могут проявиться проблемы с переключением скоростей. Бывают случаи, когда цепь не перекидывается на нужную звездочку или, наоборот, соскакивает с выставленной передачи. Пользоваться велосипедом становится опасно. Решить такую проблему возможно в домашних условиях, главное, четко следовать этапам инструкции.

Рекомендуется настраивать сразу оба переключателя.

Этапы настройки заднего переключателя:

  1. Перемещение цепи на меньшую звезду.
  2. Ослабление троса методом откручивания винта фиксации.
  3. Поиск винта с пометкой в виде буквы «H».
  4. Регулировка до положения, когда меньшая звезда находится напротив рамки с роликами.
  5. Затягивание троса.
  6. Выполнение перемещения цепи на большую звезду кассеты.
  7. Поиск винта с пометкой в виде буквы «L».
  8. Регулировка до положения, когда звезда находится напротив рамки.

Этапы настройки переднего переключателя:

  1. Перемещение цепи на меньшую звезду.
  2. Ослабление троса откручиванием винта фиксации.
  3. Поиск винта с пометкой в виде буквы «L».
  4. Регулировка до положения, когда цепь находится между пластинами рамы, но не касается их.
  5. Затягивание троса.
  6. Выполнение перемещения цепи на большую звезду кассеты.
  7. Если цепь все равно касается стенок рамки, повтор шага 4 с использованием винта с пометкой «H».

Особые рекомендации и правила переключения скоростей от самих производителей:

  1. Скорость должна переключаться во время движения, при вращении педалей надо ослабить нагрузку. Так перемещение цепи произойдет плавнее.
  2. Не все переключения скоростей на велосипеде безопасны. Нельзя менять скорости левой манеткой во время подъема куда-либо. При этом крутить педали станет очень тяжело или, наоборот, слишком легко, и байк перестанет ехать вверх. Оба исхода приведут к падению.
  3. Катаясь по холмистой местности, велосипедист должен выставить скорости перед тем как заедет на возвышенность, чтобы взгляд во время спуска лишний раз не отводился от дороги.
  4. Выставить значения переключателей желательно перед началом движения.
  5. Нельзя перебрасывать цепь через несколько звезд сразу, она может слететь.

Посторонние звуки во время переключения говорят о том, что цепь не перебросилась и нужно дожать шифтер.

Следует регулярно проводить оценку состояния двухколесного транспорта. Перед поездкой на горном велосипеде обязательно нужно проверять наличие всех креплений, при необходимости подтянуть их и смазать. Также важно убедиться, что исправно работает система тормозов. Проверка надежности рулевой вилки, седла и амортизаторов тоже должна войти в привычку. После каждого заезда рекомендуется проводить осмотр спиц, звездочек и ободьев. Протирать втулки колес нужно даже в том случае, если все остальные части на скоростном велосипеде чисты. Для ухода за цепью рекомендуется приобрести цепомойку, но можно обойтись без нее и использовать щетки. После мытья деталь обязательно нужно смазать. Каждая звездочка после дождливой погоды должна быть очищена. При соблюдении этих простых рекомендаций велосипеды со скоростями прослужат верой и правдой не один год.

Нюансы настройки заднего переключателя Схема регулировки переднего переключателя Выставить все нужные значения требуется перед началом движения Скорость правильно переключать уже во время езды

Видео


Переключение скоростей на велосипеде

Для чего нужно переключение скоростей

Катание по ровной дороге, в гору или под горку требуют от велосипедиста различных усилий. На односкоростном велосипеде вариантов никаких нет, так как там только одна передача. И тот, кто имеет опыт заезда на гору на односкоростном велосипеде, знает, насколько это непросто. А вот в случае с многоскоростным велосипедом появляются новые возможности – можно регулировать нагрузку. На велосипеде, оснащенном несколькими передачами, например, намного проще ехать в гору. Разберемся, как происходит переключение скоростей.

Что такое переключение скоростей

Суть переключения скоростей – в перетаскивании цепи с одной звезды на другую. А различные сочетания передних и задних звезд позволяют регулировать нагрузку велосипедиста. Но для начала обратимся к устройству трансмиссии велосипеда.

Трансмиссия – это все детали и узлы велосипеда, которые обеспечивают передачу энергии во вращательное движение заднего колеса. Трансмиссия состоит из каретки, системы шатунов, цепи, звездочек или кассеты (или трещотки), переднего и заднего переключателей скоростей, а также из шифтеров (они же иногда именуются манетками).

Переключение скоростей происходит через шифтеры, которые расположены на руле. Шифтером заднего переключателя, расположенном на руле справа, цепь перекидывается между задними звездами, а с помощью шифтера переднего переключателя (он слева на руле) – между передними звездами.

Большая часть многоскоростных велосипедов имеют три ведущие звезды и шесть-восемь ведомых звезд. Передние звезды считают от малой к большой, а задние наоборот – от большой к малой.

Виды переключателей скоростей

Существует два основных вида переключателей скоростей – внешнего и внутреннего переключения.

Механизм внутреннего переключения

На городских велосипедах часто используется механизм внутреннего переключения скоростей, который спрятан внутри задней планетарной втулки. У велосипедов с планетарной втулкой всего одна передняя звезда и одна задняя. Количество скоростей / передач у планетарных втулок чаще всего от 3 до 7. Планетарная втулка имеет достаточно сложное внутреннее устройство.

Плюсы планетарных втулок:
+ они хорошо выдерживают неблагоприятные погодные и дорожные условия, так как механизм и все его детали заключены в корпус и, как следствие, надежны и долговечны;
+ можно переключать скорости, не вращая педали.

Минусы планетарных втулок:
большой вес;
очень сложный ремонт, невозможный в походных условиях.

Механизм внешнего переключения

Этот тип переключателей скоростей используется на большинстве многоскоростных велосипедов – от городских (к примеру, Forward Dortmund 28 2.0) до горных (к примеру, Forward Apache 27,5 2.0 disc). Переключение передач осуществляется с помощью переднего и заднего переключателей.

Передний переключатель
Передний переключатель перебрасывает цепь между передними звездами. В конструкции переключателя есть перемещающаяся рамка, внутри которой проходит велосипедная цепь. При переключении скоростей шифтером рамка перемещается и становится над нужной звездой, что обеспечивает перемещение цепи на эту звезду.

Задний переключатель
Задний переключатель – это механизм с возвратной пружиной, который перемещает в рамках поперечной оси рамку (или лапку) с закрепленными между ними роликами. В одном направлении переключатель перемещается с помощью тросика, а в противоположном – с помощью возвратной пружины. При перемещении переключателя пропущенная через него цепь перекидывается с одной задней звезды на другую, а с помощью натяжителя цепи автоматически убирается провисание цепи.

Плюсы внешних переключателей:
+ простая конструкция
+ небольшой вес
+ невысокая цена
+ большое количество передач

Минусы внешних переключателей:
сильно подвержены влиянию неблагоприятных внешних факторов
необходимость в регулировке и обслуживании
опасность поломки при падении велосипеда
невозможно переключать передачи, если велосипед стоит на месте

Правильные комбинации звезд

Следует выбирать скорости в зависимости от рельефа местности и ваших физических возможностей, и так, чтобы цепь не перекашивалась. Убедиться в том, что перекосов нет, можно просто взглянув на цепь. Если она двигается параллельно рамкам переднего переключателя, то выбранная скорость является оптимальной. Перекос возникает, когда цепь находится на передней большой звезде и на задней, также большой.

Давайте посмотрим, какие сочетания звезд применимы на примере велосипеда с тремя передними звездами и восемью задними звездами. Главный принцип прост: необходимо, чтобы сочетание передних и задних звезд всегда было примерно в одной вертикальной плоскости.

Читайте также  Велосипед городской взять

Большая передняя звезда сочетается с 4-8-й задними звездами. Такое сочетание оптимально при катании по ровной дороге.

Средняя передняя звезда сочетается с 3-6-й ведомыми звездами. Это сочетание подходит, если вы катаетесь по незначительно пересеченной дороге, либо хотите дать себе более высокую физическую нагрузку при катании по ровной дороге.

Малая передняя звезда сочетается с 1-3-й задними звездами, данное сочетание предназначено для подъема в гору. В этом случае от велосипедиста требуется намного меньше усилий при педалировании, но более частое вращение педалей.

Неправильное сочетание передних и задних звезд, приводит к сильному перекосу цепи, сокращению срока службы не только цепи, но и переключателей скоростей.

Как настроить переключатели скоростей

Время от времени переключатели скоростей нуждаются в настройке. Это становится понятно тогда, когда цепь начинает перескакивать через звезды или переключение передач становится невозможным. В этом случае требуется настроить переключение скоростей. Настоятельно рекомендуем, чтобы все настройки и регулировки делал квалифицированный специалист авторизованного сервисного центра или магазина, где был куплен велосипед. Изучить теорию по настройке переключателей вы можете в «Руководстве по эксплуатации и обслуживанию велосипеда Forward».

Как правильно переключать скорости

Правильное переключение скоростей позволяет кататься легче и комфортнее при меньших усилиях, а так же увеличит срок службы всех элементов трансмиссии велосипеда. Мы подготовили несколько правил и рекомендаций, как правильно переключать скорости на велосипеде:

— Переключать скорости можно только в движении, то есть во время вращения педалей.

— Для корректного и плавного переключения при переключении передачи необходимо ослабить нагрузку на педали.

— Переключение скоростей должно происходить последовательно, не нужно перескакивать сразу через несколько скоростей.

— При подъеме в гору не стоит перекидывать цепь между передними звёздами, а между задними звездами вполне допустимо. Если впереди горка, то лучше переключить скорость перед тем, как вы на нее въедете.

— Если после переключения скоростей слышны посторонние звуки, значит переключение не произошло и необходимо дожать рычаг шифтера.

  • Лучшее — семье
  • Велосипеды
  • Электротранспорт
  • Пользователю
  • Где купить
  • Дилерам
  • Вакансии

Авторские права на дизайн и весь контент веб-сайта принадлежат ООО “Форвард”. Копирование и видоизменение дизайна и контента веб-сайта возможно только с разрешения правообладателя. Реальный внешний вид и технические характеристики товара могут отличаться от представленных на сайте. Производитель оставляет за собой право на изменение дизайна, характеристик и комплектации товара.

Как правильно переключать скорости на велосипеде – виды и рекомендации

  • Для чего нужны скорости на велосипеде
  • Принцип работы
  • Виды
  • Внутреннее
  • Внешнее
  • Каденс
  • Переключение скоростей при подъеме
  • Правильное переключение скоростей
  • Подбор сочетаний звезд
  • Рекомендации по уходу
  • Заключение

Современные модели велосипедов предполагают наличие сложного механизма трансмиссии. Тем, кто первый раз садится на многоскоростной агрегат, процесс переключения может показаться технически сложным, а вот опытный велосипедист сможет правильно переключать скорости на велосипеде интуитивно. Попытаемся объяснить простым языком, как правильно переключаться и какие основные правила следует соблюдать, чтобы не угробить трансмиссию в первый же сезон.

Для чего нужны скорости на велосипеде

Выбирая горный велик, покупатель непременно поинтересуется, сколько в нем скоростей. Тут нельзя применять принцип: чем больше, тем лучше. Все зависит непосредственно от велосипедиста, а точнее – от его умения правильно переключать скорости. А вот это уже – целое искусство, которое позволяет максимально использовать ресурсы двухколесного транспорта.

Раньше все было просто: у велика была одна-единственная скорость. И она зависела от физической подготовки велосипедиста на равнинной местности. Если нужно было подняться в гору, приходилось прилагать усилия и ослаблять их, спускаясь с возвышенности. В настоящее время многоскоростные велосипеды заняли лидирующие позиции на рынке, поэтому их потенциальным владельцам в любом случае придется научиться грамотно использовать функции трансмиссии.

Каждая конкретная передача соответствует определенной манере катания. Разработан целый свод правил по поводу того, как правильно переключать скорости на велосипеде (1 или 21 – не имеет значения):

  1. Переключаться на ходу без серьезной нагрузки на цепь (на планетарки данное правило не распространяется).
  2. Управлять скоростью, используя трансмиссию вместо физических усилий.
  3. Придерживаться рекомендованных комбинаций звезд.
  4. Ухаживать за великом, регулярно чистить и смазывать все механизмы (важно: для смазки трансмиссии лучше использовать силиконовые составы).
  5. Менять передачу необходимо при неподвижных педалях.
  6. Если вы только учитесь правильно переключать скорости на горном велосипеде, щелкайте по порядку, не перепрыгивая через передачи.

Возникает вполне логичный вопрос: а зачем такому простому транспорту, как велосипед, несколько скоростных режимов? Все просто: для более комфортного движения, экономии силы и сбалансированного распределения нагрузки.

Исходя из этого, можно сделать краткий вывод: вариации скорости необходимы в той ситуации, когда велосипедисту нужно регулировать нагрузку зависимо от некоторых факторов.

Принцип работы

Суть переключения сводится к последовательному перебрасыванию велосипедной цепи с одной звездочки на другую. Комбинирование передних и задних шестеренок позволяет наилучшим образом распределить нагрузку на основные узлы транспортного средства. Здесь не лишним будет иметь хотя бы малейшее представление об устройстве трансмиссии.

Она состоит из комплекса взаимосвязанных элементов, среди которых можно выделить систему шатунов, каретки, звездочки, велосипедной цепи, переднего и заднего переключателей скоростей и шифтеров (их еще называют манетками).

Их всего два: устройства внешнего и внутреннего переключения.

Внутреннее

Механизм находится внутри задней планетарной втулки. Преимущества:

  • стойко переносят воздействие неблагоприятных погодных условий (механизм вместе со всеми деталями расположен в практически герметичном корпусе);
  • скорости переключаются без вращения педалей.
  • ощутимый вес;
  • технически трудный ремонт, который нереально осуществить вне ремонтной мастерской.

Внешнее

Такой тип используют на многих моделях многоскоростных велосипедов. Преимущества:

  • простой механизм;
  • незначительный вес;
  • относительно невысокая стоимость;
  • значительный диапазон передач.
  • восприимчивость к внешним неблагоприятным воздействиям;
  • необходимость постоянного тех.обслуживания и внимания со стороны велосипедиста;
  • высокая вероятность поломки при падении велосипеда;
  • нельзя переключить передачу, если байк находится на одном месте.

Каденс

Этот момент нельзя оставлять без внимания, когда речь заходит о правильном переключении передач. Для начала не мешало бы дать определение этому красивому термину. Каденс – это количество оборотов педалей за одну минуту. Поскольку все мы разные, и велосипеды у нас отличаются друг от друга – вывести единый параметр каденса невозможно. У каждого велосипедиста он индивидуальный. Но здесь есть один момент: подбирать каденс нужно тщательно, чтобы не получить травму, но при этом скорость вращения была комфортной.

Крутить педали слишком быстро или слишком медленно не имеет смысла. Только ориентируясь на свои ощущения, можно правильно вывести каденс. Соответственно, на этот параметр влияют такие факторы, как физическая подготовка велосипедиста, погодные условия, состояние дорожного покрытия, сила встречного ветра и даже уровень глюкозы в крови. Да, некие формулы все-таки существуют, но равнозначно использовать их в отношении к начинающему велосипедисту и профессиональному спортсмену нецелесообразно. Большое значение имеет каденс для:

  • шоссейников (средняя скорость вращения педалей составляет 90-110 об/мин);
  • кросс-кантри (от 70 до 90 об/мин).

Эти значения применимы к профессиональным спортсменам. Новичкам лучше начинать с малого и постепенно улучшать свои показатели.

Переключение скоростей при подъеме

Многие считают, что переключаться, поднимаясь в гору, нельзя. Это не совсем правильно – нельзя изменять передачу в последнюю секунду, когда приходится прилагать значительные усилия для педалирования.

Внимание! Повышать скорость на передних звездах (переключать с 1 на 2 или со 2 на 3), поднимаясь в гору, действительно нельзя.

Правильное переключение скоростей

Ваша задача – сохранить ритм (скорость вращения педалей). Следить за ним нужно постоянно, придерживаясь усредненного показателя – 80-100 об/мин. Теперь важно разобраться, как правильно подбирать и переключать передачи.

Комбинация самой маленькой передней звезды и самой большой задней дает наибольшую мощность и используется на крутых подъемах.

Сочетание самой большой передней звезды и самой маленькой задней дает наибольшую скорость.

Движение стоит начинать со средней передней звезды, с помощью заднего переключателя подбирать удобную нагрузку на конечности. Если дорога идет под гору, и вы ощущаете, что мощности задних звезд уже недостаточно, – переходите на большую переднюю шестеренку. Как только темп станет привычным, нужно будет вернуться на среднюю звезду.

Та же ситуация и с нижними передачами. Поднимаетесь в гору и ощущаете, что задних звезд не хватает, – переходите на переднюю самую малую звезду, а после возвращайтесь на среднюю при нормализации интенсивности движения.

Фактически, если спереди есть 3 звезды и 9 сзади, то трансмиссия имеет 27 скоростей. Однако это не значит, что пользоваться ими всеми нужно в обязательном порядке. Плюс к этому, в современной велопромышленности понятие «больше» не значит «лучше» либо «быстрее». Сейчас конструкторы стремятся к аналогичному диапазону передач при меньшем количестве шестерен. Так, к примеру, более усовершенствованная трансмиссия с одной передней звездой и 12-ю задними полностью перекрывает диапазон с тремя передними и девятью задними. Наблюдается тенденция: трансмиссия с меньшим количеством звездочек получается более удобной и практичной в использовании, обслуживании и настройках. Она и весит гораздо меньше.

Подбор сочетаний звезд

Чтобы убедиться в отсутствии перекоса, достаточно кинуть взгляд на цепь. Если она передвигается в рамках переднего переключателя – вы подобрали наилучший вариант передачи.

Главный принцип: любые комбинации шестеренок находятся приблизительно в одной вертикальной плоскости.

А теперь разберем наиболее удобные комбинации звезд, которые пригодятся новичкам:

  1. Большая передняя звезда с четвертой по восьмую ведомыми шестеренками (для перемещения по гладкой дороге).
  2. Средняя передняя с третьей по шестую задними звездочками (для катания по трассе с незначительными неровностями или просто для того, чтобы чуть увеличить нагрузку на ноги).
  3. Малая передняя с первой по третью ведомыми звездами (используется при подъеме в гору, при сильном встречном ветре, при покатушках по грунтовке, песку, высокой траве и т.п.).

Помните о том, что неправильное сочетание звезд может закончиться быстрым износом механизмов и узлов трансмиссии. Плюс, не стоит забывать своевременно обслуживать сложное устройство переключения передач.

Рекомендации по уходу

Главное правило – регулярная чистка и смазывание компонентов. Это касается велосипедной цепи, шестеренок, кассеты и прочих элементов трансмиссии. Не увлекайтесь катанием по лужам – вода еще ни разу не принесла ничего хорошего сложным механизмам. Если попали под дождь – протрите насухо и немного смажьте цепь и звезды.

Всегда прислушивайтесь к своему транспортному средству: как правило, специфический звук, возникающий при переключении скорости, красноречиво свидетельствует о возможной поломке. Контролируйте состояние цепи: периодически производите замер ее длины, чтобы исключить вероятность растяжения.

Заключение

Научиться работать с передачами не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд. Как только вы поймете принцип и будете неукоснительно соблюдать основные запреты, то смена передач будет происходить на уровне интуиции. Безупречная четкость переключения зависит от исправности всех механизмов и технического состояния велосипеда. Регулярно проверяйте состояние зубьев, роликов, элементов привода и других компонентов, чтобы создать максимально подходящие условия для безупречной работы трансмиссии.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.