Обслуживание вилки велосипеда

tleher › Блог › ремонт передней вилки форвард(BENEFICA 1) своими руками

велосипед штука хорошая.
Особенно если велосипед хороший…
Однако здравствуйте.
Поговорим сегодня про коней. Педальных.
Давным давно( уж лет… Да не помню даже) был куплен велосипед. Двухподвес.
Кантри кросс кажется серия называется.
Хороший, крепкий. Тяжёлый правда.
Всему срок приходит, вилка передняя люфтить стала. Искал я новую купить. Хрен.
Такой нет, новые другие идут. толщина меньше, вид не тот, да и окрас другой. велик то весь из себя красивый, красненький.
Искал я как то инфу, для разборки и ремонта передней вилки, не нашёл ничего. Ни про разбор, ни запчасти. Потом нашёл, как вилка разбирается! Ура!
А толку… Втулок то нет для замены. Отложил до лучших времён.
Таааак… Теперь то я токарь, хрен ли, сам сделаю!
Вот.
Мой рассказ про ремонт вилки велосипеда форвард. Инфы в сети подобного плана не нашёл. Пилю свой гайд.

Разбор начинается с малого. Нужно снять вилку.

Фиксация вилки осуществляется двумя длинными винтами в грубине штоков. Под заглушками( а меня несколько лет убеждали, что вилка завальцована…)

Открутить длинные винты можно звёздочкой Т40, хотя винты под шестигранник.

Дело за малым — демонтировать изношенные втулки и изготовить новые для замены.

Привожу схему передней вилки. Разложил на верстаке для наглядности.

Пора снять размеры со старой пластиковой втулки…

Размеры( примерные) есть, пора готовить материал для замены. Это графитонаполненный капролон. Низкий коэффициент трения по стали и хорошая износостойкость. Самое то, для велосипеда!

Точу внутренний размер. По внутренней части будет бегать вилка. Чем меньше зазор, тем лучше. Я зассал и сделал зазор в десятку. Забегая вперёд скажу, можно было точить и плотнее. Но нужно ли?)

После проточка наружнего размера( с примеркой по месту)

После точу сужение (под нижнюю часть пера вилки)

Внутри втулки тоже всё ровненько)

Обе втулочки готовы.

надел их на штоки вилки…

Пора посадить их на место. Оправка была из того же капролона.

Зангнал на место втулки…

Сравнил с новоделом… На фото не понятно, но вилка тоньше заметно и длина хода меньше.

Мазал снова спецмазью синего цвета.

Ну и финал.
Начало подготовки к велосезону положено!

Для любителей кино, я сделал довольно подробное поэтапное видео, как я чинил железного друга. правда я тогда был с соплями, простите за посторонние звуки =):

Ремонт передней вилки велосипеда

Современные велосипеды в большинстве оборудованы амортизационной системой, которая может быть представлена задним и/или передним устройством. Амортизаторы играют важную роль, так как создают комфорт при езде и обеспечивают хорошую управляемость.

  • Износ каких деталей может привести к ремонту вилки велосипеда
  • Какой инструмент нужен для того, чтоб отремонтировать вилку
  • Как снять вилку с велосипеда
  • Как разобрать вилку
  • Что делать для регулярного ухода за вилкой
  • Какие могут быть сложности при замене неисправных элементов
  • Итоги

Наличие двух амортизаторов встречается на горных велосипедах, но чаще присутствует только передний. Он представлен передней вилкой, которая при хорошей работе и правильной настройке смягчает езду, понижает вибрацию, уменьшает воздействие ударов при прыжках на кисти рук.

Кроме, правильного обслуживания необходимо разбираться в ремонте передней вилки велосипеда, так как это позволит увеличить срок службы вилки.

Износ каких деталей может привести к ремонту вилки велосипеда

Ремонт вилки проводится после выявления причины поломки. Выяснить причину можно в процессе техобслуживания велосипеда или внезапной поломки в процессе езды. Чаще всего к ремонту приходят после неправильного её использования или хранения велосипеда, поэтому необходимо проводить техобслуживание для выявления первопричин поломки.

При внешнем осмотре можно обнаружить мелкие неисправности, способные привести к ремонту, поэтому необходимо контролировать:

  • в воздушных вилках нужно проверять давления, которое не должно изменяться в короткие сроки;
  • состояние и количество масла в масляных вилках;
  • нормальную работу «ног» в «штанах», то есть не допускать люфтинга;
  • состояние дропаутов;
  • внешние механические повреждения «ног» и «штанов», а именно царапины, вмятины;
  • плотное прилегание пыльников, неимеющих повреждений, протеканий;
  • качество сборки и крепления к велосипеду.

Какой инструмент нужен для того, чтоб отремонтировать вилку

  • Шестигранники различной ширины для того чтоб можно было выкрутить болты внутри передней вилки. Можно взять обычный металлический прут, согнуть его, с одной стороны. С более длинной стороны болгаркой вырезать шестигранник, для того чтобы можно было снять болты. Кроме, самодельного варианта в продаже имеются насадки, удлиняющие для отвёрток или других ключей. Различаются по длине и материалу;
  • Нож для снятия заглушек;
  • Плоскогубцы для отсоединения тормозной системы.

Как снять вилку с велосипеда

Перед тем как приступать к ремонту или замене деталей вилки подготовьте:

  • необходимый инструмент, смазочный материал;
  • застелите место газетами или ненужным покрывалом, так как при разборе может вытекать масло или выспаться другой мусор;
  • переоденьтесь в подходящую одежду.

Переверните велосипед и снимите механизм тормоза с вилки. После чего открутить при помощи эксцентрика колесо. Возвращаем велосипед в нормальное положение и приступаем к откручиванию верхнего крепления вилки к велосипеду.

Теперь переходим к рулю. Нужно выкрутить болты на выносе (сбоку) и на якоре (сверху). Снимаем руль, простановочные кольца, направляющий конус с трубы. После этого аккуратно, чтоб не потерять шарики снимаем верхнее кольцо и верхний подшипник. Вытаскиваем рулевую трубу из стакана с последующим извлечением подшипника и нижнего кольца.

Как разобрать вилку

Отсоединив вилку от велосипеда, переходим непосредственно к разбору. В зависимости от вида переднего амортизатора велосипеда, способ разбора может немного отличаться.

Рассмотрим процесс разборки на пружинно-эластомерной передней вилке:

  1. При помощи ножа вытаскиваем заглушку или ручку регулировки жёсткости и блокировки, если вилка имеет какие-либо настройки. Шестигранником выкручиваем болты;
  2. Снимаем «штаны» с «ног». Вытряхиваем из «штанов» пружину с эластомером. Вытираем тряпкой от грязи и масла внутренние детали: (эластомер, пружину), пыльники, башинги и сами «ноги». Осматриваем все детали, чтоб не было трещин или царапин. При сильном загрязнении пыли и её частички попадают внутрь и засоряют переднюю вилку, что в результате приводит к поломке. Проверяйте, чтоб при снятии масло не было между щелями или снаружи;
  3. Устраняем волнующую вас проблему или осуществляем замену составной части вилки. Вымываем в керосине или вытираем детали. Смазываем необходимые детали, пружину лучше смазывать более густой смазкой и собираем в обратном порядке.

Можно не откручивать полностью переднюю вилку, а снять только колесо и соединения тормоза, после этого выкрутит болты. А потом снять «штаны» с «ног».

Что делать для регулярного ухода за вилкой

Внешняя профилактика поможет избежать поломок, но кроме этого необходимо проводить полный или частичный контроль смазочных средств.

Уход можно разделить на периоды, но это будет зависеть от частоты езды и дальности маршрутов. Поэтому проще проводить осмотр и смазку в зависимости от пройденного пути, в километрах.

После 150 км прокатанного пути делайте чистку и смазку ног и сальников. Пройдя свыше 900 км, проводите разборку и полное перемазывание сальников. Более 4 тыс. км потребует полного разбора и замены масла внутри масляных амортизаторов. Последнее проводится независимо от пройденного пути не реже раза в год.

Если вы активно используйте велосипед, то смазывать вилку стоит каждый сезон, а может и чаще. Можно рассмотреть процесс смазывание в несколько этапов:

  1. При помощи шприца или другой узкого отверстия заливают масло под пыльник;
  2. Для равномерного распределения масла, проводят разработку вилки, то есть понажимать на неё;
  3. В процесс распределение лишнее масло вытечет наружу. Его убирают тряпкой.

В качестве смазочного материала лучше всего использовать силиконовое масло или другие прозрачные смазки.

Для уменьшения вероятности запыления внутренностей, после каждой поездки протирайте ноги и пыльники тряпочкой.

Какие могут быть сложности при замене неисправных элементов

Сложности при ремонте могут возникнуть разнообразные начиная от потери шариков с подшипника до несоответствия купленной взамен детали. Никто не застрахован от проблем. Подходите к ремонту велосипеда со всей ответственностью.

Итоги

Каждому велолюбителю под силу изучив инструкцию разобрать, а при необходимости и заменить сломанную часть передней вилки. Однако без соответствующей подготовки приступать не стоит, так как это может привести к повреждению деталей вилки и сложностям в последующем ремонте.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Как ухаживать за вилкой велосипеда

Приобретение железного друга означает, что в жизни появится масса ярких впечатлений, связанных с поездками, общением с друзьями и пр. Но, одновременно готовым должны быть к тому, что вас ожидает рутинная работа по его обслуживанию. Нередко перекладывают ремонт на плечи опытных специалистов, которые в тонкостях устройства велосипеда «знают толк». Тем не менее, и от хозяина «железный» друг потребует внимания. Да и для того, чтобы справиться с поломкой, возникшей вдали от цивилизации, важно иметь об устройстве средства передвижения хотя бы минимальные понятия.

Да и обращаться к мастеру, чтобы смазать цепь или вилку, затратно и не солидно. Выполнять мелкий ремонт разумнее самостоятельно – дешевле и надежнее.

Назначение вилки для велосипеда

С вилкой для велосипеда просто: нужно ее разобрать, отрегулировать, установить на место.

Читайте также  Поменять тормоза на велосипеде

В чем назначение вилки для велосипеда амортизационной? Польза от нее и хозяину велосипеда, и байку: если вилку подобрать правильно, уменьшается на ладони и кисти нагрузка, улучшается управляемость транспортным средством и увеличивается, за счет уменьшения вибрации, срок службы рамы, подшипников, вилки. Учитывая, что стоит вилка немало, это станет для рачительного хозяина приятным сюрпризом.

Что полезно знать об уходе за вилкой для велосипеда

Она требует в обязательном порядке:

  • после 100-150 пройденных километров, вилку для велосипеда требуется чистить и смазывать;
  • «штаны» регулярно осматривают на отсутствие трещин;
  • после пройденных 500-1000 километров, рекомендуется разбирать и смазывать сальники;
  • ежегодно, проехав 4-5 тысяч километров, в масляных вилках требуется производить замену масла.

Из инструментов, которые требуются для ухода за вилкой для велосипеда, потребуются: пассатижи, отвертка, небольшой газовый ключ и гаечный. Принимая во внимание специфику работ с маслами, обзавестись нужно защитными перчатками и ветошью.

Как снимается вилка для велосипеда

Байк переворачивают вверх колесами, снимают переднее колесо, распустив, если это ободной тормоз. Следующим шагом будет снятие руля и выноса, трубы рулевой.

Подготовившись к снятию вилки, выполняем это аккуратно, чтобы шарики не раскатились из подшипника. Аккуратно, используя острый предмет, конусное кольцо снимаем со штока, со всех сторон поджимая его. Все – вилка подготовлена к отладке. Некоторые велосипедисты советуют проводить эту операцию даже для вилки новой.

Понять процесс проще можно на примере разборки вилки для велосипеда пружинно-эластомерной:

  • Используя шестигранник, откручиваем болты снизу;
  • Откручивая болт, регулирующий силу сжимания пружины Preload, внимание обращайте на ход;

  • извлечь ограничивающий пружинный хорд эластомер (если есть необходимость, его подрезают);

Рекомендуем:

  • Настройка велосипеда своими руками
  • Смазка для велосипеда: советы и рекомендации
  • Правильный уход за велосипедом

  • снимают «штаны» выкручивают болты, наблюдая, что из них вытекает: вода, масло и грязь;
  • отверткой из них достают башинги, предварительно повернув их вокруг собственной оси, и пыльники (сальники).

Разборка оканчивается на этом, и переходить можно к обслуживанию вилки для велосипеда, заключающемуся в осмотре извлеченных деталей на отсутствие повреждений, промывке деталей в керосине и нанесению смазки (где она нужна). Чтобы вилка для велосипеда работала лучше, на пружины рекомендуется наносить густую смазку.

Сборка велосипедной вилки

С ней сложностей не возникает, поскольтку проводить ее нужно в обратном разборке порядке.

Замена вилки

Неопытному велосипедисту проводить замену самостоятельно не рекомендуется. Если с обслуживанием ему справиться по силам, то в данной ситуации, правильнее обратиться за помощью к специалисту.

Правильный уход за вилкой для велосипеда – залог ее «долгой жизни»

В понятие «правильный уход» входит смазка вилки раз в сезон. При пользовании средством передвижения активном, операцию советуют проводить чаще. Смазать эластомерную вилку для велосипеда несложно, поэтому справятся с этим даже новички: под пыльник со шприца заливают масло, затем, вилку разрабатывают, а остатки смазки удаляют сухой тряпкой.

Тефлоновые смазочные материалы наносятся на ноги (часто они выпускаются в аэрозольном виде).

Хорошо себя зарекомендовали смазки силиконовые и консистентные прозрачные, которые рекомендуют использовать для ухода за байками.

Важно, чтобы вилка содержалась в чистоте. Для этого нужно после каждой поездки на байке протирать вилке ноги (возле пыльников), чтобы не смогла в масло попасть грязь, которая приводит к неадекватному поведению байка.

Регулировка

Эта работа начинается с правильной регулировки сэга и отскока (если такая регулировка предусмотрена). Под них настраивается компрессия высоко- и низкоскоростная. Советуют поэтапно проводить регулировку, т.е. проверять после каждого выполненного изменения ход велосипеда прогулкой. Только после этого, производить следующую регулировку. Если этим правилом игнорировать, можно упустить разницу в ходе не поучить от регулировки полного эффекта.

Важно: правильнее, начинать регулировать вилку из положения нейтрального, т.е. полностью открутив стрелки компрессора против стрелки часов, и наполовину выставленным отскоком.

Сложно ли отремонтировать вилку для велосипеда самостоятельно

Если опыта нет, ответ положительный – сложно. Хотя для грамотного мастера сделать это не составит труда. Но, надежду не теряйте, потому что со временем, для каждого велосипедиста это дело станет легкой процедурой. Пока же вы новичок, не рисковать не стоит, поскольку сложности, вызваны могут быть конструктивными особенностями вилок для велосипедов или поломками.

Велосипедистов разделить можно на два вида: одни не следят за транспортом. Они ездят на байках, пока не выйдут из строя все системы и реанимировать их невозможно. Второй тип – люди, следящие внимательно за состоянием велосипеда, предупреждая поломки.

Особенности обслуживания заднего амортизатора

Когда идет речь об амортизаторе, только один из десяти человек понимает, что помимо передней вилки, у байка есть амортизатор задний. Байки, у которых их два, называются двухподвесными.

Независимо от конструкции, этот амортизатор требуется содержать в чистоте, значит, чистки, периодичность которой зависит от того, насколько активно используется велосипед. Но, менее двух раз в сезон ее делать не следует.

Идеальной смазкой для шарниров подвески, считаются густые смазочные материалы, имеющие широкий диапазон рабочих температур.

При появлении посторонних звуков в амортизаторе, найти самостоятельно причину нелегко. Как пробный вариант, использовать можно силиконовый аэрозоль. Если же скрип продолжается, байк требует осмотра мастера, который найдет причину, которая гораздо глубже.

Видео: Переборка велосипедной вилки

Автор и редактор обзоров по гаджетам и новой техники. Ведет работы по написанию свежих рейтингов к публикациям, проверки достоверности и актуальности информации уже опубликованных статей. Отвечает на вопросы в комментариях, пишет на авто темы.

Как снять, разобрать и смазать вилку велосипеда

Если вы не знаете как снять и разобрать амортизационную вилку горного велосипеда для обслуживания, ремонта или ее замены, то эта статья вам поможет узнать что для этого нужно, и как это сделать в домашних условиях. Так же здесь будут рассмотрены такие вопросы: как и чем смазать переднюю вилку, периодичность обслуживания и прочие советы по данной теме. Все это будет представлено в виде подробной инструкции с картинками для каждого действия, а также подобрано видео по разборке амортизационной вилки велосипеда. В данной статье мы разберем пружинно-эластомерную вилку RST GILA 100 mm с креплениями под дисковый тормоз.

Зачем снимать и разбирать вилку велосипеда

Вилка велосипеда, как и все остальные компоненты, могут подлежать замене, ремонту или обслуживанию. Поэтому прежде чем приступить к данным процедурам, нам необходимо снять ее с велосипеда, а в некоторых случаях и разобрать амортизатор по запчастям. В каких же случаях нам придется ее снимать? Прежде всего — это при ее замене на другую. Во вторых – может понабиться замена подшипников и/или опорных чашек, нанесение нового смазочного материала, а также, бывают случаи, когда необходимо выравнивать рулевую трубу или производить другие ремонтные работы.

Разобрать амортизатор вилки велосипеда чаще всего приходится для замены смазки или износившихся компонентов. Например, такими могут быть сальники (манжеты) и т.д.

Как снять велосипедную вилку

Ниже будет представлена подробная инструкция по демонтажу передней амортизационной вилки с поясняющими картинками.

  1. Первым делом выполняем подготовительные работы, а именно откручиваем все, что крепиться к вилке. В нашем случае это калипер тормозной системы, а также гидролиния передних дисковых тормозов, которая крепится зажимом к штанам вилки. Если у вас установлены тормоза типа V-brake, то демонтируем их. Это также касается датчика скорости, идущего от велокомпьютера, переднего крыла и т.д.
  2. Откручиваем болты, фиксирующие вынос на рулевой трубе, а затем выкручиваем болт якоря вилки велосипеда.
  3. Аккуратно снимаем руль вместе с выносом и опускаем его вниз. На данном этапе следует действовать аккуратно, дабы не повредить гидролинии или случайным ударом металлических частей руля о раму не поцарапать последнюю.
  4. Снимаем проставочные кольца и направляющую гильзу (конус). Для этого аккуратно поддеваем ее небольшой плоской отверткой в районе пропила. Затем достаем верхнее кольцо качения, и верхний подшипник. Все данные действия иллюстрированы картинками ниже.
  5. Все операции выполнены и теперь можно аккуратно извлекать рулевую трубу из стакана. После этого нам осталось достать подшипник, нижнее кольцо качения и снять переднее колесо. Для этого мы ослабляем эксцентрик или откручиваем фиксирующие болты (в зависимости от типа крепления). На этом процесс снятия вилки велосипеда завершен.

Как разобрать амортизационную вилку велосипеда

После того как мы сняли амортизационную вилку с велосипеда, со всех вышеперечисленных компонентов, а именно подшипников, чашек и колец качения, а также рулевой трубы и других участков следует удалить старую отработанную смазку. Наносить новую пока не стоит, ее мы добавим на стадии установки вилки обратно в стакан.

Далее приступим к разборке амортизатора для дальнейшей замены смазки.

  1. Переворачиваем вилку и откручиваем крепежные болты.
  2. Снимаем штаны с ног вилки. В случае необходимости извлекаем сальники.
  3. Удаляем отработанный смазочный материал со всех доступных поверхностей. Данную процедуру можно оставить на потом и выполнить после полной разборки, но предпочтительней это сделать сразу, дабы избежать масленых следов на одежде, инструменте и т.д. Не забываем удалить грязь и смазку с манжет вилки велосипеда, а также внутри самих штанов.
  4. Затем снимаем нижние ограничители хода и упоры ограничителей. Для этого прилагаем небольшое усилие и стягиваем их со штоков.
  5. Откручиваем регулировки на каждой из ног вилки. Они откручиваются при помощи специального ключа, которого у нас, к сожалению, не было. Поэтому нам пришлось сделать самим самопальный ключ для этих дел. Фотку мы приложим ниже, вдруг кому пригодится. Достаем пружины с крышками и эластомерами, а также два штока (по одному из каждой ноги).
  6. Удаляем старую смазку со всех поверхностей вилки.
Читайте также  Упражнение велосипед для ног

На этом процесс разборки амортизатора вилки велосипеда закончен. Далее следует нанести новую смазку. Что можно использовать в качестве смазки мы рассмотрим ниже.

Чем и как можно смазывать амортизационную вилку велосипеда

Для смазки всех узлов передней вилки велосипеда, включая как амортизатор, так и подшипники рулевой трубы, я использую смазку Литол-24. Есть мнения, что она негативно влияет на алюминиевые детали при попадании влаги. Но используя ее на протяжении пяти сезонов, никаких негативных последствий замечено не было. К преимуществам данной смазки можно отнести хорошую устойчивость к температурам. Она не густеет как на сильном морозе до -50 С, так и при сильной жаре (до 150 С).

Многие советуют заливать в штаны вилки жидкие машинные масла, масло для швейных машинок и прочие. Лично на моем опыте было замечено ухудшение работы амортизатора вилки (наблюдались рывки при сжатии и отскоке пружины). Да и если бы жидкие масла работали лучше, производители заливали бы их изначально, чего они не делают.

Чем смазывать вилку велосипеда мы разобрались. Далее рассмотрим как это делать. Наносим смазку на пружину с избытком (втрамбовываем смазочный материал между колец пружины), лишняя выйдет через отверстие под шток и в случае избытка ее в штанах, выдавится через сальниковые уплотнения (но перебарщивать тоже не стоит). Также наносим смазку в пазы манжет и добавляем в штаны вилки. Тонким слоем смазываем все трущиеся детали.

Перед установкой вилки в стакан не забываем смазать подшипники, кольца и чашки.

На этом процесс смазки окончен и можно перейти обратно к сбору и установке велосипедной вилки.

Как собрать и поставить вилку обратно

Процесс сборки и установки амортизационной вилки велосипеда выполняется в обратной последовательности. Единственное, что следует тщательно и внимательно выполнять данную операцию во избежание неверной установки компонентов. После того как вы установили собранную вилку обратно на велосипед, закрепили вынос руля, обязательно проверьте отсутствие люфтов рулевой трубы в стакане рамы. Если они наблюдаются, то перед поездкой обязательно их устраните.

После того как вы все установите и начнете кататься, первое время будет наблюдаться обильное выделение смазки через манжеты штанов велосипедной вилки. Не переживайте, это нормально. Со временем лишнее масло выдавится, и данный процесс прекратится. В это период не ленитесь, и не забывайте стирать избытки смазочного материала после каждой поездки.

Периодичность обслуживания вилки

Периодичность замены смазки вилки велосипеда не в последнюю очередь зависит от дорожного покрытия, по которому вы катаетесь. Если на ваших маршрутах присутствует обилие пыли, грязи, песка и прочего абразивного материала, то частоту обслуживания следует увеличить. Здесь мы приведем средние цифры, по истечению которых следует выполнять техническое обслуживание.

Приблизительно каждые 700-800 км следует разбирать и смазывать сальники, а каждые 4000-5000 км перебирается и смазывается вся вилка целиком.

Видео по теме


Заключение

Как вы могли заметить, снять, разобрать и смазать амортизационную вилку горного или городского велосипеда в домашних условиях не так уж и сложно. Главное отнестись к данному процессу ответственно и делать все последовательно. Чем лучше вы будете ухаживать за своим железным конем, тем дольше он вас будет радовать своей безотказной работой.

Ремонт вилки велосипеда – как снять и разобрать своими руками

  • Для чего нужно снимать и разбирать вилку велосипеда
  • Как снять велосипедную вилку
  • Инструменты
  • Поэтапная инструкция
  • Как собрать и поставить вилку обратно
  • Как часто нужно обслуживать вилку
  • Рекомендации
  • Заключение

Передняя вилка велосипеда – это не только соединительный элемент, который располагается между рамой и передним колесом. Это неотъемлемая часть конструкции байка, от исправности которой зависит комфорт во время катания, а также безопасность райдера. Более того, на некоторых моделях (в частности, МТБ) вилка играет роль главного амортизатора, нивелируя часть колебаний, уменьшая нагрузку на кисти рук и снижая воздействие на движущиеся узлы и раму. Следовательно, обсуждаемый элемент требует к себе периодического внимания со стороны владельца.

Ремонт вилки подразумевает ее разборку, регулировку и возможную замену некоторых составляющих. Можно ли справиться с этой задачей самостоятельно, без обращения к опытному технику? Вполне – для этого понадобится свободное время, парочка инструментов и наши инструкции.

Для чего нужно снимать и разбирать вилку велосипеда

Разумеется, так просто лезть в сложные узлы и механизмы велосипеда точно не нужно. Без особой надобности разбирать ходовые части не стоит. Но есть ряд случаев, когда это сделать все-таки придется:

  • замена узла, подшипников или сальников;
  • подготовка велика к началу нового сезона, когда необходимо очистить и смазать все механизмы;
  • выравнивание рулевой трубы.

Ремонт передней вилки подразумевает замену некоторых составляющих (шайбы, подшипники, сальники, демпфера, пружины). Но периодически разбирать вилку следует просто для того, чтобы очистить компонент и нанести на него свежий смазочный состав.

Как понять, что велосипедная вилка нуждается во внимании со стороны владельца? Существует ряд признаков, говорящих о том, что пришло время для ремонта:

  • появление стука во время движения;
  • заклинивание вилки и невозможность ее регулировки;
  • очевидные признаки износа подшипников;
  • появление скрипа (симптом отсутствия смазки);
  • проворачивание или тяжелый ход руля;
  • появление трещин на «ногах» и «штанах».

Важная информация! Опытные мастера по ремонту байков рекомендуют чистить и смазывать «ноги» в сальниках каждый раз, когда велик отправляется на зимовку. Желательно также ежегодно полностью менять масло в вилках.

Как снять велосипедную вилку

Чтобы разобрать вилку велосипеда с амортизатором, необходимо произвести ряд манипуляций: подготовить место для работы и необходимые приспособления, создать, так сказать, атмосферу и выделить несколько часов в своем плотном графике, дабы выполнить все правильно и аккуратно.

Можно, конечно, отвезти велик разбирающемуся в этом вопросе человеку и не париться по этому поводу, но так вы лишите себя возможности глубже изучить механизмы велосипедной конструкции.

Инструменты

Какие-либо специфические приспособления вам не понадобятся. Все что нужно для разбора вилки, найдется практически в любом гараже. Это:

  1. Отвертки (понадобится плюсовая и минусовая).
  2. Пассатижи.
  3. Газовый и гаечный ключи.
  4. Шестигранник.
  5. Плоский острый предмет.
  6. Молоток.

Заранее подготовьте чистую, сухую и ненужную ветошь для очистки механизма, а также смазочный состав. Если у вас в дальнейших планах поход в кино или кафе с друзьями – подготовьте перчатки, потому что отмыть руки будет сложно.

Поэтапная инструкция

Все необходимое для разборки и последующей сборки вилки подготовлено, – можно приступать. Чтобы вы смогли сделать все правильно, мы подготовили подробную инструкцию о том, как снять вилку с велосипеда своими руками:

  1. Для начала необходимо поставить байк колесами вверх. Следите за тем, чтобы устойчивость велика была на максимальном уровне – для этого можно закрепить его с помощью дополнительных креплений или попросить кого-нибудь придерживать велик.
  2. Чтобы разжать ободные тормоза, нужно откинуть зажимную дугу.
  3. Теперь нужно снять переднее колесо вместе с тормозными дисками. На данном этапе можно снять и крылья вместе с другими приспособлениями.
  4. Теперь велосипед нужно вернуть в привычное для него и вас положение, после чего вынуть вилку из стакана.
  5. Далее необходимо отжать боковые болты, которые находятся на выносе руля, после чего полностью открутить крепеж рулевого штыря.
  6. Теперь аккуратно вынимаем руль с передней вилки и сразу же протираем открывшиеся части чистой тряпкой.
  7. Далее пригодится любой острый предмет (можно воспользоваться отверткой или канцелярским ножом), с помощью которого следует поддеть фиксатор (металлическую шайбу) над стаканом.
  8. С помощью того же острого инструмента нужно выпрессовать уплотнительную прокладку под шайбой. Как только она отойдет от края стакана, вытянуть ее руками.
  9. Теперь необходимо приподнять раму и как можно аккуратнее потянуть вилку снизу, чтобы не повредить механизм и не потерять подшипники.
  10. Дальнейший этап – отделение короны от штока. Для этого следует выбить соединительное кольцо с помощью небольшого молотка.

А теперь, вооружившись плоским острым предметом и молотком, необходимо отделить кольцо от края передней вилки. По сути, это все – процесс демонтажа можно считать завершенным.

Этим же методом можно снять вилку с горного велосипеда, шоссейника, хардтейла и любой другой модели. Когда все манипуляции с обслуживанием и ремонтом закончены, возникает вполне логичный вопрос: «А как все вернуть обратно?». Без паники – сейчас расскажем.

Как собрать и поставить вилку обратно

После того, как вы сняли обсуждаемый элемент, внимательно осмотрите подшипниковое кольцо. В идеале на нем не должно быть ни одного намека на повреждения. В противном случае придется заменить деталь на новую. Теперь можно ставить вилку обратно. Последовательность действий выглядит следующим образом:

  1. Надеваем кольцо туда, где стык передней вилки соединяется с рулевой колонкой.
  2. Плотно охватываем кольцо газовым ключом в верхней части.
  3. Вооружившись небольшим молотком и нанося мягкие удары по губкам ключа, стараемся равномерно запрессовать кольцо. Ориентироваться следует по звуку: если он глухой – продолжаем наносить аккуратные удары, как только звук стал звонким – деталь стала на свое место.
  4. Теперь смазываем поверхность стопора (можно специальным составом, а можно воспользоваться обычным буксолом или литолом-24).
  5. Аккуратно укладываем подшипник, чтобы его шарики располагались вверху. На этот компонент тоже можно нанести небольшое количество смазочного состава. Не забывайте положить под подшипник уплотнительную шайбу.
Читайте также  Тюнинг советского велосипеда

Теперь аккуратно вставляем шток в стакан и возвращаемся к алгоритму по снятию передней вилки – всю последовательность нужно повторить в обратном порядке.

Как часто нужно обслуживать вилку

Периодичность обслуживания велосипедной вилки зависит непосредственно от того, как вы катаетесь и по каким дорогам чаще всего проходят ваши маршруты. Если вы колесите по чистым и ровным городским дорогам, не прыгаете через бордюры и стараетесь максимально бережно эксплуатировать свой байк, то обслуживание передней вилки достаточно проводить 1 раз в два года.

Но если ваши пути богаты на пыль, грязь, мелкие камни и прочие «прелести», частоту обслуживания следует увеличивать. Мастера по ремонту велосипедов рекомендуют:

  • после каждых 700 км следует разбирать, чистить и смазывать сальники (при необходимости выполнять замену расходников);
  • через каждые 4000 км полностью перебирать переднюю вилку.

Разумеется, это общие рекомендации. При появлении тревожных симптомов (о них мы говорили раньше), следует как можно скорее проникнуть внутрь механизма и разобраться в причинах неисправности.

Рекомендации

Стоит заострить внимание на особенностях смазочного материала. Многие отдают предпочтение смазке «Литол-24», несмотря на то, что данный состав может негативно сказываться на алюминиевых компонентах байка при попадании влаги. Так это или нет, сказать точно нельзя, поскольку со стороны велосипедистов нареканий по этому поводу не было. «Литол-24» демонстрирует хорошую устойчивость к радикальным температурам: не густеет на морозе и не разжижается жарким летом.

Некоторые используют автомобильные масла, а также составы, предназначенные для швейных машинок. Как показывает жизненная практика, регулярное использование таких составов (это, кстати, касается и парафиновой смазки) отражается на работе амортизатора.

Заключение

Демонтаж и обратная сборка передней вилки не представляют особой сложности. С этой задачей может справиться даже неопытный мастер, если будет неукоснительно следовать инструкции. Подготовка байка к сезону подразумевает широкий спектр манипуляций с основными узлами и механизмами, поэтому демонтаж обсуждаемого элемента можно приурочить к общим профилактическим мероприятиям. Это позволит избежать появления серьезных проблем и снизить стоимость ремонтных работ в дальнейшем.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.

Обслуживание и уход за вилками

Проблемы в работе вилок и амортизаторов обычно возникают из-за загрязнения масла и ухудшения его рабочих свойств. Так же при неправильной или очень длительной работе изнашиваются манжеты (сальники) и другие детали вилки, которые потеряв свои свойства, нарушают плавную работу амортизатора. Содержание амортизаторов в чистоте и регулярное техническое обслуживание значительно продлевают срок жизни этих дорогостоящих компонентов.

Вилка в обязательном порядке требует:

  • чистки и смазки ног на сальниках – каждые 100-150 км пройденного пути;
  • осмотра на предмет появления трещин в «штанах» вилки, смазки сальников с разборкой – каждые 500-1000 км.;
  • для масляных вилок – замены масла ежегодно или после 4000—5000 км пути.

Пружинно-эластомерные вилки

Смазывать велосипедную вилку необходимо раз в сезон, но при активном использовании эта процедура может потребоваться чаще. Процесс смазывания пружинно-эластомерной вилки крайне прост: масло с помощью шприца заливается под пыльник, затем вилка разрабатывается, а остатки смазочного материала удаляются мягкой тряпкой. На ноги около сальников лучше всего наносить тефлоновую смазку (все чаще используется смазка в виде аэрозоля). Среди лучших смазочных материалов мастера называют силиконовые и прозрачные консистентные смазки.

  • снятие штанов
  • чистка штанов вилки от грязи
  • протирка штоков от грязи, их смазка
  • обслуживание сальников: их очистка, замачивание и последующие смазывание
  • очистка и смазка пружины
  • очистка эластомера, при необходимости его подрезание (если он задубел)
  • протирка бушингов (да, не башингов, как пишут в интернете)

Укоротить цилиндрический кусок эластомера можно на 1-2 см для смягчения вилки. Иногда встречается такое явление, особенно на вилках за которыми не следили, это разрушение эластомера, бывает даже, что его части попадают между пружиной и корпусом ноги, и заклинивают полностью вилку. В этом случае его остатки можно совсем убрать, это даже увеличит ход вилки, однако она, возможно, будет полностью пробиваться. В любом случае, пружину и эластомер хорошо очищаем от старой смазки и продуктов износа, наносим новую, и собираем эту ногу обратно. Для смазки я использую 158-ую.

Пружинно-маслянные и масляные вилки

Такие вилки отличаются наличием масляного картрииджа в одной из штанин, выполняющего роль демпфера. Переборка и замена масла значительно улучшают качество амортизации! Как правило, после первой переборки вилка начинает работать лучше, чем она работала сразу после ее покупки, потому что уже притертые друг к другу детали тщательно промывают и заливают новое чистое масло. Причем требуется два вида вилочного масла: вязкостью 5W (демпфирующее) и 15W (смазочное). Замена манжетов (сальников) у вилки продлевает срок службы направляющих (бушингов), а их замена – не самое дешевое удовольствие. По инструкции положено перебирать, смазывать, при необходимости менять масло и многочисленные резинки каждые 50 часов работы, или каждый месяц.

Определить необходимость замены масла можно по следующим признакам: уменьшился ход вилки, отскок стал хуже, регилировки плохо работают.

Большая часть шагов из списка для пружинных вилок применима и здесь. Отличие заключается в том, что вместо обслуживания эластомера здесь меняется демпфирующее масло. Демпфирующий механизм расположен в правой ноге. Для начала необходимо снять ручку блокировки (Comp Adjuster Knob) в верхней части. Далее выкручивается пластиковый механизм блокировки ключом на 24. Затем с небольшим усилием механизм вынимается из трубы, вилка должна быть в вертикальном положении. Теперь можно сливать масло. Если масло мутное, темное, то оно свое отработало.

В ноге еще останется поршень регулировки скорости отскока. Перевернув вилку, его нужно аккуратно выдавить, используя какой-нибудь длинный стержень (отвертку, например) в конце выдавливания.

Затем все вычищается, в демпфер заливается новое масло вязкостью 5W. После процедуры смены масла, может немного подтекать из правой ноги (это дело временное, излишки которые попали в шток, а не в ногу или штаны). Так же, возможно, будет «подлагивать» блокировка хода, совсем не долго (день максимум), так как масло должно распределиться внутри картриджа.

Если течь не прекратилась, то скорее всего при установки демпфера либо замяли уплотнитель, либо просто не до конца вкрутили его в ногу вилки. Для исправления потребуется разводной ключ работы — выкрутить демпфер (не до конца, только чтобы полностью оголить резьбу), проверить состояние уплотнителя, смазать резинку и вкрутить обратно. Если из-под блокировки вилки (синий диск сверху) сочится масло, то это можно решить установкой дополнительного кольца.

Если течет масло из-под регулировки отбоя, то тчь с низу вилки можно прекратить, обматав резьбу на болте (куда вставляется переключатель скорости отскока) фум-лентой. 4-5 витков, думаю, будет достаточно. Уплотнительное колечко меняется на более толстое, котрое можно купить авто или хоз магазине. Если течёт сквозь шток отбоя, то помогает тока полная разборка этого узла с заменой уплотнения внутри штока.

Все кольца необходимо замочить в вилочном масле вязкостью 15 W. Промазываем сальники специальной рекомендованной смазкой Red Grease. После заливки масла в демпфер, он устанавливается на место. После заливки масла поработайте штоком отсокока , погоняйте масло чтобы оно распределилось внутри. Следите за тем, чтобы масло не вылилось при установке демпфера. Смазываем резиновые уплотнители консистентной смазкой, и устанавливаем их обратно.

Воздушные и воздушно-маслянные вилки

Такие вилки наиболее сложны в переборке. Они отличаются наличием воздушной камеры, но также имеют и масляный демпфер. Также, не забудьте об отличии систем Solo Air и Dual Air. В Dual Air имеется две воздушные камеры — позитивная и негативная.

Многие операции аналогичны масляным вилкам. Здесь дополнительным шагом сначала служит стравливание воздуха. В процсссе необходимо замочить паралоновые уплотнители в смазке 15W. Дополнительно после установки демпфера в процессе сборки и установки штанов в воздушные камеры шприцом под углом 45 градусов добавляется по 5 мл масла 15W. Устанавливаются поршни, все и только после этого накачиваются камеры, сначала позитивная, потом негативная.

Не менее важным является содержание вилки в чистоте: обязательно следует протирать ноги вилки возле пыльников после каждой велопрогулки во избежание попадания грязи в масло и нарушения адекватной работы велосипеда.