Образуй от них однокоренные имена прилагательные велосипед

Упражнения по теме «Однокоренные слова»

1. Выписать столбиками однокоренные слова. Выделить корень.

а) Сад, дубовый, ходить, дуб, садовый, ход, дубок, посадки, переход.

б) Гора, больница, боль, гористый, горная, болезнь.

в) Старость, ночь, старый, ночной, заночевать, стареть, старик.

2. Побобрать к словам жар, свет однокоренные слова, обозначающие признак предмета и действие предмета. Записать их.

3. Со словами грибной, гриб, грибники составить и записать предложения. В предложении должно быть имя мальчика и название деревни.

4. Записать однокоренные слова в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.

ОБРАЗЕЦ: белила, белый, белить.

Весна, говор, зелень, морозец, вид, разговор, зеленеет, видный, говорливый, морозит, зелёныё, видеть, морозный, весенний.

5. Выписать из текста однокоренные слова.

6. Стихотворение “Родственные (однокоренные) слова”

Объяснить слова толково
Нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.
Горка, горочка, пригорки.
Помогите – кА Егорке,
Как писать ему слова:
“На г. ре р. сла тр. ва?”.

7. Прочитайте. Найдите “лишнее” слово.

Водяной, вода, водичка, подводник, водитель.

Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец.

Река, речной, речь, речушка ,речник.

Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить.

Пар, запариться, парное (молоко), пара (обуви).

Маленький, малявка, маляр, малыш.

Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

Конница, конник, подоконник, конюшня.

Чай, заварка, чайник, чайная.

Сухой, сухарь, сухость, сушить, жарить.

Сладость, сахар, сахарница, сахарный.

Озеро, озёрный, вода.

Булка, хлебница, хлеб, хлебный.

Моряк, рыбак, море.

Путь, дорога, путник.

Школьник, ученик, дошкольник.

Ученье, учебник, книга.

Соль, солонка, солома.

Береза, березка, дерево.

Дорога, дороженька, дорогой.

Лес, лесок, лестница.

8. Игра “Сделай гнездо слов”.

Играть можно и в одиночку, и друг с другом: соревноваться, у кого “гнездо” получится больше.

Слова от одного корня. “живущие” в одном “гнезде”, могут принадлежать самым разным частям речи. Например: сад, садовый, посадить, садовник.

Надо собирать слова с самыми различными приставками и суффиксами.

В “гнезде” могут оказаться слова , в которых два корня (сложные слова).

9. Игра “Родственники”.

Участник игры раздаёт карточки. Затем показывает любое слово. Участники игры по очереди подставляют к нему родственные слова. Тот кто первым освободится от своих карточек, считается победителем.

СЛОВА ДЛЯ КАРТОЧЕК:

Вода, водный, водянистый, наводнение, водник, подводный.

Вождь, водить, провод, завод, подводить, вожжи.

Нос, переносица, носатый, долгоносик, носорог.

Несу, носитель, переносить, переносной, поднос, медоносный, носильщик.

Нож, ножевой, ножницы, ножны.

Нога, ножной, треножник, ножка, подножие, сороконожка.

Даю, передать, передач, передатчик, задачник, преподаватель.

Море, морской, моряк,

Память, запоминать, памятка, памятник, запоминание.

Кровь, кровяной, бескровный, обескровить.

10. Выдели корни в однокоренных словах.

Листья жёлтые летят.

11. Являются ли выделенные слова однокоренными?

Деревенский старожил
Сад колхозный сторожил.
А кругом луга, леса.
Видит дед: бежит лиса.
Он ружьё наизготовку
И убить решил плутовку.

12. Подбери 2-3 однокоренных слова.

голод — боль-
снег — свет-

13.Докажи, что данные слова являются родственными.

а) билет вагон
билетёр вагонетка
обилетить вагонный
безбилетный вагончик
билетный вагоновожатый
б) бинт гриб
бинтовать грибник
забинтовать грибной
перебинтовать грибница
в) чай брат
чайник братишка
чайный братский
чаепитие братство
г) работа валенки
работник валеночки
рабочий валять
работать валяные
д) лист гитара
листок гитарист
листовой гитарный
листопад гитаристка

14. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ?

15. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

16. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопрос КАК?

17. Найди родственные слова. Выпиши их. Выдели корень.

1) Нефтяники добывают нефть из нефтяной скважины.

2) Кислый вкус имеет травка кислица.

3) Рядом со страусом в загоне был страусёнок.

4) Луковый суп варят из репчатого лука.

5) Медлительный человек всё делает медленно.

6) Крепость укреплена со всех сторон.

7) Мудрец сам поступает мудро и учит мудрости других.

8) Весной все девчонки из нашего класса учатся играть в классики.

18. Выписать из текста родственные слова. Выделить корень.

1) Дикая утка вывела из осоки своих утят. Ярко светило солнце. Над водой цвела водяная кашка. Уточка нырнула в воду , а за ней вся семья.

2) Кругом пышно рос малинник. Сочные душистые ягодки малины быстро заполняли кузовок. Послышался шум. Около кустов шла медведица с медвежонком.

3) Встаёт заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк.

4) Я люблю бродить по лесу. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и опята давно ждут грибников. Вот и я под елью нашёл грибок. Да какой!

5) Снежинки родились в снежных облаках высоко над землёй. Они медленно спускались на землю. Красив хоровод из снежинок! А ты любишь первый снежок?

19. Карточки для самостоятельных работ.

Зачеркни лишние слова.

дом ёлка птица
домик дерево утка
Изба ёлочки уточка

Зачеркни лишние слова.

дерево птица стол
яблоня птичка парта
деревце утка столик

Зачеркни лишние слова.

уши корм нос
ушки крошки носик
услышал кормить носатый
ушастый кормушка носит

Зачеркни лишние слова.

лес гриб рисунок
лесок грибок рис
лестница грибник рисовать
лесник груздь разрисовал
лесной грибной картинка

Зачеркни лишние слова.

сад мёд дом
садик мёдик домик
деревья медведь домашний
садовый медовый домино
садовник сладкий хижина

20. Соедини слова из левого столбика с однокоренными из правого.

45 однокоренных слов к слову «вода»

Подберем к сло­ву «вода» одно­ко­рен­ные сло­ва, кото­рые при­над­ле­жат к раз­ным частям речи: суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным и гла­го­лам.

Выясним, какие одно­ко­рен­ные сло­ва име­ет сло­во «вода», опре­де­лив его глав­ную мор­фе­му. Один и тот же смыс­ло­вой корень объ­еди­ня­ет сло­ва раз­ных частей речи, кото­рые назы­ва­ют род­ствен­ны­ми.

Корень слова «вода»

Чтобы понять, какой корень в сло­ве «вода», сна­ча­ла опре­де­лим часть речи, к кото­рой оно при­над­ле­жит.

Из род­ни­ка бьет стру­ей про­зрач­ная вода.

Это сло­во обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос что?

Оно может соче­тать­ся с место­име­ни­я­ми и при­ла­га­тель­ны­ми:

  • она, моя вода;
  • чистая вода.

Эти грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки при­над­ле­жат неоду­шев­лен­но­му суще­стви­тель­но­му жен­ско­го рода. Его мор­фем­ный раз­бор нач­нем с выде­ле­ния окон­ча­ния. С этой целью изме­ним это суще­стви­тель­ное в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла по паде­жам:

  • и. п. (что?) вод а
  • р. п. вкус (чего?) вод ы
  • д. п. иду (к чему?) к вод е
  • в. п. пьём (что?) вод у
  • т. п. уто­лю жаж­ду (чем?) вод ой
  • п. п. сооб­щит (о чём?) о вод е .

Сравнив фор­мы сло­ва, ука­жем в мор­фем­ном соста­ве име­ни­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го окон­ча­ние . Значимая часть -вод- явля­ет­ся кор­нем. В нём заклю­чен общий смысл одно­ко­рен­ных слов.

Вода — это про­зрач­ная жид­кость, год­ная для питья и при­го­тов­ле­ния еды.

Скопления воды обра­зу­ют ручьи, реки, озе­ра и моря.

Итак, в мор­фем­ном соста­ве это­го сло­ва отме­тим две зна­чи­мые части:

вод а — корень/окончание.

Этот корень ука­жем в соста­ве род­ствен­ных слов раз­ных частей речи.

Родственные слова к слову «вода»

Однокоренные существительные

С помо­щью при­ста­вок и суф­фик­сов обра­зу­ем одно­ко­рен­ные суще­стви­тель­ные:

  • води­ца
  • водич­ка
  • вод­ник
  • водя­ной (ска­зоч­ный пер­со­наж)
  • водян­ка
  • водя­ни­стость
  • без­во­дье
  • без­вод­ность
  • завод­не­ние
  • заводь
  • навод­не­ние
  • паво­док
  • под­вод­ник
  • под­вод­ни­ца

Отметим, что мно­гие слож­ные сло­ва этой части речи име­ют корень -вод-:

  • водо­ём
  • водо­лаз
  • водо­лей
  • водо­кач­ка
  • водо­ка­нал
  • водо­мёт
  • водо­мер­ка
  • водо­нос
  • водо­пад
  • водо­пой
  • водо­про­вод
  • водо­про­вод­чик
  • водо­сток

Однокоренные прилагательные

Корень -вод- про­сле­жи­ва­ет­ся в соста­ве слов, обо­зна­ча­ю­щих при­знак:

  • вод­ный путь;
  • водя­ной насос;
  • водя­ни­стый суп;
  • без­вод­ный про­ме­жу­ток;
  • павод­ко­вый пери­од;
  • под­вод­ный мир.

От слож­ных суще­стви­тель­ных обра­зу­ем одно­ко­рен­ные при­ла­га­тель­ные:

  • водо­про­вод­ный кран;
  • водо­сточ­ный слив;
  • водо­лаз­ный костюм;
  • водо­нос­ный слой

Однокоренные глаголы

Эта бес­цвет­ная жид­кость обла­да­ет теку­че­стью. Образуем видо­вые пары одно­ко­рен­ных гла­го­лов, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствия, свя­зан­ные с водой:

  • (что сде­лать?) навод­нить
  • (что делать?) навод­нять
  • завод­нить
  • завод­нять
  • при­вод­нить­ся
  • при­вод­нять­ся

В пере­чень одно­ко­рен­ных слов к сло­ву «вода» не вклю­ча­ем лек­се­мы с омо­ни­мич­ным кор­нем -вод-:

  • водить
  • води­тель
  • заво­дить
  • заво­ди­ла

Родственные и однокоренные слова: в чем отличие?

Подбирать родственные слова для проверки орфограмм детей учат, начиная с первого класса. Тем не менее, даже некоторые старшеклассники затрудняются с выполнением этого задания. Более того – нередко, взрослые, помогая своим детям с домашним заданием по русскому языку, испытывают трудности. Их сбивают с толку такие определения, как «родственные» и «однокоренные» слова. Многие подзабыли, чем они отличаются друг от друга.

Формулировки в современных учебниках довольно расплывчаты и не всегда могут прояснить ситуацию. Попробуем же разобраться, что понимается под родственными словами в современной лингвистике, и чем они отличаются от однокоренных.

Родственные слова: даем определение

Итак, родственными в русском языке называются лексемы:

  • с одним и тем же корнем;
  • близкие по своему значению;
  • этимологически восходящие к одному и тому же гнезду (т.е. образованные от одного и того же этимона);
  • различающиеся набором приставок и суффиксов.

Например: лес – лесник – лесничий – лесной; ходить – переходить – выход – входивший – вездеход – ходули.

Родственные лексемы могут относиться как к одной, так и к разным частям речи: боль (имя существительное), больной (имя прилагательное), болеть (глагол), больно (наречие). Имея общий корень, а значит, и общей основной смысл, такие слова немного отличаются друга от друга своим лексическим значением.

Тем не менее объяснить оттенки этих значений можно с использованием того этимона, от которого все они образованы. Больной – тот, кто испытывает боль. Болеть – испытывать боль. Больно – так, как ощущается боль.

Родственные слова отдельно — словоформы отдельно

Важно не путать родственные слова со словоформами. Последние имеют одинаковый корень, но разные окончания (флексии). Солнце – солнца – солнцу; читать – читает – читали – все это не разные лексемы, а формы одного и того же слова. При помощи окончаний меняется только грамматическое значение (падеж, время, лицо, число и т.д.), но лексическое значение остается неизменным.

Корень один — значит, родственные?

Однако, чаще всего родственные слова путают с однокоренными. Немногие способны четко объяснить, в чем их отличие. Более того, часто эти понятия используются как синонимы, что не совсем верно.

Для начала вспомним, что однокоренными называются такие слова, которые имеют одинаковый корень, но разные приставки и суффиксы. В отличие от родственных, они необязательно должны быть схожи по своему значению. С этой точки зрения, существительное водитель и прилагательное водяной являются однокоренными, так как у них общий корень – вод. Но они не являются родственными, так как имеют совершенно разное лексическое значение.

Можно сделать следующий вывод: все родственные лексемы – однокоренные, но далеко не все однокоренные слова – родственные.

Об этом важно помнить при подборе проверочного слова, чтобы не ошибиться с объяснением той или иной орфограммы. Часто учащиеся не обращают внимания на смысл лексем и пытаются объяснить написание прилагательного слезливый – существительным слизь, написание существительного пескарь – словом писк.

Правила подбора родственных лексем в русском языке

Рассмотрим правила, которые помогут вам не ошибиться, выполняя подобное задание.

Выделяем корень. Есть два способа сделать это. Первый – понять, как данное слово образовано. Например, строитель существительное, образованное от глагола строить при помощи суффикса – тель.

Иногда с ходу найти корень не получается. Тогда пробуем изменить начало и конец заданной лексемы: пересказывать – рассказывать, высказывать, сказывать, пересказ, рассказ, сказка, сказочный. Корень здесь – сказ.

Образовываем как можно больше однокоренных слов, не забывая о том, что все они должны быть близки по своему значению.

Здесь нелишним будет напомнить, что в русском языке существует 5 основных способов словообразования:

  1. Приставочный (префиксальный). Например: читать – пере +читать, до + читать.
  2. Суффиксальный. Сыр – сыр + ок, береза – берез + овый, кружево – кружев + ница.
  3. Префиксально-суффиксальный: вода – под + вод +ник, двор – при + двор + ный, мечтать – раз + мечтать +ся.
  4. Безсуффиксный (применяется при образовании имени существительного от глаголов или прилагательных): широкий – ширь, привозить – привоз.
  5. Сложение. Складываться могут слова или их основы, например: школа + интернат – школа-интернат, сам + летает — самолет, белые + зубы — белозубый. Иногда при словообразовании таким способом основа может сокращаться: заработная + плата зарплата.

Существуют и другие, менее распространенные способы словообразования, например, аббревиация (Московский государственный университет МГУ). Однако для подбора родственных лексем в основном используются способы, перечисленные выше.

В процессе поиска однокоренных слов нельзя упускать из виду такое явление, как чередование согласных и гласных звуков в корнях. Более того – иногда гласная в корне может полностью «исчезать». Например: замереть – замирать, излагать – изложение, петь – пою, читать – чтение, светить – свеча, водить – вождение, лепить — леплю. Несмотря на различное звучание, эти пары лексем являются однокоренными. Доказать это легко, опираясь на их схожее лексическое значение.

Объяснить такие чередования можно исторически. Они связаны с утратой некоторых гласных звуков (льсть – льстить), тождеством согласных звуков (гз, скщ, хш: друг – друзья, писк – пищать, слух – слушать) и другими фонетическими процессами.

Иногда слова, изначально родственные и имеющие один корень, с течением времени расходятся по своему лексическому значению. В современном языке их называют «исторически родственными». В качестве примера можно привести лексемы беда – победа, гвоздь – гвоздика, которые сейчас родственными не считаются, хотя имеют общий корень.

Ну и, наконец, самый главный секрет в деле подбора родственных слов – регулярные тренировки и большой словарный запас. Только в этом случае, проверочные слова будут вспоминаться на автомате, а ваше письмо будет грамотным.

Видео

С помощью этого видео вам будет легче понять, что такое родственные слова и формы слов.

Однокоренные слова: проводим урок во 2 классе с использованием ЭФУ

Загляните к нам на LECTA в сервис «Классная работа». Тут собраны поурочные разработки в помощь учителю для проведения уроков во 2 классе. Сценарии содержат наглядные материалы и интерактивные задания для каждого урока, тесты для организации проверки знаний, а также методические комментарии ко всем этапам урока.

Скачайте тематический план к УМК «Русский язык. 2 класс» С. В. Иванова. Он лег в основу системы уроков, в каждом из которых собрано все необходимое. План урока 37 «Однокоренные слова» тоже доступен для скачивания.

«Классная работа» бесплатна всегда. А чтобы получить свободный доступ к 50 электронным изданиям, войдите в личный кабинет на lecta.rosuchebnik.ru и введите промокод 50method в специальное поле. Нажмите «Активировать код», следуйте инструкции.

Задачи урока

  • учить подбирать родственные слова, обязательно используя сходство и значения, и звучания;
  • тренировать в различении форм слова и однокоренных слов.

Ключевые понятия

  • корень слова
  • родственные слова
  • однокоренные слова
  • орфограмма
  • совершенствование графического навыка
  • словарные слова

Актуализация знаний

Упражнение 1 урока 37 «Однокоренные слова» из учебника 2 класса «Русский язык» (УМК Иванова) дано для отработки умения подбирать однокоренные слова. Тренируем базовые навыки: находим и выделяем корень.

Как разобрать задание на уроке?

    Разделите класс на три группы.

Пусть каждая группа подберет однокоренные слова к словам из предложенных в упражнении.

После завершения работы ребята (по одному из каждой группы) записывают слова на доске, выделяя корни.

Остальные ученики списывают в тетрадь две группы родственных слов по своему выбору.

Задайте ребятам дополнительный вопрос: У каких слов есть однокоренные слова-глаголы?

Возможные ошибки:

Вместо однокоренных слов дети называют их формы (учитель обращает внимание учеников на то, что формы слова называют один и тот же предмет). В записи появляются орфографические ошибки (если ошибки допущены на изученные правила, учитель просит ребят самостоятельно найти их, назвать правило и подобрать проверочное слово).

Актуализация знаний. Отрабатываем алгоритм выделения корня

В упражнении 2 даны слова, в которых нужно выделить корни.

Задайте классу вопрос: Что необходимо сделать, чтобы выделить корень в слове?

Работу проводите фронтально, устно. Запишите слово на доске. Ученики пусть подбирают родственные, учитель записывает их в столбик под словом. Ученики называют корень слова, учитель его выделяет.

Дополнительные вопросы: Что общего у слов каждой группы? Чем первое слово упражнения отличается от всех остальных? (Слово лесной — имя прилагательное, остальные слова — имена существительные).

Закрепление изученного. Применение двух условий подбора родственных слов и различение однокоренных слов и форм слова

В упражнении 3 ребятам предлагается выписать родственные слова с корнями -гор-, -нос-, -ран-.

Важно, чтобы ученики заметили в каждой группе слов лишнее: горе, горевать (нет сходства в значении), носилки (нет сходства в значении), ранний (нет сходства в значении). Первая группа слов записывается фронтально, две оставшиеся — самостоятельно (при этом у доски работают два ученика) с последующей проверкой. Дополнительно ученики устно подбирают ещё несколько однокоренных слов к каждой группе; называют группу, в которой есть имя существительное, имя прилагательное и глагол.

Еще один вариант задания — распределить родственные слова по столбцам («лишние» слова здесь отсутствуют). Это можно сделать в «Классной работе» на платформе LECTA:

Чем хорош такой формат? Прежде всего, это смена деятельности прямо на уроке. Ребятам всегда интересен интерактив. Можно ненадолго «оторваться» от тетрадей и поработать на планшетах. Десяти минут на выполнение задания будет вполне достаточно.

Закрепление изученного. Подбираем родственные слова к заданным

Упражнение 4 направлено на отработку умения подбирать родственные слова к заданным. Помимо развития основного навыка задание способствует обогащению словарного запаса учеников.

Форма проведения (в зависимости от подготовленности класса) — фронтально или дифференцированно (для сильных учеников).

Задайте ребятам дополнительный вопрос: какое слово обозначает профессию человека? Это слово — «моряк».

Дополнительно можно спросить, что общего у всех предложенных слов. Это имена прилагательные, все эти слова отвечают на вопрос какой?

Вариант выполнения задания для класса с высоким уровнем подготовки приведен в «Классной работе»:

Закрепление изученного. Поиск слов с заданным корнем в тексте

В задании 5 находим слова с заданным корнем.

Напомните детям, что выписывать формы одного и того же слова не нужно. Дифференцированная работа. Сильным ученикам предлагается выписать слова с корнем -лист-, средним — с корнем -букет-, медлительным — с корнем -клен-. Три ученика выполняют работу на доске. По окончании работы записи в тетрадях сверяются с записями на доске.

Как еще можно выполнить задание? В «Классной работе» предлагается интерактивный вариант:

Русский язык. Литература

Рубрики

  • 10 класс (325)
  • 11 класс (489)
  • 5 класс (552)
    • Литература (231)
    • Русский язык (184)
  • 6 класс (405)
  • 7 класс (411)
  • 8 класс (508)
  • 9 класс (475)
  • 9в. Доп (29)
  • Temet nosce (Познай самого себя!) (8)
  • Ванечка (4)
  • Говорим грамотно (4)
  • Даня -8 (20)
  • ЕГЭ (166)
  • Иван Ильин (1)
  • Индивидуальные траектории (4)
  • КАТЮША (Инд) (1)
  • Катя (17)
  • Концепция сайта (2)
  • Критерии оценок (2)
  • Л. ря 7 (5)
  • М.П. (3)
  • Матвей (18)
  • Метод.сундук (10)
  • Москва (6)
  • МХК (347)
  • Научные исследования (5)
  • Нннн (10)
  • ОГЭ (56)
  • Олимпиады (12)
  • Проект Geroiskazok.ru (1)
  • Проект Тихона Войтенко (2)
  • Проект Фёдора Сопова (1)
  • Проекты. Рефераты. Дипломы (44)
  • Прочее (226)
    • Мы были, видели, чувствовали.. (8)
  • Разговор наедине 🙂 (родителям) (39)
  • РКИ (9)
  • Спецкурс (135)
  • Список для чтения (14)
  • Творческие работы (1)
  • Участники, победители, призёры (1)
  • Учебные программы (1)
  • Цитата дня (25)
    • Слова, которые меняют (7)
  • Читаю.. (60)
  • Июнь 2021

    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Май
    1 2 3 4 5 6
    7 8 9 10 11 12 13
    14 15 16 17 18 19 20
    21 22 23 24 25 26 27
    28 29 30

    Top-5 за сегодня

    Top-5 за всё время

    • Управление, примыкание, согласование Тема по предмету РКИ Согласование… (342 660)
    • Форма слова и однокоренные слова Форма слова — это изменение… (109 801)
    • Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 801)
    • Урок 46. Характеристика предложения Итак, ещё раз о характеристике… (94 528)
    • Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (54 328)

    Peклaмa

    Поиск

    • Войти
  • 5 задание ОГЭ

    Размещено 16.03.21 в рубрике 9 класс

    Вариант 1. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

    1) ПРИЕХАТЬ – приставка ПРИ пишется в значении «неполнота действия»
    2) Девушка ЮНА – в кратком прилагательном пишется столько Н, сколько в полном прилагательном, от которого оно образовано
    3) ГОРИЗОНТ – написание гласной в корне определяется подбором однокоренного слова.
    4) Много ТУЧ – в форме множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего Ь не пишется
    5) ЧЕРЕСЧУР – написание согласной на конце приставки зависит от лексического значения.

    Вариант 2. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

    1) ГЛИНЯНЫЙ – в прилагательных, пишется Н, если они образованы от бесприставочных глаголов.
    2) ВИШЕНКА – суффикс ЕНК всегда пишется в существительных I склонения.
    3) ВСКРИКНУЛ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С
    4) НЕВТЕРПЁЖ – не пишется Ь после шипящего в наречии, поскольку слово является исключением из правил.
    5) НЕСКОЛЬКО (конфет) – НЕ с числительными пишется слитно

    Вариант 3. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

    1) ТУШЁНКА – в отглагольных существительных после шипящих пишется Ё.
    2) ПРОСМОТРЕЛ – написание приставки зависит от значения.
    3) НЕМЕЦКИЙ – в прилагательных, образованных от существительных с основой на Ц пишется суффикс К.
    4) УРАВНЕНИЕ – написание чередующейся гласной корня зависит от ударения.
    5) ИЗРАНЕННЫЙ (солдат) – в отглагольных прилагательных и причастиях пишется НН, если есть приставка.

    Вариант 4. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

    1) СЛЕВА – на конце наречия всегда пишется суффикс А
    2) ЗАРЯ – написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения
    3) НОЧЬ – Ь пишется после шипящей у существительных 2 склонения
    4) ПОДЛИННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН
    5) ДИРИЖЁР – в отглагольных существительных после шипящей пишется Ё

    Вариант 5. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

    1) БЕСЦВЕТНЫЙ – на конце приставки перед глухой согласной пишется С
    2) ОБМАКНУТЬ – написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения
    3) В ТЕЧЕНИЕ (дня) — на конце пишется Е, поскольку это производный предлог, а не существительное с предлогом.
    4) ПОКОСИЛ (траву) – написание чередующейся гласной в корне зависит последующего суффикса А.
    5) Он СТЕЛЕТ – в личном окончании глаголов II спряжения пишется Е.

    Вариант 6. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

    1) ЗАМОЧЕК – суффикс ЕК пишется в существительных, если его можно проверить ударением.
    2) ПОДЬЯЧИЙ – разделительный Ь пишется в корне слова (не после приставки) перед буквами Е/Ё/Ю/Я.
    3) ПОЛ-ЛИМОНА – существительное с первой частью ПОЛ пишется через дефис, если начинается на Л.
    4) ПРЕМУДРЫЙ – приставка ПРЕ пишется, если обозначает высокую степень качества.
    5) ВЕТРЕНЫЙ (день) – в отглагольном прилагательном пишется Н, если оно не имеет зависимых слов.

    Вариант 7. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    1) ПОДЪЕЗД – разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный звук перед йотированными гласными.
    2) ЗАГОРАТЬ — написание чередующейся гласной в корне зависит от следующего за корнем суффикса А.
    3) ЦЫПЛЕНОК – в корне после Ц пишется Ы, так как слово является исключением из правил.
    4) ДЕРЕВЯННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса ЯН, пишется НН
    5) ВО-ПЕРВЫХ – существительное пишется через дефис, поскольку оно является сложным.

    Вариант 8. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

    1) БЕЗБРЕЖНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.
    2) ПРЕВРАТИТЬ – написание гласной в приставке зависит от ее значения
    3) ПЛОВЕЦ — написание безударной гласной определяется подбором однокоренного слова.
    4) (сделал) ПО-НОВОМУ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -ОМУ.
    5) ПОКРАШЕННАЯ (лавка) — в полных прилагательных с суффиксом ЕНН всегда пишется НН.

    Вариант 9. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

    1) НАКЛОНИЛСЯ – написание чередующейся гласной зависит от ударения
    2) Задача РЕШЕНА – в кратких прилагательных пишется столько Н, сколько в полных, от которых они образованы.
    3) ЗАСЕЯННОЕ ПОЛЕ – написание гласной перед НН проверяется инфинитивом.
    4) ПРЕДЫСТОРИЯ – после заимствованных приставок пишется Ы.
    5) ВРАЧОМ – в суффиксах существительных после шипящей под ударением пишется О

    Вариант 10. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

    1) НЕ СМОТРЯ (под ноги) – НЕ с деепричастиями, употребляющимися без НЕ, пишется раздельно
    2) ОБМАКНУЛ (перо в чернильницу) — правописание гласной в корне зависит от ударения.
    3) ШОРОХ – после шипящей пишется о, поскольку можно подобрать проверочное слово
    4) ДВУХЪЯРУСНЫЙ – разделительный Ъ пишется в сложном слове после начальных частей двух/трех/четырех перед йотированными гласными.
    5) ГОНЯТ (они) – в окончании глагола II спряжения в форме 3 лица множественного числа пишется Я.

    Комментарии

    1. Егор написал(а):

    1. 24
    2. 34
    3. 135
    4. 24
    5. 13
    6. 234
    7. 13
    8. 124
    9. 1
    10. 145

    Николай написал(а):

    1. 24
    2. 34
    3. 135
    4. 24
    5. 13
    6. 234
    7. 13
    8. 124
    9. 1
    10. 145

    Прохорова Дарья написал(а):

    1. 24
    2. 34
    3. 13
    4. 24
    5. 13
    6. 234
    7. 13
    8. 124
    9. 13
    10. 145