Настройка дисковых тормозов на велосипеде

О горном велосипеде — Как настроить механические дисковые тормоза

Так ли сложно настроить дисковые тормоза самостоятельно или всё же стоит воспользоваться специалистов? Наша статья поможет вам самостоятельно настроить тормоза не хуже, чем это сделает профессиональный веломеханик.
Настройка производится по следующим пунктам:

1. Подготовка к настройке
2. Центруем калипер
3. Выставляем зазор к неподвижной колодке
4. Выставляем зазор к подвижной колодке
5. Закручиваем болт фиксации троса
6. Подстройка положения ручки
7. Точная настройка неподвижной тормозной колодки
8. Проверка тормозов.

Для начала немного теории
Крепление калипера дискового тормоза на раме или вилке бывают двух стандартов, PM или IS. На фото видны принципиальные отличия:

Зачастую, все калиперы современных тормозов идут со стандартом крепления PM. Его гораздо проще настроить относительно расположения диска. Если на вашей раме или вилке крепление IS – это не беда, ведь есть переходники, которые помогут исправить ситуацию:

Как видите есть переходники IS/PM и PM/PM и если с первыми всё понятно, то вторые нужны для того, чтобы на вашу раму/вилку с креплением PM под 160мм ротор установить тормоза со 180мм ротором. Важно! Ознакомьтесь с инструкцией и уточните какой максимальный размер ротора разрешает устанавливать производитель рамы/вилки.
Так же адаптеры бывают с обозначениями front или rear. Такие адаптеры предназначены для переднего или заднего колеса соответственно. Адаптеры без надписи являются универсальными.
Стрелочка на адаптере указывает каким торцом адаптер должен быть направлен вверх, учитывайте это при установке!

С адаптерами разобрались, перейдём к тормозам. Отличительной особенностью дисковой механики является то, что при нажатии на тормоз только одна колодка в калипере приближается к ротору, а вторая находится в неподвижном состоянии. В связи с этим дисковая механика требует более точной настройки и периодической подстройки положения колодок. Через некоторое время колодка, которая всегда находится в статичном положении, сотрётся и её расстояние от диска увеличится:

При торможении диск будет больше изгибаться в сторону неподвижной колодки, что заметно влияет на качество торможения. Чтобы устранить данный недостаток вам необязательно перенастраивать тормоза. Красная крутилка с надписями in/out поможет вам отрегулировать положение статичной колодки. Если такой крутилки на тормозах нет, то обязательно есть регулировочный болт под шестигранник или Torx(как в случае с BB7).
Но вернемся к нашей настройке

1. Подготовка к настройке
Чтобы ваши регулировки не сбились убедитесь в том, что адаптер хорошо прикручен к раме/вилке, ротор ровный и хорошо прикручен к втулке, а колесо надежно закреплено в раме/вилке.
2. Центруем калипер
После того, как вы убедились в надежности всех соединений первым делом необходимо выставить калипер точно по центру относительно диска. Для этого ослабьте болты крепления калипера к переходнику и отцентруйте ротор относительно сторон калипера. Ротор должен быть точно посередине, тогда колодки будут стираться равномерно.
Зафиксируйте калипер.

Важно! Если ваш калипер отцентрирован, то повторять эту процедуру не нужно!
3. Выставляем зазор к неподвижной колодке
Для того, чтобы выставить зазор к неподвижной колодке тормоза с помощью красной регулировки или ключа Torx приблизьте неподвижную колодку максимально близко к поверхности ротора, но не так, чтобы он изгибался под нагрузкой колодки, а лишь слегка её касался. Вращая регулировку по часовой стрелке, вы приближаете колодку к ротору, а против часовой отдаляете колодку.

4. Выставляем зазор к подвижной колодке
Сначала ослабьте болт, фиксирующий трос в калипере (выделен зеленым) так, чтобы вы могли руками двигать рычаг приближения колодки и трос вам не мешал.
Теперь с помощью вращения по часовой или против часовой стрелки выставьте красную регулировку подвижной колодки так, чтобы рычаг приближения зажимал ротор между колодками где-то в середине своего хода.

Важно! Не во всех механических тормозах есть регулировка положения подвижной колодки. Если её нет, просто выставьте рычаг приближения хода так, чтобы ротор был зажат где-то в середине хода тормозной ручки.

5. Закручиваем болт фиксации троса
Используя плоскогубцы натяните трос и закрутите болт фиксации троса.

6. Подстройка положения ручки
С помощью черной крутилки на тормозной ручке выставьте удобное расстояние от грипсы до руля при котором ваш тормоз будет зажат. Выкручивая крутилку, вы отдаляете тормозную ручку от грипсы в момент схватывания тормоза.

Если вам не удается добиться удобного положения с помощью этой крутилки, стоит перенастроить тормоз используя пункт 5!
7. Точная настройка неподвижной тормозной колодки
Вернитесь к пункту 3 и открутите регулировку положения неподвижной колодки на пол оборота, чтобы ротор не цеплял её при вращении.
8. Проверка тормозов
Проверьте, всё ли вас устраивает в торможении. Для этого не стоит лететь на ближайший трейл, можно просто прокатиться прямо рядом с местом настройки тормозов.
Если вас всё устраивает, поздравляем, вы справились! Разве это было так сложно?

Как отрегулировать дисковые тормоза на велосипеде?

Дисковая тормозная система представлена простой конструкцией, которая может прослужить в течение длительного периода. Подобный вариант исполнения обходится намного дешевле и характеризуется высокой эффективностью в применении даже при повышении влажности окружающей среды.

Дисковые тормоза бывают двух типов: механические и гидравлические. Оба варианта обладают своими особенностями, о которых далее поговорим подробнее.

Конструкция дисковых тормозов на велосипеде

Во многом именно конструкция дисковых тормозов определяет то, каким образом проводится настройка.

Все устройства делятся на две категории:

  1. Механическое устройство имеет тросик, за счет которого происходит передача энергии от рукоятки к исполнительному узлу. При этом может передаваться высокое усилие.
  2. Гидравлические представлены линией, по которой жидкость передает энергию к тормозным колодкам.

Дисковые механические тормоза

Механические тормоза более распространены. Сегодня они устанавливаются практически на всех велосипедах.

Это связано с нижеприведенными моментами:

  1. Обходятся намного дешевле, что связано с конструктивными особенностями. При изготовлении тросика применяется сталь с высокой коррозионной стойкостью. Длина подбирается в зависимости от особенностей велосипеда.
  2. Основные элементы: тросик и оболочка, характеризуются более высокой надежностью. Применение стали при их изготовлении определяет высокую степень устойчивости к механическому воздействию.
  3. При возникновении неисправности есть возможность провести ремонт своими руками. Все элементы системы характеризуются простой конструкцией. Поэтому с ремонтом не возникает серьезных трудностей.

Следует учитывать тот момент, что каждый раз после снятия колеса приходится проводить настройку системы. Кроме этого, приходится время от времени проводить смазку тросика для обеспечения требуемого уровня эффективности на момент работы.

Дисковые гидравлические тормоза

Гидравлика применяется при создании самых различных механизмов. Ее высокая эффективность связана прежде всего с не сжимаемостью жидкости.

Особенностями назовем следующие моменты:

  1. Основное достоинство заключается в легкости торможения и мягкости применяемой системы. При этом можно ощущать силу нажима, которая к концу хода рукоятки увеличивается. В сравнении с механическим типом устройства рассматриваемый характеризуется более плавным ходом рукоятки. Поэтому для торможения нет необходимости прикладывать большое усилие.
  2. Гидравлика может выдерживать длительную эксплуатацию. Это связано с тем, что она в меньшей степени склонна к перегреву. Поэтому торможение может проходить в течение длительного периода даже при движении со склона.
  3. Корректировка устройства проводится гораздо реже. Именно поэтому можно выполнять снятие колеса для его чистки или замены.

Что нужно сделать перед регулировкой тормозов?

Регулировка тормозной системы проводится периодически. За счет этого можно обеспечить длительную службу, а также высокую эффективность.

Основными рекомендациями назовем следующее:

  1. Для начала проверяется состояние основных элементов системы. Эта рекомендация связана с тем, что даже незначительное повреждение становится причиной низкой эффективности.
  2. Все поврежденные элементы должны быть заменены. Примером можно назвать протертый тросик или поврежденная гидравлическая магистраль. Не стоит забывать о том, что со временем некоторые элементы могут изнашиваться.
Читайте также  Звездочка на заднее колесо велосипеда

Если тормозная система не имеет серьезных дефектов, то можно приступить к ее регулировке.

Регулировка и настройка дисковых тормозов на велосипеде

Несмотря на то, что конструкция достаточно проста и надежна, время от времени приходится проводить ее регулировку.

Это проводится по следующим причинам:

  1. Для обеспечения длительной работы.
  2. Повышения высокой эффективности.

Дисковые механические тормоза

Механические тормоза рекомендуется регулировать в случае, когда диск трется о колодку. Кроме этого, настройка требуется в случае ослабевания силы торможения.

Инструкция по настройке дисковых механических тормозов выглядят следующим образом:

  1. Тормозная рукоятка выжимается до упора.
  2. Контргайка машинки откручивается, после чего регулятор выворачивается. Если нужно открутить ее сильно, то приходится ослабить тросик.
  3. Определяется то, какой зазор между диском и колодкой. Если тормозное устройство стоит криво, то для регулировки положения ослабляют винты. Они крепят устройство к адаптеру или вилке.
  4. Откручиваются винты, которые крепят тормоз.
  5. Сделав калипер подвижным, следует выжать рукоятку до конца, после чего она должна быть зафиксирована в этом положении. Далее проводится правильное центрирование машинки относительно диска.
  6. Проводится затягивание винтом для крепления тормозной машинки. Следует проводить закручивание периодически, так как только в этом случае можно исключить вероятность сдвига.

После этого рукоятка отпускается. Соблюдение рекомендаций, указанных в инструкции, обеспечивает идеальное положение диска и колодки.

Дисковые гидравлические тормоза

В подобном случае поводом для регулировки становится сильное сопротивление колеса на момент движения, а также при появлении постороннего звука или скрипа.

Инструкция по регулировке в этом случае выглядит следующим образом:

  1. На калипере откручиваются болты, после чего выжимается рукоятка для прижима колодки к колесу.
  2. Следующий шаг предусматривает проверку положения клапанов. Они должны быть удалены одинаково от ротора.
  3. Далее проводится затягивание всех винтов.
  4. После фиксации калипера рукоятка отпускается. В подобном положении колодка не должна прижиматься к ободу, быть на расстоянии около миллиметра.
  5. Довольно часто встречается ситуация, когда колодки расположены на разном расстоянии от обода. Решить проблему можно прижав одну из колодок, после чего рукояткой прорабатывают 10 раз. За счет подобных действий неравномерность устраняется.

Финишный этап предусматривает настройку правильного положения рукоятки, которой проводится управление системой. Для этого устанавливается специальный регулировочный шестигранник.

Все о велосипедах

Рассказываем обо всем, что связано с велосипедами

Как настроить дисковые механические тормоза: руководство и советы

Как настроить дисковые механические тормоза на велосипеде

Многие начинающие велосипедисты, в первый раз сталкивающиеся с механическими или гидравлическими тормозами, не способны выполнить их настройку, регулировку или ремонт. Многим такая конструкция кажется сложной, поэтому поговорим о том, каким образом выполняется регулировка дисковых механических тормозов.

Как устроена система

Механические тормоза обеспечивают остановку велосипедного транспорта, преобразуя кинетическую энергию в тепловую через трение колодок системы по диску.

Чтобы представлять, что это такое – механические тормоза для велосипедного транспорта, предлагаем рассмотреть их конструктивные особенности. Система состоит из определенных элементов:

  • рукоятки. Установлена на руле с помощью хомутов, передает усилие от нажатия на тормозные колодки;
  • тросиковый регулятор. Изменяет силу натяжки тормозного тросика;
  • регулятор тормозной ручки. Обеспечивает регулировку промежутка от нее к рулю, способствует установке комфортного расположения под ладонь велогонщика;
  • рубашка для троса. Защищает от грязи и деформации;
  • тросик. Передает движение от рукоятки к калиперу;
  • фиксаторный элемент. В этом месте крепится тросик, зажатый болтом;
  • калипер. После натяжки троса этот механизм обеспечивает работу колодок тормозной системы;
  • колодки. Площадки из металла, по поверхности которого наносится органический либо металлизированный компонент;
  • адаптер. Представляет собой прослойку между рамой велосипедного транспорта и калипером;
  • ротор. Тормозной диск, устанавливаемый на колесную втулку.

Что выполняют до регулировки тормозной системы?

Когда необходимо настроить дисковые механические тормоза на велосипед, когда они уже определенное время находятся в эксплуатации, до начала регулировки рекомендуется выполнить определенную подготовку.

Ротор

Для начала его отсоединяют и проверяют на имеющиеся дефекты. Элемент укладывается на ровное место, после чего проводится его осмотр. Когда прилегание недостаточно плотное, до настройки тормозной системы его необходимо выравнивать. При небольшой деформации такая операция выполняется в момент настройки системы.

Колодки

Их необходимо снять. Для начала находим калиперное расширение, поочередно колодки проворачиваем за пределы язычка. Если работа выполнена правильно, колодки демонтируются легко, после чего поверхность осматривается на предмет сколов. Если повреждения значительные, необходимо поставить новые колодки.

Тросик и защитная рубашка

Это действие выполняется только на механическом тормозе для велосипеда. В случае, когда на тросе выявляются проблемы (распушенность, разрывы), его однозначно меняют. Еще одно действие, которое должно быть выполнено обязательно – нанесение смазки. Рубашка тросика тоже заменяется, если на ней имеются трещины или заломы.

Проверяется гидравлическая линия

Из названия ясно, что такие действия предписываются для гидравлики. Линия осматривается на наличие поврежденных участков, проводится проверка на отсутствие протечки.

Удаление загрязнений с ротора и тормозных колодок

За время поездок на них накапливается грязь, ухудшающая эффект срабатывания гидравлических или механических тормозов на велосипеде. Следовательно, до начала настройки, загрязнения необходимо удалять, используя мелкофракционную наждачную бумагу. Ротор снимается с колесного обода, его поверхность зачищается, аналогичные действия проводятся с колодками.

Проверяем правильность установки колесного обода

Необходимо определить, правильно ли установили колесо. Оно располагается строго под прямым углом к земной поверхности, перекосы должны отсутствовать. Велосипедный транспорт выставляется на колеса, эксцентриковый элемент ослабляется, ладонью давим на сидушку, далее эксцентрик необходимо затянуть.

Механические дисковые тормоза для велосипеда: последовательность установки

Ручка тормоза фиксируется на руле, чтобы располагалась в общей плоскости по отношению к предплечью. Если возникает необходимость, расстояние от рукоятки до грипсы подстраивается так, чтобы можно было легко дотягиваться до ручки указательным пальцем, удерживая рукой руль.

На рамной части крепится адаптер, до затяжки закручиваются болты. Тросик с рубашкой протягиваем так, чтобы он проходил по местам, где будет фиксироваться к рамной конструкции. Трос устанавливаем в прорезь на ручке, заправляем защитную рубашку. Если ставим новый трос, натяжение на ручке закручиваем полностью, после чего отпускаем на один – полтора оборота.

Регулировку тросика на калипере устанавливаем, как и на рукоятке. Трос вставляется в отверстие, заводится в фиксаторный паз, зажимается болтом и натягивается. Остается надеть оконцеватель и обжать его, чтобы тросик не распушился.

После подготовительных работ можно переходить к регулировке тормозной системы.

Настройка механических дисковых тормозов

Такая работа выполняется в следующих случаях:

  • установили новые колодки тормозной системы;
  • заменили трос, ротор или иной компонент;
  • с целью устранения трения ротора по колодкам;
  • для уменьшения хода тормозной ручки и т. п.

Чтобы хорошие механические тормоза, установленные на велосипед, работали долго, выполняется определенный алгоритм действий:

  • проверяется обтяжка крепежных болтов в точках фиксации адаптера к рамной конструкции и ротора на втулке;
  • ослабляется контргайка, закручивается регулировка натяжки тросика на руле до предела, потом отпускается на полтора оборота, и можно затянуть контргайку. Аналогичные действия проводятся по регулировке, находящейся на калипере. После этого откручиваем тросиковый фиксатор, натягиваем его вручную, закручиваем фиксирующий болтик на место. Если такое действие проводилось при монтаже новой системы тормозов, такие работа повторно не выполняется;
  • откручиваем болты, удерживающие машинку на адаптере. Можно полностью снять, чтобы облегчить процесс настройки;
  • подстраиваем положения колодок. С помощью данной процедуры мы добиваемся, чтобы обе колодки находились на одинаковом удалении от калиперной прорези, потому что между ними помещается ротор с минимальными зазорными участками. Чтобы настроить неподвижную колодку, откручиваем контргайку, проворачиваем болтик, регулирующий ее положение. Для подстройки подвижной колодки придется вращать регулировку натянутости троса на калипере. Как только расстояние будет установлено, фиксатор на статической колодке закручивается. В случае, если перед регулировкой машинка снималась полностью, ее устанавливают на посадочное место, но элементы кр5епления полностью на закручивают;
  • правильно выставляем калипер по отношению к диску тормозной системы. Чтобы выполнить это, необходимо болты, которыми он крепится к адаптеру, ослабить, предоставив ему возможность свободного хода в любую сторону. Полностью выжимаем ручку тормоза, фиксируем ее в таком положении изолентой или веревкой, немного пошевелив калипер, закручиваем крепежные болтики поочередно;
  • как только все перечисленные действия выполнены, в восьмидесяти процентах случаев ротор шоркает по колодке. Уточняем, по которой из них он цепляется, за счет натяжки троса на калипере либо вращения болта настраиваем расстояние. С каждой стороны оставляется небольшой зазорный участок, обеспечивающий свободное вращение ротора.
Читайте также  Четырехколесный велосипед взрослый

Известны ситуации, когда после выполнения регулировки хорошие механические дисковые тормоза на велосипеде продолжают ротором тереться по колодкам. Это подтверждает, что элемент немного деформировался, и его требуется выравнивать. Такое действие выполняется прямо на велотранспорте, без снятия ротора. Медленным вращением колесного обода выявляем точку, в которой он трет по колодке, уточняем, в какую из сторон произошло деформирование. Потом прокручиваем это место, открывая возможность для доступа, отгибаем в противоположную сторону. Работать необходимо аккуратно, чтобы не усугубить ситуацию, на ротор чрезмерно налавливать не следует. Операцию лучше выполнить неоднократно, постепенно прибавляя усилие в момент нажатия.

Заключение

Какие бы тормоза на велосипедном транспорте не стояли, дисковые механические или гидравлические, отрегулировать их своими руками просто, если выполнять все требования инструкции.

Как отрегулировать на велосипеде дисковые тормоза?

Регулировка дисковых тормозов на велосипеде для многих — настоящая проблема. Ведь данный механизм имеет куда более сложную конструкцию, чем обычные ободные тормоза, где все работает через натяжение тросика. Но так ли сложна данная процедура? На самом деле, нет. Если вы будете следовать инструкции, как отрегулировать на велосипеде дисковые тормоза, сможете легко с этим справиться.

Немного теории

Существует два типа тормозных дисковых систем — это PM или IS. Собственно, разница между ними заключается в расстоянии между крепежными болтами и направлением их вкручивания. В первом случае — она направлены вдоль рамы велосипеда, а во-втором — перпендикулярно ей.

В большинстве современных байков используются системы типа PM, и это хорошо, ведь их проще настроить относительно положения диска.

Также стоит учесть еще один не менее важный момент — при нажатии тормоза в калипере двигается только одна колодка, а вторая всегда находится в статическом положении. В связи с этим наблюдается неравномерный износ тормозов, и сама система требует более частой регулировки.

Теперь можно переходить к рассмотрению непосредственно самого процесса настройки тормозов.

Какой инструмент может вам понадобиться?

Для настройки дисковых тормозов велосипеда достаточно минимального набора инструментов — это 6-гранник или отвертка с головкой типа Torx. Современные велосипеды максимально адаптированы под простое и быстрое обслуживание, поэтому вам не придется заморачиваться с поиском нужных приспособлений и инструментов.

Чтобы при настройке тормозов регулировка не сбивалась, проверьте, что все остальные узлы системы стоят на своих местах без проблем — колесо надежно зафиксировано в раме/вилке, ротор ровный, адаптер хорошо прикручен к раме. В противном случае при затяжке тормозов эти элементы могут смещаться, нарушая баланс.

2. Центруем калипер

Главная задача на данном этапе — добиться того, чтобы диск располагался точно посередине между тормозными колодками. Это позволит обеспечить равномерный их износ. Как этого достичь? Обычно на тормозах есть специальная крутилка с обозначением in/out, позволяющая легко регулировать это расстояние.

Если таковой нет, то обязательно есть шестигранный болт, который выполняет эту же функцию. Для его затяжки вы можете использовать набор шестигранников Bike Hand YC-267.

3. Регулируем зазор к неподвижной колодке

Регулировка зазора к неподвижной колодке осуществляется с помощью схожей крутилки, которая может закручиваться вручную или с помощью болта типа Torx. Колодку следует подвести максимально близко к поверхности самого ротора. При этом они должны слегка соприкасаться.

При вращении по часовой стрелке колодка приближается к ротору, а против — отдаляется.

4. Регулируем зазор к подвижной колодке

Первым делом необходимо ослабить болт, который фиксирует трос натяжения в калипере, до того состояния, пока вы не сможете руками двигать рычаг приближения колодки.

Далее с помощью красного регулятора, вращая его по часовой стрелке и против, установите положение рычага так, чтобы он зажимал ротор примерно на середине своего хода.

5. Фиксируем трос

Натяните тормозной трос плоскогубцами и зафиксируйте его положение, затянув болт.

5. Подгоняем положение ручки

С помощью специальной черной крутилки, которая расположена на тормозной ручке, установите удобное расстояние от грипсы до руля, при котором тормоз будет зажат. При выкручивании крутилки вы будете отдалять ручку тормоза от грипсы в момент схватывания тормоза.

Если вам не удалось найти удобное положение, следует вернуться к пункту 5 и перенатянуть трос.

На этом регулировка тормозов на велосипеде завершена — вам останется только проверить их работоспособность. Просто сядьте и прокатитесь на своем байке — вы сами должны почувствовать, подходят ли вам тормоза, ведь каждый опытный ездок привыкает к различному определенному характеру торможения. Главное, чтобы механизм срабатывал четко и давал ожидаемый отклик.

Аналогично настраиваются как передние, так и задние тормоза, поэтому повторять описание процедуры попросту нет смысла.

Рекомендации

Правильная настройка тормозов может решить большое количество проблем, но она не является панацеей, поэтому, чтобы ваш велосипед прослужил вам долгую и надежную службу, необходимо регулярно проверять тормозную систему на наличие следующих повреждений:

  • сильный износ колодок;
  • нарушение геометрии тормозного диска;
  • неравномерное стирание колодок;
  • отсутствие смазки;
  • сильные загрязнения тормозной системы и т.д.

Следовательно, если у вас возникают какие-либо проблемы с тормозами на велосипеде, необходимо искать их причину и устранять ее. Простая настройка не всегда может дать ожидаемый результат.

Как отрегулировать дисковые тормоза на велосипеде: методики для гидравлики и механики

В норме дисковый тормоз останавливает колесо максимально быстро, позволяя дозировать усилие на грани блокировки ротора. Отклонения появляются после замены тросика, колодок и капитального ремонта. Впрочем, настройки нарушаются и в ходе длительной эксплуатации, а также после снятия колеса, к примеру, чтобы заклеить камеру велосипеда в домашних условиях . Как избежать знаменитого шорканья ротора, как устранить подтормаживание, и, в конце концов, как вернуть заводской характер торможения – на эти и другие вопросы отвечает редакция журнала Autobann.

Прежде, чем регулировать: подготовка к настройке

Решение отрегулировать на горном или шоссейном велосипеде дисковые тормоза будет успешным лишь в том случае, если будет предусмотрена диагностика тормозной системы. К слову, содержание диагностических мероприятий для гидравлики и механики будет различным. О том, чем отличаются гидравлические тормоза на велосипеде от механических , разговор мы уже вели.

Если коротко, то в гидросхеме обе колодки толкают жидкость, воздействуя на поршни калипера, отчего получается четкая модуляция и легкий ход ручки. А в механике подвижна лишь одна фрикционная накладка. Она подводится к диску путем натяжки троса тормозным рычагом.

Впрочем, каким бы не был привод тормозного механизма, стоит проверить:

  • Ротор на предмет отсутствия деформаций. Для 100% уверенности в плоскостности диска, его лучше открутить, и положить на ровную поверхность. Приблизительную оценку можно дать прямо на велосипеде, вращая колесо, и оценивая расстояние до обеих колодок через прорезь в калипере. Фрикционные накладки должны быть равноудалены от диска в любом положении.
  • Степень износа тормозных колодок и их целостность. Демонтируйте колодки, вынув шплинт, и оцените остаточную толщину фрикционного материала. На поверхности, контактирующей с диском, не должно быть раковин и зазубрин.
  • Чистоту колодок и ротора. Наличие масляных следов и скоплений грязи на их рабочих поверхностях не допускается. Для их очистки можно использовать мелкую наждачку (например, «нулевку») и ветошь, смоченную в любом очистителе (ацетон, нашатырный спирт…).
  • Расположение втулки колеса в дропаутах рамы/вилки. Втулка должна свободно ложиться в посадочное место и упираться в ответную поверхность рамы или вилки. Перекосов в установке не избежать, но они должны быть минимальными, практически незаметными. Микронное перекашивание сразу же слышно по тормозам в виде шорканья ротора. Вот почему после обратного монтажа колеса требуется поднастройка дисковых тормозов.
Читайте также  История велосипеда кратко


Не лишним будет взглянуть на состояние привода. Располагая тросовыми дисковыми тормозами, проверьте целостность тросика. Конец не должен быть расплетенным, а срок эксплуатации – превышать 3 года. Заменяя трос, меняйте и рубашки. Смазывать его необязательно, но если решили, то делайте это только с помощью специальной смазки, не притягивающей пыль.

На гидравлике ничего не должно течь. Слабые места – это соединения:

  1. Мастер-цилиндр – гидролиния.
  2. Тормозная ручка – мастер-цилиндр.
  3. Гидролиния-калипер.М

Статус слабых эти стыки получили из-за использования манжет, которые со временем усыхают и дают течь.

Как отрегулировать дисковые механические тормоза на горном велосипеде

Механика постепенно уходит в историю. Сейчас ее еще можно увидеть в бюджетной линейке российских Stels, Forward и Stern. Учитывая цену, о принадлежности деталей тормозной системы к таким мировым брендам, как Shimano и Sram, говорить не приходится. Обычно это какой-то noname комплект, который имеет минимум настроек.

Еще один гвоздь в списке недостатков механических дисковых тормозов – они чаще нуждаются в регулировке. Все потому, что одна из колодок неподвижна. По мере ее стирания расстояние между ней и диском автоматически увеличивается. Между тем колебания значений этого зазора должны быть незначительными, иначе фрикционные накладки будут неравномерно изнашиваться + страдает качество замедления.

Проверка готовности системы к регулировке

Итак, сперва необходимо убедиться, что:

  • Адаптер, к которому крепится калипер, хорошо закреплён на раме или вилке (болты плотно затянуты).
  • Уже проверенный ротор надёжно зафиксирован винтами на втулке.
  • Колесо установлено на велосипед, эксцентрик/гайки затянуты.
  • Барашек регулировки натяжения троса выкручен не более чем на 1,5 оборота (находится рядом с ручкой или суппортом).
  • Трос закреплен на подвижном рычаге машинки.

Работа с калипером

Регулировка механических дисковых тормозов на горном велосипеде выполняется в два этапа: наладка калипера и поднастройка тормозной рукоятки. Отрегулировать суппорт – значит выставить колодки симметрично относительно диска, при этом зазоры должны быть минимальными.

В настройке калипера важно соблюдать последовательность действий:

  • Отцентрировать машинку. Ослабьте болты крепления суппорта к переходнику и, двигая калипер, отыщите такое его положение, при котором колодки будут равноудалены от диска и полностью параллельны ему. Отцентрировав машинку, притяните ее к переходнику, соблюдая правило равномерной затяжки: вращайте один болт на ¼ оборота, затем другой также на ¼, и снова повторяйте описанную процедуру с первым и вторым крепежом.
  • Выставить зазор между неподвижной колодкой и диском. На калипере механического дискового тормоза любого класса есть болт или регулировочное колесо, позволяющее приближать/удалять неподвижную колодку от диска. Здесь стоит задача воспользоваться этой регулировкой, чтобы приблизить колодку максимально близко к ротору, соблюдая зазор. Проще всего сделать это так: придвинуть фрикционную накладку вплотную к диску, но так, чтобы она не изгибала его, и немного отпустить болт для получения небольшого зазора.

  • Отрегулировать зазор между подвижной колодкой и ротором. На серьезных комплектах для этого предусматривается специальная регулировка – болт, двигающий колодку вне зависимости от натяжки тросика. На дешевых велосипедах эта настройка совмещена с натяжкой троса. Задача – выставить тот же зазор, что и между неподвижной фрикционной накладкой и диском.

Совет. Настройте зазор так, чтобы на середине хода тормозной ручки фрикционные накладки плотно прихватывали диск. Для этого потребуется корректировать натяжение троса с помощью барашка и положение неподвижной колодки (чтобы соблюдать симметрию относительно ротора).

К сведению. Центровку калипера можно пропустить, если эта операция была выполнена ранее, а колесо не снималось.

Настройка хода тормозной ручки

Эта наладка позволяет настроить положение рукоятки в момент схватывания тормоза. Конкретных рекомендаций по этому поводу нет. Кому-то удобнее, чтобы велосипед тормозил при малейшем нажатии на ручку, кому-то больше нравится наличие небольшого холостого хода и мертвая хватка в середине пути рычага.

Выполняется данная настройка с помощью винта, расположенного в корпусе тормозной ручки. Финишная доводка резкости схватывания тормоза производится барашком натяжения троса.

Внимание! После завершения всех регулировок проверьте, равноудалены ли колодки от ротора. Вполне возможно, что придется подрегулировать неподвижную фрикционную накладку.

Частные вопросы по механике

Как ослабить дисковый тормоз на велосипеде

Достаточно вкрутить барабан натяжения троса на определенное количество оборотов. Если его хода недостаточно – открутить гайку крепления тросика к калиперу, и послабить его натяжение. Вариант «так себе» – выкрутить болт регулировки положения ручки.


Не забывайте про неподвижную колодку. Отдаляя подвижную фрикционную накладку с помощью троса, отодвигайте и статичную, так, чтобы соблюдалась симметрия относительно ротора.

Как натянуть

Действуйте в порядке, обратном ослаблению троса, и получите желаемый результат.

Как сделать, чтобы тормоза хорошо тормозили

Используйте качественные колодки и своевременно центруйте калипер относительно ротора, чтобы диск изгибался как можно меньше.

Регулировка дисковых гидравлических тормозов на велосипеде своими руками

Гидравлику принято называть самонастраиваемой. Откуда взялся такой статус – непонятно. Центровка колодок относительно диска здесь тоже может сбиваться. Да и шорканье самого ротора – одна из первых жалоб владельцев даже новых байков.

В целом же настроить гидравлические дисковые тормоза на велосипеде проще, чем тросовые. Но проводя параллель между наладкой тормозного механизма и чисткой цепки, можно сказать, что работа с тормозами все же труднее, чем промыть цепь в домашних условиях .


Основная цель – та же: отцентровать суппорт, проверить, равноудалены ли колодки от диска, отрегулировать ход ручки, если ее конструкция позволяет это. Выполнять регулировку необходимо пошагово:

  • Ослабьте болты крепления калипера к переходнику.
  • Зажмите до упора тормозную ручку и зафиксируйте ее в этом положении подручными средствами (проволока, изолента…).
  • Проверьте расположение ротора. Он должен располагаться точно по центру прорези калипера. Если диск изогнут, значит, колодки не равноудалены от него. Добиться требуемого положения фрикционных накладок и ротора можно путем выгибания диска в противоположную от наблюдаемого изгиба сторону. Жидкость перетечет с одного поршня на другой, и колодки выровняются.
  • Затянуть поочередно болты крепления к калиперу. Используйте методику затяжки на 1/4 оборота, которая приведена в технологии наладки механики.
  • Настроить положение ручки с помощью винта на ее корпусе.