Лучшее седло для велосипеда

Выбор велосипедного седла: советы

Следуете ли вы определённому тренировочному плану, готовитесь к соревнованиям, ездите на работу или просто катаетесь по парку для удовольствия, неудобное седло может быстро превратить приятную поездку в настоящую пытку. Но есть ряд шагов, которые вы можете предпринять, чтобы найти седло, подходящее именно вам, и предотвратить болезненные ощущения при езде. Следуйте этим советам, чтобы найти своё идеальное велосипедное седло.

Не соглашайтесь на то, что есть

Если вы покупаете новый велосипед или велосипед с рук, то более чем вероятно, что седло, с которым он предоставлен, будет вам неудобно (сёдла заводской комплектации обычно не лучшие, а сёдла б/у – это вообще отдельная тема, лучше не использовать). Порой оно может вам подойти, но если после нескольких поездок вы чувствуете, что вам неудобно, начните искать новое. Как только вы найдете марку и модель седла, которые вам подходят, наверное, стоит купить несколько. Нет ничего хуже, чем найти своё идеальное седло, а затем потерять его, потому что выпуск этой модели прекращён.

Пробуйте седло перед покупкой

Лучшая стратегия поиска заключается в том, чтобы попробовать как можно больше сёдел, прежде чем купить одно из них. Многие магазины, в том числе ProVelo, предлагают тест седла, но также стоит спросить друзей и товарищей по велоклубу, выслушать их рекомендации и, возможно, попробовать их сёдла.

Широкое и мягкое не значит удобное

В самом широком месте седло должно быть практически такой же ширины как ваши седалищные кости (выступающие кости на ягодицах). Более широкое седло бессмысленно и, скорее всего, приведёт к натираниям и болезненности. Измерив расстояние между седалищными костями и добавив к этому параметру 2 см, вы получите хорошую отправную точку ширины седла, которое вам нужно.

Мягкие подкладки и гелевые покрытия могут показаться хорошей идеей, но на самом деле они могут вызывать больше вызывать болезненные ощущения, а не предотвращать их. Мягкое седло побуждает вас располагать на нём больше веса, под которым оно деформируется, создавая большую площадь контакта, что может привести к усилению боли. Поскольку оно проседает под тазовыми костями, его материал должен куда-то деваться, что приводит к возникновению новых точек контакта, в которых могут возникать натирания и онемения.

Гораздо важнее, чтобы седло вас правильно поддерживало и было устойчивым (чего, кстати, в мягких сёдлах, где набивка елозит из стороны в сторону, не добиться). О комфорте пусть позаботятся достойные велотрусы с хорошей подкладкой-«памперсом».

Длина и форма седла

Длина и форма седла очень сильно зависят от вашей посадки на велосипеде. Для триатлона, гонок на время и агрессивной аэродинамической посадки вообще больше подойдёт плоское седло с длинным и мягким носиком, которое будет удобнее при более низкой посадке. Для более длинных шоссейных заездов, или если вы предпочитаете более открытую и свободную посадку, лучше подойдёт седло покороче и, возможно, с большим изгибом посередине.

Вес и материал

Не зацикливайтесь на весе седла. Даже самое суперлёгкое из них не сделает вас быстрее, если через несколько часов вы просто не сможете сидеть на нём. Да, сёдла с титановыми или карбоновыми рамками могут быть несколько более снисходительными, чем сталь, но оправдывает ли это дополнительные расходы? Подумайте. Помните и о том, что основная форма модели седла, как правило, остаётся неизменной независимо от цены или используемых материалов.

Гендерная специфика при выборе велоседла

Мужчины и женщины имеют разные анатомии, что, конечно, необходимо учитывать при выборе седла.

Требования женщин-велосипедисток, у которых более широкие бёдра и совсем другая анатомия таза, очень отличаются от мужчин. На рынке сейчас множество моделей с вырезом, преподносимые как специфически женские, но в действительности это лишь чуть доработанные мужские дизайны. Травмы и воспаления лабиальных тканей являются достаточно распространенной проблемой для женщин в седле. Дизайн седла с вырезом посередине разрешает проблему давления на внутренние половые губы, но переносит его вместо этого на внешние половые губы. При этом могут быть серьёзные воспаления и отёки, что делает эту область более восприимчивой к дальнейшим повреждениям, а попытки принятия необычных положений в седле для облегчения дискомфорта, могут привести к вторичным повреждениям спины или колен.

Болезненные ощущения, конечно, неприятны для мужчин, но их, скорее всего, беспокоит другая проблема — эректильная дисфункция. Сжатие срамного нерва может вызвать ощущение онемения полового члена. Эти ощущения должны немедленно проходить, когда вы меняете посадку, встаёте из седла или заканчиваете езду. Если онемение продолжается, то отнестись к этому стоит со всей серьёзностью, поскольку это может быть симптомом развития эректильной дисфункции. Чрезмерное давление может также повредить уретру и привести к инфекциям в ней. Это характеризуется жжением при мочеиспускании после езды или, в редких случаях, крови в моче. При наличии какого-либо из этих симптомов, немедленно обратитесь к лечащему врачу за медицинскими рекомендациями. Сёдла с вырезом посередине могут помочь облегчить оба эти случая.

Проверьте вашу посадку

Если вы никак не можете найти подходящее седло, возможно проблема в другом. К дискомфорту могут привести неправильная высота или вынос седла вперёд-назад, поэтому проверьте их и выставьте правильно. Более сложные и тщательные вопросы посадки на велосипеде лучше обсудить со специалистом по байкфиту (только будьте внимательны при выборе, найдите настоящего специалиста).

Системы выбора

Ряд производителей сёдел предлагают системы подбора, которые учитывают различные параметры для определения оптимального седла. Очевидно, что результаты специфичны для их собственного диапазона сёдел, но, если вы серьёзно подходите к выбору седла, то, может быть, стоит попробовать.

Обкатка

Некоторые более традиционные модели сёдел требуют определённого периода обкатки, но современные сёдла должны быть хороши и при использовании прямо из коробки. Если дизайн значительно отличается от вашего старого седла, поначалу оно может показаться немного непривычным, но это ощущение должно пройти после нескольких поездок, если, конечно, седло вам подходит. Иллюзия того, что седло «прикатывается», часто бывает случайной, ведь на самом деле всё объясняется тем, что велосипедист просто привыкает или становится сильнее. По мере того, как вы улучшаете физическую форму, вы прикладываете больше мощности на педали, меньше оседаете на седло и дискомфорт должен быть меньше.

Не сдавайтесь

Длительный дискомфорт и тщетные попытки найти седло, которое уменьшит его, могут быть действительно неприятны. Однако проявите настойчивость, поскольку, так или иначе, подходящее седло найдётся для всех. Не бойтесь пробовать альтернативные конструкции седла, например, с другим изгибом, шириной и так далее, и следите за новыми моделями велосипедных седел на нашем сайте.

Как выбрать седло для велосипеда

Каждый, кто пробовал сесть на велосипед в уже недетском возрасте, чувствовал, что на сей раз “приключения на одно место” стали обретать реальные очертания. Многие из-за дискомфорта и боли отказываются вообще от велопрогулок, а те, кто не испугался, стараются терпеть и раскатываться. Иногда это не помогает, и боль становится спутником. Тогда не остается ничего, кроме как выбрать седло для велосипеда, больше подходящее именно вашей пятой точке.

Многим кажется, что седло, которое, в общем, вещь легко заменяемая, не так важно для велосипедиста, как тормозная система или трансмиссия. Мол, если на одном неудобно, то поставим другое, помягче – будет все замечательно. Неизменно действует магическое слово “гель” – мимо него не пройдет ни один новичок, накатавший километров тридцать и ощутивший прелести российских дорог тем самым местом, на котором сидит. Обычно так седло и выбирается: человек с ноющей болью приходит в магазин и берет то, что больше всего напоминает объемную подушку. Постоянный клиент веломагазина готов: с этих пор он регулярно будет возвращаться за все более мягким, широким, дорогим… А всего-то и надо, выбирая седло для велосипеда, изучить собственную анатомию, анатомию седел и найти подходящее в соответствии с новоприобретенными знаниями.

  • Анатомия пятой точки
  • Анатомия седла
  • Задним умом

Анатомия пятой точки

Итак, прежде чем идти за новым седлом, обратим внимание на ту часть тела, которая непосредственно с ним соприкасается. Удивительным образом мы все, такие разные, в строении скелета схожи. Кости обрастают плотью, но от ее количества зависит только объем тела, а сидим мы все равно опираясь на тазовые кости, именуемые седалищными буграми. Мягкие ткани как бы раздвигаются, соответственно, площадь давления на них уменьшается. Нет никакой разницы, сидим ли мы на стуле или в седле велосипеда, правильно подобранном в соответствии с индивидуальными особенностями.

Расстояние между тазовыми костями у людей разное, и оно не зависит от объема бедер. Даже у обладателей внушительного зада это расстояние может быть небольшим, а у сухопарого человека – наоборот. Именно этот параметр влияет на выбор седла в первую очередь. Вам не нужен широкий “диван”, если вы укладываетесь в 140 см, вам не подходят узкие спортивные (еще называют “гоночными”) седла, если тазовые кости не находят опоры. Замерить расстояние между ними можно либо классическим способом, сев в емкость с песком (отпечаток седалища будет неоднородным, и расстояние между самыми глубокими вмятинами – искомый параметр), либо с помощью специальных инструментов или даже пальцев рук – косточки можно нащупать, а измерения – дело техники.

Читайте также  Смазка nanoprotech для велосипеда

Неправильный выбор седла грозит многими неприятностями как мужчинам, так и женщинам. Правда, мужчины склонны об этом задумываться чаще и пристрастнее: нелады со здоровьем у нас проявляться будут раньше и неприятнее. Узкое седло принимает на себя вес велосипедиста, опирающегося на него мягкими тканями промежности. Соответственно, пережимаются кровеносные сосуды, нарушается кровоснабжение. Ровно то же самое происходит, если вы приобретаете мягкое, очень мягкое седло. Кости продавливают наполнитель и он давит на мягкие ткани рядом с костями. Слишком широкое седло уже позволяет обладателям широкого таза чувствовать себя комфортнее, но “лишний объем”, то есть выступающие края, способны стереть в кровь бедра и промежность при педалировании.

Оптимальным выбором будет седло с “посадочной площадкой” шире расстояния между тазовыми костями на 3-5 см, узким носиком и относительно резким переходом от широкой части к узкой.

Женская и мужская анатомии в медицинском атласе очень различаются, но при выборе седла различия почти сглаживаются. Как правило, таз женщин шире, чем мужской, поэтому расстояние между седалищными буграми больше. Соответственно, очень узкие седла для женщин не подходят, и модели “for lady” всегда на несколько сантиметров шире. Однако строение индивидуально, и если дама прекрасно чувствует себя в мужском седле, ее не должна останавливать маркировка пола. Самая распространенная женская ошибка – выбирать седло в соответствии со своими габаритами. Следует запомнить: никакой связи между размером брюк и размером седла нет, так что примерка – наиважнейшее дело.

Анатомия седла

Определившись с размером таза, берем линеечку и идем выбирать седло. В начале велосезона их множество на витринах веломагазинов, ибо после долгого зимнего перерыва пятая точка дает о себе знать у всех. Многие пытаются устранить дискомфорт приобретением нового посадочного места для собственного зада, поэтому продавцам грех не воспользоваться спросом.

Мягкие и жесткие

Широкий ассортимент при ближайшем рассмотрении как-то суживается. Разные производители предлагают почти одинаковые варианты: невообразимо ажурный пластик, резиновые “подушки”, обтянутые кожзамом, синтетикой или кожей узкие почти плоские седла с желобками, вырезами или выпуклостями, ретро-сидения и даже почти кресла со спинками. На этом этапе следует вспомнить, для чего вы берете седло: стиль катания определяет выбор.

Если шоссейные гонки или экстрим вроде даунхилла не для вас, если вы не спортсмен, а любитель, если ваш велосипед для вас универсален и ему предстоят то велопрогулки, то многокилометровые велопоходы, то поездки до работы и обратно – забываем о мягких, толстых и очень привлекательных седлах. Они годны только для редких получасовых выездов к магазину. Долго в них находиться нельзя – они не соответствуют человеческой анатомии. Забываем и о пластиковых ультралегких жестких сидениях – они прекрасны только в случае экономии веса и не предназначены для длительных поездок. Для редкого катания подойдет любое мягкое седло, для скоростного спортивного седло подбирается почти исключительно по весу и аэродинамике, ибо зад спортсмена касается его не слишком часто и нагрузка очень невелика.

Материалы

Если взять обычное седло в руки, то мы увидим рамку из металла (сталь, алюминиевый сплав, титан), к которой крепится пластиковая основа седла. Обтянута вся эта конструкция искусственной кожей или иным синтетическим материалом, более дорогие модели – натуральной кожей. Объем создает наполнитель, преимущественно полиуретан, взбитый в пену. Такие седла ощутимо проминаются пальцами и тут же возвращаются в исходное состояние. Чем толще слой наполнителя, тем толще и мягче седло, а такие мы уже решили игнорировать. Седла без наполнителя или с тонкой синтетической прокладкой – жесткие и плоские, и большинство находит их неудобными для длительных покатушек и велопоходов. Зато для спорта это отличный выбор: давить на седло всем весом не приходится.

От материала, которым обтянуто седло, зависит не только цена. Синтетика не предполагает отведения пота, благодаря чему одежда будет влажной, особенно в жару. Потеет велосипедист при любом стиле катания, и не стоит думать, что неспешные покатушки оставят ваши брюки сухими. Влажность приводит к потертостям, опрелостям, простудам, да и просто к неприятным ощущениям. Натуральная кожа впитывает влагу, пропускает воздух, но если под ней искусственный наполнитель – не спасает, хотя степень “увлажнения” все же меньше, чем у сидящего на искусственном материале. Для любителей активной езды создана велоформа, в частности, велошорты “с памперсом”. Влагоотводящая прокладка позволяет себя чувствовать комфортно в любом седле.

Совсем иное дело – полностью кожаные седла. У них нет пластиковой основы и наполнителя, несущую функцию выполняет сама кожа. Натуральный материал отлично отводит пот, пропускает воздух, поэтому ездить в таком седле комфортно в любой одежде. Кроме того, качественно выделанная кожа подстраивается под пятую точку владельца по мере нахождения ее в седле, повторяя все выпуклости и впадинки. Соответственно, никакого лишнего давления на мягкие ткани не происходит. Правда, такое седло необходимо “разносить”, то есть проехать в нем сотню километров. Это идеальный туристический вариант, отличное решение для городских поездок. К недостаткам кожаных седел можно отнести большой вес, высокую стоимость и необходимость тщательного ухода. Однако все окупается комфортом и долгим сроком службы: по-настоящему качественные кожаные седла переживают не один велосипед.

Конструкция

Обращают на себя внимание желобки и прорези в центре седел, вырезы необычной формы. Как правило, эти ухищрения дизайнеров и конструкторов имеют одну цель: обеспечить доступ воздуха к телу человека и снизить давление на стратегически важные места. Выбирая седло для велосипеда с желобком или прорезью в центре, стоит помнить, что это всегда риск: края отверстий тоже могут создавать зоны повышенного давления на мягкие ткани. Гораздо безопаснее в этом отношении будут небольшие отверстия, подобные дыркам для шнурков в кроссовках. Впрочем, если дискомфорта рельефное седло не доставляет, то со своими задачами оно справляется.

Женское и мужское седло, за исключением размера по ширине, мало чем отличаются. Единственное, о чем можно вспомнить – носик женского седла традиционно короче мужского. Изначально это было сделано для того, чтобы юбка велосипедистки выглядела эстетично при педалировании. Сегодня в юбках ездят редкие женщины, так что необходимость в коротком носике отпадает, но традиции остались. Мужчине женское седло может давить краем на самые важные места, поэтому для мужских седел длина – осознанное требование.

Если объектом вашего внимания стал велотуризм, то стоит обратить внимание на седла с пружинами сзади. Такие наверняка помнятся по детству: подпружиненные сиденья ставились почти на все велосипеды. Сегодня это приоритет турингов и ситибайков: комфорт важнее веса. Пружины создают амортизацию на наших интересных дорогах, не позволяя седлу оставлять синяки на мягком месте. Для спортивного катания пружинные амортизаторы вредны.

Часто модели седел, разные по стоимости, кажутся идентичными. Лишний вес в денежном эквиваленте прибавляют материалы, в основном рамка седла. Алюминий и титан легче и дороже, сталь тяжела, но стоит минимум. Если вопрос веса не стоит, сталь устроит всех. Титановые рамки, несмотря на кажущуюся прочность, почему-то часто ломаются под солидным весом велонаездника с рюкзаком, например. Скорее всего, в этом виновата экономная экономика: в титановом сплаве титана может оказаться не слишком много.

Крепление большинства седел универсальное: рамка седла вставляется в крепление подседельного штыря. Если он у вашего велосипеда уникальный или редко встречающийся – поинтересуйтесь заранее подходящими седлами. Помните, что правильная установка и регулировка седла может избавить от необходимости приобретать новое. Ну и, конечно, не забывайте про одометр: понять, удобно ли седло, можно только после цифры 100 км на его экране.

Задним умом

Ну и последнее. Большинство начинающих велосипедистов, проклиная стоковые седла, идут в магазин за новыми. Там их ждет ценовой шок: кусок пластика в половину стоимости велосипеда, “подушечка” из почти резины с ценником в четыре цифры, а рядом очень привлекательные широкие и мягкие “диванчики” рублей за 300. Кажется, что седло и есть седло, лишь бы по размеру подошло и было мягким? Думайте “задним умом” – прислушивайтесь к ощущениям собственного седалища.

Разница есть, и ее вы очень скоро ощутите тем местом, которое предсказывает неприятности. Хорошее седло – седло дорогое, из качественных материалов, отвечающее анатомии человека, вернее, одной конкретной части тела. Конечно, некоторые производители или продавцы цены неоправданно завышают, и седло, обтянутое резиной с надписью “GEL”, не может стоить дорого. Но за натуральные материалы надо платить деньгами, иначе придется расплачиваться собственным задом.

Велосипедное седло: выбор, настройка, обкатка

В велоспорте не бывает мелочей: формула «сел и поехал» работает разве что с прогулочными велосипедами.
В седле своего шоссейного или разделочного велосипеда вы проводите несколько часов в неделю, а значит, само седло и посадка должны быть максимально комфортными – это влияет и на качество тренировок, и на здоровье спортсмена.

Изменится ли качество велотренировки, если изменить ширину седла на несколько миллиметров? А как несколько миллиметров наклона седла повлияют на здоровье? Почему седла различаются по форме, и нужно ли женщинам и мужчинам выбирать разные модели? Разбираемся с этими и другими вопросами.

Выбираем седло

Условно разделить все велосёдла можно на две большие категории: стоковые и подобранные индивидуально.

Стоковое седло (то, что идет в комплекте с велосипедом) не учитывает ни одной анатомической особенности спортсмена и по факту существует номинально – вы же не можете приобрести велосипед без седла?

Читайте также  Разборка втулок велосипеда

Седло не может одинаково подходить высокому крупному мужчине и миниатюрной девушке – поэтому подбор и настройка седла происходит для каждого спортсмена индивидуально, исходя из его пола, роста, растяжки, особенностей таза и даже угла разгибания колена при педалировании.

Для шоссейного велосипеда

Корпус спортсмена на шоссейном велосипеде находится в более приподнятом положении, нежели в ТТ, поэтому, выбирая седло, следует учитывать следующие параметры:

Подбирается, исходя из антропометрических данных спортсмена, а именно ширины седалищных бугров, на которые приходится основной упор.

Например, седла от фирмы specialized с типом седла power идеально подходят для езды на шоссейном велосипеде. Большой выбор различных размеров позволяет подобрать именно то седло, которое будет подходить именно вам по ширине седалищных бугров. Вариант с размером в 130 мм очень близок к стоковым седлам.

Для остальных размеров работает следующая логика:

  • Для седалищных бугров размером до 120 мм (не включительно) – седло specialized 143 мм
  • Для седалищных бугров размером от 120 до 130 мм (не включительно) – седло specialized 155 мм
  • Для седалищных бугров размером шире 130 мм – седло specialized 168 мм.

Седла других производителей при этом могут отличаться на несколько миллиметров.

Если, сидя на шоссейном велосипеде, спортсмен наклоняет корпус вперед, седалищные бугры поднимаются над седлом.
На удобство посадки здесь сильно влияет форма седла, которая подбирается в зависимости от уровня растяжки спортсмена (а значит, его умения перемещать таз вперед) и может быть двух видов (по классификации от gebioMized):

  • Седло формы v-shape (напоминает букву V) – резко расширяется от кончика к задней части и подходит для тех, кто не обладает хорошей растяжкой и, нагибаясь к рулю, тянет за собой таз;
  • Седло формы t-shape (напоминает букву T) – имеет узкий и длинный носик и резко расширяет в задней части. Такая форма подойдет спортсменам с хорошей растяжкой.

Разгрузка на промежность

Разгрузкой называют вырезанный посередине седла канал.
Он может различаться по ширине и располагаться в разных частях: ближе к носику, ближе к задней части седла или ровно посередине.
Бывают и седла без разгрузки – как правило, это стоковые седла.

Отсутствие разгрузки может быть чревато перекрытием кровотока и, как следствие, чувством дискомфорта во время езды. Выбор формы разгрузки зависит исключительно от индивидуальных ощущений спортсмена.

Еще один индивидуальный параметр. Понять, седло какой длины подходит именно вам, можно только опытным путем. Короткими считаются седла длиной в 240-250 мм, классическими – от 260 до 280 мм. Универсальная рекомендация здесь – короткие седла, которые предполагают большее количество вариантов по установке и регулировке.

Самый незначительный критерий. Градация по весу между всеми возможными седлами может составлять максимум 100 гр – как правило, этот параметр можно вовсе не учитывать при выборе седла.

Различают три основных материала, из которых изготавливаются рамки седла:

  • Железные – более тяжелые по весу, но более мягкие (поддаются деформации);
  • Титановые – более легкие и прочные;
  • Карбоновые – максимально лёгкие и максимально прочные.

Разным может быть и материал каркаса: пластиковый (переживёт даже жёсткие падения) и карбоновый (он легче и отличается большей упругостью).

Обшивку можно выбирать на свой вкус и цвет, перечислить все варианты даже не представляется возможным: от клеёнки и искусственной кожи до специальных покрытий с маленькими резиновыми ворсинками для предотвращения скольжения.

В большинстве случае все вопросы можно закрыть, подобрав седло по перечисленным выше параметрам. Но есть и специальные решения: например, у specialized есть модель седла Power MIMIC, созданная именно для девушек. Специальная вставка из геля добавляет мягкости на переднюю часть седла и помогает избежать лишнего давления на мысок.

Для разделочного велосипеда

Тело спортсмена на разделочном велосипеде принимает почти горизонтальное положение, поэтому и посадка в седле отличается от посадки на шоссейнике: спортсмен не касается седла седалищными буграми.

Задача седла разделочного велосипеда – максимально разгрузить лобковую часть, на которую приходится большая часть нагрузки.

Нюансов подбора и различий между седлами здесь меньше. Если замерить седалищные бугры для подбора седла к шоссейному велосипеду довольно просто, то замерить лобковую часть представляется малореальным и подобрать седло для разделочного велосипеда можно только с помощью специального оборудования – в MySportExpert, например, оно есть.

Для разделочных велосипедов идеально подходят седла модели SiteroExpert: они имеют ширину на носике в 55мм, разгрузку на промежность (выглядят такие седла так, будто их обрубили спереди) и плоский профиль.

Также для разделочных велосипедов подойдут седла от ISMAdamo, которые имеют раздвоенный кончик, похожий на язык змеи. Несколько вариантов моделей таких сёдел скоро появятся в ассортименте MySportExpert.

Настройка посадки седла

Регуляция седла на шоссейном велосипеде должна учитывать три фактора:

Определяется по уровню растяжки спортсмена – чем лучше растяжка, тем выше устанавливается седло. Уровень растяжки атлета специалист определяет, исходя из угла разгибания его ноги в коленном суставе, который, в свою очередь, определяется на специальном оборудовании с помощью камер.

  • Положение таза вперед-назад

Аппаратура gebioMized позволяет увидеть работу таза. Главное здесь – добиться того, чтобы человек находился в седле максимально стабильно, иначе говоря, не ёрзал. Добиться нужно такого положения, чтобы диапазон движения таза в седле во всех направлениях не превышал 2 сантиметров.

  • Давление на седло

В случае с шоссейным велосипедом центр давления должен приходиться на середину седла. Если седло подобрано неверно и является слишком узким для спортсмена, тот будет инстинктивно сдвигаться назад – на более широкую часть седла. С разделочным велосипедом картина несколько меняется: основная часть давления должна приходиться на переднюю часть седла (на 2-5 см вперед от его центра).

Меняя положения седла и угол его наклона можно изменить давление тела спортсмена на седло.

Обкатка. Как понять, что всё в порядке?

Ответ краток и прост: понять, что седло выбрано и настроено правильно, можно только на практике.
Уйти на это может от нескольких секунд (профессионалы знают свой вел идеально и очень чувствительны к малейшим изменениям) до нескольких часов – столько времени может уйти у любителя на то, чтобы понять, комфортно ли ему находиться в седле своего велосипеда.

А если не настраивать?

Неправильная высота седла (обычно его ставят слишком низко) даёт постоянное компрессионное давление на колени. А само седло, не учитывающее индивидуальные особенности спортсмена, может вызвать общее чувство дискомфорта, усталости, онемения и даже провоцировать натёртости. Рано или поздно это приведет к тому, что желание заниматься велоспортом пойдет на убыль.

Избежать этого, подобрать и настроить велоседло можно в MySportExpert, записавшись по телефону +7 495 374 94 22 или на сайте .

Седло: как выбрать с учётом анатомии

Седло — важная часть велосипеда ведь именно с ним соприкасается ваше седалище. О том, как правильно выбрать седло написано множество статей, постов и мнений, но в конечном итоге все сходятся к одному и тому же: выбор сугубо индивидуален, определяется анатомией и сделать его можно только попробовав конкретное седло в течение нескольких поездок суммарно на несколько сотен км. Но кроме этого заключения не стоит забывать и о стиле езды.

Для каждого стиля есть свои сёдла учитывающие его особенности и именно из них уже имеет смысл выбирать с учётом анатомии. Прямые узкие — для шоссейных гонок, широкие «диваны» для прогулки в парке. и весь спектр промежуточных вариантов. Об этом вы можете прочитать почти в каждой статье с общей информацией о сёдлах. Если интересует этот вопрос, рекомендую хороший обзор типов велосёдел (в нём ещё и о геометрии седла неплохо сказано). Не будем сейчас на этом останавливаться, а перейдём к заявленному в заголовке анатомическому аспекту.

Статья на сайте twentysix.ru весьма подробно раскрывает эту тему (хоть и весьма напоминает рекламу сёдел BodyGeometry), поэтому далее её и приведём.

Исследования, проведенные доктором-урологом Франком Зоммером в Гамбургском университете в Германии, показали, что давление, которое оказывает обычное велосипедное седло на тело человека, уменьшает приток крови к нижним конечностям, причем цифры оказались поразительными. Кроме того, через несколько минут педалирования на обычном седле приток крови к пенису у спортсмена уменьшился до 18% от начальных значений, с которыми он сел на велосипед! В то же время при использовании седла Specialized BG приток составлял 82% от начального.

Естественно, когда к органам поступает меньше крови, начинаются проблемы – появляется онемение, дискомфорт и, как следствие, ухудшается здоровье и снижается эффективность.

Седло должно не только защищать вас от подседельного штыря – оно должно анатомически подходить лично вам.

Раньше ширину седла выбирали без индивидуального подхода, основываясь на общих данных и статистике. Но все мы разные, и нужно это учитывать! Даже у двух человек с одинаковым объемом талии и весом, скорее всего, разное расстояние между тазовыми косточками. Выбор ширины седла не обусловлен объемом мышц – например, спринтерам может не подойти узкое седло, несмотря на большой объем мышц.

На сколько точек мы опираемся, когда едем на велосипеде? Многие считают, что на пять, но на самом деле их должно быть шесть. И когда пятая и шестая точки будут нашими седалищными буграми таза (выступов на тазовых костях), то давление на них будет меньше, чем если бы мы сидели на одной пятой точке-промежности.

Седло следует выбирать исходя из ширины седалищных бугров таза, на которых мы сидим. Условно назовем их седалищными костями.


Идея в том, чтобы сидеть не на мягкой ткани, а на седалищных костях, чтобы не придавливать нервные окончания и сосуды. И если у вас они широко расположены, а вы используете узкое седло – кости просто висят в воздухе, а вы сидите на мягкой ткани. Это противопоказано! Кроме того, седалищные кости должны соприкасаться не с краями седла, а с опорными точками, чтобы давление распределялось правильно и равномерно.

При аэродинамической посадке таз наклоняется вперед, и можно сидеть на более узком седле, чем при других видах посадки. Таким образом, если ваша специализация – разделки, триатлоны и «отрывы» от группы, то вам подойдет более узкое седло, чем для сити-байка или трейл-байка.

Седло шириной 130 мм подойдет человеку с расстоянием 100 мм между седалищными костями, а у большинства мужчин оно в среднем 120 мм – значит, им нужно седло 143 мм. Таблица соответствия, а также специальный инструмент для измерений – BG Saddle Measuring Tool – появится в магазинах дилеров со следующего сезона. В среднем же, согласно статистике, ширина между седалищными костями 118 мм у мужчин, и 132 мм – у женщин.

Разумеется, женские седла отличаются от мужских – ведь в области таза наши тела очень различны. Специалисты Specialized исследовали распределение веса велосипедистки на седле во время педалирования и специально для слабого пола разработали особую форму седел, состав наполнителя и вид прорезей для оптимальной поддержки женского таза и распределения веса по седлу во время езды.

Также стоит отметить, что все седла BG имеют достаточно большую плоскую поверхность для сидения. Седалищные косточки созданы для правильной поддержки тела, лучшего распределения кровообращения и поддержки собственного веса. Поэтому на них мы возлагаем большую часть нагрузки. Плоская поверхность будет правильно поддерживать ваш таз, не ухудшая кровоток. В то же время все тоннели и дырки в седлах BG уменьшают давление на мягкую ткань, даже если вы наклоняете или смещаете таз вперед при агрессивной (низкой) посадке. Все эти тонкости существенно повышают безопасность, производительность и комфорт.

Женское седло для велосипеда

Велосипед — это транспорт, который пользуется одинаково большим успехом и у мужчин, и у женщин. На нем ездят взрослые и катаются дети. За рулем экологически чистого двухколесного транспортного средства сегодня можно встретить кого угодно — и студента, и офисного клерка, и строителя, и домохозяйку.

Однако для того, чтобы велосипед приносил исключительно удовольствие и пользу, необходимо со всей серьезностью подойти к выбору не только транспортной модели целиком, но и каждой мелочи в ней. Тем более, что некоторые «мелочи» не такие уж и незначительные с точки зрения здоровья и комфорта.

Речь пойдет о велосипедном седле. И не просто «седле», а седле женском, разработанном под анатомические и физиологические особенности представительниц прекрасной половины человечества.

«Неправильное» вело-седло, как источник реальной опасности для здоровья

Очевидно, что именно таз в человеческом организме испытывает наибольшую нагрузку во время езды на велосипеде. А женский таз — особенно. И поэтому очень важно выбрать такое седло, которое позволит, крутя педали, без болей и мозолей преодолевать даже большие расстояния.

Ученые из Йельского университета (США) провели ряд серьезных исследований и выяснили, что велосипедное седло способно стать угрозой для сексуального здоровья дам! И если раньше считалось, что неправильно выбранное вело-сиденье вызывает эректильную дисфункцию лишь у мужчин, то теперь есть проверенные медицинские данные о негативных последствиях и для женщин.

О том, какой вред может причинить здоровью неправильно подобранное седло, вы узнаете, посмотрев видео-обзор:

Многие дамы, регулярно путешествующие на велосипеде или занимающиеся в фитнес-зале на велотренажерах, жалуются на онемение и неприятные ощущения в промежности после поездок и тренировок. Это значит, что неправильно выбранное седло уже начало свое «черное дело». Еще немного, и у этих женщин возникнет (а может и уже возник) реальный повод обратиться к врачу.

Особенности конструкции велосипедных седел

Обычное вело-седло имеет предельно простую конструкцию. Оно состоит из:

  1. Прочной рамки V-образной формы, которая может быть изготовлена из стали, карбонового волокна, титановой проволоки, хром молибдена, сплава алюминия и т.д. Седельная рамка крепится к основанию в трех точках. Некоторые рамки оснащаются пружинами, что создает амортизацию и покачивание при езде.
  2. Седельной основы, изготавливаемой, как правило, из высокопрочного суперсовременного пластика — цельного или с проемом посредине (для большего комфорта и обеспечения вентиляции).
  3. Смягчающей прокладки для уменьшения седельной жесткости. Она может быть сделана с поролоном или гелевой прокладкой внутри. Именно гелевая прокладка гарантирует максимальный комфорт велосипедисту даже на очень больших расстояниях.
  4. Внешнего покрытия, которое может быть выполнено из натуральной кожи, кожзаменителя, синтетических материй или карбона. Естественно, чем качественнее материал покрытия, тем дольше прослужит велосипедное седло, сохраняя презентабельный внешний вид. Самым современным, качественным и комфортным для велосипедиста на сегодняшний день считается покрытие из натуральной кожи с кевларовыми вставками.

Тем, кто приобретает велосипед или просто меняет старое вело-седло на новое, следует учесть, что нужно будет некоторое время, что называется, «попривыкать» к новой детали под собственным задом.

Производители велосипедных седел

Сейчас существует большой выбор качественных велосипедных седел от разных производителей. И самыми известными в этой области являются такие фирмы, как «Selle Italia», «San Marco», «Fizik», «Specialized» и «Ritchey». В их модельных рядах каждый велосипедист или велосипедистка могут выбрать действительно свое седло, которое будет им идеально подходить по всем параметрам.

Известно, что велосипедное сиденье нужно выбирать с учетом своих анатомических особенностей и индивидуального физиологического строения (в частности, ширины седалищных костей). Кроме того, надо иметь в виду собственный характер езды и характер местности, по которой приходится передвигаться.

Для шоссейных и кросс-кантрийных великов, как правило, выбирают узкие и жесткие легкие седла. А для городских и гибридных двухколесных транспортных средств специалисты рекомендуют приобретать седла мягкие и широкие, которые будут максимально комфортными даже при длительных поездках.

Особо следует сказать о велосипедных седлах «Tioga Spуder» — высококачественных суперсовременных моделях, которые способны понравится даже самым привередливым велосипедистам и велосипедисткам. Особенностью конструкции таких седел являются множество вентиляционных отверстий в легком эластичном пластике.

Правильная регулировка вело-седла

Мало просто купить качественное и подходящее индивидуально велосипедное седло, важно правильно его настроить, отрегулировав по высоте и углу наклона. Сделать это несложно, поэтапно выполняя простейшие операции:

  1. В зажимы подседельного штыря вставляется собственно седло (а сам штырь вставляется в подседельную трубку вело-рамы).
  2. Подбирается высота седла (велосипедист садится в седло и удобно устраивается так, чтобы вытянутые носки ног доставали до земли). На подседельном штыре имеются отметка, ниже которой этот штырь выставлять просто нельзя.
  3. Подседельный штырь зажимается подседельным же хомутом. И надо следить, чтобы нос седла был параллелен рамной трубе.
  4. Регулируется положение седла относительно велосипедного руля. Здесь ориентироваться нужно лишь на удобство посадки конкретного велосипедиста.
  5. Регулируется высота седельного наклона. Седло должно быть расположено параллельно земле. Если нос сиденья установить слишком низко, то велосипедист будет постоянно «съезжать», ну а если чересчур задрать, то седло начнет чрезмерно давить на таз.

Специалисты рекомендуют особое положение седла лишь в некоторых ситуациях:

  • гонки на кросс-кантри моделях, когда седло должно быть выше руля на 5 и более сантиметров;
  • во время длительных туристических поездок, когда седло устанавливается на 2-5 см выше руля;
  • во время прогулок, когда седло следует установить вровень (или на 2 см ниже) с рулем.

Подробнее о регулировке седла – в видео-обзоре:

Идеально подобранное женское велосипедное седло

Женщинам-велосипедисткам (даже самым эмансипированным из них) рекомендуется выбирать именно «женские» седла по трем достаточно веским причинам:

  1. Так лучше для «женского» здоровья.
  2. Так правильно с анатомической точки зрения.
  3. И наконец, так гораздо комфортнее.

У представительниц прекрасного пола расстояние между седалищными буграми таза существенно больше, нежели у мужчин (132 мм против 90-100 мм), поэтому езда на узком мужском вело-седле будет доставлять дамам дискомфорт, а то и боль.

Женское велосипедное седло короче и шире мужского. Но каждая велосипедистка должна выбирать его именно «под себя», чтобы избежать при передвижении (в том числе длительном) сдавливания кровеносных сосудов в области промежности и, как следствие, онемения некоторых частей тела.

Производители вело-седел выпускают целые женские линейки продукции. Главное их отличие от мужских, конечно, в размерах и мягкости. Но многие фирмы делают акцент и на особом «женском» дизайне.

Чтобы узнать больше о различиях между мужскими и женскими велосипедами и аксессуарами для них, рекомендуем посмотреть видео: