Лучшая вилка велосипеда

Лучшая вилка для горного велосипеда

Велосипедная вилка выполняет задачи амортизатора (демпфера). Она загашает колебания и вибрации, смягчает ход при езде по неровностям, уменьшает нагрузки на руки райдера и повышает комфортность поездок. Кроме этого передняя вилка держит колесо, обеспечивает его поворот в соответствии с углом поворота руля, ощутимо влияет на стиль езды и воспринимает нагрузки в процессе торможения. От выбора вилки для горного велосипеда зависит безопасность и комфорт велопрогулок, амортизационный эффект и легкость управления.

Компоненты велосипедной вилки

Функциональность вилки во многом зависит от особенностей ее конструкции. При поверхностном рассмотрении классической вилки видно, что она имеет строение «труба в трубе», как у телескопа. Она состоит из рулевой трубы, постепенно переходящей в корону. В больших трубах (штанах) находится амортизатор, и по ним ходят более тонкие трубы – ноги. В местах их соединения предусмотрены манжеты. Они защищают внутренние компоненты от попадания загрязнений.

Внутренние трубы идут из короны. Они входят в ноги – трубчатые элементы, задвигающиеся в штаны. Для упрочнения конструкции ноги часто соединяются гориллой. Модели с длинным ходом обычно выполняются двухкоронными – с 2 звеньями, соединяющими ноги. Однокоронные модели рекомендуются для горных и гибридных байков с незначительным ходом, а 2-коронные – для велосипедов, приспособленных к экстремальным спускам и прыжкам.

Главными узлами вилочной конструкции выступают:

  1. Пружина. Она сжимается, загашая удары и вибрационные нагрузки. Бывает из стали, титана и пневматическая (содержит сжатый воздух).
  2. Демпфер. Он гасит колебания путем мгновенного сжатия и постепенного восстановления в исходную позицию. Бывает масляный, эластомерный, воздушный. Доступный вариант – эластомерный амортизатор из полимера, но он недолговечен. Остальные – служат дольше и надежнее.
  3. Регулировка демпфера. Для изменения жесткости пружины и интенсивности отскока вилки используется регулировка Preload. Длина хода настраивается при помощи регулировки Extension Control. Для блокировки хода вилки и временного превращения ее в жесткую модель предназначен блокиратор

Принцип работы

Перед тем как составить рейтинг вилок для горных велосипедов, рассмотрим принцип их работы. При надавливании на руль при проезде по ямам, кочкам и другим дорожным неровностям внутренние трубы испытывают сопротивление пружины и вводятся в ее ноги. При ударной нагрузке пружина принимает ее и погашает внутри конструкции. При колебаниях задачи амортизации выполняет демпфер. Благодаря ему пружина не мгновенно отходит назад, а перемещается постепенно, без рывков. Поэтому даже при агрессивном стиле катания и поездках в сложных дорожных условиях поддерживается плавный ход.

Типы велосипедных вилок

В зависимости от видов и сочетания внутренних компонентов велосипедные вилки бывают:

  1. Пружинные. В их конструкции есть пружины из стали, и нет демпфера. Амортизируют они слабо. Подходят для детского транспорта.
  2. Пружинно-эластомерные. Имеют пружину из стали и амортизатор-эластомер, который быстро стирается. Еще один их недостаток – быстрый возврат с исходное положение после незначительного замедления сжатия. Поэтому для экстремальной езды такой вариант не подойдет. Но он годится для прогулочных и туристических байков, для недальних велопоездок по городским дорогам.
  3. Воздушные. Содержат камеры с нагнетенным воздухом. Оптимальны для спокойных велопоездок. Для экстремальных покатушек они нежелательны, поскольку склонны к износу.
  4. Масляно-воздушные. Одни из лучших вилок для горных велосипедов. Содержат масляную капсулу в роли демпфера и нагнетенный воздух взамен пружинному механизму. Имеют высокую грузоподъемность и массу настроек. Бывают с различным давлением. Чем оно больше, тем лучше динамика и меньше чувствительность к температурным изменениям. У моделей с меньшим давлением больше запас прочности и ресурс, но их приходится перенастраивать при смене температуры более чем на 10 °С.
  5. Масляно-пружинные. Самые лучшие вилки на горные велосипеды и байки остальных типов. Имеют наилучшие амортизационные свойства. Преимущественно встречаются в транспорте премиум класса. Содержат пружину из стали и демпфер в виде масляной системы. Гарантируют высокоточный плавный ход и актуальны для всех стилей езды. Но по диапазону регулировок они уступают масляно-воздушным системам.

Нетипичные модели

Кроме амортизационных вилок классической конструкции, встречаются «перевертыши». Они устроены по тому же принципу, но в перевернутом виде, т.е. их поршни находятся внизу.

Преимущества такого решения – увеличенная прочность, улучшенное сцепление с дорожной поверхностью, лучший обкат неровностей. Но «перевертыши» тяжелее, дороже и более подвержены загрязнению поршней.

Встречаются нетипичные вилки с увеличенным количеством поршней и рычагамиов, модели с 1 ногой и другие новаторские решения.

Стандартизация по размерам, креплению, классам хода

Решая, какую вилку выбрать для горного велосипеда, примите во внимание ее размеры. По диаметру рулевой трубы есть 4 базовых стандарта:

  • 1” – характерен для велосипедов прошлых лет;
  • 1 1/8” – наиболее распространенный стандарт, характерен для львиной доли нынешних амортизационных вилок;
  • 1 ¼ ”;
  • 1 ½ ”.

Длина крепежной трубы зачастую близка к 25 см, а излишки затем убираются ножовкой. По габаритам колеса производятся модели от 10” до 28”. Имеет значение и дистанция между перьями. Крепления под тормоза встречаются 2-х видов – для V-break и дисковых (есть классы IS и PM). Поэтому перед тем как выбрать вилку для горного велосипеда необходимо выяснить тип используемой тормозной системы.

По принципу крепления (зависит от особенностей рулевых колонок) вилки бывают:

  1. Безрезьбовые – В них подшипник фиксирует вынос руля при помощи якоря – специального расширяющегося стержня, помещающегося в трубу. Он надежно фиксирует вынос и не допускает расшатывания системы. На трубе вынос затягивается 2 массивными винтами. Это надежный и самый популярный тип среди современных вилок.
  2. Резьбовые – headset. В таких моделях подшипник фиксируется гайками. Используется гайка с конусом, после нее идет шайба с усом и контргайка. Вынос руля держится в трубе посредством расширяющегося крепления. Минус такой системы – неустойчивость к расшатыванию и люфту.

По величине хода вилки бывают:

  1. Длинного хода (120–300 мм) – применяются для двухподвесов, скоростных спусков даунхилл.
  2. Среднеходные (50–75 мм) – рекомендуются для туризма, гонок кросс-кантри и активных покатушек.
  3. Короткого хода (25–40 мм) – востребованы при оснащении прогулочных, кроссовых, городских и гибридных байков.

При выборе велосипедной вилки нужно учесть тип байка, стиль езды, рельеф и другие условия поездок. Также имеют значение личные предпочтения, желаемый уровень амортизации и выделенный бюджет – чем выше функционал вилки и сложнее конструкция, тем она дороже.

Смотрите в нашей предыдущей статье ТОП-5 лучших горных велосипедов.

ТОП 10 вилок для горного велосипеда

Горный велосипед предназначен для того, чтобы пользователь смог проехать там, где нет возможности пробраться на обычном, городском велосипеде. Для максимально комфортного использования двухколесного транспорта в таких условиях нужна качественная амортизация, которую обеспечивает качественная вилка. Однако выбрать по-настоящему хороший амортизатор — задача весьма сложная. Некоторые модели вилок не могут обеспечить должного комфорта, другие часто выходят из строя, быстро изнашиваются. Для облегчения выбора данной продукции ниже приведен рейтинг самых популярных амортизационных вилок для горного велосипеда.


Фото: https://www.velodrive.ru/

Содержание:

ТОП 10 вилок для горного велосипеда

Чтобы вы не ломали голову над вопросом выбора из-за многообразия брендов и моделей, наши специалисты составили рейтинг лучших вилок для горных велосипедов. Надеемся, что данная информация пойдет вам на пользу и облегчит ваш выбор.

SR Suntour XCM


Фото: https://beru.ru

Наш обзор начинает одна из самых простых модификаций амортизационной вилки для горных велосипедов. Минимальный ход 100 мм, подойдет больше для повседневной и умеренной езды. SR Suntour XCM гарантирует эффективное смягчение на кочках и ухабах. Внутренняя часть основана на пластиковых бушингах, что, конечно же, не очень хорошо сказывается на долговечности, однако снижает стоимость сервисного обслуживания. Современный вид деталь обретает благодаря магниевым штанам и алюминиевой короне.

Достоинства:

  • минимальный ценник
  • простота конструкции
  • регулировка жесткости
  • дешевые запчасти
  • симпатичный дизайн

Недостатки:

  • большой вес
  • низкая эффективность
  • малый срок эксплуатации

RST GILA ML


Фото: https://beru.ru

Основное предназначение RST GILA ML — внедорожные бюджетные велобайки. Конструкция основана на магниевых штанах, скомпонованных со стальными ногами. Внутренняя часть вилки оснащена масляным демпфером закрытого типа, имеющего дополнительную регулировку отскока. Другая часть стоит на стальной пружине с регулировкой преднагрузки. Отдельно стоит отметить технологию принудительной блокировки, которая позволяет отключить амортизатор для более эффективного преодоления подъемов.

Достоинства:

  • минимальный ценник
  • элементарная конструкция
  • простота обслуживания

Недостатки:

  • малая эффективность
  • ненадежная конструкция
  • не подходит для агрессивной эксплуатации

RST Blaze


Фото: https://beru.ru

Вилка RST Blaze обладает ходом 130 мм. Модель предназначена для начинающих водителей экстремальных дисциплин. Внутренняя часть устройства основана на механической пружине с регулировкой преднагрузки. Другая сторона вилки основана на масляной камере с принудительной блокировкой. Однако толщина ног 30 мм говорит о невозможности экстремальных нагрузок, иначе возможен эффект просаживания пружины или деформации картриджа, что в итоге может привести к полному выходу из строя. Имеются комплектации с креплением дисковых, ободных тормозов.

Читайте также  Как сделать велосипед из дерева

Достоинства:

  • минимальный ценник
  • подходит для начинающих
  • легко найти запчасти

Недостатки:

  • недостаточная эффективность на сложных участках
  • низкая прочность
  • невозможность модернизации

RST Dirt T


Фото: https://beru.ru

RST Dirt T предназначена для новичков дерт-джампинга. Вилка имеет усиленную конструкцию и укороченные штаны, что позволяет перенести удары и тяжелые нагрузки более комфортно. Гибридный амортизатор обладает регулировкой преднагрузки. Скорость отскока зависит от вязкости масла, залитого в демпфер, и дополнительной регулировки, вынесенной на топ кэп. В целом система крайне популярна за счет минимальной стоимости и относительной прочности, но эффективность амортизации все равно оставляет желать лучшего, поскольку происходит не полное гашение удара.

Достоинства:

  • адекватный ценник
  • вилка способна перенести ударные нагрузки
  • долговечность при правильной эксплуатации

Недостатки:

  • большой вес
  • можно порвать корону

SR Suntour XCR LOR


Фото: https://beru.ru

Вилка SR Suntour XCR LOR предназначена для кросс-кантри и повседневной езды. Конструкция основана на алюминиевых штанах, которые дополнены хромомолибденовыми ногами на магниевой короне. Внутренняя часть модели состоит из масляного демпфера закрытого типа и стальной пружины. Модель оборудована калибровкой отскока, преднагрузки. Также она обладает блокировкой амортизатора. Простая установка обладает достаточной долговечностью при использовании по назначению, чем притягивает многих покупателей.

SR Suntour XCR LOR

Достоинства:

  • оптимальная производительность
  • неплохая прочность
  • пристойный ценник

Недостатки:

  • невозможность ремонта ввиду отсутствия расходников
  • не подходит для высоких нагрузок

Rock Shox XC 30 TK


Фото: https://beru.ru

Бюджетная вилка предполагает использование в агрессивном режиме кросс-кантри или для интенсивного катания. Высокое качество масляной камеры и применение керамических бушингов максимально продлевает срок эксплуатации изделия. Конструкция демпфера имеет блокировку, а благодаря технологии Turn Key будет происходить гашение вибраций даже во время закрытого клапана. Единственным недостатком данной вилки является высокая цена. Не знаете, какая вилка лучше для горного велосипеда? Мы советуем Rock Shox XC 30 TK!

Rock Shox XC 30 TK

Достоинства:

  • неплохая прочность
  • умеренный вес
  • ремонтопригодность

Недостатки:

  • цена
  • не подходит для экстремальной эксплуатации

SR Suntour Raidon LOR 15mm


Фото: https://beru.ru

SR Suntour Raidon LOR 15mm предполагает 120 мм хода, которого хватит для эффективного гашения ударных нагрузок кросс-кантри или в режиме активной езды по бездорожью. Данная модель первая в списке вилок с воздушными пружинами и масляными демпферами. Наличие подкачки позволяет с максимальной точностью откалибровать жесткость, исходя из веса ездока и сложности ландшафта. Масляный картридж разборный, есть возможность переборки и регулировки отскока.

SR Suntour Raidon LOR 15mm

Достоинства:

  • крепление 15 мм оси
  • воздушная подкачка
  • небольшой вес
  • умеренная стоимость

Недостатки:

  • трудности с поиском запчастей
  • быстро вытираются сальники

SR Suntour Epixon LOR


Фото: https://beru.ru

Данная модель амортизационной вилки предназначена для гонок кросс-кантри или агрессивной езды по лесным тропам, грунтовкам. Магниевые штаны и стальные перья гармонично дополняют керамические бушинги, позволяющие переносить жесткую езду без эффекта расшатывания. Конструкция минимизирует появление люфтов, что гарантирует продление жизни сальникам и уплотнителям. Правая сторона вилки оборудована воздушной пружиной с возможностью блокировки. Камера позволяет установить нужную жесткость для каждого водителя, типа дорожного покрытия. В левой ноге находится масляная камера обслуживаемого типа.

SR Suntour Epixon LOR

Достоинства:

  • прочное основание
  • малый вес
  • достаточная эффективность демпфера
  • долговечность узлов

Недостатки:

  • затрудненный ремонт
  • малый выбор расходников

Rock Shox XC 32 TK Solo Air


Фото: https://beru.ru

Данная модель рассчитана на активное применение в соревнованиях кросс-кантри. Легкая вилка имеет воздушную пружину и масляной демпфер, что все вместе позволяет эффективно устранять значительные удары. Выпускаются несколько версий вилки: с выносным или стационарным локаутом, дропаутами под 9 или 15 мм. Уплотнители подобраны с учетом обеспечения предельной эффективности и долговечности. Масляная камера также сохраняет работоспособность даже спустя 1-1,5 сезона без обслуживания.

Rock Shox XC 32 TK Solo Air

Достоинства:

  • отличная эффективность
  • умеренная стоимость
  • простота ремонта
  • минимальный вес

Недостатки:

  • не рассчитана на критические нагрузки
  • требует тщательного ухода

Marzocchi DJ 3


Фото: https://beru.ru

Вилка итальянского производителя, продукция которого славится неубиваемостью и долговечностью. Marzocchi DJ 3 разработана по технологии открытой масляной ванны, благодаря чему будет происходить обильное смазывание всех внутренних поверхностей. К тому же, на борту имеется подкачка воздухом, что влияет на плавность хода и возможность точной калибровки под каждый тип поверхности дороги и вес ездока. Полностью алюминиевая конструкция снизила вес вилки, если сравнивать с более старыми модификациями, а также повысила надежность. Небольшой ход 100-120 мм дает необходимую торсионную жесткость, которая крайне полезна при агрессивной езде. Если вы еще не определились с тем, какую вилку выбрать для горного велосипеда, то присмотритесь к моделям этого бренда.

Достоинства:

  • превосходная торсионная жесткость
  • длительность эксплуатации
  • устойчивость к жестким перегрузкам
  • феноменальная прочность

Недостатки:

  • значительный вес

На этом наш топ лучших вилок для горных велосипедов 2020 года подошел к концу. Мы надеемся, что предоставленной информации, собранной нашими экспертами, оказалось достаточно, чтобы вы смогли выбрать нужную модель.

Велосипедные вилки: выбор, отличия, типы, конструкции, материалы

Итак, сегодня мы рассмотрим тему велосипедных вилок с амортизацией — именно они позволяют нам ездить дольше, смягчают удары и повышают комфорт езды.

Если вы уже знаете какой — тип вилки вам нужен, тогда вам будет интересна статья про недорогие вилки на велосипедах до 50 000 рублей.

Амортизационная вилка — это сложная велодеталь, включающая в себя “штаны” — часть к которой крепится колесо и “корону-ноги-шток” — часть, крепящаяся к раме и рулю. Так же она включает в себя картриджи отскока, компрессии, пружины, масло.

То есть, вся обработка неровностей должна происходить как раз между штанами и короной — “ноги” двигаются по направляющим внутри штанов вилки, смазываемые маслом. Масло при сборке вилки наливается в штаны, снизу вилки.

Если ноги работают двигаясь по направляющим в штанах вверх и вниз, то что-то должно это движение смягчать и задавать ему характеристики “мягкости” — на какое давление со стороны колеса вилка отзовется сжатием (гашением удара) и скорости сжатия и разжатия (это называется “отскок”). Скорость отскока регулируется, а в качестве демпфирующего элемента в современном веломире выступают три элемента: стальная (титановая) пружина, обычная пружина, воздух.

Ход вилки обычно от 65 мм до 203 мм. Чем больше хода тем более вилка раскачиваеся и сложнее ехать по ровным поверхностям, но при этом лучше ехать по неровным.

Теперь подробнее об этих элементах. Они задают конструкцию и цену вилок. От этого же зависит и плавность работы и качество вилки в целом.

Пружинные вилки (в качестве пружины — используется стальная пружина, демпфер отсутствует) — почти полностью отсутствует амортизация. Самый бюджетный вариант, отличительная черта — загиб штанов у дропаутов, как на жестких вилках.

Эластомерные вилки (в народе “эластомерки”). (в качестве пружины — стальная пружина, демпфером является элластомер) Вместо картриджа отскока тут находится эластомерная вставка (похожа на плотную резиновую вставку). Вилка сжимается так быстро, как позволяет мягкость пружины, а разжимается умеренно быстро, отскок на таких вилках не регулируется. Скорость отскока предустановлена и зависит от характеристик эластомерной вставки. . Как пример — RST Launch. Вилки такого типа буду смягчать неровности, но высокого качества работы от них сложно ожидать. Позиционируются как “бюджетные, любительские модели”

Пружинно-масляные вилки. (пружиной является стальная или титановая пружина, демпфером является масляная система (картридж)). В такой вилке стоит стальная или титановая пружина, подбираемая под вес велосипедиста. Такие вилки не считаются бюджетными. В данном случае качество вилки значительно выше — это вилки могут быть как “продвинутого любительского уровня”, так и “профессионального”. Здесь за сжатие отвечает пружина, за скорость отскока отвечает отдельный масляный картридж. Данный картридж представляет набор шайб с отверстиями разного сечения, вращением рычажка настройки отскока площадь сечения этих отверстий снижается или увеличивается, замедляя или ускоряя отскок. По сути отскок зависит от скорости прохода масла через отверстия картриджа. Например, Rock Shox Sektor TK.

Масляно-воздушные вилки (часто назыются просто воздушные) (в качестве пружины — воздух, в качестве демпфера — масло). Тут роль стальной пружины выполняет поршень, закрепленный в штанах и герметичная воздушная камера в ноге вилки. Поршень двигается в камере, сжимая накачанный в нее воздух. Конечно же, данная воздушная камера имеет ниппель для подкачки. Давление воздуха внутри камеры определяет мягкость вилки. За отскок, как и с пружинно-масляной вилкой отвечает картридж с маслом. Это вилки также “полупрофессионального-профессионального уровня”. Примером данных вилок является Rock Shox Revelation Solo-air.

Вцелом, мы разобрались с общей конструкцией вилки. Существует множество технологичных разновидностей:

  • различные покрытия ног вилки(это позволяет снизить трение и улучшить чувствительность вилки);
  • различные картриджи компрессии (компрессия помогает точнее настроить работу вилки — чувствительность к раскачке от педалирования или от проседания в повороте);
  • различные стандарты крепления колеса.
Читайте также  Велобалансир велосипед hobby bike

Все это — удорожает конечный продукт, и, соответственно, улучшает пользовательские характеристики. Но, как это обычно бывает, что-то хорошее стоит дорого — так и вилки: воздушная вилка с регулировкой двух компрессий, под самый современный стандарт крепления колеса, с самым гладким покрытием ног стоит неприлично много. Средняя цена вилки профессионального уровня варьируется от 40 до 150 тысяч рублей, в зависимости.

Обслуживание вилок.

Уровень технологичности вилки напрямую диктует и условия ее обслуживания. Так, эластомерную вилку можно не обслуживать в течении сезона, при повседневном катании по парку. А вот сложную, но очень чувствительную, жесткую и технологичную воздушную вилку для скоростного спуска надо обслуживать каждые 20-30 часов наката, с использованием специальных масел и инструментов.

Проще говоря, в разрезе сферы велосипедных амортизационных вилок, цена указывает лишь на “профессиональный уровень” нагрузок вилки, с частотой сервиса и его тщательностью дела обстоят лучше у эластомерной или пружинно-масляной вилки. Обслуживание вилки тем сложнее, чем больше опций у вилки: дополнительные настройки, карбоновые элементы, новомодные стандарты.

И, конечно, логично предположить, что чем вилка дороже, тем приятнее она работает (при правильной настройке). Сразу хочется сказать, что покупать новичку вилку самой последней модели — вовсе необязательно: органичное улучшение техники катания велосипедиста должно идти в ногу с апгрейдом его велосипеда. Начать лучше с обычной эластомерной вилки, или с простенькой воздушной/пружинно-масляной. Переход на улучшенные модели должен происходить исходя из потребности в более качественной работе вилки.

Какую вилку выбрать?

Лучше купить вилку хотя бы полу-профессионального уровня, чтобы в ней была стальная/титановая/воздушная пружина, чтобы была регулировка отскока и компрессии. Это, можно сказать, стандартная классика — относительно недорого, но прибавит комфорта и уверенности в езде. С такой моделью вы будете получать максимум удовольствия от езды, прикладывая минимум лишних усилий!

На затравку — пример работы вилки для даунхилла.

Вам также может быть интересно:

Об авторе: Дамир Сафин

12 лет в маунтинбайке, перепробовал все типы велосипедов и их подвесок — от обычных кросс-кантри моделей до тяжелых даунхильных велосипедов. Истинный фанат своего увлечения. Способен подбирать комфортную высоту руля в течении 1,5 месяца.

Обзор велосипедных вилок

Велосипедная вилка – это устройство, позволяющее крепить колесо к раме велосипеда, и поворачивать его, когда это необходимо. Велосипедная вилка во многом определяет стиль катания райдера. Рассмотрим подробнее типы вилок.

Вот, что вы можете узнать из этой статьи про велосипедные вилки:

  • Что такое велосипедная вилка?
  • Типы велосипедных вилок
  • Основные узлы вилки
  • Типы амортизационных вилок
  • Стандарты вилок
  • Классификация по компоновке
  • Виды регулировок
  • Производители

Типы велосипедных вилок

Амортизационные «мягкие» вилки

В вилках с амортизатором или «мягких вилках» − амортизатором может являться пружина, масло, или воздух. Так же эти три составляющие (от двух до трёх) могут сочетаться в одной вилке. Это довольно сильно влияет на качество работы вилки и её стоимость. Амортизационная вилка прежде всего снижает ударно–вибрационную нагрузку на переднюю часть велосипеда: на рулевую колонку, раму, руль. А так же на ваши руки. Помимо всего, она снижает «тормозящий эффект» дорожных неровностей, мягко подстраиваясь под них. При этом сохраняется уверенная управляемость велосипедом. Хорошая амортизационная вилка экономит ваши деньги ещё и за счёт того, что увеличивает срок службы ряда узлов благодаря компенсации ударов.

«Жёсткие» вилки

Это простая фиксированная по ходу вилка.

Не смотря на простоту задумки данного агрегата, в «жёсткой» вилке есть свои плюсы, например:

  • Её вес обычно меньше, чем вес амортизационной. На замене вилки с амортизационной на «жёсткую», можно выиграть в весе от 1 до 1,5 кг.
  • Лучше разгон, особенно когда разгоняешься, вставая из седла. Те, кто пробовал так кататься, знают, о чём речь.
  • Если катаешься зимой, можно не волноваться по поводу работоспособности «жёсткой» вилки.

Если сравнивать амортизационные вилки с «жёсткими», то первые обладают большим весом. Это способствует потери скорости, при раскачивании амортизационной вилки часть усилия уходит на амортизацию. Однако прогресс не стоит на месте, и вилки становятся все более и более лёгкими. На них давно появились настройки, позволяющие отрегулировать жёсткость (амортизацию) или просто заблокировать ход.

Узлы амортизационной вилки

  • Пружина − элемент, работает на сжатие. Гасит основную нагрузку, может быть стальной, пневматической или титановой.
  • Демпфер — элемент, демпферирующий (гасящий) колебания. Принцип его работы в быстром сжатии и медленном возвращении в начальное состояние. Может быть воздушный, масляный или эластомерный.
  • Регулировка демпфера

Типы амортизационных вилок

Пружинные вилки

Начинается всё с достаточно неплохих вилок типа RST Suntour − это невысокий класс, подходящий для новичков. Такую вилку можно увидеть на прогулочном велосипеде. Их ход соответствует тому, что написано на вилке. Такая велосипедная вилка надёжная, выдержит райдера весом до 100 кг, и прослужит не один сезон. С годами, конечно, будут поломки, но как показала практика незначительные. Ремонт обойдётся совсем недорого. Эти вилки достаточно тяжёлые. Именно поэтому такая вилка подходит для велопрогулок и не подходит для экстремального катания.

Пружинно-эластомерные вилки

Конструкция проста! Это пружинная вилка с встроенными в неё эластомерами − приспособлениями, гасящими удар. Сам эластомер представляет собой стержень из полимерного материала, или стержень со специальными воздушными клапанами, который и выполняет роль демпфера. Такая вилка надёжная и довольно недорогая. Недостатком такой вилки является то, что при низкой температуре эластомеры замерзают. Кататься на морозе с такой вилкой нежелательно, она может сломаться. Эти вилки работают так: в пружине находится эластомер − небольшая резиновая, алюминиевая или композитная трубочка, которая не даёт пружине слишком быстро разжиматься на обратном ходу. Получается, что всё работает за счёт трения. Это не самая надёжная работа и она не долговечная. В основном такие вилки не регулируются. Или же регулируется только предварительная нагрузка (Preload) или блокировка вилки (LockOut).

Воздушные вилки

В таких вилках вместо пружины воздух, который и выполняет роль амортизирующего элемента. Воздушная вилка уже более близка к профессиональному уровню оборудования. Небольшой вес, но надо сказать, что при экстремальном катании может пропускать воздух из-за снижения плотности манжет. Эти вилки прекрасно подойдут для кросс-кантри. У воздушных вилок есть возможность регулировки − Preload, в очень широких пределах. Регулируются Rebound (регулировка скорости отскока амортизационной вилки), может быть LockOut. Многие считают, что воздушная вилка – это лучший вариант из всех возможных. Во многом они правы. Совет: если вы часто гоняете на байке с такой вилкой, сальники довольно скоро придут в негодность и главное их быстро поменять! Отложенное на потом ТО даст вам реальную возможность «запороть» вилку, вместе с более дорогими деталями.

Воздушно-масляные вилки

Пружиной в этой вилке служит воздух, а гасит удары масляный картридж. Воздушно-масляные вилки работают долго – это доказано! Минусом их является то, что нужно постоянно контролировать давление в картридже. А плюсом является меньшая чувствительность к перепадам температур. Ремонт и обслуживание такое же, как у воздушных вилок. Главное, не запускать, следить и менять расходный материал по мере износа.

Масляно-пружинные вилки

Демпфером в таких вилках служит картридж, заполненный маслом. Пружина из стали остаётся, как и в предыдущих вариантах. Эти вилки намного более качественные, но и более дорогие. Масляно-пружинная вилка создана для настоящих нагрузок. Они надёжные, работают долго и удобно настраиваются. Недостатком можно назвать вес и высокую цену. Но, как известно: «скупой платит дважды», так что не отказывайте себе в хороших вещах!

Составные части вилки:

Большинство амортизационных вилок построено по принципу «подзорной трубы» (труба меньшего диаметра внутри трубы с более большим диаметром). Трубы с большим диаметром – «штаны», в них располагается амортизатор. А так же по «штанам» ходят внутренние трубы – «ноги». На их стыке установлены манжеты — для предотвращения попадания пыли и грязи в внутрь вилки. На недорогих вилках могут поверх «ног» стоять резиновые пыльники. «Ноги» вилки обычно соединяются «гориллой» для усиления конструкции.

Стандарты вилок

Диаметр трубы вилки измеряется в уже привычных всем дюймах (1 дюйм равен − 2.54 см).

Вилки, как амортизационные, так и жёсткие, имеют четыре основных стандарта:

  1. 1″ дюйм-старый стандарт, какой был раньше на советских велосипедах
  2. 1″ и 1/8″ дюйма – (дюйм и одна восьмая) – самый распространённый
  3. 1″ и 1/4″ (дюйм и одна четвертая)
  4. 1″ и 1/2[1]» (дюйм и одна вторая)

Большинство современных амортизационных вилок имеют рулевую трубу диаметром дюйм и одна восьмая (1 и 1/8). Этот общепринятый стандарт поддерживают производители велосипедов, велосипедных рам и рулевых колонок. Важным параметром является сама длина крепёжной трубы — обычно около 10 дюймов.

Читайте также  Машинка для чистки цепи велосипеда

Также вилки различаются по размеру колеса, как вы, наверное, уже поняли. Соответственно, бывают вилки для детских велосипедов под колеса 10″, 12″, 16″, 18″, 20″, подростковые или экстремальные 24″ и взрослые 26″, 27,5″, 28″ и 29″

У разных вилок разное расстояние между перьями. Крепления под тормоза бывают для вибрэйков и дисковых тормозов (делятся на два стандарта IS и PM). Это важно, так как может оказаться, что купите вилку, а на неё можно будет установить тормоз одного типа.

По типу крепления вилки делятся на:

  • Резьбовые (headset)
  • Безрезьбовые (aheadset) (как амортизированные, так и жёсткие).

Резьбовые вилки

Большинство современных вилок – резьбовые. Различие между этими видами вилок исходит из типов рулевых колонок и крепления вилок в них. В резьбовых колонках подшипник прижимается гайками. Одна гайка с конусом, затем шайбочка с усом и контргайка.

Безрезьбовые

В безрезьбовой колонке, подшипник держит вынос руля. На трубе вилки нет никакой резьбы, а фиксируется вынос руля так называемым якорем (стержень, который расширяется и держит вынос, вставляется якорь в трубу вилки). Резьбовых вилок становится всё меньше, поэтому желательно переходить на безрезьбовую вилку. Она действительно лучше резьбовой. В резьбовых вилках вынос руля крепится в трубе, с помощью расширяющегося крепления.

По классам хода вилки делятся на:

  • Короткоходные − ход 25 − 40 мм. Амортизация для кроссовых, гибридных, прогулочных и городских велосипедов.
  • Средние − ход 50 — 75 мм или ход 75 — 100мм. Амортизационные вилки для туризма, активного катания и гонок Cross-Country.
  • Длинноходные с ходом от 120 до 300 мм и более. Обычно это амортизационные вилки для специализированных двухподвесных велосипедов для скоростного спуска (даунхилла).

По компоновке вилки классифицируются на:

  • Обычные − вилки с системой строения напоминающей телескоп. Длинноходные вилки обычно выполняются в виде «двухкоронных» (два звена соединяющих «ноги» вилки).
  • Перевёрнутые – тоже строение «телескоп», но «поршни» вилок находятся снизу. Это уменьшает «неподрессоренную массу», для лучшего сцепления с дорогой. Эти более тяжёлые и дорогие. Считается, что такие вилки лучше отрабатывают всякую мелочь.
  • Специфические − вилки для велосипедов с многопоршневой и многорычажной системой, а так же к ним относятся вилки с одной «ногой».

Регулировка вилок

Preload (предварительная нагрузка) − настройка жёсткости пружины в амортизационной вилке. Если вилка не дорогая, регулировка Preload незначительно влияет на реальную жёсткость пружины. Регулируется внешним регулятором, либо заменой пружин (пружины могут изменяться по силе жёсткости, и обозначаются разным цветом маркировки).

Регулировка скорости отскока вилки − скорости возврата в исходное положение.

Compression (cкорость сжатия) − регулировка скорости сжатия амортизационной вилки (величина обратная Rebound). Обе настройки будут вам полезны. Они настраиваются с помощью регулятора, который есть вверху вилки или в низу на «ноге» вилки. Такая настройка служит для того, чтобы ещё быстрее пройти участок с неровностями. Или, если впереди вас ждёт мега дроп, то отскок нужно настроить так, что бы он стал медленнее, и вилка не дёрнулась в воздух при отрыве от дропа.

LockOut (блокиратор) −блокировка хода амортизационной вилки. Регулировка LockOut делает вилку «жёсткой». Эта функция незаменима, когда вы крутите педали, поднимаясь на велосипеде в горку. Чтобы вилка не «болталась» и вам не приходилось тратить дополнительные усилия на её стабилизацию, используйте LockOut.

Extension Control (регулировка длины хода вилки) − суть заключается в блокировании хода вилки, что очень нужно в момент преодоления крутых подъёмов, а также, при силовом педалировании. При езде по асфальту весьма полезна возможность заблокировать вилку в сжатом состоянии.

Кто производит?

Есть несколько известных производителей амортизационных вилок, которым не без основания доверяют велосипедисты:

  • Rock Shox
  • FOX
  • Marzocchi
  • Manitou
  • RST
  • SR SunTour
  • DT
  • Magura

ТОП велосипедных вилок по цене и качеству в 2021 году

Амортизационная вилка — важная часть современного велосипеда, которая добавляет комфорта, позволяет достичь нужной степени контроля и управляемости при катании. Но выбрать хороший амортизатор не простая задача и содержит много нюансов: некоторые быстро изнашиваются, некоторые не обеспечивают должной степени комфорта и управляемости. Чтобы облегчить выбор мы приведем список самых популярных и хорошо зарекомендовавших себя вилок. Модели расположены в списке по возрастанию цены.

SR Suntour XCM

Открывает наш список одна из самых простых и доступных модификаций бренда Suntour. Это бюджетный вариант амортизационной вилки, рассчитана она на простые велосипеды и спокойное любительское катание. Имеет пружинно-эластомерный амортизатор и ход 100мм. Внутренняя часть основана на пластиковых бушингах, что негативно сказывается на долговечности, но снижает стоимость сервисного обслуживания. Велолюбители хвалят ее за минимальную стоимость, простоту конструкции и обслуживания, что и послужило поводом для ее популярности.

  • низкая цена;
  • простота конструкции;
  • простота обслуживания;
  • регулировка жесткости;
  • низкая производительность;
  • большой вес.

SR Suntour XCR LOR

Еще один бюджетный вариант от известного бренда. Является самой продаваемой модификацией производителя. Предназначена для повседневной езды и катания по пересеченке. Сборная конструкция основана на алюминиевых штанах, дополненных хромо-молибденовыми ногами на магниевой короне. Внутренняя часть состоит из масляного демпфера закрытого типа и стальной пружины. Модель оборудована калибровкой отскока, преднагрузки. Также имеется блокировка амортизатора. Встречается на недорогих моделях байков и на велосипедах средней ценовой категории. При использовании по назначению вилка достаточно долговечная, чем и притягивает многих покупателей.

  • надежность и прочность;
  • неплохая производительность;
  • отличный ценник.
  • не подходит для больших нагрузок;
  • проблематична в ремонте.

Rock Shox XC 30 TK

Бюджетная вилка от именитого бренда, который не нуждается в представлении. Подходит для агрессивного катания в режиме кросс-кантри. Высокое качество масляной камеры и применение керамических бушингов позволяет максимально продлить срок эксплуатации изделия. Плавная и мягкая работа вилки подкупает многих велосипедистов. Конструкция демпфера предполагает наличие блокировки, а технология Turn Key гарантирует гашение вибраций даже во время закрытого клапана.

Пожалуй, главный недостаток этой версии — стальная пружина, которая значительно увеличивает вес конструкции и снижает плавность хода. Велосипедисты хвалят эту вилку за прочность и долговечность, а мастера — за высокую ремонтопригодность.

  • хорошая производительность;
  • ремонтопригодность;
  • надежность и прочность.
  • немалый ценник в своей нише;
  • не годится для экстремальной эксплуатации.

SR Suntour Raidon LOR

Представитель среднего ценового сегмента от популярного производителя. Вилка имеет ход 120мм, которого достаточно, чтобы отрабатывать все удары во время активной езды по пересеченке или катания кросс-кантри. Наличие подкачки позволяет максимально точно откалибровать жесткость исходя из веса райдера и сложности рельефа. Масляный картридж разборный, имеется возможность переборки и регулировки отскока.

  • воздушная подкачка;
  • хороший ценник;
  • небольшой вес.
  • сложности в ремонте из-за недоступности запчастей;
  • быстро вытираются сальники.

Rock Shox XC 32 TK Solo Air

Вилка, предназначенная для агрессивного катания кросс-кантри и соревнований. Обладает малым весом, оборудована воздушной пружиной и масляным демпфером, что суммарно позволяет эффективно гасить значительные удары. Прочные ноги 32 мм диаметром гарантируют устойчивость к сильным ударам. Эксперты хвалят данную модель за надежность воздушной камеры. Уплотнители подобраны с учетом обеспечения предельной эффективности и долговечности. Масляная камера сохраняет работоспособность даже спустя 1-1,5 сезона без обслуживания.

  • отличная производительность;
  • хороший прайс;
  • высокая ремонтопригодность;
  • низкий вес.
  • требует тщательного ухода.

Marzocchi DJ 3

Модель от отлично зарекомендовавшего себя итальянского бренда. Вилка разработана по технологии открытой масляной ванны, что гарантирует обильное смазывание внутренних поверхностей. Также присутствует подкачка воздухом, что влияет на плавность хода и возможность точной калибровки под каждый тип поверхности и вес райдера. Конструкция из алюминия позволила снизить общий вес, относительно более старых модификаций, а также повысить надежность.

  • высокая прочность и надежность;
  • отличная торсионная жесткость;
  • длительность эксплуатации;
  • устойчивость к перегрузкам.
  • не лучший вес.

Manitou Circus Expert 26

Популярная дертовая вилка, обладающая всеми необходимыми калибровками и настройками. Превосходная торсионная жесткость обеспечивает точность в поворотах и управляемость на технически сложных участках. Модель устойчива к нагрузкам, благодаря наличию кованной короны способна выдерживать критические удары. Масляный демпфер доработан относительно более старых модификаций, что позволило снизить массу вилки до 1946 граммов. Вилка имеет полный комплект регулировок и настроек, которые позволяют тонко адаптировать ее под райдера и трассу. Один из субъективных недостатков вилки считается перевернутая горилла, которая ограничивает универсальность вилки в виду необходимости подбора подходящей рамы.

  • отличная производительность;
  • высокая прочность и надежность;
  • хорошая ремонтопригодность;
  • привлекательный дизайн.
  • подойдет не для всех рам.

Если данная статья была для вас полезна — ставьте лайки и рассказывайте друзьям!