Крепление заднего переключателя велосипеда

Задний переключатель скоростей

Задний переключатель скоростей был изобретен итальянцем Туллио Кампаньоло и впервые был применен в 1950 году. Основным его предназначением является переключение задних скоростей велосипеда. Так как переключение скоростей осуществляется за счет переброса цепи с больших звезд на малые и наоборот, то натяжка цепи должна тоже изменяться. Задний переключатель скоростей так же отвечает и за натяжку цепи. Управление задним переключателем осуществляется манеткой на руле велосипеда через тросик.

Устройство и принцип работы заднего переключателя

Задний переключатель – механизм системы переключения передач, который позволяет перемещать цепь, пропущенную через его рамку и ролики, по звездам задней кассеты или трещотки. Перекидывание цепи осуществляется за счет перемещение переключателя вдоль оси кассеты (трещотки), так же переключатель может перемещаться в вертикальной плоскости для поддержания неизменного расстояния от задних звезд до ролика.

В качестве привода переключателя чаще всего применяют тросовый привод, реже гидравлический или электрический. Перемещение с маленьких звезд на большие осуществляется путем натяжения троса, а в обратную сторону за счет натяжения цепи.

Скорости необходимо переключать во время вращения педалей, причем при небольшой нагрузке. Придерживаясь такого правила, скорости будут переключаться более четко, а срок службы переключателя будет максимальным.

Устройство заднего переключателя скоростей

Материалы изготовления

Металл, из которого произведен переключатель, влияет не только на цену, но и на вес конструкции, а так же прочность. Самыми дешевыми считаются задние переключатели сделанные полностью из стального сплава. Недостатками таких переключателей является низкая прочность и подверженность деформации металла. Стальные переключатели применяются на велосипедах низшего уровня. Самые передовые переключатели делают из титана и углепластика. Пружина в таких задних переключателях из титана, а рамка карбоновая. Чем-то средним и самым популярным является алюминиевый сплав. Не смотря на то, что переключатель считается алюминиевым некоторые детали все же из стали (Болты регулировки, пружина).

Ролики заднего переключателя скоростей

Для того, чтобы натягивать и направлять цепь, у переключателя предусмотрено два ролика – натяжной и направляющий. Ролики, как правило, изготавливаются из пластмассы и являются расходниками. Так как они быстро изнашиваются, их требуется периодически менять. Чем сильнее изношен ролик, тем менее четкое будет переключение передачи. Натяжной и направляющий ролик между не взаимозаменяемы. Кроме того ролики разных производителей тоже не совместимы.

Ролики заднего переключателя скоростей

Типы конструкций задних переключателей

Рано или поздно задний переключатель изнашивается и появляется необходимость его замены. Тогда-то и встает вопрос о взаимозаменяемости задних переключателей. Переключатели можно разделить на типы по следующим параметрам:

  • Длина рамки переключателя – этот параметр отвечает за так называемую емкость переключателя. То есть длина рамки переключателя отвечает за диапазон передаточных отношений, с которым может работать задний переключатель. Проще говоря, емкость переключателя это сумма между разницей маленькой и большой звезды кассеты и системы. Например, если кассета 11-32Т, а система 22-44Т, то необходимую емкость можно вычислить по следующей формуле – (32-11)+(44-22)=43Т. 43Т – минимально допустимая емкость заднего переключателя. Числа указывают на количество зубов звездочек.
  • Направление действия пружины – указывает на то, в каком направлении переключения осуществляются за счет пружины. Самым популярным направлением является Top normal, то есть переключения за счет тросика осуществляются с меньшей звезды на большую. Такого принципа придерживаются все производители задних переключателей. Но существует и обратное направление (Low normal), когда тросиком цепь сбрасывается на малые звезды, а переключения на большие звезда осуществляются за счет пружины. Задние переключатели с таким направлением встречаются только в линейке Shimano. Значительных плюсов эти переключатели не имеют, а следовательно и не получили популярность.
  • Передаточное отношение привода – это отношения перемещения троса к перемещению переключателя. Такое отношение может быть 2:1 (Shimano) или 1:1 (Sram). Именно эти показатели не позволяют взаимозаменять переключатели этих производителей. Стоит отметить, что разницы в четкости переключения скоростей от этого показателя нет, хотя компания Sram и утверждает обратное (на практике доказательств нет).

Подвод троса к переключателю

Существует два способа подвода тросика – прямой и традиционный. Традиционный способ предусматривает подвод в обход дропаута. При прямом подводе тросик крепиться к переключателю сверху и проложен по кратчайшему пути. Прямой подвод имеет свои плюсы – более низкий вес и отсутствие петли, которой можно зацепиться за препятствие. Чтобы подвести трос прямо к переключателю с традиционным креплением троса можно использовать специальный переходник – Avid Rollamajic.

Традиционный подвод тросика

Прямая подводка тросика

Подвод тросика через переходник Awid Rollamajic

Крепление заднего переключателя

Задние переключатели на велосипед бывают двух типов, относительно их крепления к раме:

  • Под крюк – переключатель крепиться на втулку велосипеда. Такое крепление более надежно, но имеет сильный недостаток – при сильном ударе и поломке переключателя, ломается и втулка, что влечет большие затраты.
  • Под болт – такие переключатели крепятся либо к специальному отверстию рамы, либо к либо через «петух» — специальный переходник. Плюс петуха в том, что при сильном ударе не ломается ни ось, ни переключатель, а только петух. Цена петуха несопоставимо мала по сравнению с переключателем и втулкой.

Задний переключатель под болт

Задний переключатель под крюк

Крепление держатель (Петух) заднего переключателя

Защита заднего переключателя

  • Технологи Shadow – данная технология запатентована компанией Shimano. Переключатели на базе этой технологии выступают намного меньше, когда расположены на маленьких звездочках. Такое расположение увеличивает шансы выживания переключателя и петуха во время падения на бок.
  • Защитная рамка – представляет собой стальную рамку, которая крепиться к раме велосипеда и закрывает переключатель. Такой способ защиты так же увеличивает шансы остаться целыми петуху и переключателю.

Защита заднего переключателя скоростей

Технология Shadow

Принцип работы заднего переключателя скоростей

Задний переключатель скоростей — это параллелограммный механизм с мощной пружиной, который перемещает вдоль оси кассеты рамку («лапку») с закрепленными роликами. Переключатель скоростей устанавливается на «петух» при помощи полого болта и может качаться вверх-вниз для поддержания постоянного расстояния от направляющего ролика до звезд кассеты. Переключение передач в одну сторону осуществляется посредством натяжения тросового, гидравлического или электрического приводов. В обратную сторону переключатель перемещается под натяжением пропущенной через него цепи.

Переключение скоростей возможно только при кручении педалей вперед. Переключая скорости старайтесь уменьшить нагрузку на педали, хотя переключение возможно и при большой нагрузке это нежелательно, так как может привести к ускоренному износу или поломке деталей переключателя.

Материалы

От материала из которого изготовлен задний переключатель скоростей велосипеда зависит его прочность, долговечность и стоимость. По материалам изготовления переключатели можно разделить на следующие категории:

  • Сталь применяют при изготовлении задних переключателей самого низкого уровня. Такие переключатели обычно самые дешевые, но и самые недолговечные.
  • Алюминиевые сплавы применяются в задних переключателях среднего уровня. Некоторые детали у таких переключателей могут изготовляться из стали (регулировочные болты, возвратная пружина, одна из щечек рамки).
  • Самые прочные и дорогие переключатели имеют титановую пружину и рамку из углепластика.

Ролики

У задних переключателей скоростей велосипеда есть два пластиковых ролика: направляющий (верхний) и натяжительный (нижний). На некоторых моделях задних переключателей эти ролики не взаимозаменяемы между собой. Также есть разница между роликами разных производителей и разных моделей переключателей одного производителя. Ролики устанавливаются на подшипниках скольжения или качения и являются расходными материалами. Они изнашиваются быстрее самого переключателя, разбалтываются подшипники и стачиваются зубья. В этом случае их следует заменить на новые, иначе четкость переключения передач пропадет.

Различия задних переключателей скоростей велосипеда

При возникновении необходимости поменять задний переключатель скоростей возникает вопрос об их совместимости, так как существуют модели переключателей которые имеют до шести и более разновидностей, различных по конструкции.

В первую очередь отметим, что задние переключатели на 7-9 звезд взаимозаменяемы, следовательно можно использовать переключатель с 9-ти звездной кассеты на 7-ми звездной. А вот горные переключатели на 10 скоростей, как правило, не совместимы с кассетами на 9 звезд и менее.

Длина рамки заднего переключателя скоростей

Существуют три стандартных длины рамки, определяющие такой показатель как «емкость переключателя» — диапазон передаточных отношений, с которым может работать задний переключатель скоростей. Большая длина рамки позволяет выбрать переключателю больший провис цепи — большую «емкость».

Если выразить по другому, то «емкость переключателя скоростей» — это суммарная разница между самыми большими и самыми маленькими звездами кассеты и системы, которая может быть отработана переключателем без провисания или заедания цепи. Например если на велосипеде стоят кассета 11-32Т и система 22-32-44Т, то минимально допустимая емкость заднего переключателя скоростей вычисляется так: (32-11)+(44-22)=43Т.

Если установить переключатель скоростей у которого рамка короче чем требуется, тогда цепь будет слабо натянута на передней маленькой и задней маленькой звездах (если длина цепи подобрана правильно).

Читайте также  Нужны ли документы на велосипед

Если установить задний переключатель скоростей со слишком длинной рамкой, это не повлияет на работу переключателя, однако увеличится вес и появится риск задеть рамкой переключателя какое-либо препятствие. Некоторые велосипедисты специально подбирают более короткую рамку, чтобы исключить задевание препятствия, но есть ли в этом смысл пока не ясно.

Точные значения емкости задних переключателей скоростей Вы найдете в каталогах производителей, но мы укажем примерное правило выбора длины рамки:

  • короткая рамка: MTB с одинарной системой (экстремальные велосипеды), шоссейные велосипеды с двойной системой;
  • средняя рамка: MTB с двойной системой (2х9, 2х8), шоссейные велосипеды с тройной системой (или с двойной системой и горной кассетой);
  • длинная рамка: MTB с тройной системой (а также 2х10 с кассетами типа 11-36) и остальные варианты.

Направление действия пружины

Самая распространенная конструкция задних переключателей скоростей (top normal), та в которой на большие звезды цепь затягивается тросиком (усилием велосипедиста), а в обратном направлении цепь стягивается пружиной. Так устроены все шоссейные переключатели, переключатели фирмы SRAM и большая часть горных переключателей фирмы Shimano.

В 2003 году компания Shimano выпустила задний переключатель с «перевернутой» конструкцией (Rapid Rise или low normal). При такой конструкции велосипедист посредством тросика сбрасывает цепь на малые звезды, а на большие она затягивается пружиной. Единственный плюс такого переключателя в том, что на обычных манетках меньшие цифры соответствуют меньшим звездочкам и понижение/повышение передач на обеих манетках происходит одинаково. Это может быть удобно для освоения новичками. Основной минус в том, что у такой конструкции меньшая грязеустойчивость.

Передаточное отношение привода переключателя скоростей

Передаточное отношение привода переключателя — отношение перемещения переключателя к соответствующему перемещению троса. Shimano использует в своих манетках и задних переключателях скоростей схему 2:1, SRAM — 1:1, именно поэтому задние переключатели этих фирм не взаимозаменяемы (хотя компания SRAM выпускает некоторые манетки совместимые с переключателями скоростей Shimano). Хотя инженеры SRAM и утверждают, что их система 1:1 обеспечивает более четкую работу в сложных условиях и при загрязнении тросиков, практического подтверждения этого замечено не было. А по мнению велосипедистов переключатели SRAM работают более жестко чем Shimano.

В настоящее время ситуация еще более осложнена появлением десятискоростных трансмиссий от Shimano и SRAM. Ни та, ни другая не совместимы с 9-скоростными аналогами той же фирмы, но при этом 9-скоростная трансмиссия SRAM совместима с 10-скоростной горной Shimano Dyna-Sys. Однако шоссейные 10-скоростные манетки и переключатели от Shimano все еще рассчитаны под классический ход троса (2:1), поэтому в природе существуют «гибридные» манетки под прямой руль на 10 скоростей, совместимые с классическими переключателями (R-серия).

Подвод тросика к заднему переключателю скоростей

Этот показатель определяется способом присоединения рубашки тросика к переключателю. Существуют два способа:

  • традиционная подводка тросика — тросик соединяется с переключателем сзади, при этом описывает петлю вокруг дропаута (кронштейн на раме для крепления колес).

  • прямая подводка тросика — тросик подсоединен к переключателю сверху. При этом тросик проложен по кратчайшему пути.

Прямая подводка тросика значительно лучше традиционной, при ней нет изгиба тросика, а следовательно пропадает шанс зацепиться ей за какое-либо препятствие, а так же экономится вес.

Изначально задние переключатели с прямой подводкой выпускала только компания SRAM, а у Shimano были переключатели с традиционной подводкой. Для того, чтобы подвести к традиционному переключателю тросик напрямую можно использовать специальное устройство «avid rollamajig», которое доводило тросик под нужный угол. В новых моделях переключателей Shimano используют прямой способ подводки.

Технология Shadow

Эта технология была разработана и запатентована компанией Shimano. Она позволяет уменьшить выступ механизма вбок при езде на маленьких звездочках. По заявлению компании это позволяет уменьшить возможность повреждения заднего переключателя скоростей или петуха при падении на бок. Так же у таких переключателей используется более прямой подвод тросика.

Крепление на ось втулки

Существуют задние переключатели скоростей которые крепятся к оси втулки, в отличии от обычных переключателей которые устанавливаются на петух. Такой способ крепления используется в экстремальных дисциплинах, с учетом усиленной конструкции оборудования они более устойчивы к ударам, которые на обычном велосипеде вызвали бы поломку петуха. Минусом таких переключателей можно назвать большой вес, а также то, что при поломке такого переключателя часто придется менять и втулку.

Настройка заднего переключателя

Прежде чем приступить к регулировке заднего переключателя, нужно убедиться в том, что он не погнут.

Определить погнут ли кронштейн-держатель заднего переключателя (далее «петух») можно посмотрев сзади на переключатель скоростей. Два направляющих ролика должны лежать в одной плоскости. То есть цепь, идущая от одного ролика к другому должна идти строго вертикально без каких-либо перекосов. Некоторые велосипедисты, столкнувшись с проблемой погнутого петуха, пытаются выпрямить его при помощи сгибания переключателя в противоположную сторону. Но из-за того, что рамка переключателя является самой слабой его частью, результатом является по-прежнему кривой петух и вдобавок погнутый переключатель скоростей.

Выпрямлять кронштейн лучше всего, сняв его с велосипедной рамы. Примечание. Стоит отметить, что у многих переключателей компании Campagnolo рамка расположена под наклоном — нижний ролик натяжителя находится немного дальше от колеса по сравнению с направляющим роликом.

Ограничительные винты.

Их три. Один сдвигает задний переключатель назад – регулирует натяжение цепи. Два других «L» («low») и «H» («high») ограничивают движение переключателя . Эти винты расположены чаще всего в задней части параллелограмма.

Рассмотрим основные настройки заднего переключателя по порядку.

Ограничитель высокой передачи («H»)

Винт «Н», не даёт цепи соскочить с самой маленькой шестерёнки и застрять между ней и переключателем. Слишком затянутый ограничительный винт исключит возможность воспользоваться самой маленькой звездой.

Проблемы с переключением на высокие передачи редко связаны с тем, как настроен соответствующий ограничитель. В большинстве случаев проблема связана с погнутыми петухом или переключателем, либо с затруднённым ходом троса.

Настраиваем ограничитель высокой передачи:

  1. Переключаемся: самая большая звезда спереди и самая маленькая сзади.
  2. Ослабляем тросик переключения, раскрутив болт удерживающий трос в районе перекидки.
  3. Максимально вкручиваем регулировочные барабаны на перекидке и на манетке.
  4. Настраиваем так, чтобы ролики переключателя лежали в одной плоскости с самой маленькой звездочкой. Смотрите рисунок.
  5. По окончанию настройки необходимо сильно натянуть трос и зажать его на перекидке.

Если закручивать регулировочный винт «H» по часовой стрелке, то рамка смещается в сторону больших звёзд; если крутить против часовой — во внешнюю сторону.

После регулировки нужно достаточно сильно натянуть и закрепить трос.

Ограничитель низкой передачи («L»)

Ограничительный винт низких передач предотвращает переключение цепи за пределы большой звезды и попадание её в спицы. То есть если винт будет недостаточно затянут, это может привести к катастрофе. В противном случае, если его перетянуть — будет практически невозможно переключиться на самую большую звезду.

Настраиваем ограничитель низкой передачи:

  1. Переключаемся: самая маленькая звезда спереди и самая большая звезда сзади.
  2. Максимально выкручиваем винт «L», чтобы предотвратить какое-либо ограничение движения переключателя.
  3. Настраиваем так, чтобы ролики переключателя лежали в одной плоскости с самой большой звездочкой. Смотрите рисунок.

Если закручивать винт «L» по часовой стрелке, рамка переключателя смещается в сторону малых звёзд; если крутить против часовой — в сторону спиц.

Переключение передач велосипеда.

Как происходит переключение передач велосипеда? Вы давите на руле на рычаг манетки, она проходит некоторое расстояние, вытягивая при этом трос и защелкивается запорным механизмом (собачкой). Трос проходит по рубашкам и открытым пространствам и тянет за собой рамку переключателя. Рамка сдвигается и цепь вынуждена подниматься на верхнюю звездочку. Ну и наоборот — отщелкивается рычажок на манетке, ослабляется трос, под действием пружины рамка сдвигается к правому перу рамы велосипеда и цепь соскакивает на меньшую звездочку. Переключение происходит дискретно – один щелчек ( + или – ) и один сдвиг рамки переключателя. Эту дискретность иногда нужно подстраивать, чтобы цепь (посредством роликов) позиционировалась как раз напротив нужной задней звезды.

Если переключатель правильно настроен, то впоследствии придётся лишь незначительно его подстраивать, в зависимости от вытягивания троса (износа) или после его замены.

Настройка происходит за счёт специального регулировочного барабана, который находится на одном из концов троса. У некоторых переключателей барабанов может быть два: возле переключателя и в месте, где его можно подстроить во время движения. На горных велосипедах второй регулировочный барабан расположен возле рычага переключения (манетки), у шоссейных велосипедов он может быть расположен в верхней части нижней трубы, возле упора рубашки.

Нет никакой разницы, какой именно использовать регулировочный барабан.

Читайте также  Покраска рамы велосипеда

Точная подстройка основана на следующих принципах:

  • переключение на большие звёзды регулируется натяжением троса.
    Если переключения на большие звезды замедленные, то трос недостаточно натянут — нужно повернуть регулировочный барабан против часовой стрелки.
  • переключение на маленькие звёзды регулируется ослаблением троса.
    Если скидывания цепи замедленные, то трос недостаточно ослаблен — нужно повернуть регулировочный барабан по часовой стрелке.

Если задний переключатель работает исправно на большой ведущей звезде, но при этом на маленькой переключается некорректно (или наоборот) — это первый признак того, что погнут петух.

Как правильно выбрать задний переключатель скоростей

Переключатель скоростей велика – важная деталь для разных моделей велосипедов: будь это городские или горные модификации. От состояния устройства зависит не только удовольствие, которое вы получите от велопрогулки, но и безопасность езды. Поэтому перед началом сезона велосипедных поездок нужно проверить исправность этого узла. Для этого нужно иметь представление о том, что такое — устройство заднего переключателя скоростей. Об этом и пойдет речь в статье.

  • Назначение заднего переключателя скоростей
  • Особенности выбора заднего переключателя скоростей
  • Материалы изготовления заднего переключателя скоростей
  • Ролики
  • Виды конструкций задних переключателей скоростей
  • Длина рамки
  • Направление пружины
  • Передаточное отношение
  • Крепление на раме
  • Способы защиты
  • Особенность эксплуатации заднего переключателя скоростей
  • Итоги

Назначение заднего переключателя скоростей

Задний переключатель скоростей или дерайлер – устройство перекидывания передач, дающее возможность для перемещения цепи, пропущенной через ролики и рамку по звездочкам трещотки или задней кассеты. Цепь велика перекидывается при передвижении переклюка по осевой части трещотки или кассеты. Кроме того, есть возможность передвижения устройства в вертикальной плоскости, чтобы поддержать постоянный интервал между роликом и задними звездочками.

Чаще всего, в заднем переключателе скоростей велосипеда применяется привод тросового типа (он может быть электрическим или с гидравликой). Переключение устройства с маленьких звездочек к большим осуществляется натяжением троса, а в обратном направлении – при помощи натяжения цепи.

Выполнять переключение скоростей нужно в процессе вращения педалей велика, с минимальной нагрузкой. В этом случае задний дерайлер прослужит дольше, а переход от одной скорости к другой будет четче.

Особенности выбора заднего переключателя скоростей

Для правильного выбора заднего переключателя скоростей на велосипеде нужно знать его конструкцию и некоторые особенности устройства. Ниже мы кратко расскажем о важным моментах при выборе.

Материалы изготовления заднего переключателя скоростей

От того, из какого именно металла выполнен задний дерайлер велосипеда, зависят такие факторы, как стоимость велобайка, его прочность и масса. Самый бюджетный вариант – это переключатель, выполненный из стального сплава, для бюджетных велосипедов. Минус такого устройства – подверженность деформациям, да и прочностные характеристики не лучшие. Гораздо лучшими вариантами являются.

  • Титан;
  • Углепластик.

Рамка изготавливается из карбона, а пружина титановая. Конечно, такие устройства используются в дорогостоящих велобайках высокого уровня.

Задние переклюки скоростей на основе сплава алюминия – своеобразный компромисс между приведенными вариантами. При этом отдельные комплектующие устройства (например, пружина) выполнены из стали.

Ролики

Предназначены для натяжения и направления цепи велосипеда. Различают 2 разновидности роликов.

  • Направляющие;
  • Натяжные.

Как правило, изготавливают их из пластика. Поскольку они значительно стираются, то требуют периодической замены. С износом роликов велобайка ухудшается качество переключений передач. Натяжные и направляющие ролики не являются взаимозаменяемыми деталями устройства. Кроме того, ролики от разных компаний-производителей велосипедов также не совмещаются.

Виды конструкций задних переключателей скоростей

Задние переклюки скоростей велика периодически изнашиваются. Когда встает вопрос о том, чтобы заменить дерайлер, нужно не ошибиться с выбором. Все переключатели классифицируют по таким признакам.

Длина рамки

Этот параметр носит наименование емкости переключателя скоростей. От значения показателя зависит вариативность передаточных отношений велосипеда, с которым устройство работает. Вычисляется этот параметр как сумма между разностями в количестве зубцов малой и большой звездочек системы и кассеты.

Направление пружины

Наиболее распространенный вариант – Top normal (переключение тросиком выполняется от малой звездочки к большой). Большинство производящих фирм придерживается именно этого принципа. Помимо этого, бывает направление Low normal, или обратное, со сбрасыванием цепи на маленькие звездочки. Переклюк на большие звездочки можно при помощи пружины. Это устройство имеется только в линейке велосипедов от Shimano. Существенных преимуществ в обратном переключении нет, поэтому большой популярностью такая продукция не пользуется.

Передаточное отношение

Это частное от деления двух перемещений: троса и переключателя. Оно может быть:

  • 1/1 – Sram;
  • 2/1 – Shimano.

Поэтому передачи велосипедов от этих компаний не взаимозаменяемы. При этом, четкость переключения скоростей примерно одинаковая.

Крепление на раме

Есть 2 способа закрепления задних дерайлеров.

  • Под крюк – крепление на втулку велосипеда. Это достаточно надежное крепление, но при случайной поломке заднего переключателя выходит из строя и втулка, что влечет за собой дополнительные расходы;
  • Под болт. Задний переклюк закрепляется либо к отверстию на раме велобайка, либо через переходник, называемый «петухом». Преимущество такого устройства в том, что при падении не повреждается ни переклюк, ни ось, а только переходник. Естественно, ремонт обойдется гораздо дешевле, чем в предыдущем варианте.

Способы защиты

  • Использование технологии Shadow. Эта технология была запатентована фирмой Shimano. Особенности размещения дерайлеров таковы, что при падении велосипеда и они, и переходники страдают намного меньше;
  • Защитные рамки. Это стальное устройство, которое закрепляется на раме велосипеда и прикрывает переключатель. Заодно больше шансов остаться невредимым при падении и у переходника.

Особенность эксплуатации заднего переключателя скоростей

Чтобы дерайлер велосипеда работал стабильно и исправно, важно не просто правильно настроить его, но и соблюдать определенные правила хранения. Это объясняется следующим. Повышение скорости происходит за счет натяжения пружины в переключателе, а снижение – за счет ослабления. Со временем, она становится не такой упругой, как первоначально. Это происходит отчасти потому, что, оставляя велобайк на длительное хранение зимой, забываете о том, что осталась включена высокая передача. Чтобы избежать ослабления пружины, надо перед тем как определить велосипед на хранение, выставить такую скорость, при которой натяжение ее будет минимальным. В этом случае, и пружина, и сам переключатель прослужат гораздо дольше.

Еще одна распространенная проблема – загрязнение роликов велосипеда. По мере необходимости нужно их чистить и особенно следить за износом. Признак того, что ролики надо менять – заострение зубцов. У новых роликов велосипеда кончики зубцов плоские. Нелишне очищать и сам механизм, поскольку он постоянно имеет контакт с грязью. Периодически, примерно дважды в год, надо менять тросики переключателей. Работа эта непростая, требующая определенного навыка, поэтому лучше воспользоваться услугами мастера. Выполнение этих правил способствует тому, что ваша «лошадка» прослужит долго и стабильно.

Итоги

Задний переключатель скоростей является сложной деталью, которая стоит особого внимания как в выборе, так и в обслуживании. Если все сделать верно, то от катания на велосипеде Вы получите максимальное удовольствие.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Снятие, установка и настройка заднего переключателя передач

У современного заднего переключателя передач многоскоростного велосипеда существует до 6 различных регулировок. Рассмотрим их.

1. Болт крепления переключателя передач (регулировкой не является).
2. Болт крепления управляющего тросика.
3. Полый винт регулировки натяжения управляющего тросика.
4. Ограничительный винт низшей передачи (большая звезда, L).
5. Ограничительный винт высшей передачи (малая звезда, H).
6. Винт регулировки положения верхнего ролика относительно звезд.

Натяжение тросика может регулироваться и бобышкой на манетке, если такая у вас есть. На некоторых переключателях передач есть не все перечисленные элементы. На переключателях передач Shimano XTR снизу еще располагается винт регулировки натяжения пружины параллелограммного механизма.
Необходимые инструменты

* Шестигранник 5 мм.
* Шестигранник 3 мм.
* (Рожковый или торцевой ключ 9 мм).
* Плоская или крестовая отвертка.

1. Ослабьте болт, крепящий тросик и выньте его.
2. Отвинтите ролики переключателя передач или снимите цепь с велосипеда.
3. Отвинтите болт, крепящий переключатель. Снимите переключатель.

1. Привинтите новый переключатель. При затыжке оттяивайте переключатель назад, чтобы не повредить винт положения верхнего ролика относительно касеты.
2. Завинтите регулировочные бобышки на переключателе и манетке до упора и отверните на один оборот. Натяните тросик и, аккуратно уложив его в канавку, затяните болт крепящий тросик.
Регулировка

Прежде, чем регулировать задний переключатель необходимо почистить и смазать сам переключатель, ролики и цепь, а также вытащить весь мусор из кассеты.

Для обычных переключателей и «вывернутых» переключателей Shimano RapidRise/LowNormal, к коим относятся вся линейка из серии Comfort (C050 — C900 и Nexave), новые переключатели XTR 2003, Deore XT 2004 и часть старых переключателей XTR и Deore XT, часть действий будет прямо противоположными. Здесь описана регулировка традиционного переключателя передач.

Читайте также  Регулировка тормозов велосипеда v brake

1. Ослабьте натяжение тросика регулировочной бобышкой или аналогичной бобышкой на манетке.
2. Установите цепь на малую звезду кассеты и, вращая ограничитель H, установите рамку с роликами так, чтобы плоскость роликов четко совпала с плоскостью малой звездочки кассеты. Ввинчивая винт, вы сдвигаете рамку к центру.
3. Переключитесь на самую большую звезду и, вращая ограничитель L, установите рамку с роликами так, чтобы плоскость роликов четко совпала с плоскостью большой звездочки кассеты, отжимая при этом манеткой переключатель к спицам. Ввинчивая винт, вы сдвигаете рамку к центру.
4. Установите цепь на самую малую звезду спереди и большую сзади. Винтом регулировки положения роликов добейтесь того, чтобы при вращении педалей назад, ролик не задевал за зубья больщой звездочки, нонаходился всего в 3-5 мм от нее.
5. Вращая педали, попробуйте попереключать передачи в обе стороны по одной. Если цепь плохо сходит с больших звезд на маленькие, необходимо ослабить тросик, вращая бобышку регулировки натяжения тросика по часовой стрелке. В противном случае — наоборот.

После того, как вы добьетесь четкого переключения, прокатитесь немного. Под нагрузкой четкость переключения несколько ниже. Если необходимо, произведите подстройку.
Проблемы

Если вы так и не смогли настроить переключатель, проверьте следующее.

Необходимо убедиться, что тросик нигде не заедает в рубашках. Для этого, установив цепь на самую большую звезду и не вращая педали, спустите манетку до последней передачи. Провисший тросик легко можно будет вынуть из упоров на раме. Все рубашки должны легко двигаться относительно тросика. Если это не так, попробуйте смазать тросик или замените рубашки, предварительно очистив тросик. На тросике не должно быть лопнувших жил в рабочей области. Установите тросик на место и прокрутите педали, чтобы цепь заняла соответствующую звезду.

Если переключатель стоит криво, т. е. плоскость натяжителя цепи не параллельна плоскости звезд, то необходима замена переключателя или «петуха» или правка последнего.

Взявшись за конец натяжителя, покачайте его вправо-влево относительно продольной плоскости велосипеда. Люфт на конце рамки при ее вертикальном положении не должен превышать 3-4 мм.

Люфт роликов должен быть незначителен. Новый верхний ролик имеет небольшой осевой люфт.

Переключатели передач для многоскоростных велосипедов

Использование большого количества передач (скоростей) на велосипеде позволяет передвигаться с наименьшими затратами энергии вне зависимости от дорожных условий, выбирая оптимальное соотношение частоты вращения педалей (каденса) и усилия, прилагаемого к ним. Для современных многоскоростных велосипедов характерно наличие 16-30 передач: 2-3 ведущих звезды в системе и 7-10 звезд в кассете, или 3-14 передач для случая внутреннего переключения.
Втулка с внутренним переключением передач

Типы переключения передач

Существует два принципиально различных типа: внутреннее и внешнее переключение передач. Механизмы внутреннего переключения – это так называемые втулки с внутренним переключением передач (internal gear hub). Их планетарный механизм целиком спрятан в корпусе втулки заднего колеса. К элементам внешнего переключения передач можно отнести ведущие и ведомые звезды и переключатели передач. О внешних переключателях и пойдет речь. Подобные системы распространены наиболее широко по причине их относительной простоты и небольшого веса. Кроме внешнего и внутреннего переключения, существуют и комбинированные варианты, например SRAM DualDrive и Shimano Intego.
Задний переключатель передач

Основные параметры современного переключателя передач – соответствие типу велосипеда, количество передач, на которое он рассчитан, максимально-допустимый размер наибольшей звезды (max sprocket), емкость переключателя (capacity) и относительный ход управляющего троса. Например, переключатели Shimano делятся на переключатели для шоссейных (до 27 зубьев в большой звезде) и горных (от 28 до 34 зубьев) велосипедов. Максимально-допустимый размер звезды – размер, при котором верхний ролик не задевает за зубья звезды (характерные значения для современных переключателей для MTB – 34 зуба). Емкость переключателя – суммарная разница между самыми большими и самыми маленькими звездами кассеты и системы, которая может быть отработана переключателем без провисания или заедания цепи. Емкость определяется длиной рамки натяжителя. Для MTB это 33-45 зубьев (44-22=22 спереди и 34-11=23 сзади, итого 22+23=45). Относительный ход переключателя – соответствие между ходом управляющего тросика и поперечным перемещением рамки с роликами. Например, задние переключатели Shimano и SRAM 1:1 по этому показателю несовместимы, так как относительный ход тросика у переключателей SRAM больше.
Задний переключатель передач

Роль заднего переключателя передач состоит в переброске цепи со звездочек одного размера на звездочки другого для обеспечения необходимого передаточного числа привода велосипеда. При этом происходит изменение длины свободной ветви цепи. Таким образом, переключатель должен еще и регулировать ее длину, выбирая излишек. Для этого служит рамка натяжителя цепи с двумя закрепленными на ней роликами. Перемещением цепи в перпендикулярном плоскости звездочек направлении заведует параллелограммный механизм, перемещающий рамку с роликами и, следовательно, цепь.

Крепление переключателя может быть прямым, на съемный или несъемный петух велосипедной рамы, или через переходник, зажимаемый гайкой крепления заднего колеса. Последний вариант встречается лишь на оборудовании самого начального уровня. Подвод тросика осуществляется прямо через ограничитель или через специальный ролик, что характерно для переключателей из группы Comfort. Переключатели для горных и гибридных велосипедов высокого уровня обычно имеют грязезащитные кожухи на тросике.

Для обеспечения относительного постоянства расстояния от верхнего ролика до звезд кассеты, параллелограммный механизм большинства современных переключателей имеет плоскость движения расположенную по диагонали к оси звезд. Сами ролики обычно пластиковые, на переключателях верхних групп керамические. Стальные ролики уже ушли в прошлое. Шарикоподшипники в роликах также применяются лишь на верхних моделях переключателей.
Переключатели с прямой и обратной тягой

В последние годы компания Shimano активно продвигала задние переключатели передач с обратной пружиной (Low Normal): тросик заводит цепь на малые звезды кассеты, а пружина возвращает ее на большие, что сделано для унификации направления движения с передним переключателем, но дает посредственные результаты при переключении передач под нагрузкой или в грязи. Такие переключатели сейчас существуют в четырех верхних группах горного оборудования: XTR – Deore. Их оптимально использовать совместно с манетками Dual Control. Традиционные же переключатели с прямой пружиной (Top Normal), которые присутствуют во всех горных и шоссейных группах навески Shimano кроме XTR и у других производителей, оптимально комбинировать с классическими триггерными манетками RapidFire Plus.
Передний переключатель передач

Передний переключатель передач с креплением хомутомНа передний переключатель, в отличие от заднего, возложена лишь функция переброски цепи со звезды на звезду. А, учитывая невозможность добиться качественной работы переднего переключателя из-за работы верхней ветви цепи под нагрузкой, конструкция его очень проста: рамка, сквозь которую проходит цепь, перемещаемая параллелограмным механизмом.

Передний переключатель передач с креплением на каретке

Основные параметры переднего переключателя – направление подвода управляющего тросика, способ его крепления на раме велосипеда и угол установки (угол между подседельной трубой и плоскостью нижних труб заднего треугольника рамы). Тросик к переключателю может подводиться сверху или снизу. Это зависит от расположения креплений тросика на раме велосипеда. Первый вариант предпочтительнее. Большинство переключателей рассчитаны на один конкретный вариант, но есть и универсальные. Крепиться переключатели могут хомутом на подседельной трубе или пластиной, зажимаемой правой чашкой каретки или картриджа. В случае переключателя на хомуте, последний может быть расположен выше или ниже рамки переключателя. Многие модели существуют во всех трех вариантах. Это связано с невозможностью установки некоторых типов переключателей передач на велосипеды с различными видами задней амортизационной подвески или использованием рам нетрадиционных форм. Хомуты могут быть рассчитаны на подседельные трубы разного диаметра, что также необходимо учитывать (характерные значения 28-34 мм). Необходимо учитывать и угол установки переключателя для избежания зацепления рамки за раму (характерные значения 63-66 или 66-69°).

Передний переключатель передач SPCM

Самые продвинутые переключатели передач имеют независимое движение внешней и внутренней пластин рамки. Неплохо, если переключатель имеет сектор, по которому обкатывается подводящий тросик, как это сделано в Shimano Deore, что позволяет продлить срок службы тросика.

С 2002 года среди оборудования Shimano появились передние переключатели с системой SPCM (Shimano Power Change Mechanism), суть которой заключается в том, что усилие для переключения передач отбирается от вращающихся педалей, а управляется система лишь парой кнопочек.
Материалы

Переключатели Shimano обычно изготавливаются из сталей и алюминиевых сплавов, доля которых увеличивается по мере повышения группы. Часть переключателей SRAM изготавливаются с использованием композитных деталей, что позволяет снизить их вес, но повышает хрупкость.