Кого можно катать на велосипеде на улице

ПДД для владельцев велосипедов и самокатов

С наступлением тепла на улицах и дорогах городов появляются альтернативные транспортные средства, такие как электросамокаты, велосипеды, моноколеса и другие. Скорость они развивают приличную, провоцируют аварийные ситуации не хуже автомобилей, и при этом никто не знает, по каким правилам они существуют, даже их владельцы. Давайте разберемся.

Велосипеды

Согласно правилам дорожного движения велосипед – это транспортное средство. И хотя права для управления им не нужны, правила на него распространяются те же, что и на прочий транспорт. Впрочем, с одной оговоркой: только во время движения. Как только вы с велосипеда слезли, то сразу превращаетесь в пешехода. То есть, сидя верхом, необходимо руководствоваться правилами для авто, спешившись – для людей.

Где можно ездить?

Велосипедист старше 14 лет имеет право передвигаться по:

  • По велосипедной дорожке или специальной полосе для велосипедистов;
  • По правому краю проезжей части (только по ходу движения).
  • По обочине;
  • По тротуару:

Детям от 7 до 14 лет можно ездить только по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам. И еще один важный момент, пешеходы имеют приоритет перед велосипедистами, их необходимо пропускать.

Что запрещено велосипедистам?

  1. Управлять неисправным транспортным средством.
  2. Ездить в нетрезвом виде.
  3. Пересекать пешеходный переход, не слезая с велосипеда.
  4. Перевозить детей до 7 лет без специальных приспособлений.
  5. Везти груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за пределы велосипеда.
  6. Держать руль одной рукой.
  7. Поворачивать налево и разворачиваться на многополосных дорогах.

Какие штрафы предусмотрены?

По сути, практически за любое нарушение, описанное в предыдущем списке, велосипедисты должны будут заплатить 800 рублей. Исключение составляет вождение в нетрезвом виде: оно карается суммой от 1000 до 1500 рублей. Причем, для велосипедистов действует скидка в 50% за своевременную оплату, как и для водителей.

Люди на велосипедах часто создают аварийные ситуации на дорогах, от которых сами же и страдают. И конечно, водителей авто интересует, кто несет ответственность за последствия столкновения, спровоцированного велосипедистом. Тут ситуация неоднозначная. Автомобиль – это транспортное средство повышенной опасности, поэтому, даже если водитель соблюдал все правила, но велосипедист получил травмы, (пусть и по своей вине) ущерб здоровью оплатить придется. При этом, если автомобиль пострадал в аварии и вину человека на велосипеде удастся доказать, то через суд можно потребовать с него возмещения средств за ремонт автомобиля.

Почему не стоит пкупать горный велосипед для города?

Электросамокаты

Если правила для велосипедистов прописаны довольно четко, то в случае с самокатами ситуация гораздо сложнее. До недавнего времени самокат был детской игрушкой, и транспортным средством считаться не мог. Но сейчас, когда самокаты оснастили двигателями, позволяющими развивать скорость до 80 км в час, а то и более, ситуация перестала быть однозначной.

Где можно ездить?

Итак, пока законы не успевают за техническим прогрессом, человек на электросамокате приравнивается к пешеходу, а значит перемещаться он имеет право только по тротуарам, пешеходным и велодорожкам. Если ничего из этого нет, то допускается движение по обочине или краю проезжей части – строго навстречу потоку машин. Это же ответ на вопрос – нужны ли права на электросамокат.

Ваши законные права, о которых вы и не догадывались

Что запрещено?

Для справки:

Моноколеса, электроскейты и другие заменяющие транспорт «игрушки» в законах не прописаны тем более, но, учитывая, что мощность таких приборов меньше кВт, в глазах закона их владельцы остаются пешеходами со всеми вытекающими.

Казалось бы, все однозначно. Раз человек на самокате – пешеход, то и требования к нему аналогичные: не создавать помех движению других людей, уважать сигналы светофора, не пересекать дорогу в неположенных местах. Но это до тех пор, пока самокат не станет участником какого-либо дорожного инцидента, либо пока его не остановит бдительный сотрудник полиции. В данной ситуации все зависит от мощности прибора и решения суда. Если самокат имеет мощность более 4 кВт, то есть сравнимую с мощностью мопеда, суд легко может признать его транспортным средством, а значит отвечать водителю придется по всей строгости закона. Например, за вождение такого самоката в нетрезвом виде могут лишить водительских прав!

Какие штрафы предусмотрены?

Тут все опять зависит от того, признают ли владельца самоката пешеходом или водителем. В первом случае, за нарушение правил дорожного движения полагается предупреждение или штраф 500 рублей, за создание помех движению – 1000 рублей, а если поведение человека на самокате приведет к аварии – то 1500 рублей. Обладатель мощного самоката ответит за аналогичные нарушения уже как водитель мопеда. Так, например, штраф за езду без прав от 5 до 15 тысяч рублей, а в случае, если прав лишили ранее, то придется заплатить 30000 рублей.

ПДД и штрафы для велосипедистов в вопросах и ответах

ПДД для велосипеда

Велосипедисты – полноправные участники дорожного движения с той точки зрения, что у них есть свои права (и обязанности), дающие им пользоваться дорогами и тротуарами в определённых случаях. Тем не менее, ПДД – часто достаточно неоднозначный правовой акт, порой противоречивый. Поэтому давайте разберёмся с практической (правоприменительной) точки зрения о ПДД и штрафах для велосипедистов в формате вопросов и ответов!

Велосипед – это транспортное средство?

Да. Согласно самому определению велосипеда, это транспортное средство. Но не следует его путать с механическими ТС. Последнее приводится в движение двигателем.

Но не всё так просто. И велосипед тоже может двигаться за счёт мотора. Но для того, чтобы ему не уйти под определение механических ТС, а остаться в гордом звании «Велосипед», двигатель на нём по ПДД 2021 года должен соответствовать 3 критериям:

  1. это должен быть только электродвигатель,
  2. его мощность должна быть не более 0,25 кВт (

0,34 л.с.),

  • он должен автоматически отключаться на скорости 25 км/ч и более.
  • Велосипедист – в то же время и водитель. Этот статус ему даёт определение водителя – любое лицо, управляющее транспортным средством.

    Где можно ездить?

    Это достаточно сложная и условная тонкость. Дело в том, что для велосипедистов по Правилам разрешены целых 7 различных формальных зон движения в зависимости от возраста и организации дорожного движения на данном участке.

    Поэтому сначала предлагаем Вам выяснить, где можно ездить конкретно в Вашем случае, интерактивно ответив на несколько простых вопросов.

    Где мне можно ездить? Быстрый тест

    Давайте теперь рассмотрим, где Вы можете ездить на велосипеде в зависимости от возраста.

    Старше 14 лет

    • По велодорожкам и велопешеходным дорожкам или полосе для велосипедистов на Ваш выбор в любых случаях при наличии таковых,
    • по правой стороне проезжей части дороги:
      • если нет вышеуказанных зон или по тем или иным (объективным) причинам по ним невозможно ехать,
      • если ширина Вашего вело более 1 м (в т.ч. с грузом),
      • если Вы едете в составе велоколонны,
    • по обочине, если нет ни специальных дорожек, ни полосы для велосипедистов, а по правому краю проезжей части нельзя или невозможно ехать (обратите внимание, обочина не является проезжей частью); при этом, Вы не должны создавать помех пешеходам (те имеют преимущество на обочине),
    • по тротуару или пешеходной зоне, если всё из вышеперечисленного отсутствует или нет возможности ездить по ним – то есть фактически этот пункт разрешает Вам ездить по пешеходным паркам, аллеям и т.п.; либо если Вы перевозите ребёнка младше 7 лет или едете вместе с велосипедистом младше 14 лет (п. 24.2 Правил).

    Полоса для велосипедистов отделена от остальной дороги сплошной линией и обозначена такой разметкой:

    И/или вот таким знаком:

    От 7 до 14 лет

    • По велодорожкам,
    • по велопешеходным дорожкам,
    • по тротуару,
    • по пешеходной дорожке,
    • по пешеходной зоне.

    Любое из перечисленного на Ваш выбор.

    Младше 7 лет

    • По велопешеходным дорожкам,
    • по тротуару,
    • по пешеходной зоне.

    Любое из перечисленного.

    Где мне нужно спешиваться?

    Есть ряд участков, где Вы обязаны спешиться, но их мало:

    • во время перехода по пешеходному переходу, если рассчитываете на то, что водители будут обязаны уступить Вам дорогу (они обязаны уступать дорогу только пешеходам (п. 24.8 ПДД), а в случае ДТП вина ляжет на Вас),
    • в пешеходных зонах (в парках), на пешеходных дорожках, тротуарах или обочине, если только Вы создаёте помехи пешеходам или те подвергаются опасности (п. 24.6 ПДД).

    На каком расстоянии должны держаться от меня водители машин?

    На безопасном. Увы, но чётких границ ПДД 2021 года не регламентируют ни относительно бокового интервала, ни относительно дистанции.

    Ранее была попытка разработать новый закон о введении в Правила пункта, который бы обязывал водителей держать боковой интервал от велосипедиста, равный 1 метру, но его не приняли.

    На сегодняшний день безопасность дистанции и интервала прецедентна – то есть пока не произошло ДТП, расстояния считаются безопасными.

    Можно ли ездить по автобусной полосе?

    Можете. Само описание дорожного знака 5.11 разрешает двигаться по ней велосипедистам:

    5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств». Специально выделенная полоса, по которой маршрутные транспортные средства, велосипедисты, а также школьные автобусы и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, движутся попутно общему потоку транспортных средств.

    Должен ли я пропускать машины, поворачивающие направо?

    По ПДД Вы обязаны двигаться по правому краю проезжей части в большинстве дорожных ситуаций. То есть находиться правее всех автомобилей. Но многие велосипедисты не раз встречались с ситуацией, когда с правой полосы только направо (для авто), а Вам нужно прямо.

    В случае поворота направо ПДД чётко предписывают водителям машин уступать дорогу велосипедистам, находящимся справа от них и движущимся прямо.

    13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

    Имеют ли право пешеходы ходить по велодорожкам?

    Если кратко, то аналогично такое же право, как велосипедисты по ПДД имеют право ездить по тротуарам. Если на данном участке нет тротуара и иных зон для пешеходов либо по ним невозможно двигаться, то пешеходы имеют право ходить по велодорожке. Причём, идти они могут хоть на всю ширину в несколько человек, а обязанности не создавать помех велосипедистам у них нет, увы.

    При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

    Что значит при невозможности двигаться по тротуару? Отсутствие возможности должно быть объективным. Просто плохое или грязное покрытие, к примеру, не делает невозможным двигаться по нему, хотя и затрудняет. «Там итак много народа» – тоже не причина занимать велодорожку.

    Должен ли я надевать светоотражающий жилет и когда?

    Обязаны. Световозвращающие жилеты или накидки уже наделали много шума с момента введения 18 марта 2018 года. Но мало кто задумывался, что велосипедисты не исключение из Правил.

    Обязанность надевать жилеты накладывает пункт 2.3.4 ПДД, и он говорит о водителях всех транспортных средств, а не только механических – то есть автомобилей.

    Кроме того, пункт 24.10 рекомендует велосипедистам при движении в тёмное время суток, в дождь или туман установить или надеть что-либо со светоотражающими элементами.

    Таким образом, велосипедисты обязаны в случае вынужденной остановки или при ДТП, находясь на проезжей части или на обочине в тёмное время суток вне населённого пункта, надеть светоотражающую одежду по ГОСТу.

    Если нет с собой жилетки

    Как можно заметить, лазейка проста: просто покиньте дорогу и стойте в стороне. Обратите внимание, нужно также сойти и с обочины.

    Должен ли я пользоваться световыми приборами?

    Да. Согласно пункту 19.1 ПДД, на велосипеде должен быть фонарь или фара, которые должны включаться в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости. Обратите внимание, недостаточная видимость включает в себя туман и дождь.

    В светлое время суток велосипед должен в любом случае иметь:

    • белого цвета фонарь или отражатель,
    • сзади – красный отражатель или фонарь,
    • по обеим сторонам велосипеда – отражатели красного или оранжевого цвета.

    За их отсутствие есть штраф.

    Какие штрафы для велосипедистов?

    Их всего два. Велосипедистов нельзя привлекать к ответственности по КоАП также, как водителей. И этому есть 2 причины:

    1. дело в том, что КоАП отличается от ПДД в понимании транспортных средств – первый предусматривает под этим понятием только автомототранспортные средства с двигателем гораздо большей мощности, нежели 0,25 кВт – то есть велосипед по КоАП не является транспортным средством, только по Правилам дорожного движения;
    2. именно по первой причине для велосипедистов есть частная статья КоАП и всего 2 части в ней: одна (ч.2 ст. 12.29) предусматривает штраф 800 рублей за любое нарушение Правил велосипедистом; вторая – часть 3 этой же статьи – штраф 1 500 рублей за любое нарушение, совершённое в состоянии опьянения.

    Частность этих статей означает, что если даже Вы попались на нарушение, за которое Вас можно привлечь по статье с бóльшим штрафом, то всё равно должна быть применена одна из вышеуказанных статей, так как они относятся частно к велосипедистам.

    Можно ли ездить пьяным?

    Нет. Это запрещено всем водителям, независимо от статуса – велосипедист или водитель автолюбитель. Это нарушение пункта 2.7 ПДД:

    2.7. Водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

    По всем действующим нормам 2021 года инспектор ГИБДД обязан привлечь к наказанию пьяного велосипедиста, а также провести освидетельствование, равно как и водителей механических ТС, так как состояние опьянения должно быть установлено.

    Могут ли лишить автомобильных прав пьяного велосипедиста?

    Нет. Выше мы уже указали, что для велосипедистов действуют частные статьи Административного кодекса с соответствующими штрафами. Поэтому за езду в пьяном виде велосипедиста можно привлечь по части 3 статьи 12.29 на 1 500 рублей, но никак не лишить права управления.

    Более того, права сотруднику ГИБДД, находясь на велосипеде, Вы не обязаны вообще передавать. К слову, об общении велосипедиста с ГИБДД.

    Остановил инспектор ГИБДД – какие у меня права?

    У Вас похожие права и обязанности с автолюбителями. Вы также можете потребовать предъявить служебное удостоверение, если инспектор обращается к Вам (п. 45 регламента).

    А вот сами Вы передавать для проверки практически ничего не обязаны. Увы, но это так (и это большой минус). Права и прочие типично автомобильные документы нужно передавать для проверки только водителям механических ТС (п. 2.1.1 ПДД). Но у велосипедиста как гражданина инспектор может проверить гражданский паспорт и только в случае совершения первым нарушения ПДД или для привлечения его как свидетеля или понятого (п. 107 Административного регламента МВД).

    К слову, причины для остановки и проверки документов те же, что и для автомобилистов.

    ПДД для велосипедистов

    Если решили ездить по городу на велосипеде, не поленитесь изучить основные правила дорожного движения. Должен же хоть кто-то их знать!

    • Автор: Анастасия Ромашкевич, velonation.net
    • Фото обложки: Пробок.нет

    Говорят, что велосипедисты правил не соблюдают, ПДД не читают, поэтому нужно поскорей их запретить. Хотя если понаблюдать за некоторыми другими участниками движения, то возникает подозрения, что с правилами не знакомы как раз они. В последние несколько лет в ПДД внесли несколько поправок, которые как раз касаются велосипедов. Кто-то мог их пропустить, а кто-то, наверно, думает, что он и так всё знает лучше всех. Так или иначе, единственный достойный аргумент в любом споре — точное знание, как всё устроено на самом деле. Мы выбрали самые распространённые утверждения по поводу велосипедов, сопоставили их с действующими ПДД и добавили советы, которые помогут соблюсти закон (или нарушить его со знанием дела).

    ЧТО ГОВОРЯТ Велосипед — такое же транспортное средство, как и машина.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ В п. 1.2 указано, что велосипед это «транспортное средство», а вот о его одинаковости с автомобилями там нет ни слова. Машина, если говорить в терминах ПДД, — механическое транспортное средство. Чувствуете разницу? Некоторые положения правил распространяются на все виды транспортных средств (например, обязанность уступать пешеходам на переходах), но есть пункты, которые касаются только машин или только велосипедов.

    Разговоры про одинаковость обычно ведут к тому, что велосипедисты тоже должны получать права и платить дорожный налог, а штрафовать их надо по всей строгости закона. Это, конечно же, полная ерунда. Часто в вашем городе машины давят людей насмерть? А велосипеды? То-то же! Машина — транспортное средство повышенной опасности. Велосипед — нет, потому что он легче и медленней. Влияние велосипедов на состояние дорожного полотна тоже минимально. При этом сам велосипедист более уязвим в сравнении с теми, кто путешествует внутри металлического кузова. Поэтому во многих странах велосипедистов рассматривают как промежуточное звено между пешеходами и машинами. Им дают законодательные послабления, например, разрешают ездить на красный, и сквозь пальцы смотрят на некоторые мелкие нарушения .

    ЧТО ГОВОРЯТ Кто-то говорит, что по тротуару ездить нельзя, а кто-то — что велосипеду не место на проезжей части. Известны случаи наложения штрафов и за то, и за другое.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Местоположение велосипеда на дороге регулирует п. 24.2. Заучите эти цифры, чтобы бросить их в лицо очередному таксисту, который станет кричать, чтоб вы немедленно убрались с проезжей части на тротуар. Краткое содержание пункта: если на улице нет велоинфрастуктуры или пользоваться ей невозможно, разрешается ехать по правому краю проезжей части. Если невозможно ехать по проезжей части, надо двигаться по обочине. Поездки по тротуару — это крайнее средство на случай, когда невозможно ехать где-либо ещё.

    Правда, многие трактуют это «невозможно» широко и в свою пользу. Мол страшно, значит невозможно. #velonation направил на этот счёт запрос в ГИБДД. Ответ был таким же неконкретным как и сама формулировка в ПДД: чиновники сообщили, что в каждом случае вопрос о том, было ли нарушение, рассматривается отдельно. Так что действуйте по своему разумению, но сперва прочите следующий пункт.

    ЧТО ГОВОРЯТ Если велосипедист на тротуаре мешает или создаёт опасность для пешеходов, он должен слезать с велосипеда и катить его рядом.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Всё верно — см. п. 24.6. Сторонники езды по тротуару конечно же скажут, что они с этим полностью согласны и ездят мимо пешеходов аккуратно и со всем уважением. Иногда так и есть, но иногда велосипедист на тротуаре напоминает собаковода, выпускающего во двор любимого пса без ошейника со словами: «Он же не кусается!» Выезжая на тротуар, помните не только о собственной безопасности, но и о том, что есть люди, для которых по разным причинам сам факт присутствия велосипеда на тротуаре — уже стресс и помеха.

    ЧТО ГОВОРЯТ С детьми по тротуару можно.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Можно и нужно — об этом тоже говорится в п. 24.2. Дети до 7 лет, сопровождающие их взрослые, а также люди, которые везут ребёнка на детском сидении, должны ехать только по тротуару. Возить детей без специального места на велосипедах запрещено (см. п. 24.8). С 7 до 14 лет можно ездить ещё и по велодорожкам.

    ЧТО ГОВОРЯТ На велополосе на Бульварном конце велосипедисту придётся спешиваться через каждые 50 метров. В таком духе высказывался в прошлом году депутат госдумы Вячеслав Лысаков.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Судя по всему, на эту мысль депутата навели знаки с изображением перечеркнутого велосипеда. Что ж, Лысаков плохо разбирается в знаках. Перечёркнутый велосипед обозначает конец велодорожки — дальше вы едете на велосипеде на общих основаниях, но ни о каком спешивании речи не идёт. Запрет для велосипедов выглядит почти как «кирпич» — кружок с красной окантовкой и велосипедом посредине. Такие знаки в изобилии расставлены вокруг Красной площади. Есть ещё треугольный знак с велосипедом и красной окантовкой, он предупреждает автоводителей, что впереди их ждёт встреча с велоинфрастуктурой.

    ЧТО ГОВОРЯТ В интернете идут споры, должен ли водитель машины перед поворотом направо уступать велосипедистам, которые едут прямо. А если должен, то при каких условиях.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ По одной из версий, уступать нужно только при наличии велодорожки. Это заблуждение, но его ещё понять можно — так было написано в прошлой версии ПДД. Сложнее понять людей, которые спорят с текущим вариантом п. 13.1. Цитируем: «При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает». Вроде, все понятно. Но нет, кто-то настаивает, что уступать надо только тем, кто спешился и пересекает улицу по зебре. Автомобилистам вообще очень нравится, кода велосипедисты спешиваются и превращаются обратно в пешеходов, но к правилам это отношения не имеет.

    В любом случае, количество людей, которые не знают или вольно трактуют правило, выглядит несколько пугающе — нет никакой гарантии, что вас действительно пропустят. Лучшее, что вы можете сделать — встать на перекрёстке впереди машин. Так, во-первых, вас будет лучше видно. Во-вторых, велосипед стартует с места чуть быстрее чем машина, и у вас будет небольшая фора, чтоб поскорей проехать перекрёсток.

    ЧТО ГОВОРЯТ Пешеходы обнаглели, они должны научиться уважать велосипедистов и слезать с велодорожек.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Пешеходы обнаглели ничуть не больше, чем велосипедисты, которые едут по тротуару. П. 4.1 разрешает им ходить по велодорожкам, если по тротуару идти невозможно. Конкретики, как водится, в правилах нет, каждый трактует, как умеет.

    ЧТО ГОВОРЯТ На велосипеде можно ехать по выделенным полосам общественного транспорта.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ П. 18.2 ввели в ПДД в 2015 году, и не все о нем знают, однако ездить по выделенкам ОТ действительно можно. Выделенным полосам далеко до настоящих велодорожек, но это все-таки лучше, чем ехать в потоке с машинами. Узнать выделенную полосу легко — на ней есть разметка в виде буквы А (очевидно, от слова автобус), а также табличка с пиктограммой в виде автобуса и ещё одна табличка, на которой указан режим работы. По выходным и в праздничные дни приоритет общественного транспорта и велосипедов обычно не действуют, по выделенкам могут ездить машины.

    ЧТО ГОВОРЯТ На велосипеде должны быть фары.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Мало прикрепить на велосипед фары, надо не забывать их включать «в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях» — как того требует п. 19.1. Недостаточная видимость бывает, например, во время дождя. Человек, который едет в темноте на велосипеде без фонарей, превращается в невидимку и становится опасен для себя и окружающих. Самый простой способ не промахнуться — поставить динамо-фонари вроде тех, что используются в прокатных велобайках. Они включаются автоматически и горят всё время, пока вы крутите педали. Передняя фара должна быть белая, а задняя красная. Это важно, иначе вы введёте в заблуждение других участников движения.

    Вроде, все просто, но есть один подвох в виде п. 19.5, который требует, чтобы на всех транспортных средствах днём включались фары ближнего света и дневные ходовые огни. Предположительно, этот пункт просто забыли отредактировать после того, как в ПДД внесли отдельные требования для велосипедов, поэтому его можно игнорировать.

    ЧТО ГОВОРЯТ Нельзя выезжать на велосипеде без шлема и светоотражающие элементов на одежде. По слухам, были ситуации, когда велосипедистов штрафовали за отсутствие шлема.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Носить шлем или нет — только ваш выбор. В правилах про шлемы нет ни слова, а п. 24.10 лишь рекомендует, но никак не обязывает велосипедистов носить светоотражающие элементы в темное время суток — что бы не кричали вам по этому поводу водители, умирающие от безделья в пробке. В ответ можете посоветовать им освежить на досуге ПДД — явно не помешает.

    Читайте также:
    Охота на зебре. Говоря о преступлении и наказании, важно сначала принять все возможные превентивные меры, а уж потом карать нарушителей.

    ЧТО ГОВОРЯТ Велосипедисты должны спешиваться на зебре.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Это вольный пересказ одного из положений п. 24.8. Точная формулировка звучит так: «Велосипедистам запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам». Это одно из самых неоднозначных нововведений в ПДД. Если добросовестно исполнять это правило на улице с большим количеством пересечений, поездка на велосипеде превращается в кошмар. С другой стороны, сторонники спешивания говорят, что автомобилист может не заметить мчащийся по зебре велосипед и не успеет вовремя затормозить.

    Надо иметь ввиду, что п. 24.8 касается прежде всего тех, кто движется по велосипеде по тротуару — по проезжей части перекрёсток можно проезжать в общем потоке, без всяких спешиваний. Безоглядно гонять по тротуарам — в любом случае очень плохая идея. Тем более, на перекрёстках. С точки зрения #velonation, вы соблюдёте дух закона, если при подъезде к зебре сбросите скорость до пешеходной. Но имейте ввиду, что в глазах противников велотранспорта вы всё равно останетесь злостным нарушителем и живым доказательством того, что велосипеды нельзя пускать дальше парков. И в случае аварии виноваты окажетесь вы.

    ЧТО ГОВОРЯТ Велосипедисты должны предупреждать о своих манёврах с помощью жестов.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Ну а как иначе? У автомобилистов для этого есть специальные фары, у велосипедистов таких фар нет, поэтому п. 8.2 требует, чтобы вы сигналили руками. Есть два способа сообщить окружающим о намерении повернуть — они на картинке. Знак надо подавать до начала манёвра, а прекращать сразу после или даже в процессе выполнения (делать повороты надёжней, держась за руль обеими руками). Если вы хотите остановиться, поднимите вверх левую руку. Это очень просто. Подавать сигналы руками надо, в том числе, во время поездки по велодорожкам. Люди, которые едут на велосипеде следом за вами, должны быть в курсе ваших планов.

    П. 8.2 — один из самых важных, наряду с требованием прикрепить на велосипед фары. Соблюдение этих двух правил сделает вас предсказуемым и заметным участником дорожного движения. Если бы силы, которые тратятся на разговоры о спешивании, вкладывались в пропаганду фонарей и знаков руками, порядка на дорогах стало бы больше.

    ЧТО ГОВОРЯТ Поворачивать налево на велосипеде нельзя.

    КАК НА САМОМ ДЕЛЕ Это почти верное утверждение — в п. 24.8 говорится, что велосипедам нельзя «поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении». Правило принято в целях безопасности — перестраиваться налево в потоке машин может быть действительно рискованно. В некоторых странах эту проблему решают — с помощью велосветофоров, велобоксов и так далее. Наши ПДД пока борются с опасностями по большей части запретительными мерами. Так что стопроцентно легально повернуть налево пока можно, лишь спешившись и двигаясь по пешеходном переходу.

    В этом материале перечислены далеко не все правила, имеющие отношение к велосипедам. Вы не ошибётесь, если прочтёте ПДД целиком — это не долго и не сложно. Текущую версию вы найдёте по ссылке. Выезжая из дома на велосипеде, будьте внимательны и вежливы к окружающим. В ПДД об этом ничего не сказано, но это одно из самых важных правил.

    Правила катания на велосипеде для ребенка

    Все дети любят ездить на велосипеде, и лишь немногие родители объясняют своим малышам, как ездить по городу на велосипеде, не мешая другим людям и не создавая опасных ситуаций для пешеходов и автомобилистов. От соблюдения правил дорожного движения зависит безопасность всех его участников.

    Самым маленьким велосипедистам нужно передвигаться только по тротуарам и велосипедным дорожкам, и только в сопровождении взрослых. Выезд на дорогу и самостоятельные поездки разрешены детям возрастом старше 14 лет. Малышей, которые только осваивают двухколесный транспорт, следует приучить ехать только рядом с родителями, не отъезжая дальше, чем на несколько метров, не выезжая за пределы тротуара, а так же научить их пользоваться тормозами и останавливать движение.

    Кроме того, ребенок, самостоятельно ездящий на велосипеде, должен уметь хоть немного маневрировать, чтобы объезжать людей и препятствия на дороге. Ребенок на транспорте должен уметь снижать скорость и входить в поворот, и знать, что пересекать проезжую часть можно только по пешеходному переходу, ведя велосипед рядом.

    Основные правила езды

    Дети, которые учатся ездить на велосипеде и которые катаются уже достаточно хорошо, должны понимать, как можно и как нельзя использовать двухколесный транспорт. Чтобы ребенок не пострадал сам и не спровоцировал дорожно-транспортный происшествий, он должен соблюдать определенные правила. Что обязан делать ребенок на велосипеде для собственной безопасности:

    • Ездить только по велосипедным дорожкам, а если их нет – по тротуарам, не выезжая на территорию проезжей части и не мешая передвижению других участников дорожного движения;
    • Надевать шлем, а если ребенок катается в темное время суток или в условиях недостаточной видимости – одежду со светоотражателями. Кроме того, светоотражатели должны быть и на средстве передвижения;
    • Держать дистанцию и уметь маневрировать в процессе езды;
    • Ребенок постарше, ездящий по проезжей части, должен знать правила дорожного движения и уметь подавать сигналы автомобилям. Как и всем участникам дорожного движения, юным велосипедистам необходимо иногда освежать в памяти материалы Правил дорожного движения, и покупать свежие издание правил.

    При езде на велосипеде детям категорически запрещается:

    • Ездить без шлема;
    • Ездить на неисправном транспортном средстве;
    • Возить пассажиров на багажнике или на раме;
    • Ездить против потока;
    • Ездить на велосипеде без рук, или держать транспортное средство одной рукой, или убрав ноги с педалей;
    • Связывать и буксировать несколько велосипедов в одну систему.

    Несоблюдение простых правил безопасности подвергает жизнь ребенка опасности. Даже тогда, когда кажется, что дорога абсолютно безопасна, и ребенок не может упасть и пораниться, лучше перестраховаться и уговорить малыша надеть шлем.

    Экипировка для маленького велосипедиста

    Как одеть маленького гонщика, чтобы сохранить ему жизнь и здоровье? Если ребенок еще мал и сидит в крохотном трехколесном транспортном средстве, которое катят родители за ручку, то ни шлем, ни другие приспособления ему не понадобятся, так как весь процесс контролируют взрослые. Но если ребенок подрос и сам катается по двору и окрестностям, экипировка ему нужна даже более серьезная, чем взрослому.

    Первое, что понадобится маленькому гонщику – шлем. Многим родителям кажется, что для передвижения по тротуару и катания во дворе шлем не нужен, так как на проезжую часть ребенок не выезжает, а катается достаточно хорошо, чтобы не падать. На самом деле нет разницы, где катается малыш. Некоторые автомобили могут заехать и во двор, и на детскую площадку, и даже огороженные велодорожки не всегда защищают от автохамов. Кроме того, дорога под колесами железного коня не всегда ровная, и если колесо транспорта попадает в выбоину – ребенок может упасть и ощутимо ударится. Езда на велосипеде, даже на детском, подразумевает высокую скорость, а шлем сократит риск получения серьезной травмы. Шлем лучше выбирать яркий, заметный, чтобы другие участники дорожного движения замечали юного гонщика даже в условиях недостаточной видимости и на большом расстоянии.

    Покупать шлем «на вырост» запрещено. Если шлем болтается на голове у ребенка или сползает на глаза, толку от такой защиты не будет.

    Вторая часть защитного снаряжения, которая может сохранить жизнь ребенку – светоотражающий жилет или одежда со светоотражающими элементами. Особенно важно правильно одеть ребенка в темное время суток, так как в темноте маленького велосипедиста на дороге заметить сложнее. Но это не значит, что днем езда на велосипеде возможна без специальной одежды. Нет, по правилам безопасности, ребенок должен быть правильно одет даже во время передвижения по дороге днем.

    Помогает яркая одежда со светоотражателями и в условиях недостаточной видимости. Но если на улице сильный туман или задымление, и проезжей части не видно, лучше отложить велопрогулку, чтобы не рисковать понапрасну жизнью и здоровьем ребенка.

    Наколенники и налокотники многие родители считают лишней тратой денег, так как без них малыш, особенно только учащийся кататься, чувствует себя менее уверенно. Лучше перестраховаться и купить ребенку наколенники и налокотники, и снять их, когда малыш хорошо освоит двухколесный транспорт.

    Стоит уделить внимание и одежде юного гонщика. Чтобы ребенок не перегрелся, не стоит одевать его слишком тепло, даже если на улице прохладно. Лучше теплой кофты будет согревать малыша непродуваемая ветровка или жилет. Не рекомендуются широкие штаны, которые могут запутаться в цепи или зацепиться за педали.

    Подготовка велосипеда

    Поскольку на дороге велосипед является не просто детским развлечением, но и транспортным средством, полноценным участником движения на дороге, то подросшего ребенок следует научить проверять и готовить транспорт перед выходом из дома. Езда по обочине дороги разрешена с 14 лет, и к этому возрасту подросток способен самостоятельно обслуживать транспортное средство.

    Перед тем, как выезжать на дорогу, необходимо убедиться, что байк полностью исправен, на его корпусе и раме нет трещин или вмятин, что рама прямая, а руль позволяет полностью управлять средством передвижения. Следует проверить, что цепь натянута достаточно сильно, колеса ровные и правильно центрованы, а сидение отрегулировано по высоте. Не всегда дорожные условия позволяют остановиться во время движения и быстро исправить мелкую поломку.

    Ребенок старшего возраста должен знать основные знаки, правила дорожного движения и сигналы, которые подает велосипедист рукой во время передвижения по дороге. Обучить его помогут учебные материалы для детей разного возраста, которые можно найти в интернете.

    Езда на велосипеде – развлечение для всей семьи, от самых маленьких до самых взрослых ее членов. И поэтому многие родители стараются как можно раньше посадить своих детей на средство передвижения, часто забывая объяснить им базовые правила дорожного движения и безопасности. Только когда ребенок уверенно чувствует себя в седле, хорошо умеет тормозить и разворачиваться, знает сигналы и дорожные знаки и не создает помех для передвижения пешеходов и автомобилей, можно считать, что он подготовлен к выезду в город.

    Правила езды на велосипеде могут казаться устаревшими или слишком строгими, но, как и все правила безопасности, они спасли не одну жизнь. Поэтому даже когда кажется, что дорога абсолютно безопасна и надевать шлем не нужно, что ребенка достаточно хорошо видно и без светоотражающих полосок на одежде, а транспорт на вид в исправном состоянии, пренебрегать техникой безопасности не стоит. Иногда лишняя минута, потраченная на проверку железного коня, и надетый шлем и еще раз повторенные правила сохранят здоровье и жизнь.

    ПДД для велосипедистов в России

    95% велосипедистов не знают, что на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данную сторону, нельзя поворачивать налево или разворачиваться. По пешеходным переходам переезжать дорогу тоже было нельзя, но про это 95% узнали только в день отмены этого правила, заметив его только по самому факту его отмены. Да и с ездой по тротуару была та же петрушка. А ехать навстречу движению, примерно как кегли по обочине, на велике таки нельзя. И ездить без включенной спереди фары (!) нельзя, а ночью — без красной сзади. И синие/зеленые/фиолетовые/мигающие огоньки ставить нельзя. И не держаться за руль хотя бы одной рукой нельзя. И в стайки, количеством более десяти собираться тоже нельзя. Ну, и звонок-таки необходим. Такие дела.

    И это грустно. Сесть на велосипед может каждый, кто обзавёлся двухколёсным другом и научился педалить. Чтобы водить велосипед, сдавать экзамены в ГАИ не нужно. Отсюда и повальная безграмотность велосипедистов.

    Поэтому неплохо бы разобраться с тем, как и где можно ездить на велосипеде согласно ПДД.

    Общие положения ПДД

    Разберёмся с основополагающими понятиями.

    Велосипед согласно пункту 1.2 ПДД РФ:

    «Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

    Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

    Дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

    Пешеход — это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.

    Проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

    Тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части, или отделенный от нее газоном.

    Очень важно запомнить, что велосипед является транспортным средством. Это значит, что все пункты ПДД, касающиеся транспортных средств, касаются и велосипедистов.

    Обязательные требования к велосипедисту

    К водителю велосипеда каких-то особых требований нет. Шлем, как мотоциклистам, одевать не надо. Но для личной безопасности всё же стоит обзавестись.

    Перед выездом велосипедист, как и водитель любого транспортного средства, обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.

    Какие сигнальные огни должны быть на велосипеде

    В темное время суток на велосипеде должны быть включены фары или фонари, а в светлое время суток ближний свет фар или дневные ходовые огни:

    19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

    на всех механических транспортных средствах и мопедах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);

    19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

    А вы включаете переднюю фару на велосипеде днём? Я, честно, нет. Хотя задумывалась об этом. Ведь в ПДД написано «транспортное средство», а велосипед, как мы разобрались в самом начале, тоже транспортное средство. А ведь сотрудник ГИБДД может и штраф влепить.

    Внимание! Запрещается движение при не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.

    Где можно ездить на велосипеде?

    1. По велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
    2. По правому краю проезжей части.
    3. По обочине.
    4. По тротуару или пешеходной дорожке.

    При чем пункты взаимоисключаемы. Т.е. если есть велосипедная дорожка, а вы едите по правому краю проезжей части, то это нарушение ПДД. Обратите внимание, что по тротуару разрешается ехать лишь в крайнем случае. А в повседневной жизни часто происходит наоборот.

    Велосипеды должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

    Нужно ли велосипедисту показывать сигналы поворота?

    Да.

    Вот что говорится по этому поводу в ПДД:

    8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

    Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

    Как показать сигналы поворота рукой

    Я видела, что некоторые велосипедисты устанавливают световые индикаторы поворотников с переключателем на руле. Обычно индикаторы крепятся под седло. Но я бы не ленилась показывать повороты рукой — какой процент автомобилистов ожидает увидеть у велосипедиста сигнал поворота под седлом?

    Как и когда нельзя ездить на велосипеде?

    К езде на велосипеде относятся все запреты на управление автомобилями (нетрезвое состояние, нарушение режима отдыха, разговоры по телефону и тд) + нельзя:

    • ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
    • перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
    • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
    • двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
    • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
    • Запрещается буксировка велосипедов и велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом.
    • Велосипедисту запрещено ездить по автомагистралям.

    Ещё раз подчеркну, что запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.

    Очень важным является пункт про запрет поворота налево на дорогах, где больше двух полос для движения в одном направлении. Если всё-таки нужно повернуть налево, то это делается так: велосипедист доезжает до перекрёстка, слазит с велосипеда (в этот момент он становится пешеходом с велосипедом) и по пешеходному переходу перевозит велосипед в нужную сторону.

    Должен ли велосипедист уступать дорогу пешеходам?

    Да.

    1. Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу.
    2. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления.

    Штрафы для велосипедистов

    По идее, если велосипед — такое же транспортное средство, что и автомобиль, то и штрафы должны быть такими же. Но статья 12 Кодекса об административных нарушениях РФ вычёркивает велосипед из категории транспортных средств:

    Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.

    Но в КоАП есть специальная статья для велосипедистов, которая предусматривает штрафы за нарушение правил:

    Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

    2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя механического транспортного средства), —

    влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей .

    3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, —

    влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей .

    Практически любое нарушение ПДД выльется велосипедисту в штраф 800 рублей. А за нарушение, допущенное в состоянии опьянения — 1 000 — 1 500 рублей. Для сравнения, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии карается 30000 рублями.

    В заключение предлагаю посмотреть интервью «ПДД для велосипедистов» с работником ГИБДД. В этом интервью работник ГИБДД объясняет многие моменты, а также, как правильно велосипедисту поворачивать налево, если на дороге больше двух полос для движения в данном направлении.

    Привет!
    Меня зовут Татьяна, и я рада видеть вас на блоге «Жизнь непредсказуема!».
    Я люблю путешествовать, а в блоге делюсь своими впечатлениями, советами и прочими полезными заметками.

    Понравилась статья? Поделитесь ей!

    Буду очень благодарна, если вы оцените статью: