Какие тормоза на велосипеде лучше

Что лучше выбрать для велосипеда: V brake тормоза или дисковые?

Извечный спор двух концепций – ободных и дисковых тормозов велосипеда, ещё не окончен, хотя ободные тормоза постепенно сдают свои позиции, сдвигаясь в область чисто непрофессионального использования. Отчего это происходит попробуем разобраться в этой статье

Особенности ободных тормозов, преимущества и недостатки

Что такое ободные тормоза? Это две фрикционные колодки с очень большим коэффициентом трения. Усилие для сведения колодок на ободе передаётся от рычага, стоящего на руле, посредством тросика. При нажатии на рычаг правильно отрегулированные колодки сходятся, зажимая обод велосипеда, останавливая таким образом движение. Такие тормоза имеют три разновидности, которые отличаются друг от друга в основном применением их в разных условиях эксплуатации.

  • Кантилеверы. Применяются крайне редко, в основном на циклокроссовых спортивных моделях велосипедов.
  • Клещевые тормоза. Их ставят в основном на шоссейники.
  • U-brake. Это мини v brake Их ставят в основном на ВМХ.
  • V-brake. Самая массовая модель ободных тормозов. Название получила от V-образной формы тормозных рычагов.

Но к работе ободных тормозов есть масса претензий, связанных как с условиями эксплуатации велосипеда, так и c его конструктивными особенностями.

«Минусы» v-brake тормозов

  1. Плохое качество торможения в условиях сырости и мокрой грязи
  2. В условиях, когда на дороге есть грязь, страдают от повышенного износа как тормозные колодки, так и обода колеса: грязь работает как абразив, стирая материал колодок и металл.
  3. При разбалансировке колеса и образовании «восьмёрки», связанными с неравномерной натяжкой спиц, отдельные сегменты колеса постоянно трутся о тормозные колодки.
  4. Постоянная подстройка пружин рычагов, нужная при экстремальных условиях вождения.
  5. На длительных спусках, когда необходимо постоянно притормаживать, сильно греется обод, что может даже послужить причиной разбортировки покрышки из-за размягчения резины.
  6. Конструктивный зазор у ободного тормоза вибрейк не даст поставить на байк широкие обода и покрышки.

«Плюсы» ободных тормозов вибрейк

  1. Невысокая цена
  2. Малый вес
  3. Конструктивная простота и соответствующая ей простота в обслуживании
  4. Возможность ремонта вне специализированных мастерских, буквально в дороге, в полевых условиях.
  5. Взаимозаменяемость бюджетных и дорогостоящих тормозов, притом, при минимальном навыке, своими силами.
  6. Широкое распространение v brake и связанная с этим возможность покупки как нового тормоза, так и его комплектующих (рычаги, тросики в оболочке, фрикционные накладки на тормозные рычаги-колодки).

Дисковые тормоза: особенности эксплуатации, плюсы и минусы

Дисковый тормоз работает так же, как его аналог на автомобиле: усилие от управляющего элемента (рычага на руле велосипеда, педали на автомобиле) передаётся тросом или гидравликой на ротор диска. Это позволяет ободу колеса оставаться холодным из-за отсутствия трения во время торможения, в отличие от использования ободных колодок у вибрейков, так как тормозной диск закреплён практически на оси колеса и вращается вместе с ним.

Оттого, что в торможении внешняя часть колеса не принимает никакого участия, допускается езда даже при наличии «восьмёрок». Хотя, конечно, исправлять их своевременной подтяжкой или ослаблением нужных спиц следует своевременно.

Эффективность торможения снижается в таком случае в разы, для того, чтобы вернуть колодкам способность блокировать тормозной диск, приходится их снимать и отмачивать, с последующей просушкой, в спирте или ацетоне. Грязи же или воды дисковые тормоза велосипеда практически не боятся, прорези и отверстия в диске позволяют избавиться от них в процессе прижима тормозной колодки.

Важнейшим положительным фактором использования дисковых тормозов является их модуляция – чувствительность к нажатию на ручку рычага тормоза, находящуюся на руле. Чуткость реагирования ощущается сразу, стоит только пересесть с велосипеда, у которого ободные тормоза, на байк с дисковыми тормозами. У ободных существует большое количество потерь в усилии в системе рычаг-тросик-его оболочка-пружины ободного тормоза-колодки. Нет обратной связи, рука чувствует не прижим колодок к ободу, а сопротивление движения тросика и пружин.

Так что рассматривая сильные стороны дисковых тормозов велосипеда, нужно отметить

  • Возможность движения вне наличия или отсутствия «восьмёрок»
  • У дисковых тормозов обод не перегревается при длительных торможениях (затяжные спуски, сложные и неравномерные по качеству участки дорог)
  • Возможность использования в жёстких, нестандартных условиях.
  • Длительный, по сравнению с ободным – в разы, срок службы.
  • Хорошая модуляция

В случае с дисковым тормозом модуляция является прямым следствием прижима колодок к тормозному диску. Пальцы даже ощущают лёгкие щелчки прорезей отверстий диска о тормозную колодку.

  • Все что хотите знать про дисковые тормоза велосипеда
  • Узнайте также почему роллерный тормоз так любят велосипедисты
  • А также почему планетарная втулка велосипеда и роллерный тормоз часто идут бок о бок друг с другом

К недостаткам же дискового тормоза чаще всего относят

  • Более высокую, по сравнению с ободными тормозами, стоимость как системы в целом, так и её отдельных деталей.
  • Возможность ремонта только в условиях мастерской – съём ротора и тормозной системы требует специального инструмента.
  • Существенное добавление веса в общую массу велосипеда.
  • Отсутствие универсальных деталей.
  • Отрицательное воздействие на втулку колеса в момент торможения дисковым тормозом из-за разнонаправленного вектора силы.

То, что нет универсальности в деталях и в способах их установки, является, пожалуй, самым большим «минусом» дисковых тормозных систем. В своё время фирмам-производителям не удалось договориться о едином стандарте, поэтому во всём многообразии продающихся на рынке моделей почти невозможно найти запчасть одной фирмы, которая подошла бы к байку, выпущенному другой.

Не получится также поставить дисковый тормоз на велосипед с уже установленной ободной системой торможения – хотя бы просто из-за отсутствия посадочного места на оси колеса для тормозного диска. Имеющиеся в продаже редкие модели с возможностью двойной комплектации разными тормозными системами являются редкими исключениями, да и цена их ощутимо отличается от бюджетной.

Выбор между механикой и гидравликой: что лучше

Механической системе передачи импульса силы на тормозную колодку, посредством нажатия на рычаг и смещения тросика в оболочке, не один десяток лет. Технология отработана и достигла некоего предела в развитии.

Особенности этой системы знакомы каждому, остаётся только напомнить её основные принципы действия:

  1. От нажатия на рукоятку рычага на руле велосипеда усилие передаётся на трос, начинается его поступательное движение внутри оболочки в направлении к водителю.
  2. Натяжение троса тормоза на противоположном от рычаге конце, у втулки колеса, приводит в движение тормозную колодку в калипере.
  3. Прижатая к диску-ротору колодка тормоза препятствует вращению колеса велосипеда
  4. При ослаблении воздействия рычага на руле тормозная колодка пружиной оттягивается от тормозного диска.

Передаточных узлов от руки до диска ротора меньше, чем на v-brake, поэтому модуляция ощущается «вживую».

Но дальше начинаются «интересности» в виде растягивания тросика и его затруднённом перемещении внутри оболочки. Иногда даже заклинивании – если условия эксплуатации были приближены к экстремальным, как это бывает на просёлочных грунтовых дорогах. И если второе лечится вовремя введённой смазкой, то вытягивание тросика можно до каких-то пределов компенсировать подкруткой регулировочных опорных винтов. И регулировать ими можно, пока хватает резьбы винта. Потом приходится менять тросик.

От этих недостатков полностью избавлена гидравлическая система торможения велосипеда. Правда, избавившись от одних, она, как это часто бывает, приобрела другие.

Видео. Механика vs гидравлика

Гидравлическая система и её элементы

  1. Бачок с маслом или специальной тормозной жидкостью.
  2. Масляные трубки повышенного давления.
  3. Поршни тормозного цилиндра и сам тормозной цилиндр.

Действие гидравлического тормоза в отдалённом приближении подобно действию механического, только вместо перемещающегося в оболочке тросика после воздействия на тормозной рычаг на руле импульс силы передаётся на тормозную жидкость. Её сжатие через магистраль воздействует на силовые поршни, а они, сдвигаясь в цилиндре, передают усилие на тормозные колодки останавливая велосипед.

Но настройка гидравлических тормозов уже требует некоторой квалификации, приобретаемой в процессе учёбы или долгой эмпирической практикой.

Как и что выбрать

Механический привод к дисковым тормозам дешевле и проще. Выбирая бюджетную модель, лучше остановиться на этой системе. Там, где по условиям эксплуатации байка в приоритетах сила, точность, скорость торможения короткий тормозной путь – лучше брать велосипед с гидравлическим тормозом. Делать это имеет смысл только, если поблизости от места проживания и эксплуатации есть специализированная мастерская, где смогут сделать настройку, прокачку и ремонт с заменой комплектующих.

Заключение

Использование тех или иных тормозов велосипеда полностью зависит от того где вы собираетесь кататься и как использовать велосипед. Что это будет? Экстремальный спорт на горных дорогах ли вообще по бездорожью? Тогда рама у велосипеда будет усиленной, выдерживающей запредельные нагрузки и, как следствие, тормоза у такого байка должны быть чутко реагирующие на нажатие рычага тормоза и надёжными Тогда, однозначно – дисковые с гидравликой.

Условия эксплуатации чуть менее жесткие (просёлки, зимняя, в условиях морозов, эксплуатация, длительные многокилометровые поездки) могут позволить установить на велосипед дисковый тормоз.

А если велосипед относится к бюджетным моделям, покупаемым для непродолжительных велопрогулок, то ободные тормоза – это то, что вас вполне устроит по всем показателям.

И уж совсем в заключение – банальный, но всегда актуальный совет:

Видео. Сколько стоит переход с v brake на дисковые тормоза

Дисковые или ободные тормоза на велосипеде: что лучше?

Утверждение что тормоза – это самый важный элемент на любом транспорте не поддается сомнениям. Так же это весьма важная деталь и велосипеда, несмотря на кажущуюся простоту данного транспортного средства. Обычные велосипеды с легкостью могут разгоняться до 20-30-40 км в час, а шоссейные и до 70 км/час.

Такая скорость, в частности, на тротуарах, может стать прямой угрозой для жизни и здоровья не только самого велосипедиста, но и всех остальных участников дорожного движения, особенно, пешеходов. Покупая велосипед, стоит отдать свое предпочтение моделям с крепкой тормозной системой, которая не подведет в самый ответственный момент.

Двухколесный транспорт должен быть способен остановиться в считанные мгновения, при этом сделать это плавно и аккуратно.

ВАЖНО! Двигаясь на велосипеде, держитесь правой стороны. В случае наличия велодорожки, или обозначенной границы для движения велосипедистов по тротуарам, выбирайте полосу, разрешающую движение двухколесном. Тем самым вы минимизируете шанс случайно сбить пешехода.

Разнообразие систем, представленных на рынке, способно запутать любого покупателя, особенно, плохо разбирающегося в данном вопросе. Поэтому, необходимо выяснить, какие тормоза лучше на велосипеде: дисковые или ободные?

Читайте также  Езда на тренажере велосипеде

Современные технологии неустанно совершенствуются, и этот процесс так же затронул и велосипедный мир. Изменения произошли практически со всеми частями двухколесного транспорта. В том числе с рамой, педалями, вилкой и тормозной системой. Из-за этого те экземпляры, которые ранее применялись на великах, уже давно не встречаются.
В основном, сейчас речь идет только о двух современных типах тормозных систем: дисковые и ободные.
Если же задаться вопросом «тормоза для велосипеда, какие лучше» и не хочется использовать гибридную систему, необходимо поближе познакомиться со всеми предлагаемыми вариантами.

ВАЖНО! Несмотря на производителя велосипеда и вашей внутренней уверенности, необходимо строго соблюдать правила дорожного движения. Пешеходы не всегда внимательны, особенно на тротуарах. Они могут не смотреть по сторонам, двигаться хаотично и беспорядочно. Не превышайте скорость на велосипеде, так как это может стать причиной трагедии!

Ободные тормоза

Самая доминирующая тормозная система на велосипеда. Как следует из их названия, останавливают движение, сжимая две тормозные колодки на ободе велосипедного колеса. Тормозные механизмы установлены на раме где-то около верхней части колес.

Разновидности ободных тормозов

Механические ободные тормоза

Разновидности механических ободных тормозов представляют собой клещевую, кантилеверную и v-brake системы.

Клещевые устанавливаются на дугообразной системе с двух сторон обода. Движение дуг регулируется тормозным рычагом, а соединяет их специальный тросик. Как только велосипедист сдавливает рычаг на руле, конструкция приходит в движение, колодки зажимают обод колеса, тем самым замедляя его движение. Плюсом клещевых тормозов является их примитивность и общедоступность. Однако, иногда их перекашивает, за счет чего происходит неравномерное зажатие обода, что затрудняет процесс остановки.

Кантелеверные обычно встречаются на горных велосипедах. Работа такой системы так же весьма проста: рычаги с колодками устанавливаются на вилку велосипеда, над передним колесом. Работа рычагов регулируется тросом, который ведет к ручке на руле. При торможении тросик натягивает рычаги с колодками по направлению друг к другу так, чтобы они прикасались к ободу и замедляли скорость движения колеса. Такая конструкция весьма популярна у любителей экстремальной езды, так как она практически не забивается грязью, что существенно продлевает срок эксплуатации тормозных колодок.

V-brake можно считать наиболее оптимальным вариантом среди ободных тормозных систем. Это конструкция, пользующаяся особой популярностью среди велосипедистов. По своему внешнему виду она отдаленно напоминает кантилеверные, но существенно различается по рабочим моментам. Дело в том, что трос имеет особое крепление к рычагам, за счет чего увеличивается сила сжатия, и, соответственно, сила торможения транспортного средства. Среди положительных качеств можно выделить высокую надежность и простоту использования. Кроме того, они имеют небольшой вес, изнашиваются равномерно и являются гарантом качественного торможения. При первом использовании велика необходимо проверить настройку тормозов, а после периодически проверять их исправность.

Гидравлические ободные тормоза


Они существенно отличаются от своих механических собратьев, однако так же просты в использовании. Главное отличие состоит в отсутствии рычагов, на которые монтируются колодки, и троса для приведения рычагов в рабочее состояние. Работа гидравлики заключается в движении давления из основного тормозного цилиндра, установленного на тормозной ручке, в цилиндры, монтированные на вилке транспорта. Переданное давление приводит в движение колодки, зажимающие обод. Такая система отличается особой эффективностью, но имеет один существенный нюанс – вес. Велосипедисты, которые пытаются по максимуму облегчить своего железного коня, не любят устанавливать гидравлику. Кроме того, она сложна в обслуживании и принесет трудности в ремонте, особенно в условиях похода.

Преимущества ободных тормозов

  • низкая стоимость;
  • совместимость запчастей;
  • небольшой вес всей конструкции;
  • простота в обслуживании;
  • общедоступность.

Недостатки ободных тормозов

Вне зависимости от производителя, эта разновидность имеет некоторые негативные особенности.

Они могут испортить обод колеса, особенно, в процессе внезапной остановки.

Снижение эффективности при деформации колеса

Если же колесо было сильно повреждено, и по своей форме стало напоминать «яйцо» или «восьмерку», останавливать транспорт таким способом будет невозможно. Из-за этого необходимо постоянно контролировать форму колес и степень их повреждения, удерживаться от прыжков с высоких бордюров и внимательно следить за ямами на дорогах. Если же повреждение колеса не удалось избежать, необходимо либо отдавать его в ремонт, либо покупать новое, так как торможение полностью потеряет свою эффективность.

Кроме того, плохая погода так же может стать препятствием к остановке транспорта. Намокание обода и колодок колеса приводит к неуверенному торможению и плохой сцепке данных элементов. Так же следует постоянно следить за процессом стирания колодок, чтобы настраивать их по мере необходимости.

Однако, несмотря на массу неприятных нюансов, ободные все-таки пользуются особым успехом среди велосипедистов.

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза на велосипед активно набирают популярность. Они весьма распространены и используются практически на всех моделях велотранспорта. Всеобщую любовь они завоевали благодаря простому строению и легкостью использования.

Конструкция дисковых тормозов включает в себя:

  • диск, который устанавливается на втулке колеса;
  • суппорт;
  • тросик (если применяется механический способ торможения);
  • гидравлическая трубка (при применении гидравлической системы);
  • суппорт с ручкой.

Преимущества дисковых тормозов

Велосипедисты, которые отдают свое предпочтение дисковым вариантам, могут с уверенностью пользоваться своим любимым транспортным средством.

    Сохранность целостности колеса

Резкое и быстрое торможение никак не влияет на обод и колеса в целом – даже при экстренной остановке повредить колесо достаточно сложно.

Независимость от погодных условий

Погода не оказывает никакого влияния на состояние тормозящих элементов – даже в очень сильный дождь замедление транспорта будет происходить без каких-либо проблем.

Надежность и простота обслуживания

Дисковые экземпляры весьма неприхотливы в процессе ремонта и гарантируют высокий срок эксплуатации. Велосипедист может путешествовать на далекие расстояния, не волнуясь о том, что такая важная конструкция может выйти из строя в самый неподходящий момент.

Недостатки дисковых тормозов

  • Большая нагрузка на спицы колес при торможении тормозное усилие передается через ступицу и спицы на шину.
  • Сложность при выборе колодок, обусловленная наличием.
  • Негативно влияют на аэродинамику.
  • Вся система тяжелее, чем ободная тормозная система.
  • Более высокая цена.
  • Раздражающий многих звук при торможении.

Разновидности дисковых тормозов

Механические дисковые тормоза

Дисковые такого типа весьма похожи по типу действия V-brake – для соединения суппорта и ручки на руле применяется обычной тросик. В данной системе есть лишь один нюанс – со временем происходит небольшое растяжение тросика, из-за чего возникает заедание троса в рубашке. Однако не стоит расстраиваться – такое растяжение легко поддается ремонту в различных условиях. Для этого потребуется минимальный набор инструментов, и сделать это можно даже в походе. Они при этом существенно экономят средства велосипедиста.

Гидравлические дисковые тормоза

Имеют куда больше преимуществ, по сравнению с другими типами систем. Гидравлические имеют высокую модуляцию и эффективность торможения, именно поэтому их чаще всего устанавливают на профессиональных горных велосипедах. Однако у них есть и свои минусы, а именно высокая стоимость и сложность в ремонте. Для того, чтобы отремонтировать такие дисковые тормоза необходимы подходящие условия и опыт в данном деле. И при всем это существенно дороже.

И все-таки, какие выбрать?

Подводя итог, можно смело отдельно выделить гидравлические дисковые тормоза: именно в них самая лучшая эффективность торможения. Однако если велосипедист не хочет тратить много денег, стоит рассмотреть систему V-brake или дисковые тормоза. Если же велосипед вам нужен для того, чтобы в спокойном темпе прогуливаться по городским улицам, можно купить ободные. Низкая стоимость данной системы и простота использования позволит получить максимум положительных эмоций от велопрогулок на свежем воздухе.
Кроме того, следует обратить свое внимание на частоту, дальность путешествий и сложность трасс. Если же прогулки планируются по лесам, где есть большая вероятность наткнуться на грязевые ванны, дождь или первые заморозки, лучше всего приобрести велосипед с дисковыми тормозами. Они не загрязняются, долго остаются чистыми, медленнее изнашиваются и весьма просты в ремонте.
Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что в первую очередь, велосипедист должен ориентироваться исключительно на собственные предпочтения и силы, так как от них зависит марка выбираемого велосипеда, его тип и установленная тормозная система.

Какие тормоза на велосипеде лучше дисковые или ободные

При покупке нового велобайка каждый новичок задается вопросом о том, какие тормоза для велосипеда лучше дисковые или ободные. Мало кто знает, какие виды тормозных устройств бывают, и чем они отличаются. Чтобы определиться, какой вариант тормозного механизма выбрать для своего велосипеда, нужно проанализировать каждый вид.

Разновидности тормозных систем

Кроме дисковых и ободных, существуют также барабанные и роллерные тормоза. Установка дисковых тормозов на велосипед очень популярна. Причиной этой популярности является более высокая эффективность механизма, и они просто красиво смотрятся на велосипеде. Рассмотрим разновидности тормозных систем для велосипедов.

Барабанные тормоза — это самые старые механизмы, которые можно встретить даже сегодня. Они размещаются внутри задней втулки, а процесс торможения происходит за счет вращения педалей в обратную сторону. Торможение на велосипеде с барабанными устройствами происходит резко, поэтому на большой скорости заднюю часть транспортного средства может при этом занести. Преимуществом такого механизма является только наличие надежной защиты от негативного воздействия погодных условий.

Роллерные устройства представлены в виде механизма, устанавливаемого на наружной части втулки. Торможение происходит за счет трения роликов о диск, что похоже на принцип работы дисковых устройств. Малая мощность механизма торможения и трудности обслуживания приводят к тому, что такие устройства применяются исключительно на ситибайках.

Эти два вида систем встречаются очень редко, а большинство современных велосипедов комплектуется либо ободными, либо дисковыми тормозами. Эти два вида по сравнению с предыдущими намного эффективнее, и более просты в обслуживании. Именно о них пойдет речь в данном материале.

Обзор тормозов ободного типа

Ободные устройства оказывают механическое воздействие на обода колес велосипеда. Такие устройства устанавливаются в паре на каждое колесо. Рычаги управления механизмами располагаются на руле. Левый рычаг отвечает за торможение переднего колеса, а правый тормозит заднее. Прижимные устройства находятся вблизи колес, и закрепляются на раме велосипеда. Передача усилия от рычагов к прижимным механизмам, осуществляется посредством стальных тросиков.

Читайте также  Как поставить переднее крыло на велосипед

Система ободного типа относится к категории одних из самых первых устройств, которые стали применяться на велосипедах. Такая система торможения еще называется V-brake или вибрейки. Это название они получили благодаря своей конструкции в виде буквы “V”.

К преимуществам вибрейков относятся такие моменты:

  1. Стоимость комплектующих деталей, которая доступна даже для очень бюджетных велосипедов.
  2. Универсальная конструкция упрощает не только эксплуатацию, но и обслуживание.
  3. Небольшой вес изделий, что особенно актуально для горных и гоночных велобайков.
  4. Возможность проведения ремонта самостоятельно и в любых условиях.
  5. Большой коэффициент торможения, благодаря которому тормозной путь минимален.

На этом плюсы ободных агрегатов не заканчиваются. Их можно устанавливать на колесах большого диаметра, и работать они будут так же эффективно. Такие изделия по стоимости намного дешевле дисковых, а их обслуживание включает необходимость периодической замены тормозных подушечек и иногда троса. Эти элементы стоят копейки, поэтому многие велобайкеры предпочитают для своих железных коней, именно такие тормоза.

Недостатки рассматриваемого вида тормозов следующие:

  • низкая модуляция;
  • негативное воздействие на обода колес, в частности, их истирание и царапанье;
  • снижение качества функционирования при негативных погодных условиях — в сильный дождь или при движении по грязи или в снегу;
  • требовательны к ровноте ободов. Нужно следить чтобы обода были ровные, иначе колодки будут тереть;
  • нагревание при продолжительном торможении.

Все эти недостатки можно назвать незначительными, поэтому если не позволяет бюджет, можно смело покупать велосипед с ободным механизмом.

Обзор тормозов дискового типа

Дисковая тормозная система является наиболее прогрессивной, поэтому большинство современных велосипедов делают с такими устройствами. Они имеют существенное отличие от ободных, и сильно похожи на автомобильные тормоза. От ручки тормоза усилие передается на калипер, а тормозная колодка прижимаемая им к диску(ротору), осуществляет замедление вращения колеса. Бывают: механические – где усилие передается через тросик, и гидравлические – там применена гидролиния(как на авто) с тормозной жидкостью или минеральным маслом.

С такой системой торможения можно чувствовать себя в полной безопасности, так как исключается износ ободьев, а также повышается эффективность торможения. Диск вращается вместе с колесом, а размещается в центральной части, и фиксируется к втулке. Достоинства такого вида следующие:

  1. Высокая мощность торможения.
  2. Тормоза с гидравликой имеют лучшую модуляцию, поэтому усилие можно точно и легко дозировать. Для приведения механизма в действие, достаточно нажать на рычаг одним пальцем руки.
  3. Исключается вероятность попадания грязи на устройство, что связано с его местом расположения вдали от земли.
  4. Не требовательны к ровноте ободов. Эффективность торможения при восьмерках на колесах не снижается.

Однозначно такие механизмы лучше, чем все выше рассмотренные, однако и они имеют недостатки:

  1. Стоимость, которая в разы больше всех выше перечисленных.
  2. Вес изделий, для кого-то имеет значение.
  3. Сложность ремонта, так как для замены тех или иных частей понадобятся запчасти аналогичной марки тормозной системы. Детали других марок не подходят, так как каждый производитель имеет особенную конструкцию.
  4. Возникновение проблем с тормозами, что проявляется в виде попадания воздуха в систему(для гидравлических систем). Для его удаления понадобится прокачка.
  5. Если между колодкой и диском попадет грязи, то это приведет к быстрому стиранию колодок. Необходимо следить за чистотой механизма.

Взамен ободным тормозным системам пришли дисковые, однако имеющиеся недостатки не позволяют им полностью вытеснить другие виды. Самым главным недостатком обычно является стоимость, поэтому бюджетные велобайкеры не могут себе позволить такие устройства. Для некоторых важно осуществить ремонт тормозной системы в дороге (ободные), нежели эксплуатировать велосипед без тормозов.

Какие выбрать тормоза ободные иди дисковые

Какие тормоза лучше — дисковые или ободные, каждый должен для себя определить самостоятельно. Кому-то нравится новизна и современность, а для кого-то важно иметь надежную, легкую и проверенную временем тормозную систему. В большинстве случаев обычному любителю, не имеет смысла переплачивать за велосипед, на котором установлены дорогие дисковые гидравлические устройства. Актуальными такие устройства являются в ситуациях, когда велобайкер увлекается техничной ездой или участвует в соревнованиях.

Велосипедистам нужно понимать, что замена ободных тормозов на дисковые после покупки вела, является нерациональной, так как потребует вложить гораздо больше денег , чем разница в цене между новыми велосипедами с разными тормозными системами. Но если бюджет позволяет, тогда можно смело покупать велобайк с гидравликой, и осваивать новые интересные маршруты.

Типы тормозов на велосипеде: какие лучше

Тормозная система на вашем транспорте — это прежде всего безопасность. Сейчас можно встретить разные типы тормозов на велосипеде.

От того, какая конструкция используется, зависит — по какой трассе, в какую погоду и при каких условиях можно кататься. Также тормозные системы отличаются по цене, возможностям починки в “полевых условиях”, необходимости обслуживания.

Идеального универсального варианта практически не существует. Важно понимать: где, сколько и с какой скоростью вы будете ездить.

Давайте определяться вместе!

Классификация велосипедных тормозов

Типы велосипедных тормозов принято разделять на три большие группы: барабанные (или ножные), ободочные (самые распространенные) и дисковые (самые модернизированные).

Разберем плюсы и минусы каждой из этих групп.

Барабанные тормоза

Барабанные тормоза можно встретить на обычных городских прогулочных велосипедах, детских моделях.

Устройство их очень простое. Внутри втулки заднего колеса расположены колодки. При движении педалей назад колодки расклиниваются и приводятся в действие, прижимаясь к барабану. Когда колодка трется о барабан, движение колеса тормозится.

Плюсы

  • Самый дешевый вариант;
  • Позволяет хорошо тормозить при плохой погоде, ездить на колесе с “восьмеркой”. Подробнее об этих проблемах мы поговорим позже;
  • Обод не участвует в процессе торможения, поэтому не изнашивается;
  • Специального технического обслуживания такое устройство не требует;
  • Легко ремонтируется.

Минусы

  • Используются на велосипедах с одной скоростью (или при наличии планетарной системы переключения);
  • Утяжеляют транспорт;
  • Очень важно помнить, что использовать барабанные типы тормозов на велосипеде можно только при езде на низких скоростях. При большом разгоне на прогулочном велосипеде может спадать цепь. В таких условиях торможение будет невозможным — высокий риск травмироваться;
  • Несмотря на то, что барабанный тормоз позволяет останавливаться при езде с “восьмеркой”, он же является частой причиной деформации колеса. Это возникает из-за нагрузки на втулку и спицы;
  • При вертикальной позиции шатунов возникает “мертвая зона”, в которой торможение невозможно;
  • Сила и скорость торможения небольшая. Очень резко затормозить на большой скорости трудно;
  • Осуществлять сложные маневры у вас также не получится.

Ободные тормоза

Самый распространенный велосипедный тип тормозов — ободной. Его тоже можно встретить на городских моделях более современного образца, а еще — на спортивных, в том числе и профессиональных, велосипедах.

Устройство их более сложное. На руле есть ручки тормоза, от которых идут специальные тросики к тормозным колодкам. При нажатии на эти ручки колодки прижимаются к ободу самого колеса.

Здесь прямая корреляция — чем сильнее зажать обод, тем резче будет торможение.

Плюсы

  • Хороший эффект и скорость торможения, легкий для эксплуатации вариант;
  • Средняя стоимость (дороже барабанных, но дешевле дисковых). При этом хорошие ободные тормоза пользуются большей популярностью, чем дисковые типы велосипедных тормозов низкого качества;
  • В отличие от барабанных тормозов — меньше весят, не перегружают втулку и спицы;
  • Можно регулировать силой нажима ручки резкость торможения;
  • Используется на велосипедах с большим количеством передач.

Минусы

  • Так как торможение осуществляется через обод колеса, невозможно эффективно тормозить при его загрязнении. Поэтому в плохую погоду езда на таком велосипеде может оказаться опасной;
  • Постоянное трение об обод приводит к его износу. Часто на ободе велосипеда имеется специальная линия. Если она стирается, это говорит о 70% износе обода;
  • Такой тормоз нуждается в частом ремонтном обслуживании, смазывании и замене тросов, колодок, обода;
  • Тормозить колесо в позиции “восьмерки” будет практически невозможно, ведь обод колеса непосредственно задействован в процессе.

Классификация

Существуют разные типы ободных тормозов на велосипеде. Самые популярные среди них: V-brake, клещевые и гидравлические.

  • V-brake — один из самых универсальных и востребованных вариантов. Здесь рычаги “охватывают” обод по типу буквы V. Единственный минус такой конструкции — невозможность использовать с широкими покрышками;

  • Клещевые названы так тоже по своему внешнему виду. Их недостатком является крепление к одному болту, что значительно снижает уровень надежности механизма;

  • Предыдущие два варианта имели механический тип устройства. Но существует также гидравлический вариант ободных колес.

Здесь вместо тросика используется тормозная жидкость. Благодаря этой особенности вы сможете быстро (и в то же время плавно) затормозить одним пальцем.

Главный недостаток — трудность починки в процессе поездки. Также они имеют относительно высокую стоимость.

Дисковые тормоза

Дисковый тип велосипедных тормозов имеет множество преимуществ для езды по горным хребтам, пересеченной местности, при плохой погоде.

Все это благодаря их особому устройству. Тормозное действие от ручек по тросикам или через тормозную жидкость передается на колодки, которые зажимают уже не барабан или обод, а специальный ротор (диск). Этот ротор устанавливается на втулке колеса, поэтому его зажим приводит к торможению.

Плюсы

  • Благодаря высокому уровню трения металла о металл торможение происходит максимально быстро;
  • Можно использовать при плохой погоде, езде по грязи, на высокой скорости. Тормозная система полностью автономная и не зависит от формы или состояния обода;
  • Тормоза не нуждаются в частой замене, обслуживании и дополнительной настройке;
  • Вы можете выбрать плавный или резкий тип торможения (особенно на гидравлике).

Минусы

  • Главный минус — дороговизна;
  • Невозможность отремонтировать тормоза за пределами мастерской;
  • Относительно большой вес;
  • Есть нагрузка на втулку колеса.

Классификация

Дисковые типы тормозов на велосипеде бывают двух типов: механические и гидравлические.

Принцип классификации тот же, что и у ободных тормозов. В первом случае торможение передается к колодкам по тросикам, во втором — через тормозную жидкость. Второй вариант считается более продвинутым, удобным, но и дорогим.

Читайте также  Велосипед bmx характеристики

Заключение

Если вы собираетесь ездить по ровным городским дорогам в хорошую погоду, вам подойдет прогулочный велосипед с барабанным типом тормозов.

Хотите скоростных заездов или путешествий по пересеченной местности в хорошую погоду? Можете остановить свой выбор на ободных тормозах. Но учтите, что вам придется обслуживать свой транспорт, следить за износом деталей.

Для ярых фанатов экстремальной езды по горам, лесам, полям в плохую погоду, или для тех, кто хочет потратиться на самую современную модель, подойдет дисковый тормоз.

Выбирайте свой оптимальный вариант и отправляйтесь в путь!

Выбор между дисковыми и ободными тормозами для велосипеда

Ездить на велосипеде без тормозов могут разве что камикадзе и каскадёры. Если вы не относитесь к этим двум группам лиц, значит, на вашем велосипеде должны быть установлены тормоза. Это раньше для остановки велосипеда необходимо было прокрутить педали назад, а теперь тормозные системы стали усовершенствованными, сложными, дорогими, но эффективными. Из всех существующих вариантов чаще всего устанавливаются на велосипед тормоза дисковые или ободные. Но каким же стоит отдать предпочтение? С этим вопросом мы и будем разбираться.

Что лучше: дисковые или ободные велотормоза

Никто не сможет однозначно сказать, какие тормоза лучше, а какие хуже. Выбор зависит от многих факторов, потому каждый велосипедист должен самостоятельно сделать оптимальный выбор. Для начала стоит изучить все преимущества и недостатки двух видов тормозных систем.

Разновидности тормозных систем

Вообще, существует немного больше разновидностей тормозных систем, чем дисковые или ободные. Не стоит забывать о барабанных и роллерных. Барабанные тормоза на велосипед размещаются внутри втулки. Для их активирования необходимо прокрутить педали не вперёд, а назад. Многие из нас в детстве катались на велосипедах именно с такими тормозами. Роллерные тормоза крепятся на внешнюю сторону втулки и на раму. Принцип торможения основывается на трении роликов о поверхность диска. Такие системы постепенно отходят в прошлое, а на смену им пришли ободные и дисковые тормоза.

В категории ободных систем торможения присутствует четыре подвида. Все они работают по одному принципу, который заключается в зажимании обода колодками. К ободным тормозам относятся:

  1. V-brake встречаются чаще всего и являются универсальными.
  2. Кантилеверы используются с каждым годом всё меньше, встречаются в велобайках старт-шоссе.
  3. Клещевые тормоза устанавливаются на шоссейники и некоторые городские модели.
  4. U-brake используются в BMX.

Для дальнейшего рассмотрения из всего этого списка выбираем V-brake, поскольку они более распространены и универсальны.

Дополнительно ободные системы разделяются на механику и гидравлику. В этом они похожи на дисковые тормоза, которые делятся только на эти две большие группы.

Обзор тормозов ободного типа

Обычно, когда появляется что-то новое, старое отходит на второй план и постепенно забывается. С ободными велосипедными тормозами так не случилось. Несмотря на появление достойной альтернативы в виде дисковых механизмов, ободные V-brake не стали частью истории.

Ободные тормоза типа v-brake

Преимущества ободных тормозов

  1. Тормозное усилие обладает достаточной мощностью, которой хватает для передвижения внутри города и за его пределами.
  2. Стоимость является привлекательной и доступной, поэтому нет необходимости искать более дешёвые, а следовательно, и менее качественные экземпляры.
  3. Простая конструкция не создаёт сложностей при настройке, с которой справится любой дилетант. Для настройки потребуется шестигранник, отвёртка, минимум знаний и времени. К тому же при отсутствии сложных и дорогих деталей вероятность поломки оказывается минимальной.
  4. Минимальный вес является важным преимуществом, которое для многих велосипедистов оказывает решающее влияние.
  5. Не создают сложностей во время транспортировки велобайка.

Преимущества серьёзные, поэтому V-brake по-прежнему остаются популярными. Но не всё так гладко с этими тормозами. Недостатки у них также имеются.

Байк с тормозом v-brake

Недостатки ободных тормозов

  1. В процессе торможения используется обод и его поверхность должна быть пусть и не идеально, но относительно ровной. Если на колесе имеются восьмёрки, то потребуется увеличивать расстояние между колодками, исправлять недостатки или менять колесо. В противном случае будет увеличен ход ручки тормоза, что может вызвать снижение мощности силы торможения.
  2. Использование такого механизма в сильную непогоду оказывается усложнённым или вообще невозможным. Речь идёт не про небольшой дождь, а про конкретную грязь, которая налипает на колёсах. Хотя на таких дорогах никто не возьмётся гонять, а потому использование тормоза становится неактуальным.
  3. Грязь и пыль способствуют сильному износу колодок. Отправляясь на велосипеде в горы, даже необходимо брать с собой запасные колодки. В этом случае будут более актуальными картриджные варианты, которые позволяют осуществлять замену не всей колодки, а только тормозной накладки.
  4. Необходимость в проведении частой настройки. Этому способствует стирание колодок, искривление обода и сбивание степени отскока.

Многие компании занимаются выпуском ободных тормозов, но хорошие модели можно поискать в ассортименте Avid и Shimano. Отдельного слова заслуживает ви-брейковская гидравлика. Установка таких тормозов имеет место лишь в трейле.

Обзор тормозов дискового типа

Принцип работы такой системы основана на зажимающей силе тормозного диска, который называется ротором. Этот элемент закрепляется на втулке. На вилке и раме размещается калипер, который является тормозной машинкой. В его конструкцию входит пара колодок. При помощи одного поршня колодки прижимаются к ротору. В гидравлических моделях поршней имеется два. По причине отсутствия модуляции механические тормоза работают не особо хорошо.

Тормоза дискового типа

Достоинства дисковых тормозов

  1. Высокая мощность тормозной силы, которой нет равных среди прочих разновидностей тормозных систем.
  2. Самая высокая модуляция характерна для гидравлики. В результате пользователь получает возможность точно регулировать тормозное усилие, для чего достаточно будет задействовать всего один палец.
  3. Закрепление ротора осуществляется на большом уровне над землёй, что минимизирует попадание на него грязи, пыли и снега. В результате торможение сохраняется на высоком уровне независимо от погодных условий, а износ колодок осуществляется в гораздо меньшей степени.
  4. На работу тормозного механизма не влияет состояние колёс.
  5. Гидравлика не нуждается в настройке и регулировании расположения колодок относительно диска.

Недостатки дисковых тормозов

Идеальными их никак нельзя назвать, хоть список положительных моментов обширен. Отрицательных моментов также хватает:

  1. Высокая стоимость, которая часто вынуждает искать более доступные предложения с низким качеством.
  2. Внушительный вес часто вынуждает велосипедистов отказываться от таких тормозов.
  3. Отсутствие универсальности связано с тем, что каждый производитель старается выпускать уникальные модели. Это приводит к несовместимости деталей от различных производителей. Даже выбор жидкости для гидравлики должен осуществляться в соответствии с моделью механизма. Например, для Shimano, Magura и Tektro требуется покупать специальное масло. Для обслуживания Hayes, Formula и Avid необходима тормозная жидкость.
  4. В преимуществах было указано об отсутствии необходимости в настройке тормозов, но в гидравлику может попадать воздух, а это является серьёзной проблемой. И также не исключена вероятность вытекания жидкости. Исправить такие ситуации в полевых условиях крайне сложно.
  5. Во время скоростных спусков ротор начинает сильно греться и система может отказываться работать.
  6. В гидравлике колодки находятся очень близко к диску. Это расстояние не регулируется. При катании по сильной грязи колодки могут очень быстро стираться, в этом случае тормоз может быть не задействован.
  7. Транспортировка велосипеда не такая простая, как в случае с ободным механизмом. Ротор может быть легко согнут, а калипер нужно обязательно закрывать пробкой.
  8. Проблема с выбором велобагажника, который может быть использован совместно с таким механизмом.

Если дисковые тормоза вас полностью устраивают и вы твёрдо решили покупать именно их, то стоит обратить внимание на продукцию Avid, Hayes и Shimano.

Велосипед с установленным дисковым тормозом

Заключительное слово

Как видите, не всегда новое оказывается лучше старого. Дисковые тормоза хоть и обладают большим ассортиментом положительных моментов, но всё же неспособны полностью заменить своих предшественников. Ведь многие велосипедисты по-прежнему выбирают ободные механизмы, остаются довольны и ни о каких других тормозах и не думают. Для прогулок на велосипеде и передвижения по городу таких механизмов оказывается вполне достаточно. Совсем другое дело — техничная езда, соревнования, преодоление кросс-кантри трасс. Такие условия эксплуатации требуют установки не просто дисковых тормозов, а гидравлики.

Ещё один момент не был нами рассмотрен, но он обязательно должен учитываться в процессе выбора велосипеда. Если вы присматриваетесь к велосипедам с дисковой гидравликой, то стоит адекватно оценивать их стоимость. Сама только тормозная система будет стоить порядка 150–200 долларов. Если стоимость велосипеда не особо высока или подозрительно занижена, значит, производитель сэкономил на других составляющих. Не исключено, что в таком велосипеде придётся сразу же менять резину или спустя короткое время заниматься ремонтом вилки, трансмиссии и других важных узлов.

Идея купить изначально велосипед с ободными тормозами, а в будущем установить на него дисковую гидравлику не так хороша на практике, как в теории. Не на всех велосипедах можно легко поменять одну тормозную систему на другую. Очень часто приходится покупать новое колесо с необходимой втулкой.

Никто не сможет однозначно сказать, какие тормоза будут лучше. Один тип механизмов подходит под одни условия и стиль катания, а другой тип механизмов является преимущественным для другой категории велосипедистов. Но обладание необходимой информацией поможет сделать правильный выбор даже новичку.

Как производится настройка ободного тормоза велосипеда, важно понимать каждому велосипедисту. Безопасность велосипедиста и других участников движения напрямую зависит от исправности тормозной системы велосипеда. Для поддержания нормального функционировании необходимо своевременно регулировать систему.

Как правильно снимать и устанавливать на место переднее колесо велосипеда. Последовательность демонтажа и установки переднего колеса.

Как правильно снимать, разбирать и монтировать на место заднее ведущее колесо. Последовательность демонтажа и установка заднего колеса.