Как снять вилку с велосипеда

Как снять и разобрать переднюю вилку велосипеда

6 минут Автор: Михаил Скворцов 2261

  • Для чего нужно снимать велосипедную вилку
  • Как снять и поставить вилку – пошаговая инструкция
  • Как поставить вилку обратно на велосипед
  • Разборка передней вилки на запчасти

Вилка на велосипеде служит не только связующим элементом между рамой и передним колесом. На моделях МТБ она еще выполняет функцию основного амортизатора, сглаживая колебания, нагрузку на руки и негативное воздействие на механизмы и раму. Как и любой механизм, она требует периодического обслуживания, регулировки и замены составляющих деталей. А все это потребует снятия и разборки. Возможно ли разобрать вилку велосипеда самостоятельно? Вполне, для этого нужно лишь немного времени, несколько простых инструментов и аккуратность.

Для чего нужно снимать велосипедную вилку

Очевидно, что просто так демонтировать ее с велосипеда не нужно. Для этого есть ряд причин – замена, переборка и обслуживание. Под заменой понимается снятие непригодной детали и установка вместо нее новой.

Ремонт – частичная замена составляющих. Это могут быть подшипники, шайбы, пружина, демпфер или сальник. В обслуживание входит настройка, очистка, смазка.

Основные симптомы, которые указывают на то, чтобы снять вилку с велосипеда и привести ее в порядок:

  • стук на ходу;
  • вилка заклинила и не регулируется;
  • износ подшипников;
  • отсутствие смазки (скрипит);
  • провороты, тяжелый ход руля;
  • трещины на ногах и штанах.

Устройство классической передней амортизационной системы – металлическая пружина и резиновый демпфер. Усадка пружины и удлинение эластомерного стержня ухудшают свойства амортизатора, из-за чего он становится жестким. Независимо от настройки, вилка будет стучать на препятствиях.

Люфт и тугой ход руля указывают на износ подшипников и уплотнительных колец, а также на загрязнение полости вилки. Подозрительный скрип при движении велосипеда говорит о том, что необходимо смазывать деталь, и без ее снятия не обойтись.

Любое механическое повреждение влечет за собой неожиданную поломку системы. При обнаружении трещин на корпусе и ногах вилку немедленно следует поменять на новую!

В разборке амортизатора своими руками понадобятся инструменты:

  • набор отверток;
  • плоский острый предмет;
  • гаечные ключи + раздвижной;
  • шестигранник;
  • маленький молоток.

При работе необходимо будет очистить и смазать деталь заново, поэтому понадобятся баллончик со смазкой, несколько мягких тряпок и перчатки.

И несколько рекомендаций напоследок:

  • проверять велосипедную вилку на целостность каждые 500 – 1000 км пробега;
  • очищать ножки на сальниках каждые 150 – 200 км пути;
  • несколько раз в сезон наносить немного смазки на сальниковую часть ног;
  • специально для гидравлических амортизаторов – менять масло через каждые 5000 км пробега.

Как снять и поставить вилку – пошаговая инструкция

На первом этапе нужно освободиться от переднего колеса. Для этого переворачиваем велосипед вверх ногами. Ободные тормоза разжать, откинув зажимную дугу. С дисками можно сразу приступить к снятию колеса. Тут же снимаются крылья и прочие приспособления.

Ставим байк в привычное положение. Теперь нужно вытащить руль и извлечь вилку из стакана:

1. Отжать боковые болты на выносе руля.

2. Полностью выкрутить крепеж рулевого штыря, или «якорный» болт.

3. Руль аккуратно вынимается с вилки. Сразу же можно протереть трубу мягкой тряпочкой.

4. Тонким острым предметом (отверткой или канцелярским ножом) поддеть фиксирующую металлическую шайбу над стаканом.

Этим же инструментом выпрессовать уплотнительную прокладку под шайбой. Как только кольцо отойдет от края стакана, аккуратно вытянуть его руками.

5. Приподнять раму и предельно аккуратно вытянуть вилку снизу. Почему? Чтобы не повредить и не растерять подшипники.

6. Далее нужно отделить корону от штока. Для этого необходимо выбить соединительное кольцо, на которое ложится подшипник рулевой колонки.

Аккуратно с помощью тонкого острого предмета и молоточка отделить кольцо от края вилки. На этом процесс снятия закончен.

Как поставить вилку обратно на велосипед

Для начала осмотреть подшипниковое кольцо. На нем не должно быть повреждений и отбитых краев. В противном случае понадобится его замена (если ставится старая вилка). Последовательность сборки:

1. Надеть кольцо на стык вилки с рулевой колонкой.

2. Охватить его разводным ключом сверху.

3. С помощью молотка мягкими ударами по губкам ключа равномерно запрессовать кольцо. Забиваем «по звуку»: пока он будет глухой, продолжаем прессовать, звонкий – кольцо стало на место.

4. Смазать поверхность стопора (смазка – литол-24, буксол или специальный состав).

5. Аккуратно уложить подшипник шариками наверх. На него тоже можно нанести немного смазки. Под подшипник обязательно кладется уплотнительная шайбочка.

6. Аккуратно вставить шток в стакан и повторить все работы по снятию в обратном порядке.

Разборка передней вилки на запчасти

Для замены деталь разбирать не нужно, а вот ее ремонт потребует «влезть» в механизм и тщательно покопаться в нем. Рассмотрим, как перебрать амортизационную вилку пружинно-эластомерного типа:

  1. Отвинтить нижние крепления с помощью шестигранного ключа.
  2. Выкрутить болт регулировки сжатия пружины – Preload. Он является основным регулятором хода амортизатора.
  3. Вынуть эластомер-ограничитель, или демпфер.
  4. Снять «штаны».
  5. При помощи отвертки извлечь из штанов уплотнители.

К основным причинам, почему вилка скрипит, издает стуки и не сглаживает колебания на ходу велосипеда, относится износ деталей, попадание воды и грязи, отсутствие внутренней смазки. Приводим в порядок:

  1. Удалить всю грязь с внутренней поверхности штанов.
  2. Тщательно протереть ноги вилки, пружину и уплотнители.
  3. По необходимости заменить неисправную деталь.
  4. Поставить эластомерный демпфер (залить масло через ниппель для гидравлической вилки).
  5. Смазать внутреннюю полость – впрыснуть масло из баллончика.
  6. Установить крепежный болт и Preload.

Так выглядит переборка велосипедной вилки своими руками. Нужна ли она для новой детали? Существует мнение, что перебранная сразу вилка будет лучше настроена и дольше прослужит. Здесь многое зависит от качества комплекта, а выяснится это в реальных условиях катания.

Плановый ремонт делается по необходимости, переборка раз в сезон. И конечно, не стоит забывать о профилактике. После каждой поездки удалять грязь с поверхности сальников, смазывать, проверять крепления и целостность.

Как правильно снимается вилка с велосипеда, порядок обратной установки

Увлечение велосипедным катанием привносит в жизнь не только приятные моменты велопрогулок. Хорошее техническое состояние двухколесного друга требует внимания и постоянного ухода. Обращаться к мастеру ради простых манипуляций — накладно по деньгам и времени. Стоит самому уметь проводить несложные процедуры, в частности, знать, как снять вилку с велосипеда, очистить, смазать ее, заполнить свежим маслом. От степени исправности этой и других деталей и механизмов зависит срок его службы, а главное — безопасность байкера. Зная технологию работы, с ней справятся даже любители-новички.

  1. Особенности детали
  2. Алгоритм демонтажа
  3. Разборка амортизационной вилки
  4. Смазка и установка
  5. Видео

Особенности детали

Передняя вилка — неотъемлемая часть веломашины, многофункциональный механизм ее рулевого управления. Главные ее «обязанности»:

  • соответствие поворота колеса углу поворота руля;
  • удержание правильной траектории колеса;
  • смягчение нагрузок при ударах колеса, торможении передним тормозом;
  • снижение износа рамы, других элементов байка.

По материалу они бывают стальными, карбоновыми, титановыми, алюминиевыми. Последние считаются худшими из всех, поскольку сильнее передают на руки вибрацию.

По принципу устройства вилки бывают:

  • жесткими или ригид — устанавливаются на детские, шоссейные модели, ситибайки;
  • мягкими или амортизационными — необходимы для любого горного велосипеда продвинутого класса.

Амортизационные вилки высокого качества настраиваются под условия езды. В дорогих моделях могут регулироваться скорость сжатия и разжимания, изменение ее хода (жесткость). Также есть возможность подгонки полной или пробиваемой блокировки действий и степени минимальной нагрузки (когда срабатывает передний амортизатор).

Съем вилочного механизма бывает необходим:

  • при полной замене вилки на велосипеде;
  • если нужно заменить сальники или подшипники;
  • для нанесения новой смазки;
  • для выравнивания рулевой трубки.

Возникновение при езде посторонних звуков или «заедание» руля являются признаками необходимости проверки вне плана передней вилки велосипеда. Срочный ее ремонт требуется при:

  • стуке, скрипе во время движения;
  • заклинивании вилки, не позволяющем осуществить регулировку;
  • проворачивании руля, утяжелении его хода;
  • появлении характерных трещин на «ногах» или «штанах».

Если проблема случается вдали от населенного пункта и специализированная помощь недоступна, нужно уметь снять вилку с велосипеда и починить ее. С профилактической же целью чистка, смазывание «ног» на сальниках необходимы каждые 150 км пробега. А вот разборка передней вилки, ее переборка — каждые 4000 пробега или чаще (если велосипед эксплуатируется на песке или другом грунте с абразивными свойствами).

Жесткая Амортизационная Сталь Карбон Алюминий

Алгоритм демонтажа

Заранее стоит подготовить несколько инструментов для работы: гаечный ключ, небольшой молоток, пассатижи, газовый раздвижной ключ маленького размера, плоскую отвертку. Поскольку придется использовать масло, понадобится ненужная ветошь, а чтобы не перепачкать руки — перчатки. Чтобы демонтировать вилку, удобнее всего закрепить байк на специальной стойке-крепеже. Если ее нет, велосипед располагают вверх колесами (это не очень удобно, потому что руль нужно будет снять). Порядок работы:

  1. С вилки, колеса удаляют грязь.
  2. Отсоединяют тормоза и весь комплект проводов и других устройств, прикрепленных к вилочным «штанам».
  3. Если на велосипеде установлены тормоза V-brake, достаточно разжать его колодки, если дисковыенужно открутить калиптер, то есть сам тормоз, а затем открепить гидролинию от вилки.
  4. Убирают со «штанов» датчик скорости, крылья.
  5. Отсоединяют руль (поскольку на нем находится крепление гидролинии и другие тросики, не стоит пытаться полностью убрать руль, достаточно отжать на его выносе боковые и выкрутить якорный болт), аккуратно снимают, не повредив другие механизмы.
  6. Чтобы снять велосипедную вилку, отверткой или любым тонким острым предметом поддевают фиксирующую металлическую шайбу выше стакана.
  7. Таким же инструментом выпрессовывают уплотнительную прокладку, которая находится под шайбой. Отодвинув кольцо от края стакана, аккуратно вынимают его руками.
  8. Раму велосипеда приподнимают и осторожно, не растеряв подшипники, вытягивают снизу переднюю вилку.
  9. Чтобы отделить корону от штока, выбивают соединительное кольцо.
  10. Используя плоскую отвертку и легонько постукивая по ней молотком, отделяют кольцо от края вилки. Для облегчения снятия под ним впереди и сзади есть маленькие ложбинки.

Все снятые детали аккуратно раскладывают, прочищают и смазывают.

Разборка амортизационной вилки

Замена механизма целиком его разборки не требует. А вот для ремонта вилки велосипеда, смазывания внутренней поверхности, замены неисправных элементов нужно попасть внутрь нее. Общий процесс работы по разборке деталей с амортизатором примерно одинаков для разных их моделей:

  • болты снизу «штанов» откручивают шестигранным ключом;
  • выкручивают Preload (это болт, регулирующий сжатие пружины и отвечающий за ход амортизатора);
  • с вилочных «ног» снимают «штаны» (если видно, что под сальниками есть грязь, то и их тоже), старое масло сливают;
  • штоки «ног» чистят от старой смазки, грязи, снимают с них ограничители хода, упоры;
  • откручивают расположенные вверху «штанов» регулировки (чтобы не испортить края гайки, целесообразно использовать ключ-головку с отторцованным краем);
  • вынимают, чистят от грязи, остатков старой смазки ножные штоки, эластомеры, пружины.

Все части велосипедной вилки аккуратно раскладывают в том же порядке, как они были сняты с нее. Это впоследствии облегчит сборку. Разобранная деталь после тщательного осмотра на предмет наличия повреждений промывается керосином, некоторые элементы смазываются.

Смазка и установка

Обслуживание вилки велосипеда требует прежде всего чистки и смазки ее составляющих. Ассортимент средств, использующихся для этих целей, широк. Оптимальный вариант зависит от вида байка, модели механизма, условий езды. Специализированные масла наиболее эффективны, но и дороги. Тем, кто катается на велосипеде редко, покупать их невыгодно, поэтому многие любители, желая сэкономить, используют более дешевые средства типа «Литола» или «Униола», «Солидола». Они имеют свои побочные негативные свойства, которые следует учитывать (например, «Литол» плохо влияет на алюминий).

Читайте также  Самый большой велосипед

Смазку пружинной вилки начинают с пружины. Смазочное вещество наносят достаточно густо (лишнее выйдет через сальники). Им также обрабатывают кольца, стакан, чашки и подшипники.

Чтобы собрать вилку на велосипеде, придерживаются того же алгоритма действий, но уже в обратной последовательности. Поэтому важно быть очень аккуратным в работе, чтобы не растерять детали, например, шарики подшипников.

Для установки вилочного механизма:

  1. На место соединения его и колонки руля надевают кольцо, зажимают его ключом и легонько бьют по нему молотком, чтобы поставить на место. Как только звук становится звонким, удары прекращают.
  2. Смазывают стопор (используют «Буксол», «Литол», более дорогие специально созданные составы).
  3. Аккуратно устанавливают подшипник шариками наверх, предварительно поместив под него уплотнительную шайбочку. Подшипник также немного смазывают.
  4. Вставляют шток в стакан и далее осуществляют все действия, как при разборке, но в обратном порядке.

Некоторые байкеры считают, что желательно перебрать даже полностью новые вилки для велосипеда своими руками. Якобы это поспособствует лучшей их настройке и более долгому времени службы. На деле же качественные механизмы не нуждаются в этом, а степень прочности любых передних элементов определяется лишь в условиях катания.

Надеть кольцо на стык вилки с рулевой колонкой Смазать стопор Смазать подшипник, вставить шток в стакан и повторить все работы по снятию в обратном порядке

Видео


Разбор и замена велосипедной амортизационной вилки

От надлежащего состояния всех комплектующих деталей и механизмов зависит не только долгий срок службы велосипеда, но и безопасность самого велосипедиста. Сегодняшняя публикация будет посвящена одной из важных деталей – велосипедной вилке, о способах и методах её ремонта и установки.

В каких случаях нужно снимать вилку с велосипеда?

Абсолютно все подвижные механизмы веломашины нуждаются в своевременном уходе.

Съём велосипедной вилки будет необходим в следующих случаях:

  1. При необходимости полной замены старого механизма на новый.
  2. При необходимости замены подшипников с чашками опоры (возможно без них) или сальников.
  3. При необходимости нанесения новой смазки.
  4. При необходимости выравнивания рулевой трубки.

Основные симптомы замены вилки проявляются в возникновении некоторых посторонних звуков или при недолжном выполнении своих функций некоторыми механизмами:

  • посторонний стук или скрип при движении;
  • вхождение вилки в клин, который не позволяет провести регулировку;
  • руль начинает проворачиваться, при этом отяжеляет свой ход;
  • «ноги» и «штаны» имеют характерные повреждения (трещины).

Как снять вилку с велосипеда?

Для снятия вилки с велобайка необходимо провести ряд подготовительных мероприятий.

Необходимые инструменты

Для замены вилки станет необходимым набор следующих инструментов:

  1. Пассатижи.
  2. Отвёртка.
  3. Газовый ключ.
  4. Гаечный ключ.
  5. Шестигранник.
  6. Небольшой молоток.
  7. Плоский острый предмет.

Пошаговая инструкция

Перед тем, как приступить к разборке и съёму, необходимо установить веломашину колёсами вверх, при этом положение велобайка должно быть устойчивым.

Теперь можно приступать к разборке:

  1. Для разжима ободных тормозов, прежде всего, необходимо откинуть зажимную дугу.
  2. Съём колеса вместе с тормозными дисками.
  3. Съём крыльев.
  4. Велосипед необходимо перевернуть и установить на колёса.
  5. Съём руля с выносом, путём отжатия боковых болтов.
  6. Съём рулевой трубки, путём выкрутки креплений якорного болта.
  7. Выемка рулевой трубки из вилки. Дополнительно необходимо будет провести очистку трубки при помощи ветоши.
  8. Фиксирующая металлическая шайба, расположенная над стаканом, удаляется с помощью отвёртки или тонкого ножа. Поддеть деталь нужно очень аккуратно.
  9. Уплотнительная прокладка под шайбой выпрессовывается при помощи тех же инструментов (отвёртка, нож) до момента, пока кольцо не отойдёт от края стакана.
  10. Съём кольца руками.
  11. Приподнимая раму, необходимо аккуратно снизу вынуть вилку так, чтобы не пришлось потом собирать подшипники по всему полу.
  12. При помощи молотка и отвертки аккуратно выбивается соединительное кольцо, на котором лежит подшипник рулевой колонки, после чего корона отделяется от штока.
  13. Вилка снята.

Эта пошаговая инструкция будет применима только к безамортизационным моделям веломашин.

После того, как вилка снята, можно будет приступать к её разборке:

  • При помощи ключа-шестигранника проводится откручивание нижних крепёжных болтов и выкручивается болт, который отвечает за крепление пружины.
  • Проводится извлечение эластомера, ограничивающего ход пружины.
  • Для извлечения сальников и слива отработанного масла необходимо выкрутить болты и произвести снятие «штанов». Следует внимательно рассмотреть, что именно будет из них вытекать – вода, грязь или масло.
  • Извлечение из «штанов» пыльников (понадобится отвёртка) и башингов, которые извлекаются только проворачиванием вокруг осевой.
  • Проводится осмотр всех деталей и механизмов на предмет наличия повреждений – трещины и деформация, с последующим промыванием в керосине.
  • Проводятся работы по смазке пружины. Лучше выбирать густой смазочный материал.

Выполнив все эти нехитрые действия, можно будет приступать к сбору вилки.

Как разобрать амортизационную вилку велосипеда?

Для разбора вилки у велобайков снабженных амортизацией, необходимо будет провести несколько иные действия.

Для начала необходимо будет произвести съём вилки:

  1. Демонтаж калипера тормозной системы, гидролинии дисковых тормозов, крыла. Если установлена тормозная система V-brake, то она также подлежит демонтажу, ровно также как и датчик скорости, направленный от велосипедного компьютера.
  2. Фиксирующие вынос рулевой трубки и якоря вилки болты подлежат съёму.
  3. Руль с выносом аккуратно снимается. Это действие проводится с особой тщательностью, чтобы не подвергнуть повреждению гидролинию.
  4. Съём проставочных колец и направляющего конуса (гильзы). В пропилы аккуратно вставляется отвёртка, и кольца, одно за другим, поддеваются.
  5. Верхнее кольцо качения с верхним подшипником должны быть сняты.
  6. Из стакана необходимо извлечь рулевую трубку.
  7. Послабив эксцентрик или открутив болты фиксации, можно будет произвести дальнейший съём подшипника с удалением кольца нижнего качения.
  8. Снятие переднего колеса.
  9. Вилка снята.

После того, как все механизмы (подшипники, чашки, рулевая трубка, кольца качения) были сняты, их необходимо очистить от старой смазки при помощи ветоши. Обработка деталей новой смазкой будет проводиться во время установки.

Теперь можно приступать к разборке самой амортизационной вилки:

  • Вилку необходимо перевернуть и выкрутить болты её крепления.
  • Ноги вилки необходимо освободить от «штанов» и произвести извлечение сальников.
  • Отработанная смазка должна быть удалена со всех видимых и легкодоступных поверхностей деталей, включая манжеты вилки и сами «штаны».
  • Приложив небольшие усилия, производится стягивание нижних ограничителей хода и упоров самих ограничителей со штоков.
  • У каждой ноги вилки необходимо будет произвести откручивание регулировки. Для этого пригодится разводной ключ.
  • Производится выемка пружин вместе с крышками и эластомерами, после чего необходимо достать штоки, расположенные в каждой ноге.
  • Необходимо произвести удаление старого смазочного покрытия с поверхности всех деталей вилки.

Теперь можно будет приступить к обновлению смазочного материала.

Чем и как можно смазывать амортизационную вилку велосипеда?

Самым популярным смазочным материалом для деталей и механизмов является «Литол-24».

Главным показателем в ней является устойчивость к абсолютно критическим температурным режимам. Смазка не способна загущаться и при низких отрицательных (минус пятьдесят градусов), и при высоких положительных (плюс сто пятьдесят градусов) температурных показателях.

Смазывать необходимо все детали и механизмы с особой тщательностью, но и чрезмерное усилие не будет оправданным.

Читайте также  Twin складной велосипед

Детали и механизмы, нуждающиеся в смазке:

  • пружина;
  • пазы манжет;
  • «штаны»;
  • трущиеся в процессе эксплуатации детали – чашки, подшипники и кольца.

Как собрать и поставить вилку обратно на велосипед?

В инструкциях по сбору и постановке вилки нет ничего нового – руководствоваться придется пошаговым инструктажом разборки и съёма, только в обратном порядке.

После установки обязательным условием будет проверка на отсутствие люфта рулевой трубки в рамном стакане. Если во время эксплуатации веломашины происходит выделение смазки из манжет, то пугаться не стоит.

Это излишки, которые со временем перестанут появляться. В этот период придётся с особой тщательностью протирать своего «железного коня» после каждой велопрогулки.

Все о велосипедах

Рассказываем обо всем, что связано с велосипедами

Как разобрать велосипедную вилку: советы и руководство

Как разобрать велосипедную вилку?

Велосипед – это несложно транспортное средство в точки зрения конструкции, но провести ремонт самому иногда невозможно, или слишком сложно. Но каждый раз везти транспортное средство в мастерскую слишком энергозатратно, и стоит немалых денег. Именно поэтому лучше один раз и навсегда научиться делать все самому. Например, можно узнать, как правильно демонтировать, и разбирать вилку для того, чтобы провести техническое обслуживание и ремонтные работы своими усилиями в домашних условиях.

Причина, по которой нужно снимать и разбирать вилку велосипеда

Время от времени каждая деталь велосипеда проходит естественный процесс изнашивания, несмотря на способ использования, и стиль езды. Вилка велосипеда так же иногда выходит из срока эксплуатации, поэтому требуется провести замену, а затем провести ремонтные работы. Но техническое обслуживание или ремонт невозможно провести, если предварительно не снять вилку с велосипеда. Но при особенно сложных способах придется затрагивать амортизатор на запасные части. Сразу снимать не нужно, предварительно придется разобраться в причине поломки, и методе исправления ситуации. Снимать точно придется в том варианте, когда запчасть требуется замены. Кроме того, снимать придется, если проводится замена старого подшипника на новый, или же когда требуется нанести материал для смазки. Но многие другие ремонтные работы проводятся так же со снятием вилки.

Но в большинстве случаев вилка снимается, когда требуется провести замену любой запчасти, которая износилась после определенного периода времени, или когда нужно смазать детали, чтобы оптимизировать их работу.

Как правильно снять вилку для велосипеда?

Если вы в первый раз занимаетесь снятием вилки, то вам особенно полезно будет ознакомиться с этой статьей, поскольку в ней представлена самая подробная инструкция. Если грамотно следовать этапам инструкции, то процедура пройдет быстро. Алгоритм действий по снятию вилки велосипеда:

  1. Перед началом выполнения снятия детали требуется правильно провести подготовительную работу. Нельзя сразу же хватать велосипед, и снимать вилку. Первоначально требуется снять детали, которые крепятся вилка. В подобном варианте вначале аккуратно снимаем калипер, который относится к системе тормоза. Затем аккуратно проводится снятие гидролинии дисковых тормозов в передней области транспортного средства, система крепления, которой осуществляется с использованием зажима по отношению к штанам вилки.
  2. После того, как дополнительные детали удалены, продолжаем работу. Снимаем болты, которые проводят фиксацию выноса на рулевой трубе. После этого следует так же аккуратно снять болт якоря, который относится к вилке велосипеда.
  3. Когда все болты сняты, можно продолжать аккуратно снять руль. Но удалить руль недостаточно, требуется убрать и вынос из общей конструкции. Если не хотите повредить конструкцию гидролинии, то требуется проявить аккуратность. Если быстро схватиться, то можно поцарапать детали, или случайно ударить их.
  4. Затем постепенно удаляем проставочные кольца, и гильзу, которая осуществляет подачу направления. Проделать операцию можно при помощи отвертки плоской формы. С использованием отвертки следует поддеть, но только в области пропила. Главное, не повредить конструкцию. Когда процесс завершен, и все удалено, можно снимать кольцо качения и подшипник, который расположен в верхней части.
  5. Если провести все процедуры грамотно и аккуратно, то получится снять рулевую трубу из области стакана. Вы сами поймете, когда можно начинать проводить процедуру, поскольку все детали будут легко отходить.
  6. Остается только снять подшипник, кольцо качения, которое находится в нижней части велосипеда, и колеса, которое расположено в передней части. Перед снятием следует немного раскрутить эксцентрик, и дополнительные болты. Когда все элементы сняты, процедура снятия вилки велосипеда завершена.

Как разобрать вилку правильно?

Выделить все части вилку велосипеда несложно, если правильно провести операцию. Если требуется заменить старую смазку на новую, то требуется не только взять отдельно вилку и все дополнительные элементы системы, но и разобрать амортизатор. Проводить процедуру смазывания можно только с внутренней стороны, поэтому без разбора вилки не получится дальше продолжать работу.

Инструкция, как правильно разобрать амортизатор, чтобы в итоге провести замену смазочного материала на новый:

  1. Провести разбор вилки не получится, если предварительно ее не перевернуть.
  2. Затем аккуратно снимаем все болты, которые осуществляют крепежную систему. Снимаем болты аккуратно, поскольку в дальнейшем они могут пригодиться для того, чтобы обратно собрать конструкцию.
  3. Затем аккуратно удаляем штаны с поверхности ног вилки. Если операция не проводится просто и быстро, то предварительно следует удалить сальники из конструкции.
  4. Затем проводим снятие смазочного материала, который уже не подходит к использованию. Удалить материал следует со всех поверхностей, до которых можно будет добраться. Конечно, операцию чистки можно провести в тот момент, когда вся конструкция будет разобрана. Но если хотите оказаться испачканными в масло, то лучше провести операцию в самом начале. Особенное внимание уделяем мелким и труднодоступным элементам системы.
  5. Чтобы можно было продолжать работу, требуется удалить ограничители и упоры. Для подобной операции требуется приложить физическую силу, и стянуть детали со штоков.
  6. Регулировку требуется снять с каждой ног вилки. Но просто так снять детали не получится, поскольку потребуется специально разработанный ключ. Чтобы не тратить время и усилия, лучше предварительно приобрести подходящий ключ в магазине инструментов.
  7. Затем постепенно удаляем пружины, и штоки.
  8. Когда полностью все детали сняты, можно снимать смазочный материал. Главное обработать все детали, чтобы в итоге получить чистую поверхность, на которую можно наносить материал для смазки.

Разборка вилки велосипеда не займет много времени. Когда старая смазка удалена, и все детали разобраны, можно проводить нанесение новой смазки, которая поможет продлить срок пользования велосипедом.

Какой смазочный материал выбрать для обработки вилки велосипеда?

Теперь, когда ты знаете, как разобрать вилку велосипеда с амортизатора, можно приступать к замене смазки, но первоначально требуется ее выбрать. Выбор смазки дело непростое, но необходимое. Именно от выбора материала зависит качество проделанной работы.

Хорошим вариантом считается смазка Литол-24. Конечно, некоторые говорят, что смазка оказывает отрицательное воздействие на детали велосипеда, которые изготовлены из алюминия, но только в случае проникновения внутрь влаги. Но при регулярном использовании не было выявлено никаких подобных проблем. Если рассматривать преимущества смазочного материала Литол-24:

  1. Материал отлично выдерживает повышенный уровень температурного режима.
  2. Смазка остается в первичном состоянии даже при особенно высоких температурах до 150 градусов Цельсия.
  3. Материал не твердеет при низких температурах, даже до – 50 градусов.

Многие начинающие любители используют и другие материалы для смазки, например, машинное масло или масло, которое предназначено для работы швейных машинок. Но велосипед требует специального подхода, поскольку лучше не брать универсальные варианты. Логично, что если бы масла, которые находятся в жидкой форме, были столь хорошими, то сами производители использовали именно жидкие материалы.

Как использовать смазочный материал?

Первоначально наносим смазку на пружину, лучше добавить побольше смазки, чтобы хорошо промазать все детали. Не следует переживать, если налить смазку в избытке, то лишняя часть сама выйдет через отверстия, которые рассчитаны под шток. Но вот смазывать требуется тонким слоем, чтобы конструкция не слиплась, и не испортилась.

Как собрать вилку, и завершить работу?

Сбор и установка вилки на велосипед проходят ровно в той же последовательности, в которой выполнялась разборка, но только в абсолютно обратном порядке. Затем аккуратно возвращаем все детали на место.

Читайте также  Велосипед в красном круге

Как часто смазывать вилку?

Нельзя точно назвать срок, который необходим для того, чтобы произвести замену смазки. Все зависит от стиля езды, и особенностей дорожного покрытия. Если дорога покрыта пылью и грязью, то проводить операцию чаще.

Ремонт вилки велосипеда – как снять и разобрать своими руками

  • Для чего нужно снимать и разбирать вилку велосипеда
  • Как снять велосипедную вилку
  • Инструменты
  • Поэтапная инструкция
  • Как собрать и поставить вилку обратно
  • Как часто нужно обслуживать вилку
  • Рекомендации
  • Заключение

Передняя вилка велосипеда – это не только соединительный элемент, который располагается между рамой и передним колесом. Это неотъемлемая часть конструкции байка, от исправности которой зависит комфорт во время катания, а также безопасность райдера. Более того, на некоторых моделях (в частности, МТБ) вилка играет роль главного амортизатора, нивелируя часть колебаний, уменьшая нагрузку на кисти рук и снижая воздействие на движущиеся узлы и раму. Следовательно, обсуждаемый элемент требует к себе периодического внимания со стороны владельца.

Ремонт вилки подразумевает ее разборку, регулировку и возможную замену некоторых составляющих. Можно ли справиться с этой задачей самостоятельно, без обращения к опытному технику? Вполне – для этого понадобится свободное время, парочка инструментов и наши инструкции.

Для чего нужно снимать и разбирать вилку велосипеда

Разумеется, так просто лезть в сложные узлы и механизмы велосипеда точно не нужно. Без особой надобности разбирать ходовые части не стоит. Но есть ряд случаев, когда это сделать все-таки придется:

  • замена узла, подшипников или сальников;
  • подготовка велика к началу нового сезона, когда необходимо очистить и смазать все механизмы;
  • выравнивание рулевой трубы.

Ремонт передней вилки подразумевает замену некоторых составляющих (шайбы, подшипники, сальники, демпфера, пружины). Но периодически разбирать вилку следует просто для того, чтобы очистить компонент и нанести на него свежий смазочный состав.

Как понять, что велосипедная вилка нуждается во внимании со стороны владельца? Существует ряд признаков, говорящих о том, что пришло время для ремонта:

  • появление стука во время движения;
  • заклинивание вилки и невозможность ее регулировки;
  • очевидные признаки износа подшипников;
  • появление скрипа (симптом отсутствия смазки);
  • проворачивание или тяжелый ход руля;
  • появление трещин на «ногах» и «штанах».

Важная информация! Опытные мастера по ремонту байков рекомендуют чистить и смазывать «ноги» в сальниках каждый раз, когда велик отправляется на зимовку. Желательно также ежегодно полностью менять масло в вилках.

Как снять велосипедную вилку

Чтобы разобрать вилку велосипеда с амортизатором, необходимо произвести ряд манипуляций: подготовить место для работы и необходимые приспособления, создать, так сказать, атмосферу и выделить несколько часов в своем плотном графике, дабы выполнить все правильно и аккуратно.

Можно, конечно, отвезти велик разбирающемуся в этом вопросе человеку и не париться по этому поводу, но так вы лишите себя возможности глубже изучить механизмы велосипедной конструкции.

Инструменты

Какие-либо специфические приспособления вам не понадобятся. Все что нужно для разбора вилки, найдется практически в любом гараже. Это:

  1. Отвертки (понадобится плюсовая и минусовая).
  2. Пассатижи.
  3. Газовый и гаечный ключи.
  4. Шестигранник.
  5. Плоский острый предмет.
  6. Молоток.

Заранее подготовьте чистую, сухую и ненужную ветошь для очистки механизма, а также смазочный состав. Если у вас в дальнейших планах поход в кино или кафе с друзьями – подготовьте перчатки, потому что отмыть руки будет сложно.

Поэтапная инструкция

Все необходимое для разборки и последующей сборки вилки подготовлено, – можно приступать. Чтобы вы смогли сделать все правильно, мы подготовили подробную инструкцию о том, как снять вилку с велосипеда своими руками:

  1. Для начала необходимо поставить байк колесами вверх. Следите за тем, чтобы устойчивость велика была на максимальном уровне – для этого можно закрепить его с помощью дополнительных креплений или попросить кого-нибудь придерживать велик.
  2. Чтобы разжать ободные тормоза, нужно откинуть зажимную дугу.
  3. Теперь нужно снять переднее колесо вместе с тормозными дисками. На данном этапе можно снять и крылья вместе с другими приспособлениями.
  4. Теперь велосипед нужно вернуть в привычное для него и вас положение, после чего вынуть вилку из стакана.
  5. Далее необходимо отжать боковые болты, которые находятся на выносе руля, после чего полностью открутить крепеж рулевого штыря.
  6. Теперь аккуратно вынимаем руль с передней вилки и сразу же протираем открывшиеся части чистой тряпкой.
  7. Далее пригодится любой острый предмет (можно воспользоваться отверткой или канцелярским ножом), с помощью которого следует поддеть фиксатор (металлическую шайбу) над стаканом.
  8. С помощью того же острого инструмента нужно выпрессовать уплотнительную прокладку под шайбой. Как только она отойдет от края стакана, вытянуть ее руками.
  9. Теперь необходимо приподнять раму и как можно аккуратнее потянуть вилку снизу, чтобы не повредить механизм и не потерять подшипники.
  10. Дальнейший этап – отделение короны от штока. Для этого следует выбить соединительное кольцо с помощью небольшого молотка.

А теперь, вооружившись плоским острым предметом и молотком, необходимо отделить кольцо от края передней вилки. По сути, это все – процесс демонтажа можно считать завершенным.

Этим же методом можно снять вилку с горного велосипеда, шоссейника, хардтейла и любой другой модели. Когда все манипуляции с обслуживанием и ремонтом закончены, возникает вполне логичный вопрос: «А как все вернуть обратно?». Без паники – сейчас расскажем.

Как собрать и поставить вилку обратно

После того, как вы сняли обсуждаемый элемент, внимательно осмотрите подшипниковое кольцо. В идеале на нем не должно быть ни одного намека на повреждения. В противном случае придется заменить деталь на новую. Теперь можно ставить вилку обратно. Последовательность действий выглядит следующим образом:

  1. Надеваем кольцо туда, где стык передней вилки соединяется с рулевой колонкой.
  2. Плотно охватываем кольцо газовым ключом в верхней части.
  3. Вооружившись небольшим молотком и нанося мягкие удары по губкам ключа, стараемся равномерно запрессовать кольцо. Ориентироваться следует по звуку: если он глухой – продолжаем наносить аккуратные удары, как только звук стал звонким – деталь стала на свое место.
  4. Теперь смазываем поверхность стопора (можно специальным составом, а можно воспользоваться обычным буксолом или литолом-24).
  5. Аккуратно укладываем подшипник, чтобы его шарики располагались вверху. На этот компонент тоже можно нанести небольшое количество смазочного состава. Не забывайте положить под подшипник уплотнительную шайбу.

Теперь аккуратно вставляем шток в стакан и возвращаемся к алгоритму по снятию передней вилки – всю последовательность нужно повторить в обратном порядке.

Как часто нужно обслуживать вилку

Периодичность обслуживания велосипедной вилки зависит непосредственно от того, как вы катаетесь и по каким дорогам чаще всего проходят ваши маршруты. Если вы колесите по чистым и ровным городским дорогам, не прыгаете через бордюры и стараетесь максимально бережно эксплуатировать свой байк, то обслуживание передней вилки достаточно проводить 1 раз в два года.

Но если ваши пути богаты на пыль, грязь, мелкие камни и прочие «прелести», частоту обслуживания следует увеличивать. Мастера по ремонту велосипедов рекомендуют:

  • после каждых 700 км следует разбирать, чистить и смазывать сальники (при необходимости выполнять замену расходников);
  • через каждые 4000 км полностью перебирать переднюю вилку.

Разумеется, это общие рекомендации. При появлении тревожных симптомов (о них мы говорили раньше), следует как можно скорее проникнуть внутрь механизма и разобраться в причинах неисправности.

Рекомендации

Стоит заострить внимание на особенностях смазочного материала. Многие отдают предпочтение смазке «Литол-24», несмотря на то, что данный состав может негативно сказываться на алюминиевых компонентах байка при попадании влаги. Так это или нет, сказать точно нельзя, поскольку со стороны велосипедистов нареканий по этому поводу не было. «Литол-24» демонстрирует хорошую устойчивость к радикальным температурам: не густеет на морозе и не разжижается жарким летом.

Некоторые используют автомобильные масла, а также составы, предназначенные для швейных машинок. Как показывает жизненная практика, регулярное использование таких составов (это, кстати, касается и парафиновой смазки) отражается на работе амортизатора.

Заключение

Демонтаж и обратная сборка передней вилки не представляют особой сложности. С этой задачей может справиться даже неопытный мастер, если будет неукоснительно следовать инструкции. Подготовка байка к сезону подразумевает широкий спектр манипуляций с основными узлами и механизмами, поэтому демонтаж обсуждаемого элемента можно приурочить к общим профилактическим мероприятиям. Это позволит избежать появления серьезных проблем и снизить стоимость ремонтных работ в дальнейшем.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.