Как снять кассету с велосипеда

Выбор и ремонт кассеты велосипеда

8 mins Автор: Михаил Скворцов 2291

  • Чем отличается трещотка от кассеты
  • На какие виды разделяются кассеты
  • Снимаем с инструментом и без
  • Чистим и смазываем кассету
  • Заключение

Велосипедная кассета – система задних звездочек для изменения передаточного отношения. Звезды расположены в порядке убывания от втулки – самая близкая к ней большая и «мощная», дальше всех – скоростная маленькая звездочка. В том же порядке ведется и отсчет. Повысить передачу, значит, переключиться на более дальнюю звезду, и наоборот.

Кассета – расходный материал, со временем изнашивается, что требует ее периодического обслуживания – замены цепи, отдельных звезд или узла в целом. Под кассетой подразумевается также трещотка – на первый взгляд, аналогичный набор задних звездочек. На самом деле это далеко не так, и прямо сейчас узнаем о различиях, чтобы никогда больше не путаться в этих понятиях.

Чем отличается трещотка от кассеты

Трещотка – храповой механизм с резьбовым или шлицевым креплением на втулку. Храповик располагается снаружи, а звездочки установлены целиком. Это означает, что трещотка ставится «на раз» – при износе, скажем, мелких звездочек заменить только изношенную часть не получится – меняется сразу все.

Такой тип узла был широко распространен в прошлом столетии, а сейчас его можно встретить на бюджетном скоростном велосипеде. В ряд недостатков трещотки входят такие вещи:

  • небольшое количество звезд – от 5 до 7 скоростей;
  • невысокий ходовой ресурс;
  • на более выносливые продукты стоимость будет в разы больше.

Хотя, конечно, ремонт, а точнее, неремонтопригодность, является главным недостатком. Большинство трещоток имеет резьбовое крепление. Неприятной особенностью такого крепления является заедание. Это выглядит так: после определенного пробега она закрутится на втулке так, что ее потом проблематично будет разобрать.

Теперь о кассетах. По сути, это та же самая трещотка, только храповик спрятан внутрь барабана. Устанавливается только на шлицы, из-за чего порой проблематично перейти с трещотки (если не стоял тот редкий шлицевой экземпляр). В сравнении со своими «собратьями» кассетный барабанный механизм имеет ряд преимуществ:

  • больше звездочек – от 9 до 11 на современных моделях;
  • система весит меньше, а значит, и велосипед в целом тоже;
  • сопротивление качение заметно меньше, чем у трещотки;
  • кассету легче снять;
  • больше пробег;
  • можно менять звездочки по отдельности.

Последний плюс, разумеется, самый значимый, и подчеркнем его еще раз: менять систему полностью или же только одну-две звезды – огромная разница! Ну а недостаток всего один – выше изначальная стоимость. Впрочем, это опять же перечеркивает то самое преимущество – возможность отремонтировать, а не покупать новую. Стоит ли делать выбор в пользу кассеты? Однозначно, да!

На какие виды разделяются кассеты

Весьма интересно узнать, как скреплены звезды на барабане и между собой. Современная велосипедная кассета представлена в нескольких вариантах. Каждый из них по-своему хорош. Знакомимся:

  • спейсерные,
  • пауки,
  • цельнофрезерованные,
  • блочные.

Спейсерные кассеты представляют собой звездочки, скрепленные отдельными шлицами с барабаном. Для разделения между ними вставлены пластиковые разделители – спейсеры. Детали имеют строго заданную толщину, чтобы расстояния в кассете между ее элементами сохранялись постоянными. Преимущество такой системы – их можно разобрать «до нуля». Недостатком, правда, для алюминиевых барабанов является высокая крутильная нагрузка, ведь с каждой звезды усилие перекладывается на барабан. На более крепких стальных аналогах такой проблемы не наблюдается.
В соединении типа «паук» все звезды надеты на единый шлиц. Лапки выполнены в форме лесенок под каждые звездочки. Силовые нагрузки снижены, поэтому такой тип кассеты стоит выбрать под алюминиевые барабаны. Также, по сравнению со спейсерными, эти системы легче.

На цельнофрезерованных кассетах весь блок выполнен как одна деталь. Закрепляется на низшей звезде, которая и является шлицом под барабан. Среди аналогов это самый дорогой вариант:

  • простейшее устройство за счет отсутствия дополнительных соединений;
  • легкость;
  • высокая прочность;
  • долговечность.

А что с недостатками? Во-первых, цена, оправдает себя лишь у дорогостоящего горного велосипеда. А во-вторых, конструкция очень уж напоминает трещотку. И хотя были заявлены долговечность и прочность, частичный износ никто не отменял. А поменять одну или две звезды невозможно.

Блочная модель представлена несколькими пауками с двумя-тремя звездочками на каждом. Малые звезды вставляются на шлиц барабана самостоятельно. Поскольку их износ более вероятен при эксплуатации велосипеда, их можно вообще поменять по отдельности. Другие компоненты на блоках меняются сразу парами.

Снимаем с инструментом и без

Снять кассету с велосипеда нетрудно, если воспользоваться специальными инструментами – съемником на 12 зацепов, гаечным ключом и хлыстом. Съемник представляет собой небольшой ключ со шлицевым соединением под барабан.

Разборка выглядит так:
1. Ключ вставляется внутрь кассеты, как показано на картинке. Необходимо убедиться, что шлицы плотно вошли в зацепление.

2. Подбираем гаечный ключ, на цепь надеваем хлыст.

3. Удерживая хлыстом наибольшую звезду, тянем гайку съемника против часовой стрелки.

4. Для ослабления шлица задней кассеты понадобится большое усилие, и точно такое же при затягивании болта. Снимаем аккуратно, придерживая систему за верхний (малую звезду) и нижний (большую звезду) концы.

5. После того как система снята, приступаем к осмотру звездочек. С блочной системой, где малые компоненты установлены отдельно, вместе с шайбами аккуратно снимаем их с барабана.

6. Кассету можно также снять и без хлыста: для этого берем разомкнутую цепь, накидываем на большую звезду и фиксируем ее на чем-нибудь неподвижном, например, на прутьях забора. При снятии тянуть колесо в сторону и одновременно раскручивать гайку съемника.

А можно ли вытащить кассету без использования съемного инструмента? В принципе да, но здесь понадобятся полая шлицевая трубка и накидной ключ соответствующего размера. Все-таки купить обычный съемник проще.

Установка кассеты выглядит строго противоположно снятию:

  1. Надеть корпус на храповик втулки.
  2. Аккуратно нацепить звезды на шлиц (для блочных моделей).
  3. Важно правильно нацепить колечки – они плотно фиксируются на двух соседних звездах с помощью маленьких столбиков. Каждый из них должен попасть в соответствующее отверстие в звездах для плотного прилегания.
  4. Когда все компоненты надеты, аккуратно, с постепенным нарастанием усилий, затягиваем кассету на втулку. Гайку съемника лучше тянуть все время вниз, перебрасывая ключ. Рекомендуемый диапазон усилий – 21.7 – 36.2 Нм.

Чистим и смазываем кассету

Своевременное обслуживание включает в себя не только ремонт узла и замену изношенных запчастей, но и содержание в чистоте. В эксплуатации механизмы изнашиваются порой не столько от приложенных нагрузок, сколько от небрежного содержания – слипшаяся со смазкой грязь портит работу системы и быстрее стачивает зубья. Перед тем как обслуживать кассету, необходимо ее снять – разбор и его правильная последовательность выше.

Чистка звездочек на велосипеде производится специальной плоской щеточкой:

Длинные и жесткие ворсинки способны пролезть до самой оси и вычистить грязь из самых проблемных мест.

Если же планируется частично заменить, а заодно и прочистить кассету, можно воспользоваться обычной обувной щеткой, ведь чистить звезды по отдельности намного проще, чем в сборе. Предварительно на щетку можно нанести немного мягкого средства – триалона или жидкости для мытья посуды. После того как смыли всю грязь, досуха протираем поверхности звезд мягкой тряпкой.

Следующий этап – смазка звездочек. Одновременно стоит и почистить цепь, иначе процедура не будет иметь смысла – грязь вновь осядет с цепи на зубьях. Для смазки рекомендуется использовать специальные пылеотталкивающие составы. Обработка делается по всей высоте зубьев и в промежутках между ними. Не стоит перебарщивать со смазкой, достаточно и тонкого слоя.

Заключение

Велосипедная кассета – простой и неприхотливый узел, который, однако, потребует периодической разборки и обслуживания. Чистка, смазка, своевременная замена изношенных частей – лучшая защита, гарантия долгой работы и профилактика неожиданных поломок в трансмиссии.

Ремонт велосипеда: Как снять кассету

Для читателей нашего блога действует скидка 10%
по промокоду blog-BB30 на все товары , представленные в нашем магазине

Итак, вы решили снять кассету. Причин для снятия кассеты может быть уйма, это нужно для замены, для сервиса или для очистки. А может вы хотите разобрать втулку и проверить как поживает барабан, собачки и подшипники. В любом случае, для всех этих операций придется снимать кассету и первое, что вам потребуется, это обзавестись подходящим инструментом.

Съемник

Сам съемник может выглядеть по-разному. Это может быть, как отдельная головка, так и целый ключ, со штырем для центровки или без (мы рекомендуем брать без штыря, т.к. такой съёмник совместим с большим количеством втулок). Суть везде проста, на стопорной гайке кассеты есть пазы, а на съемнике есть шлицы, которые подходят к этим пазам. Кстати, если у вас тормозные роторы с типом крепления Center Lock от Shimano, то этот съемник подойдет и к ним. Выглядит он как-то так:

Ключ-хлыст

Такой ключ вам понадобится, чтобы зафиксировать кассету и открутить стопорную гайку. Без него кассета будет просто прокручиваться и у вас ничего не получится. Выглядит он так:

Если ключа у вас нет, а есть старя, неиспользуемая цепь, но можно воспользоваться ней. Берем цепь, делаем пару витков вокруг любого рожкового ключа или подходящей палки и ВУАЛЯ, ваш ключ готов.

Снимаем кассету

Для начала вам необходимо снять колесо с велосипеда. Используйте ключи или шестигранники, думаем с этим вы справитесь без проблем. Следующим шагом нужно поставить колесо перед собой, чтобы перед вашим лицом виднелась стопорная гайка кассеты.

Видите надпись «LOCK>40N*m»? Вот она-то нам и нужна! Стрелкой показано направление затяжки стопорной гайки, по часовой стрелке. Нам нужно открутить её против часовой стрелки. Возможно придётся приложить немало усилий, чтобы сорвать её с места, но не переживайте, это нормально. Всё из-за небольших шлицов на самой маленькой звезде и стопорной гайке. Они там для того, чтобы гайка случайно не открутилась во время катания. Так же между гайкой и звездой может быть тонкая шайба, не потеряйте её, когда будете снимать.

Последовательность действий:

  1. Вставьте съемник в кассету.

  1. Оберните ваш ключ-хлыст вокруг звезды по часовой стрелке. Если вы используете вариант со старой цепью, то наступите на ключ/трубку, вокруг которой вы обернули цепь ранее. У вас получится что-то вроде этого:

  1. Удерживая хлыст проверните съемник против часовой стрелки.

Ставится кассета в обратном порядке. Не забывайте, что на барабане втулке и звёздах кассеты есть шлицы, которые нужно состыковать. Проще всего это делать, используя самый большой шлиц как ориентир.

Если у вас есть какие-то вопросы, то не стесняйтесь задавать их в комментариях. Удачного ремонта!

Для читателей нашего блога действует скидка 10% по промокоду blog-BB30 на все товары , представленные в нашем магазине

Как снять кассету звездочек с колеса велосипеда

Когда в первый раз моя кассета “сточилась” и зубья стали напоминать колючки – я озаботился тем, чтобы сменить звездочки за заднем колесе. Снял колесо, посмотрел на кассету, не понял что и “куда совать” и “как крутить”. Но опыт других людей мне помог.

Видео-инструкция: Как снять кассету звездочек

В этом видео, буквально за 13,5 минут я покажу все тонкости, как можно открутить заднюю звездочку, и как самому сделать специальный съемник для удержания кассеты.

Читайте также  Крепление для велосипеда на потолок

Какую информацию вы сможете найти в этом видео (временные отметки):

Технические вопросы и ответы

  • 00:30 Что удерживает кассету звездочек на заднем колесе велосипеда
  • 00:50 Специальный съемник для гайки кассеты звездочек заднего колеса (175 руб)
  • 01:15 Почему не стоит покупать самый дешевый съемник кассеты
  • 01:30 Почему кассету не получится открутить “просто так”
  • 02:20 Как удержать звездочку заднего колеса при откручивании
  • 02:30 Вариант 1: пытаемся удержать кассету колеса при помощи тряпки
  • 03:25 Вариант 2: удерживаем звездочки колеса старой цепью
  • 04:00 Как “запороть” велопокрышку и обод при откручивании кассеты
  • 04:50 Вариант 3: удерживаем задние звездочки специальным хлыстом при откручивании
  • 05:10 Делаем хлыст для удержания кассеты своими руками из подручных материалов
  • 06:40Хитрости при изготовлении хлыста для снятия звездочек
  • 08:10Откручиваем гайку кассеты заднего колеса при помощи съемника и хлыста
  • 09:40 Снимаем кассету звездочек с трещотки
  • 10:15 Как правильно поставить кассету звездочек на трещотку заднего колеса
  • 11:35 Как закрутить гайку для удержания кассеты в заднее колесо
  • 12:20ВАЖНО! Как ЗАТЯНУТЬ кассету на трещотке заднего колеса, чтобы ничего не сломать

Инструменты для ремонта кассеты звездочек велосипеда

Фирменный магазинный хлыст для удержания кассеты

Вообще для того, чтобы снять кассету нужно 2 инструмента (или три). Если брать “фирмУ” от Шимано – то каждый из этих двух ключей вам обойдется долларов в 25. Первый – это фактически кусок цепи насаженный на металлическую ручку. Платим деньги исключительно за брэнд и “мэйд ин Джапан” 🙂

Съемник для откручивания гайки кассеты

Второй – это так же фирменный ключ с ручкой, который вставляется в гайку кассеты. Удобен тем, что не нужно дополнительных инструментов для поворота ключа. Цена вопроса тоже около 25 долларов.

Вместо него в свое время я купил ключ – съемник (цены очень разные, в зависимости от производителя).

Например – можно заказать на eBay вот такой съемник кассеты задних звездочек Shimano-SRAM – с направляющей осью, такой же, как у меня. Он обойдется в 175 рублей с доставкой. По фотографии видно – что он как минимум каленый, и, в принципе, его должно хватить надолго. Если вы предпочитаете заказывать товары на AliExpress – ссылка на съемник кассеты вот эта.

  • Цены на остальные инструменты для колес можно посмотреть здесь:
  • CRC: Инструменты для Кассет и Цепей,
  • Wiggle: Инструменты для Колес.

Просто всегда нужно помнить, что если вы купите дешевый ключ “за 1 рубль” у китайца на али или eBay, его может вам хватить ровно на 1 ремонт. Или даже не хватить на ремонт вовсе 🙂

Недорогой китайский хлыст для звездочек

Иногда вместо первого инструмента с цепью люди советуют “накинуть тряпку на звезды” и повернуть гайку съемником. Скажу честно – я попробовал. Тряпка превратилась в лохмотья от острых велосипедных зубов.

Если не хотите заморачиваться с самостоятельным изготовлением хлыста – то можете заказать на eBay вот такой вот хлыст для снятия и удержания касеты звездочек. Всего за 280 рублей с бесплатной доставкой. Правда, придется немного подождать, пока он приедет. Ну и традиционная ссылка на хлыст для удержания кассеты на AliExpress – если вы привыкли покупать там.

Запчасти для ремонта кассеты звездочек велосипеда

LockRing (стопорное кольцо, гайка) кассеты

Если вы (ненароком) умудрились сорвать (сломать/потерять – нужное подчеркнуть) гайку крепления кассеты звездочек на заднем колесе (LockRing) – то вот вам пара ссылок, по которым можно купить как оригинальные гайки, так и аналоги. На eBay можно поиграть с фильтрами (слева, если вы читаете статью на компе) – и выбрать как нужную скорость (7-8-9-10-11), так и любого производителя (Shimano-SRAM-Campagnolo-etc).

Кассеты (звездочки) заднего колеса

Если вы обнаружите, что ваша кассета пришла в негодность (сточились зубья, проскакивает цепь) – можете посмотреть новые на тех же eBay и AliExpress. Опять же – на eBay можно поиграть с фильтрами (слева, если вы читаете статью на компе) – и выбрать как нужную скорость (7-8-9-10-11), так и любого производителя (Shimano-SRAM-Campagnolo-etc).

Как снять кассету звездочек БЕЗ съемника?

Второй вариант замены фирменного фиксатора кассеты – взять старую цепь. Практически у любого уважающего себя велосипедиста найдется одна-две старых цепи, особенно, если заниматься ротацией цепей и заменять их своевременно. Если же цепь вовремя не менять – то можно легко попасть на сумму до 250 долларов :). Итак, берем цепь, накидываем ее одним концом на кассету, а второй конец оборачиваем вокруг колеса-покрышки, фиксируем ее там и поворачиваем гайку съемником [вредный совет ;)]. У меня в результате накинутая на покрышку цепь продавила покрышку до обода и помяла последний.

Третий вариант пришел сам собой, когда я подробно изучил устройство фиксатора 🙂 Нам опять понадобится старая цепь, палка, 4 самореза и отвертка. Гвозди лучше не использовать – их выдирает из палки на “ура”.

Собираем все вместе, как на фотографии профессионального съемника кассеты Shimano.

Снятие кассеты велосипеда

Берем второй важный инструмент, и разводной ключ. Накидываем съемник на колесо и устанавливаем зубастую фигню в гайку. Ну и любимый разводной ключ там же 🙂

Затем жмем вниз с обеих сторон.

Получается вот такая вот штука – точнее ничего не получается 🙂 Я взял палку из какого-то прессованного картона, которая благополучно показала мне свои кишки. Следующая палка была из высушенной березы.

Накидываем ее вновь на колесо.

Жмем с двух сторон вниз. Слышим микрощелчки гайки (там ребристая поверхность, и когда вы закручиваете гайку – она надежно фиксируется).

Скидываем кассету с хаба, промываем и осматриваем каждую звездочку. Если вы не заботитесь о чистке и смазке велосипедной цепи, то растянувшаяся цепь может изрядно испортить вам звезды.

Если на какой-нибудь из звездочек выработка довольно велика – то лучше эту звездочку поменять. Чаще всего вырабатываются звездочки “любимой передачи”. Обычно средние, так как там наиболее легкое усилие при педалировании. Ссылки на кассеты – выше, в разделе “Запчасти для ремонта звездочек велосипеда”. В моем случае звездочки в довольно хорошем состоянии, и после дефектовки я решил собрать их обратно в том же виде, без замен.

И, пока вы сняли звездочки с колеса (и они не мешают), вы можете заодно перебрать подшипники колеса, особенно, если они захрустели. Процедура довольно простая, если знать с какой стороны подойти к процессу.

Замена звездочек заднего колеса на велосипеде

Сборка идет в обратном порядке. По большому счету перепутать стороны звездочки (какой стороной наружу ставить) стремится к нулю, так как на хабе есть направляющие. И “задом наперед” звездочки поставить проблематично. Но, будьте аккуратны – молотком, я думаю, туда звезду забить можно 🙂

Вообще, если ваши звездочки довольно часто “съедаются” из-за растянувшейся цепи (а такое часто бывает с цепями низкого качества) – подумайте о покупке нормальной велосипедной цепи, к примеру – Campagnolo Record, цепь рассчитана на 8500 километров пробега.

Затем, последней, устанавливаем гайку. Закручиваем ее от руки до упора. Здесь уже цепью на палке можно не пользоваться, так как вращение будет в другую сторону и хаб не будет прокручивать. Но я, все же, рекомендую вам воспользоваться вашим самодельным инструментом.

Момент затяжки этой гайки должен быть довольно сильным – 40 нюьтон на метр (4 килограмма приложенные к рычагу длиной 1 метр). И если вы просто затянете ключом эту гайку (без удержания цепью), то есть все шансы вывернуть спицы из колеса.

После переборки заднего колеса я заодно регулирую задний переключатель велосипеда, благо, это занимает всего 10-15 минут времени при должной сноровке. При езде настройки заднего переключателя все равно “уходят”, и переключение передач становится нечетким, поэтому эти 10 минут могут вам сэкономить кучу нервов.

Где можно купить кассеты, звездочки и запчасти за пол-цены?

Wiggle и CRC

Есть два замечательных сайта, на которых я делаю покупки велосипедных запчастей в 90% случаев. Это Wiggle, и Chain Reaction Cycles (CRC). Несмотря на то, что оба этих сайта находятся в Великобритании – у них очень четко отлажена система доставки в Россию. Они работают через EMS – а по России EMS работает крайне быстро.

Цены и доставка

За доставку деталей из Великобритании вам придется заплатить всего лишь от 350 рублей, это сравнимо с ценами из наших интернет-магазинов при пересылке обычной Почтой России по нашим внутренним направлениям. По времени – иногда выходит даже и быстрее, порядка 5-7 дней, так как работают они через EMS.

По ценам – там почти всегда дешевле чем в соседнем веломагазине и реально всегда дешевле, чем в наших интернет-магазинах. К тому же там бывают честные скидки. На первую покупку там тоже предоставляется скидка (иногда до 20%) – просто загляните на главную страницу.

Бесплатная доставка

Самое интересное, что вы можете получить бесплатную доставку, если купите запчастей на определенную сумму – она обычно указана на сайте. У меня был случай, когда посылка весом 11,5(!) килограммов (в ней был турботрейнер-велотренажер) приехала из Великобритании абсолютно бесплатно.

Если бы доставка была платной – мне бы пришлось заплатить за эту доставку около 70 долларов. Сильно подозреваю, что они сработали себе в минус – но заработали очень лояльного клиента.

Почему два сайта, а не один какой-то определенный?

Просто потому, что у них практически всегда есть скидки на определенные группы товаров. Смотрите и там, и там. И если я, к примеру, искал тот же велостанок-турботрейнер – то на Wiggle в тот момент их не было со скидками, а на CRC – были. 130 евро вместо 280 – есть разница?

Или, вообще анектодичный случай. Я купил гидравлические дисковые тормоза Hayes профессиональной линейки со скидкой 60%. Передний – на Wiggle, задний – на CRC. Просто у них так были сделаны скидки – ну а я этим воспользовался

А может, у них был расчет, что если чел покупает передний за пол-цены и задний за полную цену – то прибыль все равно останется. Не знаю. Но – система одновременного поиска на двух сайтах сработала отлично – два профессиональных тормоза по цене (меньше) одного стоят на моем велике.

Где купить?

Поэтому – для покупки кассеты и других запчастей вы можете смело переходить и на Wiggle: кассеты и запчасти к ним; и на ChainReactionCycles: запчасти для кассет и кассеты. Либо можете нажать на картинки – и разделы с кассетами откроются в новых вкладках.

Удачных и недорогих покупок!

Поделитесь в комментариях, вы обычно меняете звездочки при выработке, или катаетесь на них “до упора”?

Алекс “На Байке” Сидоров

Главная » Сделай-Сам » Как снять кассету звездочек с колеса велосипеда

4 Отзыва

Добрий вечір.
Підскажіть пожалуста.
В мене шоссейний велосипед Cannondale Synapse пройшов 2200 км.
Замітив, що вся касета має не великий люфт (коли береш руками за касету хитаєш її всторону-всотону).
Це нормально?

Читайте также  Выбор размера велосипеда

Добрый вечер, Андрей.

Посмотрите на гайку, которой затягивается кассета на барабане. Если гайка затянута плотно – тогда все нормально. Я проверил на своих колесах – у меня так же есть небольшой люфт, когда ее качаешь из стороны в сторону. Это особенности конструкции.

Спасибо за статью. Жаль, что так сильно обрезали фотографии: как делать съемник и как им пользоваться, не совсем по ним понятно.

В самом верху статьи закреплено видео, где все показано наглядно

Добавьте Ваш отзыв Отменить ответ

Введите тект и нажмите Enter. Для отмены нажмите Esc.

Как работать со съемником кассеты

Для передачи крутящего момента от педалей и переключения скоростей в современных велосипедах применяют сборку из зубчатых деталей. Чтобы проводить их ремонт, нужен набор инструментов. Одним из них является съемник кассеты.

Что такое велосипедная кассета, и зачем ее снимать

В ранних моделях велосипедов усилия, прилагаемые к педалям двухколесного транспорта, передавались колесам с помощью т.н. «трещотки». Она представляла собой набор деталей в виде звезд разного диаметра, соединенных тем или иным способом в одно целое.

В кассетном механизме соединение «звезд» с осью колеса происходит при помощи барабана с выступами, которые входят в пазы крепежного элемента кассеты (шлицы).

Это усовершенствованная система, которая имеет следующие преимущества по сравнению с ранее разработанной трещоткой:

  1. Увеличенное количество передач. Если трещотка имеет 6-7 звезд, то у большинства кассет — 7-12.
  2. Повышенную надежность. При наезде на камень, палку или другое препятствие вероятность поломать втулку заднего колеса меньше.
  3. Возможность замены только одной или нескольких «звезд» из всего комплекта.

Много звезд разного диаметра необходимо для переключения скоростей велосипеда с помощью особого механизма трансмиссии в зависимости от скорости, качества дорожного покрытия и т.п. Между собой звезды соединяются заклепками, штифтами или с помощью специальной детали — «паука».

Самые дорогие комплекты звезд выполнены как цельнофрезерованные детали. Однако они быстрее всех изнашиваются, и их приходится менять.

Комплекты звезд изготавливаются из разных материалов — стали, алюминия, титана. Одним и тем же инструментом можно производить демонтаж любых из них.

Кассету нельзя заменить трещоткой, и наоборот. Также и съемники для этих устройств применяются разные.

Однако кассеты в большинстве случаев взаимозаменяемы. Несмотря на различное количество звезд, они почти одинаковой толщины за счет сокращения расстояния между деталями. Это можно заметить, рассмотрев комплект из звезд в профиль.

В процессе эксплуатации велосипедные «звезды» изнашиваются, и их приходится менять. Это необходимо делать, когда цепь начинает ощутимо проскакивать. Если такое происходит слишком часто, нужно применять наборы, состоящие из более качественных звезд.

Периодически следует очищать детали велосипеда от засохшей смазки и грязи в целях профилактики. Для этого тоже приходится снимать кассеты.

Иногда после демонтажа механизма и осмотра можно заменить только одну или несколько износившихся «звезд», если удается их отсоединить.

Устройство съемника

Инструмент для снятия кассеты представляет собой шлицевую головку. Она откручивается разводным или гаечным ключом диаметром 21 или 24 мм (в зависимости от применяемого комплекта звезд).

Также отдельные виды демонтажных инструментов имеют направляющую для прочного закрепления устройства в гнезде.

В некоторых более дорогих моделях к головке съемника уже присоединена прорезиненная ручка, предупреждающая скольжение руки во время откручивания гайки.

Технические характеристики

Основными параметрами съемника являются:

  • большие размеры;
  • материал, из которого изготовлен инструмент;
  • большой вес изделия;
  • виды совместимых кассет;
  • гарантийный срок.

Самый важный показатель качества для съемника — материал изготовления, поскольку при откручивании крепления прикладывается большое усилие, равное 40 н/м. Это означает, что на гайку оказывается такое же давление, как на рычаг длиной 1 м, на который нажимает груз в 4 кг.

В связи с этим самая прочная пластиковая деталь вряд ли выдержит больше 1 ремонта, т.к. у нее сотрутся шлицы, удерживающие кассету.

Размеры и вес инструмента играют роль для более удобного использования.

Качественные съемники изготавливают из закаленной стали или карбона. Первые из них отличаются прочностью, а вторые — небольшим весом.

Как выбрать съемник правильно

Выбор наилучшего съемника зависит от его технических характеристик, частоты и способа применения.

Нужно оценить следующие факторы:

  1. Частоту предполагаемого снятия кассеты. При одноразовом или редком использовании можно купить дешевый съемник. В противном случае лучше приобрести более дорогой вариант, т.к. это более надежный и прочный инструмент: шлицы не стираются после первого же использования.
  2. Вес и размеры съемника. При небольших габаритах его удобно носить с собой в сумке или кармане.
  3. Наличие направляющего штифта. Это является дополнительным преимуществом, т.к. облегчает удержание съемника.
  4. Наличие прорезиненной ручки для вращения или гаечного ключа в комплекте. Это устраняет проблему поиска подходящего инструмента для откручивания гайки съемника.

Лучшие бренды

Недорогие съемники предлагают фирмы BikeHand, STG u ACME. Их производят на Тайване. Благодаря неплохому качеству и демократичной цене эти приспособления пользуются большой популярностью.

Более дорогие инструменты выпускают производители с мировым именем: M-WAVE (международный бренд), CYCLO (Англия).

Самые дорогие, удобные и качественные съемники кассеты — SHIMANO (Япония). Все перечисленные производители выпускают инструмент, подходящий для комплекта звезд этой же фирмы.

Как пользоваться съемником кассеты

Для проведения демонтажа, кроме самого съемника, желательно иметь инструмент под названием «хлыст». Он удерживает кассету, когда съемником откручивают гайку. При неимении такого приспособления его придется сделать самому, т.к. комплект звезд должен находиться неподвижно.

  1. Вставить съемник в шлицевую гайку, удерживающую кассету велосипеда, как указано на фото.
  2. Накинуть держатель на зубцы большой «звезды».
  3. Зажать гайку съемника разводным ключом.
  4. Удерживая кассету при помощи хлыста, поворачивать гайку против часовой стрелки. Для этого понадобится большое усилие.

Монтаж производится в обратном порядке.

Можно ли снять кассету без съемника

Без использования съемника, которым выкручивают гайку, снять кассету не получится. Но в качестве держателя можно воспользоваться подручными средствами, закрепив кассету цепью или даже просто полотенцем.

Получится ли сделать съемник самому

Простейший способ самостоятельного изготовления хлыста:

  • накинуть часть старой велосипедной цепи на зубцы «звезды» максимального диаметра;
  • концы цепи зажать в небольших ручных тисках.

Второй вариант: велосипедную цепь закрепить, перекинув через перила, а второй конец надеть на зубья большой «звезды».

Однако самый надежный способ самостоятельного изготовления держателя — закрепление свободного конца старой велосипедной цепи на прочной доске.

Алгоритм действий для снятия кассеты с помощью самодельного хлыста:

  1. Сложив вдвое небольшой отрезок цепи, закрепить его с помощью 2 саморезов на конце длинного торца доски. Можно воспользоваться шуруповертом: это ускорит работу.
  2. Остальную часть цепи укрепить саморезами на коротком торце доски и оставить свободным длинный «хвост» цепи, который будет надеваться на звезду кассеты.
  3. Надеть самодельный хлыст на самую большую звезду кассеты и удерживать ее от вращения при откручивании гайки.

Для закрепления кассеты нельзя использовать разводной газовый ключ, чтобы он не испортил звезды. Он может их погнуть, поломать или поцарапать.

Отзывы покупателей

Владислав, 26 лет, Пермь: «Купил съемник фирмы BIHAND. Хороший инструмент, можно брать. Несмотря на то что кассета была сильно затянута, он справился со своей задачей, и грани остались в полном порядке».

Сергей, 31 год, Владивосток: «У меня на велосипеде кассеты типа Shimano. Поэтому и съемник купил этой же фирмы. Доволен, он сделан из высокопрочной стали и служит уже второй год».

Антон, 42 года, Москва: «Купил дорогой набор инструментов. В нем был съемник с ручкой, изготовителя не помню. Никаких проблем, свою функцию выполняет».

Как правильно снять звездочку с заднего колеса скоростного велосипеда

Трансмиссия скоростного велосипеда состоит из трех основных элементов: переключателя на заднем колесе, переключателя (манетки) на руле и набора звездочек. На последние приходится большая нагрузка, поэтому они подвержены быстрому износу. Перед тем как снять звездочку с заднего колеса скоростного велосипеда, надо изучить, как правильно это сделать. Ошибки, допущенные при разборке, приведут к повреждению детали, либо выходу из строя подшипников трещотки (все зависит от типа конструкции).

  1. Зачем может понадобится
  2. Пошаговый демонтаж с заднего колеса
  3. Особенности снятия со скоростного велосипеда
  4. С 7 звездочками
  5. С 6 звездочками
  6. Снятие кассеты без съемника
  7. Как сделать съемник для велосипеда своими руками
  8. Видео

Зачем может понадобится

Демонтаж старой кассеты необходим при полном техническом обслуживании. В этом случае разборке подлежит чуть ли не весь велосипед. Если ТО проведено недавно, снятие понадобится по следующим причинам:

  1. Истощение зубьев. Верхняя часть каждого зуба должна иметь трапециевидную форму. Износ никогда не бывает равномерным. Первыми выходят из строя те звездочки кассеты, которыми велосипедист чаще всего пользуется. Замена каждой звездочки на велосипеде требуется не всегда, но владельцу однозначно придется обратить внимание на их техническое состояние.
  2. Нарушение заводской геометрии. Самая распространенная причина — попадание веток или других твердых предметов в пространство между цепью и кассетой. Народные мастера рекомендуют воспользоваться напильником, чтобы ненадолго восстановить ее работоспособность. Но этого хватит разве что для прогулки по магазинам в поиске новой кассеты.
  3. Появление «волны» между зубьями. Это еще один популярный признак, указывающий на то, что звездочка выработана. С увеличением «волны» уменьшается ее эксплуатационный ресурс.

Также есть и другие причины, по которым требуется снятие кассеты трансмиссии велосипеда. Они будут упомянуты далее. Но прежде надо разобраться с последовательностью действий перед разборкой.

Истощение зубьев
Нарушение заводской геометрии
Появление «волны» между зубьями

Пошаговый демонтаж с заднего колеса

Последовательность действий отличается в зависимости от типа конструкции детали. Поэтому перед снятием старой кассеты владелец велосипеда должен выяснить, к какой категории она относится. Всего их две:

  1. Стандартная кассета. Состоит минимум из шести звезд, фиксируется к втулке с помощью специальной гайки, которая прикручивается к барабану. Бюджетные модели кассет состоят из клепаного основания (от 1-й до 3-й или 4-й звезды) и набора дополнительных звезд, прикрученных к основанию с помощью шестигранного болта. Все, что выше по стоимости, свободно разбирается благодаря двум общим болтикам под шестигранник, закрепляющим сразу все звездочки.
  2. Трещотка. Многие путают ее с обычной кассетой. Визуально она сильно напоминает стандартную велосипедную кассету, но конструктивно сильно отличается. Прежде всего, она не снимается так, как обычная кассета с барабана. Все потому, что барабан, оснащенный насыпными подшипниками, является одним целым с трещоткой. Чтобы снимать ее, придется разбирать чуть ли не половину втулки, оставив только вал с насыпными подшипниками втулки.

Теперь подробнее о последовательности действий при снятии велосипедной кассеты. Процедура не отнимет много времени. Главное — придерживаться инструкции:

  1. Снятие заднего колеса с велосипеда. Для этого надо открутить две гайки на валу, либо вытянуть на себя рукоять эксцентрика (если такой имеется), чтобы ослабить крепление. Важно проследить за цепью, чтобы не искривить задний переключатель скоростей.
  2. Проверка текущего состояния. Это можно сделать и на велосипеде, не разбирая его. Но в таком случае не всегда можно заметить, что ремонт кассеты своего велосипеда требуется выполнить как можно быстрее. Например, если втулка страдает от микролюфта, в то время как владелец списывает эту проблему на кассету.
  3. Снятие. Для демонтажа используется цепной хлыст и специальный съемник для кассеты. Сначала надо посмотреть, где находится 12-зубчатое стопорное кольцо. Если задняя втулка сильно загрязнена маслом и грязью, не позволяющими быстро найти место фиксации стопорного кольца, достаточно очистить последнюю звездочку кассеты с наименьшим количеством зубьев. Ее и держит стопорное кольцо, имеющее левую (обратную) резьбу. При раскручивании можно услышать характерный хруст, иногда — скрежет. Не нужно беспокоиться, посторонние звуки возникают из-за блокирующих зубцов и ослабления момента затяжки. Хлыст используется для того, чтобы предотвратить повреждение барабана втулки.
  4. Сдвигание кассеты. Чтобы вынуть элемент, его надо сдвинуть относительно барабана в любую сторону. Деталь не разлетится на отдельные разборные части, если все они зафиксированы шестигранными длинными болтами.
Читайте также  Провоз велосипеда аэрофлот

На этом все — процедура завершена, можно внимательно ознакомиться с техническим состоянием детали. Проверке подлежат внутренние грани звезды, зубья. Дополнительно нужно убедиться в том, что сама звезда не искривлена.

Снятие заднего колеса с велосипеда
Проверка текущего состояния
Снятие
Сдвигание кассеты

Особенности снятия со скоростного велосипеда

При необходимости снять кассету со скоростного велосипеда нужно внимательно ознакомиться с рядом особенностей и нюансов, характерных для этой процедуры. Так, например, можно столкнуться с определенными трудностями при разборке звездочек на шести- и семискоростном велосипеде. Для каждого случая есть свое решение проблемы.

С 7 звездочками

Чтобы выполнить демонтаж, надо заранее убедиться в наличии стопорного кольца и ознакомиться с технологией зажима всех звездочек между собой. В бюджетных моделях трансмиссии звездочки не прикручены, а жестко соединены с помощью заклепок. Необслуживаемые экземпляры можно сразу же выбросить, если с их зубьями что-то случится.

С 6 звездочками

Шестискоростной набор — это, в подавляющем большинстве случаев, трещотки. Для выполнения этой процедуры необходимо использовать ключ 15 мм — чтобы избавиться от заднего колеса, и ключ 17 мм — для откручивания гаек на оси. Далее для снятия заднего набора звездочек с велосипеда нужно придерживаться инструкции:

  1. Снятие подшипникового конуса.
  2. Снятие подшипника с противоположной стороны втулки.
  3. Снятие оси с подшипником и конусом. Если старые элементы втулки вышли из строя, у владельца велосипеда появляется отличный повод установить новый ремкомплект.
  4. Установка в шлицы съемника для кассеты.
  5. Установка хлыста на наиболее легкую (большую) звезду.
  6. Вращение звезды в направлении по часовой стрелке.

Последний этап — вращение съемника против часовой стрелки с помощью головки или разводного ключа.

Снятие кассеты без съемника

При необходимости поменять кассету многие владельцы сталкиваются с проблемой отсутствия инструмента для выполнения таких работ. Очевидно, он не может быть в каждом доме, так как съемник имеет специфическую конструкцию. Приобретение специнструмента не вынудит распрощаться с большой суммой. Однако велосипедисты лишь в единичных случаях решаются на дополнительные расходы. Все потому, что в качестве альтернативы можно создать инструмент для самостоятельного снятия звездочек.

Для его изготовления нужно обзавестись четырьмя экземплярами саморезов, прочной деревянной палкой (40 х 20 х 300), отверткой и старой цепью. Последняя всегда найдется у любого велосипедиста, уважающего свое транспортное средство. Менять саморезы на гвозди не рекомендуется.

К краю палки надо прикрепить старую цепь четырьмя саморезами. Далее, при снятии задней кассеты, велосипедист ставит на нее цепь от импровизированного хлыста. Затем — раскручивает гайку.

Открутить гайку при отсутствии хлыста и съемника можно, но это будет очень сложно. Такой вариант подходит, если гайка закручена недостаточно сильно.

Для раскручивания нужно взять плоскую отвертку и молоток. Рабочую грань отвертки ставят на шлицы гайки, а затем аккуратно бьют по рукояти молотком. Если все сделано правильно, гайка постепенно должна поддаться, начав раскручиваться. Важно не переборщить с силой удара, чтобы не повредить шлицы гайки.

Как сделать съемник для велосипеда своими руками

Съемник для стопорной гайки невозможно сделать в домашних условиях — для этого обязательно нужен токарный станок. А вот для изготовления хлыста достаточно взять четыре длинных самореза, обычную толстую доску и старую велосипедную цепь. Последовательность действий будет следующая:

  1. Мастер ставит доску строго вертикально.
  2. К верхней части доски надо приложить цепь, скрученную втрое.
  3. Сверху между пинами цепи прикручиваются два самореза, чтобы они попали в верхнюю часть доски.
  4. С левой и правой стороны доски также надо прикрутить по саморезу, не давая цепи «гулять».

Приложив цепь к звездам кассеты, можно начинать откручивать стопорную гайку. Для удобства хранения к нижней части доски при желании прикручивают небольшой крючок, за который можно подвешивать конструкцию. Такой самодельный инструмент сэкономит приличную сумму и прослужит достаточно долгое время.

Видео


Снимаем и устанавливаем кассету на велосипед со съемником

Итак, вы решили снять кассету. Причин для снятия кассеты может быть уйма, это нужно для замены, для сервиса или для очистки. А может вы хотите разобрать втулку и проверить как поживает барабан, собачки и подшипники. В любом случае, для всех этих операций придется снимать кассету и первое, что вам потребуется, это обзавестись подходящим инструментом.

Что такое велосипедная кассета, и зачем ее снимать

В ранних моделях велосипедов усилия, прилагаемые к педалям двухколесного транспорта, передавались колесам с помощью т.н. “трещотки”. Она представляла собой набор деталей в виде звезд разного диаметра, соединенных тем или иным способом в одно целое.
Трещотка навинчивалась на резьбу втулки заднего колеса. И сейчас в более дешевых моделях велосипедов применяется эта система.
В кассетном механизме соединение “звезд” с осью колеса происходит при помощи барабана с выступами, которые входят в пазы крепежного элемента кассеты (шлицы).

Это усовершенствованная система, которая имеет следующие преимущества по сравнению с ранее разработанной трещоткой:

  1. Увеличенное количество передач. Если трещотка имеет 6-7 звезд, то у большинства кассет — 7-12.
  2. Повышенную надежность. При наезде на камень, палку или другое препятствие вероятность поломать втулку заднего колеса меньше.
  3. Возможность замены только одной или нескольких “звезд” из всего комплекта.

Много звезд разного диаметра необходимо для переключения скоростей велосипеда с помощью особого механизма трансмиссии в зависимости от скорости, качества дорожного покрытия и т.п. Между собой звезды соединяются заклепками, штифтами или с помощью специальной детали — “паука”.

Съемник

Сам съемник может выглядеть по-разному. Это может быть, как отдельная головка, так и целый ключ, со штырем для центровки или без (мы рекомендуем брать без штыря, т.к. такой съёмник совместим с большим количеством втулок). Суть везде проста, на стопорной гайке кассеты есть пазы, а на съемнике есть шлицы, которые подходят к этим пазам. Кстати, если у вас тормозные роторы с типом крепления Center Lock от Shimano, то этот съемник подойдет и к ним. Выглядит он как-то так:

Ключ-хлыст. Такой ключ вам понадобится, чтобы зафиксировать кассету и открутить стопорную гайку. Без него кассета будет просто прокручиваться и у вас ничего не получится. Выглядит он так:

Если ключа у вас нет, а есть старая, неиспользуемая цепь, но можно воспользоваться ней. Берем цепь, делаем пару витков вокруг любого рожкового ключа или подходящей палки и ВУАЛЯ, ваш ключ готов.

Снятие кассеты съемником

Чтобы выполнить эту работу, вам потребуется “хлыст”, съемник кассеты и большой разводной ключ, также вместо ключа можно использовать тиски.

  • Шаг 1.Снимите заднее колесо с рамы и вытащите ось с эксцентриком, будьте осторожны, не потеряйте центрирующие пружины с каждой стороны. Вставьте съемник таким образом, чтобы он полностью вошел в выступы. Если сцепление будет неглубоким, а на съемнике отверстие, вы можете использовать быстросъемный зажим, чтобы удерживать съемник на месте, установив ось обратно сквозь втулку и съемник и закрепив его. На некоторых съемниках есть шток, который занимает место эксцентрика.
  • Шаг 2. Установите “хлыст”, убедившись, что он полностью зацепляется со звездочкой. Задача “хлыста” удерживать кассету и втулку от вращения, когда вы ослабляете стопорное кольцо. Если вы встанете лицом к кассете, вам удобно будет, чтобы ручка хлыста находилась справа, как на фотографии.
  • Шаг 3. Теперь пора ослаблять стопорное кольцо. Когда колесо лежит на рабочем столе расположите рукоятки инструментов на прямой линии, и крутите съемник против часовой стрелки, а хлыст по часовой стрелке, при этом втулка с кассетой должны оставаться на месте. Прикладывайте давление равномерно, чтобы хлыст не соскочил с зубьев, но если он все же будет постоянно соскакивать, то значит, по-видимому, конкретная звезда слишком изношена и хлыст с нее просто соскальзывает. Переместитесь на большую звезду и повторите попытку. Для ослабления некоторых слишком сильно затянутых стопорных колец может потребоваться приложить усилие всей массой тела. Если у вас такой случай, расположите колесо вертикально на земле перед вами, так чтобы кассета смотрела от вас. Встав над колесом, расположите инструменты по горизонтали, и навалитесь всей массой тела, чтобы ослабить стопорное кольцо, надавив на ключ и хлыст.
  • Шаг 4. Открутите стопорное кольцо и отложите в сторону. Снимите звезды с барабана, обратите внимание, в каком порядке установлены разделительные кольца и положите их на столе в безопасном месте. Их нужно будет установить обратно в точности в том же порядке, как вы их снимали, чтобы переключение скоростей работало как надо.

Теперь настало время хорошенько почистить звезды и втулку, но будьте аккуратны, не перемешайте разделительные кольца, когда будете это делать. Осмотрите кассету на наличие сломанных зубьев, а также заусенцев, которые можно убрать с помощью напильника.

Установка кассеты

Замена кассеты состоит в простом поднятии её с широких шлицов храповой втулки вверх и насаживании нового набора звезд по имеющимся в них канавкам обратно.

Установить кассету обратно так же легко, как снять. Это, по сути, обратная операция. Звездочки должны плотно насаживаться на шлицы храповика. Нужно запомнить, что один из шлицов отличается по ширине от остальных. Будьте осторожны. Не повредите фланец шлицов при надевании двух последних маленьких звездочек. Зная это, достаточно лишь надеть тело кассеты (кольца и звезды) на храповик и окончательно накрутить по резьбе прижимную гайку.

Будьте внимательны. Соблюдайте порядок установки звезд и распорных колечек, которые просто набираются на шлицы втулки храповика один за другим. Каждое дистанционное колечко имеет два небольших штырька, которые должны точно вписаться в соответствующие отверстия в звездочках. Если этого не сделать, то звездочки возле кольца будут поставлены слишком далеко друг от друга, что испортит точную работу переключателя скоростей.

Затягивать торцевую гайку нужно крепко всё тем же съемником и большим ключом. Мы же не хотим, чтобы кассета раскрутилась в дороге, поэтому будет хорошей идеей поставить колесо вертикально и надавить сверху вниз на рычаг ключа основательно. Но не нужно давить ногой! Рекомендуется применять усилие, равное 21.7–36.2 Н∙м (около 3 кгс∙м). Закручивается гайка по часовой стрелке, в эту сторону храповик блокируется, поэтому вам не понадобится цепной ключ для установки кассеты.

Смазку следует применять наподобие консистентной велосипедной в тюбиках или любое другое не литиевое, пылеотталкивающее масло.

Собрав кассету, удостоверьтесь, что звездочки не шатаются относительно друг друга. Неплохо также проследить, чтобы расстояние между ними было одинаковое. Если всё верно, тогда ставьте колесо и отправляйтесь кататься!