Как разобрать вилку велосипеда с амортизатором

Разбор и замена велосипедной амортизационной вилки

От надлежащего состояния всех комплектующих деталей и механизмов зависит не только долгий срок службы велосипеда, но и безопасность самого велосипедиста. Сегодняшняя публикация будет посвящена одной из важных деталей – велосипедной вилке, о способах и методах её ремонта и установки.

В каких случаях нужно снимать вилку с велосипеда?

Абсолютно все подвижные механизмы веломашины нуждаются в своевременном уходе.

Съём велосипедной вилки будет необходим в следующих случаях:

  1. При необходимости полной замены старого механизма на новый.
  2. При необходимости замены подшипников с чашками опоры (возможно без них) или сальников.
  3. При необходимости нанесения новой смазки.
  4. При необходимости выравнивания рулевой трубки.

Основные симптомы замены вилки проявляются в возникновении некоторых посторонних звуков или при недолжном выполнении своих функций некоторыми механизмами:

  • посторонний стук или скрип при движении;
  • вхождение вилки в клин, который не позволяет провести регулировку;
  • руль начинает проворачиваться, при этом отяжеляет свой ход;
  • «ноги» и «штаны» имеют характерные повреждения (трещины).

Как снять вилку с велосипеда?

Для снятия вилки с велобайка необходимо провести ряд подготовительных мероприятий.

Необходимые инструменты

Для замены вилки станет необходимым набор следующих инструментов:

  1. Пассатижи.
  2. Отвёртка.
  3. Газовый ключ.
  4. Гаечный ключ.
  5. Шестигранник.
  6. Небольшой молоток.
  7. Плоский острый предмет.

Пошаговая инструкция

Перед тем, как приступить к разборке и съёму, необходимо установить веломашину колёсами вверх, при этом положение велобайка должно быть устойчивым.

Теперь можно приступать к разборке:

  1. Для разжима ободных тормозов, прежде всего, необходимо откинуть зажимную дугу.
  2. Съём колеса вместе с тормозными дисками.
  3. Съём крыльев.
  4. Велосипед необходимо перевернуть и установить на колёса.
  5. Съём руля с выносом, путём отжатия боковых болтов.
  6. Съём рулевой трубки, путём выкрутки креплений якорного болта.
  7. Выемка рулевой трубки из вилки. Дополнительно необходимо будет провести очистку трубки при помощи ветоши.
  8. Фиксирующая металлическая шайба, расположенная над стаканом, удаляется с помощью отвёртки или тонкого ножа. Поддеть деталь нужно очень аккуратно.
  9. Уплотнительная прокладка под шайбой выпрессовывается при помощи тех же инструментов (отвёртка, нож) до момента, пока кольцо не отойдёт от края стакана.
  10. Съём кольца руками.
  11. Приподнимая раму, необходимо аккуратно снизу вынуть вилку так, чтобы не пришлось потом собирать подшипники по всему полу.
  12. При помощи молотка и отвертки аккуратно выбивается соединительное кольцо, на котором лежит подшипник рулевой колонки, после чего корона отделяется от штока.
  13. Вилка снята.

Эта пошаговая инструкция будет применима только к безамортизационным моделям веломашин.

После того, как вилка снята, можно будет приступать к её разборке:

  • При помощи ключа-шестигранника проводится откручивание нижних крепёжных болтов и выкручивается болт, который отвечает за крепление пружины.
  • Проводится извлечение эластомера, ограничивающего ход пружины.
  • Для извлечения сальников и слива отработанного масла необходимо выкрутить болты и произвести снятие «штанов». Следует внимательно рассмотреть, что именно будет из них вытекать – вода, грязь или масло.
  • Извлечение из «штанов» пыльников (понадобится отвёртка) и башингов, которые извлекаются только проворачиванием вокруг осевой.
  • Проводится осмотр всех деталей и механизмов на предмет наличия повреждений – трещины и деформация, с последующим промыванием в керосине.
  • Проводятся работы по смазке пружины. Лучше выбирать густой смазочный материал.

Выполнив все эти нехитрые действия, можно будет приступать к сбору вилки.

Как разобрать амортизационную вилку велосипеда?

Для разбора вилки у велобайков снабженных амортизацией, необходимо будет провести несколько иные действия.

Для начала необходимо будет произвести съём вилки:

  1. Демонтаж калипера тормозной системы, гидролинии дисковых тормозов, крыла. Если установлена тормозная система V-brake, то она также подлежит демонтажу, ровно также как и датчик скорости, направленный от велосипедного компьютера.
  2. Фиксирующие вынос рулевой трубки и якоря вилки болты подлежат съёму.
  3. Руль с выносом аккуратно снимается. Это действие проводится с особой тщательностью, чтобы не подвергнуть повреждению гидролинию.
  4. Съём проставочных колец и направляющего конуса (гильзы). В пропилы аккуратно вставляется отвёртка, и кольца, одно за другим, поддеваются.
  5. Верхнее кольцо качения с верхним подшипником должны быть сняты.
  6. Из стакана необходимо извлечь рулевую трубку.
  7. Послабив эксцентрик или открутив болты фиксации, можно будет произвести дальнейший съём подшипника с удалением кольца нижнего качения.
  8. Снятие переднего колеса.
  9. Вилка снята.

После того, как все механизмы (подшипники, чашки, рулевая трубка, кольца качения) были сняты, их необходимо очистить от старой смазки при помощи ветоши. Обработка деталей новой смазкой будет проводиться во время установки.

Теперь можно приступать к разборке самой амортизационной вилки:

  • Вилку необходимо перевернуть и выкрутить болты её крепления.
  • Ноги вилки необходимо освободить от «штанов» и произвести извлечение сальников.
  • Отработанная смазка должна быть удалена со всех видимых и легкодоступных поверхностей деталей, включая манжеты вилки и сами «штаны».
  • Приложив небольшие усилия, производится стягивание нижних ограничителей хода и упоров самих ограничителей со штоков.
  • У каждой ноги вилки необходимо будет произвести откручивание регулировки. Для этого пригодится разводной ключ.
  • Производится выемка пружин вместе с крышками и эластомерами, после чего необходимо достать штоки, расположенные в каждой ноге.
  • Необходимо произвести удаление старого смазочного покрытия с поверхности всех деталей вилки.

Теперь можно будет приступить к обновлению смазочного материала.

Чем и как можно смазывать амортизационную вилку велосипеда?

Самым популярным смазочным материалом для деталей и механизмов является «Литол-24».

Главным показателем в ней является устойчивость к абсолютно критическим температурным режимам. Смазка не способна загущаться и при низких отрицательных (минус пятьдесят градусов), и при высоких положительных (плюс сто пятьдесят градусов) температурных показателях.

Смазывать необходимо все детали и механизмы с особой тщательностью, но и чрезмерное усилие не будет оправданным.

Детали и механизмы, нуждающиеся в смазке:

  • пружина;
  • пазы манжет;
  • «штаны»;
  • трущиеся в процессе эксплуатации детали – чашки, подшипники и кольца.

Как собрать и поставить вилку обратно на велосипед?

В инструкциях по сбору и постановке вилки нет ничего нового – руководствоваться придется пошаговым инструктажом разборки и съёма, только в обратном порядке.

После установки обязательным условием будет проверка на отсутствие люфта рулевой трубки в рамном стакане. Если во время эксплуатации веломашины происходит выделение смазки из манжет, то пугаться не стоит.

Это излишки, которые со временем перестанут появляться. В этот период придётся с особой тщательностью протирать своего «железного коня» после каждой велопрогулки.

tleher › Блог › ремонт передней вилки форвард(BENEFICA 1) своими руками

велосипед штука хорошая.
Особенно если велосипед хороший…
Однако здравствуйте.
Поговорим сегодня про коней. Педальных.
Давным давно( уж лет… Да не помню даже) был куплен велосипед. Двухподвес.
Кантри кросс кажется серия называется.
Хороший, крепкий. Тяжёлый правда.
Всему срок приходит, вилка передняя люфтить стала. Искал я новую купить. Хрен.
Такой нет, новые другие идут. толщина меньше, вид не тот, да и окрас другой. велик то весь из себя красивый, красненький.
Искал я как то инфу, для разборки и ремонта передней вилки, не нашёл ничего. Ни про разбор, ни запчасти. Потом нашёл, как вилка разбирается! Ура!
А толку… Втулок то нет для замены. Отложил до лучших времён.
Таааак… Теперь то я токарь, хрен ли, сам сделаю!
Вот.
Мой рассказ про ремонт вилки велосипеда форвард. Инфы в сети подобного плана не нашёл. Пилю свой гайд.

Читайте также  Как быстро научиться на велосипеде

Разбор начинается с малого. Нужно снять вилку.

Фиксация вилки осуществляется двумя длинными винтами в грубине штоков. Под заглушками( а меня несколько лет убеждали, что вилка завальцована…)

Открутить длинные винты можно звёздочкой Т40, хотя винты под шестигранник.

Дело за малым — демонтировать изношенные втулки и изготовить новые для замены.

Привожу схему передней вилки. Разложил на верстаке для наглядности.

Пора снять размеры со старой пластиковой втулки…

Размеры( примерные) есть, пора готовить материал для замены. Это графитонаполненный капролон. Низкий коэффициент трения по стали и хорошая износостойкость. Самое то, для велосипеда!

Точу внутренний размер. По внутренней части будет бегать вилка. Чем меньше зазор, тем лучше. Я зассал и сделал зазор в десятку. Забегая вперёд скажу, можно было точить и плотнее. Но нужно ли?)

После проточка наружнего размера( с примеркой по месту)

После точу сужение (под нижнюю часть пера вилки)

Внутри втулки тоже всё ровненько)

Обе втулочки готовы.

надел их на штоки вилки…

Пора посадить их на место. Оправка была из того же капролона.

Зангнал на место втулки…

Сравнил с новоделом… На фото не понятно, но вилка тоньше заметно и длина хода меньше.

Мазал снова спецмазью синего цвета.

Ну и финал.
Начало подготовки к велосезону положено!

Для любителей кино, я сделал довольно подробное поэтапное видео, как я чинил железного друга. правда я тогда был с соплями, простите за посторонние звуки =):

Ремонт передней вилки велосипеда

Современные велосипеды в большинстве оборудованы амортизационной системой, которая может быть представлена задним и/или передним устройством. Амортизаторы играют важную роль, так как создают комфорт при езде и обеспечивают хорошую управляемость.

  • Износ каких деталей может привести к ремонту вилки велосипеда
  • Какой инструмент нужен для того, чтоб отремонтировать вилку
  • Как снять вилку с велосипеда
  • Как разобрать вилку
  • Что делать для регулярного ухода за вилкой
  • Какие могут быть сложности при замене неисправных элементов
  • Итоги

Наличие двух амортизаторов встречается на горных велосипедах, но чаще присутствует только передний. Он представлен передней вилкой, которая при хорошей работе и правильной настройке смягчает езду, понижает вибрацию, уменьшает воздействие ударов при прыжках на кисти рук.

Кроме, правильного обслуживания необходимо разбираться в ремонте передней вилки велосипеда, так как это позволит увеличить срок службы вилки.

Износ каких деталей может привести к ремонту вилки велосипеда

Ремонт вилки проводится после выявления причины поломки. Выяснить причину можно в процессе техобслуживания велосипеда или внезапной поломки в процессе езды. Чаще всего к ремонту приходят после неправильного её использования или хранения велосипеда, поэтому необходимо проводить техобслуживание для выявления первопричин поломки.

При внешнем осмотре можно обнаружить мелкие неисправности, способные привести к ремонту, поэтому необходимо контролировать:

  • в воздушных вилках нужно проверять давления, которое не должно изменяться в короткие сроки;
  • состояние и количество масла в масляных вилках;
  • нормальную работу «ног» в «штанах», то есть не допускать люфтинга;
  • состояние дропаутов;
  • внешние механические повреждения «ног» и «штанов», а именно царапины, вмятины;
  • плотное прилегание пыльников, неимеющих повреждений, протеканий;
  • качество сборки и крепления к велосипеду.

Какой инструмент нужен для того, чтоб отремонтировать вилку

  • Шестигранники различной ширины для того чтоб можно было выкрутить болты внутри передней вилки. Можно взять обычный металлический прут, согнуть его, с одной стороны. С более длинной стороны болгаркой вырезать шестигранник, для того чтобы можно было снять болты. Кроме, самодельного варианта в продаже имеются насадки, удлиняющие для отвёрток или других ключей. Различаются по длине и материалу;
  • Нож для снятия заглушек;
  • Плоскогубцы для отсоединения тормозной системы.

Как снять вилку с велосипеда

Перед тем как приступать к ремонту или замене деталей вилки подготовьте:

  • необходимый инструмент, смазочный материал;
  • застелите место газетами или ненужным покрывалом, так как при разборе может вытекать масло или выспаться другой мусор;
  • переоденьтесь в подходящую одежду.

Переверните велосипед и снимите механизм тормоза с вилки. После чего открутить при помощи эксцентрика колесо. Возвращаем велосипед в нормальное положение и приступаем к откручиванию верхнего крепления вилки к велосипеду.

Теперь переходим к рулю. Нужно выкрутить болты на выносе (сбоку) и на якоре (сверху). Снимаем руль, простановочные кольца, направляющий конус с трубы. После этого аккуратно, чтоб не потерять шарики снимаем верхнее кольцо и верхний подшипник. Вытаскиваем рулевую трубу из стакана с последующим извлечением подшипника и нижнего кольца.

Как разобрать вилку

Отсоединив вилку от велосипеда, переходим непосредственно к разбору. В зависимости от вида переднего амортизатора велосипеда, способ разбора может немного отличаться.

Рассмотрим процесс разборки на пружинно-эластомерной передней вилке:

  1. При помощи ножа вытаскиваем заглушку или ручку регулировки жёсткости и блокировки, если вилка имеет какие-либо настройки. Шестигранником выкручиваем болты;
  2. Снимаем «штаны» с «ног». Вытряхиваем из «штанов» пружину с эластомером. Вытираем тряпкой от грязи и масла внутренние детали: (эластомер, пружину), пыльники, башинги и сами «ноги». Осматриваем все детали, чтоб не было трещин или царапин. При сильном загрязнении пыли и её частички попадают внутрь и засоряют переднюю вилку, что в результате приводит к поломке. Проверяйте, чтоб при снятии масло не было между щелями или снаружи;
  3. Устраняем волнующую вас проблему или осуществляем замену составной части вилки. Вымываем в керосине или вытираем детали. Смазываем необходимые детали, пружину лучше смазывать более густой смазкой и собираем в обратном порядке.

Можно не откручивать полностью переднюю вилку, а снять только колесо и соединения тормоза, после этого выкрутит болты. А потом снять «штаны» с «ног».

Что делать для регулярного ухода за вилкой

Внешняя профилактика поможет избежать поломок, но кроме этого необходимо проводить полный или частичный контроль смазочных средств.

Уход можно разделить на периоды, но это будет зависеть от частоты езды и дальности маршрутов. Поэтому проще проводить осмотр и смазку в зависимости от пройденного пути, в километрах.

После 150 км прокатанного пути делайте чистку и смазку ног и сальников. Пройдя свыше 900 км, проводите разборку и полное перемазывание сальников. Более 4 тыс. км потребует полного разбора и замены масла внутри масляных амортизаторов. Последнее проводится независимо от пройденного пути не реже раза в год.

Если вы активно используйте велосипед, то смазывать вилку стоит каждый сезон, а может и чаще. Можно рассмотреть процесс смазывание в несколько этапов:

  1. При помощи шприца или другой узкого отверстия заливают масло под пыльник;
  2. Для равномерного распределения масла, проводят разработку вилки, то есть понажимать на неё;
  3. В процесс распределение лишнее масло вытечет наружу. Его убирают тряпкой.

В качестве смазочного материала лучше всего использовать силиконовое масло или другие прозрачные смазки.

Для уменьшения вероятности запыления внутренностей, после каждой поездки протирайте ноги и пыльники тряпочкой.

Какие могут быть сложности при замене неисправных элементов

Сложности при ремонте могут возникнуть разнообразные начиная от потери шариков с подшипника до несоответствия купленной взамен детали. Никто не застрахован от проблем. Подходите к ремонту велосипеда со всей ответственностью.

Читайте также  Хороший дешевый велосипед

Итоги

Каждому велолюбителю под силу изучив инструкцию разобрать, а при необходимости и заменить сломанную часть передней вилки. Однако без соответствующей подготовки приступать не стоит, так как это может привести к повреждению деталей вилки и сложностям в последующем ремонте.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Все о велосипедах

Рассказываем обо всем, что связано с велосипедами

Как разобрать велосипедную вилку: советы и руководство

Как разобрать велосипедную вилку?

Велосипед – это несложно транспортное средство в точки зрения конструкции, но провести ремонт самому иногда невозможно, или слишком сложно. Но каждый раз везти транспортное средство в мастерскую слишком энергозатратно, и стоит немалых денег. Именно поэтому лучше один раз и навсегда научиться делать все самому. Например, можно узнать, как правильно демонтировать, и разбирать вилку для того, чтобы провести техническое обслуживание и ремонтные работы своими усилиями в домашних условиях.

Причина, по которой нужно снимать и разбирать вилку велосипеда

Время от времени каждая деталь велосипеда проходит естественный процесс изнашивания, несмотря на способ использования, и стиль езды. Вилка велосипеда так же иногда выходит из срока эксплуатации, поэтому требуется провести замену, а затем провести ремонтные работы. Но техническое обслуживание или ремонт невозможно провести, если предварительно не снять вилку с велосипеда. Но при особенно сложных способах придется затрагивать амортизатор на запасные части. Сразу снимать не нужно, предварительно придется разобраться в причине поломки, и методе исправления ситуации. Снимать точно придется в том варианте, когда запчасть требуется замены. Кроме того, снимать придется, если проводится замена старого подшипника на новый, или же когда требуется нанести материал для смазки. Но многие другие ремонтные работы проводятся так же со снятием вилки.

Но в большинстве случаев вилка снимается, когда требуется провести замену любой запчасти, которая износилась после определенного периода времени, или когда нужно смазать детали, чтобы оптимизировать их работу.

Как правильно снять вилку для велосипеда?

Если вы в первый раз занимаетесь снятием вилки, то вам особенно полезно будет ознакомиться с этой статьей, поскольку в ней представлена самая подробная инструкция. Если грамотно следовать этапам инструкции, то процедура пройдет быстро. Алгоритм действий по снятию вилки велосипеда:

  1. Перед началом выполнения снятия детали требуется правильно провести подготовительную работу. Нельзя сразу же хватать велосипед, и снимать вилку. Первоначально требуется снять детали, которые крепятся вилка. В подобном варианте вначале аккуратно снимаем калипер, который относится к системе тормоза. Затем аккуратно проводится снятие гидролинии дисковых тормозов в передней области транспортного средства, система крепления, которой осуществляется с использованием зажима по отношению к штанам вилки.
  2. После того, как дополнительные детали удалены, продолжаем работу. Снимаем болты, которые проводят фиксацию выноса на рулевой трубе. После этого следует так же аккуратно снять болт якоря, который относится к вилке велосипеда.
  3. Когда все болты сняты, можно продолжать аккуратно снять руль. Но удалить руль недостаточно, требуется убрать и вынос из общей конструкции. Если не хотите повредить конструкцию гидролинии, то требуется проявить аккуратность. Если быстро схватиться, то можно поцарапать детали, или случайно ударить их.
  4. Затем постепенно удаляем проставочные кольца, и гильзу, которая осуществляет подачу направления. Проделать операцию можно при помощи отвертки плоской формы. С использованием отвертки следует поддеть, но только в области пропила. Главное, не повредить конструкцию. Когда процесс завершен, и все удалено, можно снимать кольцо качения и подшипник, который расположен в верхней части.
  5. Если провести все процедуры грамотно и аккуратно, то получится снять рулевую трубу из области стакана. Вы сами поймете, когда можно начинать проводить процедуру, поскольку все детали будут легко отходить.
  6. Остается только снять подшипник, кольцо качения, которое находится в нижней части велосипеда, и колеса, которое расположено в передней части. Перед снятием следует немного раскрутить эксцентрик, и дополнительные болты. Когда все элементы сняты, процедура снятия вилки велосипеда завершена.

Как разобрать вилку правильно?

Выделить все части вилку велосипеда несложно, если правильно провести операцию. Если требуется заменить старую смазку на новую, то требуется не только взять отдельно вилку и все дополнительные элементы системы, но и разобрать амортизатор. Проводить процедуру смазывания можно только с внутренней стороны, поэтому без разбора вилки не получится дальше продолжать работу.

Инструкция, как правильно разобрать амортизатор, чтобы в итоге провести замену смазочного материала на новый:

  1. Провести разбор вилки не получится, если предварительно ее не перевернуть.
  2. Затем аккуратно снимаем все болты, которые осуществляют крепежную систему. Снимаем болты аккуратно, поскольку в дальнейшем они могут пригодиться для того, чтобы обратно собрать конструкцию.
  3. Затем аккуратно удаляем штаны с поверхности ног вилки. Если операция не проводится просто и быстро, то предварительно следует удалить сальники из конструкции.
  4. Затем проводим снятие смазочного материала, который уже не подходит к использованию. Удалить материал следует со всех поверхностей, до которых можно будет добраться. Конечно, операцию чистки можно провести в тот момент, когда вся конструкция будет разобрана. Но если хотите оказаться испачканными в масло, то лучше провести операцию в самом начале. Особенное внимание уделяем мелким и труднодоступным элементам системы.
  5. Чтобы можно было продолжать работу, требуется удалить ограничители и упоры. Для подобной операции требуется приложить физическую силу, и стянуть детали со штоков.
  6. Регулировку требуется снять с каждой ног вилки. Но просто так снять детали не получится, поскольку потребуется специально разработанный ключ. Чтобы не тратить время и усилия, лучше предварительно приобрести подходящий ключ в магазине инструментов.
  7. Затем постепенно удаляем пружины, и штоки.
  8. Когда полностью все детали сняты, можно снимать смазочный материал. Главное обработать все детали, чтобы в итоге получить чистую поверхность, на которую можно наносить материал для смазки.

Разборка вилки велосипеда не займет много времени. Когда старая смазка удалена, и все детали разобраны, можно проводить нанесение новой смазки, которая поможет продлить срок пользования велосипедом.

Какой смазочный материал выбрать для обработки вилки велосипеда?

Теперь, когда ты знаете, как разобрать вилку велосипеда с амортизатора, можно приступать к замене смазки, но первоначально требуется ее выбрать. Выбор смазки дело непростое, но необходимое. Именно от выбора материала зависит качество проделанной работы.

Хорошим вариантом считается смазка Литол-24. Конечно, некоторые говорят, что смазка оказывает отрицательное воздействие на детали велосипеда, которые изготовлены из алюминия, но только в случае проникновения внутрь влаги. Но при регулярном использовании не было выявлено никаких подобных проблем. Если рассматривать преимущества смазочного материала Литол-24:

  1. Материал отлично выдерживает повышенный уровень температурного режима.
  2. Смазка остается в первичном состоянии даже при особенно высоких температурах до 150 градусов Цельсия.
  3. Материал не твердеет при низких температурах, даже до – 50 градусов.

Многие начинающие любители используют и другие материалы для смазки, например, машинное масло или масло, которое предназначено для работы швейных машинок. Но велосипед требует специального подхода, поскольку лучше не брать универсальные варианты. Логично, что если бы масла, которые находятся в жидкой форме, были столь хорошими, то сами производители использовали именно жидкие материалы.

Читайте также  Заднее колесо дорожного велосипеда

Как использовать смазочный материал?

Первоначально наносим смазку на пружину, лучше добавить побольше смазки, чтобы хорошо промазать все детали. Не следует переживать, если налить смазку в избытке, то лишняя часть сама выйдет через отверстия, которые рассчитаны под шток. Но вот смазывать требуется тонким слоем, чтобы конструкция не слиплась, и не испортилась.

Как собрать вилку, и завершить работу?

Сбор и установка вилки на велосипед проходят ровно в той же последовательности, в которой выполнялась разборка, но только в абсолютно обратном порядке. Затем аккуратно возвращаем все детали на место.

Как часто смазывать вилку?

Нельзя точно назвать срок, который необходим для того, чтобы произвести замену смазки. Все зависит от стиля езды, и особенностей дорожного покрытия. Если дорога покрыта пылью и грязью, то проводить операцию чаще.

Как снять и разобрать переднюю вилку велосипеда

6 минут Автор: Михаил Скворцов 2260

  • Для чего нужно снимать велосипедную вилку
  • Как снять и поставить вилку – пошаговая инструкция
  • Как поставить вилку обратно на велосипед
  • Разборка передней вилки на запчасти

Вилка на велосипеде служит не только связующим элементом между рамой и передним колесом. На моделях МТБ она еще выполняет функцию основного амортизатора, сглаживая колебания, нагрузку на руки и негативное воздействие на механизмы и раму. Как и любой механизм, она требует периодического обслуживания, регулировки и замены составляющих деталей. А все это потребует снятия и разборки. Возможно ли разобрать вилку велосипеда самостоятельно? Вполне, для этого нужно лишь немного времени, несколько простых инструментов и аккуратность.

Для чего нужно снимать велосипедную вилку

Очевидно, что просто так демонтировать ее с велосипеда не нужно. Для этого есть ряд причин – замена, переборка и обслуживание. Под заменой понимается снятие непригодной детали и установка вместо нее новой.

Ремонт – частичная замена составляющих. Это могут быть подшипники, шайбы, пружина, демпфер или сальник. В обслуживание входит настройка, очистка, смазка.

Основные симптомы, которые указывают на то, чтобы снять вилку с велосипеда и привести ее в порядок:

  • стук на ходу;
  • вилка заклинила и не регулируется;
  • износ подшипников;
  • отсутствие смазки (скрипит);
  • провороты, тяжелый ход руля;
  • трещины на ногах и штанах.

Устройство классической передней амортизационной системы – металлическая пружина и резиновый демпфер. Усадка пружины и удлинение эластомерного стержня ухудшают свойства амортизатора, из-за чего он становится жестким. Независимо от настройки, вилка будет стучать на препятствиях.

Люфт и тугой ход руля указывают на износ подшипников и уплотнительных колец, а также на загрязнение полости вилки. Подозрительный скрип при движении велосипеда говорит о том, что необходимо смазывать деталь, и без ее снятия не обойтись.

Любое механическое повреждение влечет за собой неожиданную поломку системы. При обнаружении трещин на корпусе и ногах вилку немедленно следует поменять на новую!

В разборке амортизатора своими руками понадобятся инструменты:

  • набор отверток;
  • плоский острый предмет;
  • гаечные ключи + раздвижной;
  • шестигранник;
  • маленький молоток.

При работе необходимо будет очистить и смазать деталь заново, поэтому понадобятся баллончик со смазкой, несколько мягких тряпок и перчатки.

И несколько рекомендаций напоследок:

  • проверять велосипедную вилку на целостность каждые 500 – 1000 км пробега;
  • очищать ножки на сальниках каждые 150 – 200 км пути;
  • несколько раз в сезон наносить немного смазки на сальниковую часть ног;
  • специально для гидравлических амортизаторов – менять масло через каждые 5000 км пробега.

Как снять и поставить вилку – пошаговая инструкция

На первом этапе нужно освободиться от переднего колеса. Для этого переворачиваем велосипед вверх ногами. Ободные тормоза разжать, откинув зажимную дугу. С дисками можно сразу приступить к снятию колеса. Тут же снимаются крылья и прочие приспособления.

Ставим байк в привычное положение. Теперь нужно вытащить руль и извлечь вилку из стакана:

1. Отжать боковые болты на выносе руля.

2. Полностью выкрутить крепеж рулевого штыря, или «якорный» болт.

3. Руль аккуратно вынимается с вилки. Сразу же можно протереть трубу мягкой тряпочкой.

4. Тонким острым предметом (отверткой или канцелярским ножом) поддеть фиксирующую металлическую шайбу над стаканом.

Этим же инструментом выпрессовать уплотнительную прокладку под шайбой. Как только кольцо отойдет от края стакана, аккуратно вытянуть его руками.

5. Приподнять раму и предельно аккуратно вытянуть вилку снизу. Почему? Чтобы не повредить и не растерять подшипники.

6. Далее нужно отделить корону от штока. Для этого необходимо выбить соединительное кольцо, на которое ложится подшипник рулевой колонки.

Аккуратно с помощью тонкого острого предмета и молоточка отделить кольцо от края вилки. На этом процесс снятия закончен.

Как поставить вилку обратно на велосипед

Для начала осмотреть подшипниковое кольцо. На нем не должно быть повреждений и отбитых краев. В противном случае понадобится его замена (если ставится старая вилка). Последовательность сборки:

1. Надеть кольцо на стык вилки с рулевой колонкой.

2. Охватить его разводным ключом сверху.

3. С помощью молотка мягкими ударами по губкам ключа равномерно запрессовать кольцо. Забиваем «по звуку»: пока он будет глухой, продолжаем прессовать, звонкий – кольцо стало на место.

4. Смазать поверхность стопора (смазка – литол-24, буксол или специальный состав).

5. Аккуратно уложить подшипник шариками наверх. На него тоже можно нанести немного смазки. Под подшипник обязательно кладется уплотнительная шайбочка.

6. Аккуратно вставить шток в стакан и повторить все работы по снятию в обратном порядке.

Разборка передней вилки на запчасти

Для замены деталь разбирать не нужно, а вот ее ремонт потребует «влезть» в механизм и тщательно покопаться в нем. Рассмотрим, как перебрать амортизационную вилку пружинно-эластомерного типа:

  1. Отвинтить нижние крепления с помощью шестигранного ключа.
  2. Выкрутить болт регулировки сжатия пружины – Preload. Он является основным регулятором хода амортизатора.
  3. Вынуть эластомер-ограничитель, или демпфер.
  4. Снять «штаны».
  5. При помощи отвертки извлечь из штанов уплотнители.

К основным причинам, почему вилка скрипит, издает стуки и не сглаживает колебания на ходу велосипеда, относится износ деталей, попадание воды и грязи, отсутствие внутренней смазки. Приводим в порядок:

  1. Удалить всю грязь с внутренней поверхности штанов.
  2. Тщательно протереть ноги вилки, пружину и уплотнители.
  3. По необходимости заменить неисправную деталь.
  4. Поставить эластомерный демпфер (залить масло через ниппель для гидравлической вилки).
  5. Смазать внутреннюю полость – впрыснуть масло из баллончика.
  6. Установить крепежный болт и Preload.

Так выглядит переборка велосипедной вилки своими руками. Нужна ли она для новой детали? Существует мнение, что перебранная сразу вилка будет лучше настроена и дольше прослужит. Здесь многое зависит от качества комплекта, а выяснится это в реальных условиях катания.

Плановый ремонт делается по необходимости, переборка раз в сезон. И конечно, не стоит забывать о профилактике. После каждой поездки удалять грязь с поверхности сальников, смазывать, проверять крепления и целостность.