Гонки на велосипедах по пересеченной местности

Велоспорт не только вид спорта — это стиль жизни

Велосипедный спорт – cycling sport – уважаемый и популярный вид активности в Европе. С марта по октябрь здесь проходят более 50 соревнований на открытом воздухе. Некоторые из них, например, Вуэльта Испании или Тур де Франс, длятся три недели, за которые участники преодолевают 4-5 тыс. км.

История велоспорта

Возникновение велосипедного спорта было связано с прогрессом технологий, который позволил создать двухколесный аппарат лишь в 1817 г. Официальный патент на металлическую конструкцию из двух колес, рамы и сидения для водителя получил немецкий барон Карл Дрез в 1818 г. Транспортное средство, скорее, напоминало прототип велосипеда: устройство не имело передаточного механизма и педалей. Предполагалось, что человек приводит его в движение, отталкиваясь от земли ногами. Сам Дрез назвал аппарат «самокатом».

На совершенствование технологии изготовления велосипеда ушло почти 70 лет. Одновременно прогрессировали технологии и материалы для покрытия дорог: по мощеной мостовой на велосипеде не покатаешься. Изобретаются битумно-минеральные и асфальтобетонные смеси, позволившие сделать дорогу ровной.

В этот период появляются смешные экземпляры велосипедов: например, аппарат с передним колесом очень большого диаметра и задним – на несколько порядков меньшим. Уже тогда состоятельные люди начинают пользоваться велосипедом в рекреационных целях.

С 1860-х гг. во Франции проходят первые локальные спартакиады среди любителей-велосипедистов.

К 1885 г. двухколесное транспортное средство уже не имеет принципиальных отличий от того, которое мы знаем сейчас. Его конструкция окончательно получила передачу на заднее колесо и в разы превзошла своих предшественников по управляемости и устойчивости.

Почти сразу за этим «коренным усовершенствованием» велосипеда проводятся первые международные соревнования:

  • в 1893 г. – чемпионат мира по велоспорту.
  • с 1896 г. велоспорт включен в программу Олимпийских игр.

В 1900 г. Возникает профессиональная организация – Международный союз велосипедистов. На национальном уровне руководство велоспортом осуществляется соответствующими Федерациями.

В СССР велоспортивные соревнования традиционно проводились в рамках спартакиад.

Виды велоспорта

Существует 4 больших направлений велосипедного спорта:

  • шоссейные велогонки;
  • трековые велогонки;
  • велосипедный мотокросс.
  • гонки на горных велосипедах.

Все они входят в программу Олимпийский игр.

Шоссейные велогонки

Велосипедный спорт в классическом виде – гонка на длинные расстояния на шоссейных велосипедах. Путь гонщика не обязательно лежит по асфальтированным дорогам: это может быть и брусчатка, и гравий, и дорога с выбоинами. Единственное условие – дорога должна иметь твердое покрытие и не проходить по пересеченной местности.

Шоссейный велоспорт предполагает следующие виды гонок:

  • однодневные – заезды на дистанцию 200-300 км;
  • многодневные – заезды могут длиться более недели;
  • критериум – групповая круговая гонка в черте города на 50-150 км;
  • гранд тур – 3 гонки, длящиеся 21 день (испанская Вуэльта, итальянская Джиро и французский Тур).

Шоссейный велоспорт – типично европейский весенне-летне-осенний вид спорта. Маршруты проходят, как правило, в пределах одного государства.

Наибольшее количество шоссейных гонок проходят в классических велогоночных странах:

  • Бельгия (14);
  • Франция (10);
  • Италия (8);
  • Испания (5).

По 1-3 соревнований за сезон устраиваются в Швейцарии, Нидерландах, Германии, Великобритании.

Кроме того, шоссейные велогонки организуются и не в совсем «велосипедных» странах, например:

  • в Норвегии (многодневные «Тур фьордов» в мае и «Арктическая гонка» в августе);
  • в Дании (4-дневный «Тур Дании» в августе);
  • в Польше (6-дневный «Тур Польши» в августе);
  • в Турции (недельный «Тур Турции» в апреле).

Несколько велогонок проходят в северной Америке:

  • в США недельные туры по Калифорнии в мае и Колорадо в августе;
  • В Канаде однодневные гран при в Квебеке и Монреале в сентябре.

Когда в Европе зима, шоссейный велоспорт перемещается на другие континенты и страны: в Австралию, в ОАЭ, Оман, Малайзию.

Трековые велогонки

Гонки по треку – стадионный вид велосипедного спорта. Он не столь масштабен как шоссейные гонки по Европе, то также имеет массу своих поклонников. Велогоночный трек всегда имеет твердое ровное покрытие и обязательный угол наклона: небольшой – на прямых участках и доходящий до 42° – на поворотном радиусе.

Трековых дисциплин – 16. Они имеют между собой небольшие различия в правилах. Бывают:

  • индивидуальные и в составе команды;
  • с общим или раздельным стартом;
  • спринтом или гонкой преследованием;
  • с оценкой на время или в баллах;
  • со стартом с места или с ходу;
  • на дистанции от 500 м (женский гит с места) до 50 км (заезд «мэдисон» в команде на очки).

В любом случае задача велогонщика на треке проехать дистанцию как можно быстрее, наиболее эффективно распределив свои силы.

Одним из необычных видов велотрековых гонок является японский кейрин, который стал дисциплиной Олимпийских игр в 2000 г. Он зародился как азартный вид спорта по типу скачек на лошадях.

Первые несколько кругов велосипедисты следует с ограниченной скоростью: впереди них едет мотоцикл, который они не должны обгонять. Зрители в это время могут оценить качество езды каждого, предположить исход гонки и сделать ставки. Мотоциклист-регулировщик постепенно увеличивает скорость езды и за 700 м до финиша сходит с трека, снимая скоростное ограничение. Оставшуюся дистанцию велогонщики преодолевают как полноценный спринт, разгоняясь до 70 км/ч. В это время на треке бьют в специальные железные гонки, подбадривая участников и публику.

Велосипедный мотокросс

Сокращенное название для этого направления велоспорта – BMX. Используются специальные велосипеды, маркируемые этим тремя буквами. У них широкие шины по типу маунтинбайка, меньший диаметр колеса, низкая посадка велосипедиста и высокое положение руля. Конструкция делает аппарат более устойчивым: она заточена под прохождение трасс с перепадами высот и выполнение трюков. BMX-гонки появились раньше, чем гонки на маунтинбайках.

Непосредственно BMX-кросс – это гонки на грунтовой, извилистой трассе с трамплинами, ямами, возвышениями и другими препятствиями. С 2008 г. спортсмены по велосипедному мотокроссу участвуют в Олимпийских играх. Современные юношеские спартакиады, как правило, включают экстремальные BMX-соревнования

Одним из популярных среди молодежи направлений катания на велосипедах BMX является стрит-рейсинг, в котором большое значение имеет трюковая составляющая. При катании велосипедисты активно используют городскую инфраструктуру – бордюры, лестницы, перила и прочее. Но это, скорее, любительский велоспорт.

Гонки на горных велосипедах

Гонки на мотобайках – зрелищный и экстремальный вид спорта. Появившись относительно недавно, он быстро обрел популярность, преимущественно в США, став альтернативой традиционным шоссейным велогонкам Европы. По гонкам на мотобайках проводятся чемпионаты мира и национальные соревнования, спортсмены участвуют в Олимпийских играх.

Сегодня гонки на горных велосипедах дифференцировались на несколько подвидов:

  • Кросс – наиболее популярен – заезд проводится по пересеченной местности, обычно кругами, на общей дистанции до 5 км.
  • Даунхилл – скоростной спуск по трассе с естественными препятствиями.
  • Марафон – заезд на дистанциях более 100 км, в котором могут принимать участие все желающие.

В разных странах перечисленные гонки практикуются в различных вариациях: параллельный слалом, байкер-кросс, дерт-джампинг, фрирайд. Они проходят как в виде индивидуальных соревнований, так и – гонки командой.

Лидеры велоспорта

Велосипедный спорт имеет своего традиционного лидера. Французы – это мастера спорта в велоспорте. За ними идут спортсмены из США, Великобритании, Италии, Бельгии.

По количеству полученных золотых медалей за все время проведения Олимпийских игр первое место занимают спортсмены из Франции.

Что такое велокросс: путеводитель для начинающих

Хотя в Европе велокроссы получили распространение еще в начале 1900-х, в России эта спортивная дисциплина для многих велосипедистов – область неизведанного. С каждым годом, однако, проводится всё больше мероприятий, которые добавляют велокроссам популярности.

Считается, что самый первый велокросс был организован французом по имени Даниэль Гуссо в 1902-м году. После этого этот спорт начинал обретать популярность не только во Франции, но и в приграничных государствах. Первый чемпионат мира по велокроссу прошел также во Франции в 1950-м – в нем победил француз Жан Робик. С тех самых пор чемпионат по велокроссу проводится регулярно в конце января.

Читайте также  Дорожные знаки про велосипед

Что же такое велокросс?

Велокроссы – это велогонки, которые обычно длятся по 30-60 минут, однако за это короткое время вы испытаете много нового! Короткие петляющие трассы с препятствиями как на асфальтированных дорогах, так и в условиях бездорожья – это вызов как для новичка, так и для опытного велокроссера.

На велокроссах царит атмосфера праздника, что настраивает на позитивный лад, необходимый, чтобы преодолеть непростой маршрут. Тут вам придется применить совсем иные навыки, чем при обычном катании на городском и даже горном велосипеде.

В данном тексте мы проведем вам по всем основным моментам велокроссов, о которых положено знать новичку.

Как проходит велокросс

В таких странах, как Бельгия, Франция, Италия и Нидерланды, велокросс – один из самых любимых видов спорта. Потихоньку и российские велосипедисты проникаются к нему любовью. Если вам хочется попробовать себя в велосипедной гонке в непростых условиях, ехать за границу не обязательно, — в России тоже есть соревнования.

Участники велокросса должны преодолеть как можно больше кругов по пересеченной местности за установленное время. Обычно гонщики преодолевают круги по маршруту, на которой встречаются участки асфальта, травы, грязи, брусчатки, песка, а также естественные и искусственные преграды (лестницы, небольшие возвышения, барьеры и т. д.). Гонщиков подбадривают фанаты, как и положено на зрелищных соревнованиях.

Дистанции заездов отличаются. Как правило, один круг не превышает 5 км. На преодоление трассы отводится определенное время. Когда оно истекает, организаторы позволяют лидерам гонки завершить финальный круг, чтобы определить победителя. Остальные вынуждены прекратить борьбу.

Ввиду множества барьеров и короткой дистанции велокроссы проходят напряженно. В ходе соревнования велосипедистам часто приходится пробегать короткие участки, закинув велосипед на плечо, и даже совершать небольшие трюки, чтобы перепрыгнуть через препятствия, не сходя с велосипеда.

Всё это требует от участников знания разных техник обращения с велосипедом, умения ездить по бездорожью, выполнять точные повороты и развороты, правильно тормозить и быстро принимать решения.

Вам, пожалуй, кажется, что всё это слишком сложно и нервно? Большинство людей любит велокроссы за обратное: за то, что вместо стресса и негативных эмоций они приносят огромное удовольствие и заряд адреналина!

Какое снаряжение нужно для велокросса

Самое крутое в велокроссе то, что тут можно использовать всё, что у вас есть! Горный велосипед или шоссейный – не так-то важно. Многие умудряются, готовясь к соревнованиям, полностью переделать свои велосипеды, превратив их в идеальные модели для предстоящей гонке.

Идеальная модель для велокросса – это что-то между горным велосипедом и шоссейником. Такому велосипеду больше свойственна агрессивная геометрия, как у шоссейного велосипеда, так как им необходимо быть быстрыми и маневренными. Рама довольно легкая, а все дополнительные элементы типа багажника или крыльев на колесах отсутствуют. Руль у такого велосипеда гоночного типа.

От горного велосипеда нашей модели для велокросса пригодятся дисковый тормоз, амортизация, каретка и вилка передней оси. Велосипедисты также стараются использовать облегченную систему переключения передач, чтобы снизить общий вес, — всё чаще у участников кроссов можно увидеть трансмиссию с одной звездой.

Что касается другого снаряжения – например, педалей и обуви, — тут вам больше пригодятся варианты для горных велосипедов, отчасти из-за того, что вам часто придется сходить с велосипеда.

Как подготовиться к участию в велокроссе

Вам может показаться, что подготовка к велокроссу – это долгое и сложное занятие. Однако на деле вам лишь предстоит лишь немного усовершенствовать свой велосипед. После этого сходите на пару гонок в качестве зрителя, чтобы оценить сложность маршрута и понять, какие навыки вам потребуются.

И конечно, не помешает немного физической подготовки. Интервальные тренировки – лучший вариант, поскольку они в некоторой степени имитируют нагрузку во время велокросса: смена нагрузки в течение коротких промежутков времени.

Варианты интервальных тренировок

Поначалу вам, вероятно, придется довольно часто сходить с велосипеда на дистанции кросса, — это нормально. Со временем вы почувствуете себя увереннее и обретете необходимый опыт, чтобы преодолевать большинство препятствий верхом.

И конечно, прежде чем соревноваться с другими, вам стоит отработать основные навыки управления велосипедом. Для этого отправляйтесь в парк или другое место, безопасное для катания (городская дорога не подойдет!) и пробуйте. Прыжки на велосипеде, катание по грязи с торможением и поворотами, быстрый сход с велосипеда, езда вокруг деревьев и правильная переноска велосипеда на себе – всё это требует знаний и практики.

Кросс-кантри – что это, нюансы

  • Кросс кантри — что это такое
  • Трассы
  • Вид гонок
  • Необходим ли специальный велосипед
  • Особенности при выборе велосипеда для кросс кантри
  • Заключение

«Кросс кантри» переводится как «пересеченная местность». Этим термином в 1996 г. назвали разновидность гонки на пересеченной местности, включенной в программу Олимпийских соревнований. Подробно, что такое кросс кантри, особенности данного направления в маунтинбайке, а также какой велосипед подходит для этой дисциплины, рассмотрим ниже в статье.

Кросс кантри — что это такое

Кросс кантри – это не просто езда на пересеченной местности. Если вы катаетесь на велосипеде по лесному массиву – это не означает, что вы занимаетесь олимпийским видом спорта. Что такое кросс-кантри на профессиональном сленге? Так называют экстремальное катание на усложненных состязательных трассах, которые специально оборудуются согласно требованиям МОК.

Условиями успешного участия в соревнованиях являются:

  • выносливость;
  • отличная физическая подготовка;
  • быстрота реакции;
  • устойчивая к стрессам нервная система;
  • наличие велосипеда с особенными характеристиками;
  • отточенные навыки и владение техникой «правильного» прохождения дистанции.

Для участия в соревнованиях кросс-кантрийщики на протяжении нескольких месяцев набирают физическую форму в процессе изнурительных тренировок, схема которых отличается от любой другой спортивной дисциплины.

Трассы

Для соревнований на пересеченной местности необходимы горные велосипеды, которые способны уверенно себя чувствовать на трассах для кросс-кантри. Особенностями этих трасс являются:

  • лесные дороги и грунтовки с виражами, крутыми спусками и продолжительными подъемами — испытание на стремительные ускорения и резкие торможения;
  • на трассе должны быть участки с холмами и выбоинами, изобилующие грязью, песком, корнями, камнями и бревнами;
  • широкие участки попеременно должны сменяться на узкие;
  • доля асфальтированного шоссе не должна превышать 15% всего маршрута;
  • вне зависимости от погоды проходимость должна быть хорошей, особенно это касается разрушения какого-либо из трудных участков — должна иметься возможность его преодолеть или объехать по параллельным секциям;
  • разметка, зона старта, как и зона финиша должны быть хорошо видны – это же касается направления движения и опасных участков дороги (для последних обязательны указатели и защитные приспособления);
  • для зрителей оборудуются переходы, также на трассе для всех участников гонок должны быть организованы пункты питания и техпомощи, дежурит машина скорой помощи.

На всем маршруте стоят маршалы со свистками, а те, кто расположен на важных стратегических местах, вооружены рацией — в их задачу входит обеспечение устойчивой радиосвязи на каждом участке пути.

Вид гонок

В зависимости от того, какие виды кольцевых трасс используются, разделяют 3 типа соревнований по кросс-кантри на велосипедах:

  1. Классическая гонка cross country — спортсмены преодолевают от пяти до девяти километров, проходя при этом три-шесть кругов. Время, на которое рассчитано данное соревнование, — не более 2-х часов.
  2. Гонка «шор-трек» (к этому виду относится и гонка на выбывание – элиминатор продолжительностью до 10 минут) — кантрийщики преодолевают короткую дистанцию (от двух до пяти километров), делая от шести до девяти кругов.
  3. Марафон — это большой заезд продолжительностью от шести до двенадцати часов.
Читайте также  Сколько проезжаете на велосипеде

При хорошем уровне подготовки преодолеть любой из видов трасс может каждый участник велогонки. Большую роль здесь будут играть выносливость, тренированность и навыки спортсмена. Но, конечно, для победы этих качеств недостаточно. Многие участники соревнований считают, что надежный велосипед для кросс кантри – это залог удачного финиша в гонке, где счет ведется на секунды.

Необходим ли специальный велосипед

Велосипед для кросс кантри — это модифицированный горный велосипед. Он более легкий, проходимый, динамичный, обладающий агрессивным стилем езды (отлично преодолевает препятствия и совершает прыжки) и высокими скоростными показателями – особенно это касается трудных участков трассы.

Особенности байков для cross country:

  • облегченная рама высокой прочности из карбона или алюминия;
  • амортизационная вилка, которая будет гасить дискомфорт во время езды по камням и ухабам;
  • ободные или дисковые тормоза;
  • одна либо две подвески — последний вариант утяжеляет конструкцию и увеличивает энергозатраты на раскачку заднего колеса, хотя и повышает проходимость байка;
  • колеса оснащаются легкими ободами, большой диаметр повышает проходимость велика, потому лучше выбирать 29 дюймовые колеса;
  • чтобы не усложнять прохождение сложной трассы (особенно на песке либо грязи), ставьте покрышки средней ширины;
  • трансмиссия с большим диапазоном скоростей;
  • контактные педали в паре с контактными ботинками.

Велосипеды для кросс-кантри не могут стоить дешево. Чтобы победить в соревнованиях данной олимпийской дисциплины, экономить на байке не стоит. Ориентируйтесь на цену от 1000$ – на более дешевых велосипедах невозможно пройти этапы кросс кантри с хорошими результатами.

Особенности при выборе велосипеда для кросс кантри

Чтобы понять, насколько вам подходит та или иная модель велобайка, обратите внимание еще на некоторые нюансы:

  1. Оцените конструкцию и форму рамы — от нее зависит наклон при езде и насколько равномерно будет распределен вес тела спортсмена на ноги и руки.
  2. Контактные педали — это, можно сказать, фишка профессионалов кросс-кантри дисциплины. Благодаря им вращательные движения выполняются легче, что значительно экономит время.
  3. Амортизационная вилка на кантрийных байках воздушно-масляная с блокировкой и хорошей сопротивляемостью. Благодаря ее короткому ходу велосипед имеет отличную скорость, а за счет длинного хода вилки, проходимость по бездорожью — выше всяких похвал.
  4. У колес должны быть двойные ободья и высококачественные спицы, которые способны выдерживать повышенные нагрузки. Резина должна быть не шире 2-х дюймов. У шин обязателен хороший жесткий, «зубастый» протектор для лучшей сцепки с поверхностью.

Еще одно важное отличие велосипеда для кросс-кантри — это одинаковая устойчивость на любом покрытии: мокром, каменистом или пыльном.

Наиболее популярными байками в этом олимпийском виде спорта являются двухподвесы и хардтейлы.

Преимущества двухподвесов: благодаря двум вилкам трасса ощущается максимально точно, у велосипеда отличная маневренность и управление, отсутствует вибрация, он устойчив на тяжелых участках пути. Из недостатков: расходы на техобслуживание заднего амортизатора и подшипников в раме, а также вес — такие байки тяжелее великов с одной подвеской на 1-6 кг.

Преимущества хардтейлов: практически мгновенный набор скорости, что позволяет сэкономить такие важные секунды в гонке. Ну и цена. Хардтейлы стоят дешевле двухподвесов как минимум на 20-30%. К тому же эти байки легче по весу. А вот и недостатки: они труднее в управлении, езда на них более жесткая и некомфортная.

Заключение

У единственной из дисциплин маунтинбайка, ставшей олимпийским видом спорта, — cross-country есть главное условие: спортсмен должен за максимально короткое время преодолеть сложную трассу и наилучшим образом справиться с испытаниями, которые встретит на дистанции. Выбрав наилучший вариант ровера, велосипедист сэкономит свои силы и драгоценные секунды, чтобы достичь финиша.

Кросс-кантри – требовательная дисциплина, от спортсмена требует огромной силы воли, выносливости и недюжинной физической силы. Но именно эта дисциплина подарила миру лучших экстремалов, чьи фамилии вы найдете в верхних строчках всех МТБ-рейтингов.

Автор статей. Люблю велопрогулки, море, горы и свежий воздух. А еще интересуюсь ЗОЖ и правильным питанием.

Велокросс: грязь, боль и велосипеды

Введение

Велокросс представляет из себя гонку на велосипеде по пересеченной местности. Гонщики преодолевают несколько кругов по трассе, на которой могут встречаться участки асфальта, брусчатки, земли и травы. Кроме того организаторы соревнований часто используют искусственные преграды — лестницы, барьеры, небольшие искусственные холмики. На круге встречаются короткие подъемы и спуски, часть из них просто невозможно преодолеть на велосипеде, либо из-за слишком крутых градиентов, либо из-за технической сложности. На таких участках гонщики просто закидывают себе велосипед на плечо и бегут.

Протяженность одного круга обычно колеблется от двух с половиной до трех километров. Девушки преодолевают меньшее количество кругов, их гонки продолжаются около 35-40 минут, мужские около часа с небольшим. Надо иметь в виду, что каждая трасса для велокросса отличается друг от друга. Некоторые бывают достаточно простыми и скоростными, особенно если соревнования проходят в хорошую погоду, а другие наоборот сверхсложными c затяжными участками «апхилла», более характерными для соревнований по маунтинбайку. Все зависит от местности и фантазии организаторов. Средняя скорость на соревнованиях по велокроссу находится на уровне 20 километров в час. На каждой трассе должна быть так называемая «пит-зона», на которой гонщик имеет право заменить велосипед. Замену осуществляют специальные механики, которые есть у всех серьезных кроссовых команд. Менять велосипед приходится достаточно часто, поломок в велокроссе, в связи с особенностью этого вида спорта, происходит гораздо больше, чем на шоссе. К тому же в плохую погоду колеса велосипеда быстро покрываются толстым слоем грязи, поэтому кроссмены предпочитают получать вычищенный байк на каждом круге. Соревнования по велокроссу обычно проводятся поздней осенью и зимой, когда шоссейные гонщики отдыхают или готовятся к новому сезону. Это позволяет многие гонщиками совмещать выступления по шоссейному велоспорту и велокроссу.


Пару слов о велосипедах

Велосипед для велокросса внешне похож на обычный шоссейный, но разница между ними все-таки есть, причем существенная. В первую очередь это касается геометрии рамы. Рама велосипеда для велокросса больше адаптирована для невысоких скоростей, которые характерны для гонок по бездорожью. Существует ряд особенностей: высокий просвет между рамой и колесом, приподнятая каретка, ход руля немного увеличен, но вдаваться в подробности мы не будем на этом этапе. На велосипед для велокросса устанавливают более толстую и шипованную резину, которая лучше подходит для езды по грунту и более адаптирована под невысокие скорости этого вида спорта.

История велокросса и его развитие

Принято считать, что организатором первых соревнований по велокроссу был француз Даниэль Гуссо. В 1902-м году именно с его подачи был проведен первый чемпионат Франции по велокроссу. В дальнейшем новый вид спорта начал набирать популярность в приграничных с Францией государствах, в первую очередь в Бельгии и Нидерландах, затем он добрался до Швейцарии, Люксембурга, Италии и Испании. Победитель «Тур де Франс» 1910-го года Октав Лапиз считал, что выиграл «Большую Петлю» во многом благодаря зимним велокроссовым тренировкам. Первый чемпионат мира по велокроссу прошел в 1950-м году в Париже, победу на нем одержал хозяин соревнований Жан Робик, за три года до этого выигравший общий зачет «Тур де Франс». Семь раз чемпионом мира становился бельгиец Эрик де Фламинк, брат легендарного шоссейного гонщика Роджера де Фламинка.

На сегодняшней день большой популярностью велокросс пользуется в Бельгии и Нидерландах, но гонщики высокого уровня есть и во Франции, Чехии, Италии и Германии. В женских соревнованиях хорошо выступают представительницы США и Великобритании.

Читайте также  Лучшие колонки велосипеда

В России велокросс почти не развивают, связано это с тем, что этот вид велоспорта не является олимпийским, соответственно вкладывать деньги в его развитие федерация велоспорта видимо не считает нужным. Чемпионат страны, конечно, проводится, но большого интереса он не вызывает. Пару лет назад президент UCI Брайан Куксон пытался добиться включения велокросса в программу зимних игр, но в МОК приняли решение от велокросса отказаться. Мотивировали это представители Международного Олимпийского Комитета тем, что на зимних Олимпийских играх медали должны разыгрываться только на поверхности снега и льда. Жаль, что в МОК приняли такое решение, на наш взгляд велокросс мог стать изюминкой зимних Олимпиад.

Структура велокроссового сезона

Самым престижным стартом сезона считается чемпионат мира, который традиционно проходит в январе. В этом сезоне звание сильнейшего кроссмена сезона будет разыграно в Люксембурге. Большой престижностью также пользуются три гоночные серии — кубок мира, серия «Суперпрестиж» и серия
DVV Verzekeringen Trofee. Этапы серии «Суперпрестиж» проходят в Бельгии и Нидерландах, а DVV Verzekeringen Trofee только в Бельгии, тем не менее эти серии почти не уступают кубку мира в престижности. Для гонщиков из Бельгии большое значение имеет национальный чемпионат, конкуренция на котором бывает очень жесткой. В 2015-м году был проведен первый в истории чемпионат Европы по велокроссу. В прошлом сезоне 22-летний бельгиец Ваут ван Арт из команды Crelan — Vastgoedservice стал победителем всех крупных соревнований сезона. Он выиграл чемпионаты мира и Бельгии, а также кубок мира, «Суперпрестиж» и DVV Verzekeringen Trofee. Его соотечественник Тоон Артс (Telenet — Fidea) недавно стал чемпионом Европы.

Примечательно, что именно на соревнованиях по велокроссу был впервые выявлен случай использования механического допинга, о котором так много говорят в последнее время. На чемпионате мира 2016-го в одном из велосипедов 19-летней бельгийки Фемке ван ден Дриссе был найден мотор. После достаточно длительных разбирательств ван ден Дриссе получила шестилетнюю дисквалификацию.

Некоторые успешные велокроссмены со временем переходят в шоссейный велоспорт и порой достигают высоких результатов. Гонщики с кроссовым «бэкграундом» в техническом плане сильнее шоссейных гонщиков. Также они хороши на коротких разделках, особенно на технически сложных, с большим количеством поворотов. Кроссмены часто хорошо спринтуют и карабкаются в короткие горы. Выдавать максимальное количество ватт на коротком промежутке времени должен каждый сильный кроссмен. Петер Саган в юниорах много выступал по велокроссу и маунтибайку и это несомненно помогает ему добиваться высоких результатов на шоссейных гонках.

Противостояние

На данный момент в мужском велокроссе есть два явных лидера — это голландец Матье ван дер Пул из команды Beobank — Corendon и бельгиец Ваут ван Арт из Crelan — Vastgoedservice. В прошлом сезоне ван дер Пул пропустил из-за травмы начало сезона, поэтому не мог бороться с ван Артом в общем зачете кубка мира и других серий. 21-летний голландец был чемпионом мира в 2015-м году. Он представитель легендарной велосипедной семьи, внук многократного призера «Тур де Франс» Раймона Пулидора и сын Адри ван дер Пула, успешно совмещавшего выступления на шоссе и в велокроссе. 22-летнего Ван Арта мы в следующем году увидим на крупнейших бельгийских шоссейных гонках. С 1-го января официально произойдет слияние его нынешней команды Crelan — Vastgoedservice и Verandas Willems и новая проконтинентальная команда наверняка получит приглашение на важные шоссейные гонки. Надо отметить, что ван дер Пула считается более технически оснащенным кроссменом, а ван Арта более силовым. В этом сезоне ван дер Пул чаще побеждает в очных противостояниях.

8 самых экстремальных стилей езды на горном велосипеде

Разнообразие экстремальных стилей езды на горном велосипеде впечатляет. Хотите в них разобраться, почерпнуть для себя новое и выбрать свой стиль? Тогда эта статья для вас!

Кросс-кантри (cross-country)

Это гонки по пересеченной местности, сравнительно свежеиспеченный вид олимпийского спорта. В его основе – тяжелейшие подъемы и быстрые спуски. Кросс-кантри считается отправной точкой в познании мира mtb.

Триал (biketrial)

В основе – езда с преодолением препятствий. Это сложно скоординированный стиль езды на горном велосипеде, в рамках которого спортсмены учатся и держат равновесие в любых ситуациях. А еще это одна из самых зрелищных дисциплин: на препятствия гонщики запрыгивают как угодно, спрыгивают как угодно, могут делать развороты на 360° и так далее.

Дерт (dirt jumping)

Тут крутить педали нужно только при разгоне на первый трамплин. Далее – лишь использовать радиусы трамплинов для поддержания момента скорости. Во время прохождения трасс и прыжков с трамплина спортсмены выполняют разные трюки в воздухе. Со стороны смотрится довольно впечатляюще.

Скоростной спуск (downhill / DH)

Суть проста: преодолеть трассу (спуститься с горы) как можно быстрее. Но трассы непросты: полно сюрпризов в виде корней, камней, отвесных спусков, трамплинов, извилистых участков, проложенных между деревьями… DH – для хорошо подготовленных спортсменов: требуются техника управления велосипедом на высшем уровне + неплохая физическая подготовка.

А еще для данного спорта необходим подъемник, так как такие велосипеды весьма тяжелы, подвеска затрудняет педалирование, геометрия рамы не рассчитана на езду вверх…

Фрирайд (freeride)

Включает в себя все выше описанные стили езды на горных велосипедах. В нем гонщики могут делать все, что желают в определенный момент: обгонять гонщиков кросс-кантри, ездить по трассам на порядок экстремальнее тех, что в DH. При этом можно прыгать и проделывать любые трюки.

Трасса проложена таким образом, что байкер сам выбирает свой маршрут, и в зависимости от сложности дороги, экстремалу начисляется определенное количество очков.

Отдельного внимания в фрирайде заслуживает стрит-катание (катание по городу). Это трамплины и дроп-оффы, в которых гонщикам приходится прыгать с 5-метровой скалы. Звучит устрашающе, но для фрирайдеров это норма.

Фрирайд – один из самых «уважаемых» видов спорта и стилей езды на горном велосипеде: именно он позволяет проявить свою индивидуальность и раскрыть потенциал, не ограничиваясь правилами, трассой и рамками соревнований.

Параллельный слалом (Dual slalom / DS)

Состязание двух спортсменов, несущихся по параллельным и максимально идентичным трассам с расположенными на них вешками, трамплинами, буграми и контр уклонами. Именно в этом виде соревнований накал борьбы между спортсменами особенно ощутим.

Дуал (Dual / DL)

То же, что и параллельный слалом. Вот только соперники несутся на одной трассе. И часто сталкиваются. Тут градус накала страстей достигает отметки «максимум».

Дуал — то же, что и параллельный слалом, только на одной трассе

Источник: Red Bull

Байкер-кросс (bikercross / 4cross / 4X / BSX / mountain cross)

Дисциплина, в которой 4 гонщика соревнуются друг с другом на специально подготовленной и расширенной трассе даунхилла. Этот спорт предполагает некоторый ненамеренный контакт между гонщиками на трассе, который не будет рассматриваться как нарушение правил, если он не противоречит духу честной борьбы и спортивному отношению к соперникам.

Основная гонка состоит из заездов по группам на выбывание. Расстановка гонщиков происходит в соответствии с турнирной таблицей. Порядок составлен с расчетом, что два самых быстрых гонщика встретятся только в финале.

Байкеркросс 4Х выделился из соревнований bmx. Основные препятствия на трассе — трамплины, виражи и повороты, стиральные доски, волны.

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!