Гонки на скоростных велосипедах

Гонки на скоростных велосипедах

ТОП-20 мировых велорекордов

Велосипед — это давно уже не только вид транспорта, но и целая культура. Наиболее продвинутые велосипедисты не просто передвигаются из точки А в точку Б, а пускаются в целые путешествия, участвуют в соревнованиях, показывают невероятные трюки и всячески проверяют предел своих возможностей как в велоспорте, так и в производстве байков. А самые отчаянные из них и вовсе ставят рекорды. Мы подготовили для вас ТОП-20 мировых рекордов велогонщиков, путешественников, инженеров и просто любителей велосипеда.

Рекорды скорости

Самый невероятной скорости на велосипеде умудрился достичь швейцарец Франсуа Жисси. Он установил на свой байк супермощный двигатель в 560 лошадиных сил и решил посостязаться со спорткаром Ferrari F430 Scuderia в соревнованиях по драгрейсингу, чтобы определить, кто первым одолеет дистанцию в 402 метра на французской трассе «Поль Рикар». В итоге, Жисси без труда «уделал» машину уже на старте, умудрившись разогнаться до скорости в 333 км/ч за 4,8 сек. На всю дистанцию у него ушло 6,8 секунд. Свое чудо техники Жисси создал из крепчайших материалов с использованием новейших технических разработок, а мотор сконструировал его друг, специалист в области квантовой оптики. Он придумал и построил компактный и легкий реактивный двигатель, работающий на перекиси водорода. В дальнейшем ученый планирует усовершенствовать свою разработку, чтобы в следующий раз Жисси удалось достичь скорости 400 км/ч.

    Недостижимый на сегодняшний день рекорд скорости на велосипеде без мотора принадлежит Фреду Ромпельбергу из Нидерландов. Этот безумец в 1995 году в свои 50 лет смог разогнаться на соляной равнине штата Юта до 268,83 км/ч. Такой невероятной скорости он достиг благодаря «воздушному колоколу» от идущей впереди машины, рассекающей поток воздуха перед ним. А в качестве «стенки» в этом эксперименте выступали профессиональные драгрейсеры. Велосипед, у него, разумеется, тоже был необычный: Ромпельберг разработал его сам, установив на байк двойную систему. Большая передняя звезда крутила маленькую, к которой была приварена вторая большая звезда с цепью, ведущей к заднему колесу. Это достижение в итоге вошло в Книгу рекордов Гиннеса в категории «самая высокая скорость, развитая человеком на велосипеде».

    Еще один мировой рекорд, на этот раз на горном велосипеде, принадлежит австрийцу из команды Red Bull Маркусу Штоклу, который в сентябре 2007 года разогнался на горнолыжном склоне Ла Парва в Чили до скорости 210,4 км/ч. Длина спуска, расположенного под углом 45 градусов, составляла почти два километра, и Маркусу, экипированному в обтягивающий костюм, на своем байке Intense M6 пришлось задержать дыхание на все 40 секунд заезда, чтобы избежать запотевания смотрового окошка его аэродинамического шлема. Погодные условия (почти растаявший мокрый снег с местами оголенной землей) не позволяли Штоклу совершить более одного спуска. У него был всего один шанс, чтобы выложиться по максимуму, и он им воспользовался.



    Абсолютный же рекорд скорости при спуске на велосипеде с горы принадлежит французу Эрику Бароне, который 28 марта 2015 года разогнался до 223,3 км/ч, побив свой собственный мировой рекорд скорости по самой крутой скоростной снежной трассе в мире. Разница между Штоклем и Бароне заключается в том, что австриец использовал серийный велосипед, а Бароне ехал на единственном на Земле прототипе – карбон, продувка в аэродинамической трубе, 29» — заднее колесо, 27,5» — переднее, новая подвеска, 200 мм дисковые вентилируемые тормоза. Костюм гонщика также разрабатывался с целью достижения максимальной эффективности.

Рекорды на расстояние

Самое большое расстояние, которое проехал человек на велосипеде без остановок ровно сутки, составляет 890,2 км. Рекорд установил Марко Бало из Словении 6-7 сентября 2008 года.

Один из последних мировых рекордов принадлежит британскому спортсмену Брэдли Уиггинсу. На его счету 4 олимпийских медали и 6 мировых побед на треке, а в 2012 году он выиграл соревнование Тур де Франс. 7 июня 2015 года гонщик стал 6-кратным обладателем рекорда в дисциплине, которая считается одной из наиболее сложных в велоспорте, преодолев на велотреке за час 54,526 км. Причем после финиша он даже смог поднять над собой свой велосипед.

Еще один сумасшедший рекорд на расстояние установил Майкл Секрест на международных соревнованиях «Финике Интернэшнл Рейсэвэй» в Аризоне (США) в апреле 1990 г. Задним ходом он преодолел рекордное расстояние в 1958,196 км!

Рекорд можно установить даже на одноколесном велосипеде! Так, с этой задачей прекрасно справился Сэм Уэкелинг, проехав за сутки 453,6 км в Аберистуит, Уэльс, с 29 по 30 сентября 2007 года.

Приятно, что и наш соотечественник засветился в числе мировых рекордсменов. Например, профессиональные спортсмены-триатлонисты Андреас Фукс и Анатолий Нестеров добрались на велосипедах от Москвы до Владивостока за 13,5 дней во время гонки Транссибирской экстремальной велогонки в 2014 году — самой сложной и продолжительной гонки в мире, проехав в общей сложности 9254 км со средней скоростью 28,3 км/ч. Причем Фукс и Нестеров стали первыми спортсменами-экстремалами, преодолевшими этот маршрут в режиме нон-стоп. Один из них всегда находился в пути — 24 часа в сутки, при любой погоде (причем температура по ночам достигала 4 градусов, временами шел дождь). Их сопровождала команда из 20 человек, каждый из которых имел свои задачи в рамках проекта: делал массаж, готовил еду, вел машину, организовывал, снимал фото и видео и т. д.

Еще один подобный рекорд установил австрийский велогонщик Вольфганг Фашинг в рамках масштабного велопробега Russia C2C. 3 августа 2014 г. он прибыл в Санкт-Петербург из Владивостока, в одиночку преодолев это расстояние за 21 день 19 часов 36 минут. Чтобы успеть проехать такое расстояние за столь короткий срок, Фашингу пришлось преодолевать до 500 км в день, а на сон у него уходило всего по три-четыре часа в сутки.

Рекорды инженеров

Дэйв Мур из Роузмида (штат Калифорния, США) спроектировал самый большой в мире велосипед «Франкенсайкл». Его высота составляет 3,40 м, диаметр колеса — 3,05 м. Велосипед был закончен 4 июня 1989 г., и первым на нем проехал Стив Гордон из Мурпарка (Калифорния).

Самый длинный велосипед без третьего стабилизирующего колеса создал Терри Тессман из Пахиатуа (Новая Зеландия). Его изделие имеет 22,24 м в длину и весит 340 кг. Велосипед был спроектирован и построен 27 февраля 1988 г., четыре велосипедиста проехали на нем 246 м.

Збигев Розанек из Польши сконструировал самый маленький велосипед в мире и проехал на нем 5 метров. Переднее колесо этого веломалыша – 11 мм в диаметре, а заднее – 13 мм.

Еще один рекорд установил Николай Алдунин, создав самый маленький в мире велосипед, на котором на практике ездить, конечно, нереально, но в теории возможно, то есть он имеет все те же функции, что и велосипед традиционного размера. Только размер этой модели — всего 2 миллиметра. Причем весь велосипед сделан из золота.

Прочие рекорды

Чисто рекламный, и все же рекорд, установил колумбийский велосипедист Марко Антонио Навас. На парижском треке «Сипаль» он ездил без остановки 102 ч. А через четыре месяца уже на треке в Риме он превысил свое достижение, крутя педали непрерывно 104 ч 1 мин. Километраж при этом не учитывался.

Есть и вовсе невообразимые велорекорды. Например, самая большая подводная глубина, на которой человек проехал на велосипеде, – 66,5 метров. Это сделал итальянец Витторио Инносенте 21 июля 2008 года.

Мировой рекорд на самом маленьком велосипеде установил Питер Розендаль (Швеция). 28 июля 1996 г. в Университете физического воспитания в Будапеште (Венгрия) он проехал 4м на одноколесном велосипеде высотой 20 см и диаметром колеса 18 мм. При этом на устройстве не было никаких насадок или удлинителей.

Еще одно очень любопытное достижение принадлежит немецкому музыканту Кристиану Адаму из Любека (Германия). Он научился кататься на велосипеде в 4 года, а позже начал играть на скрипке. И вот ему в голову пришла странная мысль совместить эти два занятия, и он стал играть на скрипке, передвигаясь на велосипеде в обратную сторону. Его рекорд – 60,45 километров за 5 часов 9 минут по скоростному шоссе Святого Галлена в Швейцарии. И все это время он играл на скрипке произведения Иоганна Себастьяна Баха, сидя на руле и расположив ноты на седле. Но на этом музыкант-велосипедист не остановился. После многочисленных тренировок он установил новый рекорд: отложив скрипку, он проехал задом наперед 113,3 км всего за 6 часов – у себя на родине, в Германии, по трассе, расположенной недалеко от города Любек. А мог проехать еще, если бы в него не врезался другой велосипедист, совмещавший спорт с наслаждением природой.

Первый рекорд в прыжках в длину на велосипеде установил Михаэль Прукнер. На ISPO BIKE 2012 Прукнер прыгнул на двухподвесе Kona CoilAir с электродвигателем и пролетел в воздухе аж 22,5 м.

    Француз Роберт Маршан в ноябре 2014 года установил новый мировой велорекорд в категории старше 100 лет. В свои 102 года он преодолел за час 26 км 927 м. Примечательно, что данную категорию Международный союз велосипедистов ввел специально для Маршана в 2012 году — тогда столетний велосипедист проехал за час 24 км 251 м. Теперь Маршан побил свой собственный рекорд, улучшив результат почти на 10%. К слову, в категории от ста и выше французский долгожитель держит первенство и на дистанции 100 км — в 2012-м он преодолел это расстояние за 4 часа 17 минут и 27 секунд.

    История велосипедного спорта и его дисциплины

    9 минут Автор: Михаил Скворцов 2257

    • Начало и становление велоспорта
    • Шоссейные и трековые гонки
    • МТБ-велоспорт: кросс-кантри, фрирайд, триал
    • Спортивное направление BMX

    Велоспорт – дисциплина, в которой участники соревнуются между собой за первенство. Как и в стандартных беговых соревнованиях, игроки, используя мастерство и навыки, доказывают уровень силовой подготовки и выносливости.

    Велосипедный спорт представлен несколькими вариантами: соревнования на скорость, специальные виды спорта и мотокросс. В каждом из них используется свой тип велосипеда: для скоростных соревнований – гоночный, в специальных направлениях (фрирайд, кросс-кантри) – велосипеды семейства МТБ, для мотокросса – BMX.

    Начало и становление велоспорта

    Велосипед берет истоки в первой половине 19-го века. Конечно, тогда он не рассматривался в качестве спортивного снаряда, а применялся лишь как тихоходный транспорт. С течением времени байк не раз совершенствовался, пока не приблизился к привычному виду. Произошло это во второй половине 19-го века, когда изменилась геометрия рамы, для передачи крутящего момента стала применяться цепь Галля, а цельные шины были заменены надувными камерами и покрышками.

    Первое соревнование произошло в 1869 году во Франции, на дистанции «Париж-Руан» длиной 120 км. Победитель велогонки смог развить скорость 11 км/час, на то время это было за пределом возможностей.

    В Олимпийских играх первая велосипедная гонка датируется на 1896 год. Первое место заняла Франция, затем кубок победителей брали Италия, Германия, а позже – СССР. Дистанции от игры к игре росли. Если в 1896 г. она составляла всего 87 км, то на играх 1912 года – 320 км.

    В России спорт берет начало с 1883 года, с проведения первого соревнования в Москве. С тех пор велоспорт выделился как отдельное направление. Это было вполне обосновано, так как в нашей стране на первую треть ХХ в. насчитывалось несколько десятков крупных велоклубов. В Советском Союзе первая велогонка произошла в 1918 году. Начиная с этого времени, они проводились с завидным постоянством. Однако лишь в 50-х СССР удалось выйти на мировые велосипедные соревнования.

    В 1960 г. велогонки были разделены на командные и групповые. До 1996 г. велосипедный спорт был исключительно мужским направлением, затем включили и женские соревнования: пробег на шоссе, индивидуальная гонка. В этом же году в программу Олимпийских игр был допущен МТБ.

    Шоссейный байк потерпел мало изменений с момента проведений первых гонок. Родоначальником спортивного вело-направления стали именно гонки на шоссейниках по типу «кто быстрее». Намного позже появился специальный горный велосипед, который стремительно менялся и внешне и технически. Виды спорта на МТБ стали широко популярны в последние два десятилетия.

    Шоссейные и трековые гонки

    По правилам игры, соревнования на гоночных байках делятся на такие виды:

    • стандартные (на длинных дистанциях);
    • гонки на время;
    • индивидуальные;
    • командные;
    • трековые.

    Стандартные шоссейные соревнования по велоспорту берут начало на общем старте. Все участники предварительно разделяются по типовые команды. Разбивку делают по принципу «возраст – уровень силовой подготовки – выносливость». Команды стартуют и должны пройти требуемую дистанцию. Для мужчин она составляет 239 км, для женских гонок – 120 км. Победителем группы считается игрок, который приехал на велосипеде к финишу раньше всех. Среди победителей могут распределяться места на кратковременных дистанциях.

    Гонка на время – простой способ доказать сопернику уровень выносливости. Дистанция для мужчин – 1000 м, для женщин – 500 м. На старте устанавливается обратный отсчет в 90 секунд, задача велосипедиста – не только уложиться в этот интервал, а прийти первым.

    Разновидность гонки на время – спринт. Группа велосипедистов проходит три круга, но отсчет времени на скорость ведется только на последний 200 м. Кроме силы и выносливости, в спринте нужно проявить смекалку и выбрать удачную позицию перед финишированием.

    Трек – состязания велосипедистов на овальном замкнутом круге. Угол наклона рамы и корпуса должен составлять 42 градуса. Традиционно покрытие трека деревянное или бетонное. Дистанция зависит от масштабов соревнования и варьируется от 1 до 40 км.

    Индивидуальные гонки делятся на два типа: с раздельным стартом и преследование.

    Гонка с раздельным стартом показывает абсолютные возможности каждого велосипедиста. С каждым кругом игрок должен показывать лучшие результаты. Общая дистанция у мужчин – 48.6 км, у женщин – 31.2 км. Задержка старта следующего участника – 90 с.

    Гонка преследования – соревнования, в которых один участник догоняет другого и показывает лучший результат. Игроки стартуют с разных сторон круга. Гонка рассчитана на одного победителя и разбита на стандартные соревнования, полуфинал и финальную гонку. Длина дистанции: 4 км – мужчины, 3 км – женщины. В командном преследовании друг друга догоняют группы из трех человек. Положение определяется по третьему гонщику.

    Разряды гоночного велоспорта:

    • КМС – кандидат в мастера спорта (от 13 лет);
    • МС – мастер спорта (от 15 лет);
    • МСМК – мастер спорта международного класса (17 лет и старше).

    В категорию МСМК попадают спортсмены, победившие на соревнованиях сборной России. Призовое место – не ниже 3-го.

    МТБ-велоспорт: кросс-кантри, фрирайд, триал

    Спортивные дисциплины на маунти-байках продолжают набирать обороты. Даже простые любители покатушек наверняка о них слышали. Если раньше МТБ-спорт носил чисто развлекательный и «дворовый» характер, то сегодня это полноценные дисциплины. Основные спортивные направления на маунти-байках:

    • велосипедный триал;
    • фрирайд;
    • кросс-кантри.

    Триал – велоспорт с использованием горного велосипеда. Родина этого направления – Испания. Зарождение триала датируется серединой 70-х годов. Сейчас этот вид спорта носит чисто европейский характер, хотя некоторая его доля есть и в нашей стране.

    Особенности – экстремальная езда с препятствиями. Скорость, сноровка и смекалка – ключевые моменты дисциплины. Классические соревнования – прохождение трасс по горной местности. Новый триал – стрит-версия – трюковая езда в черте города. Включает элементы экстремальной дисциплины BMX.

    Фрирайд (от Free Ride – свободное катание) – МТБ-спорт с прохождением усложненных горных трасс. Участки могут быть «неподготовленными» к сюрпризам дороги, могут иметь обрывы, развороты, груды камней, резкие подъемы/спуски, заросли и грязь. Фрирайд – это и свобода движения и знание велотрюков одновременно. Внутри направления происходит деление на классическую и лайт-версию.

    Требования к велосипеду: высокая прочность рамы, комплексная амортизация и 100%-ный уровень безопасности.

    Кросс-кантри – прохождение трасс на скорость. Место проведения соревнований – горные трассы с дорожными препятствиями и затяжными подъемами. В отличие от фрирайда, это направление безопаснее. Благодаря этому, кантри заслужил большую популярность среди велолюбителей.

    Кросс-кантри – первый велосипедный спорт МТБ, включенный в Олимпийские Игры. Разделяется на три варианта – XCO, XCM, XCE:

    • классика (1 – 2-часовая гонка);
    • марафон (2 – 8 часов);
    • короткие гонки на выбывание, длительность – 1-2 мин.

    Велосипед – облегченный маунти-байк. Небольшой вес рамы и навесов позволяет развивать высокую скорость. Вместе с этим конструкция должна быть исправной и прочной.

    Спортивное направление BMX

    BMX-велоспорт использует одноименный велосипед. Специфичная конструкция байка предназначена для прыжков и выполнения различных трюков. Езда на таких великах носит символический характер.

    BMX Racing – состязания на скорость прохождения трека. Старт начинается на возвышенности до 9 м, на пути велосипедистам встретятся несколько препятствий: «стол», двойной и тройной трамплины, лестницы. В гонке участвует 8 человек.

    Vert – прыжки внутри рампы. В число упражнений входят перекаты по изогнутой поверхности сооружения, прыжки на краях и внутри рампы. Сюда входят самые сложные трюки на BMX, освоение которых потребует годы практики. Участники соревнуются по эффектности и качеству техники выполнения и высоте прыжков.

    Разновидностью Vert’а является Dirt. Отличие в том, что велосипедист не катается внутри рампы, а выполняет виражи на холмистой местности.

    Flatland – исполнение виражей на ровный поверхностях. Этот вид BMX-велоспорта популярен среди любителей. Он проще в освоении и безопаснее. Продвинутый вариант – выполнение трюков на препятствиях в городе. Этот подвид носит название BMX-Street.

    Велоспорт – обширная область, которая объединяет все направления. Развиваясь вместе с велосипедом, он приобретает все большее количество поклонников и активных участников. Байк-спорт относительно прост, дает реализовать себя всем желающим. Вместе с этим он позволяет улучшить здоровье велонации и повысить уровень культуры.

    Самые популярные велогонки мира

    В 19 веке велосипеды использовались не только в мирной жизни, но и в ходе военных действий. Тысячи солдат на велосипедах участвовали в англо–бурской войне на территории современной ЮАР. В это же время велосипедные гонки превратились из любительского развлечения в профессиональный вид спорта. Первым победителем мирового чемпионата в спринтерской велогонке c 1893 года до конца 19-го века был американец Артур Циммерман.

    Представляем вам список наиболее известных велогонок мира.

    10. «Шесть дней Бремена»

    Эти шестидневные соревнования, проходящие с 1933 года, собирают до 125000 зрителей. Они проводятся в немецком городе Бремен. В велогонках принимают участие многие призеры из чемпионатов Европы и мира. В 2016 году (с 14 по 19 января) в дополнение к двенадцати лучшим командам в гонках «Шесть дней Бремена» будут любительские заезды и гонки для женщин.

    9. «Тур Даун Андер»

    В 2005 году самой важной велогонке Австралии была присвоена категория 2.HC — наивысшая для гонок за пределами Европы. А в 2008 году «Тур Даун Андер» стала первой из неевропейских велогонок, получившей статус UCI ProTour. Соревнования проводятся возле Аделаиды, по равнинным и холмистым территориям.

    8. «Ла Примавера»

    Самая длинная однодневная велогонка в мире (298 км). Участники ее стартуют из Милана и завершают путь в Сан-Ремо. Впервые была проведена в 1907 году. «Ла Примавера» — одна из пяти самых престижных и уважаемых классических велогонок. Эту великолепную пятерку называют Монументами велоспорта.

    7. «Тур Фландрии»

    В рейтинг лучших велогонок мира попала еще одна однодневная классическая велогонка, на сей раз не итальянская, а бельгийская. Она, как и «Ла Примавера», входит в число Монументов велоспорта. Впервые была проведена в 1913 году.

    6. «Джиро д’Италия»

    Один из трех Гранд Туров Европы. Проводится с 1909 года в течение 3 недель. Победителю этой велогонки вручают розовую майку. Розовыми были страницы газеты Gazzetta dello Sport, редактор которой и подал идею создания велогонки, для привлечения читателей.

    5. «Тур Швейцарии»

    Продолжают рейтинг велогонок 2015 соревнования, которые каждый год испытывают на прочность альпийский ландшафт Швейцарии. Так спортсмены готовятся к «Тур де Франс». Впервые «Тур Швейцарии» был проведен в 1933 году.

    4. «Чемпионат мира по BMX»

    Ежегодное соревнование, которое в июле 2015 году прошло в бельгийском Хойсден-Зольдере. Двум россиянкам, Светлане Адмакиной (олимпийская дисциплина BMX) и Наталье Афремовой (гонка с раздельным стартом) достались серебро и бронза соответственно.

    3. «Всемирные экстремальные игры»

    Ежегодные летние экстремальные игры проводятся в американском Лос-Анджелесе. В ходе выступлений спортсмены показывают трюки в парке, трюк на скорости и на высоте, трюк в пайпе и трюки в условиях, приближенных к городским (перила, ступеньки и т.д).

    2. «Тур Испании»

    Трехнедельная Вуэльта или «Тур Испании» существует с 1935 года. Наряду с «Тур де Франс» и «Джиро д’Италия», входит в тройку престижнейших велогонок мира. С 2010 года лидеру «Тура Испании» вручают красную майку, а до этого ее цвет менялся несколько раз по решению организаторов, возрождавших мероприятие после длительных перерывов.

    1. «Тур де Франс»

    Является самой популярной велогонкой в мире. Соревнования длятся в течение трех недель и заканчиваются в Париже, на Елисейских полях. Они состоят из 21 этапа, каждый из которых длится один день. Чтобы время гонщика была учтено и накоплено, ему нужно закончить этап. Протяженность «Тур де Франс» составляет от 3000 до 4000 км, ежегодно протяженность трассы меняется. В 1926 году была самая длинная трасса (5745 км). Победитель гонки получают желтую майку.

    Виды велосипедного спорта

    Существует много видов велоспорта, в которых участвуют на разных моделях велосипедов и в определенных условиях (на трассе, бездорожье, горах). Если задаться вопросом: спорт на велосипедах, как называется, то ответом послужит стиль езды на соревновании.

    Спорт на велосипедах как называется?

    Велоспорт имеет много различных вариаций и подвидов, среди которых наиболее распространены:

    1. Шоссейные гонки. Среди гонок данного типа большинство проходит на шоссейных велосипедах, по автомобильным дорогам и магистралям, изредка по гравию.
    2. Велотрековые. Гонки заезды по кольцевым, специально подготовленным трассам на облегченных шоссейных байках.
    3. Гонки маунтибайк. Соревновательные экстремальные заезды по тяжелым, прерывистым, природным маршрутам с большим количеством препятствий. Чаще всего используются байки МТБ или их модернизированные аналоги.
    4. Велосипедный мотокросс. Дисциплина, в которой основой является выполнение трюков и прыжки через трамплины на специально подготовленной либо природной местности. Чаще всего используют BMX и МТБ.

    Шоссейная гонка

    К данному типу гонок относятся:

    • Индивидуальные гонки. Это вид заездов, в котором участники стартуют по очереди и победителем является тот, кто проехал определенную трассу либо дистанцию быстрее. Соревнование проходит только по обычным автомобильным дорогам на достаточно большие расстояния.

    Обычно данные гонки проводят в теплое время для исключения необходимости покупки теплой спортивной одежды и тем самым замедления результатов из-за дополнительного веса. Лучше всего для такого заезда подойдет шоссейный велосипед с облегчённой рамой, большим диаметром и маленькой толщиной колес и выгнутой рулевой базой.

    Также очень важным фактором является расположение велосипедиста при передвижении. Он должен находиться в буквально вытянутом положении, при котором будет меньше сопротивление ветру и соответственно больше скорость.

    • Многодневные соревнования. Гонки, которые могут объединять в себе сразу несколько видов дисциплин и длятся не менее двух дней. Заезды обычно проходят на асфальтированных трассах. Многодневными они называются, потому что победитель считается из общего зачета всех заездов (на время, скорость либо первенство). Выбор велосипеда также аналогичен, обязательно выгнутый руль, большие и тонкие колеса и существенное облегчение всех деталей и конструкций байка.
    • Критериум. Соревнования по круговой трассе на наибольшее количество очков, которые велосипедисты получают проезжая через назначенные точки на маршруте. Гонка также проходит на автомобильной дороге, изредка подобные заезды могут проводить на гравии. Выбор велосипеда абсолютно аналогичен предыдущим дисциплинам.
    • Групповые заезды. Заезд для одновременно всех участников гонки. Обычно длина маршрута составляет не менее 50 километров, а победителем определяется тот, кто приехал первый. По сути это гонка на выносливость и скорость, ведь дистанция может превышать 200 километров. Необходим очень легкий шоссейный велосипед для придания меньшего количества усилий.

    Велотрековые гонки

    К этому виду гонок относят:

    1. Спринт. Небольшие круговые гонки, где победитель – приехавший на первой позиции. Это одна из самых старых видов гонок. В ней участвует от 2 до 4 велосипедистов, а количество кругов обычно не превышает четырех. Заезд проводят на специально обустроенных треках без каких-либо препятствий. Для успешного участия в таких соревнованиях потребуется велосипед с облегченной рамой и составными частями, специализированный руль для уменьшения усилий и правильной посадки.
    2. Групповой спринт (командный). Гонка для команды из 3 или более участников на лучшее время. Первый гонщик из команды начинает, проезжая круг за определенное время – оно фиксируется. Далее начинает заезд следующий велосипедист из его команды.

    МТБ-велоспорт: кросс-кантри, фрирайд, триал

    Сюда входят:

    • Спуски на скорость (даунхилл). Съезд с гор или подъемов на время, при этом на маршруте обычно присутствует большое количество препятствий.Считается зрелищным видом спорта, который проходит на больших скоростях, по неровной местности в экстремальных условиях. Для успешного заезда необходимы определенные навыки и подготовка.

    Дистанции могут продлиться несколько километров. Для такого заезда нужен соответствующий велосипед, лучше всего подходит горный байк. Обязательное условие – это укрепленная рама, которая сможет выдержать усиленные нагрузки.

    Участники используют жесткие, широкие протекторы для лучшего прохождения препятствий и амортизирующую вилку для более комфортного передвижения. Не стоит забывать о снаряжении, а именно шлем с защитными очками и специальный жесткий костюм, который сможет уберечь велосипедиста во время падения.

    • Заезд фрирайд. Гонка на время по особо сложным природным трассам с большим количеством препятствий. На обычном велосипеде проехать подобный маршрут просто невозможно, потому следует приобрести велосипед для фрирайда. Это отдельный вид, подготовленный специально под эту дисциплину.

    Он отличается от обычного горного своей легкостью при условии сбережения прочности. Байк должен быть оборудован отличной тормозной системой, широкими и жесткими шинами и хорошей амортизацией. Как и в случае с даунхиллом потребуется серьезная защита для велосипедиста.

    • Кросс-кантри. Соревнование на время спуска со склонов без применения широких протекторов и длинноходных амортизационных систем. Это сравнительно молодая дисциплина, которая все больше набирает популярность. Для таких заездов нужен специальный велосипед с рамой из карбона или алюминия для сохранения прочности при легком весе байка. Также обязательны контактные педали и низкая посадка.
    • Дерт. Прыжки через трамплины с трюковыми элементами. Для этого заезда используют специальные экстремальные байки. Основные его условия – это жесткая, легкая, маленькая и надежная рама, особое строение, заниженное положение седла, выносливый рулевой узел.
    • Командный байкер-кросс. Дисциплина, в которой участвуют 4 велосипедиста. Это расширенная версия даунхилла с возможностью контакта между участниками, где побеждает тот кто, приехал первым. Велосипедисты должны обладать хорошей реакцией и особыми навыками для успешного участия в данном заезде. Что касается велосипеда – выбор должен пасть на вариант с рамой короткоходом или хардтейлом. Протекторы стоит выбрать жесткие, но не широкого типа.
    • Параллельные заезды слалом, дуал. Соревнование аналогичное обычному слалому, гонщики едут по нескольким дорожкам объезжая заранее установленные флажки, минуя всевозможные препятствия. В таких заездах используют велосипеды с жесткой, облегченной рамой особой геометрии. МТБ байки подходят для подобных гонок как можно лучше.

    Флетленд и фристайл

    К этим соревнованиям относятся:

    Велоспорт не только вид спорта — это стиль жизни

    Велосипедный спорт – cycling sport – уважаемый и популярный вид активности в Европе. С марта по октябрь здесь проходят более 50 соревнований на открытом воздухе. Некоторые из них, например, Вуэльта Испании или Тур де Франс, длятся три недели, за которые участники преодолевают 4-5 тыс. км.

    История велоспорта

    Возникновение велосипедного спорта было связано с прогрессом технологий, который позволил создать двухколесный аппарат лишь в 1817 г. Официальный патент на металлическую конструкцию из двух колес, рамы и сидения для водителя получил немецкий барон Карл Дрез в 1818 г. Транспортное средство, скорее, напоминало прототип велосипеда: устройство не имело передаточного механизма и педалей. Предполагалось, что человек приводит его в движение, отталкиваясь от земли ногами. Сам Дрез назвал аппарат «самокатом».

    На совершенствование технологии изготовления велосипеда ушло почти 70 лет. Одновременно прогрессировали технологии и материалы для покрытия дорог: по мощеной мостовой на велосипеде не покатаешься. Изобретаются битумно-минеральные и асфальтобетонные смеси, позволившие сделать дорогу ровной.

    В этот период появляются смешные экземпляры велосипедов: например, аппарат с передним колесом очень большого диаметра и задним – на несколько порядков меньшим. Уже тогда состоятельные люди начинают пользоваться велосипедом в рекреационных целях.

    С 1860-х гг. во Франции проходят первые локальные спартакиады среди любителей-велосипедистов.

    К 1885 г. двухколесное транспортное средство уже не имеет принципиальных отличий от того, которое мы знаем сейчас. Его конструкция окончательно получила передачу на заднее колесо и в разы превзошла своих предшественников по управляемости и устойчивости.

    Почти сразу за этим «коренным усовершенствованием» велосипеда проводятся первые международные соревнования:

    • в 1893 г. – чемпионат мира по велоспорту.
    • с 1896 г. велоспорт включен в программу Олимпийских игр.

    В 1900 г. Возникает профессиональная организация – Международный союз велосипедистов. На национальном уровне руководство велоспортом осуществляется соответствующими Федерациями.

    В СССР велоспортивные соревнования традиционно проводились в рамках спартакиад.

    Виды велоспорта

    Существует 4 больших направлений велосипедного спорта:

    • шоссейные велогонки;
    • трековые велогонки;
    • велосипедный мотокросс.
    • гонки на горных велосипедах.

    Все они входят в программу Олимпийский игр.

    Шоссейные велогонки

    Велосипедный спорт в классическом виде – гонка на длинные расстояния на шоссейных велосипедах. Путь гонщика не обязательно лежит по асфальтированным дорогам: это может быть и брусчатка, и гравий, и дорога с выбоинами. Единственное условие – дорога должна иметь твердое покрытие и не проходить по пересеченной местности.

    Шоссейный велоспорт предполагает следующие виды гонок:

    • однодневные – заезды на дистанцию 200-300 км;
    • многодневные – заезды могут длиться более недели;
    • критериум – групповая круговая гонка в черте города на 50-150 км;
    • гранд тур – 3 гонки, длящиеся 21 день (испанская Вуэльта, итальянская Джиро и французский Тур).

    Шоссейный велоспорт – типично европейский весенне-летне-осенний вид спорта. Маршруты проходят, как правило, в пределах одного государства.

    Наибольшее количество шоссейных гонок проходят в классических велогоночных странах:

    • Бельгия (14);
    • Франция (10);
    • Италия (8);
    • Испания (5).

    По 1-3 соревнований за сезон устраиваются в Швейцарии, Нидерландах, Германии, Великобритании.

    Кроме того, шоссейные велогонки организуются и не в совсем «велосипедных» странах, например:

    • в Норвегии (многодневные «Тур фьордов» в мае и «Арктическая гонка» в августе);
    • в Дании (4-дневный «Тур Дании» в августе);
    • в Польше (6-дневный «Тур Польши» в августе);
    • в Турции (недельный «Тур Турции» в апреле).

    Несколько велогонок проходят в северной Америке:

    • в США недельные туры по Калифорнии в мае и Колорадо в августе;
    • В Канаде однодневные гран при в Квебеке и Монреале в сентябре.

    Когда в Европе зима, шоссейный велоспорт перемещается на другие континенты и страны: в Австралию, в ОАЭ, Оман, Малайзию.

    Трековые велогонки

    Гонки по треку – стадионный вид велосипедного спорта. Он не столь масштабен как шоссейные гонки по Европе, то также имеет массу своих поклонников. Велогоночный трек всегда имеет твердое ровное покрытие и обязательный угол наклона: небольшой – на прямых участках и доходящий до 42° – на поворотном радиусе.

    Трековых дисциплин – 16. Они имеют между собой небольшие различия в правилах. Бывают:

    • индивидуальные и в составе команды;
    • с общим или раздельным стартом;
    • спринтом или гонкой преследованием;
    • с оценкой на время или в баллах;
    • со стартом с места или с ходу;
    • на дистанции от 500 м (женский гит с места) до 50 км (заезд «мэдисон» в команде на очки).

    В любом случае задача велогонщика на треке проехать дистанцию как можно быстрее, наиболее эффективно распределив свои силы.

    Одним из необычных видов велотрековых гонок является японский кейрин, который стал дисциплиной Олимпийских игр в 2000 г. Он зародился как азартный вид спорта по типу скачек на лошадях.

    Первые несколько кругов велосипедисты следует с ограниченной скоростью: впереди них едет мотоцикл, который они не должны обгонять. Зрители в это время могут оценить качество езды каждого, предположить исход гонки и сделать ставки. Мотоциклист-регулировщик постепенно увеличивает скорость езды и за 700 м до финиша сходит с трека, снимая скоростное ограничение. Оставшуюся дистанцию велогонщики преодолевают как полноценный спринт, разгоняясь до 70 км/ч. В это время на треке бьют в специальные железные гонки, подбадривая участников и публику.

    Велосипедный мотокросс

    Сокращенное название для этого направления велоспорта – BMX. Используются специальные велосипеды, маркируемые этим тремя буквами. У них широкие шины по типу маунтинбайка, меньший диаметр колеса, низкая посадка велосипедиста и высокое положение руля. Конструкция делает аппарат более устойчивым: она заточена под прохождение трасс с перепадами высот и выполнение трюков. BMX-гонки появились раньше, чем гонки на маунтинбайках.

    Непосредственно BMX-кросс – это гонки на грунтовой, извилистой трассе с трамплинами, ямами, возвышениями и другими препятствиями. С 2008 г. спортсмены по велосипедному мотокроссу участвуют в Олимпийских играх. Современные юношеские спартакиады, как правило, включают экстремальные BMX-соревнования

    Одним из популярных среди молодежи направлений катания на велосипедах BMX является стрит-рейсинг, в котором большое значение имеет трюковая составляющая. При катании велосипедисты активно используют городскую инфраструктуру – бордюры, лестницы, перила и прочее. Но это, скорее, любительский велоспорт.

    Гонки на горных велосипедах

    Гонки на мотобайках – зрелищный и экстремальный вид спорта. Появившись относительно недавно, он быстро обрел популярность, преимущественно в США, став альтернативой традиционным шоссейным велогонкам Европы. По гонкам на мотобайках проводятся чемпионаты мира и национальные соревнования, спортсмены участвуют в Олимпийских играх.

    Сегодня гонки на горных велосипедах дифференцировались на несколько подвидов:

    • Кросс – наиболее популярен – заезд проводится по пересеченной местности, обычно кругами, на общей дистанции до 5 км.
    • Даунхилл – скоростной спуск по трассе с естественными препятствиями.
    • Марафон – заезд на дистанциях более 100 км, в котором могут принимать участие все желающие.

    В разных странах перечисленные гонки практикуются в различных вариациях: параллельный слалом, байкер-кросс, дерт-джампинг, фрирайд. Они проходят как в виде индивидуальных соревнований, так и – гонки командой.

    Лидеры велоспорта

    Велосипедный спорт имеет своего традиционного лидера. Французы – это мастера спорта в велоспорте. За ними идут спортсмены из США, Великобритании, Италии, Бельгии.

    По количеству полученных золотых медалей за все время проведения Олимпийских игр первое место занимают спортсмены из Франции.