Где ездить на велосипеде

ПДД и штрафы для велосипедистов в вопросах и ответах

ПДД для велосипеда

Велосипедисты – полноправные участники дорожного движения с той точки зрения, что у них есть свои права (и обязанности), дающие им пользоваться дорогами и тротуарами в определённых случаях. Тем не менее, ПДД – часто достаточно неоднозначный правовой акт, порой противоречивый. Поэтому давайте разберёмся с практической (правоприменительной) точки зрения о ПДД и штрафах для велосипедистов в формате вопросов и ответов!

Велосипед – это транспортное средство?

Да. Согласно самому определению велосипеда, это транспортное средство. Но не следует его путать с механическими ТС. Последнее приводится в движение двигателем.

Но не всё так просто. И велосипед тоже может двигаться за счёт мотора. Но для того, чтобы ему не уйти под определение механических ТС, а остаться в гордом звании «Велосипед», двигатель на нём по ПДД 2021 года должен соответствовать 3 критериям:

  1. это должен быть только электродвигатель,
  2. его мощность должна быть не более 0,25 кВт (

0,34 л.с.),

  • он должен автоматически отключаться на скорости 25 км/ч и более.
  • Велосипедист – в то же время и водитель. Этот статус ему даёт определение водителя – любое лицо, управляющее транспортным средством.

    Где можно ездить?

    Это достаточно сложная и условная тонкость. Дело в том, что для велосипедистов по Правилам разрешены целых 7 различных формальных зон движения в зависимости от возраста и организации дорожного движения на данном участке.

    Поэтому сначала предлагаем Вам выяснить, где можно ездить конкретно в Вашем случае, интерактивно ответив на несколько простых вопросов.

    Где мне можно ездить? Быстрый тест

    Давайте теперь рассмотрим, где Вы можете ездить на велосипеде в зависимости от возраста.

    Старше 14 лет

    • По велодорожкам и велопешеходным дорожкам или полосе для велосипедистов на Ваш выбор в любых случаях при наличии таковых,
    • по правой стороне проезжей части дороги:
      • если нет вышеуказанных зон или по тем или иным (объективным) причинам по ним невозможно ехать,
      • если ширина Вашего вело более 1 м (в т.ч. с грузом),
      • если Вы едете в составе велоколонны,
    • по обочине, если нет ни специальных дорожек, ни полосы для велосипедистов, а по правому краю проезжей части нельзя или невозможно ехать (обратите внимание, обочина не является проезжей частью); при этом, Вы не должны создавать помех пешеходам (те имеют преимущество на обочине),
    • по тротуару или пешеходной зоне, если всё из вышеперечисленного отсутствует или нет возможности ездить по ним – то есть фактически этот пункт разрешает Вам ездить по пешеходным паркам, аллеям и т.п.; либо если Вы перевозите ребёнка младше 7 лет или едете вместе с велосипедистом младше 14 лет (п. 24.2 Правил).

    Полоса для велосипедистов отделена от остальной дороги сплошной линией и обозначена такой разметкой:

    И/или вот таким знаком:

    От 7 до 14 лет

    • По велодорожкам,
    • по велопешеходным дорожкам,
    • по тротуару,
    • по пешеходной дорожке,
    • по пешеходной зоне.

    Любое из перечисленного на Ваш выбор.

    Младше 7 лет

    • По велопешеходным дорожкам,
    • по тротуару,
    • по пешеходной зоне.

    Любое из перечисленного.

    Где мне нужно спешиваться?

    Есть ряд участков, где Вы обязаны спешиться, но их мало:

    • во время перехода по пешеходному переходу, если рассчитываете на то, что водители будут обязаны уступить Вам дорогу (они обязаны уступать дорогу только пешеходам (п. 24.8 ПДД), а в случае ДТП вина ляжет на Вас),
    • в пешеходных зонах (в парках), на пешеходных дорожках, тротуарах или обочине, если только Вы создаёте помехи пешеходам или те подвергаются опасности (п. 24.6 ПДД).

    На каком расстоянии должны держаться от меня водители машин?

    На безопасном. Увы, но чётких границ ПДД 2021 года не регламентируют ни относительно бокового интервала, ни относительно дистанции.

    Ранее была попытка разработать новый закон о введении в Правила пункта, который бы обязывал водителей держать боковой интервал от велосипедиста, равный 1 метру, но его не приняли.

    На сегодняшний день безопасность дистанции и интервала прецедентна – то есть пока не произошло ДТП, расстояния считаются безопасными.

    Можно ли ездить по автобусной полосе?

    Можете. Само описание дорожного знака 5.11 разрешает двигаться по ней велосипедистам:

    5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств». Специально выделенная полоса, по которой маршрутные транспортные средства, велосипедисты, а также школьные автобусы и транспортные средства, используемые в качестве легкового такси, движутся попутно общему потоку транспортных средств.

    Должен ли я пропускать машины, поворачивающие направо?

    По ПДД Вы обязаны двигаться по правому краю проезжей части в большинстве дорожных ситуаций. То есть находиться правее всех автомобилей. Но многие велосипедисты не раз встречались с ситуацией, когда с правой полосы только направо (для авто), а Вам нужно прямо.

    В случае поворота направо ПДД чётко предписывают водителям машин уступать дорогу велосипедистам, находящимся справа от них и движущимся прямо.

    13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

    Имеют ли право пешеходы ходить по велодорожкам?

    Если кратко, то аналогично такое же право, как велосипедисты по ПДД имеют право ездить по тротуарам. Если на данном участке нет тротуара и иных зон для пешеходов либо по ним невозможно двигаться, то пешеходы имеют право ходить по велодорожке. Причём, идти они могут хоть на всю ширину в несколько человек, а обязанности не создавать помех велосипедистам у них нет, увы.

    При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

    Что значит при невозможности двигаться по тротуару? Отсутствие возможности должно быть объективным. Просто плохое или грязное покрытие, к примеру, не делает невозможным двигаться по нему, хотя и затрудняет. «Там итак много народа» – тоже не причина занимать велодорожку.

    Должен ли я надевать светоотражающий жилет и когда?

    Обязаны. Световозвращающие жилеты или накидки уже наделали много шума с момента введения 18 марта 2018 года. Но мало кто задумывался, что велосипедисты не исключение из Правил.

    Обязанность надевать жилеты накладывает пункт 2.3.4 ПДД, и он говорит о водителях всех транспортных средств, а не только механических – то есть автомобилей.

    Кроме того, пункт 24.10 рекомендует велосипедистам при движении в тёмное время суток, в дождь или туман установить или надеть что-либо со светоотражающими элементами.

    Таким образом, велосипедисты обязаны в случае вынужденной остановки или при ДТП, находясь на проезжей части или на обочине в тёмное время суток вне населённого пункта, надеть светоотражающую одежду по ГОСТу.

    Если нет с собой жилетки

    Как можно заметить, лазейка проста: просто покиньте дорогу и стойте в стороне. Обратите внимание, нужно также сойти и с обочины.

    Должен ли я пользоваться световыми приборами?

    Да. Согласно пункту 19.1 ПДД, на велосипеде должен быть фонарь или фара, которые должны включаться в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости. Обратите внимание, недостаточная видимость включает в себя туман и дождь.

    В светлое время суток велосипед должен в любом случае иметь:

    • белого цвета фонарь или отражатель,
    • сзади – красный отражатель или фонарь,
    • по обеим сторонам велосипеда – отражатели красного или оранжевого цвета.

    За их отсутствие есть штраф.

    Какие штрафы для велосипедистов?

    Их всего два. Велосипедистов нельзя привлекать к ответственности по КоАП также, как водителей. И этому есть 2 причины:

    1. дело в том, что КоАП отличается от ПДД в понимании транспортных средств – первый предусматривает под этим понятием только автомототранспортные средства с двигателем гораздо большей мощности, нежели 0,25 кВт – то есть велосипед по КоАП не является транспортным средством, только по Правилам дорожного движения;
    2. именно по первой причине для велосипедистов есть частная статья КоАП и всего 2 части в ней: одна (ч.2 ст. 12.29) предусматривает штраф 800 рублей за любое нарушение Правил велосипедистом; вторая – часть 3 этой же статьи – штраф 1 500 рублей за любое нарушение, совершённое в состоянии опьянения.

    Частность этих статей означает, что если даже Вы попались на нарушение, за которое Вас можно привлечь по статье с бóльшим штрафом, то всё равно должна быть применена одна из вышеуказанных статей, так как они относятся частно к велосипедистам.

    Можно ли ездить пьяным?

    Нет. Это запрещено всем водителям, независимо от статуса – велосипедист или водитель автолюбитель. Это нарушение пункта 2.7 ПДД:

    2.7. Водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

    По всем действующим нормам 2021 года инспектор ГИБДД обязан привлечь к наказанию пьяного велосипедиста, а также провести освидетельствование, равно как и водителей механических ТС, так как состояние опьянения должно быть установлено.

    Могут ли лишить автомобильных прав пьяного велосипедиста?

    Нет. Выше мы уже указали, что для велосипедистов действуют частные статьи Административного кодекса с соответствующими штрафами. Поэтому за езду в пьяном виде велосипедиста можно привлечь по части 3 статьи 12.29 на 1 500 рублей, но никак не лишить права управления.

    Более того, права сотруднику ГИБДД, находясь на велосипеде, Вы не обязаны вообще передавать. К слову, об общении велосипедиста с ГИБДД.

    Остановил инспектор ГИБДД – какие у меня права?

    У Вас похожие права и обязанности с автолюбителями. Вы также можете потребовать предъявить служебное удостоверение, если инспектор обращается к Вам (п. 45 регламента).

    А вот сами Вы передавать для проверки практически ничего не обязаны. Увы, но это так (и это большой минус). Права и прочие типично автомобильные документы нужно передавать для проверки только водителям механических ТС (п. 2.1.1 ПДД). Но у велосипедиста как гражданина инспектор может проверить гражданский паспорт и только в случае совершения первым нарушения ПДД или для привлечения его как свидетеля или понятого (п. 107 Административного регламента МВД).

    К слову, причины для остановки и проверки документов те же, что и для автомобилистов.

    Где покататься на велосипеде в Москве?

    Москва благоустроена для велосипедных прогулок. Первые специализированные дорожки появились в парках столицы в 2012 году. Со временем их общая протяженность во всех городских округах достигла 280 километров. И это не считая трасс для экстремального катания и путей в лесопарковых зонах. Поездки на двухколесном транспорте по городу одинаково увлекательны и в компании, и в одиночестве. Выбрав одно из приспособленных для велопрогулок мест, Вы сможете провести досуг с пользой для здоровья и расширения кругозора.

    Измайловский парк

    Живописное место отдыха – уникальное сочетание живой природы и современной инфраструктуры. Здесь обитают ручные белки и птицы, работает лодочная станция, есть современные аттракционы. В парке можно арендовать классические велосипеды, гироскутеры, лошадки-понициклы, электросамокаты, ролики. Комфортная велодорожка для катаний проходит через станции метро «Шоссе Энтузиастов», «Измайловская», «Партизанская». Ориентиром велосипедистам служат информационные таблички. Для экстремальных спусков предусмотрен трамплин.

    АДРЕС: аллея Большого Круга, 7 (ст. м. Партизанская)

    РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно, круглосуточно

    Воробьёвы горы

    В природном заказнике проложены маршруты для опытных велосипедистов и любителей МТВ (горных велосипедов). Большинство спусков короткие и крутые, а от некогда проводившихся соревнований остались мини-даунхиллы. Подъемы, контруклоны и трамплины для дерт-джампинга рассчитаны на высокий уровень катания. Через Воробьевы горы проходит маршрут «Парк Горького – Москва-Сити» протяженностью более 13 км. Проехать по нему могут велосипедисты любого уровня подготовки. На смотровой площадке можно сделать остановку и полюбоваться панорамными видами.

    Опытные экскурсоводы «Мосфильма» с удовольствием познакомят Вас с одной из самых крупных и передовых киностудий не только России, но и Европы. Наши .

    Когда уходит суета дня, а на Москву спускаются сумерки, город становится особенно красив – необычная и красочная подсветка многих объектов .

    Ботанический сад им. Цицина РАН

    Зеленый оазис в северной части города – место, где можно увидеть редкие растения и проехать на велосипеде вдоль живописных парковых аллей. Незамкнутая дорожка для катаний начинается от Фондовой оранжереи, тянется до главного входа в сад и поворачивает на основную аллею. В конце есть поворот налево, где можно объехать пруд и Японский сад, а затем проехать к комплексу непрерывного цветения. Кроме асфальтированной трассы есть грунтовые тропинки, которые ведут в потаенные уголки.

    АДРЕС: Ботаническая ул., 4 (ст. м. Владыкино)

    РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно с 08:00 до 22:00

    Парк Фили (Филёвский парк)

    Парковые дорожки с подсветкой решают вопрос комфортного перемещения велосипедистов в любое время суток. Трассы для поклонников фрирайда сочетают спокойные участки с крутыми подъемами, спусками и трамплинами. Ориентироваться можно по набережной или по верхней асфальтированной дорожке. Велосипедисты отмечают, что в парке обустроены самые длинные спуски в пределах Москвы и предусмотрен значительный перепад высот для занятий кросс-кантри. В перерывах между катаниями можно посетить кафе, пляж, зону детского отдыха.

    АДРЕС: Большая Филёвская ул., 22, (ст. м. Багратионовская)

    РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно, круглосуточно

    Крылатские холмы

    С Крылатских холмов спускается много прямых и извилистых тропинок, популярных у фрирайдеров. Ландшафтный парк окольцовывает построенная в 1979 году олимпийская трасса протяженностью около 13,6 км. Сложные подъемы и крутые спуски позволяют отточить мастерство опытным велосипедистам. Однако им следует проявлять осторожность, поскольку место отдыха популярно у молодых мам и людей пожилого возраста. Для новичков предусмотрена велодорожка с указателями-ориентирами. Она расположена недалеко от делового центра «Крылатские холмы».

    Национальный парк «Лосиный остров»

    Зеленый уголок природы в северо-восточной части Москвы – прекрасное место для велопрогулок и активного времяпровождения. Асфальтированная дорожка длиной более 10 километров проходит по Абрамцевской и Бумажной просеке. По пути можно свернуть на одну из узких грунтовых тропинок и углубиться в лес, где обитают белки, пятнистые олени, лоси. Маршрут тянется за МКАД. Тишина здесь нарушается только свистом покрышек, шумом листвы и пеньем птиц, что позволяет ощутить единение с природой. После возвращения можно отдохнуть в одной из беседок у центрального пруда.

    АДРЕС: ул. Поперечный просек, 1г (ст. м. Сокольники)

    РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно с 09:00 до 18:00

    Набережная Нескучного сада

    Ровные дорожки с отражающей свет ночной разметкой расположены по всей территории парка. Рядом с лестницами оборудованы пологие спуски к набережной. Трассы в Нескучном саду предназначены для спокойного катания, но есть участки для отработки техники на съезд. В парке также берет начало живописный, но местами сложный маршрут протяженностью около 35 километров. Его можно закончить и у Новоарбатского моста и у Киевского вокзала или вернуться в сад, проехав вдоль берега реки по грунтовым и каменистым трассам.

    ПДД для велосипедистов в России

    95% велосипедистов не знают, что на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данную сторону, нельзя поворачивать налево или разворачиваться. По пешеходным переходам переезжать дорогу тоже было нельзя, но про это 95% узнали только в день отмены этого правила, заметив его только по самому факту его отмены. Да и с ездой по тротуару была та же петрушка. А ехать навстречу движению, примерно как кегли по обочине, на велике таки нельзя. И ездить без включенной спереди фары (!) нельзя, а ночью — без красной сзади. И синие/зеленые/фиолетовые/мигающие огоньки ставить нельзя. И не держаться за руль хотя бы одной рукой нельзя. И в стайки, количеством более десяти собираться тоже нельзя. Ну, и звонок-таки необходим. Такие дела.

    И это грустно. Сесть на велосипед может каждый, кто обзавёлся двухколёсным другом и научился педалить. Чтобы водить велосипед, сдавать экзамены в ГАИ не нужно. Отсюда и повальная безграмотность велосипедистов.

    Поэтому неплохо бы разобраться с тем, как и где можно ездить на велосипеде согласно ПДД.

    Общие положения ПДД

    Разберёмся с основополагающими понятиями.

    Велосипед согласно пункту 1.2 ПДД РФ:

    «Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

    Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

    Дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

    Пешеход — это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.

    Проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

    Тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части, или отделенный от нее газоном.

    Очень важно запомнить, что велосипед является транспортным средством. Это значит, что все пункты ПДД, касающиеся транспортных средств, касаются и велосипедистов.

    Обязательные требования к велосипедисту

    К водителю велосипеда каких-то особых требований нет. Шлем, как мотоциклистам, одевать не надо. Но для личной безопасности всё же стоит обзавестись.

    Перед выездом велосипедист, как и водитель любого транспортного средства, обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.

    Какие сигнальные огни должны быть на велосипеде

    В темное время суток на велосипеде должны быть включены фары или фонари, а в светлое время суток ближний свет фар или дневные ходовые огни:

    19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

    на всех механических транспортных средствах и мопедах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);

    19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

    А вы включаете переднюю фару на велосипеде днём? Я, честно, нет. Хотя задумывалась об этом. Ведь в ПДД написано «транспортное средство», а велосипед, как мы разобрались в самом начале, тоже транспортное средство. А ведь сотрудник ГИБДД может и штраф влепить.

    Внимание! Запрещается движение при не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.

    Где можно ездить на велосипеде?

    1. По велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
    2. По правому краю проезжей части.
    3. По обочине.
    4. По тротуару или пешеходной дорожке.

    При чем пункты взаимоисключаемы. Т.е. если есть велосипедная дорожка, а вы едите по правому краю проезжей части, то это нарушение ПДД. Обратите внимание, что по тротуару разрешается ехать лишь в крайнем случае. А в повседневной жизни часто происходит наоборот.

    Велосипеды должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

    Нужно ли велосипедисту показывать сигналы поворота?

    Да.

    Вот что говорится по этому поводу в ПДД:

    8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

    Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

    Как показать сигналы поворота рукой

    Я видела, что некоторые велосипедисты устанавливают световые индикаторы поворотников с переключателем на руле. Обычно индикаторы крепятся под седло. Но я бы не ленилась показывать повороты рукой — какой процент автомобилистов ожидает увидеть у велосипедиста сигнал поворота под седлом?

    Как и когда нельзя ездить на велосипеде?

    К езде на велосипеде относятся все запреты на управление автомобилями (нетрезвое состояние, нарушение режима отдыха, разговоры по телефону и тд) + нельзя:

    • ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
    • перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
    • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
    • двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
    • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
    • Запрещается буксировка велосипедов и велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом.
    • Велосипедисту запрещено ездить по автомагистралям.

    Ещё раз подчеркну, что запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.

    Очень важным является пункт про запрет поворота налево на дорогах, где больше двух полос для движения в одном направлении. Если всё-таки нужно повернуть налево, то это делается так: велосипедист доезжает до перекрёстка, слазит с велосипеда (в этот момент он становится пешеходом с велосипедом) и по пешеходному переходу перевозит велосипед в нужную сторону.

    Должен ли велосипедист уступать дорогу пешеходам?

    Да.

    1. Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу.
    2. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления.

    Штрафы для велосипедистов

    По идее, если велосипед — такое же транспортное средство, что и автомобиль, то и штрафы должны быть такими же. Но статья 12 Кодекса об административных нарушениях РФ вычёркивает велосипед из категории транспортных средств:

    Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.

    Но в КоАП есть специальная статья для велосипедистов, которая предусматривает штрафы за нарушение правил:

    Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

    2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя механического транспортного средства), —

    влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей .

    3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, —

    влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей .

    Практически любое нарушение ПДД выльется велосипедисту в штраф 800 рублей. А за нарушение, допущенное в состоянии опьянения — 1 000 — 1 500 рублей. Для сравнения, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии карается 30000 рублями.

    В заключение предлагаю посмотреть интервью «ПДД для велосипедистов» с работником ГИБДД. В этом интервью работник ГИБДД объясняет многие моменты, а также, как правильно велосипедисту поворачивать налево, если на дороге больше двух полос для движения в данном направлении.

    Привет!
    Меня зовут Татьяна, и я рада видеть вас на блоге «Жизнь непредсказуема!».
    Я люблю путешествовать, а в блоге делюсь своими впечатлениями, советами и прочими полезными заметками.

    Понравилась статья? Поделитесь ей!

    Буду очень благодарна, если вы оцените статью:

    ПДД для владельцев велосипедов и самокатов

    С наступлением тепла на улицах и дорогах городов появляются альтернативные транспортные средства, такие как электросамокаты, велосипеды, моноколеса и другие. Скорость они развивают приличную, провоцируют аварийные ситуации не хуже автомобилей, и при этом никто не знает, по каким правилам они существуют, даже их владельцы. Давайте разберемся.

    Велосипеды

    Согласно правилам дорожного движения велосипед – это транспортное средство. И хотя права для управления им не нужны, правила на него распространяются те же, что и на прочий транспорт. Впрочем, с одной оговоркой: только во время движения. Как только вы с велосипеда слезли, то сразу превращаетесь в пешехода. То есть, сидя верхом, необходимо руководствоваться правилами для авто, спешившись – для людей.

    Где можно ездить?

    Велосипедист старше 14 лет имеет право передвигаться по:

    • По велосипедной дорожке или специальной полосе для велосипедистов;
    • По правому краю проезжей части (только по ходу движения).
    • По обочине;
    • По тротуару:

    Детям от 7 до 14 лет можно ездить только по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам. И еще один важный момент, пешеходы имеют приоритет перед велосипедистами, их необходимо пропускать.

    Что запрещено велосипедистам?

    1. Управлять неисправным транспортным средством.
    2. Ездить в нетрезвом виде.
    3. Пересекать пешеходный переход, не слезая с велосипеда.
    4. Перевозить детей до 7 лет без специальных приспособлений.
    5. Везти груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за пределы велосипеда.
    6. Держать руль одной рукой.
    7. Поворачивать налево и разворачиваться на многополосных дорогах.

    Какие штрафы предусмотрены?

    По сути, практически за любое нарушение, описанное в предыдущем списке, велосипедисты должны будут заплатить 800 рублей. Исключение составляет вождение в нетрезвом виде: оно карается суммой от 1000 до 1500 рублей. Причем, для велосипедистов действует скидка в 50% за своевременную оплату, как и для водителей.

    Люди на велосипедах часто создают аварийные ситуации на дорогах, от которых сами же и страдают. И конечно, водителей авто интересует, кто несет ответственность за последствия столкновения, спровоцированного велосипедистом. Тут ситуация неоднозначная. Автомобиль – это транспортное средство повышенной опасности, поэтому, даже если водитель соблюдал все правила, но велосипедист получил травмы, (пусть и по своей вине) ущерб здоровью оплатить придется. При этом, если автомобиль пострадал в аварии и вину человека на велосипеде удастся доказать, то через суд можно потребовать с него возмещения средств за ремонт автомобиля.

    Почему не стоит пкупать горный велосипед для города?

    Электросамокаты

    Если правила для велосипедистов прописаны довольно четко, то в случае с самокатами ситуация гораздо сложнее. До недавнего времени самокат был детской игрушкой, и транспортным средством считаться не мог. Но сейчас, когда самокаты оснастили двигателями, позволяющими развивать скорость до 80 км в час, а то и более, ситуация перестала быть однозначной.

    Где можно ездить?

    Итак, пока законы не успевают за техническим прогрессом, человек на электросамокате приравнивается к пешеходу, а значит перемещаться он имеет право только по тротуарам, пешеходным и велодорожкам. Если ничего из этого нет, то допускается движение по обочине или краю проезжей части – строго навстречу потоку машин. Это же ответ на вопрос – нужны ли права на электросамокат.

    Ваши законные права, о которых вы и не догадывались

    Что запрещено?

    Для справки:

    Моноколеса, электроскейты и другие заменяющие транспорт «игрушки» в законах не прописаны тем более, но, учитывая, что мощность таких приборов меньше кВт, в глазах закона их владельцы остаются пешеходами со всеми вытекающими.

    Казалось бы, все однозначно. Раз человек на самокате – пешеход, то и требования к нему аналогичные: не создавать помех движению других людей, уважать сигналы светофора, не пересекать дорогу в неположенных местах. Но это до тех пор, пока самокат не станет участником какого-либо дорожного инцидента, либо пока его не остановит бдительный сотрудник полиции. В данной ситуации все зависит от мощности прибора и решения суда. Если самокат имеет мощность более 4 кВт, то есть сравнимую с мощностью мопеда, суд легко может признать его транспортным средством, а значит отвечать водителю придется по всей строгости закона. Например, за вождение такого самоката в нетрезвом виде могут лишить водительских прав!

    Какие штрафы предусмотрены?

    Тут все опять зависит от того, признают ли владельца самоката пешеходом или водителем. В первом случае, за нарушение правил дорожного движения полагается предупреждение или штраф 500 рублей, за создание помех движению – 1000 рублей, а если поведение человека на самокате приведет к аварии – то 1500 рублей. Обладатель мощного самоката ответит за аналогичные нарушения уже как водитель мопеда. Так, например, штраф за езду без прав от 5 до 15 тысяч рублей, а в случае, если прав лишили ранее, то придется заплатить 30000 рублей.

    ПДД для велосипедистов в России

    Автор: Олег Северин

    Велосипедисты – полноправные участники дорожного движения. Но не все сидящие за рулём двухколёсных транспортных средств знают это. С наступлением тёплых дней и схода снега с асфальта, сотни велосипедистов устремляются на больших скоростях навстречу приключениям.

    Где должны ездить

    Движение велосипедистов в возрасте до 7 лет возможно только вместе с пешеходами (по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, пешеходным зонам). В возрасте от 7 до 14 лет — по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. В этом возрасте запрещено ездить по велосипедным полосам, проезжей части или обочине.

    Водителям велосипедов старше 14 лет разрешается передвигаться:

    1. По велосипедной или велопешеходной дорожкам, выделенной полосе для велосипедистов.
    2. По правому краю проезжей части.
    3. По обочине. (Если нет велосипедной дорожки или выделенной полосы, а также невозможности передвижения по правому краю проезжей части).
    4. По тротуару или пешеходной дорожке.

    По проезжей части

    Правилами дорожного движения допускаются несколько исключений:

      ширина велосипеда больше 1 метра движение в колоннах сопровождение велосипедиста в возрасте до 14 лет или перевозка ребёнка до 7 лет

    Надо помнить, что передвижение по проезжей части осуществляется велосипедистом по полосе направления его движения. Ни в коем случае не навстречу движущемуся транспорту, как пешеходы.

    На тротуаре

    С 2020 года велосипедистам разрешено передвигаться по тротуарам и обочинам, если они не создают помех движению пешеходов. В случае необходимости двигаться пешком, перевозя велосипед.

    Правильное пересечение

    Пересечение водителя велосипеда с дорогой, тротуаром, железнодорожными путями или другими преградами регламентируется общими правилами дорожного движения. Если он осуществляет движение рядом с велосипедом, то действуют ПДД для пешеходов. Двигаясь на велосипеде – он должен руководствоваться правилами вождения для велосипедистов.

    Перекрёстка

    В любой сомнительной ситуации или при большом скоплении автотранспорта, самый простой способ пересечь перекрёсток – перейти пешком по ближайшему пешеходному переходу. Если велосипедист уверен в себе, тогда следуйте следующим ПРАВИЛАМ.

    При повороте направо

    Необходимо заранее перестроиться в крайний правый ряд. Смещайтесь к середине проезжей полосы. Это делается для того, чтобы не повернуть одновременно с каким-нибудь автомобилем. Такой манёвр опасен, т.к. автомобиль может прижать велосипедиста к обочине.

    Особенно, если это будет грузовик с прицепом или автобус. Их лучше пропускать вперёд, так как обзор этих транспортных средств ограничен и они просто могут не заметить двигающийся рядом велосипед.

    При повороте налево

    Совершать манёвр только уверенным в своих силах велосипедистам. Есть сомнения – идите пешком. Разрешён на дорогах без трамвайных путей и при наличии только одной полосы для движения в этом направлении. Перед поворотом необходимо заранее выехать на середину левого ряда, чтобы не пересечься с автомобилем, планирующим двигаться прямо.

    Велосипедист должен пропустить транспорт, движущийся во встречном направлении. Делать это следует на самом перекрёстке, а не перед ним.

    Начинайте движение поэтапно:

    1. За несколько метров до перекрёста показать левой рукой сигнал поворота и медленно передвигаться ближе к середине полосы;
    2. После сигнала светофора ещё раз показать знак движения налево. Затем аккуратно переместиться ближе к центру перекрёстка и пропустить весь встречный транспорт. Обычно, автомобили смещаются ближе к центру и ждут, велосипедисту рекомендуется смещаться по оси, и оставаться параллельно двигающемуся с вами автомобилем.
    3. Если помех нет, продолжать двигаться – или перед автомобилем, или на безопасном от него расстоянии. Правилами дорожного движения допускается движение на жёлтый и красный исгнла светофора в случае завершения манёвра. Встречный транспорт обязан вас пропустить. Скорость не снижайте.

    При движении прямо

    Двигаться прямо допускается из любого ряда в случае отсутствия предписания иного порядка расположения транспортных средств. Если они есть, то необходимо следовать следующим правилам: заранее выехать на середину правого ряда, набрать скорость для того, чтобы автомобиль сзади не смог обогнать велосипедиста при повороте направо.

    Иногда можно встретить разметку, предлагающую заранее перестроиться между 1 и 2 рядами. Этого делать ни в коем случае нельзя, на лицо нарушения правил дорожного движения. Проще на время стать пешеходом и перейти дорогу по пешеходному переходу.

    При пересечении кругового перекрёстка

    При большом скоплении автомобилей (пробка) и в случае неуверенности в своих силах, лучше перечь перекрёсток пешком, по ближайшему пешеходному переходу и продолжить движение на велосипеде. Если перед перекрёстком автомобилистов просят снизить скорость до 20-30 км/ч, то и велосипедист сможет с лёгкостью пересечь его.

    Тем, кто хорошо знает ПДД, пересечь такой вид перекрёстка не составит труда. Необходимо двигаться прямо, не перестраиваясь в ближайший выезд. Пропускать тех, кто планирует въезжать в круг, при условии, что это не главная дорога.

    Заранее переместитесь на середину полосы, чтобы не стать помехой автомобилю, съезжающему с круга. Выехать можно только из правого внешнего ряда.

    Пешеходного перехода

    Пересекать переход только пешком, двигая велосипед рядом с собой. Запрещено двигаться на велосипеде по пешеходному переходу, а тем более разворачиваться. Пересекая регулируемый пешеходный переход, действовать согласно сигнала светофора или знака регулировщика.

    На нерегулируемом пешеходном переходе велосипедист обязан уступить дорогу пешеходам. Если пешеходы спешат к подошедшему трамваю, то и их велосипедист обязан пропустить.

    Обязанности велосипедиста на дороге

    У велосипедиста, как у любого водителя транспортных средств, есть обязанности, которым он должен неукоснительно следовать:

    1. Соблюдать правила дорожного движения.
    2. Содержать велосипед в исправном состоянии.
    3. Передвигаться только по правому краю дороги.
    4. Подавать предупредительные знаки перед тем, как совершить манёвр.
    5. Передвигать по велосипедной дорожке или социально выделенной полосе.
    6. Двигаясь группой, ехать в ряд.

    Экипировка

    Большое внимание необходимо уделить одежде. Зачастую от экипировки водителя двухколёсного транспортного средства зависит его жизнь и здоровье.

    Безопасность обеспечат:

      шлем велосипедные очки респираторы защитный костюм (приветствуется яркие краски и светоотражающие элементы) наколенники и налокотники велосипедные перчатки специальная обувь

    Обязательно иметь с собой минимальный набор инструментов, шейкер для воды, насос. Этот нехитрый набор позволит чувствовать себя уверенней на трассе.

    Знаки для велосипедистов, какие жесты используют

    Для велосипедистов действуют запрещающие и предприсывающие знаки. Их необходимо знать, различать и действовать на их основании.

    Управляя велосипедом, необходимо знать, как обозначать свои намерения совершать то или иное действие. Разработана система жестов, регулирующая правила поведения велосипедистов на дороге.

    Ответственность за нарушение правил, штрафы

    На велосипедистов, как и всех участников дорожного движения, рапсространяются утверждённые росийским законодательством нормативные документы.

    Предусматриваются меры пресечения нарушений и штрафы:

    1. За несоблюдение ПДД. Штраф – 800 рублей, если он передвигается на велосипеде, а не везёт его рядом с собой:
      • несоблюдение правил передвижения по пешеходному переходу – штраф 800 рублей
      • езда по тротуару – штраф 800 рублей. В большинстве городов России нет специальных дорожек или выделенных полос, поэтому сотрудники ГИБДД за передвижение по тротуару привлекают к ответственности велосипедистов редко
      • езда в пьяном виде, штраф – 1000-1500 рублей
      • нарушение скоростного режима – 20 км/ч, с электродвигателем – до 25 км/ч, штрафов нет
      • езда без шлема, штрафов нет
    2. Создание помех для других участников дорожного движения:
      • в случае, если действия велосипедиста спровоцировали помехи для движения автомобилистов – штраф 1000 рублей
      • если нарушение правил привело к причинению вреда другим участникам дорожного движения, штраф от 1000-1500 рублей

    Поездка зимой

    Ездить на велосипеде можно и зимой. В идеале – сменить резину, но можно и на летней. Главное не совершать резких манёвров. При передвижении соблюдать дистанцию, заранее продумывать маршрут.

    Одежда – обычная, только вместо носков одевать тёплые гольфы или длинные носки, подойдут термобельё или гетры. Обращайте внимание на педали. На обуви может остаться снег, сцепление с педалями может ухудшиться, и нога будет соскальзывать.

    В зимнее время года лучше использовать велозамок с ключом. При себе иметь хорошо впитывающую тряпочку, чтобы протирать сиденья. Смазывать двухколёсного друга надо часто, осадки плохо влияют на металлические детали велосипеда.

    В ночное время

    Не рекомендуется передвигать на велосипеде с наступлением темноты или сумерках. В случае выезда в ночное время следуйте следующим советам:

      оснастите велосипед светотехникой – фары, катафоты, светоотражатели и светодиоды одежда со светоотражающими элементами, технический жилет фонарик, желательно налобный выбор безопасного маршрута, передвижение по знакомым безопасным дорогам предельная внимательность и осторожность

    Соблюдая ПДД позволят велосипедисту осмотрительно действоватьна дорогах. Его отвественность — не только собственная безопасность, но и сохранение жизни и здоровья других участников движения. Быть умным и вежливым — просто, проезжая часть не прощает ошибок.

    Чтобы уточнить интересующую Вас информацию по этому или другому вопросу обратитесь к юристу-консультанту с помощью формы ниже или позвоните по номеру, указанному на сайте. Более подробно о консультации можно узнать на странице Консультация.