Два колеса велосипед

Два колеса и чудеса

Краткий экскурс по необычным велосипедам

Велосипед сегодня — один из наиболее распространенных видов транспорта. Это быстро, удобно, полезно для здоровья и не вредит экологии. Его конструкция настолько эффективна и проста, что «изобретением велосипеда» сегодня называют попытку сделать что-то с технологией, которая и так практически совершенна. Тем не менее, сам велосипед неоднократно дорабатывали, равно как и пытались переизобрести. Рассказываем о том, что получилось в результате некоторых таких попыток.

Само изобретение велосипеда обросло множеством легенд. Например, известна версия, что первым такое транспортное средство изобрел Леонардо да Винчи — мол, его изображение есть среди зарисовок мастера. Однако большинство исследователей сходятся во мнении, что это подделка и что никакого велосипеда Да Винчи не изобретал.

Другая легенда повествует о простом уральском крестьянине Ефиме Артамонове, который сумел из дерева и железа собрать первый в мире образец беспедального велосипеда — беговела. По легенде, в 1800 году Артамонов на своем велосипеде совершил первый же в мире велопробег, проехав две тысяч верст из Тагильского заводского поселка (ныне Нижний Тагил) в Москву. За это ему даровали свободу. Правда, изучение велосипеда Артамонова, хранящегося в Краеведческом музее Нижнего Тагила показало, что собран он был в конце XIX века, вероятнее всего, по английским чертежам.

Что касается достоверных сведений, то первый прототип велосипеда придумал в 1817 году — и запатентовал в 1818-м — немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ. Его двухколесное транспортное средство было выполнено из дерева, имело руль с поворачивающимся передним колесом и седло, расположенное прямо на раме. Наездник садился в седло и ехал, отталкиваясь ногами от земли.


«Пенни-фартинг»

С 1830-х годов стали появляться велосипеды с педалями. Они имели прямой привод, то есть педали были жестко прикреплены к втулке — один оборот шатунов соответствовал одному обороту переднего колеса. Наиболее известным из таких ранних велосипедов является «пенни-фартинг». У него было огромных размеров переднее колесо, как раз из-за прямой передачи — благодаря большой окружности оно давало бо́льшую скорость. Привычные нам велосипеды с цепной передачей на заднее колесо начали выпускаться с 1885 года.

Классический велосипед, конструкция которого в целом не претерпела значительных изменений за последние 136 лет, состоит из рамы, построенной из двух треугольников, вилки, переднего и заднего колес, подседельного штыря с седлом, шатунов с педалями и ведущей звездочкой и цепи, передающей вращение на звезду заднего колеса. Некоторые компании пытались «играть» с этой конструкцией (например, у компании GT есть запатентованная конструкция рамы из трех треугольников Tripple Triangle), но в целом внешний вид остается неизменным.

Были и попытки переизобрести велосипед — создать новую конструкцию этого транспортного средства. Многие из таких разработок ориентированы на компактность, чтобы жители городов могли перемещаться по улицам и пользоваться общественным транспортом. Другие нацелены на повышение энергетической эффективности велосипеда, то есть снижение затрачиваемых килокалорий на преодоление некоторого расстояния.

Это как?

При ходьбе с средней скоростью 5 километров в час пешеход затрачивает 60 килокалорий на один километр. Велосипедист тратит 15 килокалорий на один километр пути, если едет со средней скоростью 30 километров в час.

Некоторые изменения конструкции велосипеда: геометрии рамы, длины шатунов и положения седла относительно кареточного узла могут сказываться на энергетической эффективности велосипеда в ту или иную сторону.

«Пенни-фартинг» наоборот

В 1930-х годах итальянская компания Abici представила велосипед Velocino. Внешне он очень напоминал английский «пенни-фартинг», только имел очень короткую колесную базу, а большим было заднее колесо. Рама этого велосипеда представляет собой один четырехугольник, к нижнему заднему углу которого крепится заднее колесо, а через переднюю трубу проходит шток вилки. Велосипед имеет цепную передачу на заднее колесо. Ручки руля велосипеда расположены на уровне коленей ездока.


Velocino
Abici

Почему именно такая конструкция была выбрана для Velocino, компания Abici не уточняла. По одной из версий, транспортное средство было сделано таким из соображений компактности — для комфортного передвижения по городу и безопасности пешеходов. Якобы, в случае угрозы столкновения с пешеходом велосипедист может выставить ладонь вперед и не ударить человека колесом или рулем велосипеда. Abici Velocino выпускается серийно и сегодня, его можно приобрести за 599 евро.

Какими-то передовыми технологиями Velocino при этом не блещет: стальная рама с порошковым окрашиванием, алюминиевые обода со стальными спицами, односкоростная втулка заднего колеса с ножным тормозом (для остановки педали нужно провернуть назад).

Изогнутые линии и колесные арки

В 2013 году эстонская компания Velonia Bicycles (сегодня называется Viks) представила велосипед Viks. Рама этого велосипеда собрана из стальных изогнутых труб и отличалась от классической схемы двух треугольников. В передней части она имела изгиб по форме колеса, напоминая автомобильную колесную арку. Подседельной трубы у велосипеда не было. Каретка с шатунами и педалями крепилась к нижней прямой трубе идущей от заднего угла рамы к переднему углу колесной арки.


Viks GT
Felix Laasme / Hooligan Hamlet

Вилка велосипеда представляла собой две трубы, приваренные к двум «коронам». В отверстия в коронах продевался шток вилки; он же проходил через рулевой стакан, приваренный к передней части рамы. Таким образом формировалось своего рода шарнирное соединение. Каких-либо скоростных или энергетических преимуществ велосипедисту такая конструкция рамы не дает. Ее основная задача — привлекать внимание, и только. Рама велосипеда по заказу может быть оснащена креплениями по все современные виды трансмиссий, включая и беспроводные переключатели скоростей.

В 2016 году Viks обновила велосипед, сделав раму из легкого алюминиевого сплава. Он получил название Viks GT. При этом конструкция рамы не изменилась. Сегодня компания собирает Viks GT на заказ небольшими партиями. В базовом варианте велосипед оснащается ременной передачей с шевронным ремнем и литыми алюминиевыми колесами. Стоит велосипед 7400 евро.

Велосипед-трость

В 1985 году британская компания STRiDA наладила серийный выпуск очень компактного складного городского велосипеда. Это был небольшой велосипед с рамой из одного треугольника и маленькими пластиковыми колесами. Шток рулевой вилки проходил через трубу переднего ребра треугольника, а седло крепилось посередине заднего ребра. Кареточный узел с шатунами и педалями располагался на нижней грани треугольника. Велосипед был оснащен ременной трансмиссией с шевронным ремнем.


STRiDA EVO
STRiDA

Велосипеды STRiDA довольно быстро стали популярными. В первую очередь популярность им обеспечила складная конструкция. Нижняя труба рамы в передней части имеет кнопочный фиксатор, нажав на который, можно поднять вверх нижнюю трубы рамы и прижать к задней трубе, а потом подвести к ней переднюю. Педали также выполнены складными. В сложенном виде велосипед напоминает трость, которую удобно катить рядом с собой.

Сегодня велосипеды STRiDA выпускаются в нескольких версиях и цветах, отличающихся друг от друга используемыми материалами. Например, колеса могут быть как литыми пластиковыми, так и металлическими с алюминиевыми ободами и стальными спицами. Стоимость велосипедов начинается от 480 евро.

Велосипед-кресло-кровать

В 1920-х годах был изобретен велосипед, получивший название лигерад (или рикамбент). Он отличался тем, что ездок размещался в нем полусидя. Кареточный узел с шатунами был вынесен на кронштейне впереди рамы, а цепь приводила в движение переднее колесо. При этом рулевым в лигераде было заднее колесо. С точки зрения энергетической эффективности лигерад превосходил классические велосипеды — ездок мог поддерживать высокую среднюю скорость движения, прикладывая заметно меньше усилий.

При педалировании на лигераде мускульные усилия используются более эффективно. Велосипедист полулежа (а в более поздних моделях лигерада ездоки и вовсе лежали в седле) упирался спиной в спинку сиденья, получая дополнительную точку опоры. Благодаря этому и появлялась возможность передавать дополнительные мышечные усилия на педали. Кроме того, благодаря полулежачему или лежачему положению ездока становилась эффективнее аэродинамика лигерада — велосипедисту приходилось трать меньше сил на преодоление лобового сопротивления во время езды.


Streetmachine GTe
HP Velotechnik

Впервые лигерад был использован на международных велогонках в 1933 году, но уже спустя год такой вид транспорта запретили использовать в спортивных соревнованиях, поскольку даже велосипедист с небольшой физической подготовкой мог составить серьезную конкуренцию профессиональным спортсменам. Позднее для лигерадов были организованы отдельные гонки. Для таких гонок на лигерады обычно устанавливают дополнительный аэродинамический обвес — легкие панели, из-за которых велосипед начинает напоминать уже небольшой автомобиль.

Рикамбенты серийно выпускаются и сегодня. Эти велосипеды оснащены удобными креслами, легкими колесами, цепной трансмиссией с переключателем скоростей. Такой вид транспорта иногда выбирают велотуристы, путешествующие на большие расстояния. Современный лигерад, сделанный из легкого алюминиевого сплава, позволяет ездоку долгое время поддерживать среднюю скорость движения 35-40 километров в час. Стоимость таких велосипедов начинается от 300-400 евро и зависит от используемых материалов и велосипедных компонентов.

Эллиптический тренажер на колесах

В начале 2000-х годов начали появляться велосипеды, сочетающие в себе эллиптический тренажер и, собственно, велосипед. Эллиптическим называется педальный тренажер, имитирующий ходьбу с нагрузками. В нем человек давит с помощью мускульных усилий и собственного веса на педали, связанные с утяжеленным маховиком цепью, шевронными ремнями или рычагами.


EllipiGO 3C
ElliptiGO

Эллиптический велосипед повторяет принцип эллиптического тренажера, только в роль маховика, на который передается вращение педалей, выполняет заднее колесо. Такие велосипеды обычно не имеют переключателя скоростей. Эллиптический велосипед изобрели специально для занятий спортом, его энергетическая эффективность целенаправленно снижена — расход калорий на таком транспортном средстве на один километр пути выше, чем в среднем у велосипеда или даже обычной ходьбе.

Сегодня выпуском эллиптических велосипедов занимаются несколько компаний, а стоимость таких транспортных средств начинается от 800 евро.

Лучшие детские двухколесные велосипеды

Велосипед для малыша должен быть удобным и безопасным, поэтому предварительно нужно оценить его комплектующее. Детский транспорт помогает развиваться, познавать мир с другой стороны, заниматься активностью. Иногда сложно выбрать практичную и комфортную модель, ведь все они разные. Поэтому был создан рейтинг, куда были отобраны лучшие детские двухколесные велосипеды, подходящие под разные возрастные группы.

Детский двухколесный велосипед какой фирмы лучше выбрать

Дети в возрасте от 2-3 лет проявляют интерес к велосипедам, мечтают освоить навыки вождения, проводить активное время несколько по-другому. Не все модели имеют хорошую комплектацию и справляются со своими функциями, поэтому при выборе важно обращать внимание на производителя. В рейтинге описаны производители, которые выпускают лучшие детские двухколесные велосипеды:

  • Navigator – торговая марка, которая появилась в 2006 году. Она создает 30 видов товара, среди которых осветительные приборы, техника, электронные аппараты, элементы питания и другие. Товары бренда поставляются в разные страны Европы.
  • Schwinn Bicycle Company – американская компания была основана еще в 1895 году в Чикаго. С конца ХХ века товары активно поставлялись в разные страны США, затем постепенно начали появляться на европейском рынке, а также в странах СНГ.
  • RoyalBaby – крупный производитель детского транспорта, он поставляется в 40 стран мира, среди которых и Россия. Бренд развивается с каждым годом, получает новые награды за функциональную и безопасную детскую технику.
  • Mustang – американский производитель техники, среди которой не только автомобили, но и детские велосипеды. Бренд узнают во всем мире, он создает продукцию еще с ХХ века, которая и сегодня продолжает активно развиваться.
  • Forward – российская компания, которая создает велоаксессуары и запчасти. Основана в 1999 году в городе Пермь, развивается с каждым годом, создает новые наименования. Техника поставляется во все города России. Базовым предприятием является завод «Велта».
  • Stels – машиностроительная компания, которая выпускает разные виды техники: снегоходы, мотороллеры, аксессуары и запчасти. Ежегодно развивает свой бренд, пополняет ассортимент товара новыми моделями. Фирма основана в 1990 году.
  • Stark – компания основана в 1962 году, она создает технические инструменты, оборудования, различную технику уже почти 60 лет. В 2008 году бренд существенно расширил линейку своего товара, начал создавать мотопомпы и бензиновые генераторы.
  • Jaguar – английская компания, основанная в 1922 году. Она создает взрослую и детскую технику, с каждым годом использует новые технологии, расширяет свои возможности. Активное развитие бренд достиг только в 2000 годах, начал поставлять товар не только по Америке, но и Европу.
  • Merida – тайванская компания создает велосипеды для детей и взрослых, используя новые технологии. Техника функциональная, безопасная, оснащена хорошими амортизационными свойствами. Каждая модель бренда представлена в новом дизайне.
  • BearBike – бренд создает качественную велотехнику, предназначенную для горных и городских поездок. При ее создании используют новые технологии, которые позволяют наслаждаться функциональными свойствами каждой модели.
  • Shulz – торговая марка впервые появилась в 2008 году, она создает велотехнику с разной комплектацией и свойствами. Все модели имеют хорошую амортизационную систему, удобные, безопасные. Их красивый дизайн всегда отличается от других брендов.
  • Altair – бренд выпускает функциональный транспорт с ярким дизайном, создает модели не только для взрослых, но и для детей от 3 лет. Российская компания бренда – Forward, основана в 1999 году, активно развивается и создает новые модели.
  • Beagle – производитель создает практичные велосипеды для детей, которые имеют оригинальное оформление, а также все необходимые свойства для безопасной езды. Их колеса оснащены хорошей амортизацией, поэтому они сохраняют устойчивость на любой поверхности.
  • Bryno – производитель детской техники, которая имеет хорошие характеристики. Бренд известный в разных странах Европы, его товар экспортируется по миру уже много лет.
Читайте также  Виды рулей на велосипед

Рейтинг детских двухколесных велосипедов

При составлении рейтинга техники для детей от 2-3 лет, рассматривалось множество моделей велосипедов, внимание обращалось на все их характеристики. Учитывалось мнение экспертов, отзывы потребителей, проводились сравнительные тесты техники, которые также ответили на многие вопросы. Дополнительно смотрели на следующие характеристики:

  • Мягкость сидения;
  • Устойчивость руля;
  • Материал корпуса;
  • Механизмы управления;
  • Удобство педали;
  • Амортизация колес;
  • Дополнительные аксессуары;
  • Цена.

Полученные данные помогли построить рейтинг, в котором описываются детские велосипеды с двумя колесами, созданные для детей от 2-3 лет.

Как научить ребенка кататься на двухколесном велосипеде: подробная инструкция

© Коллаж Кристины Савельевой

Обычно дети не учатся сразу ездить на двухколесном велосипеде: родители покупают им трехколесные или велики с боковыми колесами. Ведь самая сложная часть — научиться держать равновесие. Благодаря детским велосипедам ребенок учится крутить педали, но вот проблемы с равновесием так и остаются.

Если вы считаете, что ваш ребенок уже готов ездить на велосипеде по-настоящему, убирайте боковые колеса и начинайте тренироваться заново. Вот, как это лучше сделать.

В каком возрасте начинать

Конечно, никакого точного возраста, в котором пора начинать тренировки, нет. Но обычно на двухколесном велосипеде учат кататься детей в возрасте от трех до восьми лет. Ребенок наверняка захочет отказаться от боковых колес пораньше, когда его друзья, братья, сестры и другие дети во дворе научатся ездить без них.

Если ваш ребенок захочет ездить на двухколесном велосипеде уже в три года, начинайте тренировки. Но и не давите на него, если он решит подождать. Исследования показывают, что дети, которые учатся кататься в более раннем возрасте, чаще получают травмы.

Выберите велосипед

На неподходящем по размеру велосипеде ребенку учиться намного сложнее, поэтому он будет расстраиваться и даже забросит тренировки. Если он уже перерос свой велосипед с боковыми колесами, придется покупать новый.

При выборе ориентируйтесь на размер колес. Детям старше трех лет подойдут велосипеды с диаметром колеса 12–14 дюймов. После четырех лет — 16 дюймов.

Купите средства защиты

Даже несерьезные травмы испортят настрой и ребенку, и вам. Купите средства защиты: шлем, налокотники, наколенники и перчатки. И не слушайте жалобы ребенка на то, что в шлеме он выглядит глупо. Падать он первое время будет много, лучше уж кататься с защитой, чем каждый раз делать перерыв и обрабатывать очередную ссадину.

Важно правильно надеть шлем. Его передний край должен быть выше уровня бровей на пару сантиметров. Затяните все ремешки и попросите ребенка потрясти головой. Если шлем сдвинется больше, чем на два сантиметра, затяните ремни потуже или выберите шлем меньшего размера.

Найдите подходящее место

Вам нужно тихое место подальше от машин и других людей. Лучше всего подойдет отдаленная часть парка. С машинами все понятно — рядом с дорогой новичку ездить опасно. А из-за других людей ребенок будет стесняться, так что тренируйтесь вдали от них.

Научите балансировать

Подготовьте велосипед для первой тренировки и открутите педали. Да-да, педали не пригодятся. Важно сначала научить ребенка удерживать равновесие и доверять своим ногам. Благодаря этой тренировке он поймет, что всегда может выставить ноги и опереться на них. Опустите сиденье так, чтобы ноги ребенка свободно касались земли.

Ребенку нужно будет отталкиваться ногами от земли, сидя на велосипеде. Когда он научится держать равновесие и почувствует себя увереннее, переходите к следующему шагу.

Поставьте педали

Прикрутите первую педаль. Возьмите левую или правую — как ребенку удобнее. Одной ногой он должен отталкиваться от земли, а вот другой потренироваться крутить педаль. Равновесие так удерживать уже сложнее, эта часть тренировки займет больше времени.

Затем прикрутите вторую педаль, зажмите тормоз и позвольте ребенку покрутить обе педали одновременно, удерживая равновесие на месте.

Потренируйтесь тормозить

Потренируйтесь тормозить до того, как ребенок начнет кататься. Возможно, ему удобнее будет слезть с велосипеда, покатать его рядом и увидеть, что происходит, когда он жмет на тормоз.

Скажите ребенку, чтобы тормозить он всегда начинал заранее, не забывал немного отклоняться назад во время торможения и ставить ноги на землю до того, как велосипед остановится.

Начинайте кататься

Вот теперь ребенок готов ездить сам! Почти. Во время первого заезда вам лучше идти рядом и придерживать ребенка за плечи. Следите, чтобы он всегда смотрел вперед — так ему проще будет удерживать равновесие. Через пять метров отпустите ребенка и позвольте ему ехать самому.

Перед следующим заездом придерживайте ребенка за краешек футболки и тоже отпустите через пару метров. Если он едет еще не слишком уверенно, идите за ним следом, чтобы поймать в любой момент. Когда ребенок достаточно потренируется, для удобства поднимите сиденье.

Научите рулить

Ребенку придется еще немного потренироваться, прежде чем он научится рулить и поворачивать. Сделайте полосу препятствий, разложив на земле предметы, которые ребенку нужно будет объезжать. Только выбирайте предметы побольше, чтобы ребенок не мог случайно на них наехать. Или наоборот, возьмите что-нибудь маленькое и мягкое, чтобы проехать прямо по нему.

На этом этапе попробуйте покататься и сами, предложив ребенку точно следовать за вами.

Как учить ребенка постарше

Детей старше можно учить кататься на велосипеде по такой же схеме: сначала научить держать равновесие, затем потренироваться крутить педали и переходить к полноценной практике. Только для них вам, скорее всего, не придется откручивать педали и опускать сиденье, ведь ребенок и так будет доставать ногами до земли.

Велосипеды 2х колесные

Быстрая покупка

Почему Мы?

    Самые выгодные цены Большой выбор велосипедов Более 20 лет успешной работы Быстрая доставка Даём гарантию на каждый проданный товар Скидки постоянным покупателям
  • Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Вперед

Идеальный детский велосипед должен быть прочным, качественным и удобным. От этого зависят комфорт и безопасность маленького человека во время езды. Обновлять детское средство передвижения следует по мере взросления человека. Если в двухлетнем возрасте дети катаются на трехколесных моделях, то более взрослому ребенку нужен двухколесный велосипед и вся необходимая защитная экипировка. Лучше сразу купить недорогое, но высококачественное изделие, поскольку его впоследствии можно продать с незначительной потерей затраченных средств.

Особенности детских велосипедов

В первую очередь приобретаемое средство передвижения должно нравиться будущему владельцу, а также подходить по всем известным критериям: материалам изготовления, диаметру колес, росту и другим параметрам. Если за известность бренда многие родители платить не желают, то безопасности детей все уделяют повышенное внимание. В разработке детских двухколесных велосипедов специалисты учитывают все до мельчайших деталей. Именно это объясняет повышенный эксплуатационный ресурс двухколесной техники известных производителей.

Велосипед с рукояткой и дополнительными колесами

Для малышей покупают велосипед с дополнительными небольшими колесами, прикрепленными к задней части конструкции. Это делает двухколесное средство передвижения идеально устойчивым. После освоения ребенком такого велосипеда дополнительные колеса удаляют. Еще одним вспомогательным элементом детского двухколесного велосипеда является ручка. Она предназначена для родителей, которые помогают ребенку объезжать препятствия.

Преимущества велосипеда с ручкой и дополнительными колесами следующие.

  1. Правильное формирование осанки. Благодаря тому что мама рулит вместо ребенка, он всегда держит спину ровной.
  2. Появление чувства равновесия.
  3. Улучшение физического состояния.
  4. Экономия денежных средств. Благодаря возможности отсоединения вспомогательных колес некоторое время не потребуется обычный двухколесный велосипед.

Выбор модели

В нашем интернет-магазине можно купить детский двухколесный велосипед в любое удобное для вас время. Высокое качество и доступные цены — это не все преимущества нашего сайта.

При выборе велосипеда для ребенка уделяют внимание следующим критериям.

  1. Возраст. Двухколесный велосипед без дополнительных колес покупают ребенку, достигшему пятилетнего возраста.
  2. Рост. Если, сидя на велосипеде, ребенок ногами достаёт до земли, — значит, это правильный выбор.
  3. Диаметр колес. Он должен соответствовать росту ребенка.
  4. Руль и сиденье. Должна быть возможность регулировки руля и сиденья по высоте.
  5. Тормоза. Руль велосипеда должен быть снабжен рукоятками заднего и переднего тормоза. Дублировать их может ножной тормоз.
  6. Педали. Они должны быть металлическими, поскольку это многократно увеличивает их эксплуатационный ресурс.
  7. Цепь. Этот колесный привод обычно защищен кожухом.
  8. Обязательное наличие клаксона.

Дополнительным аксессуаром может стать небольшая алюминиевая корзина, закрепленная в передней верхней части руля. Основание корзины опирается на крыло. Экипировка ребенка тоже имеет большое значение. В нее входят шлем, налокотники, наколенники и качественная обувь.

Велосипед просто необходим ребенку, независимо от пола и возраста. Езда на двухколесном средстве передвижения развивает вестибулярный аппарат и координацию, укрепляет сердце и делает ребенка выносливым.

Наш интернет-магазин предлагает всем желающим трехколесные и двухколесные велосипеды, самокаты и детские электромобили, а также запчасти для них.

Два колеса велосипед

Купцы первой гильдии Юрий Блок и Петр Прянишников зарегистрировали устав общества велосипедистов-любителей — первого в России объединения любителей двухколесного транспорта. В регистрации им удалось опередить на полгода аналогичное санкт-петербургское объединение. По уставу на велосипедах запрещалась ездить в местах большого скопления людей, а при встрече с повозкой «в случае беспокойства лошадей велосипедист обязан умерить ход или сойти с велосипеда, по возможности, закрыв его собой».

Читайте также  Ход подвески велосипеда

В Москве на аллее Санкт-Петербургского шоссе открылась первая официальная велодорожка — при участии братьев Смирновых, совладельцев кафе «Циклист» в Петровском парке за Тверской заставой. Езду по улицам в Москве разрешили лишь за четыре года до этого (женщинам — с 1895 года). При этом седоку требовался «Билет на право езды по городу», получаемый на один год в полицейском участке, велосипедный звонок или гудок, а также жестяной номерной знак. Права и номера для велосипедистов были отменены лишь в СССР в 1961 году.

Фото: Getty Images

Московский велосипедный завод (МВЗ) произвел первую продукцию — 180 двухколесных машин. Предприятие на Велозаводской улице было заложено за четыре года для этого события; для оснащения завода Совет народных комиссаров СССР закупил станки у английской компании BSA. К концу 1930-х годов МВЗ стал самым мощным советским предприятием, выпускавшим до 1 тыс. велосипедов в сутки. Во Вторую мировую войну МВЗ был переориентирован на выпуск армейских мотоциклов.

Фото: Владимир Гаранин, РИА Новости

На Харьковском велосипедном заводе (ХВЗ) стала производиться популярная модификация одного из самых массовых советских двухколесных агрегатов — «Украины». Велосипед B-120 имел удлиненную раму, усиленные вилки. При этом его первая модификация выпускалась с 1926 года и в целом повторяла модель, придуманную на рижской велосипедной фабрике купца Александра Лейтнера, основанной в 1886 году. ХВЗ и был запущен на мощностях этого предприятия, а в Первую мировую войну перевезен из Риги в Харьков. Марка «Украина» в СССР экспортировалась в 30 стран.

Фото: Давыдов, РИА Новости

В Москве запущен первый сервис велопроката с автоматизированными станциями — «Велобайк». Первоначально на любой из 30 станций можно было брать и сдавать 500 велосипедов чешской марки Homeport. Уже в следующем году прокат вырос до 150 станций и 1,5 тыс. машин, а чешские велосипеды заменили на трехскоростные французские от группы Decathlon.

Фото: Артем Житенев, РИА Новости

Столичный прокат установил очередной рекорд по охвату услугами горожан. На 528 станциях располагались 5,5 тыс. двухколесных аппаратов, в том числе 429 электровелосипедов, где мотор «помогает» седоку крутить педали на дистанции до 30–35 км.

Президент «Велобайка» ВТБ Максим Акимов поясняет, что в Москве система велопроката развивалась с теми же целями, что и в Европе. «Мы планировали разгрузить город от трафика и предоставить альтернативный и экологичный вид транспорта для коротких поездок. Попробовали и увидели, что это находит отклик у жителей и гостей столицы», — рассказывает он. По данным «Велобайка», к 2014 году в системе насчитывалось 150 станций и 1,5 тыс. велосипедов.

Параллельно в мэрии пытались пересаживать на велосипеды граждан, не охваченных прокатом. Чиновники озаботились созданием велопарковок у транспортных узлов, разрешили провозить велосипеды в наземном транспорте и стали поддерживать велопарады. В 2013 году по городу проехали 16 тыс. его участников; в 2016 году их число удвоилось, еще год спустя почти утроилось; добавились зимние веломероприятия, участников не смущал даже пятнадцатиградусный мороз. В 2016 году около 20% участников акции «На работу на велосипеде» заявили, что стали регулярно передвигаться на двух колесах именно после велопробегов.

Сергей Собянин и его заместитель Максим Ликсутов в 2015 году обещали, что схема размещения пунктов проката вскоре выйдет за пределы Центрального административного округа, дойдя до Южного и Юго-Западного. С целью побудить использовать велосипеды как транспорт станции стали стараться размещать не более чем в полукилометре друг от друга.

Судя по статистике «Велобайка», идею горожане оценили: в 2015 году велосипедами воспользовались уже 880 тыс. раз (против 105 тыс. прокатов годом ранее). В 2016 году к традиционной технике добавились первые 100 электровелосипедов. Сейчас их уже насчитывается 429 штук, в том числе обновленные электробайки B’Twin, где мотор «помогает» велолюбителю крутить педали на дистанции до 30–35 км. Гендиректор «Велобайка» ВТБ Анна Лебедева акцентирует внимание, что доплачивать за них не нужно: аренда электровелосипеда стоит те же 150 руб. в день или 350 руб. за уикэнд (при поездках до получаса). Со временем территория велосипедных парковок вышла не просто за пределы ЦАО и Третьего кольца, но и добралась до спальных районов. В частности, в 2019 году разжиться двухколесной техникой можно было на станциях проката в Алтуфьевском и Дмитровском районах, Западном Дегунино, Капотне, Лефортово и Марьино. У своих домов новые пункты в этом году обнаружили такжесжители Нагатино-Садовников, Нагатинского затона, Очаково-Матвеевского, Щукино, Москворечья-Сабурово и Братеево.

Более того, в 2019 году сеть городского велопроката стала работать за пределами МКАД. Взять велосипед в аренду можно у станций метро «Косино», «Новокосино», «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка». На первом этапе запущено пять станций проката — по одной у каждой станции метро. В общей сложности пользователям доступно около 40 велосипедов.

На руках у горожан находится порядка 5 млн велосипедов, говорит статистика продаж столичных магазинов, однако точных оценок все-таки нет. По данным «Велобайка», средний москвич берет в прокате велосипед на 27 минут и проезжает 3,2 км. Максим Акимов признается, что «достоверно вычислить цель поездки сложно», но уверен, что в будние дни их берут для «транспортных целей, поездок из точек А в точку Б». В 2019 году в будни велосипеды в прокате в среднем брали 27 тыс. раз, в выходные дни — 32,7 тыс. раз. «Вот эта дельта — использование в развлекательно-спортивных целях», — предполагает Акимов. «Если в первые годы поездки сосредотачивались вокруг рекреационных зон, скажем, у Парка Горького и ВДНХ, то сейчас они плавно распределены по городу», — добавляет Анна Лебедева.

При этом москвичи арендуют технику для поездок в офис и парки так же часто, как и в Нью-Йорке. По данным «Велобайка», в американском мегаполисе каждый велосипед сдается в среднем 6,5 раз в день, а в Москве — 6,8 раз. Впрочем, Акимов признается, что по «уровню велосипедизации Москве есть над чем работать».

В «Велобайке» оценивают «потенциал города» в 20–25 тыс. арендных байков, признаваясь, что сейчас покрывают лишь четверть потребностей. В случае выхода на подобные мощности Москва может догнать Париж, где сервис Vélib’ оперирует 20 тыс. велосипедов (со стоимостью аренды €5 за 30 мин проката, при внесенном депозите €300). Обгоняет столицу РФ пока и Лондон, где сервис Santander Cycles располагает 13,6 тыс. байков при сопоставимых условиях аренды (£2 в день за поездки продолжительностью до получаса).

Президент Велотранспортного союза Игорь Налимов говорит, что ежедневно для поездок велосипеды в Москве используются в 0,5% случаев (в сравнении с другими видами транспорта), однако еще совсем недавно это были вообще сотые доли процента. В Лондоне, продолжает Игорь Налимов, этот показатель составляет 4% ежедневных поездок. В Велотранспортном союзе полагают, что британской столице удалось достичь таких показателей благодаря созданию сети велодорожек и выделенных велодорог из окраины города в центр. Некоторые эксперты считают, что у Москвы есть потенциал выйти на лондонский уровень. Примечательно, что в аргентинском Буэнос-Айресе власти смогли добиться показателя в 7% ежедневных поездок на велотранспорте за десять лет. Это произошло за счет развития инфраструктуры, снижения разрешенной скорости автомобилей и принятия норм, обязывающих организаторов массовых мероприятий предоставлять велопарковки.

В 2017 году портал HeadHunter проводил опрос москвичей о том, что заставило бы их пересесть на велосипеды для поездок на работу. В числе самых популярных ответов назывались велопарковки, велодорожки в своем районе и велополосы из спальных районов в центр Москвы. «Люди готовы пересаживаться на велосипеды лишь с разветвленной системой велодорожек», — отмечает Игорь Налимов.

В 2020 году не исключен скачок интереса к велотранспорту в связи с возможностью провозить его на новых электричках системы МЦД.

Впрочем, и Москве, и всей Европе пока далеко до китайских масштабов, где популярны сервисы проката без станций, с возможностью оставлять велосипед в любом месте. Так, компания Ofo оперирует 10 млн велосипедов в 250 городах мира. Гендиректор «Велобайка» Анна Лебедева говорит, что присматривались к китайскому опыту, но сочли его «непоказательным для Европы и США из-за проблем с парковкой». «Скапливаются горы велосипедов у торговых центров и других мест. В Европе компании, вышедшие с похожей моделью, например, в Париже, получили просьбу покинуть город из-за неконтролируемого распространения велосипедов», — говорит она. В самом же Китае, по данным издания Foreign Policy, пекинские и шанхайские улицы в 2017 году назад напоминали «полосы препятствий» из велосипедов, а брошенную технику разорившихся операторов стали вывозить грузовиками за город, где образовались огромные велосипедные «кладбища». Максим Акимов «представляет», сколько велосипедов по такой системе «набросают у входа в Парк Горького». «Там и так пробки на Садовом кольце, большой поток пешеходов, а будет еще и велоколлапс», — рассуждает он. При этом в «Велобайке» собираются активно продвигать свои сервисы в регионах. По словам Максима Акимова, есть соответствующие соглашения с Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом и другими российскими городами, но при этом ставится «цель охватить все крупные города» в России.

КАК БИЗНЕС УЧАСТВУЕТ В РАЗВИТИИ ДВУХКОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТА

«Каждый год мы оптимизируем расходы, но надо понимать, что растет амортизация оборудования, ведь наши велосипеды непрерывно находятся в эксплуатации. Говорить о коммерческой составляющей не приходится. Это социальный проект. Насколько нам известно, все мировые системы велопроката сами себя не окупают. На сегодняшний день почти 90% всех прокатов в Москве завершаются в течение 30 минут, включенных в стоимость доступа и не требующих дополнительной оплаты», — говорит Максим Акимов. Финансирование проката осуществляется городом и банком ВТБ на паритетной основе. Ежегодно банк инвестирует средства на закупку оборудования. Город, разыгрывая госконтракт на обеспечение жителей услугами велопроката, обеспечивает операционные расходы.

Среди региональных особенностей Максим Акимов отмечает весьма низкий уровень показателей краж велотехники и вандализма в Москве по сравнению с другими мировыми столицами: «Можно отметить высокий уровень ответственности пользователей «Велобайка». Хотя бывают и кражи — совместно с правоохранительными органами мы проводим розыск велосипедов, но иногда приходится возбуждать уголовные дела. Максим Акимов напоминает, что система велопроката «не ограничивается техникой». «Запрос жителей и гостей города на регулярное использование велосипедов стал серьезным стимулом для развития городской велоинфраструктуры: велодорожек, велополос, велосветофоров, парковок для частных велосипедов. Это тоже инвестиции города, причем довольно крупные, — напоминает он. — Сейчас велосипедисты стали частью городской жизни и формируют позитивный, здоровый образ города». Как говорят эксперты, муниципалитеты всего мира выигрывают от подобных проектов, экономя на строительстве дорог и здравоохранении. Так, фонды здравоохранения в Голландии экономят ежегодно до €18 млрд благодаря тому, что люди ездят на велосипедах, реже болеют, дольше живут и дольше работают.

Читайте также  Велосипеды schwinn производитель

Одноколесный велосипед уницикл: когда два колеса уже чересчур

Что из себя представляет уницикл и почему его считают одним из самых адреналиновых видов развлечений?

Можно подумать, что спускаться по горным склонам на двух колесах было не достаточно сложно, и искатели острых ощущений придумали еще более сумасшедший вид экстремального спорта — горный моноциклинг (унисайклинг, мountain unicycling, муни).

Говорить про унисайклинг, что это сложно и опасно — большое преуменьшение.

Одноколесный велосипед имеет несколько общепринятых названий: уницикл, моноцикл, и юнисайкл. Вариант «уницикл» самый распространенный. Это эволюция гран-би или пенни-фартинга, популярного в конце 19 века велосипеда с огромным передним колесом. Примерно до 70-х годов прошлого века этот девайс осваивался только акробатами и производился на заказ, сейчас же одноколесные велосипеды часто встречаются в арсенале городских экстремалов.

Детали и строение уницикла

Конструкция одноколесного велосипеда складывается из колеса, шатунов, рамы, педалей и седла. Отличие колеса уницикла от велосипедного в прямой передаче — ось и втулка объединены, поэтому вращение педалей напрямую передаётся колесу. Рама похожа на вилку двухколесного байка, крепление для седла расположено в верхней части рамы. Руль не направляет движение, а помогает контролировать моноцикл в качестве дополнительной точки опоры.

  • Багажник
  • Клаксон
  • Фары
  • Крыло
  • Светоотражатели
  • Тормоз

Седла унициклов отличаются от велосипедных, их эргономика рассчитана на вертикальную посадку водителя. Фиксаторы для стоп отсутствут, ввиду частых соскакиваний при потере равновесия.

Виды одноколесных велосипедов

На данный момент в арсенале одноколесных велосипедов около 12 видов. Даже сообщество унициклистов до сих пор привыкает к огромному росту интереса к своей субкультуре и выбору приборов — их почти так же много, как типов велосипедов или даже машин. Это относится также к ценовому диапазону и возможностям их использования.

Рассмотрим виды одноколесных велосипедов и их назначение.

Серия унициклов для начинающих (Beginner или Neighborhood/Gym)

Строго говоря, это «простые» одноколесники, которые подходят и для начинающих. Большинство унициклистов учатся кататься на универсальных моделях и только со временем определяются с типом езды.

Лет пятнадцать назад в магазинах можно было найти исключительно эту категорию, различающуюся только размером колес от 12″ до 24″. Нужный размер по типу езды выбирают примерно так:

  • 12″-16″ — выбор цирковых артистов для комедийного эффекта и для детей. Удобный размер для транспортировки и хранения.
  • 20″ — самый распространенный размер для обучения унициклингу, плюс большой выбор шин.
  • 24″ — переходная форма между базовыми моделями и круизерами. Подходит как для базовых трюков, так и для катания по окресностям.
  • 26″ и больше — гоночные и для длительных поездок.

24″ круизер-унициклы (Cruiser) все еще в категории универсальных, но с возможностью покрывать большие растояния за счет размера колеса. Подходит для совершенствования навыков вождения, разучивания нескольких трюков.

Туристические, гоночные моноциклы и для регулярных поездок 26″-36″ (Touring/Commuter Unicycles)

Унициклы ограничены по скорости диаметром колеса, поэтому модели для длительных путешествий производятся с внушительными 26″ — 29″. Это классический размер велосипедных колес дорожного типа. Помимо размера, туристические одноколесные велосипеды имеют массивные шины. Эти модели все еще помещаются в багажник автомобиля, при этом гораздо более комфортны для прогулок.

Даже большое колесо уступает по эффективности двум, но пилот моноцикла получает интенсивную тренировку и проработку мышц от поясницы до голени.

Одноколесные велосипеды для регулярных поездок имеют колесо диаметром 32″-36″, которые иногда оснащаются двухскоростными обгонными муфтами, дисковыми тормозами и рулем. Втулки разгоняют 24″ до эквивалента 36″, 29″ до 42″, 36″ до 54″, позволяют ехать по инерции без вращения педалей. В моделях с рулем часть веса пилота подается вперед, тем самым обеспечивается более аэродинамическое положение при движении.

Сложнее ли кататься на больших колесах? Требуется немного практики, но начинать осваивать моноцикл нужно с 20″-24″ диаметров.

Как далеко можно укатить на одном колесе? Опыт сотен путешественников говорит, что расстояние не имеет значения — десятки унициклистов проходят тысячи миль в кругосветных путешествиях на одном колесе. Если континентальное путешествие на уницикле вы не планируете, это отличный вариант добираться на работу и в школу каждый день, оставаясь в форме и привлекая массу внимания.

Горные унициклы, муни, внедорожные и кросс-кантри (Mountain, Off-road, Muni)

В любом месте, где может проехать горный велосипед, проедет и горный уницикл. Горный унисайклинг — быстро развивающийся вид экстремального спорта, имеющий свою Международную Федерацию со штаб-квартирой в Окленде.

Для прохождения по пересеченной местности спортсмены начали модифицировать простые модели моноциклов, добавляя шипы и крепления на педали, затем подтянулись производители с более широкими рамами и шинами. Но больше всего внимания было уделено сердцу одноколесника — узлу оси/хаба. В основу был положен привод BMX, который был адаптирован под моноцикл. Обычные однорычажные оси ломались от нагрузки, в горных моделях появилась шлицевая ось Q-Axle — надежная система крепления шатуна к втулке.

Триал, Стрит и Флэтленд унициклы

Предназначены специально для прыжков и езды с препятствиями, в том числе для преодоления лестниц, заборов перил и др. Размер колес варьируется от 19″ до 20″, в таком размере моноциклы легче и идеальны для маневров. Из-за постоянных ударов и прыжков стрит-модели имеют усиленную ось и шатуны, толстые шины.

Формат триал отлично подходит для детей и невысоких пилотов. Для уличного катания и трюков требования к одноколесным велосипедам в основном схожи. Слишком высоко на них лучше не прыгать, они не так быстры, как гоночные модели.

Флэтленд-версии подходят для улицы, но без трюкачества и препятствий. Это промежуточный вариант между фристайлом и триалом, относительно новая область езды.

Фристайл унициклы

На 100% трюковые и шоу одноколесные велосипеды. На таких моделях проводятся соревнования в индивидуальном фристайле, парном и групповом. Что делает моно фристайлерским? колесо в 20″, оптимизация для катания в помещении (без металлических деталей, которые могут касаться пола и шин, оставляющие следы на покрытии), очень качественная прочная сборка, рассчитанная на нестандартные нагрузки, часто имеет вилочную коронку, предназначенную для постановки ног.

Возможны ли занятия фристайлом на других типах унициклов? Да, но специально разработанные модели обеспечивают лучшее сцепление с полом и имеют другие преимущества: шины фристайлеров не оставляют следов на полу, укороченные шатуны специально сделаны для облегчения трюков, расстояние между педалями оптимальное для акробатики и маневров, особые вилки, удобные для постановки ног, менее травмоопасные педали.

Размер в 20″ удобен в помещении, оптимален для определенных типов трюков, имеет небольшой вес.

Ultimate Wheel уницикл без седла и рамы

Самая простая конструкция одноколесного велосипеда, состоящая из колеса с двумя педалями. Сложный, но и самый желанный для освоения вид унициклов. Рекомендую посмотреть несколько роликов с ультимейтами здесь. Ultimate Wheels можно делать своими руками, с уникальным дизайном. В качестве тренировочного снаряда это отличный инструмент.

На любой уницикл есть возможность прикрепить дополнительные два страховочных колеса для баланса на время обучения. Если для вас такой вид городского экстрима слишком экстравагантен, обратите внимание на трюковые самокаты.

Как выбрать одноколесный велосипед?

Сначала необходимо определиться с типом езды, и по этому критерию выбрать вид уницикла. Выше обсуждались оптимальные размеры колес для начинающих, но это не единственный критерий — размер уницикла должен соответствовать длине вашей ноги. Выбирать нужно по длине от промежности до пола в обуви, а не по замеру брюк:

Вам также нужно решить, чем вы хотите заниматься на уницикле. Краткий гайд по размерам колеса:

  • 12″: предназначен для детей дошкольного возраста, не совсем подходит для активного отдыха на улице, ему нужна ровная поверхность. К слову, самому маленькому унициклисту было всего 18 месяцев.
  • 16″: уницикл для детей от 5 до 8 лет, пригоден только для идеального дорожного покрытия или в помещении.
  • 20″: самый популярный размер, идеально подходящий как для обучения, так и для спорта. На этот диаметр продается множество шин. Такие модели уже достаточно быстрые и подходят для трюков, но и удобны в хранении и перевозке.
  • 24″: универсальный размер среди моноциклов для взрослых. Хорош для улицы и пересеченной местности, но велик для помещения. Для фристайла и трюков уже великоват, но подходит для обучения и Муни.
  • 29″: хороший диаметр для длительных поездок, большое колесо быстрое и гладко идет по дорожному покрытию. Для подготовленных ездоков.
  • 36″: идеален для длительных прогулок, повседневной езды и скоростного катания. Не для начинающих.

Если колесо окажется для вас слишком маленьким, то поездка на нем будет напоминать поездку на детском трехколесном велосипеде. С большим другие проблемы — сложно удерживать равновесие и маневрировать. Выбор высоты рамы не менее важен — слишком высокая стойка сиденья не даст устойчиво управлять унициклом, маленькая стойка заставит почувствовать себя клоуном в цирке и будет вызывать болезненные ощущения в коленях.

Несколько слов о седлах унициклов. Сиденье для прогулочной модели и регулярной езды должно быть более широким, как Kris Holm Freeride Saddle. Трюковые модели оснащаются узкими седлами, а фристайл еще и пластиковыми.

Длинные ноги — не приговор. Приобретите более высокую раму под свои габариты на любое колесо. Приятно, что ограничений по весу для унициклистов нет. Если вы тяжелее 100 кг, просто выберите Муни или укрепленный фристайл.

Как научиться кататься на уницикле?

Одной теорией тут не обойдешься, но есть несколько по-настоящему важных деталей при освоении уницикла:

  1. Вы должны научится держать вес на седле, а не на педалях.
  2. Сидеть необходимо идеально прямо, словно стойка является продолжением вашего копчика.
  3. Как только начнете движение, продолжайте крутить педали — импульс вперед помогает удержать равновесие.
  4. Идеальное место для первых тренировок — узкий длинный коридор, в котором вы достаете до обеих стен.
  5. Не смотрите вниз, только вперед. Это правило работает везде, где необходимо сохранить баланс.

Великолепная статья на тему обучения езде на моноцикле на сайте жонглеров, настоятельно рекомендую ознакомиться. Автор статьи берет интервью у нескольких профи унициклистов, и каждый из них подробно описывает свой способ обучения. Можно сказать, что по этой ссылке исчерпывающая теория, которую остается только опробовать на практике. Все говорят, что освоить одноколесный велосипед не сложно, но обучение нелинейно — прорыв случается после нескольких неудачных попыток и все идет как по маслу дальше.

Семейный активный отдых на унициклах

Ничего не сказал о ценах. Самый дешевый уницикл уровня Beginner стоит около $80, самый дорогой из серии Kris Holm $770. Часто вижу в продаже почти новые б/у моноциклы на сайтах-барахолках, за какие-то символические деньги. Есть смысл начать даже с подержанного велосипеда, чтобы понять, ваше это или нет.