Должно быть седло велосипеде

Выбор седла. Анатомия. Формы и другие различия.

Какое седло самое лучшее? То, о котором вы не думаете ни во время езды, ни после!

Как выбрать? Размер, форма, наполнитель, вырез? Чем они отличаются?

Первое, с чего начинается выбор любого седла – это его ширина.
Для кого-то это будет открытием, но седло в первую очередь должно подходить по ширине!

Тот же Specialized выпускает некоторые седла в четырех размерах! 130, 143, 155 и 168 миллиметров.

Чтобы понять это, нужно немного вспомнить анатомию.

Сидим мы на седалищных буграх. Это округлые выступы в нижней части таза.

Не забываем и о различиях между мужчинами и женщинами. В среднем (по статистике PeopleSize 1998, http://www.openerg.com/), у женщин седалищные бугры расположены шире на 12 миллиметров.

Также различие в половых органах и связанных с ними особенностей.

Многие привыкли сидеть на мягких тканях, при этом косточки могут находиться чуть ли не в воздухе.

В такой ситуации сидеть вроде бы мягко, но уже через 30 минут постоянного давления на промежность, там все может онеметь.

Поэтому крайне важно, чтобы большая часть давления приходилась именно на косточки, ведь они для этого и предназначены. Сидя на той же табуретке, мы сидим именно на костях.

Бывает такое, что человек пересаживается с узкого на более подходящее широкое седло, садится на свои кости, вместо мягкой ткани, в последствии чего начинают болеть эти самые косточки! Это означает, что то давление, которое раньше на себя принимали мягкие ткани, половые органы, теперь приходится на косточки! Бинго! Этого мы и добиваемся. Косточки привыкнут к нагрузке за 2-3 поездки.

Узнать ширину ваших седалищных костей можно во время прохождения процедуры настройки Body Geometry Fit, либо просто воспользовавшись инструментом, который уже прозвали «попомером».

Ширина седла, в среднем, должна быть на 20 миллиметров шире седалищных бугров для правильной посадки. К примеру, если расстояние между буграми 110, то нужно 130 седло, если 125, то седло 145. Но надо ещё смотреть на второй шаг, но об этом чуть ниже по тексту.

Есть и другие методы, но они менее традиционны и репрезентативны…

Определение ширины седалищных бугров – первый шаг к правильному выбору седла! Запомните это! И расскажите другу 🙂

Второй шаг – учет посадки, а точнее угла наклона туловища, в которой вы сидите на велосипеде. В аэро-посадке ваш таз больше наклонен вперед, нежели в маунтинбайковской посадке, как следствие, вы сидите на более узкой части кости, называемой лонной дугой.

Именно по этой причине не всегда можно обойтись одним седлом для маунтинбайка и шоссейника или для шоссейника и вела для триатлона/разделки.

Таким образом, чем более «агрессивная» посадка, тем менее широкое седло необходимо.

В случае с комфортной посадкой мы сидим четко на седалищных буграх.

Во всех случаях наша задача — максимально снизить давление на мягкие ткани, распределить его именно на кости и стабилизировать таз, чтобы не было лишних «ерзаний».

Третий шаг – выбор формы седла.

Седло бывает округлой формы, при виде сзади, и бывает более плоское. Нам нужен компромисс, который лучше всего подойдет именно Вам.

В большинстве случаев более плоское седло лучше походит. На нем Вы сидите более стабильно, сводятся к минимуму колебания таза из стороны в сторону.

Дополнительным плюсом будет уменьшение давления на промежность вследствие того, что седло находится дальше от лонной дуги, увеличивая объем «свободного» пространства.

Также при виде сверху седло бывает Т-образной формы, а бывает грушевидной.

В целом велосипедистам, которые любят часто смещаться вперед-назад на седле больше подойдет грушевидная форма. Тем, кто стабильнее сидит на одном месте – Т-образная.

Также Т-образная форма иногда лучше подходит тем, у кого бедра большого объема, уменьшив трение о седло во время педалирования.

При виде сбоку различают плоские седла и с приподнятостью в задней части.

Седло с приподнятостью идеально подходит людям с лордозом поясничного отдела позвоночника. И тем, кто ищет более четкую и стабильную посадку, ведь на таком седле вы можете сдвинуться до упора назад и сидеть «как влитые».

Плоское седло позволяет больше перемещаться вдоль седла вперед и назад, кому-то оно подойдет больше.

Следующее – мягкость седла. Разные седла имеют разный слой демпфирующего материала, губки или её аналога.

Может показаться, что на более мягком седле комфортней сидеть, но возможно это только первые 5 минут. Ощущения могут быть обманчивы. Дело в том, что, опять же, как и в случае с формой, более мягкое седло уменьшит «свободное» пространство под лонной дугой.

Ещё одно отличие седел — наличие выреза (cutout). В большинстве случаев вырез может существенно снизить давление на мягкие ткани и увеличить комфорт.

Иногда производители вместо технологически более сложного выреза в средней части седла вставляют более мягкий наполнитель, стремясь к тем же результатам, что и с вырезом.

И последнее, но тоже очень важное! Эта правильная установка угла наклона седла.

Седло должно быть установлено горизонтально на 0°, если это плоское седло. Правда допускается наклон носика седла вниз в некоторых случаях, но только на 1-2 градуса, не более, чтобы нагрузка на руки не возрастала чрезмерно.

Если седло имеет приподнятую заднюю часть, то мы её как бы не берем во внимание, а выставляем уровень по средней части седла.

Тема на самом деле вечная! Особенностей очень много. Каждый индивидуальный случай надо рассматривать отдельно. Ваши антропометрические особенности, стиль езды, посадка и цели. Во время настройки посадки я помогаю советом относительно типа седла, которое Вам может лучше подойти. Также есть возможность сразу опробовать несколько типов седел, при желании и в случае необходимости.

И ещё! Седло может выглядеть очень необычно или не стильно в классическом понимании этого слова. Но если оно вам подошло, то не слушайте ни кого, в том числе и себя. У попы нет глаз 🙂

Подбор и регулировка велосипедного сидения

Вы выбираете себе байк и, естественно, хотите ездить на нем с комфортом. Один из важнейших элементов комфортной поездки – сиденье. Согласитесь, если на байке неудобно сидеть, то о какой поездке вообще можно говорить? Это уже не поездка, а сплошное издевательство над организмом.

Мы остановимся на нескольких моментах, касающихся выбора и правильной настройки сидения (его еще называют седлом), на которые необходимо обратить внимание при выборе велосипеда.

Оно может казаться красивым и удобным на фотографиях в интернете или если смотреть со стороны. Но, самое главное, – нужно на него сесть. И не просто сесть, а сесть и покрутить педали, а еще лучше проехать, внимательно прислушиваясь к своим ощущениям, как во всем теле, так и в месте, которым сидите.

Не спешите, примеряя сидение. Минутная посадка и долгая поездка имеют такую же разницу как страстный поцелуй и длительная семейная жизнь. Если Вам (и Вашей пятой точке) будет на нем удобно – значит это Ваше седло. Если нет, можете не обращать внимание на все остальные элементы этого велосипеда – он уже не Ваш. Ну, или сразу же, ищите для себя новое седло и меняйте установленное. При этом учтите, что даже отличное и дорогое седло, не правильно установленное, не создаст никакого удобства. Поэтому, прежде чем на него сесть – отрегулируйте сидение правильно.

Как это сделать мы сейчас и рассмотрим.

Посадка велосипедиста на седле.

Прежде всего, давайте определимся, как мы сидим. Основной вес тела распределяется между двумя седалищными буграми (седалищными костями) – именно они являются опорами для тела, а не мягкие ткани, как многие считают. Вот как раз если сидение слишком узкое, то весь вес тела придется не на седалищные кости, а на мягкие ткани. При этом кровеносные сосуды в промежности будут передавливаться, кровоснабжение нарушится, и Вы получите массу неприятных ощущений уже через несколько километров поездки. На этом рисунке красные стрелки показывают места на сиденье и седалищных буграх, на которые приходится примерно 70-75% нагрузки.

На рисунке ниже красными кругами показаны зоны для опоры седалищных бугров. Учтите, что они должны быть достаточной длинны, для обеспечения небольшого смещения вперед-назад при езде. Бока носика не должны выступать, а сам носик должен быть достаточно длинным и узким.

Вращая педали на слишком широком сидении будет натираться промежность и внутренняя поверхность бёдер, что то же не добавит удовольствия в дальней поездке, особенно жарким летом.

Если Вы собираетесь на велосипеде не спешно и вальяжно рассекать по парку вместе с подругой или другом – то Вам подойдет широкое сидение. Очень часто их устанавливают на городских моделях. Если же собираетесь на своем железном коне совершать длительные и дальние поездки – обратите внимание на более узкое седло. Их практически всегда ставят на горные или скоростные модели.

Отдельно хочется остановиться на женских сиденьях. Дело в том, что тазовые кости женщин, по конституции шире, чем у мужчин. Если у подростков и мужчин в среднем это 90 -120 мм, то у прекрасной половины человечества — 130-132 мм. Отличия в строении мужского и женского таза так же показаны на следующем рисунке.

Читайте также  Нарушение пдд на велосипеде

Так что не каждая девушка или женщина сможет долго ехать на узком мужском сидении. При такой поездке оно будет создавать дискомфорт, а в худшем случае дело может дойти и до болей. В среднем классическое женское сидение шире мужского, у них более короткий носик, для удобной езды в юбке, и оригинальнее расцветки.

Как узнать расстояние между седалищными буграми?

Мы предложим Вам два варианта:

Первый метод показан на рисунке справа. Сядьте на что-нибудь мягкое, что сохраняет форму или в песок и измерьте расстояние между самыми грубокими точками.

Или второй способ, изображенный на рисунке ниже:

  1. Возьмите лист гофрированного картона или просто толстого, но не очень жесткого упаковочного картона. Можно взять картонку и ободрать с нее верхний ровный слой, так, чтобы верхним остался слой с волной.
  2. Положите его на ровную жесткую поверхность и сядьте на него
  3. Прижмите плотно попу к стулу так чтобы на картоне остались вмятины.
  4. Обведите вмятины и найдите в них центр
  5. Измерьте расстояние между центрами — это и будет расстояние между сидалищными буграми.

На пятой картинке как раз показано сколько нужно прибавить сантиметров к ширине для какого типа езды.

Существуют и специальные приборы, позволяющие быстро и просто измерить расстояние между седалищными буграми, причем как механические, так и электронные.

Принцип работы тот же, что и описанный выше. Велосипедист садится на специальную мягкую подушку прибора. Она приминается, и материал подушки некоторое время держит форму. С помощью специальной линейки измеряется расстояние между максимальными вмятинами, оставшимися от седалищных бугров.

В электронных еще проще. Байкер садится прямо на зону для измерений на приборе и на табло высвечивается искомое расстояние.

Теперь можно идти в магазин и выбирать. Если у Вас расстояние между седалищными буграми 100 мм — берите седло шириной 130 -140 мм, если 120 мм — ширина должна быть 150-160 мм. для езды на горном или городском велосипедах.

Наиболее универсальная ширина седла, удобного для мужчин и женщин (особенно если один велосипед используют муж и жена), по мнению многих специалистов, составляет 140-145 мм.

Как видно из рисунка выше ширина седла, а также соотношение высоты седла и руля, принципиально влияют на посадку велосипедиста и соответственно стиль езды от гоночного до прогулочного.

Для горного и шоссейного велосипеда, предназначенного для длительных поездок, лучше выбирать жесткое седло. Еще лучше, если оно будет кожанное. Для городских велосипедов, где велосипедист, в основном, сидит вертикально, и предназначенных для коротких или прогулочных поездок лучше брать мягкое сидение с пружинами. Они будут, наряду с правильно подобранным давлением в колесе, хорошо компенсировать удары от заднего колеса. В нашем магазине это велосипеды серии «Дорожник», например, Dorozhnik Comfort Male 2016 и Dorozhnik Retro 2016

Проверьте, чтобы покрытие сидения не было скользким, а то будите постоянно ёрзать на нем во время поездки.

Настройка положения седла

Настройка оптимальной посадки велосипедиста начинается именно с правильного выставления седла, а после этого настраивают (или подбирают новые) вынос и сам руль (с учетом его подъема, ширины и изгиба).

В этом процессе участвуют не только само сидение, но и подседельный штырь, а при необходимости меняют и шатуны. Позиция седла меняется так, чтобы получить правильное положение для движения ног. Самое главное здесь – колени. При неправильной настройке нагрузка на них будет слишком сильной, что приведет к быстрой усталости и болям.

Одна из основных ошибок начинающих велосипедистов — попытка установить седло слишком низко, ошибочно полагая, что при падении успеют быстро встать на ноги. При такой посадке они вращают педали так, как будто постоянно приседают. При этом не только ноги, но и колени испытывают гораздо большие нагрузки, чем необходимо для нормальной езды.

Часто причиной быстрой усталости и болезненных ощущений в области таза и в паху является неправильная регулировка сидения по высоте и наклону.

Высота седла

Высоту седла нужно подобрать так, чтобы пяткой чуть-чуть согнутой ноги можно было достать до педали в самом нижнем ее положении. При этом верхней поверхностью носка можно прикоснуться к нижней поверхности этой же педали. Наглядно это видно на рисунке.

Когда педаль находится в верхней точке, бедро ноги, установленной на ней, должно быть горизонтально или немного наклонено к земле.

Кстати, учтите, что подседельный штырь нельзя вытягивать из подседельной трубы очень высоко (выше специальной отметке на штыре). Он должен оставаться внутри трубы как минимум на 10-15 сантиметров, иначе труба со временем просто сломается от постоянных сильных нагрузок на её верхнюю часть. Если длины штыря не хватает — купите более длинный или выбирайте себе велосипед с другой рамой.

Наклон седла

В идеале седло должно устанавливаться строго горизонтально поверхности земли плюс-минус несколько миллиметров вверх-вниз, так, чтобы было удобно. Носик, задранный вверх более чем на несколько миллиметров, будет давить на органы промежности. При наклоненном носике вниз – велосипедист будет постоянно сползать вперед, упираясь руками в руль.

Смещение седла вперед-назад или какое должно быть расстояние между рулем и седлом

Очень хорошо, когда крепление седла велосипеда позволяет двигать его ближе или дальше от руля. Обычно это делается специальными винтами под сиденьем.

Часто такие крепления называют еще рельсовыми. Это обусловлено тем, что само седло можно двигать вдоль по направляющим как по рельсам при помощи крепежных винтов.

Правильной считается такая регулировка сиденья, чтобы при горизонтально расположенных шатунах колено передней ноги оказалось над осью педали плюс-минус 1-2 сантиметра в зависимости от индивидуальных особенностей. Есть еще один ориентир: расстояние между носком сидения и выносом руля – это расстояние от локтя до кончика вытянутого среднего пальца (плюс-минус пара сантиметров, учитывающая индивидуальные особенности велосипедиста).

При езде по бездорожью есть маленький нюанс. Если сдвинуть седло всего на 2-3 см назад – можно будет сильнее жать на педали.

Мы рассмотрели основные вопросы по регулировке велосипедного седла.

Хочется отметить еще несколько моментов:

  • Если есть инструкция производителя к покупаемому байку или сидению – прочитайте ее. Возможно, производитель указал там о тонкостях и хитростях при настройках именно этой модели.
  • Еще одну не стандартную, но полезную функцию велосидению, предложила фирма Seatylock. Их седло может легко превратиться в велозамок. Система с несколькими местами сгиба позволяет скрепить колесо и раму между собой, и прикрепить все это к столбу.

И самое главное при настройке седла помните, что ездить на нем Вам. Поверьте, тело само подскажет правильно или нет, все настроено и подобрано.

Видео о выборе вело седла:

Небольшое видео о настройке седла велосипеда по высоте:

Правильная посадка на велосипеде: схема положения при езде

Правильная посадка на велосипеде – это один из главенствующих факторов успешного катания. От нее зависит и самочувствие ездока, и его безопасность, и выносливость, и, конечно же, размер удовольствия, получаемого от поездки. В этой статье мы рассмотрим все факторы, которые влияют на правильную посадку, а также научим вас корректно сидеть на велосипедах разного типа.

Этот материал особенно для вас важен, если вы, как родитель, пытаетесь научить своего ребенка ездить на велике. Как говорится, научить легко – сложно переучивать!

Итак, давайте выясним, как правильно сидеть на велосипеде при езде, так, чтобы не перегружать колени и позвоночник.

Факторы, влияющие на правильную посадку

Правильная посадка на горном велосипеде (а также на городском, шоссейном или детском), зависит от следующих параметров:

  • Высота сиденья;
  • Положение седла;
  • Расположение руля;

Давайте детально изучим особенности настройки каждого фактора.

Как вычислить правильную высоту сиденья

Существует сразу несколько способов выявить корректную высоту седла, от которой зависит правильное положение на велосипеде для ребенка и взрослого.

«Пяточный метод»

  • Установите педаль плоской и широкой частью параллельно полу, поставьте на нее пятку;
  • Седло поднимите настолько, чтобы нога была полностью прямая;
  • При этом таз расположен ровно, не перевешиваясь в сторону рассматриваемой ноги;

Это самый простой ответ на вопрос «какая правильная посадка ребенка на велосипеде». К сожалению, метод не идеальный, так как не учитывает индивидуальных аспектов организма и физиологических особенностей строения тела. Однако, для большинства начинающих ездоков вполне сносный.

  • Встаньте лицом к стене, ноги и позвоночник держите максимально ровно;
  • Зажмите между ног книгу, корешком кверху, при этом книга должна сильно упираться вам в пах (по аналогии с седлом, на которое ездок давит всем своим весом);
  • Коснитесь корешком книги стены и отметьте эту точку;
  • Измерьте расстояние от точки до пола;
  • Это и есть оптимальная высота седла для рассматриваемого человека. Ее отмеряют от нижней точки оси педали до сиденья, и она равна примерно 109% расстояния от паха до пола. Проверьте!

Существует множество техник расчета правильной посадки на шоссейном велосипеде, схем, формул и таблиц. Есть даже специальный прибор – гониометр, измеряющий угол колена в нижней части оборота педали (оптимальный угол 25-35%). Однако, на практике многие тренера сегодня пользуются «книжным» методом вычисления, описанным выше.

Читайте также  Тормозные для велосипеда дисковые

«Универсальный»

Это самый простой, «дворовый» способ вычисления правильной высоты седла велосипеда.

  • Сядьте на велик и прислонитесь к стенке или любому столбу;
  • Поставьте пятку на педаль и установите последнюю в самую нижнюю точку хода;
  • Нога должна быть слегка согнута в коленном суставе;
  • Чаще всего такой высоты вполне достаточно для размеренного катания в городе. Если планируете поездку на дальнее расстояние, целесообразнее будет седло слегка опустить.

Посадка в зависимости от положения седла

Итак, как вычислить правильную высоту сиденья мы знаем, теперь поговорим про его положение.

Чаще всего этот параметр рассматривается индивидуально. Самое главное, еще на стадии покупки, убедитесь в том, что седло подходит вашей, извините, «попе». Существуют и узкие сиденья, и широкие, и жесткие, и мягкие. Ассортимент и разнообразие сегодня порадуют любого покупателя. Прямо в магазине попробуйте посидеть на всех видах седел, так вы выявите наиболее комфортное.

Теперь, собственно, про положение. Изначально сиденье всегда устанавливают строго горизонтально земле. В процессе езды можно подстраивать его, под свои максимально комфортные ощущения.

Имейте ввиду, если вас интересует, как правильно сидеть именно на горном велосипеде (местность с большим числом подъемов), нос сиденья слегка опускают. Если вы чаще катаетесь на территории с большим числом спусков, седло чуть-чуть приподнимают. Для езды в городских условиях, где превалирует ровная поверхность, седло можно ставить горизонтально.

Правильная посадка в зависимости от положения руля

Геометрия руля оказывает большое воздействие на распределение веса при катании. Для правильной посадки на городском велосипеде высота руля играет немалое значение, и устанавливается она, как и в случае с положением седла, индивидуально.

  • Если поднять руль высоко, вы будете меньше нагружать руки, но при этом потеряете в ловкости при управлении. Такой вариант не подходит для горного велосипеда, зато идеален для езды в городе или на шоссе;
  • Если опустить руль низко, руки устанут сильнее, зато управление будет максимально острым. Этот вариант предпочтителен для горных или трюковых велосипедов.
  • Обратите внимание на правильную посадку рук на руле: локти слегка согнуты (до 140°) и разведены в стороны. Запястья не выкручены, не смотрят ни назад, ни вниз, ни вперед.

Возможные ошибки посадки

Иногда, даже если вы выяснили, как правильно сидеть и ездить на горном велосипеде, и выполнили настройку седла и руля корректно, все равно возникают неприятные ощущения. Так бывает, ведь каждый человек индивидуален. Давайте разберем самые часто встречающиеся симптомы:

  1. Если у вас немеют руки, значит ваш вес сильно смещается вперед;
  2. Если затекают ноги – у вас сильно узкое седло, которое давит на сосуды;
  3. Если болят колени – слишком низко посажено сиденье.

Почему так важна правильная посадка и на что она влияет?

Конечно же, на здоровье и комфорт ездока. Вот вам список причин соблюдения корректной посадки:

  • От нее зависит продуктивность и эффективность катания, особенно, если вам предстоит покрыть большое расстояние;
  • Посадка влияет на здоровье коленных суставов. Спросите любого профессионального велогонщика, и он вам подтвердит, что именно колени быстрее всего теряют здоровье при интенсивных катаниях;
  • Неправильная посадка приводит к быстрой утомляемости и потере выносливости;
  • А еще, она перегружает позвоночник, поясницу и шею.
  • При корректной позе вы будете легко и ровно дышать, получать достаточное количество кислорода и ни за что не запыхаетесь.
  • Это значит, сердечно-сосудистая система не будет перегружаться и ваш пульс всегда будет находиться в зоне комфорта.

Далее мы поговорим об особенностях правильной посадки на велосипедах разного типа: горном, шоссейном, городском и детском.

Посадка на горном велосипеде

Если взглянуть на схему правильной посадки на горном велосипеде, а также на фотографии гонщиков, можно отметить низкое положение руля. Ездок при этом, практически лежит на руле грудной клеткой. Кстати, седло располагается на 5-10 см выше руля.

При этом минимизируется ущерб от сопротивления воздуха и достигается наиболее высокая скорость. Такая посадка способствует более острому управлению, спортсмен двигается ловчее и агрессивнее. Однако, горное катание далеко не всегда подразумевает высокие скорости.

Итак, правильное положение велосипедиста на горном велосипеде – корпус слегка наклонен вперед, седло поднято до уровня руля (+/-5 см), ноги при кручении педалей максимально распрямляются. Сиденье лучше установить горизонтально.

Посадка на шоссейном велосипеде

Теперь поговорим про правильную посадку на дорожном велосипеде – какой она должна быть?

Седло желательно установить на таком расстоянии, чтобы нога была слегка согнута под углом (метод 109 градусов или универсальный). Седло установите горизонтально, а в процессе езды прислушивайтесь к своим ощущениям – возможно вам захочется слегка приподнять или наклонить нос. Поездка по шоссе предполагает ровную и размеренную езду на постоянной скорости.

Как правило, на таком пути вам редко встречаются кочки и ямы, поэтому смысла сильно занижать руль, для ловкости при управлении, нет. Самая оптимальная высота руля на шоссейном байке – когда угол между плечом и торсом составляет примерно 90°.

Посадка на городском велосипеде

В городе люди ездят спокойно, размеренно, неторопливо. Они не преодолевают препятствий на местности, не сдают нормативов на скорость, не стремятся преодолеть длительное расстояние. Характерное отличие посадки на городском велосипеде – прямая спина и высокое расположение рук на руле. При этом угол между корпусом и землей составляет практически 90°.

Таким образом, для езды на городском байке руль необходимо поднять выше сиденья на 10 см, как минимум, а высоту седла регулируют универсальным методом. Положение сиденья желательно выставить горизонтально. Правильное положение ног при езде на городском велосипеде – слегка согнутые в коленном суставе в нижней части хода педали.

Правильная посадка на детском байке

Какой должна быть правильная посадка на детском велосипеде, давайте обсудим и эту тему. Ведь от нее зависит безопасность ребенка на дороге. Вот главные правила, которых следует придерживаться:

  • Высота седла должна быть такой, чтобы ребенок в любой момент мог коснуться обеими ногами (можно носками) поверхности;
  • Расстояние от верхней перекладины рамы до паха не должно быть менее 6 см;
  • Правильное положение руля на детском велосипеде – слегка выше сиденья, при этом, корпус ребенка слегка наклоняется вперед.

В ответе на вопрос «как правильно сидеть на велосипеде ребенку» запомните главное: детская посадка всегда немного выше, чем у взрослого, чтобы малышу было легче и удобнее наблюдать за дорогой.

В заключение, хотелось бы еще раз отметить важность правильной посадки взрослого и ребенка на велосипеде. Подумайте о своем здоровье, безопасности и комфорте. Не слушайте соседа или «опытного» друга – прислушивайтесь к своим ощущениям. Тело не станет обманывать! С вашей стороны нужно лишь понять, за что отвечает тот или иной фактор, и регулировать его под свои индивидуальные особенности.

Все про седло велосипеда

Велосипедное седло — часть велосипеда, принимающая на себя основную часть веса велосипедиста (наряду с педалями и рулём). Велосипедное седло одновременно должно быть и удобным, и не должно создавать трудностей для педалирования. Седло крепится на подседельный штырь, который вставляется в подседельную трубу рамы.

Конструкция велосипедного седла

Обычное современное седло состоит из трех частей:

  • Рамка, чаще всего металлическая. Она крепится к подседельному штырю с помощью зажима.
  • Пластмассовая основа, которая крепится к рамке в трёх точках («по углам» седла). Она задаёт форму седла и пружинит под весом велосипедиста.
  • Подкладка, которая делает седло мягким. Делается из вспененного материала, более дорогие варианты с гелевыми вставками.

Иногда в середине основы делается отверстие для того, чтобы седло меньше давило на область промежности.

Нужны ли пружины в конструкции?

Можно сказать, что на велосипеды, у которых руль находиться высоко, лучше поставить сиденье с пружинами, а если руль расположен на уровне или ниже места посадки, тогда можно обойтись и седлом без пружин.

Кожаное седло Brooks

Мягкие пружины, особенно при интенсивном педалировании, вызывают небольшое раскачивание, которое приводит к снижению эффективности педалирования и натиранию внутренних поверхностей бёдер. Более жесткие пружины, такие как на кожаных сёдлах Brooks, имеют достаточную упругость, чтобы обеспечить эффект задней подвески без раскачивания.

Типы велосипедных сёдел

Сов­ре­мен­ные ве­лоси­пед­ные сед­ла ус­ловно раз­де­ля­ют на нес­коль­ко ти­пов, от­ли­ча­ющих­ся меж­ду со­бой па­рамет­ра­ми и пред­назна­чени­ем ве­лоси­педов.

  1. Ком­фор­тные. Ус­та­нав­ли­ва­ют пре­иму­щес­твен­но на го­род­ские и до­рож­ные ве­лоси­педы. Как пра­вило, они дос­та­точ­но мяг­кие и ши­рокие. Час­то в конс­трук­ции ис­поль­зу­ют пру­жины. Удоб­ные при ез­де с вер­ти­каль­ной (пря­мой) по­сад­кой.
  2. Спор­тивные. При­меня­ют­ся на шос­сей­ных ве­лоси­педах. Тверже и уже ком­фор­тных, спо­собс­тву­ют дос­ти­жению вы­соких ско­рос­тей.
  3. Гор­ные. Не­боль­шие и уп­ру­гие, не пре­пятс­тву­ющие ез­де стоя.
  4. Жен­ские. Учи­тыва­ют ана­томи­чес­кие осо­бен­ности жен­ско­го та­за. Бо­лее ши­рокие в пе­ред­ней и зад­ней час­ти и ко­роче. Встро­ен­ные элас­то­меры при­да­ют до­пол­ни­тель­ную мяг­кость.
  5. Рель­еф­ные и пер­фо­риро­ван­ные «муж­ские» мо­дели. От­ли­ча­ют­ся спе­ци­аль­ны­ми фор­ма­ми, улуч­ша­ющи­ми цир­ку­ляцию кро­ви в об­ласти прос­та­ты.

Самые разные велосипедные седла

Основными параметрами седел являются:

  • Ширина. Очень важный параметр при подборе. Наиболее комфортной для велосипедиста будет ширина седла, соответствующая расстоянию между так называемыми «седалищными буграми», образованными тазовыми костьми;
  • Мягкость. Мягкие седла могут быть причиной появления потёртостей, для дальних поездок не годятся.
Читайте также  Лучшие велосипеды круизеры

Как регулируется велосипедное седло

Обычно есть возможность регулировать положение седла по трём степеням свободы:

  • высота — регулируется выдвиганием подседельного штыря из подседельной трубы рамы;
  • наклон — регулируется с помощью зажима, крепящего седло к подседельному штырю;
  • небольшой сдвиг вперёд-назад — регулируется за счёт сдвигания рамки в зажиме.

Распределение нагрузки на седло в зависимости от позиции

Регулировка по высоте и сдвиг вперёд-назад позволяют расположить седло относительно педалей наиболее подходящим для педалирования образом.

Неправильная настройка может привести к повышенной нагрузке на колени (чаще всего это слишком низкая установка седла).

Чаще всего седло располагается горизонтально, но возможен небольшой наклон назад или вперёд. Слишком сильный наклон вперёд может привести к повышеной нагрузке на руки, плечи и спину (так как, чтобы не съезжать с седла вперёд, велосипедисту придётся сильнее упираться в руль.

Гелевая накладка на седло

Сейчас продается много гелевых чехлов на велосипедные сиденья. Но к таким новшествам нужно относиться критически. Рассуждая логически: мягкая накладка на седло велосипеда нужна тем же людям, которые ставят «подушки» вместо сиденья, то есть неспешным велосипедистам.

Чрезмерное увеличение набивки седла, при закреплении на нём гелевого чехла, усиливает раскачивание по сторонам. Качка не только мешает крутить педали, а также приводит к натиранию кожи бёдер.

Материал велосипедного седла

Кожаное седло. Первые седла для велосипедов изготавливались из кожи. Главное преимущество кожи как материала в том, что она может принимать новую форму, а также она пропускает воздух и впитывает влагу.

Пластмассовое седло. Большинство современных сидений на велосипеды собирают из поливинилхлоридной основы, поролоновой подкладки и покрытия из искусственных материалов. Подобные сиденья устанавливаются фактически на каждый имеющийся в продаже велосипед.

Так как большинство пластмасс является недорогим материалом, то изготовленное из них седло будет иметь низкое качество. Катаясь на велосипеде с пластмассовым сиденьем, желательно надевать велоформу или толстую одежду, поскольку вы очень быстро натрете мозоли, когда будете ёрзать по скользкому искусственному покрытию.

Кожезаменители. Как материал покрытия велосипедных сидений применяется на экземплярах среднего ценового уровня. Видов кожезаменителя много, они различны по плотности и прочности.

Мне подойдет широкое или узкое седло?

Как правило, узкие жесткие седла устанавливают на шоссейные велосипеды. Еще они очень удобны при катании на горном велосипеде в стиле кросс-кантри, то есть при активной езде по лесам, полям, паркам. Идеальный вариант для преодоления больших дистанций.

На городские велосипеды и круизеры, на которых люди ездят, усевшись вертикально, ставят широкие и мягкие сиденья. На таких велосипедах важен комфорт при непродолжительной и неспешной поездке по городу.

Быстрому вращению педалей на горных, туристических, шоссейных велосипедах широкие сиденья будут мешать.

Как выбрать велосипедное седло

Седло не является самой важной деталью велосипеда. Если оно выполнено качественно, а вам комфортно в нем сидеть, вы не станете обращать на него внимание. Но не будем забывать, что это основная точка контакта вашего тела с велосипедом. Для некоторых из нас даже маленькие изменения в конструкции седла способны превратить приятную поездку в пытку.

В наши дни велосипеды, как правило, приобретаются в полностью готовом виде, и на приличных моделях седло обычно функционирует нормально и не причиняет особых неудобств. Производители стараются подбирать для массовых моделей такую конструкцию седла, которая подходит как можно большему количеству райдеров.

Однако, когда седло не подходит, когда вы хотите облегчить конструкцию своего велосипеда или если седло сломалось, неизбежно встает проблема выбора. Отметим, что люди, которые много ездят на велосипеде – профессиональные спортсмены, курьеры, велопутешественники – стараются переносить привычное для себя седло с модели на модель. Хорошее седло – не обязательно дорогое. На Тур де Франс порой выигрывали велосипедисты на седлах, стоивших всего 25 фунтов стерлингов.

Сегодня выбор велосипедных седел очень широк в плане размеров и форм. Присутствует специализация для гоночных и туристских моделей, горных байков, коммутеров и прогулочных велосипедов. Данная статья поможет вам определиться с выбором седла.


Седло Charge

Форма

Существенным моментом является подбор такой формы седла, которая подойдет для вашей анатомии и стиля езды. Говоря в целом, чем быстрее вы катаетесь и чем больше ваше тело наклонено к рулю, тем более узким должно быть седло. А чем вертикальнее ваше положение и чем медленнее вы едете, тем более широкое седло вам нужно. Когда туловище вытянуто вперед, то на сиденье приходится меньшая масса тела. Напротив, при вертикальном положении тела седлу приходится выдерживать его основной вес. Поэтому гоночные байки имеют очень тонкие седла, а модели, используемые в системе общественного велопроката, очень широкие.


Седло San Marco

Производители стараются помочь потребителям облегчить процесс подбора нужного седла. Некоторые даже используют замеры расстояния между седалищными костями ездока, чтобы подобрать седло, максимально соответствующее анатомии конкретного человека. Хорошее седло должно поддерживать именно седалищные кости, а не всю «пятую точку». Поэтому разная ширина седел просто отражает различия людей в анатомическом строении. Некоторые производители предлагают до трех вариантов размера по ширине. Носовая часть также принимает на себя часть веса. Здесь, кстати, надо отметить, что если у вас широкие бедра, это еще не значит, что и расстояние между седалищными костями широкое.

Важно помнить, что слишком широкое седло будет натирать, а на слишком узком у вас будет ощущение, что вы сидите на лезвии ножа. Более тонкие седла с минимальной набивкой больше подходят для гонщиков с агрессивной посадкой, глубоким наклоном и опорой на руль. Широкие седла предпочтительнее для велотуристов – им требуется максимальный комфорт в течение нескольких дней путешествия. Для прогулочного катания, где положение ездока чаще всего строго вертикальное, подойдет более широкая модель с дополнительной набивкой.

Говоря о гендерных различиях, многие женщины спокойно ездят на мужских седлах. Но у женщин более широкие седалищные кости, и при необходимости можно подобрать себе более широкую модель.


Женское седло Selle Royal Seta

Материал и каркас

Тип материала при производстве седла может варьироваться от пластиковой основы и стального каркаса в моделях для новичков до цельнолитой основы и каркаса из карбона на очень дорогих моделях. Чем дороже седло, тем оно легче по весу. Легкие седла весят в районе 200 г. Тот, кто любит наибольший комфорт, вместо карбонового может выбрать титановый каркас, обладающий большей гибкостью и лучше поглощающий вибрации.


Седло Rivet

Оболочку седла делают либо из синтетической кожи либо из натурально, но могут использоваться и другие материалы. В некоторых моделях делают перфорированные отверстия для вентиляции и вставки из кевлара для улучшения износостойкости. Седла для байков, предназначенных для гонок на время, часто в носовой своей части сделаны из материала, не дающего ездоку скользить вперед-назад.

Для кожаных седел используется цельный кусок материала, который натягивается на металлический каркас. Фактически кожа здесь натягивается как гамак, обеспечивая упругость и комфорт при длительных поездках. Но такие седла боятся дождя, требуют большего ухода и иногда обкатки. Самой известной фирмой по кожаным седлам является Brooks. Неплохое соотношение по цене и качеству предлагает Spa Cycles.


Седла Brooks

Набивка

Большинство седел используют некоторые виды уплотнителей из пеноматериала, но количество и плотность его могут различаться. В гоночных седлах набивки меньше, а на городских или прогулочных велосипедах слой набивки глубже и мягче – для более комфортной езды. Гелевые вставки также являются популярным способом обеспечения комфорта.

Если вы собираетесь ехать быстро или на большие расстояния, толстый слой набивки будет вам только мешать. Можно подумать, что жесткая набивка не обеспечивает комфортабельную езду. На самом деле, при высоких скоростях она намного удобнее.


Женское седло Specialized Ruby Expert

Пробуйте перед покупкой

В идеале, конечно, седлом нужно пользоваться некоторое время, прежде чем вы поймете, подойдет оно вам или нет. Некоторые производители идут навстречу и предлагают покупателям испытательный срок, в течение которого седло можно вернуть.

Дискомфорт во время езды

Даже удачная модель седла может показаться плохой, если будет установлена на неправильной высоте или слишком далеко или близко от руля. Если во время езды вы ерзаете в седле, это может указывать на то, что оно неправильно расположено.

В 1997 году были проведены исследования, по результатам которых некоторые медики стали говорить о том, что катание на велосипеде может приводить к эректильной дисфункции у мужчин и потере репродуктивной способности у женщин. Причиной называлось нарушение кровотока в тазовой области, приводящее к онемению и т.д. Эти результаты до сих пор не считаются подтвержденными. В то же время появились седла с углублениями и выемками. Современные исследования не показали каких-либо существенных различий во влиянии на кровоток между ними и классическими седлами. В случае онемения или дискомфорта во время езды советуем привставать на педали на какое-то время, чтобы восстановить доступ крови к тазовой области.


Седло Genetic Bikes