Длина рычага педали велосипеда

Подбор велосипедных шатунов по размеру рамы, длине ног или стилю езды с помощью формул и таблиц

Опытные велосипедисты знают, какое значение имеет правильно подобранная длина шатуна. Этот небольшой элемент может играть ключевую роль в системе взаимодействия человека и байка. Разница в 5 или даже 2,5 мм может стать ощутимой и повлиять не только на скорость и комфорт езды, но и на здоровье спортсмена. Из этой статьи вы узнаете, почему так важно подобрать деталь правильной длины и какие факторы нужно учитывать, делая свой выбор.

На что влияет

Шатун — это часть велосипедной трансмиссии, которая обеспечивает преобразование движений, совершаемых спортсменом в процессе кручения педалей, во вращение заднего колеса. Эта деталь составляет единый узел с рамой, звёздочками и кареткой велосипеда. У недорогих моделей шатун и основная звезда составляют монолитную конструкцию, для вариантов с более высокой ценой предусмотрена возможность приобрести эту деталь отдельно.

Длина шатунов бывает в диапазоне от 145 до 180 мм, шаг составляет 5 (реже 2,5) мм. Детали длиной от 165 мм предназначены для взрослых велосипедов, более короткие – для детских. Этот ппараметр определяется как расстояние между центральными точками осей каретки и педали.

Как правило, производители по умолчанию устанавливают на велосипеды шатуны размером 170–175 мм.

Размер детали можно найти на её внутренней стороне.

От длины шатуна зависят:

  • положение спортсмена в седле;
  • угол сгибания коленного сустава при вращении педалей;
  • частота вращения педалей;
  • усилие, которое требуется для педалирования;
  • скорость байка и быстрота старта.

Как выбрать размер

При выборе длины шатунов следует принимать во внимание следующие факторы:

Основные методы расчёта

По длине ног с помощью формулы

Наиболее популярный способ расчёта. В соответствии с ним нужно определить расстояние от паха до нижней точки стопы в миллиметрах. Измерение осуществляется босиком и в вертикальном положении. Затем полученную величину умножают на 0,216. Итоговая цифра составит необходимую длину шатуна.

Есть ещё одна формула, по которой длина указанной детали должна составлять 18,5% от расстояния между вершиной берцовой кости (коленным суставом) и землёй.

По длине ног с помощью таблицы

Зарубежные специалисты разработали таблицу, где в правой колонке указан диапазон длины ног, а в левой – требуемый размер шатуна.

По размеру рамы

В основном этот метод подходит для классических шоссейных байков. Руководствуясь данным способом, необходимо измерить длину верхней трубы рамы и соотнести её с длиной шатуна, которая указана в правом столбце соответствующей таблицы.

На что стоит обратить внимание

Каденс

Каденс, или каденция – единица измерения, характеризующая количество оборотов педалей, которые спортсмен совершает за одну минуту (об/мин).

Каденс напрямую зависит от длины шатуна. Используя короткий рычаг, проще поддерживать высокую скорость. В этой связи каденс увеличивается пропорционально уменьшению длины рычага: при использовании коротких шатунов показатель возрастает, длинных – уменьшается. Таким образом, чем большую скорость нужно развить, тем меньший размер детали необходимо использовать.

От каденса, помимо скорости движения, зависят также нагрузка на мышцы и сердечно-сосудистую систему, а также здоровье коленных суставов. Поэтому необходимо правильно подобрать длину шатуна, чтобы каденс был для вас оптимальным.

Тип велосипеда и стиль езды

Основное правило таково: длинные шатуны используются при езде на горном велосипеде, более короткие – на шоссейном. Объясняется это следующими причинами.

При езде по шоссе основное значение приобретает частота вращения педалей (уже упомянутый каденс). Увеличение частоты педалирования повышает крутящий момент и помогает не допускать образования «мёртвых точек» при обороте педали. Поэтому короткие рычаги предпочитают спортсмены, которые занимаются трековыми гонками. Кроме того, такие шатуны меньше «цепляют» грунт на виражах, что также способствует увеличению скоростных параметров байка.

В горном велоспорте необходим иной – «силовой» стиль катания. Большого количества оборотов здесь не требуется; на первый план выходит усилие, которое необходимо приложить в процессе езды (например, чтобы подняться в гору). Как следствие, в этой разновидности велоспорта применяются длинные шатуны: чем большую длину имеет рычаг, тем меньше усилий требуется, чтобы провернуть педали. Поэтому для BMX-велосипедов (т. е. используемых в мотокроссе), а также кросс-кантри и прочих горных велосипедов размер этой детали должен быть больше, чем для шоссейных.

В то же время в DH (скоростном спуске) предпочтительнее шатуны меньшего размера, которые не будут задевать за неровности рельефа.

При езде по городу чересчур длинные шатуны могут быть неудобны, так как с высокой долей вероятности будут цепляться за малейшие препятствия. Это вызовет серьёзное неудобство при преодолении, например, рельсов или бордюров.

Q-фактор

Спортсменам стоит уделить внимание выбору Q-фактора, т. е. расстояния между плоскостями вращения головок шатунов. Максимальная эффективность езды возможна в том случае, если усилие прилагается перпендикулярно к поверхности. Если Q-фактор подобран верно, педалирование осуществляется строго вертикально, поскольку нога спортсмена находится в плоскости, параллельной плоскости шатуна. Профессионалы подбирают этот параметр исходя из индивидуальных анатомических особенностей и типа велосипеда. Как правило, увеличенный Q-фактор предусмотрен в конструкции горных байков.

Важно! Неверно подобранный Q-фактор не только уменьшает КПД при езде, но и причиняет вред коленным суставам велосипедиста.

Таким образом, каждый велосипедист должен самостоятельно определять подходящую ему длину шатунов, учитывая свои анатомические особенности, стиль катания и другие параметры. Обычно для моделей, используемых велосипедистами-любителями для езды по городу и шоссе, подходят детали того размера, который изготовитель предусмотрел в заводской комплектации байка.

Какие педали выбрать для велосипеда

На первый взгляд педали на велосипеде не очень важны — комплектующие маленькие и, казалось бы, незначительные. Но правда в том, что это одна из главных деталей байка, ведь при ее отсутствии качество и комфорт езды сильно снижаются. Как выбрать велопедали правильно? Что нужно учитывать, на какие параметры обращать внимание? Разберемся в этих вопросах.

Виды педалей для велосипеда

Существуют три основных вида педалей для велосипеда: платформенные, контактные и гибридные. Первые – самые обычные, представляют собой прочную основу, на которую ставится нога. Вторые крепятся к шипам в нижней части обуви велосипедиста. Они обеспечивают ощущение блокировки и часто являются выбором профессиональных спортсменов. «Топталки» плоские и используют аккуратно расположенные тяговые штифты, чтобы удерживать обувь на месте, вместо фиксирующего механизма. Гибридные или комбинированные представляют собой платформу, оснащенную контактным механизмом для фиксации специальной обуви. По назначению велосипедные педали делятся на несколько категорий:

  • Прогулочные – чаще всего выполнены из высокопрочного пластика;
  • Общего назначения – платформенные, производятся из комбинации металла и пластмассы;
  • Шоссейные – контактные. Имеют специальный механизм для жесткой фиксации ног;
  • Кросс-кантри – характеризуются облегченной конструкцией, не имеют платформы;
  • Модификации для экстремального спорта – оснащены платформой с шипами.

Выбор педалей для велосипеда необходимо делать не только на основе их назначения или стоимости, но и с учетом целого ряда дополнительных факторов. Посмотреть педали для велосипеда можно тут: https://www.velopiter.ru/cat/veloparts/0/24/1.htm

Конструкция

Чтобы обеспечить безопасность езды на велосипеде важно приобрести педаль с качественной конструкцией. Особенно если планируется эксплуатация в течение длительного времени. Для профессионального спорта лучше избегать педалей, сделанных из любых пластмассовых деталей, так как они, скорее всего, развалятся раньше, чем из алюминия или стали. Пластиковые модификации, тем не менее, меньше стоят – тут вы должны выбирать сами, что для вас важнее: долговечность или цена.

Убедитесь, что на изделиях используются герметичные подшипники — это поможет предотвратить попадание воды и продлить срок службы. Высококачественные комплектующие оснащены титановыми шпинделями, которые имеют меньший вес, но увеличивают стоимость. Большинство моделей общего назначения используют подшипники из хромированной стали. Они прочные, надежные и долговечные.

Длина оси

Есть несколько компаний-производителей, которые предлагают педали с различной длиной оси, чтобы обеспечить идеальную посадку. Также эта деталь может отличаться шириной в точке соединения с шатуном. Стандартная длина оси:

  • ½ дюйма;
  • 9/16 дюйма.

При выборе обязательно смотрите на резьбу оси — она у всех моделей разная. Если вы не знаете, как подобрать педали для велосипеда, лучше обратитесь за помощью к специалистам. Сотрудники веломагазинов предложат варианты, соответствующие предпочтениям, требованиям к эксплуатации и бюджету.

Особенности платформенных педалей

При выборе педалей для горного или шоссейного велосипеда, первое, что нужно решить – модель. Большинство байков начального уровня оборудованы платформенными комплектующими, изготовленными из пластика или металла. Они имеют следующие преимущества:

  1. Не нужны специальные ботинки. Подойдет любая крепкая пара обуви с плоской подошвой.
  2. При необходимости можно легко спрыгнуть с велосипеда (отлично подходит как для начинающих, так и для скоростного спуска, прыжков на грунт, фрирайдеров).
  3. Такие модели дешевле, чем контактные.

За последние годы платформенные «топталки» прошли долгий путь. Они легче, изящнее и привлекательнее, чем раньше, а специально разработанные, усовершенствованные дополнения делают их использование еще более комфортным и долговечным.

Контактные модели

Контактные педали имеют специальную планку, которая прикреплена к обуви (покупаются модели тоже в веломагазинах, как и другая экипировка). Такая конструкция обеспечивает надежную связь между ногой и «топталкой». Велосипедист нажимает на нее, совершая вращение, поворачивая пятку в сторону. Новичкам может потребоваться немного практики, чтобы привыкнуть к таким моделям, но у них есть некоторые преимущества:

  • Повышена эффективность, так как энергия передается на протяжении всего хода педали.
  • Улучшена управляемость. Контактные модели удерживают ноги на ухабистых спусках и делают такие вещи, как прыжки, намного проще.
  • Уменьшенный размер. Конструкция сокращает площадь, занимаемую платформой. Уход за такими комплектующими намного проще.
Читайте также  Регулировка каретки велосипеда

Чаще всего такие модели покупают профессиональные спортсмены, поскольку они имеют конкретное назначение и стоят намного дороже платформенных.

Комбинированные педали

Комбинированные педали для горных велосипедов объединяют в себе преимущества обеих модификаций: широкая платформа и механизм зажима. Есть два разных стиля. Один тип имеет зажим с одной стороны и платформу с другой, а другой зажим, встроенный в платформу с обеих сторон.

Основным недостатком гибридов является вес педалей для велосипеда – за счет сложной конструкции масса существенно увеличена. Это важный критерий, когда речь идет о выборе комплектующих для велокроссов. Проблема со многими комбинированными комплектующими, которые имеют зажим только на одной стороне, заключается в особенностях вращения — сторона зажима всегда направлена к земле, потому что она весит больше. Но это хороший выбор, если велосипед используется не только для езды по прямым трассам, но и для экстремального спорта.

На что еще обращать внимание при выборе

Независимо от предпочитаемого типа педалей, при выборе нужно обращать внимание на следующие факторы:

  1. Вес — легче, как правило, лучше, но иногда это приводит к снижению долговечности. Выбирайте модели максимально облегченные, обращая внимание на материал: самые легкие модели делают из пластика, который подвержен деформациям.
  2. Уход — ищите модели, платформа которых имеет открытые пространства, где грязь легко удаляется.
  3. Регулируемость — это особенно важно, если вы выбираете гибридные или контактные модели. При их использовании нужно учитывать количество силы, которое требуется, чтобы фиксировать и освобождать ногу.
  4. Долговечность – специалисты советуют выбирать твердую конструкцию с гладкими подшипниками, которые не потребуют дополнительного обслуживания. Качественные модели будут противостоять многочисленным ударам и царапинам на протяжении многих лет. Простота технического обслуживания – тоже важный параметр. Некоторые комплектующие можно легко отремонтировать, заменить детали. Их эксплуатация намного проще.

ТОП педалей для велосипеда

Сегодня на рынке представлен большой выбор комплектующих для велобайков. Поэтому, нет ничего удивительного в существовании рейтинга педалей для велосипеда. Давайте коротко пробежимся по верхним позициям:

Wellgo B123.Стоят около 500 рублей. Характерные особенности: широкая пластиковая платформа, обеспечивающая минимальную нагрузку на подшипники. Поверхность оснащена шипами, которые надежно удерживают обувь велосипедиста. Достоинства:

  • малый вес;
  • повышенная прочность;
  • долгий срок службы.

При намокании немного скользят – нужно учитывать при выборе.

Wellgo B197. Стоят около 650 рублей. Ось произведена их хромомолибденового стального сплава, платформа из полимерного материала. В качестве подшипников используются стандартные шашки с насыпными шариками. Преимущества:

  • стильное дизайнерское исполнение;
  • упрочненная полимерная основа;
  • малая масса.

Недостаток – плохая устойчивость к ударам.

Wellgo LU-313. Цена около 1300 рублей. Производится из алюминия. Платформа широкая, устойчивая к повышенным нагрузкам. Педели хорошо переносят падения. Преимущества:

  • высокопрочная основа;
  • стильный дизайн;
  • упрочненная ось.

Не рекомендуется эксплуатировать в агрессивных условиях.

BBB Trail Ride.M

Стоит порядка 1500 рублей. Платформа сделана из композитного материала. Предназначены для интенсивной эксплуатации. Конструкция цельная, литая. Оснащена специальными шипами, предотвращающими скольжение. Преимущества:

  • устойчивы к высоким нагрузкам;
  • подходят для агрессивной езды;
  • конструкция позволяет заменять шипы.

Такие модели для велосипеда достаточно тяжелы – нужно учитывать при выборе.

Заключение

Существует огромное количество видов педалей для велосипедов, которые имеют различные конструктивные особенности, предназначение и качественные параметры. При выборе комплектующих нужно учитывать массу деталей, включая стоимость и производителя.

Как подобрать педали для велосипеда – разновидности и советы по выбору

  • Устройство велосипедных педалей
  • Интересный факт
  • Разновидности
  • Размеры педалей
  • Материалы и цвета велопедалей
  • Рекомендации по выбору
  • Популярные модели
  • Заключение

Человек с давних пор мечтал летать. Первым отсутствие крыльев заменил велосипед, который движется с помощью пары педалей. От примитивных до современных моделей прошли века. Рычаг, нажимаемый ногой велосипедиста, изменился до неузнаваемости. Платформы, туклипсы, прогулочные, шоссейные − десяток видов представлено на современном рынке. Каждый имеет свои характеристики и особенности. Чтобы средство передвижения сделало жизнь интересной и комфортной, нужно знать, как подобрать педали для велосипеда.

Устройство велосипедных педалей

Велосипед помогает передвигаться на большие расстояния, участвовать в спортивных соревнованиях, ставить рекорды. Катание приносит удовольствие, если на транспортном средстве установлено комфортное сиденье и надежный руль. Но этого недостаточно. Нужно подбирать удобные педали и знать их устройство.

Конструкция трансмиссии состоит из корпуса, установленного на вращающуюся ось с подшипниками.

  1. Корпус. Основная часть механизма, на которую опирается стопа велосипедиста, обеспечивает всю работу педалей. Материал, форму, окраску, дизайн корпуса выбирают производители.
  2. Ось с резьбой. Укороченное или удлиненное устройство ввинчивается в шатун и обеспечивает через цепь вращение на заднее колесо. Длина оси зависит от изготовителей, которые определяют вес детали. Две симметричные резьбы обозначают латинскими буквами: L − левая, R − правая педаль.
  3. Подшипники. Поддерживают свободное вращение корпуса вокруг оси. Бывают промышленными (самые надежные), насыпными, с сепаратором.
  4. Рамки (чаще алюминиевые) имеют разные формы выступлений. Декоративный элемент встроен в сборные конструкции педалей.
  5. Катафот. Используется в прогулочных моделях как светоотражатель на дорогах.
  6. Шипы (интегрированные или переменные). Приспособление фиксирует подошву обуви на корпусе. Сменные педали имеют резьбу, с помощью которой можно установить необходимую высоту шипа.
  7. Крепежные винты. Соединяют корпус с рамкой. Необязательный элемент, встречается только в складных моделях.

Интересный факт

Европейцы убеждены: Карл Дрез, немецкий барон и известный изобретатель, сконструировал первую модель велосипеда (1817 г.). Правда, устройство было без педалей, и ездоку приходилось компенсировать этот недостаток ногами. Изобретение даже назвали «трясучкой для костей». По российской версии изобретение велосипеда принадлежит уральскому умельцу Ефиму Артамонову, который сделал конструкцию с двумя колесами еще в 1800 году.

Утверждение, что первые педали на переднем колесе велосипеда придумал немец Милиус (1845 г.), подвергают сомнению. Историки доказали, что авторские права принадлежат Леонарду да Винчи. Еще в XV веке итальянский художник и гениальный конструктор сделал рисунок транспортного средства с рулем, колесами, цепью и звездами. Оригинал чертежа и собранный по нему деревянный велосипед с силовыми педалями хранится в бостонском Музее науки. Профессор Аугусто Мариноне подтвердил подлинность документа. Хотя считается, что педали подарил миру шотландский кузнец К. Макмиллан (1840 г.)

Разновидности

Велосипедные педали бывают дорогими и дешевыми, профессиональными и простыми. Определены три категории: качество изготовления, стиль езды, тип велосипедных туфель (нет привязки к обуви, совместимые со специальными кроссовками, комбинированные). Каждая группа представлена разновидностями, которые имеют свои характеристики.

Размеры педалей

Стандартные и большие размеры педалей должны соответствовать шатунам. Городские (прогулочные) модели комплектуются на заводе-изготовителе. На педалях указывают размер 9/16″ или 1/2″, который подходит для любого велосипеда. На туклипсах нет привязки к обуви велосипедиста. Выбранной педали должен соответствовать размер ноги.

Встречается широкий корпус, который используется для увеличения площади контакта стоп и педалей. При контактной модели велосипедная обувь закрепляется к корпусу и плотно облегает стопу. Некоторые байкеры предпочитают педали на размер больше, чтобы ноге ничего не мешало. По этим особенностям выбирают величину педалей. Детские платформы изготавливают уменьшенного размера, чтобы соответствовать ноге ребенка.

Материалы и цвета велопедалей

Этот важный узел конструкции велосипеда испытывает постоянные повышенные нагрузки: вес ездока, крутящийся момент, перегрузки при выполнении прыжков и трюков, удары при падении велосипедиста. Поэтому педали изготавливают с оптимальным запасом прочности, который достигается с помощью различных материалов.

Ось делают из прочного металла. Платформа, которую раньше изготавливали из обрезиненных трубок и металлических пластин, в настоящее время представлена пластиком и алюминиевым сплавом (для велосипедов начальной и средней стоимости). На байки «серьезного катания» ставят платформы, выполненные из металла. Туклипсы изготавливают также из пластика или металла, а для ремешка берут кожу или нейлон. Для предотвращения скольжения ног велосипедиста устанавливают резиновые накладки. Контактные педали оснащены хром-молибденовой осью, в которую встроены свето-возвращающие элементы. Педали горных велосипедов, рассчитанные на агрессивную езду, изготавливают из стали или титана.

Выбор современного велосипедиста зависит от эстетических предпочтений. Поэтому производили стараются подчеркнуть дизайн педалей красным, желтым, зеленым цветом и цветными вставками. Например, при изготовлении моделей Wellgo применяют черный, белый или матовый оттенок. Часто на педалях присутствует яркий лейбл фирмы. Степень фиксации шипов определяют по цветовой гамме:

  • красный − самые жесткие шипы, используемые для максимальной эффективности усилий профессиональных спортсменов;
  • синий − означает 2 градуса сдвига ноги (для комфортного катания);
  • желтый − 6 градусов сдвига (идеальный вариант для новичков и любителей прогулочных велосипедов).

Рекомендации по выбору

Современные модели изготавливают по принципу: максимальный срок эксплуатации, надежность, минимум затрат при ремонте. Советы профессионалов помогут ответить на вопрос: как выбрать педали для велосипеда с оптимальным запасом прочности.

  1. Определитесь с назначением устройства.

Пластиковый корпус предназначен для езды по городу. Контактные педали без платформ требуют специальной обуви и используются в кросс-кантри. Конструкции с мощными шипами на платформе подходят для экстрима. Педали общего назначения должны включать металлические и комбинированные платформы.

Читайте также  Хороший велосипед для ребенка

Для повседневного катания подходит композитная площадка. Полимерное изделие характеризуется длительным сроком использования, маленьким весом, доступной ценой. Например, педали TREK выдерживают пять сезонов эксплуатации.

  1. Выбрать подходящий материал.

Хорошо, если подобранные по размеру педали изготовлены из металла (титан, сталь, алюминий). Пластмассовая конструкция часто лопается в самый неподходящий момент. Алюминиевое устройство выдерживает повышенные нагрузки и не страдает от ударов.

  1. Требования к оси.

Основный элемент педалей стоит выбирать из хромированной стали. Деталь используется даже на самых дорогих велосипедах, предназначенных для профессионалов. Обычный металл или пластик подойдет для детских или подростковых моделей.

  1. Выбор подшипников.

Насыпные узлы ставят на простые велосипеды, которые не приспособлены для агрессивного катания и повышенных нагрузок. Второй вид (промы) изготовлен по особой технологии: устойчив к механическим повреждениям, применяется в педалях высокой стоимости.

Модели с шипами предохраняют ноги велосипедиста от соскальзывания, уменьшают риск падения, обеспечивают безопасность ездока.

  1. Встроенный катафот.

Стоит отдать предпочтение конструкциям со светоотражающим элементом. Это поможет избежать аварий на темных дорогах. Водители едущих сзади машины сразу видят велосипедиста.

  1. Проверить безопасность сцепления и расцепления.

Шипы должны быть установлены на педали, а не на обуви, и точно совпадать с клеммами. Во время покупки учитывайте цвет шипов.

  1. Приобрести велосипедную обувь, совместимую с педалями.

Контактные кроссовки должны иметь отверстия, подходящие типу шипов. Часто совместимые крепления и педали продаются вместе. Но можно купить их и отдельно на случай замены от износа.

ПЕДАЛИ ДЛЯ ЧЕМПИОНОВ

Велосипед, пожалуй, самое распространенное транспортное средство. А то, что и самое экономичное — нет сомнений: достаточно двух бутербродов с маслом, чтобы два часа крутить педали. Но нельзя ли увеличить эффективность человеческого «двигателя»? С уменьшением расходов «горючего» ничего не получится. Трение и вес машины сведены почти до минимума. Существует и «коробка скоростей» устройство для изменения передаточного отношения за счет перебрасывания цепи на малые или большие звездочки. Остается только удлинять рычаги педалей, но специалисты категорично заявляют, что их оптимальная длина — 170 мм.

Оригинальным решением явилась предложенная в последние годы эллипсовидная ведущая звездочка. Читатели в подробностях ознакомлены с этим изобретением. С помощью эллипса передаточное отношение меняется циклично, лучше подстраивая педальный механизм под человека, но… не облегчая работы.

В предлагаемом вниманию читателей устройстве (рис. 1) уда ось синтезировать преимущества эллипсовидной звездочки и «длинных» рычагов: здесь крутящий момент увеличивается, когда под нажимом необычные рычаги как бы удлиняются, описывая в то же время эллипсную кривую, хотя ведущая звездочка сохраняет правильную окружность. Так достигается выигрыш в силе и устраняется неравномерность изменения передаточного отношения; ноги же описывают окружность с оптимальным радиусом — 170 мм.

Рис. 1. Вот как выглядит новый педальный механизм:

1 — рама велосипеда, 2 — переднее колесо, 3 ведущая звездочка, 4 — педальный дополнительный рычаг, 5 — звездочка рычага, 6 — дополнительные цепные передачи, 7 — шатун, 8 — кронштейн.

УСТРОЙСТВО

Педальный механизм (рис. 2) и здесь не обошелся без привычного основного рычага — шатуна 4, на ступицу которого надевается вспомогательная звездочка 9. Она установлена неподвижно относительно рамы велосипеда — через кронштейн 11. К свободному концу шатуна на шарнире крепится вспомогательный удлиняющий рычаг 12 с педалью 13. На валу рычага 12 неподвижно закреплена вторая вспомогательная звездочка 14. Оба зубчатых колеса имеют одинаковое количество зубьев и связаны между собой цепью.

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ

Рис. 2. Основные узлы модернизированного велопривода:

1 — крепежная планка ведущей звездочки, 2 — скоба, 3 — шпонка, 4 — основной рычаг (шатун), 5 — шпилька, 6 — втулка, 7 — ролик, 8 — втулка подшипника, 9, 14 — вспомогательные звездочки, 10 — опора, 11 —*

кронштейны. 12 — удлиняющий рычаг, 13 — педаль. 15 — шарик подшипника, 16 — болт, 17 — втулка вспомогательной звездочки, 18 — шайба. 19 — ось удлиняющего рычага.

При нажиме на педаль 13 основной рычаг начинает крутиться, при этом звездочка 9 (через цепь и вторую вспомогательную звездочку 14) удерживает удлиняющий рычаг 12 всегда направленным вперед и горизонтально. При втом общая траектория движения удлиняющего рычага представляет собой эллипс, в «передней» половине которого наибольший радиус приходится на педаль, а в задней — на шарнир рычага. Благодаря этому вынесенная вперед педаль позволяет нажимать на нее с максимальной силой именно на наиболее результативном участке пути — от верхней мертвой ТОЧКИ ДО ниЖнеЙ, то есть когда основной рычаг как бы удлиняется, что и обеспечивает выигрыш в силе. Хотя на самом деле при кручении педалей они описывают правильную окружность с радиусом, равным длине шатуна (оптимальная длина — 170 мм), но выдвинутую вперед на длину вспомогательного рычага (рис. 3).

ИЗГОТОВЛЕНИЕ

Для простоты рассмотрим последовательно детали по порядку, как они обозначены на рисунке 2. Планка 1 изготавливается из декапированной стали толщиной 5 мм. К ней болтами крепится ведущая звездочка шатунов. В зависимости от ее диаметра и формы средней части выбираются размеры несущей части планки (на чертеже не даны). Скоба 2. Две такие скобы сделаны из декапированной стали толщиной 3 мм. Ими несущая планка неподвижно крепится к ступице правого основного рычага — винтами М6 Х 8 с потайной головкой. Шпонка 3. Потребуются две, из стали Ст45; размеры их определяются вырезом в оси шатунов и величиной шпоночного паза ступицы. Основной рычаг 4. Их два — правый и левый, изготавливаются из стали Ст40Х. Они соединяются со своими рычагами (4) сваркой. Паз для шпонки во втулках должен быть с одной и той же стороны относительно рычага. Отверстие под шпильку (5) в последнем сверлится после сварки через втулку. Шпилька 5 — из пружинной стали 65Г без дополнительной термообработки. Втулка 6. Их две — правая (для правого рычага) и левая (для левого). Материал — сталь СтЗ. Ролик 7. Использованы ролики d 2,4X 10,5 мм от старой крестовины автомобиля ВАЗ-2101.

Втулка подшипника 8. Понадобятся две из стали Ст40Х. Четыре отверстия d 5 мм сверлятся в них одновременно с отверстиями на вспомогательной звездочке 9 и кронштейне 11 Вспомогательные звездочки 9 и 14.

Всего их четыре. Они стандартные, от в гулки заднего колеса, имеют по 19 зубьев (продаются в магазинах запчастей для велосипедов). На двух звездочках (9) отверстия растачиваются до d 39 мм. Могут быть изготовлены и как одна деталь вместе с втулкой подшипника 8 и несущей втулкой 17. В этом случае количество зубьев не должно быть меньше 13. Основной (без зубьев) диаметр такой звездочки — 52,5 мм, а внешний — 60,5 мм.

Опора 10. Крепится двумя винтами М3 к левому кронштейну 11, чтобы обеспечить достаточный передний люфг между втулкой подшипника и ступицей левого основного рычага.

Кронштейн 11. С их помощью вспомогательные звездочки устанавливаются неподвижно относительно рамы велосипеда. Они состоят из трех деталей: плеча и двух скоб, изогнутых в соответствии с диаметром рамы. Материал обоих кронштейнов и четырех скоб — декапированная сталь толщиной 3 мм. Скобы крепятся винтами М5, а после того как уточнится их изгиб по раме, привариваются.

Удлиняющий рычаг 12. Их два: оба сделаны из стали Ст40Х. На одном конце каждого — отверстие для педали с резьбой М14, которая должна быть одноименной: у правого — правая, у левого — левая. На другом конце — отверстие для оси (19); она приваривается. Для большей прочности по разделительной линии оси и рычага могут быть проделаны одно или два глухих отверстия d 4,9X9 мм: перед сваркой в них вбиваются обрубки стального стержня d 5 мм, выполняющие роль шпонки.

Шарик 15. Всего для подшипников удлиняющих рычагов потребуется 84 штуки d 3 или d 3,2 мм.

Болт 16. Их два, размером М6Х X 10 мм — для фиксации звездочки на рычаге.

Втулка 17 под вспомогательную звездочку — две штуки — из стали Ст40Х. Три паза по периферии вытачиваются под ‘выступающие части звездочки 14.

Шайба 18. Две, из декапированной стали толщиной 2 мм; внутренний и внешний диаметры соответственно 6,5 мм и 38 мм.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для изготовления устройства по дан. ным чертежам необходимо иметь полую ось каретки. Можно использовать и ось с квадратно-конусными краями, но при этом отверстия в ступице шатунов должны отвечать ее размерам, а промежуток между ступицей каретки велосипеда и ступицами шатунов должен быть минимум 1 мм.

Люфт, необходимый для нормального вращения удлиняющего рычага относительно шатуна, достигается подбором толщины стальной шайбы (шайб), закрепленной между осью удлиняющего рычага 12 и шайбы 18.

Рис. 3. Схема движения модернизированного шатуна:

А — основной рычаг, Б — удлиняющий рычаг.

Межосевое расстояние у основного и вспомогательного рычагов приблизительно равно 172 мм. Чтобы цепь не имела слабого натяжения, ее размер определяется при монтаже. Как это происходит? Удлиняющим рычаг и звездочка устанавливаются на свободном конце шатуна На оси каретки монтируются (не окончательно) другая вспомогательная звездочка и втулка подшипника 8 на ступице. На обе звездочки надевается цепь длиной 590 мм, натягивается, после чего рычаг и ступица привариваются друг к другу. При демонтаже шпилька 5 вынимается, в отверстие Мб завинчивается винт, и подходящим бородком через отверстие в центральной оси выбивается основной рычаг (шатун).

Читайте также  Лучше ездить велосипеде

Делается пробный монтаж, перед которым детали 1, 2, 4, 8, 11, 12 и 17 подвергаются термообработке (цементированию). Между шатуном и удлиняющим рычагом, а также между основным рычагом и несущей втулкой вставляются пластмассовые уплотнители, изготовленные из подходящего по диаметру кольца толщиной 1 мм.

Педальный механизм с автоматическим удлинением рычагов признан изобретением и защищен в Болгарии авторским свидетельством. Все, кто опробовал новинку, отмечают не только конструктивную оригинальность решения поставленной задачи, но и достигаемый благодаря ей положителы ный эффект: «приемистость» веломашины, оборудованной таким механизмом, более легкое прохождение тяжелых трасс и преодоление подъема.

Из чего состоит велосипед. Устройство велосипеда

Как называются основные части современного велосипеда по-русски и по-английски

Конструкция велосипеда кажется простой: рама, руль, седло и два колеса, педали и цепь — ничего сложного. Но это только на первый взгляд. Мы собрали в единый список детали и элементы, которые можно встретить в большинстве современных моделей, и перечень получился довольно большой.

Запчасти на А-Г

Mеханическое или гидравлическое устройство, в конструкции велосипеда предназначенное для смягчения ударов колес о грунт. Может находиться в передней вилке и/или в задней части рамы под сиденьем.

Деталь из гибкого материала (кожи, резины, пластика), расположенная на конце щитка для дополнительной защиты велосипедиста от летящих из-под колеса брызг воды или грязи.

Парная деталь, часть рамы велосипеда; труба небольшого диаметра, соединяющая подседельную трубу с местом крепления втулки заднего колеса. В конструкцию рамы велосипеда входят два верхних пера, идущих вдоль правой и левой сторон заднего колеса.

Часть рамы велосипеда; труба, соединяющая подседельную трубу с рулевой трубой. Может иметь различный наклон и форму, определяя геометрию рамы и назначение велосипеда.

Деталь, к верхней части которой крепится вынос руля, к нижней — переднее колесо. Может изготавливаться из различных материалов, иметь различную форму и дополняться амортизаторами.

Центральная деталь велосипедного колеса; состоит из оси, подшипников и корпуса, к которому крепятся спицы. Втулка заднего колеса, в отличие от втулки переднего колеса, имеет посадочное место для задних звезд.

Деталь, которая крепит руль к верхнему концу вилки.

Парная деталь руля велосипеда, представляющая собой ручки или наконечники на концах руля. Могут быть сделаны из резины, мягкого пластика, кожи или других материалов, которые делают захват руля рукой комфортным и эргономичным.

Запчасти на Д-И

Другое название — «петух». Съемная деталь, которая устанавливается между концом нижнего пера рамы, и задним переключателем скоростей для того, чтобы принимать на себя энергию удара и деформироваться в случае падения велосипеда или удара по заднему переключателю. Деталь также носит названия «сменный крюк» или «серьга на раму».

Место установки колеса, особая форма открытой крепежной петли. «Дропаут» означает, что колесо буквально выпадет из места крепления, если не будет закреплено, например, эксцентриком.

Механизм, обычно с троссовым приводом, который перемещает цепь по задним звездам для переключения передач велосипеда. В некоторых современных моделях велосипедов используется электронная система переключения передач с электрическими кабелями вместо тросов.

Устройство для остановки или замедления велосипеда, как правило, расположенное на задней части рамы или во втулке заднего колеса. Может управляться тормозными ручками, закрепленными на руле. Может быть различной конструкции или отсутствовать в моделях велосипедов с одной передачей, в которых остановка происходит движением ног назад.

Cпециальный кожух, который устанавливается над цепью и передней звездой для того, чтобы исключить попадание одежды велосипедиста между звездой и звеньями цепи.

Колесо с зубьями, которое сцепляется с цепью; одна из деталей кассеты или системы звезд.

Запчасти на К-О

Часть велосипедной трансмиссии; состоит из оси и подшипников, устанавливается в кареточный стакан для крепления шатунов на раме велосипеда. Благодаря подшипникам, позволяет шатунам вращаться свободно.

Место соединения подседельной трубы, нижней трубы и нижних перьев велосипеда, также место установки каретки.

Деталь велосипедной трансмиссии, состоящая из нескольких звезд различного диаметра от большего к меньшему, которая крепится ко втулке заднего колеса велосипеда. По звездам кассеты с помощью заднего переключателя перемещается цепь, меняя передачи велосипеда.

Колесо в традиционном понимании. В велосипедной конструкции колесо состоит из центральной втулки, обода, спиц, внутренней камеры с ниппелем для подачи и откачки воздуха, покрышки. Набор колес по-английски называется wheelset или wheel set.

Парная деталь, часть рамы велосипеда; труба, соединяющая стакан каретки с местом крепления втулки заднего колеса. В конструкцию рамы велосипеда входят два нижних пера, идущих вдоль правой и левой сторон заднего колеса.

Часть рамы велосипеда; труба, соединяющая кареточный стакан с рулевой трубой.

Деталь колеса велосипеда; представляет собой клапан, который открывается для впуска газа в камеру (например, воздуха для накачивания шины), а затем автоматически закрывается и остается герметичным, благодаря давлению в камере и/или пружине, чтобы предотвратить выход газа.

Часть колеса, к наружной части которой прикреплена покрышка чаще с камерой внутри, а ко внутренней — спицы, идущие ко втулке колеса. Может являться частью тормозной системы велосипеда. Ободы колес, предназначенные для использования с ободными тормозами, имеют гладкие параллельные боковые поверхности, к которым прижимаются тормозные колодки для обеспечения торможения. Ободы колес с дисковыми или барабанными (расположенными внутри втулки) тормозами могут не иметь таких поверхностей.

Приспособление, с помощью которого колесо крепится в дропаутах. В современных велосипедах часто используются эксцентрики — оси с зажимным крепежным механизмом, который позволяет быстро снимать и устанавливать колесо.

Запчасти на П-У

Деталь, которую велосипедист толкает ногой, чтобы привести велосипед в движение. Состоит из оси с подшипником, прикрепленной к шатуну, и платформы, на которую ставится стопа ездока. Платформа может быть плоской или иметь специальное крепление к обуви велосипедиста.

Часть трансмиссионной системы велосипеда; деталь, обычно с троссовым приводом, которая перемещает цепь от одной передней звезды к другой, тем самым переключая передачи. В некоторых современных моделях велосипедов используется электронная система переключения передач с электрическими кабелями вместо тросов.

Устройство для остановки или замедления велосипеда, расположенное на вилке велосипеда. Управляется тормозными ручками, установленными на руле. Может быть различной конструкции или отсутствовать в моделях велосипедов с одной передачей, в которых остановка происходит движением ног назад.

Другое название — «планетарная коробка передач». Это втулка заднего колеса велосипеда, внутри которой расположена система переключения передач. Шестерни и механизм изменения передаточного отношения находятся в смазке в закрытой защитной оболочке.

Часть рамы велосипеда; относительно вертикальная труба, идущая от сиденья к кареточному стакану. В подседельную трубу вставляется подседельный штырь с сиденьем.

Штырь (узкая труба), к верхней части которого крепится сиденье, а нижняя часть вставляется в подседельную трубу рамы и используется для регулировки высоты посадки велосипедиста в зависимости от того, как глубоко штырь вставлен в трубу.

Резиновая покрышка в традиционном понимании. Трубчатая шина, размещаемая поверх камеры на ободе колеса. Большинство шин используются с внутренними надувными камерами, но также встречаются бескамерные шины и обода. Может иметь различный рисунок протектора для использования велосипеда в различных условиях.

Основная деталь велосипеда, состоящая из нескольких труб, соединенных в форме многоугольника. Обеспечивает места для крепления колес, руля, сидения и других компонентов, которые составляют велосипед. Может иметь различную геометрию и изготавливаться из различных материалов, в зависимости от назначения велосипеда.

Современная и наиболее распространенная конструкция рамы велосипеда состоит из двух треугольников: основного треугольника (нижняя труба, верхняя труба, рулевая труба, подседельная труба) и двойного заднего треугольника (подседельная труба, пара задних верхних и пара задних нижних перьев). Такая конструкция рамы известна как «алмазная» рама. В расширенный набор или фреймсет (frameset), поставляемый производителями рам, дополнительно могут включаться вилка, рулевая колонка и/или подседельный штырь.

Зубчатый ремень из углепластика/карбона для передачи усилия от передней звезды (или звезд) к задней звезде (или звездам). Используется в качестве альтернативы металлической цепи.

Съемный кожух (оплетка, покрытие), в котором движется трос. Обычно представляет собой композитную конструкцию, состоящую из гладкой или смазанной лубрикантом внутренней оболочки, продольно несжимаемого слоя, такого как спиральная обмотка или пучок проволоки, и защитного наружного покрытия.

Набор элементов, предназначенный для обеспечения вращения вилки в рулевой трубе рамы. Состоит из верхней и нижней чашек, подшипников и нескольких упорных колец.

Другое название — «рулевой стакан». Часть рамы велосипеда, находящаяся на стыке верхней и нижней труб рамы. В рулевую трубу устанавливается рулевая колонка и вилка.