Длина колеса велосипеда

Как определить длину окружности колеса

Для настройки велокомпьютера в него нужно внести длину окружности велосипедного колеса. Это основная настройка, в зависимости от которой рассчитывается большинство показателей.

Рассмотрим как ее найти.

Первый и самый простой способ найти длину окружности колеса велосипеда

Посмотреть на размер покрышки, написанный на ней сбоку, и выбрать в таблице к велокомпьютеру длину окружности колеса.

Обычно такие таблицы идут в комплекте с компьютером, но если ее нет, то приведем здесь один из вариантов.

Уточнить совместимость разных маркировок и размеров покрышек можно в таблице взаимозаменяемости, а здесь приведем только схему с пояснениями какие цифры, что обозначают в различных видах маркировки размеров покрышек.

Второй способ измерить длину окружности колеса

Лучше всего его делать вдвоем – один сидит на велосипеде, а второй замеряет. При сидячем велосипедисте измерения будут более точными, так как учитывается сжатие покрышки при реальной поездке, да и ставить метки на асфальте удобнее. Не забудьте, что колеса должны быть накачены до того давления, на котором потом будите кататься.

  1. Ставим велосипед вертикально и хозяин садится на него.
  2. В месте соприкосновения колеса с дорогой мелом рисуем линию на боку покрышки и дороге. Они, естественно, должны совпадать.
  3. Проезжаем на велосипеде по прямой так, чтобы колесо сделало один полный оборот.
  4. Там где линия на колесе снова коснулась земли, ставим вторую метку.
  5. Измеряем расстояние между двумя метками – это и есть длина окружности колеса.
  6. Для повышения точности расчетов можно сделать 2-3 замера и взять среднее или проехать не один, а три оборота колеса и разделить полученное расстояние на 3.

Можно обмотать колесо швейным сантиметром, ниткой, бечевкой и измерить ее. Правда реальный опыт показывает, что это сделать менее удобно. Нитка должна лежать точно по верху покрышки, а не вилять по ее поверхности, что в теории легко, а на практике не очень. И, второе, при таком способе не учитывается прогиб покрышки.

Третий способ вычислить длину окружности колеса определив его радиус

Далее, для тех, кто помнит математику.

Измерить радиус колеса от центра втулки до наружного края покрышки (или до земли). Делать это нужно на стоящем велосипеде.

Лучше мерить вертикально до земли – так не будет погрешности на изгиб из-за того, что втулка значительно шире колеса.

Напоминаю — меряем именно от центра втулки, а не от ее краев, измеряя радиус покрышки по ее наружнему краю.

Точно измерив радиус колеса в мм и, вспомнив школьный курс математики, рассчитываем длину окружности по формуле: l = 2πR (или πD)

Длина окружности колеса (в мм) = 2 * 3,1415 (что есть число «Пи») * измеренный радиус (в мм)

Что можно получить дополнительно.

Через известный радиус, умножив его на 2, получаем диаметр покрышки в мм. Для перевода диаметра из мм в дюймы делим его на 25,4 (1 дюйм = 25,4 мм) и получаем размер колеса и его покрышки в дюймах. Результат вычислений можно округлить до стандартных дюймовых размеров колес, а длину окружности колеса выбрать из таблицы, приведенной в первом способе в начале статьи.

Ну вот и все. Вычислив нужное значение заносим его в велокомпьютер.

Таблица длины окружности покрышек велосипеда

Также предлагаем воспользоваться калькулятором длины спиц, разработанным нашими специалистами по сборке колес.

Точная длина окружности колеса для популярных моделей велосипедных шин

Все замеры проводились на реальных покрышках с нашего склада:

Покрышка Длина
окружности шины,
мм
Размер для велокомпьютеров
ASSIZE в дюймах
SUNCHASE F-112 16×2.125 1330 17
Continental TourRIDE 20×1.75 1540 21
EXEL E-337 BMX 20×2.1(54-406) 1630 21
Покрышка велосипеда Салют 37-533 1890 25
Continental Gravity 26×2.3 2090 27
Continental Vertical 26×2.3 2075 27
Continental RetroRide 26×2.2 серая для круизера 2090 27
Kenda K1047 26×2.1 2110 27
Michelin Country Rock 26×1.75 2060 27
Michelin Country A.T.26×2.0 2113 28
Kenda Kozmic 26×1.95 2055 27
Kenda K905 K-RAD 26×2.5 2120 28
Kenda K841 26×1.95 2060 27
MAXXIS C1040N внедорожная 26×2.1 2105 27
Compass внедорожная 26×2.1 2083 27
F-57 город 26×1.5 1995 26
RALSON BEACH слик 26х1.95 (54-559) 2055 27
INNOVA IA2024 26×2.35 2110 28
Continental BARON 26х2.3 (57-559) 2105 27
MICHELIN Country Race’r 26×2.1 (54-559) 2110 27
MICHELIN Country Trail 26×2.0 (52-559) 2100 27
Kenda KWEST 26×1.5 2015 26
Continental RaceKing 27.5×2.2 2200 28
WandaKing 28-622 (700×28С) 2110 28
Continental EcoContact 37-622 2160 28
Continental Country Ride 42-622 2185 28
Continental Cyclocross Speed, 700 x 35C 2188 28
Continental E.Contact 42-622 2215 28
Continental Touring Plus 47-622 2225 28
Continental Country Plus 47-622 2225 28
Советская покрышка Л183 40-622 2205 28
Continental CityRIDE 28×1.75 (47-622) 2220 28
Continental TravelContact 28х2.0 (50-622) 2260 28
Continental X-KING 29×2.2 2265 29
Wanda King 23-622 оранжевая (700х23с) 2105 28
Continental UltraSport2 23-622 (700х23с) 2095 28
Kellys Attack 29×2.1 (54-622) 2270 29
Continental RetroRide 29×2.2 2345 29

Таблица длины окружности покрышки в зависимости от размера

Данные из таблиц, приложенных к некоторым велокомпьютерам

Размер Длина
окружности шины,
мм
Размер в дюймах
для компьютеров
ASSIZE
14×1.5 1020 13
14×1.75 1055 14
16×1.5 1185 15
16×1.75 1195 15
18×1.5 1340 17
18×1.75 1350 17
20×1.75 1540 21
20×1-3/8 1530 20
22×1-3/8 1770 23
22×1-1/2 1785 23
24×1 1753 25
24×3/4 Трубка 1785 25
24×1-1/8 1795 25
24×1-1/4 1905 25
24×1.75 1890 25
24×2.0 1925 25
24×2.125 1965 26
26×7/8 1920 26
26×1 1952 26
26×1-1/8 1953 26
26×1.25 1970 26
26×1-3/8 2068 26
26×1.5 2010 26
26×1.75 2023 26
26×1.95 2050 26
26×2.00 2055 26
26×2.10 2068 26
26×2.125 2070 26
26×2.35 2083 26
26×3.00 2170 27
27×1 2145 27
27×1-1/8 2155 27
27×1-3/8 2169 27
650x35A 2090 26
650x38A 2125 27
700x18C 2070 26
700x19C 2080 26
700x20C 2086 26
700x23C 2096 26
700x25C 2105 27
700x28C 2136 27
700x30C 2146 27
700x32C 2155 27
700x35C 2168 27
700x38C 2180 27
700x40C 2200 28
622×42 2220 28
622×47 2250 28
622×50 2265 28
29×2.0 2290 29
29×2.2 2305 29
29×2.4 2330 29
Наши новости:

Rapid Fire шифтер для планетарки Нексус 3 уже в продаже.
Ничего не нужно допиливать. Совместим с втулками Shimano 3C41, 3R40, 3D55.

Работаем в обычном режиме. Собираем колеса и отправляем заказы.

В связи с переводом парка велосипедов на зарубежные комплектующие 70-х годов прошлого века продаём детали хорошей сохранности производства ХВЗ 60-х и 70-х лет выпуска

Размеры велосипедных колес

В зависимости от типа и вида (горный, детский, городской, BMX) велосипеды комплектуются колесами от 10 дюймов (152 (мм) ISO) до 36 дюймов (787 (мм) ISO).

Основные характеристики велосипедных колес:

При подборе велосипедных колес учитывается его диаметр, ширина и посадочный диаметр обода (BSD).

Общие параметры для колес велосипедов (единицы измерения указаны в миллиметрах или в дюймах):

  • Диаметр колеса (D): от 244 до 914.4 (мм) или от 10 до 36 (in);
  • Ширина покрышки (B): от 18 до 75 (мм) или от 0.70 до 2.95 (in);
  • Ширина обода (b): от 13 до 32 (мм) или от 0.51 до 1.25 (in);
  • Диаметр обода (BSD): от 152 до 787 (мм) или от 5.98 до 30.98 (in);
  • Длина окружности колес (L): от 765.55 до 2871.21 (мм) или от 30.14 до 113.04 (in);
  • Количество спиц в колесе: от 12 до 36 (мм).

Справочная информация:

Для замера диаметра колеса необходимо с помощью линейки или рулетки измерить расстояние от пола до центра оси колеса и умножить полученный результат на 2.

Чтобы вычислить радиус в миллиметрах полученное число умножают на 10, в дюймах – на 2.54.

Длину окружности вычисляют после замера диаметр колеса от самого начала оси втулки к краю покрышки, умножая полученный результат на 3.14 (число Пи).

В случае, если при замерах получится дробное значение, например, 16.23 дюйма, результат округляется до целых значений с учетом существующих диаметров.

Маркировка:

Как правило, маркировка колес наносится на внутреннюю сторону обода согласно спецификациям ISO (ETRTO). Например, 28-622, где 28 (мм) – это ширина покрышки, а 622 (мм) — посадочный диаметр.

Также маркировка может быть выполнена в виде простой дроби (20х1 ¾) или десятичной дроби (20х2.75), где первое значение обозначает внешний диаметр в дюймах, второе – ширину.

Важно: маркировка в миллиметрах является более точной, чем в дюймах.

Ссылки на подробные страницы:

Общие параметры для велосипедных колес
Общий вид Общий вид разное D
Диаметр колеса (D)

Диаметр колеса по внешней (наружной) границе покрышки колеса.

Параметр (от) рассчитан по формуле (10х25.4)-10.

Данные в первой строке представлены в миллиметрах.

Данные во второй строке представлены в дюймах.

При отсутствии какой-либо информации стоит прочерк

B
Ширина покрышки (B)

Максимальная ширина покрышки колеса велосипеда.

Данные в первой строке представлены в миллиметрах.

Данные во второй строке представлены в дюймах.

При отсутствии какой-либо информации стоит прочерк

b
Ширина обода (b)

Внутренняя ширина обода колеса велосипеда.

Данные представлены в миллиметрах.

Данные во второй строке представлены в дюймах.

При отсутствии какой-либо информации стоит прочерк

Важные размеры для 20 дюймовых колес для всех типов велосипедов
Параметр
Наиболее распространенные и популярные размеры, характеристики велосипедных колес и их допуски.

(мм)
Единицы измерения — миллиметры (мм)

Данные представлены в миллиметрах.

(in)
Единицы измерения — дюймы

Данные представлены в дюймах.

(шт)
Единицы измерения — штуки (шт)

Важные размеры для 24 дюймовых колес для всех типов велосипедов
Параметр
Наиболее распространенные и популярные размеры, характеристики велосипедных колес и их допуски.

(мм)
Единицы измерения — миллиметры (мм)

Данные представлены в миллиметрах.

(in)
Единицы измерения — дюймы

Данные представлены в дюймах.

(шт)
Единицы измерения — штуки (шт)

Важные размеры для 26 дюймовых колес для всех типов велосипедов
Параметр
Наиболее распространенные и популярные размеры, характеристики велосипедных колес и их допуски.

(мм)
Единицы измерения — миллиметры (мм)

Данные представлены в миллиметрах.

(in)
Единицы измерения — дюймы

Данные представлены в дюймах.

(шт)
Единицы измерения — штуки (шт)

Важные размеры для 28 дюймовых колес для всех типов велосипедов
Параметр
Наиболее распространенные и популярные размеры, характеристики велосипедных колес и их допуски.

(мм)
Единицы измерения — миллиметры (мм)

Данные представлены в миллиметрах.

(in)
Единицы измерения — дюймы

Данные представлены в дюймах.

(шт)
Единицы измерения — штуки (шт)

Важные размеры для 29 дюймовых колес для всех типов велосипедов
Параметр
Наиболее распространенные и популярные размеры, характеристики велосипедных колес и их допуски.

(мм)
Единицы измерения — миллиметры (мм)

Данные представлены в миллиметрах.

(in)
Единицы измерения — дюймы

Данные представлены в дюймах.

(шт)
Единицы измерения — штуки (шт)

Важные размеры для велосипедных колес
Размер колеса
Дюймовый размер велосипедного колеса

D
Диаметр колеса (D)

Диаметр колеса по внешней (наружной) границе покрышки колеса.

Параметр (от) рассчитан по формуле (10х25.4)-10.

Данные в первой строке представлены в миллиметрах.

Данные во второй строке представлены в дюймах.

При отсутствии какой-либо информации стоит прочерк

B
Ширина покрышки (B)

Максимальная ширина покрышки колеса велосипеда.

Данные в первой строке представлены в миллиметрах.

Данные во второй строке представлены в дюймах.

При отсутствии какой-либо информации стоит прочерк

b
Ширина обода (b)

Внутренняя ширина обода колеса велосипеда.

Данные представлены в миллиметрах.

Данные во второй строке представлены в дюймах.

При отсутствии какой-либо информации стоит прочерк

L
Длина окружности колес (L)

Максимальная длина окружности колеса велосипеда.

Данные в первой строке представлены в миллиметрах.

Данные во второй строке представлены в дюймах.

При отсутствии какой-либо информации стоит прочерк

Предостережение: приведенные выше данные являются официальными цифрами производителей, однако следует учитывать, что информация является справочной и не гарантирует однозначной точности.

Часть 4 — Размеры колес

Часть 4 — Размеры колес

Часть 4 — Размеры колес

Размеры колес — это, 4-я часть статьи по выбору велосипеда. Немаловажным параметром при выборе велосипеда является размер его колес. Поскольку, он влияет не только на комфорт при езде, но и на здоровье самого велосипедиста. Прежде всего, существует несколько стандартных размеров, с которыми вы столкнетесь при выборе велосипеда. Вдобавок, каждый из них имеет свои особенности и нюансы. В результате не нужно полагаться на советы продавца или что еще хуже, выбирать тот размер, который больше нравится по внешним признакам.

Итак, начнем с перечисления стандартных размеров, вернее диаметров колес. И более подробно рассмотрим, их особенности, преимущества и недостатки.

Колеса диаметром 26 дюймов (559 мм)

Начнем с 26 дюймовых колес. Во-первых, это один из самых «старых» размеров. Популярность он получил благодаря появлению «горных» велосипедов в 70-е годы прошлого столетия. Поскольку, абсолютное большинство велосипедов в спортивных дисциплинах оснащали именно 26″ (559 мм) колесами. Чуть позже, они стали доступны и для обычных велолюбителей. Колеса с диаметром 26 дюймов имеют множество преимуществ. И несмотря на то, что сегодня их практически вытеснили из велоспорта, они по прежнему остаются популярными.

Преимущества 26″ колес

Кто бы что не говорил вам о данном размере, обратите на него особое внимание. Не нужно списывать его со счетов! Большинству покупателей наиболее оптимальным будет именно этот диаметр.

  1. 26 колеса имеют наибольшую жесткость. Таким образом, они выдерживают большую нагрузку. Восьмёрки и другие искривления колеса появляться будут гораздо реже. Более того, этот диаметр наиболее оптимален для людей с большим весом. Американский веломеханик провел один тест с велосипедным колесом 26″. Он установил его на свой автомобиль. Примерная статическая нагрузка на колесо составила 245 кг. Для сравнения — на заднее колесо, при весе велосипедиста в 100 кг, приходится 60-65 кг статической нагрузки. В результате тензометр (прибор для проверки натяжения спиц) показал, что это не предел возможности данного колеса. Кому будет интересно, вот его видеоролик Ютубе.
  2. Велосипеды с такими колесами более маневренны. Для городских условий это немаловажный фактор. Вам будет проще управлять велосипедом, объезжать «препятствия», уклоняться от внезапных пешеходов (если вы ездите по тротуарам) и т.д.
  3. Лучший разгон велосипеда. Велосипед гораздо проще разогнать, по сравнению с большими размерами. В городском режиме, часто приходится останавливаться, к примеру, на светофорах, пешеходных переходах… В результате, на светофорах стартовать вы будете быстрее, чем рядом стоящие машины.
  4. Проходимость 26 дюймовых колес выше. Для тех, кто собирается кататься и зимой, этот факт станет решающим.
  5. К менее важным преимуществам можно отнести вес, стоимость, распространенность. Вес 26″ хоть и не намного, но меньше, стоимость также чуть ниже. Найти комплектующие, те же спицы, гораздо проще для 26 колес, чем для 27,5 или 29. Последний фактор, будет немаловажным для жителей небольших населенных пунктов. Вдобавок, можно добавить еще один плюс, велосипед на 26 колесах имеет меньшие габариты.

Недостатки 26″ колес.

  1. Основным недостатком является тот факт, что велосипеды с таким размером не подходят для людей ростом свыше 185 см. Поскольку, они попросту малы для них.
  2. Они имеют меньший накат и меньшую максимальную скорость. Таким образом, на больших дистанциях (при езде за городом) крутить педали надо больше и усерднее.
  3. Хуже проезжают препятствия по сравнению с большими размерами. К примеру, трещины или «неровности» в асфальте будут доставлять вам больший дискомфорт. Однако, это хорошо заметно лишь на больших дистанциях и сравнительно большой скорости. В городском режиме при прогулочной езде, это факт мало ощутим.

Колеса 27,5 дюймов (584 мм).

Велосипедные колеса с диаметром 27,5 дюймов можно назвать «золотой серединой». Поскольку, они являются универсальными, и сочетают в себе усредненные характеристики между 26 и 29 дюймовыми колесами. Данный размер сравнительно недавно появился и в значительной мере именно он вытеснил 26″ колеса с велоспорта. Больше подходит для активных велосипедистов, которые часто катаются за пределы города. Вдобавок, это неплохой вариант для тех людей, у которых рост свыше 185 см. Данный размер, прежде всего, имеет улучшенные скоростные характеристики, именно поэтому по многим характеристикам он уступает 26″ колесам.

Преимущества колес с диаметром 27,5″

  1. Лучший накат. Разогнавшись вы дольше проедите большее расстояние, по сравнению с 26 колесами.
  2. Лучше держат скорость.
  3. Лучше переезжают через препятствия. Более комфортная езда по неровным дорогам.
  4. Больше максимальная скорость, по сравнению с 26″ колесами.
  5. Больший рост велосипедиста.
  6. Больший клиренс. Чуть большее расстояние от каретки до земли.

Недостатки 27,5″ колес.

  1. Меньшая жесткость колеса. Спицы 27,5 дюймовых колес имеют большую длину, в результате они уступают 26″ аналогам.
  2. Хуже маневренность. Необходимо ставить руль большей длины. Таким образом, габариты велосипеда увеличиваются не только в длину (за счет колес), но и в ширину (за счет руля).
  3. Чуть хуже разгон велосипеда (если сравнивать с 26″ колесами)
  4. Хуже проходимость.
  5. Больший вес.
  6. Выше стоимость.
  7. Комплектующие не так просто найти, особенно в небольших городах.

В результате данный размер будет предпочтителен для активных велосипедистов. Велосипед с 27,5 дюймовыми колесами, прежде всего, выигрывает при поездке на большие расстояния. Вдобавок, 27,5″ подходит для высоких людей, таким образом превышает 26″ барьер в 185 см. Однако и минимальный рост человека, в таком случае тоже повышается.

Колеса 28 дюймов (622 мм).

Так как, в данной статье мы рассматриваем лишь бюджетный сегмент, то шоссейные, гравийные и другие, более дорогие модели мы пропускаем. Итак, 28″ колеса, пожалуй, самые популярные в наших странах. Поскольку, абсолютное большинство советских городских велосипедов, оснащали колесами с таким размером. Украина, ХВЗ, Минск, Урал, Аист…, на всех этих велосипедах ставились колеса с диаметров 622 мм (28 дюймов). Более того, множество новых городских моделей также изготавливают с 28″ колесами. В результате, они востребованы и на сегодняшний день.

Городские велосипеды имеют наиболее низкую стоимость, по сравнению с другими видами. Соответственно, имеют более простую комплектацию и более дешевые детали. Этот факт не обошел стороной и колеса. Таким образом, на многих моделях до сих пор используют металлические одностенные обода. И лишь на более дорогих городских велосипедах ставят двойные обода из алюминиевого сплава.

Преимущества колес с диаметром 28″

  1. Низкая стоимость (при условии того, что колесо оснащено металлическим ободом).
  2. Накат значительно выше, чем у 26″.
  3. Меньше чувствуется «качество» наших дорог.
  4. Лучше гасят мелкие вибрации (при условии того, что колесо оснащено металлическим ободом).
  5. Наличие комплектующих, даже в самых маленьких поселках. Два размера спиц не меняются на протяжении множества десятилетий.
  6. Узкие покрышки позволяют ставить полноразмерные крылья. Таким образом, дождь и грязь не так страшны для вас и вашей одежде.

Недостатки 28″ колес.

  1. Жесткость колеса гораздо ниже, чем у 26 аналогов.
  2. Хуже маневренность.
  3. Плохой разгон велосипеда, хотя для городских велосипедов это не принципиально. Ведь городской велосипед не создан для скоростей.
  4. Большой вес.
  5. Плохая проходимость.
  6. Сложнее прокрутить колесо, особенно в односкоростных моделях.
  7. Большие габариты, как одного колеса, так и велосипеда в целом.

В результате, колеса имеют больше недостатков, чем преимуществ. И недостатков становится еще больше, если колесо имеет металлический обод. Основным преимущество в данном случае является низкая стоимость. Именно поэтому такие колеса до сих пор устанавливают на новые велосипеды.

Колеса 29 дюймов (622 мм).

Напоследок, расскажем о сравнительно новом размере колес — 29 дюймов. При выборе велосипеда вы сможете столкнуться с названием «найнер». Более того, многие продавцы постараются вам «впихнуть» именно этот размер. Аргументируя это, тем, что это новая модель на рынке и ее несомненно нужно брать. И не важно выбираете вы велосипед для себя или же для подростка. И тут главное — не спешить!

Прежде всего, найнер — это тип горного велосипеда с размером колес 29 дюймов. Более того, посадочный диаметр обода у 29 дюймового колеса, такой же как и 28 дюймовых колесах. То есть, они имеют один размер — 622 мм. Отличием лишь между 28″ и 29″ колесами является разная ширина покрышки. На 28 дюймовых моделях ширина покрышки составляет от 18 до 47 мм. У найнеров же ширина покрышки варьируется — от 50 до 75 мм. Однако, для обычного покупателя это лишь «сухие» числа, поэтому скажем чуть проще. Чем шире покрышка велосипеда, тем больший наружный диаметр она имеет. В результате, 29″ колеса больше, чем 28 дюймовые.

Преимущества колес с диаметром 29″

  1. Накат значительно выше, чем у 26″.
  2. Меньше чувствуется «качество» наших дорог. То есть, трещины и ямы на асфальте, «неровности» на грунте будет не так сильно ощущаться как на 26″ моделях.
  3. Лучше держат скорость.
  4. Выше максимальная скорость.
  5. Больший рост велосипедиста. Оптимальный вариант для высоких людей.
  6. Больший клиренс. Чуть большее расстояние от каретки до земли.

Недостатки 29″ колес.

  1. Меньшая жесткость колеса. Спицы 29 дюймовых колес имеют большую длину, в результате они значительно уступают 26″ аналогам.
  2. Хуже маневренность. Необходимо ставить руль большей длины. Таким образом, габариты велосипеда увеличиваются не только в длину (за счет колес), но и в ширину (за счет руля).
  3. Хуже разгон велосипеда (если сравнивать с 26″ колесами)
  4. Хуже проходимость.
  5. Больший вес, как колес, так и самого велосипеда в целом.
  6. Выше стоимость.
  7. Комплектующие не так просто найти, особенно в небольших городах.

Итог, найнеры были созданы для скоростных спусков в экстремальных спортивных велодисциплинах. Они показали лучшие скоростные характеристики. Однако, не стоит сравнивать бюджетные модели велосипедов, с теми которые используют райдеры в велогонках. Слишком большое отличие во всем, как в конструкции, так и в назначении велосипедов. Поэтому если вы имеете большой рост, и остальные модели для вас малы, то выбора у вас практически нет. Если же других причин нет, то мы бы рекомендовали выбирать меньшие размеры. Китайские комплектующие, в том числе и обода, имеют сравнительно низкое качество. И учитывая качество наших дорог, 29″ колеса имеют наименьший срок службы, среди остальных вариантов.

Как подобрать колесо для велосипеда

Колесо велосипеда – важнейшая его деталь, которая оказывает огромное влияние на такие характеристики как вес, ускорение, скорость, маневренность, проходимость, сцепление с трассой и т.д. Поэтому, подбору этого важнейшего велосипедного элемента, нужно отнестись со всей серьезностью и внимательностью. Эта статья рассчитана на начинающих велосипедистов, она поможет им правильно подобрать колеса.

При выборе колеса нужно обращать внимание на его размер, вес и прочность. Если с весом и прочностью все понятно, чем легче и прочнее, тем лучше, то с размером не так все просто. Нельзя однозначно сказать, что тот или иной размер лучше, чем другой, для всех случаев. Поэтому при выборе размера, начинающий велосипедист может быть озадачен, но и здесь нет ничего сложного, этот параметр зависит от роста велосипедиста и области применения велосипеда. Также, не нужно забывать про совместимость размера колес с вилкой и рамой велика.

О выборе размеров колес мы подробнее расскажем в третьей главе, а сейчас остановимся на весе и прочности. Понятно, что чем легче и прочнее колесо, тем лучше, но от чего это зависит? Вес и прочность зависят от формы профиля и материала изготовления обода, а также от толщины спиц и качества покрышек.

1. Конструкция, форма профиля ободов.

Все велосипедные обода для бортовых шин обладают стандартной конструкцией коробчатого сечения с несколькими ребрами жесткости и U-образными бортами.

Прочность и надежность коробчатой конструкции во многом зависит от ее многостенности. U-образное сечение обода может быть:

  • без перемычек – одностенный (одинарный) обод;
  • с 1 перемычкой – двустенный (двойной) обод;
  • с 2 перемычками – трехстенный (тройной) обод.

Чем больше перемычек, тем выше прочность конструкции, это большой плюс! Но и вес, а также стоимость увеличивается – это минусы. Поэтому лучший вариант для любителей – двойной обод!

Сегодня большинство нормальных брендовых любительских великов комплектуются именно двойными ободами, они прочнее одинарных, обычно легче их и совместимы с любым типов тормозов. Высокая прочность обеспечивается второй перегородкой, а меньший вес объясняется применением алюминиевых сплавов, в отличии от одинарных, где применяется тяжелая сталь.

Тройные — самые прочные, но и самые тяжелые модификации, которые встречаются редко.

Обода для бескамерных покрышек изготавливаются по технологии UST (Universal System Tubeless) или BST (Bead Socket Technology).

Высота и ширина профиля также влияет на прочность. Чем выше профиль, тем лучше его прочность на складывание и устойчивость к фронтальным ударам, чем он шире, тем выше торсионная жесткость. Высокий профиль меньше страдает от езды по ямам и кочкам, поэтому рекомендуется для тех, кто ездит по плохим дорогам и легкому бездорожью на хардтейлах.

Для любителей трюков и прыжков и тех, кто любит погонять по бездорожью, лучше выбирать профиль большой высоты и ширины, поскольку в этих случаях хватает ударов со всех сторон.

2. Материалы.

При изготовлении ободов применяются следующие материалы:

  • алюминиевые сплавы;
  • сталь;
  • хромомолибденовая сталь;
  • карбон.

Для большинства начинающих любителей можно посоветовать именно алюминиевые модели. Они легче, а иногда даже прочнее обычной стали, за счет специальной формы профиля и термической обработке. При этом они стоят дороже обычных стальных.

Стальные изготавливаются уже десятки лет. Они достаточно прочные и дешевые, на них проще исправить поставленную при ударе в бордюр «восьмерку». Недостатками являются тяжелый вес и подверженность коррозии. Хороший вариант для бюджетных односкоростных байков с барабанными ножными тормозами, но они не совместимы с V-brake тормозами.

Добавка в сталь хрома и молибдена значительно улучшают ее прочностные характеристики, поэтому хромомолибденовые термообработанные модели ценятся среди любителей экстремальных трюков и прыжков, а также тех, кто гоняет по шоссе, бездорожью или спускается на огромной скорости с горного склона. Отличный вариант для БМХ, двухподвесного байка или грэвелбайка.

Карбоновые модификации – идеальный вариант для гонщиков. Очень легкий и прочный материал, который очень дорого стоит, поэтому для многих любителей не по карману.

3. Размеры и маркировка.

Самыми важными геометрическими параметрами колеса являются:

  • внешний диаметр;
  • ширина обода и покрышки.

Единицей измерения чаще всего являются дюймы. Иногда встречается маркировка в миллиметрах, это обычно касается шоссейных, гибридных, а иногда и городских моделей. Самые распространенные диаметры: 20″, 24″, 26″, 27″, 27.5”, 28″ и 29″.

Маркировка указывается на боковой стороне покрышки, надпись 26х1.75 означает, что диаметр колеса 26 дюймов, ширина 1,75 дюймов.

При выборе обода и покрышки, нужно обращать внимание на посадочный диаметр обода и диаметр покрышки. Посадочный диаметр обода быть: 406, 507, 559, 584 и 622 миллиметров. Причем размер 622 мм предназначен одновременно для 27″, 28″ и 29″ покрышек. В этом случае больший диаметр колеса получается за счет большей высоты покрышки.

Для исключения путаницы с размерами, ниже приведем табличку, в которой укажем маркировочные универсальные размеры ISO для различных типов байков.

Какой диаметр колеса лучше: 26”, 27.5” или 29”?

Какой размер колес для велосипеда лучше: 26”, 27.5” или 29”?

Споры по этой интересной теме не утихают ни на минуту: Каждый новый сезон производители предлагают нам новые стандарты компонентов, в том числе и колес.

Новые диаметры колес — новые причины для обсуждений и вопросов о том какой же стандарт лучше выбрать. К сезону производители предлагают нам все больше новых стандартов. Особенно важными нововведениями являются новые диаметры колес. Еще 4 года назад 26-дюймовые колеса были фаворитами и 29-дюймовые колеса встречались редко, и считались сугубо кросскантрийными.

Но все течет, все меняется, и 26” колеса уже вовсе выходят из моды, уступая место новомодным 27,5” и 29”, которые используются как в гонках кросс-кантри, так и в даунхилле. Конечно, тут важно понимать, что у каждого типа колес есть свои неоспоримые преимущества. Прежде чем выбирать, с каким диаметром колес велосипед лучше купить, нужно разобраться в основных различиях для катания в диаметре колес.

Об этом мы сейчас и поговорим.

Начнем с 26-дюймовых колес, их сильные и слабые стороны:

Плюсы:

  1. Жесткие — более короткие спицы придают торсионной жесткости колесу, при прочих равных с 27.5” и 29”;
  2. Ремонтопригодные — более 15 лет велорынок насыщался различными комплектующими: от самых бюджетных до самых дорогих и высококачественных;
  3. Лучшая маневренность, по сравнению с 27.5” и 29”;
  4. Легче разгоняются, за счет меньшего диаметра;
  5. Зачастую дешевле, чем модели с большим диаметров обода.

Минусы:

  1. Сокращается выпуск покрышек и ободов последних моделей: купить самые крутые новомодные обода не получится — такой модели просто не будет;
  2. Хуже, чем 27.5” или 29” переезжают препятствия;
  3. Обладают более слабым накатом по прямой;
  4. Хуже амортизируют удары и мелкую тряску

Итак, подводя итог о 26-дюймовых колес можно сказать: надежные, простые в эксплуатации, велосипед на таких колесах лучше чувствует себя при маневренной езде, например, при катании по лесу. Максимальная простота и ремонтопригодность делают их идеальными для обычного велосипеда на каждый день. К тому же, запчасти на них (камеры, покрышки, спицы, обода) найдутся почти в любом веломагазине.

Теперь рассмотрим 27.5-дюймовые колеса.

Плюсы

  1. Лучше катятся, чем 26” колеса;
  2. Лучше держат скорость;
  3. Обладают более высокой стабильностью;
  4. Очень популярны — новые модели компонентов для данного стандарта всегда в наличии в крупных веломагазинах;
  5. Лучше перекатываются через препятствия, нежели их 26” собратья;
  6. Большее пятно контакта покрышки способствует лучшему сцеплению — так желаемому на техничных подъемах или спусках.

Минусы

  1. Меньшая жесткость, чем у 26”;
  2. Ниже ремонтопригодность – маленькие магазины не всегда располагают запчастями для 27,5” колес;
  3. Не самые дешевые, почти всегда дороже 26” аналогов;
  4. При прочих равных незначительно, но тяжелее;
  5. Хуже разгоняются;
  6. Чуть более низкая маневренность велосипеда по сравнению с 26-дюймовыми аналогами.

Итого: 27,5-дюймовые колеса хороши для активного внедорожного катания, с изобилием подъемов и спусков — здесь реализуется их лучшая способность к качению и повышенное сцепление, благодаря этому не так будет заметна меньшая маневренность. На сегодняшний день 27.5” колеса ( или 650b) являются эталоном универсальности, самым модным стандартом — следовательно велосипед, с таким стандартом колес будет актуален по техническим решениям еще как минимум 3 года. В нашей стране еще не везде есть полный ассортимент деталей на них, поэтому важно отслеживать состояние компонентов и вовремя проводить замены.

Рассмотрим “старый-новый” стандарт колес — 29-дюймовые.

Плюсы:

  1. Лучшее сцепление, в сравнении с 26” и 27.5”;
  2. Лучшая катимость;
  3. Лучшая плавность и гашение ударов;
  4. Проще переезжают препятствия;
  5. Лучше держат скорость.

Mинусы:

  1. Самая низкая прочность;
  2. Низкая торсионная жесткость;
  3. Менее маневренные, при неудачной геометрии рамы ощущаются ленивыми и неповоротливыми;
  4. Ограниченный ассортимент деталей;
  5. Низкая ремонтопригодность вне крупных городов — скудный ассортимент магазинов ограничивает ремонтопригодность данных колес;
  6. Самые дорогие из всех 3 вариантов колес.

Итак, можно подчеркнуть, что 29” колеса очень хороши там, где нужно держать высокую скорость, важно хорошее сцепление и хороший накат — долгие поездки по асфальту и вне его, соревнования по кросс-кантри или марафону, длительные поездки в горах.

Как это ни странно, разобравшись с размером колес, подобрать нужный велосипед уже не составит труда — модель велосипеда проектируется именно под диаметр колес: геометрия, хода подвесок, навесное оборудование.

Так, 29” колеса требуют максимально низкого подъема руля — за счет больших колес велосипед и так получается немного выше, чем если бы был собран на 26” или 27.5” колесах. Например, 29” колеса корректируют длину шатунов, соотношение передач — тут все подбирается для максимальной эффективности, ведь больший диаметр колес вносит свою лепту в разгон, так же, благодаря большим колесам велосипеду проще заезжать в горку — вот он снова диапазон передач трансмиссии. Обладая отличными скоростными показателями, такие велосипеды часто имеют более низкую маневренность и резвость в управлении. В некоторых дисциплинах это неприменимо. К тому же, с 29” колесами обычно возникают проблемы в подборе амортизационных вилок – ассортимент магазинов в этом сегменте весьма ограничен.

Велосипеды с 27.5”-дюймовыми колесами являются четкой серединой между 29” и 26” велосипедами. Взяв от первых хорошие качества для подъема в гору и лучшую обработку неровностей, а от вторых — юркость и маневренность. Инженеры достигли приятного результата. Таким образом, если говорить о негативной стороне велосипеда с 27.5 колесами, то это лишь ограниченный ассортимент компонентов к ней и их стоимость в местных веломагазинах.

Что же касается старого стандарта 26” колес, то это максимально рабочие велосипеды, без лишних сложностей, заморочек и супер-технологий. Не самые технологичные, но зато ремонтопригодные, они хороши для любого катания, где нужно максимум отдачи от велосипеда — будь то простые поездки по парку или дальние велопутешествия. А широкий ассортимент запчастей всегда поможет починиться с минимальными денежными и временными затратами.

Рисунок — схема: показывает бОльший угол наезда на неровность у 29″, чем у 26″.

Рисунок — схема: показывает насколько сложнее «ускориться» на велосипеде с Большими колесами.

Рисунок-схема: показывает площадь пятна контакта у разных колес.

Часто, в сети можно прочитать мнение, что для людей небольшого роста нужно подбирать строго велосипеды на 26-ти дюймовых колесах… а для высокорослых — только 29”. Так вот, это миф. Стереотип крепко сидит в головах потребителей, но здесь таится самое приятное: выбор диаметра колес не привязывается к росту велосипедиста. Понятное дело, что подбирать ребенку 10-ти лет велосипед на 29″ колесах не стоит! Важно подобрать раму верного размера (подбирается под рост велосипедиста), а колеса являются лишь фактором, который выбирает покупатель — что ему нужно от велосипеда: подъемы и марафоны, или же экстремальное катание вниз с холма.

Автор: Дамир Сафин

12 лет в маунтинбайке, перепробовал все типы велосипедов и их подвесок — от обычных кросс-кантри моделей до тяжелых даунхильных велосипедов. Истинный фанат своего увлечения. Способен подбирать комфортную высоту руля в течении 1,5 месяца.