Диаметр покрышки велосипеда

Велосипедные покрышки: размеры, типы маркировки и взаимозаменяемость

Рано или поздно практически перед каждым велолюбителем встает вопрос замены резины на колесе или камер к ним.

Проще всего, конечно посмотреть на размер покрышки, установленной сейчас на велосипеде (он написан на ней сбоку), и искать точно такую же. На некоторых ободах так же пишут их посадочный диаметр и ширину.

В жизни всегда все немного сложнее и часто бывает, что на понравившейся покрышке нанесена не совсем понятная или не совпадающая с нанесенной на Вашу резину маркировка. Иногда нужно заменить старую, отслужившую много лет велорезину, на более современную.

Что делать? По интернету покрышку на байк не поставишь, а платить деньги просто так — не хочется.

В этой статье мы и попробуем помочь разобраться в нанесенной на велосипедных шинах маркировке, и выяснить, какие из них взаимозаменяемы.

В статье будут рассмотрены следующие вопросы:

  • размеры колес велосипедов;
  • виды маркировок велопокрышек;
  • взаимозаменяемость велорезины по посадочному диаметру и ширине.
  • подбор ширины покрышки от ширины обода

Размеры колес или, точнее, размеры обода

Первое, что нужно знать при подборе покрышки – это размер колес. Измеряются они чаще всего в дюймах, но бывает и в мм. Их не очень много и самые распространенные это 16, 18, 20, 24, 26, 27.5, 28, 29.

  • 16, 18, 20 — устанавливают на детские велосипеды;
  • 20, 24 — на подростковые
  • 26 — на горные и даунхильные велосипеды
  • 26 и выше — на взрослые модели.

Далее, что нужно знать еще – это посадочный размер (диаметр) обода или BSD (англ. Bead Seat Diameter). Он является самым главным и определяет взаимозаменяемость шин. Если это число совпадает у обода, шины или камеры, то данная шина или велокамера подходят к этим ободам. И если ширину новой резины можно менять, то посадочный размер сильно не изменишь.

Если на колесе (ободе) написан размер (цифры в мм), например, как на фотографиях выше, они точно указывают посадочный размер обода и его ширину, что и является основными данными для подбора камеры и покрышки на колесо.

Маркировка велосипедных шин

Она бывает нескольких видов. Путаница в обозначении размеров началась в середине XX века, да и на сегодняшний день Великобритания и Франция используют для маркировки свои обозначения.

Раньше система размеров основывалась на внешнем диаметре покрышек. Его мерили в дюймах (24″, 26″, 28″) или в миллиметрах (500, 650, 700 и т.п.).

Со временем эта система потеряла смысл, т.к. у разных изделий с одинаковым внешним диаметром колеса (вместе с высотой покрышки) не совпадал внутренний диаметр (посадочный диаметр обода), на который эта покрышка одевалась. Сюда наложились еще и маркетинговые ходы производителей, да и точность перевода и округлений измерений в дюймах ниже, чем в миллиметрах.

Для преодоления этих путаниц и приведения всех размеров к одному стандарту Международная организация стандартизации (ISO — International Organization for Standardization) разработала универсальную систему для обозначения размеров покрышек — ISO 5775. Ранее эта система была известна как «ETRTO«. Ее предложила одноименная организация: ETRTO (European Tyre and Rim Technical Organization или по-русски: «Европейская техническая организация по ободьям и покрышкам»).

Виды маркировок велосипедных покрышек:

  1. Маркировка согласно спецификациям ISO (ETRTO). Самая точная, понятная и удобная. Описывает в миллиметрах все нужные размеры. Например, 28-622, где 28 мм – ее ширина и 622 мм – внутренний (посадочный) диаметр.
  2. Маркировка в дюймах в виде простой дроби, типа 28×1 1/8. Где: 28 — внешний диаметр в дюймах, а 1 1/8 – ее ширина в дюймах (одна целая и одна восьмая дюйма).
  3. Маркировка в дюймах в десятичной дроби. Например: 26х1.75. Аналогично: 26 — внешний диаметр в дюймах, а 1.75 — ширина. В чем разница между простыми и десятичными дробями в этих обозначениях, и какие это несет проблемы, мы поговорим чуть ниже.
  4. Обозначение размеров в виде нескольких чисел в дюймах: 28 х 1 5/8 х 1 3/8. Где: 28 — внешний диаметр в дюймах, 1 5/8 — высота велопокрышки в дюймах (одна целая и пять восьмых дюйма), 1 3/8 – ее ширина в дюймах (одна целая и три восьмых дюйма).
  5. Французская маркировка. У нас она встречается реже, однако, на произведенных в Европе или для Европы колесах, ее часто наносят.

Сначала она была в виде числа и буквы, например, 700С – 700 наружный диаметр покрышки в мм. Буква определяла ширину от «A» — самая узкая до «D» — широкая.

Сейчас маркировка приобрела более современный вид. Например: 700 x 35C. Здесь наружный диаметр покрышки 700 мм и ее ширина 35 мм. Буква на конце указывает на внутренний (посадочный) диаметр. В данном случае «С» – это 622 мм.

  • На старой советской велорезине маркировка была также в миллиметрах, но вида 533х37. Т.е. сначала внутренний диаметр покрышки (посадочный размер обода) — 533 мм, а затем ее ширина – 37 мм. (инструкция на советские велосипеды: «СПОРТ», «Салют» )
  • Проблема обозначения размера покрышек в дюймах в виде простой и десятичной дроби

    Обратите внимание на очень важный нюанс и парадокс в размерах, обозначенных в дюймах. Размеры покрышки могут указываться как в виде десятичной дроби, например 26х1.75, так и в виде простой дроби, например 26х1 3/4.

    С точки зрения математики эти дроби равны: 1.75 = 1 3/4.

    Но, с точки зрения посадочного размера и ширины покрышки в миллиметрах, это не всегда так и что самое неприятное – покрышки с такими размерами могут быть не взаимозаменяемы.

    И это обстоятельство нужно всегда учитывать, приобретая себе новую велорезину.

    Таблица взаимозаменяемости (совместимости) и соотношения размеров покрышек в разных системах маркировки

    В приведенной ниже таблице мы попытались собрать наиболее часто встречающиеся обозначения размеров покрышек в разных системах и показать их совместимость.

    Возможно не все размеры, встречающиеся в жизни были учтены, но если у Вас есть шина с размерами, не указанными в таблице – попробуйте прикинуть ее размеры, исходя из аналогичных ближайших или подобных размеров.

    Советские велосипеды ЗиФ (Пенза)

    «Диана», «Прима», «Вираж», «Эстафета», «Сура», «Бриз», «Темп»

    Американские и английские 3-х и 10-ти скоростные.

    «Салют», «Альтаир», «Эрви», «Орленок», «Эрелюкас», «Ласточка» («Kregzdute»,»Крегждуте» – Шауляйского велосипедного завода «Вайрас» Литва).
    Это советский стандарт и покрышки диаметра 533 мм выпускаются только с шириной 37 мм.

    Будьте внимательны при замене, потому что не все 24 дюймовые покрышки встанут на 533 колеса.

    Большинство BMX велосипедов, детские и складывающиеся модели.

    «Вента» (складная модель 175-811).

    «Аист» (складной, модель 113-322)

    «Тиса-2», «Кросс», «КАМА», «ДЕСНА», «Школьник», «Велта Кама», «Дубиса» (Шауляйский велозавод), «Эврика» и другие складные и старые советские модели.

    Если короче, то можно сказать, что у взрослых велосипедов посадочный диаметр для:

    • 28 и 29 колес – 622 мм. 29 покрышки отличаются от 28 только высотой.
    • 27.5 дюймов – 584 и 590 мм. Для этих колес нужно быть внимательными при выборе резины, так как к ним подходят оба посадочных диаметра и часто на шинах, подходящих для этих колес, пишут размер “26 x …”.
    • 26 дюймов – 559 мм

    Маленькие, но интересные нюансы, относительно ширины покрышки:

    1. Не всегда ширина покрышки, написанная на ней, совпадает с её реальной шириной. В большинстве случаев это зависит от давления в ней и методов измерения ширины, особенно на шипастых покрышках.
    2. Мало того, она иногда не совпадет и с математикой. Например, ширина 2,125 дюйма составляет 54 мм (2,125 * 25,4 = 53,98 мм), однако производители, особенно китайские, упорно пишут на ней 57 мм, хотя это больше относится к ширине 2.25 дюйма.
    3. Именно поэтому, относитель к написанной на покрышке ширине спокойно, а не с бухгалтерской точностью.

    Как правильно выбрать ширину велосипедной покрышки

    Подбор покрышки по ширине более гибкий, чем по посадочному диаметру.

    Ширина обода измеряются и маркируются в миллиметрах как показано на рисунке в начале статьи.

    Как измерить ширину обода описано в отдельной статье здесь.

    Зависимость ширины покрышки от ширины обода для разных типов велосипедов:

    Ширина обода
    в мм
    Ширина покрышки
    в мм и дюймах
    Тип велосипеда
    13 18 — 25 мм (1″) шоссейные и циклокроссовые модели
    15 23 — 32 мм (1″ — 1,25″)
    17 25-37 мм (1″ — 1,5″) легкие кросс-кантрийные и гибридные модели
    18 28 — 44 мм (1,1″ — 1,75″) тяжелые кросс-кантрийные и гибридные модели
    19 28 — 60 мм (1,1″ — 2,35″) MTB (маунтинбайки, горные велосипеды)
    20 28 -47 мм (1.1″ — 2″) велотуризм и легкий экстрим
    21 35 — 50 мм (1,4″ — 2″)
    23 40 — 50 мм (1,5″ — 2,1″) экстримальные виды велосипедного спорта
    25 и более 44 — 57 мм (1,75″ — 2,25″)
    32 75 мм (3″) и более
    Читайте также  Где можно взять велосипед

    В этой таблице приведены ориентировочные данные для среднего велосипеда. Используйте ее не как догму, а как ориентир для подбора.

    Некоторые производители приводят для производимых ими покрышек собственные таблицы по которым их нужно подбирать на свое колесо.

    Если покрышка уже, чем обод:

    • значительно повышается вероятность проколов
    • можно повредить обода

    Если покрышка значительно шире обода:

    • Ухудшается управляемость при низкой скорости.
    • Покрышки быстрее изнашиваются – особенно боковина.
    • При даже слегка сдутой шине сильно ухудшается управляемость байком.
    • Возможность её срыва с обода колеса при резком повороте возрастает.

    От ширины шины зависит накат и сцепление с поверхностью дороги. Чем шире – тем лучше сцепление, управление на поворотах, но хуже накат.

    Оптимальным считается, если ширина покрышки будет в 1,5−2,1 раза шире внутренней ширины обода. Можно и в 2.5 раза, но это уже на любителя.

    Соотношение ширины покрышки и обода влияет на ее поведение при поворотах. Слишком широкая резина, установленная на узком ободе, может просто подломиться т.к. будет иметь грушевидный профиль.

    Далее, если на колесе установлена зубастая резина, то боковые шипы на протекторе окажутся не там где им положено быть для уверенного сцепления в повороте.

    При широкой резине на узком ободе боковые шипы окажутся слишком высоко и не будут нормально держать в повороте.

    На узкой резине при широком ободе шипы будут снизу и при хорошем наклоне, байк поедет на боковине, а она лысая.

    Ниже приводится известная таблица, составленная Георгом Боедером (Georg Boeder), рекомендаций по выбору ширины покрышки и обода

    Для быстрого перевода дробных или десятичных долей дюйма в мм можно воспользоваться таблицами здесь, а для обратного (из миллиметров в десятичные и дробные дюймы) здесь.

    Какие размеры покрышек для велосипеда лучше

    Для слаженной работы велосипеда необходимо, чтобы все детали и механизмы были исправными и отлаженными в действии. Для этого надо регулярно проводить техосмотр, вовремя выявлять изношенность деталей и заменять их. Это же касается и покрышек. Как определить размеры покрышек для велосипеда, разобрать маркировку или тип протектора, чтобы правильно сделать выбор, когда встает вопрос о замене резины – рассмотрим далее.

    • Распространенные размеры колес (покрышек)
    • Маркировка велосипедных покрышек и её виды
    • Таблица размерностей
    • Популярность современных стандартов 27,5” и 29”
    • Schwalbe Nobby Nic
    • Continental X-King RaceSport
    • Maxxis Minion DHR II – EXO TR
    • Итоги

    Распространенные размеры колес (покрышек)

    Велопокрышки имеют различия в размерах. В первую очередь при их выборе надо знать диаметр колес, он измеряется в дюймах (реже в мм.), и в зависимости от размера бывает:

    • 12, 16, 18 – в моделях велосипедов для детей;
    • 20, 24 – для подростков, для BMX, стрит, дерт дисциплин;
    • 26, 27,5 – для городских, горных и кросс-кантри дисциплин;
    • 28 – в шоссейных и гибридных вариантах;
    • 29 – новинка для горных, экстремальных видов дисциплин.

    Наиболее распространенные модели – 26 и 28 дюймов.

    Второе – главный посадочный размер, это поперечник обода или BSD. Он показывает взаимозаменяемость шин на велосипеде. Цифровое совпадение на ободе и на велопокрышке (на боку изделия) говорит о правильной подборке.

    Третье – от типа катания меняется и ширина покрышки велосипеда. До 2 дюймов ширина моделей, предназначенных для ровных дорожных покрытий. При экстрим езде используют более 2 дюймов, на шоссейных велосипедах применяют шины с большим давлением (8 атм.) и узкие 18-26 мм. Чем резина шире, тем ниже в ней давление.

    Ширину резины возможно поменять, но вот посадочный размер изменить сложно.

    Маркировка велосипедных покрышек и её виды

    Велопокрышки могут иметь различные виды маркировки, это зависит от страны – производителя, года выпуска велобайка:

    1. Сейчас существует единый мировой стандарт от ETRTO ISO – International Organization for Standardization на обозначение размеров покрышек велосипедов. ISO – это точная и простая двойная маркировка, где проставляются два значения в мм. К примеру, при маркировке 28-622, первая цифра 28 мм обозначает ширину велопокрышки, а вторая 622 мм – посадочный внутренний диаметр;
    2. В СССР маркировка из двух составляющих была перевернута (в сравнение со стандартным ISO видом), то есть первое значение было посадочный диаметр, а второе – ширина камеры. В других странах тоже делали маркировку по-разному, часто показатели были приблизительные;
    3. В дюймах. Маркировка представляет два числа, которые разделены знаком умножения, а второе значение в виде обычной или десятичной дроби, к примеру, 28х1,4. Здесь первое значение – внешний поперечник резины, второе – ширина в дюймах. Такой вид маркировки является приблизительным;
    4. Маркировка тройная с двумя дробными показателями. Например, 28х1 5/8х1 3/8. Это читается, как внешний размер шины в дюймах -28, высота покрышки велобайка в дюймах (одна целая, пять восьмых дюйма) и ширина ее в дюймах (одна целая, три восьмых);
    5. Французская. Англия и Франция, несмотря на мировой стандарт, маркируют продукцию иначе. Французы маркируют покрышки велосипедов по внешнему диаметру, далее его ширине и внутреннему диаметру. Например: 700х35С, чем ближе буквенный маркер к началу алфавита, тем меньше размер (А – наименьший). В примере С – соответствует стандартному размеру – 622мм.

    Специалисты напоминают, что замаркированные покрышки велосипеда десятичной дробью и простой дробью (пример: 26х1,75 и 26х1 ¾) могут не быть взаимозаменяемыми, то есть, просто не подойдут, несмотря на то, что с математической точки зрения эти дроби равны. Новые велошины надо подбирать, руководствуясь показателями со старых, снятых с велосипеда. Если ширина велопокрышки шире обода – она может сойти с обода, а если уже, то повышается вероятность частых проколов. Грамотно подобрать размер покрышки – это важный момент.

    Таблица размерностей

    Так как размерный ряд велосипедов очень широкий, то и размер покрышек относительно типа катания, возрастной категории, тоже достаточно большой. Часто встречающиеся обозначения в разных видах маркировки и их совместимость указана ниже в таблице. Таблица в сокращении и имеет ознакомительный характер.

    Диаметр покрышки велосипеда

    Обычно размер велопокрышки написан на боковой стенке. Но часто бывает, что на покрышке нанесена не совсем понятная или не совпадающая с нанесенной на резину маркировка. Тогда возникает вопрос «как выбрать размер велопокрышки?».

    Первое, что нужно знать при подборе покрышки – это размер колес. Измеряются они чаще всего в дюймах, но бывает и в миллиметрах. Самые распространенные размеры: 12, 16, 18, 20, 24, 26, 27.5, 28, 29. Также нужно знать посадочный размер (диаметр) обода. Он является самым главным и определяет взаимозаменяемость шин. Если это число совпадает у обода, шины или камеры, то данная шина или велокамера подходят к этим ободам. И если ширину новой резины можно менять, то посадочный размер сильно не изменишь.

    Для общего понимания темы покрышек, стоит знать некоторые определения.

    Например, корд — это кольцо из кевлара или стали, которое удерживается на ободе, благодаря давлению воздуха камеры, и составляет часть силовой структуры велопокрышки. Стальной корд стоит дешевле, а келавровый дороже, но он более гибкий, что позволяет покрышкам складываться и экономит до 50 грамм веса покрышки.

    Кевлаар — синтетическое волокно, используемое в корде покрышки, с целью увеличения долговечности, гибкости в антипрокольных слоях.

    Psi — давление в покрышках в фунтах на квадратный метр.

    Около 95% велопокрышек — клинчерные. Это покрышка, в которой корд обвивает обод, и удерживается на месте давлением воздуха.

    Сопротивление качению — трение, создаваемое при качении покрышки. На сопротивление качению влияет резиновый компаунд, рисунок протектора и давление в покрышке. Чем мягче резина, меньше протектор и выше давление, тем выше сопротивление качению.

    Виды маркировок велосипедных покрышек

    • Маркировка ISO (ETRTO) — самая точная, понятная и удобная. Она описывает в миллиметрах все нужные размеры. Например, 28-622, где 28 мм – ее ширина и 622 мм – внутренний (посадочный) диаметр.
    • Маркировка в дюймах в виде простой дроби, типа 28×1 1/8. Где: 28 — внешний диаметр в дюймах, а 1 1/8 – ее ширина в дюймах (одна целая и одна восьмая дюйма).
    • Маркировка в дюймах в десятичной дроби. Например: 26х1.75. Аналогично: 26 — внешний диаметр в дюймах, а 1.75 — ширина.
    • Обозначение размеров в виде нескольких чисел в дюймах: 28 х 1 5/8 х 1 3/8. Где: 28 — внешний диаметр в дюймах, 1 5/8 — высота велопокрышки в дюймах, 1 3/8 – ее ширина в дюймах.
    • Французская маркировка у нас встречается реже, однако, ее часто наносят на произведенных в Европе или для Европы колесах Например: 700 x 35C. Здесь наружный диаметр покрышки 700 мм и ее ширина 35 мм. Буква на конце указывает на внутренний (посадочный) диаметр. В данном случае «С» – это 622 мм.
    • На старой советской велорезине маркировка была в миллиметрах, но вида 533х37. Т.е. Сначала внутренний диаметр покрышки (посадочный размер обода) — 533 мм, а затем ее ширина – 37 мм.
    Читайте также  Как сделать тюнинг велосипеда

    Как сопоставить разные стандарты — смотрите в таблице ниже.

    Общие советы по подбору покрышек

    Для горных велосипедов смотрите спецификации на самом ободе и на вашей старой покрышке. Берите такую же или ту, которая незначительно уже или шире. Обычно на ободах горных велосипедах обозначают допустимые границы размеров покрышек. Традиционно на горные велосипеды устанавливаются покрышки диаметром 26″.

    У кросс-кантри велосипедов и всех горных велосипедов покрышки шириной от 1.8″ до 2.4″. Но велосипеды для даунхилла и фрирайда оснащены покрышками шириной от 2.5″ до 3.0″, так они снижают вероятность падений.

    Для шоссейных и циклокросс велосипедов нельзя поставить покрышку другой ширины. У циклокросовых покрышек присутствует небольшая ребристость, они узкие, размер 700C и соответствует геометрии циклокроссовых гоночных рам. У BMX велосипедов покрышки обычно составляет 20″.

    На детских колясках, в зависимости от модели, как правило, применяют два размера колес: 10 и 12 дюймов. Если передняя ось на коляске фиксированная и не поворачивается, то на всей коляске стоят колеса одного размера. Чаще всего это 12 дюймов. Если передняя ось управляемая, то на ней стоят колеса размером 10″, а на задней оси 12″.

    Также, важно учитывать, что ширина покрышки должна быть в 1,45−2 раза шире внутренней ширины обода. Если сдуть покрышку и измерить ее ширину между бортов, полученный результат будет приблизительно в 2,5 раза больше значения по стандарту ISO.

    Не обязательно покупать покрышку строго той же ширины, что и предыдущая. Для лучшей стабильности, сцепления и других факторов, могут понадобиться покрышки других размеров, но не следует слишком далеко отклоняться от текущих размеров. Оптимальным считается, если ширина покрышки в 1,5−2,1 раза шире внутренней ширины обода.

    Если вы измеряете расстояние между витками, то покрышки с большим количеством витков (120-160 tpi) считаются более прочными, легкими, но дорогими. Тогда как покрышки с меньшим количеством витков (20-30 tpi) всегда дешевле, массивнее и менее долговечные.

    * Размеры покрышек могут указываться в виде десятичной дроби (26х1.75), и в виде простой дроби (26х1 ¾). С точки зрения математики, эти дроби равны: 1.75 = 1 3/4. Но, с точки зрения посадочного размера и ширины покрышки в миллиметрах, это не всегда так. Покрышки с такими размерами не взаимозаменяемы. Это нужно всегда учитывать при выборе новых покрышек.

    В чем различия между колесами 28 и 29 дюймов?

    У обеих покрышек одинаковый внутренний диаметр: 622 мм, и поэтому они могут быть установлены на одинаковые обода.

    Как в Европе, так и во многих других странах, 28 дюймов — это стандартный размер колес туристических велосипедов. За пределами Европы, диаметр обода 622 мм используется очень редко.

    Несколько лет назад покрышка 29 дюймов была представлена на рынке, как новый размер колеса для горных велосипедов. Такая маркировка была придумана, так как покрышки горных велосипедов более объемные, а их внешний диаметр примерно 29 дюймов.

    Однако, оба эти наблюдения не точны. Например, менее широкая, 28 дюймовая покрышка, с шириной 23 мм, подходит дорожному велосипеду, но по факту, ее внешний диаметр немногим больше 26 дюймов. И это в том случае, если ширина покрышки 40 мм. Верно, что внешний диаметр составляет 28 дюймов. А если покрышка очень широкая — 60 и более мм, то реальный внешний диаметр будет где-то 30 дюймов.

    В чем преимущества новых размеров колес 27,5 и 29 дюймов?

    Эти новые размеры прекрасно освоились на рынке, и этому есть веская причина. Преимущества больших колес преобладают над недостатками. Колеса 29 дюймов весят немного больше, и, возможно, они менее маневренные и жесткие, но зато они скользят быстрее на пересеченной местности. У них выше накат, что обеспечивает лучшее сцепление дороги с шинами.

    Однако,на некоторые велосипеды невозможно установить большие 29-дюймовые колеса, например, на велосипеды, у которые совсем небольшие рамы и слишком длинный ход подвески. Именно на такие велосипеды идут новые колеса с размером 27,5.

    Таблица

    В приведенном ниже списке показаны все распространенные размеры покрышек. Для каждого размера покрышки следует найти соответствующий ETRTO-размер в этом списке. Здесь перечислены все размеры покрышек, которые в настоящее время используются на рынке или использовались в прошлом.

    Размеры велосипедных шин: как измерять диаметр колеса?

    Различная маркировка покрышек даже для одного типа велосипедов нередко сбивает покупателей с толку. Какие размеры шин бывают? И как правильно выбрать подходящую резину?

    Большинство считает, что 26-дюймовые изделия выбирают для горных велосипедов, 28 – для шоссейных и т.д. И приобретают изделия, основываясь исключительно на этих параметрах. Это неправильно, поскольку при выборе резины следует учитывать маркировку, ширину, предназначение и прочие показатели.

    К тому же одинаковые внешне шины могут иметь различную маркировку. Это прерогатива производителей. Без тщательного изучения размеров выбрать подходящие шины будет крайне сложно.

    Какие размеры велосипедных шин бывают?

    Для типичной маркировки гибридных велосипедов характерно обозначение 700С*42. Такие байки сочетают в себе элементы от горных и шоссейных. Маунтинбайки обычно имеют маркировку 26*2.1. Указанные обозначения используются несколько десятилетий, в связи с этим устоявшаяся традиционная система маркировки несёт размытый характер.

    Подобное маркирование покрышек различных типов велобайков приводит к тому, что шины соответствуют определённому размерному диапазону в ISO. Это значит, что одна указанная ширина по маркировке (к примеру, 2,1 дюйма) может значительно отличаться в физическом понимании.

    Эта же проблема касается стандартного маркирования 29-дюймовых шин. Их посадочный диаметр составляет 622 мм., что соответствует дорожным и гибридным байкам. Основное отличие заключается в большей ширине. Широкая шина не применима для шоссейного или гибридного байка, узкая – для найнера.

    Чтоб проблема выбора не стала насущной, следует знать размеры велосипедных шин для конкретных типов велобайков:

    1. Для шоссейного туризма. Размер многих шоссейных покрышек обычно обозначается как 700 или 750С, но допустимо и использование 650 (для лучшего ускорения или установки на велосипеды для снижения высоты). Ширина шоссейных покрышек для гоночного типа езды варьируется от 18 мм. до 23 мм. Более спокойная и комфортная езда предполагает использование шин с 25 – 28-миллимитровой шириной.
    2. Для езды на горных велосипедах. Традиционно используют 26-дюймовые покрышки, диапазон ширины – 1,8 – 2,4 дюйма. Но байки для фрирайда и даунхилла предполагают оснащение шинами шириной в 2,5 – 3 дюйма. Такие изделия значительно снизят риски, связанные с падениями.
    3. Для установки на найнерах. Это отдельный вид горных велосипедов, имеющий большее пятно контакта, и более применимый для езды в поворотах, подъёмах, по песку и грязи благодаря своим техническим характеристикам. Шины внешне схожи с изделиями для стандартных горных велосипедов, только имеют 700-й размер и большую ребристость.
    4. Для применения на циклокроссовых велосипедах. Такие покрышки представляют собой узкие ребристые изделия размером 700С и соответствующие геометрии рам циклокроссовых гоночных байков.
    5. Для BMX. Стандартно устанавливают 20-дюймовые покрышки. Для передних колёс предпочтительны более узкие шины по сравнению с задними. Это необходимо для более быстрого набора скорости. Поэтому ширина выбираемых передних покрышек варьируется от 1,8 до 2,1 дюймов, задних – от 2 до 2,4. Но если необходима максимальная управляемость, то на переднее колесо ставят резину пошире, а на заднее для наката – поуже. Все зависит от типа езды (стрит, флэт, рэйсинг и т.д.).

    Измерение диаметра колеса

    Если планируется первая покупка резины, рекомендуется найти обозначение размера на ободе велосипеда. При отсутствии такового некоторые предпочитают, взяв обод с собой, обратиться в соответствующий магазин, чтоб выбрать покрышку правильного размера помог продавец. При отсутствии таковой возможности (или желания) измерение диаметра колеса производится самостоятельно.

    Стандартный метод

    Простейший метод – по радиусу. Для измерения потребуется рулетка или сантиметр, край которого размещается строго у втулочной оси. В таком положении проводят до края покрышки. Полученный результат и есть радиус колеса.

    Читайте также  Люфт рулевой велосипеда

    Для определения значения в миллиметрах эту цифру умножают на 10, в дюймах – на 2,54. Полученную цифру можно умножить на 2 для расчёта размера диаметра. При получении дробных значений таковые округляют до

    При отсутствии рулетки или сантиметра применим второй стандартный метод:

    • на шине краской нанести скобообразную метку;
    • установить колесо в положение вниз этой меткой;
    • прокатить велосипед на 1 оборот;
    • измерить длину полученной прокрашенной линии;
    • эту величину разделить на 3,14 для получения диаметра;
    • рассчитанное частное делят ещё на 2,54 для определения величины в дюймах.

    Измерение по системе ISO

    Это простейший метод. Для расчёта измеряют отрезок от центральной части втулки до крайней стороны обода, и увеличивают эту величину в 200 раз. Получится диаметр в миллиметрах, по которому и выбирают резину.

    Виды маркировок велосипедных покрышек

    При производстве во Франции, Великобритании и ряде других стран наносят собственные обозначения размеров. Это вызывает сильную путаницу при выборе по маркировке.

    До недавнего времени существовал один тип маркировки – на основе внешнего диаметра шины в дюймах или миллиметрах. На сегодняшний день применение подобной схемы маркирования не целесообразно ввиду возможного несовпадения с посадочным диаметром обода.

    Виды маркировок:

    1. Классический. Обозначение выглядит таким образом: диаметр в дюймах/ширина. Аналогичным образом обозначения наносятся на камеры.
    2. ISO. Для исключения путаницы международной организацией ISO была разработана более усовершенствованная система маркирования – ISO 5775. Размер шины обозначается так: высота покрышки /ширина в миллиметрах.

    Для формирования более чёткого представления маркирования стоит изучить диапазоны распространённых профилей:

    Вариации под посадочные ободные диаметры
    Обод в миллиметрах Маркировка
    622 27/1-1,75
    406 20/1,5-2,125
    622 28/1-1,75
    507 24/1,5-2,125
    559 26/1-2,35

    Как правильно выбрать ширину велосипедной покрышки?

    Для этого можно воспользоваться указанной таблицей, но лучше соблюдать рекомендации от производителя.

    К тому же, резину подбирают в зависимости от стиля езды:

    1. Для кросс-кантри. В данном случае значительную роль играет вес изделия, а значит, предпочтительная ширина покрышки с шипами составляет 1,8-2,4 дюйма. Любители быстрой езды делают выбор в пользу резины шириной до двух дюймов, типичные любители кросс-кантри – от 2 до 2,4 дюйма.
    2. Для фрирайда и даунхила. Фрирайд требует установки резины, устойчивой на крутых склонах, каменистой поверхности и прыжках. Помимо того, что она должна иметь высокие шипы и агрессивный рисунок, ширина изделий для фрирайда и даунхила должна быть в диапазоне 2,5-3 дюйма.
    3. Для размеренной езды в городских условиях. Резина должна быть устойчивой к проколам за счёт защитного слоя. В таком случае минимизируются случаи проколов от строительного мусора, колючек, ям и т.д. Типичная ширина таких покрышек варьируется в пределах 28-35 мм. Для более устойчивой езды можно приобрести и чуть более широкие изделия, однако, скоростные показатели будут заметно ниже.
    4. Для езды по шоссе. Выбор делают в пользу тонких, лёгких шин. Ширина для 700-х покрышек – 32-35 мм.

    Резюмируя, отдельно стоит отметить, что:

    • приобретаемая резина должна соответствовать размеру обода;
    • обычно производитель предоставляет покупателям рекомендуемые размеры;
    • размер резины также определяют в зависимости от состояния дорог и стиля езды;
    • слики и резина с инвертированным протектором шириной от 1,5 до 1,75 дюймов отлично подходят для езды в городских условиях;
    • между камерой и покрышкой можно разместить ленту от проколов.

    Как расшифровывается маркировка велосипедных шин

    5 минут Автор: Михаил Скворцов 2026

    • Размеры камер
    • Прежде и теперь
    • Европейская маркировка
    • Маркировка в дюймах
    • Французская маркировка
    • Какой посадочный диаметр назвать продавцу?
    • А ширина покрышек?
    • Комментарии

    При покупке велосипеда нельзя забывать о таком важном требовании к транспортным средствам как надёжность его составных частей. Чтобы грамотно осуществлять подбор и замену покрышек велосипедных колёс, важно, чтобы расшифровка маркировки велосипедных шин не была для владельца велотранспорта тайной за семью печатями.

    Размеры камер

    Размеры велосипедных камер напрямую зависят от размера колёс, а они, в свою очередь, — от вида велосипеда. Прежде чем выбрать тот или иной показатель для ориентира, необходимо запомнить, что:

    • колёса с диаметром 16, 18 и 20 мм и выше устанавливаются на детские велосипеды и ВМХ;
    • колёсами с диаметром ободьев 22 мм и 24 мм оборудуют подростковые байки;
    • диаметр колёс 26 мм считается идеальным для горных и городских прогулочных велосипедов;
    • 29-дюймовые колёса, как правило, встречаются только на найнерах и на шоссейных велосипедах.

    Прежде и теперь

    Постичь премудрости современной веломаркеровки не так уж трудно, а вот ещё полстолетия назад разные страны мира никак не могли договориться между собой и привести показатели высоты и ширины велосипедных камер к одному знаменателю. Иногда одинаково маркировали покрышки, которые подходили на одни и те же ободья. К примеру, 26 размеру обода должна была соответствовать камера с 25-тимиллиметровой шириной, по факту имевшей колесо с внешним диаметром 24 7/8. Некоторые производители намеренно указывали чересчур приблизительные размеры, чтобы увеличить число вынужденных продаж, обойти конкурентов. На сегодня вопрос расшифровки числовых кодировок доступен абсолютному большинству велолюбителей.

    Европейская маркировка

    Покрышки на колёсах большинства современных велосипедов имеют европейскую маркировку, использующую классификацию ETRTO. Эта аббревиатура расшифровывается как European Tire and Rim Technical Organization.

    В данной классификации, как правило, используются следующие виды маркировки:

    • двойная цифровая маркировка велосипедных шин (37-662), где первая цифра соответствует ширине велопокрышки в миллиметрах, а вторая – её диаметру.
    • тройная цифровая маркировка велосипедных покрышек (28 х 15.8 х 13.8), где указываются примерный внешний диаметр, высота и ширина покрышки соответственно.

    Интересно, что на велосипедах советского производства показатели двойной маркировки «переставлены»: сначала значится внутренний диаметр покрышки (он же – посадочный размер ободьев), затем следует ширина камеры.

    В настоящее время маркировка, получившая распространение в Европе, признана наиболее чёткой и удобной для применения среди всех существующих. Несмотря на это, во Франции и Великобритании принято маркировать покрышки велосипедных шин по-своему.

    Маркировка в дюймах

    Эта маркировка, как и предыдущая, состоит из двух значений, записанных через знак умножения или дробь. Если покрышки маркированы, к примеру, как 28 х 1.4, первое число будет соответствовать внешнему диаметру покрышки, а второй – его предполагаемой ширине в дюймах.

    У данного вида нанесения маркеров есть существенный недостаток: он имеет приблизительные показатели, что затрудняет подбор велопокрышек с одним и тем же маркером для велосипедов разных видов.

    Французская маркировка

    Во Франции маркировка может выглядеть вот так: 700 х 35С. Там принято маркировать изделие по внешнему диаметру, ширине и внутреннему диаметру, где 700 – примерный показатель внешнего, а буква – внутреннего диаметра. Чем меньше показатель, тем буква ближе к началу алфавита.

    Соответственно, А – самый маленький, а D – самый большой размер. В маркировке представленного образца буква «С» обозначает внешний диаметр в 622 мм. В отличие от других маркировок, французская система записи показателей используется не на всех велосипедах. К примеру, такое обозначение никогда не наносится на горные байки.

    Какой посадочный диаметр назвать продавцу?

    Подводя итоги и возвращаясь к строгим цифрам, мы должны определиться с тем, какую маркировку назвать продавцу покрышек в вашем конкретном случае.

    Для этого нужно в первую очередь определить посадочный диаметр.

    • Ободу колеса с диаметрами 28 и 29 соответствует показатель в 622 мм. (Друг от друга покрышки этих двух диаметров отличаются лишь высотой).
    • У колёс на 27.5 дюймов посадочный диаметр может равняться как 584, так и 590 мм.
    • 26 дюймам соответствуют 559 мм.

    А ширина покрышек?

    При подборе ширины камер можно пользоваться таблицами соответствия, имеющимися на специализированных технических сайтах или консультациями проверенного продавца. Важно помнить, что предпочтительно выбирать покрышку с шириной, превышающей внутреннюю ширину обода в 1,5-2 раза.

    В противном случае могут возникнуть некоторые трудности:

    • Покрышки, ширина которых многократно превосходит ширину ободьев, затрудняет возможность управления велосипедом на низких скоростях; могут сорваться с обода при внезапном повороте; быстро изнашиваются.
    • Покрышки с шириной, которая значительно уступает внутренней ширине ободьев, увеличивают риск проколов и механических повреждений обода.

    По факту, правильно подобрать размеры и расшифровать маркировку велошин может каждый. Так что держите в голове 2-3 размерных показателя конкретно для вашего байка, чтобы назвать их, как только настанет необходимость заменить камеру. Ну, а если на память вы не надеетесь, сохраните велопокрышку «для образца» и прямо с ней отправляйтесь покупать новую.