Что запрещено водителю велосипеда

Права и обязанности велосипедиста на дороге в соответствии с ПДД

7 минут Автор: Михаил Скворцов 2383

  • Основные обязанности
  • Водителям велосипедов запрещается
  • Ответственность велосипедиста за нарушение ПДД
  • Комментарии

Велосипедист является таким же водителем транспортного средства, как и сидящий за рулем автомобиля или мотоцикла, поэтому ему необходимо выполнять правила дорожного движения (ПДД), действующие на территории своей страны. А это значит, что никакого спиртного за рулем, разговора по мобильному телефону во время движения, разворота через сплошные полосы, езды навстречу по дороге с односторонним движением. Основные обязанности велосипедиста изложены в отдельном разделе Правил дорожного движения.

Основные обязанности

1. В обязанности велосипедистов входит содержание своего транспортного средства в исправном техническом состоянии. Велосипед должен быть с исправным тормозом и работающим звуковым сигналом. Зачем нужны исправные тормоза, объяснять не стоит. А что касается звонка, то он, главным образом, требуется для предупреждения пешеходов о приближении велосипеда. При движении в потоке машин вряд ли кто-то из других водителей услышит ваш колокольчик.

Ездить ночью по дороге или во время дождя, тумана или снега, то есть в условиях недостаточной видимости, разрешается только с освещением. Спереди на велосипед нужно поставить фару или дополнительно белый световозвращатель, сзади — фонарь и обязательно красный световозвращатель, по бокам (ближе к передним и задним габаритам) — фонарики или световозвращатели оранжевого цвета, также разрешены задние боковые огни красного цвета. Глупо и опасно ставить спереди красный отражатель, даже если он валяется без дела, водители машин и так редко замечают велосипедистов, а тут ещё такая путаница.

2. Велосипедист должен ездить как можно ближе к правому краю дороги и только в один ряд с другими байкерами. В старых Правилах дорожного движения указывалось конкретное расстояние от обочины дороги, которого должен был придерживаться велосипедист. Оно должно составлять не более 1 метра. В новых редакциях это ограничение отсутствует. Каждый разумный человек и так должен, в первую очередь, думать о своей безопасности.

Во время обгона другого велосипедиста или гужевой повозки, а также объезда стоящего транспорта всё же нужно кратковременно удаляться от правого края дороги. И лучше как можно дальше объезжать препятствие, особенно остановившийся автомобиль, ведь из него в любой момент может начать выходить водитель, широко распихнув дверь, или непорядочный человек выбросит окурок в окошко.
И не забывайте, что обгон или объезд нужно совершать только слева, если не хотите быть придавленным к бордюру.

3. В обязанности велосипедиста также входит подача предупредительных сигналов перед каждым маневром, даже если сзади нет движущегося транспортного средства. Перед любым поворотом или перестроением и до торможения водитель велосипеда должен подать предупредительный сигнал рукой, и, что важно, не за секунду до начала вращения руля или нажатия на тормозные рычаги. Вам нужно заблаговременно предупредить сзади едущего водителя, иначе ваша запоздалая реакция будет критичной.

В ПДД предусмотрены следующие сигналы, подаваемые рукой:

  • Сигнал правого поворота или перестроения — вытянутая в направлении поворота правая рука либо левая, выставленная от себя и согнутая в локте под прямым углом.
  • Сигнал левого поворота или перестроения — вытянутая в направлении поворота левая рука либо правая, выставленная от себя и согнутая в локте под прямым углом.
  • Сигнал торможения — поднятая вверх и выпрямленная в локте левая или правая рука.

Подав сигнал рукой, вы не получаете никакого преимущества в движении, поэтому всегда убеждайтесь в том, что сзади едущий участник движения понял ваши намерения и не начал обгон.

4. Если рядом с дорогой есть велосипедная дорожка, водители велосипедов должны ездить только по ней. О наличии такого блага цивилизации сообщает круглый дорожный знак с былым велосипедом на синем фоне. А если велосипедная дорожка частично разрушена, засыпана строительным мусором или занята припаркованными автомобилями, тогда эти заторы велосипедист может объезжать по проезжей части дороги, это входит в его права.

5. При движении в колоннах водители велосипедов обязаны двигаться только в один ряд по дороге группами по 10 человек. Расстояние между группами – 80-100 метров для облегчения обгона автомобилями.

При езде в группах приняты условные жесты, которые посылаются не автомобилистам, а движущимся за вами друзьям-велосипедистам:

  • Яма или препятствие справа — указывающая вниз правая рука.
  • Яма или препятствие слева — указывающая вниз левая рука.

Первым эти сигналы подает ведущий в группе, а следующие за ним должны немедленно их повторить. Не нужно дожидаться приближения к яме или кирпичу на дороге. Следует сразу же передать сигнал об опасности едущим за вами велотуристам.

Водителям велосипедов запрещается

1. Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой. Взрослые люди обычно пользуются велосипедом как транспортным средством, а дети катаются на нём для развлечения. Именно безответственные велосипедисты при езде по проезжей части могут отпустить руль и ехать дальше, скрестив руки на груди. При падении горе-лихач распластается по асфальту вместе с велосипедом, а при этом не исключен наезд на него рядом проезжающих автомобилей.

2. Кататься по тротуарам, пешеходным дорожкам и обочинам. В правах всё-таки допускается движение по обочине, нужно только не мешать пешеходам идти по ней или садиться в автобус. Ну а пешеходные дорожки или тротуары предназначены только для пешеходов, и при движении по ним каждый человек должен чувствовать себя в безопасности.

3. Передвигаться по автомагистралям. В этом запрете заложена забота о здоровье и безопасности велосипедиста.

4. Поворачивать налево или разворачиваться на дороге, которая имеет трамвайные пути или более одной полосы движения в определенном направлении. При необходимости повернуть или развернуться нужно доехать до пешеходного перехода, слезть с велосипеда и перекатить его на противоположную сторону дороги.

5. Буксировать велосипед другим транспортным средством. Велосипедом перевозить прицеп в жесткой сцепке разрешается.

Часто трагичными последствиями заканчивается попытка проехать, ухватившись за борт грузового автомобиля. Водитель грузовика в этом случае не видит пристроившегося велосипедиста и не думает о его безопасности. Любой автомобиль может двигаться со скоростью свыше 60 км в час. Совершая объезд ямы на дороге или осуществляя экстренное торможение, любитель автостопа может оказаться под колесами.

6. Перевозить груз, выступающий за габариты по ширине или длине более чем на 0,5 метра и мешающий управлению. Удочки, трубы и какие-то палки на велосипеде нарушают устойчивое положение, особенно при выполнении поворотов. Зацепив выступающий предмет, автотранспортное средство может перевернуть велосипед с езоком.

7. Катать взрослых пассажиров. А перевозить детей в возрасте от 2 до 7 лет можно, но только на дополнительно установленном сиденьи с подножками. При перевозке тяжелого человека на раме или багажнике серьезно нарушается упомянутое ранее устойчивое положение.

Ответственность велосипедиста за нарушение ПДД

Некоторые пункты статей об административных нарушениях подразумевают наказание водителей велосипедов. Например, есть штраф в размере от 1 до 2 минимальных зарплат за нарушение ПДД пешеходами и другими участниками движения. Это подразумевает 122-я статья — самая основная и легко оформляемая сотрудником ДПС.

Существуют также штрафы за нарушение правил пересечения пешеходных переходов, железнодорожных переездов, за несоблюдение требований дорожных знаков и разметки, за проезд на запрещающий сигнал регулировщика или светофора. Так что не стоит верить в полную безнаказанность при езде на велосипеде.

ПДД для велосипедистов: правила и наказания

Движение на велосипеде допускается по велосипедным дорожкам, тротуарам либо дорожным обочинам исходя из возраста. Лица, не достигшие 14-летнего возраста, обязаны передвигаться лишь с сопровождением. При несоблюдении правил дорожного движения велосипедиста штрафуют на сумму 800-1500 рублей. Он имеет право на получение возмещения за телесные повреждения и понесенный моральный ущерб в связи со столкновением с автомобилем. Если велосипедист является виновником ДТП, он возмещает автомобилисту имущественный ущерб и вред здоровью. Если велосипедист отказывается добровольно возмещать ущерб, водитель машины может подать иск в суд.

Согласно статистическим данным ГИБДД из года в год число ДТП с участием велосипедистов только растет: в 2017 г. — 5247, в 2018 г. — 5323, в 2019 г. — 5403, в 2020 г. — 5732. Причем за эти 4 года числятся погибшими порядка 1,5 тыс. человек. Больше всего ДТП, в которых участвовали люди на велосипедах, случилось в Курской, Орловской, Ростовской, Нижегородской областях, Краснодарском крае.

Порядок катания на велосипеде

7-14-летним детям разрешено передвигаться лишь по тротуарам, дорожкам для пешеходов либо пешеходов и велосипедистов, по зонам для пешеходов (пункты 24.3 и 24.4 Правил дорожного движения “Добавочные условия катания на велосипедах”).

Лица, достигшие 14-летнего возраста, обязаны ездить по правой стороне дороги либо обочине, если отсутствуют специализированные дорожки. Ехать по дороге допускается в колонне по 1 либо 2 (при наибольшей ширине используемой дороги не больше 75 см). Если нет возможности езды по обочине, разрешено катиться по тротуару (пункт 24.5 Правил).

Перед тем, как начать передвигаться на велосипеде, перестроиться, повернуть (развернуться) и остановиться, гражданин обязан подать установленные ручные сигналы. А в вечернее либо ночное время, в тоннеле – обеспечить включение осветителей в соответствии с пунктом 19.1 вышеупомянутых Правил. Если их нет, необходимо двигаться в жилете с эффектом светоотражения либо применять иные средства, к примеру, катафоты согласно пункту 24.10 Правил.

Если велосипедист создает помехи, угрожает безопасности других людей либо пересекает пешеходный переход, он должен двигаться как пешеход согласно пунктам 24.6, 24.8 Правил.

Что запрещено велосипедистам?

При катании на велосипеде налагается запрет на:

  • езду по автомобильной магистрали согласно пункту 16.1 Правил “Передвижение по автомобильным магистралям”;
  • катание на велосипеде с удержанием его 1 рукой;
  • перевозку объекта, мешающему движению либо длиннее снаряда на 50 см;
  • катание других людей, если на это снаряд не рассчитан, либо катание лиц младше семи лет без специализированного кресла;
  • буксировку снаряда согласно пункту 24.8 Правил.
Читайте также  Размеры велосипедов mongoose

Какое наказание ждет нарушителей порядка передвижения на велосипеде?

За несоблюдение Правил дорожного движения, в том числе, катание на велосипеде не по специализированной дорожке либо передвижение с попутчиком, а не в колонне предусмотрены штрафные санкции на сумму 800 рублей согласно части 2 статьи 12.29 Кодекса об административных правонарушениях. Если при этом выяснится, что человек употреблял алкоголь, штраф вырастает до 1-1,5 тыс. рублей (часть 3 статьи 12.29 этого же Кодекса “Несоблюдение Правил дорожного движения участником движения”).

Разберем конкретную ситуацию. Житель одного из российских городов проехал на велосипеде перекресток на запрещающий сигнал светофора. Это заметил сотрудник полиции и назначил ему штраф на сумму 800 рублей. согласно части 2 статьи 12.29 Кодекса об административных правонарушениях. Владелец велосипеда, не согласившись с санкцией, пожаловался в городской районный судебный орган. Он был уверен, что имело место нарушение его права полицейским, который не предоставил времени на общение с адвокатом. Изучив имеющиеся данные, судья постановила, что полицейский дал велосипедисту разъяснение его права на защиту. Подтверждение тому – подпись велосипедиста в протоколе и отчет инспектора. С учетом этого суд согласился с назначением штрафных санкций (дело № 12-374/2020).

Владелец велосипеда, не согласившийся в судебным постановлением, обратился с иском в областной судебный орган. Он старался доказать, что начал движение при мигании запрещающего сигнала светофора, а сотрудник полиции не предоставил разъяснений его прав. Однако судья поддержал коллегу, признав, что наказание было назначено верно. Он подчеркнул, что мигание запрещающего сигнала у светофора не предусмотрено. Тем более после выписки штрафа хозяин велосипеда его оспорил, то есть был в курсе своих прав, постановила апелляция (дело № 7р-831). В другие суды мужчина обращений не подавал.

Когда велосипедисту положено возмещение морального ущерба?

Создающему помехи другим гражданам велосипедисту назначат штрафные санкции в размере 1000 рублей согласно части 1 статьи 12.30 Кодекса об административных правонарушениях, а если в результате этого был причинен легкий либо средний ущерб здоровью – 1000-1500 рублей (часть 1 статьи 12.30 того же Кодекса “Несоблюдение Правил дорожного движения участником движения, который создает помехи либо причиняет ущерб здоровью”).

Кроме штрафных санкций, пострадавший имеет право на получение от нарушителя-велосипедиста возмещения морального ущерба за причиненные неудобства.

Разбор реальной ситуации. Велосипедист при выезде на главную дорогу не отдал приоритет велосипедистке. В результате столкновения женщина сломала руку с осложнениями. Специалисты считают, что подобные травмы можно отнести к категории средней тяжести ущерба здоровью. Сотрудники полиции оштрафовали велосипедиста на сумму 1000 рублей согласно части 2 статьи 12.30 вышеупомянутого Кодекса.

После этого пострадавшая подала обращение в районный суд с целью возмещения морального ущерба на сумму 250 тыс. рублей. Восстановление руки было долгим, и женщина по сей день не в состоянии ею управлять и ощущает онемение. В планах – получение инвалидности. Велосипедист согласился, что он является виновным в травмах пострадавшей, но потребовал снижения суммы компенсации до 30 тыс. рублей.

После изучения выписки из больничных документов и экспертного заключения, выслушивания обеих сторон судья постановил, что в получении женщиной травмы виноват велосипедист. Наряду с этим суд сократил моральный ущерб до 60 тыс. рублей, учитывая неосторожность велосипедиста, наличие 2-х маленьких детей и трудовую несостоятельность (дело № 2-266/2019). Виновник от обжалования постановления отказался.

Мнение специалистов о езде на велосипедах

Специалисты рассказывают, что автомобилисты зачастую сталкиваются с велосипедистами, передвигающимися по тротуарам либо проездам в жилых кварталах. Отсутствие у автолюбителей сомнений в их приоритете на дороге ошибочно. Наряду с тем при установке знака “Жилая зона” и с учетом пункта 8.3 Правил “Начало движения. Маневрирование” гражданин на авто обязан уступить дорогу велосипедисту. В противном случае продолжать движение он не может.

Также эксперты подчеркивают, что в отдельных ситуациях велосипедисты едут по тротуарам, и их рискованное маневрирование создает угрозу жизни других людей. Также автолюбители осуществляют движение на авто как источнике высокой опасности. В связи с этим при нанесении урона здоровью либо имуществу велосипедиста они выплатят компенсацию согласно пункту 1064 Гражданского кодекса России.

ПДД для владельцев велосипедов и самокатов

С наступлением тепла на улицах и дорогах городов появляются альтернативные транспортные средства, такие как электросамокаты, велосипеды, моноколеса и другие. Скорость они развивают приличную, провоцируют аварийные ситуации не хуже автомобилей, и при этом никто не знает, по каким правилам они существуют, даже их владельцы. Давайте разберемся.

Велосипеды

Согласно правилам дорожного движения велосипед – это транспортное средство. И хотя права для управления им не нужны, правила на него распространяются те же, что и на прочий транспорт. Впрочем, с одной оговоркой: только во время движения. Как только вы с велосипеда слезли, то сразу превращаетесь в пешехода. То есть, сидя верхом, необходимо руководствоваться правилами для авто, спешившись – для людей.

Где можно ездить?

Велосипедист старше 14 лет имеет право передвигаться по:

  • По велосипедной дорожке или специальной полосе для велосипедистов;
  • По правому краю проезжей части (только по ходу движения).
  • По обочине;
  • По тротуару:

Детям от 7 до 14 лет можно ездить только по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам. И еще один важный момент, пешеходы имеют приоритет перед велосипедистами, их необходимо пропускать.

Что запрещено велосипедистам?

  1. Управлять неисправным транспортным средством.
  2. Ездить в нетрезвом виде.
  3. Пересекать пешеходный переход, не слезая с велосипеда.
  4. Перевозить детей до 7 лет без специальных приспособлений.
  5. Везти груз, который выступает более чем на полметра по длине или ширине за пределы велосипеда.
  6. Держать руль одной рукой.
  7. Поворачивать налево и разворачиваться на многополосных дорогах.

Какие штрафы предусмотрены?

По сути, практически за любое нарушение, описанное в предыдущем списке, велосипедисты должны будут заплатить 800 рублей. Исключение составляет вождение в нетрезвом виде: оно карается суммой от 1000 до 1500 рублей. Причем, для велосипедистов действует скидка в 50% за своевременную оплату, как и для водителей.

Люди на велосипедах часто создают аварийные ситуации на дорогах, от которых сами же и страдают. И конечно, водителей авто интересует, кто несет ответственность за последствия столкновения, спровоцированного велосипедистом. Тут ситуация неоднозначная. Автомобиль – это транспортное средство повышенной опасности, поэтому, даже если водитель соблюдал все правила, но велосипедист получил травмы, (пусть и по своей вине) ущерб здоровью оплатить придется. При этом, если автомобиль пострадал в аварии и вину человека на велосипеде удастся доказать, то через суд можно потребовать с него возмещения средств за ремонт автомобиля.

Почему не стоит пкупать горный велосипед для города?

Электросамокаты

Если правила для велосипедистов прописаны довольно четко, то в случае с самокатами ситуация гораздо сложнее. До недавнего времени самокат был детской игрушкой, и транспортным средством считаться не мог. Но сейчас, когда самокаты оснастили двигателями, позволяющими развивать скорость до 80 км в час, а то и более, ситуация перестала быть однозначной.

Где можно ездить?

Итак, пока законы не успевают за техническим прогрессом, человек на электросамокате приравнивается к пешеходу, а значит перемещаться он имеет право только по тротуарам, пешеходным и велодорожкам. Если ничего из этого нет, то допускается движение по обочине или краю проезжей части – строго навстречу потоку машин. Это же ответ на вопрос – нужны ли права на электросамокат.

Ваши законные права, о которых вы и не догадывались

Что запрещено?

Для справки:

Моноколеса, электроскейты и другие заменяющие транспорт «игрушки» в законах не прописаны тем более, но, учитывая, что мощность таких приборов меньше кВт, в глазах закона их владельцы остаются пешеходами со всеми вытекающими.

Казалось бы, все однозначно. Раз человек на самокате – пешеход, то и требования к нему аналогичные: не создавать помех движению других людей, уважать сигналы светофора, не пересекать дорогу в неположенных местах. Но это до тех пор, пока самокат не станет участником какого-либо дорожного инцидента, либо пока его не остановит бдительный сотрудник полиции. В данной ситуации все зависит от мощности прибора и решения суда. Если самокат имеет мощность более 4 кВт, то есть сравнимую с мощностью мопеда, суд легко может признать его транспортным средством, а значит отвечать водителю придется по всей строгости закона. Например, за вождение такого самоката в нетрезвом виде могут лишить водительских прав!

Какие штрафы предусмотрены?

Тут все опять зависит от того, признают ли владельца самоката пешеходом или водителем. В первом случае, за нарушение правил дорожного движения полагается предупреждение или штраф 500 рублей, за создание помех движению – 1000 рублей, а если поведение человека на самокате приведет к аварии – то 1500 рублей. Обладатель мощного самоката ответит за аналогичные нарушения уже как водитель мопеда. Так, например, штраф за езду без прав от 5 до 15 тысяч рублей, а в случае, если прав лишили ранее, то придется заплатить 30000 рублей.

Тема 24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов

Начнем с малышей и деток постарше.

Если велосипедисту еще не исполнилось 14 лет, то он не имеет права выезжать на проезжую часть дороги. И на полосу для велосипедистов ему тоже нельзя, т.к. это проезжая часть дороги.

Читайте также  Ремкомплект для камеры велосипеда

Движение велосипедистов младше 14 лет проходит только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

При этом малыши, не достигшие 7 лет, по велопешеходной дорожке могут кататься только на стороне, предназначенной для пешеходов. А если дорожка не пешеходная и даже не велопешеходная, а чисто велосипедная, то им туда вообще въезд закрыт.

Если велосипедисту уже исполнилось 14 лет, то в ПДД для него предусмотрено множество пунктов правил. Познакомимся с ними подробнее.

Если на пути следования велосипедиста старше 14 лет есть велосипедная, велопешеходная дорожка или специальная выделенная на проезжей части полоса для велосипедистов, то он должен ехать именно там. Деткам, как мы помним, по последней перемещаться нельзя.

Если ничего вышеперечисленного нет, либо отсутствует возможность двигаться по специальным дорожкам, то велосипедисту придется выехать на проезжую часть и занять там крайнее правое положение!

При этом двигаться необходимо строго в ОДИН ряд.

Движение КОЛОННЫ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ в два ряда допускается только в случае, если ширина велосипедов не превышает 0,75 метра. При этом колонна должна разделиться на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения, либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. А расстояние между группами должно составлять 80-100 метров – тогда автомобили смогут их беспрепятственно обогнать.

Велосипедист может предпочесть крайнюю правую полосу проезжей части имеющимся велосипедным дорожкам, если он перевозит груз, превышающий 1 метр. Или сам толстый по ширине больше метра (речь о велосипеде с широким прицепом, например). Иначе на велодорожке он будет создавать помехи другим велосипедистам или пешеходам.

Кстати, в апреле 2015 года, Правила разрешили велосипедистам ездить по полосам, выделенным для движения маршрутных транспортных средств. Такая возможность предусмотрена знаками 5.11.1 и 5.14 .

Итак, двигаемся на велосипеде по вело- или велопешеходным дорожкам, по полосе для велосипедистов. А в случае их отсутствия – по краю проезжей части.

А что делать, если на дороге пробка, а велодорожек и след простыл? Правила предусмотрели и такой вариант.

ПДД разрешают велосипедистам старше 14 лет в исключительных случаях (когда нельзя проехать по велодорожкам и краю проезжей части) использовать для движения тротуары и обочины.

Но движение по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон для велосипедиста – это, скорее, исключение, а не правило.

Исключительное право предоставляется также велосипедистам, которые сопровождают детей до 7 лет на велосипедах, либо перевозят их на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

При этом, если движение велосипедиста в этих местах подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, то обладатель двухколесного транспортного средства должен спешиться и соблюдать ПДД для пешеходов.

Отдельно поговорим о мопедах.

С водителями мопедов Правила особо не сюсюкаются: все-таки мопед – это механическое транспортное средство, и для его управления требуется получить права категории «М».

Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. То есть водителям мопедов категорически запрещено движение по тротуарам и по пешеходным, велопешеходным, велосипедным дорожкам.

Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам. В противном случае им придется спешиться и везти «двухколесного друга» рядом с собой.

Ну и куда ж без запретов в ПДД.

Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

управлять велосипедом или мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;

перевозить груз, который торчит более чем на полметра по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;

перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

на больших перекрестках с трамвайными путями или на дорогах, где более одной полосы в вашем направлении, поворачивать налево или разворачиваться. Для этого придется слезть с «педального коня» и пешочком-пешочком;

двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);

пересекать дорогу по пешеходным переходам. Зато можно слезть с двухколесного транспортного средства и немножко прогуляться с ним под боком.

Кроме того, запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме маленького велосипедного прицепа.

И еще одна важная рекомендация для безопасности велосипедистов.

При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами.

Памятка велосипедисту

На Варшавском шоссе несовершеннолетний велосипедист попал в ДТП!

10 июля 2017 года примерно в 18 часов 50 минут по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе д. 152 «А», произошло ДТП – наезд на велосипедиста.

Водитель автомашины Ауди следовал по ул. Академика Янгеля от ул. Кировоградская в сторону ул. Россошанская и в районе д. 152 «А», по Варшавскому шоссе совершил наезд на велосипедиста, который следовал по дублеру Варшавского шоссе от МКАД в сторону ул. Красного Маяка.

Госавтоинспекция Юга Москвы напоминает Вам:

Памятка велосипедисту

1. Общие положения

· Велосипед определяется как «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём» (ПДД 1.2). Велосипедист, согласно Правилам, квалифицируется как водитель.

· Велосипед является транспортным средством, но не является «механическим транспортным средством». Поэтому, если в ПДД написано «транспортное средство», то это относится и к велосипедам, а если написано «механическое транспортное средство», то это к велосипедам не относится.

· Если человек не едет на велосипеде, а катит его, то он считается пешеходом, а не велосипедистом (ПДД 1.2). При этом в Правилах оговаривается только одно отличие спешившегося велосипедиста от пешехода (ПДД 4.1) «Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств», но «Лица… ведущие велосипед должны следовать по ходу движения транспортных средств».

· Управлять велосипедом при перемещении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет (ПДД 24.1).

· Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарём или фарой (для движения в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарём красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета. («Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации. «, п. 6.)

· Велосипеды должны двигаться по велосипедной дорожке (ПДД 24.3), а при её отсутствии — только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создаёт помех пешеходам (ПДД 24.2).

· Движение велосипедов (как и любых других транспортных средств) по тротуарам и пешеходным дорожкам запрещено (ПДД 9.9), но на практике к велосипедистам на тротуаре относятся достаточно снисходительно.

· Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80—100

Водителям велосипеда запрещается

  • управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения (ПДД 2.7);
  • ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой (ПДД 24.3);
  • перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками (ПДД 24.3);
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению (ПДД 24.3);
  • двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки (ПДД 24.3);
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (ПДД 24.3). Следовательно, для осуществления левого поворота надо: проехать перекресток прямо, развернуться в правом ряду пересекаемой дороги, и по разрешающему сигналу светофора вновь проехать перекресток прямо; или слезть с велосипеда и перейти дорогу по пешеходному переходу;
  • двигаться по автомагистралям (ПДД 16.1);
  • двигаться по дороге в тёмное время суток (и/или в условиях недостаточной видимости) без включенного переднего белого фонаря («Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации. «, п. 6);
  • буксировка велосипедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом (ПДД 24.3).

Проезд пешеходных переходов

· На регулируемых пешеходных переходах велосипедисты должны подчиняться сигналам велосипедных или транспортных светофоров, а также регулировщиков (ПДД п. 6).

· На нерегулируемых пешеходных переходах велосипедисты, как и все прочие водители, должны уступать дорогу пешеходам (ПДД 24.4).

· Велосипедистам не разрешается пересекать дорогу по пешеходному переходу, равно как и разворачиваться на пешеходном переходе; в этом случае нужно слезть с велосипеда и перейти дорогу как пешеход.

· На пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними запрещены остановка и стоянка.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Все, что вам нужно знать о езде на велосипеде. Прямая линия с командиром роты ДПС

Подтверждением тому являются участившиеся ЧП на дорогах Бобруйска с участием велосипедистов. Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен. На вопросы читателей, потупившие в ходе прямой линии, организованной редакцией, отвечает командир роты дорожно-патрульной службы ОГАИ УВД Бобруйского горисполкома подполковник милиции Виталий Леонидович Подута.

«Существуют ли ПДД для велосипедистов? Бывали в Бобруйске случаи, когда велосипедистов реально штрафовали работники ГАИ за нарушение правил»? (Антон Немиров).

− Для отдельной категории участников дорожного движения (велосипедисты, пешеходы, водители, мотоциклисты и т.д.) не существует обособленных Правил дорожного движения. Для всех без исключения участников дорожного движения на территории РБ действуют единые Правилах дорожного движения, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь №551 от 28 ноября 2005 года. Что касается велосипедистов, в частности, в правилах выделена отдельная глава «Движение на велосипедах и мопедах», а также имеются и иные пункты ПДД (2.5. велосипед, веломобиль (далее — велосипед) — транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, приводимое в движение мускульной силой человека (людей), находящегося на (в) нем; 2.6. велосипедная дорожка — обособленная дорога либо выделенный конструктивно или с помощью линий горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, предназначенные для движения водителей велосипедов (далее — велосипедисты), обозначенные дорожным знаком «Велосипедная дорожка». Велосипед должен иметь исправные тормозную систему, рулевое управление и звуковой сигнал, быть оборудован зеркалом заднего вида, спереди световозвращателем белого цвета, сзади — световозвращателем (световозвращателями) красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателями оранжевого цвета.) которые обязаны соблюдать и выполнять велосипедисты. За истекший период 2016 года за различные правонарушения в Бобруйске сотрудниками Госавтоинспекции привлечено к административной ответственности 474 велосипедиста.

Читайте также  Подшипник рулевой колонки велосипеда

«С какого возраста дети имеют право самостоятельно ездить по городу на велосипедах»? (Светлана Потапенко).

– В соответствии с требованиями подпункта 154.1 пункта 154 запрещается без сопровождения совершеннолетнего лица управлять на дороге лицам моложе четырнадцати лет велосипедом (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек.)

«Где положено перемешаться велосипедисту при отсутствии велосипедной дорожки? Грозит ли штраф велосипедисту, едущему по обочине проезжей части, если других вариантов нет»? (Юлия Головач).

– В соответствии с пунктом 148 ПДД движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии выезд далее 1 метра от правого края проезжей части дороги допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота. При нарушении требования данного пункта ПДД велосипедист будет привлечен к административной ответственности по статье 18.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Таким образом, если иных вариантов для движения велосипедиста, кроме как по обочине, не имеется, велосипедист может спокойно двигаться по ней и ничего при этом не нарушит.

«Нужно ли слезать с велосипеда при пересечении проезжей части по «зебре»? Нередко вижу, как велосипедисты мчатся на всей скорости по пешеходному переходу, желая успеть «проскочить» на зеленый свет, либо даже при отсутствии светофора. Грозит ли за это штраф, либо другое наказание»? (Алеся Шахова).

– В соответствии с требованиями пункта 151 ПДД при пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собой и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов. При нарушении требования данного пункта ПДД велосипедист будет привлечен к административной ответственности по статье 18.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Санкцией данной статьи предусмотрены как предупреждение, так и штраф.

«С обеих сторон улицы Кирова имеется тротуар, он очень узкий, там и пешеходам разойтись непросто, а еще и велосипедисты гоняются. Можно ли по одну сторону дороги сделать тротуар для пешеходов, а по другую – тротуар для велосипедистов»? (Виктор Исаакович Разнатовский).

– Нами ранее рассматривались подобные предложения, однако применить их на практике не представляется возможным. В соответствии с действующими техническими нормативными правовыми актами велосипедная дорожка как самостоятельный элемент должна иметь ширину в свободных условиях 2,5 метра для велосипедной дорожки с односторонним движением и 3,0 метра для велосипедной дорожки с двухсторонним движением. В стесненных условиях данные величины возможно уменьшить до 1,75 и 2,5 метров соответственно. При совместной прокладке велосипедной полосы и тротуара их общая минимальная ширина должна быть 4,5 метра. Таким образом, улица Кирова не располагает необходимой шириной для раздельного обустройства вышеуказанных элементов.

«Чем должен быть оборудован велосипед? Могут ли оштрафовать за отсутствие зеркала, к примеру, либо других элементов»? (Вячеслав Карпов).

– Действующими Правилами (пункт 200) четко оговорено, что велосипед должен иметь исправные тормозную систему, рулевое управление и звуковой сигнал, быть оборудован зеркалом заднего вида, спереди световозвращателем белого цвета, сзади — световозвращателем (световозвращателями) красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателями оранжевого цвета.). При отсутствии какого-либо из вышеперечисленных элементов, велосипедисту грозит административная ответственность, предусмотренная статьёй 18.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

«Какая максимально допустимая скорость движения на велосипеде по городу»? (Игорь Терехов).

– Действующими Правилами не оговаривается допустимая скорость движения для велосипедистов, двигающихся в населенном пункте либо за пределами населенного пункта, однако подпунктом 7.2. пункта 7 ПДД предписывается в обязанностях участника дорожного движения не создавать препятствий и опасности для дорожного движения, действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимно вежливыми. Каждый участник дорожного движения, соблюдающий настоящие Правила, вправе рассчитывать на то, что и другие участники дорожного движения будут выполнять содержащиеся в них требования. Сегодня в эксплуатации горожан находятся велосипеды различных конструкций, которые по своим техническим характеристикам могут развивать внушительные скорости и преодолевать различные препятствия. Совет для данной категории участников дорожного движения: предельная внимательность, осторожность и взаимовежливость. Не стоит чересчур полагаться на своего железного коня, развивая предельную скорость и забывая о безопасности как своей собственной, так и окружающих.

«В последнее время количество велосипедистов в Бобруйске значительно увеличилось. В связи с этим выросло число ДТП с их участием? Не так давно около бани на Минской случилось ДТП, во время которого пострадала молодая женщина. Кто там оказался виноват – водитель автомобиля или велосипедист, какое наказание грозит»? (Наталья Михайлова).

– Да, действительно на сегодняшний момент зарегистрировано четыре дорожно-транспортных происшествия с участием велосипедистов. К огромному сожалению, два человека погибли и два человека ранены. В прошлом году за аналогичный период времени было зарегистрировано три дорожно-транспортных происшествия, в которых три человека получили травмы различной степени тяжести, но остались живы. Связано ли это с увеличением количества велосипедистов или стечением сложившихся обстоятельств, не могу утверждать наверняка. Могу сказать лишь одно: в данных случаях есть доля нашей недоработки. Возможно, не довели до этих граждан вовремя требования ПДД, возможно, эти требования были забыты или проигнорированы ими. Каждое ДТП является для Госавтоинспекции трагедией, которая не остается без пристального внимания и оценки обстоятельств случившегося. Что касается упомянутого вами ДТП на пересечении Минской-Октябрьской, его причины и обстоятельства устанавливаются, пострадавшая женщина еще находится в больнице.

«Доставляют ли в Бобруйске велосипеды на штрафстоянку в случае каких-либо нарушений? Если да, то сколько таких случаев было? И сколько нужно уплатить, чтобы забрать свое транспортное средство»? (Александр Иванов).

– На штрафные стоянки велосипеды не помещаются, однако велосипед может быть временно изъят у владельца до установления обстоятельств и доставлен для дальнейшего разбирательства в дежурную часть отдела внутренних дел либо иное отделение милиции в нескольких случаях. А именно – при возникновении у сотрудника милиции подозрений, что данный велосипед находится в розыске (велосипед может быть схож по приметам с разыскиваемым велосипедом либо при отсутствии у владельца документов, подтверждающих законность приобретении велосипеда, а также невозможность внятно и точно пояснить, как и при каких обстоятельствах был приобретен велосипед; в случае видоизменения номера рамы (либо имеются следы изменения цвета рамы и т.п.). В таком случае сотрудник милиции вправе предположить, что данный велосипед незаконно находится во владении и мог быть похищен. При необходимости назначения экспертизы для установления обстоятельств по дорожно-транспортному происшествию, участником которого являлся велосипедист.

«Слышал, что вроде в России велосипедисты должны проходить курсы и получать права на вождение. У нас такое обсуждается? И как быть нашим велосипедистам, которые путешествуют на «двухколесном» по разным странам, если у них нет прав, а в какой-то стране их иметь необходимо»? (Петр).

– В нашей стран, как и в соседней России, водительское удостоверение на право управления велосипедом не требуется. Перед тем, как путешествовать по разным странам, необходимо ознакомиться с законом той страны, куда выезжаете, и при пересечении границы соблюдать правила той страны, в которой находитесь.

«В Бобруйске появились нанесенные на пешеходном тротуаре белые полосы, какой статус они имеют»? (Николай).

– Нанесенные на тротуаре белые полосы являются линией дорожной разметки, обозначающей разделение пешеходных и велосипедных потоков на тротуаре.

«Что должно произойти, по вашему мнению, чтобы положение велосипедистов в городе начало меняться? Чего вы ждёте от местной власти»? (Николай)

– В нашем городе принимаются все меры для обеспечения безопасного движения велосипедистов. В настоящее время на тротуарах улиц таких улиц, как Минская, Крылова, Станционная, Интернациональная, Социалистическая, Горького, Советская и проспекта Георгиевского оборудованы полосы велосипедного движения, общей протяженностью 9,3 км. При оформлении проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт улиц города, рассматривается возможность обустройства велосипедных дорожек на перспективу. В городе Бобруйске действует комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, в состав которой входят сотрудники Госавтоинспекции и представители городских властей. В тесном взаимодействии разрабатываются, утверждаются и реализовываются на практике различные мероприятия по безопасности дорожного движения.