Части рамы велосипеда

Как устроен велосипед и из чего состоит – схема с названием деталей

  • Из каких частей состоит велосипед
  • Рама
  • Седло
  • Руль
  • Грипсы
  • Вынос руля
  • Шифтеры
  • Передний переключатель скоростей
  • Задний переключатель скоростей
  • Тормоза
  • Колеса
  • Велосипедная втулка
  • Обода
  • Шины
  • Педали
  • Трансмиссия
  • Заключение

Велосипед – практичное и по большей части универсальное средство передвижения. Это экономичный и удобный вид транспорта, который давно обосновался в городе, сельской местности и далеко за пределами дорог. Достаточно широко используется велосипед и в спортивных соревнованиях.

О его достоинствах можно говорить много. Однако стоит выделить очевидное преимущество – примитивность конструкции. Она проста и интуитивно понятна, поэтому велосипед популярен среди такого количества людей. Но его устройство не ограничивается рулем, колесами, рамой и педалями.

Из каких частей состоит велосипед

«Анатомия» велосипеда имеет много общего с устройством автомобиля – все рабочие узлы и механизмы крепятся на несущей конструкции. Наглядно об устройстве двухколесного транспорта свидетельствует схема «Строение велосипеда». Из рисунка понятно, что все механизмы и основные узлы держатся на раме велосипеда.

А теперь расскажем более подробно о каждой детали.

Это ромбовидный каркас, собранный из нескольких составляющих:

  • передние и подседельная трубы;
  • верхние и нижние перья.

Передние трубы «сшиты» между собой в рулевой стакан, нижняя и подседельная труба вместе с перьями – в кареточный стакан, а перья между собой – в дропауты заднего колеса. Нынешний ассортимент велосипедов обусловливает классификацию рам:

  • городские модели – тяжеловесные, прочные и жесткие рамы;
  • горные модели – устойчивы к нагрузкам, прочные и мобильные;
  • шоссейные велосипеды – легковесные рамы;
  • спортивные велики – их рамы должны выдерживать колоссальные нагрузки, быть устойчивыми к механическим повреждениям;
  • трюковые модели – используются для ВМХ-велосипедов.

Что касается материала изготовления, то здесь на данный момент можно выделить в общей сложности два варианта: алюминий (бюджетный и наиболее распространенный) и карбон (самый дорогой и износостойкий).

Седло

Здесь следует сразу обратить внимание на то, что правильно говорить именно «седло», а не «сиденье». Дело в том, что второй вариант подразумевает глубокую посадку человека, когда масса тела полностью распределяется по поверхности. На седло велосипеда приходится лишь частичная нагрузка. Во время движения масса тела должна равномерно распределяться между рулем, педалями и седлом.

При выборе следует ориентироваться на высоту подседельного штыря. Что касается болезненных ощущений в области паха, то они могут возникнуть после длительного отсутствия опыта езды на велосипеде. Предпочтение следует отдавать седлам анатомической формы от известных производителей.

Эта часть состоит из двух элементов: горизонтальной изогнутой трубы и вертикального штока. Руль бывает:

  • прямым;
  • изогнутым вверх или вниз;
  • «бараньи рога».

Вынос руля (может быть жестким и регулируемым) соединяет трубку с рулевым штырем. Это достаточно важный элемент велосипедной конструкции, к выбору которого нужно относиться со всей серьезностью. Неправильно подобранный вынос существенно увеличивает нагрузку на велосипедиста, а также влияет на некоторые технические моменты.

Рулевая колонка – неотъемлемый элемент системы велосипеда, который отвечает за вращение велосипедной вилки в головной раме. Бывает двух типов:

  1. резьбовая;
  2. безрезьбовая.

Первый вариант считается устаревшей и дешевой конструкцией, для монтажа и демонтажа которой понадобится разводной ключ. Безрезьбовые рулевые колонки встречаются в большинстве современных моделей – вилка легко вставляется и фиксируется в трубе рулевой рамы.

Грипсы

Это насадки на ручки руля. Данный элемент значительно повышает уровень комфорта во время езды, обеспечивая надежный хват. Грипсы бывают пластиковыми и резиновыми. Изготавливают их также из геля, пены, кожи, силикона или полиуретана. Предпочтение следует отдавать прочным изделиям, которые даже при намокании позволят уверенно держать руль.

Вынос руля

Он определяет расстояние руля от рамы – чем дальше его удаленность, тем более горизонтальное положение принимает велосипедист. Обсуждаемая деталь крепится к регулировочной трубе.

Шифтеры

Это один из элементов, отвечающих за переключение передач. Шифтеры, или манетки крепятся к рулю велосипеда. Их состояние определяет четкость смены одной передачи на другую.

Передний переключатель скоростей

Неприхотливая в обслуживании и износостойкая деталь, которая передает сигнал о переключении скорости с шифтера посредством тросика. Механизм перекидывает цепь между звездочками передней кассеты.

Задний переключатель скоростей

Механизм отвечает за безупречную смену скоростей. Он перекидывает шестерни задней кассеты. Это достаточно деликатная деталь, которая открыта всем «прелестям» плохой погоды: влаге, грязи, пыли и т.д. Поэтому ее состоянию нужно уделять много внимания.

Тормоза

Тормозная система велосипеда – важнейший узел, от состояния которого зависит безопасность велосипедиста и других участников дорожного движения. Наиболее распространенными являются:

  • ободные – «клещи», V-brake;
  • дисковые;
  • барабанно-втулочные.

Последний тип сегодня встречается крайне редко. Ободные представлены зажимными устройствами с колодками, которые оказывают давление на ободья, тем самым замедляя движение велосипеда. Дисковые состоят из закрепленного на втулку диска, привода и калипера, к которому крепятся тормозные колодки – этот тип является наиболее эффективным и распространенным. Дисковые тормоза не зависят от геометрии обода, они обеспечивают большую поверхность торможения и меньший ход колодки.

Колеса

Вот уж без чего нельзя представить велосипед. Они являются легкими, но прочными конструкциями, включающими:

  • обод;
  • камеру с покрышкой;
  • втулку;
  • спицы;
  • ниппель.

Рассмотрим каждый элемент колеса более детально.

Велосипедная втулка

Она состоит из оси, подшипников и шайб. Втулка формирует и удерживает крутящий момент. Внутреннее устройство обсуждаемого заднего элемента гораздо сложнее, чем переднего, поскольку эта деталь отвечает за раскручивание колеса.

Обода

Это металлическое кольцо, которое крепится к втулке через спицы. Особенности геометрии обода вкупе со степенью натяжения спиц определяют устойчивость колеса к механическим повреждениям и силовым нагрузкам.

Ободья чаще всего изготавливают из алюминиевого сплава, спицы – из легких металлов с хромовым напылением.

Это гармоничный тандем камеры и покрышки. Первая представлена полым изделием из резины, которое накачивается воздухом до определенного уровня давления. Связь с «внешним миром» обеспечивается посредством ниппеля, через который происходит закачивание воздуха.

Покрышка или внешняя часть шины характеризуется наличием бортов, боковин и контактной части (протектора), которая соприкасается с поверхностью земли. Типы покрышек:

  • слики и полуслики (ими комплектуются шоссейники, они подходят для езды по ровным поверхностям);
  • дорожные (рисунок протектора средней выраженности);
  • с агрессивным рисунком протектора, который позволяет легче преодолевать неровную поверхность;
  • гибридные (из названия понятно, что шины имеют характеристики нескольких типов покрышек – они могут использоваться как для езды по ровной дороге, так и для преодоления бездорожья; значительно уступают агрессивному рисунку протектора).

Есть специфические шины с грунтозацепами по краям. На них вполне комфортно передвигаться по асфальту, но при езде по рыхлым поверхностям – равных им нет.

Педали

С их помощью усилие от ног передается на шатуны, каретку и передние звезды. Различают несколько типов педалей:

  • Классические. Универсальный тип, предназначенный для обычных велосипедистов.
  • Контактные. Они оснащены особенными вставками, которые предполагают использование специальной обуви. Благодаря этой особенности обеспечивается лучшее сцепление.
  • Экстремальные. Используются для комплектации спортивных байков. Они более толстые и широкие, отличаются наличием вставки-фиксатора.
  • Мини-педали.
  • Изделия, оснащенные ремешками.

Сегодня производители предлагают достаточно много вариантов исполнения педалей для велосипеда, поэтому каждый сможет индивидуально подобрать изделие, отвечающее всем требованиям.

Трансмиссия

Это ключевой механизм велосипеда, без которого он просто не поедет. Составляющие части:

  • ведущие звезды;
  • переключатели скоростей и шатуны;
  • педали;
  • задние шестерни;
  • каретка;
  • цепь.

За счет каретки обеспечивается свободное вращение. Ее узел находится в нижнем стакане рамы и является соединительным элементом для пары шатунов и передних звезд.

«Здоровью» трансмиссии велосипеда следует уделять повышенное внимание. Регулярный осмотр, чистка и смазывание элементов должны стать рутиной велосипедиста.

Заключение

Схема велосипеда на самом деле является достаточно простой конструкцией с небольшим количеством деталей и элементов. Но именно слаженная работа всех составляющих обеспечивает комфортное и безопасное катание. Зная, как устроен велосипед, вы сможете без труда ориентироваться в ассортименте запчастей и составляющих.

Автор статей. Серьезно увлекаюсь велосипедами и мотоциклами. Интересуюсь всем, что связано с активным образом жизни.

Из чего состоит велосипед. Устройство велосипеда

Как называются основные части современного велосипеда по-русски и по-английски

Конструкция велосипеда кажется простой: рама, руль, седло и два колеса, педали и цепь — ничего сложного. Но это только на первый взгляд. Мы собрали в единый список детали и элементы, которые можно встретить в большинстве современных моделей, и перечень получился довольно большой.

Читайте также  Выбор велосипеда по росту

Запчасти на А-Г

Mеханическое или гидравлическое устройство, в конструкции велосипеда предназначенное для смягчения ударов колес о грунт. Может находиться в передней вилке и/или в задней части рамы под сиденьем.

Деталь из гибкого материала (кожи, резины, пластика), расположенная на конце щитка для дополнительной защиты велосипедиста от летящих из-под колеса брызг воды или грязи.

Парная деталь, часть рамы велосипеда; труба небольшого диаметра, соединяющая подседельную трубу с местом крепления втулки заднего колеса. В конструкцию рамы велосипеда входят два верхних пера, идущих вдоль правой и левой сторон заднего колеса.

Часть рамы велосипеда; труба, соединяющая подседельную трубу с рулевой трубой. Может иметь различный наклон и форму, определяя геометрию рамы и назначение велосипеда.

Деталь, к верхней части которой крепится вынос руля, к нижней — переднее колесо. Может изготавливаться из различных материалов, иметь различную форму и дополняться амортизаторами.

Центральная деталь велосипедного колеса; состоит из оси, подшипников и корпуса, к которому крепятся спицы. Втулка заднего колеса, в отличие от втулки переднего колеса, имеет посадочное место для задних звезд.

Деталь, которая крепит руль к верхнему концу вилки.

Парная деталь руля велосипеда, представляющая собой ручки или наконечники на концах руля. Могут быть сделаны из резины, мягкого пластика, кожи или других материалов, которые делают захват руля рукой комфортным и эргономичным.

Запчасти на Д-И

Другое название — «петух». Съемная деталь, которая устанавливается между концом нижнего пера рамы, и задним переключателем скоростей для того, чтобы принимать на себя энергию удара и деформироваться в случае падения велосипеда или удара по заднему переключателю. Деталь также носит названия «сменный крюк» или «серьга на раму».

Место установки колеса, особая форма открытой крепежной петли. «Дропаут» означает, что колесо буквально выпадет из места крепления, если не будет закреплено, например, эксцентриком.

Механизм, обычно с троссовым приводом, который перемещает цепь по задним звездам для переключения передач велосипеда. В некоторых современных моделях велосипедов используется электронная система переключения передач с электрическими кабелями вместо тросов.

Устройство для остановки или замедления велосипеда, как правило, расположенное на задней части рамы или во втулке заднего колеса. Может управляться тормозными ручками, закрепленными на руле. Может быть различной конструкции или отсутствовать в моделях велосипедов с одной передачей, в которых остановка происходит движением ног назад.

Cпециальный кожух, который устанавливается над цепью и передней звездой для того, чтобы исключить попадание одежды велосипедиста между звездой и звеньями цепи.

Колесо с зубьями, которое сцепляется с цепью; одна из деталей кассеты или системы звезд.

Запчасти на К-О

Часть велосипедной трансмиссии; состоит из оси и подшипников, устанавливается в кареточный стакан для крепления шатунов на раме велосипеда. Благодаря подшипникам, позволяет шатунам вращаться свободно.

Место соединения подседельной трубы, нижней трубы и нижних перьев велосипеда, также место установки каретки.

Деталь велосипедной трансмиссии, состоящая из нескольких звезд различного диаметра от большего к меньшему, которая крепится ко втулке заднего колеса велосипеда. По звездам кассеты с помощью заднего переключателя перемещается цепь, меняя передачи велосипеда.

Колесо в традиционном понимании. В велосипедной конструкции колесо состоит из центральной втулки, обода, спиц, внутренней камеры с ниппелем для подачи и откачки воздуха, покрышки. Набор колес по-английски называется wheelset или wheel set.

Парная деталь, часть рамы велосипеда; труба, соединяющая стакан каретки с местом крепления втулки заднего колеса. В конструкцию рамы велосипеда входят два нижних пера, идущих вдоль правой и левой сторон заднего колеса.

Часть рамы велосипеда; труба, соединяющая кареточный стакан с рулевой трубой.

Деталь колеса велосипеда; представляет собой клапан, который открывается для впуска газа в камеру (например, воздуха для накачивания шины), а затем автоматически закрывается и остается герметичным, благодаря давлению в камере и/или пружине, чтобы предотвратить выход газа.

Часть колеса, к наружной части которой прикреплена покрышка чаще с камерой внутри, а ко внутренней — спицы, идущие ко втулке колеса. Может являться частью тормозной системы велосипеда. Ободы колес, предназначенные для использования с ободными тормозами, имеют гладкие параллельные боковые поверхности, к которым прижимаются тормозные колодки для обеспечения торможения. Ободы колес с дисковыми или барабанными (расположенными внутри втулки) тормозами могут не иметь таких поверхностей.

Приспособление, с помощью которого колесо крепится в дропаутах. В современных велосипедах часто используются эксцентрики — оси с зажимным крепежным механизмом, который позволяет быстро снимать и устанавливать колесо.

Запчасти на П-У

Деталь, которую велосипедист толкает ногой, чтобы привести велосипед в движение. Состоит из оси с подшипником, прикрепленной к шатуну, и платформы, на которую ставится стопа ездока. Платформа может быть плоской или иметь специальное крепление к обуви велосипедиста.

Часть трансмиссионной системы велосипеда; деталь, обычно с троссовым приводом, которая перемещает цепь от одной передней звезды к другой, тем самым переключая передачи. В некоторых современных моделях велосипедов используется электронная система переключения передач с электрическими кабелями вместо тросов.

Устройство для остановки или замедления велосипеда, расположенное на вилке велосипеда. Управляется тормозными ручками, установленными на руле. Может быть различной конструкции или отсутствовать в моделях велосипедов с одной передачей, в которых остановка происходит движением ног назад.

Другое название — «планетарная коробка передач». Это втулка заднего колеса велосипеда, внутри которой расположена система переключения передач. Шестерни и механизм изменения передаточного отношения находятся в смазке в закрытой защитной оболочке.

Часть рамы велосипеда; относительно вертикальная труба, идущая от сиденья к кареточному стакану. В подседельную трубу вставляется подседельный штырь с сиденьем.

Штырь (узкая труба), к верхней части которого крепится сиденье, а нижняя часть вставляется в подседельную трубу рамы и используется для регулировки высоты посадки велосипедиста в зависимости от того, как глубоко штырь вставлен в трубу.

Резиновая покрышка в традиционном понимании. Трубчатая шина, размещаемая поверх камеры на ободе колеса. Большинство шин используются с внутренними надувными камерами, но также встречаются бескамерные шины и обода. Может иметь различный рисунок протектора для использования велосипеда в различных условиях.

Основная деталь велосипеда, состоящая из нескольких труб, соединенных в форме многоугольника. Обеспечивает места для крепления колес, руля, сидения и других компонентов, которые составляют велосипед. Может иметь различную геометрию и изготавливаться из различных материалов, в зависимости от назначения велосипеда.

Современная и наиболее распространенная конструкция рамы велосипеда состоит из двух треугольников: основного треугольника (нижняя труба, верхняя труба, рулевая труба, подседельная труба) и двойного заднего треугольника (подседельная труба, пара задних верхних и пара задних нижних перьев). Такая конструкция рамы известна как «алмазная» рама. В расширенный набор или фреймсет (frameset), поставляемый производителями рам, дополнительно могут включаться вилка, рулевая колонка и/или подседельный штырь.

Зубчатый ремень из углепластика/карбона для передачи усилия от передней звезды (или звезд) к задней звезде (или звездам). Используется в качестве альтернативы металлической цепи.

Съемный кожух (оплетка, покрытие), в котором движется трос. Обычно представляет собой композитную конструкцию, состоящую из гладкой или смазанной лубрикантом внутренней оболочки, продольно несжимаемого слоя, такого как спиральная обмотка или пучок проволоки, и защитного наружного покрытия.

Набор элементов, предназначенный для обеспечения вращения вилки в рулевой трубе рамы. Состоит из верхней и нижней чашек, подшипников и нескольких упорных колец.

Другое название — «рулевой стакан». Часть рамы велосипеда, находящаяся на стыке верхней и нижней труб рамы. В рулевую трубу устанавливается рулевая колонка и вилка.

Части рамы велосипеда

Рама — самая главная (и дорогая) часть велосипеда!

Велосипед, по сути и состоит из рамы, на которую крепятся остальные детали. Чаще всего именно на раме указывают и марку велосипеда.

Конструкция рамы отражает стиль катания, для которого предназначен велосипед.

Кроме этого, рамы можно разделить по следующим характеристикам:

Обод колеса велосипеда

При эксплуатации велосипеда большую роль играют обода колес. Любой владелец велосипеда рано или поздно встает перед фактом того, что ему необходимо покупать новые обода. Хороший обод — это хребет колеса. Чем качественней велосипедный обод, тем дольше Вам прослужит колесо и тем реже придется его ремонтировать. Чем хуже обод колеса тем чаше на нем образовывается «восьмерка».

Читайте также  Как выбрать велосипед для мужчины по весу

Покрышки велосипеда

Покрышка велосипеда не такая простая деталь как может показаться на первый взгляд. Покрышка состоит из следующих элементов: бортов, тканевой основы и поверхностного резинового слоя.

Рассмотрим эти элементы внимательнее.

Вилка велосипеда

Вилка велосипеда прикрепляется к раме. На нее устанавливается руль и переднее колесо, основная задача вилки велосипеда — обеспечение руления велосипедом. Раньше все вилки изготавливались из стали и были жесткими, но сейчас на горные велосипеды устанавливают амортизационную вилку которая лучше поглощает вибрацию и обеспечивает более комфортную езду по пересеченной местности. Жесткие вилки ставятся на велосипеды которые предназначены для езды по ровным дорогам, шоссейные, городские и др. Для этого класса велосипедов вилки часто выполняются из карбона, имеют очень лёгкий вес и большую жесткость. Также жесткие вилки ставятся на велосипеды для триала.

Втулки велосипеда

Втулка велосипеда является одной из самых главных деталей! От качества втулки зависит «накатистость» велосипеда, а это главная его характеристика. Существует огромное разнообразие втулок велосипеда, главными их различиями являются назначение, материалы из которых они изготовлены, их устройство. Прочность, вес, размер втулок зависит от того, на каком типе велосипеда они будут использоваться. Также втулки для передних и задних колес отличаются друг от друга, из-за разных нагрузок на них:

Спицы колеса велосипеда

У спиц колеса велосипеда несколько задач:

— Во-первых они соединяют втулки с ободом;

— Во-вторых они должны обеспечивать хорошую жесткость и надежность колеса;

— В третьих, благодаря своей упругости, они создают дополнительную амортизацию и равномерно распределяют нагрузку по всему ободу.

Обычно спиц в колесе горного велосипеда 32 или 36 штук, их количество зависит от назначения колеса и вида спицевого набора. Иногда бывает и меньшее количество спиц. На гибридные и городские велосипеды обычно устанавливают 36 спиц. На тандемах спиц может быть даже до 40 или 48! А на шоссейных велосипедах 32, 28, 24. Снижением количества спиц достигают общее снижение веса велосипеда, в том числе, вращающихся масс колеса, а это очень важно для езды с частыми изменениями скорости движения.

Цепь велосипеда

Изначально на велосипедах цепи не было, поэтому велосипедное колесо было большого размера. После того, как изобрели цепь диаметр колеса уменьшился, соответственно уменьшился и вес велосипеда, езда стала безопасней, А скорость езды больше. Было несколько вариантов привода велосипеда: ременной, шестереночный и цепной. Однако ременной привод может проскальзывать при движении, а шестерёночный много весит. В итоге предпочтение было отдано цепному приводу, у которого не было таких недостатков. Цепь велосипеда имеет высокую прочность, длительный срок эксплуатации и при этом передача осуществляется с наименьшими потерями.

Седло велосипеда

Основное на что нужно обратить внимание при выборе седла велосипеда это комфорт и удобство, подбирайте седло так, чтобы Вы не чувствовали на нем дискомфорт. Седло велосипеда имеют несколько вариантов настройки, их можно настраивать по высоте, наклону, приблизить или отдалить от руля. Однако если не удается настроить седло под себя, тогда лучше его заменить на другую модель. Если седло неправильно отрегулировано или подобрано Вы будите получать меньше удовольствия от катания, быстрее уставать, а в худшем случае могут развиться некоторые заболевания.

Педали велосипеда

По способу катания педали велосипеда можно разделить на следующие виды: прогулочные, универсальные (МТБ), шоссейные, кросскантрийные, даунхилл, акробатика. На все эти виды педалей велосипеда можно установить специальные ремешки, которые крепят ногу к педали, они называются «туклипсы». Благодаря им можно изменить технику педалирования, появляется возможность не только нажимать на педали, но и подтягивать их вверх, при таком способе езды задействуются большее количество мышц и общая усталость наступает позже. Но существует недостаток при использовании туклипсов — дольше происходит снятие ноги с педали.

Тормоза велосипеда

Одна из основных составляющих безопасной и комфортной езды на велосипеде — это исправные тормоза! Существует несколько видов велосипедных тормозов, которые различаются по конструкции. Один из видов, когда тормоз встраивается во втулку (втулка «торпедо») заднего колеса, а торможение осуществляется путем кручения педали в обратную сторону. Хотя пик популярности такого вида тормозов был в восьмидесятых годах, сейчас тоже можно встретить велосипеды такими системами. В настоящее время эти тормоза ставят на городские велосипеды односкоростные или многоскоростные, с «планетарными» (см. рис.) втулками, на складные велосипеды, а также на многие другие односкоростные велосипеды. Плюсы такого тормоза в том, что он защищен от грязи, так как находится внутри корпуса втулки, так же он меньше изнашивается. Минусы состоят в том, что такую тормозную систему можно установить не на все велосипеды, и только на заднее колесо. Еще один минус в том, что при долгом торможении такой тормоз может перегреться и прийти в негодность, а ремонт такой тормозной системы очень сложен.

Руль велосипеда

Руль велосипеда представляет собой механизм, с помощью которого направляют велосипед в нужном направлении (является, своего рода, разновидностью рулевого колеса). Кроме функции руления, руль велосипеда несет часть веса велосипедиста. На руль крепятся велосипедный тормоз, велокомпьютер, звонок, манетки переключателя скоростей, фонарь, катафот, держатель для телефона и так далее.

Существуют разные рули велосипеда по форме и конфигурации, все зависит от стиля катания.

Страница 1 из 3

  • 1
  • 2
  • 3
  • Вперёд
  • В конец

Конструктивные типы велосипедных рам.

Конструктивные типы велосипедных рам.

Среди рам классических велосипедов (серийных велосипедов для взрослых) прежде всего различают открытые и закрытые велосипедные рамы.

Классическая закрытая (мужская) рама состоит из труб, образующих два так называемых треугольника — передний и задний.

Передний треугольник образован подседельной трубой , соединяющей седло и каретку ; нижней трубой , соединяющей каретку с рулевой колонкой (стаканом); и верхней трубой , соединяющей рулевую колонку

с подседельной трубой. Задний треугольник образован двумя парами труб, идущих от подседельной трубы и каретки к месту крепления втулки заднего колеса. Чаще эти пары называют перьями задней вилки . Указанная конструкция обеспечивает наибольшую жёсткость рамы при минимальном её весе.

Открытая (женская) рама . Существуют рамы без верхней трубы или с верхней трубой, идущей рядом с нижней. Этот вариант рамы традиционно называется женским— на такой велосипед можно сесть в юбке, не нарушая приличий, что было немаловажно, например, в викторианской Англии. Тем не менее, рамы такого типа популярны и среди мужчин, так как на них удобнее садиться даже в брюках.

Хотя традиционно закрытый тип рамы называется мужским, ряд производителей выпускают велосипеды, сконструированные специально для женщин, одной из особенностей которых является уменьшенная по сравнению с «мужским» вариантом длина рамы.

Необходимо заметить, что женская рама всегда тяжелее аналогичной по жёсткости и прочности классической, поэтому в шоссейных велосипедах применяется почти исключительно классическая рама.

Складные рамы . Рамы на базе которых собирают складные модели велосипедов. Преобладающими в этом классе являются открытые рамы, требующие одного разъема (или шарнира). Однако, например, самокатные (т. н. велосипедные) части вооруженных сил оснащались складными велосипедами именно на базе закрытой рамы (в силу большей прочности при меньшем весе — многие велосипеды имели специальные ремни для переноски их чере труднопроходимые участки местности, в сложенном за спиной, на манер рюкзаков)

Также в конструкции заднего треугольника рам классических конструкций могут быть предусмотрены шарниры и разъемы для устройства амортизатора.

Размеры велосипедных рам

Хотя геометрия рамы может быть более или менее произвольной, наиболее характерным размером рамы является её рост . Рост рамы измеряется двумя способами— С-С , от оси каретки (педалей) до осевой линии верхней трубы (только для рам классической конструкции); и С-Т , от оси каретки до верхнего среза подседельной трубы. Традиционно, рост рамы (как и почти все размерности) шоссейных велосипедов измеряется в сантиметрах или милиметрах, а рост горных велосипедов— в дюймах.

Читайте также  Классификация shimano для велосипедов

Материалы и технологические особенности

Трубы для изготовления рам могут быть как круглого, так и иного сечения. Наиболее дорогие рамы изготавливают из труб с переменной толщиной стенок и собирают в статически напряжённом состоянии. Баттированными называют трубы с переменной толщиной стенок. Баттирование существено улучшает характеристики рамы. Различают двойное (DB) и тройное (TB) баттирование. При тройном баттировании толщина на концах различна, а при двойном — одинакова. Однако различие между TB и DB рамами невелико. Материалом для изготовления велосипедных рам служат легированные стали (чаще хроммолибденом), различные алюминиевые, титановые и магниевые сплавы, а так же углепластик (карбон).

Легированная сталь используется с 1930-хгг., в настоящее время наиболее широко используются хром-молибденовые стали. Стальные рамы недороги, технологичны в изготовлении (их можно как паять, так и сваривать), обладают хорошими усталостными характеристиками и достаточно жёстки. Немаловажно, что появившиеся по какой-либо причине трещины развиваются постепенно, давая о себе знать скрипом и снижением жёсткости, так что стальная рама редко ломается внезапно.

Титановые сплавы используются в дорогих рамах, как правило, для спортивных велосипедов. Титан не только имеет высокую удельную прочность, позволяя конструировать очень лёгкие рамы (менее 1,4кг для шоссейных велосипедов), но и исключительно коррозионно стоек, что позволяет использовать рамы даже неокрашенными. Вместе с тем, титан— относительно вязкий материал, что создаёт определённые проблемы с обеспечением жёсткости (при достаточной прочности). Однако этот недостаток превращается в достоинство при езде по неровной (твёрдой) дороге: титан прекрасно демпфирует мелкую вибрацию. Другим недостатком титана является его низкая технологичность, что ещё более увеличивает цену такой рамы.

С 1980-хгг. популярность приобретают рамы из свариваемых алюминиевых сплавов . Алюминиевые рамы имеют приблизительно такой же вес, что и титановые, но обладают большей жёсткостью (большей, чем даже стальные). Связано это с тем, что алюминиевые рамы имеют бо́льшие сечения труб и, кроме того, обладают повышенным запасом прочности. Этот запас необходим из-за того, что применяемые сплавы имеют очень плохие усталостные характеристики, непрерывно накапливая усталость и в конце концов разрушаясь даже от незначительных нагрузок. При этом, в отличие от стальных, алюминиевые рамы разрушаются внезапно. Тем не менее, в настоящее время алюминий является наиболее популярным материалом для рам среднего ценового диапазона.

Относительно недавно появились рамы из магниевых сплавов . Такие рамы очень легки и при этом имеют отличные механические свойства. Их главный недостаток— очень низкая коррозионная стойкость. Даже незначительная царапина краски может привести к быстрой коррозии и разрушению рамы. Поэтому магниевые рамы требуют особенно тщательного ухода. Кроме того, магний, как и алюминий, имеет плохие усталостные характеристики.

Углепластик , или карбон , обладает исключительной прочностью, но при этом хрупок, дорог и труднотехнологичен. В качестве компромисса, иногда изготавливаются «гибридные» рамы, с отдельными элементами из углепластика и основой из титана или алюминиевых спл авов. Полностью углепластиковые рамы могут быть как классической конструкции, так и монококовой.

Геометрией рамы называют общепринятую совокупность длин всех труб и углов между ними. От геометрии рамы зависит принадлежность велосипеда к той или иной категории.

  • A — длина верхней трубы переднего треугольника;
  • B — длина верхней трубы переднего треугольника;
  • C — длина верхнего пера заднего треугольника;
  • D — высота рулевого стакана;
  • E — длина нижнего пера заднего треугольника;
  • F — длина нижней трубы переднего треугольника;
  • G — рост рамы;
  • H — рост рамы;
  • K — рост рамы;
  • L — угол наклона подседельной трубы;
  • M — угол наклона рулевого стакана.

Параметры A и B показывают, как различные производители измеряют длину верхней трубы переднего треугольника.

Параметры G , H и K показывают, как различные производители измеряют рост рамы. Некоторые производители, чаще всего итальянские, считают ростом рамы расстояние от центра оси каретки до центра места соединения подседельной и верхней трубы переднего треугольника (параметр K ).

Оптимальная ростовка рамы зависит от роста человека, люди с маленьким ростом нуждаются в более маленьких рамах. Размер колеса велосипеда (26″ или 28″ обод) не может служить параметром определения размера рамы. Велосипед с 28″ колесами и маленькой рамой, может быть меньше чем велосипед с 26″ колесами и большой рамой. Рост рамы можно определить приблизительно по таблице. Также рост рамы определяется произведением внутренней длины ноги (расстояние от промежности до пятки) и коэффициента 0.59. Ростовка рамы может указываться как в сантиметрах, так и в дюймах.

Количество просмотров: 12247

Рама велосипеда и ее параметры

Что собой представляют велосипеды? Сегодня это довольно сложные системы, включающие разнообразные узлы и детали. Важнейшей частью, безусловно, является рама велосипеда, объединяющая все компоненты в единое целое.

Конструкция рам

Стандартные рамы состоят из таких элементов, как: рулевые и кареточные стаканы, верхние, нижние и подседельные трубы, а также верхние и нижние перья.

Рулевой стакан — соответствующая определённому стандарту часть рамы в форме короткой трубы, имеющей внутренние фаски и резьбу (или без неё) для монтажа рулевой колонки.

Кареточный стакан используется для размещения в нём подшипникового узла — кареток открытого либо закрытого (картриджного) типа.

Штырь велосипедного седла помещается в раму при помощи подседельной трубы, а специальный зажим (болтовой или эксцентриковый) позволяет велосипедистам легко регулировать высоту седла для комфортной езды.

Рулевой стакан соединяется с кареточным стаканом при помощи нижней трубы. Она подвергается основным знакопеременным нагрузкам. Львиную долю нагрузок с неё снимает верхняя труба, расположенная между подседельной трубой и рулевым стаканом. Обе трубы могут иметь разнообразную форму и сечение. Все эти элементы в совокупности создают передний треугольник.

Задний треугольник рамы формируется из подседельной трубы, а также верхних и нижних перьев. Последние оборудованы дропаутами — разновидностями кронштейнов для крепления задних колёс.

Сложная система задней подвески большой группы современных рам отличает их от классических конструкций отсоединяемым задним треугольником и узлом крепления амортизатора.

Разновидности рам

В зависимости от особенностей пространственной конструкции велосипедов рамы бывают закрытыми, открытыми, складными и детскими.

Наличие переднего и заднего треугольников — главное отличие закрытых рам, которые встречаются наиболее часто. Их конструкция имеет максимальную жёсткость в любом сечении.

Близкое расположение нижней и верхней труб, либо же отсутствие последней характерно для открытых (женских) рам. Именно такая конструкция позволяет девушкам ездить на любимом транспорте в любой одежде.

Складные рамы — это, как правило, открытые конструкции, оборудованы мощным шарниром. Они решают проблему хранения велосипедов в квартирах и их транспортировку, однако в таком случае немного страдает прочность.

Рамы в велосипедах для детей максимально упрощены, так как им не приходится выдерживать большие нагрузки.

Используемые материалы

Для производства велосипедных рам используют, в основном, три материала: легированные (молибденом и хромом) стали, спецсплавы на основе алюминия или титана, а также углеродистые волокна (карбон).

Долгое время наиболее распространёнными были дешёвые модели из обычной углеродистой стали, но более современные рамы изготавливают уже из хромомолибденовых сталей. Они легче своих предшественников, долговечны и ремонтопригодны, но обладают серьезным недостатком в виде относительно большого веса.

Еще одним довольно распространённым сегодня материалом для сварки рам являются разнообразные алюминиевые сплавы. Конструкции из алюминия лёгкие, жёсткие и не поддаются коррозии, но в то же время имеют высокую цену, склонность к накапливанию усталостных напряжений и сложны в ремонте.

Исключительно из-за дороговизны лёгкие и прочные титановые сплавы для изготовления рам массово не используются.

Прочные, имеющие небольшой вес, но очень дорогие рамы из карбона чаще всего используют в профессиональном велоспорте. Высокая стоимость карбона привела к появлению «гибридных» велосипедных рам, включающих элементы из углепластика, алюминиевых и других сплавов.

В заключение можно сказать, что каждая рама определяет основные параметры байка, возможность его использования для комфортной езды на большие расстояния по качественным и не очень дорогам. Её размеры и применяемые материалы существенно влияют на вес, эффективность управления, стиль езды, а также стоимость велосипеда.