Безопасное вождение велосипеда

Велосипед – основные правила безопасности

С установлением теплых и солнечных дней увеличивается количество детей, подростков и взрослых, использующих двухколесные транспортные средства для передвижения и катания на улицах, дорогах, парках города Москвы. К сожалению, статистика свидетельствует о ежегодном травмировании детей при езде на велосипедах. Чтобы избежать этого, необходимо велосипедисту не только знать правила дорожного движения и правила использования велосипеда, но и выполнять эти правила. В общепринятых правилах дорожного движения есть раздел, посвященный езде на велосипеде. Итак, необходимо запомнить, что детям до 14 лет ездить на велосипеде по дорогам и улицам запрещено! Почти все это знают, но не все это правило выполняют. Есть еще одно правило, которым многие пренебрегают – езда на велосипеде внутри дворов, там, где разрешено движение автомобилей. Необходимо помнить, что тем, кому не исполнилось 14 лет можно ездить на велосипеде по специальным велосипедным дорожкам и закрытым для транспортных средств площадкам.

Велосипед — транспортное средство, следовательно, к нему относятся пункты правил дорожного движения, относящиеся к транспортным средствам. Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или велопешеходной дорожке. К пешеходам приравниваются лица, ведущие велосипед. Водитель велосипеда не является пешеходом во время движения. Все велосипедисты должны знать правила дорожного движения для транспортных средств и пешеходов. Большая часть правил дорожного движения распространяется на велосипедистов, особенно раздел № 24 «Правил дорожного движения».

Основные правила для тех, кто пользуется велосипедом.

1.Техническое состояние велосипеда

Водитель транспортного средства обязан:

— перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации» и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;

— запрещено движение велосипеда, у которого есть неисправности рабочей тормозной системы или рулевого управления.

2.Сигналы поворота

— перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой;

— при выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения;

— сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука, либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх, опущенная вниз левая рука означает остановку;

— сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх;

— сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой;

— водитель велосипеда должен подавать сигналы поворота перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой. Поскольку световыми указателями поворота велосипеды не оборудуются, сигналы необходимо подавать рукой.

При использовании этого правила может показаться, что выполнение данного маневра может вызвать затруднения или проблемы, однако на практике это не так. Достаточно лишь немного потренироваться на ровной поверхности.

Обратите внимание, что во время подачи сигнала поворота нельзя, во-первых, нажимать на ручку тормоза, во-вторых, въезжать в ямы. И то и другое может привести к падению.

В процессе езды на велосипеде важно научиться ездить медленно. Не стоит удивляться, именно — медленно. Ведь в нашем городе не всегда удаётся ездить быстро. Да и за городом, на пересечённой местности или в лесу также необходимо ездить не спеша. И еще надо знать, что удерживать равновесие на велосипеде тем труднее, чем медленнее ты едешь.

Основные рекомендации по правилам безопасности при езде на велосипеде

1. Всегда надевайте шлем при езде на велосипеде. Использование шлема защитит Вас от травм головы. Шлем должен соответствовать стандартам безопасности и быть удобным.

2. Рекомендуется надевать защитные очки и специальную велоодежду.

3. Никогда не слушайте плеер или радиоприёмник через наушники во время езды. Это отвлекает вас от происходящего на дороге, что может быть очень опасно.

4. Участник движения, управляющий транспортным средством, обязан выполнять все требования правил дорожного движения, подчиняться сигналам светофоров, требованиям дорожной разметки, дорожных знаков. 5.Всегда контролируйте скорость движения. Скорость движения должна зависеть от состояния дороги и опыта велосипедиста.

6. Правильно подавайте сигналы рукой при повороте, торможении и остановке.

7. Держитесь правой стороны дороги, никогда не пользуйтесь полосой встречного движения.

8. Не катайтесь вдвоём на велосипеде (геометрия рамы которого и компоненты не предназначены для удвоенной нагрузки).

9. Всегда внимательно следите за дорогой: рытвины, решётки водостока, мягкие и глубокие обочины могут стать причиной аварий и, как следствие, травм. Преодолевать железнодорожное полотно или решётки водостока нужно осторожно, направляя велосипед под углом 90°.

10. На автодорогах нужно быть особенно внимательным. Нельзя забывать о том, что велосипедисты менее заметны на дороге, чем автомобили и мотоциклисты. Использование габаритных сигналов, звонков и велоодежды со специальными отражающими полосками снизит возможность опасных ситуаций на дороге.

11. Всегда соблюдайте необходимую для остановки дистанцию до подвижного или неподвижного объекта.

12. Не следует ездить, не придерживая руль руками. Лучше использовать грипсы (ручки на руле), которые помогут предотвратить потерю управления велосипедом даже при малейших неровностях дорог.

13. Следует избегать использования предметов, свободно свисающих с руля, т.к. они могут попасть в спицы или спровоцировать непрогнозируемый поворот руля.

14. Несколько велосипедистов должны двигаться в колонну по одному.

15. Не следует ездить на велосипеде после приема медикаментов, нарушающих координацию движений или влияющих на скорость реакции.

16. Категорически запрещается цепляться за любое проезжающее мимо транспортное средство — это очень опасно!

17. Не стоит демонстрировать другим свою «ловкость» и ездить на велосипеде, держась за руль одной рукой или совсем «без рук».

18. Будьте предельно внимательны, так как не все участники дорожного движения обладают большим опытом и хорошо знают правила движения велосипедов.

Авторы – составители: Субботна Т.В., Зубков В.Г.

Общие правила безопасности при езде на велосипеде

2. Рекомендуется надевать защитные очки и специальную велоодежду.

3. Никогда не слушайте плеер или радиоприёмник через наушники во время езды. Это отвлекает вас от происходящего на дороге, что может быть очень опасно.

4. Так как Вы являетесь участником движения, управляющим транспортным средством, выполняйте все требования правил дорожного движения, подчиняйтесь сигналам светофоров, требованиям дорожной разметки, дорожных знаков; ездите только в разрешенном направлении по улицам (дорогам) с односторонним движением и т.д.

5. Всегда контролируйте вашу скорость движения. Скорость движения должна зависеть от состояния дороги и опыта велосипедиста.

6. Правильно подавайте сигналы рукой при повороте, торможении и остановке. Вытянутая налево левая рука означает поворот налево, согнутая в локте вверх левая рука означает поворот направо, опущенная вниз левая рука означает остановку.

7. Держитесь правой стороны дороги, никогда не пользуйтесь полосой встречного движения.

8. Не катайтесь вдвоём на велосипеде, геометрия рамы которого и компоненты не предназначены для удвоенной нагрузки.

9. Всегда внимательно следите за дорогой: рытвины, решётки водостока, мягкие и глубокие обочины могут стать причиной аварий и, как следствие, травм. Преодолевать железнодорожное полотно или решётки водостока нужно осторожно, направляя велосипед под углом 90°. Если нет уверенности в состоянии дороги, лучше преодолейте препятствие или такой участок дороги, спешившись.

10. На автодорогах нужно быть особенно внимательным. Нельзя забывать о том, что велосипедисты менее заметны на дороге, чем автомобили и мотоциклисты. Использование габаритных сигналов, звонков и велоодежды со специальными отражающими полосками снизит возможность опасных ситуаций на дороге. Необходимо также научиться останавливать велосипед в любой момент.

11. Всегда соблюдайте необходимую для остановки дистанцию до подвижного или неподвижного объекта. Соотносите необходимый тормозной путь и усилия торможения с состоянием дороги.

12. Не следует ездить, не придерживая руль руками. Лучше использовать грипсы (ручки на руле), которые помогут предотвратить потерю управления велосипедом даже при малейших неровностях дорог.

13. Следует избегать использования предметов, свободно свисающих с руля. Они могут попасть в спицы или спровоцировать непрогнозируемый поворот руля.

14. Несколько велосипедистов должны двигаться в колонну по одному.

15. Не следует ездить на велосипеде после приема медикаментов, нарушающих координацию движений или влияющих на скорость реакции.

16. Даже соблюдая правила движения, будьте предельно внимательны, так как не все участники дорожного движения обладают большим опытом и хорошо знают правила движения велосипедов.

Езда в дождливую (влажную) погоду

Старайтесь избегать езды под дождем, а так же частичного или полного погружения велосипеда в воду. Влага может сильно сократить ресурс, срок службы компонентов Вашего велосипеда или даже полностью вывести их из строя. В дождливую (влажную) погоду тормоза работают с меньшей эффективностью, чем в сухую, поэтому Вы должны принять во внимание увеличение тормозного пути. Нужно помнить, что в условиях мокрой погоды снижается видимость и сцепление с дорогой. При поворотах на скользких поверхностях нужно снижать скорость.

Берегите подшипники от попадания в них влаги! Попадание в них влаги приводит к появлению в них ржавчины и выводит подшипники из строя. При попадании влаги в подшипники немедленно обратитесь в веломастерскую.

Езда в темноте и ночью

Езда ночью или в других условиях ограниченной видимости очень опасна! Ваш велосипед укомплектован световозвращателями. Световозвращатели должны быть чистыми и правильно установленными. Помните, что световозвращатели не помогут Вам лучше видеть или быть увиденными в полной темноте. Ночью используйте светящиеся переднюю фару и задний фонарь. Для того чтобы сделать себя более видимым ночью, надевайте яркую одежду со светоотражающими полосками.

Читайте также  Велосипед спутник хвз характеристики

Как любое механическое устройство, каждый велосипед и деталь, установленная на него, имеет ограниченный срок эксплуатации, зависящий от условий эксплуатации и нагрузок. Кроме того, это зависит от конструкции, применяемых материалов и от периодичности обслуживания.

Ваш велосипед не предназначен для прыжков, выполнения трюков, спусков с крутых гор или любых других экстремальных способов катания. Поломки, вызванные неправильной эксплуатацией велосипеда, влекут за собой снятие велосипеда с гарантии.

Падения приводят к повышенным нагрузкам на велосипед и его компоненты. Рамы или компоненты под воздействием высоких нагрузок могут приобрести преждевременную усталость, которая вызовет их непредсказуемое разрушение. Такая поломка может привести к потере управления и, как следствие, серьёзным травмам или даже летальным исходам.

Регулярно проверяйте весь велосипед на предмет обнаружения следов нагрузок. Потёртости, трещины, вмятины, деформации или отслоение краски являются признаками усталости, вызванной нагрузками. Несмотря на то, что более лёгкие рамы и компоненты иногда могут иметь более долгий срок службы, чем тяжёлые, нужно помнить, что такие велосипеды и компоненты требуют более тщательных и частых проверок.

Правила безопасности

41 правило безопасности при езде на велосипеде

Эти правила-советы написаны на основании практического опыта. Соблюдение их не гарантирует полной безопасности на дороге, но сводит риск к минимуму.

Состояние и экипировка велосипеда

  • Подбирайте велосипед под себя – под свой рост и вес. Важно, чтобы ехать на велосипеде вам было удобно.
  • Ваш велосипед должен быть оборудован световыми приборами – световозвращающими катафотами (впереди, сзади, на колёсах) или велофонарями, они должны быть чистыми и правильно настроенными. Благодаря им вы будет заметны всем участникам движения, особенно в темное время суток.
  • Каждый велосипед и деталь, установленная на него, имеют ограниченный срок эксплуатации. Регулярно проверяйте все детали вашего велосипеда на предмет обнаружения трещин, вмятин, деформации и т.д. – это позволит вам застраховать себя от неожиданного выхода из строя вашего велосипеда.

    Подготовка и состояние велосипедиста

  • Внимательно изучите инструкцию по эксплуатации вашего велосипеда – чем лучше вы знаете, как устроен и как работает ваш велосипед, тем проще вам будет эксплуатировать его.
  • Не ездите на велосипеде после приема медикаментов, нарушающих координацию движений или влияющих на скорость реакции, а также в состоянии переутомления, опьянения.

  • Надевайте яркую одежду со светоотражающими полосками – это сделает вас более заметным на дороге для всех участников движения.
  • Надевайте облегающую одежду для того, чтобы ничего не попадало во вращающиеся части велосипеда и чтобы вы не зацепились за внешние препятствия.
  • Выбирайте обувь с твердой подошвой и грубым протектором, чтобы не скользить по педалям. Никогда не ездите босиком или в сандалиях.
  • Ездите в шлеме. Шлем защитит вас от травм головы при падениях. Шлем должен соответствовать стандартам безопасности и быть удобным.
  • Надевайте защитные очки – они будут беречь глаза от попадания грязи и насекомых. Используйте специальные велосипедные очки, так как обычные стеклянные очки при попадании камней могут разбиться и повредить глаза.

    Подготовка к поездке на велосипеде

  • Знайте и соблюдайте правила дорожного движения. Это снизит риск попадания в ДТП и избавит вас от конфликтов с водителями автомобилей.
  • Потренируйте где-нибудь на просторной площадке экстренное торможение – без блокировки колес и потери управляемости.
  • Всегда берите с собой деньги, аптечку, ремкомплект для велосипеда, мобильный телефон – все это может пригодиться вам в форс-мажорной ситуации.
  • Перед выездом из дома обязательно проверьте исправность тормозов велосипеда.
  • Избегайте использования предметов, свободно свисающих с руля. Они могут попасть в спицы или спровоцировать непрогнозируемый поворот руля.
  • Все части вашего велосипеда должны быть в исправности, чисты и хорошо смазаны.

  • Не катайтесь в наушниках. Вы должны слышать все, что происходит вокруг.
  • Внимательно следите за дорогой: не опускайте голову и не «уходите в себя».
  • При движении крепко держите руль. Помните, что любая неровность дороги может резко дернуть руль в сторону, и он может выскочить из рук. В движении не убирайте с руля велосипеда обе руки одновременно.
  • Держите пальцы на тормозах, чтобы при возникновении малейшей сложной ситуации суметь быстро затормозить.
  • Не разговаривайте по телефону во время езды, даже если у вас гарнитура hands-free. Для разговора лучше остановитесь. Во время даже короткой стоянки отойдите вместе с велосипедом в сторону, чтобы не мешать другим участникам движения.
  • Всегда контролируйте вашу скорость движения. Сопоставляйте ее с состоянием дороги и возможным поведением других участников движения.
  • Не перевозите пассажиров, особенно если они закрывают вам обзор. Присутствие на велосипеде второго лица может помешать вам поддерживать равновесие. Перевозите детей только с использованием специального детского сидения и только в случае, если ваш велосипед рассчитан на это.
  • Избегайте езды в сырую погоду – в это время тормоза работают с меньшей эффективностью, поэтому принимайте во внимание увеличение тормозного пути. Помните, что в условиях мокрой погоды снижается видимость и сцепление с дорогой – при поворотах снижайте скорость.
  • Если ваш велосипед не предназначен для прыжков, выполнения трюков, спусков с крутых гор или любых других экстремальных способов катания, не рискуйте. Эксплуатируйте ваш велосипед правильно.

    Движение по дорогам

  • Если есть возможность, пользуйтесь специальными велодорожками.
  • Подчиняйтесь сигналам светофоров, требованиям дорожной разметки, дорожных знаков. Ездите только в разрешенном направлении по улицам (дорогам) с односторонним движением.
  • Притормаживайте перед перекрестками, не выскакивайте на перекресток из-за машин, как только загорелся зелёный свет, так как есть риск столкнуться с машиной, доезжающей на желтый свет.
  • Держитесь подальше от автотранспорта, будьте готовы к его неожиданным маневрам на дороге: поворотам, торможениям, подрезаниям.
  • При объезде припаркованных машин старайтесь держать дистанцию с запасом на полностью открытую дверь.
  • Всегда внимательно следите за дорогой: рытвины, решётки водостока, мягкие и глубокие обочины могут стать причиной аварий и, как следствие, травм. Преодолевать железнодорожное полотно или решетки водостока нужно осторожно, направляя велосипед под углом 90°.
  • Перед препятствиями на дороге сбрасывайте скорость и притормаживайте заранее, не оставляйте это на последний момент.
  • Если вам надо объехать препятствие на дороге, то не забывайте сначала обернуться и посмотреть, не обгоняет ли вас сзади автомобиль (или другой велосипедист). Если у вас нет уверенности в состоянии дороги, лучше преодолейте препятствие или такой участок дороги спешившись.
  • Не ездите на велосипеде по автомагистралям с интенсивным движением автомобилей. Если вы едете по автодороге, будьте особенно внимательны, передвигайтесь как можно ближе к правому краю проезжей части либо по обочине, никогда не пользуйтесь полосой встречного движения.
  • Несколько велосипедистов должны двигаться в колонну по одному. Без крайней необходимости не обгоняйте велосипедиста справа.
  • Соблюдайте необходимую для остановки дистанцию до подвижного или неподвижного объекта во избежание столкновения с ним. Принимайте во внимание состояние дороги и вероятность того, что подвижный объект может экстренно затормозить.
  • Если вы едете по тротуарам и пешеходным дорожкам, двигайтесь осторожно – это территория пешеходов.
  • При движении по дорогам следует заблаговременно показывать руками специальные знаки для других участников движения. Так вы предупредит других участников движения о том, что вы собираетесь делать:
    • поворот направо (или перестройка в правый ряд) – вытянутая в сторону правая рука
    • поворот налево (или перестройка в левый ряд) – вытянутая в сторону левая рука
    • остановка – поднятая вверх левая или правая рука
    • опасность (яма, разбитое стекло, лужа) слева – опущенная вниз левая рука
    • опасность справа – опущенная вниз правая рука
  • Даже если вы уверены в своей правоте (например, при движении по главной дороге), уступайте дорогу – не все участники могут знать правила дорожного движения так же хорошо как вы.
  • Будьте готовы ко встрече с пешеходами, переходящими дорогу в неположенных местах, детьми, выбегающими на дорогу, к ямам и выбоинам, кирпичам и палкам, стеклам и масляным пятнам – ко всему, что может создать опасность для вашего движения.
  • Избегайте скоплений людей: после футбольных матчей, праздников, концертов, рынков и т.п. Толпа – это практически гарантированные неприятности.
  • Как безопасно и комфортно ездить на велосипеде по городу?

    Чтобы безопасно и комфортно ездить на велосипеде, нужно знать и соблюдать ПДД, быть внимательным на дороге и следовать нескольким рекомендациям, которые сделают ваше передвижение удобным и приятным. Сохраняйте инфографику, делитесь с друзьями и рассказывайте в соцсетях о том, как вы водите велосипед!

    Где можно ездить?

    Велосипед — транспорт, значит велосипедист управляет транспортным средством и должен соблюдать ПДД.

    Тротуар vs проезжая часть
    В первую очередь, возникает вопрос, где должен перемещаться велосипедист — по проезжей части или по тротуару?
    ПДД четко устанавливают зону движения велосипедистов — велодорожка или велополоса. Но велосипедная инфраструктура в большинстве российских городов либо находится в зачаточном состоянии, либо ее совсем нет. Тогда правилами предусмотрен ряд альтернатив:

    • Правый край проезжей части (если нет велодорожки или велополосы)
    • Обочина (если невозможно движение по правому краю)
    • Тротуар (если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, либо отсутствует возможность двигаться по ним, по правому краю проезжей части или обочине)

    Главное условие безопасного движения в городе — взаимное уважение всех участников дорожного движения. При движении по тротуару важно помнить, что это пешеходная зона, и ездить аккуратно.

    Выделенные полосы
    С 2015 года движение стало возможным по выделенным полосам. Но это не велополосы — они небезопасны, и важно быть внимательными.

    Пешеходные переходы
    По правилам на пешеходных переходах нужно спешиваться. Из опыта зарубежных стран по регулируемому переходу (со светофором) ехать на велосипеде вполне безопасно, главное — не создавать препятствий для пешеходов. Нерегулируемый переход — опасная зона, на нем нужно спешиваться.

    Читайте также  Устройство руля велосипеда

    Движение с ребенком
    Велосипед — транспорт для всей семьи. Маленького ребенка удобно перевозить в специальном кресле. В этом случае можно передвигаться по тротуару. Если ребенок едет самостоятельно, то до 14 лет ему нельзя выезжать на проезжую часть.

    Движение прямо на перекрестках
    По правилам, если вы едете прямо, а автомобиль поворачивает направо, водитель обязан вас пропустить. Но не все внимательны к велосипедистам, поэтому будьте сконцентрированы на перекрестках — притормозите и убедитесь, что вас пропускают вперед.

    Поворот налево запрещен
    Если вам нужно повернуть налево, используйте пешеходные переходы. Спешивайтесь и переходите вместе с пешеходами на нужную сторону улицы и продолжайте движение.

    Экипировка

    Другой важный фактор безопасного движения — экипировка. Необходимость надевать шлем — распространенное заблуждение: это не прописано в ПДД. Горожане свободны сами выбирать, как им комфортнее передвигаться.
    Фары же обязательно должны быть на велосипеде, и их нужно включать в темное время суток, в условиях недостаточной видимости и в тоннелях.

    Сигналы

    Велосипедисты должны предупреждать о своих маневрах с помощью жестов.

    Лайфхаки для комфортных поездок

    От использования велосипеда в качестве транспорта горожан отталкивают не только страх, но и возможный дискомфорт при передвижении.

    Дверинг

    Одна из самых распространенных опасностей для велосипедистов — двери автомобилей. Водители бывают невнимательны и открывают дверь, не убедившись в том, то это не создает помех для других участников движения. Так велосипедист врезается в дверь на полном ходу. Поэтому держите дистанцию от припаркованных или временно остановившихся автомобилей.

    Интермодальные поездки

    Другой барьер — большие расстояния. Если вы далеко живете от работы, велосипед можно использовать в интермодальных поездках (то есть в сочетании с другими видами транспорта). Но помните, что в метро вы сможете спустить лишь детский и складной велосипед в сложенном виде, обычный велосипед придется оставить у станции. На наземном транспорте таких ограничений нет, но лучше избегать часов пик. Провоз велосипеда на наземном транспорте и складного велосипеда в метро бесплатный. Велосипеды также можно провозить в пригородных электричках, но платно.
    В интермодальных поездках удобно использовать велошеринг — не нужно оставлять велосипед у станции или переживать по поводу его перевозки.

    Безопасность велосипеда

    Сохранность велосипеда на парковке обеспечивается за счет качественного велозамка — приобретите такой, и вы сможете спокойно оставлять велосипед в городе. Вероятность того, что вы вернетесь к раме (кто-то снимет колеса и сидение), невелика, особенно если парковать велосипед на долгое время в людных местах.

    Дискомфорт в пути

    Среди горожан распространено заблуждение, что велосипед — только для спортсменов. Это неправда. Если вы считаете себя недостаточно подготовленным физически, начинайте ездить на небольшие расстояния, это войдет в привычку и вы сможете увеличить дистанцию.
    Начинающие регулярно ездить на велосипеде переживают из-за дресс-кода и отсутствия душа на работе. Передвигайтесь в комфортном темпе — душ вам не понадобится. В дождливую погоду лучше прикрепить на велосипед крылья — они спасут вашу спину от грязи.
    Если вы боитесь поломки в пути, узнайте, где расположены ближайшие к вашему маршруту пункты ремонта. Постепенно вы сами освоите базовые навыки ремонта велосипеда.
    Попробуйте использовать велосипед в качестве транспорта — в этом нет ничего сложного: внимательность на дороге и соблюдение правил и рекомендаций помогут вам чувствовать себя уверенно и комфортно в пути.

    Правила безопасности на велосипеде

    Перед тем, как выйти из дома на велопрогулку, имеет смысл убедиться, что вы сможете соблюдать все правила безопасности на велосипеде: что вы должным образом экипированы, помните порядок движения на дорогах и готовы будете предпринять необходимые действия при управлении велосипедом в экстремальной ситуации. Не лишним будет убедиться, что ваш велосипед находится в исправности и никакие его детали не нуждаются в ремонте.

    Требования к безопасности при езде на велосипеде можно разбить на несколько групп, к которым относятся: общие правила безопасности, требования к внешнему виду велосипедиста, правила движения по дорогам и техника управления велосипедом.

    Общие правила

    Поскольку, управляя велосипедом, вы являетесь полноценным участником дорожного движения, вам следует помнить и соблюдать правила дорожного движения – принимая во внимание не только правила для велосипедистов, но и для всех водителей. Т.к. вы находитесь за рулем транспортного средства – не следует приступать к езде, если вы плохо себя чувствуете, устали или болеете, или находитесь под действием алкоголя или препаратов, влияющих на реакцию и снижающих концентрацию внимания. Также следует помнить о том, что не все водители на дорогах всегда четко соблюдают правила – поэтому нужно помнить о постоянной бдительности и внимании.

    Внешний вид

    Очень желательными для велосипедиста являются следующие предметы экипировки:

    • Велосипедный шлем – он должен быть достаточно удобным и подходящим вам по размеру, чтобы защитить вашу голову от травм и ушибов, и в то же время качественным;
    • Очки – уберегут от песка, ветра, пыли. Изготовлены из пластика, т.к. стекло может разбиться и травмировать глаза. Должны плотно прилегать к лицу, но не давить, а также обеспечивать достаточный обзор;
    • Велокостюм или простая свободная одежда – одежда не должна сковывать ваших движений, а специальные велокостюмы обеспечат вам лучшую аэродинамику и помогут меньше уставать;
    • Светоотражающие элементы – обязательное требование, если вы ездите в темное время суток или в сумерки.

    При езде на велосипеде не надевайте наушники, чтобы послушать музыку — это отвлекает ваше внимание и может быть крайне опасно.

    Движение

    Во время движения не забывайте о следующих правилах:

    • Контролируйте скорость движения и рассчитывайте свои способности и окружающую обстановку, чтобы не стать причиной ДТП;
    • Используйте свободную руку, чтобы сообщить другим участником движения о вашем намерении совершить поворот или остановку;
    • Согласно правилам, двигайтесь по правой стороне дороги, по возможности ближе к краю, никогда не выезжайте на встречную полосу;
    • При езде с друзьями двигайтесь в колонне один за другим;
    • Следите за состоянием дороги, не рискуйте наезжать на ямы, решетки или неровности на дороге, лучше обогните их или перейдите пешком.

    Управление

    При вождении велосипеда нужно обязательно держаться обеими руками за руль (за исключением случаев, когда вы сигнализируете о повороте или остановке). Не вешайте на него посторонних предметов, которые могут попасть в колесо и стать причиной аварии.

    Если вы едете под дождем – учтите, что покрытие дороги более скользкое, и соответственно выбирайте скорость. Не заезжайте в лужи, они могут оказаться глубже, чем вы думали. Тормозите всегда заранее, даже на сухой дороге, и всегда соблюдайте дистанцию до других транспортных средств при движении.

    Пользуйтесь габаритными огнями, звонком, передним и задним фонарями и специальной одеждой, чтобы быть заметным на дороге издалека и позволить водителям и пешеходам оценить ситуацию.

    Требования к безопасности при езде на велосипеде легко запомнить, достаточно лишь повторить их несколько раз и быть всегда бдительным на дороге. Соблюдая эти несложные правила, вы сможете оградить себя и других людей от аварий и неприятных ситуаций, и тогда велопрогулки будут приносить вам только приятные воспоминания и положительные эмоции.

    ликбез от дилетанта estimata

    Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

    четверг, 23 января 2020 г.

    Безопасная езда на велосипеде в городе

    Безопасность велосипедиста на городских улицах

    На улицах с интенсивным автомобильным движением важно сделать себя заметным для водителей автомобилей. Важно, чтобы велосипед был оснащен световыми сигналами (даже при езде днем), и зеркалом заднего вида. Да и громкий звуковой сигнал не помешает. Обычный велозвоночек в автомобиле могут и не услышать.

    Ваша одежда должна иметь яркий, броский цвет, иметь светоотражающие полосы. Если вы не можете себе позволить приобрести дорогую велоодежду, то сходите в магазин рабочей одежды, и купите сигнальный жилет оранжевого или ярко-зеленого цвета. Стоят такие жилеты недорого, зато вы заметите, что количество вежливых водителей вокруг вас сразу увеличится.

    Хорошим вариантом является полностью одевать защитную экипировку. Или, хотя бы, надевать шлем.

    Самое главное правило при езде на городских улицах — ехать надо уверенно и предсказуемо. Т.е. все ваши намерения должны быть понятны для всех остальных участников движения. И, естественно, надо хорошо знать ПДД.

    Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

    по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях:
    — отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
    — велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

    24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
    24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

    Сигналы поворота и торможения

    Согласно ПДД, при движении по проезжей части водитель любого транспортного средства, и в частности, велосипеда, обязан подавать сигналы поворота и торможения.

    Читайте также  Туго переключаются скорости на велосипеде

    Согласна пункта 8.2. ПДД

    Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.

    Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

    Рука, согнутая в локте, велосипедисты обычно не используют: он предназначен для водителей автомобилей, у которых оказались неисправны указатели поворотов.

    Особенно прошу обратить снимание, что сигнал торможения тоже надо подавать заблаговременно, за пару секунд до начала самого торможения (одновременно тормозить и подавать сигнал достаточно затруднительно). Сигнал торможения на практике подается только если прямо за вами едет автомобиль, или другой велосипедист, и для него ваше торможение может оказаться неожиданным.

    Сигналы поворота и торможения нужно подавать четко и ясно — представьте себе, что вы, собираясь повернуть налево, вяло махнете рукой, а водитель едущего за вами автомобиля этот взмах рукой истолкует неправильно, и начнет вас обгонять.

    По каким улицам не рекомендуется ездить на велосипеде

    Не получится спокойно проехать на велосипеде и по обочине такой дороги: представьте себе, что на обочине из-за неисправности остановился автомобиль, и вам необходимо его объехать. Вы не всегда сможете объехать его справа — автомобиль может стоять вплотную к ограждению. А выехать с обочины в правый ряд и объехать препятствие слева небезопасно.

    Вторая проблема для велосипедиста, едущего по магистральной улице — перекрестки, точнее, их отсутствие. Перекрестки на таких улицах не оборудуются светофорами, вместо них сооружаются многоуровневые транспортные развязки. Зачастую развязки спроектированы так, что примыкающая дорога вливается в основную справа. То есть вы можете ехать на велосипеде по крайнему правому ряду, а через несколько десятков метров окажетесь уже не в правом, а в третьем ряду. Дальше вы не сможете ехать безопасно: справа от вас со скоростью 70-80 км/ч проносятся автомобили, водители которых меньше всего ожидают встретить прямо перед собой велосипедиста.

    Чего нельзя делать при езде на велосипеде по автомобильной дороге

    24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.
    Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.
    Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.

    24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

    • управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
    • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
    • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
    • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
    • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
    • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
    • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

    24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

    Особенно хочу объяснить почему запрещается ехать на велосипеде, не держась за руль хотя бы одной рукой. Потому что при этом вы едете без тормозов: тормозные рукоятки на велосипедах находятся на руле, а возможностей ножного тормоза (даже если он есть на вашем велосипеде) может не хватить для экстренного торможения. Кроме того, любая, самая незначительная неровность на дороге может привести к тому, что вы вильнете в сторону, под колеса обгоняющего вас автомобиля.

    А теперь несколько других полезных соеветов

    • Нельзя близко приближаться к автомобилю в движении, хотя такой соблазн существует — за движущимся автомобилем образуется воздушный поток, в котором можно ехать несколько быстрее. Опасность такой езды заключается в том, что дистанция между вами и автомобилем впереди получается недостаточной. Если водитель неожиданно применит экстренное торможение, то попутного столкновения избежать будет очень непросто. Возможна и другая ситуация: представьте себе, что водитель автомобиля, увидев небольшое препятствие (например, колдобина, камень), решил пропустить его между колесами, не сбавляя скорости. Успеете ли вы разглядеть эту колдобину и объехать ее на высокой скорости, если едете в двух метрах от автомобиля? В общем, соблюдайте дистанцию, и проблем при движении в потоке будет меньше.
    • Нельзя ездить по улицам в низкой посадке, хотя она и обеспечивает лучшую аэродинамику. Водитель любого транспортного средства должен смотреть вперед на дорогу, а не на свое переднее колесо. Низкая посадка хороша только для гонок, когда свободную дорогу обязаны обеспечить организаторы соревнований.
    • Останавливаясь перед светофорами, не приближайтесь к едущему впереди автомобилю ближе, чем на 1,5-2 метра. Особенно, если он остановился на подъеме. Т.к. автомобиль перед началом движения этот может покатиться назад. Кроме того, неопытный водитель может по ошибке вместо первой передачи включить задний ход.
    • Небольшие габариты велосипеда – это одно из его преимуществ, особенно при движении в потоке транспорта. Но не стоит злоупотреблять этим преимуществом. Иногда появляется соблазн объехать справа автомобили, стоящие перед светофором в очереди: между правыми бортами автомобилей и тротуаром может быть расстояние, достаточное для проезда велосипедиста. Но только до тех пор, пока автомобили стоят неподвижно. А когда эта очередь начнет двигаться, даже с небольшой скоростью, то вас могут нечаянно притереть к тротуару. Особенно опасно оказываться рядом с правым бортом грузовика: из кабины грузового автомобиля велосипедист не виден! Если у перекрестка скопилась длинная очередь автомобилей, то велосипедисту следует перебраться на тротуар и проехать пару сотен метров на правах пешехода.
    • Во время езды по дороге не затыкайте уши наушниками плеера. Велосипедист должен контролировать обстановку вокруг себя, а слух – весьма важный канал получения информации. Если уж совсем не можете жить без музыки, то оставьте свободным одно ухо. И не следует пользоваться сотовым телефоном во время движения. Немного подробнее об опасности хождения в наушниках по улице писал отдельно.
    • Не надо учить водителей соблюдать ПДД, рискуя своим здоровьем, а то и жизнью.

    Берегитесь собак

    Если вы заметили издалека собак, то сбавьте скорость или совсем остановитесь, оцените расстояние до них, их поведение и состояние. Если они вас не заметили и продолжают мирно заниматься своим делом, то лезть на рожон не стоит, а просто попробуйте объехать их на безопасном расстоянии, не привлекая внимания. Если же они на достаточно близком расстоянии и заинтересовались вами, то имеет смысл остановиться и слезть с велосипеда, наблюдая за реакцией. Если интерес пропал, то спокойно пешком обходим их стороной, наблюдая за ними и садимся в седло на безопасном расстоянии. Если же интерес не пропал и они двигаются к вам, то имеет смысл отгородиться от них велосипедом и делать вид что вы на них наступаете. Как правило бездомные собаки довольно трусливы и имитации наступления с велосипедом достаточно чтобы их отогнать. При этом оглядывайтесь назад, бывает что помимо основной стаи где-то сзади в кустах находятся ещё несколько собак, которые вас могут застать врасплох внезапным нападением со спины. Если вы не уверены, то лучше не пытаться уехать от собак, они бегают очень быстро и способны на короткое время развивать скорость до 50−60км/ч. при этом будут стараться укусить вас за ноги. Так же можно сделать вид, что вы что-то поднимаете с земли чтобы кинуть в них. На многих собак это действует. Некоторые велосипедисты изготавливают специальное оружие против собак. Например велосипедный тросик с грузом на конце. Но лучше не доводить дело до его использования и не подпускать собак близко.

    Хозяйские собаки так же представляют опасность. Они, как правило, гораздо смелее и сильнее, особенно бойцовые породы. У последних хозяева могут быть тоже не вполне вменяемыми людьми, со своими комплексами и загонами, а то зачем заводить такую собаку, как только не для самоутверждения, но конечно же это не про всех. Просто были случаи, когда в ответ на претензии о выгуливании собаки без поводка и намордника, хозяева ещё пуще натравливали её на потерпевшего. Поэтому с хозяевами лучше лишний раз тоже не ссориться и особо не возмущаться, а просто спокойно попросить забрать собаку. Велика вероятность встретиться с домашними собаками в вечернее время в парковых и около парковых зонах, на территории дворов, скверов. Так же как и от бродячих, от домашних тоже, в случае нападения старайтесь загородиться велосипедом, это очень выходная позиция в отношении собак.