Горный велосипед трансмиссия

Горный велосипед трансмиссия

Начну издалека, и как водится, разделю опус на две части – рассуждения и практика. Цель данной, теоретической, статейки – ответить на вопрос “зачем”, а вот следующая покажет и расскажет “как”. Статья “как” обещает быть весьма внушительной, ввиду большого количества информации и фотографий, которыми я располагаю.

Несмотря на тот факт, что сегодня происходит, без преувеличения, революция в сфере горных велосипедов, затронувшая не только развитие привычных вещей, вроде амортизаторов и покрышек, но и диаметр колес: ставшие каноничными три с лишним десятилетия назад 26ти дюймовые обода, стали сменяться 27.5 и 29 дюймовыми новинками; узлы трансмиссии, в новейших поколениях которых отказались от нескольких звезд на педальном узле в пользу задней кассеты с большим разбросом размеров шестерен, покрывающих все необходимые ездоку передаточные числа, и т.д, я решил не менять свой “старый” (аж 2015 года!) добрый Specialized Enduro Comp, а просто довести его до, скажем так, кондиции. Да и время для этого выдалось подходящее, потому что как раз пришла пора менять покрышки, подзагадившиеся тросики переключателей и т.п.

Про покрышки, кстати, история довольно коротка, и я решил выделить ее в отдельную публикацию, ожидать которую можно в ближайшем будущем.

Но сейчас давайте поговорим о самом интересном – о трансмиссии 1х.

Если опустить многочисленные подробности и нюансы, то история получается следующая: будучи изобретенной парой десятилетий раньше, трансмиссия, более или менее в том виде, в котором мы привыкли ее видеть, появилась в самом конце 40-вых годов прошлого века 20 века. Прогресс, разумеется, не стоял на месте, большой вело-спорт, в виде шоссейных гонок развивался семимильными шагами, и вот пришел к тому, что мы имеем на сегодняшний день – легкие и прочные элементы трансмиссии, обеспечивающие шоссейному гоночному велосипеду широчайший набор передач, позволяющий максимально эффективно использовать ресурсы спортсмена на длинных дистанциях.

Отделившись от шоссейных гонок десятилетия назад, горный велосипед, в позднее всякие кросс кантри, даунхиллы и иже с ними (позвольте мне в целях удобства, в рамках этой статьи, объединить их одним названием, скажем просто – горный велосипед), унаследовал от своего прародителя трансмиссию, и до недавнего в ней не происходило идейных изменений. В итоге еще в совсем недалеком прошлом можно было наблюдать топовые велосипеды с 30 (или чуть меньше) передачами, к примеру 3х9 – 3 звезды спереди и 9 сзади. Постепенно, велосипеды верхней ценовой категории стали обзаводиться трансмиссиями с меньшим количеством передач, вроде 2х10, а велосипеды для даунхилла и того меньше. Логика процесса проста – вместе с достоинствами, в виде многочисленного набора передач, теоретически позволяющего максимально оптимизировать силовые затраты ездока, существуют недостатки, в виде большого веса, относительной сложности конструкции, и главное, невозможности гибко использовать все эти передачи в реальных условиях: слишком уж много переключений нужно делать в короткие отрезки времени, отводимые на это во время динамичной езды по пересеченной местности.

На моем велосипеде, изначально, стояла трансмиссия 2х10, и я, периодически, запыхавшись от динамичной езды вверх-вниз, маневров и экшена, забывал, что у меня там выставлено спереди, терял драгоценные моменты подготовки к штурму внезапной кручи и атаковал ее на слишком высокой передаче, после чего, растеряв скорость, останавливался. В моем случае это не конец света и не случалось слишком часто, а вот для участников соревнований подобное промедление может обернуться поражением. Бесспорно, эта беда давно не давала покоя ездокам и производителям горных велосипедов, поэтому последние лет пять мы наблюдаем активный переход на трансмиссию 1х – процесс, попутно решающий и другие проблемы более старых поколений трансмиссий.

На сегодняшний день, пожалуй, все новые горные байки продаются в варианте 1х. Периодически в сети вспыхивают дебаты между приверженцами классики и адептами новых технологий, но статистика неумолима – все больше людей обзаводится байками с 1х и остаются довольными.

Многие приверженцы классики, порой знаменитые и известные люди, утверждают, что скачки между соседними передачами на 1х значительно больше, чем в классической трансмиссии. Но это чистой воды миф, и я могу это доказать.

Вот возьмем к примеру мой велосипед – в стоке на педальном узле SRAM S-1250 стоит две звезды, на 24 и 36 зубов, и 10ти скоростная кассета SRAM PG-1030 со звездами на 11,13,15,17,19,22,25,28,32 и 36 зубов.

Если нарисовать все 20 передач, красиво рассортированных по возрастанию, получится вот такая картина:

Заметьте как много почти дублирующихся передач.

А теперь тоже самое, только раскрасим в разные цвета передачи, соответствующие разным передним звездам (синий для 24 звезд спереди, и зеленый для 36), и до кучи, добавим 12ти-скоростную трансмиссию SunRace, которую я в итоге поставил себе:

Синим цветом обозначены передаточные числа для передней звезды с 24-мя зубами, зеленым для 36-ти зубной звезды, а красным числа для моей новой 12-ти скоростной трансмиссии (32 зуба спереди и 11,13,15,17,19,21,24,28,32,36,42,50 сзади).

И что-же мы видим при внимательном рассмотрении? А то, что скачки в передаточном числе при переключении задних передач с неизменной звездой спереди практически не отличается от скачков в случае 1х12 трансмиссии. Чтобы эта разница появилась, при каждой надобности переключения, нужно переключать и переднюю и заднюю передачи, но это, разумеется, бредовый подход.

Справедливости ради нужно сказать, что понять это легко и просто гладя на спецификации кассеты, но графический подход, де-факто, улучшает понимание.

При переходе на 1х12 необходимо заменить набор передних шестерен на одну единственную. Их масса, различных форм и размеров. Размер позволяет подогнать передаточные числа – сделать байк чуть быстрее на скоростных участках ценой больших усилий на крутых подъемах, или наоборот.

Как я упомянул, я выбрал переднюю звезду с 32 зубами, но подробнее о ней я расскажу во второй части.

Мораль сей басни такова – разницы в ощущениях при переходе на 1х трансмиссию с плане набора передаточных чисел и скачков между ними нет, от слова вообще.

Вот и весь сказ – я уже несколько раз катался с новой трансмиссией, и да, она существенно легче (а именно на 20%), имеет один переключатель, отлично переключает и мне больше не нужно думать и помнить о включенной передаче. Все стало просто: тяжело ехать – понизил, медленно или легко – повысил. Едет и выглядит все это просто офигительно.

Трансмиссия велосипеда. Из чего состоит?

Теперь разберемся в типах передач на велосипеде, их преимуществах и недостатках, а также основных принципах работы механизмов изменения передаточного числа.

Механизмы вращательного движения позволяют осуществить непрерывное и равномерное движение с наименьшими потерями энергии на преодоление трения и наименьшими инерционными нагрузками. Механические передачи вращательного движения делятся по способу передачи движения от ведущего элемента к ведомому на передачи трением (фрикционные, ременные) и зацеплением (цепные, зубчатые, червячные). В каждой передаче различают два основных вала: ведущий и ведомый. У велосипеда в роли ведущего вала выступает ось шатунов, а ведомым валом является корпус втулки велосипеда, который жестко заспицован на обод колеса.

Читайте также  Горный велосипед cube

Цепные передачи велосипеда

У подавляющего большинства велосипедов передача вращения осуществляется с помощью цепного привода. Цепная передача состоит из двух колес с зубьями (звездочек) и охватывающей их цепи. Наиболее распространены передачи с втулочно-роликовой цепью.

Преимуществами цепных передач являются:

  • отсутствие проскальзывания;
  • большой диапазон передаточных чисел (до 700%);
  • высокий КПД;
  • возможность передачи движения от одной цепи нескольким звездочкам;
  • небольшая нагрузка на валы, т.к. цепная передача не нуждается в предварительном натяжении цепи необходимом для ременной передачи.

К недостаткам такой передачи можно отнести:

  1. необходимость обслуживания через каждые 50-100 км;
  2. небольшой ресурс;
  3. цепи склонны к разрыву при пиковых нагрузках;
  4. переключение скоростей возможно лишь при вращении педалей.

Весьма большой диапазон передаточного числа реализуется благодаря простоте размещения в цепном приводе большого количества звезд с разным количеством зубьев. Переключение передач происходит благодаря переключателям (переднему и заднему). Основой конструкции таких переключателей является рамка параллелограмма с внутренней пружиной, при натяжении и ослаблении пружины происходит смещение оснований параллелограмма и переключение скорости.

Ременные передачи велосипеда

Также встречаются велосипеды с зубчатым ременным приводом. Обычно это городские модели и ремень в их конструкции обеспечивает больший комфорт при катании.

Сравнивая ременную передачу с цепной можно отметить следующие преимущества:

  • плавность и бесшумность работы, обусловленные эластичностью ремня и позволяющие работать при высоких скоростях;
  • отсутствие смазки на ремне и звездах;
  • простота обслуживания и ремонта.Основными недостатками ременной передачи являются:
  • большое давление на шкивы в результате натяжения ремня;
  • необходимость разборной конструкции задних перьев для одевания ремня на звезды;
  • Однако изменение передаточных чисел на таком типе привода возможно только с помощью планетарной системы.

Планетарные передачи велосипеда

Планетарными называют передачи, содержащие зубчатые колеса с перемещающимися осями. Передача состоит из центрального колеса 1 с наружными зубьями, центрального колеса 3 с внутренними зубьями, водила Н и сателлитов 2. Сателлиты вращаются вокруг своих осей и вместе с осью вокруг центрального колеса, т.е. совершают движение, подобное движению планет.

Планетарные передачи имеют существенные преимущества:

  • нагрузка в планетарных передачах передается одновременно несколькими сателлитами, следовательно, силы, действующие на зубья колес, соответственно уменьшаются, что позволяет использовать колеса меньших габаритных размеров и массы;
  • в планетарных передачах рационально используются колеса внутреннего зацепления, обладающие большой (по сравнению с колесами наружного зацепления) нагрузочной способностью;
  • планетарные передачи фактически не нуждаются в обслуживании, необходимо лишь менять масло в них через каждые 5000 км.

К недостаткам планетарных передач относятся:

  • повышенные требования к точности изготовления и монтажа;
  • низкий КПД ввиду большого количества трущихся деталей;
  • небольшой диапазон передаточного числа 200-400 %;
  • большой вес;

Зубчатые передачи велосипеда

Велосипеды имеющие зубчатую передачу в виде карданного вала выпускались в прошлом веке. Сейчас же таких велосипедов уже практически не делают. Этот тип привода отличается фактически одним значением передаточного числа, высоким ресурсом и надежностью. Но в то же время вес такой конструкции был весьма значителен.

Подбор передаточных чисел на велосипеде. Переход на трансмиссии с одной звездой спереди.

Гонка на увеличение количества скоростей, достигнув своего пика на 30-ти скоростных трансмиссиях, резко сменила траекторию, теперь на их месте варианты с 10, 11, 12, 20 и 22 скоростями. Например, велосипеды Author 2019 года: взрослый горный велосипед Author Master 29 c 12-ю скоростями, или же подростковый Author Champion 26 на 10-ти скоростной трансмиссии.

Почему так произошло? По какой причине массово начали переходить на 1x трансмиссии?
Как на странно, уменьшению количества передач поспособствовало. развитие технологий. Более точные переключатели расширенного диапазона, легкие широкодиапазонные кассеты (вплоть до 10-50 вместо 11-36, например), качественные Narrow Wide звезды под «скоростные» цепи, которые, в свою очередь, техника стала позволять делать тонкими, гибкими, но достаточно прочными даже для спорта.
И все же — что это дает?

Для простоты сравнения уточню, как считается передаточное число. Количество зубов на ведущей звезде делится на количество зубов на ведомой.
Итак, возьмем классическую трансмиссию на 9 скоростей, где стоит система 44-34-24 и кассета 12-14-16-18-21-24-28-32-36. Какие, в теории, мы получаем сочетания:

3,6, 3,14, 2,75, 2,44, 2,09, 1,8, 1,57, 1,37, 1,22
2,8, 2,42, 2,12, 1,88, 1,61, 1,41, 1,21, 1,06, 0,94
2,0, 1,71, 1,5, 1,33, 1,14, 1,0, 0,85, 0,75, 0,66

Как вы видите, получается довольно много похожих сочетаний, при которых передачи, по сути, дублируются. Если пренебречь малоощутимой разницей в 0,05 и менее, то мы получаем 21 функциональную передачу. Большинство велосипедистов также практически никогда не пользуется крайними передачами, что еще сильнее сужает используемый диапазон.

Какие варианты нам дает 12-ти скоростная трансмиссия с кассетой 10,12,14,16,18,21,24,28,32,36,42,50 и передней звездой в 34 зуба?
3,4, 2,83, 2,42, 2,125. 1,88, 1,61, 1,41, 1,21, 1,06, 0,94, 0,80, 0,68.

Итого, пользователь получает 12 полноценных передач, при почти полном сохранении диапазона, избавившись от переднего переключателя и необходимости думать, как сочетать передние и задние звезды. Помимо прочего, задний переключатель, в отличие от переднего, легче работает под нагрузкой, переключение более плавное, нет резких провалов при изменении ведущей звезды.
Дополнительным бонусом идет небольшое снижение веса в связи с отказом от манетки и переключателя.

Вот, вы решили идти в ногу со временем и сменить свой устаревший тройник на звезду-неспадайку и поставить кассету большого диапазона. Прежде чем бежать в магазин, проанализируйте,какие передачи вы используете чаще всего, а какие вообще не трогаете. Потратьте немного времени и просчитайте подобную табличку на примере имеющейся трансмиссии.
Изучите, что предлагает рынок. Для тех, кто ищет бюджетных решений, есть 10-ти скоростные кассеты Shimano 11-42. Китайцы же предлагают широкодиапазонные кассеты (11-42, 11-40), уже начиная от 9 скоростей, например, фирма SunRace. Размер передней звезды следует рассчитывать на примере того, что вы для себя прояснили на примере своей трансмиссии. Как правило, NW звезды ставятся в размерах от 32 до 38-40 зубов, что зависит от типа вашего велосипеда и характера катания.
Что еще нужно учесть перед апгрейдом?
Снять «лишние» звезды с тройника — решение соблазнительное, но имеющее сомнительную эффективность. Рассчитанная на перемещение цепи звезда на крайних положениях может пытаться скинуть цепь, а также на кочках и во время резких маневров. Поэтому стоит раскошелиться на звезду-неспадайку, которая обеспечивает стабильное сцепление со звеньями цепи благодаря переменной толщине зубьев.
Задний переключатель также не всегда получится оставить старый, даже если количество скоростей сзади останется неизменным. Не все модели могут работать в широком диапазоне, а также обеспечивать нужный запас длины цепи, если «лапка» переключателя средняя или короткая.

Обобщим плюсы и минусы.
1х трансмиссия
+ легче, плавное переключение, нужно меньше думать, эстетичнее.
— дороже все комплектующие, чуть более быстрый износ, незначительно меньший диапазон .
2х, 3х трансмиссия
+ недорогие комплектующие, большой выбор передач, более высокая износостойкость.
— тяжелее, требует грамотного комбинирования передних и задних звезд, при переключении между передними звездами большой «провал» в усилии, что сбивает каденс.

Нужно ли именно вам переводить свой велосипед на трансмиссию 1х9/10/11/12?

Читайте также  Горный велосипед formula

Я не знаю. Решать, как обычно — вам. Главное в погоне за оптимальным обвесом, идеальным внешним видом, минимальным весом и соответствием модным тенденциям не забывать катать, не дожидаясь того момента, когда все в велосипеде будет идеально и неизменно. Спойлер — не будет.

Велосипедная трансмиссия

Велосипедная трансмиссия. Велосипед содержит трансмиссию, которая передаёт усилие от ног человека к колесу. Трансмиссия бывает нескольких видов, но в подавляющем большинстве случаев используется цепная передача.

Содержание

Велосипедная цепь предназначена для передачи, по возможности с малыми потерями, крутящего момента с ведущей звездочки велосипеда на ведомую. При этом степень эффективности цепи может составлять до 98 %. Цепь может также быть частью переключателя скоростей.

Конструкция цепи

Велосипедные цепи различаются шириной и расстоянием между осями (пинами) скрепляющими звенья цепи. Ширину цепи определяет количество ведомых звездочек на кассете следующим образом:

Количество звезд в кассете Ширина цепи, мм
1 8.7 — 11.0
4-5 8.7
6 7.8
7 7.3
8 7.1
9 6.6
10 6.2
11 5.5

Обслуживание цепи

Цепь необходимо периодически промывать, смазывать, а каждые несколько тысяч километров — менять, так как в процессе эксплуатации цепь растягивается, а диаметр звездочек уменьшается из-за износа и при работе цепь начинает «наезжать» на зуб. Показателем того, что цепь надо заменить, является удлинение её на 0,5 %. Если под рукой нет специальных измерительных инструментов, оценить степень износа цепи можно, установив цепь на большую ведущую звезду,обнимая ею всю звезду, зажав с одной стороны рукой, и попробовав другой рукой с противоположной стороны звезды оттянуть цепь от зубьев. Если освобождается более 3-4 зубьев (или цепь оттягивается на высоту более половины зуба от верхушки зуба под пальцами), то цепь (или звездочка) считается критически изношенной. Ещё один хороший метод измерить износ цепи: измерить длину 24 звеньев в центрах оси. Если это значение равно 304.8 мм или 1 футу, то цепь считается не изношенной. Если её длина увеличилась на 3-4 мм, то цепь считается изношенной и подлежит замене. Многоскоростным системам необходима цепь с повышенной поперечной гибкостью.

Переключатель скоростей

Переключатель скоростей — часть трансмиссии, предназначенная для изменения частоты вращения и крутящего момента. Переключение передач управляется ручкой переключения.

В простейшем случае велосипед имеет фиксированную передачу, однако при вращении педалей максимальную мощность человек развивает в достаточно узком диапазоне частот вращения(80-100 полных оборотов в минуту). Переключение скоростей изменяет передаточное число и позволяет получать оптимальные частоты вращения педалей(каденс) на разных скоростях движения велосипеда, поэтому многие велосипеды оборудованы такими механизмами переключения.

Иные виды трансмиссии

Кроме цепной передачи, существуют также другие виды трансмиссии велосипеда.

  • Прямая передача. Педали фиксируются непосредственно к втулке ведущего колеса, один оборот педалей соответствует одному обороту колеса. Такой вид передачи использовался на ранних моделях велосипедов, например пенни-фартинг, а также используется на детских трёхколесных велосипедах (трициклах) и одноколёсных моноциклах.
  • Зубчатая передача. Крутящий момент передаётся посредством ряда зубчатых шестерней. Такой вид трансмиссии также использовался на ранних велосипедах.
  • Вальная передача. Передача крутящего момента происходит через вращающийся вал.
  • Ременная передача. Крутящий момент передаётся с помощью шевронного ремня. Преимущества: в отличие от цепи не пачкается, не требует смазки, более долговечен. Недостатки — только планетарные механизмы переключения поддерживаются в данный момент. Требуется рама c разъемным задним дропаутом или пером (ремни неразъемны).
  • Гидравлическая передача. Передача крутящего момента от кареточного узла к колесу происходит через гидравлическую систему.

См. также

  • Цепная передача
  • Приводная цепь
  • Планетарный механизм
  • Велосипед с валовой передачей

Ссылки

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Велосипедист
  • Велосипедная форма

Смотреть что такое «Велосипедная трансмиссия» в других словарях:

Трансмиссия — получить на Академике актуальный промокод на скидку Карвильшоп или выгодно трансмиссия купить с дисконтом на распродаже в Карвильшоп

Велосипедная вилка — Велосипедная вилка часть велосипеда, удерживающая переднее колесо и обеспечивающая возможность менять направление езды во время движения. Выполняется из различных материалов ( … Википедия

Велосипедная цепь — Велосипедная трансмиссия. Велосипед как и любое транспортное средство содержит трансмиссию, которая передаёт усилие от ног человека к колесу. Трансмиссия бывает нескольких видов, но в подавляющем большинстве случаев используется цепная передача.… … Википедия

Велосипедная рулевая колонка — Рулевая с игольчатыми подшипниками … Википедия

Велосипед — Привод Мускульная сила водителя П … Википедия

Велосипед с вальным приводом — Велосипед Dynamic «Runabout» с вальным приводом компании Sussex Велосипед с вальным приводом класс велосипедов в которых для передачи крутящего момента от … Википедия

Велик — Велосипед Привод Мускульная сила водителя Период с середины XIX века Скорость 268 км/ч на ровной поверхности в воздушном колоколе (рекорд)[1] Область применения … Википедия

Велосипеды — Велосипед Привод Мускульная сила водителя Период с середины XIX века Скорость 268 км/ч на ровной поверхности в воздушном колоколе (рекорд)[1] Область применения … Википедия

Костотряс — Велосипед Привод Мускульная сила водителя Период с середины XIX века Скорость 268 км/ч на ровной поверхности в воздушном колоколе (рекорд)[1] Область применения … Википедия

Оборудование велосипеда — Оборудование велосипеда набор компонентов, из которых состоит велосипед. Включает в себя компоненты трансмиссии (шатуны, кассета, переключатели, цепи, манетки), компоненты колёс (обода, втулки, спицы), покрышки, элементы подвески… … Википедия

Велосипедное колесо — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Велосипедное колесо часть оборудования велосипеда, сбалансированная конструкция, состоящая в общем случае и … Википедия

Что такое передачи (скорости) у велосипеда и как их переключать.

В этой статье мы поговорим о переключении скоростей (передачах) на велосипеде. Для чего они нужны, как правильно выбрать передачу и как правильно переключать.

В нашем магазине продаются велосипеды с одной, 6-ю (у них одна передняя звезда и 6-ть задних звезд) и 21 передачей (3 передние звезды и 7 задних звезд).

Для чего вообще нужны передачи?

Передачи нужны для комфорта велосипедиста. Они позволяют экономить силы и подобрать наиболее удобный режим езды исходя из:

  • Рельефа дороги (ровная трасса, подъем или спуск, разгон или плавное торможение)
  • Качества дорожного покрытия (одно дело езда по ровному шоссе, а другое по городскому асфальту в буграх и впадинах или по грунтовой дороге)
  • Требуемой скорости движения — необходимо поддерживать заданную скорость движения или разогнаться
  • Погодных условий (например, попутный или встречный ветер)
  • Физического состояния велосипедиста

При правильном использовании передач можно:

  • быстрее, а главное более экономично (с точки зрения физических сил, при тех же прочих условиях), добраться из одной точки в другую, чем при поездке на односкоростном велосипеде.
  • не маловажен и тот факт, что при правильном подборе передач, продлевается срок службы деталей байка.
  • и последнее, при неправильной установке передач коленные суставы будут подвергаться гораздо более серьезной нагрузке.

Что значит «переключить передачу»

Фактически переключение передач – это переброс цепи с одних звезд на другие на передних шестеренках и задней кассете или трещотке. Что это такое и где они располагаются на велосипеде можно посмотреть на схеме. В чем разница между кассетой и трещоткой более подробно описано в статье » В чем разница между трещотками и кассетами «

Читайте также  Горные велосипеды author

Если на велосипеде 6-7 скоростей значит, на нем установлена одна передняя звезда (шестеренка) и задняя кассета на 6-7 звезд. Если 18 и больше – стоит 3 передних звезды и задняя кассета на 6-7 звезд. Иногда задние кассеты бывают и на 9-10 звезд, что позволяет довести число скоростей до 27-30.

Как нумеруются звездочки в системе и кассете (трещотке) трансмиссии

Принята следующая нумерация звезд: все звезды имеют нумерацию от рамы. Только передние три звезды (в системе) идут на увеличение – 1-я самая маленькая, 2-я средняя и 3-я самая большая, а в задней кассете звезды расположены наоборот: 1-я самая большая, а последняя самая маленькая.

Здесь важно понять, что при выборе передачи цепь не должна быть сильно перекошена. Иначе она и звезды трансмиссии будут сильно тереться друг об друга и быстро изнашиваться.

На этом рисунке показаны те варианты включения передач, которые не рекомендуется использовать как раз из-за перекоса цепи.

Чем переключают передачи.

Переключают передачи специальными ручками на руле – манетками. Они бывают вращательными – переключение скоростей происходит поворотом ручки или рычажковыми – передачи переключаются специальными рычажками.

У вращательных манеток (revoshift и grip-shift, грипшифт) — при вращении ручки на себя или от себя происходит переключение скорости.

У рычажковых переключателей имеются небольшие рычажки для пальцев. Один переключает на большую скорость, другой на меньшую. Эти манетки для многих велосипедистов более удобны, менее прихотливы в обслуживании, но часто более дорогие.

У нас можно купить велосипеды и с вращательными и с рычажковыми манетками известных японских производителей Shimano и Sypo.

Обычно левая манетка отвечает за переключение трех передних шестеренок, а правая – за переключение звездочек в задней кассете. Таким образом, для подстройки под основной тип местности используется левый переключатель и передние звезды. А правый для частных и недлительных изменений во время поездки.

Теперь важно понять, как подбирать передачи и правила их переключения.

Какие передачи и когда использовать

Самая маленькая передняя звезда (номер 1) используется при крутых подъемах, поездках по вязкому грунту или песку, густой траве, при сильном встречном ветре на грунтовке. То есть когда есть сильное сопротивление движению велосипеда. При этом на задней кассете используются самые большие звезды с номерами от 1 до 3 в зависимости от их количества в кассете.

Комбинация самой маленькой передней звезды и самой большой задней — дает максимальную мощность и используется для крутых подъемов.

Средняя передняя звезда (номер 2) это основная рабочая шестеренка. Используется чаще всего при езде по асфальту, грунтовым дорогам, при сильном встречном ветре, плотному песку и грунту, на небольших горках. При этом используются задние звезды с номерами от 2 до 5-6 в зависимости от звезд в кассетах – главное, чтобы не было сильного перекоса цепи, как показано на рисунке.

Самая большая звезда спереди (номер 3) используется при езде по ровному шоссе, асфальту, укатанной грунтовке, когда нет сильного встречного ветра, при спуске, для поддержания скорости при небольших физических нагрузках. При этом используются маленькие задние звезды на 6-7 звездных кассетах это 5,6,7 звезда. На 8-9 звездных кассетах это 5-8,9.

Комбинация самой большой передней звезды и самой маленькой задней — дает максимальную скорость.

Начинать езду рекомендуется со средней передней шестеренки. Задним переключателем подбирайте себе самую удобную нагрузку на ноги. Если дорога пошла под гору, и Вы чувствуете, что задних звезд уже не хватает, чтобы прибавить – переходите на большую звезду спереди. Как только темп вернется к обычному – вернитесь на среднюю переднюю шестеренку.

Аналогично и с нижними передачами. Поехали в гору и чувствуете, что задних звезд не хватает – переходите на переднюю малую звезду (номер 1), и потом возвращайтесь на среднюю, когда дорога станет ровной.

Считается, что на второй звезде спереди нужно ездить до 20-25 км/ч., а после этого переходить на третью звезду.

На первой звезде ездя до 10 км/ч, на очень крутых подъемах, по песку, грязи и т.п.

Трогаясь с места можно использовать передачи: 2-4, 2-5.

Что нужно еще понимать при выборе передачи. Есть у велосипедистов такое понятие – «каденс». Это частота вращения педалей в минуту. Оптимальная частота должна быть 80-110 оборотов с минуту. Это связано с физиологией коленного сустава. С выделением «смазки» в суставе для уменьшения трения костей. При слишком низком каденсе (менее 80) «смазка» более вязкая, а более 110 идет слишком сильная нагрузка на колено. Поэтому Ваша задача при выборе передачи как раз и заключается в том, чтобы держать этот оптимальный каденс (80-110 оборотов в минуту).

В общем, строгих правил нет – каждый байкер сам выбирает, как ему удобно ехать. Помня эти простые правила, не бойтесь — пробуйте. Тело само Вам подскажет, как и когда переключать передачи, а потом появится опыт и переключение передач будет происходить практически на автомате.

Правила переключения скоростей

  1. Любое переключение скоростей должно происходить в движении, т.е. педали должны крутиться. Причем при переключении на передних шестеренках педали нужно крутить плавно, без усилия, чтобы цепь стала на соседнюю звезду с меньшим усилием. На них разница между зубьями соседних звезд более 10. На задних звездах кассеты перепад количества звезд не такой большой и поэтому там цепь перебрасывается спокойней.
  2. Переключение на новую передачу должно быть бесшумным. Если Вы слышите неприятный металлический скрежет, значит, Вы выбрали неправильное соотношение звезд и, в итоге, цепь перекосилась, или трансмиссия велосипеда настроена неправильно.
  3. Переключаться нужно заранее, не на самом подъеме или спуске, а перед ним.
  4. Если нужно переключиться на несколько передач сразу – то лучше это делать поэтапно, по одной
  5. Нельзя переключать одновременно передние и задние переключатели – может заклинить цепь.
  6. Не переключайте передачи при неподвижном велосипеде – так можно сломать рамку переднего или лапку заднего переключателя. Более подробно, почему этого нельзя делать описано в статье » Почему нельзя переключать передачи на велосипеде стоя на месте «

Придерживайтесь этих простых принципов и правил, держите цепь смазанной, переключатели чистыми и путешествуйте на велосипеде в свое удовольствие.

И в заключении, хочется сказать вот еще что.

Существует всего два типа систем для переключения передач. Систему, основанную на звездах мы рассмотрели в этой статье.

Второй вариант — это использование планетарной втулки на заднем колесе. Она обладает как рядом преимуществ, так и некоторыми недостатками, о которых описано в другой статье и почитать об этом можно в ней.

Видео по переключению скоростей