Советский детский велосипед

Советский детский велосипед

Велосипеды СССР

Велосипед из СССР «Школьник» 1978 года выпуска

Детский велосипед, ориентированный на мальчиков и девочек в возрасте до 10-11 лет, который предназначен для прогулочной езды по дорогам с асфальтированным или твёрдым грунтовым покрытиями. Это – один из самых популярных байков для маленьких велосипедистов, из когда-либо выпускаемых в Советские времена. Свою историю «Школьник» начал еще в 1950-х годах, а если быть точнее – в 1956 году: именно тогда стартовало его производство на мощностях Горьковского велосипедного завода. При этом стоит отметить, что ранние модели имели разделение на «мальчишечьи» и «девчачьи» (первые отличались рамой закрытого типа, у вторых же верхняя труба размещалась на более низком уровне), однако впоследствии сделали «универсальный вариант», который успешно выпускался до 1993 года.

Велосипед из СССР «Урал» 1980 года выпуска.

Спортивный Велосипед из СССР «Турист» 1988 года выпуска.

Велосипед из СССР «Спорт» 1972 года выпуска.

Производитель — Харьковский велосипедный завод имени В. И. Петровского.

Велосипед из СССР ПВЗ дамский.

Велосипед трехколесный из СССР ДКВ – 2«Ветерок».

Комбинированный велосипед ДКВ – 2 для детей от 4-х до 6-ти лет выпускался на Тульском велозаводе. Мог быстро переделываться из двухколёсного в трёхколёсный .

Устройство комбинированного велосипеда ДКВ – 2

— вилка – трубчатая, паянная;
— рама – изогнутая, из тонких труб, сварная;
— руль – жёсткофиксированный, сваренный вместе с выносом;
— колёса – стальные обода со сплошной тонкой резиной, в трёхколёсном варианте задний мост крепился в наконечники задней цепной вилки, правое колесо было ведущее с жёстким креплением к оси, левое колесо имело свободный ход;
— ведущая звезда – неразъёмная вместе с правым шатуном на шлицах;
— ведомая звезда – при двухколёсном варианте являлась правым фланцем на корпусе втулки колеса, при трёхколёсном варианте была закреплена неподвижно на ось моста;
— задняя втулка – глухая, без свободного хода, правый фланец являлся одновременно задней звездой;
— седло – детское, кожаное, регулируемое по высоте.

Технические данные велосипеда ДКВ – 2

— высота рамы – 400 мм;
— база – 730 мм;
— ширина велосипеда — 640 мм;
— ширина колеи в трёхколёсном варианте — 550 мм;
— размер колёс – 347 х 24 мм;
— передняя звезда – 28 зубьев;
— задняя звезда – 16 зубьев;
— цепь – ?;
— вес – в двухколёсном варианте 6,8 кг, в трёхколёсном 8,5 кг;
— максимальная нагрузка на велосипед – 50 кг.

Дополнительная комплектация

— колесо;
— задний мост;
— звонок;
— сумка с инструментами под седло.

Велосипед из СССР «Ветерок»

Велосипед из СССР «Левушка»

Велосипед из СССР «Малыш»

Велосипед из СССР «Весна» 1981 года выпуска.

Дорожный велосипед «Весна», модель В 801-03, со складной рамой для подростков выпускался на Атигском машзаводе недалеко от Свердловска. В СССР этот завод был одним из немногих, который выпускал велосипеды для подростков.

«Весна» предназначалась для поездок по любым типам дорог и отличалась довольно массивной рамой с трубой увеличенного диаметра, за счёт чего достигалась жёсткость конструкции велосипеда, особенно необходимая для складного варианта. Замок складывания рамы также отличался надёжностью и нестандартной конструкцией.

В отличии от других складных советских велосипедов, замок на «Весне» был штампованным. Руль также был штампованным с довольно большим выносом. Седло имело наполовину жёсткий каркас, покрытый мягким кожзаменителем.

Велосипед с завода оборудовался багажником и защитой цепи, а также подседельной сумкой с набором инструментов, насосом со шлангом и катафотами на спицах колеса и переднем крыле.

Технические характеристики велосипеда В 801-03 «Весна»

— База велосипеда (расстояние между центрами втулок колёс) — 975 мм;

— Высота рамы (расстояние между центром каретки и верхней частью подседельной трубы) — 460 мм;

— Размер шин — 533 х 37 мм (24? х 1,1/2?);

— Число зубьев передней звезды — 44;

— Число зубьев задней звезды — 19;

— Руль — поворотный с большим выносом.

— Втулка заднего колеса — тормозная со свободным ходом;

— Шаг велосипеда — 4,44 м;

— Габариты велосипеда в сложенном состоянии — 350 х 900 х 850 мм;

— Вес велосипеда (без дополнительного оборудования и принадлежностей) — 12,5 кг.

Легендарные советские велосипеды для детей

Несмотря на большое количество детских моделей, велосипед был не у каждого. Кто-то учился ездить на велосипеде соседа или старшего брата, другие — сразу начинали ездить на велике для взрослых, продев ногу сквозь раму. Но в СССР существовало не мало моделей велосипедов для любого поколения.

Для самых маленьких

Трёхколёсные модели были почти в каждом детском саду. Одна из них — «ВД-2». Производился «ВД-2» в Саратове, но поставлялся во многие республики. Покататься на таком чуде хотели многие, поэтому сиденье быстро отламывалось, так как крепилось на тонком металлическом креплении. Зато велосипед с лёгкостью превращался в устойчивый самокат. Мне неоднократно приходилось участвовать в таких заездах в детском саду… У соседки была модель трёхколёсного велосипеда «Д-2», которую я больше нигде не встречал: он был большим, достаточно массивным, а педали располагались не на переднем колесе, а как у «взрослой техники — под сиденьем. Данная модель имела цепную передачу на задние колёса. Чуть позже появился «Гном-4» — техника для малышей. Первых трёх версий никто не видел.

Для дошкольников

Одна из самых известных моделей — «Зайка». Мне достался «Зайка», найденный в каком-то подвале. В пять лет я сел на него и поехал (без вспомогательных колёс, которых, естественно, в комплекте не оказалось)… Ездить со вспомогательными колёсами считалось признаком детства. Такие колёса быстро снимались владельцем «Зайки», чтобы его не дразнили. Позже появились модели с ручными тормозами, пластиковыми колсами и даже фарами.

У друга детства был велосипед «Бабочка» — предмет зависти. Здесь было всё, как в настоящей взрослой велотехнике — звонок, ручной тормоз, накачивающиеся колёса. Друг рассказывал, что иногда отец накачивал ему колёса газом, после чего можно было взлететь на несколько метров, подпрыгнув на небольшом бугорке. Естественно, я ему верил… «Бабочка» производилась в 60-70-хх годах, а сохранившиеся экземпляры уже превратились в антиквариат, за который коллекционеры дают достаточно большие суммы. Некоторые также могут вспомнить похожего на «Бабочку» «Мишку».

Для школьников

Самая известная модель — «Орлёнок». Его производили в Литовской ССР, начиная с 50-хх. «Орлёнок» рассчитан на детей от семи до четырнадцати лет и является переходным звеном между детскими велосипедами и моделями для взрослых. Конструкция была очень прочной: экземпляры, произведенные в 60-хх, успешно эксплуатировались и в начале 90-хх! «Ласточка» — модель «Орлёнка» для девочек. Мой одноклассник несколько модернизировал «Орлёнка», вставив в шины вместо камер резиновые шланги. Ездить было жестковато, но велосипед стал бессмертным.

В 1956 году начал выпускаться «Школьник» — велосипед для детей 11-12 лет. Ранее завод выпускал детские автомобили на педалях, а в годы войны перешёл на производство мин. Кроме СССР, «Школьник» продавался в страны социалистического лагеря. Модель выпускалась почти 40 лет — до 1993 года. Дизайн более нового «Салюта» сильно похож на «Школьника», за исключением того, что «Салют» был складным.

Помимо велотехники предназначенной именно для детей, существовали складные модели, которые из-за своего небольшого размера, позволяли кататься на них детям. Например, популярнейший «Аист». Производство данной марки началось в далёком 1947 году, а уже через три года с конвейера сошёл 100-тысячный велосипед! Соответственно до 80-90-хх годов дошли десятки миллионов! Удобная регулировка высоты сиденья и руля (без набора ключей) позволяла быстро подготовить «Аист» к поездке. Главное, уметь держать равновесие. Гораздо позже, в 70-хх появились аналоги «Аиста» — «Тиса», «Кама», «Десна» — складная техника с похожей конструкцией.

Сообщества › Взгляд в Прошлое › Блог › Знаменитые советские велосипеды

1. КАМА
Иметь «Каму» было невероятно круто. Этот велик был настоящим бестселлером. В конце 80-х он стоил сто рублей, что было не так уж мало, но за ним все равно выстраивались очереди. Ещё бы не выстраиваться — советские дети потому так хорошо и учились, что такие вещи как «Кама» покупались родителями в обмен на обещание приносить теперь только пятерки.

У «Камы» был очень современный и стильный профиль, она обладала массой достоинств. Во-первых, длинные втулки руля и сиденья позволяли сделать её настоящим «байком» (кроме того, велик «рос» вместе с хозяином). Во-вторых, у «Камы» не было горизонтальной рамы и колеса были небольшого диаметра, что серьезно увеличивало возможность погарцевать «на дыбах». В-третьих – выпускались складные «Камы».
Особым шиком было сделать на «Каме» хороший «обвес». Дефицит заводских тюнинговых деталей позволял развернуться фантазии. На руль и раму надевали шланги от противогазов, активно использовалась в тюнинге изолента в разных цветовых сочетаниях; велик обвешивался катафотами, на руль крепились зеркала; на колеса ставились «трещотки» из картона, а в колеса (чтобы можно было гонять по свалкам и закоулкам) вставлялись «колбасы», найденные на ближайшей стройке. Кто помнит – тот поймёт, о чём речь.
«Каму» обклеивали наклейками с гоночными машинами, на «сидушку» и ручки руля вешалась бахрома, а на спицы надевались детали из конструктора. И ещё: на крылья крепились брызговики из резины или линолеума.

Читайте также  Детские права на велосипед

2. УРАЛ
«Урал» — это нестареющая классика. Среди советских велосипедов – это диплодок. Неубиваемый, тяжелый, он на протяжении десятилетий служил советским людям верой и правдой. Он не боялся ничего: ни бездорожья, ни больших грузов. На нем перевозили канистры и дрова, доски и трубы.

На «Уралах», принайтовав связки удочек, катились на рыбалку рыбаки. На «Уралах» не форсили, их не обклевали наклейками и не обвешивали катафотами – не солидно. Зато на «Урале» была аптечка, ремонтный набор и насос, часто прямо на раму крепилось второе, пассажирское, сиденье.
Ребенку ездить на «Урале» было неудобно, но сноровка позволяла ездить под рамой, что тоже считалось особым шиком.
«Уралы» и сегодня успешно справляются с непростой обязанностью «дачного велика». Некоторые особо верные «ураловцы» уверены, что негоже русскому человеку покупать заграничные «байки», пока остается в живых хоть один «Урал», а он, как уже можно понять, вечен.

3. МОСКВА 80, позже ТАХИОН

«Москва-80» — это самый легендарный советский велосипед, хотя бы по той причине, что он так и остался легендой – прокатиться на нём посчастливилось немногим. История его показательна и даже поучительна. Когда в середине 70-х годов Москва получила право на проведение Олимпиады, сразу встал вопрос: на каких велосипедах будет соревноваться наша сборная? Задать вопрос и постановить, что необходимо создать отечественный спортивный велосипед – это одно, довести решение до дела – совсем другое.

В условиях дефицита времени велосипед всё же был создан. Для своего времени он был уникален: собранный по последнему слову техники, из высокопрочных и легких материалов (с применением титана), он весил всего 8 килограмм. Однако предстартовые испытания на велотрассах в Сочи выявили недостатки «Москвы-80», главным из которых было переоблегчение машины в ущерб надежности.
Катать домашнюю Олимпиаду на нем не рискнули, советские спортсмены выступали на проверенных велосипедах итальянской фирмы Colnago, а на «Москве-80» состязались в шоссейной гонке спортсмены из Камеруна. Всего было выпущено около 52-х велосипедов «М-80» для различных видов гонок на треке и шоссе и еще 20 рам с вилками в качестве запасных. С 81 года начался выпуск «»Тахиона». Причем ранние трековые Тахионы мало чем отличались от «Москва-80» большинство узлов оставались такими же, геометрия также мало изменилась.

По мере выпуска Тахион все дальше отходил от «Москва-80» т.к. совершенствовалась конструкция велосипедов непрерывно. Тахионы 1983 года имели уже все узлы собственной «тахионовской» конструкции и своеобразную геометрию.

4. ТУРИСТ
Шоссейные велосипеды – это «роллс-ройсы» советского велопрома. Самое главное отличие их от «простых смертных» великов заключалось, конечно, в наличии нескольких скоростей. В случае «Туриста» — четырех. Во время долгих поездок («Турист» был велосипедом, созданным именно для велопоходов) этот фактор играл решающую роль.

Владельцы шоссейников были небожителями, для детей возможность прокатиться хотя бы на раме «Туриста» признавалась за высшее благо. У «Туриста» в заводской комплектации был насос, подрамная сумка с инструментами (помните ключ «семейник»?), багажник. Некоторые экземпляры выходили с завода с фарой и чудом техники — динамо-машиной.
Также нужно сказать про спортивный эргономичный руль, в народе прозванный за свою форму «бараном». Благодаря его форме, можно было менять хват и давать спине заслуженный отдых. Кроме того, «Турист» был оборудован ручными тормозами, рычаги которых крепились всё на том же «баране». «Турист» был самым народным из всех спортивно-шоссейных советских велосипедов. Несмотря на отсутствие привычных сегодня амортизаторов – это была очень достойная и надежная машина.

5. ОРЛЁНОК
«Орленок» (по-литовски «Эрелюскас») был подростковым велосипедом, а значит – почти взрослым. Его покупка была своеобразной инициацией для советского ребенка, который прошёл стадию «Львонков» и «Школьников».

Немного изогнутая рама «Орленка» была будто специально создана для того, чтобы его удобно было заносить на плече по лестничным пролетам до своего этажа. Да-да, когда у тебя появлялся «Орлёнок» ты больше мог не рассчитывать на то, что старшие будут тебе помогать в деле доставки велика «в гараж».

Что отличало «Орленок» от детских велосипедов, так это то, что количество спиц, профиль обода, втулки и каретка были такие же, как на больших велосипедах, а потому владелец «Орленка» сразу вставал на более высокую ступеньку в дворовой иерархии. Ещё один момент: «Орленок», как и другие велосипеды, многие умельцы переделывали в мотовелосипеды, но это уже другая история.

6. ЗИЧ — 1
Что будет, если авиационный завод станет выпускать велосипеды? Получится великолепная модель, которую многие будут считать шедевром. Именно таким стал велосипед «ЗиЧ-1», выпускаемый бывшим авиационным заводом имени Чкалова.

та модель стала самой желанной для детишек 40-х годов. «ЗиЧ-1» был самым дорогим и самым технически совершенным велосипедом того времени. Такую дорогостоящую покупку могли позволить себе лишь представители интеллигенции, военные в высоких чинах, обеспеченные представители партноменклатуры. Велосипед, впервые увидевший свет в 1946 году, стал культовым, так как велолюбители считали его лучшим из всех моделей 30-70-х годов. «ЗиЧ-1» обладал своеобразным дизайном, который сразу же приглянулся покупателям. Помимо этого, у него была система переключения 3-х передач и ручные тормоза. Этот велосипед прекрасно подходил для тех людей, которые любили кататься в ночное время, так как у него была фара на переднем крыле и генератор электричества, предназначенный для питания фары.

7. СПУТНИК
Наверное, каждый слышал много раз о велосипеде под названием «Спутник». У многих был такой, а некоторые даже сохранили его на память о днях минувшей молодости. Он выпускался на Харьковском велосипедном заводе, откуда расходился по всей стране в 60-70-х годах прошлого века.

На велосипеде были установлены обода из дюралюминиевого проката. Но могли так же устанавливаться и стальные. Тормоза с симметричной тягой, усиленные педали, улучшенные переключатели скоростей — все это сделало «Спутник» одним из наиболее популярных велосипедов в стране. Кроме того, он считался мужским легкодорожным велосипедом. В комплекте с велосипедом шли разнообразные «бонусы», такие как: насос, звонок и сумка с комплектом инструментов. Установленный на «Спутнике» руль был спортивного типа, благодаря чему велосипед использовался не только для велопрогулок, но и для спортивных тренировок.

8. ШКОЛЬНИК
«Школьник» — самая популярная модель детских велосипедов в советские времена. Они выпускались на Горьковском велосипедном заводе производственного объединения «ГАЗ».

Этот завод начал свою работу еще в 1940 году, изначально являясь цехом Горьковского автозавода по производству «детских автомобилей» и их комплектующих. Во время Второй мировой войны завод был переквалифицирован на выпуск боевых мин. Но уже в 1956 году началось изготовление велосипеда «Школьник». Эта модель предназначалась для детей 10-11 лет, и поэтому пользовалась огромным спросом среди населения страны. Каждый ребенок, родители которого могли позволить себе купить ему такой велосипед, рассекал на нем с особой гордостью, и берег его как самое ценное сокровище в своей жизни. Наверное, благодаря такому отношению сохранилось множество экземпляров данной модели. Также «Школьник» продавался во многих странах социалистического лагеря. Велосипед выпускался по 1993 год. Ранние модели для мальчиков имели закрытую раму, хотя со временем от этой конструкции отказались. Задняя втулка велосипеда имела свободный ход, руль был высокий с увеличенным выносом, седло мягкое с жестким каркасом.

9. АИСТ ДЕСНА
Эта марка в свое время получила огромное распространение и невероятную популярность, что позволило ей продолжить существование и по сей день. Эти велосипеды запомнились любому человеку, чье детство пришлось не только на вторую половину прошлого столетия, но и на начало нынешнего столетия.

Марка «Аист» была создана в 1947 году. Уже в 1950 году был продан стотысячный велосипед. Простота конструкции, легкость в ремонте, удобство в обслуживании сделали велосипеды этой марки наиболее популярными среди веломашин подобного типа. На данный момент велосипеды этой марки производятся белорусским заводом «Аист».

Музей СССР «20-й век»

Ретро, воспоминания, ностальгия.

  • Главная
  • О нас
  • Карта
  • Форум
  • Галерея
  • Конкурсы
  • Ссылки

Легендарные советские велосипеды для детей

Несмотря на большое количество детских моделей, велосипед был не у каждого. Кто-то учился ездить на велосипеде соседа или старшего брата, другие — сразу начинали ездить на велике для взрослых, продев ногу сквозь раму. Но в СССР существовало не мало моделей велосипедов для любого поколения.

Для самых маленьких

Трёхколёсные модели были почти в каждом детском саду. Одна из них — «ВД-2». Производился «ВД-2» в Саратове, но поставлялся во многие республики. Покататься на таком чуде хотели многие, поэтому сиденье быстро отламывалось, так как крепилось на тонком металлическом креплении. Зато велосипед с лёгкостью превращался в устойчивый самокат. Мне неоднократно приходилось участвовать в таких заездах в детском саду. У соседки была модель трёхколёсного велосипеда «Д-2», которую я больше нигде не встречал: он был большим, достаточно массивным, а педали располагались не на переднем колесе, а как у «взрослой техники — под сиденьем. Данная модель имела цепную передачу на задние колёса. Чуть позже появился «Гном-4» — техника для малышей. Первых трёх версий никто не видел.

Читайте также  Детские велосипеды российского производства

Для дошкольников

Одна из самых известных моделей — «Зайка». Мне достался «Зайка», найденный в каком-то подвале. В пять лет я сел на него и поехал (без вспомогательных колёс, которых, естественно, в комплекте не оказалось). Ездить со вспомогательными колёсами считалось признаком детства. Такие колёса быстро снимались владельцем «Зайки», чтобы его не дразнили. Позже появились модели с ручными тормозами, пластиковыми колсами и даже фарами.

У друга детства был велосипед «Бабочка» — предмет зависти. Здесь было всё, как в настоящей взрослой велотехнике — звонок, ручной тормоз, накачивающиеся колёса. Друг рассказывал, что иногда отец накачивал ему колёса газом, после чего можно было взлететь на несколько метров, подпрыгнув на небольшом бугорке. Естественно, я ему верил. «Бабочка» производилась в 60-70-хх годах, а сохранившиеся экземпляры уже превратились в антиквариат, за который коллекционеры дают достаточно большие суммы. Некоторые также могут вспомнить похожего на «Бабочку» «Мишку».

Для школьников

Самая известная модель — «Орлёнок». Его производили в Литовской ССР, начиная с 50-хх. «Орлёнок» рассчитан на детей от семи до четырнадцати лет и является переходным звеном между детскими велосипедами и моделями для взрослых. Конструкция была очень прочной: экземпляры, произведенные в 60-хх, успешно эксплуатировались и в начале 90-хх! «Ласточка» — модель «Орлёнка» для девочек. Мой одноклассник несколько модернизировал «Орлёнка», вставив в шины вместо камер резиновые шланги. Ездить было жестковато, но велосипед стал бессмертным.

В 1956 году начал выпускаться «Школьник» — велосипед для детей 11-12 лет. Ранее завод выпускал детские автомобили на педалях, а в годы войны перешёл на производство мин. Кроме СССР, «Школьник» продавался в страны социалистического лагеря. Модель выпускалась почти 40 лет — до 1993 года. Дизайн более нового «Салюта» сильно похож на «Школьника», за исключением того, что «Салют» был складным.

Помимо велотехники предназначенной именно для детей, существовали складные модели, которые из-за своего небольшого размера, позволяли кататься на них детям. Например, популярнейший «Аист». Производство данной марки началось в далёком 1947 году, а уже через три года с конвейера сошёл 100-тысячный велосипед! Соответственно до 80-90-хх годов дошли десятки миллионов! Удобная регулировка высоты сиденья и руля (без набора ключей) позволяла быстро подготовить «Аист» к поездке. Главное, уметь держать равновесие. Гораздо позже, в 70-хх появились аналоги «Аиста» — «Тиса», «Кама», «Десна» — складная техника с похожей конструкцией.

Велосипеды «Школьник»: особенности, характеристики и история

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. История появления транспортного средства
  2. Технические характеристики
  3. Советы по эксплуатации
  4. Отзывы владельцев

У советских детей не было большого выбора в моделях велосипедов. Поэтому самой популярной в то время считалась модель «Школьник», которая была предназначена для детей возрастной группы от 10 до 14 лет. Однако из-за того что велосипед весил не так уж и много, на нем учились ездить и дети более младших возрастов. На улицах можно было увидеть детей в возрасте 8-9 лет, которые осваивали данную детскую модель. Сейчас такое изделие можно встретить у многих на дачах, чердаках или в частных коллекциях людей, которые увлекаются историей и собирают раритетные вещи.

История появления транспортного средства

Выпуск товара производился предприятием «ГАЗ», которое находилось в городе Горький (ныне Нижний Новгород). Однако на время войны выпуск продукции был прекращен и возобновился вновь только в 1956 году. Сам завод начал функционировать еще в 1940 году. Перерыв в производстве транспортного средства был связан с переквалификацией завода в предприятие по выпуску боевых снарядов и оружия.

Велосипед выпускался в двух моделях, предназначенных для мужской и женской аудитории. Отличительной особенностью мужской модели была закрытая рама. Многие хотели приобрести детский велосипед, поскольку возможность учиться ездить на взрослом двухколесном транспортном средстве – довольно травмоопасная затея.

Стоимость изделия была достаточно высокой, и позволить приобрести данное транспортное средство своим детям могли не все родители. Именно по этой причине к изделию относились очень бережно и аккуратно. Не только из-за высокой стоимости дети бережно относились к своим двухколесным друзьям, но еще это было связано с дефицитом данного товара на рынках и в магазинах, поэтому, даже имея финансовую возможность приобрести его, не всегда имелась возможность найти и купить изделие.

Помимо самого изделия, предприятие выпускало запчасти и комплектующие к транспортному средству.

Технические характеристики

Все детские модели того времени выглядели одинаково и имели схожую конструкцию, поэтому данная модель не имела отличительных особенностей. Модель имела технические характеристики схожие с остальными изделиями.

Расстояние между колесами изделия составляло 875 мм, его вес равен 9,5 кг. Такой небольшой вес давал возможность детям легко управлять двухколесным другом. Что касается размера колес, то у этой модели они были узкими, их диаметр составлял 510 мм, что не делало велосипед достаточно безопасным. Ширина покрышек равна 1,2 дюйма.

Высота транспортного средства составляла 445 мм, что было очень удобно для школьников. Они могли сами спокойно поднять и спустить своего любимца на нужный этаж, не прибегая при этом к помощи взрослых.

Вилка изделия была выполнена из стальных труб, обода у колес также изготовлены из стали. Благодаря такой конструкции модель была очень надежной и долговечной, что давало возможность кататься на нем не одному поколению.

Тормоз у изделия был барабанный. Количество зубцов на передней звезде составляло 32 штуки, а задняя имела всего 16 зубцов. Цепь состояла из 52 звеньев. Дополнительно в комплекте к велосипеду шел багажник и насос, а также цепь была оборудована защитой. На транспортное средство была возможность установить звонок, фары и щитки на колеса.

Седло у модели было достаточно мягкое и удобное, руль высокий, и была возможность контролировать его высоту и угол наклона. Также высоту руля можно было устанавливать под рост ребенка. Материалом для сиденья служила кожа, которая со временем вытиралась, но на функциональность это не влияло. Из-за удобного и мягкого седла на транспортном средстве можно было проезжать большие дистанции с комфортом.

Мужская модель из-за закрытого типа рамы была не очень удобной, однако многие устанавливали на нее дополнительное сиденье и получали возможность ездить на этом велосипеде по нескольку человек. Такая конструкция была жесткой, но более надежной при использовании. Женский вариант был с рамой открытой, что было удобно при езде.

За 40 лет выпуска продукции данное транспортное средство было изменено несколько раз. Современный вариант транспортного средства стал универсальным, отказались от рамы закрытого типа – ее изменили, сделав открытой, велосипед стал более удобным и получился складной, что позволяло его компактно хранить в квартирах.

Самым популярным цветом изделия был зеленый, причем в настоящее время такой велосипед можно встретить на улице и даже в неплохом состоянии.

Конечно, выбор цветов не ограничивался только зеленым цветом, но на улицах того времени это был основной оттенок, который встречался чаще остальных.

Этот двухколесный друг всех детей выпускался до 1996 года. В связи с прекращением выпуска данных изделий все детали и комплектующие к нему уже нет возможности найти, поэтому владельцы велосипедов в случае поломки ищут аналоги, предназначенные для других моделей.

Особенности изделия:

  • легкость;
  • маневренность;
  • простота в управлении;
  • надежные крепления.

Советы по эксплуатации

Стоить помнить о том, что каким бы надежным и качественным ни был товар, он всегда требует определенного ухода. Если оказывать должный уход, изделие прослужит долгие годы.

  • Первое, о чем стоит помнить в уходе за изделием – его необходимо смазывать, чтобы избежать появления ржавчины. Ведь из-за ржавчины кататься на нем будет невозможно, и не всегда есть возможность заменить вышедшую из строя деталь.
  • При поломке лучше обращаться в специальные мастерские, поскольку только профессионал сможет вам помочь в подборе подходящей запасной детали к транспортному средству.
  • После прогулки на велосипеде в дождливую погоду стоит протирать его и цепь сухими салфетками, во избежание попадания влаги в места стыков, чтобы не было проблем в будущем.

Отзывы владельцев

Сейчас на сайтах часто можно встретить отзывы тех, кто использовал велосипед в 90-е годы. И все они говорят о положительном впечатлении от пользования транспортным средством.

Вот некоторые из отзывов.

  • Павел 43 года: «Сожалею, что данная модель велосипеда перестала выпускаться, поскольку она была надежной и качественной и помогла научиться ездить многим поколениям детей».
  • Семен 56 лет: «На велосипеде «Школьник» катаются уже мои внуки, единственная проблема в том, что при поломке невозможно найти оригинальные комплектующие, ведь они уже тоже не выпускаются. Во всем остальном велосипед работает идеально и по сей день».

Благодаря качественной сборке и проработке модели она представляла собой надежное и самое популярное транспортное средство для подростков.

Несмотря на то, что велосипед «Школьник» не превосходил по своим техническим характеристикам другие модели, он все равно являлся любимым двухколесным другом детей. Многие изделия сохранились до наших дней и до сих пор радуют детей.

Читайте также  Велосипед мерида детский

Сейчас можно встретить тюнингованные изделия, в которых заменено седло на более современное, установлен ручной тормоз на руль и изменен цвет велосипеда. Но тем не менее это остается все тот же велосипед «Школьник», о котором мечтал каждый ребенок советского времени.

О том, какие существуют особенности велосипедов «Школьник», смотрите в следующем видео.

Лучшие велосипеды времен СССР: Кама, Урал, Салют, Школьник, Орленок, Десна, Аист, Сура и другие

Двухколесный транспорт завоевал любовь людей еще в 18 веке. Он удобен, безопасен для экологии и позволяет держать себя в хорошей спортивной форме. До сих пор спросом пользуются велосипеды СССР: Кама, Урал, Салют, Школьник, Орленок, Десна, Аист, Сура и другие. Некоторые модели еще можно приобрести на аукционах.

  1. Особенности и преимущества
  2. Основные разновидности
  3. Детские
  4. Дорожные синглспиды
  5. Гоночные для дорог и шоссе
  6. Складные велосипеды
  7. Видео

Особенности и преимущества

Велосипеды СССР: Урал, Салют, Школьник, Орленок, Десна, Аист, Сура, Кама мало чем отличаются от современных:

  1. Рама выполнялась в трех разных видах: верхняя выпуклая или прямая, либо нижняя, расположенная под углом.
  2. Практически все модели оснащались багажником.
  3. Чтобы замедлить ход, нужно было прокрутить педали в обратную сторону.
  4. Подножки были редкостью.

Нижняя рама встречалась только в женских и подростковых моделях. На них было удобнее садиться.

Велосипеды советского производства по сравнению с современными имели некоторые преимущества. Они были надежнее, изготавливались из качественного металла, служили десятки лет. При этом отличались легким ходом и развивали хорошую скорость. Многие из них сегодня стали настоящей легендой.

Основные разновидности

В СССР выпускались велосипеды для детей и взрослых, дорожные и гоночные. Были даже складные модели.

Детские

Среди всех советских велосипедов выделяются детские модели. Они и сегодня популярны, а некоторые даже до сих пор производят:

  1. Самый распространенный в СССР подростковый велосипед — Школьник. Предназначался для детей от 10 до 12 лет. Но ребята катались на нем вплоть до 16 лет. Имел открытую раму, высокий руль (неудобный для низкого ребенка). Колеса 20 дюймов, тормоз ножной, барабанного типа. Вес 9 килограмм. Производили его с 1956 года по 1993 год.
  2. Бабочка — предназначался для детей от 4 до 7 лет. Имел 2 колеса, раму открытого типа, пластмассовое сиденье и руль, которые регулировались по высоте. Комплектация: небольшой багажник, громкий звонок. Главное достоинство — дутые колеса (12 дюймов) из качественной резины, которые обеспечивали плавный и мягкий ход.
  3. Дружок — велосипед с 2 большими и 2 маленькими колесами (их при желании можно было снять). Рассчитан на детей 3–5 лет. Сиденье мягкое, регулируется по высоте. Рама складная. Цепь скрыта за металлической планкой. Тормоза ручные, задние. На левой части руля находится звонок-пищалка. Педали сделаны из пластика, прорезинены. Есть багажник. Колеса (14 дюймов); шины из сплошной резины; тормоз задний, клещевого типа.
  4. Малыш — трехколесная модель для маленьких детей (от года до трех). Выпускается с 1962 года по настоящее время. Рама сварная, руль с рукоятками из пластмассы, сиденье жесткое, диаметр колеса 35 см.
  5. Кросс — спортивно-игровой велосипед, для детей 7–11 лет. Рама и руль сделаны из стали, 2 колеса (20 дюймов) с пневматическими покрышками. Выпускалось 2 модели: одна с задним ножным тормозом, другая — с передним ручным, клещевого типа.
  6. Мишка — двухколесная модель для детей 5–7 лет. Рама трубчатая, с высоким подъемом, сиденье мягкое, регулируется по высоте, колеса (12 дюймов) с пневматическими шинами, тормоз ножной задний, барабанного типа.
  7. Ветерок — велосипед-трансформер. Мог быть как двух, так и трехколесный. Предназначался для детей 3–7 лет. Выпускался с 1950 года. Руль у модели регулировался по высоте, колеса (24 дюйма) с покрышками из качественной резины. Тормоз задний ножной.

Сейчас старый велосипед Ветерок можно приобрести только на аукционах либо досках объявлений в интернете. Стоимость зависит от состояния: от 5 до 30 000 рублей.

Дорожные синглспиды

Дорожные велосипеды пользовались в СССР популярностью. Это были простые конструкции, созданные для катания по ровным поверхностям: грунтовым или асфальтированным.

  1. Велосипеды Орленок и Ласточка. Прогулочные модели, для детей от 7 лет и старше. Создавались по довоенным немецким образцам с 1949 года вплоть до 1993 года. У Ласточки рама открытого типа, у Орленка — закрытая. Колеса 24 дюйма, тормоз задний ножной. В комплекте металлические крылья, звонок, насос и даже инструменты для ремонта.
  2. Велосипеды Урал. Считаются одним из символов эпохи СССР. Предназначались для мужчин. Выпуск начался в 1965 году. Пользователи полюбили Урал за прочность, надежность. Характеристики: рама закрытого типа; колеса 28 дюймов. Изготавливался из стали. Вес 16 килограмм. Только сиденье и наконечники на рукоятках руля были сделаны из пластмассы. На переднем колесе располагался ручной тормоз, клещевого типа; на заднем — ножной. В комплекте были крылья из стали, трубчатый багажник и сумка, крепящаяся под раму, с набором инструментов для ремонта.
  3. Серия велосипедов Украина. Первая модель выпущена в 1926 году. Стандартные характеристики: рама закрытого типа, колеса 28 дюймов, передний тормоз — ручной, задний — ножной.
  4. Велосипеды Минск. Предназначались для прогулок по дорогам с любым покрытием, кроме бездорожья. Производились с 1956 по 1986 год. Характеристики: рама закрытого типа, колеса 28 дюймов, тормоз задний, ножной.
  5. Велосипеды Сура. Предназначались для прогулок по ровному покрытию. Производились с 1978 года и вплоть до развала СССР. Характеристики: стальная рама закрытого типа, тормоз ножной задний, колеса 28 дюймов.
  6. Дорожный велосипед Уралец. Предназначался для детей от 10 лет и старше, преимущественно для мальчиков. Подходил для активных прогулок по грунтовым, асфальтированным дорогам. Характеристики: стальная рама, колеса 24 дюйма, ножной задний тормоз.

Некоторые модели Урал дополнительно комплектовались насосом, подножкой, аптечкой и даже фарой с генератором электричества.

Гоночные для дорог и шоссе

Советский велосипед — это уже часть истории. В те времена, помимо дорожных и детских, выпускались гоночные, спортивные модели, используемые на соревнованиях всех уровней:

  1. Название велосипеда Москва 80 до сих пор известно многим. Эта модель считается одной из лучших в Стране Советов. Сконструирована специально для использования на соревнованиях мирового уровня. Впоследствии производилась по индивидуальным заказам известных гонщиков. Характеристики: рама из лимитированной стали, спортивный руль с удлиненным выносом, многоскоростной механизм, ручные тормоза, диаметр колеса 28 дюймов. При этом небольшой вес — чуть больше 8 килограмм.
  2. Профессионально-спортивный велосипед Тахион, производства Харьковского велозавода, выпускался с 1979 по 1992 год. За это время было изготовлено более 400 экземпляров. Предназначался для участия в гонках, причем как шоссейных, так и трековых. Характеристики: рама из стальных труб, размер колеса 28 дюймов, 6 скоростей, ручные тормоза, вес 9 килограмм.
  3. Велосипед Спутник считается туристическим вариантом. Производитель — Харьковский велозавод. Выпускался с 1961 по 1983 год. Характеристики: рама из стали, колеса 28 дюймов со стальными ободами, ручные тормоза. В зависимости от модели менялось количество скоростей: 3, 4, 8.
  4. Велосипед Турист предназначался для езды по асфальтированным дорогам. Базовые характеристики: стальная рама закрытого типа, ручные тормоза, колеса 28 дюймов. Выпускались модели с 1 скоростью и с 3.

Советскими велосипедами пользовались не только граждане СССР. Они поставлялись более чем в 30 стран.

Складные велосипеды

Складной велосипед в СССР считался самым дорогим, элитным вариантом. Людей привлекало то, что такие модели можно хранить в квартире. Да и подходили они как взрослым, так и детям:

  1. Велосипед Аист предназначался для прогулок по ровным поверхностям (асфальт, грунт). Отличался размеренностью хода. Рама была складная, с механическим фиксатором для сложенного положения. Колеса 20 дюймов, задний ножной тормоз. В комплекте у школьного варианта: багажник, сумка с инструментами, светоотражающие элементы.
  2. Велосипед Кама — самый популярный в истории СССР. Подходил для пользования взрослыми и подростками, для прогулок в городе и на природе, для легких туристических путешествий. Рама стальная, колеса 20 дюймов, задний ножной тормоз. В базовом комплекте были: крылья из металла, багажник, насос.
  3. Велосипед Салют: камера 24 дюйма, рама открытого типа, система складывания с литым замком, комбинированные тормоза. Не пользовался спросом из-за своих габаритов — он был громоздким даже в сложенном виде.
  4. Велосипед Десна: подходил для неспешных прогулок по ровному покрытию. В сложенном виде легко перевозился в общественном транспорте. Рама открытого типа, облегченная; колеса 20 дюймов; сиденье с пружинным каркасом. В комплекте багажник, сумка с инструментами, светоотражающие элементы, насос.
  5. Велосипед Эврика: рама открытого типа, мопедный руль, колеса 20 дюймов, ножной задний тормоз, сиденье с пружинным каркасом.

Отдельно нужно сказать о велосипеде Тиса. Его выпускал Львовский велозавод наряду с мотоциклами. Это отразилось на внешнем виде: мотоциклетная передняя вилка делала устройство внушительным, громоздким. Ездили на нем не только подростки, но и взрослые.

Сейчас многие люди с ностальгией вспоминают СССР и все его атрибуты. В частности, велосипеды. Удобные, прочные, простые в ремонте, они не доставляли хозяевам особых хлопот и долго служили.

Аист Кама Салют Десна Эврика Тиса

Видео