Детские велосипеды ссср

Детские велосипеды ссср

Велосипеды СССР

Велосипед из СССР «Школьник» 1978 года выпуска

Детский велосипед, ориентированный на мальчиков и девочек в возрасте до 10-11 лет, который предназначен для прогулочной езды по дорогам с асфальтированным или твёрдым грунтовым покрытиями. Это – один из самых популярных байков для маленьких велосипедистов, из когда-либо выпускаемых в Советские времена. Свою историю «Школьник» начал еще в 1950-х годах, а если быть точнее – в 1956 году: именно тогда стартовало его производство на мощностях Горьковского велосипедного завода. При этом стоит отметить, что ранние модели имели разделение на «мальчишечьи» и «девчачьи» (первые отличались рамой закрытого типа, у вторых же верхняя труба размещалась на более низком уровне), однако впоследствии сделали «универсальный вариант», который успешно выпускался до 1993 года.

Велосипед из СССР «Урал» 1980 года выпуска.

Спортивный Велосипед из СССР «Турист» 1988 года выпуска.

Велосипед из СССР «Спорт» 1972 года выпуска.

Производитель — Харьковский велосипедный завод имени В. И. Петровского.

Велосипед из СССР ПВЗ дамский.

Велосипед трехколесный из СССР ДКВ – 2«Ветерок».

Комбинированный велосипед ДКВ – 2 для детей от 4-х до 6-ти лет выпускался на Тульском велозаводе. Мог быстро переделываться из двухколёсного в трёхколёсный .

Устройство комбинированного велосипеда ДКВ – 2

— вилка – трубчатая, паянная;
— рама – изогнутая, из тонких труб, сварная;
— руль – жёсткофиксированный, сваренный вместе с выносом;
— колёса – стальные обода со сплошной тонкой резиной, в трёхколёсном варианте задний мост крепился в наконечники задней цепной вилки, правое колесо было ведущее с жёстким креплением к оси, левое колесо имело свободный ход;
— ведущая звезда – неразъёмная вместе с правым шатуном на шлицах;
— ведомая звезда – при двухколёсном варианте являлась правым фланцем на корпусе втулки колеса, при трёхколёсном варианте была закреплена неподвижно на ось моста;
— задняя втулка – глухая, без свободного хода, правый фланец являлся одновременно задней звездой;
— седло – детское, кожаное, регулируемое по высоте.

Технические данные велосипеда ДКВ – 2

— высота рамы – 400 мм;
— база – 730 мм;
— ширина велосипеда — 640 мм;
— ширина колеи в трёхколёсном варианте — 550 мм;
— размер колёс – 347 х 24 мм;
— передняя звезда – 28 зубьев;
— задняя звезда – 16 зубьев;
— цепь – ?;
— вес – в двухколёсном варианте 6,8 кг, в трёхколёсном 8,5 кг;
— максимальная нагрузка на велосипед – 50 кг.

Дополнительная комплектация

— колесо;
— задний мост;
— звонок;
— сумка с инструментами под седло.

Велосипед из СССР «Ветерок»

Велосипед из СССР «Левушка»

Велосипед из СССР «Малыш»

Велосипед из СССР «Весна» 1981 года выпуска.

Дорожный велосипед «Весна», модель В 801-03, со складной рамой для подростков выпускался на Атигском машзаводе недалеко от Свердловска. В СССР этот завод был одним из немногих, который выпускал велосипеды для подростков.

«Весна» предназначалась для поездок по любым типам дорог и отличалась довольно массивной рамой с трубой увеличенного диаметра, за счёт чего достигалась жёсткость конструкции велосипеда, особенно необходимая для складного варианта. Замок складывания рамы также отличался надёжностью и нестандартной конструкцией.

В отличии от других складных советских велосипедов, замок на «Весне» был штампованным. Руль также был штампованным с довольно большим выносом. Седло имело наполовину жёсткий каркас, покрытый мягким кожзаменителем.

Велосипед с завода оборудовался багажником и защитой цепи, а также подседельной сумкой с набором инструментов, насосом со шлангом и катафотами на спицах колеса и переднем крыле.

Технические характеристики велосипеда В 801-03 «Весна»

— База велосипеда (расстояние между центрами втулок колёс) — 975 мм;

— Высота рамы (расстояние между центром каретки и верхней частью подседельной трубы) — 460 мм;

— Размер шин — 533 х 37 мм (24? х 1,1/2?);

— Число зубьев передней звезды — 44;

— Число зубьев задней звезды — 19;

— Руль — поворотный с большим выносом.

— Втулка заднего колеса — тормозная со свободным ходом;

— Шаг велосипеда — 4,44 м;

— Габариты велосипеда в сложенном состоянии — 350 х 900 х 850 мм;

— Вес велосипеда (без дополнительного оборудования и принадлежностей) — 12,5 кг.

Легендарные советские велосипеды для детей

Несмотря на большое количество детских моделей, велосипед был не у каждого. Кто-то учился ездить на велосипеде соседа или старшего брата, другие — сразу начинали ездить на велике для взрослых, продев ногу сквозь раму. Но в СССР существовало не мало моделей велосипедов для любого поколения.

Для самых маленьких

Трёхколёсные модели были почти в каждом детском саду. Одна из них — «ВД-2». Производился «ВД-2» в Саратове, но поставлялся во многие республики. Покататься на таком чуде хотели многие, поэтому сиденье быстро отламывалось, так как крепилось на тонком металлическом креплении. Зато велосипед с лёгкостью превращался в устойчивый самокат. Мне неоднократно приходилось участвовать в таких заездах в детском саду… У соседки была модель трёхколёсного велосипеда «Д-2», которую я больше нигде не встречал: он был большим, достаточно массивным, а педали располагались не на переднем колесе, а как у «взрослой техники — под сиденьем. Данная модель имела цепную передачу на задние колёса. Чуть позже появился «Гном-4» — техника для малышей. Первых трёх версий никто не видел.

Для дошкольников

Одна из самых известных моделей — «Зайка». Мне достался «Зайка», найденный в каком-то подвале. В пять лет я сел на него и поехал (без вспомогательных колёс, которых, естественно, в комплекте не оказалось)… Ездить со вспомогательными колёсами считалось признаком детства. Такие колёса быстро снимались владельцем «Зайки», чтобы его не дразнили. Позже появились модели с ручными тормозами, пластиковыми колсами и даже фарами.

У друга детства был велосипед «Бабочка» — предмет зависти. Здесь было всё, как в настоящей взрослой велотехнике — звонок, ручной тормоз, накачивающиеся колёса. Друг рассказывал, что иногда отец накачивал ему колёса газом, после чего можно было взлететь на несколько метров, подпрыгнув на небольшом бугорке. Естественно, я ему верил… «Бабочка» производилась в 60-70-хх годах, а сохранившиеся экземпляры уже превратились в антиквариат, за который коллекционеры дают достаточно большие суммы. Некоторые также могут вспомнить похожего на «Бабочку» «Мишку».

Для школьников

Самая известная модель — «Орлёнок». Его производили в Литовской ССР, начиная с 50-хх. «Орлёнок» рассчитан на детей от семи до четырнадцати лет и является переходным звеном между детскими велосипедами и моделями для взрослых. Конструкция была очень прочной: экземпляры, произведенные в 60-хх, успешно эксплуатировались и в начале 90-хх! «Ласточка» — модель «Орлёнка» для девочек. Мой одноклассник несколько модернизировал «Орлёнка», вставив в шины вместо камер резиновые шланги. Ездить было жестковато, но велосипед стал бессмертным.

В 1956 году начал выпускаться «Школьник» — велосипед для детей 11-12 лет. Ранее завод выпускал детские автомобили на педалях, а в годы войны перешёл на производство мин. Кроме СССР, «Школьник» продавался в страны социалистического лагеря. Модель выпускалась почти 40 лет — до 1993 года. Дизайн более нового «Салюта» сильно похож на «Школьника», за исключением того, что «Салют» был складным.

Помимо велотехники предназначенной именно для детей, существовали складные модели, которые из-за своего небольшого размера, позволяли кататься на них детям. Например, популярнейший «Аист». Производство данной марки началось в далёком 1947 году, а уже через три года с конвейера сошёл 100-тысячный велосипед! Соответственно до 80-90-хх годов дошли десятки миллионов! Удобная регулировка высоты сиденья и руля (без набора ключей) позволяла быстро подготовить «Аист» к поездке. Главное, уметь держать равновесие. Гораздо позже, в 70-хх появились аналоги «Аиста» — «Тиса», «Кама», «Десна» — складная техника с похожей конструкцией.

Лучшие велосипеды времен СССР: Кама, Урал, Салют, Школьник, Орленок, Десна, Аист, Сура и другие

Двухколесный транспорт завоевал любовь людей еще в 18 веке. Он удобен, безопасен для экологии и позволяет держать себя в хорошей спортивной форме. До сих пор спросом пользуются велосипеды СССР: Кама, Урал, Салют, Школьник, Орленок, Десна, Аист, Сура и другие. Некоторые модели еще можно приобрести на аукционах.

  1. Особенности и преимущества
  2. Основные разновидности
  3. Детские
  4. Дорожные синглспиды
  5. Гоночные для дорог и шоссе
  6. Складные велосипеды
  7. Видео
Читайте также  Велосипед мерида детский

Особенности и преимущества

Велосипеды СССР: Урал, Салют, Школьник, Орленок, Десна, Аист, Сура, Кама мало чем отличаются от современных:

  1. Рама выполнялась в трех разных видах: верхняя выпуклая или прямая, либо нижняя, расположенная под углом.
  2. Практически все модели оснащались багажником.
  3. Чтобы замедлить ход, нужно было прокрутить педали в обратную сторону.
  4. Подножки были редкостью.

Нижняя рама встречалась только в женских и подростковых моделях. На них было удобнее садиться.

Велосипеды советского производства по сравнению с современными имели некоторые преимущества. Они были надежнее, изготавливались из качественного металла, служили десятки лет. При этом отличались легким ходом и развивали хорошую скорость. Многие из них сегодня стали настоящей легендой.

Основные разновидности

В СССР выпускались велосипеды для детей и взрослых, дорожные и гоночные. Были даже складные модели.

Детские

Среди всех советских велосипедов выделяются детские модели. Они и сегодня популярны, а некоторые даже до сих пор производят:

  1. Самый распространенный в СССР подростковый велосипед — Школьник. Предназначался для детей от 10 до 12 лет. Но ребята катались на нем вплоть до 16 лет. Имел открытую раму, высокий руль (неудобный для низкого ребенка). Колеса 20 дюймов, тормоз ножной, барабанного типа. Вес 9 килограмм. Производили его с 1956 года по 1993 год.
  2. Бабочка — предназначался для детей от 4 до 7 лет. Имел 2 колеса, раму открытого типа, пластмассовое сиденье и руль, которые регулировались по высоте. Комплектация: небольшой багажник, громкий звонок. Главное достоинство — дутые колеса (12 дюймов) из качественной резины, которые обеспечивали плавный и мягкий ход.
  3. Дружок — велосипед с 2 большими и 2 маленькими колесами (их при желании можно было снять). Рассчитан на детей 3–5 лет. Сиденье мягкое, регулируется по высоте. Рама складная. Цепь скрыта за металлической планкой. Тормоза ручные, задние. На левой части руля находится звонок-пищалка. Педали сделаны из пластика, прорезинены. Есть багажник. Колеса (14 дюймов); шины из сплошной резины; тормоз задний, клещевого типа.
  4. Малыш — трехколесная модель для маленьких детей (от года до трех). Выпускается с 1962 года по настоящее время. Рама сварная, руль с рукоятками из пластмассы, сиденье жесткое, диаметр колеса 35 см.
  5. Кросс — спортивно-игровой велосипед, для детей 7–11 лет. Рама и руль сделаны из стали, 2 колеса (20 дюймов) с пневматическими покрышками. Выпускалось 2 модели: одна с задним ножным тормозом, другая — с передним ручным, клещевого типа.
  6. Мишка — двухколесная модель для детей 5–7 лет. Рама трубчатая, с высоким подъемом, сиденье мягкое, регулируется по высоте, колеса (12 дюймов) с пневматическими шинами, тормоз ножной задний, барабанного типа.
  7. Ветерок — велосипед-трансформер. Мог быть как двух, так и трехколесный. Предназначался для детей 3–7 лет. Выпускался с 1950 года. Руль у модели регулировался по высоте, колеса (24 дюйма) с покрышками из качественной резины. Тормоз задний ножной.

Сейчас старый велосипед Ветерок можно приобрести только на аукционах либо досках объявлений в интернете. Стоимость зависит от состояния: от 5 до 30 000 рублей.

Дорожные синглспиды

Дорожные велосипеды пользовались в СССР популярностью. Это были простые конструкции, созданные для катания по ровным поверхностям: грунтовым или асфальтированным.

  1. Велосипеды Орленок и Ласточка. Прогулочные модели, для детей от 7 лет и старше. Создавались по довоенным немецким образцам с 1949 года вплоть до 1993 года. У Ласточки рама открытого типа, у Орленка — закрытая. Колеса 24 дюйма, тормоз задний ножной. В комплекте металлические крылья, звонок, насос и даже инструменты для ремонта.
  2. Велосипеды Урал. Считаются одним из символов эпохи СССР. Предназначались для мужчин. Выпуск начался в 1965 году. Пользователи полюбили Урал за прочность, надежность. Характеристики: рама закрытого типа; колеса 28 дюймов. Изготавливался из стали. Вес 16 килограмм. Только сиденье и наконечники на рукоятках руля были сделаны из пластмассы. На переднем колесе располагался ручной тормоз, клещевого типа; на заднем — ножной. В комплекте были крылья из стали, трубчатый багажник и сумка, крепящаяся под раму, с набором инструментов для ремонта.
  3. Серия велосипедов Украина. Первая модель выпущена в 1926 году. Стандартные характеристики: рама закрытого типа, колеса 28 дюймов, передний тормоз — ручной, задний — ножной.
  4. Велосипеды Минск. Предназначались для прогулок по дорогам с любым покрытием, кроме бездорожья. Производились с 1956 по 1986 год. Характеристики: рама закрытого типа, колеса 28 дюймов, тормоз задний, ножной.
  5. Велосипеды Сура. Предназначались для прогулок по ровному покрытию. Производились с 1978 года и вплоть до развала СССР. Характеристики: стальная рама закрытого типа, тормоз ножной задний, колеса 28 дюймов.
  6. Дорожный велосипед Уралец. Предназначался для детей от 10 лет и старше, преимущественно для мальчиков. Подходил для активных прогулок по грунтовым, асфальтированным дорогам. Характеристики: стальная рама, колеса 24 дюйма, ножной задний тормоз.

Некоторые модели Урал дополнительно комплектовались насосом, подножкой, аптечкой и даже фарой с генератором электричества.

Гоночные для дорог и шоссе

Советский велосипед — это уже часть истории. В те времена, помимо дорожных и детских, выпускались гоночные, спортивные модели, используемые на соревнованиях всех уровней:

  1. Название велосипеда Москва 80 до сих пор известно многим. Эта модель считается одной из лучших в Стране Советов. Сконструирована специально для использования на соревнованиях мирового уровня. Впоследствии производилась по индивидуальным заказам известных гонщиков. Характеристики: рама из лимитированной стали, спортивный руль с удлиненным выносом, многоскоростной механизм, ручные тормоза, диаметр колеса 28 дюймов. При этом небольшой вес — чуть больше 8 килограмм.
  2. Профессионально-спортивный велосипед Тахион, производства Харьковского велозавода, выпускался с 1979 по 1992 год. За это время было изготовлено более 400 экземпляров. Предназначался для участия в гонках, причем как шоссейных, так и трековых. Характеристики: рама из стальных труб, размер колеса 28 дюймов, 6 скоростей, ручные тормоза, вес 9 килограмм.
  3. Велосипед Спутник считается туристическим вариантом. Производитель — Харьковский велозавод. Выпускался с 1961 по 1983 год. Характеристики: рама из стали, колеса 28 дюймов со стальными ободами, ручные тормоза. В зависимости от модели менялось количество скоростей: 3, 4, 8.
  4. Велосипед Турист предназначался для езды по асфальтированным дорогам. Базовые характеристики: стальная рама закрытого типа, ручные тормоза, колеса 28 дюймов. Выпускались модели с 1 скоростью и с 3.

Советскими велосипедами пользовались не только граждане СССР. Они поставлялись более чем в 30 стран.

Складные велосипеды

Складной велосипед в СССР считался самым дорогим, элитным вариантом. Людей привлекало то, что такие модели можно хранить в квартире. Да и подходили они как взрослым, так и детям:

  1. Велосипед Аист предназначался для прогулок по ровным поверхностям (асфальт, грунт). Отличался размеренностью хода. Рама была складная, с механическим фиксатором для сложенного положения. Колеса 20 дюймов, задний ножной тормоз. В комплекте у школьного варианта: багажник, сумка с инструментами, светоотражающие элементы.
  2. Велосипед Кама — самый популярный в истории СССР. Подходил для пользования взрослыми и подростками, для прогулок в городе и на природе, для легких туристических путешествий. Рама стальная, колеса 20 дюймов, задний ножной тормоз. В базовом комплекте были: крылья из металла, багажник, насос.
  3. Велосипед Салют: камера 24 дюйма, рама открытого типа, система складывания с литым замком, комбинированные тормоза. Не пользовался спросом из-за своих габаритов — он был громоздким даже в сложенном виде.
  4. Велосипед Десна: подходил для неспешных прогулок по ровному покрытию. В сложенном виде легко перевозился в общественном транспорте. Рама открытого типа, облегченная; колеса 20 дюймов; сиденье с пружинным каркасом. В комплекте багажник, сумка с инструментами, светоотражающие элементы, насос.
  5. Велосипед Эврика: рама открытого типа, мопедный руль, колеса 20 дюймов, ножной задний тормоз, сиденье с пружинным каркасом.
Читайте также  Детский велосипед рост

Отдельно нужно сказать о велосипеде Тиса. Его выпускал Львовский велозавод наряду с мотоциклами. Это отразилось на внешнем виде: мотоциклетная передняя вилка делала устройство внушительным, громоздким. Ездили на нем не только подростки, но и взрослые.

Сейчас многие люди с ностальгией вспоминают СССР и все его атрибуты. В частности, велосипеды. Удобные, прочные, простые в ремонте, они не доставляли хозяевам особых хлопот и долго служили.

Аист Кама Салют Десна Эврика Тиса

Видео


На каких велосипедах ездили взрослые и дети в СССР

Если сейчас от разнообразия марок и видов исполнения велосипедов рябит в глазах, то в советское время все было не так. Основная масса советских велосипедистов пользовались обычными односкоростными моделями дорожных велосипедов. Среди взрослых самыми популярными были: “Урал”, “Минск”, “Украина” и “Десна”. У детей были: “Орленок”, “Школьник”. Среди складных моделей выделялись “Салют” и “Аист”.

  1. Взрослые велосипеды с 28” колесами
  2. Велосипеды для подрастающего поколения
  3. Складные велосипеды
  4. Детские трехколесные велосипеды
  5. Спортивные и туристические модели

Взрослые велосипеды с 28” колесами

Интересно, что, за почти полувековую послевоенную историю конструкция советских дорожных велосипедов практически не изменилась.

Менялась форма руля, манера исполнения сидений, форма колесного обода, но, в общем, это был все тот же советский дорожный велосипед. Даже запчасти были взаимозаменяемыми. Поэтому, часто можно было увидеть старые модели с какими-то новыми “вставками”.

Чаще всего это были новые колеса или крылья. Менялись также педали или седло. Происходило это не так часто, ведь качество исполнения советских двухколесных машин было на очень высоком уровне. Правда, ближе к 80-м, стали изготавливать крылья из более тонкого и непрочного материала, хуже стали педали.

По мнению многих велосипедистов, самым комфортным для езды был велосипед производства Минского мотовелосипедного завода. В плане надежности в эксплуатации лучшим считался “Урал”. А вот велосипеды производства ХВЗ, которые до 70-х годов считались одними из лучших, в последующие годы сильно сдали в плане качества изготовления и стали менее популярными у любителей “крутить педали”. Это было тем более удивительно, ведь по цене они были на 10-15 рублей дороже белорусских.

Из компоновки можно было отметить, что все они были довольно похожими внешне. Тонкая рама, пара полноценных крыльев, обязательный багажник и вес в районе 15 кг. Велосипеды с колесами размером 28” были самыми распространенными, можно сказать, что их количество было гораздо большим, чем дамские и складные (20”, 24” и 26”) вместе взятые. Большой размер колес позволял комфортно чувствовать себя в любых погодных условиях, при разных дорожных покрытиях и при езде на расстояние в несколько километров. Проблемы начинались только при затяжных подъемах. Здесь была бы очень кстати функция переключения передач (что такое редуктор с планетарным переключением передач у дорожных велосипедов в нашей стране никто даже и не знал). В таких случаях велосипедист спешивался и шел, наслаждаясь окружающим пейзажем.

Велосипед «Урал»

При движении по ровной дороге средняя скорость движения, обычно, составляла 20 км/ч. Некоторые разгонялись до 25-30 км/ч, но такую скорость поддерживать долгое время было невозможно (да, и спидометров на велосипедах в то время не было). Другое дело — ехать с горки! Это было мечтой каждого велосипедиста, так же, как и езда по ветру.

Все тормозные системы были ножной барабанной конструкции (движение педалей назад), что было очень удобно и интуитивно понятно. Проблемы начинались в тот момент, когда спадала цепь, на которой и была поставлена вся конструкция. Было много случаев, когда при спуске с горы, спавшая цепь приводила к серьезным травмам велосипедиста и даже смертельным исходам. Также отличались по количеству зубьев задние звездочки (обычно, 17 или 19), что при большем числе давало возможность более легкого хода. А вот в “Минске” устанавливалась передняя звездочка с 46 зубьями вместо привычных 48. Если к этому добавить улучшенную конструкцию каретки, то становится понятным, почему эти велосипеды считались лучшими в ходу.

Такие аксессуары, как спидометры, зеркала и подножки не входили в заводскую комплектацию. Но, то что касается последних, их часто можно было приобрести отдельно и установить. Так “железный конь” приобретал более благородный вид, да и решалась проблема с парковкой в пустынном месте, где было не к чему прислонить свой транспорт.

Велосипеды для подрастающего поколения

Обычно, это были модели с размером колес от 20” до 24”, более низкой рамой, или скошенной, как у “дамки”. Это делалось из соображений безопасности, так как подростки, только постигающие азы вождения, чаще падали или теряли равновесие. Также из-за меньшего роста, непрямая посадка была для них более приемлемой.

Одним из самых популярных был “Школьник”, предназначенный для детей 10-13 лет, который начали выпускать еще в далеком 1956 году и перестали только с развалом Союза. Он имел 20-дюймовые колеса и открытую раму, хороший запас регулировки руля и защитный щиток для цепи. Это было очень актуально для подростка, ведь штанина, попавшая в цепь могла вызвать состояние глубокого шока и привести к травмам. Весил он около 10 кг и считался очень надежным транспортным средством.

Детям постарше, обычно, покупали “Орленок” литовского производства, который имел оригинально изогнутую раму и 24-дюймовые колеса. Двухцветное исполнение седла, простая форма руля и качественная сборка делали его неизменным другом детей во время летних каникул.

Складные велосипеды

Особой категорией велосипедов были складные дорожные. Они компоновались колесами размером 20” (“Аист”) или 24” (“Салют”).

Их универсальность была в том, что на них могли ездить все, от мала до велика. Дети установив минимальный подъем седла и руля, начинали ездить на удобном (без рамы) велосипеде. По мере роста, и то, и другое можно было регулировать почти до бесконечности. Женский пол также любил этот транспорт из-за отсутствия рамы и удобства посадки-высадки. Некоторые мужчины предпочитали такой велосипед по причине его разборной конструкции. Без проблем его можно было сложить и отправить в багажник автомобиля или вагон электрички. Особенно, это относилось к имеющему совсем скромные размеры “Аисту”. Конечно, длительные поездки на таком транспорте были некомфортными и утомительными. Он был скорее предназначен для близкого подъезда.

“Аисты” начали выпускаться почти сразу после войны (в 1947 году), но, и сейчас еще в строю и пользуются заслуженным уважением и спросом.

А вот велосипеды марки “Салют” выпускаются и сейчас. Как и в те времена, кроме привычной складной модели, есть такая же с нескладной рамой и с большими колесами (26 или 28-дюймовыми). Особенностью этой модели был очень удобный, красиво изогнутый руль. Пользовался огромным спросом в селах и поселках.

Если на Украине и в Белоруссии больше любили эти марки складных велосипедов, то в России отдавали предпочтение “Каме”. Велосипед с яркой окраской был мечтой продвинутой молодежи. Не удивительно, что на эту марку одними из первых стали устанавливать зеркала, свет и различные аксессуары. Он был очень выносливым и с хорошей проходимостью на маленьких колесах.

Детские трехколесные велосипеды

Совсем маленьких детей учить езде даже на подростковом велосипеде было невозможно и, даже опасно. Поэтому, трехколесные велосипеды с прямым приводом на колесо были излюбленным транспортом всех детей Советского Союза.

Трехколесный велосипед из СССР

Несмотря на простую конструкцию, они были очень надежными и долговечными и часто передавались в семье от старшего к младшему, или к соседям. Ни руль, не седло здесь не регулировались, переднее, приводное, колесо было немного большего диаметра, была также задняя осевая балка рамы. На таком транспорте выросло не одно поколение советских детей, некоторые продолжали ездить на них даже когда вырастали (становясь на подножку сзади и отталкиваясь второй ногой от земли).

Спортивные и туристические модели

Выпуск был очень ограниченным, особенно, для моделей, предназначенных для профессионального спорта. Основные: “Турист”, “Спутник”, “Тахион” и “Москва-80”, выпущенный специально к московской олимпиаде.

Сразу стоит отметить, что если дорожные велосипеды, выпущенные на Харьковском велозаводе (ХВЗ) вызывали заслуженные нарекания, то спортивные модели украинского производства были всегда на высоте. Все завершилось тем, что выпуск специализированных спортивных велосипедов был полностью доверен этому заводу.

Читайте также  Детский велосипед красной

ХВЗ Старт Шоссе Москва 80

Лебединой песней стал, конечно же, “Москва-80”. Предназначенный для спортивных гонок, всего 8-ми килограммового веса в сочетании с неимоверной выносливостью — о таком “велике” любители такого вида транспорта могли только мечтать. Интересно, что и другой ряд моделей, выпущенных заводом к олимпиаде всегда считался наилучшим вариантом спортивного велосипеда. У многих такие марки стоят дома как реликвия, но, не меньшее количество продолжает ездить по нашим дорогам и почти сорок лет спустя, подтверждая качество изготовления.

Совсем другого качества был “Турист”, выпускавшийся на том же заводе. Отличавшийся внешне лишь обычным рулем (в отличии от загнутого “бараньего” у спортивной модели), в эксплуатации 4-скоростная модель вызывала лишь разочарования. Плохо выполненная система переключения передач часто подводила, невысокого качества были и другие комплектующие. Неудивительно, что несмотря на заметно большие объемы производства, таких моделей, в отличии от “олимпийских” уже не встретишь на наших дорогах. Он был гораздо ближе к дорожнику, компоновался обычными крыльями, багажником и подсумком для инструментов.

“Тахион” был специальным шоссейным велосипедом, который можно сравнить с современными гоночными. Из-за своей дороговизны (некоторые детали были импортного производства) он был незнаком большинству велолюбителей Союза. Был доступен только для элитных владельцев.

“Спутник” — был промежуточным вариантом между спортивной и туристической моделями. Имел изогнутый руль и хороший накат, позволяющий “выжать” из него до 35 км/ч. Седло при этом было обычного, дорожного типа. Был также недешевым по цене, но, имел расширенный комплект поставки: зеркало, насос и набор инструментов.

Особенностями таких моделей, в целом, была система переключения передач и отсутствие, по этой причине, барабанных тормозов. Тормозная система была ободного типа, как на переднем, так и на заднем колесе.

«Турист»

Многие из моделей советского периода до сих пор можно встретить на наших дорогах (причем, некоторые — еще в заводской компоновке). Нередко также встречаются объявления о продаже такой техники в интернете. Все это на практике подтверждает качество и популярность советских велосипедов. Для кого-то еще это — ностальгия по времени, “когда мы были молоды”.

7 добротных советских велосипедов, которые сегодня вспоминаются с ностальгией

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. «Аист»

Модель детского (подросткового) велосипеда от Минского мотовелозавода, который был основан почти сразу после Второй мировой войны в 1947 году. Конструкция «Аистов» была похожа на конструкции еще нескольких подростковых велосипедов, выпускавшихся в Советском Союзе. Главной фишкой многих велосипедов данной модели была возможность складывания транспортного средства пополам. Выпускаются данные велосипеды, пускай и в серьезно обновленном виде по сей день.

2. «Турист»

Еще один советский бренд, который существует по сей день. Делали и делают велосипеды марки «Турист» на Харьковском велосипедном заводе. Основано предприятие было после Гражданской войны и проведения национализации предприятий в 1923 году. «Турист» является «взрослой» спортивной моделью велосипеда. Уже в советские времена у них были переключающиеся передачи.

3. «Школьник»

Название велосипеда говорит само за себя. Выпускались данные велики для детей среднего и старшего школьного возраста. Производством занимался Горьковский велосипедный завод. В отличие от «Аиста», рама у «Школьника» пополам не складывалась, что не позволяло так легко возить его с собой, например на дачу. Горьковский завод начал выпуск велосипедов в 1940-х годах, а конкретно эта модель производилась с 1956 по 1996 год.

4. «Урал»

Велосипед для взрослых от Пермского машиностроительного завода. Следует отметить, что это далеко не единственная модель, но одна из самых известных среди тех, что выпускал ПМЗ. Транспортное средство относили к категории тяжелых дорожных велосипедов. Многие граждане не без основатель считали «Урал» лучшим велосипедом в Советском Союзе и вершиной конструкторской мысли в данном направлении.

5. «Эрелюкас»

Отличные велосипеды делали и в советской Прибалтике. Например, велосипед «Эрелюкас» («Орленок» в переводе с литовского) выпускал Шяуляйский велосипедно-моторный завод, основанный в 1948 году. Любопытно, что создали предприятие благодаря немецким станкам, которые были вывезены из Германии в качестве репараций после окончания Второй мировой войны.

6. «Спутник»

Еще один замечательный велосипед от Харьковского велосипедного завода. Правда выпускался спортивный велик совсем недолго с 1964 по 1968 год. Случилось так во многом по причине того, что на линии «Спутники» сменили более совершенные модели. Спортивные велосипеды в СССР производились недолго и часто менялись, так как постоянно становились все лучше.

7. «Кама»

Детский велосипед, который похож на минский «Аист». В действительности такие велосипеды делал еще и Пермский машиностроительный завод. Уже после распада Советского Союза модель будет выпускаться под брендом «Велта», а спустя некоторое время канет в небытие. Просуществовал завод с 1939 по 2006 год.

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про то, как обустроить гараж и организовать эргономичное хранение , чтобы все было под рукой.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

17 советских велосипедов, на которых все мы когда-то катались

Мы катались как могли…

«Кама». Бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ), который позже назывался «Велтой», а ныне – это бренд Forward, прямой наследник «Камы». Завод существовал с 1939 по 2006 год.

Велосипед для взрослых МВЗ В-128 «Дружба выпускался на Минском велосипедном заводе.

«Аист». Бренд Минского мотовелозавода (ММВЗ), основанного в 1947 году. Что интересно, ММВЗ существует по сей день и прекрасно производит современные велосипеды под тем же брендом – Aist, просто находится уже в другой стране, Беларуси.

Велосипед для взрослых дорожный ХВЗ 111–441 “Украина” изготавливался на велозаводе имени В. И. Петровского в г. Харькове.

Складной велосипед для подростков ЛВЗ 172-121 “Эврика-2” выпускался на Львовском мопедном заводе. Особенностью этой модели была рама с шарнирами, складывающаяся в продольной плоскости и амортизатор передней вилки.

«Турист». Бренд Харьковского велосипедного завода. Основан завод в 1923 году и существует по сей день, производя велосипеды «Украина», Tiger, Junior и ряд других.

«Школьник». Бренд Горьковского велосипедного завода, входящего в объединение ГАЗ. Предназначались «Школьники» для детей школьного возраста (как нетрудно догадаться по названию) и производились с 1956 по 1996 год. Сам завод делал велосипеды с 1940-го.

«Урал».
Ещё один бренд Пермского машиностроительного завода (ПМЗ). Но если «Кама» была складным велосипедом, то «Урал» представлял собой почти вершину советского велостроения, тяжёлый дорожный велосипед.

«Тахион». Про этот велосипед простой советский человек знал немного. «Тахион» был брендом Харьковского велосипедного завода, под которым производились профессиональные шоссейные и трековые велосипеды для спортсменов (с 1981 по 1992 год).

«Орлёнок». Аналог горьковского «Школьника», только производившийся на Минском мотовелозаводе, а позже – ещё и Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ).

«Спутник». выпускавшийся на Харьковском велозаводе велосипед для взрослых.

«Москва-80». Крутейший и самый легендарный советский трековый велосипед, выпущенный в количестве 52 штук в 1978-1980 годах аккурат к Олимпиаде. Все работы – и конструкторские, и производственные – велись в Центральном конструкторско-технологическом бюро велостроения, а позже в Харькове начали делать «Тахионы», основанные на «Москве-80».

«Ласточка» — параллельная «Орлёнку» модель для девочек с «ломаной» рамой. Производилась на ММВЗ, ШМВЗ, ХВЗ.

Детский велосипед „Бабочка“ выпускался в г. Узловая (Тульская область). Предназначен был для детей от 4 до 7 лет. Был аналогом велосипеда КВД, выпускавшимся на заводе им. Кирова.

Детский трёхколёсный велосипед “Спарите” (“Стрекоза”) с цепным приводом производился на заводе приводных цепей в городе Даугавпилс Латвийской ССР.

Женский велосипед ЗИФ В-21В изготавливался на ПО имени Фрунзе в г. Пенза.